Должен ли прокурор в должности руководителя принимать антикоррупционные меры

Опубликовано: 02.10.2024

Госуслуги решаем проблемы вместе

Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Часто задаваемые вопросы

Вопрос: Что такое "коррупция"? Какие действия можно отнести к коррупционным правонарушениям?

Понятие коррупции раскрывается в части 1 статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции". Так установлено, что коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Исходя из трактовки федерального закона, к коррупционным деяниям можно относить не только вымогательство или получение взятки должностным лицом, но его непосредственное злоупотребление своими должностными полномочиями, их использование в личных интересах, а также интересах близких или доверительных лиц.

К правонарушениям, обладающим коррупционными признаками, относятся следующие умышленные деяния:

vзлоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ);

превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ)

незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ);

получение взятки (ст. 290 УК РФ);

дача взятки (ст. 291 УК РФ);

провокация взятки (ст. 304);

служебный подлог и внесение заведомо ложных сведений (ст. 292 УК РФ и ст. 285.3 УК РФ);

присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ);

мошенничество с использованием своих служебных полномочий (ст. 159 УК РФ);

воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ);

неправомерное присвоение или иное нецелевое использование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ и ст. 285.2 УК РФ);

регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ);

халатность (ст. 293 УК РФ).

Необходимо помнить, что преступления против интересов службы в коммерческих или иных организациях (глава 23 УК РФ), не могут быть отнесены к числу коррупционных, поскольку они непосредственно не причиняют вреда интересам государственной службы или службы в органах местного самоуправления.

В целом, к коррупционным правонарушениям относятся деяния, выражающиеся в незаконном получении преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций и вопросов местного значения муниципальных образований (городского или сельского поселения, муниципального района, городского округа либо внутригородской территории города федерального значения), либо в предоставлении данным лицам таких преимуществ, а также совокупность самих этих лиц.

К коррупциогенным правонарушениям (т.е. нарушениям, которые могут привести к коррупционным преступлениям) могут относиться все нарушения законодательства в сфере прохождения государственной и муниципальной службы, соблюдения всех ограничений и запретов, наложенных на должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления.

Вопрос: Какие меры противодействия коррупции?

Ответ: Противодействие коррупции – это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий.

К мерам противодействия коррупции относится:

а) предупреждение коррупции, в том числе выявление и последующее устранение причин коррупции (профилактика коррупции);

б) выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) минимизация и (или) ликвидация последствий коррупционных правонарушений.

Вопрос: Что такое конфликт интересов на муниципальной службе?

Ответ: В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" конфликт интересов это – ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

Под личной заинтересованностью муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

Вопрос: В случае если у муниципального служащего возникает личная заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов, какие меры он должен предпринять?

Ответ: Обязательно должен уведомить об этом своего непосредственного руководителя в письменной форме, а также принять меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов (Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции").

Вопрос: Какие действия должен предпринять муниципальный служащий в случае попытки склонения его к совершению коррупционного или иного правонарушения?

Ответ: Муниципальный служащий обязан уведомить представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Вопрос: В какой срок муниципальные служащие представляют сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера?

Ответ: Не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

Вопрос: Что относится к источникам доходов муниципального служащего, полученных им за отчетный период?

Ответ: Доход по основному месту работы, от педагогической, научной и иной творческой деятельности, доход от вкладов в банках и иных кредитных организациях, доход от ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях, иные доходы (пенсии, пособия, доход от продажи движимого (недвижимого) имущества и др.).

Вопрос: Является ли основанием для отказа в приёме гражданина на муниципальную службу непредставление гражданином при поступлении на муниципальную службу сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений?

Ответ: Является.

Вопрос: Вправе ли муниципальный служащий выполнять иную оплачиваемую работу?

Ответ: В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. Уведомительный порядок направления муниципальным служащим представителю нанимателя информации о намерении осуществлять иную оплачиваемую работу не требует получения согласия представителя нанимателя. Представитель нанимателя не вправе запретить муниципальному служащему выполнять иную оплачиваемую работу.

Вместе с тем, в случае возникновения у муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, муниципальный служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя и непосредственного руководителя в письменной форме. Определение степени своей личной заинтересованности, являющейся квалифицирующим признаком возникновения конфликта интересов, остается ответственностью самого муниципального служащего со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями. При наличии конфликта интересов или возможности его возникновения муниципальному служащему рекомендуется отказаться от предложений о выполнении иной оплачиваемой работы в организации, в отношении которой муниципальный служащий осуществляет отдельные функции управления.

В случае если на момент начала выполнения отдельных функций управления в отношении организации муниципальный служащий уже выполнял или выполняет в ней иную оплачиваемую работу, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного руководителя в письменной форме. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в данной организации.

В случае если на момент начала выполнения отдельных функций управления в отношении организации родственники муниципального служащего выполняют в ней оплачиваемую работу, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного руководителя в письменной форме.

В случае если муниципальный служащий самостоятельно не предпринял мер по урегулированию конфликта интересов, представителю нанимателя рекомендуется отстранить муниципального служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, в которой муниципальный служащий или его родственники выполняют иную оплачиваемую работу

Вопрос:Какие ограничения налагаются на гражданина, замещавшего должность муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора?

Ответ: Гражданин, замещавший должность муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, в течение двух лет после увольнения с муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные обязанности муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Вопрос: Каким образом рассматриваются обращения граждан, содержащие информацию о фактах совершения коррупционных правонарушений, если такие обращения поступают?

Деятельность в сфере рассмотрения обращений граждан регламентируется Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Граждане имеют право свободно и добровольно обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и должностным лицам. Все направленные в установленном порядке обращения граждан рассматриваются бесплатно.

Все поступившие обращения подлежат обязательной регистрации в течение трех дней с момента их поступления. В случае, если решение вопроса требует ответа государственных органов или органов местного самоуправления иной компетенции, а также подлежит тщательной проверке и сбору дополнительной информации, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам. По направленному запросу данные органы обязаны в течение 15 дней предоставить документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения.

В случае необходимости, рассмотрение обращения может быть связано с выездом на место (с целью сбора дополнительной информации или проведение дополнительной проверке по собранным фактам).

В целом, вся процедура рассмотрения обращений граждан должна проходить в течение 30 дней со дня их регистрации. В тех случаях, когда необходимо проведение дополнительного изучения или проверки, срок рассмотрения может быть продлен не более чем на тридцать календарных дней, о чем сообщается заявителю в течение трех календарных дней с момента продления срока рассмотрения. Срок рассмотрения по обращению продлевается руководителем органа местного самоуправления. Если решение вопросов, изложенных в обращении, требует длительного срока, то обращение ставится на дополнительный контроль вплоть до окончательного его исполнения, о чем сообщается заявителю в течение трех календарных дней.

По материалам проведенной проверки составляется письменный ответ, который направляется заявителю по почтовому адресу (или в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении).

В случае выявления в действиях должностных лиц органов местного самоуправления коррупционной составляющей:

материалы, собранные в ходе проверки, подтверждающие указанный факт, направляются для рассмотрения в правоохранительные органы;

по информации, подтверждающей возможность конфликта личных интересов и интересов муниципальной службы, собирается комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Вопрос: Предусмотрена ли ответственность за ложное сообщение о факте коррупции должностного лица органов местного самоуправления?

Ответ: Лицо, сообщившее заведомо ложные сведения, порочащие честь и достоинство другого лица или подрывающие его репутацию может быть привлечено к уголовной ответственности по статье 129 "Клевета" Уголовного кодекса РФ.

Вопрос: Ответственность за коррупционные правонарушения?

Ответ: Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 1 октября 2019 года

Меры по предупреждению коррупции в организациях

Введение

В настоящее время не существует единых стандартов построения системы антикоррупционных мер в организации. Вместе с тем можно выделить ряд ключевых инструментов, которые организациям рекомендуется внедрять в целях эффективного предупреждения коррупции.

Систематическое внедрение в организации антикоррупционных мер связано с определенными расходами, однако указанная работа в среднесрочной и долгосрочной перспективе может принести организации ряд значимых преимуществ.

В частности, приверженность организации закону и высоким этическим стандартам в деловых отношениях способствуют укреплению ее репутации среди других компаний и клиентов. При этом репутация организации может до некоторой степени служить защитой от коррупционных посягательств со стороны недобросовестных представителей других компаний, государственных органов и органов местного самоуправления: последние могут воздерживаться от предложения или вымогательства незаконного вознаграждения, поскольку будут знать, что такое предложение будет отвергнуто.

Кроме того, реализация мер по предупреждению коррупции существенно снижает риски применения в отношении организации мер ответственности за подкуп должностных лиц, в том числе и иностранных. Особо следует отметить, что профилактика коррупции при выборе деловых партнеров и выстраивании отношений с ними снижает вероятность наложения на организацию санкций за недолжные действия посредников и партнеров.

Отказ организации от участия в коррупционных сделках и профилактика коррупции также способствуют добросовестному поведению ее сотрудников по отношению друг к другу и к самой организации. И наоборот - лояльное отношение организации к незаконному и неэтичному поведению в отношении деловых партнеров может привести к появлению у сотрудников ощущения, что такое поведение приемлемо и в отношении своего работодателя и коллег.

Антикоррупционная политика организации и система локальных актов по предупреждению коррупции

Деятельность по предупреждению коррупции в организации должна носить системный и последовательный характер. Для этого рекомендуется, прежде всего, разработать и принять антикоррупционную политику организации.

Содержание антикоррупционной политики конкретной организации определяется особенностями деятельности организации.

При этом антикоррупционную политику целесообразно изложить в доступной форме и обеспечить ее доведение до работников и контрагентов организации, в том числе посредством размещения на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии).

В антикоррупционной политике организации могут быть отражены:

- цели и задачи антикоррупционной политики;

- используемые понятия и определения;

- область применения политики и круг лиц, попадающих под ее действие;

- обязанности руководителей и работников, связанные с предупреждением коррупции;

- ответственность работников за несоблюдение положений антикоррупционной политики;

- порядок пересмотра и внесения изменений в антикоррупционную политику организации;

- используемые в организации антикоррупционные инструменты.

При этом необходимые детализированные процедуры применения отдельных антикоррупционных инструментов (методика оценки коррупционных рисков, порядок регулирования конфликта интересов, стандарты и кодексы поведения и т.д.) могут быть включены в антикоррупционную политику организации в качестве приложений либо быть утверждены в форме отдельных локальных нормативных актов.

При разработке антикоррупционной политики организации необходимо учитывать форму собственности, организационно-правовую форму, отраслевую принадлежность, размер, структуру, географию деятельности, модель управления, специфику внутренних операций организации (закупки, маркетинг, продажи т.д.) и иные особенности.

Разработчиком антикоррупционной политики организации может выступать работник или структурное подразделение организации, на которых планируется возложить функции по предупреждению коррупции. Крупным и средним предприятиям, располагающими достаточными финансовыми ресурсами, к разработке и последующей реализации соответствующей антикоррупционной политики могут привлекаться внешние эксперты.

Помимо лиц, непосредственно ответственных за разработку проекта антикоррупционной политики, рекомендуется активно привлекать к его обсуждению широкий круг работников организации. Для этого необходимо обеспечить информирование работников о возможности участия в подготовке проекта антикоррупционной политики. В частности, проект политики может быть размещен на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Также полезно проведение очных обсуждений и консультаций.

Антикоррупционную политику и другие документы организации, регулирующие вопросы предупреждения коррупции, рекомендуется утверждать локальными нормативными актами, что позволит обеспечить обязательность их выполнения всеми работниками организации.

Принятие антикоррупционной политики организации должно сопровождаться информированием работников об установленных ею подходах к противодействию коррупции и разъяснением важности их соблюдения; желательным также является привлечение к информированию руководства организации. Всех работников организации рекомендуется ознакомить с антикоррупционной политикой под роспись. Обязанность соблюдать антикоррупционную политику организации также рекомендуется включать в трудовые договоры работников.

Определение в организации подразделения и (или) работников, ответственных за предупреждение коррупции

При разработке и внедрении системы антикоррупционных мер важным этапом является обеспечение распределения функций по предупреждению коррупции внутри организации. В первую очередь, это касается целесообразности назначения отдельных лиц или подразделений, ответственных за антикоррупционную работу.

Функции, возлагаемые на такие подразделения или сотрудников, могут включать:

- разработку проектов локальных нормативных актов по вопросам предупреждения коррупции и соответствующих методических материалов;

- участие в проведении в организации оценки коррупционных рисков;

- сбор и анализ деклараций и уведомлений, представляемых работниками в целях противодействия коррупции (например, декларации интересов);

- выявление ситуаций конфликта интересов, признаков нарушений антикоррупционных мер, принятых в организации, коррупционных правонарушений;

- проведение проверок на основании информации о возможном конфликте интересов и (или) коррупционных правонарушениях;

- взаимодействие с правоохранительными и иными государственными органами при проведении мероприятий по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, проверок и расследований;

- участие в согласовании определенных кадровых решений, сделок;

- проверку добросовестности контрагентов;

- информирование, консультирование и обучение работников по вопросам противодействия коррупции;

- мониторинг изменений российского и применимого к организации зарубежного антикоррупционного законодательства, релевантной судебной практики;

- обеспечение участия организации в коллективных соглашениях по вопросам противодействия коррупции;

- регулярный мониторинг реализации мер противодействия коррупции в организации, подготовка соответствующих отчетных материалов и предложений для руководства.

Определять структурное подразделение или отдельных сотрудников, ответственных за предупреждение коррупции, организации следует исходя из своих потребностей, задач, специфики деятельности, штатной численности, организационной структуры, имеющихся ресурсов и иных особенностей. Так, в крупном предприятии может создаваться отдельное подразделение, численность которого может определяться пропорционально численности работников организации.

При разработке положения о структурном подразделении, ответственном за предупреждение коррупции, организации могут руководствоваться Примерным положением о подразделении по профилактике коррупционных и иных правонарушений государственной корпорации (компании), публично-правовой компании, размещенным на официальном сайте Минтруда России и доступным по ссылке: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/anticorruption/015/1. Вместе с тем следует учитывать, что при подготовке указанных материалов принимались во внимание особые запреты, ограничения, требования и обязанности, установленные законодательством Российской Федерации для работников указанных категорий организаций и непредусмотренные для работников остальных организаций.

В качестве альтернативного подхода - когда создание отдельного подразделения может быть нецелесообразным (например, для средних и особенно для малых предприятий) - функции по предупреждению коррупции могут распределяться между или быть полностью возложены на сотрудников одного из следующих структурных подразделений:

- подразделение внутреннего контроля и безопасности;

- подразделение внутреннего аудита и др.

Микропредприятия, малые и средние предприятия не всегда имеют возможность создать указанное структурное подразделение организации и (или) нанять отдельного сотрудника, возложив на него полномочия по проведению антикоррупционной работы. В этой связи целесообразно в таких ситуациях соответствующими полномочиями (с учетом специфики деятельности) наделить руководителя организации или заместителя руководителя.

При этом следует учитывать, что дополнительное возложение функций в сфере предупреждения коррупции на сотрудников, уже исполняющих иные должностные обязанности, может стать препятствием для эффективной организации антикоррупционной работы. В этой связи рекомендуется, когда это позволяет штатная численность организации, назначать сотрудников, ответственных исключительно за деятельность по предупреждению коррупции в организации.

Для эффективного функционирования подразделений (сотрудников), ответственных за предупреждение коррупции, следует также обеспечить выполнение следующих условий:

1) четкая регламентация задач, функций и полномочий.

Функционал подразделений (сотрудников) может быть установлен:

- в положении о подразделении, ответственном за предупреждение коррупции (при наличии отдельного подразделения);

- в антикоррупционной политике организации и иных локальных нормативных актах, устанавливающих антикоррупционные меры;

- в трудовых договорах и должностных инструкциях ответственных работников;

2) надлежащая квалификация и опыт ответственных сотрудников. Для реализации антикоррупционных мер рекомендуется привлекать специалистов, обладающих знаниями и опытом в сфере предупреждения коррупции, комплаенса, внутренней (экономической) безопасности, правоохранительной деятельности. Вместе с тем следует помнить, что для реализации антикоррупционных мер в организации таким сотрудникам требуется не только наличие опыта проведения расследований, проверок, аудита, но и навыки подготовки локальных нормативных актов, а также работы с персоналом, включая консультирование. Рекомендуется также обеспечивать регулярное обучение и повышение квалификации сотрудников, ответственных за предупреждение коррупции;

3) наличие прямого доступа к руководству и функциональная независимость от подразделений (должностных лиц), отвечающих за основные направления деятельности организации. В частности, рекомендуется утвердить порядок проведения подразделением проверок соблюдения принятых в организации антикоррупционных мер, в соответствии с которым доклады об их результатах направляются подразделением непосредственно руководителю организации. Кроме того, целесообразно внедрить систему регулярных докладов подразделения руководителю или органам управления организации о состоянии дел по предупреждению коррупции в организации;

4) обеспечение надлежащими ресурсами (материальными, кадровыми и иными) и наделение полномочиями, достаточными для проведения антикоррупционных мероприятий в отношении всех работников организации, в том числе лиц, занимающих руководящие должности. Такое обеспечение должно реализовываться, в том числе путем:

- назначения достаточного количества сотрудников, ответственных за предупреждение коррупции, с учетом общей штатной численности организации и объема реализуемых ими функций;

- установления заработной платы таких сотрудников на уровне заработной платы сотрудников подразделений, отвечающих за основные направления деятельности организации;

- формирования условий, позволяющих получать доступ к необходимой информации - установления необходимости оказания содействия сотрудниками всех структурных подразделений в предоставлении документов, иных сведений, обеспечения доступа к внутриорганизационным базам данных, программному обеспечению и т.п.

Оценка коррупционных рисков

При выстраивании эффективной антикоррупционной политики критически важным является понимание того, какие коррупционные правонарушения могут быть совершены работниками данной конкретной организации с учетом специфики ее деятельности, в рамках каких бизнес-процессов такие правонарушения наиболее вероятны, каковы возможные способы или схемы их совершения и к каким последствиям они могут привести.

Во-первых, это позволит обеспечить адресность принимаемых организацией антикоррупционных мер. Будет заложена основа для противодействия не коррупции в целом, а отдельным коррупционным практикам, которые реально могут возникнуть в ходе функционирования данной конкретной организации. Тем самым увеличивается действенность антикоррупционных мер, повышается эффективность использования выделяемых на них кадровых, финансовых и иных ресурсов.

Во-вторых, систематизированная информация о возможных коррупционных практиках и способах их реализации сотрудниками организации дает основания для формирования перечня должностей работников, которые требуют более пристального внимания в силу реализации функций, связанных с коррупционными рисками. Это позволит избежать возложения избыточных антикоррупционных стандартов на работников, полномочия которых не дают им реальных возможностей для совершения коррупционных правонарушений, и, в то же время, учесть те случаи, когда отдельные работники, занимающие не самые высокие должности в организации, могут играть существенную роль в совершении отдельных коррупционных правонарушений.

В этой связи основополагающим элементом системного и последовательного подхода к предупреждению коррупции в организации является оценка коррупционных рисков, и именно с нее рекомендуется, по возможности, начинать процесс внедрения антикоррупционных мер.

Примерный порядок оценки коррупционных рисков в организации представлен на Рисунке 1. В зависимости от специфики конкретной организации процедура оценки коррупционных рисков может иметь свои особенности. Вместе с тем рекомендуется включать в нее, как минимум, три ключевых составляющих:

1) идентификация коррупционных рисков - определение коррупционных правонарушений, которые могут быть совершены работниками данной организации, и обнаружение тех бизнес-процессов и составляющих их подпроцессов ("критических точек"), в ходе которых возможно совершение таких неправомерных действий. Приоритетное внимание рекомендуется уделять преступлениям, связанным с получением и дачей взятки, коммерческим подкупом, а также, особенно для организаций с государственным участием, неправомерным использованием работником своих полномочий в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или иных лиц либо в целях нанесения вреда другим лицам;

2) анализ коррупционных рисков - определение возможных способов совершения коррупционного правонарушения с учетом особенностей реализации бизнес-процессов в организации ("коррупционных схем"), круга лиц, которые могут быть вовлечены в совершение коррупционного правонарушения, уязвимостей бизнес-процессов, то есть тех особенностей их организации, которые способствуют или не препятствуют совершению коррупционного правонарушения;

3) ранжирование (определение значимости) коррупционных рисков - оценка вероятности совершения коррупционного правонарушения на определенном этапе того или иного бизнес-процесса и возможного вреда, наносимого организации и обществу в целом, в случае совершения работником (работниками) организации коррупционного правонарушения.

В России с 1 января 2013 г. в соответствии со ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» на все российские организации возложена обязанность по разработке и принятию мер, направленных на предупреждение коррупции.

Данная статья введена Федеральным законом от 03.12.2012 № 231-ФЗ, которым внесены изменения в ряд законодательных актов в связи с принятием Федерального закона от 03.12.2012 №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

Таким образом, отсутствие в организации вне зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности системы указанных мер будет свидетельствовать о несоблюдении данной организацией российского антикоррупционного законодательства.

В соответствии с пп. «1» ч.2 ст.13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» к числу таких превентивных антикоррупционных мер, принимаемых в организации, относится определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений.

Должностное лицо либо подразделение, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений, должно быть определено в первую очередь. Конкретный выбор должен зависеть от объема предполагаемой работы, численности сотрудников предприятия, его сферы деятельности и других обстоятельств.

Согласно ч.2 ст.13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» к числу антикоррупционных мер, принимаемых в организации, также отнесены: сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Данные меры целесообразно закреплять как в самостоятельных локальных правовых актах (например, кодексе этики и служебного поведения работников организации), так и посредством планирования деятельности по противодействию коррупции (например, проводить занятия с участием представителей правоохранительных органов).

Во исполнение подпункта «б» пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации утверждены Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (размещены в информационно-правовой системе «Консультант плюс»).

Целью Методических рекомендаций является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях.

Задачами Методических рекомендаций являются:

  • информирование организаций о нормативно-правовом обеспечении работы по противодействию коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
  • определение основных принципов противодействия коррупции в организациях;
  • методическое обеспечение разработки и реализации мер, направленных на профилактику и противодействие коррупции в организации.

Методические рекомендации разработаны для использования в организациях вне зависимости от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.

При этом Методические рекомендации, в первую очередь, рассчитаны для применения в организациях, в отношении которых законодательством Российской Федерации не установлены специальные требования в сфере противодействия коррупции (то есть в организациях, которые не являются федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными корпорациями (компаниями), государственными внебюджетными фондами, иными организациями, созданными Российской Федерацией на основании федеральных законов, а также организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами).

Руководство организации может использовать Методические рекомендации в целях:

  • получения сведений об основных процедурах и механизмах, которые могут быть внедрены в организации в целях предупреждения и противодействия коррупции;
  • получения сведений о роли, функциях и обязанностях, которые руководству организации необходимо принять на себя для эффективной реализации в организации антикоррупционных мер;
  • разработки основ антикоррупционной политики в организации.

Лица, ответственные за реализацию антикоррупционной политики в организации, могут использовать Методические рекомендации в целях разработки и реализации в организации конкретных мер и мероприятий, направленных на предупреждение и противодействие коррупции, включая разработку и внедрение соответствующих регулирующих документов и методических материалов.

Работники организации могут использовать Методические рекомендации в целях получения сведений об обязанностях, которые могут быть возложены на работников организации в связи с реализацией антикоррупционных мер.

К рекомендациям Минтруда стоит отнестись внимательнее: разработать внутренние правила по противодействию коррупции, назначить ответственного за их соблюдение и, например, обязать работников сообщать о конфликте интересов, не станет лишним, особенно в крупных компаниях.

Статья 4.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливает особый срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции – 6 лет со дня совершения административного правонарушения (самый продолжительный по сравнению с другими видами правонарушений). Очевидно, что обеспечение неотвратимости наказания за антикоррупционные правонарушения очень важно для законодателя. Поэтому юридические лица, нарушившие антикоррупционные нормы КоАП РФ, вряд ли могут рассчитывать на освобождение от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения.

В силу закона юридическое лицо признается виновным, если будет установлено, что у него имелась возможность для правомерного действия, но оно не предприняло для этого все необходимые меры (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Таким образом, при решении вопроса о привлечении юридического лица к ответственности в ситуации, когда речь идет о правонарушении,
предусмотренном ст. 19.28 КоАП РФ, необходимо устанавливать, что было сделано им для предотвращения коррупционного поведения связанных с ним лиц (приняты все зависящие от него меры по предотвращению таких действий, в частности, выполнены требования Федерального Закона «О противодействии коррупции» и введены антикоррупционные процедуры).

Как внедрить антикоррупционный комплаенс

В целях реализации Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», организации обязаны принимать следующие меры по предупреждению коррупции:

Определить подразделения или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных правонарушений, издать приказ.
Составить Антикоррупционную политику и закрепить ее в локальном акте. Принять кодекс этики и служебного поведения.
Включить пункты о противодействии коррупции в трудовые договоры работников.
Разработать форму декларации конфликта интересов, установить перечень должностей работников, которые обязаны ее заполнять.
Издать приказ о привлечении работника организации к дисциплинарной ответственности в случае нарушения им трудовых обязанностей.


Наши рекомендации по составлению документов


1. Приказ о назначении лиц, ответственных за профилактику коррупционных правонарушений

Чтобы повысить эффективность работы по противодействию коррупции, определите структурное подразделение, которое будет координировать работу других отделов компании по этому направлению. Чтобы предупредить коррупцию, законодатель рекомендует организациям прежде всего определить должностных лиц или целые подразделения, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений (ч. 2 ст. 13.3 Закона № 273-ФЗ). Приказ издается в произвольной письменной форме.

В документе обязательно должно быть:
Наименование работодателя, номер и дата составления, Ф.И.О. сотрудников, ответственных за профилактику коррупционных правонарушений, подписи и расшифровки руководителя организации (уполномоченного представителя) и работников.

Обратите внимание!


Задачи, функции и полномочия структурного подразделения или должностных лиц, ответственных за противодействие коррупции, могут быть установлены в антикоррупционной политике организации, в трудовых договорах, должностных инструкциях, в положении о подразделении (п. 2 разд. IV Методических рекомендаций).
Многие организации неправильно выстраивают иерархию подчинения, из-за чего ответственным за противодействие коррупции трудно выполнять свои обязанности. Руководитель подразделения, отвечающего за курирование Антикоррупционной политики, должен подчиняться напрямую собственникам бизнеса или генеральному директору.


2. Антикоррупционная политика


Основные принципы, которых придерживается организация, перечень конкретных мероприятий, которые она планирует реализовать, чтобы предупредить коррупцию и другие злоупотребления, рекомендуется закрепить в едином документе. Его можно назвать, например, Антикоррупционная политика, как это предложено в Методических рекомендациях. На практике встречается и другое название – Комплексная программа по противодействию коррупции, мошенничеству и хищениям. В случае возникновения конфликта интересов с организацией вы можете уволить работника, но только при наличии оснований, предусмотренных Трудовым кодексом. Документ составляется в произвольной форме.

В документе обязательно должно быть:
Наименование организации, наименование вида документа (Антикоррупционная политика), гриф утверждения (дата, номер документа и подпись руководителя организации), место составления, содержательная часть документа (принципы, процедуры и перечень конкретных антикоррупционных мероприятий), визы согласования и ознакомления.

Обратите внимание!


Многие организации не разрабатывают собственную антикоррупционную политику, потому что не установлена ответственность за отсутствие этого документа. Однако он поможет избежать ответственности за другое нарушение – попытку кого-то из работников дать взятку от имени компании. В таких случаях ей грозит очень крупный штраф (ст. 19.28 КоАП РФ).

3. Дополнительное соглашение к трудовому договору


По соглашению сторон в трудовой договор могут включаться права и обязанности сотрудника и работодателя, установленные трудовым законодательством, локальными нормативными актами, а также вытекающие из условий коллективного договора, соглашений (ч. пятая ст. 57 ТК РФ). Это значит, что для профилактики коррупции и других злоупотреблений в трудовые договоры с сотрудниками можно включить антикоррупционные положения. Внести изменения в уже подписанный трудовой договор можно, оформив дополнительное соглашение к нему (ст. 72 ТК РФ). Вы можете не скреплять печатью трудовые договоры и дополнительные соглашения к нему. Законодательство этого не требует. Документ составляется в произвольной письменной форме в двух экземплярах: один для работника, другой для работодателя (ч. первая ст. 67 ТК РФ).

В документе обязательно должно быть:
Наименование документа, дата и место его составления, реквизиты трудового договора, в который стороны вносят изменения, текст поправок, которые будут внесены, дата вступления соглашения в силу, реквизиты сторон.

Обратите внимание!


Трудовые договоры и дополнительные соглашения к ним нужно хранить в течение 75 лет (ст. 657 Перечня, утвержденного приказом Минкультуры России от 25 августа 2010 г. № 558). Началом срока хранения документов считается 1 января года, следующего за годом, в котором они были составлены.
Зачастую многие работодатели устанавливают дополнительным соглашением различные штрафы для сотрудников за нарушение трудовых обязанностей. Этого делать нельзя. По общему правилу, наказания для работников могут быть только трех видов: замечание, выговор и увольнение (ст. 192 ТК РФ).


4. Декларация конфликта интересов


Для должностей, связанных с высоким коррупционным риском, можно установить обязанность заполнять ежегодно декларацию о конфликте интересов ( п. 1 разд. IV Методических рекомендаций ). Это поможет своевременно выявить конфликт интересов в деятельности сотрудников. Под конфликтом интересов понимают любую ситуацию, когда при совершении тех или иных действий в рамках должностных обязанностей сотрудника возникает конфликт между интересами компании и личной заинтересованностью работника, который может принять решение в своих личных интересах в ущерб интересам компании (п. 4 разд. IV Методических рекомендаций).
Разрабатывая декларацию о конфликте интересов и инструкцию по ее заполнению, предусмотрите порядок урегулирования выявленного конфликта, а также меры, которые могут быть предъявлены к работнику в случае нарушения. Документ составляется в произвольной письменной форме.

В документе обязательно должно быть:
Наименование документа, дата его составления, Ф.И.О. и подпись работника, его должность, вопросы, позволяющие выявить конфликт интересов в деятельности сотрудника.

Обратите внимание!

Заполненная декларация конфликта интересов носит строго конфиденциальный характер и предназначена исключительно для внутреннего пользования организации. Ее содержание нельзя раскрывать каким-либо третьим сторонам (Приложение 5 к Методическим рекомендациям).

5. Приказ о привлечении работника к дисциплинарной ответственности


Работодатель вправе применить к работнику меры дисциплинарного взыскания вплоть до увольнения за совершение неправомерных действий, которые повлекли неисполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей (ст. 192 ТК РФ). Привлечение работника к дисциплинарной ответственности оформляется приказом (ч. шестая ст. 193 ТК РФ). За совершение проступка вы можете и не наказывать сотрудника, приняв во внимание его отличную предыдущую работу, личные обстоятельства и др. Документ составляется в произвольной письменной форме (кроме случаев, когда применяется дисциплинарное взыскание в виде увольнения).

В документе обязательно должно быть:
Наименование работодателя, номер и дата составления, Ф.И.О. и должность работника, привлекаемого к ответственности; вид дисциплинарного взыскания и основание его применения, подписи и расшифровки руководителя организации и работника.

Обратите внимание!


Дисциплинарное взыскание должно быть соразмерно тяжести проступка, иначе суд может признать приказ о применении взыскания незаконным (ч. пятая ст. 192 ТК РФ , абз. 3 п. 53 постановления Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2).
Зачастую работодатели полагают, что сотрудник сам должен знать о том, что ему необходимо пояснить причины своего проступка. Это не так. Именно работодатель обязан довести до сведения работника, что руководитель ждет от него объяснительной записки по поводу допущенных нарушений (определение Московского областного суда от 19 августа 2010 г. № 33-14897)

И это еще не все тонкости реализации Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»!


Заказать пакет шаблонных документов для внедрения антикоррупционного комплаенса вы можете в Академии безопасности бизнеса по телефону +7 (499) 390-31-30

Так же ждем Вас на наших семинарах, где мы рассмотрим все нюансы внедрения антикоррупционных процедур на предприятии.

Документ вызвал много споров и пересудов. Россияне подозревают, что поправки к антикоррупционному законодательству дадут чиновникам возможность избежать наказания за преступление: якобы взятка, полученная во время урагана, наводнения и другой чрезвычайной ситуации, не будет считаться взяткой, потому что обстоятельства никак не зависели от ее получателя…

На самом деле коррупция не ограничивается взятками, “откатами” или воровством из бюджета. Например, в законодательстве прописана обязанность государственных, муниципальных служащих и других представителей власти предоставлять каждый год декларацию о доходах. И не только свою, но и супругов и несовершеннолетних детей. Но с этим бывают проблемы: если в семье чиновника неурядицы, то и с подачей декларации он может задержаться! Мол, несознательная жена осерчала на супруга при должности и отказывается взять соответствующую справку. Что же его, отправлять под суд за семейный конфликт?

Хотя такая ситуация выглядит забавно, не правда ли? Оказывается, чиновник может быть уличен в сокрытии информации о доходах из-за своей капризной половинки. Или, например, в районе, которым он руководит, случилось наводнение (землетрясение, шторм, смерч), и добраться до нужного учреждения, чтобы собрать справки, нет никакой возможности… Чиновник никак не может повлиять на эти обстоятельства, а потому допускает (заметьте, без злого умысла или желания скрыть свои доходы!) задержку в предоставлении нужных сведений.

Впрочем, предоставить их все равно придется — когда закончится ураган, пройдет наводнение или наладятся отношения в семье, но не позже, чем через месяц после того, как все эти “независящие обстоятельства” будут позади. А кроме того, просто “прикрыться” заявлением об отсрочке не получится: специальная комиссия будет проверять каждый случай. Интересно, как на вмешательство какой-то там комиссии в семейные дела, и без того напряженные, будут реагировать супруги чиновников?

К ним, в частности, предлагается отнести стихийные бедствия, пожар, эпидемии, забастовки, военные действия, террористические акты, запретительные или ограничительные меры, принимаемые государственными органами, в том числе иностранными. Ими не могут быть признаны “регулярно повторяющиеся и прогнозируемые события и явления, а также обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий физического лица, ссылающегося на наличие этих обстоятельств”.

Комиссия по урегулированию конфликта интересов должна признать причинно-следственную связь между возникновением таких обстоятельств и невозможностью соблюдения антикоррупционных ограничений, запретов и требований.

Примечательно, что пандемию коронавируса тоже вполне можно считать таким обстоятельством, и когда законопроект готовился к рассмотрению в Госдуме, депутаты предложили придать ему обратную силу — чтобы срок освобождения от ответственности начинался с 1 марта 2020 года. Мол, пандемия помешала чиновникам вовремя подавать сведения о доходах и сообщать о конфликте интересов.

Политолог, профессор Северо-Западного института управления РАНХиГС Инна Ветренко считает, что закон о “нечаянной” коррупции только ужесточит ответственность чиновников. Ветренко опубликовала в “Российской газете” свою точку зрения (скажем прямо, не бесспорную) на новую инициативу: “Реакция на поправки и сам факт их принятия свидетельствуют о том, что коррупция в России продолжает быть частью повседневности. А раз есть факты хищения, то должны прорабатываться законные механизмы и инструменты борьбы с ними. При этом нельзя сказать, что ситуация в нашей стране слишком критичная. По сравнению с периодом конца 90-х и начала нулевых она гораздо оптимистичнее. Реализовано множество антикоррупционных мер. В том числе громкие задержания таких крупных коррупционеров, как Алексей Улюкаев. Разумеется, это определенные посылы обществу, которые имеют превентивную функцию. Не случайно китайская философия гласит, что нарушение закона должно страшно караться, чтобы не было повадно другим…

По сути, законопроект, предусматривающий совершенствованиемер ответственности за коррупционные правонарушения, является корректировкой отдельных шероховатостей, которые обнаружили себя в ходе довольно настойчивого и упорного применения антикоррупционного законодательства в последние несколько лет. Под действие поправок попадает очень широкий круг лиц, и они будут внесены в целый ряд профильных законов. Причиной появления поправок я бы назвала постпандемийную рефлексию, потому что до ситуации с распространением коронавируса трудно было представить себе обстоятельства настолько масштабные и способные повлиять на возможность госслужащих исполнить требования по составлению деклараций, по предотвращению конфликта интересов.

Стоит, однако, подчеркнуть, что законопроект ни в коей мере не умаляет и не уменьшает ответственность должностных лиц за свои действия.

Нашествие коронавируса используют так часто в качестве обстоятельства непреодолимой силы, что кажется — если бы не было пандемии, то следовало бы ее организовать. Не претендуя на истину в последней инстанции, предположу, что сам по себе этот законопроект имеет все предпосылки к использованию в коррупционных целях. Комиссия будет расследовать каждый случай “нечаянной” коррупции — а можно ли быть уверенным в ее абсолютной беспристрастности? Уж простите, но на просторах России есть множество вариантов для форс-мажорных обстоятельств, включая наводнения, засуху или лесные пожары. Последними, говорят, очень хорошо маскировать незаконную продажу древесины. На чиновников (а также судей, прокуроров, полицейских — на них этот законопроект также распространяется) хватит. К тому же считается, что новые меры по усилению борьбы с коррупцией редко приводят к желаемому результату — зато, напротив, растут масштабы взяток и “откатов”.

И последнее. В 2019 году был вынесен приговор бывшему главе Новокузнецкого района Евгению Манузину. Суд признал его виновным в должностном преступлении и нанесении ущерба бюджету. Манузин ввел режим чрезвычайной ситуации, чтобы быстро обеспечить электроэнергией поселок Подстрелка Новокузнецкого района. Сделать это следовало с соблюдением всех необходимых процедур — планирования бюджета, проведения аукциона по выбору подрядчика и прочего. Но чиновника “поджимали” сроки, установленными решением суда, которое предписывало подать энергию в Подстрелку. И Манузин ввел режим ЧС.

Тогда и теперь понятно, что глава района оказался плотно зажатым в тисках закона, не предоставившего ему никакого выбора.

Читайте также: