Должность эксперта в государственных судебно экспертных учреждениях может занимать

Опубликовано: 02.10.2024

Государственную судебную экспертизу может проводить аттестованный сотрудник государственного судебно-экспертного учреждения, а именно:

- судебно-экспертных учреждений Минюста России;
- экспертно-криминалистических подразделений МВД России;
- судебно-медицинских и судебно-психиатрических учреждений Минздравсоцразвития России; судебно-медицинских лабораторий Минобороны России;
- экспертных подразделений ФСБ, ФСНК, МЧС России и других государственных судебно-экспертных учреждений, создаваемых в порядке, определенном Законом и нормативными документами органов власти.

В соответствии с ч. 2 ст. 199 УПК РФ, если экспертиза назначена в государственное судебно-экспертное учреждение, его руководитель не должен разъяснять эксперту его права и ответственность, предусмотренные ст. 57 УПК РФ. Тем не менее государственный эксперт дает в каждом заключении подписку, что он предупрежден об ответственности за дачу заведомо ложного заключения (см. статью Ответственность судебного эксперта). Согласно п. 5 ч. 1 ст. 204 УПК РФ эта подписка - обязательный атрибут экспертного заключения.

Статья 16 "Закона о экспертизе" устанавливаются права государственного эксперта. Так, эксперту запрещено принимать поручения о производстве судебной экспертизы непосредственно от каких-либо органов или лиц, за исключением руководителя государственного судебно-экспертного учреждения. Другое ограничение - запрет осуществлять судебно-экспертную деятельность в качестве негосударственного эксперта.

Требования к государственному эксперту

Должность эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях может занимать:

- гражданин Российской Федерации;
- гражданин с высшим профессиональным образованием и подготовкой по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Образование

Первоначально судебных экспертов практически всех родов и видов экспертиз (исключение составляют специалисты в области судебной медицины и судебной психиатрии) готовили из лиц с естественнонаучным и юридическое образованием. В результате переподготовки они получали так допуск - квалификационное свидетельство на право производства экспертиз данного рода (вида).

Чтобы новички могли самостоятельно готовиться им составляли индивидуальный план, который утверждал руководитель судебно-экспертного учреждения. За стажером, не имеющим экспертной подготовки, закреплялся эксперт-наставник из числа наиболее опытных работников. Наставник был обязан:

- оказывать методическую помощь в освоении теоретического курса и приобретении практических навыков работы с приборами и оборудованием;
- контролировать выполнение индивидуального плана подготовки;
- привлекать обучающегося к производству экспертиз и исследований, участию в следственных действиях в качестве специалиста.

Экспертное заключение подписывали и наставник, и стажер.

В органах внутренних дел различных уровней, при экспертных подразделениях и ВУЗах МВД создавали учебные центры с ускоренными вариантами подготовки и переподготовки экспертов-криминалистов.

Физики, химики, биологи, инженеры и другие специалисты с естественнонаучным или техническим базовым образованием, которые привлекаются на работу в судебно-экспертные учреждения, являются узкими специалистами. Поэтому для них организовывают стажировки и курсы по обучению основам процессуального права и криминалистики. Однако зачастую этого не достаточно. Юридические знания и общая правовая культура эксперты приобретают только с годами практической работы. Поэтому в работе есть риск ошибок и упущений.

Качество подготовки судебных экспертов путем индивидуальных и групповых стажировок, краткосрочных курсов нельзя сравнивать с систематическим образованием, получаемым в высшем учебном заведении.

Сегодня в государственном реестре появилась новая специальность для специалистов с высшим образованием 030502 "Судебная экспертиза". Выпускникам вузов по этой специальности присваивается квалификация "судебный эксперт".

Сейчас в высших учебных заведениях МВД России обучают экспертов "традиционных" криминалистических экспертиз готовят в рамках пятилетней формы обучения. По окончании вуза они получают диплом о высшем экспертном образовании и допуски на право производства семи родов экспертиз: трасологических, дактилоскопических, баллистических, холодного оружия, портретных, почерковедческих, технико-криминалистических экспертиз документов.

Для выработки единого подхода к подготовке судебных экспертов разных специализаций в рамках вузовского образования. С этой целью разработан Государственный образовательный стандарт, предусматривающий унифицированный подход к изучаемым общепрофессиональным дисциплинам, дифференцированное определение дисциплин специализации в зависимости от родов судебных экспертиз.

Практическая реализация данной концепции подготовки судебных экспертов в области судебных инженерно-технических экспертиз (пожарно-технической, автотехнической и взрывотехнической) реализована в целом ряде вузов России.

Так, в МГТУ им. Н.Э. Баумана готовят судебных экспертов инженерно-технических экспертиз и компьютерно-технических экспертиз.

В Институте судебных экспертиз Московской государственной юридической академии в рамках первого и второго высшего образования студенты обучаются по специальности "Судебная экспертиза" с присвоением квалификации "судебный эксперт" со специализациями "судебно-речеведческие" и "судебно-экономические экспертизы".

В Волгоградском государственном университете готовят по специальности "судебные экспертизы веществ и материалов", Белгородском государственном университете - "традиционные криминалистические экспертизы", в ведомственных вузах МЧС России - "пожарно-технические экспертизы". Однако потребность в судебных экспертах столь высока, что еще долгое время, очевидно, будет осуществляться и обучение экспертов путем переподготовки иных специалистов.

Высшее судебно-экспертное образование - это условие необходимое, но недостаточное для подтверждения экспертной квалификации. Согласно ч. 2 ст. 13 ФЗ ГСЭД для государственных судебных экспертов определение уровня профессиональной подготовки и аттестация на право самостоятельного производства судебной экспертизы осуществляются экспертно-квалификационными комиссиями в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Причем уровень профессиональной подготовки экспертов подлежит пересмотру указанными комиссиями каждые 5 лет.

Министерство юстиции Российской Федерации утверждило Положение об аттестации работников судебно-экспертных учреждений Минюста России на право самостоятельного производства судебной экспертизы. Положение устанавливает порядок аттестации работников на право самостоятельного производства судебной экспертизы в судебно-экспертных учреждениях (СЭУ) Минюста России в целях определения их уровня профессиональной подготовленности для производства судебных экспертиз.

Аналогичные Приказы по аттестации экспертных кадров действуют в МВД, ФТС, ФСКН, МЧС России и других ведомствах, где имеются государственные экспертные учреждения.

Для аттестации работников на право самостоятельного производства судебной экспертизы и его продления образуются экспертно-квалификационные комиссии, которые проводят аттестацию и переаттестацию экспертов. Утверждены также ведомственные перечни экспертных специальностей, по которым проводится аттестация на право самостоятельного производства судебных экспертиз.

Диплом о высшем экспертном образовании - основной документ, подтверждающий квалификацию эксперта. Однако и дипломированные судебные эксперты для работы в государственных судебно-экспертных учреждениях обязаны пройти аттестацию и получить свидетельство на право производства экспертиз.

Определение уровня профессиональной подготовки экспертов и аттестация их на право самостоятельного производства судебной экспертизы осуществляются экспертно-квалификационными комиссиями в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Уровень профессиональной подготовки экспертов подлежит пересмотру указанными комиссиями каждые пять лет.
Комментарий к статье 13
1. Комментируемая статья предусматривает комплектование штатов государственных судебно-экспертных учреждений системы Минюста, Минздрава, Минобороны, ГТК, ФСБ РФ специалистами, имеющими высшее профессиональное образование. Исключение составляют экспертно-криминалистические подразделения МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, где в настоящее время работают как эксперты с высшим образованием, так и эксперты-криминалисты, окончившие Московскую специальную среднюю школу милиции и имеющие среднее специальное экспертное образование. В настоящее время это образовательное учреждение закрыто.
В соответствии с нормативными правовыми актами, утвержденными соответствующими федеральными органами исполнительной власти, проводятся комплектование кадрового состава государственных судебно-экспертных учреждений, подготовка сотрудников по конкретному виду судебной экспертизы и экспертной специальности, а также повышение квалификации экспертов.
В соответствии с действующим в настоящее время Приказом МВД России от 1 июня 1993 г. N 261 на экспертные должности могут назначаться лица, имеющие высшее или среднее специальное экспертное образование и право самостоятельного производства экспертиз. В настоящее время на стадии разработки находятся ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность экспертов органов внутренних дел с учетом требований процессуального законодательства и комментируемого Закона. Среди них: "Наставление по организации работы экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел", "Инструкция по организации производства судебных экспертиз и экспертиз по делам об административных правонарушениях в экспертно-криминалистических учреждениях и подразделениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации" и "Положение об аттестации сотрудников экспертно-криминалистических учреждений и подразделений в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации на право самостоятельного производства судебных экспертиз". Согласно проектам указанных документов экспертами могут быть лица, имеющие высшее профессиональное образование по специальности "Судебная экспертиза", иное высшее профессиональное образование, прошедшие последующую подготовку по конкретному виду экспертной специализации, или среднее специальное образование по специальности "Криминалистическая экспертиза" и аттестованные на право самостоятельного производства судебных экспертиз.
В судебно-экспертных учреждениях (СЭУ) Минюста России на экспертные должности зачисляются юристы, инженеры, экономисты, физики, химики, биологи и другие специалисты с высшим профессиональным (не экспертным) образованием по профилю будущей экспертной специальности. Деятельность экспертов СЭУ регламентирована процессуальным законодательством, комментируемым Законом, а также ведомственными нормативными правовыми актами, в том числе Инструкцией по организации производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации, утв. Приказом Минюста РФ N 347 от 20 декабря 2002 г.
Аналогичным предусмотренному в СЭУ образом осуществляется подбор кадров для работы в таможенных лабораториях ГТК России, а также в экспертных подразделениях ФСБ РФ. Например, в соответствии с Инструкцией о назначении должностными лицами таможенных органов экспертиз и исследований и об оценке заключений эксперта и результатов исследований (в ред. Приказа ГТК РФ от 28 июня 2002 г. N 675) экспертизы в таможенных целях выполняют сотрудники таможенных лабораторий, имеющие право на самостоятельное проведение экспертиз, которых назначают экспертами.
В судебно-медицинских учреждениях Минздрава России комплектование кадрового состава, выполняющего судебно-медицинские экспертизы, осуществляется специалистами с высшим медицинским образованием, имеющими сертификат на производство судебно-медицинских экспертиз (сертификат специалиста). Для производства других видов экспертиз могут привлекаться лица, имеющие высшее фармакологическое, химическое, биологическое и иное образование. Аналогичным образом комплектуются судебно-экспертные учреждения Минобороны России. Кадровая политика последних отличается от судебно-медицинских учреждений Минздрава РФ тем, что на должности экспертов в системе Минобороны назначаются военнослужащие и служащие Российской Армии.
Послевузовская специализированная врачебно-судебно-медицинская подготовка судебно-медицинских экспертов осуществляется путем окончания: ординатуры по специальности "Судебная медицина" (два года обучения), аспирантуры по специальности "Судебная медицина", курсов усовершенствования со специализацией в области судебной медицины при Российской медицинской академии последипломного образования Минздрава России, Санкт-Петербургского института усовершенствования врачей или других образовательных учреждений.
Комплектование судебно-психиатрических экспертных учреждений и судебно-психиатрических экспертных отделений психиатрических учреждений Минздрава России осуществляется в соответствии с Положением об организации деятельности врача - судебно-психиатрического эксперта, утв. Приказом Минздрава РФ от 14 августа 2002 г. N 262. Врачом - судебно-психиатрическим экспертом - назначается врач-психиатр, прошедший специальную подготовку по судебно-психиатрической экспертизе. Судебно-психиатрические экспертизы могут выполнять только врачи-психиатры, имеющие высшее медицинское образование и прошедшие специализированную врачебно-психиатрическую подготовку путем окончания ординатуры или интернатуры по специальности "Психиатрия" (соответственно два и один год обучения). Врачом-психиатром может стать врач иной (непсихиатрической) специальности после прохождения специализации в психиатрическом учреждении, имеющем разрешение (лицензию) на данный вид деятельности.
В качестве эксперта-психолога при производстве комплексных психолого-психиатрических экспертиз привлекаются медицинские психологи, имеющие высшее психологическое образование и прошедшие послевузовскую подготовку по медицинской психологии, в соответствии с Положением о подготовке медицинских психологов, утв. Приказом Минздрава РФ от 26 ноября 1996 г. N 391.
2. Деятельность экспертно-квалификационных комиссий осуществляется в целях определения уровня профессиональной подготовки экспертов и их аттестации на право самостоятельного производства судебной экспертизы по определенному виду или экспертной специальности в соответствии с ведомственными нормативными актами. Экспертно-квалификационные комиссии предоставляют или отказывают в предоставлении, а также принимают решение о продлении или лишении права самостоятельного производства судебной экспертизы по определенному виду или экспертной специальности.
На основании решения комиссии о том, что работник обладает необходимыми специальными знаниями, ему выдается свидетельство, образец которого устанавливается соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Периодическая аттестация экспертов осуществляется в целях обеспечения контроля за должным уровнем профессиональной подготовки и переподготовки экспертов, способствует получению объективных и достоверных результатов, а также повышению качества выполняемых экспертиз.
На практике осуществляются два вида аттестации работников: квалификационная и на соответствие занимаемой должности. Все сотрудники государственных судебно-экспертных учреждений, производящие судебные экспертизы, в обязательном порядке подлежат квалификационной аттестации на право самостоятельного производства экспертиз. Аттестация на соответствие занимаемой должности осуществляется в судебно-экспертных учреждениях МВД, ФСБ, МО, ГТК РФ, где эксперты являются военнослужащими или государственными служащими. Например, прохождение аттестации на соответствие занимаемой должности предусмотрено Законом РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" (в ред. от 10 января 2003 г.), Положением "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации", Положением "О порядке прохождения военной службы", другими нормативными правовыми актами.
Квалификационная аттестация предусматривает возможность предоставления эксперту и продления права самостоятельного производства судебной экспертизы по конкретному ее виду или экспертной специальности на основе проверки уровня профессиональной подготовки работника, знания им организационно-правовых и методических основ судебно-экспертной деятельности, проверки степени владения методами и методиками, навыками и приемами производства судебной экспертизы по определенному виду судебной экспертизы или экспертной специальности. Перечень родов и видов экспертиз, а также порядок предоставления (продления, лишения) права самостоятельного производства экспертиз устанавливаются соответствующими ведомственными нормативными правовыми актами. Например, Приказом Минюста России от 23 января 2002 г. N 20 утверждено Положение об аттестации работников на право самостоятельного производства судебной экспертизы в судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации, Приказом ГТК РФ от 4 июня 2001 г. N 513 - Положение о системе экспертной аттестации.
Комментируемая статья предусматривает предоставление эксперту права на самостоятельное производство судебной экспертизы сроком на 5 лет и продление права через каждые 5 лет, независимо от ведомственной принадлежности судебно-экспертных учреждений.
Профессиональная подготовка сотрудников экспертно-криминалистических подразделений МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации в настоящее время осуществляется в соответствии с Наставлением по организации профессиональной подготовки рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, утв. Приказом МВД России от 10 июля 1991 г. N 110. Указанным Наставлением определены следующие основные виды обучения, обеспечивающие его непрерывность: первоначальная подготовка, стажировка, переподготовка, повышение квалификации, обучение в аспирантуре, адъюнктуре, докторантуре, служебная и боевая подготовка, физическая подготовка, самостоятельная учеба. Профессиональная подготовка в рамках повышения квалификации и переподготовки сотрудников осуществляется на факультетах и курсах высших образовательных учреждений, в ГУ ЭКЦ МВД России, а также в базовых экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел.
МВД России обеспечивает себя кадрами, имеющими высшее экспертное образование. В соответствии с Государственным образовательным стандартом, предусматривающим высшее профессиональное образование по специальности 350600 "Судебная экспертиза", подготовку экспертов-криминалистов с высшим образованием осуществляют по очной форме обучения в следующих вузах России: Московский госуниверситет им. М.В. Ломоносова, Волгоградская академия и Саратовский юридический институт. На базе этих образовательных учреждений осуществляется подготовка сотрудников экспертно-криминалистических подразделений ОВД, не имеющих специального экспертного образования, для получения свидетельства на право самостоятельного производства экспертиз. Послевузовскую подготовку эксперты ОВД МВД, ГУВД, УВД, УВДТ субъектов Российской Федерации проходят на факультетах повышения квалификации в выше перечисленных вузах, а также на курсах повышения квалификации в учебных центрах ГУВД Ставропольского края, УВД Калужской области, Санкт-Петербургском университете МВД России. При этом эксперты-криминалисты руководствуются программами, утвержденными Главным управлением кадров МВД России и согласованными с ГУ ЭКЦ МВД России.
В судебно-экспертных учреждениях МВД России головным органом по вопросам предоставления права производства экспертиз является Центральная экспертно-квалификационная комиссия МВД России, действующая при ГУ ЭКЦ МВД России. Аттестация на правопроизводства экспертиз осуществляется также региональными экспертно-квалификационными комиссиями, созданными на базе экспертно-криминалистических центров МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.
В судебно-экспертных учреждениях Минюста РФ (в соответствии с ведомственным Положением об организации обучения кадров, утв. замминистра 20 июня 1996 г.) профессиональная подготовка включает: подготовку по типовой программе по конкретной экспертной специальности под руководством наставника, повышение квалификации путем обучения на курсах, организованных на базе РФЦСЭ Российской правовой академией Минюста России, прохождение стажировок в ведущих экспертных и научных учреждениях, участие в работе научно-практических семинаров и школ, обучение в аспирантуре и подготовка диссертационных работ в качестве соискателей.
Аттестация экспертов на право самостоятельного производства экспертиз по конкретным экспертным специальностям и методам исследования проводится Центральной экспертно-квалификационной комиссией, действующей при Российском федеральном центре судебной экспертизы, а также зональными экспертно-квалификационными комиссиями, созданными в региональных центрах и центральных лабораториях судебной экспертизы.
Повышение квалификации сотрудников в таможенных органах экспертизы осуществляется путем стажировки под руководством наставника по индивидуальному плану в течение года. Предусмотрена на базе РФЦСЭ также самостоятельная подготовка и обучение на очно-заочных курсах организаций, имеющих право выдавать свидетельства или аттестаты в установленном законом порядке. При всех таможенных лабораториях созданы аттестационные комиссии, которые проводят аттестацию экспертов на право самостоятельного производства экспертиз. Право утверждения результатов аттестации и выдачи свидетельств единого образца возложено на Центральную аттестационную комиссию, образованную в Центральном экспертно-криминалистическом таможенном управлении ГТК России.
В федеральных органах налоговой полиции ранее также имелись государственные судебно-экспертные учреждения. В марте 2003 г. Федеральная служба налоговой полиции упразднена, а ее штатная численность, в том числе основная часть штатных единиц экспертных подразделений, передана вновь созданному Государственному комитету по контролю за незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ. Профессиональная подготовка экспертов ранее осуществлялась в соответствии с Положением об организации обучения сотрудников экспертных подразделений федеральных органов налоговой полиции.
Квалификационная аттестация судебно-медицинских экспертов осуществляется путем получения обязательного для каждого эксперта сертификата на занятие судебно-медицинской экспертной деятельностью, а также при прохождении аттестации на получение квалификационной категории (присваивается приказом по учреждению). В соответствии с Приказом Минздрава России от 9 августа 2001 г. N 314 "О порядке получения квалификационных категорий" регламентирован порядок прохождения такой аттестации в судебно-медицинских учреждениях Минздрава России. В Минобороны России подобная аттестация проводится в соответствии с Положением о порядке получения квалификационных категорий медицинского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, введенным Приказом от 5 ноября 2001 г. N 530.
Судебно-медицинские эксперты Минздрава и Минобороны России в целях повышения квалификации осуществляют дополнительную специальную подготовку в образовательных учреждениях, имеющих соответствующее разрешение, не реже одного раза в пять лет. Специализация и усовершенствование судебных экспертов (судебных медиков, судебных психиатров, криминалистов, химиков, биологов, генетиков, гистологов) проводится также в образовательных учреждениях и судебно-экспертных учреждениях Минздрава России и других федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, имеющих экспертные учреждения.
В судебно-экспертных учреждениях МО РФ профессиональная подготовка экспертов в системе МО РФ осуществляется в соответствии с ведомственным нормативным актом "Руководство по судебно-медицинской экспертизе в Вооруженных Силах Российской Федерации на мирное время", введенным в действие Приказом от 19 апреля 2001 г. N 190. В течение шести месяцев назначенные на должность сотрудники проходят стажировку в экспертном учреждении по индивидуальному плану под руководством наставника. Специализированная подготовка осуществляется на базе интернатуры медицинского состава видов Вооруженных Сил Российской Федерации, военных округов (флотов).
Послевузовское образование и повышение квалификации экспертов проводятся в Военно-медицинской академии, а также на курсах по судебной экспертизе при Государственном институте усовершенствования врачей Минобороны России. После окончания обучения и успешной сдачи экзаменов экспертам на 5 лет выдается сертификат по специальности "судебно-медицинская экспертиза", который действителен в течение пяти лет. Предусмотрена дополнительная подготовка специалистов и повышение их квалификации в клинической ординатуре, адъюнктуре, докторантуре на кафедре судебной медицины Военно-медицинской академии. В судебно-экспертных учреждениях Минобороны России в обязательном порядке предусмотрена переподготовка экспертов не реже одного раза в пять лет.
В соответствии с Положением об организации деятельности врача - судебно-психиатрического эксперта, утв. Приказом Минздрава РФ от 14 августа 2002 г. N 262, эксперт, производящий судебно-психиатрические экспертизы, имеет право на повышение квалификации и получение квалификационной категории в соответствии с достигнутым уровнем профессиональных знаний и навыков. Послевузовское образование врачей-психиатров осуществляется в ординатуре Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, в интернатуре, а также на специализированных курсах подготовки, организованных на факультете послевузовского образования Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, и т.д. В целях повышения уровня квалификации экспертов-психиатров в государственных судебно-психиатрических экспертных учреждениях в обязательном порядке предусмотрена их профессиональная подготовка не реже одного раза в пять лет.
Глава II. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА РУКОВОДИТЕЛЯ И ЭКСПЕРТА
ГОСУДАРСТВЕННОГО СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Все процессуальные кодексы указывают только одно основание (требование) для назначения лица судебным экспертом – наличие специальных знаний (ст. 57 УПК РФ, ст. 85 ГПК РФ, ст. 55 АПК РФ).

Вместе с тем, процессуальные кодексы требуют, чтобы в своем заключении судебный эксперт сообщил о своем образовании, специальности, стаже работы, о наличии ученой степени и (или) ученого звания (ст. 204 УПК РФ, ст. 86 АПК РФ). Требование о наличии высшего образования для государственных судебных экспертов содержится в ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (№ 73-ФЗ от 31.05.2001). Эти данные помогают суду (следователю, дознавателю) в решении вопроса о компетентности эксперта. Кроме того компетентность судебного эксперта подтверждается в системах добровольной сертификации, в рамках систем добровольной сертификации ведутся Реестры, для регистрации участников систем, выданных, приостановленных и отмененных сертификатов судебных экспертов и судебно-экспертных лабораторий.

Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (N 73-ФЗ от 31 мая 2001 года), статья 41 распространяет свое действие на судебно - экспертную деятельность лиц, не являющихся государственными судебными экспертами, и гласит: «В соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно - экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами. На судебно - экспертную деятельность лиц, указанных в части первой настоящей статьи, распространяется действие статей 2, 4, 6 - 8, 16 и 17, части второй статьи 18, статей 24 и 25 настоящего Федерального закона».

Какие требования неправомерно предъявлять к судебным экспертам.

Требования о предоставлении экспертом лицензии на право производства судебных экспертиз и(или) сведений (документа) о его аккредитации являются незаконными и не выполнимыми.

Лицензирование судебно-экспертной деятельности не предусмотрено Федеральным законодательством (Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О лицензировании отдельных видов деятельности"
Постановление Правительства РФ от 26.01.2006 N 45 (ред. от 20.08.2010) "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности"). В настоящее время аккредитации судебных экспертов в Российской Федерации не существует.

Если выполняется (назначается) судебно-оценочная экспертиза, судебная строительно-техническая экспертиза или другие виды судебных экспертиз, выполняемыми специалистами саморегулируемых организаций (СРО), требование о представлении экспертом сведений о своем членстве в СРО не предусмотрено законом. Судебная экспертиза осуществляется только по нормам процессуальных кодексов. Что касается компетенции эксперта, то она должна устанавливаться по существу, а не по формальным основаниям.

Неправомерны требования о профильном образовании судебного эксперта. Закон (ст. 204 УПК РФ, ст. 86 АПК РФ) требует указать образование, не уточняя: высшее, среднее специальное, профильное и т.д. В ГПК РФ вообще ничего не говорится об образовании эксперта.

Отвод судебного эксперта.

Отвод заявляется до вынесения определения (постановления) о назначении экспертизы. Наряду с общими основаниями для самоотвода (отвода) участников процесса (ст. 61, 62 УПК РФ, ст. 16 ГПК РФ, ст. 21, 22 АПК РФ) существуют специфические основания для самоотвода (отвода) судебного эксперта:

- служебная или иная зависимость, в которой находился или находится эксперт от лица, участвующего в деле;

- личная заинтересованность в исходе дела (ст. 70 УПК РФ, ст. 18 ГПК РФ, ст. 23,27 АПК РФ).

В арбитражном процессе в дополнение к этому приведено еще одно специфическое основание (ст. 23 АПК РФ) для отвода эксперта. Это проведение сведущим лицом ревизии или проверки, материалы которой послужили поводом для обращения в арбитражный суд или используются при рассмотрении дела.

Других, оснований, кроме содержащихся в упомянутых выше статьях, для отвода судебного эксперта не имеется, например: требование наличия лицензии, аккредитации, членства в каком-то профессиональном объединении, высшего профильного образования, высшего образования и другое.

Обязанности и права судебного эксперта (ст. 57 УПК РФ, ст. 55 АПК РФ, ст. 85 ГПК РФ).

Лицо, назначенное судебным экспертом, обязано явиться по вызову судьи (суда) (следователя, дознавателя).

Обязано заявить самоотвод при наличии оснований.

Обязано принять экспертизу к производству.

Эксперт обязан явиться по вызову суда для личного участия в судебном заседании задавать в судебном заседании вопросы лицам, участвующим в деле и свидетелям (ч.1,3 ст. 85 ГПК РФ).

Имеет право знакомиться с материалами дела, относящими к предмету экспертизы (необходимыми для ее производства).

Ходатайствовать о предоставлении дополнительных материалов, относящихся к предмету экспертизы.

Ходатайствовать о привлечении другого эксперта.

Участвовать с разрешения дознавателя, следователя, суда в процессуальных действиях и задавать вопросы, относящиеся к предмету судебной экспертизы (ст. 57 УПК РФ).

Эксперт вправе с разрешения арбитражного суда участвовать в судебных заседаниях, задавать вопросы лицам, участвующим в деле и свидетелям (ч. 3 ст. 55 АПК РФ).

Эксперт вправе дать заключение.

Эксперт вправе отказаться от дачи заключения.

Эксперт вправе обжаловать действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда, ограничивающие его права.

Эксперт не вправе (ст. 57 УПК РФ, ст. 85 ГПК РФ, ст. 55 АПК РФ).

Самостоятельно собирать доказательства (материалы для экспертного исследования).

Без ведома следователя или суда вести переговоры с участниками уголовного судопроизводства по поводу производства судебной экспертизы.

Вступать в личные контакты в гражданском (арбитражном) процессе с участками процесса, если это ставит под сомнение его незаинтересованность в исходе дела.

Разглашать сведения, которые стали ему известны при производстве экспертизы.

Давать заведомо ложное заключение.

Без разрешения лица, назначившего экспертизу, проводить исследования, способные полностью или частично разрушить объекты или изменить их внешний вид и основные свойства.

Уклоняться от явки по вызову в суд, к следователю, дознавателю.

За дачу заведомо ложного заключения судебный эксперт несет уголовную ответственность по ст. 307 УК РФ.

За разглашение данных предварительного расследования эксперт несет уголовную ответственность по ст. 310 УК РФ.

В контакт со сторонами судебный эксперт чаще всего вступает, когда начинает экспертное исследование по месту нахождения крупногабаритного объекта (транспортное средство, домовладение, помещение, здание и т.п.). Эксперт должен помнить, что приступая к осмотру такого объекта, он приступает по существу к производству судебной экспертизы в «полевых условиях». Самостоятельного процессуального действия «экспертный осмотр» не существует. Экспертный осмотр является частью экспертизы, началом экспертного исследования по месту нахождения вещественного доказательства. Поэтому присутствие лиц при таком осмотре должно быть оформлено как присутствие при производстве экспертизы с указанием на это в определении (постановлении) о назначении экспертизы (или в дополнительном), а также отражено во вводной части заключения эксперта (ст. 204 УПК РФ, ст. 86 АПК РФ, ст. 84 ГПК РФ).

Форма и содержание заключения судебного эксперта (ст. 294 УПК РФ, ст. 86 ГПК РФ, ст. 86 АПК РФ).

  1. Вводная часть.

Место и время производства экспертизы (оформления заключения).

Основание производства судебной экспертизы (определение, (постановление) по делу, номер и наименование дела).

Должность, классный чин, специальное звание лица, назначившего экспертизу.

Сведения об экспертном учреждении, а также ф.и.о. эксперта, его образование, специальность, стаж работы, ученая степень, ученое звание, занимаемая должность.

Сведения и предупреждение эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Вопросы, поставленные перед экспертом (приводятся в кавычках так, как они изложены в определении (постановлении). Если какой-то вопрос не ясен и нет возможности уточнить его у лица, назначившего экспертизу, эксперт самостоятельно формулирует вопрос так, как он его понимает и после всех перечисленных вопросов пишет: «Вопрос такой-то эксперт понимает в следующей редакции: (приводит свою редакцию вопроса)».

Объекты, представленные на исследование (после сверки наличия объектов, указанных в определении (постановлении), включаются в перечень объектов по определению (постановлению).

Материалы дела, относящиеся к производству (предмету) экспертизы, (Если предоставлено все дело, то указывается № дела, наименование, количество томов, количество листов в каждом томе. Если листы дела с материалами для эксперта не указаны, эксперт ограничивается вышеприведенным).

Лица, присутствовавшие при производстве экспертизы.

Если данная экспертиза дополнительная или повторная, то это указывается с приведением сведений: где, когда, кто провел первичную экспертизу и к каким выводам пришел.

Заявленные ходатайства (если были) и результаты.

  1. Исследовательская часть.

Осмотр и описание объектов исследования. Изучение материалов дела, нормативная и справочная литература. (Эксперт осматривает и излагает общие и частные признаки объектов исследования, отбирая те, которые будут далее изучаться; обозначает материалы дела, приводит наименование документов и их содержание, акцентируя внимание на фактах, которые будут использованы в исследовании).

Аналитическая часть. (Эксперт реально или мысленно делит объекты на части, чтобы тщательно и подробно изучить каждую часть объекта).

Синтезирующая часть. (Эксперт соединяет части в единое целое для получения нового, более полного знания об объекте).

Экспертный эксперимент (если проводился).

Результативная часть. (Эксперт обобщает полученные результаты и в развернутом виде формулирует будущие выводы, приводя их обоснование).

При изложении исследовательской части следует руководствоваться указанием закона (ст. 204 УПК РФ, ст. 86 АПК РФ): в исследовательской части должны быть указаны «содержание и результаты исследования с указанием примененных методик (методов)».

  1. Выводы. (Лаконичное, четкое, однозначно трактуемое изложение ответа на поставленный вопрос).

- альтернативная (эксперту заданы две, три ситуации);

- условно-определенная (решается задача для сформулированных условий);

- решить не представляется возможным (НПВ) с указанием причины невозможности решения вопроса.

Требования к экспертам: их права, обязанности и квалификация.

Требования, которые закон предъявляет к каждому сотруднику государственного судебно-экспертного учреждения, установлены ст. 12 и 13 ФЗ № 73 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 73). Согласно названным требованиям, эксперт государственного судебно-экспертного учреждения (далее — СЭУ) — это аттестованный работник государственного судебно-экспертного учреждения, проводящий судебные экспертизы в порядке исполнения своих должностных обязанностей. Должность эксперта государственного СЭУ вправе занимать гражданин Российской Федерации, имеющий высшее профессиональное образование и прошедший последующую подготовку по конкретной экспертной специальности. Порядок ее прохождения устанавливается тем федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные СЭУ. Кроме того, каждый эксперт государственного СЭУ обязан пройти аттестацию на право самостоятельного производства судебной экспертизы. Определение уровня профессиональной подготовки эксперта и его аттестация осуществляются экспертно-квалификационными комиссиями в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти. Уровень профессиональной подготовки экспертов подлежит пересмотру указанными комиссиями каждые пять лет.

Третье значение рассматриваемого термина носит процессуально-правовой характер. Сотрудник СПЭУ становится экспертом в процессуальном смысле только при проведении им конкретной экспертизы. Экспертом-психиатром в процессуальном смысле становится также лицо, не являющееся сотрудником экспертного учреждения, если ему в предусмотренном законом порядке поручено производство СПЭ. Уголовно-процессуальный кодекс РФ (далее — УПК РФ) и Гражданский процессуальный кодекс РФ (далее — ГПК РФ) наделяют судебного эксперта процессуальными правами и возлагают на него процессуальные обязанности, призванные содействовать успешному проведению экспертизы. Правам и обязанностям экспертов государственных СЭУ посвящены также ст. 16 и 17 ФЗ № 73.

Основной обязанностью эксперта-психиатра является полное исследование представленных ему объектов и материалов дела, включая психиатрическое освидетельствование испытуемого, и дача обоснованного и объективного заключения по вопросам, поставленным судом (следователем). Кроме того, эксперт-психиатр обязан:

  1. явиться по вызову лица (органа), назначившего экспертизу. Вызов может быть обусловлен необходимостью проведения экспертных исследований в кабинете следователя или в зале суда либо необходимостью допросить эксперта по поводу проведенной им экспертизы (ч. 2 и 4 ст. 199 УПК РФ, ч. 1 ст. 85 ГПК РФ);
  2. заявить самоотвод при наличии оснований, указанных в законе (ст. 70 УПК РФ, ст. 18 и 19 ГПК РФ);
  3. сообщить в письменном виде о невозможности дать экспертное заключение, если поставленные вопросы выходят за пределы специальных знаний эксперта или представленные ему материалы недостаточны или непригодны для дачи заключения (п. 6 ч. 3 ст. 57 УПК РФ, абз. 2 ч. 1 ст. 85 ГПК РФ, абз. 4 ч. 1 ст. 16 ФЗ № 73).

Дисциплинарная ответственность может быть наложена на эксперта, работающего в СПЭУ, руководителем учреждения в соответствии с нормами трудового законодательства.

Уголовная ответственность наступает за разглашение данных предварительного расследования (ст. 310 УК РФ), а также за заведомо ложное экспертное заключение (ст. 307 УК РФ). Эксперт, давший неверное заключение вследствие небрежности, выбора неправильной методики исследования и тому подобных причин, уголовной ответственности не подлежит, но может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

При производстве конкретной экспертизы эксперт вправе:

  1. знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы (п. 1 ч. 3 ст. 57 УПК РФ, ч. 3 ст. 85 ГПК РФ). По общему правилу в распоряжение экспертов-психиатров предоставляются материалы уголовного или гражданского дела в полном объеме. Медицинская документация испытуемого после ее приобщения к делу является составной частью этих материалов. При направлении на экспертизу лица, содержащегося под стражей, экспертам предоставляется также личное дело арестованного;
  2. ходатайствовать о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения, а также о привлечении к производству экспертизы других экспертов (п. 2 ч. 3 ст. 57 УПК РФ, ч. 3 ст. 85 ГПК РФ);
  3. участвовать с разрешения следователя или суда в производстве следственных (судебных) действий и задавать допрашиваемым вопросы, относящиеся к предмету экспертизы (п. 3 ч. 3 ст. 57 УПК РФ); ч. 3 ст. 85 ГПК РФ говорит о праве эксперта «задаватьв судебном заседании вопросы лицам, участвующим в деле, и свидетелям»;
  4. совещаться с другими экспертами при производстве комиссионной экспертизы (ч. 2 ст. 83 ГПК РФ, ч. 3 ст. 24 ФЗ № 73);
  5. указывать в своем заключении на обстоятельства, по поводу которых не были поставлены вопросы органом, назначившим экспертизу, при условии, что эти обстоятельства имеют значение для дела и их установление входит в компетенцию эксперта (п. 4 ч. 3 ст. 57 УПК РФ, ч. 2 ст. 86 ГПК РФ);
  6. приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда, ограничивающие его права (п. 5 ч. 3 ст. 57 УПК РФ, абз. 4 ч. 1 ст. 17 ФЗ № 73);
  7. получать возмещение расходов, связанных с явкой по вызову к следователю и в суд, а также с производством экспертизы. Если производство экспертизы входит в круг служебных обязанностей судебного эксперта, то он не имеет права на дополнительное вознаграждение за проведенную экспертизу, а расходы по явке (проезду, найму жилого помещения, суточные) возмещаются эксперту тем, кто его вызвал. В порядке исключения из этого правила ч. 3 ст. 37 ФЗ № 73 разрешает государственным СЭУ взимать плату за производство судебных экспертиз по гражданским и административным делам.

Если же судебно-психиатрическая экспертиза поручена лицу, в служебные обязанности которого производство судебно-психиатрических экспертиз не входит, то эксперт имеет право как на оплату расходов, связанных с явкой, так и на вознаграждение за проведенное им экспертное исследование. Основания, порядок и размеры указанных выплат установлены Постановлением Правительства РФ от 01.12.2012 г. № 1240 «О порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением дела арбитражным судом, гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации».

Принадлежащие эксперту процессуальные права реализуются им независимо от мнения следователя, суда или других участников процесса. С вопросом процессуально-правового статуса эксперта тесно связан вопрос о его отводе. Лица, привлекаемые к производству СПЭ, должны быть компетентными (обладать знаниями, необходимыми для дачи заключения) и объективными, т.е. незаинтересованными в исходе данного дела. Если лицо не отвечает указанным требованиям, оно не вправе проводить экспертизу и подлежит отводу.

Обстоятельства, ставящие под сомнение объективность и компетентность эксперта или основания для его отвода, перечислены в процессуальном законе (ст. 70 УПК РФ, ст. 18 ГПК РФ). Эксперт подлежит отводу, если он по данному делу является участником процесса (занимая иное процессуальное положение), если он является родственником кого-либо из участников процесса, если он находился или находится от указанных лиц (т.е. следователя, прокурора, судьи, обвиняемого, потерпевшего, истца, ответчика и т.д.) в служебной или иной зависимости. Однако предыдущее его участие в деле в качестве эксперта или специалиста не является основанием для отвода (п. 1 ч. 2 ст. 70 УПК РФ, ч. 2 ст. 18 ГПК РФ). Не могут проводить экспертизу по одному делу эксперты, состоящие в родстве между собой.

Наконец, процессуальное законодательство предусматривает такое основание для отвода эксперта, как наличие иных (помимо упомянутых выше) обстоятельств, дающих основания считать, что эксперт лично, прямо или косвенно заинтересован в деле. Вопрос о наличии «иных» оснований к отводу решается каждый раз индивидуально, с учетом всех конкретных обстоятельств.

Особое основание для отвода эксперта предусмотрено в отношении судебных экспертиз медицинского профиля. Здесь экспертом не может быть врач, оказывавший испытуемому медицинскую помощь (отвод лечащего врача). Данное ограничение распространяется на очные и заочные экспертизы (ч. 3 ст. 18 ФЗ № 73), включая посмертные. Лица, ведущие производство по делу, и руководители СПЭУ не должны привлекать к производству экспертизы психиатров, которые по тем или иным основаниям должны быть отведены. Отвод заинтересованному или недостаточно компетентному эксперту может быть заявлен участниками процесса. Если основания для отвода известны самому эксперту, он заявляет самоотвод. Вопрос об отводе лица, уже назначенного по делу экспертом, решается лицом или органом, произведшим это назначение.

Требования к оформлению документации, касающейся судебно-психиатрической экспертизы

В п. 17, 18 Порядка проведения судебно-психиатрической экспертизы, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения РФ от 12 января 2017 г. № 3н приведены требования к составлению заключения эксперта. Если на какие-то вопросы, поставленные перед экспертом при назначении экспертизы, он ответить не смог, то он должен это обосновать в своем итоговом заключении.

Материалы дела возвращаются органу (лицу), назначившему судебно-психиатрическую экспертизу, вместе с заключением. Иной порядок возвращения материалов дела возможен только на основании запроса органа (лица), назначившего судебно-психиатрическую экспертизу, и соответствующего решения руководителя ГСПЭУ.

Согласно ст. 25 ФЗ № 73 в заключении эксперта или комиссии экспертов должны быть отражены:

  • время и место производства судебной экспертизы;
  • основания производства судебной экспертизы;
  • сведения об органе или о лице, назначивших судебную экспертизу;
  • сведения о государственном судебно-экспертном учреждении, об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено производство судебной экспертизы;
  • предупреждение эксперта в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения;
  • вопросы, поставленные перед экспертом или комиссией экспертов;
  • объекты исследований и материалы дела, представленные эксперту для производства судебной экспертизы;
  • сведения об участниках процесса, присутствовавших при производстве судебной экспертизы;
  • содержание и результаты исследований с указанием примененных методов;
  • оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам.

Внутренний контроль судебно-психиатрических экспертиз по уголовным и гражданским делам

Одним из основополагающих нормативных документов, которыми должен руководствоваться судебно-психиатрический эксперт в ходе работы, является ФЗ № 73 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Статья 8 ФЗ № 73 гласит: «Эксперт проводит исследование объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов».

Поводом для вызова экспертов в суды и постановки им многочисленных вопросов становятся недостатки заключений экспертиз. Это касается и экспертиз, проведенных по материалам дела, в ходе как уголовного, так и гражданского процесса. Важнейшим элементом практической деятельности судебного психиатра является работа над собственными ошибками и ошибками своих коллег. В первую очередь, такая работа предполагает самоконтроль. После окончательного оформления заключения эксперт в обязательном порядке внимательно перечитывает его, проверяет наличие ошибок и исправляет их. При этом поиск ошибок нельзя ограничивать личной проверкой своего заключения.

Ведь источником многих ошибок становится стереотип мышления. Судебный психиатр, читающий свое заключение, автоматически находит написанное правильным, последовательным, обоснованным и не сомневается в достоверности изложенных сведений. Однако не исключено, что другой эксперт будет иметь иное мнение на этот счет. Поэтому бремя основного контроля ложится на плечи руководителей подразделений и государственного судебно-экспертного учреждения (ГСЭУ).

В ст. 14 ФЗ № 73 четко сказано, что контроль производства экспертиз осуществляет руководитель ГСЭУ, который обязан:

  • создавать необходимые условия для производства экспертиз, сохранности представленных объектов и материалов дела, соблюдения правил противопожарной и техники безопасности, санитарно-гигиенических правил и норм;
  • контролировать сроки и качество выполнения экспертиз, не нарушая принцип независимости эксперта. Судебно-психиатрическая экспертиза должна быть закончена в десятидневный срок с момента окончания исследования (то есть 1 и 2 этапа её производства). Проверка обоснованности экспертного заключения не может превышать этот срок;
  • обеспечить условия, необходимые для сохранения конфиденциальности исследований и их результатов;
  • не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с организацией и производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.

Для производства комиссионных судебно-психиатрических экспертиз как по уголовным, так и по гражданским делам, а также при проведении повторных судебно-психиатрических экспертиз руководитель ГСЭУ должен вводить в состав экспертных комиссий специалистов в области судебно-психиатрических экспертизы, обладающих не только большим опытом экспертной работы, но и знаниями в области судебной психиатрии и смежных дисциплин. Руководители ГСЭУ обязаны следить не только за профессиональной подготовкой экспертного состава учреждения, но и за повышением ими квалификации.

Вышеизложенное позволяет резюмировать, что для того, чтобы из ГСЭУ выходили СПЭ, полностью соответствующие требованиям ФЗ № 73, необходим строгий внутренний контроль за их выполнением. Данный контроль должен начинаться с экспертного самоконтроля. Проверка завершенной СПЭ должна быть проведена руководителем подразделения и заместителем ГСЭУ по экспертной работе. Окончательный же этап проверки должен быть выполнен руководителем ГСЭУ. Только при добросовестном отношении к проверке обоснованности СПЭ следствие и суд будут получать достоверные экспертные сведения, а, следовательно, выносить справедливые решения.

Коллеги, поделитесь знаниями относительно судбных экспертов. Чем устанавливается статус "судебного" эксперта, что за реестры судебных экспертов, влияет ли нахождение эксперта в этих реестрах?

Поправьте, если ошибаюсь. Экспертная деятльность в РФ не лицензируется, без исключений. Для проведения судебной экспертизы требуется только, например, выполнить ограничения закона об оценчной деятельности, или работать в мед. организации с соответствующей лицензией. Тогда какой смысл от этих реестров "судебных экспертов"? В чём будет отличие заключений экспертов, которые аккредитованы при Минюсте, и которое не аккредитованы.
Какая-то каша в голове по этому вопросу. Помогите разобраться. Спасибо.

Комплексная программа повышения квалификации корпоративных юристов

Антимонопольное право в действии

Антимонопольное право в действии

Программы второго диплома по праву University of London в НИУ ВШЭ

Программы второго диплома по праву University of London в НИУ ВШЭ

Комментарии (3)

Иван, отличия государственных и частных судебных экспертов определяются Федеральным законом от 31.05.2001 N 73-ФЗ(ред. от 08.03.2015)"О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (особенно ст. 1,9,13, 41).

Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами.
Государственные судебные эксперты - работники государственного судебно-экспертного учреждения, проводящие экспертизу в рамках своих должностных обязанностей.
Требования по квалификации государственных судебных экспертов:
1. наличие высшего образования и дополнительного профессионального образования по конкретной экспертной специальности (для экспертов в государственных судебно-экспертных учреждениях);
2. наличие среднего профессионального образования в области судебной экспертизы (для экспертов в экспертных подразделениях федерального органа исполнительной власти в органах внутренних дел);
3. для любых государственных судебных экспертов - аттестация (с пересмотром уровня квалификации каждые 5 лет).

Негосударственная судебная экспертиза - экспертиза, проводимая вне государственных судебно-экспертных учреждений.
Частные судебные эксперты - лица, обладающие специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющиеся государственными судебными экспертами. Вышеуказанные требования по квалификации для государственных экспертов на частных экспертов не распространяются. На судебно-экспертную деятельность негосударственных судебных экспертов частично распространяются закон №73-ФЗ (в части порядка производства экспертизы, требований к заключениям и пр.).
Также в Российском федеральном центре судебной экспертизы при Министерстве юстиции РФ и региональных центрах судебной экспертизы Министерства юстиции РФ проводится добровольная сертификация негосударственных судебных экспертов, с целью документального подтверждения уровня их профессиональной квалификации (Распоряжение Минюста России от 27.10.2010 № 9105-р).

Формально заключения государственных и негосударственных экспертов имеют одинаковое доказательственное значение (ст. 79 ГПК РФ, ст. 83 АПК РФ, п.2 ст. 195 УПК РФ). Государственная экспертиза обычно проводится дольше частной. А вот качество экспертизы может отличаться в зависимости от уровня квалификации экспертов. И такая квалификация, на мой взгляд, чаще (хотя далеко не всегда) выше у государственных экспертов. Вопрос выбора эксперта лучше решать индивидуально (с учётом используемых методов экспертизы, технических возможностей экспертов, репутации экспертного учреждения и пр.).

Читайте также: