Помощник капитана помощник механика что за должность

Опубликовано: 02.10.2024

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.

1. Общие положения

1.1. Данная инструкция определяет функциональные обязанности Старшего помощника капитана судна.

1.2. Старший помощник назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя организации в порядке, установленном законодательством РФ.

1.3. Старший помощник подчиняется непосредственно капитану судна, а ему подчиняется, в административном порядке, весь экипаж.

1.4. Распоряжения старшего помощника в части соблюдения судового порядка, дисциплины, организации службы и распорядка обязательны для исполнения всеми членами экипажа и иными лицами, находящимися на судне. Старший помощник руководит палубной командой и командой быта, а также работой других помощников капитана. Старший помощник является начальником общесудовой службы.

1.5. Старший помощник капитана должен быть постоянно готов заменить капитана и принять на себя командование судном. В отсутствие капитана может самостоятельно производить перешвартовки и переходы судна в портовых водах, вызывая при необходимости лоцмана и портовые буксиры.

1.6. На должность старшего помощника назначается лицо, обладающее необходимые знаниями, умениями, навыками, имеющее высшее специальное образование и стаж работы не менее [значение] лет.

2. Функциональные обязанности

Старший помощник капитана:

2.1. Составляет и корректирует судовые расписания.

2.2. Организовывает и проводит подготовку экипажа по борьбе за живучесть судна, использованию спасательных средств и спасению людей, груза и судового имущества, контролирует подготовку аварийных партий и групп, непосредственно руководит действиями экипажа по борьбе за живучесть судна.

2.3. Обеспечивает постоянную готовность спасательных средств к немедленному использованию, следит за их комплектностью.

2.4. Обеспечивает наличие на борту и надлежащее хранение неснижаемого запаса продуктов.

2.5. Контролирует и ведет учет количества воды в балластных и питьевых цистернах, ее расход.

2.6. Совместно с начальниками служб размещает членов экипажа и временно прибывших на судно лиц по жилым помещениям.

2.7. Обеспечивает правильную техническую эксплуатацию и содержание в надлежащем порядке корпуса, палуб, надстроек, судовых помещений и отсеков, питьевых танков, помещений коллективной защиты, медицинской помощи и провизионных кладовых, дозиметрических приборов, средств индивидуальной защиты и затемнения, рангоута и такелажа, грузового, якорного, швартового, буксирного устройств, спасательных средств судна; противопожарного, аварийно-спасательного оборудования, имущества и инвентаря, мерительных, воздушных и приемных труб; воздухоотводов и приварных каналов вентиляции, клинкетных дверей и их приводов (кроме машинно-котельных отделений), трапов, штормтрапов и кранцевой защиты.

2.8. Совместно с главным (старшим) механиком проверяет состояние водонепроницаемых отсеков и закрытий судна.

2.9. Планирует и осуществляет контроль за проведением судовых работ; следит за качеством приготовления пищи.

2.10. Распределяет матросов по службам общесудовой, добычи и обработки, практикантов по судовым службам.

2.11. Обеспечивает своевременное получение, хранение, расходование и учет аварийно-спасательного, противопожарного и специального имущества и инвентаря, снабжения и расходных материалов по общесудовой службе.

2.12. Ведет документацию по учету технического состояния своего заведования, готовит ремонтные ведомости; составляет планы проведения занятий, учений, осмотров, проверок и обеспечивает их выполнение; ведет судовую книгу приказов.

Перед выходом в рейс:

2.13. Обеспечивает подготовку судна по-походному, принимает меры к надлежащему креплению палубных устройств и грузов.

2.14. Проверяет готовность рулевого, якорного, швартовного, шлюпочного устройств, сигнально-отличительных огней, средств световой, звуковой и аварийной сигнализации, внутрисудовой связи, машинного телеграфа и дистанционного управления главными двигателями; следит за надежным закрытием трюмов, люков, горловин, тамбучин, иллюминаторов, капов и других отверстий палубы и бортов.

2.15. За 2 часа до выхода докладывает капитану о готовности службы к рейсу и за 15 минут - о готовности судна к отходу.

Перед началом и в ходе грузовых операций:

2.16. Обеспечивает подготовку грузовых устройств и помещений к приему груза; проверяет их готовность совместно со вторым помощником, старшим механиком, электромехаником и помощником капитана по пожарно-технической части.

2.17. Лично руководит погрузкой (разгрузкой) и креплением крупногабаритных и тяжеловесных грузов, размещением и креплением палубного груза.

2.18. Лично руководит подготовкой судна к перевозке опасных грузов и обеспечивает выполнение правил их перевозки.

2.19. Контролирует надлежащее крепление палубных устройств и грузов; организовывает и ведет наблюдение за водонепроницаемостью корпуса, герметичностью наружного контура судна; принимает меры к их обеспечению; руководит подготовкой судна к штормовому плаванию и к борьбе с обледенением.

2.20. При оставлении судна экипажем обеспечивает проверку помещений судна и следит за тем, чтобы на судне не осталось людей.

2.21. Несет ходовые вахты с 4 до 8 часов и с 16 до 20 часов. (На судах, где более трех помощников капитана, старший несет одну ходовую вахту в сутки с 4 до 8 часов и осуществляет контроль за вахтой четвертого помощника с 16 до 20 часов). В сложных условиях несет ходовые вахты по указанию капитана.

3. Ответственность

3.1 Старший помощник капитана несет ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей, необеспечение возложенных на него задач в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Старшему помощнику капитана в административном порядке подчиняется весь экипаж, и его распоряжения в части соблюдения судового порядка, дисциплины, организации службы и распорядка обязательны для всех членов экипажа и лиц, находящихся на судне. Старший помощник является начальником общесудовой службы и руководит палубной командой и командой быта, работой второго, третьего, четвертого и пятого помощников.

Старший помощник капитана должен быть постоянно готов заменить капитана и принять на себя командование судном. В отсутствие капитана может самостоятельно производить перешвартовки и переходы судна в портовых водах, вызывая при необходимости лоцмана и портовые буксиры.

2. ОБЯЗАННОСТИ

Старший помощник капитана:

1. Составляет и корректирует судовые расписания.

2. Организовывает и проводит подготовку экипажа по борьбе за живучесть судна, использованию спасательных средств и спасению людей, груза и судового имущества, контролирует подготовку аварийных партий и групп, непосредственно руководит действиями экипажа по борьбе за живучесть судна.

3. Обеспечивает постоянную готовность спасательных средств к немедленному использованию, следит за их комплектностью.

4. Обеспечивает наличие на борту и надлежащее хранение неснижаемого запаса продуктов.

5. Контролирует и ведет учет количества воды в балластных и питьевых цистернах, ее расход.

6. Совместно с начальниками служб размещает членов экипажа и временно прибывших на судно лиц по жилым помещениям.

7. Обеспечивает правильную техническую эксплуатацию и содержание в надлежащем порядке корпуса, палуб, надстроек, судовых помещений и отсеков, питьевых танков, помещений коллективной защиты, медицинской помощи и провизионных кладовых, дозиметрических приборов, средств индивидуальной защиты и затемнения, рангоута и такелажа, грузового, якорного, швартового, буксирного устройств, спасательных средств судна; противопожарного, аварийно-спасательного оборудования, имущества и инвентаря, мерительных, воздушных и приемных труб; воздухоотводов и приварных каналов вентиляции, клинкетных дверей и их приводов (кроме машинно-котельных отделений), трапов, штормтрапов и кранцевой защиты.

8. Совместно с главным (старшим) механиком проверяет состояние водонепроницаемых отсеков и закрытий судна.

9. Планирует и осуществляет контроль за проведением судовых работ; следит за качеством приготовления пищи.

10. Распределяет матросов по службам общесудовой, добычи и обработки, практикантов по судовым службам.

11. Обеспечивает своевременное получение, хранение, расходование и учет аварийно-спасательного, противопожарного и специального имущества и инвентаря, снабжения и расходных материалов по общесудовой службе.

12. Ведет документацию по учету технического состояния своего заведования, готовит ремонтные ведомости; составляет планы проведения занятий, учений, осмотров, проверок и обеспечивает их выполнение; ведет судовую книгу приказов.

Перед началом и в ходе грузовых операций:

1. Обеспечивает подготовку грузовых устройств и помещений к приему груза; проверяет их готовность совместно со вторым помощником, старшим механиком, электромехаником и помощником капитана по пожарно-технической части.

2. Лично руководит погрузкой (разгрузкой) и креплением крупногабаритных и тяжеловесных грузов, размещением и креплением палубного груза.

3. Лично руководит подготовкой судна к перевозке опасных грузов и обеспечивает выполнение правил их перевозки.

Перед выходом в рейс:

1. Обеспечивает подготовку судна по-походному, принимает меры к надлежащему креплению палубных устройств и грузов.

2. Проверяет готовность рулевого, якорного, швартовного, шлюпочного устройств, сигнально-отличительных огней, средств световой, звуковой и аварийной сигнализации, внутрисудовой связи, машинного телеграфа и дистанционного управления главными двигателями; следит за надежным закрытием трюмов, люков, горловин, тамбучин, иллюминаторов, капов и других отверстий палубы и бортов.

3. За 2 часа до выхода докладывает капитану о готовности службы к рейсу и за 15 минут - о готовности судна к отходу.

1. Контролирует надлежащее крепление палубных устройств и грузов; организовывает и ведет наблюдение за водонепроницаемостью корпуса, герметичностью наружного контура судна; принимает меры к их обеспечению; руководит подготовкой судна к штормовому плаванию и к борьбе с обледенением.

2. При оставлении судна экипажем обеспечивает проверку помещений судна и следит за тем, чтобы на судне не осталось людей.

3. Несет ходовые вахты с 4 до 8 часов и с 16 до 20 часов. (На судах, где более трех помощников капитана, старший несет одну ходовую вахту в сутки с 4 до 8 часов и осуществляет контроль за вахтой четвертого помощника с 16 до 20 часов). В сложных условиях несет ходовые вахты по указанию капитана.

Примечание. Настоящая инструкция не ограничивает права капитана в определенных случаях возлагать на членов экипажа дополнительные обязанности применительно к реальным условиям и состоянию судна.

Старший помощник капитана непосредственно подчиняется капитану и является его первым заместителем, отвечает за коммерческо-эксплуатационную деятельность судна, организацию службы и состояние дисциплины на судне, подготовку экипажа к борьбе за живучесть. Старший помощник капитана должен быть постоянно готовым в случае необходимости заменить капитана и принять командование судном на себя. При отсутствии капитана на борту старший помощник замещает его, производит перешвартовку судна с помощью лоцмана или самостоятельно.

Старший помощник капитана руководит работой помощников капитана. Распоряжения старшего помощника капитана, касающиеся выполнения членами экипажа обязанностей по распорядку дня, дисциплине на судне, авральным работам, тревогам, подготовке судна к приходу и отходу, выполнения приказов и указаний капитана и т. д., обязательны для всех членов экипажа.

В случае появления опасности для судна или груза старший помощник капитана должен принять меры немедленно, уведомив об этом капитана и старшего механика.

Старший помощник капитана обязан:

  • составлять грузовой план с учётом специфики и свойств груза, соблюдения допустимой осадки и требуемого дифферента, обеспечения остойчивости и прочности судна, а также последовательности портов выгрузки; представлять план на подпись капитану;
  • своевременно составлять и вручать подписанное капитаном извещение о готовности судна к грузовым операциям;
  • непосредственно руководить грузовыми операциями, балластировкой судна, подготовкой грузовых помещений с учётом требований правил по противопожарной безопасности, техники безопасности и предотвращения загрязнения окружающей среды;
  • обеспечивать надлежащую организацию труда и отдыха подчинённых ему членов экипажа;
  • составлять расписание по тревогам на весь экипаж, а при стоянках в портах — на сокращённый состав;
  • обеспечивать организацию и контроль за подготовкой аварийной партии, непосредственно руководить действиями экипажа по борьбе за живучесть судна;
  • обеспечить актуализацию внутренних и внешних нормативных документов;
  • вести журнал дефектов по своему заведованию и подготавливать ведомость дефектов;
  • контролировать правильное использование якорного и швартовного устройства;
  • контролировать правильное использование спасательного и пожарного имущества;
  • контролировать внесение в судовой журнал обязательных записей, предусмотренных международными Кодексами.

Перед выходом судна в рейс старший помощник капитана обязан:

  • обеспечить подготовку судна к плаванию, приняв меры к надлежащему креплению судовых палубных устройств, грузового оборудования и другого имущества и предметов, размещённых на палубах;
  • произвести обход судна и убедиться в надёжности закрытий трюмов, иллюминаторов, дверей, тамбучин, хозяйственных помещений, люков, капов и других отверстий на палубах и в бортах, убедиться в готовности рулевого, швартовного и якорного устройств, сигнально-отличительных огней, средств световой, звуковой и авральной сигнализации, внутрисудовой связи, машинного телеграфа и системы дистанционного автоматизированного управления (ДАУ);
  • проверить наличие на борту всего экипажа и удаление с судна всех посторонних лиц, получить доклады от подчинённых лиц командного состава о готовности их заведований к выходу в море;
  • за 15 минут до назначенного времени выхода совместно со старшим механиком доложить капитану о готовности судна к выходу в море.

Во время плавания старший помощник капитана обязан контролировать и обеспечивать надлежащее крепление палубных устройств и грузов, организовывать и вести наблюдение за водонепроницаемостью корпуса и принимать надлежащие меры к её обеспечению, руководить подготовкой судна к штормовому плаванию и к борьбе с обледенением.

При входе судна в порт и при выходе из него, а также при осуществлении швартовных операций старший помощник капитана должен находиться на ходовом мостике или в ином месте по указанию капитана. При возникновении чрезвычайных ситуаций он должен действовать в соответствии с расписанием по тревогам.

При угрозе гибели и оставлении судна старший помощник капитана должен удостовериться, что на судне не осталось людей.

Старший помощник капитана непосредственно подчиняется капитану и является его первым заместителем, отвечает за коммерческо-эксплуатационную деятельность судна, организацию службы и состояние дисциплины на судне, подготовку экипажа к борьбе за живучесть. Старший помощник капитана должен быть постоянно готовым в случае необходимости заменить капитана и принять командование судном на себя. При отсутствии капитана на борту старший помощник замещает его, производит перешвартовку судна с помощью лоцмана или самостоятельно.

Старший помощник капитана руководит работой помощников капитана и боцмана. Распоряжения старшего помощника капитана, касающиеся выполнения членами экипажа обязанностей по распорядку дня, дисциплине на судне, авральным работам, тревогам, подготовке судна к приходу и отходу, выполнения приказов и распоряжений капитана и т.д., обязательны для всех членов экипажа.

Старший помощник капитана по согласованию со старшим механиком может вызвать любого члена экипажа соответствующей специальности и квалификации для подготовки судна к приходу и отходу, швартовных операций, крепления груза и имущества, расположенного на палубе, подготовки и производства грузовых операций. В случае появления опасности для судна или груза старший помощник капитана должен сделать это немедленно, уведомив об этом капитана и старшего механика.

Старший помощник капитана обязан:

  • составлять грузовой план с учетом специфики и свойств груза, соблюдения допустимой осадки и требуемого дифферента, обеспечения остойчивости и прочности судна, а также последовательности портов выгрузки; представлять план на подпись капитану;
  • своевременно составлять и вручать подписанное капитаном извещение о готовности судна к грузовым операциям;
  • непосредственно руководить грузовыми операциями, балластировкой и дебалластировкой судна, подготовкой трюмов к приему груза с учетом его особенностей, требований правил по противопожарной безопасности, техники безопасности при грузовых операциях и предотвращения загрязнения окружающей среды;
  • оформлять грузовые документы, вести грузовую книгу, составлять и представлять на подпись капитану грузовой отчет;
  • следить за выполнением требований грузоотправителя/фрахтователя;
  • присутствовать при опечатывании грузовых помещений и проверять сохранность пломб;
  • руководить технической учебой экипажа;
  • вести установленные Компанией журналы (учета и анализа проведения учений, регистрации инструктажа на рабочем месте, несчастных случаев, учета рабочего времени экипажа, разрешение на вход в закрытые помещения);
  • обеспечивать надлежащую организацию труда и отдыха подчиненных ему членов экипажа, знание и соблюдение ими правил и инструкций по технике безопасности, пожаробезопасности и санитарных правил;
  • составлять судовые расписания по заведованию совместно со старшим механиком;
  • составлять расписание по тревогам на весь экипаж, а при стоянках в портах — на сокращенный состав;
  • обеспечивать организацию и контроль за подготовкой аварийной партии, непосредственно руководить действиями экипажа по борьбе за живучесть судна;
  • вести журнал технического состояния корпуса и организовывать его техническое обслуживание.

Перед выходом судна в рейс старший помощник капитана обязан:

  • обеспечить подготовку судна к плаванию, приняв меры к креплению надлежащим образом судовых палубных устройств и другого имущества и предметов, размещенных на палубах;
  • произвести обход судна и убедиться в надежности закрытия грузовых трюмов, иллюминаторов, дверей, хозяйственных помещений, люков, горловин и других палубных отверстий, убедиться в готовности рулевого, швартовного и якорного устройств, сигнально-отличительных огней, средств световой, звуковой сигнализации, внутрисудовой связи, машинного телеграфа и системы дистанционного автоматизированного управления (ДАУ );
  • проверить наличие на борту всего экипажа и удаление с судна всех посторонних лиц, получить доклады от подчиненных лиц командного состава о готовности их заведований к выходу в море;
  • за 15 минут до назначенного времени выхода совместно со старшим механиком доложить капитану о готовности судна к выходу в море.

Во время плавания старший помощник капитана обязан контролировать и обеспечивать надлежащим образом крепление палубных устройств и грузов, организовывать и вести наблюдение за водонепроницаемостью корпуса и принимать надлежащие меры к ее обеспечению, руководить подготовкой судна к штормовому плаванию и к борьбе с обледенением.

При входе судна в порт и при выходе из него, а также при осуществлении швартовных операций старший помощник капитана должен находиться на ходовом мостике или в ином месте по указанию капитана. При возникновении чрезвычайных ситуаций он должен действовать в соответствии с расписанием по тревогам.

При угрозе гибели и оставлении судна старший помощник капитана должен удостовериться, что на судне не осталось людей.

Кадр из мультфильма «Приключения капитана Врунгеля»
Кадр из мультфильма «Приключения капитана Врунгеля»

«Экспресс газета» в Google Новостях

«Сухопутному» человеку неизвестно, насколько сложна и многогранна жизнь моряка. Каждый на судне отвечает за свой участок работы, а экипаж корабля состоит из людей множества морских профессий, без которых ни одно судно не отправилось бы в море. Попробуем разобраться с «костяком» плавсостава, кто чем занимается и почему на корабле без этих людей никак не обойтись.

Баталер

К «баталиям» и военной терминологии это название не относится. Все намного прозаичней. Баталер – человек, который отвечает за снабжение экипажа продовольственными и непродовольственными товарами, ведет учет и составляет отчетную документацию.

Баталер – это нестроевой состав флота, но без него представить выходящее из порта судно невозможно.

Боцман

Старший строевой «унтер-офицер». Ему подчиняются все низшие чины – как строевого, так и нестроевого состава. Боцман отвечает за порядок на корабле. В обязанности входит проверка познаний матросов в морском деле.

Должность боцмана подразумевает ответственность за техническое состояние рангоута и такелажа. Отвечает он и за техническое состояние всего оборудования корабля. На судне может быть один боцман или целая боцманская команда, старший в ней носит звание главного боцмана. Каждый из них несет вахту на палубе поочередно.

Капитан

Командир корабля. На морском жаргоне капитана называют «кэп» (за глаза, конечно). Это самый важный человек на судне, его приказы выполняются беспрекословно, даже старшими по званию.

Главный начальник всего состава команды должен как свои пять пальцев знать корабль, сильные и слабые стороны экипажа и руководить процессом движения корабля даже в критических ситуациях. Не зря существует негласное правило, что капитан покидает корабль последним – даже во время шторма.

На нем лежит ответственность за спасение жизни команды и самого судна в случае непредвиденной ситуации. Если корабль спасти нельзя, капитан обязан организовать спасение личного состава и покинуть вместе с ним судно, но только позже всех.

Капитан на капитанском мостике. Источник: wikipedia.org

Капитан на капитанском мостике. Источник: wikipedia.org

Перечислять все обязанности капитана корабля пришлось бы очень долго, так как они охватывают широкий спектр: от санитарного и хозяйственного ведения дел во время плавания до безопасности и управления судном, ответственности за соблюдение режима морских пространств, международного права.

Кок

Еще одна должность, без обладателя которой даже утлое суденышко не уйдет в рейс на несколько дней.

Аналог гражданскому повару, морской кок должен не только приготовить вкусную и полезную пищу из имеющихся в его распоряжении продуктов, но и правильно рассчитать их количество. Иначе команда может остаться голодной, а сам он – оказаться за бортом.

Корабельные коки за приготовлением пищи. Источник: mil.ru

Корабельные коки за приготовлением пищи. Источник: mil.ru

На должность кока отбирают только наиболее подготовленных моряков, а переходящий на другое судно капитан старается обязательно переманить к себе хорошо знакомого кока.

Лоцман

Задача этого человека – просчитать все опасности и преграды на пути следования корабля. Другими словами, именно лоцман прокладывает путь судна, учитывая наличие подводных скал, рифов, айсбергов или мелей.

В обязанности лоцмана входит также обеспечение безопасности швартовки корабля. В былые времена у лоцмана был помощник, которого члены команды называли «носовщиком», потому что он измерял глубину палкой, стоя на носу корабля.

Сейчас эта должность из корабельного штата практически выведена, а обязанности выполняют штурман и подштурман. Но для преодоления сложных проливов и захода в узкую гавань на борт обязательно поднимается местный лоцман, знающий окружающую акваторию и морское дно как свои пять пальцев.

Матрос

Относится к низшему строевому составу корабля и принадлежит к категории служащих, обеспечивающих порядок на палубе. Грубо говоря, матрос выполняет на судне всю черновую работу. Впрочем, в гражданском мореплавании эта должность очень распространена.

Матросы за большой уборкой корабля. Источник: pxhere.com

Матросы за большой уборкой корабля. Источник: pxhere.com

В обязанности матроса входят: мытье палубы, чистка, уборка, такелажные и грузовые операции. Но если создается впечатление, что стать матросом может кто угодно, это совсем не так. Для допуска к должности современный матрос обязан иметь навыки управления кораблем, ориентирования по компасу. Матрос обязан вести наблюдения за состоянием судна во время хода. И если даже эти навыки он ни разу за рейс не применит, без них в состав команды войти не удастся.

Неопытного или ленивого матроса, который ничего делать не умеет или не хочет, называют «салагой». Это прозвище так широко вошло в морской лексикон, что на некоторых судах весь экипаж называет матросов не иначе как «салагами».

Машинист (моторист)

Рабочее место машиниста (иногда должность называется «моторист») – трюм корабля. Этот человек входит в рядовой, иногда старшинский состав корабля, и отвечает за обслуживание пожарных, водоотливных и прочих систем, необходимых для корректной работы судна.

Машинист непрестанно следит за исправностью двигателя и обязан знать все тонкости и нюансы устранения поломок максимально быстро. Кроме того, машинист обязан в совершенстве владеть навыками швартовки, управлять шлюпками и быть отличным пловцом.

Труд машиниста совсем нелегкий, иногда даже изматывающий, поэтому от человека требуется не только хорошая физическая подготовка, но и стальные нервы.

Механик

Работает механик непосредственно в машинном отделении судна и следит за работой двигателя и его частей, руководит машинистами. На механике лежит большая ответственность, его работа также не сахар. Ему приходится всю смену находиться в душном закрытом помещении без надлежащего освещения, руки перепачканы мазутом и маслом.

На большинстве судов механиков всего три. Это также связано с тяжелыми условиями труда: смена составляет четыре часа, после чего механик отдыхает восемь, в то время, как заступают следующие два поочередно.

При отлично налаженной работе механизмов механик просто поддерживает их рабочее состояние, но при авариях и сбоях начинается аврал. Тогда все три представителя этой морской профессии сутками работают не покладая рук, пытаясь вернуть кораблю плавучесть и ходовые качества.

Старший помощник капитана (командира)

На морском жаргоне – просто «старпом» или, как очень любят говорить моряки, – «чиф». Человек, который ничего не делает, но любит раздавать команды, как считает младший состав любого корабля. Но, конечно же, все в точности до наоборот.

Старший помощник – второй человек после капитана, поэтому неудивительно, что на нем лежит большая ответственность. Являясь первым заместителем «кэпа», он руководит всеми работами на корабле, отвечает за подготовку команды и состояние судна во время плавания. В любой момент старпом должен быть готов заменить капитана.

Штурман

Занимается он управлением корабля, следит, чтобы судно не сбилось с пути, прокладывает курс, наблюдает за навигационной системой и сверяется с картой маршрута следования, руководит швартовкой, проверяет исправность якорей и измеряет глубину, чтобы во время остановки судно не село на мель.

На морском жаргоне означает «вожак», так как именно штурман ведет корабль и всех моряков. Помогает в нелегком деле штурману подштурман, который в случае чего может заменить своего начальника.

Юнга

Многие полагают, что юнга – реальное морское звание, но это не совсем так. Еще несколько веков назад юнгами называли мальчиков или подростков, которые проводили работы по уборке и обслуживанию палубы.

Впрочем, с перерывами, но такой чин в строевом составе судна действительно существовал, а в Российской империи даже открывали школы юнг. По сути, юнга – мальчик, которого готовили к должности матроса.

Некоторые из вышеперечисленных званий были упразднены, некоторые остаются до сих пор, под другими названиями. На самом деле морских должностей очень много, ведь корабль – это целая жизнь, огромный механизм, для обеспечения которого необходима бесперебойная работа десятков, а то и сотен людей.

Читайте также: