Для чего знакомить детей с профессиями

Опубликовано: 02.10.2024

В консультации даются советы по ознакомлению дошкольников с разного вида профессиональной деятельностью взрослых.

ВложениеРазмер
kak_znakomit_rebenka_s_professiyami.docx 19.02 КБ

Предварительный просмотр:

Иванникова Татьяна Николаевна,

воспитатель МБДОУ №121 г.Оренбурга

Консультация для родителей

«Как знакомить ребенка с профессиями»

Ознакомление дошкольников с миром профессий – важный этап в процессе профессионального самоопределения личности. Именно в это время происходит активная социализация детей, накапливаются представления о мире профессий. Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.

Каждый день ребенок окружен десятком людей, которые выполняют свои профессиональные обязанности – врачи, продавцы, водители, воспитатели, официанты и знакомясь с той или иной профессиональной деятельностью, малыш открывает для себя много нового, расширяет свой кругозор, входит в социум. Нередко от малыша можно услышать: «Когда вырасту, буду врачом!» или «Хочу, как папа, быть водителем!» Видя заинтересованность сына или дочери какой-либо профессиональной сферой, используйте этот момент для ненавязчивого знакомства малыша с ее особенностями.

Как утверждают специалисты – выбор человеком в пользу той или иной специальности чаще происходит именно в дошкольном возрасте. Поэтому так важно донести до малыша информацию о профессиях интересно, многогранно и без проявления негативного отношения.

Все без исключения родители хотят, чтобы их дети были счастливы, чтобы в жизни им сопутствовал успех, чтобы они самореализовались в какой-то деятельности. То есть получили профессию по душе, ориентируясь на свои стремления и желания. Родителям необходимо заметить к чему тяготеет их ребенок больше всего.

Знакомство с профессиями нужно начинать как можно раньше. Бережное отношение к труду, умение работать в коллективе – это качества, которые необходимо воспитывать в детях. Огромное значение в их воспитании имеет знакомство с трудом взрослого человека.

Вот несколько действенных советов по ознакомлению детей с разного рода профессиональной деятельностью.

Наблюдайте за трудом взрослых во время прогулок. Гуляя с малышом, либо направляясь в детский сад, к врачу, в магазин, по другим маршрутам, обращайте внимание на тех, кто в это время работает – дворник, продавец, водитель, строитель, воспитатель, врач и др. Поговорите с ребенком о том, что делает конкретно каждый из специалистов, и, что к их труду нужно относиться с уважением.

Например, учите ребенка бросать мусор только в урну. Расскажите ему, что рано утром дворники подметают улицы, чтобы город был чистым, и всем было бы приятно гулять в нем. В магазине обратите внимание на то, что товар был привезен на больших машинах рано утром, потом его выгрузили грузчики, а продавцы аккуратно составили все на полках.

Расскажите своему ребенку о своей работе – чем вы занимаетесь, что у вас получается особенно хорошо, чего хотели бы еще достичь. Постарайтесь объяснить суть вашего труда, его важность для других людей. Например, папа вместе с другими строителями, строит дома, чтобы потом там жили люди, или папа – работает пожарным. Пусть расскажет сыну или дочери о том, как получает сообщение о вызове на тушение пожара, за что он отвечает в команде, как он и его коллеги действуют, добравшись до места назначения, какие бывают сложные случаи. Осветите профессии людей, которые трудятся вместе с вами. Рассказывайте с уважением о своих коллегах. Расскажите, что вам нравится приносить пользу людям, что вы с удовольствием ходите на работу. Покажите грамоты и награды, которые вы получили. Не стоит насаждать ребенку свое мнение по поводу привлекательности одной профессии над другой. Это создает пренебрежительное отношение к людям данных профессий. Ведь кому-то, например, и пол мыть нужно, и мусор возить.

Поговорив с малышом о существующих профессиях, предложите нарисовать кого-то из специалистов, например, врача. Во время рисования составьте рассказ о работе доктора, можно прочитать стихотворения о профессиях, еще раз проговорить насколько они все важны.

Так же знакомство детей с профессиями происходит во время игр. Обязательно поиграйте с малышом на тему разных профессий. Дайте возможность побывать ему в качестве повара, врача, полицейского, учителя и т.д. Это лучшая возможность для ребенка познать профессию изнутри, узнать интересные нюансы, попробовать принимать ответственные решения. Вы увидите, как ваш ребенок буквально повзрослеет на глазах. В игре дети знакомятся с различным инструментами и приспособлениями, понимают кто и что делает на работе.

Нарисуйте различные предметы, форму, символику, имеющие отношение к той или иной профессии, предложите малышу угадать, кому именно они принадлежат. Можно в продолжение игры загадать загадки на тему «профессии». Дети с удовольствием участвуют в подобных заданиях. Поиграйте с ребенком в настольно-печатные игры связанные с профессиями. Для более старших детей подойдут карточки, игры в лото, в доктора, в магазин. Помимо всего этого рисуйте или раскрашивайте вместе представителей разных профессий, их инструменты, одежду. Обсуждайте, кто и что делает, выслушивайте мнение ребенка о том, хочет ли он этим заниматься или нет.

Детям о профессиях можно узнать при помощи чтения книг.

Многие детские поэты и писатели излагали описания тех или иных рабочих профессий в своих произведениях: Дж. Родари – «Чем пахнут ремесла?» В. Маяковский – «Кем быть?» А. Барто – «Маляр», «Песня моряков», «Ветеринарный врач». С. Михалков – «Парикмахер», «Дядя Степа». Б. Заходер – «Портниха», «Строители», «Сапожник», «Шофер». С. Чертков – Детям о профессиях: «Пограничник», «Доярка», «Фокусник», «Повар», «Парикмахер», «Столяр», «Ветеринар», «Летчик», «Моряк», «Фермер», «Рыбак», «Пожарный», «Ученый», «Музыкант» и др. Читая произведение и показывая иллюстрацию, можно доступно объяснить ребенку, кто такой пограничник, почтальон или механик.

Изучая вместе с ребенком разные профессии, не забывайте закреплять полученные знания, повторяя информацию в легкой, занимательной форме. И помните, что одна из важных задач – не только формирование понимания у малыша важности каждой профессии, но уважения к труду окружающих людей, которые вкладывают много сил и стараний в свою работу, по-настоящему любят свое дело.


Баранова, Н. А. Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых / Н. А. Баранова, Т. В. Гугуман, В. Ф. Попова, О. Г. Романенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 7 (87). — С. 731-734. — URL: https://moluch.ru/archive/87/16681/ (дата обращения: 25.05.2021).

Начинать знакомить детей с профессиональной деятельностью взрослых необходимо с дошкольного возраста. Это помогает расширить у них представления о мире взрослых, формирует уважение к труду и бережное отношение к вещам. Начиная с детского сада, дети учатся обращаться с простейшими инструментами, изучают свойства различных материалов, приобретают навыки самообслуживания, следят за чистотой и порядком в группе, ухаживают за цветами, помогают накрывать на столы, убирать игрушки. Дома они помогают родителям, выполняя как постоянные, так и временные посильные поручения. Важную роль в трудовом воспитании детей играет семья.

Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду. Одновременно решается задача воздействовать и на поведение детей — вызвать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно. Конечно, подавляющее большинство детей не имеют возможности наблюдать труд своих пап и мам на общественном производстве, но у взрослых и без того немало дел, которые могут и должны происходить на глазах у детей. Видя, как работают старшие, они с радостью займутся с ними уборкой помещения, стиркой, приготовлением обеда, будут копаться в саду, на огороде. Имея перед собой пример своих родителей, дети стремятся быть трудолюбивыми, приносить пользу людям.

А как это сделать? Вот в этом вопросе и заключается задача воспитателя. Воспитатель, учитывая психологические особенности ребенка; используя разные формы и методы, разрабатывает занятия, проводит экскурсии, беседы; подбирает подходящий иллюстрационный материал; знакомит с правилами сюжетно — ролевых игр; использует в своей работе литературный материал; загадки, стихи, пословицы, а также привлекает к этой работе родителей.

В ходе НОД повышаем уровень развития детей, систематизируем и обобщаем знания детей по теме: «Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых», совершенствую умение находить отличительные черты той или иной профессии, упражняю в умении находить предметы труда, который нужен для данной профессии, формируем умение обобщать и выделять главное. Развиваем у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности — речь, память, внимание, воображение, восприятие. Воспитываем уважение к профессиональной деятельности взрослых, прививаю любовь и заботливое отношение к людям труда, вызываю желание помогать, оказывать помощь близким. Проводим НОД в игровой форме.

Большое значение в своей воспитательной работе придаем знакомству с трудом взрослых, с их профессиями через экскурсии и беседы. Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Во время экскурсий в медицинский кабинет, дети узнали, что в нем хранятся — бинты, вата, шприцы, термометр, таблетки, йод. Все лекарства в кабинете хранятся в холодильнике; прививки, уколы тоже делают в медицинском кабинете. А из беседы с медсестрой детского сада дети узнали, чем она занимается: отмечает детей, составляет меню, делает прививки, обрабатывает раны, следит за здоровьем детей, витаминизирует пищу на кухне для детей, приносит вакцины для прививок. Что форма одежды медсестры: белый халат, обязательный головной убор, перчатки, если она делает укол или прививку.

На прачечной дети проявили активность в диалоге, интерес к профессии, узнали: какие машины стирают, отжимают и сушат белье. Где хранится чистое белье. Чем гладят белье, что прачка стирает, гладит, сушит.

Во время общения с людьми разных профессий, дети обратили внимание на их форму, рассуждали. В ходе наблюдения за конкретными трудовыми действиями помощника воспитателя старались раскрыть детям цель и мотив её деятельности, фиксируя внимание на каждом компоненте труда, объясняя необходимость. Например, столы не накрыты — нельзя обедать. О сервировке столов позаботится помощник воспитателя. Таким образом, мотив труда, его значимость раскрывали через осознание детьми их собственных потребностей. Внимание детей направляли на получение результата труда.

Отбор предметов труда осуществляли на глазах детей, предлагая малышам выполнить элементарные трудовые поручения — расставить на столы хлебницы, салфетницы. Это давало нам возможность поставить дошкольников в субъектную позицию, сделать из пассивных наблюдателей активными участниками трудового процесса, помощниками взрослого.

Беседуя с поваром, дети узнали, что:

- повару для работы нужны: нож, кастрюли, сковородки, мясорубка;

- форма одежды повара: белый халат, обязательный головной убор.

В утренние и вечерние часы проводили с детьми индивидуальные и групповые беседы: «Почему болят зубы?», «Мы — помощники в группе», «Как овощи попадают в детский сад?» и др. Дети рассказывали, где работают их родители, какие продукты покупают с мамой в магазине и т. д.

Для усиления эмоционального воздействия на детей использовали детскую художественную литературу, произведения К.Чуковский «Айболит»; А.Барто «Кораблик», «Грузовик»; Б.Заходер «Портниха», «Строители», «Шофер», пословицы и поговорки о труде: «Без труда — не вытащить и рыбку из пруда», «Сделал дело, гуляй смело», «Любишь с горки кататься — люби и саночки возить» и др.

Достижение желаемого результата в работе с детьми, по ознакомлению с трудом взрослых, невозможно без участия родителей. Мы попросили родителей, чтоб они сходили с детьми в парикмахерскую. Из беседы с парикмахером они узнали:

- парикмахеру для работы нужны: ножницы, фен, лак, расческа, краска для волос.

- парикмахер делает стрижки, прически.

Когда у человека красивая прическа, повышается уверенность в себе, настроение хорошее. Приятно смотреть на себя в зеркало, ухоженный внешний вид. Дали задание родителям, чтоб они придумали и обыграли дома игру с предметом — заместителем. Многие родители откликнулись на нашу просьбу. В течение года родители оказывали помощь в приобретении игрушек и развивающих игр, участвовали в изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

Играя в дидактические игры, с детьми закрепляли вид деятельности, орудия труда, специальную одежду; расширили кругозор и активизировали речь, развивали наблюдательность и логические способности. Так, играя в игру «Чьи вещи?» дети определяли вид деятельности по орудиям труда и профессиональным принадлежностям. В игре «Профессии» просили малышей рассказать о конкретном применении данного предмета, например: градусник нужен доктору, чтобы измерить температуру пациента (больного); плита необходима повару, чтобы готовить на ней пищу и т. д. При этом побуждали детей говорить полными предложениями, помогали им дополнительными вопросами, учили правильно строить ответ. Для решения дидактической задачи — знакомство с профессиями взрослых, нами используются такие игры с предметами: «Собери набор парикмахера» (игрушечные ножницы, расчески, фен, лак, бигуди — дети выбирают из множества разнообразных предметов). «Строитель» (из множества предметов дети выбирают те, что можно увидеть на стройке — игрушечные — кирпичик, кран, трактор). Также дети взаимодействуют с куклами, на которых одежды людей разных профессий. Играя с ними, дети анализируют, и делают выводы для чего человеку той или иной профессии нужен данный вид одежды. Например: Зачем строителю каска? Повару фартук и колпак?

При помощи настольно-печатных игр устанавливали связь между предметами. Например, «Что нужно доктору?", «Что нужно парикмахеру?", «Что есть в магазине», и т. д. Дети подбирают картинки с соответствующими предметами. В игре «Отгадай, какую картинку спрятали?" Дети должны запомнить содержание картинок, а затем назвать ту, которую уберут со стола. Данный вид эффективно способствует развитию памяти. Составление разрезных картинок и кубиков. Для решения дидактической задачи — знакомство с профессиями взрослых, данные картинки могут быть на темы разнообразных профессий. Данный вид эффективно способствует развитию у детей логического мышления.

Полученные представления дети отражали в сюжетно — ролевых играх на бытовую тематику: «Семья», «Больница», «Детский сад» и др. Конкретный образ обогащал игру и помогал детям отразить в ней свои представления о конкретном человеке, отношение к нему, вызывал желание подражать ему. Сюжетно — ролевая игра носит самостоятельный творческий характер. Самостоятельность детей проявляется в активном и своеобразном воспроизведении окружающего мира. Это воспроизведение зависит от воображения, условий, знаний и от опыта жизненного и игрового. Самостоятельный характер игры дает внутреннее ощущение свободы. Творчество проявляется в перевоплощении ребенка в образ взрослого человека, роль которого он взял.

Сюжетно-ролевая игра требует предварительной подготовки детей. Ведь ясно, что малыши, не успевшие познакомиться со специальностью, к примеру, милиционера, не смогут разыграть роль милиционера. Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре хоть отдаленное подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.

Этот процесс условно можно представить как комплекс, состоящий из следующих составных компонентов:

- получения сведений о профессиях от родителей;

- воспитателей детского сада;

- от сверстников и детей старшего возраста;

- из своих собственных наблюдений за родителями, родственниками, другими взрослыми;

- приобретение дополнительных навыков, не относящихся непосредственно к теме игры, но которые в ней могут быть использованы (изготовление игрушек, лепка, рисование, умение делать аппликации и т. д.).

Наиболее часто дети ведут игры коллективно, что дает большой эффект, так как сливаются в единое целое творческие усилия ребят, происходит обмен информацией друг с другом. Сюжетными играми в равной мере интересуются и мальчики и девочки.

Во время игры происходит смена ролей, это способствует повышению интереса детей к различным сторонам профессии, в которую идет игра. В необходимых случаях взрослые регулируют смену ролей в игре, не допускают засиживания ребят на одной и той же роли. Периодическая смена состава играющих способствует дальнейшему их взаимовлиянию друг на друга, расширению объема усваиваемой в процессе игры информации.

В целом, игра оказывает свое познавательное и воспитательное влияние на ребенка на всем своем протяжении: от возникновения желания поиграть и до после игрового периода.

Одна из главных функций воспитателя в процессе игры является поддержание определенного «тонуса» игры. Она не должна стать неинтересной. Лучше прекратить игру, чем дать ей продолжится при понижении интереса ребят.

В играх дошкольники проводят почти все свое время. Поэтому-то формирование основных представлений детей об окружающем мире идет в основном в игре. Понимание работы взрослых, формирование самых элементарных представлений об их профессиях, скорее даже зачатков их, возможно только в процессе игры.

Таким образом, формирование представлений детей дошкольного возраста о мире профессий — это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, учитывая при этом возрастные и психолого-физические особенности дошкольников.

1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим/ Н. В. Алешина — М.: «Педагогическое Общество России», 2000.- 128с.

2. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой — М.: Просвещение,1974.-192с.

3. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.

4. Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых/ В. Логинова, Л. Мишарина // Дошкольное воспитание.- 1978.- № 10.- с.56–63.

5. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет / Т.В, Потапова.-М.: ТЦ Сфера, 2008.- 64с.

6. Федоренко В. Формирование представлений о профессиях./ В. Федоренко // Дошкольное воспитание.- 1978.-№ 10.- с. 64–69.

Труд – это средство всестороннего развития личности. При развитии общества труд является не только личным, частным делом, но и становится общим, имеющим своей целью обеспечение активного творческого участия в трудовой деятельности в интересах общества. Трудовая деятельность всегда предполагает целесообразную направленность некоторых усилий на достижение результата. А результат в труде – это обязательный компонент нравственного воспитания.

Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребёнка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.

Дети начинают проявлять интерес к труду взрослых очень рано: копируют их действия, задают вопросы, пытаются понять, как выполняется работа. Для ребёнка цель труда – это познание окружающего мира. Сообщение детям сведений о процессе труда людей, о результатах их деятельности расширяет кругозор, увеличивает объём знаний.

Необходимо поддерживать и развивать этот интерес, организуя наблюдения за каким-либо трудовым процессом, беседы, экскурсии, чтение художественной литературы. На конкретных примерах нужно объяснять необходимость и важность каждой профессии: любой труд почетен; труд людей взаимосвязан. Как много приходится трудиться разным людям, чтобы каждый человек жил в доме, имел одежду, продукты питания, мебель, книги и игрушки, бытовую технику.

В современном мире существует много профессий. Очень важно, чтобы работа была по душе, только тогда можно стать мастером своего дела. Среди тысячи профессий есть такие,без которых обойтись просто невозможно: врач, учитель, строитель, работник сельского хозяйства, шофер… Люди особенно ценят и уважают представителей таких профессий, и поэтому, один день в году считается их праздником. Например, в июне отмечается День медицинского работника, в феврале – День защитника Отечества, в августе – День строителя, в октябре – День учителя и т. д.

Работа в детском саду по ознакомлению детей с трудом взрослых, учитывая его общественную значимость, может быть полезна только при взаимодействии с семьями воспитанников. Необходимо донести до сознания родителей, что знакомство ребенка с их трудом – это большой воспитательный фактор. Малыш, зная, чем заняты его родители на работе (будь то промышленное производство, больница, магазин или офис, проникается к ним особым уважением, возвышается их авторитет в глазах ребенка.

Формы работы по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых:

• Непосредственно образовательная деятельность

• Проектная и исследовательская деятельность

• Наблюдения за трудом взрослых

• Экскурсии, целевые прогулки

• Встречи с людьми разных профессий

• Организация практических трудовых действий

• Совместная трудовая деятельность

• Чтение художественной литературы

1. Воспитание дошкольника в труде / В. Г. Нечаева, Р. С. Буре, Л. В. Загик и др. ; Сост. Р. С. Буре; Под ред. В. Г. Нечаевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. :Просвещение, 1980. – 208с., ил. – (Б-ка воспитателя дет. сада).

2. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду/А. М. Виноградова, Г. Н. Година, С. А. Козлова и др. ; Под. Ред. Р. С. Буре. – М. ; Просвещение, 1987. – 222с. – (Б-ка воспитателя дет. сада).

«Для чего нам ушки?» Занятие в младшей группе по программе «Рифмы юные друзья» (стихотворчество дошкольников) Цель: Активизация стихотворной речи детей. Задачи: дать понятие об органе слуха, его назначении. Акцентировать внимание детей на том, что.

Фотоотчет «Знакомим дошкольников с профессиями»
Фотоотчет «Знакомим дошкольников с профессиями» В нашей подготовительной группе двадцать один ребенок, соответственно родителей сорок два. У родителей разные профессии. Мы решили поближе.

Как знакомить дошкольников с космосом.
Как знакомить дошкольников с космосом. Уважаемые коллеги, друзья и гости предлагаю вашему вниманию методический материал по теме «Космос», который можно использовать в работе.

Консультация для педагогов и родителей «Роза ветров. Что это такое и для чего она служит?»
Консультация для педагогов и родителей «Роза ветров. Что это такое и для чего она служит?» Этот материал будет полезен педагогам и родителям для ознакомления и расширения знаний детей об окружающем мире. Одним из важнейших явлений.

Консультация для родителей дошкольников «Загадки. Для чего они нужны?»
Консультация для родителей дошкольников «Загадки. Для чего они нужны?» Загадки – это настоящие логические задачки, которые ставят вопросы:Что? Откуда?Зачем? Из чего сделано?;и показывают разные грани предмета:.

Консультация для родителей и воспитателей «Для чего нужна гимнастика после дневного сна в детском саду?» Я не боюсь ещё раз повторить: Забота о здоровье - Это важнейший труд воспитателя. Сухомлинский Василий Александрович Формирование у детей.

Консультация для родителей «Нужно ли сегодня чтение? Для чего чтение нужно Вашему ребенку?»
Консультация для родителей «Нужно ли сегодня чтение? Для чего чтение нужно Вашему ребенку?» Люди не могут долго удерживать в голове всё, что нужно знать и помнить. Известно, что в конце первого тысячелетия доходило до такого,.

Нужно ли знакомить детей с праздником Светлой Пасхи? И как познакомить дошкольников с православным праздником?
Нужно ли знакомить детей с праздником Светлой Пасхи? И как познакомить дошкольников с православным праздником? Когда-то давным-давно у нас на Руси традиции и обычаи передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу».

Знакомим дошкольников с профессиями используя трудовое воспитание В дошкольном возрасте основной вид деятельности -это игра. Используя в работе с детьми игру мы не только учим детей но и воспитываем. Знакомство.

Знакомство с профессиями (фоторепортаж)
Знакомство с профессиями (фоторепортаж) Мы с ребятами проходили тему "Профессии".В логопедическом уголке появились фигурки людей разных профессий,загадки,книжка с картинками и.

Евгения Станиславна Скопенко
Знакомство детей с профессиями: почему это важно?

Ребёнок, который с раннего возраста знает, чем занимаются представители тех или иных специальностей, уже в детстве понимает, какой труд ему по душе, а какой - нет.

Благодаря этому, к моменту выбора профессии ему гораздо проще определиться с областью и спецификой будущей деятельности. А ведь осознанно выбрать желаемое из множества вариантов гораздо приятней, чем промучиться с нелюбимой специальностью только потому, что в своё время не узнал, кем ещё можно стать.

Когда начинать знакомство с профессиями

Рассказывать малышу о профессиях можно уже с полутора-двух лет. Стоит начинать с тех, с представителями которых ребёнок сталкивается в повседневной жизни: врач, воспитатель, повар, водитель, продавец.

Когда начинать знакомство с профессиями

Рассказывать малышу о профессиях можно уже с полутора-двух лет. Стоит начинать с тех, с представителями которых ребёнок сталкивается в повседневной жизни: врач, воспитатель, повар, водитель, продавец.

Гуляя с дошкольником, наблюдайте за работой разных людей, рассказывайте, чем они занимаются, как называются их профессии.Расскажите и о своей работе: где и кем вы работаете, кому и для чего нужен ваш труд. К трём-четырём годам малышу стоит знать, кем работают его родители, бабушки и дедушки, а к школе — понимать, что внутри одной профессиисуществуют разные специальности: например, врач может быть и хирургом, и стоматологом, и окулистом.

Как знакомить детей с профессиями?

Формат знакомства зависит от возраста и склонностей ребёнка.

Малышам, например, можно предложить нарисовать специалистов разных профессий.Ребята из старшей и средней группы детского сада в дополнение к рисунку могут составить рассказ: чем занимаются разные специалисты, какие у них рабочие инструменты и т. п. Для детей дошкольного возраста и учеников начальной школы в качестве знакомства подойдут интерактивные проекты - детские города, маленькие жители которых попадают в круговорот "взрослой"рабочей жизни: выбирают и пробуют разные профессии, приобретают новые навыки,принимают решения: кем быть? чем заниматься?

Полицейские, учителя, почтальоны - с представителями этих профессий ребёнок часто сталкивается в повседневной жизни.

Но как познакомить его с более "сложными" специальностями - инженерами, архитекторами, учёными? Один из интересных вариантов - погружение в виртуальную реальность с помощью VR-очков: так ребенок не только познакомится с профессией, но и очутится на рабочем месте специалиста.

Можно сколько угодно рассказывать о профессиях, но пока вы не предложите ребёнку "примерить" на себя тот или иной труд, он не поймёт, нравится ему это занятие или нет. Важно, чтобы в рамках знакомства с профессиями ребёнок самостоятельно выполнял задания, работал над проектами (пусть даже в форме игры) и видел результат своего труда.

О каких профессиях стоит рассказывать?

О самых разных! Когда ребёнок познакомится с базовыми профессиями, можно переходить к более сложным - библиотекарь, художник, швея, парикмахер, строитель. А затем знакомить и с теми,которые на первый взгляд не заметны глазу: автомеханик, технолог, контролёр качества, археолог, химик. Чем больше профессий ребёнок знает, тем шире его выбор. Знакомство с профессиями - это попытка нащупать собственный путь в жизни, отыскать свои интересы.

Профессии будущего:

как подготовиться уже сегодня?

Мир профессий постоянно изменяется, и если раньше дети мечтали получить престижные профессии учителя, врача или космонавта, то сегодня среди востребованных специальностей - программисты, веб-дизайнеры и аналитики больших объёмов данных. С каждым годом выбор профессии становится всё труднее, но одновременно всё интересней.

Новые профессии

Считается, что в ближайшем будущем востребованными профессиональными сферами станут космос и виртуальная реальность. Соответственно, понадобятся специалисты, которые разбираются в робототехнике, биотехнологиях, наноинженерии и анализе данных, работают над искусственным интеллектом и нейронными сетями.

Профессии будущего не ограничатся одним или двумя ключевыми навыками, а потребуют освоения большого числа компетенций.

Гибкие навыки (soft skills)

Гибкие навыки - это "нетехнические" навыки, которые нужны для работы в команде, личной эффективности и профессионального развития. Примеры soft skills - критическое мышление, лидерские качества, тайм-менеджмент, навыки коммуникации (убеждение, проведение презентаций, умение вести переговоры и т. п.). Гибкие навыки полезны в любой профессии не только взрослым, но даже школьникам. Полезно уже с детства прививать их ребёнку наравне с уважением к труду, упорством и аккуратностью.

Фотоотчет «Знакомство с музыкальными профессиями»
Фотоотчет «Знакомство с музыкальными профессиями» При упоминании о знакомстве детей с профессиями сразу представляется набор картинок. Нам захотелось знакомство с профессиями представить.

Конспект занятия по ФЦКМ «Откуда пришел стол? Знакомство с профессиями мебельщиков» в средней группе детей с ОВЗ
Конспект занятия по ФЦКМ «Откуда пришел стол? Знакомство с профессиями мебельщиков» в средней группе детей с ОВЗ Образовательная область: «Познавательное развитие»; формирование целостной картины мира Педагогическая цель: расширять представления детей.

Конспект музыкального занятия «Знакомство с музыкальными профессиями»
Конспект музыкального занятия «Знакомство с музыкальными профессиями» Задачи: 1. Формировать у детей систему опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающую дальнейшее полномасштабное.

Конспект НОД «Знакомство с мужскими профессиями»
Конспект НОД «Знакомство с мужскими профессиями» Цель. Формировать у детей целостные представления о профессиях. Задачи. Расширить представление детей о разнообразии профессий, конкретных.

Консультация для родителей детей с нарушениями зрения «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?»
Консультация для родителей детей с нарушениями зрения «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?» Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать? Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной.

Консультация для родителей «Почему важно отвечать на детские вопросы»
Консультация для родителей «Почему важно отвечать на детские вопросы» Одной из главных особенностей детей дошкольного возраста является любознательность, которая проявляется в вопросах. Именно этот возраст.

Фотоотчет об участии в мероприятии «Лабиринт профессий. Знакомство старшеклассников с профессиями»
Фотоотчет об участии в мероприятии «Лабиринт профессий. Знакомство старшеклассников с профессиями» 23 марта 2018 года в нашем «Культурно-досуговом центре «Колос» в библиотеке прошло мероприятие «Лабиринт профессий», на котором происходило.

Презентация «Знакомство с профессиями». Часть 2
Презентация «Знакомство с профессиями». Часть 2 Знакомимся с профессиями: автослесарь, адвокат, дизайнер, испытатель, композитор, плотник, токарь, шахтёр, электрик, часовщик. В старшем.

Проект «Знакомство с профессиями»
Проект «Знакомство с профессиями» Проект: “Знакомство с профессиями”Авторы проекта: воспитатели Ракитина. И. И., Потанина А. А. Продолжительность проекта: краткосрочный. Тип.

Знакомство с профессиями (фоторепортаж)
Знакомство с профессиями (фоторепортаж) Мы с ребятами проходили тему "Профессии".В логопедическом уголке появились фигурки людей разных профессий,загадки,книжка с картинками и.

Лев Левицкий

Каждому подростку придется выбирать, куда поступать и какую приобретать профессию. Сможет ли он сделать верный выбор, если он не знаком с огромным миром профессий, в котором каждый год появляются новые специальности и направления? В этой статье мы расскажем, как знакомить подростка с профессиями и на что стоит обратить внимание.

знакомить с профессиями

Почему важно знакомить ребёнка с профессиями?

Спросите любого ребенка, кем бы он хотел стать в будущем. Мальчик ответит, что мечтает быть бизнесменом, юристом или айтишником, девочка хочет стать актрисой, певицей или какой-то другой медийной персоной. Дело не в том, что детям действительно нравятся эти профессии — они мало знакомы с другими. С детского сада мало что меняется — даже ученики старшей школы плохо представляют, какие бывают профессии. Узнать, чем на самом деле занимаются взрослые на работе, очень важно: это помогает детям быть более целеустремлёнными, научиться уважать труд и ценить своё время.

Чем больше подросток знает о мире взрослых, тем легче ему анализировать труд, который он выполняет во время учебы. Он сможет оценивать, какие предметы, области, направления ему нравятся. Это поможет выбрать специальность и вуз, опираясь на свои интересы и особенности, а не на мнение других.

Если хотите помочь ребенку определиться с профессий, обратите внимание на программу «Система Выбор» для учеников 7-10 класса! Запишитесь на бесплатную консультацию — она поможет ребенку понять свои интересы и научиться выбирать осознанно.

Когда стоит знакомить ребенка с профессиями?

Для такого знакомства нет понятия «слишком рано», но наиболее продуктивно обсуждение профессий проходит, начиная с подросткового возраста. Для начала с подростком можно поговорить о том, чем занимаются члены его семьи, как проходит их рабочий день, в чем заключаются их обязанности, как выглядит результат их труда.

Еще с ребенком важно говорить о тех профессиях, которые он не может увидеть в реальной жизни: технологи, инженеры, химики. Часто подростки формируют мнение об этих профессиях, опираясь на фильмы, книги и игры, что не всегда близко к реальности. Расскажите, где обычно работают эти люди, какую одежду они должны носить, чем занимаются, какими навыками и знаниями обладают, сколько денег зарабатывают. Обсудите, какую пользу приносят эти профессии, например: «В твоем смартфоне работает процессор, его придумали инженеры, без их труда он бы не появился».

От теории к практике

Как познакомить ребёнка с профессиями, чтобы это было ему интересно? Большинство подростков с удовольствием слушают рассказы о профессиях, проиллюстрированные примерами, но практика всегда лучше теории. Мы предлагаем знакомить ребенка с профессиями так, чтобы он не только воспринял информацию, но и прочувствовал ее на собственном опыте.

Посетите «город профессий»

Если вы живёте в крупном городе, наверняка вы сможете найти такой учебный центр — место, где подростков знакомят с самыми разными профессиями. Ребенок побывает в различных социальных ролях и сможет понять, чем ему интересно заниматься. Еще подросткам можно предложить мастер-класс или интервью с представителем интересной ему профессии. Многие компании, заинтересованные в стажёрах, проводят такие встречи.

Экскурсии на предприятия

Многие заводы и предприятия проводят такие экскурсии. Это не только полезно, но и весело — можно посмотреть, как производится любимое мороженое и попробовать его прямо на заводе. Для подростков будут интересны бизнес-центры и кластеры инновационных технологий, например, «Москва-Сити» и «Сколково».

VR-центры

Очки виртуальной реальности позволят ребёнку попробовать абсолютно любую профессию, от машиниста электропоезда до модельера. Такое мероприятие будет интересно детям любого возраста.

Профессии будущего, на которые стоит обратить внимание

Мы собрали 12 профессий из четырёх сфер, которые будут востребованы, когда ваши дети будут выпускаться из школы. Если вы боитесь перемен на рынке труда, внимательно изучите специальности из этого списка!

Точные науки

  • Инженер-робототехник — специалист, который занимается разработкой роботов, которые помогут человеку в сельском хозяйстве, медицине и других важных отраслях.
  • Специалист по data science — программист, который разрабатывает информационных систем. Уже сейчас эти профессионалы нужны на рынке! В этой статье вы найдете еще несколько профессий в IT, которые будут наиболее перспективными в ближайшие годы.
  • Оператор роботехнических комплексов — сотрудник предприятия, ответственный за правильное функционирование роботов и оборудования в целом

Естественные науки

  • Урбанист-эколог — профессионал, призванный сделать город более комфортным и менее вредным для окружающей среды. Создание «зелёных» зон, разработка систем переработки вторсырья, уменьшение вредных для экологии выбросов — обязанности этого специалиста.
  • Нанотехнолог — профессия находится на стыке естественных и точных наук. Нанотехнологи занимаются разработкой материалов с помощью инновационных технологий.
  • Биофармаколог — специалист, который разрабатывает лекарства с помощью методов генной инженерии. Модернизированные виды полезных бактерий заменят синтетические вещества в лекарстве.

Гуманитарные и социальные науки

  • Компьютерный лингвист обучает машины человеческому языку, создаёт автоматические переводчики. Профессия требует знания лингвистики, филологии и программирования.
  • Разработчик пользовательского интерфейса делает внешний вд сайта удобным для пользователя. Вы видели страшные сайты с кучей разделов и подразделов? Их создали дотошные программисты, который ориентировались на оптимизацию, а не на удобство. Гуманитарий сделает пользовательский интерфейс более комфортным.
  • Менеджер краудинвестиционных платформ — специалист, который оценивает перспективность новых стартапов. Еще он продвигает их на краудфандинговых платформах, уже популярных в мире и набирающих популярность в России.

Хотите помочь подростку выбрать профессию? Запишитесь на программу профориентации «Система Выбор». Она поможет ребёнку открыть интересы и способности, познакомиться с миром профессий через занятия с коучем и интервью со специалистами.

Читайте также: