Для замещения должности гражданской службы представитель нанимателя может заключать с гражданским служащим

Опубликовано: 25.09.2024

Верховный суд РФ выпустил обзор судебной практики по трудовым спорам федеральных и муниципальных чиновников, утвержденный 22 июня президиумом ВС.

Документ подготовлен на основе анализа дел, рассмотренных судами в 2013–2016 годах. Иски чиновников касались признания незаконными прекращения служебного контракта и увольнения со службы по различным основаниям, дисциплинарных взысканий, признания незаконным перевода на другую должность, взыскания компенсации за неиспользованный отпуск, а также признания незаконными решений конкурсных комиссий при замещении вакантных должностей.

Как признает ВС, по отдельным категориям споров судами допускаются ошибки. Для их устранения Верховным суд представил свои правовые позиции по 17 проблемным аспектам этой категории дел.

В частности, ВС отмечает, что срочный служебный контракт о замещении должности государственной гражданской службы, учрежденной для содействия руководителю государственного органа в реализации его полномочий, расторгается по истечении срока его действия, ограниченного сроком полномочий указанного руководителя.

С. обратился в суд с иском к министерству юстиции субъекта РФ о восстановлении на государственной гражданской службе. В обоснование иска С. ссылался на неправомерность расторжения заключенного с ним срочного служебного контракта по истечении срока его действия в период отсутствия С. на службе в связи с временной нетрудоспособностью.

При рассмотрении дела судом установлено, что С. проходил государственную гражданскую службу по должности помощника министра юстиции субъекта РФ. Срок действия служебного контракта, заключенного с истцом, был ограничен сроком полномочий указанного руководителя государственного органа.

В связи с изданием акта об освобождении от должности министра юстиции субъекта РФ с С. расторгнут служебный контракт по пункту 2 части 1 статьи 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» по истечении срока действия срочного служебного контракта.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований С., суд исходил из следующего. В соответствии с частью 3 статьи 25 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено данным федеральным законом и другими федеральными законами.

Пунктом 1 части 4 статьи 25 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» предусмотрено заключение срочного служебного контракта в случае замещения должностей гражданской службы категории «помощники (советники)».

Пунктом 2 части 2 статьи 9 названного закона закреплено, что такие должности учреждаются для содействия лицам, замещающим госдолжности, руководителям госорганов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств госорганов в реализации их полномочий и замещаются на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» одним из общих оснований прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является истечение срока действия срочного служебного контракта.

В соответствии с частью 1 статьи 35 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» срочный служебный контракт расторгается по истечении срока его действия, о чем гражданский служащий должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, если иное не установлено данным федеральным законом.

Срочный служебный контракт о замещении государственной гражданской должности, относящейся к категории «помощники (советники)», учрежденной для содействия лицам или руководителям, указанной в пункте 2 части 2 статьи 9 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», расторгается по истечении срока его действия, ограниченного сроком их полномочий.

Отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, суд правомерно исходил из того, что служебный контракт, заключенный с С. на срок полномочий министра юстиции субъекта РФ, в связи с освобождением последнего от должности подлежит прекращению по пункту 2 части 1 статьи 33 указанного выше федерального закона (истечение срока действия срочного служебного контракта).

Суд пришел к правильному выводу о том, что поскольку расторжение срочного служебного контракта по истечении срока его действия не отнесено к числу оснований расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя, указанных в части 1 статьи 37 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», то положения части 3 названной статьи, в силу которой гражданский служащий не может быть освобожден от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период его пребывания в отпуске и в период его отсутствия на службе в связи с временной нетрудоспособностью (с учетом сроков, указанных в данной норме), не подлежат применению (по материалам судебной практики Верховного суда Республики Татарстан).

2. Поступление на гражданскую службу. Служебный контракт

На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Предельный возраст пребывания на гражданской службе - 65 лет. Замещение должности гражданской службы гражданским служащим по достижении им возраста 65 лет - предельного возраста пребывания на гражданской службе - не допускается.
Поступление гражданина на гражданскую службу или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется, как правило, по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.
Вместе с тем Федеральный закон прямо устанавливает случаи, когда конкурс не проводится:
- при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)";
- при назначении на должности гражданской службы категории "руководители", назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;
- при заключении срочного служебного контракта;
- при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы при переводе, в том числе в связи с организационно-штатными основаниями;
- при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.
Конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому указом Президента Российской Федерации. По решению представителя нанимателя конкурс может не проводиться при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы.
Претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом для поступления на гражданскую службу и ее прохождения. Претендент на замещение должности гражданской службы, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение.
Для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы правовым актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия. В состав конкурсной комиссии входят руководитель государственного органа (лицо, замещающее государственную должность) или уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором проводится конкурс, представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии. При этом состав конкурсной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые конкурсной комиссией решения.
Претендент на замещение должности гражданской службы вправе обжаловать решение конкурсной комиссии.
В акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы и служебном контракте сторонами может быть предусмотрено испытание гражданского служащего в целях проверки его соответствия замещаемой должности гражданской службы. Отсутствие в акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы и служебном контракте условия об испытании означает, что гражданский служащий принят без испытания.
В период испытания на гражданского служащего распространяются положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов о гражданской службе. Срок испытания устанавливается продолжительностью от трех месяцев до одного года. Вместе с тем гражданским служащим, назначенным на должность гражданской службы в порядке перевода из другого государственного органа, может устанавливаться срок испытания продолжительностью от трех до шести месяцев. В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности гражданского служащего и другие периоды, когда он фактически не исполнял должностные обязанности. Если срок испытания истек, а гражданский служащий продолжает замещать должность гражданской службы, то он считается выдержавшим испытание.
До истечения срока испытания гражданский служащий вправе расторгнуть служебный контракт по собственному желанию, предупредив об этом представителя нанимателя в письменной форме не позднее чем за три дня.
По окончании установленного срока испытания при отсутствии у гражданского служащего соответствующего замещаемой должности гражданской службы классного чина проводится квалификационный экзамен, по результатам которого гражданскому служащему присваивается классный чин.
При неудовлетворительном результате испытания представитель нанимателя имеет право:
- предоставить гражданскому служащему ранее замещаемую должность гражданской службы;
- до истечения срока испытания расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого гражданского служащего не выдержавшим испытание.
Решение представителя нанимателя гражданский служащий вправе обжаловать в суд.
Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" прямо определяются случаи, когда испытание не устанавливается:
- для беременных женщин - гражданских служащих;
- для граждан, окончивших обучение в образовательных учреждениях профессионального образования и впервые поступающих на гражданскую службу в соответствии с договором на обучение с обязательством последующего прохождения гражданской службы;
- для граждан и гражданских служащих при замещении должностей гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)", которые замещаются на определенный срок полномочий;
- для государственных служащих, назначенных на должности гражданской службы в порядке перевода в связи с реорганизацией или ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы.
Испытание не устанавливается и в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.
При поступлении на государственную службу с гражданином заключается служебный контракт. Служебный контракт - соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебный контракт заключается на основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы. Служебный контракт вступает в силу со дня его подписания сторонами, если иное не установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или служебным контрактом.
В служебном контракте устанавливаются прежде всего права и обязанности сторон. Так, представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", другими законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии. Гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы и гражданский служащий при заключении служебного контракта о замещении должности гражданской службы обязуются исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа.
Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" определяются содержание и форма служебного контракта. В служебном контракте указываются фамилия, имя, отчество гражданина или гражданского служащего и наименование государственного органа (фамилия, имя, отчество представителя нанимателя). В служебный контракт также включаются вышеуказанные права и обязанности сторон.
Служебный контракт должен иметь ряд существенных условий. Согласно 0 существенными условиями служебного контракта являются:
- наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа;
- дата начала исполнения должностных обязанностей;
- права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент;
- виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;
- права и обязанности представителя нанимателя;
- условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;
- режим служебного времени и времени отдыха (в случае, если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа);
- условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
- виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью.
В служебном контракте могут предусматриваться следующие условия:
- испытание при поступлении на гражданскую службу;
- неразглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, если должностным регламентом предусмотрено использование таких сведений;
- обязанность лица проходить гражданскую службу после окончания обучения в образовательном учреждении профессионального образования не менее установленного договором на обучение срока, если обучение осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета;
- показатели результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и связанные с ними условия оплаты его труда;
- иные условия, не ухудшающие положения гражданского служащего по сравнению с положением, установленным настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами.
Условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.
Служебный контракт не может ухудшать условия прохождения гражданской службы и ущемлять права гражданского служащего, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В служебном контракте также предусматривается ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей и обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Запрещается требовать от гражданского служащего исполнения должностных обязанностей, не установленных служебным контрактом и должностным регламентом.
Служебный контракт заключается в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр служебного контракта передается гражданскому служащему, другой хранится в его личном деле. Примерная форма служебного контракта устанавливается Президентом Российской Федерации.
Срок действия служебного контракта определяется условиями гражданской службы. Так, для замещения должности гражданской службы представитель нанимателя может заключать с гражданским служащим следующие виды контрактов:
- служебный контракт на неопределенный срок;
- срочный служебный контракт (как привило, на срок от одного года до пяти лет, если иной срок не установлен Федеральным законом).
Срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы. В случае заключения срочного служебного контракта в нем указываются срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного служебного контракта в соответствии с Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и другими федеральными законами. Данный контракт заключается в следующих случаях:
- замещения отдельных должностей гражданской службы категории "руководители", а также должностей гражданской службы категории "помощники (советники)";
- замещения должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с действующим законодательством сохраняется должность гражданской службы;
- замещения должности гражданской службы после окончания обучения гражданином, заключившим договор на обучение в образовательном учреждении профессионального образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы;
- замещения должности гражданской службы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, иных представительствах Российской Федерации и представительствах государственных органов, находящихся за пределами территории Российской Федерации;
- замещения должности гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций;
- замещения временной должности гражданской службы или должности гражданской службы на период временного отсутствия гражданского служащего по соглашению сторон служебного контракта;
- замещения должности гражданской службы, по которой установлен особый порядок оплаты труда, а также в ряде иных случаев, предусмотренных действующим законодательством.
С гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы на основании служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, и достигшим возраста 60 лет, указанный служебный контракт перезаключается на срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет. По достижении гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе и по окончании действия срочного служебного контракта по решению представителя нанимателя и с согласия гражданина с ним заключается срочный трудовой договор на замещение должности, не являющейся должностью гражданской службы, с учетом квалификации (профессионального уровня), результатов профессиональной служебной деятельности при прохождении гражданской службы, состояния здоровья и должности гражданской службы, которую замещал указанный гражданин.
Порядок заключения служебного контракта включает в себя следующее. Служебный контракт заключается на основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы. Гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта предъявляет представителю нанимателя:
- заявление с просьбой о поступлении на гражданскую службу и замещении должности гражданской службы;
- собственноручно заполненную и подписанную анкету установленной формы;
- паспорт;
- трудовую книжку, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;
- страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;
- свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации;
- документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
- документ об образовании;
- сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
В отдельных случаях с учетом условий прохождения гражданской службы, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, при заключении служебного контракта может предусматриваться необходимость предъявления иных документов.
При заключении служебного контракта представитель нанимателя обязан ознакомить гражданского служащего со служебным распорядком государственного органа, с иными нормативными актами, имеющими отношение к исполнению гражданским служащим должностных обязанностей. После назначения на должность гражданской службы гражданскому служащему вручается служебное удостоверение установленной формы.
Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусматривается возможность изменения существенных условий служебного контракта по инициативе представителя нанимателя в случае изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности гражданского служащего без изменения должностных обязанностей.
Об изменении существенных условий служебного контракта гражданский служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения. Если гражданский служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же государственном органе или другом государственном органе в связи с изменением существенных условий служебного контракта, представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы. В случае письменного отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта служебный контракт прекращается.

Верховный суд РФ выпустил обзор судебной практики по трудовым спорам федеральных и муниципальных чиновников, утвержденный 22 июня президиумом ВС.

Документ подготовлен на основе анализа дел, рассмотренных судами в 2013–2016 годах. Иски чиновников касались признания незаконными прекращения служебного контракта и увольнения со службы по различным основаниям, дисциплинарных взысканий, признания незаконным перевода на другую должность, взыскания компенсации за неиспользованный отпуск, а также признания незаконными решений конкурсных комиссий при замещении вакантных должностей.

Как признает ВС, по отдельным категориям споров судами допускаются ошибки. Для их устранения Верховным суд представил свои правовые позиции по 17 проблемным аспектам этой категории дел.

В частности, ВС отмечает, что срочный служебный контракт о замещении должности государственной гражданской службы, учрежденной для содействия руководителю государственного органа в реализации его полномочий, расторгается по истечении срока его действия, ограниченного сроком полномочий указанного руководителя.

С. обратился в суд с иском к министерству юстиции субъекта РФ о восстановлении на государственной гражданской службе. В обоснование иска С. ссылался на неправомерность расторжения заключенного с ним срочного служебного контракта по истечении срока его действия в период отсутствия С. на службе в связи с временной нетрудоспособностью.

При рассмотрении дела судом установлено, что С. проходил государственную гражданскую службу по должности помощника министра юстиции субъекта РФ. Срок действия служебного контракта, заключенного с истцом, был ограничен сроком полномочий указанного руководителя государственного органа.

В связи с изданием акта об освобождении от должности министра юстиции субъекта РФ с С. расторгнут служебный контракт по пункту 2 части 1 статьи 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» по истечении срока действия срочного служебного контракта.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований С., суд исходил из следующего. В соответствии с частью 3 статьи 25 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено данным федеральным законом и другими федеральными законами.

Пунктом 1 части 4 статьи 25 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» предусмотрено заключение срочного служебного контракта в случае замещения должностей гражданской службы категории «помощники (советники)».

Пунктом 2 части 2 статьи 9 названного закона закреплено, что такие должности учреждаются для содействия лицам, замещающим госдолжности, руководителям госорганов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств госорганов в реализации их полномочий и замещаются на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» одним из общих оснований прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является истечение срока действия срочного служебного контракта.

В соответствии с частью 1 статьи 35 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» срочный служебный контракт расторгается по истечении срока его действия, о чем гражданский служащий должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, если иное не установлено данным федеральным законом.

Срочный служебный контракт о замещении государственной гражданской должности, относящейся к категории «помощники (советники)», учрежденной для содействия лицам или руководителям, указанной в пункте 2 части 2 статьи 9 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», расторгается по истечении срока его действия, ограниченного сроком их полномочий.

Отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, суд правомерно исходил из того, что служебный контракт, заключенный с С. на срок полномочий министра юстиции субъекта РФ, в связи с освобождением последнего от должности подлежит прекращению по пункту 2 части 1 статьи 33 указанного выше федерального закона (истечение срока действия срочного служебного контракта).

Суд пришел к правильному выводу о том, что поскольку расторжение срочного служебного контракта по истечении срока его действия не отнесено к числу оснований расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя, указанных в части 1 статьи 37 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», то положения части 3 названной статьи, в силу которой гражданский служащий не может быть освобожден от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период его пребывания в отпуске и в период его отсутствия на службе в связи с временной нетрудоспособностью (с учетом сроков, указанных в данной норме), не подлежат применению (по материалам судебной практики Верховного суда Республики Татарстан).

Служебный контракт – соглашение между нанимателем и гражданином, поступающим на гражданскую службу. Документ устанавливает права, обязанности сторон, регулирует отношения, указывает сроки начала, окончания контракта.

Представитель нанимателя в лице военного комиссариата предоставляет гражданину возможность прохождения гражданской службы, обеспечивает в полном объеме денежное содержание, получение государственных социальных гарантий. Гражданин, поступающий на гражданскую службу, обязуется исполнять служебные обязанности в соответствии с должностной инструкцией, распорядком государственного органа.

В содержании служебного контракта указываются права, обязанности сторон, ФИО гражданина, изъявившего желание проходить гражданскую службу, наименование государственного органа, а также ФИО представителя.

  • наименование замещаемой должности;
  • дата начала исполнения обязанностей;
  • должностной регламент;
  • медицинское, социальное, иные виды страхования;
  • права, обязанности нанимателя;
  • компенсации, льготы за работу в тяжелых, вредных условиях;
  • режим работы, отдыха;
  • оплата труда (оклад, надбавки, другие выплаты, регламентированные законом).

Кроме этого в служебном контракте предусматриваются следующие условия:

  • испытательный срок;
  • неразглашение сведений;
  • обязанность проходить гражданскую службу после окончания обучения в профессиональном среднем, высшем учебном заведении;
  • показатели результативности, связанные с ними условия оплаты труда;
  • другие условия, не ухудшающие положение гражданина, подписавшего контракт.

Меняться условия служебного контракта могут по соглашению сторон в письменной форме. Также указывается срок действия договора, основания, послужившие его подписанию.

За неисполнение либо недобросовестное исполнение трудовых обязанностей предусмотрено наказание в соответствии с законодательством РФ. При этом запрещается требовать от контрактника исполнения обязанностей, не прописанных в договоре, не предусмотренных должностным регламентом.

Заключается служебный контракт в двух экземплярах. Один отдается служащему, второй хранится в личном деле. Форма договора определяется и устанавливается Президентом РФ.

Существенные условия контракта

Основными законодательными актами выступает Закон № 79-ФЗ, Указ Президента РФ от 16 февраля 2005 г. № 159 “О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации”.

Договор в обязательном порядке должен содержать следующие разделы:

  1. Общие положения, где указывается, с кем заключается договор, на какую должность.
  2. Права, обязанности сторон.
  3. Условия денежного вознаграждения: размер оклада, надбавки, поощрения, отпускные, материальная помощь.
  4. Служебное время, отдых. Указывается нормальная продолжительность служебного времени, сокращенная, ненормированный служебный день, продолжительность основного отпуска, дополнительного.
  5. Срок действия контракта.
  6. Льготы, основные, дополнительные гарантии.
  7. Испытательный срок.

Изменения существенных условий договора возможны. Служащего об этом уведомляют за 2 месяца до внесения поправок. Оформляются в письменном виде, подписываются сторонами.

С кем заключается служебный контракт

Предельный возраст пребывания на гражданской службе составляет 65 лет. При определенных обстоятельствах для руководящего состава он продлевается до 70 лет. По соглашению сторон служащий имеет право продолжить работу в государственных органах на условиях срочного трудового договора на должности, что не является должностью гражданской службы.

Для заключения служебного контракта нужно предъявить следующие документы:

  1. Заявление;
  2. Анкета установленной формы, заполненная собственноручно;
  3. Паспорт;
  4. Трудовая книжка;
  5. Свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда на работу устраиваются впервые;
  6. Идентификационный код;
  7. Документы воинского учета для лиц, подлежащих призыву на службу, граждан, пребывающих в запасе;
  8. Документы об образовании;
  9. Декларация о доходах, имуществе, обязательствах.

После подписания договора, назначения на должность гражданской службы вручается служебное удостоверение. Подписать контракт могут граждане Российской Федерации, не достигшие предельного возраста, признанные военным комиссариатом годными к прохождению службы.

Как могут быть изменены условия служебного контракта

Инициировать изменения в договоре может наниматель. Уведомить служащего о намерениях изменить существенные условия контракта он должен за 2 месяца в письменной форме.

За это время гражданин, занимающий должность, должен принять решение – согласиться с новыми условиями либо уволиться. В случае письменного отказа контракт прекращается в соответствии действующим законодательством.

Срок действия служебного контракта

Для замещения должности гражданской службы заключается служебный контракт на неопределенный срок либо срочный служебный контракт. В первом случае в документе не указывается срок окончания полномочий, гражданин, подписавший договор, имеет право служить до достижения им граничного возраста.

Срочный служебный контракт подписывается на 1-5 лет, если иной срок не предусмотрен законодательством.

Срочный служебный контракт на государственной гражданской службе

Документ ничем не отличается от предыдущего договора, с той лишь разницей, что указывается срок окончания полномочий. Подписывается в том случае, когда невозможно взять человека на службу на длительное время.

Часто бывают ситуации, когда после окончания одного контракта подписывают другой, но уже на другую должность. Регламентирует отношения между нанимателем, в данном случае государственным органом, служащим.

Документ пришел на смену трудовому договору. Примерная форма утверждается Президентом Российской Федерации.

В каких случаях заключается срочный служебный контракт

Срочный контракт на термин от одного до пяти лет заключается в случаях замещения отдельных должностей государственной гражданской службы по следующим направлениям:

  1. категории “руководители”, “помощники (советники)”;
  2. на период отсутствия государственного гражданского служащего, за которым в соответствии с законом сохраняется должность;
  3. после окончания обучения гражданином, заключившим договор на обучение в образовательном учреждении профессионального образования с обязательством последующего прохождения государственной гражданской службы;
  4. в дипломатических представительствах, консульских учреждениях РФ, находящихся за пределами России;
  5. в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач, функций;
  6. на период временного отсутствия государственного гражданского служащего по соглашению сторон служебного контракта;
  7. замещение должности, по которой ч. 14 ст. 50 Закона № 79-ФЗ установлен особый порядок оплаты труда;
  8. другие случаи, предусмотренные Законом № 79-ФЗ, другими нормативными актами.

С государственным гражданским служащим по достижению им 60-ти лет перезаключается срочный служебный контракт на 5 лет. Граничный возраст в данном случае составляет 70 лет.

Общие основания прекращения служебного контракта

Основаниями для прекращения договора, освобождения служащего от занимаемой должности являются:

  • соглашение сторон;
  • истечение срока действия контракта;
  • инициатива служащего – по собственному желанию;
  • инициатива представителя нанимателя;
  • перевод по просьбе служащего и с его согласия на другое место службы;
  • отказ служащего в связи с изменением существенных условий контракта;
  • отказ от перевода на другую должность в связи с состоянием здоровья либо при отсутствии аналогичной должности на новом месте службы;
  • обстоятельства, не зависящие от воли служащего;
  • нарушение правил служебного контракта, неисполнение обязанностей;
  • смена гражданства;
  • несоблюдение ограничений, обязательств согласно договору;
  • нарушение запретов – появления на службе в состоянии алкогольного, наркотического, иного токсического опьянения подтвержденных медицинской экспертизой;
  • разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей;
  • совершение хищения по месту службы;
  • совершения виновных действий гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему представителя нанимателя;
  • принятие руководителями необоснованных решений, влекущих за собой тяжелые последствия, траты;
  • предоставление ложных сведений.

Прекращение отношений между нанимателем, служащим оформляется в письменной форме актом государственного органа.

К обстоятельствам, не зависящим от воли служащего, относят:

  • Призыв гражданского служащего на военную службу, направление на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу.
  • Восстановление на службе гражданского служащего, ранее замещавшего эту должность по решению суда.
  • Избрание или назначение гражданского служащего на выборную должность в государственный орган, орган местного самоуправления, на оплачиваемую выборную должность в профсоюзе.
  • Наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению отношений, связанных с гражданской службой.
  • В иных случаях, связанных с исполнением государственных обязанностей, установленных федеральным законом.

К случаям, ведущим к прекращению контракта, относят:

  • осуждение к наказанию по приговору суда;
  • признание служащего полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением;
  • признание недееспособным либо ограниченно дееспособным по решению суда;
  • достижение служащим предельного возраста – 65 лет.

При незаконном расторжении контракта по инициативе нанимателя, решение может быть обжаловано в суде. После признания действий неправомерными, наниматель обязан восстановить служащего на прежней должности.

Испытание на гражданской службе

При заключении служебного контракта с гражданином, который устраивается на государственную службу, устанавливается испытательный термин сроком от одного месяца до года. В процессе проверяется соответствие занимаемой должности. Прекратить испытательный срок можно в любое время, если новый сотрудник покажет высокие способности.

Не устанавливается испытательный термин если:

  1. Гражданин, получивший среднее профессиональное, высшее образование, устраивается на работу впервые.
  2. Осуществляется перевод из одной должности на другую, в связи с сокращением, упразднением государственного органа.
  3. Граждане и служащие, которым законодательство гарантирует сохранение рабочего места.

По окончанию испытательного термина служащему присваивается классный чин. В срок не учитывается период временной потери трудоспособности, когда не было возможности фактически выполнять вои обязанности.

При получении неудовлетворительных результатов представитель нанимателя имеет право расторгнуть служебный контракт до истечения установленного испытательного срока. О своем решении наниматель должен в письменной форме уведомить служащего за 3 дня до расторжения договора.

Если срок стек, а служащий продолжает выполнять обязанности, он считается успешно прошедшим испытание.

Решение нанимателя может быть обжаловано в суде. Кроме этого, служащий имеет право сам инициировать расторжение контракта в период испытательного срока. О своем решении уведомляет нанимателя в письменной форме за 3 дня до написания заявления об уходе по собственному желанию.

Как пояснил Верховный Суд, неподписание служащим нового срочного служебного контракта или изменений к имеющемуся контракту означает, что соглашение между ним и представителем нанимателя о новом назначении достигнуто не было

По мнению одного эксперта «АГ», в определении ВС содержится важный вывод о том, что законодательство о государственной службе должно применяться только в совокупности с трудовым законодательством РФ. Другой отметил, что Верховный Суд фактически сделал один общий вывод о том, что должна быть строго соблюдена процедура трудоустройства государственного служащего на соответствующую должность.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда вынесла Определение № 5-КГ20-158-К2 по трудовому спору между Росимуществом и его бывшей сотрудницей о признании незаконными ее перевода на другую должность и последующего увольнения.

Перевод на временную должность закончился увольнением

В августе 2017 г. Наталия Колгатина была принята на госслужбу на должность заместителя начальника отдела развития портальных технологий Управления информационных технологий Росимущества. С ней был заключен служебный контракт на неопределенный срок. Впоследствии женщина обратилась к руководству с заявлением о назначении ее на должность заместителя начальника отдела эксплуатации информационных ресурсов в связи с уходом в декретный отпуск К., замещающей эту должность.

Просьба была исполнена, и 8 октября 2018 г. был издан приказ о переводе Наталии Колгатиной на новую должность. Спустя месяц ведомственная кадровая служба направила женщине уведомление об ознакомлении с приказом о переводе, поскольку та находилась на больничном. Уже на следующий день Наталия Колгатина отозвала свое заявление о замещении желаемой должности, документ поступил в Росимущество 27 ноября 2018 г. В тот же день она письменно обратилась к руководителю ведомства с просьбой признать незаконным ее перевод со старой должности на новую и восстановить ее в должности заместителя начальника отдела развития портальных технологий.

В конце ноября 2018 г. К., находящаяся в отпуске по уходу за ребенком, уведомила руководство об окончании декрета в декабре того же года. В связи с этим работодатель проинформировал Наталию Колгатину о расторжении служебного контракта, заключенного с ней на замещение новой должности, в связи с выходом ее коллеги на работу. В декабре 2018 г. ее уволили с госслужбы в связи с истечением срочного служебного контракта.

Тогда же уволенная сотрудница обратилась в Минэкономразвития и прокуратуру г. Москвы с жалобами на незаконность перевода с постоянной должности на должность, замещаемую другим гражданским служащим, и последующего увольнения с госслужбы.

Нижестоящие суды встали на сторону Росимущества

Далее Наталия Колгатина обратилась в суд с иском к бывшему работодателю о признании незаконными приказов о переводе и об увольнении, требованием восстановить ее на госслужбе и выплатить компенсацию морального вреда в размере 850 тыс. руб. По словам истца, она написала заявление о переводе на новую должность под психологическим давлением и введением в заблуждение относительно предстоящей ведомственной реорганизации. Женщина добавила, что ее не ознакомили с приказом о переводе на другую должность, она не подписывала служебный контракт на замещение новой должности, а после перевода продолжала исполнять прежние обязанности, поэтому перевод на новую должность фактически не случился.

В ходе судебного разбирательства представитель ответчика представил составленный сотрудниками кадровой службы Росимущества акт об отказе Колгатиной от ознакомления с приказом о переводе на новую должность на период отпуска по уходу за ребенком К. и от подписания срочного служебного контракта на замещение этой должности. В решении суда отмечалось, что госслужащая не была ознакомлена с этим актом. Тем не менее суд отказал в удовлетворении иска, признав законными перевод на новую должность и последующее увольнение. При этом суд счел, что Наталия Колгатина собственноручно подала заявление о переводе на новую должность и была ознакомлена с новой должностной инструкцией. Все это, подчеркивалось в судебном решении, свидетельствовало о добровольности действий истца и об отсутствии нарушения ее трудовых прав со стороны Росимущества.

Суд первой инстанции также указал на отсутствие доказательств, достоверно подтверждающих факт оказания на истца давления со стороны представителя нанимателя, а также продолжения выполнения ею прежнего функционала на новой должности. В дальнейшем решение суда устояло в апелляции и кассации. При этом вторая инстанция добавила, что истец письменно согласилась на перевод на иную должность на определенный срок – на время декрета ее коллеги. Как пояснила апелляция, сам отзыв служащей ранее написанного ею заявления не имеет правового значения, так как Законом о госслужбе не предусмотрена такая возможность.

ВС не согласился с выводами нижестоящих судов

Рассмотрев жалобу Наталии Колгатиной, Судебная коллегия по гражданским делам ВС напомнила, что для оформления служебных отношений по прохождению гражданской службы необходимы не только издание соответствующего акта госоргана, но и заключение служебного контракта, который вступает в силу с момента подписания сторонами.

В свою очередь, назначение госслужащего на не обусловленную его служебным контрактом иную (невакантную) должность гражданской службы в том же госоргане на период временного отсутствия замещающего такую должность на постоянной основе сотрудника возможно только по соглашению сторон контракта. Неподписание госслужащим изменений к имеющемуся служебному контракту или срочного служебного контракта о переводе на иную должность означает, что соглашение о таком назначении достигнуто не было. «Иное противоречило бы основным принципам правового регулирования трудовых (служебных) отношений о свободном выборе гражданином труда на основе свободного согласия, о запрещении принудительного труда и дискриминации в сфере труда и о стабильности гражданской службы», – заключил Суд.

Как отметил ВС, суды первой и апелляционной инстанций при разрешении исковых требований Наталии Колгатиной не применили эти нормативные положения, определяющие основания и порядок заключения служебного контракта, его существенные условия и значение служебного контракта при оформлении служебных отношений, а также условия для временного замещения гражданским служащим иной должности гражданской службы. Вследствие этого не были установлены действительные правоотношения сторон и обстоятельства, имеющие значение для дела.

Высшая судебная инстанция перечислила ряд обстоятельств, которые требовалось установить для правильного разрешения дела: был ли соблюден ответчиком порядок назначения истца на новую должность; было ли достигнуто соглашение между Росимуществом и истцом о таком переводе с учетом неподписания последней срочного служебного контракта на невакантную должность, замещаемую К. на постоянной основе; а также факт направления истцом в адрес ведомства письменного заявления об отзыве и признании недействительным ее заявления о переводе на новую должность.

Верховный Суд добавил, что нижестоящие инстанции не дали правовой оценки доводам истца о том, что она не соглашалась с переводом с постоянной должности на временную. Кроме того, они проигнорировали утверждения женщины о том, что она написала заявление о назначении на новую должность принудительно под давлением представителя нанимателя в преддверии организационно-штатных мероприятий по сокращению штата без указания даты подачи этого заявления, и иные ее доводы.

Как пояснил Суд, также несостоятелен вывод апелляции о том, что Законом о госслужбе не предусмотрен отзыв гражданским служащим его согласия на перевод на иную должность. ВС отметил, что данный закон не запрещает отозвать заявление о назначении госслужащего в порядке временного замещения на невакантную должность до подписания сторонами соответствующих изменений в имеющийся служебный контракт или до заключения в установленном порядке срочного служебного контракта об этом. Таким образом, акты нижестоящих судов были отменены, а дело – возвращено на новое рассмотрение в первую инстанцию.

Эксперты «АГ» прокомментировали выводы Суда

Адвокат АП г. Москвы Павел Андреев отметил, при рассмотрении дела в ВС председательствовала лично председатель судебного состава по социальными трудовым спорам гражданской коллегии Верховного Суда Людмила Пчелинцева. В решении, по его словам, подчеркивается важный довод, что законодательство о государственной службе должно применяться только в совокупности трудовым законодательством РФ.

«В данном споре суды нижестоящих инстанций оценивали фактические обстоятельства дела с точки зрения волеизъявления работника путем написания заявления на перевод, а ВС обратил внимание, что пока сторонами не подписано соглашение о переводе на иную должность, такой перевод не считается осуществленным с точки зрения законодательства, как трудового, так и законодательства о государственной службе. Верховный Суд также подчеркнул, что госслужащая фактически не приступала к новым обязанностям, поскольку находилась в состоянии временной нетрудоспособности, что не получило оценку нижестоящих судов. Определение ВС РФ гарантирует каждому государственному служащему право на отзыв поданного заявления о переводе на иную должность, в равной степени как это гарантировано работникам с точки зрения трудового законодательства», – пояснил эксперт.

Он добавил, что судебный акт значим для правоприменительной практики не только тем, что в нем подчеркивается необходимость одновременного применения законодательства о государственной службы и трудового законодательства, но и тем, что в трудовых отношениях и в служебных отношениях госслужбы существенны не только волеизъявление работника и такие локальные акты, как заявления или приказ. «В первую очередь важно само соглашение между работником и работодателем – как о переводе на работу, так и о любых иных существенных условиях правоотношения между ними. Только такое соглашение, подписанное сторонами, влечет для них возникновение нового правоотношения, чего не было сделано работодателем в данном случае, и это уже не может им быть восполнено», – подытожил Павел Андреев.

Партнер Юридической фирмы Law & Commerce Offer Антон Алексеев полагает, что Верховный Суд, по сути, сделал один общий вывод о том, что должна быть строго соблюдена процедура трудоустройства государственного служащего на соответствующую должность. «Значение имело наличие подписанного служащим нового срочного контракта или подписание изменений к действующему контракту, а также факт его ознакомления с приказом о назначении на новую должность. При этом не имело значения наличие заявления о переводе на другую должность самого служащего», – пояснил он.

По мнению юриста, ВС в отсутствие заключенного контракта со служащим на работу по новой должности квалифицировал приказ о его переводе на новую должность как временный перевод служащего на другую должность. «Соответственно, ВС обоснованно применил нормы Трудового кодекса, регулирующие временный перевод работника на другую должность. Следует отметить, что по тексту определения Верховный Суд несколько раз ссылается на принцип стабильности гражданской службы, предполагающий постоянство служебной деятельности для каждого гражданского служащего», – добавил Антон Алексеев.

Читайте также: