Что значит отрешить от должности

Опубликовано: 02.10.2024

ОТРЕШЕНИЕ ОТ ДОЛЖНОСТИ (Президента РФ) — особая процедура реализации конституционной ответственности Президента РФ, предусмотренная ст. 93 Конституции РФ. Конституционная ответственность Президента РФ наступает в случае совершения им государственной измены или иного тяжкого преступления и состоит в утрате им своей должности. Процедура О. от д. включает два основных этапа: выдвижение обвинения против Президента РФ и принятие решения об отрешении Президента РФ от должности. Право выдвинуть обвинение против Президента РФ принадлежит Государственной Думе, а право принять решение об О. от д. — Совету Федерации. Оба решения должны быть приняты большинством в 2/3, голосов от общего числа депутатов (членов) соответствующей палаты. Обвинение, выдвинутое Государственной Думой, должно быть подтверждено заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. В праве многих зарубежных стран аналогичная процедура именуется импичментом.

Смотреть что такое ОТРЕШЕНИЕ ОТ ДОЛЖНОСТИ в других словарях:

ОТРЕШЕНИЕ ОТ ДОЛЖНОСТИ

по действующему уложению одно из особенных наказаний, т. е. таких, которые применяются только к лицам, состоящим на государственной или общественной сл. смотреть

ОТРЕШЕНИЕ ОТ ДОЛЖНОСТИ

Отрешение от должности — по действующему уложению одно из особенных наказаний, т. е. таких, которые применяются только к лицам, состоящим на государственной или общественной службе, за преступления и проступки по службе. Оно состоит в лишении права, в течение трех лет со дня О., поступать снова на службу (ст. 67). Срочностью лишения права на службу О. отличается от исключения из службы (см.). По военно-уголов. закон. (ст. 46 воинск. уст.) О. от должности не влечет никаких ограничений прав по службе и состоит лишь в том, что отрешенный от должности не иначе может быть допущен к занятию той же или соответствующей должности, как с особого Высочайшего соизволения, по засвидетельствовании начальства об отлично-усердной его службе. В лестницу наказаний воинского устава О. не занесено; следовательно, оно может быть назначаемо лишь в случаях именно законом указанных, а не в порядке перехода от других наказаний. <i> К.-К. </i><br><br><br>. смотреть

ОТРЕШЕНИЕ ОТ ДОЛЖНОСТИ

(президента РФ) - особая процедура реализации конституционной ответственности президента РФ, предусмотренная ст. 93 конституции РФ. конституционная отв. смотреть

ОТРЕШЕНИЕ ОТ ДОЛЖНОСТИ

ОТРЕШЕНИЕ ОТ ДОЛЖНОСТИ (Президента РФ) - особая процедура реализации конституционной ответственности Президента РФ, предусмотренная ст. 93 Конституции РФ. Конституционная ответственность Президента РФ наступает в случае совершения им государственной измены или иного тяжкого преступления и состоит в утрате им своей должности. Процедура О. от д. включает два основных этапа: выдвижение обвинения против Президента РФ и принятие решения об отрешении Президента РФ от должности. Право выдвинуть обвинение против Президента РФ принадлежит Государственной Думе, а право принять решение об О. от д. - Совету Федерации. Оба решения должны быть приняты большинством в 2/3, голосов от общего числа депутатов (членов) соответствующей палаты. Обвинение, выдвинутое Государственной Думой, должно быть подтверждено заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. В праве многих зарубежных стран аналогичная процедура именуется импичментом.<br>. смотреть

ОТРЕШЕНИЕ ОТ ДОЛЖНОСТИ

ОТРЕШЕНИЕ ОТ ДОЛЖНОСТИ, правопоражающее наказание из категории исправит-х, назначаемое по суду, только как самост-ное, оф-рам, гражд. чин-кам воен. смотреть

ОТРЕШЕНИЕ ОТ ДОЛЖНОСТИ

suspension, dismissal) -освобождение, отстранение от занимаемого поста и даваемой им власти.

ОТРЕШЕНИЕ ОТ ДОЛЖНОСТИ

destitución, suspensión de cargos y oficios

ОТРЕШЕНИЕ ОТ ДОЛЖНОСТИ ВЫСШЕГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

принудительное досрочное прекращение полномочий руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в случае, определенном федеральным законом. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. *Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации* (с изм. и доп.) основаниями отрешения от должности такого лица называет: а) издание высшим должностным лицом субъекта РФ противоречащего Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта РФ нормативного правового акта, если такое противоречие установлено соответствующим судом, а данное лицо в течение месяца со дня вступления в силу решения суда (иного срока, указанного судом) не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда; б) уклонение высшего должностного лица в течение двух месяцев со дня издания указа Президента о приостановлении действия нормативного правового акта данного лица либо нормативного правового акта органа исполнительной власти субъекта РФ от издания акта, предусматривающего отмену приостановленного нормативного акта, или от внесения в указанный акт изменений (при условии, что высшее должностное лицо не оспаривает принятого решения в суде). При наличии этих условий Президент РФ выносит предупреждение высшему должностному лицу. При этом срок вынесения такого предупреждения не может превышать шесть месяцев со дня вступления в силу решения суда или со дня официального опубликования указа Президента РФ о приостановлении действия нормативного акта. В том случае, если в течение месяца со дня вынесения Президентом РФ предупреждения высшему должностному лицу указанное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по устранению причин, послуживших основанием для вынесения ему предупреждения, Президент РФ отрешает высшее должностное лицо от должности. Данное решение принимается в форме указа, который вступает в силу через 10 дней со дня его официального опубликования. Решение Президента РФ может быть обжаловано высшим должностным лицом в Верховный Суд РФ. (В.Ч.). смотреть

ОТРЕШЕНИЕ ОТ ДОЛЖНОСТИ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

принудительное досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования по основаниям и в порядке, установленным законом. В соответствии с Федеральным законом от 4 августа 2000 г. *О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон *Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации* единственным основанием отрешения главы муниципального образования от должности является неотмена (непринятие им мер к отмене) принятого им нормативного правового акта, если этот акт или отдельные положения признаны судом противоречащими Конституции РФ, федеральным законам, законодательству субъекта РФ или уставу муниципального образования и при этом повлекли за собой признанные судом нарушение (умаление) прав и свобод человека и гражданина или наступление иного вреда. Измененный и дополненный Федеральный закон *Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации* (п. 3 ст. 49) обязывает главу муниципального образования в установленный решением суда срок отменить неконституционный акт (или отдельные его положения) и опубликовать информацию о решении суда в течение 10 дней со дня вступления решения в силу. В том случае, если глава муниципального образования не отменяет акта, Закон обязывает высшее должностное лицо субъекта РФ письменно предупредить главу муниципального образования о возможности его отрешения от должности. Если в течение месяца со дня вынесения (объявления) письменного предупреждения глава муниципального образования не исполняет судебного решения об отмене акта, он подлежит отрешению от должности. В том случае, если в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в силу главой муниципального образования не отменен нормативный акт и высшее должностное лицо субъекта РФ не выносит письменного предупреждения об отрешении от должности, решение об этом вправе принять Президент РФ. Предложения об отрешении от должности главы муниципального образования могут быть внесены законодательным органом или высшим должностным лицом субъекта РФ, Правительством РФ, Генеральным прокурором РФ (п. 9 ст. 49 названного Закона). Отрешение главы муниципального образования от должности осуществляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта РФ либо указом Президента РФ. Этим же указом назначаются новые выборы главы муниципального образования. Одновременно акт отрешения от должности предполагает назначение временно исполняющего обязанности главы муниципального образования на период до вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования. (В.Ч.). смотреть

ОТРЕШЕНИЕ ОТ ДОЛЖНОСТИ ПРЕЗИДЕНТА

процедура досрочного лишения президента его должности, осуществляемая в порядке процедуры, предусмотренной, как правило, конституцией. Во многих странах применяется импичмент, впервые включенный в Конституцию США для отстранения президента от должности. Используется также в отношении некоторых других должностных лиц. В Италии, во Франции предусмотрены другие процедуры, в т.ч. решения органа судебного конституционного контроля или специально создаваемого суда для рассмотрения дел высших должностных лиц. Конституция РФ устанавливает, что Президент РФ может быть отрешен от должности только верхней палатой парламента — Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой (нижней палатой) обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Это обвинение должно быть подтверждено заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента признаков преступления, а также заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения должно быть принято двумя третями голосов от общего числа ее членов по инициативе не менее одной трети общего числа ее членов. Документ об обвинении с сопровождающими его заключениями Верховного и Конституционного судов поступает в Совет Федерации. Его решение также должно быть принято не менее чем двумя третями от общего числа его членов и не позднее чем в трехмесячный срок со дня выдвижения обвинения Государственной Думой. Если в течение этого срока решение Советом Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным. В.Е. Чиркин . смотреть

ОТРЕШЕНИЕ ОТ ДОЛЖНОСТИ ПРЕЗИДЕНТА

привлечение президента к конституционно-правовой ответственности, влекущее отстранение его от должности по основаниям, установленным конституцией (ст. 93 Конституции РФ). . смотреть



Аннотация. Статья посвящена вопросам процедуры импичмента в России как основной формы президентской ответственности: исследуется порядок и основания для проведения отрешения главы государства от должности, приведены примеры данной процедуры в некоторых зарубежных странах. Значительное внимание уделяется пробелам законодательства, в частности, Конституции, регламентирующей вышеуказанную процедуру.

Полномочия Президента Российской Федерации достаточно широки. Являясь гарантом Конституции, Президент обязан обеспечивать охрану конституционных прав и свобод граждан, политическую стабильность в стране, согласованность во взаимодействии между всеми ветвями власти. Важнейшей обязанностью Президента является представительство страны на международной арене. То, насколько Президент ответственно подходит к исполнению своих обязанностей и насколько эффективно он реализует свои полномочия, зависит в целом социально-экономическая и политическая обстановка в государстве. Не относясь ни к одной из существующих ветвей государственной власти, Президент оказывает существенное влияние на все ее ветви, применяя предусмотренные законом санкции за нарушения со стороны уполномоченных властных органов и должностных лиц.

Большой объем полномочий Президента обуславливает наивысшую степень общественно опасных последствий нарушения им Конституции РФ. Но с другой стороны, Президент обладает исключительным правовым статусом, благодаря которому, является абсолютно неприкосновенным, согласно положениям ст. 91 Конституции РФ [1]. Свою точку зрения по данному вопросу справедливо выражает О. Е. Кутафин, считая, что Президента РФ нельзя привлечь к уголовной или административной ответственности [5].

Для более углубленного понимания правового статуса Президента РФ проанализируем положения действующей Конституции. Так, закрепляя принцип разделения властей, Основной закон отражает значительное влияние данного принципа на политическую ответственность Президента. Но отрешать Президента от должности прямо не уполномочен ни один из органов власти единолично: например, если Президент не согласен с политикой Парламента, то он не вправе отрешить Президента от должности по данному основанию. Для отрешения Президента РФ от должности российским законодательством в ст. 93 Конституции введена специальная процедура – импичмент.

Президент РФ может быть отрешен от занимаемой им должности только при совершении им тяжкого преступления, в частности, таким основанием является государственная измена. Несмотря на то, что импичмент – это мера конституционно-правовой ответственности, установленная для главы государства, в качестве оснований такой ответственности выступают преступления, ответственность за которые предусмотрена уголовным законодательством РФ.

Государственная измена, согласно УК РФ, относится к категории особо тяжких преступлений. В статье 275 закреплено определение данного преступления: это действия, включающие шпионаж, выдачу государственной тайны, либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, совершенная гражданином РФ. [2]

Опять же, вернемся к положениям Конституции, предусматривающим президентскую ответственность. Получается, что отрешить Президента от должности можно лишь за государственную измену, являющуюся особо тяжким деянием, а также за иные тяжкие преступления. Но как быть, если Президент совершает преступное деяние средней или небольшой тяжести? Здесь до сих пор данный вопрос остается нерешенным – получается, что в названных случаях глава государства безответственен с точки зрения Конституции.

Обобщая вышесказанное, отметим, что провести процедуру импичмента согласно Конституции РФ, возможно только тогда, когда Государственная Дума выдвинет обвинение в государственной измене или ином тяжком преступлении, причем такое обвинение не должно быть беспочвенным и необоснованным. В качестве подтверждения здесь выступает заключение, данное Верховным Судом РФ о наличии в действиях главы государства признаков состава преступления. Но и этим порядок импичмента не ограничивается: заключение также должен предоставить и Конституционный Суд РФ – касающееся соблюдения порядка выдвижения обвинения. Указанные положения прямо закреплены в п. 1 ст. 93 Конституции РФ. [4]

Что касается особенностей самой процедуры, закрепленной в п. 2 ст.93 Конституции, то Государственная Дума и Совет Федерации принимают решение о выдвижении обвинения и об отрешении Президента от должности определенным количеством голосов. Поддержать обвинение должны не менее 2/3 голосов от общего числа в каждой палате Парламента, инициативу должны выдвинуть не менее 1/3 депутатов Государственной Думы. И наконец, специальная комиссия, состав которой образовывает Государственная Дума, должна дать свое заключение.

Срок для принятия решения Советом Федерации об отрешении Президента от должности составляет три месяца с момента выдвижения против него обвинения. [7] В случае непринятия решения в указанный срок Советом Федерации, данное обвинение будет отклонено, согласно п. 3 ст. 93 Конституции.

Если рассматривать ситуацию за рубежом, то здесь можно встретить довольно неоднозначные подходы к решению данного вопроса. Так, на сегодняшний день в мире существуют некоторые государства, где полностью отсутствует институт какой-либо юридической ответственности президента (монарха и т.д.). Подобное положение дел вполне приемлемо для стран-монархий, например, для Испании.[6]

А вот в других европейских странах с республиканской формой правления президент может быть привлечен к ответственности уже на том основании, что допустил умышленное нарушение Основного закона государства. Данная практика широко распространена в ФРГ, Италии, Румынии. В ФРГ и вовсе Президент может нарушить Конституцию, согласно ст. 61, закрепленной в ней, как путем действия, так и бездействия. [3]

Важно обратить внимание, что в России процедура импичмента довольно сложная, и во многом попросту препятствует привлечению к юридической ответственности Президента. До сих пор не получили надлежащего законодательного отражения такие важные вопросы при проведении процедуры импичмента, как право Государственной Думы на осуществление выемки необходимых документов, вызов свидетелей, проведение иных необходимых следственных действий. Получается, что отсутствие указанных необходимых процедур ведет к невозможности формулировки обоснованного обвинения Президента РФ, что, безусловно, является грубейшим нарушением норм уголовно-процессуального закона. Также мы не видим установленного и законодательно закрепленного порядка, согласно которому Верховный Суд РФ должен выносить заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков состава преступления, имеются проблемы, связанные с самим формулированием обвинения в адрес Президента.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что на данном этапе конституционное законодательство неспособно в полной мере эффективно решать вопрос привлечения Президента РФ к конституционной ответственности, ввиду наличия множества неточностей и противоречий. При решении данных проблем необходимо учитывать юридическую природу Конституции РФ, а именно: внесение каких-либо изменений затруднено ввиду стабильности Основного закона, положения которого являются базовыми и незыблемыми началами. Полагаем, что в таком случае наиболее верным решением было бы принятие специального федерального закона, который бы четко регламентировал конституционно-правовую ответственность главы государства, разрешая такие спорные моменты, как основания и механизм привлечения к ответственности Президента РФ, который является высшим должностным лицом в государстве.

Список литературы
1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
2. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 26.07.2019).
3. Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учеб.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006г.-560 с.
4. Дроздова А.М. Конституционно-правовая ответственность как особый институт конституционного права /Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран / Под ред. проф. С.А. Авакьяна. М.: Изд-во МГУ , 2001.
5. Козлова Конституционное право России. Учебник / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. - М.: Проспект, 2017. - 592 c.
6. Стрекозов, В. Г. Конституционное право России (Гриф МО). -3-е изд., испр.и доп. - М.: Юрайт,2012. – 245 с.
7. Н.Е. Таева Конституционное право Российской Федерации. Практикум / Н.Е. Таева. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 163 c.

В отечественной конституционной практике президентство считается молодым институтом. Правовая подоплека понятия главы государства неразрывно связана с отрешением президента от должности. Эта процедура является неотъемлемой частью законодательных актов демократического государства. Она закреплена на уровне Конституции РФ и находится в ведении нескольких государственных органов.

Отрешение президента от должности

Отрешение президента от должности

Основные аспекты импичмента

Президент Российской Федерации прекращает выполнение возложенных на него полномочий по истечению предусмотренного действующим законодательством срока. Деятельность главы государства прекращается в момент принесения присяги его преемником.

Лидер страны обладает неприкосновенностью. Этот статус прописан в ст.91 Конституции РФ. Данное положение подразумевает, что ни одно лицо не имеет права задействовать в его отношении психическое либо физическое насилие. Также исключена возможность ареста, обыска, задержания или привлечения к правовой ответственности.

Отрешение президента от должности или импичмент — один из видов конституционной ответственности. Эта правовая мера заключается в принудительном уходе с поста по решению компетентных органов.

Термин «импичмент» происходит от английского «impeachment», что означает «недоверие»

Термин «импичмент» происходит от английского «impeachment», что означает «недоверие»

Процедура прописана в ст. 93 Конституции РФ. Некоторые представители законодательной власти считают ее несколько формализованной и сложной для реализации.

Конституция РФ. Статья 93

Конституция РФ. Статья 93

В специальной статье рассмотрим, какими законодательными полномочиями обладает президент РФ.

Основания для ухода с поста

Предусмотрено несколько ситуаций, являющихся поводом для преждевременного отречения от должности. Одной из них является плохое состояние здоровья.

Уход с поста ввиду неудовлетворительного физического состояния может проходить по 2 сценариям.

Таблица 1. Варианты снятия полномочий с президента по состоянию здоровья

Личное предоставление заявленияПринудительное смещение с должности
Этот вопрос рассмотрен во II и III чч. ст 2, Конституции. Президент досрочно снимает с себя полномочия ввиду стойкой неспособности выполнять возложенные на него функции. В контексте данной ситуации он находится в ясном уме и самостоятельно принимает это решение. Следующие выборы должны проводиться в течение 3 месяцев с момента прекращения президентской деятельности. Если состояние здоровья Президента не дает возможности полноценно управлять государством, но он не отдает себе в этом отчет, для оценки физического состояния приглашается специальная медицинская комиссия. Она выдает авторитетное заключение, на основании которого решается вопрос о дееспособности. Если глава государства не в состоянии исполнять обязанности, его замещает Председатель Правительства РФ.

Признание лидера государства недееспособным требует грамотно обоснованной правовой подоплеки

Признание лидера государства недееспособным требует грамотно обоснованной правовой подоплеки

На законодательном уровне предусмотрено временное прекращение исполнения обязанностей. Эта ситуация возможна при хороших прогнозах медиков. В таком случае деятельность приостанавливается до полного выздоровления. Конституцией не предусмотрен конкретный временной отрезок, отведенный на лечение. Это является дополнительной гарантией сохранения поста. Ограничением считается лишь срок, на который он был избран.

Помимо перечисленных причин, основанием для снятия с должности является импичмент.

Отрешение от должности

Согласно принятой конституционной модели процедура импичмента запускается лишь в случае выявления уголовно-наказуемого деяния. Под этим термином подразумеваются тяжкие преступления или государственная измена. Политические мотивы не предусмотрены.

Правом выдвигать обвинение наделены депутаты Государственной Думы. Решение принимается при условии согласия не менее 150 человек, что является 1/3 от состава парламента.

Голосование по обсуждению решения об импичменте проходит тайно

Голосование по обсуждению решения об импичменте проходит тайно

Государственная измена

Расшифровка этого понятия вызывает много споров в юридических кругах. В Конституции РФ оно не освещено.

Общая трактовка дана в ст. 275 УК РФ. Факт измены наступает при выявлении шпионажа, предоставлении иностранному государству, компании либо доверенному лицу информации, содержащей государственную тайну. Эти сведения гражданин может получить во время прохождения службы, учебы или работы на секретных предприятиях. Оказание консультационной, технической и материальной помощи в указанном контексте также является основанием уголовной ответственности.

УК РФ Статья 275. Государственная измена

УК РФ Статья 275. Государственная измена

В целом, любая деятельность, представляющая угрозу государству, трактуется как предательство. Под последним термином понимают нарушение государственных интересов в части:

  • суверенитета;
  • конституционного строя;
  • территориальной неприкосновенности.

Государственная измена совершается в пользу конкретного государства. Приведенные в этой статье УК РФ доводы не относятся к внутригосударственной деятельности Президента.

  1. Деятельность главы государства, направленная на подрыв духовных, экономических, социальных и политических устоев, не учтена в рамках ст. 275 УК РФ.
  2. Поскольку лидер страны не является обычным гражданином РФ, термин «государственная измена Президента» гораздо более объемный, нежели описан в приведенной статье.
  3. Ввиду того, что в Конституции это понятие не освещено, оснований для запуска процедуры импичмента очень мало.

Важной оговоркой, содержащейся в примечании к ст. 275 УК РФ, является возможность освобождения гражданина от уголовной ответственности. Это происходит при его своевременном оповещении соответствующих органов о факте измены. Подобная преференция допустима в случае, если в действиях не обнаружено улик иного преступления. Это правовое послабление схоже с деятельным раскаянием.

Схема взаимодействия между компетентными органами

Схема взаимодействия между компетентными органами

Пошаговый механизм импичмента

Отрешение президента от должности — процедура сложная, проходит в несколько этапов.

Таблица 2. Алгоритм продвижения обвинения

ЭтапОписание
Предварительная оценка действий ПрезидентаПри возникновении прецедента парламентарии проверяют правомерность решений главы государства. Подобная инициатива возможна при согласии не менее 1/3 депутатов Государственной Думы. Обвинение должно базироваться на конкретных доказательствах и сопровождаться пояснительной запиской.
Создание специальной комиссииИнициативная рабочая группа, созданная постановлением Государственной Думы, анализирует аргументированность выдвинутой претензии. Она включает в себя 15 человек, в том числе председателя и его заместителя. Деятельность комитета схожа с функционированием следственных органов. Главные задачи — рассмотрение материалов и последующее их опровержение либо верификация. В комиссии должно быть одинаковое количество представителей различных фракций. Члены этой структурной единицы вправе запросить необходимую информацию от государственных органов и требовать объяснений. Резолюция о выдвижении обвинительного приговора должна быть одобрена большинством голосов методом поименного опроса. Затем в течение 7 дней заключение направляют в Совет Думы. Впоследствии оно включается в повестку заседания.
Обсуждение вопроса депутатами Государственной ДумыЕсли комиссия приняла решение о наличии состава преступления, последующее решение выносят парламентарии. Для дальнейшего продвижения обвинительного приговора нужно согласие 300 человек. Решением Конституционного Суда установлено, что при определении необходимого количества лиц, речь идет не о реально избранном, а конституционно установленном числе. В течение 5 дней Постановление должно быть направлено в Совет Федерации и Верховный Суд. С момента выдвижения обвинения депутаты Государственной Думы не могут быть распущены.
Рассмотрение дела Верховным СудомПосле подтверждения приговора депутатами судьи дают заключение о наличии факта государственной измены либо улик, демонстрирующих тяжкие преступления. Возбуждение уголовного дела находится в ведении исключительного ВСР.
Вывод Конституционного СудаНа этом этапе рассматривается соблюдение предыдущими инстанциями следственной процедуры.
Финальный вердикт Совета ФедерацийИменно эта стадия является решающей при вынесении обвинительного приговора. Для отрешения от должности требуется не менее 2/3 голосов.

Правомерным является прекращение процедуры на любом этапе

Правомерным является прекращение процедуры на любом этапе

Предельный срок, отведенный на рассмотрение вопроса об импичменте, — 3 месяца. Началом временного отрезка считается день выдвижения обвинения депутатами Государственной Думы.

Особенности процедуры

По мнению некоторых законодателей, этот механизм содержит непроработанные моменты:

  1. Узкий диапазон оснований для импичмента. Прописано лишь 2 причины — тяжкое преступление либо государственная измена. Не тяжкие правонарушения не приводят к уходу с поста. Не предусмотрены следующие нюансы — нарушение Конституции РФ, присяги и законов.
  2. Маленький временной отрезок для изучения дела. Если присутствует факт измены, но сроки на его рассмотрение истекли, Президент остается на посту.
  3. Смешение 2-х независимых понятий. Поскольку государственная измена трактуется на основании ст.275 УК РФ, политическая ответственность главы государства приравнена к уголовно-правовой обычного гражданина.
  4. Ввиду того, что Президент несет ответственность в качестве лидера государства и должностного лица, санкции по возбужденным делам возможны лишь после его смещения с должности.

До момента отрешения от должности главу государства нельзя принудительно доставить в суд или возбудить против него уголовное дело. По окончанию процедуры импичмента он будет нести правовую ответственность как физическое лицо

До момента отрешения от должности главу государства нельзя принудительно доставить в суд или возбудить против него уголовное дело. По окончанию процедуры импичмента он будет нести правовую ответственность как физическое лицо

Согласно УК РФ тяжкими считаются умышленно совершенные преступления, максимальное наказание за которые составляет до 10 лет. В эту категорию не попадают многие экологические и финансовые махинации, уклонение от уплаты налогов, халатность и незаконное предпринимательство.

Процедурные отличия в ряде стран

Институт импичмента преимущественно регламентируется конституцией. Ключевыми моментами при описании механизма являются следующие:

  • орган, инициирующий вопрос о недоверии к главе государства;
  • инстанция, принимающая финальное решение о необходимости импичмента;
  • должность, на которую будет возложено временное исполнение обязанностей Президента.

В большинстве случаев отрешение от должности происходит либо парламентским способом, как в США, либо комбинированным, как во Франции.

Во французском уголовном праве нет исчерпывающей трактовки термина «государственная измена»

Во французском уголовном праве нет исчерпывающей трактовки термина «государственная измена»

Английская модель

По данным историков эта процедура практиковалась в Англии уже в XIV в. Она касалась не лидера страны, а нижестоящих должностных лиц. Расследование предполагаемых преступлений проводилось Палатой Общин, порой даже без подготовительного следствия. Импичмент в этом контексте трактовался как механизм привлечения к ответственности, но не ухода с поста. Дальнейшие процедурные моменты были в ведении парламентского суда и Палаты лордов.

Американская традиция истоками уходит в английскую.

  1. Согласно положению Конституции, должностные лица, за исключением состоящих на военной службе, при появлении прецедента могут быть подвергнуты импичменту.
  2. Обвинение выдвигает Палата представителей.
  3. Основание для недоверия — серьезные преступления.
  4. Поскольку состоящие на высокопоставленных военных должностях находятся в ведении судов военных трибуналов, рассматриваемая процедура на них не распространяется.
  5. После того, как правомерность действий Президента подвергнута сомнению, дальнейшее разбирательство проходит в Сенате. Для отрешения от должности требуется согласие не менее 2/3 человек от общего состава.
  6. Помимо отстранения от должности, бывший Президент лишается возможности в будущем претендовать на государственный пост.
  7. Импичмент не означает последующее уклонение от ответственности в гражданских судах.

Наиболее нашумевший импичмент был вынесен Эндрю Джонсону в 1868 г.

Наиболее нашумевший импичмент был вынесен Эндрю Джонсону в 1868 г.

Европейские страны

В ФРГ, например, существует разделение юридической и политической ответственности Президента. Инициатором процедуры выступает парламент. Согласно французской конституции глава государства может привлекаться к конституционно-правовой и уголовной ответственности, что, например, не возможно в ФРГ. В Чешской Республике запрещено привлекать к подобного рода ответственности человека, занимавшего столь высокий пост. Однако это касается лишь преступлений, совершенных им во время исполнения своих полномочий в роли Президента.

Первый импичмент в Европе состоялся в отношении Президента Литвы

Первый импичмент в Европе состоялся в отношении Президента Литвы

Таблица 3. Сравнительная таблица особенностей процедуры в государствах постсоветского пространства

Заключение

Глава государства несет ответственность перед народом. Чтобы побудить Президента соизмерять свои действия с Конституцией РФ не только в период выборов, был создан Институт отрешения. Несмотря на сложность, эта процедура является необходимой и считается одним из признаков демократического государства.

- принудительный акт смещения Президента РФ с должности на основании обвинения его в государственной измене или в совершении иного тяжкого преступления. Отрешение от должности в этом смысле является мерой конституционной ответственности (конституционно-правовой санкцией), применяемой к главе государства. В зарубежном конституционном праве институт отрешения главы государства от должности именуется импичментом. В российском законодательстве такая мера впервые была предусмотрена при введении поста Президента в 1991 г. Президент мог быть отрешен от должности в случае нарушения им Конституции и законов России, а также данной им присяги. Действующая Конституция РФ существенно изменила основания и порядок О. от д.П. РФ. Процедура отрешения юридически усложнена, в ее осуществлении задействованы многие институты верховной власти страны: обе палаты Федерального Собрания, Верховный Суд РФ и Конституционный Суд РФ, что создает гарантии против политического волюнтаризма и обеспечивает высокую компетентность принятия решения по этому вопросу. Правом выдвижения обвинения обладает Государственная Дума, а решение об О. от д.П. РФ может принять только Совет Федерации. Конституция РФ оговаривает следующие условия и процедуры О. от д.П. РФ: 1) правом инициативы отрешения Президента РФ от должности обладает 1/3 (не менее 150) депутатов Государственной Думы; 2) для выдвижения обвинения Президента в совершении им государственной измены или иного тяжкого преступления и принятия по этому вопросу окончательного решения Государственная Дума образует специальную комиссию, которая по факту обвинения большинством голосов (226 депутатов) выносит свое заключение; 3) обвинение Президента в государственной измене или совершении им тяжкого преступления должно быть подтверждено двумя заключениями: а) Верховного Суда - о наличии в действиях Президента РФ признаков таких (такого) преступлений; б) Конституционного Суда - о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения; 4) решение об О. от д.П. РФ должно быть принято Советом Федерации не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в указанный срок решение Совета Федерации не будет принято, то обвинение против Президента считается отклоненным. Решения Государственной Думы о выдвижении обвинения, а Совета Федерации об О. от д.П. РФ. принимаются палатами квалифицированным большинством - 2/3 голосов от общего числа в каждой из палат (соответственно 300 и 119). О. отд. П. РФ от должности прекращает его полномочия, он утрачивает неприкосновенность и может быть привлечен к уголовной ответственности на общих основаниях с иными гражданами. Попытка отрешить Президента от должности в соответствии с указанными процедурами была предпринята Государственной Думой второго созыва в мае 1999 г. Однако необходимого для принятия этого решения числа голосов палата в процессе голосования не набрала. За решение о выдвижении обвинения против Президента проголосовало менее 226 депутатов Государственной Думы. (В.Ч.)

Смотреть значение Отрешение От Должности Президента Российской Федерации в других словарях

Отрешение Ср. — 1. Процесс действия по знач. глаг.: отрешить, отрешать, отрешиться, отрешаться. 2. Состояние по знач. глаг.: отрешить, отрешать, отрешиться, отрешаться.
Толковый словарь Ефремовой

По Должности Нареч. Разг. — 1. Согласно занимаемому служебному положению.
Толковый словарь Ефремовой

Отрешение — отрешения, мн. нет, ср. (устар. офиц.). Действие по глаг. отрешить-отрешать. от должности. Вы могли бы, кажется, отнестися ко мне, прежде чем к моим крестьянам - и объявить.
Толковый словарь Ушакова

Коммунистическая Партия Российской Федерации (кпрф) — - одна из самых влиятельных политических партий современной России. Сектор политического поля, который традиционно занимает партия, может быть охарактеризован как.
Политический словарь

Конституция Российской Фвдерации — - основной закон России, ее важнейший политический и государственно- правовой документ, определяющий сущность, важнейшие цели и задачи, основы общественного и государственного.
Политический словарь

Концепция Национальной Безопасности Российской Федерации — - система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.
Политический словарь

Совет Федерации — - одна из двух (наряду с Государственной Думой) палат Федерального Собрания (парламента) Российской Федерации - постоянно действующего представительного и законодательного.
Политический словарь

Субъект Федерации — - государственное образование в составе федерации. Каждое федеративное государство состоит из С.ф., которые называются по-разному: штаты (США, Индия), провинции (Аргентина.
Политический словарь

Административное Выдворение За Пределы Российской Федерации — - вид административного взыскания, применяющийся к иностранным гражданам и лицам без гражданства. А. в. заключается в принудительном и контролируемом их перемещении.
Экономический словарь

Администрация Президента Рф — - исполнительный
аппарат
Президента РФ, организационно обеспечивающий выполнение им полномочий главы государства. А.п. РФ является конституционным органом.
Экономический словарь

Алмазный Фонд Российской Федерации — - составная
часть Государственного
фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, представляющая собой собрание уникальных самородков.
Экономический словарь

Банковская Система Российской Федерации — Банковская система Российской Федерации включает в себя
Банк России, кредитные
организации, а также
филиалы и представительства иностранных
банков.ст.
Экономический словарь

Банковские Должности — BANK OCCUPATIONSВ коммерческом банке существуют следующие основные должности: бухгалтер, оператор суммирующей машины, клерк по извещениям, помощник кассира, аудитор, счетовод.
Экономический словарь

Бюджет Субъектов Федерации — - консолидированный
бюджет национально-государственных и административно-территориальных образований, входящих в состав федеративного государства в качестве.
Экономический словарь

Бюджетная Классификация Российской Федерации — Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников.
Экономический словарь

Бюджетная Система Российской Федерации — - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами
права
совокупность федерального
бюджета.
Экономический словарь

Валюта Российской Федерации — - по действующему законодательству валютой РФ являются: а) находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие
обмену рубли в виде.
Экономический словарь

Ввоз В Российскую Федерацию И Вывоз Из Российской Федерации Товаров И Транспортных Средств — (в тексте статьи - "
ввоз в РФ") - одним из основных принципов пересечения через Таможенную Границу Российской Федерации. Все лица на равных
основаниях имеют
.
Экономический словарь

Ведомственная Классификация Расходов Бюджетов Субъектов Российской Федерации И Ведомственная Классиф — Ведомственная
классификация расходов бюджетов субъектов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и отражает.
Экономический словарь

Внутренние Водные Пути Российской Федерации — Естественные или искусственно созданные федеральные пути сообщения, обозначенные навигационными знаками или иным способом и используемые в целях судоходства. ст.
Экономический словарь

Внутренние Морские Воды Российской Федерации — Воды, расположенные
в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации.
Внутренние морские воды являются.
Экономический словарь

Внутренний Водный Транспорт Российской Федерации — Один из видов
транспорта, находящегося в ведении Российской Федерации и представляющего собой производственно - технологический
комплекс с входящими в него.
Экономический словарь

Вооруженные Силы Российской Федерации — - государственная военная
организация, составляющая основу обороны Российской Федерации. ВС РФ предназначены для отражения агрессии, направленной против РФ, для.
Экономический словарь

Временно Пребывающий В Российской Федерации Иностранный Гражданин — Лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;.
Экономический словарь

ст. 2 федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
Экономический словарь

Выборы В Российской Федерации — -
выборы
Президента РФ, депутатов Государственной Думы, Федерального Собрания РФ, в иные федеральные государственные
органы, предусмотренные Конституцией.
Экономический словарь

Генеральный Прокурор Российской Федерации — - высшее
должностное лицо Прокуратуры РФ. Возглавляет единую централизованную систему прокурорских органов. Г.п. РФ назначается на
должность и освобождается.
Экономический словарь

Герой Российской Федерации — - в России с 1992 г. почетное звание,
знак особого отличия; присваивается за заслуги перед
государством и народом, связанные с совершением геройского подвига. Г.
Экономический словарь

Государственная Автомобильная Инспекция Мвд Российской Федерации (гаи) — - прежнее (до 1999 г.) название органа, осуществляющего
контроль и
надзор за соблюдением безопасности дорожного движения,
регулирование движения. Основан в.
Экономический словарь

Избрание президента прямым всенародным голосованием, а оно предусмотрено более чем в двадцати европейских государствах, логично предполагает, что и вопрос о досрочном прекращении его полномочий должен решать народ, а точнее, избирательный корпус страны, кому глава государства обязан своей властью. Тем не менее это, как правило, прерогатива высшего представительного органа страны. Лишь в трех европейских государствах - Австрии, Румынии, Исландии - последнее слово принадлежит тому, кому президент обязан свом мандатом, то есть народу, который путем референдума решает этот вопрос. В этом случае парламент инициирует процедуру и принимает решение об отрешении от должности президента и затем направляет его на утверждение народа. Если избиратели выскажутся против решения парламента, вполне логично и справедливо конституционное требование роспуска высшего представительного органа, решение которого вошло в противоречие с волей народа, то есть с принципом народного суверенитета, положенного в основу современного конституционализма. Более того, согласно Конституции Австрии отрицательный ответ избирателей расценивается как переизбрание Президента на новый срок.

Если попытаться систематизировать соответствующие процедуры, то они могут быть сведены к двум группам. Первая: решение в конечном итоге принимает парламент, и вторая: окончательное решение принимается органом конституционного контроля - конституционным судом (Венгрия, Германия, Словакия и др.). Так или иначе, конституционный суд, как правило, задействован в этом процессе. Инициатором процедуры отрешения чаще всего выступает парламент. Роль конституционного суда сводится либо к роли эксперта, призванного оценить соблюдение конституции в этом процессе, либо к конечной инстанции, утверждающей решение парламента.

Существуют и более оригинальные процедуры. Так, в Республике Беларусь после принятия решения о досрочном прекращении полномочий Президента решение по существу принимает Верховный суд (ст. 88). Аналогичная процедура предусмотрена и в Греции, где председатель Ареопага совместно с двенадцатью судьями, назначаемыми Парламентом из членов Ареопага, принимает окончательное решение (ст. 86).

Довольно оригинальное положение содержится в Конституции Казахстана (ст. 47). В случае отклонения обеими палатами парламента инициативы одной трети депутатов Парламента об отрешении Президента последние обязаны досрочно прекратить свои полномочия. Как говорится - инициатива наказуема.

Любопытна процедура отрешения Президента в Латвии. Вопрос о привлечении его к уголовной ответственности решается Сеймом (двумя третями голосов). В этой ситуации Президент может вынести на всенародное голосование вопрос о роспуске Сейма (ст. 48). Если избиратели выскажутся против роспуска, Президент смещается со своего поста.

В Австрии отрешение от должности может сопровождаться временным лишением избирательных прав (ст. 142).

Там, где основанием отрешения является преступление, некоторые конституции предусматривают заключение высшей судебной инстанции общей юрисдикции о наличии состава преступления в деяниях президента. Очевидно, государственная измена как основание отрешения президента предполагает дальнейшее преследование бывшего президента уже в качестве частного лица. И столь же очевидно, что последним судьей в его деле будет тот же верховный суд, в беспристрастности и объективности которого изначально можно усомниться, так как он связан своим положительным заключением на стадии отрешения президента. Вопрос, ответ на который не дают ни конституции, ни конституционная практика. Мы не затрагиваем здесь ситуации, когда заключение суда будет негативным. Блокирует ли оно процедуру импичмента? Если да, то можно ли говорить о суверенности парламента в этой процедуре? Если нет, то каков смысл обращения за заключением в верховный суд? Разве что в получении информации и не более.

Объективно процедура отрешения носит элементы судебного процесса. В этой связи возникает вопрос: на основании каких правил должен действовать парламент - регламента либо судебных процедур. Вполне удовлетворительное решение дает Конституция и конституционная практика США. Там Палата представителей предъявляет обвинение и поддерживает его в Сенате, то есть выступает в качестве прокурора, а Сенат - в роли судебного присутствия под председательством председателя Верховного суда США с соблюдением всех атрибутов судебного разбирательства - вызов и допрос свидетелей, оценка доказательства и т.д. Что касается Европы, то наиболее логичным представляется создание особых судебных инстанций по примеру Высокой палаты правосудия во Франции, которая по определению является судебным органом со всеми свойственными ему атрибутами. Подобное решение снимает ряд вопросов, и прежде всего о роли и положении парламента в процессе отрешения.

До последнего времени конституционная история европейских республик не знала принудительного отрешения президента от должности. В 2004 г. впервые в истории республиканских государств Европы Республика Литва преподала своим западноевропейским учителям урок - как можно избавиться от главы государства, вина которого по сути в юридически не доказанных симпатиях к восточному соседу. Иначе и нельзя расценить выдвинутое против него обвинение в предоставлении литовского гражданства российскому бизнесмену, якобы замешанному в финансировании его президентской компании. Однако процедура соблюдена: Сейм - Конституционный суд - "квалифицированное большинство" парламента, и в итоге отрешение от должности лица, которому литовский народ доверил руководство государством. Что, впрочем, не помешало отрешенному Президенту выставить свою кандидатуру на досрочных президентских выборах с определенными шансами на победу. Любопытно, как должен был вести себя Сейм в случае победы только что смещенного им претендента? Ведь по существу подобный исход выборов означал бы выражение литовским народом недоверия Сейму. Наверное, двусмысленность ситуации понимали депутаты Парламента, уже в ходе предвыборной кампании проголосовавшие за изменения в законе о выборах Президента, согласно которым Президент, принудительно отрешенный от должности, лишается права выставлять свою кандидатуру на досрочных выборах главы государства.

Безусловно, нельзя обойти молчанием процедуру отрешения от должности российского Президента. Попытка отрешения бывшего Президента Б. Ельцина со всей очевидностью показала, что у парламента практически нет шансов на успех, если считать успехом досрочное прекращение полномочий главы государства за уголовно наказуемые деяния. Российский парламент юридически и практически беспомощен в проведении полноценного расследования инкриминируемых Президенту деяний. Действительно, неправомочность российского парламента создавать комиссии по расследованию делает специальную комиссию по формулированию выдвигаемого Думой обвинения чисто внутренним органом палаты, компетенция которой не распространяется за ее пределы. Возможность истребовать необходимые документы, провести расследование на месте, заслушать причастных к делу лиц ограничивается доброй волей органов и лиц, к которым обращено внимание комиссии. О каком следствии может быть речь, если большинство из тех, кто был вызван в комиссию для дачи показаний, просто проигнорировали это обращение.

Дата добавления: 2018-09-22 ; просмотров: 86 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Читайте также: