Что за профессия суфлер

Опубликовано: 30.06.2024

Суфлер кто это

Если рассматривать театральный коллектив как один организм, то особое место в нем стоит выделить для специалиста такой профессии, как суфлер кто это – давайте сейчас и рассмотрим.

Кто такой суфлер

Само название «суфлер» происходит из Франции и означает «подсказчик». Именно это и является точной характеристикой занятий, которыми будет заниматься данный специалист. А именно – подсказывать забытые слова актерам.

Очень часто суфлерская будка выглядит в виде большой раковины, повернутой спиной к зрителям и гармонично вписавшись в общий сценический образ. В тех случаях, когда будка не предусмотрена особенностями сцены или ей не хватает места, то суфлер может быть скрываться либо среди декораций, установленных на сцене или за кулисами.

Для чего он нужен?

Однажды великий Константин Сергеевич Станиславский сказал: «Уберут суфлеров, уйду и я». С того момента прошло около сотни лет, однако специалисты этой профессии продолжают выполнять свою скромную и незаметную остальным задачу. Однако с каждым годом их становится все меньше и меньше.

Для чего он нужен

К помощи суфлера прибегают в том случае , когда нужно актерам подсказывать тест пьесы, что позволяет им избежать пауз, во время которых они будут мучительно вспоминать свои основные фразу.

Необходимость в суфлере возникла тогда, когда театральный сезон был настолько обширен и премьеры шли одна за другой, что актерам просто было сложно выучить все свои слова, а роли и вовсе могли путаться.

При этом сам подсказчик должен был не только хорошо ориентироваться в тексте, но и подсказывать слова тихо, но четко и внятно, чтобы слышал только актер. Особенно часто подсказка требовалась в музыкальных постановках, когда актеру следовало попадать в такт мелодии.

Особенности работы

Так как именно от суфлера зависит как пройдет выступление артиста, то в этом может заключаться некоторая власть его над исполнителями. Например, бывали случаи, когда суфлер наказывал заносчивого артиста, подсказывая ему неверный текст, что выставляло его на посмешище.

При выполнении своих функций, суфлеру приходится задействовать:

  1. зрение,
  2. голос,
  3. память, так как нужно помнить, как проходили репетиции, и как ставилась речь актерам.

Профессиональные суфлеры могут пересказать репертуар своего театра.

Свою работу эти специалисты начинают с момента репетиций пьесы. Профессионалы рекомендуют ставить отметки в своем варианте сценария, обозначающие, паузы. Это позволит лучше ориентироваться во время выступления и своевременно оказать помощь.

Однако сам труд суфлера будет не самым простым:

  • Все дело в том, что очень часто изнутри будка обита войлоком, не пропускающим звуки в зал. А так как ухаживать за ним проблематично, то со временем там собирается и накапливается пыль.
  • Расположение специалиста так же не способствует романтике – половина находится под сценой, где воздух может быть сырым, в то время как верхняя половина будет обжариваться мощными лампами рампы.
  • Кроме того, пыль, которая поднимается при движении занавеса, при хождении актеров и поднимаемая женскими юбками, вся она неизбежно может оказаться во рту у суфлера. Он должен много говорить, причем стараться как можно тише, но при этом так чтобы его слышали актеры, что не может не сказаться на качестве голоса

Вывод

Не смотря на то, что в многие современные театры отказались от суфлеров, заменив их помощниками режиссера, но есть все шансы на возврат профессии суфлер кто это, какие у профессии задачи и обязанности, условия труда, мы рассмотрели в статье.

суфлер за работой

Как известно, развитие технологий приводит к тому, что возникают новые профессии, которые отвечают требованиям текущей действительности. А бывают профессии, которые под влиянием нового просто отмирают. Примером может служить такая полезная в прошлом театральная специальность как суфлер.

Кто такие суфлеры?

В течение всего Средневековья и Нового времени театральные труппы в основном кочевали с места на место. Они не имели определенного репертуара и расписания спектаклей, поэтому чаще всего в арсенале труппы были самые разные постановки.

Постепенно бродячие артисты становились оседлыми, обзаводились собственными помещениями, но это никак не повлияло на количество выступлений, а также разношёрстность репертуара. Все это приводило к тому, что актеры либо вовсе не учили роли, либо часто путались в тексте.

Именно на этом фоне возникла необходимость в работнике, который бы следил за выступлением актеров и подсказывал им при необходимости. Таких людей называли суфлерами.

Чаще всего должность суфлера была в музыкальных и драматических театрах. А многие сцены были оборудованы специальной суфлерской будкой – скрытым от зрителей углублением на сцене, где прятался работник. Если же сцена не была оборудована будкой, то суфлер находился в боковых кулисах. Он должен был стоять на таком расстоянии, чтобы его могли услышать актеры, но при этом не видели бы зрители.

На сегодняшний же день профессия суфлера утратила актуальность. Причин тому несколько:

театры стали работать по сезонам, что дало больше времени на репетиции, а также уменьшало количество выступлений в день;

появление режиссера как руководителя театра привело к тому, что каждое подобное культурное учреждение стало приобретать собственное лицо и определенный вектор при выборе постановок;

развитие технологий также позволяет при необходимости актерам использовать специальные наушники, через которые и поступают подсказке. Но стоит отметить, что подобное используется крайне редко и в исключительных случаях, поэтому сотрудника театра, который бы брал на себя исключительно подобные обязанности не существует.

Таким образом, можно сделать видеть, что развитие театра как элемента общественной жизни и культуры, появление новой профессии, а также технологический прогресс привели к тому, что современные театральные постановки обходятся без суфлеров, а подобная должность в театрах упразднена.

Обязанности суфлера

Пусть профессия суфлера в свое время и была достаточно известна, но что тогда, что сейчас мало кто может объяснить точный функционал данного специалиста. В обществе сложился стереотип, что задача суфлера крайне проста – читать по книжке текст, если вдруг актер его забыл. Но это достаточно упрощенное представление.

К перечню обязанностей суфлера необходимо отнести:

участие в репетициях;

изучение особенностей перемещения всех актеров в процессе постановки, размещение декораций;

понимание особенностей игры различных актеров.

Требования к суфлеру

Работа суфлера только на первый взгляд кажется простой, на самом деле к этим работникам всегда предъявлялось большое количество требований. Некоторые из них:

умение быстро ориентироваться в ситуации.

Иными словами, хороший суфлер должен был произнести фразу таким образом, чтобы ее правильно услышал и понял актер, но не заметили зрители. В связи с этим суфлерам было необходимо уметь правильно рассчитывать громкость своего голоса.

При этом суфлер не имел право на ошибку или промедление. Ему нельзя отвлекаться от происходящего на сцене ни на минуту, что достаточно сложно, поскольку спектакли длятся по нескольку часов.

Где выучиться профессии суфлер?

На самом деле, суфлер – одна из немногих профессий, которым нельзя было выучиться в учебном заведении. Чаще всего суфлерами становились зрелые актеры, которые уже не могли активно выступать на сцене.

И именно актерская подготовка давала им самые главные навыки для работы – дикцию и поставленный голос.

Конечно, на сегодняшний день – это профессия лишь отголосок минувшей эпохи, некий символ целого пласта в театральной истории. Поэтому сейчас суфлерскую деятельность немного изучают студенты театральных вузов, но лишь как элемент общей подготовки. Более того, подобное есть далеко не в каждом учебном заведении.

Уровень зарплаты суфлеров

В связи с тем, что профессия суфлер на сегодняшний момент не существует и не представлена в театрах, говорить о том, какой уровень дохода имели данные театральные работники достаточно сложно. Конечно же, это связано с тем, что изменились экономическая ситуация, цены, минимальные размеры заработной платы.

Известно, что долгие годы суфлеры были востребованными специалистами, поэтому их доход определялся двумя факторами – профессиональностью и театром, где они служили. Таким образом, заработная плата суфлера, который служил в столичном театре, в 60-е годы ХХ века составляла 100 рублей. Если перевести это на текущие показатели, можно понять, что в среднем подобный специалист зарабатывал около 40 000 рублей в месяц.

Плюсы и минусы профессии суфлера

Долгие годы в истории театров профессия суфлера была не только востребованной, но и уважаемой специальностью. И, конечно, она имела свои плюсы, а также минусы.

Суфлер кто это такой

Ни один театр не обходится без такого специалиста, как суфлер Кто это такой, чем он занимается и как получить данную профессию расскажем более подробно в этой статье.

Что нужно знать о профессии

Согласно электронного ресурса Википедия ни один театральный коллектив не обходится без суфлера.

Именно по этой причине, стоит рассказать, что за профессия, каковы должностные обязанности у этого специалиста, а также насколько актуален этот вид деятельности более подробно.

Основные требования специальности заключаются в следующем:

  • будучи штатным сотрудником театра он должен своевременно приходить на спектакль и занимать специально отведенное место;
  • контролировать ход спектакля, отслеживая его по сценарию;
  • своевременно подсказывать актерам забытый отрывок текста.

При этом в современном театре встретить суфлера практически невозможно. Чаще всего они встречаются в крупных театрах где-то в провинции. Могут привлекаться специалисты, исполняющие роль суфлера, на спектаклях для детей.

Сама профессия имела расцвет, в 19 веке, когда театр являлся одним из средств развлечения публики. Спектаклей было очень много, и они шли практически один за другим. При этом актерам было сложно выучить столь много ролей. В результате только работа суфлера могла спасти спектакль от провала.

  • Говоря о том, чем занимается, суфлер, стоит знать, что ему важно знать, когда и как произносит свои фразы артист. Для этого ему приходится не только буквально выучить текст пьесы, при этом делая отметку о местах, где ему потребуется дать сигнал на паузу, а где усилить эффект репликой.

Именно от суфлера будет зависеть насколько успешно пройдет спектакль. Ведь очень часто запомнить все слова монолога или диалога бывает очень сложно .

В результате, для суфлера было важно иметь:

  • очень хорошую память;
  • великолепный слух;
  • отличное зрение;
  • великолепно разбираться в особенностях драматургии, чтобы умело подсказывать актерам;
  • хорошо знать особенности каждого актера, чтобы своевременно давать ему советы и рекомендации во время спектакля.
  • любовь к театральному искусству;
  • обладать очень хорошей памятью;
  • обладать очень четкой и грамотной литературной речью;
  • обладать хорошо поставленным звонким голосом;
  • его дикция не должна иметь изъяны;
  • являться коммуникабельным;
  • хорошо знать особенности каждого актера, исполняющего ведущие роли.

Такое описание способностей должно позволить всем желающим стать суфлерами выяснить основные требования к специалисту. Одним из самых главных является то, что он должен уметь по памяти восстанавливать и воспроизводить то, что происходило на генеральной репетиции.

Причем ему приходится держать в своей голове все тонкости, которые использовались актерами по рекомендации режиссера, особенно самые удачные из них. Так же настоящие профессионалы славятся тем, что помнят практически весь репертуар того театра, в котором работают. И это действительно делает их незаменимыми специалистами.

К чему стоит быть готовым

Прежде всего, чтобы стать суфлером не обязательно проходить обучение. Но весьма часто, в эту профессию приходят актеры, которые долгое время были в массовке или во втором составе и понимают, что попасть в основу практически не имеют шансов.

В результате получаются довольно неплохие специалисты, готовые помогать тем, кому повезло оказаться в первом составе отыграть спектакль так, чтобы никто из зрителей не догадался, что в какой-то момент актер забыл слова или что нужно делать в данный момент.

Тем же, кто хочет попробовать свои силы в профессии суфлер, стоит знать имеющиеся плюсы и минусы.

Среди плюсов стоит назвать следующее:

  • интересная профессия, которая играет значительную роль в жизни театральной труппы;
  • можно познакомиться со знаменитыми актерами;
  • узнать какова жизнь театра изнутри;
  • развиваться и всегда узнавать что-то новое;
  • получить шанс самому выйти на сцену, заменяя актера;
  • всегда быть в курсе премьер и даже наблюдать их, причем совершенно бесплатно.

Однако стоит назвать и отрицательные стороны этой профессии:

  • очень неблагоприятные и даже вредные условия работы. Ему приходится вдыхать пыль, которая собирается в суфлерской будке;
  • работать очень некомфортно, так как сверху будут припекать софиты и лампы, в то время как снизу ему будет холодно, так как из-под сцены поднимается сырость и холод;
  • за время спектакля суфлеру приходится много говорить, что может привести к эмоциональной и физической усталости и истощенности;
  • должен будет обладать высокой степенью ответственности, ведь в случае ошибки спектакль может быть сорван.

Вывод

Итак, мы рассмотрели профессионалов, по профессии суфлер кто это такой, что он должен уметь делать и знать. Мы надеемся, что данная публикация вам понравилась и пригодится вам в будущем.

Суфлёры существовали и существуют по сей день. Раньше они были во всех императорских, частных и провинциальных театрах, сейчас остались только в нескольких. В XIX веке они пользовались особой популярностью, так как все решали антрепренеры , для которых главным был коммерческий успех. Чем больше премьер — тем больше можно заработать, но вряд ли можно выучить досконально текст всех спектаклей, если только на эту неделю запланировано три премьеры. Все это делалось для того, чтобы отбить кассу, и вряд ли тут можно говорить о «высоком искусстве». Понятное дело, что в такой ситуации суфлёр был необходим .

В наблюдениях Д. Гарина 1919 года о профессии суфлера можно найти заметки, в которых он рассказывает, как особенно тяжела была эта профессия в провинции при ежедневных спектаклях:

В заметках также сказано, какими качествами должен обладать суфлер:

– и это лишь часть требований, предъявляемых к суфлёру.

Дополним, что суфлёр обязательно присутствовал на «считке» пьесы. Он читал пьесу, указывая ошибки в ролях артистов и исправлял неточности в пьесе. На репетиции он сидел не в будке, а на авансцене. Сперва суфлёр подавал весь текст полным голосом, а на каждой следующей репетиции уменьшал силу голоса, подавал только первые фразы и садился уже в суфлерскую будку. Кстати, когда-то в такой же маленькой будке рядом с отцом при свечах сидела маленькая девочка, которую позже современники назовут великой Ермоловой…

Сложно представить, как работать с суфлёром , находясь в образе на сцене. Актёр — абсолютно живой, он видит и слышит все, что происходит. Если вылетает одно слово или фраза, есть опасность, что вылетит вся сцена, и сложно будет снова собирать заново — это совершенно невидимый для зрителя процесс. Если вернуться к цитате П. Гнедича, то, пожалуй, можно согласиться, что суфлёр был неким тормозом в развитии актерского мастерства. У актера на сцене такое количество объектов внимания, что недоученный текст просто мешает полному погружению в роль. Да и в принципе как можно недоучить текст и не знать, о чем говорит твой персонаж?

Если же говорить про императорские театры, то суфлёр служил скорее некой поддержкой для актера , скажем, для экстренного случая, который может произойти с каждым. Все мы люди, а актеры — люди тонкочувствующие и поддающиеся многим факторам, которые на них влияют, особенно на сцене. Недаром один из самых известных и уважаемых суфлеров Иосиф Иванович Дарьяльский рассказывал о великой Ермоловой :

— Да, Ермолова! Великая Ермолова ! Мне посчастливилось работать с ней. Из своей будки я видел то, чего не видели даже зрители первых рядов. Я успевал заметить тот миг – я по каким-то признакам всегда чувствовал его приближение, – когда сходило на Ермолову божество неповторимого вдохновения . Мне кажется, что я замечал это мгновение даже раньше, чем её партнёры. Тогда в театре никого больше не существовало – Ермолова царила во всех сердцах, и актёрских, и зрительских. А я видел её глаза в двух метрах, в метре перед собой и дрожал от восторга. Случаи, когда Ермоловой нужно было подать текст, бывали редкие, но всё-таки бывали. Марии Николаевне нельзя было подать, как другим, во время особой страшной короткой психологической паузы, которую я про себя всегда называю суфлёрской паузой , – с Марией Николаевной нужно было работать по особому. Прежде всего, её надобно было вывести из состояния творческого транса. « Мария Николаевна, не волнуйтесь! Мария Николаевна, не волнуйтесь! » И повторял эту фразу два, три, четыре раза беспристрастным голосом, пока не убеждался, что достиг цели. Ермолова выбита из своего шока – иначе это состояние не назовёшь, – и тогда я произносил громким голосом подчёркнуто бытовым тоном нужную фразу.

Иосиф Дарьяльский был одним из лучших суфлёров. Его будку даже называли « Дарьяльским ущельем ». Там он мог и работать, и пить чай, и даже бриться. Всего он прослужил в Малом театре почти 50 лет , и точное количество спектаклей, в которых он принимал участие, посчитать невозможно.

Ситуация изменилась в XX веке . На смену актерскому театру пришел режиссерский , количество премьер стало сокращаться, а срок репетиционного процесса увеличился. Артисты начали лучше запоминать текст, и необходимость в помощи суфлера отпала .

Сейчас суфлеры есть только в нескольких театрах Москвы: Малом, МХТ имени А.П. Чехова и МХАТе им. Горького , а всего в России насчитывается не более тридцати человек , которые занимаются этой профессией.

Марина Проклова , суфлёр МХТ Чехова, рассказывает:

Из всех профессий в мире самая чудесная та, что вам по душе. Вряд ли вы сможете найти человека, работающего в театре , но совершенно не заинтересованного в нем. Многие, может быть, слышали рассказ про старика, который после разрушения Бастилии был выпущен на свободу. В первый раз после двадцатилетнего заключения увидев солнечный свет, он пожелал возвратиться в свою прежнюю темницу. Суфлёр – это такого же рода заключённый : будка его – своего рода Бастилия . Спросите его, может ли он жить без театра, и он ответит отрицательно.

— «Что же в нём для вас такого привлекательного?» — спросите вы.

— «Одни только неприятности», – ответит он, – «но чего не сделает любовь и…привычка».

Само название «суфлер» происходит из Франции и означает «подсказчик». Именно это и является точной характеристикой занятий, которыми будет заниматься данный специалист. А именно – подсказывать забытые слова актерам.

Очень часто суфлерская будка выглядит в виде большой раковины, повернутой спиной к зрителям и гармонично вписавшись в общий сценический образ. В тех случаях, когда будка не предусмотрена особенностями сцены или ей не хватает места, то суфлер может быть скрываться либо среди декораций, установленных на сцене или за кулисами.

Телесуфлеры PanoMama

Для чего он нужен?

Однажды великий Константин Сергеевич Станиславский сказал: «Уберут суфлеров, уйду и я». С того момента прошло около сотни лет, однако специалисты этой профессии продолжают выполнять свою скромную и незаметную остальным задачу. Однако с каждым годом их становится все меньше и меньше.

Для чего он нужен
К помощи суфлера прибегают в том случае , когда нужно актерам подсказывать тест пьесы, что позволяет им избежать пауз, во время которых они будут мучительно вспоминать свои основные фразу.

Именно так и делают большая часть актеров, работающих в трех крупных театрах Москвы — МХТ имени Чехова, Большом театре, Малом театре. Им достаточно будет посмотреть в сторону места, где расположился суфлер, для того чтобы тот подсказал забытые слова.

Необходимость в суфлере возникла тогда, когда театральный сезон был настолько обширен и премьеры шли одна за другой, что актерам просто было сложно выучить все свои слова, а роли и вовсе могли путаться.

При этом сам подсказчик должен был не только хорошо ориентироваться в тексте, но и подсказывать слова тихо, но четко и внятно, чтобы слышал только актер. Особенно часто подсказка требовалась в музыкальных постановках, когда актеру следовало попадать в такт мелодии.

Требования к суфлеру

Работа суфлера только на первый взгляд кажется простой, на самом деле к этим работникам всегда предъявлялось большое количество требований. Некоторые из них:

умение быстро ориентироваться в ситуации.

Иными словами, хороший суфлер должен был произнести фразу таким образом, чтобы ее правильно услышал и понял актер, но не заметили зрители. В связи с этим суфлерам было необходимо уметь правильно рассчитывать громкость своего голоса.

При этом суфлер не имел право на ошибку или промедление. Ему нельзя отвлекаться от происходящего на сцене ни на минуту, что достаточно сложно, поскольку спектакли длятся по нескольку часов.

Примечания

Эта страница в последний раз была отредактирована 9 сентября 2020 в 21:51.

Еще применение

Помимо сферы ТВ, телесуфлёры используются на концертах, чтобы помочь исполнителям, которые не могут запомнить слов песен. Эти телесуфлеры идентичны используемым на выступлениях или представляют собой большой монитор, стоящий на сцене.

Где выучиться профессии суфлер?

На самом деле, суфлер – одна из немногих профессий, которым нельзя было выучиться в учебном заведении. Чаще всего суфлерами становились зрелые актеры, которые уже не могли активно выступать на сцене.

И именно актерская подготовка давала им самые главные навыки для работы – дикцию и поставленный голос.

Конечно, на сегодняшний день – это профессия лишь отголосок минувшей эпохи, некий символ целого пласта в театральной истории. Поэтому сейчас суфлерскую деятельность немного изучают студенты театральных вузов, но лишь как элемент общей подготовки. Более того, подобное есть далеко не в каждом учебном заведении.

Форматирование текста для телесуфлера

Очень важно правильно форматировать текст при работе с телесуфлером. Подробнее в нашей очередной заметке.

Плюсы и минусы профессии суфлера

Долгие годы в истории театров профессия суфлера была не только востребованной, но и уважаемой специальностью. И, конечно, она имела свои плюсы, а также минусы.

Читайте также: