Электроснабжение на жд что за профессия

Опубликовано: 04.07.2024


Учитывая специфические условия России, энергетика является основой существования государства, гарантом энергетической безопасности. За энергоснабжением будущее нашей страны.

В связи с интенсивной электрификацией Московской железной дороги в 1956 году в техникуме была открыта специальность «Энергоснабжение и энергетическое хозяйство железнодорожного транспорта» (с 1989 года «Электроснабжение», в настоящее время «Электроснабжение (по отраслям)». Первый выпуск студентов состоялся в 1960 году. Так как Курский энергоучасток нуждался в квалифицированных кадрах, в этом же году увеличился набор студентов на дневное отделение, открыто вечернее отделение. Была установлена тесная связь с производством, что явилось основой для успешной подготовки специалистов. Выпускали ежегодно 60 человек. Техникум готовил кадры не только для Московской железной дороги, но и для всей страны. Выпускники специальности сегодня трудятся на севере, в Сибири, центре России.

У истоков специальности стояли Почетный железнодорожник Желнов А.Ф. - директор техникума, Гарин М.И. - завуч, преподаватели: Коровкина Л.К., Дворовчикова Т.В., Дубровин М.Г., Шишлов Н.И., Муравьев П.Е., Еремин В.М., Удалова М.Ф., Кутепова М.С., Евстратова Т.Ф., Юганова В.И., Хиотиди Е.Н..

С годами отделение укреплялось, расширялось. В настоящее время специальность обеспечена хорошо оборудованными кабинетами и лабораториями, учебными полигонами контактной сети и тяговой подстанции. Совершенствование практических умений студентов осуществляется в процессе прохождения практики по профилю специальности в дистанциях электроснабжения Московской и Юго-Восточной железных дорог.

Жизнь отделения интересна и разнообразна.

Студенты отделения регулярно принимают активное участие в олимпиадах по специальности, проводимых в Курском государственном техническом университете, в конкурсах энергосберегающих технологий среди ссузов Курской области, занимая при этом призовые места. В 2008 и 2009 учебных годах студенты Щукин Н., Авдеев Д. получили гранты президента ОАО «РЖД» по результатам дипломного проектирования.

Выпускники отделения работают на дистанциях электроснабжения, дорожных электротехнических и электромеханических мастерских, электромонтажных поездах, в проектных организациях, занимающихся проектированием устройств электроснабжения электрифицированных железных дорог, а также на предприятиях, не связанных с железнодорожным транспортом.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются сооружения и устройства электроснабжения, технические средства для их обслуживания и ремонта, конструкторская, технологическая и другие виды документации. Именно это и обеспечивает данной специальности широкое применение как на железнодорожном транспорте, так и в других сферах деятельности.


По просьбе ОАО «Курскэнерго» в техникуме было открыто заочное отделение по специальности «Электроснабжение» специализации «Электроснабжение предприятий промышленного и сельского хозяйства».

02 марта на заочное отделение зачислено 29 человек, из них 25 человек – это работники ОАО «Курскэнерго» . 17 июня 2000 года состоялся первый выпуск на заочном отделении.

В настоящее время в техникуме продолжается обучение студентов на заочном отделении.

На дневном отделении продолжается обучение студентов в семи академических группах.

Отделения обеспечены высококвалифицированными кадрами, имеющими разный опыт работы, но объединенными любовью к избранной профессии.

Инженер электроснабжения железных дорог: где учиться и работать специалисту? - фото 1

Несмотря на повышение доступности авиабилетов и строительство скоростных шоссе, наиболее востребованной для пассажироперевозок и транспортировки грузов в мире остается железная дорога. В России на обслуживании объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта работают около двух процентов трудоспособного населения. Интенсивное развитие сети, включая международные проекты строительства магистралей, гарантирует востребованность железнодорожных профессий в перспективе, по меньшей мере, нескольких десятков лет.

Чем занимается инженер путей сообщения?

Инженер путей сообщения — довольно широкое понятие, под которым принято понимать специалистов, отвечающих за проектирование, строительство, эксплуатацию и ремонт систем обеспечения движения поездов на железных дорогах и в метрополитенах.

Для тех, кто хочет связать свою жизнь с железнодорожным транспортом, важно определиться: чем именно они мечтают заниматься? Специалисту необходимо выбрать конкретное направление деятельности, например, стать инженером в области электроснабжения. Во время обучения в вузе он постигнет все тонкости работы с электротехникой, использования измерительных приборов, а также создания сложных схем.

Получив диплом, молодой специалист сможет найти работу в проектных организациях, сетевых компаниях, дистанциях электроснабжения. Стоит отметить, что выпускники профильных вузов востребованы не только на объектах железной дороги, но и на предприятиях, занимающихся общесетевой энергетикой.

Особенности профессии

Профессия инженера в настоящее время очень востребована, во многом благодаря отличным возможностям трудоустройства и достойной заработной плате. При этом, готовясь к поступлению в вуз, важно трезво оценивать свои возможности. Как и в случае с другими специальностями, добиться успеха в профессии помогают не только полученные в университете знания, но и определенные черты характера. Так, большие шансы закрепиться в профессии имеют ответственные молодые люди с аналитическим складом ума и хорошей реакцией. Для них важно иметь перспективное мышление и быструю реакцию, а также пространственное воображение. Не обойтись инженеру без умения систематизировать информацию, четко следовать инструкциям руководства, но при этом работать самостоятельно и в условиях минимального контроля. Наконец, для специалиста должно войти в привычку постоянное стремление получать новые знания, повышать квалификацию и осваивать технологические новшества.

Что будет уметь выпускник профильного вуза?

Профиль «Электроснабжение железных дорог» дает студенту значительный объем информации, без которой дальнейший трудовой путь попросту не представляется возможным. Прежде всего, выпускника научат разрабатывать проектную документацию и методы повышения безопасности систем электроснабжения. Также он получит знания, позволяющие ему осуществлять техобслуживание и ремонт устройств, изготовление и проведение испытаний новых элементов систем обеспечения железнодорожного движения.

Инженер электроснабжения железных дорог: где учиться и работать специалисту? - фото 3

Где можно обучиться профессии?

Получить профессию инженера путей сообщения можно в Нижегородском филиале «Самарского государственного университета путей сообщения». Филиал в Нижнем Новгороде существует уже более 60 лет и начал свою работу в составе Самарского университета путей сообщения в 2017 году. Сегодня он является одним из крупнейших образовательных комплексов ПФО. Первый год работы филиала предполагал подготовку специалистов только по заочной форме обучения. Тогда поступающим нужно было набрать 99 баллов. Стоимость учебы для внебюджетников составляла 49 020 рублей.

Инженер электроснабжения железных дорог: где учиться и работать специалисту? - фото 4

В 2018 году возобновилась подготовка по программам высшего образования по очной форме обучения по основным железнодорожным специальностям. Кстати, кафедра «Электроснабжение железнодорожного транспорта» СамГУПС имеет несколько лабораторий: «Контактная сеть и линии электропередач», «Тяговые и трансформаторные подстанции», «Автоматизация систем электроснабжения», «Электронная техника и преобразователи», «Релейная защита» и другие.

Мы редко обращаем внимание на работников железной дороги. И это хорошо: значит, они добросовестно трудятся. Называя их всех железнодорожниками, мы вряд ли догадываемся, какое разнообразие профессий скрыто за этим наименованием.

Профессия железнодорожник – это собирательное название целого ряда профессий рабочих и служащих, которые существуют на железной дороге, в метро и на предприятиях, где есть внутренняя железнодорожная сеть.

История

Первые перевозки на железной дороге на постоянной основе были организованы в начале XIX века в Великобритании и США. Сначала в качестве тягловой силы использовались кони, а позже паровая тяга. В России первая дорога для паровозов была построена в 1837 году, а в 1851 году даже появились железнодорожные войска.

В XX веке, несмотря на развитие автотранспорта, большинство перевозок грузов по суше осуществлялось с помощью железной дороги, чему способствовало использование электротяги. В России так перевозится 80% грузов и 30% пассажиров. В стране построена огромная разветвленная сеть путей, станций и обслуживающих составы предприятий. По общей протяженности путей наша страна занимает второе место в мире после США. Люди, которые обслуживают всю эту систему, носят название железнодорожников.

Описание и характеристика

Железнодорожные профессии очень многочисленны. В их число включаются:

  • рабочие (машинисты, путейцы, вагонщики, проводники);
  • служащие (инженеры, диспетчеры, начальники станций, вокзалов, участков).

По характеру работы профессии РЖД могут сильно отличаться. Некоторые предполагают тяжелый физический труд, в других нужна постоянная концентрация внимания и мгновенная реакция, существуют узкоспециализированные профессии, требующие глубоких технических знаний.

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

Железнодорожные специальности широко представлены в высших и средних специальных учебных заведениях, которые входят в сферу управления ОАО "Российские железные дороги". Это целый организм, который включает в себя ряд университетов, расположенных в разных регионах. Вузы, в свою очередь, сотрудничают со специализированными техникумами и колледжами. Такой подход позволяет обеспечивать кадрами все региональные отделения РЖД.

Специализация выбирается непосредственно абитуриентом. Список направлений обучения в вузах широк, пользуются популярностью такие специальности:

  • "подвижной состав железных дорог" по направлениям локомотивы, вагоны или электротранспорт,
  • "эксплуатация железных дорог",
  • "системы обеспечения движения поездов" по разным специализациям (автоматика и телемеханика, электроснабжение, телекоммуникационные системы и др.),
  • "строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей",
  • "технология транспортных процессов".

В железнодорожных техникумах и колледжах основными специальностями являются:

  • "строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство",
  • "электроснабжение",
  • "организация перевозок и управление на транспорте",
  • "техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог",
  • "автоматика и телемеханика на транспорте".

Для получения некоторых рабочих специальностей бывает достаточно пройти краткосрочные курсы. Так, 1-3 месячные курсы позволяют работать проводником в пассажирском поезде.

В системе высших учебных заведений подготовки кадров для ЖД транспорта функционирует 9 университетов:

  • Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ),
  • Дальневосточный ГУПС (г. Владивосток),
  • Иркутский ГУПС,
  • Омский ГУПС,
  • Петербургский ГУПС,
  • Ростовский ГУПС,
  • Самарский ГУПС,
  • Сибирский ГУПС (г. Новосибирск),
  • Уральский ГУПС (г. Екатеринбург).

Все университеты имеют многочисленные филиалы в крупных городах и населенных пунктах, где расположены узловые станции. Так, например, Самарский ГУПС имеет филиалы в Ижевске, Оренбурге, Орске, Рузаевке, Уфе, Казани, Пензе, Ртищеве и Алатыре.

Профессиональные обязанности

Круг обязанностей железнодорожных работников очень широк. Для примера остановимся только на тех сотрудниках, с которыми мы чаще всего встречаемся при перемещении в поездах.

  1. Дежурный по станции следит за движением всех проходящих через станцию пассажирских и грузовых поездов, а также маневровых тепловозов, ремонтных составов и дрезин. Он открывает и закрывает станционные светофоры. Это очень ответственная работа, требующая внимания и дисциплины. Малейший недосмотр может обернуться крушением поезда.
  2. Путейцы (путевые обходчики) – это рабочие, которые ежедневно контролируют состояние железнодорожного полотна и при выявлении дефектов информируют ремонтников. Для этой работы требуется сила и выносливость, поскольку осмотр проводится в любую погоду.
  3. Машинист и помощник машиниста составляют локомотивную бригаду. Они обеспечивают движение поезда согласно графику, следят за состоянием всех систем локомотива, поддерживают связь с диспетчерами по маршруту следования.
  4. Вагонники – это рабочие, проверяющие состояние вагонов, тормозов, колесных пар. Кроме того, они формируют составы из разных вагонов. Это одна из самых травмоопасных профессий на ЖД, поскольку рабочему регулярно приходится перемещаться на подножке движущегося вагона.
  5. Проводник сопровождает пассажиров на всем пути следования, обеспечивает им сервис и поддерживает порядок в вагоне.

Есть еще целый ряд профессий, без которых вагоны не будут катиться. Это электромеханики, инженеры, логисты, слесари, компьютерщики, кассиры, электромонтеры, диспетчеры и т.д. Их обязанности четко расписаны в должностных инструкциях.

Кому подходит

Работать на железной дороге могут люди, достигшие совершеннолетия и имеющие крепкое здоровье. Некоторые профессии (например, машинист) являются чисто мужскими, поскольку для женщин этот труд слишком тяжел. Вместе с тем дежурные по станции в основном женщины, так как они обладают необходимыми для такой работы качествами: усидчивостью, вниманием, пунктуальностью.

Учитывая необходимость обеспечения бесперебойной работы огромной и разветвленной сети железных дорог, чаще всего от работников всех уровней требуется:

  • физическое здоровье,
  • психологическая устойчивость,
  • ответственность, надежность и трудолюбие,
  • готовность работать посменно,
  • коммуникабельность,
  • умение быстро и адекватно реагировать на нестандартные ситуации,
  • бдительность и щепетильность в работе,
  • хорошая координация движений.

И конечно, работник должен иметь необходимое образование и в совершенстве владеть своей профессией.

Заработная плата

Уровень заработной платы железнодорожника зависит от структуры выполняемых обязанностей, уровня ответственности, квалификации. Конечно, простой путеец после школы получает меньше, чем руководящий работник или инженер с высшим образованием. Однако система распределения заработка на ЖД в целом понятна и справедлива.

Проводник зарабатывает 20-25 тысяч рублей, квалифицированный рабочий – 30-40 тысяч рублей, а опытный машинист может получить свыше 80 тысяч рублей. Также существует ряд надбавок и премий. Все сотрудники РЖД имеют достойный социальный пакет (путевки в санатории, оплачиваемый отпуск, бесплатный проезд в электричках). Работники некоторых профессий могут раньше выйти на пенсию.

Как построить карьеру

Вариантов продвижения по карьерной лестнице в системе РЖД множество. Для этого сотруднику необходимо повышать свою квалификацию, качественно выполнять должностные обязанности и демонстрировать лидерские качества. Многие в руководстве компании начинали свой трудовой путь в кабине машиниста или в депо.

Перспективы

На сегодня в перевозках грузов наземным путем конкурентов у железной дороги нет. Это самая стабильная и развитая система, способная функционировать в любых условиях. Для обеспечения ее работоспособности и обслуживания пассажиров постоянно необходимы квалифицированные кадры.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия железнодорожник подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Область профессиональной деятельности специалистов включает: технологию, организацию, планирование и управление технической и коммерческой эксплуатацией железнодорожного транспорта; организацию рационального взаимодействия видов транспорта, составляющих единую транспортную систему, на основе принципов логистики и соблюдения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей

  • строительство магистральных железных дорог
  • управление техническим состоянием ж.д. пути
  • мосты

В учебный план входят предметы из разных сфер жизни и науки, начиная от геодезии и заканчивая менеджментом. Среди изучаемых дисциплин — гидравлика и гидрология, инженерная геодезия и геоинформатика, материаловедение и технология конструкционных материалов, механика грунтов, строительная механика. В рамках специализации студенты проходят организацию, планирование и управление железнодорожным строительством, организацию, планирование и управление строительством мостов и тоннелей, тоннельные пересечения на транспортных магистралях и др.
Выпускники специальности работают инженерами, прорабами, начальниками участков строительства. Их задача — продумать будущую дорогу, мост или систему подземного транспорта, с учетом всех строительных, географических, геологических и экономических нюансов. Они проектируют дорожные покрытия. Рассчитывают их прочность и готовность к тем или иным пассажиропотокам. Выбирают и обосновывают строительные материалы. Контролируют процесс строительства, эксплуатации и ремонта, как планового, так и нет.

Системы обеспечения движения поездов

  • электроснабжение железных дорог
  • автоматика, телемеханика на ж.д. транспорте
  • телекоммуникационное системы и сети ж.д транспорта
  • радиотехнические системы на ж.д. транспорте

С каждым годом системы, используемые на железной дороге, становятся все совершеннее и «умнее». Выпускники специальности контролируют эксплуатацию этих систем. Диагностируют неисправности и поломки. Организовывают производственно-технологические процессы технического обслуживания. Разрабатывают и используют типовые методы расчета надежности элементов систем обеспечения движения поездов. Планируют и организовывают работу коллектива исполнителей (ремонтных и монтажных бригад).
Студенты проходят безопасность технологических процессов и технических средств на железнодорожном транспорте, микропроцессорные информационно-управляющие системы, основы технической диагностики, теоретические основы электротехники. Изучают организацию производства и менеджмент. Большое внимание уделяется физическим дисциплинам. В учебном плане теория линейных электрических цепей, теория передачи сигналов, электромагнитная совместимость и средства защиты, электропитание и электроснабжение нетяговых потребителей.

Подвижной состав железных дорог

  • Локомотивы
  • Вагоны
  • Электрический транспорт железных дорог
  • Технология производства и ремонта подвижного состава

Выпускники специальности "Подвижной состав железных дорог" отвечают за правильную эксплуатацию и ремонт подвижного состава. Занимаются диагностикой вагонов и локомотивов, надзором за безопасностью их эксплуатации. Разрабатывают техническую документацию, необходимую при производстве подвижного состава. Следят за соблюдением технологий как на заводах, так и в депо. Уровень управленческой подготовки позволяет специалистам руководить коллективом исполнителей. Например, ремонтными бригадами, участками производства. Выпускники специальности работают в различных подразделениях РЖД, на заводах по производству вагонов и локомотивов, в ремонтных мастерских. Система РЖД предлагает своим сотрудникам расширенный социальный пакет, включающий медицинское обслуживание, отдых в санаториях и домах отдыха по всей России, дополнительное обучение и др.

Таможенное дело

Специальность "Таможенное дело" — синтез юридических и внешнеэкономических дисциплин. Студенты проходят декларирование товаров и транспортных средств, международную торговлю, расчеты и валютные рынки, товароведение и экспертизу в таможенном деле, таможенный менеджмент. Знакомятся со спецификой документооборота в таможенных органах и ценообразования во внешней торговле. Изучают тонкости таможенных процедур, таможенного контроля, таможенного оформления товаров и транспортных средств, экономику таможенного дела.

ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Специальность обеспечивает получение квалификации «Техник-электрик» и одной из профессии рабочего: «Электромонтер по ремонту воздушных линий электропередач», «Электромонтер контактной сети», «Электромонтер тяговой подстанции».

После окончания обучения молодые специалисты направляются в административно-хозяйственные подразделения Белорусской железной дороги, осуществляющие через свои районы контактной сети и тяговые подстанции электроснабжение всех железнодорожных потребителей электроэнергией, в организации и предприятия, осуществляющие эксплуатацию электрического оборудования.


Выпускники первоначально могут занимать следующие должности:

  • Техник;
  • Техник-энергетик;
  • Оператор службы диспетчерской.

Обучение проводится в учреждениях образования:

  • УО "Белорусский государственный университет транспорта" - Электроснабжение железных дорог - заочная сокращенный срок - >>>
  • УО "Белорусский государственный университет транспорта" - Электроснабжение железных дорог - дн - >>>
  • Оршанский колледж – филиал УО "Белорусский государственный университет транспорта" - Электроснабжение на железнодорожном транспорте - дн - >>>
  • Оршанский колледж – филиал УО "Белорусский государственный университет транспорта" - Электроснабжение на железнодорожном транспорте - заочная - >>>
  • Гомельский колледж - филиал УО "Белорусский государственный университет транспорта" - Электроснабжение на железнодорожном транспорте - дн - >>>

Дни открытых дверей

Поиск места в общежитии

Тьютор-центр

КЕМ БЫТЬ - ГДЕ УЧИТЬСЯ?
профориентационный тест

ПОИСК СПЕЦИАЛЬНОСТИ И ВУЗА/КОЛЛЕДЖА

Курсы

Новые специальности

Тестирование

О репетиторах и курсах

Толковый словарь

Специальности:

Профессии/Квалификации:

КОНТАКТЫ — НА ЗАМЕТКУ

Объявления

Колонки авторов

© 2010—2021, KudaPostupat.by (КудаПоступать.бел)
Все права охраняются законом.

Мы в социальных сетях:





Все права на материалы, размещенные на портале KudaPostupat.by, принадлежат источникам, ссылкой на которые сопровождается публикация материала. Цитирование материалов, права на которые принадлежат третьим лицам, производится на портале исключительно в рамках, установленных Законом РБ "Об авторском праве и смежных правах" на условиях, установленных правообладателями.

Информация, опубликованная на портале с разрешения других правообладателей ( в соответствии с размещенными в материалах ссылками), может быть использована только с письменного согласия соответствующих правообладателей, если иное не установлено самим правообладателем.

Любое копирование, перепечатка или последующее распространение информации, в том числе с использованием компьютерных средств, без письменного разрешения строго запрещено.

Авторские права на материалы KudaPostupat.by без специальной гиперссылки «Источник» принадлежат ИП Бовтрукевич И.М. Копирование, цитирование и последующее распространение таких материалов допускается без каких-либо ограничений, однако с обязательной активной гиперссылкой на KudaPostupat.by.

За нарушение данного правила наступает ответственность, предусмотренная соответствующим законодательством РБ.

Читайте также: