Учитель больше чем профессия

Опубликовано: 04.07.2024

В материалах использована информация с сайта Edunews.Все для поступающих

История профессии учителя уходит далеко в древность. С появлением первых навыков возникли и учителя. Они не выделялись в отдельную профессию, но владея навыками, передавали их следующим поколениям. Благодаря учителям мы не только сохранили старые навыки, но и смогли освоить новые.

Впервые упоминание об учителях звучит у Конфуция. Он говорил, что основной задачей данного специалиста является умение открыть новые знания ученику. С течением времени профессия развивалась. Уже в Древней Греции появлялись первые школы, места, где читались лекции для взрослых людей. Развитие педагогики продолжалось и в средние века. Несмотря на запреты и преследования, передача знаний и опыта процветала в церквях. Монахи преподавали религиозные учения.

В эпоху Возрождения школы имели закрытый характер. Отдельно получали образование девушки и парни. Первые учились в школах благородных девиц, куда не было хода простолюдинам. В основном они получали знания языков, письменности и хороших манер. Парни же учились в военных училищах, где их превращали в настоящих мужчин. Многие вельможи получали образование на дому, приглашая частных учителей. Простым смертным знания не передавались. Они не могли позволить себе нанять педагога. В 18-19 веках появляются известные каждому общественные школы. Теперь и простые люди могут обучаться грамоте и получать знания. Это поднимает человечество на новый уровень.

В наши дни профессия учителя не слишком высоко оплачиваема, но зато популярна и высоко востребована. Учителей уважают и ценят их труд. Ведь именно они дарят нам и нашим детям возможность получения знаний, которые помогут карьере в будущем.

Профессия учителя – это очень сложный труд. Ведь он связан с высокой концентрацией и постоянным нервным напряжением. Для успешной организации труда, важно выполнение всех этапов:

  • Планирование учебного процесса. Каждый вечер педагог планирует уроки следующего дня. Он тщательно готовит материал для его успешного изложения.
  • Психологический подход. Каждый учитель – это великолепный психоаналитик. Он умеет ориентироваться в ситуации и принимать быстрые решения.
  • Каждый учитель должен в совершенстве владеть ораторским искусством. Если вы не умеете звучно донести мысль до аудитории, то ваш предмет попросту не будут знать. Если тему не усвоил никто, то это вина учителя.
  • Учитель должен свободно ориентироваться в своей области знаний. Он по совместительству и историк, и биолог, и экономист и т.д. Все зависит от того, какой предмет он ведет.
  • Для учителя младших классов особое внимание играет умение ладить с детьми. Этому обучают в вузах и училищах. Не стоит выбирать данную специализацию, если вы не готовы к тому, что дети не слушаются и разговаривают на уроках. Для педагога младших классов важно завоевать доверие учеников и доказать свой авторитет.
  • Научная деятельность. Подготовка к урокам представляет собой и постоянный поиск информации. Она нужна для того, чтобы заинтересовать детей и дать им что-то новое.
  • Справедливость характеризует хорошего педагога. Вы должны уметь оценивать знания учеников исходя из результатов их деятельности, а не из поведения на уроках и вне их.

Все это и даже больше входит в представление о профессии учителя. Это тяжелый психологический, умственный и физический труд, который необходим человечеству.

Труд учителя предполагает постоянный контакт с достаточно большим количеством людей. В список ежедневных обязанностей входят:

  • Образовательный процесс. Учитель, прежде чем начать урок, готовится к нему, вычитывая информацию и восполняя свой багаж знаний.
  • Ведение уроков и лекций. Учитель – это актер, который выступает перед аудиторией, донося до своих учеников информацию. Чем более открыто и понятно он это сделает, тем больше отложится в головах подопечных.
  • Постановка заданий для самостоятельной работы.
  • Оценка трудов учеников. Это один из самых сложных с психологической точки зрения моментов, особенно если вы работаете с детьми. Малышей часто обижают плохие оценки. Они воспринимают их как личное оскорбление.
  • Рутинная проверка тетрадей и контрольных работ. Это оценка уровня знаний, которая является обязательной и быстро выявляет слабые места каждого ученика. В дальнейшем именно на них и делает упор учитель.
  • Психологическая работа, направленная на проведение бесед с учениками и их родителями. Причин бывает много: плохое поведение, недостаточный уровень знаний или похвала.
  • Организация и проведение родительских собраний.
  • Организация и сопровождение детей в туристических поездках.

Спектр обязанностей учителя может увеличиваться. Зависит это от места его работы и специфики деятельности.

Главным качеством каждого учителя является терпеливость. Именно умение сдерживать себя приносит данному специалисту успех. Также учитель должен быть добрым и лояльным к ученикам. Все любят похвалу. Дети – не исключение. Получив желаемое, они отблагодарят вас хорошим поведением и стремлением к знаниям.

Высокий уровень внимания. Учитель должен одновременно концентрироваться на задании и на том, как его выполняют дети.

Учитель должен обладать отменной памятью. Хороший педагог знает своих учеников по именам и фамилиям. Также он всегда свободно и легко излагает учебный материал.

Любой учитель – это прирожденный оратор. Грамотная, четкая дикция – гарантия того, что ученики запомнят сказанное вами.

Справедливость и беспристрастность. Данные качества должны присутствовать. Дети тонко подмечают отношение и отражают ваши эмоции, перенаправляя их на вас.

Как стать учителем? Вы можете выбрать как специализированную отрасль знания, в программе которой есть курс педагогики, так и специфическую специальность:

  • педагогическое образование;
  • учитель младших классов;
  • хореографическое искусство;
  • педагогика дополнительного образования.

Профессия учителя всегда была и будет востребованной. Каждое новое поколение нуждается в получении базовых и узкоспециализированных знаний. Именно учитель помогает осуществить желаемое.

Учителя нужны как в государственных учреждениях, так и в частных коммерческих школах.

Заработок учителей напрямую зависит от места их работы. В среднем по территории Российской Федерации учителя получают 12-45 тысяч рублей в месяц. Учителя частных школ могут заработать и больше. Все зависит от нагрузки и количества дополнительных платных занятий.

На работу устроиться несложно. Довольно часто молодых специалистов забирают те учебные заведения, в которых они проходили практику.

Профессия учитель: призвание быть наставником

Жизнь – это большая школа, она, то и дело, преподносит нам уроки и посылает самых разных учителей. Вы помните своего первого школьного преподавателя? Уверены, что да, и надеемся, что он оставил о себе только хорошие воспоминания.

Морально-нравственное воспитание, школьное и профессиональное образование – это то богатство, которое дарят нам преподаватели, посвятив себя благородному делу, и никакие компьютерные технологии не способны заменить их, поэтому данная профессия останется актуальной еще долгие годы.

Давайте заглянем в историю ее появления, узнаем об особенностях работы учителя и с чего следует начать, если вы решили стать профессионалом в этой сфере деятельности. Поехали!

История развития профессии

Знаете ли вы что первые школы появились в Древнем Египте? Учиться в них могли только сыновья знатных людей: фараона, высокопоставленных лиц, жрецов. Девочкам посещать школы было не положено, их задача сводилась к ведению домашнего хозяйства. Учителями тоже были только мужчины. Кстати, еще тогда ученики по окончании обучения сдавали экзамены. Представляете, эта система итоговой оценки знаний зародилась во времена, когда вместо тетрадей был папирус!

Позже учебные заведения начали появляться на Древнем Востоке, а в Греции первую школу создал Пифагор, в ней детей обучали наукам, спортивным дисциплинам, медицине и музыке. К слову, Пифагор перед тем, как открыть ее, сам прошел обучение в школе Египта.

Мальчики после окончания Древнегреческой школы, как правило, продолжали учиться еще минимум 5 лет, но уже на более сложном уровне, и при этом учитель сам решал, когда ученик готов завершить обучение, а следовательно, он играл особую роль в жизни своих воспитанников.

С появлением школ в Греции пришло понимание, что преподавать может далеко не каждый желающий, для этого нужно обладать определенным набором качеств, умений и способностью доносить информацию до людей. С тех пор данное ремесло стало постепенно перерастать в отдельную профессию.

Если рассматривать историю становления специальности в целом, то ее можно поделить на несколько этапов:

  1. Допрофессиональный: этот период относится к началу развития человечества. Детей обучали земледелию, ремеслам, а также пользоваться лунным календарем.
  2. Условно-профессиональный: эпоха развития письменности и совершенствования методов изложения информации. Стали появляться наемные педагоги, цеховые школы и первые университеты.
  3. Профессиональный: стремительное развитие общества помогло выделить многие науки в отдельные дисциплины. Эта пора получила название «Эпоха Просвещения» – обучение и воспитание стали приоритетными задачами человечества.
  4. Современный: на данный момент учителя осуществляют свою деятельность в дошкольных, школьных и профессиональных учебных заведениях и при этом сами постоянно обучаются и повышают свою квалификацию.

Да, с древних времен многое изменилось, но неизменной остается значимость профессии учителя, точнее сказать, она только усиливается, а сама сфера деятельности становится более многогранной.

О профессии

Учитель – это специалист, который занимается обучением и воспитанием детей, а также профессиональной подготовкой взрослых. Речь идет не только о преподавании, но и о наставничестве, психологической поддержке и партнерстве, ведь сегодняшние реалии развития детей и молодежи обязывают быть универсальным специалистом.

Эта одна из немногих сфер деятельности, которую приравнивают к призванию, относят к благородным и особенно ответственным.

Учитель выполняет несколько функций:

  1. Обучающую: помогает учащимся развить в себе интеллектуальные и познавательные способности, осваивать материал, прививает стремление к получению новых знаний.
  2. Воспитательную: влияет на становление личности, ее развитие, помогает адаптироваться к окружающим условиям и формирует поведение в различных ситуациях.
  3. Коммуникативную: обучение – это, в первую очередь, общение между учителем и учеником, родителями воспитанника, постоянное взаимодействие внутри коллектива, которое основывается на доверии и взаимопонимании.
  4. Организаторскую: учитель проводит обучающие и учебно-воспитательные мероприятия, вовлекая в них учащихся.
  5. Коррекционную: специалист анализирует качество информации, которую доносит до учеников, мониторит их успеваемость и постоянно совершенствует учебный процесс.

Учитель обязан не только обучать, но и постоянно повышать свою квалификацию, ведь научно-техническое развитие происходит стремительно, совершенствуются методики образования и подачи информации, а вместе с этим появляется много актуального и полезного материала и его необходимо вовремя доносить до учеников.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации утвердило профессиональный стандарт для преподавателей, в котором подробно описывается функционал специалиста в зависимости от его специализации и уровня квалификации.

Согласно данным справочно-правового сайта base.garant.ru, учитель должен выполнять следующие функции:

  1. Разрабатывать и реализовывать учебные дисциплины.
  2. Планировать и проводить учебные занятия.
  3. Контролировать успеваемость учеников, организовывать оценку уровня знаний.
  4. Принимать участие в разработке и реализации мероприятий, способствующих развитию образовательной организации.
  5. Мотивировать учеников к обучению и т.д.

Профессиональный стандарт обязывает иметь высшее или средне-специальное образование в педагогической сфере или в той области, которая близка к преподаваемой дисциплине (например, изобразительное искусство). Также в нем перечисляются профессиональные навыки, необходимые для осуществления преподавательской деятельности. К ним относятся:

  1. Владение различными методиками обучения.
  2. Знание и умение применять различные психолого-педагогические технологии, которые способствуют развитию личности и формированию поведения.
  3. Организация различных внеурочных мероприятий.
  4. Использование социального подхода к обучению, который помогает адаптировать к процессу учащихся различного уровня подготовки, состояния здоровья и т.д.

Но чтобы стать профессионалом, мало соответствовать тем требованиям, которые выдвигает законодательство, несмотря на то, что их список достаточно большой. Важно обладать личностными качествами, о которых мы и поговорим далее.

Личностные качества учителя

Учитель выполняет важную миссию – он формирует личность учащегося с ранних лет, дает ему знания, развивает стремление к развитию. Поэтому крайне важно соответствовать такой ответственной роли.

В первую очередь, педагог должен любить детей, ведь невозможно прививать подопечным высокие моральные качества и при этом отрицательно относиться к своим ученикам. В процессе обучения не обойдется без воспитательных моментов, поэтому учитель должен быть терпеливым, объективным и справедливым.

Безусловно, профессия подразумевает много общения, у малоразговорчивого и закрытого преподавателя вряд ли получится найти общий язык с учениками. Также важно проявлять уважение к каждой личности, лояльность к мнениям и поступкам, толерантность, с пониманием относиться к тому, что все дети разные.

Учитель – очень ответственная профессия. В ней смогут полностью реализоваться только те, кто имеет лидерские задатки, умеет повести людей за собой, привлечь и удержать внимание аудитории своей эрудированностью, методом изложения материала и креативным подходом к делу.

Если вы решили связать себя с этой профессией, оцените свою стрессоустойчивость, гибкость мышления и уровень самодисциплины, т.к. эти качества вам точно пригодятся. Учитель должен уметь сочетать в себе доброжелательность, открытость и одновременно строгость – это одни из качеств, которые помогут завоевать авторитет.

Конечно, нужно иметь стремление к постоянному развитию, иначе чему может научить тот, кто не совершенствуется сам?

Плюсы и минусы профессии

Профессия учителя имеет много поводов, чтобы стать делом всей жизни, но также скрывает в себе и подводные камни, о которых тоже следует узнать, если вы еще не определились «быть или не быть».

Преимущества профессии учителя:

  1. Благородство и значимость дела: именно учитель, совместно с родительским воспитанием, закладывает фундамент личности будущего ребенка. Видеть, как из твоих воспитанников вырастают личности, которые добиваются определенных результатов в дальнейшем, – невероятное удовольствие.
  2. Возможность реализовать свой творческий потенциал: существуют определенные стандарты проведения уроков, но при этом никто не запрещает вносить разнообразие в занятия в виде интересных заданий, культурных мероприятий и т.д.
  3. Хороший заработок: еще недавно эта работа оплачивалась довольно скромно, но сейчас дела обстоят совсем иначе. Больше всего оплата труда у учителей частных школ и лицеев, а также не стоит забывать о возможности проведения индивидуальных занятий и о повышенной оплате труда для учителей сельских школ и отдаленных районов.
  4. Разноплановость: учителя не только проводят уроки, но и организуют различные мероприятия, совместные выезды, родительские собрания, олимпиады и часто отправляются в командировки или на обучение, поэтому рутинной их работу назвать трудно.
  5. Социальные гарантии: начнем с того, что у учителей длинный отпуск, который длится 56 дней. При этом есть школьные каникулы, во время которых они могут отдохнуть от преподавания. Молодым специалистам предоставляются стимулирующие выплаты, а у тех, кто решил приобрести жилье, есть возможность взять ипотеку по сниженной ставке. И это далеко не весь перечень дополнительных бонусов.

К недостаткам профессии можно отнести частую сверхурочную работу, ведь многие дела приходится брать домой (например, проверку тетрадей). Также далеко не все готовы выступать в роли не только преподавателя, но и психолога, ведь зачастую нужно работать с «трудными» подростками, не говоря уже о переходном возрасте учащихся.

Сейчас работа учителя, помимо общения, подразумевает большое количество бумажной деятельности, составление отчетов и т.д., что объясняется наличием определенных стандартов.

Учителя обязаны проходить регулярную аттестацию для подтверждения своего уровня квалификации. Плюс ко всему следует учитывать, что на начальном этапе зарплата будет невысокой и даже ниже средней по рынку.

Профессия учителя очень ответственная и требует эмоциональной выдержанности, ведь он работает не только с детьми разного характера, воспитания и настроения, но и с их родителями, что тоже непросто.

О зарплате учителей

По данным сайта russia.trud.com, на данный момент в России актуально около 670 вакансий для учителей разных направлений.

Из них 22% работодателей указали оплату труда в размере 11 тысяч рублей, примерно 19% – около 20 тысяч рублей и 17% – более 37 тысяч рублей.

Если смотреть на уровень дохода в зависимости от специализации учителя, то больше всего получает учитель литературы, а следом идут учителя китайского и французского языков.

Следует учитывать и тот факт, что зарплата учителя состоит из базового оклада, стимулирующих выплат за квалификацию, внедрения новых методик, стаж, надбавки за классное руководство, премии и компенсации сельским преподавателям, за коммунальные платежи и работу с детьми-инвалидами. Плюс ко всему на размер оплаты труда влияет то, в какой именно школе работает учитель, какая у него нагрузка и преподаваемая дисциплина.

Учитель имеет возможность работать по совместительству и давать дополнительные индивидуальные уроки, т.е. заработок корректируется его же силами.

С чего следует начать?

Профессия учителя – это призвание, а любовь к преподаванию – это уже стиль жизни. Если вы в детстве давали уроки своим куклам, а в школьном сочинении на тему «Моя будущая профессия» написали, что мечтаете стать учителем, это отличный знак. Говорят, детские мечты – самые настоящие, и если вы про них забыли, то мы напоминаем.

Наличие профильного образования для учителя обязательно. Оно может быть средне-специальным или высшим, исходя из личных предпочтений и возможностей. В колледжах можно получить специальность, которая позволит работать в дошкольных организациях, освоить педагогику дополнительного образования или выучиться на учителя начальных классов. По окончанию учебного заведения молодой специалист может сразу трудоустроиться или продолжить повышать свой уровень знаний в университете.

В вузах гораздо больше направлений обучения для будущих учителей. Здесь есть возможность выучиться на дошкольного педагога, учителя начальной, средней или старшей школы, получить специальность психолога и дефектолога или стать преподавателем конкретного предмета: химии, физики, русского языка, литературы и т.д.

Высшие учебные заведения предлагают своим студентам получить статус бакалавра, магистра или профессора, закончив аспирантуру. Чем выше уровень полученных знаний, тем больше шансов занять хорошее место в престижном образовательном учреждении.

При поступлении берутся во внимание результаты ЕГЭ по русскому языку и профильному предмету (каждый вуз устанавливает свои проходные баллы) и индивидуальные достижения (например, победы в конкурсах и олимпиадах). Если вы решили получить высшее образование, получив средне-специальное, вас ожидают вступительные испытания в выбранном вами вузе.

На данный момент лучшими вузами страны, где можно получить соответствующую специальность, считаются:

  • Высшая школа экономики (НИУ «ВШЭ»).
  • Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова.
  • Казанский федеральный университет.

Не стоит расстраиваться, если не удается поступить именно в них. Выбирайте учебное заведение, исходя из преподавательского состава, наличия соответствующих дисциплин и помните, что не статус вуза определяет успех студента, а его добросовестное отношение к учебе и тяга к знаниям.

Советуем проявлять ответственность к обучению с самого начала, ведь хороших студентов с удовольствием берут на практику в школу, детский сад и другие образовательные учреждения, где можно зарекомендовать себя и зацепиться за место.

Некоторые преподаватели предпочитают работать в онлайн-школах и дополнительно давать индивидуальные уроки на дому, что тоже хороший вариант, ведь онлайн-формат охватывает гораздо больше учеников, чем привычная очная форма.

Еще немного истории

О важности профессии учителя можно говорить бесконечно, но лучше привести несколько примеров, которые еще раз доказывают, что это не просто работа, а дело особой значимости, способное изменить жизнь всего человечества:

  • Мария Монтессори – врач и педагог родом из Италии. Она разработала уникальную методику свободного воспитания ребенка, которая исключает любое воздействие на него и основывается на развитии природных данных. Система получила популярность по всему миру и широко применяется на курсах и занятиях для детей по сей день.
  • Антон Семенович Макаренко – писатель, советский педагог-новатор. Он разработал методику, согласно которой дети должны воспитываться в коллективе и труде и соблюдать принципы дисциплины: уважение, искренность, открытость, знание, внимание, забота и т.д. Его система оказала влияние на отечественную и мировую педагогику.
  • Лев Семенович Выготский – ученый, который первым связал педагогику с психологией, в результате чего появились такие направления, как коррекционная педагогика и педология. Он изучал психологию детей и считал, что культурное развитие личности влияет на ее психологические процессы; отсюда зародилась культурно-историческая теория психики и поведения человека.

Стоит только представить, что учителя с мировым именем тоже когда-то стояли на пороге выбора своей деятельности. Что же помогло им достичь такого успеха и известности? Думаем, огромная любовь к своему делу и высокая цель во благо развития человечества.

Подведем итог

Сколько же важных ролей совмещает в себе учитель?! Это и преподаватель важных дисциплин, некоторые из которых обязательно становятся любимыми, и психолог, и воспитатель, и даже друг, с которым хочется поделиться самым важным.

Быть учителем значит, взять на себя ответственность за тех, кто доверился тебе. Настоящий профессионал своего дела обязательно займет место в сердце воспитанника как мудрый, справедливый, грамотный и отзывчивый наставник.

Если вы твердо решили посвятить свою жизнь этому благородному делу, то будьте готовы к многозадачности, серьезной нагрузке, большому количеству общения и постоянному самосовершенствованию, ведь важно подавать правильный пример любви к знаниям своим ученикам.

Да, найти общий язык с детьми и подростками, а также их родителями, учитывая то, что каждый из них имеет свои особенности характера и темперамент, задача не из легких и этому действительно стоит поучиться. Освоить самые эффективные коммуникативные техники вам поможет наша онлайн-программа «Лучшие техники коммуникации», которые обязательно пригодятся вам в работе учителя. Рекомендуем!

Если наша статья убедила вас сделать первый шаг на пути к данной профессии или помогла ответить на какие-то вопросы, значит, наша миссия выполнена. Остальное уже зависит от вас.


От имени Якутской городской Думы и от себя лично сердечно поздравляю вас с профессиональным праздником - Днем учителя!

В 1994 году по инициативе ЮНЕСКО этот праздник стал международным. Ведь учитель – это больше, чем профессия. Это призвание! Быть педагогом - одна из самых великих миссий. Работа школьного учителя требует затраты огромного количества сил, знаний, опыта и терпения. Но больше всего она требует от человека любви к детям.

Один из главных приоритетов для органов власти города – это развитие сферы образования, строительство новых и расширение действующих школ. Глава Республики Айсен Николаев на встрече с Президентом России Владимиром Путиным поставил одним из основных вопросов - дальнейшее развитие столичного образования. Благодаря такой поддержке Президента страны, Главы Республики мы продолжим строить новые школы и пристройки к зданиям действующих школ, приобретать помещения для дополнительных классов.

По значимости учитель стоит в жизни человека сразу же после родителей, и в немалой степени именно от него зависит, каким его ученики увидят окружающий мир, с какими знаниями они войдут в него после окончания школы. Сегодня в образовательных учреждениях столицы трудятся более четырех тысяч педагогов, которые знаниями и собственным примером воспитывают будущих граждан нашего города. Труд школьного учителя должен быть окружён поистине всенародным почётом и уважением, поскольку от его результатов зависит будущее нашего подрастающего поколения, а значит и всего города!

В ваш профессиональный праздник от души благодарю вас за бесценный подвижнический труд, верность выбранному делу. Низкий поклон вам за терпение и доброту, за нелегкий каждодневный труд!

Альберт СЕМЕНОВ,

Председатель Якутской городской Думы.

От имени многотысячного коллектива работников Якутскэнерго и от себя лично сердечно поздравляю педагогов с Днем учителя.


Существуют такие профессиональные праздники, причастность к которым ощущает каждый из нас. Тропинка жизни каждого человека на земле начинается со школы. Мы всегда с теплотой и благодарностью вспоминаем своих учителей – внимательных и увлеченных энтузиастов, помогавших нам постигать знания и жизненную мудрость. Профессия учителя – одна из тех, без которой общество, как бы далеко ни уходило в своем развитии, не могло и не может обойтись. Ведь именно педагог не только учит грамоте, но и передает младшим поколениям жизненный опыт, культуру, национальные и общечеловеческие традиции.

Во все времена качество труда учителя измерялось не только количеством хороших и отличных оценок в дневниках, но и компетентностью, конкурентоспособностью и востребованностью его воспитанников в жизни. Именно в школьных классах, студенческих аудиториях у юных граждан закладывается тот фундамент знаний и нравственных устоев, который, в конечном счете, определит дальнейшую судьбу не только конкретного человека, но и будущее республики.

От всего сердца выражаю вам особую благодарность за преданность профессии, мудрость, терпение, веру в своих учеников и готовность всегда прийти им на помощь.

Желаю крепкого здоровья, благодарных школьников и родителей, признания педагогического сообщества и больших успехов в вашем благородном труде! Добра, счастья и благополучия вам и вашим близким!

Александр СЛОИК,

генеральный директор ПАО «Якутскэнерго», народный депутат РС(Я).

Уважаемые учителя, педагоги и ветераны педагогического труда!


Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) поздравляет Вас с профессиональным праздником – Днем учителя!

Это очень теплый и душевный праздник, который близок каждому, кто хранит в сердце добрую память о школьных годах и о своих наставниках.

Быть учителем – настоящее призвание. Истинный педагог всегда дает гораздо больше, чем заложено в школьной программе. Он вкладывает в своих учеников частичку души, стремясь преподать основы доверия, справедливости, порядочности, взаимоуважения и любви. Эти нравственные основы появляются в нас благодаря каждодневной работе педагога, воспитывающего через личный пример.

В последние годы в стране и в нашей республике было многое сделано для укрепления престижа профессии педагога, повышения его социального статуса, и такая работа будет продолжаться дальше. Современные образовательные учреждения должны отвечать новым вызовам времени, обеспечивая своих воспитанников равными возможностями в образовании, поддерживая талантливых учителей и педагогов. Главной целью сферы образования сегодня является всестороннее развитие интеллектуальных, духовных и физических способностей личности, а также приобщение молодого поколения к культурно-историческим традициям.

Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) ведется последовательная работа по законодательному обеспечению развития сферы образования, выполнению целевых показателей Государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2012-2019 годы», задач и целей, поставленных Президентом Российской Федерации и Главой Республики Саха (Якутия).

Дорогие друзья! Сегодняшний праздник - прекрасная возможность для всех учеников – и тех, кто учится сейчас, и тех, кто окончил школу уже давно или очень давно – еще раз сказать спасибо своим преподавателям. Выразить им всю свою признательность и благодарность.

Уважаемые педагоги! Желаем вам творческого вдохновения и успехов в вашем созидательном труде, благодарных учеников, счастья и благополучия!

Учитель года-2018
Учитель года-2018
25 декабря на базе нашей школы прошло закрытие окружного этапа регионального конкурса «Учитель года». Анна Анатольевна Косарева, учитель русского языка и литературы, представляла школу в номинации «Молодой учитель». По решению жюри она признана победителем в своей номинации и абсолютным победителем окружного этапа. От души поздравляем Анну Анатольевну и желаем дальнейших творческих успехов, профессионального роста и, конечно же, победы на зональном этапе конкурса.

На Святочной неделе
Чем же интересным заняться на Cвяточной неделе?На Святочной неделе

Например, учащиеся 2-в нашли отличный способ поздравить бабушек и дедушек, всю жизнь проработавших в школе, со Старым Новым годом и Рождеством! Вместе со своими родителями ребята подарили сделанные с любовью своими руками поделки и сладкие подарки, мгновенно поднимающие настроение.

Давайте будем внимательнее к людям, которые всю жизнь посвятили работе в школе!

Цветы
Министерством образования и науки Российской Федерации накануне Дня учителя была объявлена Всероссийская акция «Любимый Учитель».

Цель акции: привлечь учащихся, их родителей, педагогическую общественность к празднованию Международного Дня учителя, а также предоставить возможность каждому желающему поздравить своего любимого учителя.

Размещенные в социальных сетях материалы автоматически попадают на интерактивную ленту проекта «Любимый Учитель» по адресу http://ft.snwall.ru/.

Профессии родителей

В 4б классе провели классный час по теме «Профессии родителей». На этот классный час пригласили маму Виталика, учителя начальных классов, Елену Витальевну Дементьеву. Она рассказала о своей профессии. Затем мы написали рассказ о профессии-учитель. Вот строчки из этих рассказов:

«Умение передать свои знания ученикам – талант.»

«Профессия учителя – одна из самых важных профессий на земле.»

«Мне кажется, что на этой работе учитель должен научить детей жизни, как вторая мама. »

Профессия учителя является уникальной в своем роде. Как известно, практически во все времена существования человечества была потребность в педагогах. Сегодня эта профессия востребована, пожалуй, как никогда прежде. Это раньше учителя ассоциировались исключительно со школой. В наш век ситуация в корне изменилась. Преподавателей становится все больше, и они необходимы в самых различных сферах нашей жизни, именно в этом заключается одна из особенностей профессии учителя. Помимо школ и институтов учителя передают нам знания и свой бесценный опыт на курсах иностранных языков, на всевозможных мастер – классах по бизнесу, а также в сфере физкультуры и спорта.

Много лет назад учителями автоматически становились те, кто старше, считалось, что именно возраст определяет возможность обучения и передачи опыта. Сравнительно недавно, всего лишь в XVII – XIX веках, работа учителем стала выделяться в отдельную самостоятельную сферу. Именно тогда она стала особенно распространенной как в Европе, так и во всем мире.

Со временем профессия стала более дифференцированной, появилась узкая направленность, специализация. Так, например, в старших классах каждый предмет ведется отдельным преподавателем, что позволяет учителю качественно готовиться к урокам и максимально раскрывать материал в образовательном процессе. Например, учитель русского языка и литературы должен не просто объяснить важность некоторых правил и научить грамотно выражать свои мысли как устно, так и письменно, но и побудить ученика увидеть красоту языка и осознать необходимость его правильного применения в повседневной жизни. На уроках литературы педагогу потребуется не только подать произведения по школьной программе, но и сформировать о них собственное мнение, поразмышлять над поступками героев и т.д. А для того, чтобы достичь этих целей, только знаний недостаточно.

Основные виды деятельности учителя

Это, прежде всего, ведение процесса обучения, а также воспитательное воздействие на учеников. В рамках воспитательной работы педагог помогает ученикам стать личностью, которая сможет гармонировать с обществом. Воспитательный процесс осуществляется посредством различных методов, позволяющих управлять деятельностью учащихся. А образовательная деятельность помогает развивать его познавательные способности.

Справедливости ради стоит отметить, что совмещать воспитательную и педагогическую деятельность очень непросто. От педагога потребуются особенные знания и навыки. Одним из плюсов профессии учителя можно назвать то, что благодаря его работе возможно формирование личности, настоящего Человека. В конечном итоге, учитель обязан не просто донести информацию, а научить ребенка самостоятельно ее искать, осваивать и делать выводы. То есть помочь ему приобрести навыки, которыми он будет пользоваться на протяжении всей жизни. И именно учитель должен уметь разглядеть заложенный в ребенке потенциал, а не оценивать его по общепринятым критериям и нормам.

Грантовая эстафета Советов молодых педагогов под эгидой Обкома Профсоюза и комитета образования, науки и молодёжной политики нашего региона почти год уверенными шагами шествует по муниципалитетам и образовательным учреждениям Волгоградской области.

Завершился еще один ее этап. В один из ярких дней в преддверии весны, эстафету передавал своим географическим соседям – г. Волжскому, совет молодых педагогов одного из самых многочисленных районов областного центра – Краснооктябрьский. Встречу старых и новых друзей назначили в одной из самых передовых и креативных в районе – МОУ СШ №5.

С самого раннего утра у входа в школу царили праздничная суета и возбуждение, они передавались и педагогическому коллективу, и учащимся, и даже бдительному охраннику на входе. Все ждали гостей. С нетерпением хорошо подготовленного к экзамену студента, переполненного знаниями. Хозяевам хотелось поделиться всем и сразу, ведь от коллег и товарищей по Профсоюзу секретов не может быть ни каких.

1.1

К девяти часам утра весь вестибюль школы был полон, приехали все, кто обещал, все, кого ожидали, около ста человек из всех районов Волгограда, принимающая эстафету сторона- совет молодых педагогов Волжского, молодые представители педагогического сообщества Ленинского, Среднеахтубинского районов Волгоградской области. Самой представительной, конечно, была делегация хозяев – СМП Краснооктябрьского района, ребята пришли в полном составе, нарядные, торжественные, исполненные ответственности и гордости за себя и своих руководителей, ведь им было что продемонстрировать собравшимся.

Показали все. Программа была настолько насыщенной, что все участники и гости просто не заметили, как прошел рабочий день и засинел за окном ранний, пока еще совсем не весенний вечер.

Торжественное открытие творческой лаборатории с говорящим названием «Учитель - больше чем профессия» состоялось в актовом зале школы №5 после небольшого европейского завтрака «а ля фуршет» и регистрации участников. Здесь же произошло первое творческое знакомство гостей встречи с Советами молодых педагогов Краснооктябрьского района Волгограда и г. Волжского.

После представления ведущим, перед собравшимися выступила председатель обкома Профсоюза Г.В. Скоморохова.

1.3

Галина Валериевна поздравила всех с профсоюзным праздником, начинающимся новым этапом в движении эстафеты по региону и подвела краткие итоги предыдущих периодов, отметив их значимость для Профсоюза и системы образования региона в целом, а так же для каждого молодого педагога, рядового участника эстафеты, их наставников, работодателей, методических служб, органов управления в сфере образования, учащихся и их законных представителей.

Главные задачи эстафеты, отметила в своем выступлении Председатель обкома Профсоюза, – развитие и укрупнение Союза профессионалов на территории Волгоградской области, укрепление социального партнерства на всех уровнях и поддержка молодых педагогов, прежде всего методическая и психологическая, с целью облегчения их адаптации в профессии и закрепления на рабочих местах, создание условий для их профессионального роста, возможности участия в профессиональных конкурсах, соискательстве на получение грантов и квалификационных категорий. Все вышеперечисленные задачи успешно выполняются, увеличивая общую численность организации и способствуя выполнению государственных задач, ставящихся руководством страны и региона перед системой волгоградского образования, подвела итог в своей речи Г. В. Скоморохова.

После Председателя и главного организатора мероприятия, перед гостями школы №5 в этот торжественный день свои приветственные речи произнесли начальник ТУ департамента образования администрации Волгограда Петр Викторович Свиридов, председатель ТРОП Краснооктябрьского района Волгограда Нина Михайловна Обликова, представители педагогической молодежи.

1.2
1.4

1.5
1.6

После небольшой официальной части всех пригласили принять участие в основных мероприятиях программы. В которой, разработанной принимающей стороной как оказалось были учтены все нюансы требований, предъявляемых к подобным мероприятиям, все пожелания, высказанные молодыми педагогами на предыдущих встречах, учтены все ошибки и неточности, допущенные предшественниками.

2.1
2.2

Судите сами, разве можно было скучать или не найти для себя ничего интересного в таком количестве занимательных и очень полезных мастер-классов, заявленных в программе педагогических мастерских «Раскрой свой потенциал».

3.1
3.2

Замерев сердцем участники вступили на территорию первой мастерской «Рисовать – это как мечтать, только на бумаге». Проводила ее Ольга Алексеевна Хорошевская, педагог дополнительного образования муниципального учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр Краснооктябрьского района Волгограда». Сразу были оговорены условия участия – рисовать нужно было необычными красками натуральными кофе и каркаде. В первую минуту многие удивились столь необычным расходным материалам, но как оказалось, эти природные красители прекрасно подходят для создания живописных картин. Даже у тех, кто никогда не осознавал за собой художественного дара, бумажные полотна получились фантастически красивыми. Все были в восторге. Оказывается, для того что бы достичь заметного результата в новом деле, нужно просто взглянуть на него под нетрадиционным углом и возможность получить результат не заставит себя ждать, а там и самооценка повысится, и вырастут крылья, и профессия новая не покажется уж такой неприступной и сложной. Столько эмоций, но оказалось, что это только начало.

3.3
3.4

Вторая мастерская – «Фотография – отражение души» от Сергея Владимировича Бабенко, профессионального фотографа по призванию и педагога по образованию, тоже открыла неведомые горизонты собственной личности у многих присутствовавших. Сергей Владимирович поделился с участниками своим многолетним опытом в создании красивых и точных кадров, рассказал, как важен свет и цвет для качественного и четкого фото, поведал об использовании фотографий в различных жизненных ситуациях, например, о функции «скриншот» на смартфонах, которая очень часто может выручать педагога на уроке, особенно выездном или открытом. Все желающие, а желающими оказались все, поучаствовали в показательной фотосессии, кто в качествt моделей, кто, как мастер фотографии и конечно, в финале сделали общее фото на память, с хором произнесенным знаменитым английским «cheese». Это фото, надеемся, теперь украшает многие коллекции домашних снимков «на память» и дарит участникам встречи воспоминания о том памятном эстафетном дне, когда все улыбаясь в объектив, чувствовали свою принадлежность большой сплоченной команде людей, верящих в Профсоюз, его возможности и любящих детей, Россию и творчество, команде молодых педагогов Волгоградской области, гордости и надежде региона. Вот так, непринуждённо, с улыбкой закончила свои занятия вторая мастерская.

3.5

Третью мастерскую проводила учитель МОУ «СШ №5 Краснооктябрьского района Волгограда» Татьяна Анатольевна Сабо, тонкий чувствительный человек, музыкант, верящий в гармонию и волшебство окружающего мира. Название автор тренинга придумала соответствующее своим жизненным убеждениям: «Музыка – лекарство для души». Татьяна Анатольевна попыталась с помощью музыкальных инструментов настроить гостей на волну разумного, доброго и вечного, того, что участники встречи по долгу профессии обязаны сеять в детских душах, а значит культивировать и в себе. Участники мастер-класса слушали музыкальные композиции, вспоминая при этом имена известных композиторов, которые являются их авторами, обсуждали услышанное, рассказывали о своих переживаниях и чувствах, возникших в процессе аудирования музыки. По - сути мастерская Сабо превратилась в психотренинг, рефлексию и одновременно методическую гостиную, где каждый на некоторое время встретился с самим собой, почувствовав и осознав свои профессиональные возможности и предназначение в профессии и жизни. По воспоминаниям очевидцев, эффект от «музыки для души» был потрясающим. Задумавшись и немного расслабившись, гости эстафеты перешли в четвертую мастерскую.

3.6

Следующая, четвертая мастерская порадовала участников возможностью продемонстрировать свою активностью и оптимизм, так присущие большинству педагогов, ее название – «Танец – живет в каждом» говорило само за себя.

3.7
3.8

Елена Юрьевна Каминская, ведущая мастерской, педагог дополнительного образования муниципального учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр Краснооктябрьского района Волгограда», поделилась своими профессиональными тайнами, рассказала о том, как раскрепостить человека, раскрыть его индивидуальность и заставить поверить в себя, через древнейшее из искусств - танец. Каждый из участников эстафеты в ходе занятий в мастерской попробовал себя в качестве актера, приобрел первоначальные навыки публичности, умения правильно держать себя перед зрителями. Самопознание в процессе мастер класса завершилось фееричным массовым танцем в исполнении все присутствующих. Чужим на этом празднике жизни себя не ощущал никто. Вот так, переполненные ритмами и вдохновением, молодые и зрелые гости проследовали в актовый зал, для участия в пятой заключительной творческой мастерской.

3.9

Обучающая программа, приуроченная к торжественной встрече передачи эстафетной плакетки, завершилась заседанием пятой мастерской, называвшейся ну очень волшебно: «Мир театра». Ее модератором был заявлен всем известный Павел Андреевич Котов, учитель МОУ лицея №2. Павел Андреевич, будучи личностью чрезвычайно креативной и творческой, предложил провести занятие в форме игры, где каждый выступил немного, как как актер, немного как режиссер. Здесь всем представилась возможность раскрыть свои театральные способности.

4.1
4.2

Как известно, любая игра предполагает наличие победителя и получение выигрыша, супер приза, за этот драйв и первоначальную неизвестность исхода мы и попадаем под гипнотическое обаяние действа под названием «игра». Павел Андреевич Котов, как опытный режиссер, зная это, каждого присутствующего сумел включить в игру, заинтриговать, заставить поверить в себя. Люди раскрывались на глазах, просто расцветали, появлялась уверенность во взгляде, походке, повороте головы. Проигравших в заключении не было, участвовали и выигрывали все, каждый, как потом признавались, почувствовал прилив сил, энергии, поверил в свои возможности и перспективу творческого роста. В качестве подтверждения полученных в мастер-классе впесатлений, подтверждение этого прозвучала исполненная всеми под гитару хором песня «Замыкая круг, ты в глаза посмотришь вдруг и увидишь свет сияющий нам вслед…, на выходе из зала сияющие глаза были у всех от мала до велика, у кого от умиления, у кого от восторга.

4.3
4.4

4.5
4.6

4.7
4.8

Казалось бы, все, после пятой мастерской удивлять уже не чем, все и гости и хозяева наполнены до дна, но все же, удивлять, несмотря на высокий накал встречи, краснооктябрьцы продолжали.

5.1

Так на закрытии грантового показательного мероприятия советов молодых педагогов региона, посвященных передачи золотой эстафетной плакетки от СМП Краснооктябрьского района Волгограда к СМП г. Волжского, ударным соло выступил Алексей Владимирович Лебедев, учитель МОУ «Средняя школа № 5 Краснооктябрьского района Волгограда», продемонстрировав фантастический мастер-класс, посвященый возможности использования собственного хобби в профессиональной деятельности педагога.

5.2

По предложению Алексея Владимировича участниками было образовано три фокус – группы, в соответствии с видами хобби, которые участники заранее написали на листочках. Каждая фокус - группа получила персональное задание - представить в виде плаката свой коллектив, отразив его название, девиз и, главное, изображение себя на уроке, и то, как наши увлечения помогают развивать творческие, интеллектуальные и другие способность обучающихся. Пока участники фокус-групп совещались, с остальными участниками модератор провел игру под шуточным названием «Где логика?» (по аналогии с известным шоу на телеканале ТНТ), в которой все задания, так или иначе, были связаны с педагогикой, школой и преподаванием. Выступления, подготовившихся за это время, фокус-групп подвело яркий итог всему мероприятию с говорящим названием «Учитель, как состояние души!»

6.1

Встреча отшумев, закончилась, Эстафета полетела дальше. Говорят, что бывших педагогов не бывает, есть только настоящие и будущие и это правильно. Для того, что б это поскорее понять нужны подобные встречи. И как сказали участники, нужен Профсоюз, организация, где плечом к плечу стоят настоящие мастера своего дела, готовые передать свой опыт и знания в надежные руки и они, сегодняшние герои дня, молодые педагоги, готовые их принять и понести дальше, вместе символической эстафетной палочкой, передаваемой от сердца к сердцу от судьбы к судьбе.

Читайте также: