Дополнительное профессиональное образование какие профессии

Опубликовано: 15.05.2024

дополнительное профессиональное образование

Дополнительное профессиональное образование (ДПО) предназначено для повышения профессионального уровня. Благодаря ему специалист может получить новые полезные навыки и знания, найти более престижную и оплачиваемую работу и, наконец, просто обрести уверенность в себе. А ребенку допобразование помогает всесторонне развиваться. Какими бывают виды ДПО и чем полезно дополнительное образование для детей и взрослых?

Виды ДПО

Дополнительное профессиональное образование обычно получают люди, уже имеющие среднее или высшее образование и желающие совершенствоваться в выбранной профессии, чтобы идти в ногу со временем или приобрести умения в совершенно новой для себя области. К числу популярных направлений ДПО относятся:

менеджмент туризма и здравоохранения,

банковская и сервисная деятельность,

Основные виды доп. образования:

Профессиональная переподготовка (после ее окончания человеку выдают государственный диплом).

Повышение квалификации (обычно рассчитано на короткий срок, итог – получение удостоверения или свидетельства).

Курсы, мастер-классы, семинары, вебинары, тренинги (по результатам выдается сертификат).

Некоторые относят к видам допобразования стажировку, но по факту это лишь составляющая одного из первых двух видов ДПО.

Повышение квалификации требуется в том случае, когда надо актуализировать свои знания и навыки – например, научиться пользоваться новым оборудованием или приняться за работу после длительного перерыва. Кроме того, работники получают ДПО в преддверии расширения обязанностей или повышения разряда либо категории.

Профпереподготовка подразумевает приобретение дополнительных знаний и умений, которые нужны для новой должности. Этот вариант идеален для тех, кого не устраивает нынешняя работа и кто хочет попробовать себя в чем-то другом.

А курсы, тренинги, семинары помогают «подтянуть» знания в конкретной области.

Вне зависимости от вида доп. образование связано с получением дополнительной информации и адаптируется под потребности людей. Обучение происходит либо с отрывом от производства по графику образовательной организации, либо без отрыва (тогда материалы доступны студенту на сайте при введении логина и пароля).

Кто обязан направлять на дополнительное образование

В любом случае специалисты советуют профессионалам не забывать о бесплатном самообразовании: читать литературу по своему профилю, находить в интернете вебинары и лекции, общаться с коллегами из других городов и не пропускать конференции.

Чем ДПО отличается от второго высшего образования?

Многие работники задаются закономерным вопросом, есть ли разница между вторым высшим образованием и доп. образованием? Отличия есть, и весьма существенные. При этом нет однозначного ответа, какое из двух видов образования лучше.

Период обучения

Если второе высшее придется получать несколько лет, то дополнительное профобразование доступно и за более короткие сроки, в некоторых случаях – не более чем за 100 часов.

Стоимость

ДПО, как правило, гораздо дешевле. При этом возможно получение доп. образования дистанционно. Этим оно немного напоминает классическую "заочку".

Приближенность к практике

Дополнительное образование более конкретно: здесь нет «лишних» дисциплин, не относящихся к основному профилю. При этом получение ДПО также подразумевает выдачу диплома гособразца, причем дополнительная специальность является равноправной с основной.

Интенсивность

Поскольку получатели ДПО наиболее заинтересованы в получении практических навыков, семинары и тренинги построены таким образом, чтобы студенты активно участвовали в них и сразу могли проанализировать сложности, с которыми столкнулись, а также проконсультироваться с экспертами. Мастер-классы и семинары проводят специалисты в своей области.

Как получить ДПО?

Выбирая организацию и программу обучения, следует ориентироваться на несколько вещей:

длительность обучения (краткосрочные или долгосрочные курсы профпереподготовки);

вид документов, которые будут выдаваться по окончании курсов;

наличие у образовательной организации лицензии от Рособрнадзора.

От этого во многом зависит качество и полезность получаемых знаний и навыков.

Для поступления требуется комплект документов:

заверенная у нотариуса копия паспорта;

заверенная копия документа о получении высшего или среднеспециального образования;

заверенная копия трудовой книжки (если вам их выдавали на другую фамилию – например, она изменилась после свадьбы, – надо приложить копию документа об ее смене);

копия студбилета или справка из деканата для студентов.

Если обучающая организация расположена в вашем городе, следует уточнить список необходимых документов, подать их и произвести оплату лучше прямо в офисе. В остальных случаях удобнее воспользоваться формой, размещенной на сайте учреждения, – с вами свяжутся, ответят на интересующие вопросы и вышлют квитанцию или реквизиты.

Документ о получении ДПО выдается после итогового испытания – это устный или письменный экзамен, либо тестирование.

Дополнительное образование детей

В России работает множество учреждений, предоставляющих услуги допобразования дошкольникам и школьникам. Главные цели – расширение кругозора ребят, углубление их знаний, формирование творческого потенциала и помощь в дальнейшей профориентации.

Обычно для допобразования выбираются профили, обучение по которым не входит в школьную программу: например, хореография, шахматы, дизайн, сценическое искусство. Как правило, учебу организуют в секциях и кружках бюджетных учреждений дополнительного образования. Для родителей допобразование детей становится еще удобнее, если оно осуществляется на базе школы – в исследовательских клубах, творческих лабораториях, хобби-центрах. В таком случае ребенок получает все знания в одном месте, и его не нужно возить на другие занятия после уроков.

В некоторых регионах России уже ввели именные сертификаты на бесплатное допобразование детей. Их получатель в возрасте от 5 до 18 лет может учиться за счет государства в любом учреждении дополнительного образования по любой программе. Сертификат выдается любой семье по заявлению от родителей. В дальнейшем модель должны использовать по всей стране.

Задача ДПО состоит не в том, чтобы формально повысить уровень образования, а в том, чтобы дать актуальные знания и умения, необходимые для соответствия полученной раньше квалификации, изменившимся условиям трудовой деятельности или социальной среды.

Эксперты признают, что сегодня знания и технологии устаревают за 3-4 года, поэтому становятся неактуальными уже к тому моменту, когда поступившие на первый курс студенты получат свои дипломы бакалавров или специалистов среднего звена. При таком темпе прогресса дополнительное профессиональное образование – это необходимость, без которой невозможно соответствовать требованиям рынка.

Что такое ДПО

Дополнительное профессиональное образование (ДПО) – это вид профобразования, которое можно получить добавочно к базовому среднему или высшему профессиональному образованию. При этом уровень уже имеющего основного образования не меняется.

В России есть четыре уровня профобразования:

  1. СПО – среднее профессиональное.
  2. Бакалавриат.
  3. Специалитет и магистратура.
  4. Аспирантура.

Окончив программу дополнительного профессионального образования, выпускник колледжа с дипломом СПО не станет бакалавром, а магистр – аспирантом. Задача ДПО состоит не в том, чтобы формально повысить уровень образования, а в том, чтобы дать актуальные знания и умения, необходимые для соответствия полученной раньше квалификации, изменившимся условиям трудовой деятельности или социальной среды.

Виды ДПО

Неважно, в какой сфере вы работаете, дополнительное профессиональное образование можно получить по программам двух типов:

  • повышения квалификации;
  • профессиональной переподготовки.

Повышение квалификации

Цель этих программ – усовершенствовать имеющиеся знания, навыки и умения или получить новые компетенции, которые нужны для профессиональной деятельности в пределах имеющейся квалификации. Например, инженер-нефтяник, отлично разбирающийся в технологиях добычи нефти, хочет перейти на другую должность – в отделе управления транспортировкой сырья, но ему не хватает компетентности в этом вопросе. Курсы повышения квалификации по программе, скажем, «Диспетчерское управление трубопроводами» решат проблему.


Максимальные сроки обучения по программам повышения квалификации закон не ограничивает, он устанавливает только допустимый минимум – это 16 академических часов. Но, как правило, на курсах повышения квалификации учатся по программам объемом 72–144 часа. По окончании успешно сдавшие аттестацию слушатели получают удостоверение о повышении квалификации.

Профессиональная переподготовка

Эти программы проводятся с целью дать слушателям компетенции, нужные для того, чтобы заниматься новым видом профессиональной деятельности или получить другую квалификацию.

Продолжительность переподготовки не должна быть меньше 250 часов, максимум закон не регламентирует. В среднем профпереподготовка занимает 250–500 академических часов, но есть программы объемом около 1 000 часов – на три семестра, это примерно полтора года. По окончании курсов профессиональной переподготовки и обязательно после аттестации слушатели получают дипломы.

Разница между повышением квалификации и профпереподготовкой состоит не только в длительности обучения:

  • повышение квалификации проходят для того, чтобы «прокачать» профессиональные навыки, узнать о новшествах и изменениях в законодательстве, которые касаются уже имеющейся специальности;
  • профессиональную переподготовку проходят для того, чтобы получить совершенно новую специальность – обычно смежную со старой, но необязательно. К примеру, филолог может окончить курс переподготовки на системного администратора, а биолог – на бухгалтера.

В общем, после профпереподготовки получают новую профессию, а после повышения квалификации – нет, только совершенствуют навыки и знания в рамках старой специальности.

По большому счету профессиональная переподготовка – это облегченный вариант второго высшего или среднего профобразования. Вместо того, чтобы идти еще раз учиться в вуз или колледж, после четырех лет бакалавриата поступать в двухгодичную магистратуру, можно пройти курсы переподготовки – это намного быстрее и дешевле.

Формы

Дополнительное образование на курсах повышения квалификации или профессиональной переподготовки можно получить в одной из трех форм:

  • очно;
  • очно-заочно;
  • дистанционно.

Отдельно законодательство оговаривает возможность получить дополнительное профессиональное образование в форме стажировки.

В какой форме будут проходить занятия, устанавливает программа дополнительного профессионального образования, которую организации, занимающиеся ДПО, разрабатывают самостоятельно, или оговаривает договор об образовании – его заключают перед началом учебы.

Форма, в которой проходили занятия, не указывается в документах о дополнительном образовании – ни в удостоверении о повышении квалификации, ни в дипломе о профпереподготовке. В них записываются название программы и ее объем в академических часах.

Кто может получить дополнительное профобразование

Курсы повышения квалификации или профпереподготовки могут проходить две категории слушателей:

  • те, у кого уже есть среднее или высшее профессиональное образование;
  • те, кто еще учится в колледжах или вузах и не получил диплом.

Студенты колледжей и вузов могут параллельно учиться по программам ДПО, но удостоверения о повышении квалификации или дипломы о профессиональной переподготовке им выдадут только после того, как будет окончен курс основного образования и на руках у выпускника будет диплом вуза или колледжа.


Иностранные граждане и лица без гражданства тоже могут получить дополнительное профобразование, если их документы об образовании или квалификации признаются в Российской Федерации. Это можно проверить на сайте «Главэкспертцентра».

Для поступления на курсы повышения квалификации или профпереподготовки вступительные экзамены сдавать не надо, достаточно предъявить диплом о базовом образовании или справку о том, что слушатель учится в вузе или колледже. К занятиям можно приступать сразу же после оплаты обучения.

Где получить ДПО

Программы дополнительно профессионального образования имеют право реализовывать любые учреждения, получившие лицензию на такой вид деятельности. Фактически учиться можно в организациях разных типов и форм собственности:

  • специализированные организации дополнительно профессионального образования (учебные центры, академии, институты) – государственные и частные;
  • высшие учебные заведения;
  • средние профессиональные учебные заведения – колледжи, техникумы, училища;
  • научные организации, для которых дополнительное профессиональное образование – один из видов деятельности (неосновной), – НИИ, лаборатории, исследовательские центры и т. д.

Наличие у учреждения лицензии можно проверить на сайте Рособрнадзора.

Основные документы, регулирующие сферу дополнительного профессионального образования – это приказ Минобрнауки № 449 и ФЗ № 273.

По 273-ФЗ «Об образовании» в России создаются условия для непрерывного образования или lifelong learning (учения длиною в жизнь). Человек сначала идёт в садик, потом в школу, затем получает профессию и продолжает саморазвиваться.

Например, наш сосед Олег Николаевич работает заведующим библиотекой. Но этого ему недостаточно. Вечерами он изучает программирование, а в выходные посещает преподавателя по пению.

Возможно, Олегу Николаевичу вскоре наскучит работа в библиотеке и он пройдет профессиональную переподготовку, чтобы стать HR-специалистом.

В рамках непрерывного образования большое значение имеет, какую профессию мы выберем и кем будем работать.

От удовлетворенности работой напрямую зависит счастье, поэтому вопрос профессиональной реализации человека стоит очень остро.


Профессиональное образование как система

Если проще, профессиональное образование — это получение профессии, а профессия — род трудовой деятельности, которой человек зарабатывает себе на жизнь.

Прежде чем перейти к системе профессионального образования в России, давайте рассмотрим в целом уровни образования в РФ.

Российское образование делится на:

У общего и профессионального образования есть уровни:

дошкольное (детский сад);

начальное общее (1-4 классы);

основное общее (5-9 классы);

среднее общее (10-11 классы).

среднее профессиональное (училище, колледж, техникум);

высшее (вузы, институты, академии):

подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура, докторантура).

У дополнительного образования уровней нет, но есть два подвида:

дополнительное образование детей и взрослых (например, театральный кружок или секция гимнастики);

дополнительное профессиональное образование (программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, например, «Специалист по управлению персоналом»).

Особняком стоит профессиональное обучение, которое реализуется по трем программам:

профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих;

профессиональной переподготовки по профессиям рабочих и должностям служащих;

повышения квалификации по профессиям рабочих и должностям служащих.

В 2018 году Диана Багаутдинова стала лучшим сварщиком России, победив в конкурсе конкурсе сварщиков WorldSkills. Источник фото

Таким образом, систему профессионального образования составляют:

среднее профессиональное образование (СПО);

высшее образование (ВО);

дополнительное профессиональное образование (ДПО);

профессиональное обучение (ПО).

Профессиональная подготовка взрослых

По данным исследований, каждый третий россиянин кардинально сменил род деятельности за последние 10 лет. Главная причина — желание больше зарабатывать. Нашим же детям предстоит сменить по 7-10 профессий в течение жизни, и это не предел.

Философия «одна профессия на всю жизнь» уходит в прошлое. На рынке вакансий теперь ценятся soft skills — гибкие надпрофессиональные навыки, которые не зависят от специализации. К ним относятся умение общаться, умение работать в команде, умение учиться и адаптироваться к изменчивой ситуации.

Для взрослых на первый план выходят возможности переобучения, освоения новых профессий.


Для начала посмотрим, как строится процесс обучения взрослых.

В процессе задействованы две стороны:

тот, кто обучает, — организация с лицензией на осуществление образовательной деятельности (причем эта деятельность может быть как основной, так и дополнительной), назовём их в целом «учебными центрами»;

тот, кто проходит обучение, — слушатель.

Учебный центр проводит обучение по образовательным программам (рабочим программам).

При составлении программы учебный центр руководствуется профессиональными стандартами, квалификационными требованиями к профессии (справочник ЕТКС) и другими законодательными актами, которые регламентируют процесс обучения отдельных специалистов.

Потом на основании программы разрабатывается курс обучения. Он может включать лекционный материал, практические занятия, просмотр видео, решение интерактивных задач и т. д.

Занятия в учебных центрах часто проходят онлайн с использованием систем дистанционного обучения (СДО).

Интересно, что рынок профессионального онлайн-обучения значительно уступает дополнительному. Так, в 2019 году Яндекс.Деньги опубликовали следующую статистику:

69% — доля языковых курсов в обороте рынка онлайн-образования;

10% — школы личностного роста, развития лидерских качеств, креативности и т. д.;

8% — профессиональное обучение;

6% — тренинги по психологии и эзотерике;

3% — площадки, которые предлагают услуги репетиторов и подготовку по школьной программе;

2% — интернет-курсы, посвященные спорту, красоте;

2% — сайты по рукоделию и разным хобби.

О том, каким профессиям можно и нельзя обучать дистанционно мы писали в прошлой статье.

Курс завершается итоговой аттестацией — тестом, квалификационным экзаменом или, например, защитой дипломной работы, после чего слушатель получает документ о квалификации.

ДПО и ПО: отличия

В России профессиональная подготовка взрослых возможна в двух направлениях:

дополнительное профессиональное образование (ДПО);

профессиональное обучение (ПО).

Главные отличия между ними мы свели в одну таблицу:

Дополнительное профессиональное образование (ДПО)

Профессиональное обучение (ПО)

Какая статья Закона «Об образовании» регламентирует обучение

Каких работников готовят

Подготовка работников, занятых преимущественно умственным трудом (специалисты, руководители).

Подготовка рабочих, которые производят продукцию и обслуживают оборудование, и некоторых служащих.

Обучить можно только тем профессиям, которые указаны в Перечне.

Программы подготовки

  • Переподготовка (не менее 250 часов)
  • Повышение квалификации (не менее 16 часов)

Обычно повышать квалификацию необходимо не менее 1 раза в 3-5 лет, но есть специалисты (например, бухгалтеры), которые делают это ежегодно.

  • Подготовка (если до этого не было профессии)
  • Переподготовка (если есть профессия)
  • Повышение квалификации

Количество часов обучения не регламентировано.

Кто может обучаться

Те, у кого есть среднее профессиональное и (или) высшее образование

Нет требований к уровню образования

Как обучаться

В организациях, осуществляющих образовательную деятельность

  • В организациях, осуществляющих образовательную деятельность
  • В учебных центрах профессиональной квалификации
  • На производстве
  • В форме самообразования

Итоговая аттестация

Форму итоговой аттестации организация устанавливает самостоятельно

  • теоретической части;
  • практической части.

К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей.

Документ об образовании

  • Диплом о профессиональной переподготовке
  • Удостоверение о повышении квалификации

Свидетельство о профессии рабочего, должности служащего,

где указывается, что слушатель освоил программу профессионального обучения (не уточняется, подготовка это, переподготовка или повышение квалификации), а также указывается присвоенная квалификация и разряд (если есть).

У документов ДПО и ПО нет государственного образца, как, например, у диплома о высшем образовании. Организация сама устанавливает вид бланка, поэтому часто пишут «выдается документ об образовании установленного образца».

Может ли человек, окончивший только школу, пройти профпереподготовку и стать секретарем? Нет, ему надо закончить хотя бы колледж.

Может ли человек с высшим образованием обучиться рабочей профессии? Конечно.

Например, наш сосед Олег Николаевич, который работает заведующим библиотекой, в будущем сможет переучиться как на специалиста по управлению персоналом (курс ДПО), так и освоить профессию повара (курс ПО).


Тенденции профессионального образования

Тенденции профессионального образования складываются под влиянием:

обязательности обучения работников, которая закреплена профстандартами;

повышения пенсионного возраста;

низкого престижа рабочих специальностей;

роста рынка онлайн-образования;

устаревания отдельных профессий.

Что здесь важно?

Во-первых, стабильным остается спрос на повышение квалификации специалистов и обязательное обучение за счет предприятия.

Во-вторых, государство заинтересовано в «синих воротничках», поэтому будет поощряться профессиональное обучение.

В 2015 году был утвержден план популяризации рабочих и инженерных профессий, по которому проводятся конкурсы профмастерства, профориентационные фестивали, тематические конференции и экскурсии.

Противоположное направление — подготовка квалифицированных специалистов в сфере цифровых технологий (федеральный проект «Кадры для цифровой экономики»).

В 2019 году стартовал программа, в рамках которой женщины и мужчины, не вышедшие на пенсию, смогут бесплатно пройти повышение квалификации и освоить компетенции цифровой экономики. В числе курсов — «Квантовые технологии», «Кибербезопасность и защита данных», «Нейротехнологии, виртуальная и дополненная реальность» и многие другие.

В-третьих, будет расти спрос на обучение «для себя» на онлайн-курсах не только с целью получения новых знания и умений в рамках выбранной профессии, но больше для развития soft skills — гибких навыков, которые помогают быстро освоиться в любой сфере деятельности.

По расчетам экспертов, в топ-5 направлений, по которым россияне учились в 2019 году, входят:

Обучение иностранным языкам взрослых — 5,3 млрд руб. в год

Маркетинг, коммуникации, продажи и реклама — 2,7 млрд руб. в год

IT — 2,2 млрд руб. в год

Дизайн (интерьерный, веб и т. д.) — 2 млрд руб. в год

Менеджмент и управление — 1,2 млрд руб. в год.

Рынок профессий постоянно меняется. Одних уже нет (фонарщики, извозчики, чистильщики обуви), другие находятся на грани исчезновения из-за автоматизации труда (почтальоны, секретари, логисты).


Профессия секретаря-референта исчезнет к 2030 году. Источник фото

К 2030 году прогнозируется появление 186 новых профессий (дизайнеры эмоций, кибертехники умных сред, игропедагоги, проектировщики домашних роботов и др).

Только отлаженная система профессионального образования и личное стремление человека к своему профессиональному росту будут способны обновить рынок профессий и тем самым ускорить развитие общества.

Если вы представитель учебного центра и у вас есть вопросы
по организации дистанционного обучения,
обращайтесь к нам, поможем!

Профессиональная переподготовка – это разновидность дополнительного образования, которая дает возможность радикально сменить специальность. Такой вид учебы полезен тем, кто изначально неудачно выбрал профессию, а также тем, кто, получив второй диплом, хочет повысить свои шансы на выгодное трудоустройство. Чтобы расширить свои карьерные перспективы, стоит сначала внимательно изучить, что представляет собой профессиональная переподготовка, какие требования предъявляются к обучающимся, а затем подобрать подходящую специальность.

Что дает

Люди разных профессий

Стандартный путь переобучения на другую специальность – поступление в соответствующий профильный вуз или колледж и получение второго образования. Но такая траектория занимает несколько лет, и далеко не всегда значительная трата времени целесообразна. Поэтому во многих случаях более логично пойти более короткой дорогой.

Программы профессиональной переподготовки дают дополнительное образование к уже полученному основному. Они представляют собой квинтэссенцию из специальных дисциплин и осваиваются гораздо быстрее. Минимальное количество часов, которое отводятся на переквалификацию, определяется пунктом 12 приказа Министерства образования № 499. Согласно этому документу, объем учебной программы не может быть меньше 250 академических часов. Максимум законами не регламентирован, но трудоемкость полного курса переподготовки редко превышает 1 000 часов.

Продолжительность профессиональной переподготовки во многом зависит не только от объема программы, но и от интенсивности занятий. В целом на переобучение уходит от 3 до 12 месяцев. В редких случаях, когда программа особенно насыщенна, оно занимает 1,5 года (3 семестра, примерно 1 000 часов).

По итогам аттестации слушатели получают диплом о профессиональной переподготовке с присвоением новой квалификации. Это полноценный документ установленного образца, который равноценно заменяет диплом о втором высшем или среднем образовании. Срок его действия неограничен.

Таким образом, профессиональная переподготовка дает возможность сменить специальность с минимальными временными и финансовыми затратами. Наличие дополнительного диплома значительно повышает конкурентоспособность на рынке труда, а в некоторых случаях может даже повлиять на размер заработной платы. Например, бухгалтер с дипломом налогового юриста будет «стоить» выше своих обычных коллег.

Какое это образование

Переподготовка входит в категорию ДПО (дополнительного профессионального образования) и никак не влияет на уровень базового образования. Если выпускник курсов имеет диплом колледжа или техникума, документ о профпереподготовке не приравняет его к выпускнику вуза. Второе высшее он может заменить лишь тогда, когда имеется первое.

Но и здесь есть свои нюансы и подводные камни. Самые распространенные практические примеры:

  • Обладатель высшего филологического или технического образования решает получить специальность юриста путем переподготовки. Однако он не учитывает, что с 1.10.2019 года изменились требования к представителям в суде. Получив диплом о профпереподготовке, он сможет работать, но будет лишен возможности выходить в арбитражный суд или суд общей юрисдикции высших инстанций. Для этого ему необходимо получить высшее юридическое образование.
  • Выпускник юридического или педагогического вуза решает переквалифицироваться в программисты. Есть много курсов переподготовки, где его обучат и дадут диплом, однако попытки трудоустроиться по новой специальности могут быть безуспешными. На практике солидные IT-компании предпочитают брать разработчиков с высшим профильным образованием.

Исходя из этого, нужно адекватно оценивать свои будущие карьерные перспективы при подборе программы переподготовки специалистов. Стоит заранее ознакомиться с требованиями профессиональных стандартов, чтобы не столкнуться с неприятными неожиданностями.

Кому подходит

Согласно пункту 3 статьи 76 федерального закона об образовании № 273-ФЗ пройти курсы переподготовки и получить соответствующие дипломы могут:

  • выпускники высших образовательных заведений и учреждений СПО;
  • студенты вузов или колледжей.

Таким образом, существует только образовательный ценз – переподготовка возможна исключительно на базе профессионального образования. Никаких ограничений по возрасту для поступающих нет.

Однако студентам нужно иметь в виду, что большинство учреждений ДПО принимает на переподготовку только старшекурсников. Кроме того, документ о прохождении курсов будет выдан на руки лишь после получения основного диплома.

В некоторых случаях при зачислении на программы переподготовки смотрят на профиль основного образования. Например, на курсы по психотерапии принимаются только медики, а на переобучение по дошкольной психологии – дипломированные педагоги или психологи.

Порядок

В общем виде порядок прохождения профессиональной переподготовки регулируется приказом Министерства образования РФ № 499. Этот документ строго прописывает требования к образовательным программам. В частности, они должны:

  • учитывать профстандарты, разработанные для конкретной специальности, или требования к квалификации, указанные в справочнике ЕКДС;
  • учитывать ФГОС – образовательные стандарты, разработанные для соответствующих программ высшего или среднего профессионального образования.

Зачисление на курсы проводится по заявлению, без вступительных экзаменов. Главное требование при поступлении на переподготовку – наличие диплома вуза или колледжа.

Учеба по программам профессиональной переподготовки обязательно должна завершаться итоговой аттестацией. Согласно пункту 19 приказа № 499 учреждение ДПО вправе самостоятельно решать, каким образом она будет проводиться. Чаще всего ее организуют в форме тестирования, чуть реже – в виде междисциплинарного экзамена. В некоторых случаях выпускники пишут и защищают квалификационную работу.

Если аттестация проходит успешно, учебное заведение выписывает диплом установленного образца. Если же выпускник заваливает выпускной экзамен, он получает справку об обучении с указанием перечня дисциплин и количества прослушанных часов. Однако многие учреждения ДПО дают возможность повторного прохождения итоговой аттестации, а некоторые и вовсе не ограничивают количество попыток.

Где проходит

Профессиональная переподготовка должна проходить в организациях, имеющих лицензию на образовательную деятельность, только в этом случае они могут выдавать легальные документы об окончании учебы. Поэтому курсы открывают центры ДПО, высшие и средние специальные (колледжи, техникумы) учебные заведения. Наличие соответствующего разрешения можно проверить на сайте Рособрнадзора.

Многие крупные компании, холдинги и даже федеральные агентства открывают собственные корпоративные университеты и академии, которые занимаются лицензированным обучением и переподготовкой работников разных подразделений. Несколько примеров:

    ; ; ; ;
  • Корпоративная система обучения Роснефти (11 полигонов практического тренинга и 63 учебных центра и класса); , Приволжский ИПК ФСН РФ.

Обучение и переподготовка персонала организации в корпоративных университетах ведется с учетом особенностей производственного процесса и по собственным образовательным стандартам. В систему развития кадров включаются сотрудники всех категорий – от рабочих и линейных служащих до топ-менеджеров. Такой подход к обучению можно назвать подготовкой и переподготовкой кадров на предприятии.

И все-таки большинство компаний, организаций и предприятий для переподготовки кадров пользуется услугами учебных заведений, специализирующихся на дополнительном профессиональном образовании, – центров, школ, факультетов вузов и подразделений колледжей.

Существует несколько форматов обучения на курсах переподготовки:

  • Очная форма. Основная учебная нагрузка приходится на аудиторные занятия. Они проводятся несколько раз в неделю, обычно в вечернее время, или по выходным.
  • Очно-заочная форма. Нагрузка распределена между аудиторными и самостоятельными занятиями. Это может выглядеть так: сначала проводится установочная очная сессия, а затем слушатели отправляются на самостоятельную подготовку к аттестации. Другой вариант – несколько очных сессий, которые перемежаются самостоятельной работой.
  • Дистанционная форма. Учебные программы полностью реализуются в онлайн-формате. Слушатели самостоятельно изучают материал, доступ к которому открывается после зачисления. Это могут быть видеолекции, текстовые лекции, электронные учебники, онлайн-семинары и т. д. Часто за каждым слушателем закрепляется личный куратор, который отвечает на возникающие вопросы и помогает осваивать программу.

Дистанционная форма обучения стоит дешевле других и пользуется наибольшей популярностью. Однако не все специальности могут качественно преподаваться таким образом. К тому же очные курсы часто дают важное преимущество – многие учреждения ДПО взаимодействуют с работодателями и помогают своим выпускникам с трудоустройством после переподготовки.

Кроме того, все программы профессиональной переподготовки можно разделить на две условные группы:

  • переподготовка для смены профиля деятельности в рамках уже имеющейся профессии (получение смежной специальности) – такие программы обычно не слишком превышают минимальное количество часов, установленное законом, – 250;
  • профессиональная переподготовка для получения совершенно новой квалификации – такие курсы более объемны, от 700 до 1 000 и больше академических часов. Именно они по содержанию и качеству подготовки считаются аналогом второго высшего образования.

Специальности

Современная система переподготовки располагает огромным выбором обучающих программ и дает возможность получить практически любую профессию. Например, большим спросом пользуются следующие специальности:

Направления Специальности профессиональной переподготовки Необходимый образовательный уровень Требования к профилю базового образования
На базе высшего профессионального образования На базе СПО
ИТ-технологии Программист + + Технический, математический
Системный администратор + + Желательно технический
Веб-дизайнер + + Желательно художествен-ный или технический
Администратор баз данных + + Желательно технический или математический
Юриспруденция Юрисконсульт, налоговый юрист, медицинский юрист, семейный юрист, адвокат и т. д. + + Желательно юридический
Финансы и бухгалтерский учет Бухгалтерский учет + + Любой
Бухгалтерский учет и аудит + + Любой
Внутренний аудит + - Финансовый или экономический
Охрана труда и безопасность Инженер по пожарной безопасности + + Любой
Специалист по ГО и ЧС + - Любой
Техносферная безопасность + + Любой
Информационная безопасность + + Технический или ИТ-профиль
Специалист по охране труда + + Любой
Психология Психолог-тренер (коуч) + - Желательно психологический
Педагог-психолог + - Педагогический или психологический
Дошкольный психолог + - Педагогический или психологический
Семейный психолог + - Психологический
Психоаналитик + - Медицинский или психологический
Клинический психолог + - Медицинский или психологический
Социальный психолог + - Психологический
Социальная работа Специалист по работе с семьей + - Педагогический, психологический
Руководитель организации соцобслуживания + + Любой
Госслужба Государственное и муниципальное управление + + Любой
Управление закупками + + Любой
Менеджмент Менеджмент в ритейле, в СМИ, в промышленности, в туризме и т.д. + + Любой
Оценочная деятельность Специалист в оценочной деятельности + + Любой

Возможностями системы дополнительного профессионального образования широко пользуются медицинские работники. Они не только постоянно проходят обязательные курсы повышения квалификации, но и нередко меняют специализацию, пройдя профпереподготовку. Например, терапевты переквалифицируются в педиатров, аллергологи и иммунологи – в инфекционистов и т. д.

Подготовкой и переподготовкой кадров регулярно занимаются силовые ведомства – Министерство обороны и ФСБ. Например, для военнослужащих, которые уходят в запас, курсы переподготовки организуются непосредственно при военных вузах. Выбор гражданских специальностей достаточно широк:

  • управление персоналом;
  • безопасность жизнедеятельности;
  • менеджмент;
  • педагогика высшей школы;
  • техобслуживание и ремонт транспортных средств;
  • радиосвязь, радиовещание и телевидение;
  • компьютерная графика и веб-дизайн;
  • защита информации и т. д.

Сотрудники ФСБ при уходе со службы никак не ограничиваются в выборе учреждения ДПО и новой гражданской специальности.

Кто оплачивает

Учреждения ДПО, которые занимаются профессиональной переподготовкой специалистов, работают на договорной основе. Договоры на обучение могут заключаться как с физическими, так и с юридическими лицами.

На многих бюджетных и частных предприятиях подготовку и переподготовку кадров инициируют руководители, которым необходимо формировать кадровый резерв и повышать профессиональный уровень специалистов. В этом случае расходы несет работодатель. Если же слушатель самостоятельно поступает на курс, свое обучение он оплачивает из личных средств.

Практически каждый дипломированный профессионал хотя бы один раз в своей профессиональной деятельности сталкивается с необходимостью приобретения новых навыков, смежных профессий, в повышении квалификации или переподготовке. Эта необходимость обусловлена естественным желанием развиваться, интересом к возникающим новым перспективным направлениям и профессиям, желанием работать в разных областях, получить должность руководителя или повышение заработной платы.

Высокая конкуренция на рынке труда диктует свои правила, требуя от работника универсальности и гибкости. К тому же многие должности, особенно руководящие, находятся на стыке нескольких профессий и без освоения новых знаний в таком случае просто не обойтись.

Каким образом определиться с выбором формы для саморазвития? Какие варианты дополнительного образования существуют для работника, уже имеющего профессию?

В п. 1 ст. 76 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон) дано определение понятию «дополнительное профессиональное образование»: «Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды».

В п. 1 ст. 73 данного Закона определена суть понятия «профессиональное обучение»: «профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования».

При этом в качестве видов дополнительного профессионального образования для лиц, уже имеющих профессию рабочего или должность служащего ст. 76 Закона установлены два вида: «Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки)».

В п. 2 и 3 ст. 73 Закона даны определения понятиям «профессиональная переподготовка» и «повышение квалификации»:

- «Под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности;

- «Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня».

Кроме того в п. 4 и 5 ст. 76 Закона раскрывается сущность таких программ:

- «Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

- Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации».

Перечень профессий рабочих, должностей служащих по которым осуществляется профессиональное обучение, утверждает Министерство образования РФ.

Пройти обучение по одной из дополнительных профессиональных программ могут лица либо, уже имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование, либо только получающие их.

Необходимость получения дополнительного профессионального образования в соответствии с Трудовым Кодексом РФ определяет работодатель. Так, в абз. 1, ст. 196 указано: «Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель».

А в абз. 2 той же статьи определен и порядок направления: «Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников, направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором».

Периодичность прохождения курсов повышения квалификации регламентируется Трудовым кодексом РФ, профессиональными стандартами, приказами и распоряжениями ведомств, трудовым или коллективным договором, локальными актами организации.

Для большинства профессий законодатель установил обязанность прохождения курсов повышения квалификации не реже, чем один раз в пять лет. Из этого правила есть исключения. Например, один раз в три года повышение квалификации должны пройти педагогические работники, судьи, государственные гражданские служащие, оценщики, бухгалтеры и др., а для аудиторов периодичность составляет один раз в 12 месяцев.

Все сведения об образовании, профессии и специальности на основании соответствующего приказа работодателя вносятся в трудовую книжку работника. Согласно пп. «б», п. 9 «Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках»: «В трудовую книжку при ее оформлении вносятся следующие сведения о работнике:

- образование, профессия, специальность - на основании документов об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний (при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки)».

В соответствии с п. 10, ст. 76 Закона: «Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ».

Точное значение понятий «квалификация работника» и «профессиональный стандарт» мы находим в ст. 195.1. ТК РФ:

- «Квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника;

- Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции».

Установленные к квалификации работника требования и профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями.

Работник может получить дополнительное профессиональное образование в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве. Дополнительная профессиональная программа может быть реализована полностью или частично в форме стажировки. Обучение можно осуществить и в форме самообразования.

Длительность обучения зависит от программы, разрабатываемой и утверждаемой на основе установленных стандартов и требований самой образовательной организацией, а также может быть определена договором об образовании. Профессиональная переподготовка - более длительный, а соответственно и более дорогостоящий процесс по сравнению с программами повышения квалификации.

В соответствии с п. 14, ст. 76 Закона: «Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно».

П. 16 ст. 76 определена форма документа, выдаваемого по итогу обучения: «Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке».

Итак, сравнивая два вида дополнительного профессионального обучения, несмотря на кажущуюся близость понятий, можно выявить ряд существенных отличий.

Цель повышения квалификации состоит в получении новой компетенции или повышении профессионального уровня в рамках приобретённой ранее квалификации. Цель переподготовки – в получении компетенции для выполнения иного вида профессиональной деятельности, в приобретении дополнительной новой квалификации.

Продолжительность обучения по программам переподготовки значительно более существенная по сравнению с длительностью программ повышения квалификации.

Цена обучения на курсах повышения квалификации ниже, чем прохождение переподготовки.

Различаются и итоговые документы: по окончании обучения по программе повышения квалификации выдаётся удостоверение, а прохождение переподготовки подтверждается дипломом государственного образца.

Отличается также и статус специалиста: повышение квалификации даёт работнику возможность выполнять свои обязанности на более высоком уровне, чем прежде, а переподготовка открывает перспективу реализации в другом, новом виде деятельности.

Необходимо подчеркнуть, что обучение работника выгодно как самому работнику, так и его работодателю, так как помогает избежать возможных проблем с государственной инспекцией по труду, осуществляющей контроль и надзор за соблюдением Трудового кодекса РФ.

Читайте также: