Докер это что за профессия

Опубликовано: 02.10.2024

Решил рассказать, кто такой докер, он же портовый грузчик. Понятно, что на дворе, извините, в порту - двадцать первый век, но все равно, без докера в порту никуда.

Ну, а теперь по порядку. Есть версия, что слово "докер" производное от англ. dock (док) + er, по аналогии drive + er, teach + er и т.д. Первоначально - рабочий дока, ну а потом и порта. Остановимся на этой самой распространенной версии.

Докер-механизатор – это человек, который обеспечивает погрузочно-разгрузочные работы в порту, в т.ч. и на грузовых судах. Вообще, это достаточно большой профессионал.

Докер может: швартовать суда, стропить грузы (крепить специальные тросы на грузе), работать на погрузчиках и другой специальной технике различной грузоподъемности. И конечно же, в обязанности докера входит: закреплять, складировать и вручную перекидывать различные грузы – мешки, коробки и прочее. Итак, докер-механизатор - специалист очень широкого профиля.

Я ведь после службы в армии (еще советской), несколько лет работал в порту докером-механизатором. Сначала курсы в учебно-курсовом комбинате морского торгового порта. Там научился азам управления электрическим и дизельным погрузчиком, как правильно укладывать мешки и прочим докерским премудростям.

Потом получил направление в комсомольско-молодежную докерскую бригаду (а там комсомольцев было ровно несколько человек) и меня сразу поставили на вагоны. Это, я вам хочу сказать, тема не из легких. Заместитель бригадира бегает счастливый, что у нас масса вагонов в смену, давай разгружать, это были реальные деньги.

А ты с тоской смотришь на нескончаемую череду вагонов и понимаешь, что тебе и еще нескольким пацанам предстоит все это выгрузить на своих плечах и руках.

Если память мне не изменяет, то в среднем в вагоне было больше тысячи мешков по 25, 30, а то и 50 кг. И это все твое… И таких вагонов за смену достаточно…

Не все так грустно на самом деле. Здоровье после армии присутствовало, и очень быстро учишься различным нюансам, чтобы с минимальными (насколько это возможно) физическими затратами выгрузить нескончаемую череду мешков.

Были и приятные моменты: в ту пору на экспорт шли отборные соленые рыжики, консервированные огурчики, тушенка, сгущенка, и еще много разных вкусностей. И мы после каждой выгрузки устраивали себе небольшой праздник живота.

Здесь хочу пояснить: мы не вскрывали ящики и коробки, просто есть такая хитрость у всех портовых грузчиков мира – коробка или ящик случайно падает, понятное дело, разбивается, ну и вкусные уцелевшие остатки расходятся по бездонным карманам рабочих курток. Был даже процент товара, который списывался на бой тары.

По моим воспоминаниям, самое грустное, когда тебя поднимают в специальной люльке на третий или четвертый ярус контейнеров на пароходе зимой, и ты должен ползать их крепить специальными стальными приспособлениями. Холодно, скользко, честно скажу, не очень уютно, высота-то какая! А ты еще и продуваешься всеми ветрами Балтики.

Но были и варианты «лайт» - когда из чрева судна типа «ро-ро» (ролкер – судно с горизонтальным способом погрузки, предназначено в т.ч. для перевозки колесной техники), вывозишь на погрузчике коробки с фруктами. Например, с апельсинами. Помню, в небольших перерывах мы сами приготовляли себе апельсиновый «фреш», выдавливая сок прямо в каску))

У докеров смекалка всегда была на высоте. И в каких-то нестандартных случаях погрузки-выгрузки довольно быстро находилось единственно правильное решение.

Конечно, сейчас мешковых грузов практически нет, почти все грузы сложены на специальные деревянные поддоны (паллеты) и все это грузится погрузчиками.

Но, тем не менее, физического труда в этой профессии еще достаточно: это и швартовка/отшвартовка судов, когда нужно таскать тяжеленные швартовые концы по причалу, погрузка грузовой оснастки, крепление груза на судне, ролл-трейлерах, в вагонах, зачистка трюмов и вагонов и еще много другого. Да и условия работы не самые комфортные: все время на улице, в любую погоду, или в душном и пыльном трюме судна.

Но и заработок у докеров-механизаторов всегда был неплохой. Плюс доплаты за класс, владение погрузочной техникой, ночные.

А еще есть такие специальности в порту: стивидор, сюрвейер, тальман. О них расскажу в следующих публикациях.


Гру́зчик — это профессия, в которой используется преимущественно только мускульная физическая сила человека для выполнения простых рабочих операций: погрузки, выгрузки, кантования, перекатывания и подъема тяжелых (большой массы или размеров) грузов. В ряде случаев также используются приспособления для облегчения тяжелого физического труда. Название профессии происходит от слова груз (тяжесть). Профессия грузчика чрезвычайно широко распространена по всем странам и континентам, и в мире трудятся десятки миллионов грузчиков.

  • Другие значения слова грузчик: В России широко известно жаргонное выражение «грузчик» применяемое как краткая характеристика к человеку который болтлив или склонен к лжи и обману, «грузить» значит врать, обманывать или просто говорить о чем угодно длительное время.
  • Нынешнее современное документальное трактование слова «грузчик» — «оператор погрузочно-разгрузочных работ» или «инженер (менеджер / специалист) по поднятию и перемещению тяжестей».

Содержание

Рабочие функции грузчиков

Ошибкой было бы считать что грузчику нет необходимости в какой бы то ни было квалификиции, так как в современном мире грузчик обязан быть не только сильным и выносливым, но и обладать водительскими навыками управления погрузочной техникой (автокар, электрокар, механизированный погрузчик), навыками крановщика (тельфер, ручная лебедка, и др). Ложное мнение о низком интеллекте грузчика также ошибочно, поскольку грузчику приходится тщательно рассчитывать не только силу, но и различные способы закрепления грузов и др. Профессиональный грузчик — это специалист, способный быстро оценить наиболее оптимальный алгоритм действий при погрузочно-разгрузочных работах и обеспечить максимальную безопасность выполняемого объема работы.

  • Погрузка и выгрузка тяжелых или крупногабаритных грузов.
  • Доставка, установка, монтаж и демонтаж различного бытового и профессионального оборудования и др.
  • Перемещение различных грузов в труднодоступных местах.

Инструмент, приспособления, и спецодежда используемые грузчиками


В зависимости от программы разгрузочно-погрузочных работ грузчики используют следующие инструменты и оборудование:

    всех типов; : при работе с сыпучими грузами;
  • Тросовые сцепки: при подъемах или перемещении весьма тяжелых грузов (выше уровня силы человека); : в различных случаях (сбор груза и т. п.);
  • Цепи и фалы: для кантования и подъема грузов;
  • Крюки: для захвата грузов;
  • Упаковочные материалы: скотч, бумага и др при упаковке отправляемых грузов; и молотки: как вспомогательное оборудование и инструмент;
  • Лебедки ручные и электрические: подъём и перемещение грузов;
  • Автокары и электрокары (они же автопогрузчики, электропогрузчики);
  • Рукавицы;
  • Крепкие кожаные ботинки и сапоги;
  • Эластичный бинт (укрепление связок);
  • Атлетический пояс (укрепление мышц брюшного пресса);
  • Брезентовый комбинезон;
  • Брезентовая куртка;
  • Ватник (работа в холодное время года);
  • Шапка-ушанка (работа в холодное время года).
  • Шапка-гадонка (для работы в более теплое время года)

Требования к профессии грузчика

Основными требованиями к профессии грузчика являются:

  • Уровень физической силы и состояния здоровья выше средних показателей (спортивная форма).
  • Желателен высокий рост (снижение усилий при работе).
  • Выносливость.
  • Навыки работы с погрузочной техникой.

Применение труда грузчиков

Профессия грузчика широко применяется и востребована с древнейших времен и до наших дней. Распространена во всех без исключения странах на всех континентах.

Объекты, на которых применяется труд грузчиков наиболее широко:

  • Морские и речные порты. и автовокзалы.
  • Крупные магазины. .
  • Заводы и добывающие предприятия. . всех типов.
  • Космодромы и аэропорты.
  • Строительные компании. . .

Профессиональные заболевания и травмы

Профессия грузчика сопряжена с постоянной мышечной работой. Кроме того в работе грузчиков часты тяжелые психологические нагрузки, всевозможные травмы. Необходимое регулярное питание, ежегодный отпуск, и медицинский контроль в значительной степени позволяют поддержать и сохранить здоровье грузчиков. Основные риски для здоровья:

  • Простуды и обморожения.
  • Болезни суставов.
  • Растяжения мышц и сухожилий.
  • Снижение остроты зрения в следствие нагрузок.
  • Травмы кожи. (как правило в поздней стадии трудового стажа).
  • Снижение полового влечения.
  • Остеохондрозы, радикулиты, грыжи межпозвоночных дисков, компрессионные переломы позвоночника

Профессия грузчика в кинематографе, литературе и жизни известных политиков

Профессия грузчика отражена в ряде кинофильмов советского кино, литературных произведениях и песнях и стихотворениях. Одесские грузчики, например, были широко известны в России тем, что были объединены в профессиональный союз и отстаивали свои интересы. Кроме того, из рядов грузчиков вышло немало революционеров, спортсменов и политиков. Например президент Чехословакии В. Гавел до начала своей политической карьеры много работал именно грузчиком[1], грузчиком работал и президент Кыргызстана К.Бакиев[2] и многие другие известные в мире люди.

Профессиональная нормативная лексика

  • Ви́ра — поднимай!
  • Ма́йна — опускай!
  • Харэ́ — хватит!
  • Епт́ — что произошло?

Литература

  • М. Фрейдкин. «Из воспоминаний еврея-грузчика»[3]
  • Интеллигентные грузчики[4]

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Докер" в других словарях:

докер — портовый рабочий, береговой рабочий, грузчик Словарь русских синонимов. докер см. грузчик Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

ДОКЕР — (англ. docker) портовый грузчик, рабочий в порту … Большой Энциклопедический словарь

ДОКЕР — ДОКЕР, докера, муж. (англ. docker). Рабочий на доках и судостроительных верфях. Забастовка английских докеров. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ДОКЕР — ДОКЕР, а, муж. Портовый рабочий. | прил. докерский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ДОКЕР — «ДОКЕР», СССР, ЛЕНФИЛЬМ, 1973, ч/б, 74 мин. Киноповесть. По одноименному роману Г. Холопова. Герою фильма семнадцать. Он, как и большинствоего сверстников, мечтает о подвиге и славе. Первые трудностии помощь тех, кого он узнал и полюбил на первой … Энциклопедия кино

докер — докер, мн. докеры, род. докеров (неправильно докера, докеров) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

ДОКЕР — а; м. [англ. docker] Портовый грузчик, рабочий в доках, на верфях. ◁ Докерский, ая, ое. * * * ДОКЕР ДОКЕР (англ. docker), портовый грузчик, рабочий в порту … Энциклопедический словарь

Докер — м. Рабочий дока [док I 1.]; портовый грузчик. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

докер — докер, докеры, докера, докеров, докеру, докерам, докера, докеров, докером, докерами, докере, докерах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

Докер – давно уже не портовый грузчик, таскающий тюки на собственном горбу, а универсальный работник, управляющий несколькими видами техники. Чтобы стать докером, нужно не менее пяти лет. За это время работник осваивает профессии стропальщика, сигнальщика, водителя перегрузочной техники в порту и крановщика. Однако скоро профессия докера может исчезнуть.

И дело тут вовсе не в автоматизации. Квалифицированных докеров вытесняют не роботы, а низкооплачиваемые сотрудники кадровых агентств. Парадоксальным образом на фоне обновления портовой инфраструктуры снижается качество труда.

Тяжелый квалифицированный труд

– Мешковых грузов сегодня практически нет. Но тяжести поднимать все равно приходится. Поясничная радикулопатия – распространенное заболевание среди докеров. Еще одна проблема – работа в нездоровой среде, например, в трюме, ниже уровня воды. Летом в порту Туапсе на разгрузке сахара температура в рабочей зоне доходит до +70-ти. У докеров нет постоянных рабочих мест. Сегодня ты стропишь, завтра сигналишь, послезавтра управляешь краном или погрузчиком. У каждой из работ – своя вредность. Качка, вибрация, температура, освещенность, пыль – все это отражается на здоровье, – говорит председатель Российского профсоюза докеров (РПД) Василий Козаренко.

В 2013 году на смену процедуре аттестации рабочих мест пришла специальная оценка условий труда (СОУТ). Суть осталась прежней: выявление вредных факторов, присвоение рабочему месту одного из классов вредности, от которого зависит объем компенсации. Однако критерии оценки изменились и, по мнению Козаренко, не в интересах работника. Раньше докеры пользовались такими льготами, как доплаты, дополнительный отпуск не менее семи дней и сокращенное рабочее время. По итогам СОУТ класс вредности работ во многих портах был снижен. Докеры лишились части гарантий.

Обновляется все, кроме зарплаты

Модернизация портовой инфраструктуры идет ускоренными темпами. Это связано с тем, что с введением санкций в российские порты хлынул поток грузов, раньше шедший через порты Украины и Прибалтики. Так, за 2013–2016 годы транзит российских грузов – в основном, сырья – через порты стран Балтии упал на 35%. Это заставило порты закупать современную технику, на чем до 2014 года часто экономили. По словам Василия Козаренко, сегодня российские порты, особенно новые, оборудованы не хуже, чем за границей.

– На модернизации «буржуй» не экономит. Но когда речь заходит об индексации зарплаты, докерам говорят о низкой производительности их труда. На самом деле это миф. Недавно мы сравнили, сколько контейнеров в час разгружают в Прибалтике, Финляндии, Польше, Бельгии и у нас. Оказалось, что везде этот показатель примерно одинаков – 23–25.

По словам профсоюзного лидера, модернизация портов не приводит ни к кардинальному улучшению условий труда, ни к росту заработной платы. Если финский докер получает от 3,5 тысячи евро в месяц (238 тысяч рублей), а его прибалтийский коллега – в районе тысячи евро (68 тысяч рублей), то оплата труда докеров в России сильно варьируется от порта к порту.

– В морском порту Санкт-Петербург докеры получают порядка 80 тысяч рублей. В Туапсе – 60–70 тысяч «грязными». В Новороссийске – 50, а в Ейске – 30 тысяч. При этом портовые сборы везде одинаковы. Многие российские порты расположены в районах Крайнего Севера, где работникам полагаются «северные» надбавки. Например, в Архангельске районный коэффициент составляет 1,7, а в порту Ванино на Колыме – 2,1. То есть при окладе 20 тысяч рублей работник должен получать 41 тысячу. Но реально самые высокие зарплаты – в Санкт-Петербурге. Фактически зарплата докера зависит не от того, где находится порт, а от того, как работодатель договорился с работниками, то есть с профсоюзом.

Тарифы растут, а зарплаты – нет

Последние годы активно обсуждается вопрос о возможном переводе портовых тарифов в рубли – еще с 2015 года этого требует Федеральная антимонопольная служба. В марте 2017 года ФАС обвинила компании, входящие в группу Global Ports, в монопольном завышении цен на перевалку контейнеров в Большом порту Санкт-Петербург. В удешевлении портовых услуг заинтересованы экспортеры, прежде всего, нефтегазовые компании, представителем интересов которых называют вице-премьера Аркадия Дворковича. Минтранс и стивидоры заявляют, что тарифы в долларах им необходимы, чтобы закупать новое портовое оборудование за рубежом.

– Тут все зависит от курса, – говорит Василий Козаренко. – Если перевести в тарифы в рубли, а рубль будет обесцениваться, компании окажутся в худшей ситуации, чем сейчас. Насколько мы знаем из общения с работодателями, они считают, что перевод тарифов в рубли им невыгоден. Мы поддержали бы их, если бы были заинтересованы. Но увеличение доходов собственников портов в результате падения курса рубля никак не отразилось на зарплатах докеров.

Между модернизацией и деградацией

Большинство российских портов сегодня – частные предприятия, хотя, как показывает исследование, установить реальных владельцев портовых территорий и терминалов непросто. Среди крупнейших негосударственных игроков портового бизнеса – Global Ports, UCL Holding Владимира Лисина, «Сумма Групп» Зиявудина Магомедова. По словам Василия Козаренко, уровень социальной защищенности рабочих зависит от позиции собственника. Где-то основного работника – докера – стараются не обижать, а где-то, как, например, в порту Владивостока, работодатели ведут с профсоюзами борьбу на уничтожение. Например, во Владивостокском морском торговом порту, принадлежащем «Сумма Групп», работодатель разорвал отношения с РПД и вдвое урезал зарплаты докерам – членам профсоюза по сравнению с их коллегами, лишив их доплат и премий. Причиной конфликта стало несогласие профкома с сокращением 59-ти штатных докеров и введением новой должности – «портовый рабочий».

Хотя портовые рабочие фактически выполняют те же функции, что и докеры, смена названия отражает падение профессиональных стандартов, уверен председатель профсоюза. По мнению Василия Козаренко, некоторые работодатели намеренно сокращают штатных работников, защищенных Трудовым кодексом и коллективными договорами, заменяя их сотрудниками кадровых агентств.

Применение заемного труда, известного также как аутстаффинг, аутсорсинг и лизинг персонала, ограничено с 1 января 2016 года, когда вступил в действие соответствующий закон. Однако многие компании сумели его обойти.

– В небольших компаниях, арендующих причалы в портах, работают почти сплошь «заемники». Особенно это касается менее квалифицированных специальностей: стропальщиков и сигнальщиков, которых направляют на штатные места докеров-механизаторов для выполнения погрузочно-разгрузочных работ. В кадровые агентства идет или неопытная молодежь, или докеры, уволенные за нарушения трудовой дисциплины. Работодатель заключает с агентством гражданский договор об оказании услуг. Агентство присылает своих сотрудников, получающих зарплату в два раза ниже, чем у «штатников» и не имеющих права на доплаты. Такие работники портят груз и технику, выходят на работу в домашней одежде, чуть ли не в тапочках, так как агентство не обеспечивает их безопасность. Естественно, они получают травмы. Пострадавшего выводят за ворота и вызывают скорую, а травму оформляют как бытовую. Поэтому статистики несчастных случаев среди них просто не существует, – рассказывает профсоюзный лидер.

– Профессии «портовый рабочий» нет в ЕТКС (Едином тарифно-квалификационном справочнике – прим. ред.). Работодатели, придумавшие эту должность, формально вменяют в обязанность таким работникам хозяйственные работы, подготовку такелажа и крепления груза, а фактически требуют выполнение погрузочно-разгрузочных работ, которые являются должностными обязанностями докера и стоят значительно дороже. Грамотный работодатель понимает, что дорогие специалисты лучше, чем дешевые, но не имеющие квалификации. К сожалению, неграмотных руководителей, стремящихся сэкономить за счет качества рабочей силы, меньше не становится, – добавляет Василий Козаренко


Содержание

Рабочие функции грузчиков

  • Погрузка и выгрузка тяжелых или крупногабаритных грузов.
  • Доставка, установка, монтаж и демонтаж различного бытового и профессионального оборудования и другого.
  • Перемещение различных грузов в труднодоступных местах.

Инструмент, приспособления и спецодежда, используемые грузчиками

Docker on forklift.jpg

В зависимости от программы разгрузочно-погрузочных работ грузчики используют следующие инструменты и оборудование:

  • Рукавицы;
  • Крепкие кожаные ботинки и сапоги;
  • Эластичный бинт (укрепление связок);
  • Атлетический пояс (укрепление мышц брюшного пресса);
  • Брезентовый комбинезон;
  • Брезентовая куртка;
  • Ватник (работа в холодное время года);
  • Шапка-ушанка (работа в холодное время года).
  • Шапка вязаная (для работы в более теплое время года)

Требования к профессии грузчика

Основными требованиями к профессии грузчика являются:

  • Уровень физической силы и состояния здоровья выше средних показателей (спортивная форма).
  • Выносливость.
  • Навыки работы с погрузочной техникой.

Применение труда грузчиков

Профессия грузчика широко применяется и востребована с древнейших времен и до наших дней. Распространена во всех без исключения странах на всех континентах.

Объекты, на которых применяется труд грузчиков наиболее широко:

  • Морские и речные порты. и автовокзалы.
  • Крупные магазины. .
  • Заводы и добывающие предприятия. . всех типов. и аэропорты.
  • Строительные компании. . .

Виды грузчиков по специализации

  • Такелажники - специализируются на погрузке крупногабаритных, нестандартных и тяжелых грузов (таких как рояль, сейф 300 кг, станки, тяжелое оборудование и т.д.). Обычно используют в своей работе вспомогательное снаряжение - такелажные ремни, тросы, погрузочные тележки.
  • Грузчики-комплектовщики - упорядочивают, раскладывают и сортируют грузы/товары.
  • Грузчики-экспедиторы - занимаются сопровождением груза при перевозке, отвечают за его сохранность, держат при себе документацию и накладные. На месте занимаются разгрузкой и погрузкой.
  • Грузчики-разнорабочие - сотрудники с широким спектром обязанностей, включающим в себя погрузочно-разгрузочные работы, складские работы, сортировку, уборку территории и т.д. Выполняют на объекте все вспомогательные подсобные работы.
  • Грузчики-сборщики - выполняют все обязанности обычного грузчика, а также обладают профессиональными навыками сборки/разборки мебели; на работу берут с собой необходимые инструменты.
  • Упаковщики - подготавливают грузы к безопасной транспортировке; используют в своей работе различные упаковочные материалы (пленка, коробки, стрейч-пленка и т.д. ); выполняют погрузочно-разгрузочные работы
  • Кладовщики - ответственные за работу склада. Занимаются приемом и отпуском материальных ценностей, проверкой сопутствующих документов, ведут складскую документацию. При необходимости выполняют погрузочно-разгрузочные работы.

Профессиональная нормативная лексика

Профессиональные заболевания и травмы

Профессия грузчика сопряжена с постоянной мышечной работой. Кроме того в работе грузчиков часты тяжелые психологические нагрузки, всевозможные травмы. Необходимое регулярное питание, ежегодный отпуск, и медицинский контроль в значительной степени позволяют поддержать и сохранить здоровье грузчиков. Основные риски для здоровья:

  • Простуды и обморожения.
  • Болезни суставов.
  • Растяжения мышц и сухожилий.
  • Снижение остроты зрения вследствие нагрузок.
  • Механические травмы.
  • Остеохондрозы, радикулиты.
  • Грыжи.

В порту

Профессия грузчика в искусстве

Профессия грузчика отражена в ряде кинофильмов советского кино, литературных произведениях и песнях и стихотворениях. Одесские грузчики, например, были широко известны в России тем, что были объединены в профессиональный союз и отстаивали свои интересы.

Профессия грузчика воспета в песне «Грузчик, грузчик парень работящий» в исполнении команды КВН «Станция спортивная» и в песне «Грузчик» проекта «Ядерная Зона».

От имени грузчиков исполняется песня группы Dire Straits «Money for Nothing», которая была удостоена премии «Грэмми» за лучшее вокальное рок-исполнение дуэтом или группой в 1986 году, а клип на неё стал первым из показанных на канале MTV Europe.

Также часто встречаются упоминания в народном фольклоре.

Известные люди

Другие названия профессии

В русском языке встречаются заимствованные из других языков слова, непосредственно обозначающие профессию грузчика, в особенности при описании портовой жизни в других странах:

В Российской империи были также распространены названия грузчиков по типу их работы:

Докеры - это рабочие, которые работают в морских портах или крупных внутренних портах . Их рабочие места - корабли , причалы , верфи , складские помещения , стоянки для контейнеров и другие открытые складские помещения. Часто они работают в разных местах, особенно на открытом воздухе и посменно . Контейнеризации , которая началась в 1950 году , и это означает , что судно грузопоток в настоящее время почти исключительно через стандартизированные контейнеры , существенно изменили описание работы работника порта, а также состав постоянного населения около порта.

Теперь портовые рабочие могут иметь различные ученичества, они были , и часто до сих пор опытные мастера в металло- и деревообрабатывающего профессий, шоуменов , четверть людей , учетный человека или лидеров кувшина . Региональный, концепция рубца Клоппера использовалась вдоль Рейна и курсантов Рейна . С 2006 года идет новое обучение капитана порта . Но есть также много неквалифицированных рабочих, которые нанимаются докерами.

Содержание

Современный док-рабочий



Квалифицированные портовые рабочие , которых в последнее время также называют «специалистами по логистике морского порта », проходят специальную подготовку по погрузке и разгрузке судов или грузовиков и вагонов в порту. Они размещают или выгружают товары на океанском судне согласно планам и позициям размещения и хранят их на крытых складах или открытых складах, соблюдая правила погрузки и разгрузки. Для этого они устанавливают и приводят в действие погрузочное оборудование судов, например, различные донные конвейеры и подъемники. На международном уровне эта профессия называется стивидор (от португальского estivador).

С начала 80-х работа портового рабочего постоянно меняется в связи с переходом морского транспорта на погрузку контейнеров. Сегодня более 95% всех генеральных грузов на морском транспорте загружается в контейнеры . Процесс погрузки контейнеров с генеральными грузами в морских портах обычно прекращается. В результате профессия докера или, лучше сказать, докера изменилась на техническую деятельность, для которой необходим высокий уровень квалификации. Вождение огромных промышленных грузовиков и контейнерных кранов требует тщательного обучения и инструктажа, так как рабочий здесь работает с оборудованием стоимостью несколько миллионов евро. Кроме того, сегодня портовым работникам необходимо иметь представление о логистике портовой отрасли, чтобы они понимали взаимосвязь между деятельностью. Если раньше за ошибки в работе отвечал бригадир или начальник смены, то сегодня ответственность за возникающие ошибки лежит на каждом работнике. Кроме того, квалифицированные докеры теперь имеют представление о функционировании и использовании логистического «программного обеспечения», которое используется для контроля и мониторинга загрузки и хранения контейнеров.

Повышение должностной ответственности и квалификации также отражается в высоком уровне выплачиваемой заработной платы. Доки сегодня - одни из самых высокооплачиваемых рабочих в промышленности.

личные требования

Для доступа к деятельности в качестве портового рабочего не требуется специальной подготовки. Однако в прошлом требовались или требовались физическая выносливость и ручное обучение. Приветствуются водительские права автомобиля, а также водительские права вилочного погрузчика в связи с изменением места работы. В зависимости от места работы могут также потребоваться особые физические требования, такие как физическая сила или высота над уровнем моря .

Профиль требований к портовым рабочим коренным образом изменился с 1980-х годов. Для вождения некоторых промышленных грузовиков требуется обучение на докера и технические сертификаты. Классический портовый рабочий, который должен уметь выдерживать физические нагрузки, сегодня редко востребован в таком виде. Умственные способности и способность комбинировать (для логистических процессов) также играют важную роль. Не в последнюю очередь по этой причине работа порта больше не является прерогативой мужчин. Все больше и больше женщин выбирают техническую профессию портовых рабочих. Классические профессии в порту, такие как стивидоры на судах для генеральных грузов, соседи по комнате, счетчик и контроль груза, в настоящее время в значительной степени вытеснены и заменены другими профессиями и видами деятельности (диспетчер контейнеров, планировщик судов, планировщик пространства и т. Д.). Однако, как и прежде, существует также работа, связанная с сильным физическим и физическим перенапряжением (см. Пример рисунка: крепление контейнеров на борту морских судов стивидорами).

сказка


До контейнеризации , которая началась в середине 20-го века и привела к тому, что сегодня морские перевозки почти исключительно перевозят стандартные контейнеры, миллионы докеров по всему миру должны были перемещать мешки, ящики и бочки, которые перевозились на корабле. для погрузки на корабли или доставки с кораблей на причалы, а оттуда на склады. В конце XIX века к портовым рабочим Гамбургского порта входили 15 различных профессиональных групп. После самой большой группы ливней лидеры Эуэра были численно значимы. Они позаботились о транспортировке товаров к морским судам и обратно по воде. Для этого использовались так называемые баржи . Хотя значение Ewerführung уменьшилось с 1860-х годов, поскольку корабли все чаще загружались и разгружались не «в реке», а на недавно построенных причалах , эта торговля была наиболее важной отраслью портового судоходства Гамбурга. Даже пришвартованные у пристани корабли были на берегу Эверфюрерна, удалены и загружены, так что для судовладельцев по возможности сокращалось непродуктивное время. Рабочие причала тоже были большой профессиональной группой. Ваша ответственность заключалась в погрузке грузов с кораблей на склады на причалах, в тележки или в железнодорожные вагоны для немедленной транспортировки. Работники склада перемещали товары по складам и загружали баржи, которые привозили товары на корабли. В дополнение к этим профессиональным группам были и другие, такие как рабочие угля, зерновые, уборщики котлов , мойщики судов, маляры и машинисты.

Поскольку с самого начала судоходства работа почти полностью зависела от физической силы рабочих. Механизация или машинная транспортировка на судах практически отсутствовала до первой половины 20-го века, потому что генеральные грузы были слишком разными для повышения эффективности.

Повседневная работа


Когда судно было готово к загрузке, каждый отдельный предмет был взят из временного хранилища, снова подсчитан и отмечен в протоколе испытаний, а затем индивидуально транспортирован на судно. Поэтому места стыковки загруженных судов часто характеризуются большим количеством ящиков, картонных коробок и бочек, ожидающих своей укладки в трюм. Их трудоемкая погрузка выполнялась докерами. Разгрузка была не менее сложной, трудоемкой и требовательной физически. Прибывшие корабли имели в своих трюмах самые разные грузы, которые приходилось разгружать разными способами: банановые деревья весом 40 килограммов обычно переносили индивидуально на спине из грузовых трюмов над трапами. С другой стороны, кофейные мешки весом 30 кг сначала складывались на поддоны, затем с помощью лебедок доставлялись на причал, а затем транспортировались оттуда по отдельности.

Вилочные погрузчики, которые использовались в отрасли с 1920 года, также использовались в районе порта с 1950 года, например, для доставки поддонов со складов на причалы, а в некоторых портах также были конвейерные ленты, с помощью которых мешки заполнялись кофейными зернами и картофелем или банановыми деревьями между причалами порта. и грузовое пространство перевезено. Даже с этими вспомогательными средствами работа грузчиков , как называли этих докеров, оставалась чрезвычайно тяжелой. Кладовщики должны были уметь обрабатывать самые разные грузы: утром выгружали небольшие ящики с чувствительными тропическими фруктами, днем ​​- стальные тросы весом в несколько тонн. Риск несчастных случаев во время этой работы был чрезвычайно высоким. Во французском портовом городе Марсель с 1947 по 1957 год в результате несчастных случаев на производстве погибли 47 пробок. В 1950 году каждый второй стивидор попал в аварию на работе в Манчестере, важном портовом городе для судоходства с Америкой. Каждый шестой грузчик был вынужден попасть в больницу из-за несчастного случая на производстве.

Трудоемкий метод погрузки имел несколько последствий. Доставка была дорогой, поэтому международная торговля была интересна только для меньшего количества товаров. У судов также было относительно долгое время стоянки в порту, так что инвестиции в более крупные суда или лучшие причалы вряд ли были оправданы. Аналитики подсчитали, что от 60 до 75 процентов транспортных расходов были связаны с погрузкой и разгрузкой.

нанять

Во многих регионах мира до середины 20 века портовые работы были временными; вероятность работы определялась количеством кораблей в порту. Дни, которые предлагали всем работникам трудоустройство, потому что судно должно было быть загружено или разгружено скоропортящимися товарами, чередовались с днями, когда ни для кого не было работы. Докерам приходилось каждый день соревноваться друг с другом, чтобы получить работу. Форма, в которой происходил этот найм, лишь незначительно отличалась в отдельных портовых городах мира. В Марселе типичный рабочий день грузчика начинался в 1947 году с 6:30 утра на площади Жюльетт, где бригадиром были выбраны рабочие, ожидавшие своего перехода . В Сан-Франциско докеры ждали на тротуаре возле здания Ферри, чтобы их наняли. В Ливерпуле наемные докеры собрались в определенном месте на Ливерпульской подвесной железной дороге .

Форма ежедневной занятости сделала процесс предложения и найма рабочей силы очень коррумпированным. Докерам приходилось сталкиваться с тем, что они не могли найти работу, например, если они не были готовы платить мастеру по найму часть своей зарплаты в качестве взятки, если они не были членами определенного профсоюза или имели неправильный цвет кожи. В Гамбурге набор рабочих часто происходил в портовых барах. Таким образом, шанс трудоустройства зависел от потребления и личных отношений с хозяевами и агентами. Судовладельцы и торговцы больше не сами отбирали рабочих, необходимых в порту, а нанимали промежуточных подрядчиков, так называемых баасе, и их мастеров, известных как Визен. Давление со стороны профсоюзов, а также государственных органов несколько изменило практику приема на работу во многих регионах мира в первой половине 20 века.


В порту Гамбурга после забастовки портовых рабочих в Гамбурге в 1896/97 гг. Предприниматели пришли к выводу, что предлагают постоянную работу, чтобы обеспечить более высокий уровень лояльности среди рабочих и укрепить их отождествление с деятельностью и компанией. Однако, по крайней мере, они хотели иметь рабочую силу, которая дольше уклонялась от забастовки, потому что потеря постоянной работы представляла значительно больший риск, чем потеря основной работы. Пионерами этого развития были импортеры угля и HAPAG, а также портовые компании с 1906 года, которые объединились в ассоциацию управления портом и сумели взять под свой контроль почти все трудоустройство в порту, предъявив свои доказательства работы. Перед Первой мировой войной это доказательство работы стало оплотом предпринимательской силы в портовых операциях и крупнейшей системой трудоустройства в Германии. На тихоокеанском побережье США после длительной и ожесточенной забастовки в 1934 году работодатели потеряли право самостоятельно выбирать докеров. После этого очередность приема на работу доступных докеров определялась каждое утро путем публичного розыгрыша номеров значков. Аналогичные события произошли после окончания Второй мировой войны в Великобритании, Новой Зеландии, Франции и Австралии, где правительственные агентства взяли на себя трудоустройство рабочих. В Роттердаме из-за жестоких забастовок докеров в 1945 и 1946 годах работодатели все чаще стали нанимать требуемых докеров на постоянной основе. В 1952 году половина портовых рабочих в этом порту работали только на одну компанию.

Социальные аспекты

Трудоемкий способ погрузки также означал, что вплоть до 20 века во всех крупных портовых городах мира были кварталы возле порта, в которых преобладали домохозяйства, получающие доход от таких погрузочных работ. В Гамбурге одним из таких кварталов был Гангевиртель , который, однако, подвергся серьезной реструктуризации в 20 веке в результате эпидемии холеры 1892 года и забастовки докеров Гамбурга 1896/1897 годов. В 1951 году в Нью-Йорке было 51 000 докеров, а в Лондоне - около 50 000, и все они жили недалеко от порта. В Манчестере после окончания Второй мировой войны 54 процента докеров жили в пределах мили от причалов, в южном Бруклине каждый шестой работающий мужчина был нанят в качестве докеров или водителей грузовиков.

Специфика работы порта создала уникальную культуру. Поскольку докеры редко работали дольше на одного работодателя, их солидарность была в основном со своими коллегами. Долгое время для докеров были характерны нерегулярный доход, а иногда и тяжелое социальное положение. В Лондоне стивидоры не имели права на пенсию до 1960 года. Вот почему мужчины старше 70 лет, которые надеялись получить работу, не требующую слишком высоких физических нагрузок, регулярно появлялись в агентствах по найму. Однако почасовая оплата, как правило, была выше, чем почасовая оплата других рабочих в их регионе. Таким образом, история докеров характеризуется забастовками и спорами, направленными на улучшение условий их труда, особенно со второй половины 19 века до конца 20 века.

Быть докером часто было семейной традицией. В Антверпене у 58 процентов докеров были отцы, которые уже работали по этой профессии. В Манчестере так было с тремя четвертями рабочих, а многие из остальных были женаты на дочерях докеров. Премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан , столкнувшийся с очередной забастовкой докеров в 1962 году, пошутил:

«Докеры всегда были трудными людьми, отцами и сыновьями, дядями и племянниками. Как и в Палате лордов , это наследственность, и интеллект не является обязательным требованием ".

На самом деле репутация портовых рабочих была очень плохой. В британском опросе 1950 года, в котором респондентов просили оценить 30 различных профессий на основе их репутации, докеры заняли 29-е место. Хуже репутации пользовались только дворники.

Посторонних не приветствовали в мире докеров. В Лондоне и Ливерпуле в основном ирландцы находили работу в порту, в то время как небелые иммигранты были маргинализованы. На юге США три четверти всех докеров были черными, но белые и черные докеры принадлежали к разным профсоюзам и в основном разгружали разные суда.

литература

  • Майкл Абендрот среди прочих: работа в порту. Промышленное социологическое исследование условий труда и эксплуатации в портах Бремена. Кампус, Франкфурт-на-Майне, 1979, ISBN 3-593-32492-X .
  • Ханс-Иоахим Бибер : Забастовка портовых рабочих Гамбурга 1896/97 и позиция Сената. В: Журнал Ассоциации истории Гамбурга. Vol. 64 (1978), pp. 91-148. (Оцифрованная версия)
  • Ханс-Иоахим Бибер: Забастовка портовых рабочих в Гамбурге 1896/97. Landeszentrale für Politische Bildung, Гамбург 1987 (переиздание с Арно Herzig , Дитер Лангуиш , Арнольд Sywottek (ред . ): . Arbeiter в Гамбурге классы Низшие, рабочих и рабочее движение с конца 18 - го века. Verlag Erziehungs у Wissenschaft, Гамбург 1983,. ISBN 3 -8103-0807-2 ).
  • Михаэль Грюттнер : Мир работы у кромки воды. Социальная история портовых рабочих Гамбурга 1886–1914 гг. Vandenhoeck & Ruprecht, Геттинген 1984, ISBN 3-525-35722-2 .
  • Хорст Юрген Хелле : Временные рабочие дока в портах северо-запада Европы. Г. Фишер, Штутгарт, 1960.
  • Марк Левинсон: Коробка - Как транспортный контейнер сделал мир меньше, а экономику больше . Princeton University Press, Princeton 2006, ISBN 0-691-13640-8 .
  • Фердинанд Тоннис : Докеры и моряки в Гамбурге перед забастовкой 1896/97. В кн . : Архив социального законодательства и статистики. Vol. 10, H. 2, 1897, pp. 173-238.
  • Фердинанд Тоннис: Балтийские порты Фленсбург, Киль, Любек. В кн . : Положение рабочих, занятых в мореплавании. Duncker & Humblot, Leipzig 1903, стр. 509-614.
  • Клаус Вайнхауэр : Повседневная жизнь и трудовые споры в порту Гамбурга 1914–1933. Schöningh, Paderborn 1994, ISBN 3-506-77489-1 .
  • Рольф Геффкен : Труд и забастовки в порту: К истории работы порта и профсоюза портовых рабочих. Издание Falkenberg 2015, ISBN 978-3-95494-053-0

Веб-ссылки / источники

Викисловарь: Докеры - объяснение значений, происхождение слов, синонимы, переводы

Читайте также: