Как честь проявляется в профессии врача

Опубликовано: 02.10.2024

Первостепенная роль долга в профессии врача обусловлена ценностью здоровья и жизни людей. Уже тысячелетия назад требования врачебной морали носили явно выраженный категорический – императивный характер. Поэтому иногда термином медицинская деонтология(где деон означает долг, а сам термин – этическое учение о должном профессиональном поведении врача)обозначают всю медицинскую этику, а иногда и саму профессиональную мораль врача. Тем самым лишний раз подчеркивается значение профессионального врачебного долга, который являет собой пример теснейшего переплетения обязанностей по отношению к больному, коллегам и обществу в целом.

Основным, высшим принципом профессионального долга является принцип гуманизма. Наиболее отчетливо он проявляется, конечно, в обязанностях врача по отношению к больному. Будучи всегда готовым оказать медицинскую помощь, врач обязан быть внимательным и заботливым, индивидуально и вдумчиво подходить к каждому больному, проявлять при этом максимум творческой активности, исходя не только из последних достижений медицинской науки и практики, но и из принципов и норм профессиональной морали.

Прямое нарушение профессионального долга врача – черствое, формальное отношение к больному человеку. Врач всегда должен помнить, что вера больного в успех лечения, доверие его к медицинскому персоналу играют часто не меньшую роль в выздоровлении, чем применение новейших лекарств и оборудования. Пробудить такую веру – профессиональный долг любого врача. Еще академик В.М. Бехтерев неоднократно подчеркивал, что если больному после разговора с врачом не становится легче, это - не врач. Врач призван психотерапевтическими методами – словом ободрения, утешения, успокоения, чутким отношением – тактично и умело мобилизовать физические и душевные силы больного на борьбу с его болезнью.

Правда, у философа Фрэнсиса Бэкона было другое понимание врачебного долга. Он писал: “Я совершенно убежден, что долг врача состоит не только в том, чтобы восстанавливать здоровье, но и в том, чтобы облегчать страдания и мучения, причиняемые болезнями, и это не только, когда такое облегчение боли как опасного симптома болезни может привести к выздоровлению, но даже и в том случае, когда уже нет совершенно никакой надежды на спасение и можно лишь сделать самое смерть более легкой и спокойной …”

В медицинской практике названная дилемма встречается не так уж редко. При этом сложность здесь заключается, во-первых, в необходимости определить, что есть добро в данном, конкретном случае, а что есть зло; во-вторых, выяснить для себя, в чем заключается твой долг как врача и человека; в-третьих, попытаться совместить эти “долги”, в случае их расхождения, руководствуясь не только моральным кодексом, но и собственной совестью. И все это, нередко, - в экстремальных условиях, когда речь идет о жизни и смерти.

Правда, существуют ситуации и иного рода, на первый взгляд далеко не экстремальные, по крайней мере, не сиюминутные, а, напротив, складывающиеся в тиши кабинетов и лабораторий, требующие глубоких, иногда мучительных раздумий и одновременно несущие в себе весь драматизм выполнения профессионального врачебного долга. Речь в данном случае идет о проведении медицинских экспериментов на людях – без них современная медицина не может развиваться.

К сожалению, окончательная проверка новых лечебно-диагностических средств и методов возможна лишь на человеческом организме. История медицины знает множество примеров, когда врачи, мужественно исполняя свой профессиональный долг, проводили эксперименты на себе, часто жертвуя своим здоровьем, а иногда и жизнью во имя спасения людей. Однако такие высоконравственные, героические поступки медиков не могут полностью разрешить проблему апробации новых лекарств, методов диагностики и т. д. без привлечения испытуемых, не являющихся медицинскими работниками. А это, естественно, связано с определенным риском вредных последствий для них.




Вместе с тем требования профессионального долга врача категорически отрицают проведение научно необоснованных экспериментов на живых людях (в том числе над заключенными, безнадежно больными, умственно неполноценными) даже с их согласия. Новые, научно обоснованные, но еще не допущенные ко всеобщему применению методы диагностики, профилактики, лечения и лекарственные средства могут применяться врачом по отношению к больному лишь при соблюдении следующих условий: а) с согласия больного, а в отношении больных, не достигших 16-летнего возраста, и психически больных – с согласия их законных представителей (родителей, опекунов и т.д.); б) только в интересах излечения больного; в) исходя из социально полезных мотивов и целей, т.е. в общественных интересах; г) при соразмерности возможного успеха с риском. Таким образом, только согласие больного или его представителей на апробацию, испытание нового медицинского метода или средства, не связанного с излечением больного, или несущего в себе слишком большой риск, делает эксперимент неправомерным и безнравственным.

Требования профессионального долга врача диктуют свои условия и при проведении трансплантации органов. Прежде всего необходимо добровольное согласие донора при даче им крови, костного мозга и иных трансплантантов, например почки. Кроме того, выдвинуты следующие условия правомерности взятия трансплантантов от живого донора: а) если больному нельзя оказать помощь иными средствами, кроме пересадки органов или тканей; б) если вред, причиняемый при этом донору, меньший, чем предотвращенный вред для больного-реципиента.

Следует напомнить и еще об одной стороне долга. Исходя из принципа “Святости жизни”, а также требования оказания помощи больному независимо от его социального происхождения, долг врача – приходить на помощь прежде всего тем, кто в ней нуждается в первую очередь.

Однако в условиях экономической незащищенности или моральной неустойчивости врача последний может поддаться искушению, поставив на первое место собственный меркантильный интерес или простое желание избежать беспокойства и риска. В этом случае следует говорить о нарушении морально-этического долга со стороны врача. Причем слабость воли и даже последующее раскаяние не служат оправданием содеянного. Независимо от причины такой поступок признается аморальным и считается непростительным для врача.

Древнегреческий поэт Пиндар подробно описывает удивительные способности целителя Асклепия. Вместе с тем он замечает, что “корыстью ослепляется и мудрость”, и рассказывает драматическую историю гибели Асклепия, которого совратило золото, “заблиставшее в руках”, “великая плата” за то, чтобы “он возвратил от смерти уже плененного ею человека”. За это Зевс испепелил его молнией.

Поскольку речь зашла о литературных примерах, целесообразно вспомнить и о врачах, вся жизнь которых была посвящена выполнению долга – как они его понимали.

В трилогии Ю. Германа “Дорогой мой человек”, “Дело, которому ты служишь”, “Я отвечаю за все”, которую, при всей ее наивности и идеализме – в лучшем смысле этого слова, следовало бы прочитать всем молодым (и не очень) врачам, именно нравственные коллизии добра, долга, совести составляют суть жизни замечательного врача и человека доктора Устименко. То же можно сказать о героине “Открытой книги” В. Каверина микробиологе Татьяне Власенковой, а также о многих врачах – реальных действующих лицах отечественной и зарубежной медицины, чья жизнь стала символом единства добра и долга, как, например: А. Швейцер, В.Ф. Войно-Ясенецкий, Н.И. Пирогов, В.В. Вересаев, Н.М. Амосов и многих других. Мы предлагаем читателю самостоятельно проанализировать эти хрестоматийные примеры, а также те ситуации, с которыми вы сталкивались сами в вашей, пусть еще такой короткой, медицинской практике.

Что касается чести и достоинства врача, то они, прежде всего, определяются его следованием общечеловеческим – не медицинским! – моральным ценностям, его порядочностью, культурой и интеллигентностью, и уже потом – тем, насколько он следует нравственным принципам, которые клялся пронести через всю свою жизнь, его профессионализмом и мерой заслуженного им почета и уважения. Вместе с тем поддержание чести и достоинства врача во многом зависит не только от него самого, но и от условий, которые предоставляет ему государство (оснащение современным оборудованием, фармацевтическими средствами, обеспечение рабочего места, повышения квалификации, условий для достойного проживания). Безнравственно, если труд врача не оценивается соответствующим образом, если врач не может выписать журналы, купить книги и т.д.

Кроме экономических факторов, в поддержании и защите чести врача большую роль играют факторы социальные и юридические. Незащищенность врача и его действий законом приводит часто к открытости медиков не только для критики – праведной и неправедной, но и для прямых обвинений чуть ли не в преступлениях. В этих условиях врач должен тратить свое драгоценное время, силы, здоровье, а иногда и жизнь (как рано уносят инфаркты из жизни совсем молодых, талантливых, полных творческих замыслов врачей!) на бесконечные комиссии, отписки, оправдания. И в отсутствие законов, которые должны были бы четко прописать права и обязанности врача в случаях трансплантации, реанимации, эвтаназии, аборта, врачи часто бывают вынуждены отстаивать свою честь старым (и не всегда нравственным) корпоративным способом: объединяясь, защищая “своего”, не отдавая его на “растерзание” “чужим”. Именно таким образом “под крыло” корпоративной защиты нередко попадает не только невиновный, но и действительно виноватый врач, запятнавший честь мундира (точнее – халата). Только потому, что он, врач – “свой”. Такова цена корпоративности.

Руководствуясь высокими нравственными принципами, врач обязан уважительно относиться к достоинству каждого пациента, независимо от его социального положения и личных качеств. Пациент для врача – не средство, а цель. Святость жизни и ценность личности – вот главное, что лежит в основе деятельности каждого медицинского работника.

И, конечно же, ни в коем случае не унижать достоинство пациента, памятуя, что унижая достоинство другого, ты унижаешь собственное человеческое достоинство. Но об уважении человеческого достоинства пациента мы поговорим отдельно, рассматривая этику взаимоотношений в системе “врач-больной”.

Кстати, вы не задумывались о том, почему мы говорим о чести врача, а о достоинстве – не как о врачебном или медицинском, а как о человеческом достоинстве? И в чем заключается специфика профессиональной чести врача? Подумайте и над этим.

2.6. Жизнь как высшая ценность

Тема отношения человека к Жизни и Смерти, безусловно, несет в себе общечеловеческое и общекультурное содержание, а для медика это еще и профессиональная ценность. В этом вопросе интересы медицины тесно переплетаются с интересами философии, юриспруденции, религии, литературы и искусства. И все же для медицины эта проблема имеет особое – реально-практическое – значение, ибо врач в различных ситуациях постоянно сталкивается с ней. Еще в древности была сформулирована высшая этическая норма медицинской профессии: “Non nocere!” – не навреди: не навреди жизни, здоровью, благополучию, спокойствию своего пациента. Уважение к жизни и личности больного стало альфой и омегой врачебной этики – от Гиппократа до наших дней.

Особое место проблема человеческой жизни занимала в русской этической мысли, которую по праву можно назвать этикой жизни.Для нее характерно, прежде всего, осознание самоценности жизни, нравственное освящение жизни как фундаментальной ценности, наполненной духовным смыслом. Этот духовный смысл жизни по-разному трактовался в различных философских концепциях.

В основе этических размышлений таких русских философов, как Н.Ф. Федоров, Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.А. Булгаков, С.Л. Франк и другие, лежали идеи православия. Этические концепции русской религиозной философии поднимали проблемы жизни и смерти, выстраивали гуманистический вектор отношения человека к миру, к жизни, к окружающей природе.

Другое направление русской философской мысли – так называемая живая этика, созданная Н.К. Рерихом и развитая рядом русских представителей буддистской мысли. Согласно ей, наша планета вступила в эпоху Огня, где возрастает роль психических энергий, овладение которыми предполагает нравственное преобразование природы. “Живая этика” – это этика взаимной солидарности, милосердия и справедливости, основанная на религиозных и философских ценностях буддизма. Связывал свою “космическую этику” с буддизмом и К.Э. Циолковский. В ряде работ он развивал философию панпсихизма, которая исходит из идеи одушевленности Вселенной, допущения бессмертия духовных атомов, блуждающих в мире и переселяющихся в разные организмы.

Третье направление в русской этике жизни было гораздо ближе к острым коллизиям повседневной жизни и критическим ситуациям, требующим морального выбора. Это направление можно назвать натуралистическим, поскольку оно ориентируется на естественные науки, прежде всего, на биологию. Представителей этого направления объединяет стремление осмыслить жизнь как природно-исторический феномен и обосновать этику, исходя из идеи борьбы со смертью. Наиболее известным представителем этого направления в начале ХХ в. был русский физик Н.А. Умов. Он обосновывает этику жизни, исходя из антиэнтропийности жизни, разрабатывая в этике новое направление, ориентированное на борьбу с силами хаоса, беспорядка во имя утверждения жизни.

В это же время П.А. Кропоткин разрабатывает этику альтруизма, одухотворенную высшими чувствами и светлыми надеждами, внушаемыми современными знаниями о человеке. Кропоткин считает, что этические нормы укоренены в природном мире, а истоки альтруизма он видит в инстинкте взаимопомощи и общительности, присущих даже животным.

Но все эти этические построения носили в большинстве своем абстрактный, умозрительный характер. Неслучайно В.В. Вересаев писал о медицине: “… как это ни печально, но нужно сознаться, что у нашей науки до сих пор нет этики. Нельзя же разуметь под нею ту специально-корпоративную врачебную этику, которая занимается лишь нормировкою непосредственных отношений врачей к публике и врачей между собою. Необходима этика в широком, философском смысле, и эта этика прежде всего должна охватить во всей полноте вопрос о взаимном отношении между врачебной наукой и живой личностью…”. Причем чрезвычайно важным для этики Вересаев считал установление “тех границ, за которыми интересы отдельного человека могут быть приносимы в жертву интересам науки …”. Он подчеркивал: “… вопрос о правах человека перед посягающею на эти права медицинскою наукою неизбежно становится коренным, центральным вопросом врачебной этики…”.

К сожалению, эпоха советского тоталитаризма, подавлявшего права человека, стремилась разрушить и профессиональную этику врачей. Не допускалось даже обсуждения отдельных проблем медицинской этики. Но и тоталитаризм не смог подавить свободных философско-этических размышлений в работах В.Ф. Войно-Ясенецкого, В.И. Вернадского, Д.П. Филатова, А.А. Любищева. Так, в 1940 г. выдающийся советский биолог Д.П. Филатов начал писать работу “Норма поведения, или мораль с естественноисторической точки зрения”. Для морали будущего, по его мнению, будут характерны антиэгоистические нормы морали и поведения людей. Свою этику Филатов назвал этикой любви к жизни.

Таким образом, важнейшей основой этических размышлений в России являлось стремление осмыслить жизнь во всей целостности ее проявлений. Жизнь была понята как антиэнтропийный процесс, как борьба со смертью и неорганизованностью природы. И этот общий принцип просветлен одним умонастроением, пронизывающим все нравственные поиски русских мыслителей, -любовью к жизни.

Как видим, этика давно ставит вопрос: что есть жизньв нравственном смысле слова?. Ведь нередко человек утрачивает духовную жизнь задолго до физической кончины, превращаясь в “живой труп”. И наоборот, достойное нравственное поведение может быть названо подлинной жизнью.

В философской литературе и публицистике неоднократно обсуждалась проблема, почему в критической ситуации перед лицом смерти человек часто оказывается жалким, ничтожным, готовым на любую подлость для продления своего биологического существования, почему близость смерти может растоптать достоинство человека, не говоря уже о том, что само наличие смерти унижает человека мыслящего в его стремлении к бесконечному совершенствованию. И только у людей с прочным нравственным стержнем пограничная со смертью ситуация оказывается способом не уронить, а поднять свое достоинство, продемонстрировать его неистребимое качество.

Следовательно, можно сделать вывод, что нравственность есть критерий как достойной жизни, так и достойной смерти. В свою очередь, размышления о жизни и смерти стимулируют нравственное сознание личности. Они не лишают ее сил, но предлагают ей глубже взглянуть на собственную судьбу в целостном мироздании, позволяют осознать смысл своего маленького бытия перед лицом вечности.

Первостепенная роль долга в профессии врача обусловлена ценностью здоровья и жизни людей. Уже тысячелетия назад требования врачебной морали носили явно выраженный категорический – императивный характер. Поэтому иногда термином медицинская деонтология(где деон означает долг, а сам термин – этическое учение о должном профессиональном поведении врача)обозначают всю медицинскую этику, а иногда и саму профессиональную мораль врача. Тем самым лишний раз подчеркивается значение профессионального врачебного долга, который являет собой пример теснейшего переплетения обязанностей по отношению к больному, коллегам и обществу в целом.

Основным, высшим принципом профессионального долга является принцип гуманизма. Наиболее отчетливо он проявляется, конечно, в обязанностях врача по отношению к больному. Будучи всегда готовым оказать медицинскую помощь, врач обязан быть внимательным и заботливым, индивидуально и вдумчиво подходить к каждому больному, проявлять при этом максимум творческой активности, исходя не только из последних достижений медицинской науки и практики, но и из принципов и норм профессиональной морали.

Прямое нарушение профессионального долга врача – черствое, формальное отношение к больному человеку. Врач всегда должен помнить, что вера больного в успех лечения, доверие его к медицинскому персоналу играют часто не меньшую роль в выздоровлении, чем применение новейших лекарств и оборудования. Пробудить такую веру – профессиональный долг любого врача. Еще академик В.М. Бехтерев неоднократно подчеркивал, что если больному после разговора с врачом не становится легче, это - не врач. Врач призван психотерапевтическими методами – словом ободрения, утешения, успокоения, чутким отношением – тактично и умело мобилизовать физические и душевные силы больного на борьбу с его болезнью.

Правда, у философа Фрэнсиса Бэкона было другое понимание врачебного долга. Он писал: “Я совершенно убежден, что долг врача состоит не только в том, чтобы восстанавливать здоровье, но и в том, чтобы облегчать страдания и мучения, причиняемые болезнями, и это не только, когда такое облегчение боли как опасного симптома болезни может привести к выздоровлению, но даже и в том случае, когда уже нет совершенно никакой надежды на спасение и можно лишь сделать самое смерть более легкой и спокойной …”

В медицинской практике названная дилемма встречается не так уж редко. При этом сложность здесь заключается, во-первых, в необходимости определить, что есть добро в данном, конкретном случае, а что есть зло; во-вторых, выяснить для себя, в чем заключается твой долг как врача и человека; в-третьих, попытаться совместить эти “долги”, в случае их расхождения, руководствуясь не только моральным кодексом, но и собственной совестью. И все это, нередко, - в экстремальных условиях, когда речь идет о жизни и смерти.

Правда, существуют ситуации и иного рода, на первый взгляд далеко не экстремальные, по крайней мере, не сиюминутные, а, напротив, складывающиеся в тиши кабинетов и лабораторий, требующие глубоких, иногда мучительных раздумий и одновременно несущие в себе весь драматизм выполнения профессионального врачебного долга. Речь в данном случае идет о проведении медицинских экспериментов на людях – без них современная медицина не может развиваться.

К сожалению, окончательная проверка новых лечебно-диагностических средств и методов возможна лишь на человеческом организме. История медицины знает множество примеров, когда врачи, мужественно исполняя свой профессиональный долг, проводили эксперименты на себе, часто жертвуя своим здоровьем, а иногда и жизнью во имя спасения людей. Однако такие высоконравственные, героические поступки медиков не могут полностью разрешить проблему апробации новых лекарств, методов диагностики и т. д. без привлечения испытуемых, не являющихся медицинскими работниками. А это, естественно, связано с определенным риском вредных последствий для них.

Вместе с тем требования профессионального долга врача категорически отрицают проведение научно необоснованных экспериментов на живых людях (в том числе над заключенными, безнадежно больными, умственно неполноценными) даже с их согласия. Новые, научно обоснованные, но еще не допущенные ко всеобщему применению методы диагностики, профилактики, лечения и лекарственные средства могут применяться врачом по отношению к больному лишь при соблюдении следующих условий: а) с согласия больного, а в отношении больных, не достигших 16-летнего возраста, и психически больных – с согласия их законных представителей (родителей, опекунов и т.д.); б) только в интересах излечения больного; в) исходя из социально полезных мотивов и целей, т.е. в общественных интересах; г) при соразмерности возможного успеха с риском. Таким образом, только согласие больного или его представителей на апробацию, испытание нового медицинского метода или средства, не связанного с излечением больного, или несущего в себе слишком большой риск, делает эксперимент неправомерным и безнравственным.

Требования профессионального долга врача диктуют свои условия и при проведении трансплантации органов. Прежде всего необходимо добровольное согласие донора при даче им крови, костного мозга и иных трансплантантов, например почки. Кроме того, выдвинуты следующие условия правомерности взятия трансплантантов от живого донора: а) если больному нельзя оказать помощь иными средствами, кроме пересадки органов или тканей; б) если вред, причиняемый при этом донору, меньший, чем предотвращенный вред для больного-реципиента.

Следует напомнить и еще об одной стороне долга. Исходя из принципа “Святости жизни”, а также требования оказания помощи больному независимо от его социального происхождения, долг врача – приходить на помощь прежде всего тем, кто в ней нуждается в первую очередь.

Однако в условиях экономической незащищенности или моральной неустойчивости врача последний может поддаться искушению, поставив на первое место собственный меркантильный интерес или простое желание избежать беспокойства и риска. В этом случае следует говорить о нарушении морально-этического долга со стороны врача. Причем слабость воли и даже последующее раскаяние не служат оправданием содеянного. Независимо от причины такой поступок признается аморальным и считается непростительным для врача.

Древнегреческий поэт Пиндар подробно описывает удивительные способности целителя Асклепия. Вместе с тем он замечает, что “корыстью ослепляется и мудрость”, и рассказывает драматическую историю гибели Асклепия, которого совратило золото, “заблиставшее в руках”, “великая плата” за то, чтобы “он возвратил от смерти уже плененного ею человека”. За это Зевс испепелил его молнией.

Поскольку речь зашла о литературных примерах, целесообразно вспомнить и о врачах, вся жизнь которых была посвящена выполнению долга – как они его понимали.

В трилогии Ю. Германа “Дорогой мой человек”, “Дело, которому ты служишь”, “Я отвечаю за все”, которую, при всей ее наивности и идеализме – в лучшем смысле этого слова, следовало бы прочитать всем молодым (и не очень) врачам, именно нравственные коллизии добра, долга, совести составляют суть жизни замечательного врача и человека доктора Устименко. То же можно сказать о героине “Открытой книги” В. Каверина микробиологе Татьяне Власенковой, а также о многих врачах – реальных действующих лицах отечественной и зарубежной медицины, чья жизнь стала символом единства добра и долга, как, например: А. Швейцер, В.Ф. Войно-Ясенецкий, Н.И. Пирогов, В.В. Вересаев, Н.М. Амосов и многих других. Мы предлагаем читателю самостоятельно проанализировать эти хрестоматийные примеры, а также те ситуации, с которыми вы сталкивались сами в вашей, пусть еще такой короткой, медицинской практике.

Что касается чести и достоинства врача, то они, прежде всего, определяются его следованием общечеловеческим – не медицинским! – моральным ценностям, его порядочностью, культурой и интеллигентностью, и уже потом – тем, насколько он следует нравственным принципам, которые клялся пронести через всю свою жизнь, его профессионализмом и мерой заслуженного им почета и уважения. Вместе с тем поддержание чести и достоинства врача во многом зависит не только от него самого, но и от условий, которые предоставляет ему государство (оснащение современным оборудованием, фармацевтическими средствами, обеспечение рабочего места, повышения квалификации, условий для достойного проживания). Безнравственно, если труд врача не оценивается соответствующим образом, если врач не может выписать журналы, купить книги и т.д.

Кроме экономических факторов, в поддержании и защите чести врача большую роль играют факторы социальные и юридические. Незащищенность врача и его действий законом приводит часто к открытости медиков не только для критики – праведной и неправедной, но и для прямых обвинений чуть ли не в преступлениях. В этих условиях врач должен тратить свое драгоценное время, силы, здоровье, а иногда и жизнь (как рано уносят инфаркты из жизни совсем молодых, талантливых, полных творческих замыслов врачей!) на бесконечные комиссии, отписки, оправдания. И в отсутствие законов, которые должны были бы четко прописать права и обязанности врача в случаях трансплантации, реанимации, эвтаназии, аборта, врачи часто бывают вынуждены отстаивать свою честь старым (и не всегда нравственным) корпоративным способом: объединяясь, защищая “своего”, не отдавая его на “растерзание” “чужим”. Именно таким образом “под крыло” корпоративной защиты нередко попадает не только невиновный, но и действительно виноватый врач, запятнавший честь мундира (точнее – халата). Только потому, что он, врач – “свой”. Такова цена корпоративности.

Руководствуясь высокими нравственными принципами, врач обязан уважительно относиться к достоинству каждого пациента, независимо от его социального положения и личных качеств. Пациент для врача – не средство, а цель. Святость жизни и ценность личности – вот главное, что лежит в основе деятельности каждого медицинского работника.

И, конечно же, ни в коем случае не унижать достоинство пациента, памятуя, что унижая достоинство другого, ты унижаешь собственное человеческое достоинство. Но об уважении человеческого достоинства пациента мы поговорим отдельно, рассматривая этику взаимоотношений в системе “врач-больной”.

Кстати, вы не задумывались о том, почему мы говорим о чести врача, а о достоинстве – не как о врачебном или медицинском, а как о человеческом достоинстве? И в чем заключается специфика профессиональной чести врача? Подумайте и над этим.

2.6. Жизнь как высшая ценность

Тема отношения человека к Жизни и Смерти, безусловно, несет в себе общечеловеческое и общекультурное содержание, а для медика это еще и профессиональная ценность. В этом вопросе интересы медицины тесно переплетаются с интересами философии, юриспруденции, религии, литературы и искусства. И все же для медицины эта проблема имеет особое – реально-практическое – значение, ибо врач в различных ситуациях постоянно сталкивается с ней. Еще в древности была сформулирована высшая этическая норма медицинской профессии: “Non nocere!” – не навреди: не навреди жизни, здоровью, благополучию, спокойствию своего пациента. Уважение к жизни и личности больного стало альфой и омегой врачебной этики – от Гиппократа до наших дней.

Особое место проблема человеческой жизни занимала в русской этической мысли, которую по праву можно назвать этикой жизни.Для нее характерно, прежде всего, осознание самоценности жизни, нравственное освящение жизни как фундаментальной ценности, наполненной духовным смыслом. Этот духовный смысл жизни по-разному трактовался в различных философских концепциях.

В основе этических размышлений таких русских философов, как Н.Ф. Федоров, Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.А. Булгаков, С.Л. Франк и другие, лежали идеи православия. Этические концепции русской религиозной философии поднимали проблемы жизни и смерти, выстраивали гуманистический вектор отношения человека к миру, к жизни, к окружающей природе.

Другое направление русской философской мысли – так называемая живая этика, созданная Н.К. Рерихом и развитая рядом русских представителей буддистской мысли. Согласно ей, наша планета вступила в эпоху Огня, где возрастает роль психических энергий, овладение которыми предполагает нравственное преобразование природы. “Живая этика” – это этика взаимной солидарности, милосердия и справедливости, основанная на религиозных и философских ценностях буддизма. Связывал свою “космическую этику” с буддизмом и К.Э. Циолковский. В ряде работ он развивал философию панпсихизма, которая исходит из идеи одушевленности Вселенной, допущения бессмертия духовных атомов, блуждающих в мире и переселяющихся в разные организмы.

Третье направление в русской этике жизни было гораздо ближе к острым коллизиям повседневной жизни и критическим ситуациям, требующим морального выбора. Это направление можно назвать натуралистическим, поскольку оно ориентируется на естественные науки, прежде всего, на биологию. Представителей этого направления объединяет стремление осмыслить жизнь как природно-исторический феномен и обосновать этику, исходя из идеи борьбы со смертью. Наиболее известным представителем этого направления в начале ХХ в. был русский физик Н.А. Умов. Он обосновывает этику жизни, исходя из антиэнтропийности жизни, разрабатывая в этике новое направление, ориентированное на борьбу с силами хаоса, беспорядка во имя утверждения жизни.

В это же время П.А. Кропоткин разрабатывает этику альтруизма, одухотворенную высшими чувствами и светлыми надеждами, внушаемыми современными знаниями о человеке. Кропоткин считает, что этические нормы укоренены в природном мире, а истоки альтруизма он видит в инстинкте взаимопомощи и общительности, присущих даже животным.

Но все эти этические построения носили в большинстве своем абстрактный, умозрительный характер. Неслучайно В.В. Вересаев писал о медицине: “… как это ни печально, но нужно сознаться, что у нашей науки до сих пор нет этики. Нельзя же разуметь под нею ту специально-корпоративную врачебную этику, которая занимается лишь нормировкою непосредственных отношений врачей к публике и врачей между собою. Необходима этика в широком, философском смысле, и эта этика прежде всего должна охватить во всей полноте вопрос о взаимном отношении между врачебной наукой и живой личностью…”. Причем чрезвычайно важным для этики Вересаев считал установление “тех границ, за которыми интересы отдельного человека могут быть приносимы в жертву интересам науки …”. Он подчеркивал: “… вопрос о правах человека перед посягающею на эти права медицинскою наукою неизбежно становится коренным, центральным вопросом врачебной этики…”.

К сожалению, эпоха советского тоталитаризма, подавлявшего права человека, стремилась разрушить и профессиональную этику врачей. Не допускалось даже обсуждения отдельных проблем медицинской этики. Но и тоталитаризм не смог подавить свободных философско-этических размышлений в работах В.Ф. Войно-Ясенецкого, В.И. Вернадского, Д.П. Филатова, А.А. Любищева. Так, в 1940 г. выдающийся советский биолог Д.П. Филатов начал писать работу “Норма поведения, или мораль с естественноисторической точки зрения”. Для морали будущего, по его мнению, будут характерны антиэгоистические нормы морали и поведения людей. Свою этику Филатов назвал этикой любви к жизни.

Таким образом, важнейшей основой этических размышлений в России являлось стремление осмыслить жизнь во всей целостности ее проявлений. Жизнь была понята как антиэнтропийный процесс, как борьба со смертью и неорганизованностью природы. И этот общий принцип просветлен одним умонастроением, пронизывающим все нравственные поиски русских мыслителей, -любовью к жизни.

Как видим, этика давно ставит вопрос: что есть жизнь в нравственном смысле слова?. Ведь нередко человек утрачивает духовную жизнь задолго до физической кончины, превращаясь в “живой труп”. И наоборот, достойное нравственное поведение может быть названо подлинной жизнью.

В философской литературе и публицистике неоднократно обсуждалась проблема, почему в критической ситуации перед лицом смерти человек часто оказывается жалким, ничтожным, готовым на любую подлость для продления своего биологического существования, почему близость смерти может растоптать достоинство человека, не говоря уже о том, что само наличие смерти унижает человека мыслящего в его стремлении к бесконечному совершенствованию. И только у людей с прочным нравственным стержнем пограничная со смертью ситуация оказывается способом не уронить, а поднять свое достоинство, продемонстрировать его неистребимое качество.

Следовательно, можно сделать вывод, что нравственность есть критерий как достойной жизни, так и достойной смерти. В свою очередь, размышления о жизни и смерти стимулируют нравственное сознание личности. Они не лишают ее сил, но предлагают ей глубже взглянуть на собственную судьбу в целостном мироздании, позволяют осознать смысл своего маленького бытия перед лицом вечности.


studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.004 с) .

Е.А. Ершова, начальник юридического отдела ГБУЗ «ГП № 3 ДЗМ», г. Москва

Ключевые слова: медицинский работник, честь, достоинство, доброе имя, клевета
Keywords: medical officer, honour, dignity, slander

Медицинский работник, как любой гражданин, имеет право на защиту чести, достоинства, профессиональной репутации и своего доброго имени.

По роду своей профессиональной деятельности врач вынужден много общаться с пациентом. Увы, далеко не всегда это общение проходит в теплой и располагающей обстановке. Часто со стороны пациента наблюдается агрессия, проявление неуважения по отношению к медицинскому персоналу, которые уже принято считать чуть ли не нормой повседневного поведения.

К сожалению, приходится констатировать: многие врачи считают, у них нет прав, а если права и есть, то их невозможно реализовать. Это является классическим примером заблуждения вследствие правовой безграмотности.
В настоящее время медицинский работник не имеет какого-либо специального правового статуса и по сути является лишь субъектом трудового права, но он, так же как и его пациенты, гражданин Российской Федерации. Следовательно, на него распространяется действие Конституции Российской Федерации, статья 21 которой гласит: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления». Под этим следует понимать нематериальные блага (ст. 150 ГК РФ), к которым и относятся честь, достоинство, доброе имя медицинского работника, а также его профессиональная репутация.

Говоря о праве медицинского работника на защиту своей профессиональной репутации и доброго имени, следует отметить несколько важных аспектов.

  • Медицинский работник как гражданин РФ вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство и деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности (ст. 152 ГК РФ). Таким образом, если медицинский работник захочет через суд реализовать свое право на защиту чести и достоинства, ему будет нужно всего лишь как истцу доказать то, что имело место распространение этих сведений. Пациент, совершивший подобное правонарушение, становится ответчиком, и ему, в свою очередь, предстоит доказывать, что распространенные им сведения не являются клеветническими и соответствуют действительности. В случае если этого сделать не удаcтся, пациент будет обязан выполнить по решению суда исковые требования медицинского работника.
  • Если порочащие честь, достоинство и деловую репутацию сведения распростране ны в СМИ, они должны быть опровергнуты в тех же СМИ. Когда в Интернете публикуется очередная новость о «враче-убийце», она довольно быстро по цепочке распространяет ся другими информационными ресурсами. Соответственно, если медицинский работник инициирует процесс о защите чести и достоинства, он вправе требовать от всех СМИ опровержения этих сведений.

Надо сказать, что очень многие интернет-ресурсы не зарегистрированы как СМИ и, соответственно, ими не являются. Но равным образом гражданин, в отношении которого были распространены порочащие сведения на сайте в сети Интернет, вправе обратиться в суд с требованием об обязании владельца сайта или уполномоченного лица, которое ответственно за размещение информации на этом сайте, удалить эти сведения как не соответствующие действительности, что предполагает установления данного обстоятельства непосредственно в ходе рассмотрения искового заявления.

Каждый гражданин и, следовательно, каждый медицинский работник имеет право наряду с опровержением таких сведений требовать возмещения убытков и компенсации морального вреда, причиненных их распространением. Моральный (неимущественный) вред – это причиненные в результате противоправных действий физические и (или) нравственные страдания (ст. 151, 1099–1101 ГК РФ). Он подлежит возмещению в денежной или иной форме в размере, определенном судом.

Ряд вопросов, связанных с правоприменительной практикой по делам о защите чести и достоинства граждан, разъясняет Постановление Пленума Верховного суда РФ от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации юридических лиц». В частности, в нем отмечено, что распространение клеветнических сведений возможно в заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщении в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу.

Что представляет собой заявление, адресованное должностному лицу? Это стандартное обращение пациента, имя которого в простонародье – жалоба. Позиция Пленума Верховного суда РФ однозначна: сведения, порочащие честь и достоинство, которые содержатся в жалобах, при условии, что такая жалоба передается должностному лицу, уже считаются распространенными. Однако существует один нюанс. В пункте 10 рассматриваемого Постановления ВС говорится о том, что, когда гражданин обращается с жалобой (заявлением) к должностным лицам, он реализует свое конституционное право (ст. 33 Конституции РФ) на обращение в правоохранительные органы, государственные органы или органы местного самоуправления. Соответственно, подача такого обращения не может считаться распространением сведений, порочащих честь и достоинство, и рассматривается как информирование о правонарушении.

Рассмотрим основные виды умаления чести и достоинства медицинских работников. Представляется правильным разделить правонарушения подобного рода на три основных категории:
1. Клевета
2. Оскорбление.
3. Иные правонарушения, вплоть до применения физического насилия к медицинских работникам.
Кроме того, стоит отметить, что в адрес медицинских работников неизменно много поступает угроз различного характера.
Согласно ч. 1. ст. 128.1 УК РФ, под клеветой понимается распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.

Существует несколько способов распространения клеветнических сведений.

  • Публикация в СМИ и/или в Интернете. В настоящее время в Сети достаточно много сайтов, форумов защиты прав пациентов (потребителей). Обычно на этих форумах называются полные Ф.И.О. врачей, пишутся названия медицинских учреждений и высказываются отнюдь не лестные отзывы.
  • Распространение клеветнических сведений в публичных выступлениях.
  • Заявления, адресованные должностным лицам.

Для того чтобы реализовать свое право на защиту профессиональной чести и достоинства, медицинскому работнику необходимо сделать следующее.

1. Собрать доказательства распростране ния в отношении него сведений клеветни ческого характера.
В качестве доказательств могут быть представлены статьи из печатных изданий, видеозаписи телевизионных программ, скриншот публикации в Интернете (заверенный нотариусом или его можно открыть на своем компьютере прямо в зале суда), ксерокопия жалобы пациента.

Основное доказательство того, что врач никого «не резал и не убивал», а оказывал помощь по всем правилам и в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи, – медицинская документация. Таким образом, врачу следует более тщательно, аккуратно и понятно вести всю медицинскую документацию. Другое доказательство – свидетельские показания. К сожалению, судьи по-разному оценивают показания свидетелей. Так, в ряде судебных решений отмечается, что показания медицинских работников учреждения, в котором трудится истец, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку не могут носить объективный характер вследствие прямой заинтересованности этих медицинских работников в успешном исходе дела для своего коллеги.

Следует отметить, что документы, подтверждающие квалификацию доктора и стаж работы по специальности, также могут являться доказательством.
В юридической практике был случай, когда доктора прямо в зале суда обвинили в некомпетентности и непрофессионализме. В ответ были предъявлены диплом кандидата наук, диссертация и инициировано встречное дело о защите чести и достоинства. Распространение порочащих сведений в суде также может рассматриваться как умаление чести и достоинства. Также в качестве доказательства может быть использовано мнение других лиц, известных экспертов и специалистов в своей области о том, что данный медицинский работник является профессионалом.

2. Подать соответствующее заявление в правоохранительные органы (прокуратуру).
При обращении в прокуратуру врачу следует верно и правдиво изложить все факты. Правда – главное оружие врача. Необходимо приложить к заявлению доказательства распространения клеветнических сведений и убедиться, что заявление зарегистрировано в установленном законом порядке.

Стоить отметить, что согласно Федеральному закону от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» срок рассмотрения подобного обращения составляет 30 дней.

3. Обратиться с исковым заявлением в суд.
В исковом заявлении необходимо:
- подробно отразить все обстоятельства и факты;
- приложить к исковому заявлению доказательства распространения клеветнических сведений;
- начать сбор доказательств того, что распространенные сведения являются клеветой.

ОСКОРБЛЕНИЕ

В случае оскорбления, то есть унижения чести и достоинства другого лица, выраженного в неприличной форме, алгоритм действий медицинского работника по защите своих прав может выглядеть следующим образом.

1. Позвать в свой кабинет как можно большее число свидетелей: охрану, коллег, обслуживающий персонал, других пациентов. Показания других пациентов особенно важны, поскольку мнение не каждого свидетеля может быть принято судом во внимание. Очень часто судьи говорят, что некоторые свидетели являются заинтересованными лицами. А вот другие пациенты из очереди заинтересованными лицами по определению быть не могут, поэтому их очень важно звать в свой кабинет.

2. Сделать диктофонную запись происходящего (можно на мобильный телефон). Когда в отношении врача совершается правонарушение (например, оскорбление), использование диктофона вполне легитимно. Но пользоваться им надо грамотно.
Следует достать диктофон (мобильный телефон) и, включив его, произнести: «Я, доктор такой-то, веду запись разговора с пациентом Ф.И.О., с целью защиты своих прав и сбора доказательств. И.О., вам слово!»
Далее возможны различные варианты развития событий, но в любом случае такая запись может возыметь действие в суде, потом она может стать вещественным доказательством. Судьи, как правило, удовлетворяют ходатайство о приобщении таких записей к делу.

3. Вызвать правоохранительные органы. Очень часто в судебных заседаниях одним из первых вопросов, который задает судья, становится вопрос об обращении истца в полицию. Если следует отрицательный ответ, то судья, как правило, сразу же теряет интерес к происходящему.

4. После инцидента, когда пациента в кабинете уже нет, необходимо внести запись в медицинскую документацию (прямой источник доказательств в суде!) и информировать о произошедшем своего непосредственного руководителя, желательно в письменной форме.

РЕАБИЛИТАЦИЯ

Уголовно-процессуальным кодексом РФ предусмотрено право на реабилитацию (ст. 133), то есть право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. СМИ, освещающие такой процесс, в течение 30 суток обязаны сделать сообщение о реабилитации (ст. 136).

И в заключение приведу высказывание Б. Франклина, который говорил: «Человек, добивавшийся соблюдения своих законных прав, приносит государству пользу большую, чем человек, покорно лишь исполняющий свои обязанности».

Деятельность врачей предполагает их частое общение с пациентами, но не всегда это общение проходит в спокойной обстановке. Часто пациенты проявляют агрессию, проявляют к медперсоналу неуважение. Многие врачи считают, что бессильны в этой ситуации, и не имеют юридических прав, либо не могут их реализовать. Безусловно, это мнение неверно, реализовать свои права на защиту чести, достоинства и профессиональной репутации могут все медработники, необходимо лишь знать особенности всех правовых механизмов.

Отметим несколько моментов, которые необходимо знать, когда речь идет о защите медработниками своей профессиональной репутации и доброго имени.

1. На любого медработника, как на гражданина РФ распространяется действие ст. 152 ГК РФ, в которой говорится, что гражданин вправе обратиться в суд с опровержением сведений, порочащих его честь, деловую репутацию или достоинство, если распространитель таких сведений не докажет, что они не соответствуют действительности.

Таким образом, медработнику нужно всего лишь доказать в суде, что распространение таких сведений имело место, а пациент, как ответчик, обязан в суде доказать, что эти сведения соответствуют действительности. Если он не сможет доказать это, то исковые требования медработника должны быть судом удовлетворены.

2. Сведения, распространяемые в СМИ, касающиеся чести, достоинства и репутации медработника, должны быть опровергнуты в тех же СМИ.

Так, если в интернете публикуется новость об очередном враче-преступнике, эта информация быстро публикуется в ряде информационных ресурсов, соответственно, медработник имеет право требовать от всех этих ресурсов (в случае, если они зарегистрированы как СМИ), опровержения информации через суд.

3. В соответствии с ч.3 ст. 152 ГК РФ, медицинский работник, права которого нарушены, может самостоятельно обратиться в СМИ с заявлением, и СМИ обязано это заявление опубликовать, если будет достоверно доказано, что сведения, опубликованные ранее, являлись порочащими честь и достоинство медика.

В соответствии с гражданским законодательством, медицинский работник имеет право также, наряду с опровержением порочащих его сведений, потребовать и компенсации морального вреда, который причинен распространением таких сведений.

Под моральным вредом понимается причинение в результате противоправных, незаконных действий физических и нравственных страданий. Возмещается моральный вред в денежной или иной форме, в размерах, которые устанавливает суд.

Распространение клеветнических сведений в заявлениях

Пленум ВС РФ в постановлении № 3 от 24.02.2005 года разъяснил, что распространение клеветнических, недостоверных сведений возможно и в заявлениях, направленных должностным лицам в устной или письменной форме.

Под заявлением понимается обращение пациента, его жалоба.

Вместе с этим, пациент, подавая такую жалобу, реализуется свое конституционное право на обращение в правоохранительные и государственные органы. Соответственно, подача такой жалобы рассматривается как сообщение о правонарушении, но при условии, что подана она в соответствующие органы для дальнейшего разбирательства.

Правонарушения, касающиеся умаления чести и достоинства медработников, можно разделить на три основных группы: клевета, оскорбление, а также иные правонарушения (например, применение физического насилия, поступление угроз различного характера медработнику и т.д.).

Так, клеветой является, в соответствии со ст. 128.1 УК РФ, распространение сведений, заведомо для их распространителя ложных, которые порочат честь и достоинство другого человека, либо подрывающих его профессиональную репутацию.

Клевета несколько лет назад была декриминализована, однако в 2012 году вновь вернулась в УК РФ. Согласно ч. 2 данной статьи, способами распространения клеветнической информации являются:

  • Публикация информации в СМИ и сети Интернет. На различных ресурсах и форумах зачастую публикуется нелестная информация с полными именами врачей и названиями клиник и больниц, в практике уже есть случаи, когда медработники выигрывали суды по распространению таких сведений.
  • Распространение клеветнической информации во время публичных выступлений.
  • Заявления в устной и письменной форме, направленные должностным лицам.

Реализация своего права на защиту состоит из нескольких последовательных этапов.

1. Необходимо собрать доказательства того, что в отношении медработника распространяются сведения клеветнического характера.

Доказательством может быть признана статья из газеты, в которой были опубликованы сведения, видеозаписи телевизионных программ, заверенный нотариусом скриншот публикации в интернете, копия текста жалобы, поданной пациентом.

Каким образом врач должен доказывать, что эти сведения являются порочащими его честь и достоинство?

В первую очередь, информация содержится в медицинских документах, из которых видно, что помощь оказывалась врачом в соответствии с медицинскими стандартами и правилами.

Помогут и показания свидетелей. Однако, на этот счет у судей разные мнения.

Так, некоторые судьи считают, что свидетельские показания медработников-коллег истца не могут быть объективными, т.к. сотрудники медучреждения заинтересованы в успешном исходе дела.

Являются доказательствам и документы, которые подтверждают медицинский стаж врача, его квалификацию.

Существуют и случаи, когда в качестве доказательства в суде приводились мнения других лиц, которые являются известными профессионалами в своей сфере, которые подтверждают профессиональную компетентность истца.

2. Обращение с соответствующим заявлением в прокуратуру.

При составлении обращения в прокуратуру, врач должен последовательно, верно и правдиво изложить все факты произошедшего. К заявлению прикладываются доказательства распространения порочащих честь и достоинство врача сведений.

Далее необходимо убедиться, что заявление надлежащим образом зарегистрировано (получить регистрационный номер заявления).

Необходимо учесть, что в соответствии с законом, данные заявления рассматриваются в течение 30 дней.

3. Обращение в суд с исковым заявлением. В исковом заявлении также подробно и правдиво излагаются все факты, известные медработнику, к нему прикладываются полученные доказательства о распространении клеветнических сведений.

После этого начинается сбор доказательств того, что распространенные сведения являются клеветой.

Оскорбление представляет собой унижение чести и достоинства другого лица, которое выражено в неприличной форме. В данном случае механизм защиты медработником своих прав выглядит следующим образом:

  • Необходимо пригласить в свой кабинет как можно большее число свидетелей: медперсонал, других пациентов, охрану медучреждения. Обратим внимание, что вызов других пациентов особенно важен, ведь они не заинтересованы в исходе дела, поэтому в суде их показания будут важны.
  • При возможности необходимо сделать запись разговора с пациентом с помощью диктофона или других устройств.

Если в отношении врача совершаются противоправные действия, использование аудиозаписывающих устройств, вполне законно.

Совет: включив диктофон, произнесите четко и полностью свое фамилию, имя, отчество, обозначьте, что идет запись разговора с пациентом в целях защиты своих прав и сбора доказательств.

Как правило, судьи удовлетворяют ходатайство истца о приобщении такого вещественного доказательства к материалам рассматриваемого дела.

После произошедшего инцидента необходимо сделать в медицинской документации соответствующую запись и сообщить об обстоятельствах события своему непосредственному руководителю.

Добавить комментарий Отменить ответ

Видеоинтервью
с академиком и главой
ЦНИИОИЗ Стародубовым В.И.

Честь и достоинство — этические категории, определяющие отношение человека, как к самому себе, так и к другому человеку, к обществу в целом. По своему содержанию понятие чести очень близко к понятию «достоинство». Обе эти категории определенным образом регулируют поведение человека и определяют отношение к нему со стороны окружающих, они испытывают на себе влияние других категорий этики, особенно долга и совести.

Человек чести не выставляется впереди других, не обращает на себя внимания окружающих, а наоборот, повинуясь своему внутреннему убеждению, сам берется за выполнение трудной и сложной работы, помогает товарищу, не требуя за это какого-то вознаграждения. Вопросом чести является решение взять на себя ответственность, довести дело до конца и принести посильную пользу обществу.

Белый халат и шапочка как бы символизируют незапятнанность чести медицинских работников. В профессиональном чувстве чести меди­цинских работников заключается гордость за медицинский гуманизм, сознание огромной социальной значимости медицинского труда, вера в силу научного медицинского звания.

Получающий право врачевания, должен работать с такой ответственностью, которой требуют законы и традиции медицины. Несоответствие должному профессиональному уровню недопустимо с точки зрения профессиональной чести.

Профессиональное достоинство врача собирательно характеризует его нравственные качества. Самостоятельность, независимость, свобода нравственных решений — слагаемые личного достоинства человека. Сознание и чувство личного достоинства исключает малодушие, льстивость, самоунижение и неверие в себя.

Сознание профессионального достоинства не вырабатывается у студента-медика сразу, оно является плодом внутрен­ней духовной работы, нравственного самовоспитания.

Если достоинство есть стремление личности не вступать в разлад с собой, то совесть — это стремление личности не вступать в разлад с правдой жизни.

Совесть — этическая категория, выражающая высшую форму способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Совесть — это внутреннее осознание и прочувствование своего профессионального долга, профессиональной ответственности как личного долга и личной ответственности.

Этическая категория совести призвана играть важнейшую роль в решении всех противоречивых проблем, порождаемых медицинской практикой. Делом совести врача является постоянная самооценка своего отношения к медицине — к ее прошлому и будущему, к ее исторической судьбе.

Таким образом, все этические категории связаны между собой, взаимно дополняют друг друга.

4. Основные проблемы медицинской этики Взаимоотношения врача со здоровым и больным и родственниками.

Взаимоотношения врача и пациента — центральная проблема медицинской этики (биоэтики). Основой этих взаимоотношений является преданность врача интересам больного, профессиональная честность, абсолютная вежливость, доброжелательность, внимательность, индивидуальный подход, включая и психологические особенности больного, клиническое и деонтологическое обоснование методов диагностики и лечения, борьба с болью, конфиденциальность (медицинская тайна), профилактика ятрогений.

Классическое понятие ятрогении возникло в 20-х годах 20 века. Под ятрогенией понимают ухудшение болезни или психогенные реакции, вызванные неправильным поведением медицинского персонала. В практике врача причинами таких информационных или психогенных ятрогений могут быть откровенная подробная беседа с пациентом или с родителями в присутствии ребенка, особенно содержащая описание возможных осложнений, неблагоприятного прогноза; неумелая информация о диагнозе и состоянии здоровья; неверно проведенная санитарно-просветительная беседа; выдача на руки пациентам истории болезни и других медицинских документов.

Издавно проблема отношения врача к больному рассматривалась в плане их сотрудничества и взаимопонимания.

Гиппократ отмечал, что «некоторые больные, несмотря на сознание обреченности, выздоравливают только потому, что уверены в мастерстве врача».

Врач и писатель Абу–аль Фарадж, живший в 13 веке, сформулировал следующее обращение к больному: «Нас трое ― ты, болезнь и я; если ты будешь с болезнью вас будет двое, я останусь один ― вы меня одолеете; если ты будешь со мной, нас будет двое, болезнь останется одна ― мы ее одолеем».

Авицена требовал особого подхода к больному: «Тебе должно знать, что каждый отдельный человек обладает особой натурой, присущей ему лично. Редко бывает или совсем невозможно, чтобы кто-нибудь имел одинаковую с ним натуру». Каждое слово произнесенное врачом подразумевает не только культуру речи, но и чувство такта, умение поднять больному настроение, не ранить его неосторожным высказыванием.

Особое значение в медицинской профессии приобретают такие общечеловеческие нормы общения, как умение уважать и внимательно выслушать собеседника, продемонстрировать заинтересованность в содержании беседы и мнении больного, правильное и доступное построение речи. Немаловажен и внешний опрятный вид медицинского персонала.

В древнеиндийской медицине врач говорил своим ученикам-последователям: «Ты теперь оставь свои страсти, гнев, корыстолюбие, безумство, тщеславие, гордость, зависть, грубость, шутовство, фальшивость, леность и всякое порочное поведение. Отныне ты будешь носить твои волосы и твои ногти коротко остриженными, одеваться в красную одежду, вести чистую жизнь».

Врач должен заранее позаботиться о том, чтобы его информация для больного и членов его семьи была ясной, четкой, понятной, не превышала допустимых пределов и оказалась достаточно аргументированной. На родных сильно влияет убежденность врача, его личность и репутация, аргументация тех или иных предложений или действий, культура всей врачебной беседы.

Одним из важнейших принципов отношений между медицинским работником и пациентом является принцип дистрибутивной справедливости. Это означает обязательность предоставления и равнодоступность медицинской помощи. Обычно этот принцип находит отражение в законодательных актах. Каждое сообщество устанавливает правила и порядок предоставления медицинской помощи в соответствии со своими возможностями.

Например, этический кодекс врачей Древней Индии устанавливал для них следующие обязанности: «Днем и ночью, как бы ни был ты занят, ты должен всем сердцем и всей душой стараться облегчить страдания твоих пациентов. Ты не должен покидать или оскорблять твоих пациентов даже ради спасения собственной жизни или сохранения средств к существованию. Ты не должен прелюбодействовать даже в мыслях. Точно так же ты не должен стремиться к обладанию чужим имуществом. ».

Средневековый кодекс китайских врачей, изложенный в книге «Тысяча золотых лекарств», считал обязательным, чтобы врач был справедливым и не алчным. «Он должен испытывать чувство сострадания к больным и торжественно обещать облегчить страдания больных независимо от их состояния. Аристократ или простой человек, бедняк или богач, пожилой или молодой, красивый или уродливый, враг или друг, уроженец этих мест или чужеземец, образованный или необразованный — всех следует лечить одинаково. Он должен относиться к страданиям пациента, как к своим собственным, и стремиться облегчить его страдания, невзирая на собственные неудобства, например ночные вызовы, плохую погоду, голод, усталость. Даже неприятные случаи, например абсцесс, понос, рак следует лечить без всякой неприязни. Тот, кто следует этим правилам, — великий врач, в противном случае — он великий негодяй».

Международный кодекс медицинской этики, утвержденный Всемирной медицинской ассоциацией в 1968 г. определил общие обязанности врача следующим образом: «Врач должен всегда соответствовать высочайшим стандартам профессионального поведения. Врач должен исполнять свои профессиональные обязанности, не думая о выгоде. Следует считать неэтичным: а) любую саморекламу, за исключением разрешенной национальными кодексами медицинской этики; б) сотрудничество в любом медицинском учреждении, где врач не имеет профессиональной независимости; в) получение любых денег сверх профессионального гонорара за услугу, оказанную пациенту, даже с его согласия. Любое действие или совет, которые могли бы ослабить физическую или психическую сопротивляемость человека, могут быть использованы только в его интересах. Врачу рекомендуется относиться с огромной осторожностью к разглашению открытий и новых технологий лечения». Врач должен подтверждать или освидетельствовать только в пользу того, в чем он лично уверен.

По отношению к больному Международный кодекс медицинской этики определяет для врачей следующие обязанности: «Врач всегда должен помнить, что его обязанность — сохранение человеческой жизни. Врач должен проявлять по отношению к своему пациенту полную лояльность и использовать в помощь ему все свои знания. Всякий раз, когда исследование или лечение требуют знаний, превышающих его способности, он должен пригласить других врачей, имеющих соответствующую квалификацию. Долг врача — предоставить срочную помощь, если он не уверен, что другие специалисты хотят или могут ее предоставить. ».

Читайте также: