Что значит профессионализм в профессии

Опубликовано: 04.07.2024

Сколько копий сломано в спорах на тему самореализации, выбора профессии, своего пути и т.д.! Хочу внести свою скромную лепту в этот процесс, и не потому, что мне уже за 55, а потому, что начал понемногу разбираться в этом.

И первое, что необходимо сделать, чтобы её, эту самую лепту, внести, - это разобраться в смысле этих трёх слов. Мы можем сколь угодно много и долго их произносить, писать, махать ими, как флагами, но если от этих странных телодвижений ничего не изменяется, значит вы их не совсем понимаете. Кстати, вообще слова можно понимать по разному.

Большинство понимают их в целом, как-то так, в общем. За словами у них стоит нечто туманное, лишенная чётких контуров серая масса. Некоторые знают и понимают несколько общеупотребительных значений слова - им этого достаточно. Они могут видеть умственные картины, порождаемые словами. Более продвинутые пользователи слов могут запомнить почти все значения слов своего словарного запаса. Ну, и самые продвинутые (не всегда это учёные) могут понимать концепт слова.

Что здесь имеется в виду? Это та самая семантическая основа, которую можно использовать в совершенно различных ситуациях, придавая одинаково звучащему слову множество различных значений и оттенков, наиболее точно выражающих какую-то конкретную мысль или идею. Такое владение словом доступно немногим. Их, как правило, отличает одна особенность, которую можно было бы назвать суперграмотность. Они могут сразу же применить то, что они прочитали. Им не надо раздумывать на эту тему, пробовать, ждать, когда на них снизойдёт озарение и т.д. Моя статья не для них.

Итак, несмотря на то, что все эти слова: профессия, профессионал и профессионализм схожи по звучанию и имеют один и тот же корень, они подразумевают несколько различные явления. Тем не менее, развились они все от одного латинского корня. И это не слово "професс" или "профи" (как часто сокращают слово "профессионал") ибо "про" - это приставка. А корнем является слово "фесс", на английском "fess" (профессия на английском "profession"). Этот же корень формирует слово "конфессия"(вероисповедание, на английском confession). А исходным корнем для этого самого английского "fess" служит латинское слово "fateri", значение которого - заявлять что-либо, объявлять, что что-либо является правдой. И само английское "fess" имеет значение "признаваться" (в преступлении ли или в чём-либо другом).

У этих слов есть ещё одно однокоренное слово "профессор", то бишь тот, кто может в силу своей обученности и опыта вещать правду. То есть, можно сказать, что профессия - это такая деятельность, которая заявляет открыто о какой-либо функции
жизни. И немалый вес здесь имеет именно это - отсутствие обмана, открытое демонстрирование правды (истины).

То есть, если вы говорите, что ваша профессия дворник, значит вы говорите о том, что вы на самом деле очищаете вверенную вам дворовую территорию. Если вы говорите, что ваша профессия - управление финансами, это означает, что вы открыто
заявляете, что вы можете уменьшать или же, наоброт, увеличивать денежные потоки и массы. Само слово "профессия" подразумевает, что вы говорите правду о вашей деятельности. Правда же должна заключаться в том, что вы должны ответственно
делать, производить, совершать именно то, что вы пообещали, назвавшись кем-то. Именно это и означает слово "профессия".

Все вы знаете, что на деле происходит далеко не всегда так. Дворники всего лишь скребут асфальт во вдоре, но грязь и лужи, равно как и снег, всё равно мешают вам пройти. Управляющие финансами почему-то управляют ими однонаправленно, увеличивая
их (финансов) поток в свою сторону, вместо того, чтобы увеличить их в вашу. Пекари пекут хлеб, от которого пучит живот, а продавцы всучивают вам совершенно ненужный вам товар. Почему это происходит? Одной из главных причин является то, что они никогда, ни разу в своей жизни, не задумывались о том, какова же их профессия! Они "просто шли работать" куда-нибудь, чтобы заработать денег. И попав на какое-нибудь место в какой-нибудь организации, они начинали говорить всем, что "их профессия такая-то". Это неправда. Они так и не смогли дойти до своей профессии, так как занимаются обманом, что абсолютно неприемлемо в профессии, исходя из концепта этого слова.

Выбор профессии - это выбор правды. Вы выбираете деятельность, о которой вы сможете сказать, - "Да, это моя профессия", - то есть на самом деле именно то, что вы делаете, без наночастицы обмана. Если вы говорите, - "Я водитель", - это означает, что вы управляете транспортным средством так, что можете доставить груз или человека из одной точки в другую. Именно доставить и без каких-либо изменений. Не попасть в аварию, не уехать на другую улицу, в другой город, на другую планету. Не продать груз где-нибудь по дороге или не испортить его во время пути и т.д.

Если вы говорите, - "Я управляющий", - это означает, что вы реально управляете каким-либо предприятием или процессом. То есть, вы добиваетесь его роста и процветания. Никакого другого значения для слова "управлять" не предусмотрено. Теперь посмотрите, на тех, кто заявляет, что они "государственные служащие". О какой правде они говорят? Они открыто заявляют всем, что они созидают государственность, что означает верховенство Закона для всех, в том числе (и в первую очередь) для них самих. Если же вы наблюдаете обратное, то это может значить лишь одно - они не профессионалы и не имеют права так себя называть.

Подход к выбору профессии у каждого должен быть осознанным. Человек обязан понимать, что вступая на путь под названием "профессия", он вступает на путь настоящей правды, а не просто "делания каких-нибудь вещей или предоставления каких-нибудь услуг". Простое зарабатывание денег - это не профессия. Это простое зарабатывание денег. Вы можете их заработать, разгружая вагоны, доставляя товары из интернет-магазинов, покупая дёшево-продавая дорого и т.д.

Что же необходимо в первую очередь, чтобы выбрать профессию? Кроме того, что вы должны осознавать, что вступаете на путь правды, вам потребуется понять (осознать, узнать, познать), правду о ЧЁМ вы собираетесь декларировать. Я имею в виду, что же будет сутью, предметом, истиной (а на самом деле ЦЕЛЬЮ) вашей деятельности, как одной из функций жизни? Конечно, это особенно важно в начале жизненного пути, но актуально всегда. В любой момент, даже перед самым уходом из жизни, очень важно осознавать, о какой же правде вы готовы говорить всем открыто.

Исходя из личного опыта, могу сказать, что далеко немногим доступна эта правда, даже на предсмертном одре. Большинство людей участвуют в какой-либо деятельности абсолютно не профессионально, хотя и думают иначе. Они могут проработать всю
свою жизнь на какой-то работе, освоить какие-то рабочие приёмы, даже научиться производить какие-то продукты, но сказать, что они освоили профессию они не могут. Особое внутреннее чувство справедливости не позволяет им сделать это. Они как-бы знают, что всё, что они делали, не является их правдой, это не то, о ЧЁМ они хотели бы заявить открыто.

Это самый главный барьер в выборе профессии - большинство людей не осознают, не знают, не понимают, какова ЦЕЛЬ их деятельности, что именно они могли бы открыто заявить всем людям.

Посмотрим же теперь на профессионала. Профессионал - это не обязательно человек, освоивший более-менее один вид деятельности. Нет. Скорее, это человек, который может распознать в чём именно суть, истина, ЦЕЛЬ какой-нибудь деятельности. Именно эта способность делает его профессионалом. Имея такую способность, он может быть профессионалом в разных областях и видах деятельности (что иногда противоречит представлениям многих людей о профессионалах, как о людях, сведущих лишь в одном виде деятельности). Профессионал всегда думает о том, как произвести продукт или услугу, о котором ему будет не стыдно открыто заявить. Он не будет с натугой размышлять о том, где ему взять денег до следующей зарплаты или из чего ему сделать его продукт. Он сделает его из чего угодно - из того, что будет ему доступно в данный момент.

Профессионал постоянно думает о том, как ему улучшить свои навыки и умения, чтобы производить как можно лучший продукт или услугу. Он постоянно учится чему-то новому и всегда сведущ в своей области. Стоит ему отстать в информированности, и он уже меньше чувствует себя профессионалом или же совсем не чувствует себя таковым. Если близко познакомиться с каким-нибудь настоящим профессионалом, можно увидеть, что он не может быть профессионалом только лишь в своей узкой области
деятельности. Например, он не может быть только лишь профессионалом-дворником или профессионалом-бухгалтером. Вы увидите, что он является профессионалом во всех смежных областях, которые связаны с его основным видом деятельности.

Например, профессиональные дворники часто будут профессиональными ремонтниками, так как им приходится часто ремонтировать свои инструменты или что-то, что расположено в их дворе. А профессиональный бухгалтер зачастую оказывается
профессиональным экономистом и плановиком, так как без знаний этих областей его деятельность становится бессмысленной, теряет ту самую правду, о которой он может открыто заявлять.

Теперь о профессионализме. Под профессионализмом я понимаю степень приближения произведенного профессионалом продукта (или услуги) к достижению ЦЕЛИ профессиональной деятельности. И, хотя звучит это несколько заумно, на практике довольно просто распознаётся. Например, возьмём такую деятельность, как стрижка волос на головах публики. Какова цель этой деятельности?

Внести эстетику в такой предмет повседневной жизни, как тело (или его верхняя часть, голова). Если парикмахер понимает цель этой деятельности, он будет стричь стильно, чтобы создать индивидуальный образ, а не просто срезать волосы с волосистой части головы, и в этом случае его можно назвать профессионалом, а профессионализмом можно назвать то, насколько легко и приятно тому, кого он стрижёт и то, сколько восхищения он (клиент) ловит от созерцающих его голову друзей, родственников и знакомых.

Профессионализм у профессионала может быть на разной высоте. Это зависит от уровня его обучения, опыта, ловкости, благоприятной обстановки, в которой он работает. Но каким бы ни был его профессионализм, он останется профессионалом, если: а) он понимает цель своей деятельности и б) создаёт продукты или услуги, благодаря которым он может достигать этой самой цели.

Что же происходит с тем, кто не понял (осознал, нащупал, ощутил) цель деятельности. Они просто соглашаются на условия оплаты своего времени, некие дополнительные привилегии и т.д.

В первое время это хорошо их мотивирует, но всегда наступает такой момент, когда они понимают, что делают что-то чисто механически, без души, без интереса. В этот момент заканчивается их инициатива, и они начинают ждать приказов от начальства, ругать это самое начальство за неразумные приказы, изнывать в ожидании конца рабочего дня и т.д. Если они не сменят работу в этот момент, деградация неминуема. У некоторых людей есть даже такая установка - необходимо менять место
работы или деятельность каждые пять лет, иначе затянет в болото.

Да, так и есть, при условии, что вы не понимаете, зачем вы работаете (не осознаёте ЦЕЛЬ своей деятельности), не выросли в профессионала и не обрели достаточной степени профессионализма. Вы можете найти и положительные примеры, часто в области искусства, хотя, как кажется, это нельзя назвать работой. Я сильно сомневаюсь, что известные музыканты, художники или писатели могли бы чего-то достичь, если бы каждые пять лет меняли свою деятельность (место работы). Но сфера искусства - лишь более яркий пример. То же самое происходит и в производстве (бизнесе), да и в любой деятельности.

"Так что же с этим можно сделать?", - спросите вы. Представьте, что есть в мире такие профессионалы, чьей профессией является помогать людям осознать (понять, распознать, узнать) в какой профессии этот конкретный человек мог бы стать
настоящим профессионалом и достигать высочайших вершин профессионализма. И можно помочь любому человеку сопоставить его личные цели, присущие ему таланты и наработанные им черты личности с теми профессиями, в которых он мог бы реализовать это волшебное "ТРИО" (таланты, черты личности и цели) полностью, чтобы стать реальным профессионалом, способным производить продукт (или услугу), с помощью которого он сможет достигать цели профессиональной деятельности.

Да, есть на свете такие профессионалы. Их работа специфична, ведь им приходится иметь дело с тем, что их клиент не совсем понимает, а только может догадываться (в лучшем случае). Но результат стоит свеч. Степень освоения внутренних ресурсов
человека поднимается на невероятно высокий уровень после проведённой ими работы, особенно самый главный внутренний ресурс - желание учиться.

Я - консультант авторской программы американского педагога и редактора Бернарда Перси "Раскрытие Талантов и Целей". Я могу открыто заявить о том, что это возможно:

Возможно возродить (открыть) личные цели любого человека.
Возможно помочь ему осознать его таланты и способности.
Возможно раскрыть его самые лучшие человеческие черты личности.
Возможно всё это увязать с такой профессией, где наступила бы гармония между его личностью и его деятельностью.
Возможно возродить желание человека научиться чему-то новому.
Возможно помочь ему понять, какие вершины карьеры он в состоянии покорить.
Возможно зажечь неугасаемый интерес к какому-либо виду деятельности или бизнесу.
Возможно зарабатывать неплохие деньги, получая от этого удовольствие.
Возможно поднять человека на новый уровень удовольствия и счастья, испытываемого им от работы.

Профессия - основной вид деятельности человека в социуме. Это выбор его судьбы, жизненного пути. Она занимает весомое значение в жизни каждого отдельно взятого человека, а также и во всем обществе в целом. Трудовая деятельность связывает все структуры мира в один большой двигатель прогресса на земле.

В современном мире важно не только быть занятым, но и заслужить высшее признание в трудовой деятельности для раскрытия собственного потенциала. Повышение квалификации среди профессионалов поддерживает конкурентоспособность на рынке труда, а также помогает любому специалисту постоянно развивать свои профессиональные качества и достигать карьерных высот.

Понятие «профессионализм»

Повышение квалификации

Профессионализм - это высокий уровень знаний и навыков в определенной области.

Достижение выдающихся результатов в рабочей деятельности, путем применения уже полученного опыта можно также назвать этим термином. Это проявляется в активном профессиональном развитии личности, высокой степени подготовки к трудовым требованиям, систематическом повышении квалификации.

Также данное понятие можно раскрыть в роли мотивационной стороны человека, учитывая его способность к усвоению новых знаний и технологий, практические способности, целевую направленность, оценку личности, профессиональные ценности, эффективность в работе.

Данное понятие характеризует три аспекта, это:

  • Личность специалиста.
  • Профессиональная деятельность.
  • Профессиональное общение.

Профессионализм личности реализуется путем развития необходимых навыков для рабочего процесса, качеством выполнения поставленных перед задач и получения опыта в области ведущей деятельности.

Критерии результативности

Профессиональные навыки

Существует трехуровневая оценка градации, соответствующая нормативным критериям уровней квалификации профессионализма, где низший можно назвать учебным (дает представление потенциальных способностей), средний считается основным (установленная норма), а высший будет являться перспективой (дальнейшее развитие). Важно понимать, что с оценкой профессионального уровня связаны внутренние и внешние критерии психологического состояния человека.

Каждую градацию можно разделить на несколько внутренних категорий и сформировать по десятибалльной шкале.

1. Первая группа таких критерий подразумевает результативность в производительности труда. Сюда можно отнести качественность работы и скорость ее выполнения.

2. Во второй группе рассматриваются показатели, при которых выявляется специфика профессии. Например:

  • Умения, знания, навыки, опыт.
  • Сила мотивации.
  • Профессиональная самооценка.
  • Стрессоустойчивость.
  • Особенности профессии.
  • Общее состояние.

Профессиональная самооценка

Уровень профессионализма определяется личностными социальными параметрами по отношению к рабочим задачам. На успешность выполнения деятельности влияют следующие факторы:

  1. Психическое и физическое состояние.
  2. Уровень самооценки.
  3. Адекватная самооценка.
  4. Устойчивость самооценки.
  5. Гибкость самооценки.

Здесь вступает в силу такое понятие, как «саморегуляция». В профессиональной деятельности она направлена на адекватное восприятие ресурсов организма. Любое отклонение от адекватного уровня восприятия отражается не только на работе, но и на состоянии человека.

Физическая тренированность дает возможность расширять сферу активности и приводит к полной адаптации человека к рабочим условиям, определенному уровню эффективности и устойчивой работоспособности. Таким образом, в ходе трудовой деятельности вырабатывается циклический процесс, при котором выявляются слабые и сильные стороны сотрудника, определяется его профпригодность и компетентность.

Стадии профессионализма

Повышение квалификации

Для определения уровня профессионализма выделяется 4 стадии профкомпентности:

1. Человек не осознает свою некомпетентность. Он не обладает необходимыми знаниями и умениями, поэтому не имеет возможности вести деятельность успешно.

Причиной может являться банальная нехватка навыков, когда при дальнейшей профессиональной активности человек получает нужный опыт. В другом случае, личная негативная оценка (неуверенность в своих силах, отсутствие мотивации, повышенная тревожность) стопорит развитие субъекта и не способствует повышению компетентности.

2. Осознаваемая некомпетентность. Человек понимает, что ему требуется профессиональная подготовка для осуществления трудовой деятельности.

3. Осознаваемая компетентность. Формируется четкая структура профессиональных навыков, человек эффективно применяет знания.

4. Неосознаваемая компетентность. Происходит в случае, когда профессионализм становится частью личности. Здесь профессиональность определяется, как принятие единого верного решения даже в критических условиях.

Уровни оценки профессиональных навыков

Уровень квалификации профессионализма - это определение оценки профессиональных умений, знаний, степени ответственности и полномочий в соответствии с профстандартами.

Квалификация определяется, как степень подготовки к специальности или процесс оценки профессиональных возможностей человека.

Оценка уровня профессионализма строится на следующих квалификационных возможностях:

Исполнительность под руководством.

Степень личной ответственности.

Реализация стандартных поручений.

Владение базовыми знаниями.

Прохождение первоначального обучения.

Исполнение задач под руководством.

Умение самостоятельно принимать решения.

Выполнение типовых поручений.

Выбор стратегии решения вопроса с учетом нестандартной ситуации.

Понимание основ стандартных заданий на практике

Исполнение задач под руководством.

Планирование результативной методики решения вопроса.

Самостоятельное решение задачи.

Решение основных стандартных задач.

Подбор действенных способов исполнения поставленной задачи.

Решение задач с учетом сложившегося опыта.

Исполнение задач под руководством.

Планирование результативных средств решения вопроса.

Самостоятельное решение задачи.

Ответственность за себя и подчиненных сотрудников.

Реализация различных задач, путем использования полученного опыта.

Контроль ситуации, коррекция действий при необходимости.

Решение спец. заданий.

Способность к самостоятельному анализированию.

Требуемое образование. Прохождение программы по подготовке квалифицированного персонала.

Участие в принятии решений внутриструктурных задач.

Самостоятельное принятие решений.

Ответственность за себя и подчиненных.

Использование технологических или методических профзнаний.

Умение самостоятельно находить решение в профессиональных вопросах.

Контроль и анализ исполнения заданий.

Прохождение подготовки высоко специализированных кадров. Повышение квалификации, переподготовка.

Самоорганизация собственной деятельности.

Контроль работы подчиненных.

Способность налаживания сотрудничества между сотрудниками или подразделениями.

Ответственность за предприятие.

Внедрение действенных приемов в решении профессиональных вопросов. Контроль и корректировка решений.

Самостоятельный анализ профдеятельности.

Получение высшего образования.

Получение образования по подготовке среднего звена.

Владение практическими навыками на высшем уровне.

Управления крупными организациями.

Ответственность за результат работы предприятия.

Решение задач по развитию профдеятельности с применением полученного опыта.

Разработка новых методов в решении практической деятельности.

Нахождение новых способов развития предприятия.

Наличие высшего образования.

Обучение вспомогательным навыкам.

Владение необходимыми навыками.

Самостоятельная работа в управлении трудового процесса на крупных предприятиях.

Ответственность за результативность работы крупных компаний или целых отраслей.

Разработка проектно-исследовательских задач, направленная на повышение эффективности.

Обучение по научно-педагогическим программам (аспирантура, адъюнктура), программам ассистентуры, ординатуры.

Получение практических навыков.

Управление объемными значительными процессами, разработка систем экономического и социального характера.

Ответственность за результат работы предприятия на государственном и международном уровнях.

Самостоятельная разработка приемов решения задач.

Повышение эффективности деятельности.

Создание новых отраслей.

Обучение по научно-педагогическим программам (аспирантура, адъюнктура), программам ассистентуры, ординатуры.

Дополнительное необходимое обучение.

Получение практических навыков

Методы оценки

Профессиональное обучение

Уровень профессионализма оценивается для получения сведений о результативности труда. Это помогает принимать решение о повышении либо понижении сотрудников. Оценивание уровня профессионализма и качества исполнения работы помогает проанализировать продвижение компании на рынке.

Профессиональная компетентность может оцениваться двумя способами: индивидуальным и групповым.

В индивидуальную методику входят:

  • Интервью.
  • Тестирование.
  • Наблюдение за сотрудником в практике.
  • Наблюдение за сотрудником в практике с подстройкой сложных ситуаций.

При групповом методе может использоваться несколько способов одновременно.

Среди них выделяют:

  • Ассессмент-центр. Когда сотрудников оценивают коллективно. Это может представлять деловую игру, которая будет оцениваться экспертной комиссией.
  • Проведение переговоров.

Также существуют нестандартные методы оценки. Например, с участием психолога, который составляет оценку личных и профессиональных качеств.

Повышение квалификации

Хорошая должность

Повышение квалификации рассматривается, как прохождение профессионального обучения с целью повышения теоретических и практических умений. Получение квалификации высшего уровня способствует совершенствованию навыков и профессиональному росту.

Обучение бывает кратким (от 72 ч.), теоретическим (до 100 ч.) и продолжительным (более 100 ч.). Лицам, прошедшим краткосрочное или теоретическое обучение, выдается удостоверение повышения квалификации. Лица, прошедшие курс, длительностью более 100 часов, получают свидетельство.

Квалификации педагогических работников

Квалификационные требования педагогов подготовлены в соответствии с типовым положением об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования, утвержденным Приказом Министерства образования Российской Федерации.

Лица, претендующие на первую, вторую и высшие категории квалификации должны иметь высшее образование и стаж работы.

Уровни профессионализма педагога второй категории:

  • Понимание основ теории педагогики, психологии и возрастной физиологии;
  • Знание содержания преподаваемого материала;
  • Знание обучающих методик;
  • Знание основ воспитания;
  • Владение практическими знаниями;
  • Владение разными приемами обучения и широким спектром методов, обеспечивающий интерес к образовательному процессу;
  • Умение налаживать коммуникативность с обучающимися;
  • Умение способствовать развитию образовательной системы;
  • Умение создавать комфортные условия во время образовательного процесса;

Лучшие эксперты

Первая квалификационная категория должна отвечать всем необходимым требованиям второй, а также иметь набор следующих навыков:

  • Применение практических навыков в современной психологическо-педагогической диагностике;
  • Владение современными педагогическими технологиями;
  • Владения методиками анализа учебно-методической предметной работы;
  • Понимание психологических особенностей обучающихся;
  • Умение подбирать методику учебно-воспитательного процесса под особенности обучающихся.

Высший педагогический уровень профессионализма

Для повышения профессионального уровня в педагогической деятельности, знания и умения претендента, должны соответствовать первой квалификационной категории. Этот момент необходимо учитывать. Кроме этого, высокий уровень профессионализма характеризуется следующими навыками:

  • Подходить к решению практических задач творчески.
  • Создавать максимально комфортные условия для осуществления творческой формы образования.
  • Умение использовать в образовательном процессе опытно-экспериментальные методы.
  • Владеть организационными приемами образовательного процесса.
  • Иметь навыки планирования и управления воспитательно-образовательным процессом.

Этапы профессионального развития

Этапы обучения

В ходе повышения своего уровня профессионализма субъект находится на разных этапах развития.

  1. Допрофессионализм. На данном этапе человек занимается профдеятельностью без специальных навыков и умений. Его минимальные знания соответствуют уровню новичка или помощника.
  2. Профессионализм. Этап, на котором можно говорить о качествах профессионала. Человек усваивает необходимые знания и правила профессии, приобретает специальность, ставит первые профессиональные цели.
  3. Высший профессионализм. Ступень профессионального роста, на котором специалист достигает успехов в карьере, превращается в эксперта своего дела, находит творческие неординарные решения задач в своей профобласти, самостоятельно разрабатывает стратегии и концепции, которые применяет на практике. Имеет способность обучать других.
  4. Послепрофессионализм. В основном относится к специалистам, достигшим пенсионного возраста. В этом периоде человек может быть советчиком, лучшим наставником, консультантом в своей бывшей профессиональной отрасли. Таких людей называют экс-профессионалами.

Также рассматривается этап непрофессионализма, когда человек, обладая нужными знаниями и техниками идет в неправильном направлении. Что-то мешает ему повышать уровень профессионализма (ощущается недостаток практики либо выбрана ошибочная стратегия развития).

В нашем «великом и могучем» практически все слова можно отнести к какой-то категории – в зависимости от их происхождения, назначения, образования и так далее.

Человечек

Сегодня поговорим о ПРОФЕССИОНАЛИЗМАХ. Конечно, в первую очередь многим это слово знакомо как синоним хорошей работы. Именно об опытных и ценных сотрудниках говорят, что у них высокий уровень профессионализма.

Но есть и в лингвистике понятие ПРОФЕССИОНАЛИЗМ.

Профессионализмы – это.

Профессионализмы – это группа слов или выражения, которые свойственны какой-то отдельной группе людей, задействованных в конкретной сфере, или относящиеся к одной профессии.

Иногда эти слова выходят из некоего «узкого круга» и начинают употребляться массово. Но некоторые ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ так и остаются малоизвестны.

Примеры

Ну, например, мы все точно знаем, что такое антибиотики. Это лекарства, которые обладают весьма сильным эффектом и помогают при различных простудах.

Но слово само имеет медицинское происхождение и вышло именно из этой сферы. То есть раньше его употребляли только врачи, но в какой-то момент оно стало общедоступным.

А вот слово «Снегурочка» на медицинском языке означает человека, у которого низкая температура. Звучит это забавно, конечно. Но если вы услышите от врача «Эта Снегурочка никак не хочет идти на поправку», вы вряд ли поймете, о чем речь.

Примеры профессионализмов

Чтобы было еще более понятно, давайте приведет другие примеры.

Как мы уже сказали, ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ есть абсолютно в каждой сфере деятельности или профессии .

Рассмотрим самые известные.

Медицина

Вот пример известных ПРОФЕССИОНАЛИЗМОВ :

  1. скальпель – острый нож для операций;
  2. вакцина – профилактическое лекарство от вирусов;
  3. инъекция – профессиональный синоним укола;
  4. гематома – в народе говорят просто «синяк»;
  5. диагноз – определение, чем именно болен человек;
  6. реанимация – комплекс мер по восстановлению жизненных функций;
  7. симптом – различные признаки болезни.

Даже названия конкретных разновидностей врачей можно считать ПРОФЕССИОНАЛИЗМАМИ. Раньше ведь всех называли просто доктор – общий, детский, глазной, ушной, зубной, сердечный и так далее.

А теперь терапевт, педиатр, офтальмолог (что это за врач?), ЛОР, стоматолог, кардиолог и многие другие.

Медики

А вот это уже слова, которые из уст врача поймет только врач :

  1. Люська – пациент, зараженный сифилисом;
  2. Валежник – человек, который очень долго лежит в больнице;
  3. Лыжники – пациенты, которые плохо ходят, а потому шаркают ногами;
  4. Парашютист – пациент, который получил переломы при падении;
  5. Уголек – пациент с ожогами.

Вообще врачи известны своим «профессиональным юмором», который зачастую очень черный. Но тем не менее это как раз пример таких ПРОФЕССИОНАЛИЗМОВ.

Моряки и летчики

Еще пара профессий, в которых присутствует масса ПРОФЕССИОНАЛИЗМОВ. И большинство из них понятны только определенному кругу лиц .

Из известных можно вспомнить:

  1. Чапать – синоним морского похода;
  2. Дебаркадер – судно, навсегда пришвартованное у пристани;
  3. Облетать – привыкнуть к самолету.

Моряки

И совсем другое дело:

  1. Беска – фуражка без козырька;
  2. Аттестат – вещевой мешок;
  3. Пиджак – офицер, который не оканчивал морской ВУЗ;
  4. Недомазать и перемазать – не долететь до какой-то точки или перелететь ее;
  5. Козёл – небольшой подскок самолета во время посадки;
  6. Пузырь – метеозонд, который имеет форму шара.

Интуитивно некоторые ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ можно понять. Особенно в контексте какого-то предложения. Но некоторые слова для непосвященных так и остаются загадкой.

Например, моряки говорят слово «вертолет», и вы никогда не догадаетесь, о чем это. А на самом деле так называют лопату, которой чистят снег на палубе.

Профессионализмы в бизнесе

У бизнесменов тоже есть свой язык. И в нем также присутствует очень много непонятных слов. Но некоторые все-таки становятся популярными:

  1. Наличка – деньги, преимущественно бумажные;
  2. Безнал – оплата банковской картой или перевод денег с помощью банковских и мобильных сервисов;
  3. Стартап – недавно созданная компания, которая только начинает свой путь в бизнесе и связана с какими-либо инновациями (это как?); – работа над сплочением сотрудников компании в один дружный коллектив; – человек, отвечающий за продажи. Сейчас круг обязанностей по этой профессии существенно расширился
  4. Биткоины – виртуальная валюта.

Бизнесмены

А вот выражение «включить счетчик» или «белый откат» — уже более специфические. Первый означает «поднять процентную ставку», а второй – комиссионные посреднику.

Программисты и геймеры

У людей, которые работают с компьютерами или постоянно ими пользуются, тоже свой специфический язык.

Из понятных ПРОФЕССИОНАЛИЗМОВ :

  1. Флешка – переносной мини-накопитель информации;
  2. Юзер – активный пользователь компьютера (это как?), который много времени проводит за ним;
  3. Социальные сети, мобильные приложения, телеграмм-канал, видео-хостинги и сайты – все, чем заполнен сегодня Интернет;
  4. Интернет – даже само это слово является ПРОФЕССИОНАЛИЗМОМ;
  5. Зависнуть – внезапно прекратить работу;
  6. Глюки – синоним ошибки;
  7. Засейвиться – сохраниться на определенном этапе игры; – человек, увлекающийся компьютерными играми;
  8. Лайки и репосты (это как?) – специальные отметки в социальных сетях.

Интересно, что многие слова из компьютерной сферы в повседневной речи приобрели и дополнительное значение.

Например, мы можем сказать о человеке, что он «завис», «тормозит» или «словил глюк». И всем будет понятно, что речь идет об очень медленной работе или действиях этого человека или о том, что он совершил ошибку.

Программисты

А вот примеры нераспространенных ПРОФЕССИОНАЛИЗМОВ :

  1. Башня – корпус компьютера характерной формы;
  2. Зловред или Злюка – компьютерный вирус;
  3. Мыльница – очень простое с технической точки зрения устройство;
  4. Грузовик прокаченный и сильный персонаж в компьютерных играх; – персонажи в компьютерных играх, которыми управляют не люди.

Автомобилисты

Водитель – это тоже профессия. А потому в этой сфере также есть свои словечки, которые в большинстве своем известны большинству людей. Ну просто потому, что машины сейчас есть у многих.

  1. Баранка – синоним руля;
  2. Автомат и механика – короткие обозначения соответственно автоматической и механической коробок переключения скоростей;
  3. Запаска – запасное колесо;
  4. Техосмотр – специальная процедура для любого автовладельца;
  5. Выделенка – выделенная полоса для общественного транспорта;
  6. Тюнинг – украшение базовой конфигурации с помощью изменений в конструкции или покраски;
  7. Тонировка – затемнение стекол.
  8. Стритрейсеры – уличные гонщики.

Профессионализмы в журналистике

И наконец, еще одна сфера, в которой очень много ПРОФЕССИОННАЛИЗМОВ, непонятных большинству людей.

  1. Шапка – красивый и запоминающийся заголовок;
  2. Сюжет – видеоматериал в телевизионных новостях;
  3. Подвал – самые последние страницы газетной статьи или нижняя часть телевизионной верстки, в которые входят не самые важные новости;
  4. Утка – неверная информация, распространенная среди людей с помощью средств массовой информации;
  5. Бантик – небольшой сюжет, развлекательной направленности;
  6. Синхрон – очень небольшая по времени часть интервью;
  7. Хрип – информация, записанная по телефону.

Журналистика

Вот и все, что мы хотели рассказать о ПРОФЕССИОНАЛИЗМАХ. Конечно, это далеко не все слова, которые используют люди разных профессий. Но поверьте, их очень много. И перечислить все нереально.

Главное, не путайте их с жаргоном, например, тюремным. Все-таки сидеть в тюрьме – это совсем не профессия.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Комментарии и отзывы (2)

Некоторые слова больше на жаргонизмы смахивают, а не на профессионализмы, хоть те же лыжники, подобные словечки являются профессиональным сленгом и не входят в профессиональную нормативную лексику.

Многие профессионализмы пришли к нам из других языков. Тут, конечно же, тон задает английский язык. Но это даже к лучшему, ведь не будет проблем с пониманием.

А вообще, кто бы что ни говорил, но многие люди применяют профессионализмы в повседневной жизни, и даже не задумываются, что это специальные термины. Я бы даже отметил, что их использование, это маркер образованности человека.

Люди, нисколько не утратившие крестьянского недоверия к окружающему миру, вдруг стали пристально всматриваться в небо в поисках НЛО, цеплять на руки всемогущие циркониевые браслеты, покупать недешевые приборы для исцеления сразу от всех болезней, заряжать воду у радиоприемников, разыскивать энергетические столбы, бьющие прямо из космоса. Как ни странно, высокий спрос на псевдонаучную продукцию отчасти связан с укоренившимся в умах большим почтением к достижениям советской науки. Именно поэтому авторы лженаучных проектов активно используют терминологию и внешний антураж физики, химии, биологии, медицины и прочих наук, оставаясь на деле весьма далекими от реальной науки дилетантами, а их «открытия» не имеют никакого отношения к славным страницам истории познания. В этой психологической тонкости сокрыто главное различие между лженаучными построениями в естественных и гуманитарных областях. Если различные псевдофизические, биологические, химические, энергетические и прочие проекты маскируются под ультрановые «академические» разработки, то лженаучные теории в гуманитарной сфере, строго наоборот, подаются под видом разоблачения «насквозь лживой официальной науки».

Ученые-гуманитарии, по мнению таких авторов, на протяжении веков хранят некую сокровенную тайну и никому о ней не рассказывают, потому что истина может открыть глаза всем несправедливо пострадавшим от этого заговора молчания.

Профессионал знает свое дело в совершенстве, основательно. Как правило, профессионал не имеет какого-либо одного, единственного источника знаний. Он всегда и везде учится, нацелен на знание, на факты, на сведения о своем деле, ремесле и эту информацию черпает из окружающего мира.

Как правило, дилетант не может спокойно наблюдать за успехами компетентного человека, он завистлив, испытывает стойкое чувство досады, вызванное благополучием и успехом мастера, по этой причине он так неуживчив. Дилетант анархичен, способен внести беспорядок и бестолковщину в любой вид деятельности, создать хаос и неорганизованность, принести массу неудобств. Он не признает никаких авторитетов, кроме своего мнения, своей точки зрения. Многие проблемы связаны с разрушительной, погромной деятельностью людей, не освоивших принципов и основ какого-либо дела.

К адаптации не сводится профессиональное развитие человека, вслед за ней следует творческое преобразование профессионального опыта. В целом критериями адаптации являются время, затраченное на усвоение новых норм, и сам характер усвоенных способов профессионального поведения.

В ходе адаптации человек приспосабливается к профессиональной общности и усваивает ее «моральные нормы». Иногда норма, присущая человеку, входящему в коллектив, может быть выше, чем та, которая уже сложилась в коллективе. Тогда желательно стимулировать адаптацию ядра коллектива к вновь прибывшему. Например, молодые работники, новички нередко привносят в коллектив более высокий профессиональный уровень, стремление к поиску нового, более критичное отношение к недостаткам. Если же новый работник вынужден приспосабливаться к более низким, чем у него нормам, то возникает неудовлетворенность, текучесть кадров.

На основе общечеловеческих способностей возникают специальные способности (технические, гуманитарные, художественные и др.) как индивидуально-психологические характеристики, обеспечивающие успешность выполнения человеком конкретных видов деятельности. Профессиональные способности формируются на основе общечеловеческих, с опорой на специальные способности, если те возникли раньше.

При анализе ряда профессий с более жесткими требованиями к профессиональным способностям и психологическим качествам человека используют понятие профпригодности. В психологии профпригодность характеризуется как совокупность психических качеств человека, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности труда.

Профпригодность определяется не только профессиональными способностями, она зависит от склонностей и мотивации, знаний и умений, черт характера (например, трудолюбия, самостоятельности), психических состояний, удовлетворенности процессом и результатом труда. Она требуется в сложных условиях деятельности современного российского государственного и муниципального служащего (быстрая смена задач, высокий темп работы, возможность неожиданного возникновения непредсказуемых ситуаций).

Трудолюбие как черта характера сочетает в себе особенности мотивационной и операциональной сферы труда. Трудолюбие состоит в положительном отношении личности к процессу труда, в активности, инициативности, добросовестности, удовлетворенности процессом труда, в отношении к труду как смыслу жизни, в понимании значимости результатов труда.

По мере роста профессионализма меняется профессиональное самосознание. Оно расширяется за счет включения новых факторов развивающейся профессии, что предъявляет новые требования к человеку-профессионалу; меняются критерии оценивания себя как профессионала, когда человек поднимает выше «планку» оценки своих профессиональных возможностей. На характер профессиональной самооценки влияет и профессиональная среда, профессиональная общность, в которую включается человек. Эта общность своими ответными реакциями на профессиональное поведение человека может побудить человека пересмотреть эталоны своего профессионального самосознания, свою личную профессиональную самооценку.

В профессиях, связанных с воздействием на другого человека (а это как раз деятельность госслужащего, менеджера), очень важно, чтобы приемы профессионального мышления складывались не стихийно, путем проб и ошибок, цена которых может быть очень велика, а специально отрабатывались в ходе обучения и целенаправленно шлифовались самим специалистом по мере накопления практического опыта и путем постоянного повышения квалификации, через профессиональное творчество.

Вы знаете, что важно быть профессионалом, если вы хотите добиться успеха. Но что значит «быть профессиональным»?

Для некоторых, будучи профессионалом, может означать, что он хорошо одевается или работает хорошо. Для других, будучи профессиональными средствами, имеющими ученые степени или другие сертификаты, обрамленные и висящие на стене офиса. Профессионализм охватывает все эти определения. Но он также охватывает гораздо больше.

Итак, что такое профессионализм и почему это имеет значение? И как вы можете быть полностью профессиональными в своей повседневной роли?

Эти определения подразумевают, что профессионализм включает в себя множество различных атрибутов, и вместе эти атрибуты определяют и определяют профессионала.

Итак, каковы эти атрибуты?

В первую очередь профессионалы известны своими специальными знаниями. Они взяли на себя глубокую личную приверженность развитию и совершенствованию своих навыков, и, в соответствующих случаях, у них есть степени и сертификаты, которые служат основой этих знаний.

Не во всех областях бизнеса есть стабильное ядро ​​знаний (и академические квалификации, которые идут на это); не все области требуют обширных знаний для успешной практики; и не все специалисты имеют высшее образование в своей области.

Однако важно то, что эти профессионалы работали серьезным, продуманным и устойчивым способом овладения специальными знаниями, необходимыми для успеха в своей области; и что они сохраняют эти знания в актуальном состоянии, чтобы они могли продолжать предоставлять наилучшую работу.

Профессионалы выполняют свою работу. Они надежны, и они выполняют свои обещания. Если возникнут обстоятельства, которые мешают им выполнять свои обещания, они управляют ожиданиями и делают все возможное, чтобы ситуация была правильной.

Профессионалы не оправдываются, но сосредоточены на поиске решений.

Честность и честность.

Профессионалы демонстрируют такие качества, как честность и честность. Они держат свое слово, и им можно доверять неявно из-за этого. Они никогда не компрометируют свои ценности и будут поступать правильно, даже если это означает, что нужно идти по более сложной дороге.

Более того, настоящие профессионалы скромны - если проект или работа выходит за рамки их компетенции, они не боятся признаться в этом. Они немедленно просят о помощи, когда они в ней нуждаются, и они хотят учиться у других.

Профессионалы несут ответственность за свои мысли, слова и действия, особенно когда они совершили ошибку. Эта личная подотчетность тесно связана с честностью и честностью, и это жизненно важный элемент профессионализма.

Они также остаются профессионалами под давлением.

Например, представьте себе сотрудника службы поддержки клиентов, который сталкивается с разгневанным клиентом. Вместо того чтобы расстраиваться или злиться в ответ, сотрудник демонстрирует настоящий профессионализм, поддерживая спокойное, деловое поведение и делая все возможное, чтобы сделать ситуацию правдой.

Подлинные профессионалы проявляют уважение к окружающим людям, независимо от их роли или ситуации. Они демонстрируют высокий уровень эмоционального интеллекта, рассматривая эмоции и потребности других людей, и они не позволяют влиять на плохой день, как они взаимодействуют с коллегами или клиентами.

Профессионалы видят свою роль - они не показывают работу, небрежно одетую, с неопрятными волосами. Они отполированы, и они одеваются надлежащим образом для ситуации. Из-за этого они излучают уверенность, и они получают уважение к этому.

Как проявить профессионализм.

Как видно из этих характеристик, профессионалы - это люди, которые другие уважают и ценят. Они являются подлинным кредитом для своих организаций!

Вот почему так важно, что мы работаем, чтобы заслужить профессиональную репутацию на рабочем месте. Настоящие профессионалы первыми считаются для рекламных акций, им присуждаются ценные проекты или клиенты, и они обычно успешны в своей карьере.

Кроме того, вот некоторые дополнительные стратегии, которые помогут вам стать более профессиональными на рабочем месте:

Разработайте свой эмоциональный интеллект. Профессионалы могут ощутить эмоциональные потребности других. Они могут предоставить клиентам и коллегам то, что им нужно, потому что они знают, как активно слушать и наблюдать за тем, что происходит. Поэтому, если вы хотите улучшить свой профессионализм, сосредоточьтесь на развитии эмоционального интеллекта. Озарите свои обязательства. Когда вы дадите обещание своим босса, коллег или клиентов, сохраните его. Если вам кажется, что вы не сможете выполнить заданный срок, пусть ваш босс, команда или клиент узнают, как только это станет разумно возможным. Однако сделайте все возможное, чтобы не оказаться в этой ситуации! Не делайте оправданий - вместо этого сосредоточьтесь на удовлетворении ожиданий, насколько сможете, и на правильной ситуации. Будьте добрыми и вежливыми и пользуйтесь хорошими манерами для всех, кого вы вступают в контакт, независимо от их роли, и независимо от того, как вы себя чувствуете. Это может показаться несущественным, но оно оказывает существенное влияние. Имеются ли инструменты, которые вам нужны. Вы показываете встречу с клиентом, не имеющую важных образцов? Или приходите на работу, только чтобы понять, что вы оставили жизненно важный файл дома? Или вы оказываетесь в ситуациях, когда у вас нет навыков, необходимых для хорошей работы? Настоящие профессионалы всегда готовы. Это требует предварительного планирования, своевременности и внимания. Сосредоточьтесь на улучшении навыков управления временем и планирования, чтобы вы всегда контролировали. Примечание. Хотя профессионализм означает соблюдение обязательств, выполнение высококачественной работы и наличие экспертного статуса, иногда стремление к этим атрибутам может соблазнить вас не проекты, которые выходят за пределы вашей «зоны комфорта». Однако это не обязательно означает, что вы не должны пытаться! Проанализируйте риски заранее, чтобы свести к минимуму последствия ошибочных действий, быть честными в отношении любых недостатков в навыках, которые у вас есть, и работать над их заполнением. Тогда сделайте все возможное, чтобы вы могли!

Читайте также: