Дорожник это что за профессия

Опубликовано: 01.07.2024

Главная картинка статьи Профессия Дорожный рабочий: кто это и чем занимается

Строительство дорог в России – одна из наиболее востребованных и динамично развивающихся отраслей народного хозяйства. Шутки о плохих дорогах в стране постепенно уходят в небытие, что подтверждается статистикой за 2017 год: более 80% федеральных трасс отвечают всем нормативным требованиям.

При этом новые дороги появляются регулярно и сооружаются довольно быстрыми темпами, что автоматически делает востребованной и рабочие специальности, связанные с дорожным строительством.

Чем занимается дорожный рабочий

Наиболее распространенная и малоквалифицированная специальность – это дорожный рабочий. Он выполняет довольно широкий круг обязанностей, так или иначе связанных с укладкой щебня, асфальта, погрузкой и разгрузкой материалов, траншейными работами и т.д. Именно на дорожном рабочем лежит вся тяжесть строительства и ремонта дорог, тротуаров, путепроводов.

В обязанности дорожного рабочего входит:

Очистка поверхности перед заливанием бетона, укладкой асфальта;

Обустройство барьерного ограждения на участке работ;

Расстановка маяков и дорожных знаков;

Разметка трасс и пешеходных переходов;

Монтаж дорожных и аэродромных плит;

Организация подъездных путей для строительного транспорта;

Дренажные работы на трассе;

Обустройство канав, ливневых траншей и т.д.

Монтаж и замена бордюров и ограждений.

Работа дорожного рабочего сопряжена с физическим трудом на открытом воздухе, зачастую в плохих климатических условиях. Претендовать на подобную работу могут только физически крепкие и выносливые молодые мужчины. Трудятся дорожные рабочие под началом бригадира и инженера по строительству, которые контролируют процесс ремонта, возведения трассы.

Следует отметить, что дорожные работы в России можно проводить всего несколько месяцев в году, поэтому сезонность – одно из обязательных условий дорожного рабочего. В зимний период таким работникам зачастую приходится переключаться на уборку улиц и тротуаров.

Труд дорожного рабочего также сопряжен с большим риском – всегда есть опасность пострадать или погибнуть в ДТП. Особенно, если речь идет о работе на загородных трассах в темное время суток. «Сбит дорожный рабочий» - это к сожалению, довольно частый заголовок в новостных сводках. Работникам, как правило, выдают светоотражающие жилеты и каски, чтобы их было лучше видно в темноте, но полностью от опасности это не спасает.

Тем не менее вакансии дорожного рабочего весьма популярны на сайтах по поиску работы, поскольку для трудоустройства не требуется больших познаний – достаточно хорошей физической формы.

Где выучиться на дорожного рабочего

Чтобы получить работу дорожного рабочего, достаточно окончить среднюю школу. Однако при этом можно претендовать только на самую низкоквалифицированную работу.

В России есть учреждения среднего профессионального образования, которые целенаправленно готовят таких специалистов. Однако наиболее целесообразно окончить краткосрочные курсы переподготовки в учебном центре, чтобы получить необходимое удостоверение и специальность.

Стоимость курсов составляет в среднем 5900 рублей, сроки обучения – от трех до семи дней.

Квалификационные разряды дорожного рабочего

В профессии дорожного рабочего есть пять квалификационных разрядов – со второго по шестой.

Дорожный рабочий 2 разряда занимается наименее квалифицированным трудом, а именно:

очисткой от пыли и грязи дорожного основания;

перекидка щебня, песка и асфальта;

поливка водой оснований и перекрытий;

мойка дорожных знаков;

разборка оснований и бордюров вручную и другие обязанности

Дорожный рабочий 3 разряда получает возможность заниматься профилированием под укатку по маякам, профилированием дорожного основания, установкой дорожных знаков, обустройством и ремонтом дренажных канав и т.д.

Дорожный рабочий 4 разряда. Помимо профилирования также должен уметь проводить ремонт покрытий «заплатками», готовить слоя из щебня или гравия под фундаменты опор и труб, проводить предварительную разметку контрольных точек на асфальте и т.д.

Дорожный рабочий 5 разряда. Умеет устранять просадки дорожного полотна, исправлять поврежденные архитектурные элементы дорог, проводить ремонт труб, лотков, оголовков, подпорных стен и парапетов. Также специалист умеет самостоятельно наносить дорожную разметку с помощью краски или термопластика, в том числе рисовать «зебру»

Дорожный рабочий 6 разряда. Наивысшая квалификация, при которой специалист владеет технологией укладки железобетонных, а также чугунных и стальных плит.

Средняя заработная плата дорожного рабочего

На рынке труда специальность дорожного рабочего весьма востребована, поскольку всегда требуются специалисты с опытом работы в этой отрасли и соответствующими навыками. Чаще всего предполагается работа вахтовым методом, либо сезонные заработки.

Однако при этом соискателю не следует рассчитывать на высокий уровень зарплаты. Оплата труда колеблется в районе 25 тысяч рублей, в случае с вахтовой работой – до 45 тысяч рублей в качестве единоразовой выплаты (в зависимости от сроков строительства).

Более-менее достойную оплату можно получить на строительстве крупных инфраструктурных объектов (мостов, эстакад, аэродромов, трасс федерального значения), но в этом случае требования к опыту и квалификации будут соответствующие.

В мире есть множество полезных, интересных профессий, одной из таких является дорожник. Человек, чья работа связана с обслуживанием дорог.
В области дорожного строительства наиболее востребованы проектировщики, сметчики, производственники (начальники участков, главные инженеры, директора по производству).

Дорожники трудятся на природе, не находятся на одном месте, от их работы зависит уровень развития населённых пунктов, а также безопасность водителей, пассажиров и пешеходов. Работники этой сферы не просто строят дороги, воздвигают мосты, ремонтируют дорожное полотно, они соединяют города с посёлками, дают возможность передвигаться из одного пункта в другой, на их плечах лежит и содержание дорог. В этой профессии есть ряд трудностей - сложные условия труда: шум, погодные условия, движение транспорта по дороге.
От степени развития дорожной сети в стране зависит уровень автомобилизации, мобильности населения, его социальная и деловая активность. За последние годы благодаря труду и мастерству дорожников выполнен огромный объем работ по строительству и реконструкции автомобильных дорог, путепроводов, мостов, возведены многоуровневые развязки. Но, тем не менее, эта отрасль по-прежнему находится в стадии развития, а значит – проектировщики и дорожные строители будут
по-прежнему востребованы. От подготовки квалифицированных специалистов зависит успех выполнения федеральных и региональных дорожных программ.

Тип и класс профессии

Содержание деятельности

Требования к знаниям и умениям специалиста

Для успешного освоения профессии необходимы базовые знания по начертательной геометрии и черчению, сопротивлению материалов, теоретической механике, технологии строительного производства.

Должен знать:

  • основные правила разработки, оформления и чтения проектной документации и рабочих чертежей;
  • способы графического представления пространственных образов;
  • основы расчета статически определимых плоских систем;
  • методы расчета элементов конструкций на прочность, жесткость
    и устойчивость;
  • характеристики основных горных пород, минералов и грунтов;
  • методы и приемы проведения геодезических работ и геологических обследований при изысканиях, строительстве и ремонте инженерных дорожных сооружений и аэродромов;
  • классификацию, состав, свойства и область применения строительных материалов и грунтов;
  • рецептуру и способы приготовления асфальтобетонных
    и цементобетонных смесей;
  • методы и средства контроля качества дорожно-строительных материалов;
  • основы эксплуатации дорожных машин.
  • выполнять производственно-технологическую, организационно-управленческую, проектно-изыскательскую деятельность в соответствии
    с квалификационной характеристикой;
  • выполнять дорожные работы и управлять основными дорожно-строительными машинами;
  • контролировать работу подчиненных;
  • понятно объяснять подчиненным актуальные задачи;
  • следить за неукоснительным соблюдением техники безопасности;
  • мотивировать строителей на выполнение объема работ
    в определенных временных рамках;
  • практически продемонстрировать приемы грамотной работы;
  • оперативно руководить устранением недостатков и брака
    в строительных работах.
  • развитое пространственное и логическое мышление;
  • высокие организаторские способности;
  • аккуратность;
  • внимательность;
  • хорошая зрительная память;
  • хорошая координация движений;
  • уравновешенность;
  • стрессоустойчивость.

Условия труда

Работа может происходить как в помещении (проектирование), так и на открытом воздухе. Темп работы высокий, напряженный. Востребованность на рынке труда выросла.


Медицинские противопоказания

  • слабое зрение;
  • нервные и психические заболевания;
  • болезни, связанные с потерей сознания;
  • серьезные заболевания опорно-двигательного аппарата.

Базовое образование
Современная профессия техника (дорожного строителя) требует наличия профессионального или высшего образования

Дорожный рабочий – специалист, занимающийся ремонтом асфальтобетонных покрытий, установкой бордюров, дорожной разметкой, обустройством ограждений и обочин. Словом, в его компетенцию входит весь спектр работ по обустройству дорог. Дорожные рабочие трудятся в составе бригады, которую нанимают бюджетные коммунальные службы. Иногда бригаду формируют частные организации для выполнения определенных задач. Профессия предполагает наличие узкоспециализированных знаний и опыта, поэтому дорожные рабочие имеют разряды квалификации, полученные после прохождения аттестации.


Обязанности дорожного работника

  • Строительство новых дорог.
  • Ремонтные работы на проезжей части, тротуарных дорожках, обочинах.
  • Установка, замена бордюров, барьеров, тросовых ограждений, отбойников, островков, клумб.
  • Монтаж плит на автомобильных дорогах, обустройство аэродромных взлетных полос (актуально для специалистов шестого разряда).
  • Установка дорожных знаков.
  • Обустройство подъездов к остановкам общественного транспорта.
  • Нанесение всей разметки, включая зебру пешеходного перехода и специальные обозначения.
  • Чистка дорог в зимний период с использованием снегоуборочной техники.

Подробный перечень обязанностей описан в должностной инструкции, в зависимости от уровня квалификации специалиста.

Обучение профессии дорожного рабочего

Практически каждый желающий может стать дорожным рабочим, единственное требование – наличие аттестата о среднем образовании. Зачастую, начинающий специалист изучает теоретическую часть непосредственно на месте работы, где сразу же переходит к практике.

Освоить азы профессии более досконально можно на специальном курсе в учебном центре. По окончании учебы студенты проходят практику, далее им присваивают второй разряд. Всего существует пять разрядов дорожных рабочих – со второго по шестой, каждому из которых соответствует наличие определенных профессиональных знаний и умений.

Преимущества и недостатки профессии

Главное преимущество – это доступность профессии. Дорожные работы – идеальная сфера деятельности для тех, кто хочет освоить новую специальность. Обучение проходит быстро, не требует больших денежных вложений, при этом сразу после учебы можно приступать к работе.

Другой плюс профессии – перспективы карьерного роста. Спустя время вы можете пойти на повышение квалификации, для этого необходимо пройти аттестацию. Чем выше категория, тем к большему спектру работ вы допускаетесь, и тем, соответственно, выше будет заработная плата. Так как нанимают дорожных рабочих в основном бюджетные организации, то трудоустройство всегда официальное со всеми вытекающими из этого преимуществами в виде плановых отпусков, оплачиваемых больничных, регулярных выходных и прочих социальных гарантий.

К существенным недостаткам работы относятся тяжелые условия труда. Поскольку трудиться приходится в любое время года, нужно быть готовым находиться по многу часов на открытом воздухе под палящими лучами, в мороз и ветреную погоду, подстраиваясь под обстоятельства.


Какими личными качествами нужно обладать

Для комфортной и продуктивной работы дорожный рабочий должен быть физически выносливым человеком, из-за чего профессия по умолчанию считается мужской. Соискатель должен быть здоровым и крепким, способным поднимать тяжести, подолгу работать с горячими асфальтобетонными смесями в жаркую погоду.

Работник должен ответственно и скрупулезно относиться к выполнению своих обязанностей, быть коммуникабельным и открытым к общению с коллегами. Малейший технологический просчет может повлечь за собой преждевременную порчу готового объекта, например, проседание асфальта. Только старательная работа каждого члена бригады с внимательным отношением к деталям позволит качественно выполнить общую задачу.

Строительная отрасль – это не только здания и сооружения. Она намного шире и включает в себя также строительство и ремонт дорог, мостов, тоннелей и прочих путей сообщения. Многие любят шутить, что в России асфальт сходит вместе со снегом. Но на самом деле, суровые погодные условия сильно влияют на дорожное покрытие. Россия существенно продвинулась в строительстве дорог за последние годы, но эта область по-прежнему остается очень актуальной, а соответственно, специалисты по строительству дорог чрезвычайно востребованы.

В этой статье:

Причины выбрать профессию в строительной отрасли

В первой части статьи о строительных профессиях мы подробно описывали преимущества работы в этой области. Помимо того, что это очень прибыльная и уважаемая профессия, она пользуется большим спросом. Специалисты по дорожному строительству нужны абсолютно везде. По мере разрастания городов и образования новых населенных пунктов, первое, что необходимо, – это пути сообщения. Без дорог никакое другое строительство не будет иметь смысла.

В то же время дорожное строительство предполагает освоение новых технологий и материалов, которые будут эффективны для нашего климата: высокая влажность, сильные морозы, резкая смена температуры. Этому научат в университетах путей сообщения и строительных университетах. Дорожное строительство можно разделить на:

  • Строительство автомобильных дорог
  • Строительство Ж/Д путей
  • Строительство мостов

Строительная отрасль


Строительство автомобильных дорог

В разных странах для строительства дорог применяют отходные материалы, что существенно экономит деньги и решает вопрос утилизации. Например, в Китае для строительства основания одной скоростной трассы использовали 6 млн. тонн строительного мусора, что позволило сэкономить 47 млн. $, 3,4 млн кубометров песка, 32 тонны угля и 200 гектаров земли, которые нужны были для захоронения отходов.

В Голландии строят дорожное полотно из пластиковых отходов, выловленных из Мирового океана. Этот способ помогает не только экономить на асфальте, но и решать проблему загрязнения окружающей среды и утилизации отходов. Такая технология хорошо зарекомендовала себя для строительства пешеходных зон, так как для автомобильных дорог пластик не дает хорошего сцепления, особенно, во время дождя.

В Америке уже давно успешно применяют переработанные старые резиновые покрышки для строительства дорог. Это увеличивает сцепление и позволяет сократить тормозной путь на 15%. Этот способ тоже способствует улучшению экологии за счет утилизации старых шин.

В 2018 году было выделено 684,5 млрд. рублей на дорожное хозяйство. В России также внедряются новые технологии, которые вы сможете освоить, поступив в университет путей сообщения. У вас будет высокооплачиваемая востребованная профессия и перспективы в будущем.

Строительство ЖД путей

Мы живем в самой большой стране на планете. Перевозка крупногабаритных грузов выгоднее и быстрее по железной дороге, чем по автотрассам. Да и путешествовать в поезд намного комфортнее, чем на машине. Поэтому железнодорожное сообщение имеет огромную роль для транспортировки.

Технологии строительства железных дорог существенно отличаются от технологий автомобильных дорог. Работа по строительству ж/д физически сложная и подходит больше мужчинам. Она осуществляется на на свежем воздухе в любую погоду, поэтому здоровье должно быть крепким.

В основном, профессии в железнодорожном строительстве связаны с инженерными специальностями, такими как: инженер путей сообщения, инженер-проектировщик, инженер-взрывотехник, инженер по эксплуатации железных дорог, инженер-строитель и прочие. Поэтому, если вы любите физику и математику, эта профессия для вас.

Строительство мостов

Самой большой нашей общей гордостью в строительстве мостов является Крымский мост, который считается самым длинным в России и Европе. Это был глобальный проект, над которым трудились тысячи строителей и инженеров. Эти профессионалы создали инженерный шедевр всего за 2 года, что было очень сложно.

А это значит, что наши строительные вузы выпускают специалистов высокого уровня подготовки, которые способны составить конкуренцию многим западным строителям. Если вы хотите участвовать в создании таких грандиозных объектов строительства, выбирайте университеты путей сообщения.

Строительная отрасль

Специалисты, необходимые на любой стройке дорог и покрытий

Строительство дорог, ж/д, мостов и тоннелей не обходится без следующих специалистов:

    занимается разработкой основных проектных решений, проектной и рабочей документации, участвует в сборе и анализе исходных данных для проектирования, выполняет сложные чертежи и расчеты. Средняя зарплата инженера-строителя – 60 000 - 70 000 рублей.
  1. Техник-строитель – это специалист, который разрабатывает и проектирует дороги и аэродромы, оформляет проектную документацию, делает расчеты технико-экономических показателей строительства. Средняя зарплата техника-строителя – 50 000 рублей.
  2. Асфальтобетонщик – это специалист по укладке бетона и асфальта. Средняя зарплата 25 000 – 30 000 рублей.
  3. Дорожный рабочий работает непосредственно на стройке дорог. Его еще называют строитель дорог. Средняя зарплата дорожного рабочего 25 000 – 30 000 рублей.
  4. Машинист бульдозера из названия понятно, что это водитель бульдозера на строительных работах. Зарплата у него в среднем 55 000 – 60 000 рублей.

Для того чтобы начать свою карьеру в дорожном строительстве достаточно будет закончить автодорожный колледж и начать хорошо зарабатывать. Если вы захотите повысить квалификацию, то сможете продолжить свое обучение в строительном университете и стать инженером. В перспективе можно вырасти до главного инженера и получать от 100 000 рублей в месяц.

Список университетов путей сообщения

Дорожные специальности предлагают 2 программы подготовки специалистов, которые вы можете освоить в следующих вузах:

Программа подготовки Название вуза
08.05.02 Строительство, эксплуатация,
восстановление и техническое прикрытие автомобильных дорог, мостов и тоннелей
БГТУ им. В.Г. Шухова
ВоГУ
ТюмГНГУ (ТИУ г. Тюмень)
СПбГАСУ
СамГТУ (Самарский политех)
ТОГУ
23.05.06 Строительство железных дорог,
мостов и транспортных тоннелей
СГУПС
УрГУПС
СамГУПС
ПГУПС
ДВГУПС
ИрГУПС
ОмГУПС
РГУПС

Список дорожных колледжей и специальностей

Если вы решили начать свой путь в дорожное строительство со среднего специального образования, ознакомьтесь со списком специальностей и колледжей:

Наименование специальности Колледж
08.01.23 Бригадир-путеец Новосибирский колледж транспортных технологий имени Н.А. Лунина
08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов Екатеринбургский автомобильно-дорожный колледж
Московский автомобильно-дорожный колледж имени А.А.Николаева (МАДК)
Новосибирский колледж автосервиса и дорожного хозяйства
08.02.06 Строительство и эксплуатация городских путей сообщения Академия управления городской средой, градостроительства и печати
Екатеринбургский колледж транспортного строительства
Московский колледж архитектуры и градостроительства (МКАГ)
08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство Екатеринбургский колледж транспортного строительства
Колледж железнодорожного транспорта Уральского государственного университета путей сообщения (УрГУПС)
Колледж филиала СамГУПС в г. Нижнем Новгороде
Кызылский транспортный техникум
Новосибирский техникум железнодорожного транспорта Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС)
Санкт-Петербургский техникум железнодорожного транспорта
Уральский железнодорожный техникум


Выбрав строительную специальность, вы точно не прогадаете. У вас будут хорошие перспективы развития и карьерного роста. Для того чтобы начать работать в дорожном строительстве, достаточно закончить автотранспортный колледж, и вы сразу сможете начать работать и зарабатывать неплохие деньги. Если вы решите на этом не останавливаться, то университеты путей сообщения повысят вашу квалификацию, и вы гарантированно станете востребованным сотрудником с высокой заработной платой.

_______________
Общероссийский классификатор занятий.

Отнесение к видам экономической деятельности:

_______________
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция "Выполнение вспомогательных работ при устройстве, ремонте и содержании дорожных оснований, покрытий и искусственных сооружений вручную"

Лица не моложе 18 лет

Прохождение и наличие положительного заключения по результатам обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований)

Инструктаж по пожарной безопасности

Наличие удостоверения о присвоении квалификационной группы по электробезопасности (при необходимости)

Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировка на рабочем месте и проверка знаний требований охраны труда и промышленной безопасности( )(последнее при необходимости)

_______________
Постановление Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. N 163 "Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 10, ст.1131; 2011, N 26, ст.3803); статья 265 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3; 2013, N 14, ст.1666).

Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 г., регистрационный N 22111), с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 15 мая 2013 г. N 296н (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2013 г., регистрационный N 28970) и от 5 декабря 2014 г. N 801н (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г., регистрационный N 35848), приказом Минтруда России, Минздрава России от 6 февраля 2018 г. N 62н/49н (зарегистрирован Минюстом России 2 марта 2018 г., регистрационный N 50237), приказом Минздрава России от 13 декабря 2019 г. N 1032н (зарегистрирован Минюстом России 24 декабря 2019 г., регистрационный N 56976), приказом Минтруда России, Минздрава России от 3 апреля 2020 г. N 187н/268н (зарегистрирован Минюстом России 12 мая 2020 г., регистрационный N 58320), приказом Минздрава России от 18 мая 2020 г. N 455н (зарегистрирован Минюстом России 22 мая 2020 г., регистрационный N 58430).

Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 "О противопожарном режиме" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст.2415; 2020, N 18, ст.2889).

Приказ Минтруда России от 24 июля 2013 г. N 328н "Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок" (зарегистрирован Минюстом России 12 декабря 2013 г., регистрационный N 30593), с изменениями, внесенными приказами Минтруда России от 19 февраля 2016 г. N 74н (зарегистрирован Минюстом России 13 апреля 2016 г., регистрационный N 41781), от 15 ноября 2018 г. N 704н (зарегистрирован Минюстом России 11 января 2019 г., регистрационный N 53323).

Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" (зарегистрировано Минюстом России 12 февраля 2003 г., регистрационный N 4209), с изменениями, внесенными приказом Минтруда России, Минобрнауки России от 30 ноября 2016 г. N 697н/1490 (зарегистрирован Минюстом России 16 декабря 2016 г., регистрационный N 44767).

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3588; 2018, N 31, ст.4860).

Читайте также: