Что знают дети о профессиях родителей

Опубликовано: 16.05.2024

Что дети знают о нашей работе? Пока дети маленькие, мы не придаём этому значения. А между тем, отношение к работе может стать важным аспектом воспитания. Ведь всем известно, что лучше всего воспитывает личный пример.

Мне пришлось выйти на работу, когда моей второй дочери было два с половиной года. Она очень скучала первое время, и даже плакала, когда просыпалась после дневного сна и убеждалась, что мамы нет. Утешая девочку, бабушка объясняла: «Мама на работе, маме надо зарабатывать денежки». «Детити», - повторяла малышка, всхлипывая. Она поздно начала говорить и это было одно из первых выученных слов.

Бесспорно, дети должны знать, что работа необходима для заработка. Чтобы было, что кушать, во что одеваться, на что покупать игрушки и ездить отдыхать. Но ограничиваться только финансовой стороной вопроса было бы неправильно.

Брать детей на работу полезно для их развития и воспитания

Член Сената Лариса Уотерс покормила грудью дочь во время заседания Австралийского парламента

Мой папа работал на закрытом предприятии, «в ящике», как тогда говорили. Я понятия не имела, чем он занимается. Зато у мамы на работе я бывала не раз, и мне там очень нравилось. Большие столы, рулоны чертежей, профессиональные термины… Я еще ходила в детский садик, когда мама проектировала шампиньонницу – удивительное, загадочное слово. Ведь в те времена шампиньоны не продавались в магазинах, и я гораздо лучше себе представляла подберёзовики и сыроежки, чем таинственные шампиньоны, которые будут выращивать в спроектированном мамой здании.

Просто замечательно, если родители могут дать ребёнку почувствовать причастность к своей работе. Однажды, лет в 9, мне доверили сворачивать чертежи. Их нужно было складывать по особой схеме, так, чтобы все они получались одинакового размера, штампом наружу. Это было невероятно интересно и очень ответственно.

Одноклассник моего сына пришёл в сентябре в класс очень гордый: летом он работал на фабрике у отца, на линии по упаковке замороженной рыбы, и даже заработал первые деньги.

А нынешним летом и мой сын получил свою первую зарплату: он несколько дней кормил обедами восемь человек в офисе у папы. И не просто обедами, а довольно изысканными блюдами: в меню были жульен, рататуй, борщ и котлеты по-киевски.

Сейчас немало детских «городов профессий», где можно поиграть в разные виды работы, и это очень полезно для будущей профориентации. Но реальная работа родителей может сказать детям не меньше. А пожалуй, даже больше.

Детям важно знать, что делают на работе их родители

Мне могут возразить, что в мире полно профессий, которые любить невозможно. Я и сама ужасаюсь, когда думаю о дежурных у эскалатора или о рабочих на конвейерной ленте. Но находятся охотники работать и там! В каждой профессии есть люди увлеченные, будто специально рожденные для нее, и явно чуждые. Яркий пример – медики. Про хорошего специалиста мы говорим: «Он врач от Бога!», а о плохом замечаем: «Коновал».

С врачами вообще отдельная история. Врач - это профессия пожизненная. Любой другой выйдет на пенсию и будет жить спокойно, но к врачу всегда будут стучаться в любое время дня и ночи: «Помогите скорее, моему мужу (брату, сыну, свекру) плохо!» И не важно, что вывихнуто колено, а врач - окулист. «Ну Вы хотя бы посмотрите, посоветуйте!»

Плохих и хороших учителей тоже все встречали: у одного даже двоечники слушают, раскрыв рот, у другого даже отличники тупят в телефоны; один похвалит за оригинальные суждения, другому годится только точно по учебнику. Бывают плохие и хорошие воспитательницы: одна утешит, приласкает, переоденет, если малыш вспотел, другая не побрезгует и рукоприкладством, чуть что не по ее. Продавщицы тоже бывают разные: одна мычит сквозь зубы, чуть ли не кусается, а при случае обвесит, другая и улыбнется, и предупредит, если товар дороже обычного или срок годности вот-вот истекает. Так может, дело не в профессии, а в человеке?

Помните старый анекдот? Отец работал золотарем, а сын ему помогал. Отец спускался в выгребную яму и черпал ведром помои, а сын сверху принимал. И вот однажды сын не удержал ведро и опрокинул на голову отцу. Отец утерся и говорит: «Эх ты, недотепа! Никакого толку от тебя нет, и не будет. Так всю жизнь наверху и проторчишь!»

Бойченко Эльвира Юрьевна

Все без исключения родители хотят, чтобы их дети были счастливы, чтобы в жизни им сопутствовал успех, чтобы они само-реализовались в какой-то деятельности. Тоесть получили профессию по душе, ориентируясь на свои стремления и желания. Родителям необходимо заметить к чему тяготеет их ребенок больше всего.

Знакомство детей с профессиями можно начинать как можно раньше. Бережное отношение к труду, умение работать в коллективе – это качества, которые необходимо воспитывать в юном поколении. Огромное значение в воспитании детей имеет знакомство с трудом взрослого человека. Рассказы детям о профессиях расширяют их кругозор, у них проявляется интерес к окружающему миру, воспитывается уважение к чужому труду.

Как рассказать детям о профессиях. Советы

Например, во время прогулки учите ребенка бросать мусор только в урну. Расскажите ему, что рано утром дворники подметают улицы, чтобы город был чистым, и всем было бы приятно гулять в нем. В магазине обратите внимание на то, что товар был привезен на больших машинах рано утром, потом его выгрузили грузчики, а продавцы аккуратно составили все на полках.

Нужно рассказать детям о профессии родителей. Постарайтесь объяснить суть вашего труда, его важность для других людей. Например, папа вместе с другими строителями, строит дома, чтобы потом там жили люди. Осветите профессии людей, которые трудятся вместе с вами. Рассказывайте с уважением о своих коллегах. Расскажите, что вам нравится приносить пользу людям, что вы с удовольствием ходите на работу. Покажите грамоты и награды, которые вы получили. Не стоит насаждать ребенку свое мнение по поводу привлекательности одной профессии над другой. Это создает пренебрежительное отношение к людям данных профессий. Ведь кому-то, например, и пол мыть нужно, и мусор возить.

Так же знакомство детей с профессиями происходит во время игр. Они могут познакомиться с различным инструментами и приспособлениями, понять кто и что делает на работе.

Некоторые родители считают, что с профессией можно определиться в старших классах и торопиться не стоит. Но это заблуждение. Многие методисты придерживаются мнения, что основные понятия закладываются в раннем детстве, а точнее в возрасте до трех лет. В этот период ребенок, как губка впитывает всю информацию из вне. Чем шире его знания, тем легче ему будет в будущей жизни.

Детям о профессиях можно узнать при помощи чтения книг, рассказать им интересные истории из жизни или фильмов. Для более старших детей подойдут карточки, игры в лото, в доктора, в магазин. Помимо всего этого рисуйте или раскрашивайте вместе представителей разных профессий, их инструменты, одежду. Обсуждайте, кто и что делает, выслушивайте мнение ребенка о том, хочет ли он этим заниматься или нет.

Много внимания уделяется знакомству с профессиями в детском саду и школе. В садиках обычно есть игрушечные кухни, магазины, парикмахерские. Проводятся экскурсии, которые знакомят с трудом взрослых. Дети обращают внимание на форму людей, их деятельность, инструменты с которыми приходится обращаться. В школе проводят уроки по профориентации учеников, на которые приходят люди разных профессий, а для старшеклассников проводят тесты на определение типа личности. Уже в детском саду хорошо собирать чаще деток вместе с родителями. Это совместные мероприятия, посещение родителями занятий.

Есть такие ребята, которые еще в детском саду знают, кем они будут в будущем. Девочки, например, мечтают петь на сцене и с удовольствием делают это на утренниках. Мальчики же хотят стать пожарными и быть героями для людей.

Бывает и так, что человек ни к чему не тяготеет, меняя одну за другой профессии, так и не может определиться в жизни. Но, в конце концов, обязательно находить дело по душе. И наша задача, а также родителей правильно, но не навязчиво помочь ребенку правильно выбрать профессию по душе.

Вообще можно сказать, что знакомство детей с профессиями очень важно именно в достаточно юном возрасте, так как это помогает дальнейшей социализации личности, найти свое место в обществе.

В каждой семье по-разному подходят к обучающему моменту. Родители решают для себя сами, когда и в каком объеме малыш готов получать знания. Как познакомить ребенка с окружающим растительным и животным миром, в какое время стоит начинать учить малыша чтению или письму и когда рассказать о профессиях.

Последнее чрезвычайно важно для самосознания ребенка, для правильного формирования отношения к собственному труду и работе других людей, определения их роли в человеческой жизни. Переходя от одного обучающего момента к другому – ребенок развивается.

Когда ребенка знакомить с профессиями? Начинать рассказывать некоторые отличия одной профессии от другой можно уже с полутора-двухлетнего возраста малыша. Но, преследуя благие намерения обучить ребенка существующим во взрослом мире работам, необходимо не забывать о том, что малышам многие вещи осмыслить еще тяжело. Особенно то, что они никогда не видели или о чем совершенно не имеют представления. Потому первыми в списке будут профессии, с представителями которых дети встречаются достаточно часто – продавцы, водители общественного транспорта, дворники, врачи, милиционеры.

Когда ребенок уже имеет некое представление о машинах, механизмах, инструментах и рабочем инвентаре, можно постепенно вводить понятия других профессий.

С 3-4 лет дети уже немного должны знать о том, где и кем работают члены семьи – мама, папа, бабушка; в чем заключается их работа, чем ценна. С возрастом информация должна дополняться. Как познакомить ребенка с профессиями? Походы на рабочие места и экскурсии.

Чтобы рассказать малышу о таких профессиях как продавец, повар или строитель, можно сходить в продуктовый магазин, в столовую, подойти к возводящемуся или ремонтируемому зданию и на наглядных примерах описать принципы работы и используемые инструменты. Например, продавец взвешивает и упаковывает фрукты, а затем за плату отдает их покупателю и т.д.

Познакомить ребенка с пожарниками, рыбаками или стоматологом, можно, совершив экскурсионный поход на их рабочее место. Сейчас много подобных путешествий предлагается туристическими фирмами и разрабатываются в рамках обучающей программы дошкольных учреждений.

Чтение книг

Многие детские поэты и писатели излагали описания тех или иных рабочих профессий в своих произведениях:

1. Дж. Родари – «Чем пахнут ремесла?»

2. В. Маяковский – «Кем быть?»

3. А. Барто – «Маляр», «Песня моряков», «Ветеринарный врач».

4. С. Михалков – «Парикмахер», «Дядя Степа».

5. Б. Заходер – «Портниха», «Строители», «Сапожник», «Шофер».

6. С. Чертков – Детям о профессиях: «Пограничник», «Доярка», «Фокусник», «Повар», «Парикмахер», «Столяр», «Ветеринар», «Летчик», «Моряк», «Фермер», «Рыбак», «Пожарный», «Ученый», «Музыкант» и др.

Читая произведение и показывая иллюстрацию, можно доступно объяснить ребенку, кто такой пограничник, почтальон или механик.

Ролевые игры

Еще одним способом описать малышу взрослый мир профессий является игра. Играя с ребенком, можно предложить новое для него развлечение: игру в учителя, врача или милиционера. Для этого необходимо предоставить вспомогательную атрибутику: например, для игры в педагога дать малышу палочку-указку, книги, оформить школьную доску, а самому сесть за парту. В процессе ролевой игры можно использовать как подручные средства (пуговицы под видом таблеток), специальные заготовки (нарезанные из картона знаки дорожного движения), так и купленные тематические наборы (игрушка кухня, набор доктора или пожарная машина). Такие развлечения в непринужденной форме знакомят ребенка с нюансами и особенностями профессий, развивают фантазию.

Мультфильмы и специальные видеоролики

Следующий вариант знакомства с профессиями подойдет для спокойных и усидчивых малышей. Обучающие видеоролики или мультфильмы о профессиях рассчитаны на ребят определенного возраста. Они в доступной форме и за короткий промежуток времени наглядно демонстрируют особенности труда швеи, машиниста или художника.

Ребенок, наблюдая за действиями персонажей на экране, имеет возможность увидеть и выучить названия ранее незнакомых предметов и действий. Дидактический материал: детям о профессиях. В помощь родителям и воспитателям детских садиков сейчас продаётся много разнообразных карточек и плакатов с изображением представителей разных профессий в их рабочем процессе: пекарь – готовит хлеб, балерина – танцует, кассир – выбивает чек. Рассматривая изображения вместе с ребенком, взрослые могут задавать наводящие вопросы, обсуждать внешний вид работника и нарисованные аксессуары.

Как следует знакомить ребенка с профессиями

Независимо от того, какой способ рассказать о взрослых профессиях предпочли родители, аниматоры в развивающих центрах или воспитатели в детском садике есть некий план (схема), что за чем следует делать:

1. Четко назвать полное наименование профессии и сделать маленький очерк о том, что именно делает тот или иной работник.

2. Далее описать место его труда. Например, для врача и медсестры – это больница или поликлиника, а для повара – кухня, столовая детского садика или ресторана и прочее.

3. В тех случаях, когда при работе следует носить форму, можно познакомить ребенка с отдельными видами и рассказать, чем один костюм отличается от другого. Во что одет милиционер, а во что пожарник, машинист поезда и пр.

4. Ответить на вопрос малыша об используемом в процессе работы оборудовании или инструменте. Милиционеру нужен жезл, портнихе – ножницы, швейный мел и линейка, астроному – телескоп.

5. Описать, а по возможности показать наглядно или проиграть действия рабочих: повар – варит, журналист – берет интервью, клоун – развлекает публику.

6. Охарактеризовать получаемые в конце работы результаты: приготовленные обед, вылеченный зуб или надоенное молоко.

7. В конце беседы стоит поговорить о значимости, полезности и необходимости труда одного человека для других.

Друзья, меня зовут Анна и вы читаете мой авторский блог, посвященный профессиональной самореализации, поиску работы и дела своей жизни .

Сегодня хочу с вами поговорить о семейных династиях и ценностях . Прочитав данную статью, вы поймете п очему нужно рассказывать своим детям о том, кем работают их родители и чем занимались их предки .

Истории, которые буду вам рассказывать взяты на основе реальных событий моей собственной семьи. И этот рассказ я назову " Уроки французского языка ", читайте дальше и узнаете почему)

" Всё начинается с любви" как писал Р.Рождественский

Мой любимый дедушка Валя рассказывал эту историю как раз в таком ключе

После школы дедушка поступил в Свердловский строительных техникум, потом три года служил в армии и уже будучи женатым человеком, работающим и обеспечивающим свою семью, поступил на заочное отделение Алтайского политехнического института. Точнее он не работал, а служил в структурах МООП РСФСР.

Служить и учиться в институте женатому человеку, имеющему двух детей, было нелегко. На такие дисциплины как «иностранный язык» времени не хватало. Школьных знаний тоже уже не хватало, поэтому приходилось выкручиваться.

Какой ты у нас дедушка ловкий, как здорово выкрутился. Молодец, ничего не скажешь. Только почему дедушка никогда не смеялся, когда рассказывал эту историю? И глаза были грустные…

Пройдут годы, я вырасту и пойму, что это была не совсем шутка .

Не мог рассказывать посторонним людям дедушка ни о своих родителях, прошедших войну и сталинские лагеря, ни о том, где сейчас служит сам. Аудитория большая. Не надо, да и не хочется. А о своей жене и детях… Так это личное. Счастье любит тишину.

Часть вторая

Возраст – шесть. Локация – Париж. И чистый детский разум.

Все, что вокруг есть и что ты говоришь – мне в сердце сразу.

Неглубокий взгляд на вещи. И красивое в глаза бросается.

Эти строки – начало эссе , которое напишет семнадцатилетняя Яна, на тот момент студентка первого курса факультета медиакоммуникаций ВШЭ, отвечая на вопрос, почему она выбрала именно эту программу обучения . К этому периоду в жизни Яны мы ещё вернёмся, как впрочем и к самому эссе.

А пока возвращаемся на десять лет назад.

В начальной школе Яна училась в школе с углубленным изучения иностранного языка при посольстве России во Франции (родители были в служебной загранкомандировке по линии МИД РФ). Французский язык изучался с первого класса. Училась Яна хорошо.

Но… однажды, десять лет назад. Домашнее сочинение по французскому языку, отданное на проверку родителям, у них вызвало шок.

Тема сочинения была «Моя семья», скорее всего надо было ещё рассказать о семейных традициях, и если есть, то и о трудовых династиях.

Текст сочинения Яны приблизительно был такой:

Дальше было написано про животных, живущих в нашей большой семье, с конкретным указанием у кого живёт собака, а у кого кошка. Судя потому, что об этом было написано больше всего, именно животные больше всего и интересовали Яну.

Вечером, разговаривая со мной по скайпу, мама сказала:

Представление семилетнего ребёнка о семье и династии заставило нас всерьёз задуматься. что-то очень важное мы упустили..

Часть третья. Французский тут ни при чем.

Дедушка закончил институт в 1969 году. В те годы люди мало говорили о себе или о своих близких. Детство, проведённое под бомбёжками, лишения, голод, сталинские репрессии. Лишний раз вспоминать не хотелось, не то что говорить об этом на публике. Даже ради хорошей оценки на экзамене.

Яна, будучи самой младшей в нашей семье, родилась когда все бабушки и дедушки давно были на пенсии, а её родные и двоюродные братья и сестры действительно учились в институтах и колледжах. Профессии родителей выпали из её кругозора по причине недосягаемости понятий.

Какие профессии знает ребёнок?

Врач, учитель, продавец, лётчик и т.д. Менеджеры, маркетологи, коучи, специалисты в области инвестиций, психологи и другие профессии для семи-восьмилетнего ребёнка - это космос.

Думаю, что французский язык и тут ни при чем.

Мои родители попытались сделать «работу над ошибками» по результатам этих двух уроков. И у них получилось.

Дедушка рассказал многое, о чём раньше мы не знали. В награду за внимательность и неравнодушие мы получили интереснейшие сведения о своих предках.

Исправление ситуации с Яной принесли ещё более неожиданные результаты, ведь наши родители решили посмотреть на мир её глазами , чтобы понять, что она фиксирует и соответственно запоминает, чтобы потом не удивляться результатам .

Каждый поход или поездка по стране родителями планировалась. Они разрабатывали целые тематические маршруты: тропа импрессионистов, православная Франция, побережье, знаменитые дворцы замки, музеи. Яне был выдан фотоаппарат (десять лет назад не было приличных смартфонов), чтобы она фотографировала то, что хотела. И так мы получили Францию глазами семи-восьмилетнего ребёнка.

Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде,обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.

Вхождение ребенка в социальный мир не возможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически. А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.

Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий, а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т. д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать, и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.

Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор детей среднего дошкольного возраста о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, был разработан педагогический проект «Профессии моих родителей».

Актуальность проекта:

Дошкольное образование является первой ступенью общего образования, что закреплено в законе «Об образовании Российской Федерации». Вопрос выбора профессии поднимается уже в начальной школе. Поэтому и в дошкольный период стоит знакомить детей с различными профессиями, тем самым мы обращаем внимание воспитанников и на уважение личности родителей, педагогов, на историю семьи, города и страны, что обеспечивает дальнейшее вхождение ребнка в современный мир, приобщение его к ценностям, удовлетворение и развитие познавательных интересов.

Из беседы с дошкольниками стало понятно, что они имеют поверхностные представления о профессиях, поэтому решили начать знакомство детей с профессиями родителей.

Паспорт проекта

Цель Расширять и обобщать представление детей о различных профессиях взрослых, орудиях труда, трудовых действиях.

Формировать у детей среднего дошкольного возраста трудовые навыки.

Обеспечить начальную профориентацию детей.

Развивать интерес к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы.

Гипотеза Дошкольники смогут узнавать и называть профессии и место работы родителей, владеть обобщающим понятием «профессия», задуматься о том, кем они будут, когда вырастут, научатся ценить труд.

Задачи 1. Расширить представление детей о разных видах труда взрослых.

2. Познакомить детей с трудовыми действиями, совершаемыми взрослыми, о результатах труда взрослых, об оборудовании, инструментах, необходимых для работы людям разных профессий.

3. Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду взрослых.

4. Развивать связную речь, мелкую моторику рук, воображение, память.

5. Закрепить умение составлять небольшие рассказы.

6. Развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности.

Ожидаемые результаты Для детей:

- наличие у детей определенных знаний и представлений о профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда, гордость и уважение к труду своих родителей);

- обеспечение активности ребенка в процессе его социализации;

- понимание детьми значения слово «профессия», проявление признательности и уважения к труду взрослых (родителей).

- сформированность знаний о некоторых профессиях родителей, их назначении, особенностях;

- пополнение лексики воспитанников;

- умение имитировать деятельность людей различных профессий в ходе сюжетно-ролевых игр.

Для родителей:

- успешное взаимодействие со своими детьми;

-повышение психолого-педагогических компетенций.

- создание предметно-пространственной развивающей среды по теме проекта;

- совместная работа с родителями по расширению знаний детей;

- повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции родителей и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми.

Вид проекта Краткосрочный, практико- ориентированный проект

реализации 1 сентября 2019 г. - 31 декабря 2019 г.

Материально- технические ресурсы Развивающая среда, природное окружение, дидактические игрушки, настольно печатные игры, познавательная литература, мультимедийное оборудование, плазменная панель, ноутбук, видеомагнитофон, фотоаппарат.

Методическое обеспечение 1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 г. Москва.

2. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство»/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. -СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2017.- 352 с.

3. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа. Конспект занятий/ Н. В. Алешина. - М. : УЦ. Перспектива, 2008.- 124 с.

4. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов. -Балашов. : «Николаев», 2004.

5. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет / Т. В. Потапова –М. : ТЦ Сфера, 2008.

6. Шорыгина Т. А. Профессии, какие они? / Т. А. Шорыгина., Издательство ГНОМ и Д, 2011.

Методическое сопровождение Сбор информации о различных профессиях

Подборка иллюстраций о различных профессиях

Подбор художественной литературы о профессиях

Подборка стихотворений, загадок, пальчиковой гимнастики по теме «Профессии»

Беседы о профессиях

Консультационный материал для родителей.

Сотрудничество с родителями 1. Беседы.

2. Сбор интересной информации о различных профессиях.

3. Консультация для родителей «Как сформировать положительное отношение к труду у детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с профессиями», «Знакомим детей с профессиями», «Знакомим ребенка с профессиями».

4. Привлечение родителей к созданию презентаций «Профессии моих родителей».

5. Мастер- классы от родителей.

Продукт проектной деятельности 1. Альбом «Профессии моих родителей» и «Профессии в картинках»;

2. Сборник загадок о профессиях;

3. Сборник пальчиковых игр о профессиях;

4. Лепбук «Профессии»;

6. Творческие работы, выполненные в процессе ООД;

7. Музыкальная подборка про теме проекта (песни о представителях разных профессий).

Способы вовлечения детей в проект Экскурсии;

Игры: подвижные, дидактические, малоподвижные;

Чтение художественной литературы;

Возраст детей Дети среднего дошкольного возраста 4-5 лет группы «Радуга»

Участники Педагоги, родители, воспитанники

Разработчики Мишакова Ирина Аркадьевна, воспитатель 1 квалификационной категории

Этапы проекта:

3. Содержательно- практический;

1 этап - Подготовительный.

Информировать родителей о проекте;

Разработать методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с профессиями;

Подобрать иллюстрации, презентации о профессиях;

Разработать планы бесед с детьми;

Подготовить цикл познавательных занятий;

Организовать экскурсии на места работы родителей;

Поручить родителям подготовить сообщения по своей профессии.

2 этап – Организационный.

Создание проблемной ситуации для детей, на решение которой будет

направлен проект,используя модель трех вопросов:

1. Зачем нужно трудиться? Кем работают родители, что ты знаешь об их профессиях? Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?

2. Что нам нужно сделать, чтобы это узнать?

3. Где мы можем это узнать? Как нам рассказать всем о том, что мы узнаем?

Совместное обсуждение с детьми этапов работы над проектом.

3 этап - Содержательно- практический.

Виды детской деятельности Мероприятия

Здоровье и физическое развитие Тематические физкультминутки

П/и «Пожарные на учениях», «Космонавты», игры-эстафеты

Соблюдение режима труда (работа и отдых)

Безопасность Правила безопасности при хозяйственно-бытовом труде

У людей разных профессий свои правила безопасности

Познание Презентации «Все работы хороши», «Дело мастера боится», «Профессии».

Рассматривание репродукций, иллюстраций на тему «Профессии»

Серия бесед: «Кто работает в детском саду», «Предметы и инструменты, нужные людям различных профессий», о профессиях родителей и родственников,местах их работы Дидактические игры: «Подскажи словечко», «Угадай кто это?», «Магазин игрушек» и т. д.

Взаимодействие с родителями - встречи с интересным человеком

Сюжетные игры «Магазин», «Строители», «Больница», «Парикмахерская», «Салон красоты», «Ателье»

Игровая ситуация: «Кем я стану?»

Коммуникация Составление рассказов о профессии родителей

Разучивание стихов о различных профессиях

Отгадывание загадок на тему «Профессии»

Рассказы детей из личного опыта

Выступления детей с сообщением о профессии родителей

Труд Хозяйственно - бытовой труд в группе участие в субботнике (труд в природе)

Художественная литература Пословицы и поговорки о труде

Стихи и загадки о профессиях

Чтение стихов и рассказов о профессиях В. Маяковский «Кем быть?». С. Маршак «Откуда стол пришел», «Мы военные», С. Михалков «А что у вас?», «Дядя Степа», «Дядя Степа - милиционер». В Лифшиц «И мы трудиться будем», Л. Воронкова «Мы строим, строим, строим»

Музыка Музыкальная игра «Если весело живется, делай так»

Прослушивание песен о профессиях

Художественно-творческая деятельность Выставка рисунков «Кем я буду»

Изготовление атрибутов для игр: «Почта», «Магазин», «Аптека»

Раскрашивание раскрасок - профессии Рисование инструментов и оборудования, использование в своих работах трафаретов Лепка - овощи и фрукты, кондитерские изделия

Игровая деятельность Настольные игры - «Профессии», «Кем быть?», «Ассоциации», «Кому что нужно для работы?», «Знаем все профессии», Пазлы «Профессии», лото, домино, разрезные картинки….

Дидактические игры «Подскажи словечко», «Кто больше расскажет о профессии». «Угадайте, что я делаю», «Что кому». «Угадай профессию», «Кому без них не обойтись», «Профессии людей», «Кто, что делает?», «Кому что надо», «Что случилось, если бы не работал …», «Где мы были не скажем, что делали покажем».

4 этап – Итоговый.

1. Оформления альбома «Профессии родителей»;

2. Систематизация накопленной информации- презентации, дидактические игры, пословицы, загадки и т. д.

3. Оформление отчета по проекту- фото и видео материала.

Результаты проекта:

1. Педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта;

2. Собран и систематизирован весь материал по теме проекта;

3. У дошкольников появился интерес к данной теме;

4. Сформировалось целостное представление о трудовой деятельности взрослых;

5. Дошкольники знают и называют большое количество профессий, могут составить описательный рассказ о профессии;

6. Дети стали более раскрепощены и самостоятельны, в свободной деятельности широко используют атрибуты разных профессий;

7. У родителей появился интерес к образовательному процессу, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы;

8. У родителей появилась возможность познакомить со своей профессией всех детей группы;

9. Оформлены альбом «Профессии наших родителей», фотозона «Мамины профессии».

Перспективы дальнейшего развития проекта

В перспективе планируется продолжать инициировать детей к ознакомлению с другими профессиями через использование технологии проектирования и через взаимодействие с социальными партнёрами.

Таким образом, проектнаядеятельность в образовательном процессе:

• способствует сплочению детского коллектива, гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями.

• даёт педагогам возможность саморазвития и самовыражения, что обеспечивает потребность личности идти по ступенькам роста – от проекта к проекту.

Фотоотчет «Знакомство с музыкальными профессиями»
Фотоотчет «Знакомство с музыкальными профессиями» При упоминании о знакомстве детей с профессиями сразу представляется набор картинок. Нам захотелось знакомство с профессиями представить.

Конспект занятия по ФЦКМ «Откуда пришел стол? Знакомство с профессиями мебельщиков» в средней группе детей с ОВЗ
Конспект занятия по ФЦКМ «Откуда пришел стол? Знакомство с профессиями мебельщиков» в средней группе детей с ОВЗ Образовательная область: «Познавательное развитие»; формирование целостной картины мира Педагогическая цель: расширять представления детей.

Конспект музыкального занятия «Знакомство с музыкальными профессиями»
Конспект музыкального занятия «Знакомство с музыкальными профессиями» Задачи: 1. Формировать у детей систему опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающую дальнейшее полномасштабное.

Конспект НОД «Знакомство с мужскими профессиями»
Конспект НОД «Знакомство с мужскими профессиями» Цель. Формировать у детей целостные представления о профессиях. Задачи. Расширить представление детей о разнообразии профессий, конкретных.

Фотоотчет об участии в мероприятии «Лабиринт профессий. Знакомство старшеклассников с профессиями»
Фотоотчет об участии в мероприятии «Лабиринт профессий. Знакомство старшеклассников с профессиями» 23 марта 2018 года в нашем «Культурно-досуговом центре «Колос» в библиотеке прошло мероприятие «Лабиринт профессий», на котором происходило.

Презентация «Знакомство с профессиями». Часть 2
Презентация «Знакомство с профессиями». Часть 2 Знакомимся с профессиями: автослесарь, адвокат, дизайнер, испытатель, композитор, плотник, токарь, шахтёр, электрик, часовщик. В старшем.

Проект «Знакомство с книгой» (фотоотчет)
Проект «Знакомство с книгой» (фотоотчет) Цель: повысить эффективность работы по приобщению дошкольников к книге через взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов,.

Проект «Знакомство с профессией врача»
Проект «Знакомство с профессией врача» Тема проекта: «Знакомство с профессией Врача и Медсестры». Автор: воспитатель I категории Мартынова Елена Анатольевна Участники проекта:.

Проект «Знакомство с профессиями»
Проект «Знакомство с профессиями» Проект: “Знакомство с профессиями”Авторы проекта: воспитатели Ракитина. И. И., Потанина А. А. Продолжительность проекта: краткосрочный. Тип.

Знакомство с профессиями (фоторепортаж)
Знакомство с профессиями (фоторепортаж) Мы с ребятами проходили тему "Профессии".В логопедическом уголке появились фигурки людей разных профессий,загадки,книжка с картинками и.

Автор: Шихмамедова Надежда Михайловна

Организация: МАОУ СШ № 2 ДО «Теремок»

Населенный пункт: Новгородская область, г. Валдай

Пояснительная записка

На современном этапе перед дошкольным учреждением стоит проблема пересмотра информационной политики ДОУ в сторону увеличения доли участия семьи в воспитательно – образовательном процессе и усиления субъектной позиции родителей в этом процессе. Исследования показывают, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс развития и воспитания ребенка позволяет значительно повысить его эффективность. Создание единого пространства развития ребенка невозможно, если педагоги и родители будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга.

При взаимодействии с семьями воспитанников осуществляется педагогическое просвещение родителей и вовлечение их в воспитательно – образовательный процесс. Для создания оптимальных взаимоотношений педагогов и родителей необходимо, чтобы обе стороны осознавали значимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяли друг другу.

Многие дети хотят быть похожими на своих мам и пап, и мечтают, когда вырастут, иметь такую же профессию, как их родители. Поэтому в детском саду мы очень часто можем увидеть при организации сюжетно-ролевых игр как дети используют жизненные ситуации, связанные с профессией их родителей. Например: мальчик спасает котенка, а при рассказе узнаем, что папа у мальчика работник МЧС; девочка лечит куклу, а при беседе с ней узнаем, что мама у нее врач и часто берет ее с собой на работу.

Дети часто с интересом, воодушевлением рассказывают о профессии своих родителей. Испытывают гордость за своих мам и пап, и очень хотят, чтобы об этом знали все дети группы. Зная профессию своих родителей, дети мало знают или вообще не знают о существовании других профессий, и поэтому возникла идея создания проекта «Профессии наших родителей», в котором дети познакомятся с разнообразием профессий родителей, а родители станут полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.

Дошкольное учреждение, если воспитательно-образовательный процесс в нем построен грамотно, имеет возможность постоянного общения с социумом, взаимодействия с родителями. Поэтому, исходя из интересов и пожеланий детей, обратились к родителям с просьбой рассказать о своей профессии, организовать экскурсию для детей и активно включиться в процесс воспитания.

Вид проекта – информационно-творческий

Продолжительность – кратковременный

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, логопед, психолог, инструктор по физической культуре, родители.

Образовательная область - ознакомление с окружающим, развитие речи, взаимодействие с социумом, продуктивная деятельность, трудовая и игровая деятельности.

Актуальность проекта – сделать родителей полноправными участниками воспитательно – образовательного процесса, повысить интерес родителей к жизни детей в детском саду.

Цель - расширить знания детей о профессиях родителей и значимости труда взрослых.

Модель трех вопросов

Что хотят узнать?

Что нужно сделать, чтобы узнать?

Профессия нужна для того, чтобы зарабатывать деньги (Таня Л.)

Я хочу узнать, как вкусно готовить еду (Настя О.)

Надо сходить на работу и посмотреть, спросить (Таня Л.)

Профессия нужна для того, чтобы соблюдать правила (Вова П.)

Я хочу узнать, как пекут хлеб (Паша Т.)

Можно позвонить по телефону и спросить (Марк К.)

Профессии нужны, чтобы спасать людей, тушить дома (Рома К.)

Я хочу узнать, как работает военный (Ваня И.)

Прочитать книгу, энциклопедию (Вова П.)

Профессия моей мамы нужна, чтобы учить детей шить. (Варя С.)

Я хочу узнать, как работают в ДПС (Илья Д.)

Посмотреть по телевизору (Руслан К.)

Профессия нужна, чтобы быть умным (Костя П.)

Я хочу узнать все о профессии швеи (Оля М.)

Можно угадывать в сканвордах (Варя С.)

Профессия нужна, чтобы вкусно готовить (Уля В.)

Я хочу узнать, какие правила у водителей (Кирилл Ф.)

Посмотреть в Интернете (Алиса Т.)

Профессия нужна, чтобы привозить игрушки. (Алиса М.)

Я хочу узнать, как работает врач (Саша М.)

Спросить у мамы, папы, бабушки (Илья В.)

Я хочу узнать, как работает инженер (Даня У.)

Я хочу узнать, что делают работники банка (Милана К.)

Задачи:

Расширить представления детей о разных профессиях и результатах их труда.

Развивать у детей деятельностную, информационную, социальную, здоровье - сберегающую и коммуникативную компетентности.

Способствовать включению родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Реализация проекта осуществляется через:

самостоятельную деятельность (художественно-продуктивная, экспериментальная);

домашнее задание для детей и родителей – составление рассказа о профессиях родителей.

Принципы организации взаимодействия с родителями:

Открытость детского сада для семьи

Сотрудничество родителей и педагогов в воспитании детей

Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе

Направления работы:

  • Создание условий для общеинтеллектуального, социально – личностного развития детей
  • Создание условий для включения родителей в воспитательно – образовательный процесс
  • Использование ресурсов социальных институтов для расширения познавательного кругозора воспитанников.

Методы реализации проекта:

  • наблюдения;
  • беседа;
  • экскурсия;
  • целевая прогулка;
  • опыты;
  • сюжетно-ролевая игра;
  • дидактические игры;
  • рассматривание иллюстраций, журналов, картин…;
  • проблемные ситуации;
  • моделирование;
  • схемы;
  • чтение художественной литературы;
  • мастер – классы от родителей.

Формы реализации проекта:

Ожидаемый результат:

имеют расширенные знания о профессиях работника МЧС, повара - кондитера, водителя, учителя технологии;

имеют четкие представления о трудовом процессе повара-кондитера;

умеют пользоваться схемами, моделями;

владеют речью, верно обосновывая ценность каждого вида труда;

проявляют устойчивый интерес к труду взрослых;

оказывают посильную помощь взрослым:

умеют организовать самостоятельную деятельность.

Продукт проектной деятельности: изготовление альбомов «Профессии наших родителей», детские работы, изготовление карты улиц, где живут дети, схемы, выпечка печенья и блинов, пополнение предметно-развивающей среды макетами домов, дорожными знаками, жилетами, атрибутами к сюжетно-ролевым играм.

Презентация проекта: выставка детских работ, развлечение, фотоальбомы.

Этапы реализации проекта

1. Расширить представления детей о разных профессиях и результатах их труда.

Центр книги:

Чтение художественной литературы, беседы, рассматривание альбомов, иллюстрации, картин, рассказы родителей, экскурсии , целевые прогулки, составление детских рассказов по схемам, информация СМИ.

Картины, произведения художественной литературы, альбомы, семейные альбомы, видеоматериалы, плакаты, журналы.

2.Развивать деятельностную, информационную, социальную, здоровье - сберегающую и коммуникативную компетентности детей.

Центр математики.

Взвешивание продуктов питания при помощи различных мерок (весы, мерный стакан, ложка), повторение состава числа, использование приемов сложения и вычитания при размене монет, установление связей между количеством, объемом и массой предметов; работа по ориентировке в пространстве с использованием схем, планов, карты города.

Центр искусства.

Творческие работы детей на тему «Кем я хочу быть», изготовление атрибутов для дидактической игры «Одень куклу» (аппликация, техника оригами), изготовление дорожных знаков для сюжетно – ролевых игр, творческие работы детей из пластилина: барельеф, горельеф; пришивание пуговиц к ткани (аппликация из ткани), проблемные ситуации.

Центр игры:

Строительные игры детей с использованием различных конструкторов, дидактические и развивающие игры, сюжетно – ролевые игры: «Пожарные», «Магазин», «Добрый доктор Айболит», «Водитель - дальнобойщик» , «Зеленый светофор», «Кафе», проблемные ситуации.

Центр экспериментирования:

Опыты на прочность и свойства различных материалов, опыты с тканью, измерение температуры тела, взвешивание продуктов питания, взбивание яиц.

Центр кулинарии:

Замес теста для выпечки блинов и песочного печенья, варка овощей на кухне детского сада для приготовления овощного салата.

Центр движения:

Подвижные игры: «Садовник», «Съедобное - не съедобное», развлечение для детей «Зеленый светофор», спортивные эстафеты (пожарные, перетягивание каната, собери овощи ), русская хороводная игра «Ваня – простота»

Центр истории:

Рассматривание энциклопедий, альбомов, беседы о том, как люди одевались в прошлом, какие были машины, как раньше готовили люди, какие использовали продукты, информация СМИ.

Весы, деньги, калькулятор. линейка, сантиметр, карта, схемы, различные мерки, полоски бумаги, нитки.

Краски, карандаши, фломастеры, кисточки, ватные палочки, мелки, поролон, бумага разного формата, цвета, пуговицы, ткань, иглы швейные.

Разные виды конструктора, схемы, планы, модели, предметы заместители, атрибуты к сюжетно- ролевым играм, алгоритмы приготовления блюд,

Вода, глина, камни, ткань разного вида, поролон, градусник, весы, мука, сахарный песок, молоко, соль, венчик, яйца, мерки…

Продукты питания, кухонные принадлежности.

Спортивное оборудование, машины разных размеров, головные уборы, жилеты, дорожные знаки, музыкальное сопровождение.

Альбомы, плакаты, энциклопедии, фотографии из семейного архива прабабушки, бабушек и дедушек, дидактические игры, наглядные пособия, информация из интернета.

родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Участие в организации предметно – развивающей среды в группе, приобретение продуктов питания, организация экскурсий в пекарню, Пробизнесбанк, завод «Юпитер»; участие в воспитательно – образовательном процессе: проведены беседы, мастер – классы рассказы о своей профессии, участие в празднике.

Семейные альбомы, фотографии, энциклопедии, продукты питания, атрибуты к сюжетно – ролевым играм

Итоговое мероприятие (развлечение)

Тема: «Все работы хороши, выбирай на вкус»

Цель – демонстрация детских знаний и умений, полученных в ходе проектной деятельности.

План

Составление детских рассказов о профессиях родителей своих сверстников с использованием схем, моделей, фотографий, семейных альбомов.

Игры и эстафеты.

Демонстрация детских творческих работ, полученных в ходе самостоятельной художественно-продуктивной деятельности, с использованием произведений художественной литературы (стихи, загадки).

Чаепитие с родителями

Результат в детях:

имеют расширенные знания о профессиях работника МЧС, повара - кондитера, водителя, учителя технологии;

имеют четкие представления о трудовом процессе повара-кондитера;

умеют пользоваться схемами, моделями, планами;

владеют речью, верно обосновывая ценность каждого вида труда;

проявляют устойчивый интерес к труду взрослых;

оказывают посильную помощь взрослым;

умеют организовать самостоятельную деятельность;

повысился уровень развития компетентностей у детей;

проявляют интерес к прошлому, настоящему и будущему;

проявляют уважение к труду взрослых;

применяют полученные знания в игровой деятельности;

проявляют интерес к познанию, экспериментированию, творчеству;

освоили новые способы и приемы действий;

проявляют интерес в познании нового, неизвестного;

сформированы правила безопасного поведения для здорового образа жизни;

создана атмосфера единения взрослых и детей, способствующая раскрытию неожиданных талантов как детей, так и их родителей.

Список используемой литературы:

Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/В.И.Логинова и др., под ред. Т.И.Бабаевой, З.И.Михайловой, Л.М.Гуревич: Изд.з-е, перераб.- Спб: Детство-Пресс, 2004.- 244с.

Лыкова И.А. «Лепим, фантазируем, играем» М., 2000.

Потапова Т.В. «Беседы с дошкольниками о профессиях» М.: ТЦ Сфера,2003.

Горбатенко О.Ф. «Комплексные занятия с детьми старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный мир» Волгоград: Учитель, 2007.

Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. «Аппликация в детском саду» Ярославль, 2002.

Читайте также: