Что такое атрибуты профессии

Опубликовано: 15.05.2024

Рассматривая символические репрезентации профессии, нельзя пройти мимо ее атрибутики: от техники, инструментария, рабочей одежды и снаряжения до обстановки рабочего места. Эти вещи всегда или в отдельных ситуациях могут использоваться как вещественные символы профессии и проекции идентичности – знаки принадлежности к сообществу, обладания профессиональным знанием и авторитетом. Такую роль способны выполнять вещи, представляющие как объект профессиональной деятельности, так и ее техническое оснащение (инструментарий).
Атрибуты профессии: инструменты, экипировка – символически «достраивают» тело, сообщая ему новые свойства и способности. Инструменты, снаряжение, униформа выражают идентичность профессионала как знаки принадлежности к профессии. «Белый халат», «зеленые фуражки» – такой атрибут обозначает в целом образ профессионала. Тело преображается в пространстве профессии: входя на отделение, врач надевает белый халат; стюардесса появляется на рабочем месте в форме, волосы ее согласно инструкции спрятаны под форменную шапочку, на лице ее немного косметики – макияж, прическа, длина форменной юбки и другие детали ее внешности регламентированы. При этом появление в форменной одежде в городе инструкцией запрещено. Профессиональные атрибуты (мундир, спецовка, белый халат) – связующее звено между телом профессионала и пространством профессии. Символика вещественных атрибутов профессии играет важную роль в конструировании профессиональной идентичности.
Получение атрибута (или права им пользоваться) – важный элемент ритуалов посвящения в профессию: зримый символ преобразования, происходящего с посвящаемым. В фольклоре студентов медицинских вузов такую роль играет белый халат. В некоторых медицинских вузах посвящение в студенты включает «клятву первокурсника» и получение белой шапочки. В. Монич цитирует высказывания студентов-медиков о том, что белый халат – знак принадлежности к медицинскому сообществу, знак особого предназначения и авторитета, потому что «в их руках порою жизнь людей». Белый халат – символ знания, которое в глазах будущих медиков дает им преимущество по сравнению со студентами гуманитарных и технических направлений: «Они учатся пять лет – и мы те же пять лет, но в наших руках знание. (гуманитарии) тоже учатся пять лет, но ничего не смогут сделать, если у них на руках будет умирать человек» [ПМ: В. Монич, СПб., 2000 г.]. Получение атрибута дает доступ в пространство профессии, закрытое для непосвященных. Так, В. Монич долгое время не могла добиться, чтобы ей разрешили присутствовать во время ночного дежурства ее информантов – студентов-старшекурсников. Через некоторое время студенты подарили ей белый халат – «и после этого сразу же пригласили на ночное дежурство» [ПМ: В. Монич, СПб., 2000 г.]. Для посетителей больничных учреждений белый халат (обычно полученный на время в больнице или взятый у знакомых) играет роль временного пропуска, условия доступа в палаты к находящимся на излечении близким. Обладание своим собственным халатом – «пропуск» постоянный, и не только в «свою» палату. Описывая «процедуру дарения белого халата», В. Монич отмечает, что она происходила в торжественной обстановке: При этом меня просили беречь его и никогда не забывать, что я теперь тоже немножко врач»*.<…>
Атрибутика профессии фигурирует и в обрядах посвящения летчиков, подводников, представителей других профессий. Везде обыгрывается идентификация посвящаемого с символами профессии (в данном случае – предметными), однако не только через приобретение их, но и через другие способы «знакомства». Во многих «мужских» по своей символике профессиях, особенно военных, такую роль играет битье. Так, на подводных лодках ВМФ РФ машинисты-турбинисты, проходя посвящение в подводники, должны поцеловать кувалду, которая свободно подвешена и раскачивается от движения судна. «Если не достанется по зубам, то измажешься точно», – передают свои впечатления прошедшие этот ритуал**. У военных летчиков посвящением считается первый самостоятельный полет. После приземления пилота подхватывают на руки и трижды ударяют «пятой точкой» о шасси самолета***. <…>
Обрядовые действия этого типа подчеркивают тесное соприкосновение атрибута профессии с телом, соприкосновение это должно быть чувствительно для посвящаемого. Этот момент вписывается в концепцию обретения атрибута (или получения права им манипулировать) как символического преобразования тела: оно становится другим, приобретает новые – соответствующие профессии – свойства.
Получение атрибута профессии, как и обыгрывание «идентификации» с ним как символом профессии (битье, поцелуй и т.д.) в посвятительных ритуалах должны обозначать приобщение к кругу профессионалов как «воображаемому сообществу». Такое сообщество осознается через общий символ – соответственно, принадлежность к нему выражается через приобщение к общему символу.

*Монич В. Профессиональная медицинская субкультура (на примере студентов медицинского университета): Курсовая работа. Научный руководитель Т. Б. Щепанская. СПб., 2001.
** Ленкевич А. "Если Лица не столица, то Париж не Заграница"//Ежедневная электронная газета "Курьер Online".
*** Андреева Н. Легко ли быть лейтенантом в России // Саратовские вести. 2000. № 38. 30 сент; Малаховский Л. Посвящение в асы по-русски // Россiя. 2001. 27 авг.

Щепанская Т. Б. Сравнительная этнография профессий: повседневные практики и культурные коды (Россия, конец XX–начало XXI в.). СПб.: Наука, 2010. С. 148-151.

Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Виды детской деятельности познавательная, речевая, игровая, коммуникативная, трудовая (уважение к труду взрослых).

• Способствовать формированию представления о том, что такое профессия

• Побуждать интерес к разным профессиям

• Воспитывать уважение к людям разных профессий

• Способствовать развитию самостоятельности мышления и выбора

Чтение художественной литературы о профессиях, сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Поликлиника», «Транспорт» и др., рассматривание иллюстраций, беседы о профессиях родителей.

Пособие «Тематический словарь в картинках. Мир человека. Профессии.», презентация «Знакомим детей с профессиями. Через игру – к будущему», стихотворения о различных профессиях.

Воспитатель Каждое утро мамы и папы приводят вас в детский сад. А куда они идут потом? (Ответы детей.) Правильно, почти все они идут на работу. (Если кто-то из родителей не работает – объясняется причина.) А почему взрослые должны работать? (Ответы детей.)

Давайте поговорим с вами о профессиях. Что такое профессия? Профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь. Какие вы знаете профессии? (Ответы детей.) Профессий очень много! Людям различных профессий для выполнения их работы часто требуются специальные предметы – атрибуты. Для людей многих профессий придумали специальную форменную одежду. Сейчас я вам буду показывать картинки, на которых изображены атрибуты, относящиеся к определённым профессиям, а вы должны назвать, кому они нужны для работы.

Игра. «Кому что нужно?»

Воспитатель

Ребята, расскажите, кем работают ваши родители. (Ответы детей.) А кем бы вы хотели стать в будущем? (Ответы детей.)

О хороших работниках говорят «мастер» или «золотые руки». Таким людям можно доверить серьёзное дело, они не подведут и всё сделают хорошо. Любой труд нужен и почётен. Каждый должен добросовестно трудиться на своём месте.Представьте себе: портной недобросовестно сшил куртку, а через неделю все швы на ней разошлись; парикмахер сделал клиенту плохую стрижку, а он расстроился, у клиента испортилось настроение.

Для того чтобы овладеть какой-то профессией, нужно учиться. Сначала вы пойдёте учиться в школу, а затем поступите в колледж или институт, где вас будут обучать какой-нибудь профессии. В институт может поступить только тот, кто хорошо учится. Поэтому тот, кто хочет получить хорошее образование и заниматься любимым делом, должен приложить немало усилий. Поэтому, желаю вам в будущем найти себе профессию по душе, чтобы она приносила вам радость, а другим людям – пользу.

А теперь мы немного поиграем.

Физкультминутка. «За дровами мы идём»

За дровами мы идём и пилу с собой несём.

Вместе пилим мы бревно, очень толстое оно.

Чтобы печку протопить, много надо напилить.

(Дети делают движения, повторяющие движения пильщиков.)

Чтоб дрова полезли в печку, их разрубим на дощечки.

(Дети делают движения, словно колют дрова.)

А теперь их соберём и в сарайчик отнесём.

После тяжкого труда надо посидеть всегда.

(Дети садятся.)

Воспитатель. Ребята, сейчас вы мне расскажете о той профессии, которая вам больше всего нравится. А поможет вам схема описательного рассказа.

Дети описывают профессии людей по опорной схеме и плану.

• Что это за профессия?

• Носят ли люди этой профессии форменную одежду? Если да, то какую?

• Какие инструменты нужны людям этой профессии? (Атрибуты профессии).

• Это какая профессия – мужская, женская или общая?

• С кем или чем работают люди этой профессии?

• Что делают люди этой профессии?

Использование пособия «Тематический словарь в картинках. Мир человека. Профессии».

Воспитатель Вы все любите играть. Часто ваши игры связаны с проигрыванием различных сюжетов, связанных с профессиями. Я приготовила вам сюрприз и сейчас покажу его. Кого вы узнаёте?

Презентация «Через игру – к будущему. Знакомим детей с профессиями»

Дети рассматривают слайды со своими фотографиями (сюжетно-ролевые игры).

Воспитатель читает стихотворения к слайдам. Дети делятся своими впечатлениями.

Воспитатель Понравилась вам презентация? О чём мы с вами говорили сегодня?

(Ответы детей.)

Ещё раз хочу вам пожелать, что когда вы станете взрослыми, выбрали себе профессию по душе. Ведь профессия должна приносить радость и самому человеку и людям.

Чтение стихотворения «Твоё призвание»

Строитель нам построит дом, и мы в нём дружно заживём.

Костюм нарядный, выходной искусно нам сошьёт портной.

Даст книги нам библиотекарь, хлеб испечёт в пекарне пекарь,

Учитель выучит всему – научить грамоте, письму.

Письмо доставит почтальон, а повар сварит нам бульон.

Я думаю, ты подрастёшь и дело по душе найдёшь!

Комплексно-тематический план реализации проекта «Овощи и фрукты-полезные продукты» 31.03.14 Социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие. Беседа «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу». Обсуждение с родителями.

План образовательной деятельности в средней группе по программе «Радуга» Предлагаю Вашему вниманию образовательную деятельность в средней группе «Смешарики» по программе «Радуга» с учетом ФГОС ДО на 2014 – 2015.

Материальная культура, когда-то один из важнейших объектов этнографической науки, с наступлением технической цивилизации оттесняется на периферию исследовательской программы. Массовое индустриальное производство, унификация предметной среды в условиях урбанизации как будто бы разводят вещественный мир и традицию (или традиционность).

Все это, во всяком случае, как тенденция, справедливо, если речь идет об индикаторах этнических границ и различий. Однако в условиях урбанизации дифференциация конструируется не только на базе этничности. Символические границы и коллективные идентичности формируются в рамках того, что называется milieu (среда, культурное окружение) - профессиональных, досуговых, субкультурных.

О них уже начинают говорить как о «воображаемых сообществах» (основанных на общей идентичности и символике) [Sangren 1995: 97-130; Phillips 2002: 600] - по образцу «воображаемых сообществ» на базе национальной и этнической идентичности. Изучение материальной культуры в этом контексте интересно с точки зрения выявления вещественных маркеров символических границ. Вещи могут рассматриваться и как медиаторы внутри- и межгрупповой или меж- культурной коммуникации.

В этой статье я рассматриваю предметы материальной культуры, значимые в рамках профессиональных субкультур (в России к. XX - нач. XXI вв.) и функционирующие как символические проекции профессиональной идентичности. Вещи рассматриваются с точки зрения спроецированной на них символики профессии, а также с точки зрения их роли в организации важних для профессионала коммуникаций.

Эта статья - часть многолетнего проекта по этнографическому изучению неформальных профессиональных традиций. В основе исследования - полевые этнографические материалы, собранные автором в 1998-2009 гг. в различных профессиональной среде, главным образом в Санкт-Петербурге. Основные методы -наблюдение и не формализованное интервью, интервью группы, видео- и фотофиксация мест профессиональной работы и ее атрибутов111. Были собраны и обработаны систематические эмпирические данные (визуальные данные, расшифровки стенограммы интервью и участвующего наблюдения) о более чем 20 профессий и сфер занятости (научная и научно-преподавательская деятельность - теоретическая физика, физика полупроводников, физическая химия, геология, этнография, антропология, археология, фольклористика; медицина, ветеринария; педагогика; сценические искусства (артисты драматического театра, театра оперы и балета, музыканты - классического и эстрадного, направления, рок-исполнители); транспорт: гражданская авиация; междугородные перевозки, общественный транспорт, такси; сфера услуг: общественного питания; игровой индустрии; профессиональный спорт и др.).

о нескольких десятков других (отдельные интервью, материалы публикаций и т. д.).

Отбор сфер занятости для этнографического изучения производился по этнографическому принципу - важным критерием было присутствие самого объекта исследования: выбирались те занятия, где были зафиксированы сформировавшаяся профессиональная идентичность; неофициальная традиция; представление работников

о своей сфере занятости как требующей профессионализма.

Рассматривая символические репрезентации профессии, нельзя пройти мимо ее атрибутики: от техники, инструментария, рабочей одежды и снаряжения до обстановки рабочего места. Эти вещи всегда или в отдельных ситуациях могут использоваться как вещественные символы профессии и проекции идентичности - знаки принадлежности к сообществу, обладания профессиональным знанием и авторитетом. Такую роль способны выполнять вещи, представляющие как объект профессиональной деятельности, так и ее техническое оснащение (инструментарий).

Атрибуты профессии: инструменты, экипировка - еще и символически достраивают тело как знаки принадлежности к профессии: «белый халат», «зеленые фуражки» - через атрибут обозначается в целом образ профессионала. Тело преображается в пространстве профессии: входя на отделение, врач надевает белый халат; стюардесса появляется на рабочем месте в форме, волосы ее согласно инструкции спрятаны под форменную шапочку, на лице ее немного косметики - макияж, прическа, длина форменной юбки и другие детали ее внешности регламентированы. При этом появление в форменной одежде в городе инструкцией запрещено. Профессиональные атрибуты (в частности, экипировка: мундир, спецовка, белый халат) - связующее звено между телом профессионала и пространством профессии. Символика вещественных атрибутов профессии играет заметную роль в конструировании профессиональной идентичности.

Получение атрибута (или права им пользоваться) - важный элемент ритуалов посвящения в профессию: зримый символ преобразования, происходящего с посвящаемым.

Уже на старших курсах медицинского вуза многие студенты стараются приобрести свой собственный инструмент - хирургический, невропатологический и т. д. Здесь имеет значение не только знание критериев и правильный выбор инструмента, но и знание мест, где нужный инструмент можно купить или заказать.

Обладание собственным набором инструментов важно и для других специалистов, например, парикмахеров. Для работников правоохранительных органов подобное значение имеет получение права носить табельное оружие. Приведу отрывок из заметки в газете «Смена» (СПб.): «Милиционер - как ребенок, рождается через девять месяцев, - сказал на встрече с журналистами замначальника Учебного центра Северо-Западного УВД на транспорте Валерий Белоусов. слова о девятимесячном сроке рождения милиционера имеют смысл. Именно столько времени нужно, чтобы стать полноправным сотрудником органов. Около восьми месяцев он проводит в стенах центра, а затем направляется в действующее милицейское подразделение, где стажируется еще месяц. Только после этого он становится настоящим милиционером и ему выдается табельное оружие» [Черевко: 2]. Получение оружия, как и других средств осуществления профессиональной деятельности, выступает здесь как предметное выражение и признание профессиональной идентичности. Служившие в горячих точках военные дарят друг другу на память подарки, обычно имеющие отношение к оружию: например, прогоревший трассер или браслет из гильз от патронов [ПМ: Исакова К., 2002].

Атрибутика профессии фигурирует и в обрядах посвящения летчиков, подводников, представителей других профессий. Везде обыгрывается идентификация посвящаемого с символами профессии (в данном случае - предметными), однако не только через приобретение их, но и через другие способы «знакомства». Во многих «мужских» по своей символике профессиях, особенно военных, такую роль играет битье. Так, машинисты-турбинисты, проходя посвящение в подводники, должны поцеловать кувалду, которая свободно подвешена и раскачивается от движения судна. «Если не достанется по зубам, то измажешься точно», - передают свои впечатления прошедшие этот ритуал [Ленкевич].

У военных летчиков посвящением считается первый самостоятельный полет. После приземления пилота подхватывают на руки и трижды ударяют «пятой точкою» о шасси самолета [Андреева 2000; Малаховский 2001]. Археологов во время обряда посвящения легонько хлопают по ягодицам лопатой. Парашютистов в честь первого и затем каждого «юбилейного» (50,100 и т. п.) прыжка протаскивают по земле, заставляя целовать «ноль» (кружок, обозначающий место приземления), ударяют по ягодицам ладонью или запаской (запасным парашютом), туристов-скалолазов при первом восхождении - топором-ледорубом [Ливанова: 25; Ферапонтов ]. Ритуализованные действия этого типа подчеркивают тесное соприкосновение атрибута профессии с телом, соприкосновение это должно быть чувствительно для посвящаемого. Этот момент вписывается в концепцию обретения атрибута (или получения права им манипулировать) как символического преобразования тела: оно становится другим, приобретает новые, соответствующие профессии, свойства.

Получение атрибута профессии, как и обыгрывание «идентификации» с ним как символом профессии (битье, поцелуй и т. д.) в ритуалах посвящения должны обозначать приобщение к кругу профессионалов как «воображаемому сообществу». Такое сообщество осознается через общий символ - принадлежность к нему, соответственно выражается через приобщение к общему символу.

В ритуалах посвящения демонстративно выявлена связь вещественного мира профессии и телесности профессионала. Характерны моменты (особенно на завершающих этапах инициации) демонстрация силы, а если более точно - власти, телесного присутствия в предметной среде. В качестве примера приведу ритуалы, связанные с окончанием учебы в вузах - тоже один из эпизодов профессионального посвящения.

Существует достаточно много различных тео­рий, объясняющих профессиональный выбор, в боль­шинстве случаев речь в них идет о прямом или косвенном удов­летворении потребностей, а они, как известно, постоянно изменяются и растут [30, с.47].

Самой популярной теорией профессионального становле­ния за рубежом является концеп­ция Д. Сьюпера. Профессио­нальное развитие, по его мнению, состоит в реализации Я-концеп­ции. Он выделяет следующие ста­дии этого процесса: стадию про­буждения (до 14 лет) как иденти­фикацию со значимыми взрослы­ми; стадию исследования (до 24 лет) как апробирование себя в различных ролях; стадию консо­лидации как поиск устойчивой личностной позиции в найден­ном профессиональном поле и стадию сохранения (до 64 лет); стадию спада (с 65 лет).

Еще одной известной теори­ей является типологическая те­ория А. Холланда. Он утверж­дает, что профессиональное развитие обусловлено самим личностным типом индивида, который он характеризует как активный, с реалистической ориентацией; интеллектуаль­ный с познавательной ориента­цией; социальный с ориентаци­ей общения; адаптационный с конвенциональной ориентаци­ей; эстетический с ориентацией на искусство; стремящийся к власти с предпринимательской ориентацией.

При всем многообразии ви­дов профессиональной дея­тельности многие ученые называют ряд личностных качеств, выступаю­щих как профессионально важные практически для любого вида профессиональной дея­тельности, – это ответствен­ность, самоконтроль, профес­сиональная самооценка, эмоциональная устойчивость.

Выбор профессии имеет судьбоносное значение, ведь это предпочтение определен­ного стиля жизни, социального окружения и, главным образом, социально-экономического статуса. На нынешнем этапе развития общества именно про­фессиональная деятельность дает максимальные возможно­сти полного удовлетворения базовых потребностей личнос­ти. Самореализация осуществляется, прежде всего, в профес­сиональной деятельности. Профессиональная самореализа­ция ­– это самопредъявление себя миру, вхождение личнос­ти в профессиональную среду, освоение ею профессиональ­ных ролей, норм и правил дея­тельности в соответствии с ин­дивидуальной специализацией.

В обществе выделяются три социально-экономических уровня: высший элитарный, средний класс и низший. Соот­ветственно существуют профес­сии высокостатусные, определя­емые в терминах компетентнос­ти и экономического успеха, и низкостатусные – социальные и вспомогательные службы, рабо­чие специальности.

Перейти из уровня в уровень, а уж тем более передвинуться на две ступеньки выше, задача чрезвычайно трудная и почти невозможная. В любом случае она потребует значительных усилий. Особенно сложно по­пасть в высокостатусные орга­низации и элитные слои обще­ства, где очень строгий и тща­тельный "фейс-контроль" (про­верка на входе), вплоть до про­исхождения, состоятельности, социального окружения, манер и стиля одежды. Однако если вы все же попали в такую органи­зацию, то на вас автоматически распространяются все ее при­вилегии‚ независимо от пози­ции, которую вы там занимаете. Однако так же быстро вы лиши­тесь всех почестей, переставая занимать высокую должность или принадлежать к высокоста­тусной организации.

Ни для кого не секрет, что есть профессии «денежные» и «не денежные», творческие и алго­ритмизированные, свободные и строго заданные, руководящие и исполнительские, интеллекту­альные и физические, модные и непопулярные. Более того, в оте­чественном бизнесе идет бурный процесс появления узких профессиональ­ных специализаций, характер­ный более для западного менед­жмента. Появляются новые, со­вершенно уникальные профес­сии: менеджер по развитию биз­неса, промоутер, медиапланнер. Все они на гребне про­фессиональной моды.

Сегодня зачастую модно то, что зага­дочно и красиво звучит: супер-вайзер (торговый представи­тель), маркетолог (специалист по продвижению товара), артдиректор (главный худож­ник), мерчендайзер (художник). Модными являются профессии, связанные с красивым отдыхом: бармена, туроператора, крупье.

Модно также работать в столице, региональном центре, просто в крупном городе. Мод­но принадлежать к известной компании ("фирме"), раскручен­ной торговой марке или брэнду, работать в красивом или престижном месте, в великолеп­ном современном здании. Мод­ными являются западные или прозападные учреждения и предприятия, все финансовые учреждения, популярные СМИ‚ модны все профессии со зна­нием языка, заграничными ко­мандировками и просто поезд­ками по стране. Модно работать с известными людьми, в попу­лярных группах, командах, кол­лективах. Наконец, модными являются все профессии мо­дельного бизнеса.

Атрибутами востребованности профес­сии является достойная зарпла­та (много превышающая сред­нюю по данному региону), хорошие бонусы (проценты от сделки или дохода фирмы), достойный социальный пакет (медицинские страховки, оплаченный отдых, обеды), служебный автомобиль и мобильный телефон [30, c.48].

Всегда в моде исключительность (эксклюзив) и элитарность, следует различать, однако, финансовую, экономическую, по­литическую, интеллектуальную и даже профессиональную элиту общества. Безусловно, модными и престижными являются все руководящие должности и профессии, имеющие в конце весьма притягательное нерусское слово manager.

Востребованными являются самые популярные профессии, то есть те, которые чаше всего выбира­ют и более всего предпочитают. Всегда были и будут популярны­ми профессии, связанные с фи­нансами (банковские, экономи­ческие и маркетинговые специ­альности), властью (юристы, жур­налисты) и творческие профес­сии, составляющие богему обще­ства или обслуживающие ее.

Если вы решили приоб­рести престижную, исключи­тельно денежную и модную се­годня профессию, примите не­которые практические рекомен­дации, выполнив приведенное ниже упражнение письменно.

Спросите себя: «Кто я такой и чего я в жизни хочу?» Запиши­те в столбик все, что вы по это­му поводу думаете, и как мож­но более искренно. Далее выпишите все, что у вас для этого есть, какие профессии обновились: тренинг-менеджер (специалист по обучению сотрудников), сэйлз-менеджер (менеджер по продажам), экаунт-менеджер (специалист по работе с клиентами), менеджер по работе с персоналом (рядовой сотрудник отдела кадров), брэнд-менеджер (специалист отдела рекламы), финансовые специалисты.

Выпишите, что вы должны будете сделать через год, через месяц, через неделю. Спросите себя: что я должен сделать пря­мо сейчас? [30, c.49]

Если профессия помогает красиво жить, если она хоро­шо оплачивается, значит, она тоже модная. Хорошо платят профессионалам, узким специ­алистам и руководителям выс­шего звена (топ-менеджерам), но для этого надо быть настоя­щим профессионалом: в выс­шей степени компетентным, весьма своеобразным (имею­щим собственный неповтори­мый стиль деятельности) и дос­таточно известным в своей про­фессионально среде. У них не­пременно должны быть серти­фикаты, патенты, книги, выс­тупления в средствах массовой информации в качестве экспер­та, удачные проекты.

Следует помнить, что дос­тойно платят не за процесс тру­да, а за его результат, а чтобы хорошо зарабатывать, нужно очень мно­го работать. Работая, вы можете стать популярным и востребованным, заработав не только финансовый, но и социальный капитал.

Однако чем выше вы подни­маетесь по лестнице професси­онального, а с ним и социаль­ного успеха, тем сильнее кон­курентная борьба.

Таким образом, популярную профессию иметь приятно, но выбирать ее стоит весьма осмот­рительно, поскольку трудности может вызвать даже сама уче­ба. Чаще всего это платное обу­чение, сопряженное с целым рядом дополнительных расхо­дов: на современные материа­лы, поездки и встречи, соответ­ствующий гардероб. Вам будет необходима воз­можность постоянного совер­шенствования (на то она и престижная профессия, чтобы быть все­гда на гребне времени) и обще­ние с высокими профессиона­лами.

Смело вносите коррективы в свою жизнь, ведь и она, и вы сами постоянно меня­етесь. Постарайтесь, однако, выстроить все в единую цепоч­ку достижений, оборачивая на благо достижения цели даже косвенные события вашей жиз­ни. Подумайте, как ваши дру­зья, хорошие знакомые, семья способствуют достижению ва­шей цели. Определите для себя, как ваши прошлые удачи, дос­тижения, успехи работают се­годня на вашу цель.

Поразмышляйте и над тем, как ваш негативный опыт – неудачи и ошибки – помога­ет вам в получении того, чего вы желаете. Вы заметили, как все взаимосвязано? А вы даже не догадывались, что все время идете по заданному пути.

Для того, чтобы «держать марку» именно профессионала, а не рядового специалиста, нуж­но сначала понять, в чем их от­личие: знание делового этикета, умение грамотно использовать цвета в одежде, уме­ние корректно подбирать свой гардероб в соответствии с зани­маемой должностью, знание специфики общения и воспри­ятия. «Имидж профессионала – это искусство самопрезента­ции. Здесь очень важно знать точное количество необходи­мых атрибутов, чтобы произве­сти правильное первое впечат­ление. Именно в первые 60 се­кунд ваш собеседник судит о вас как о личности и принимает ре­шение, касающееся вашего даль­нейшего общения», – считает Калинченко Ольга, консультант по имиджу.

В понятие имидж входит так­же умение грамотно общаться, хотя если говорить непосред­ственно о внешнем виде профессиона­ла, то все за­висит непосредственно от тре­бований соискателя на работу. Существует неправильный сте­реотип, что оригинальный вне­шний вид говорит о некомпетен­тности и безответственности че­ловека. Каждый имеет право на ту форму, которую сам считает правильной и которая, в первую очередь, гармонирует с его внут­ренним миром.

Для того, чтобы достичь ус­пеха и продвигаться по службе, крайне важно быть уверенным в себе человеком. Специалист всегда ориентиро­ван только на узкий круг своих обязанностей, в то время как профессионал ориентирован на работу с реальными пробле­мами в реальных ситуациях. Он умеет собирать и правильно обрабатывать нужную инфор­мацию. Профессионал не только есть некая коммуникативная составляющая. С профессиона­лом должно быть приятно и комфортно работать как руко­водителю, так и коллегам, а свое отношение люди, как правило, привыкли выражать в разгово­ре. Большинство людей принимают как данность все свои положительные черты ха­рактера и поступки и с трудом признаются себе в слабостях. Профессионалы – это люди, ко­торые опираются на свои силь­ные стороны и при этом спо­койно воспринимают слабые. Определяющими частя­ми имиджа являются такие ка­чества, как высокая самооцен­ка, чувство собственного досто­инства, вера в доброжелатель­ность окружающих, ответствен­ность перед коллегами и руко­водством, желание постоянно учиться.

Вы хотите «сделать» из себя высококлассного про­фессионала? Обратите внима­ние на каждую составляющую своего личного имиджа. На пер­вом месте всегда стоит внешний вид, недаром существует выра­жение «встречают по одежке, а провожают по уму». Именно по тому, как вы выглядите, у окру­жающих складывается первое впечатление. Причем внешний вид того или иного профессио­нала напрямую зависит от рода его деятельности. Каждое слово, каждая брошен­ная фраза определяет ту реаль­ность, в которой вы живете. Следовательно, необходимо тщательно подбирать стиль и манеру речи в зависимости от конкретной ситуации.

Но для того, чтобы вас вос­принимали как настоящего про­фессионала, мало хорошо выг­лядеть, вежливо говорить и ис­кренне улыбаться. Имидж – это несомненное единство вашего внешнего и внутреннего мира. Ваш внешний облик и манеры, прежде всего, должны отобра­жать вашу внутреннюю суть. В основном люди верят имен­но тому, что видят, и часто при­нимают решения на основе пер­вого впечатления, поэтому пра­вильно составленный имидж профессионала является важной составляющей карьерного рос­та. Имидж является сильнейшим средством для убеждения других людей с тем или иным положе­нием дел. Узнайте, что в вашем образе привлекает, а что, наобо­рот, отталкивает окружающих, таким образом вы сможете по­нять, на что необходимо сделать акцент, чтобы вас считали ком­петентным, надежным и реши­тельным профессионалом. Сде­лайте ваш имидж безупречным, и вас ждет успех!


studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .

В игре используется классификация профессий по предмету труда (Е.А.Климов).

Цель игры: познакомить ребят с классификацией профессий, дать им возможность соотнести свои склонности, способности, опыт с требованиями профессии.

Перед проведением игры учащихся знакомят с типами профессий:

1. Человек – Природа (П). Здесь главный, ведущий предмет труда – живая природа. К такому типу относятся, например, профессии: агроном, зоотехник, лаборант химико-бактериологического анализа, почвовед.

2. Человек – Техника (Т). В этом типе профессий главный ведущий предмет труда – технические объекты (машины, механизмы). Примеры профессий: водитель, токарь, диспетчер, инженер, ткач, швея.

3. Человек – Знаковая система (З). В этом типе профессий главный, ведущий предмет труда – условные знаки, цифры, коды, различные языки. Примеры профессий: наборщик, кассир, делопроизводитель, бухгалтер, программист.

4. Человек – Человек (Ч). Здесь главный предмет труда – люди. Такие профессии, как медсестра, продавец, бортпроводник, учитель, секретарь-машинистка требуют от людей умения устанавливать и поддерживать контакты.

5. Человек – Художественный образ (ХО). В этом типе ведущий предмет труда – художественный образ, способы его построения. К этому типу относятся профессии: парикмахер, чеканщик, резчик по камню, фотограф, артист.

Условия проведения игры

Игра предназначена для учащихся 4-5-х классов. Для проведения игры заготавливаются карточки с изображением на них предметов труда каждого типа профессий:

1. (П): цветок, животное, аквариум, вспаханное поле, ягода, семена.

2. (Т): экскаватор, дом, самолет, детали машин, пищевые продукты, часы.

3. (З): формула, чертеж, схема, печатный текст, папки с бумагами.

4. (Ч): школьники, грудной ребенок, человек в больнице, оркестр, магазин, люди возле справочного бюро.

5. (ХО): скрипка, роспись на фарфоре, рисунок, ноты, мебель.

Процедура проведения игры

Учащимся раздаются карточки с изображениями предметов труда разных профессий. Задача играющих – объединиться в группы одного типа профессий. Группа, которая первой правильно подобрала участников, побеждает.

Теперь игра продолжается внутри каждой группы. Если есть 5 ведущих, то можно проводить все конкурсы одновременно, а можно и по очереди. Когда играет группа одного типа, другие смотрят.

ЧЕЛОВЕК – ПРИРОДА

Сначала играет группа, которую можно условно назвать «Природа». Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы, нестандартны. Работнику нужно не только многое знать о живых организмах, но и предвидеть возможные изменения в них. От специалиста требуется инициативность и самостоятельность в решении конкретных трудных задач, заботливость и дальновидность. Для ориентировки можно предложить такие задания (при этом группа делится на 2 команды):

Задание № 1: «Эстафета»

Каждый член команды должен пройти дистанцию от стены до стены, называя на каждый шаг какое-нибудь животное, на каждом этапе передавая эстафетную палочку. Побеждает та команда, которая быстрее закончит.

Игрокам обеих команд завязывают глаза. Игрокам предлагаются листья различных растений. На ощупь они должны определить, листья каких растений им дали. За каждое правильное название – 1 очко.

Задание № 3: «Ответь на вопрос» (каждой команде задается по вопросу).

1-й вопрос: «Почему куры, индейки и некоторые другие домашние птицы глотают мелкие камешки?»

(Правильный ответ: «Камешки, которые глотает курица, помогают ей лучше переварить зерна. При сокращении желудка зерна трутся о камешки и измельчаются. Желудок заменяет курице зубы»).

2-й вопрос: «Какая корова сытнее живет, хвостатая или бесхвостая?»

(Правильный ответ: «Хвостатая, так как хвостом корова отгоняет назойливых насекомых в то время, когда щиплет траву. Бесхвостой корове нечем отмахиваться от мух, поэтому ей приходится поминутно мотать головой и переходить с места на место»).

Чья команда назовет больше профессий, относящихся к типу «Человек-Природа». Называют по очереди. В этом случае лучше всего иметь шахматные часы. Придумывать профессии можно в течение 3-х минут: у кого раньше упадет флажок, тот проиграл.

ЧЕЛОВЕК – ТЕХНИКА

При обработке или оценке технических объектов от работника требуется точность и определенность действий. Хороший мастер всегда на глаз и безошибочно сумеет определить толщину доски, ткани, диаметр болта, хорошо ориентируется во временных интервалах.

Группа «Техника» делится на 2 команды.

Задание № 1: «Кто определит точнее?»

Каждой команде нужно определить на глаз:

а) ширину и длину комнаты, в которой собрались (в метрах);

б) сколько раз карандаш уложится по длине крышки стола;

в) сколько в этой вазе конфет;

г) сколько стаканов воды войдет в графин.

Задание № 2: «Не открывая глаз»

Представителям команд завязывают глаза и дают по 5-6 монет разного достоинства. Нужно как можно быстрее и точнее определить сумму всех монет.

Представителям команд надо связать несколько 10-сантиметровых ниточек. Дается 15 секунд. Побеждает та команда, чья нитка длиннее.

Чья команда назовет больше профессий, относящихся к типу «Человек-Техника». Задание выполняется по тем же правилам, что и в первой группе.

ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕК

Главное содержание труда в профессиях «Человек – Человек» сводится к взаимодействию между людьми, важной частью которого является построение и поддержание хороших взаимоотношений, контактов. Внимательность, самообладание, умение быстро перестраиваться, подвижность, способность поставить себя на место другого, умение оценить ситуацию, доброжелательность, - эти качества часто нужны в работе с людьми.

Группа делится на 2 команды.

От каждой команды выбирается по одному представителю для участия в конкурсе на внимание. Каждый из них должен дать как можно более точное описание соперника, стоя при этом к нему спиной.

Задание № 2: «Подними монету»

Монета достоинством в 5 рублей лежит на полу. Каждая команда должна поднять эту монету, имея в руках обычные ученические ручки. Это упражнение на согласованность действий.

Задание № 3: «Скажи все хорошее»

Каждый игрок одной команды должен сказать об игроке противоположной команды что-то хорошее, искреннее и доброжелательное. Здесь побеждает дружба.

Чья команда назовет больше профессий типа «Человек – Человек».

ЧЕЛОВЕК – ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ

Одна из особенностей профессий типа «Человек – Художественный образ» состоит в том, что творчество здесь – обязательный фактор. Фантазия, нестандартность мышления, необычность, - все это неотъемлемые атрибуты профессии, будь то столярное дело по производству мебели, моделирование обуви или живопись. Значительная доля трудовых затрат скрыта от стороннего наблюдателя.

Группа «Художественный образ» делится на 2 команды.

Задание № 1: «Сочиним сказку»

Задается первая фраза. Ведущий, сказав ее, бросает в круг ребят какой-нибудь предмет (мяч, игрушку). Тот, кому брошен предмет, продолжает сказку одной фразой, и бросает предмет другому и т.д. Выигрывает та команда, сказка у которой получится интересней.

Задание № 2: «Восстанови картину»

По фрагментам картины надо восстановить ее. Выигрывает команда, которая быстрее справится с заданием. В виде фрагментов могут выступить части разрезанной репродукции.

Чья команда назовет больше профессий типа «Человек – Художественный образ».

Каждая команда должна подготовить какой-нибудь номер художественной самодеятельности (сценку, песню, инсценировку стихов, пародии и т.д.).

ЧЕЛОВЕК – ЗНАК

Чтобы успешно работать по какой-либо профессии данного типа, нужны способности мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений, сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации в виде условных знаков возникают задачи контроля, проверки, учета, сбора сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем.

Группа «Знаковая система» делится на 2 команды.

Задание № 1: «Восстановление текста»

Для этого задания нужно разорвать какую-нибудь топографическую карту с многочисленными названиями, положить ее в конверты. Можно дать задание составить карту представителям команд, а можно целым командам.

Представителям каждой команды предъявляются 3 числа. Например: 2/5, 7/9, 3/7. Объясняются условия: необходимо продолжить ряд так, чтобы в числитель писалась сумма числителя и знаменателя, а в знаменатель - сумма двух числителей. Засекается время – 30 секунд. Побеждает тот, кто без ошибок выполнил задание, и чей ряд длиннее.

Чья команда назовет больше профессий типа «Человек – Знак».

Такая игра обычно занимает много времени. Для его сокращения можно сократить число заданий. Обязательное условие – хороший темп и отсутствие пауз.

Обязательно нужно подготовить призы для победителей: хорошие книги, сувениры-головоломки, недорогие сувениры, конфеты и т.п.

Читайте также: