Лондонская академия наук считает что люди этой профессии должны обладать мудростью философа

Опубликовано: 03.05.2024


Отборочный бой: «Аско-Петербург», Санкт-Петербург против «Ксимекс-тур», Одесса

Вопрос 1

Араьы говорят, что он знает сотое имя Аллаха. Поэтому у него такой надменный вид. Кто он?

Отвечает Елена Михайлик (команда «Ксимэкс-тур»): Верблюд

Вопрос 2

Почему Агата Кристи считала, что лучший муж, которого может желать женщина — это археолог.

Отвечает Елена Михайлик (команда «Ксимэкс-тур»): Они любят древности

Верный ответ: Чем жена старше, тем лучше

Вопрос 3

Как по-японски «длинные волны в борту»?

Отвечает Ольга Берёзкина (команда «Аско-Петербурга»): Цунами

Вопрос 4

Какой головной убор носили русские солдаты, которые заготавливали корм для лошадей?

Фальстарт команды «Аско-Петербурга»

Отвечает Елена Михайлик (команда «Ксимэкс-тур»): Фуражки

Победа команды Одессы

Бой за место в Высшей лиге: Днепропетровск против «Ксимекс-тур», Одесса

Вопрос 1

С XV века в Англии земельное наследство стали получать только старшие сыновья. А младшим ничего не оставалось, как заниматься собственным образованием. Как стали называть младших сыновей — крупных землевладельцев?

Отвечает Сергей Антоненко (команда Днепропетровска): Снобы

Вопрос переносится на следующий бой.

Вопрос 2

Впервые монокли появились в Пруссии, а в середине XIX века стали очень популярны и в России. В каком году монокли окончательно вышли из моды в России?

Отвечает команда «Ксимэкс-тур»: в 1914 году, после начала Первой мировой

Вопрос 3

Назовите личное имя Цезаря?

Отвечает Елена Михайлик (команда «Ксимэкс-тур»): Гай

Победа команды Одессы

Бой за звание чемпиона: «Астробанк» против «Ксимекс-тур», Одесса

Вопрос 1

С XV века в Англии земельное наследство стали получать только старшие сыновья. А младшим ничего не оставалось, как заниматься собственным образованием. Как стали называть младших сыновей — крупных землевладельцев?

Отвечает Елена Михайлик (команда «Ксимэкс-тур»): Юниоры

Отвечает Алексей Вавилов (команда «Астробанка»): Эсквайры

Верный ответ: Джентльмены

Вопрос 2

Когда у профессора медицины Шлейха в шутку спросили, не напоминает ли ему профессия медика роль железнодорожного проводника, сопровождающего пассажиров в их путешествие на тот свет, Шлейх ответил, что в поездке он отводит себе другую роль. Какую?

Отвечает команда «Ксимэкс-тур»: Тормоза

Вопрос 3

Лондонская академия наук считает, что люди этой профессии должны обладать мудростью философа, тонкостью дипломата и ловкостью жонглёра. Назовите профессию этих людей.

Отвечает команда «Ксимэкс-тур»: Офицанты

Вопрос 4

«Красавчик», «раб Аллаха всемилостивого», «сын учёного мудреца». Скажите всё это по-арабски.

Отвечает Андрей Алексеев-Попов (команда «Ксимэкс-тур»): Абдулла

Отвечает Александр Друзь (команда «Астробанка»): Абу али ибн Синна

Верный ответ: Гассан Абдурахман ибн Хоттаб, он же старик Хоттабыч

Вопрос 5

Спойте популярную песенку про одного героя, который является маленькой птичкой семейства вьюрковых с одной стороны, и телёнком северного оленя в возрасте до месяца.

Фальстарт команды «Ксимэкс-тур»

Отвечает Александр Друзь (команда «Астробанка»): Чижик-пыжик

Вопрос 6

Этот жест означает в Англии цифру «пять», в Италии — цифру «один», в Греции он означает «заткнись». А что он означает у нас?

Отвечает Михаил Бас (команда «Астробанка»): Большой палец, одобрение

Вопрос 7

В память о каком событии в старину в Европе каждый год 29 декабря детей будили плетью?

Отвечает Александр Друзь (команда «Астробанка»): В память об избиении младенцев царём-иродом

Вопрос 8

Что должен был сделать русский воин перед тем, как очертя голову броситься в бой?

Фальстарт команды «Ксимэкс-тур»

Отвечает Михаил Бас (команда «Астробанка»): Очертить круг мечом над головой

Вопрос 9

Один из послов подарил египетскому фараону приспособление, которое представляло собой свечу с прикреплённым к ней шариком, а под свечой помещалась металлическая чаша. Во что превратилось это приспособление в наши дни?

Лондонская академия наук считает, что люди этой профессии должны обладать мудростью философа, тонкостью дипломата и ловкостью жонглёра. Назовите профессию этих людей.

соединяют во себе таланты

философа, и дипломата, и жонглера:

они могли бы преуспеть и в каждой, из которых

жонглер, пожалуй, что эффектней всех,

но выбрали себе пути из тех,

что с трудностью сопряжены.

заслуживают все официанты похвалы.

Это ОФИЦИАНТЫ, вестимо. Хотя хочется ответить и президент;)

Дословно это высказывание я слышал по отношению к одной профессии.

Оно даже считается в некотором роде правилом или заповедью.

Это профессия: официант.

Однако, в вопросе 9 букв, а у меня тольков 8.. (удивлен, ответ явно верен).

Поэтому жду правильного ответ на данный ворос.

Скорее всего, речь идет об ОФИЦИАНТАХ. Люди именно этой профессии должны быть и мудрыми, и дипломатичными, и ловкими, да еще целая куча качеств. Без этих всех качеств, действительно, невозможно качественно и успешно работать в этой сфере. Знаю это по собственному опыту.

ОФИЦИАНТЫ

Ну конечно Лондонская академия перегнула с обязанностями этих сотрудников. в обычно жизни они должны выполнить заказ, забрать деньги у посетителя, накрыть на стол и убрать с него после посетителя. Но отчасти академия права, ведь они как жонглеры должны уметь носить подносы с большим количеством блюд, и как дипломаты должны угодить посетителю и разрешить какой-то спор.

При упоминании о жонглёре, почему-то, сразу подумалось о бармене, который любит виртуозно разливать напитки по бокалам и смешивать коктейли, также он часто бывает и дипломатом, и философом, поскольку некоторые клиенты, изрядно выпив, так и норовят поговорить с ни "за жизнь", однако, тут речь идёт о несколько иных представителях обслуживающего персонала в заведениях общественного питания - это официанты, которые тоже непосредственно общаются с клиентами и должны обладать всеми вышеперечисленными качествами, чтобы у людей возникало желание приходить в гостеприимный ресторан/клуб/кафе/бар вновь и вновь. Ответ: "Официанты".

При прочтении "лондонская" сразу вспомнились байки о британских ученых, "компетентность" которых выше всяких похвал.

Но, вероятно, в данном случае лондонские ли или британские ученые правы - быть хорошим официантом - целое искусство.

Речь, действительно, о людях этой вроде бы простой профессии. На самом деле быть хорошим официантом очень непросто.

Ответ - официанты.

Это действительно надо быть философом, чтобы принять как данность, что клиент всегда прав. Цирковые качества жонглера тоже необходимы для искусного продвижения между столиками и удержания на одной руке тяжелого подноса с разными предметами. Важно дипломатично раскрутить клиента на большой заказ. И надо много и всё время улыбаться для щедрых чаевых. Всеми этими качествами и обладает официант.

Ответ из 9 букв: Официанты

Вообще мудростью и ловкость должен обладать почти каждый человек . А вот мудростью философа, тонкостью дипломата и ловкостью жонглёра должен ( именно должен ) обладать хороший официант . Да , именно официант . И по буквам тоже подходит , поэтому пишите и не волнуйтесь .

Речь в этом непростом вопросе идёт об официантах. Именно людям этой профессии необходимы все те вышеперечисленные качества, иначе они просто не смогут работать, все будут недовольны. Правильный ответ на вопрос - Официанты.

Правильный ответ на вопрос - официанты.

Хороший официант редкость, как в принципе и хороший клиент. Лондонская академия наук права, когда утверждает, что официант должен иметь мудрость философа и тонкость дипломата. Он работает с людьми разных вероисповеданий, достоинств и потребностей. И каждый из клиентов должен остаться доволен. Ну а про ловкость рук и быстроту движений даже можно и не говорить.

Я считаю, что в этом дипломатическом фарсе причина кроется значительно глубже, чем отравление, никому уже не нужного, бывшего разведчика Скрипаля. Который кстати еще до сих пор жив. А его дочь уже на второй день после отравления, начала общаться со своими знакомыми в социальных сетях.

Что бы понять причины этого дипломатического скандала, инсценированного премьер-министром Великобритании, Терезой Мэй, нужно обратиться к истории Ирака, а именно в 1990 год.

Тогда, 2 августа 1990 года, войска Ирака оккупировали и аннексировали территорию Кувейта. После чего, в феврале 1991 года, войска НАТО освобождают территорию Кувейта. И по сути дела оккупируют три нефтедобывающих провинции Ирака аж до конца 1996 года. Но как то странно США освободили Кувейт, что в результате такого освобождения, вся добыча нефти в Кувейте попадает под контроль американских и британских компаний. А вся эта операция, в США называлась "Восстановление комфорта в мире".

В декабре 1998 года, под предлогом лишения Ирака возможности производить химическое и ядерное вооружение, авиация США и Великобритании бомбит Багдад и другие крупные города Ирака. Из Ирака, в Турцию и Иран бегут более 3 миллионов человек. В США назвали эту операцию "Лиса в пустыне".

После взрывов в Нью-Йорке двух небоскребов 11 сентября 2001 года, президент США Джорж Буш, начинает открыто высказываться за прямое вооруженное вторжение в Ирак, для борьбы с международным терроризмом. И наконец, в начале марта 2003 года, некий частный эксперт Хьюман Райтс Вотч, обвиняет в прессе правительство Ирака в массовом применении химического оружия.

И уже 20 марта 2003 года, борцы за международную демократию, вооруженная коалиция стран НАТО, вторгается в Ирак и оккупирует его. Садама Хусейна убили, а химического и ядерного оружия в Ираке так и не нашли. В марте 2018 года исполнилось 15-ть лет с момента оккупации Ирака войсками США и Великобритании.

Далее, США и Великобритания планируют построить нефтепровод и газопровод из Кувейта, через Ирак в Европу. Но проложить его минуя Сирию не получается, а сирийское правительство не дает разрешение на строительство нефтепровода через свою территорию. Так как в таком случае Сирия потеряет рынки сбыта своей собственной нефти. В Турцию.

Что бы свергнуть правительство в Сирии, США и Великобритания начинают вооружать оппозиционные к правительству силы в Сирии и развязывают там гражданскую войну. И все идет по намеченному США и Великобританией сценарию, который проводился ими в жизнь уже в десятках стран.

Но тут, откуда не возьмись, Сирийскому правительству решается оказать помощь Россия, в борьбе с группировками ИГИЛ. Одна маленькая деталь заключается в том, что России тоже экономически не выгоден нефтепровод и газопровод через Сирию в Европу.

США и Великобританию это не устраивает и они всячески пытаются выдворить российские войска из Сирии, устраивая всевозможные провокации. Это и бомбежки авиацией НАТО мирных поселков и бомбардировки палаточных городков Красного креста. Пока наконец дело доходит до провокации применения химического оружия и якобы ответного ракетного удара Томагавками США по правительственному аэродрому в Сирии. И мировая политическая элита, все это "схавала". Никто даже не подумал возмутиться действиями США и Великобритании.

Вот после этого в США решили, что почва для массового вторжения войск США и Великобритании в Сирию уже подготовлена. И в США занялись подготовкой более массовой провокации с применением химического оружия в Сирии, чтоб оправдать вооруженное вторжение США в Сирию.

Далее, Дональд Трамп на весь мир заявляет, о том, что США теперь имеет право, в единоличном порядке, применять ядерное оружие, даже против не ядерных государств. А мировая политическая элита снова молчит.

Но тут снова от куда-то, "не звано не гадано", появляется В.В. Путин и 01.03.2018 года заявляет, что у России есть достаточное количество оружия, которое позволит России защитить не только себя, но и своих партнеров по коалиции, от любого вооруженного вторжения.

Это спутало все карты США и Великобритании по Сирии. По этому с большой провокацией применения химического оружия в Сирии, в США решили подождать и ограничится заранее заготовленной резервной операцией, по отравлению Скрипаля в Великобритании. Само собой разумеется виноватой в этом инциденте срочно необходимо сделать Россию и тем самым ослабить её международное влияние.

Вспомните ситуацию с отравлением в сентябре 2004 года, кандидата на пост президента Украины Виктора Ющенко в Австрии. Так вот Ющенко был отравлен "2,3,7,8-тетрахлорди­ бензо-п-диоксином", а это именно то отравляющее вещество, которое США массово применяли во время войны во Вьетнаме. Кому нибудь тогда в голову пришло высылать из своих стран американских дипломатов? Нет, не пришло. Даже разговоров таких никто не заводил.

А тут, отравили какого то бывшего полковника разведки, который предал свою Родину и сейчас уже никому не нужен и не интересен. И на тебе, такая массовая реакция.

США высылает из страны 60-т российских дипломатов. Причем 12 из которых работали в Организации Объединенных Наций (ООН), по сути дела не подконтрольной США. Это произвол чистейшей воды и попрание всех международных норм. И не пускает в США сборную России по борьбе, для участия в Кубке мира.

Великобритания высылает из страны 23 российских дипломата и предлагают арестовать в Великобритании счета всех российских компаний и бизнесменов. А так же требуют от других стран Евросоюза предпринять аналогичные меры. Кроме этого, Британские политики уже открыто требуют от других стран Евросоюза, бойкотировать чемпионат мира по футболу, который должен пройти в России.

Украина высылает из страны 13 российских дипломатов. Канада высылает из страны 4 дипломатов И еще 17 стран высылают, под давлением США и Великобритании, из своих стран по 1-2 посла. А Евросоюз и еще 10 стран, отзывают своих послов из России, для консультаций по вопросу о том, сумеет ли их консульство в России эффективно работать, если они вышлют из своей страны одного дипломата из России, а Россия ответит им адекватно.

Так, что отравление Скрипаля, это только предлог, для хорошо спланированной операции, по дискредитации России и ослаблении её влияния на международной арене. С целью в последующем, заставить России вывести свои ВКС из Сирии, а США и Великобритания начнут открытое вооруженное вторжение в Сирию.

Глава Сбербанка: «250 млн человек потеряют работу»

На фото: глава Сбербанка Герман Греф

В ходе марафона «Новое знание» председатель правления Сбербанка Герман Греф сделал любопытное заявление: «Внедрение технологий искусственного интеллекта приводит к большему созданию рабочих мест, чем к их сокращению, но люди должны быть готовы к потере работы из-за роботизации и выбирать другие профессии».

Кто не в курсе: трехдневное мероприятие «Новое знание» проводилось, де-факто, администрацией президента с 20 по 22 мая с просветительскими целями, то есть было ориентировано, главным образом, на юную публику, и состояло в основном из онлайн-трансляций успешных, по меркам России, дядь и теть.

Курировал проект первый замруководителя АП РФ Сергей Кириенко, что говорит о высокой политической составляющей.

Идею «просветительства», как водится, позаимствовали из советского прошлого, пнуть которое считает своим долгом каждый российский либерал. Но можно не сомневаться, проект «Новое знание», с инициативой которого выступил президент Путин в Послании к Федеральному собранию, обречен на провал. Это попытка апрегейта общества «Знание», успешно действующего в СССР, фактически не имеет ничего общего с советским наследием.

И хотя Кириенко приводит русское слово «обновление», англицизм, причем явно неудачный, здесь более уместен с точки зрения подхода. Приглашенные эксперты, не будучи популярными в обществе личностями, умничали в стиле американских презентаций.

Греф и ему подобные «просветители» по степени влияния на юные умы и близко не сравнимы с писателем Константином Симоновым, президентом Академии наук СССР Сергеем Вавиловым, балериной Галиной Улановой, физиком Николаем Бруевичем, геологом Канышем Сатпаевым, математиком Николаем Мусхелишвили, экономистом Евгением Варга, историками Евгением Тарле и Исааком Минцем, которые и создали советское «Знание».

Горько признавать, но за последние 30 лет в России так и не загорелась на научном небосклоне хотя бы одна звезда общенационального масштаба — та, о которой говорили бы все. Напротив, властью обласканы антигерои, вроде ваучерного дельца Чубайса. Хуже того — среди молодежи популярны разрушители морали и всего русского, темные личности типа рэпера Моргенштерна.

Однако вернемся к просветительской речи Грефа, который считается одним из толкачей цифровизации, а значит, и 4-й промреволюции в нашей стране. Как писали в таких случаях классики, «Остапа понесло».

Герман Оскарович в своем пространственном рассуждении сказал: «Вы знаете, куда делись извозчики, ямщики, лифтеры и прочие? Первое — прогресс неумолим. Это все равно произойдет… Когда будут полностью адаптированы, разрешено пятое поколение самоуправляемых машин — машины будут управляться сами, 250 млн. человек потеряют работу. Сегодня, скажем за 10 лет до этого, нужно людям об этом объявить. И люди относительно молодые, которые должны понять, что через 10 лет они потеряют свою работу, они должны сейчас начать задумываться о том, чем им заниматься».

Странно, о каких 250 млн. человек, которые потеряют работу, идет речь. Вроде бы проект «Новое знание» является чисто национальным, но нас, россиян, как известно, чуть более 146 млн. Даже если всех, включая младенцев и стариков, уволят, нужно найти еще 104 млн., чтобы и их сделать безработными.

Если же глава Сбера имел в виду глобальный рынок, то и тут имеется нестыковочка.

Так, в исследовании, опубликованном Глобальным институтом McKinsey, сообщается, что в среднесрочной перспективе примерно пятая часть мировой рабочей силы будет затронута внедрением искусственного интеллекта и автоматизации, причем наиболее значительное влияние будет оказано в таких развитых странах, как Великобритания, Германия и США.

К 2022 году 50% компаний считают, что автоматизация однозначно сократит число штатных сотрудников, причем без создания новых рабочих мест, а к 2030 году роботы заменят 800 млн. рабочих по всему миру.

Да, 4-я промреволюция создаст новые рабочие места, но опять-таки в развитых странах, в которых определенная часть людей переместится из заводов и сферы услуг в научные центры и исследовательские институты. Но и здесь не все однозначно, поскольку ИИ запросто будет способен заменить так называемые «средние умы», занятые рутинными лабораторными опытами и сквозным проектированием.

Это во-первых. А во-вторых, реальность такова, что «мозги», под которыми подразумевается способность к научной деятельности, есть далеко не у всех. Не в обиду очень многим будет сказано, но преподаватели технических вузов считают, что в среднем только 10−20% молодых людей в состоянии освоить в полной мере, например, теормех или сопромат.

Еще плачевнее дело обстоит с изучением дисциплины «Теория машин и механизмов», которую студенты в шутку называют «тут моя могила». Но если разобраться, речь идет об азбуке современной машиностроительной инженерии. Такая же картина наблюдается и по другим специальностям.

Уже сейчас научные центры, во всяком случае, западные, как пылесосы, высасывают все имеющиеся «мозги». А их все равно не хватает. Откуда они возьмутся завтра — непонятно. Тем не менее, Герман Оскарович, говоря, видимо, о российском обучении уверен, что «онлайн-обучение профессиональное, оно будет очень эффективным. Оно уже сейчас очень эффективно. И нужно создавать все эти возможности».

Ага, прямо-таки все студенты готовы в гордом одиночестве у себя дома часами пялиться в монитор, слушая говорящую голову препода. На форумах можно прочесть, что «это полный отстой и скукотища смертная». Без живого общения фактически невозможно добиться обратной связи. Попробовал бы Греф оказаться на месте молодых людей, которые вынуждены учиться вне стен альма-матер, тогда бы не говорил ерунду. Думается, под этим подписались бы миллионы наших ребят, познавших что такое дистант.

А фраза Грефа «как мне кажется, рутинная работа не очень интересна. Человек достоин того, чтобы заниматься творческим трудом» вообще не может вызывать ничего кроме осуждения. Можно подумать, на конвейер кто-то идет по собственному желанию. Жизнь заставляет целый день закручивать одну и ту же гайку. Это все равно, что утверждать: быть здоровым и богатым лучше, чем больным и бедным.

Слава богу, наш русский народ умен и без всяких грефов и кириенко. На Западе только разводят руками. У нас есть свой интернет (поэтому и не отключают), есть своя платежная система, современное двигателестроение — чего стоит ПД-14 для самолета МС-21, есть Яндекс, есть антивирус Касперский, и многое другое.

Так, в сборнике наиболее цитируемых публикаций Tandfonline, говорится: «Россия проводит 4-ю промышленную революцию (4IR) в стремлении быстро закрыть разрыв в потенциале с конкурентами. Трансформация военных действий, которую предвещают эти технологии, также может сделать Россию более уязвимой. Поэтому присоединение к «технологической гонке» представляется не столько выбором, сколько экзистенциальной необходимостью.

Однако, ограниченная структурными проблемами и не имеющая ресурсов США и Китая, Россия до сих пор изо всех сил пыталась использовать свои амбиции в рамках 4IR. Тем не менее, РФ также продемонстрировала способность экспериментировать с технологиями 4IR, включая гиперзвуковые и ИИ, чтобы усилить существующие симметричные и асимметричные возможности и создать взаимосвязанные системы, которые могут обеспечить критические преимущества".

Правда, следует в большей степени говорить о научной инерции и советском наследии, но это уже совсем другая история, которую не хотят признавать инициаторы «Новых знаний».

Вопрос о возникновении науки в современном понимании является дискуссионным, существуют разные точки зрения:

Ø Если науку отождествлять с опытом практической и познавательной деятельности, то отсчёт надо вести с каменного века, когда человек начинает накапливать и передавать другим знания о мире (Д. Бернал).

Ø Если понимать под наукой сознательное, целенаправленное исследование природы с рефлексией о способах обоснования знания, то наука рождается примерно в V в. до н. э. в Древней Греции (В.С. Стёпин).

Ø Если считать, что наука возникает тогда, когда была осознана роль опытного знания, эксперимента, то наука возникает в ХIII в. (Р. Гроссетест и Р. Бэкон призывали опираться на эксперимент, а не верить Аристотелю).

Ø Большинство историков науки считают, что о науке в современном смысле слова можно говорить с ХVI-ХVII в., когда появляются работы Н. Коперника, И. Кеплера, Г. Галилея, Р. Декарта, И. Ньютона. “Наука строит” математические модели явлений, сравнивает их с экспериментальными данными, проводит мысленные эксперименты. В ХVII в. происходит признание социального статуса науки. В 1662 г. возникает Лондонское Королевское общество, в 1666 г. – Парижская Академия наук.

Ø Существует точка зрения, что современная наука появляется лишь в нач. ХIХ в., когда происходит оформление науки в особую профессию, и она становится непосредственной производительной силой общества (Философия и методология науки 1996: 38-43).

Если главными критериями научного знания считать теоретическое доказательство и эксперимент, то великие древние цивилизации Китая, Индии, Египта и Вавилона, Южной Америки не создали предпосылок научного способа исследования в современном смысле. В древних культурах возникло множество конкретных видов знания, рецептур решения задач (Фолта, Новы 1987: 26-34).

§ В Египте 3-его тыс. до н. э. существовали культурно-образовательные центры по подготовке чиновников. При них были организованы библиотеки, в которых хранились труды по астрономии, математике и медицине. В 2700-2400 гг. до н. э. были сооружены пирамиды, в которые помещали мумифицированных фараонов. Первой пирамидой была гробница фараона Джосера около Саккары. Пирамида Хеопса сооружена в 2600 г. до н. э.

§ В нач. 2-го тыс. до н. э.-ХI в. до н. э. в Китае было известно явление магнетизма, использовался календарь, основанный на продолжительности солнечного года и лунного месяца, в кубиках предсказателей сохранились символы чисел, составлен первый документ о наблюдении затмений Луны и Солнца. В ХII в. до н. э. из отходов, образующихся при изготовлении шёлка была получена бумага, существовало книгопечатание, был известен треугольник Пифагора. Достигают расцвета культура, “научные” школы, медицина. В I в. до н. э.-V в. н. э. китайцы производили порох, была налажена техника железного литья, создания фарфора, изготовления часов.

§ В Индии конца 2-го–нач. 1-го тыс. возникает традиция сбора, передачи устных памятников культуры – религиозно-поэтических гимнов, для точности воспроизводства текстов создана сложная грамматика. В священных книгах жрецов-брахманов (Ведах) собраны зачатки научных знаний.

Но науки в современном смысле этого термина эти цивилизации не создали. Согласно В.С. Стёпину, здесь можно говорить о преднауке. Научный способ мышления не мог утвердиться в культуре кастовых и деспотических обществ Древнего Востока. Для перехода к научному способу порождения знания был необходим иной тип цивилизации, политический режим. Такого рода цивилизацией была демократия античной Греции (Стёпин и др. 1996: 42-48; Стёпин 2000).

Знание в Древней Греции вырабатывалось не кастой жрецов-чиновников, а добывалось свободными мыслителями и логически или математически доказывалось. В странах Древнего Востока знания имели прикладной характер и всегда служили практике, греки же впервые стали объяснять мир, строить модели мироздания. Древнегреческие мыслители разрабатывают целый спектр философских систем, конкурирующих между собой, по-разному объясняющих мир. Греческие философы первыми начинают оперировать идеальными формами (апейрон, атом, идеи Платона) и обеспечивают постижение предметных структур, ещё не освоенных в практике. Общие черты античной науки:




¨ Умозрительность, отсутствие эксперимента, теоретический характер древнегреческой науки: мыслители Древней Греции верили в совершенные и неизменные идеальные сущности, формы, идеи, относились к миру как к Космосу (порядку, гармонии). Греческие мыслители презирали прагматичность знания, например, Архимед считал эмпирические и инженерные знания низким и неблагодарным делом (Стёпин 1992: 84-87; Поппер 1992).

¨ Целостность, додисциплинарность: греки описывали мир в единстве и понимали его целостно. Пифагор считал, что познать вещи можно только через гармонию между человеком и миром, через единение, через общее начало, а это общее начало даёт вещам число. В пифагорейском союзе изучали всё: теософию и астрологию, науку жизни души и искусство прорицания, науку жизни и смерти, психологию и медицину, науку трансформаций, магию, мораль, физику, науку о камнях, растениях и животных, политику и т. д. (Шюре 1914).

¨ Антиисторичность, отсутствие идеи необратимой Э: мир воспринимался и переживался античными философами не в категориях изменения и развития, а как пребывание в стационарном состоянии или вечном вращении в великом кругу. Космос всегда был, есть и будет вечно живым огнём, который не создал никто (Гераклит). Движение Космоса есть вечное возвращение в пределах гармонии целого, почти все уподобляли Космос шару (Рожанский 1979; Стёпин 1992: 84-86).

Естественнонаучные концепции античных мыслителей:

(Рожанский 1979; Фолта, Новы 1987: 34-56; Реале, Антисери 1994).

Анаксимандр из Милета (611-546гг. до н.э.) – философ Первая модель Космоса: Земля-цилиндр в центре космической сферы. Первоначало – бесконечное, Абс, апейрон. Наш мир – один из бесконечных миров. Жизнь зарождается в водной среде. Первая географическая карта.
Анаксагор из Клазомен (около 500-427(8) гг. до н.э.) – философ, математик, астроном Пытался увидеть мир через абстрактные образы. Процесс Э – проявление того, что извечно задано, всё сущее – не более чем разная форма проявления одного и того же. Исходные формы – дискретные единицы или семена – существуют изначально. Ничто не рождается и не гибнет, но соединяется и разделяется. Творческий процесс связан с представлением о разуме. Разум сам по себе и всё определяет, упорядочивает. Вещи мира не автономны, всё было и есть континуум.
Гиппократ Косский (460-370 гг. до н.э.) – “отец” научной медицины Излагал геометрические знания дедуктивным методом. Человека представлял как вплетённого естественным образом в контекст систем, образующих сферу его жизни. Медицинское знание – это точное и строгое понимание подходящей диеты и её выверенной меры.
Пифагор (расцвет жизни – 530-е гг. до н.э., смерть – нач. V в. до н э.) – философ, математик Создал общество пифагорейцев, которое стало авторитетной философско-научной школой, политическим союзом. Подчёркивали количественные стороны природных явлений. Число – начало всех вещей. Открыли числовые пропорции: звуки и музыка, периодизация Вр, циклы биологического развития, движение небесных тел. Верили в переселение душ (метемпсихоз). Космос – порядок, Земля – шар, в центре Космоса – центральный огонь. Сформулировали 10 пар противоположных категорий. Пифагор доказал теорему, известную в нач. 2-го тыс. до н. э. в древневавилонскую эпоху.
Эмпедокл (484(81) – 424 (21) гг. до н.э.) – философ-“эволюционист” Считал, что невозможно возникновение из ничего, исчезновение ни во что. Космос рождается переходом от любви к раздору и от несогласия – к власти любви. В каждом из этих периодов есть прогрессивное рождение и прогрессивное разрушение Космоса, что предполагает совместное действие этих сил. Организмы возникли в результате соединения элементов. Несовершенные организмы погибали, освобождая место для более приспособленных и совершенных организмов.
Демокрит (втор. пол. V в. до н.э.) – философ-энциклопедист Первая концепция атомизма: сущее есть атомы, неделимые, не возникающие, неизменные, невидимые по причине малости тела, движущиеся в пустоте. Атомы различаются по форме. Бесконечные миры рождаются, развиваются, разрушаются циклообразно, бесконечно. Ум, Интеллект следует, а не предшествует общему порядку соединений атомов. Душа и ум образованы из особых атомов.
Платон (427-347 до н. э.) – философ, ученик Сократа Создал первую целостную систему объективного идеализма. Развитие атомизма в диалоге Тимей. Теория материи и теоретическая физическая химия. Создатель Академии, философской школы, основывающейся на традициях пифагорейцев. Первая социальная утопия.
Эвдокс Книдский (V-VI в. до н. э.) – математик и астроном Создал теорию соотношений целых чисел и геометрических отрезков. Геоцентрическая модель движения планет (перемещения Солнца, Луны и 5 планет трактовались как комбинации ряда круговых движений). Первая греческая обсерватория и первый каталог звёздного неба.
Евклид – в 310-280 до н. э. работал в Александрии – математик В главном труде – Начала привёл в единую, логически завершённую дедуктивную систему математические знания. Начала служили учебником геометрии до ХХ в. Ввёл иррациональные числа, заложил основы оптики.
Архимед из Сиракуз (III в. до н. э., убит в 212 г.) – математик, механик, астроном Создатель теоретической механики (закон Архимеда, теория рычага, наклонная плоскость, ввёл понятия центр тяжести, вес, равновесие рычага, статический момент). Заложил основы статики и гидростатики. Доказательства строил аксиоматически. Создал планетарий и воспроизвёл движение небесных светил (чудо механики).

Научные представления греческих мыслителей были систематизированы Аристотелем, взгляды которого на природу, Вселенную использовались наукой 2 тыс. лет. Аристотель считал: изучение человеческой души, сверхчувственного гораздо важнее изучения материального мира. Недостаточный интерес к материальному миру и нерушимое господство христианства обусловили то, что модель Вселенной Аристотеля не оспаривалась так долго.

Физика по Аристотелю – наука, исследующая чувственную субстанцию, наука о формах и сущностях, это скорее, онтология, или метафизика чувственно воспринимаемого мира. Для этого мира характерно: вечное цикличное движение и стремление к потенциальной цели. Естественнонаучные идеи Аристотеля анализируются, например, в книге Б.Г. Кузнецова Э картины мира:

X движение есть актуализация того, что в потенции уже есть, в процессе движения происходит оформление материи; небытие не ничто, а форма бытия, которая раскручивается как переход потенциальное – актуальное;

X объекты движутся в некоем “где”–месте, к природному месту тяготеет всякая вещь: огонь и воздух –“вверх”, земля и вода –“вниз”; пустоты нет;

X Вр связано с движением, мы не замечаем Вр; оно – исчисление движения на “сначала” и “потом”, – абсолютно, но не существует без души; мир не имеет начала, момента, когда был хаос;

X естественное состояние тела – “покой” (неподвижный перводвигатель, неподвижная Земля в центре мира, одни и те же небеса); движение небес возможно, но вокруг самих себя, циклично;

X тела движутся из-за силы или импульса, которые зависят от массы, поэтому тяжёлое тело падает быстрее;

X физическая реальность разделена на подлунный мир, характеризующийся всеми формами изменения и надлунный мир, в котором нет места ни рождению, ни гибели, ни изменению, ни возрастанию, ни убыванию; надлунные небеса не рождаются и не разрушаются;

X всё, что происходит, происходит потому, что есть финальная цель, с Аристотеля берёт начало телеология (Кузнецов 1961: 45-66; Реале, Антисери 1994: 146-151; Капра 1994: 17).

Наука в средние века базировалась на натурфилософии Аристотеля и неоплатонизме. Знания о природе были теоцентричны, господствовали схоластика,догматизм. Были представлены следующие направления: физико-космологическое, учение о движении; учение о свете и оптика; науки о живом, душе; астролого-медицинские знания, учение о минералах и алхимия (Бируни, Парацельс, Авиценна, Ф. Аквинский, У. Оккам, Леонардо да Винчи) (Кузнецов 1961; Гайденко, Смирнов 1989; Фолта, Новы 1987).

Альгазен, опираясь на физиологическую теорию Галена, экспериментально опроверг флюидову теорию видения Пифагора-Платона (видение – результат исхождения из глаз лучей-флюидов), он определил оптические свойства частей сферических линз, впервые в арабской математике применил уравнение 4-й степени. В Книге о весах мудрости (1122 г.), курсе средневековой физики, Альгазен приводит таблицу плотности 50 веществ и жидкостей, описывает ареометр для измерения плотности жидкостей, весов и опытов по определению массы, рассуждает о явлениях капиллярности и силе тяжести.

В первой половине ХIII в. Р. Гроссетест и Р. Бэкон первыми стали считать: истину нужно искать на путях эксперимента. Они заложили основу экспериментального метода в европейском Е. В сочинении Великое делоР. Бэкон, вскрывая причину невежества (предрассудки, вера в авторитеты, схоластическое умозрение, тщеславие), дал выдающийся энциклопедический обзор науки ХIII в. Р. Бэкон был убеждён: Знание – сила, плоды мудрости под защитой точнейших законов ведут к намеченной цели. С помощью ума можно сконструировать аэроплан, подводную лодку. Занимаясь оптикой, он сконструировал очки и телескоп (Фолта, Новы 1987: 74-97; Реале, Антисери 1994 т. 2: 162-166).

alt="Сауле Бекова: Проблемы аспирантуры? Испытано на себе. Фото: из личного архива Сауле Бековой" />
Сауле Бекова: Проблемы аспирантуры? Испытано на себе. Фото: из личного архива Сауле Бековой

Сауле Бекова: Как известно, около 90 процентов наших аспирантов не только учатся, но и работают. Причем многие полный рабочий день. Причина? Прежда всего финансовая, мизерной стипендии на жизнь не хватает. Как работа сказывается на учебе? Насколько взаимосвязаны 90 процентов отсева и 90 процентов работающих? Все ли здесь однозначно? Это и стало темой моей диссертации. Почему выбрала ее? Я сама "дропник", тот, кто не завершил обучение в аспирантуре в положенные два года. Решила понять, почему так происходит. Подчеркну, что я изучала лишь одну причину отсева, в реальности их много.

Что стало для вас главной неожиданностью в этом исследовании?

Сауле Бекова: Удивило, насколько мало у нас серьезных исследований о проблемах аспирантуры и насколько много экспертов, рассуждающих, что с ней нужно делать.

У нас защищается 10 процентов выпускников. Как обстоит дело с аспирантурами в ведущих странах?

Сауле Бекова: Есть мнение, что такой низкий процент защит это не так уж и плохо. Якобы происходит естественный отбор наиболее мотивированных и способных. Словом, остаются сильнейшие, что на пользу науке. Спорное утверждение, ведь мы плохо представляем, кого теряем, а кто остается. Учитывая тенденции миграции, уровень зарплат в коммерческом секторе и прочие факторы, возможно, теряется как раз мотивированная и амбициозная молодежь. Впрочем, это повод для будущего исследования.

Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Что касается ситуации в других странах, то сравнивать с ними довольно сложно, так как там применяются самые разные показатели результативности. Кроме того, часто исследования охватывают не всю страну, а приводятся данные по нескольким университетам или определенным наукам. Скажем, в Испании отсев в конкретных вузах по социальным наукам составил около 90 процентов. В ряде университетов США отсев около 50-60 процентов, в Австралии 30-40 процентов. Но повторяю, к этим цифрам надо относиться осторожно, во всяком случае их нельзя напрямую сравнить с российскими. Но проблема аспирантуры, большого отсева общая, поэтому, наверное, моя работа заинтересовала британцев.

За рубежом большинство аспирантов тоже работают? Как их поддерживает государство?

Сауле Бекова: Работают, но в основном в самом университете, где человек готовит диссертацию. Важно, что он занимается научной деятельностью, которая часто связана с его проектом.

Есть варианты, когда аспиранты получают стипендии за преподавательскую работу в этом же университете, но эта нагрузка лимитирована, чтобы она не отнимала много времени, не мешала заниматься проектом. Кроме того, существуют индустриальные аспирантуры, которые создаются университетами совместно с бизнесом. В этом случае аспирант устраивается работать на предприятие, но опять же занимается деятельностью, непосредственно связанной с его темой, а кто-то из бизнеса является научным соруководителем.

Получается, что за границей работа аспиранта так или иначе связана с его темой, а значит идет на пользу. А что у нас?

Сауле Бекова: Как я уже сказала, у нас почти все аспиранты работают, причем многие - вне университета. И что принципиально важно - многие полный рабочий день. Что, конечно, сказывается на подготовке диссертации.

Как конкретно? Мы изучали аспирантов разных научных специальностей, вид их работы, время загруженности, зарплату, трудоустройство после окончания аспирантуры и т. д. Хотя картина довольно пестрая, особенно что касается научного профиля аспиранта, но общий вывод такой: работа существенно понижает шансы защититься. Конечно, те, кто работают в том же университете, где учатся, ведут исследования, а не занимают преподавательские или административные позиции, находятся в лучшей ситуации. Но число таких "счастливцев", прямо скажем, в наших вузах немного. Надо также учитывать, что зарплаты в вузах низкие, поэтому многие аспиранты стремятся устроится в коммерческие фирмы. Немало тех, кто после окончания учебы в них же и остаются, так и не защитив диссертацию.

Зачем вообще молодежь поступает в аспирантуру, если не занимается наукой? Стремятся уклониться от армии?

Сауле Бекова: Мотивы самые разные, например, желание подольше остаться в университете, получение места в общежитии, и конечно, в том числе и армия. По опросам, примерно 25 процентов аспирантов называют отсрочку одной из причин поступления. Но тех, кто поступает, чтобы заниматься наукой, по всем нашим замерам, все-таки больше. Но, к сожалению, по тем или иным причинам, прежде всего финансовым, многие из них выпали из науки.

А вы сами работали, когда учились в аспирантуре? Поделитесь опытом?

Сауле Бекова: У меня, действительно, богатый опыт. Как я уже сказала, мне не удалось защититься в нормативные два года. Причин несколько. Долго не могла определиться с темой, научное руководство было формальным, аспиранты были предоставлены самим себе, я работала на двух-трех работах, так как ставка ассистента на кафедре - это мизерные деньги. Так что мой первый опыт был неудачным.

Фото: iStock

Потом ситуация изменилась. Учась в аспирантуре ВШЭ, я работала как раз на научной должности и занималась темой своей будущей диссертации, поэтому совмещение мне только помогало. У меня был круг коллег, с которыми можно обсудить идеи. Словом, все это работало на диссертацию, а не против нее.

Сейчас вводится требование об обязательной защиты диссертации. Это изменит ситуацию? Какие-то другие меры надо использовать?

Сауле Бекова: За обязательную защиту выступают многие ученые, утверждая, что теперь это кардинально изменит ситуацию с аспирантурой. Честно говоря, я бы не была столь оптимистичной. Что значит эта обязательность? Заставить защищаться никто никого не может, значит, тем аспирантам, кто не пройдет предзащиту, просто не выдадут диплом. Обязательность защиты может вылиться либо в то, что в погоне за показателями вузы увеличат отсев во время обучения, либо существенно пострадает качество защищаемых диссертаций. Но самое важное, предлагаемая реформа работает "по верхам"" и не решает более системные проблемы , важность которых подтверждена исследованиями. Словом, формальный показатель доли защит вырастет, но по факту это просто игра с подсчетами, так как число обладателей степени не увеличится.

Мне кажется, надо больше внимания уделять поддержке аспирантов, созданию условий, чтобы они максимум времени и сил направляли на науку. Особое внимание следует обратить на роль научного руководителя. Она ключевая в аспирантуре. У нас людей практически не готовят к этой работе, считается, если ты получил степень, то уже можешь быть научным руководителем. Увы, это серьезное заблуждение. Научное руководство - это особый талант, которым обладает далеко не каждый уже остепененный ученый. Хорошо, чтобы он хотя бы это осознавал. И специально готовился к тому, что будет научным руководителем.

Кроме того, мне кажется, можно часть функций, которые сегодня лежат на научном руководителе, распределить на других ученых, формировать сообщество, где аспирант не предоставлен самому себе или не зависит полностью только от одного человека, а может получить помощь и от других коллег, сотрудников университета. В целом изменения в аспиратуре должны касаться в первую очередь разносторонней академической и финансовой поддержки аспирантов и научных руководителей, а не становиться дополнительным бюрократическим инструментом для контроля университетов.

Расскажите немного о себе. Где родились? Родители имеют отношение к науке? Где учились? Есть хобби?

Сауле Бекова: Родилась и выросла в Омске, родители к науке отношения не имеют. Училась в Омском государственном университете, затем в магистратуре и в аспирантуре ВШЭ. Хобби? Фотография, шахматы, изучаю немецкий язык.

Учрежденная в этом году в Британии новая номинации престижной премии Early Career Researcher Award поощряет исследователей, карьера которых только началась. Первыми лауреатами стали Сауле Бекова из НИУ "Высшая школа экономики" и Бинвэй Лу из Даремского университета (Великобритания). Оргкомитет премии назвал их "выдающимися специалистами" и особо отметил значимость исследований для науки и образования. Премия предполагает поддержку следующего этапа исследований. Благодаря ей Бекова намерена расширить круг изучаемых проблем, рассмотреть не только эффекты от разных форм трудоустройства, но и, например, от характера научного руководства.

Читайте также: