Должность уполномоченного лица кто это

Опубликовано: 05.07.2024

Уполномоченный по охране труда от трудового коллектива

А у вас в организации есть уполномоченный по охране труда? Нет?! Кстати, во многих компаниях нет такого лица, потому что нет понимания для чего он необходим, каким образом назначается и какую функцию несет.

В этой заметке разберем все эти и не только вопросы, читайте ее до конца, скачивайте образцы документов, задавайте вопросы в комментариях, если они появятся.

Уполномоченный по охране труда

Начать статью нужно с определения, кто такой уполномоченный по охране труда? Это лицо, которое на общественных началах следит за охраной труда, еще его называют доверенным.

Специалист по охране труда и уполномоченный – это совершенно разные люди, и один не может заменять другого. И даже если СОТ не предусмотрен в организации, уполномоченного избрать можно.

Основные задачи и цель уполномоченных по охране труда

Так для чего нужен и какие основные задачи уполномоченных по охране труда? Главный вопрос многих, но ведь СОТ является представителем работодателем, он платит зарплату и дает деньги на выполнение мероприятий по охране труда, либо не дает.

А ст.29 ТК РФ говорит о том, что работники – это полноценная часть профессиональных отношений, как и работодатели, и имеют право вступать в переговоры с руководством организации.

Для этого избирается уполномоченный по охране труда от трудового коллектива. Но это все, конечно, хорошо и прекрасно, но тоже редко где встретишь, особенно в частных организациях. Там разговор короткий: “Выход знаете в какой стороне”.

Но доверенный по охране труда может решить достаточно много вопросов, которые помогут избежать травматизм. И основными задачами уполномоченных по охране труда являются:

  1. Участие и инициирование в создании безопасных условий труда.
  2. Контроль за состоянием охраны труда в организации.
  3. Выявление нарушений по охране труда и предложение решений по устранению.
  4. Контроль за тем, как соблюдаются законные права и интересы работников в области охраны труда.
  5. Представление интересов работников в ГИТ и в других ведомствах и организациях при рассмотрении трудовых споров, в части охраны труда.
  6. Участие в расследовании несчастных случаев.
  7. Консультирование работников по вопросам охраны труда, оказание им помощи по защите их прав на охрану труда и т.д.

Более детально основные задачи уполномоченных по охране труда можно увидеть в п.2. и п.3 Федерального закона № 10-ФЗ и в ст. 370 ТК РФ.

Весь спектр услуг по охране труда, ГО и ЧС

Введите номер телефона, рассчитаю смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. "Бюро Екатерины Воронцовой" – профессиональное решения ваших задач: качественно и в срок!

Выборы уполномоченного по охране труда

Избирается уполномоченный по охране труда собранием работников. Предлагается несколько кандидатур, ими могут быть любые сотрудники организации, очень часто выбор останавливается на кадровых сотрудниках, но есть немало примеров, когда и слесаря выступают в роли доверенных лиц.

Избирать могут как одного доверенного, так и несколько, для крупных организаций – 1 на подразделение. Количество ничем не нормируется, работодатель самостоятельно принимает это решение.

Относительно срока выбора конкретного доверенного лица по охране труда нет, на практике обычно устанавливается – 2 года (Постановление Минтруда РФ N 30).

Протокол избрания уполномоченного

Проводится голосование среди всех сотрудников и фиксируется в протоколе, который является основным документом, который подтверждает права уполномоченного по охране труда.

Выбранную работниками кандидатуру, работодатель не имеет права отклонить, избрав какую-то свою. Важно только общее мнение трудового коллектива.

При участии в расследовании несчастного случая ГИТ запросит протокол, дабы убедиться в правомочности.

Протокол выборы уполномоченного по охране труда

Приказ о назначении уполномоченного по охране труда

Фиксируется проведение собрания и результаты выборов не только протоколом, но и готовится приказ о назначении уполномоченного по охране труда. Регламентированной формы нет, главное, чтобы по тексту было понятно кто, когда и почему, и обязательно отразите дату проведения собрания и номер протокола.

Приказ порядок избрания уполномоченных по охране труда

Образец приказы вы можете скачать, перейдя по ссылке, по желанию он может корректироваться и дополняться.

Положение об уполномоченном по охране труда

Права, обязанность, ответственность и срок фиксирует положение об уполномоченного по охране труда, разработанным для каждой конкретной организации. Использовать при составлении вы можете типовое положение, утвержденное Постановлением Исполнительного комитета ФНПР N 4-3.

А также оставляю вам образец уже подготовленного положения, которое вы можете скачать его и переработать под свою организацию.

Обучение уполномоченных по охране труда

Для того чтобы представлять интересы работников в части охраны труда, любой из уполномоченных должен пройти обучение по охране труда.

Обучение проводится по специально разработанной программе, как для уполномоченных и удостоверение выдается соответствующее. Программа обычно составляет 40 часов и финансируется за счет средств работодателя.

Удостоверение уполномоченного по охране труда образец

Работа уполномоченного по охране труда

Работа уполномоченного по охране труда должна быть видна не только по факту, но и документально.

рамка Чтобы работа была четкая и продуманная, необходим план. Так и в данной ситуации, ежегодно разрабатывается план работ доверенного по охране труда. заканчивается

И два раза в год, 15 января и 15 июля, доверенный должен отчитаться о выполнении плана, составив соответствующий отчет по форме Постановления № 4-3.

Отчет обязательно должен сопровождать пояснительная записка уполномоченного по охране труда, в которой содержится информация о проведенных проверках, устранены ли замечания, и по окончании вывод о положении дел по охране труда.

Выявляя в процессе своей работы нарушения, доверенный должен проинформировать об этом работодателя, подготовив представление (Постановлением Минтруда РФ от 08.04.1994 № 30).

Заполняя представление уполномоченного по охране труда, прописываются не только нарушения, но и срок исполнения, а при несоблюдении, он имеет право обратиться в ГИТ.

А уволить работодатель его не может, так как данный представитель избран трудовым коллективом и только он может его и снять.

Основные выводы

Порядок избрания уполномоченных непростой, требует времени и оформления документов, если это крупная компания и избирается не один доверенный:

  • Положение об уполномоченном лице по охране труда;
  • Протокол собрания трудового коллектива;
  • Приказ о назначении доверенного.

Уполномоченному скучать тоже некогда, избран, прояви себя и покажи свою работу. Халявить нельзя, потому как за ненадлежащее исполнение обязанностей, он может быть снят с должности общим собранием.

Доверенный должен знать перечень документов, которые ему предстоит оформлять:

  • годовой план работы уполномоченного по охране труда;
  • отчет (сдается 2 раза в год);
  • пояснительная записка уполномоченного по охране труда;
  • представление.

Работа по снижению травматизма и улучшению условий труда работников усилилась, а я на этом закончу, и если вам есть что добавить, появились вопросы, пишите в комментариях, это будет интересно и автору, и читателям. Понравилась статья? Буду признательна, если вы поделитесь ей в социальных сетях.

Желаю вам безопасной и эффективной работы! А если вам понадобится помощь, обращайтесь.

разработаю документы за вас

Введите номер телефона, рассчитаю смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. "Бюро Екатерины Воронцовой" – весь спектр услуг по ОТ, ГО и ЧС. Качественно и в срок!



Аннотация. В статье исследуется один из ведущих конституционно-правовых институтов современной России – институт омбудсмена. Анализируя особенности данного института, автор обращает внимание на проблемные аспекты, существующие на сегодняшний день.

В современных условиях становления демократического общества и правового государства немаловажную роль играет соблюдение и гарантия прав и свобод человека. Одним из ключевых конституционно-правовых институтов, призванных поддерживать данные гарантии, является институт Уполномоченного по правам человека. Эффективность и результативность данного института уже была доказана на опыте зарубежных государств, но в нашей стране развитие деятельности омбудсмена имеет существенные проблемы – как в теории, так и на практике. Возникновение указанных проблем обусловлено в большей степени существующими условиями политико-правовой системы, а также функциональными и структурно-организационными особенностями уполномоченного по правам человека. Все вышеизложенное позволяет говорить о назревшей необходимости совершенствования и повышения результативности указанного правового института. Следует подчеркнуть, что институт омбудсмена не существует изолированно, обособленно от других государственных органов: несмотря на то, что Уполномоченный по правам человека реализует свои функции самостоятельно, его работа невозможна без целенаправленного взаимодействия с различными органами государственной власти, должностными лицами и иными субъектами[1].

Уполномоченный по правам человека в РФ появился сравнительно недавно: возникновение данного института охватило как федеральный уровень, так и региональный – субъекты РФ также имеют должность Уполномоченного.

Так кто же такой Уполномоченный по правам человека, и в чем заключается основная суть и значение данного института? Это лицо, которое назначается (избирается) представителем Федеральной власти, в чьи задачи входит обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод человека и их соблюдения. Омбудсмен действует в соответствии с нормами международного права, Конституцией и законодательством РФ.

Что касается конституционно-правового статуса омбудсмена в РФ, то он представляет собой комплексную правовую категорию: ее составными неотъемлемыми элементами, определяющими ее содержание, являются права, свободы, обязанности и ответственность[2].

Вступление в должность омбудсмена имеет особый порядок: оно исчисляется с момента принесения им присяги, а прекращается по истечении срока его полномочий – с момента принесения присяги другим кандидатом. Данное положение закреплено в ст. 10 Федерального конституционного закона Российской Федерации «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации[3].

Ключевую роль в деятельности омбудсмена играют такие основополагающие принципы, как независимость и неподотчетность. Благодаря указанным принципам, пребывание омбудсмена на своей должности не вызывает сомнений в его легитимности, а также позволяет ему осуществлять свою деятельность по охране прав человека беспристрастно и объективно. Решения, которые были приняты Уполномоченным по жалобам о нарушениях прав человека, поступивших к нему, не могут быть обжалованы в иные государственные органы (суды, прокуратуру), а также не пересматриваются. Особенностью статуса омбудсмена в России является то, что он выступает в качестве дополнительной правозащитной инстанции, действующей как на внутринациональном, так и на международном уровне. Исполняя возложенные на него обязанности, омбудсмен действует наравне с органами прокуратуры и правосудия, дополняя их, но не подменяя. Полномочия омбудсмена достаточно широки: это и собственная сфера служебных полномочий, и совокупность форм и методов его профессиональной деятельности.
Защита прав человека осуществляется на различных уровнях: гуманитарном, пропагандистском и законодательном.

Но свою деятельность омбудсмен осуществляет не единолично: при нем создается совет экспертов из числа тех лиц, которые обладают определенными знаниями в сфере защиты прав человека. Численность данного совета может превышать 180 человек, в нем действуют различные отделения соответственно правовым отраслям и направлениям[2]. Например, в аппарате омбудсмена присутствуют уголовно-правовой, уголовно-процессуальный и уголовно-исполнительный отделы, а также отделы конституционного и административного права. Кроме того, действует рабочая группа, задача которой – контроль хода избирательной кампании.

В литературе до сих пор не найден однозначный ответ на вопрос о том, какое место занимает Уполномоченный по правам человека в системе органов государственной власти РФ. Осложняется ситуация тем, что по данной проблематике отсутствуют научные публикации, в которых бы раскрывалась сущность данного правового института. Полагаем, что свое место в системе общественно значимых интересов омбудсмен должен отстаивать лично. Поскольку Россия является правовым государством, то первейшим направлением ее политики должна стать защита прав социально уязвимых категорий населения[4].

Что касается требований для вступления в должность Уполномоченного по правам человека, то отечественное законодательство содержит возрастной ценз и ценз гражданства: так, ФКЗ об Уполномоченном по правам человека закрепляет норму, согласно которой, данную должность может занять только гражданин РФ не моложе 35 лет. В настоящее время данную должность занимает Москалькова Татьяна Николаевна, с 22 апреля 2016 года[5].

Если говорить об аналогичном институте за рубежом, то в некоторых странах (Новая Зеландия), требования для кандидатов, претендующих на должность Уполномоченного по правам человека, имеют свои особенности. Так, в вышеупомянутом государстве необязательно иметь профессиональную квалификацию для того, чтобы стать омбудсменом. Также закон к омбудсменам менее строг и в Великобритании, где вплоть до 1978 года данную должность занимали три человека подряд, не имея юридического образования[6]. Однако в Швеции закон требователен: для омбудсмена обязательно наличие юридического образования, а также достойной репутации. Что касается законодательства РФ, то здесь так же, как и в Великобритании и Новой Зеландии, не установлено в качестве обязательного требования наличие юридического образования, но вместе с тем, закон предписывает кандидату на указанную должность разбираться в области защиты прав человека, а также обладать практическим опытом деятельности в сфере защиты прав.

Каков же порядок назначения на должность Уполномоченного по правам человека в РФ? Законодательством определен перечень должностных лиц, органов, обладающих полномочиями вносить предложения кандидатур на указанную должность. Данный перечень строго исчерпывающий, он включает Президента РФ, Совет Федерации, депутатов Государственной Думы, а также депутатские объединения в ней. Кроме того, в законе закреплен определенный срок, в течение которого допускается внесение предложений кандидатур на должность омбудсмена – указанная процедура должна завершиться в течение месяца до того, как подойдет к концу срок полномочий предыдущего омбудсмена. Сама процедура назначения проходит следующим образом:

- выступление кандидата на должность перед Государственной Думой, озвучивание кратко программы своей предстоящей деятельности;
- в процессе выступления депутаты задают кандидату вопросы, а также высказывают свои мнения относительно кандидатуры (за или против). В случае отклонения Думой кандидатуры, для нового рассмотрения фракциями и депутатскими группами может быть предложена иная кандидатура.

На следующий день после того, как Дума получит соответствующее представление новой кандидатуры, может быть начато повторное рассмотрение.

Как уже упоминалось выше, омбудсмен осуществляет свою деятельность в течение определенного срока, исчисляемого с момента принесения им присяги. За рубежом указанный срок может составлять от 2 до 5 лет в среднем: так, на 2 года назначается омбудсмен в Австралии, на 5 лет – в Новой Зеландии[6]. По 4 года свои полномочия осуществляют шведские, британские и португальские омбудсмены. Деятельность Уполномоченного прекращается с момента принесения присяги новым Уполномоченным, назначенным Государственной Думой.

Подводя итоги рассмотренному нами институту Уполномоченного по правам человека в РФ, мы можем говорить о необходимости внесения изменений в действующее законодательство в целях повышения эффективности механизма защиты прав и свобод граждан. Изменения, на наш взгляд, должны затрагивать следующие аспекты:

1. Разработать и принять ФЗ «Об Уполномоченном по правам человека в субъектах Российской Федерации», на основе действующего закона № 1-ФКЗ, который регламентировал бы деятельность и правовой статус омбудсменов, действующих в субъектах РФ. Возможен также и иной вариант – внести соответствующие изменения в вышеупомянутый ФКЗ, касающиеся прав и обязанностей уполномоченных в субъектах РФ.
2. Предоставить право законотворческой инициативы Уполномоченному в вопросах, касающихся обеспечения реализации и защиты прав и свобод человека.
3. Наделить Уполномоченного правом вступления в дело по собственной инициативе до того момента, как суд первой инстанции примет решение. Такое право должно быть предоставлено омбудсмену для того, чтобы он мог дать собственное заключение с целью защиты социальных прав конкретных граждан, а также неопределенного круга лиц.

Представляется, что указанные изменения законодательства дадут омбудсменам возможность максимально эффективной реализации своей важнейшей функции, связанной с восстановлением нарушенных прав. Кроме того, у уполномоченных будет возможность предотвращения правовых дискриминаций во всех их проявлениях.

Список литературы
1. Чуксина В.В. Сравнительно-правовой анализ государственных несудебных правозащитных институтов: комиссия по правам человека и омбудсмен // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. N 4.
2. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации от 16 июня 1999 г. «О соблюдении прав граждан, страдающих психическими расстройствами» // Российская газета. - М., 2000. - 288 с.
3. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 31.01.2016) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации".
4. Безруков А. В. Парламентское право и парламентские процедуры в России: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2015. 164 с.
5. Мшецян Д. А. Проблемы и пути совершенствования деятельности института Уполномоченного по правам человека в РФ. [Текст] / Д. А. Мшецян // Молодой ученый, 2014. № 11. С. 265-268.
6. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. В 4 томах. Том 3. Особенная часть. Страны Европы. - М.: БЕК, 2014. - 780 c.

С 1 июля 2017 года в силу вступил формат, утвержденный приказом 155 . Благодаря этому формату можно создать 3 типа документов: счет-фактуру, первичный документ (ТОРГ-12, Акт) или УПД. В новом формате информация о подписанте обязательна для всех типов документов.

Основание полномочий (доверия)

Основания полномочий (доверия) организации

Где и когда заполнять полномочия подписанта

  1. При первом подписании документа в новом формате (счёт-фактура, первичка или УПД) нужно будет заполнить полномочия подписанта. Эти полномочия сохранятся, их не нужно будет заполнять каждый раз.
  2. Вновь заполнить полномочия нужно будет после смены сертификата КЭП. Отредактировать полномочия может пользователь с правами администратора в настройках сотрудника в разделе «Сотрудники» .

Какие полномочия выбрать

Выбор полномочий влияет на то, сколько подписей под документом должна будет поставить ваша организация. Согласно 155 приказу, документ может быть подписан несколькими подписантами. В веб-версии Диадока не реализована множественная подпись документов.

В текущей ситуации вы можете наделить подписанта необходимыми полномочиями с помощью доверенности, приказа или иных документов. В этом случае подписант будет один, не нужно будет передавать документ на подпись от одного сотрудника другому, производить контроль и т.д.

Если все типы документов (накладные, счета-фактуры, акты и УПД) может подписывать одно ответственное лицо, являющееся сотрудником организации продавца или покупателя, рекомендуем заполнить полномочия следующим образом.

Вы — директор или бухгалтер

Являетесь сотрудником организации продавца или покупателя и уполномочены подписывать все типы документов (накладные, счета-фактуры, акты и УПД).



Исходящий документ


Область:
5 — лицо, совершившее сделку, операцию и ответственное за ее оформление и за подписание счетов-фактур;
или
6 — лицо, ответственное за оформление свершившегося события и за подписание счетов-фактур

Статус:
1 — работник организации продавца товаров (работ, услуг, имущественных прав);

Должность:
директор или бухгалтер

Основания полномочий:
Должностные обязанности


Область:
2 — лицо, совершившее сделку, операцию и ответственное за ее оформление;
или
3 — лицо, ответственное за оформление свершившегося события

Статус:
1 — работник организации покупателя

Должность:
директор или бухгалтер

Основания полномочий:
Должностные обязанности

Вы — не работник организации продавца или покупателя, а работник иной уполномоченной организации. Например, бухгалтер на аутсорсинге или агент

Являетесь сотрудником иной уполномоченной организации и уполномочены подписывать все типы документов (накладные, счета-фактуры, акты и УПД)




Исходящий документ


Область:
6 — лицо, ответственное за оформление свершившегося события и за подписание счетов-фактур

Статус:
3 — работник иной уполномоченной организации;

Основание полномочий организации:
например, номер и дата доверенности

Должность:
Специалист

Основания полномочий:
Должностные обязанности


Область:
3 — лицо, ответственное за оформление свершившегося события

Статус:
3 — работник иной уполномоченной организации;

Основание полномочий организации:
например, номер и дата доверенности

Должность:
Специалист

Основания полномочий:
Должностные обязанности

Вы — индивидуальный предприниматель или физическое лицо


Рекомендации о том, какие полномочия выбрать, если подписант не является работником организации или не может подписывать документы различных типов, читайте в статье в разделе «Особенности формата».

Что будет, если документ подписан с нарушением законодательства

В таком случае документ не будет признан юридически значимым. Продавец заплатит штраф за невыставленный документ, покупатель не получит вычет НДС.

Откуда взяты рекомендации: нормативная база, требования законодательства

Какой бы документ вы не создавали, важно помнить и выполнять условия законодательства при подписании документов. Для счета-фактуры — условия статьи 169 НК РФ, для первичных документов — условия 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Соответственно, для УПД должны быть выполнены условия и статьи 169 НК РФ, и 402-ФЗ.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства спорта РФ от 25 апреля 2019 г. № 05-05-2-20/10893 О разъяснении определения «должностное лицо»

Правовой департамент рассмотрел служебную записку Департамента науки и образования от 22 марта 2019 г. № 04-04-3-20/10393 по вопросу разъяснений определения «должностное лицо» и сообщает следующее.

Понятие «должностное лицо» закреплено в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее УК РФ) и Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В соответствии с пунктом 1 примечаний к статье 285 УК РФ должностными лицами в статьях Главы 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Из вышеизложенного следует, что должностным лицом является лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Содержание понятий «функции представителя власти», «организационно-распорядительные функции» и «административно-хозяйственные функции» раскрыто в пунктах 3-5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» (далее - Постановление Пленума).

В соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума к исполняющим функции представителя власти следует относить лиц, наделенных правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также, исходя из содержания примечания к статье 318 УК РФ, иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Согласно пункту 4 Постановления Пленума под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.

К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

Вместе с тем необходимо принимать во внимание, что УК РФ и КоАП РФ имеют специфичную, узконаправленную сферу правового регулирования, что необходимо учитывать в случаях использования закрепленных в них понятий «должностное лицо» в процессе реализации норм части 12 статьи 26 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Также в некоторых случаях законодательство Российской Федерации содержит понятие должностного лица в соответствующей сфере отношений. Например, статья 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет должностное лицо местного самоуправления как выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.

Согласно пункту 5 статьи 4 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» для целей данного Федерального закона под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

Таким образом, понятие должностного лица, как правило, распространяется на лиц, замещающих должности в органах публичной власти.

Дополнительно отмечаем, что законодательством субъекта Российской Федерации также может быть закреплено понятие «должностное лицо».

С учетом вышеуказанного под должностным лицом, ответственным за организацию работы по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним во взаимодействии с российской антидопинговой организацией, федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на медико-биологическое обеспечение спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации, может пониматься такое должностное лицо, которое подпадает под вышеуказанные признаки данной категории лиц и у которого обозначенные выше функции будут включены в должностной регламент.

Директор
Правового департамента
А.О. Миняев

Обзор документа

Минспорт разъяснил, кто относится к должностным лицам, ответственным за организацию работы по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним во взаимодействии с российской антидопинговой организацией, федеральным органом исполнительной власти в области физкультуры и спорта, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на медико-биологическое обеспечение спортсменов сборных команд.

По общему правилу должностным является лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию реализующее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Понятие должностного лица распространяется на лиц, замещающих должности в органах публичной власти.

Законодательством региона также может быть закреплено понятие "должностное лицо".

Реалии российского государственного управления, в виде несменяемой власти и перемещения примерно одних и тех же людей с одной должности на другую, породили в течение последних 10-15 лет интересную институцию – Уполномоченных по…

Если введение в 1994 году должности Уполномоченного по правам человека в РФ можно объяснить заимствованием европейского опыта и высоким значением (тогда) прав человека (Уполномоченный по правам человека в РФ, показательно, назначается Госдумой), то последующие уполномоченные появились только через 15 лет, когда объяснить их появление указанными причинами уже объективно сложно. Уполномоченный по правам человека в РФ сейчас – вообще генерал полиции.

В 2012 году - Уполномоченный по защите прав предпринимателей.

Оба последних уполномоченных, обратите внимание, при Президенте РФ.

Для меня очевидно, что основной причиной появления «уполномоченных по…» является деградация «профильных» органов государственной власти, их неэффективность. Уполномоченный по правам ребёнка потребовался потому, что «профильные» органы опеки и попечительства, а также прокуратура с ее «надзором за соблюдением прав несовершеннолетних» – эффективно свои функции не исполняют.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей – это вообще «приговор» всем органам государственной власти, имеющим отношение к регулированию предпринимательской деятельности, от прокуратуры до полиции и трудинспекции. Все эти сотни тысяч должностных лиц, которые по законодательству должны защищать права, в том числе, предпринимателей – дармоеды, зря получающие свою зарплату. Потому что, если бы они свои функции выполняли, Уполномоченный по защите прав предпринимателей просто был бы не нужен. По сути, это мнение Президента РФ, который эти должности при себе и учредил.

В 2013 году произошла вообще, на мой взгляд, поразительная вещь: должность «уполномоченного по правам студентов» была учреждена – Министерством образования и науки. Принцип «пчелы против меда», российских чиновников не смущает. Кандидаты на должность Уполномоченного по правам студентов отбирались непублично (выдвигались членами Совета по делам молодежи при Минобрнауки), сам Уполномоченный назначен на свою должность министром образования и науки РФ, но защищать он должен – права студентов. В частности, оказывается, этот уполномоченный будет «защищать право студентов на качественное образование». Почему право студентов на качественное образование не защищает само Минобрнауки, вопрос открытый. Вообще, на тему восприятия должности Уполномоченного по правам студентов самим «прародителем», Минобрнауки, рекомендую почитать интервью с министром: https://iz.ru/news/542086.

В прошедшем 2018 году институт «Уполномоченных по…» активно развивался, в России была учреждена должность Уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг, правовой основной которой является соответствующий Федеральный закон от 04 июня 2018 года № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг».

Во-первых, в качестве финансового уполномоченного закон изначально предусматривает (п. 6 ст. 2 Федерального закона № 123-ФЗ) назначение главного финансового уполномоченного (назначается Советом директоров Банка России по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ), а также «финансовых уполномоченных в сферах финансовых услуг». Сферы финансовых услуг, по которым назначат «отдельного» финансового уполномоченного, определяются Советом директоров Банка России. То есть, речь не идет об одном «уполномоченном», закон сразу закладывает правовую основу для создания системы «уполномоченных».

ЦБ РФ начал формировать систему «уполномоченных» со сферы страхования, в сентябре 2018 года главный финансовый уполномоченный Юрий Воронин провел встречу со страховщиками ОСАГО, которые представили главному финансовому уполномоченному три кандидатуры на пост специализированного страхового уполномоченного, одну из которых может утвердить совет директоров ЦБ. Принцип «пчелы против меда», ЦБ РФ также не смущает.

Во-вторых, самое важное, зачем нужен финансовый уполномоченный. Он не просто абстрактно «защищает права», он рассматривает обращения потребителей финансовых услуг об удовлетворении требований имущественного характера, предъявляемых к финансовым организациям, оказавшим им финансовые услуги. По результатам рассмотрения обращения выносится решение, которое вступает в силу по истечении десяти рабочих дней после даты его подписания финансовым уполномоченным и обязательно для исполнения финансовой организацией (ст. 23 Федерального закона № 123-ФЗ). А в случае неисполнения финансовой организацией решения финансовый уполномоченный выдает потребителю финансовых услуг удостоверение, являющееся исполнительным документом (меня удивило, почему исполнительный документ назвали «удостоверение», а это, оказывается, еще советская традиция: именно удостоверения выдают комиссии по трудовым спорам, где они еще существуют, конечно). Это «удостоверение» исполняется судебным приставом-исполнителем принудительно, в соответствии с законодательством РФ (внесено в перечень исполнительных документов, подп. 4.2. п. 1 ст. 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Закон устанавливает компетенцию финансового уполномоченного, он рассматривает споры с финансовыми организациями, но не со всеми, а только с теми, которые включены в реестр Банка России или в Перечень финансовых организаций, «организовавших взаимодействие» (об этом см. ниже). И споры с этими финансовыми организациями финансовый уполномоченный рассматривает не все, а только те, в которых (п. 1 ст. 15 Федерального закона № 123-ФЗ):

размер требований потребителя финансовых услуг о взыскании денежных сумм не превышает 500 тысяч рублей;

либо если требования потребителя финансовых услуг вытекают из нарушения страховщиком порядка осуществления страхового возмещения по ОСАГО.

Соответственно, споры, связанные с неденежными требованиями потребителя финансовых услуг (кроме споров, связанных с исполнением договоров ОСАГО) финансовым уполномоченным не рассматриваются.

Принципиально, что обращение по указанным спорам к финансовому уполномоченному – является обязательным для потребителя финансовой услуги, только после этого, в случае несогласия с решением финансового уполномоченного, потребитель финансовой услуги вправе обратиться в суд (п.п. 2 и 3 ст. 15 Федерального закона № 123-ФЗ). Тем самым законодатель ввел, мой взгляд, «редкого зверя» - обязательный досудебный порядок для граждан в СОЮ (навскидку, до этого для граждан обязательный досудебный порядок в СОЮ был предусмотрен только в налоговых спорах).

Причем обязательность обращения к финансовому уполномоченному в конкретном случае для потребителя финансовой услуги вряд ли будет очевидна, поскольку зависит от множества факторов, в частности, от того, включена ли конкретная финорганизация в реестр Банка России или в Перечень финансовых организаций, «организовавших взаимодействие», а также от вида финансовой организации (поскольку в отношении разных видов финорганизаций закон вступает в силу в разное время).

Принятие и рассмотрение обращений финансовым уполномоченным осуществляются бесплатно, за исключением обращений, поданных лицами, которым уступлено право требования потребителя финансовых услуг к финансовой организации (п. 6 ст. 16 Федерального закона № 123-ФЗ). Обращения «нехороших лиц», получивших право требования к финорганизации по договору цессии, будет осуществляться за плату, размер которой любезно установит Совет Службы, по его усмотрению.

Решение финансового уполномоченного финансовая организация вправе обжаловать в суд, в течение десяти рабочих дней после дня вступления в силу, но почему-то «в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством РФ» (ст. 26 Федерального закона № 123-ФЗ). Видимо, это обжалование, по смыслу закона, осуществляется в суде общей юрисдикции. Потребитель финансовых услуг, в случае несогласия с вступившим в силу решением финансового уполномоченного, обжаловать его не обязан, он вправе «в течение тридцати дней после дня вступления в силу указанного решения обратиться в суд и заявить требования к финансовой организации по предмету, содержащемуся в обращении, в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством РФ» (п. 3 ст. 25 Федерального закона № 123-ФЗ).

Один из главных вопросов: за чей счет банкет? (цы)

Оплата труда главного финансового уполномоченного и финансовых уполномоченных в сферах финансовых услуг осуществляется «за счет средств фонда финансирования деятельности финансового уполномоченного» (п. 1 ст. 8 Федерального закона № 123-ФЗ), правовое регулирование которого тоже не менее интересно. Формируется этот фонд за счет, во-первых, имущественных взносов учредителя - Банка России (в размере, определенном Советом директоров Банка России), во-вторых, за счет взносов финансовых организаций, которых «контролирует» финансовый уполномоченный;, в-третьих, за счет доходов, получаемых службой обеспечения деятельности финансового уполномоченного от размещения и инвестирования средств на финансовом рынке, ну и, наконец, за счет платы за рассмотрение финансовым уполномоченным обращений третьих лиц, которым уступлено право требования потребителя финансовых услуг к финансовой организации (п. 2 ст. 10 Федерального закона № 123-ФЗ). И, «вишенка на торте», фонд финансирования деятельности финансового уполномоченного «принадлежит на праве собственности» службе обеспечения деятельности финансового уполномоченного (п. 3 ст. 10 Федерального закона № 123-ФЗ). Служба эта представляет собой автономную некоммерческую организацию, учрежденную Банком России.

Порядок определения размера взносов финансовых организаций иначе как «российским административным ноу-хау» назвать сложно.

Во-первых, финансовые организации обязаны «организовать взаимодействие» с финансовым уполномоченным. Не стоит думать, что «взаимодействие» финорганизации с финуполномоченным сводится исключительно к ее обязанностям: принимать участие в рассмотрении обращения; предоставлять по запросу финансового уполномоченного разъяснения, документы и (или) сведения, связанные с рассмотрением обращения; уплачивать взносы, а также размещать в местах оказания финансовых услуг, в том числе на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информацию о праве потребителей финансовых услуг на направление обращения финансовому уполномоченному (п. 3 ст. 28 Федерального закона № 123-ФЗ). Закон предусматривает и право финансовой организации в рамках ее «взаимодействия», такая организация имеет «право взять на себя обязательство добровольно исполнять решения финансового уполномоченного» (подп. 4 п. 3 ст. 28 Федерального закона № 123-ФЗ).

С момента вступления закона в силу «организовать взаимодействие» обязаны страховые организации (кроме страховых организаций, осуществляющих исключительно обязательное медицинское страхование); с 01 января 2020 года – микрофинансовые организации; с 01 января 2021 года – кредитные потребительские кооперативы, ломбарды, кредитные организации и негосударственные пенсионные фонды.

Те финансовые организации, которые «организовали взаимодействие», включат в соответствующий Перечень.

Во-вторых, финансовые организации, которые включены в соответствующий Перечень, обязаны уплачивать взносы. Размер взноса финансовой организации (просто оцените это) определяется «путем умножения количества обращений в отношении финансовой организации, принятых к рассмотрению финансовым уполномоченным, на ставку, которая определяется Советом Службы и может быть дифференцирована» (п. 3 ст. 11 Федерального закона № 123-ФЗ).

А дифференцирована эта ставка может быть в зависимости от:

вида финансовой организации;

вида договоров, заключенных финансовой организацией с потребителями финансовых услуг;

количества обращений, которые поступили к финансовому уполномоченному в отношении финансовой организации и по которым финансовым уполномоченным принято решение об удовлетворении в полном объеме требований потребителей финансовых услуг, за квартал, за который уплачивается взнос;

количества обращений, которые поступили к финансовому уполномоченному в отношении финансовой организации и по которым финансовым уполномоченным принято решение о частичном удовлетворении требований потребителей финансовых услуг, за квартал, за который уплачивается взнос;

количества обращений, которые поступили к финансовому уполномоченному в отношении финансовой организации и по которым финансовым уполномоченным принято решение об отказе в удовлетворении требований потребителей финансовых услуг, за квартал, за который уплачивается взнос;

количества обращений, которые поступили к финансовому уполномоченному в отношении финансовой организации и рассмотрение которых было прекращено в связи с урегулированием спора между его сторонами, за квартал, за который уплачивается взнос;

количества обращений, которые поступили к финансовому уполномоченному в отношении финансовой организации и рассмотрение которых было прекращено, за квартал, за который уплачивается взнос.

Я думаю, этот порядок определения размера взносов превзошел порядок расчета так называемых «пенсионных баллов». Внешне все выглядит красивым и обоснованным, якобы учитывается куча факторов, но реальный размер взноса для финансовой организации определить заранее невозможно, устанавливается он неким Советом службы, по его произвольному усмотрению. Порядок формирования Совета службы см. в ст. 7 Федерального закона № 123-ФЗ.

Резюмируя, хочу отметить, что, во-первых, Федеральный закон № 123-ФЗ – несомненный лоббистский успех Центробанка РФ. Тут тебе и полностью подконтрольный квазисудебный орган, решения которого подлежат обязательному исполнению, а в случае неисполнения добровольно – исполняются органами ФССП РФ принудительно. И, при этом, также полностью подконтрольный чиновникам ЦБ «фонд финансирования деятельности финансового уполномоченного», который формируется за счет взносов финансовых организаций, а размер этих взносов – также определяется по усмотрению ЦБ РФ (видимо, для «дружественных» и «не очень дружественных» финансовых организаций размер взносов будет существенно отличаться). А поскольку фонд финансирования деятельности финансового уполномоченного «принадлежит на праве собственности» Автономной некоммерческой организации «Служба обеспечения деятельности финансового уполномоченного», формально это даже не деньги бюджета (до свидания, Счетная палата РФ). Не будем обсуждать возможность «права собственности» на деньги на банковском счете, в данном случае это непринципиально. Показательно, что закон прямо позволяет АНО получать «доходы от размещения и инвестирования средств на финансовом рынке», то есть, средства фонда могут вкладываться в «нужные» и «правильные» финансовые инструменты. А если такое «размещение и инвестирование» повлечет убытки, ну так это рынок, так бывает.

Кроме финансово-коррупционных факторов, введение должности Уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг, очевидно, преследует цель уменьшения объема работы чиновников ЦБ РФ, занимающихся рассмотрением жалоб потребителей. Создание дублирующей структуры для разрешения споров явно должно снизить объем работы для самого ЦБ. При этом, количество чиновников ЦБ РФ, занимающихся рассмотрением жалоб потребителей, и их оклады, вряд ли будет сокращено. Наоборот, необходимо комплектовать аппарат главного финансового уполномоченного и «финансовых уполномоченных в сферах финансовых услуг», кроме того, потребуются люди для работы в АНО «Служба обеспечения деятельности финансового уполномоченного».

В итоге, почему я считаю, что Федеральный закон № 123-ФЗ выводит институт «Уполномоченных по…» на качественно новый уровень: потому что фактически в РФ впервые создан параллельный орган государственной власти, решения которого обязательны (это вам не какой-то Уполномоченный по правам человека в РФ, который может только выступать, писать в госорганы и пытаться привлечь внимание Президента), а функционирует этот орган – за счет взносов «контролируемых» субъектов. Причем, размер этих взносов определяется в рамках непрозрачных и непубличных процедур. Понятно, что «кормление» за счет контролируемых субъектов в РФ было и раньше (и организации по коллективному управлению правами так живут, и пресловутый «Платон»), но ОКУПы и «Платон» не претендуют на статус государственного органа, с властными полномочиями и принудительным исполнением решений. Это действительно новый уровень российского бюрократического администрирования.

И с этим «российским административным ноу-хау» мы будем жить в 2019 году. С Новым годом, кстати!))

Читайте также: