Что значит сущность профессии

Опубликовано: 02.10.2024

Профе?ссия — род трудовой активности человека, владеющего комплексом теоретических знаний и навыков приобретённых в ходе специальной подготовки.

Специализация — это процесс сосредоточения выпуска определенных видов продукции в отдельных отраслях промышленности, на отдельных предприятиях и их подразделениях, т.е. это процесс производства однородной продукции или выполнения отдельных технологических операций.

Специализация производства представляет собой одну из форм разделения общественного труда и организации производства. В промышленности частное разделение труда означает деление промышленности на отрасли и дальнейшую их дифференциацию, с одной стороны, и специализацию предприятий — с другой.

Единичное разделение труда представляет собой специализацию внутри предприятия. Специализация предприятий и цехов происходит в результате обособления производств однородных готовых изделий, а также производства отдельных составных частей продукции и отдельных операций технологического процесса по их изготовлению.

1. Специальность (от лат. species - род, вид) - вид занятия в рамках одной профессии

2. Понятие "профессия" имеет в литературе много трактовок:

• профессия - это занятие, требующее специальной подготовки, которое человек практикует регулярно и которое служит ему источником средств к существованию;

• профессия объединяет группу людей, занимающихся однотипной деятельностью, внутри которой устанавливаются определенные связи и нормы поведения;

• профессия выступает как особая форма социальной организации трудоспособных членов общества, объединенных общим видом деятельности и профессиональным сознанием;

Несколько определений приводит в своих работах Е.А. Климов. Наиболее полным является следующее: "Профессия - это необходимая для общества, социально ценная и ограниченная вследствие разделения труда область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получать взамен затраченного труда необходимые средства его существования и развития". Уточняя это объемное определение, Е.А. Климов характеризует профессию как общность, деятельность, область проявления личности и как исторически развивающуюся систему.

Приведем еще одно его определение: "С точки зрения общества профессия - это система профессиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности, профессиональных особенностей личности, могущих обеспечить удовлетворение потребностей общества в достижении нужного обществу значимого результата, продукта". Более узкое определение профессии с точки зрения конкретного человека приводит В.Г. Макушин: профессия - это деятельность, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию .

Обобщение имеющихся трактовок позволяет дать следующее определение. Профессия – это исторически возникшие формы трудовой деятельности, для выполнения которых человек должен обладать определенными знаниями и навыками, иметь специальные способности и развитые профессионально важные качества. В англоязычной среде различают понятия "профессия" (ргоfession) и "занятие" (оссupation). Термин "профессия" применяется лишь к небольшому кругу высокостатусных видов профессиональной деятельности. Все другие виды деятельности относятся к специальностям или видам работы, занятий.

В отечественной литературе принято отделять понятия "профессия" и "специальность". Профессия – понятие более широкое, чем специальность, ее отличительными признаками,: помимо профессиональной компетентности, являются также социально-профессиональная компетенция, профессиональная автономия, самоконтроль, групповые нормы и ценности. Профессия, как правило, объединяет группу родственных специальностей. Например, профессия - врач, специальности - терапевт, педиатр, окулист, уролог и др.; профессия – инженер, специальности – конструктор, технолог, металлург и др.; профессия – слесарь, специальности - сантехник, электрослесарь, слесарь-инструментальщик и др.




Специальность - это комплекс приобретенных путем профессионального образования, подготовки и в процессе работы специальных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии. Таким образом, специальность – один из видов профессиональной деятельности внутри профессии, направленный на достижение более частных или промежуточных результатов либо на достижение общих результатов специфическими средствами.

В истории развития цивилизации разделение труда на профессиональные виды деятельности наблюдается уже до нашей эры в Египте, Древней Греции, Римской империи и других развитых государствах. Существенная дифференциация труда произошла в эпоху промышленной революции. Последующий научно-технический прогресс привел к значительному обновлению и увеличению номенклатуры профессий. В официальном справочнике США в 1965 г. в алфавитном порядке были приведены характеристики 21 741 профессии и около 40 000 специальностей.

В Международный стандарт классификации профессий в 1988 г. было занесено 9333 профессии. Единый тарифно-квалификационный справочник объединяет около 7000 профессий и специальностей. Эти специальные документы отражают профессиональную ситуацию, сложившуюся ко времени их составления. Опубликованные же справочники в момент выхода их в свет уже нуждаются в корректировке, так как мир профессий весьма динамичен. Постоянно возникают новые профессии, содержание труда действующих профессий обновляется, отмирают профессии низкоквалифицированного труда, появляются совмещенные и интегрированные профессии и специальности.

По многим профессиям и специальностям подготовка осуществляется на предприятиях и в учреждениях подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Для подготовки по наиболее массовым профессиям, требующим высокой квалификации, существует система начального, среднего и высшего профессионального образования. Для этой системы базовым является понятие "учебная профессия".

Учебная профессия - это уровень квалификации, отражающий объем и качество знаний, умений и способностей, необходимых для дальнейшего освоения и выполнения видов деятельности в конкретном профессиональном поле. Понятие "профессиография" включает процесс изучения, психологическую характеристику и проектирование профессии. При профессиографировании всегда изучаются признаки объектов, являющихся центральными составляющими какого-либо трудового процесса: субъекта труда, предмета, задач, орудий и условий труда.

Одним из основополагающих принципов профессиографирования стал принцип дифференцированного подхода к изучению профессиональной деятельности. Сущность этого принципа – подчинение профессиографирования решению конкретные практических задач. Например, для целей профконсультации и профотбора нужно выделять те профессионально важные признаки, которые допускают дифференциацию испытуемых по их профессиональной пригодности. Для определения уровня квалификации большое значение приобретает характеристика трудовых функций, профессиональных знаний, умений и навыков. Для профессионального образования важное значение имеет характеристика видов деятельности, состав типовых производственных задач, перечень необходимых знаний, умений, навыков, качеств и свойств специалиста.

Очевидно, что профессиональное образование невозможно вести по всем профессиям, да и условия, средства, содержание, уровни сложности различных видов профессиональной деятельности сильно отличаются. Нужен научно обоснованный отбор учебных профессий по определенным признакам, критериям, их классификация и установление ступеней квалификации. Результатом должен стать перечень учебных профессий, на основе которого определяются формы подготовки специалистов. Это может быть краткосрочная подготовка на предприятиях, обучение в профессиональных школах или вузах.

На перечень учебных профессий влияет также распространенность профессий, противопоказания работ с тяжелыми и вредными условиями труда, а также возрастные ограничения. Составление перечня учебных профессий для профессионального образования всегда будет актуальным. И конечно, этот перечень должен иметь научно обоснованную группировку и быть немногочисленным.

Термин «профессия» происходит из латинского и французского языков и имеет примерно такое значение: «говорить публично, объявлять, заставлять».

Профессия – род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы. Профессиональная деятельность – основной источник дохода. Наименование профессии определяется характером и содержанием труда или служебных функций, применяемыми орудиями труда.

С развитием производительных сил общества, применением более современных орудий труда и технологий производства, возникновением новых видов производства и отраслей науки углубляется разделение труда – выделяются специализированные профессии (забойщик, бетонщик).

Некоторые профессии отмирают (землекоп); другие – появляются (машинист экскаватора). Многие профессии подразделяются на специальности: врач-терапевт, врач-хирург.

Каждый человек в РФ может выбрать профессию в соответствии с наклонностями, культурными и духовными запросами и с учетом интересов государства.

Профессия как трудовая деятельность имеет определенную структуру:

1) заданные цели, представления о результате труда;

2) заданный предмет (исходный материал; это не обязательно вещь, но и ситуация неопределенности, любая система, например социальная, знаковая, художественно-эстетическая);

3) система средств труда;

4) система профессиональных служебных обязанностей;

6) производственная среда, предметные и социальные условия труда.

Рассмотрим перечисленные пункты более подробно.

1) Цели, представления о конечном результате профессиональной деятельности зафиксированы в культуре посредством образцов соответствующей работы, их описания, формулировки общих и специальных требований к ним.

Но не в каждой деятельности образец задают при помощи должностных инструкций, государственных стандартов или соответствующей документации. Во многих «случаях таким живым образцом профессиональной деятельности выступает компетентный специалист, признанный авторитет в своей профессиональной области. Молодой работник стремится перенять не только конкретные трудовые действия данного специалиста, но и стиль его профобщения и поведения, а также целостный образ жизни даже вне рабочего времени.

Кроме того, во многих профессиях невозможно точно и алгоритмизированно описать представление о конечном результате труда (управленческие и творческие профессии).

Необходимо различать цели профессии или трудовой деятельности и цели специалиста, который будет эту деятельность осуществлять, занимая данное должностное место. Если данное место является вакантным, цели указанной профдеятельности объективны и могут быть строго фиксированы. Но в тот момент, когда это место займет конкретный специалист, цели его деятельности станут субъективными, усвоенными и принятыми данным специалистом.

Такое рассогласование объективных и субъективных профцелей может быть как положительным, так и отрицательным. В первом случае специалист осуществляет творческую деятельность, создает нечто новое и преобразует собственную профсферу. И если до его прихода нормы работы в данной профессии были приняты в определенных заданных границах, то в результате деятельности новатора такие границы расширяются с появлением новых возможностей для других работников.

Во втором случае работник должен пройти курс профобучения, с тем чтобы «повысить» уровень собственного профессионализма до объективно заданных требований профдеятельности, в которой он работает.

2) Предмет труда – система взаимосвязанных признаков, свойств вещей, процессов, явлений, функций как материального, так и нематериального порядка, как бы противостоящих по отношению к человеку (специалисту). Чтобы реализовать собственную профдеятельность, он должен изменить, преобразовать предмет труда (создать нечто новое, ранее отсутствовавшее или не имеющее места в реальности). Предмет труда фиксируется при помощи документации организации рабочего пространства и т.п. Но не всегда можно описать предмет труда.

В педагогической деятельности предметом труда учителя начальных классов выступает ребенок, точнее, уровень его развитости и воспитанности. В процессе обучения в начальной школе учитель формирует у ребенка навыки правописания счета, чтения, произвольной деятельности – внимания, самоконтроля, самооценки. Таким образом, предметом труда для учителя выступает психика ребенка – его личностные, интеллектуальные, эмоциональные функции и процессы.

3) Средства профдеятельности – это вещественные средства труда и невещественные, вспомогательные (внимание и внешние и внутренние функциональные) средства трудовой деятельности, при помощи которых человек взаимодействует с предметом своего труда сообразно поставленной цели, изменяет и преобразовывает его.

Вещественные средства труда – аппаратурные средства дли приема, переработки и передачи информации; средства для осуществления практических действий в биологических, технических, неживых природных, знаковых системах; ручные, простые и механизированные средства труда, оборудование.

Внешние функциональные средства труда – выразительные средства поведения и речи человека как субъекта профдеятельности. В работе руководителя, диктора, артиста данные невещественные средства труда имеют большое значение.

Это может быть также организм человека профессионала (тренер спорта).

Внутренние функциональные средства труда отражаются
в нормативной инструктивно-методической документации, характеризующей ту или иную профдеятельность, а также профзнания, умения и навыки, индивидуальный стиль профдеятельности, профсамосознание и профсамооценка.

Между этими факторами существует тесная взаимосвязь: чем менее выражены внешние средства профдеятельности и чем они проще в техническом отношении, тем более сложной оказывается система внутренних средств, тем более высокие требования со стороны профессии предъявляются к уровню образованности, квалификации, интеллектуального и эмоционального развития работника, специалиста-профессионала.

4) Профессиональные служебные обязанности часто отражены в должностной инструкции и предписывают основные формы активности работника как обязательные, составляющие содержание его профдеятельности.

5) Система прав представлена в нормативных документах, принятых в системе законодательства, и отражает права работника в отношении здоровых и безопасных условий труда, оплаты труда, возможностей бесплатного повышения квалификации, пользования медпомощью, различными формами бытовой помощи, участия в жизнедеятельности работающей команды и трудового коллектива.

Нормативные акты о собственном труде должен знать каждый специалист и умело ими пользоваться.

6) Предметные и социальные условия труда составляют среду на рабочем месте профессионала:

а) предметные условия:

- витальные (жизненно важные);

- санитарно-гигиенические (температура, влажность и давление, воздушные среды, пыль, шумы и различные звуковые условия, разные виды лучистой энергии, инфекции, вероятность получения физических и психических травм);

б) социальные условия – социальная значимость данной профессии, социально-психологический климат в трудовом коллективе и в организации (фирме, банке) в целом, коллективные трудовые и профессиональные традиции, корпоративная культура в данной профессиональной сфере и т.д.

Мир профессий

Профессия – это род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы.

В настоящее время наиболее популярной и распространенной в практической психологии и педагогике является классификация профессий, разработанная Е.А. Климовым. В ее основу положен критерий «объекта труда», т.е. того, на что или на кого направлена активная, преобразующая деятельность человека – профессионала. Выделяют пять основных объектов профессиональной деятельности человека: это природа, техника, знаковая система, человек, художественный образ. Соответственно обозначенным объекта труда выделяют 5 профессиональных сфер.

Профессии типа «Человек – природа»

Этопрофессии, труд в которых направлен на растительные организмы, животных, а также на микроорганизмы. При выборе профессии данного типа необходимо учесть, что обычно живая природа выступает для человека всегда с положительной стороны, поскольку она связана с отдыхом. Но стремление к отдыху не есть еще желание работать в данной профессиональной сфере. Производственная сфера «человек – природа» включает в себя такие виды труда, как рабочий, лесовод, агроном, садовод, биолог и т.п. Человек, выбирающий эту профессию, должен обладать интуицией, уметь строить прогноз относительно живых объектов природы, а также проявлять заботливость и работоспособность.

Профессии типа «человек – техника»

Основу данной профессиональной направленности составляют такие школьные предметы, как химия, физика, математика, черчение. К техническим относятся профессии, связанные с добычей, обработкой грунтов и горных пород (проходчик, шахтер), профессии по обработке металлических промышленных материалов, изделий и полуфабрикатов (плотник, столяр, обувщик и т.п), профессии по обработке метала, наладке и обслуживанию машин, аппаратуры. От человека, выбравшего эту профессию, требуется, чтобы он интересовался техникой и любил ее, имел склонность к ручному труду.

Профессия типа «человек – человек»

Это профессия связана с обучением, развитием, воспитанием, руководством и контролем за деятельностью людей. В данной области деятельности помогут ориентироваться такие школьные предметы, как история, литература, граждановедение. Профессиональную сферу «ч.-ч.» составляют профессии педагога, воспитателя, психолога, юриста, руководителя, менеджера и т.п. Главное содержание труда в данной сфере состоит в том, что здесь нужно уметь активно взаимодействовать с людьми, общаться.

Профессия типа «Человек – знак»

Профессии этого типа связаны с созданием и оформлением документов (секретарь, делопроизводитель), с операциями с цифрами (бухгалтер, кассир, экономист, чертежник и т.п.). Успешный в данной профессии работник любит числа, знаки, символы.

Профессия типа «человек – художественный образ»

Эта профессия связана с изобразительной, «актерско-сценичес-кой» деятельностью. Очевидно, что это не только профессия художника, музыканта, певца, танцора, композитора, филолога, но и все те профессии, которые непосредственно связанны с данными ведущими специальностями или обслуживают их (работники в области декоративно-прикладного искусства, настройщики музыкальных инструментов, редакторы и т.п.). Достижение успеха в данной профессиональной сфере возможно при природной одаренности.

Информирование о профессиональном самоопределении. Мир профессий насчитывает свыше 50000 профессий и не является чем-то застывшим. Он динамичен: появляются и развиваются новые виды деятельности, отмирают и исчезают устаревшие, дробятся или объединяются реально существующие.

Сориентироваться и разобраться в огромном мире профессий поможет их классификация, предложенная профессором Е.А. Климовым и построенная по четырем признакам:

1) по предмету труда;

2) орудиям (средствам) труда;

4) условиям труда.

По предмету труда профессии делятся на 5 видов:

- человек – техника (главный предмет труда – технические объекты, материалы, виды энергии);

- человек – природа (ведущий предмет труда – живая природа);

- человек – знаковая система (ведущий предмет труда – знаки, цифры, коды);

- человек – человек (главное содержание труда – взаимодействие между людьми);

- человек – художественный образ (ведущий предмет труда – творчество, художественный образ и способы его построения).

Тип профессии «Человек – техника»

Предмет труда: технические системы, машины, механизмы, агрегаты.

Общие требования к работникам: физическая и психологическая выносливость; стойкая работоспособность; уравновешенность; физическая сила; хорошее слуховое, зрительное и мышечное восприятие; распределенное внимание; достаточно высокое интеллектуальное развитие.

Цели труда: ручные, машины, автоматы.

Условия труда: в закрытом помещении с нормальным микроклиматом, в закрытом помещении с резким изменением микроклимата, на высоте, на открытом воздухе.

Примеры профессий: наладчик, автослесарь, водитель, радиомонтажник, инженер-конструктор, швея-мотористка.

Тип профессии «Человек – знаковая система»

Предмет труда: условные обозначения, шифры, коды, языки, формулы; речь, письменность, символы, схемы, графики, ноты.

Общие требования к работникам: дисциплинированность; пунктуальность; стойкая работоспособность; аккуратность; оперативная память; устойчивое концентрированное внимание; способность оперировать представлениями.

Цели труда: разбираться, проверять, обрабатывать, оказывать воздействие, преобразовывать, изобретать, придумывать, находить новые варианты и образцы.

Орудия труда: ручные; автоматизированное и механическое оборудование, функциональные средства человека.

Условия труда: микроклимат бытового помещения, повышенная ответственность.

Примеры профессий: технический редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель; переводчик, программист, пользователь ПЭВМ, экономист, кассир; лингвист, конструктор, чертежник, штурман, закройщик, радист, стенографист, телефонист.

Тип профессии «Человек – художественный образ».

Предмет труда: художественные образы, закономерности создания и восприятия художественных образов.

Общие требования к работникам: впечатлительность; эмоциональность; трудоспособность; оперирование средствами эстетического воздействия; художественные способности.

Цели труда: преобразовывать, организовывать, оказывать влияние, воздействовать, находить новые способы и варианты.

Орудия труда: ручные, функциональные средства человека, механизированное оборудование.

Условия труда: повышенная моральная ответственность, микроклимат бытового типа, необычные условия, на открытом воздухе.

Примеры профессий: художник, скульптор, журналист, модельер, писатель, хореограф, композитор, парикмахер, закройщик-портной, дизайнер, ювелир, актер, гравер, реставратор, цветовод-декоратор, живописец по росписи фарфора, шлифовщик по камню…

Тип профессии «Человек – природа».

Предмет труда: земля, вода, атмосфера, полезные ископаемые, различные живые организмы и биологические процессы.

Общие требования к работникам: любовь к животным и растениям; физическая выносливость; высокая работоспособность; терпимость; инициативность; способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы; хорошее воображение; оперативное наглядно-образное мышление.

Цель труда: приобретать, придумывать, находить новые варианты и образцы, конструировать, распознавать, различать, оценивать, разбираться, проверять, преобразовывать, обрабатывать, оказывать воздействие, перемещать.

Орудия труда: ручные, механические, автоматизированное оборудование.

Условия труда: на открытом воздухе, в необычных условиях, в помещениях с микроклиматом бытового типа, а также в условиях, требующих повышенной моральной ответственности.

Примеры профессий: агроном, агрохимик, зоотехник, цветовод, ветеринар, биолог, микробиолог, эколог, садовод, овощевод, птицевод.

Тип профессии «человек – человек».

Предмет труда: человек, группы людей, коллективы (бригада, класс, хор и т.д).

Общие требования к работникам: высокие моральные качества; доброжелательность; вежливость; психологическая сдержанность; воспитанность; выдержка.

Цели труда: распознавать, разбираться, проверять, организовывать, оказывать влияние, изобретать, придумывать, находить новые варианты.

Орудия труда: функциональные средства человека (голос, жесты, мимика и др.), ручные орудия, машинное оборудование.

Условия труда: повышенная моральная ответственность, микроклимат бытового помещения, на открытом воздухе.

Примеры профессий: учитель, воспитатель, тренер, врач, медсестра, юрист, следователь, военнослужащий, менеджер, официант, продавец, проводник, стюардесса, библиотекарь, экскурсовод.

Чтобы правильно выбрать профессию, необходимо задуматься над формулой, которую условно назвали «хочу» – «могу» – «надо» – «буду делать».

Первое неизвестное формулы – «хочу».

Выбирая профессию, определите, что Вам интересно и чем бы Вы хотели заниматься каждый день на своем предполагаемом рабочем месте. Ответив на этот вопрос, Вы узнаете первое неизвестное в предлагаемой формуле.

Второе неизвестное формулы – «могу».

Если вы обладаете теми важными качествами, которые профессия предъявляет к человеку, то сможете достигнуть высокого уровня профессионального мастерства.

Третье неизвестное в формуле – «надо».

Это востребованность профессии на рынке труда. Помните, что жизнь не стоит на месте и рынок труда меняется очень быстро, а вместе с изменениями в экономической ситуации происходят изменения в профессиях и потребностях в них.

Каждый человек как минимум раз в жизни (а порой и больше) сталкивается с серьезной проблемой – выбор профессии и способа ее освоения. Давайте разбираться, что же это такое, какую роль специальность играет в жизни человека и какие существуют способы профессиональной подготовки.

Каждый человек как минимум раз в жизни (а порой и больше) сталкивается с серьезной проблемой – выбор профессии и способа ее освоения. Давайте разбираться, что же это такое, какую роль специальность играет в жизни человека и какие существуют способы профессиональной подготовки.

Что такое профессия?

Профессия представляет собой специфическую деятельность человека, знания и навыки по которой он обретает исключительно после обучения в специальном учебном центре. По сути, это раскрываемый на протяжении всей жизни потенциал индивида с учетом его возможностей и способностей. К сожалению, далеко не каждому человеку удается правильно выбрать для себя будущую специальность, поэтому некоторые из нас сталкиваются с необходимостью дополнительно обучаться, осваивать новые профессиональные горизонты неоднократно: по собственному желанию, по требованию руководства и пр.

Что такое профессия?

Что дает получение профессии?

На сегодняшний день более 99% видов трудовой деятельности требуют наличия соответствующего образования: знаний и навыков, качеств и пр. Поэтому абитуриент должен грамотно и ответственно подойти к выбору будущей трудовой деятельности и специализации, которая фактически отнимет у него около 30-50% его жизни и досуга.

Профессия – это деятельность, требующая длительной и особой подготовки. Притом в большинстве случаев освоение специализации происходит на теоретическом уровне, а применение полученных знаний осуществляется уже в процессе работы. В этом и проявляется взаимосвязь профессии и работы (профессиональной деятельности).

Какие бывают профессии?

В настоящее время действует свыше тысячи специализаций и направлений подготовки, трудовой деятельности. Каждая из них по-своему уникальна, требует наличия конкретных представлений и умений. Все профессии можно разделить на сектора (по отраслевой и научной принадлежности): экономические, технические, строительные, педагогические, психологические и пр.

Независимо от сферы деятельности каждая профессия предполагает выполнение конкретных обязанностей, знание выбранной отрасли и специфики работы, наличие определенных представлений и навыков в рамках специальности. Фактически без наличия профессионального образования освоить желаемый профиль, направление не удастся.

Типы профессий

Направления в профессионально-трудовой деятельности человека

Чем выше уровень знаний, навыков специалиста, тем выше его шансы на трудоустройство в престижную компанию, продвижение по карьерной лестнице, получение достойного и высокого дохода и пр.

В то же время существует несколько направлений трудовой активности, не требующие наличия специфических способностей, теоретического багажа и практического опыта. К данной категории относят такие вакансии, как курьер (пеший), дворник, уборщик, вахтер, разнорабочий и пр. Здесь «профессиональные навыки» вырабатываются в ходе выполнения обязанностей: курьер учится строить оптимальные маршруты доставки, уборщик – использует специальные чистящие средства, специальные тряпочки, губки в конкретных условиях (поверхностях, температурных режимах) и пр. К сожалению, неквалифицированный труд – самый низкооплачиваемый.

Также существуют профессии, не требующие долгого обучения. Для их освоения достаточно пройти небольшие курсы по подготовке, тренинги, получить соответствующее удостоверение – допуск к работе. К этому разряду относят частных охранников, операторов и диспетчеров и пр.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Любая специальность – прикладное направление, даже если исследователь посвятил свою жизнь науке, гуманитарии и пр. В любом случае ему предстоит выполнять определенные обязанности на работе, проводить какие-либо мероприятия/действия/эксперименты для получения конкретного результата.

Как и где освоить профессию?

На сегодняшний день существует масса способов профессиональной подготовки. Все зависит только от желания, возможностей и стремления абитуриентов.

Профессиональной подготовкой квалифицированных кадров в стране могут заниматься только образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования: СУЗы (училища, колледжи, техникумы) и ВУЗы. Притом учебный центр обязан иметь соответствующую лицензию, своевременно проходить аккредитацию (для выдачи дипломов об образовании государственного образца и предоставления студентам всех причитающихся им по закону льгот).

Формула выбора профессии

Как понять, какая профессия Вам подходит?

Выбирая учебный центр, необходимо сначала определиться: какую специальность Вы желаете освоить? Притом важно, чтобы окончательное решение было принято самостоятельно поступающим. При выборе профессии целесообразно опираться на собственные желания, учебные успехи, таланты, предлагаемые учебными центрами направления, их престиж и востребованность. Прислушивайтесь ко мнению родителей и друзей, тщательно взвешивайте все «за и против».

Важно помнить, что в СУЗах студенты осваивают программу бакалавриата, а в ВУЗе возможности и перспективы шире: можно поступать как на бакалавриат, так и в магистратуру, при желании связать свою жизнь с наукой – продолжить обучение в аспирантуре.

Программа бакалавриата предполагает освоение азов профессии, магистратура дает более узкие знания и навыки в рамках выбранной специализации, выпуская более подготовленных к суровым реалиям специалистов.

Освоить профессию можно в разных форматах: очно (посещая все занятия в ВУЗе, при этом совмещать учебу и работу законно невозможно), заочно (посещая учебный центр во время сессии и аттестации), дистанционно (это относительно новая версия профподготовки, когда обучение возможно в любом удобном месте с помощью подключения к сети Интернет).

Как и где освоить профессию?

Получить профессию в современном мире

На сегодняшний день с развитием интернет-технологий появилось много новых направлений трудовой деятельности, которые можно освоить в онлайн-школах, бизнес-центрах, а также на курсах по переподготовке кадров. Они связаны преимущественно с работой за компьютером, в различных программных приложениях и на специальных платформах. К таким видам относят графического дизайнера, онлайн-маркетолога, программистов, различных аналитиков, специалистов по продвижению аккаунтов и пр. к числу наиболее престижных и популярных онлайн-площадок по подготовке специалистов относят SkillBox, который успешно взаимодействует с такими структурами, как Сбербанк, АльфаБанк, Яндекс, Мегафон и пр.

Образование стало доступнее благодаря возможности стать профессионалом на счет государств а или за свой счет (коммерческое отделение). Сегодня можно подобрать любое образовательное заведение с учетом специальности, и «кошелька».

Продолжительность обучения зависит от выбранного учебного центра, ступени образования и формы обучения. Бакалавры осваивают «трудовой профиль» на протяжении 4 лет, магистры – 2 лет, аспиранты – 3 лет, у заочников продолжительность обучения может увеличиться примерно на 1 год. Притом существует определенная градация: получить образование по каждой ступени можно только после освоения предыдущей (по принципу «матрешки»). На курсах по переподготовке специалистов освоить «новый горизонт» можно в течение 1-2 лет, имея за плечами любое профессиональное образование.

Обратите внимание, что независимо от специфики выбранной специальности, каждый студент будет обязан следовать учебному плану, выполнять домашнее задание, писать курсовые, контрольные, лабораторные и иные работы, а для получения заветного диплома – сдавать ГОСы и защищать ВКР. Эта участь неизбежна для всех учащихся СУЗов и ВУЗов без исключений!

Выбирайте ту форму обучения и учебный центр, профессию, которая Вам подходит, пригодна для дальнейшего использования, востребована на рынке труда и позволяет раскрыть ваши возможности, предоставляет хорошие перспективы.

Роль профессии в жизни человека

Выбор правильной и подходящей для индивида специальности фактически предопределяет его успех, уровень и качество жизни. Больше половины жизни человек проводит на работе, стараясь обеспечить себя и свою семью необходимыми благами. При этом важно, чтобы трудовая деятельность приносила не только финансовое (материальное), но и моральное удовлетворение. В этом случае специалист будет полностью отдаваться работе, и получать от этого «двойной бонус».

Правильный выбор профессии

Как профессия влияет на жизнь человека в целом?

Если человек вынужден работать на тяжелом производстве, не подходящем для его характера, не позволяющем раскрыть его таланты, способности, проявить себя, то «принудительная трудовая деятельность» может негативно сказаться на его здоровье. Как правило, в подобных ситуациях наблюдаются сплошные минусы: доход небольшой, обязанностей много, работа и место работы не нравится, отношения с начальством и коллективом напряженные, постоянный стресс и пр. В данном случае индивид морально истощается и профессионально выгорает.

Чтобы не тратить время зря, нужно тщательно подбирать будущую профессию с учетом собственных желаний, возможностей и амбиций. Если все же, Вы допустили ошибку, получили «не то» образование, не стоит отчаиваться. Вам не придется всю жизнь ходить на нелюбимую работу. Достаточно освоить новую специальность, притом делать это можно без ущерба для себя и близких: совмещая работу и учебу, дистанционно и пр.

В советском фильме «33» герой Евгения Леонова произнес фразу, авторство которой принадлежит турецкому поэту Назиму Хикмету:

«Счастье – это когда утром хочется идти на работу, а вечером – домой».

Замечательные слова, они очень точно определяют состояние счастья как гармонию между личной жизнью и трудовой деятельностью.

Люди

Чтобы каждый день хотелось идти на работу, нужно, чтобы она приносила удовольствие и, что немаловажно в сегодняшних реалиях – еще и средства к существованию.

Как же выбрать именно то направление, ту деятельность, которая полностью бы удовлетворяла указанным требованиям? Попробуем разобраться с проблемой в этой статье.

Профессия – это …

«Profiteor» в переводе с латинского означает « объявляю своим делом ».

Следовательно, профессия – это дело (трудовая деятельность), которым занимается человек. В более узкой трактовке профессия – это дело, занимаясь которым человек получает средства к существованию.

Определение

Примечание: специальность – это вид деятельности в рамках одной профессии. Например, врач – это профессия, а педиатр, офтальмолог (кто это?), хирург и т.д. – это специальность.

Профессиональная деятельность предполагает наличие профессиональных знаний и навыков. Поэтому, чтобы работать по профессии, необходимо обучение , в ходе которого и приобретаются искомые знания и навыки.

В нашей стране и других государствах существуют разветвленные сети образовательных учреждений различного уровня. Как правило, обучение наиболее востребованным в государстве профессиям осуществляется на бесплатной основе .

В России профессиональное обучение проводится в колледжах, училищах, техникумах (среднее специальное образование), высших учебных заведениях.

Какие есть профессии (где посмотреть список)

Профессии не статичны, они видоизменяются, появляются или исчезают с течением времени под влиянием различных факторов. Распространенность профессий зависит от их востребованности.

Так, учителя или врачи нужны даже в самых малочисленных населенных пунктах, а, допустим, постижеров (изготовителей париков) требуются единицы на регион.

В РФ 01.01.1996 года был принят общероссийский классификатор профессий , должностей и тарифных разрядов (ОКПДТР). Это каталог, состоящий из профессий и должностей, каждой из которых присвоен определенный цифровой код.

Посмотреть каталог можно по ссылке: okpdtr.ru . Данный сервис предоставляет возможность:

    Определить код интересующей профессии . Для этого нужно зайти по указанной выше ссылке, в строке поиска указать профессию (например, учитель) и нажать «Искать»:

Код


*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

На экране отобразится кодировка данной профессии:

Кодировка


*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

Должности


*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

Кликнув по опции « Профессии рабочих », вы увидите перечень всех существующих рабочих профессий, расположенных в алфавитном порядке:

Рабочие


*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

Примечание: слово «рабочих» применительно к профессии не означает в буквальном смысле, что человек какой-либо профессии стоит у станка или месит бетон. К рабочим профессиям относится и художник-скульптор, и менеджер (это кто?), и артист.

Профессии для девушек и юношей

Профессии не разделяются по половому признаку . Иное дело, что какие-то из них более подходят мужскому характеру, складу ума и физической силе, а иные больше соответствуют хрупкой женской конституции и природной тяги к материнству.

  1. Профессии с высшим образованием
  2. Профессии для девушек без диплома вуза
  3. Профессии для девушек после 9 класса
  4. Интересные и творческие профессии

Но это не значит, что мужчина не может работать воспитателем в детском саду, а женщина не может быть шофером-дальнобойщиком.

Так что в данном аспекте при выборе профессии не стоит оглядываться на то, кто обычно работает на данном поприще. Нужно опираться лишь на свое стремление, но при этом суметь верно оценить свои умственные и физические способности.

Как выбрать профессию

Невозможно дать универсальные рекомендации по выбору профессии, уж очень много факторов влияют на выбор.

Ошибки

Попробую представить схематичный план , следуя которому вы сможете «вычислить», пусть не профессию своей мечты, но направление, в котором нужно двигаться в поиске.

    Определитесь с направленностью вашей будущей деятельности . Хорошо, если вы давно знаете, кем хотите работать. Если же тяги к какому-то определенному виду деятельности нет, то нужно поразмышлять:

что вам удается лучше всего и при этом не вызывает скуки или отвращения.

Вы легко разбираетесь в самых «навороченных» гаджетах, без труда осваиваете новые компьютерные игрушки и при этом с удовольствием ходите на уроки информатики ? Значит, ваша будущая деятельность может быть связана с IT-технологиями.

Вам нравится играть с детьми и быть для них примером? Возможно, вы прирожденный воспитатель. Если же самостоятельно со своими наклонностями разобраться не удается, то воспользуйтесь различными тестами, предлагаемыми интернет-ресурсами.

Снова повторюсь: даже самые умные-разумные тесты не смогут точно указать, кем вам нужно работать, все они носят рекомендательный характер.

Вот несколько ссылок на популярные тесты по выбору профессии :

Самый простой способ: откройте любое издание (бумажное или электронное) и посмотрите, представители каких профессий находятся в дефиците (это как?) в вашем регионе.

И, если ваша предполагаемая специальность не востребована в принципе, подумайте, а сможете ли вы самостоятельно после получения профессии устроиться на работу.

В раздумьях

Хотите стать артистом? Попробуйте свои силы в любительском театре-студии. Хотите стать продавцом? Устройтесь на сезонную работу по продаже, допустим, кваса. Попробовав «на ощупь» свою будущую работу, вы сможете укрепиться в своем выборе или же откажетесь от него.

Этот схематичный план может помочь не только совсем юным людям, но и тем, кто разочаровался в своей профессии, уже достигнув взрослого (да и зрелого) возраста.

Помните, никогда не поздно начать все с начала . Ваша жизнь может стать лучше, если вы будете заниматься тем, что у вас лучше всего получается и дает вам позитивный заряд.

Краткое резюме

Выбор профессии – это очень ответственный шаг. Не стоит руководствоваться лозунгом «Где бы ни работать, лишь бы не работать». Такой подход лишит вас радости наслаждаться любимым делом.

Выбор

Не отчаивайтесь, если профессия, которую вы выбрали, окажется «не вашей». Такое бывает. Чем раньше вы это поймете, тем быстрее осуществите попытку № 2. Обладая должной настойчивостью, вы непременно найдете профессию вашей жизни. Удачи!

Читайте наш блог, это полезно и интересно!

Автор статьи: Елена Копейкина

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Комментарии и отзывы (3)

Да, уже давненько на работу не тянет. благодарю. Материал информативный)))

Выбирая профессию важно помнить, что это не приговор и не контракт на всю жизнь. Не нужно бояться сменить сферу деятельности и попробовать что-то новое, если есть такое жаление.

На выбор профессии влияет сама способность человека к обучению этой специальности.

У нас сейчас программисты очень востребованы, но не все же потянут такие сложные знания. Так что, хотеть можно много чего, в том числе и престижной профессии, но если ума не хватает, то придется выбирать между такси и охраной.

ПРОФЕССИЯ (лат. professio — объявляю своим делом) — в современной науке существует несколько интерпретаций данного понятия: 1) совокупность специальностей, необходимый минимум знаний, умений и навыков, по которым человеку обеспечивается возможность обучения в соответствии и по профилю учебного заведении; 2) род трудовой деятельности, занятий, определяемый производственно-технологическим разделением труда и его функциональным содержанием; 3) большая группа людей, объединенная общим родом занятий, трудовой деятельности. В обществе существует иерархия профессий, зависящая от степени сложности и ответственности выполняемой работы. Она отражается в общественном сознании в виде престижа профессии. Совокупность профессий и их взаимосвязь образуют профессиональную структуру общества. Поскольку профессиональное разделение труда связано с его общественным разделением (на умственный и физический, аграрный и индустриальный, организаторский и исполнительский и т.д.), постольку профессиональная структура связана и взаимодействует с социальной структурой.

В современной российской социологии (А. Г. Здравомыслов, Г.В. Осипов, В. Г. Подмарков, М.Х. Титма, Ж.Т. Тощенко, И.И. Чангли, О.И. Шкаратан) сложились два наиболее распространенных подхода к исследованию профессий. Первый можно назвать «деятельностным», поскольку основным признаком профессии в его рамках считается особый вид трудовой деятельности, выделившийся в процессе общественного разделения труда. В рамках второго подхода акцентируется внимание на носителе профессии — человеке. Этот подход можно назвать «личностно-квалификационным», поскольку для его сторонников главным признаком профессии выступает уровень подготовленности личности к специальному виду занятий, что находит выражение в некоторой совокупности навыков и умений, определяемых спецификой трудовой деятельности. Весьма важен подход к профессии как к одному из основных «стратификационных» факторов, регулирующих отношения равенства - неравенства в обществе и определяющих социальный статус индивида и социальной группе. Объектом исследования при этом становятся конкретные профессиональные общности, их место и роль в трансформации российского общества.

Итак, профессия проявляет себя и как вид специализированной деятельности, и как совокупность знаний, умений, навыков, и как особый вид социальной общности. Любой специализированный вид деятельности для приобретения статуса профессии проходит процесс институционализации, который предполагает: наличие общественной потребности в специализации деятельности для более эффективного удовлетворения общественных нужд; формирование специальных требований, норм и стандартов, характеризующих данный вид деятельности; определение характера способностей, знаний и навыков индивидов, необходимых для выполнения данного вида деятельности; появление методов и способов определения таких способностей и обучения специальным профессиональным знаниям, приемам и навыкам; формирование стимулов и мотивов занятия именно этим видом деятельности, что связано с престижем профессии, ее способностью быть основным источником дохода; выделение определенных профессиональных интересов, ценностей, норм, стилей и образцов поведения, профессиональных ролей, способствующих сплочению людей по признаку принадлежности к данной профессии и конкретной профессиональной общности; выявление особых профессиональных организаций для защиты этих интересов (объединения, союзы и т.п.).

Завершение процесса институционализации профессии выражается в формировании профессиональных общностей. Воспроизводство единства профессиональных интересов, ценностных ориентации, образцов поведения и всего образа жизни, присущих данной общности, обеспечивается именно институтом профессии. Возникновение и развитие профессии является результатом влияния целой совокупности факторов, среди которых особая роль принадлежит институту образования, прежде всего, высшего профессионального образования, обеспечивающего подготовку профессионалов высокого уровня квалификации, воспроизводство профессиональных кадров. Возникла синтетическая научная дисциплина, изучающая профессии, — профессиология. В рамках этой дисциплины профессия может быть описана с помощью системы признаков, характеризующих данный вид труда, а также конкретных требований к работнику той или иной профессии.

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 369-370.

Сорокин П.А. Соц. стратификация и мобильность // Чел. Цивилизация. Об-во. М., 1992; Кораблева Г.Б. Профессия и образование: соц. аспект связи. Екатеринбург, 1999; Шкаратан О.И., Радаев В.В. Соц. стратификация. М., 2003; Попова И.П. Профессиональный статус специалистов в меняющемся российском об-ве. М., 2004; Анурин В.Ф. Профессиональная стратификация и закон перемены труда // Социол. иссл-я. 2006. № 7.

Читайте также: