Есть ли должность автомеханик в еткс

Опубликовано: 16.05.2024

23.01.03. Автомеханик

Квалификации:
- слесарь по ремонту автомобилей 5 разряда
- водитель категории "В"
- оператор заправочных станций

Освоив плавку металлов, человек научился изготовлять предметы первой необходимости — орудия труда и оружие, потом — нехитрые механизмы и приспособления. Начав с ковки, люди открывали новые методы обработки металла, совершенствовали рабочий инструмент. Уже в глубине веков зародилось слесарное дело. Слесари прошлого вручную изготовляли металлические изделия и механизмы, вначале простые (например, замки), а затем все более сложные. Мы не слу­чайно привели в качестве примера именно замок. В переводе с не­мецкого языка слесарь означает замочник — человек, изготовляющий и ремонтирующий замки.

Поиски новых способов обработки металлов увенчались изобрете­нием металлорежущих станков, что не привело к исчезновению древ­ней профессии, она лишь приобрела качественно новые черты. Стан­кам поручили выполнение тяжелых и трудоемких работ. Слесари же сосредоточили свои силы на точных и ответственных операциях, за­вершающих процесс изготовления изделий.

Не одна, а более сорока специальностей слесаря насчитывается в наше время. На любом промышленном предприятии не обойтись без них — слесаря по ремонту автомобилей, слесарей-инструментальщиков, слесарей-монтажников, слеса­рей-сборщиков, слесарей-механиков, слесарей-ремонтников и других.

Особое место занимает специальность слесарь по ремонту автомобилей, одна из самых распространенных слесарных специальностей.

Производит техническое обслуживание, разборку, ремонт, замену, сварку, сборку и регулировку узлов автомобилей.


Разбраковывает детали после разборки и мойки, осуществляет статическую и динамическую балансировку деталей и узлов.

Выполняет операции по смазке и смене рессор и радиаторов, сверлению отверстий и нарезанию резьбы, изготовлению прокладок.

Осуществляет установку приборов и агрегатов электрооборудования по схеме, включение их в сеть, установку зажигания на распределителях, их проверку на стенде, регулировку и устранение дефектов. Выполняет разделку, сращивание, изоляцию и пайку проводов проверку свечей на искрообразование, пропитку и сушку изоляционных обмоток приборов и агрегатов электрооборудования. Производит обкатку на стенде и пробеговые испытания автомобилей после ремонта. Оформляет приемо-сдаточную документацию.

К работам по 2-3 разряду относятся опиловка, промывка, чистка и смазка деталей, зачистка заусенцев, смена тормозных колодок, сцепления, масел.

Слесарь 4-5 разряда выполняет переборку двигателей, коробок и других сложных и ответственных агрегатов автомобилей.

Содержание труда: Ремонт грузовых, легковых автомобилей, автобусов, регулировка отдельных узлов и агрегатов.

Должен знать: Конструктивные особенности автомобилей, электрические и монтажные схемы автомобилей, методы выявления и способы устранения неисправностей.

Профессионально важные качества:


самостоятельность;

– способность к переключениям с одной деятельности на другую;

– стремление к профессиональному совершенству;

– устойчивость зрительной чувствительности во времени;

– хороший глазомер: линейный, угловой, объемный;

– способность к распознаванию небольших отклонений параметров технологических процессов от заданных значений по визуальным признакам;

– внимание к деталям;


помехоустойчивость внимания;

– способность к созданию образа по словесному описанию;

– способность к образному представлению предметов, процессов и явлений;

– предметность (объекты реального мира и их признаки) мышления;

– техническое мышление; долговременная память;

– кинестетическая память (память на движения);

– память на образы предметного мира;

– память на условные обозначения (знаки, символы, планы, схемы, графики);

– хорошая координация движений обеих рук;

– навки точной манипуляции и ловкость;

– твердость руки, устойчивость кистей рук (низкий тремор);

– сохранение работоспособности при развивающемся утомлении;

– сохранение работоспособности в условиях воздействия вибрации и шума;

– умение быстро ориентироваться в окружающей обстановке;

– умение выполнять работу в определенном темпе;

– способность переносить физическое и психическое напряжение;

– склонность к конструированию и проектированию;

– умение прогнозировать ситуацию;

– хороший технический слух;

– развитое техническое мышление;

Квалификационные требования: СВПУЭПО, (диапазон разрядов 2-5).

– заболевания сердца или нарушения артериального давления;

– некорректируемое снижение остроты зрения;

– вестибулярные расстройства, нарушение чувства равновесия;

– расстройства координации движений;

– заболевания позвоночника, суставов или нижних конечностей;

– выраженные физические недостатки.

– заболевания костно-мышечного аппарата рук;

– болезни, связанные с потерей сознания.

В симферопольском высшем профессиональном училище электронного и промышленного оборудования для обучения специаль­ности слесарь по ремонту автомобилей принимаются юноши, окончив­шие 9 классов.

Срок обучения:

на базе среднего общего образования (9 классов) - 2 года 5 месяцев
на базе среднего общего образования (9 классов) - 1 год

На первом курсе обучения присваивается - I - II .

На втором курсе обучения присваивается - III .

На третьем курсе обучения присваивается - IV - V .

После окончания обучения учащимся присваивается V разряд, и они могут работать по следующим профессиям:

- слесарь по ремонту электрооборудования;

- контролер технического состояния автотранспортных средств.

Области применения профессиональных знаний:

· станции технического обслуживания и инструментального контроля автомобилей;

· мастерские по замене, балансировке и ремонту колес;

· автомобильные подразделения Вооруженных сил и милиции.

На заводских курсах повышения квалификации разряд можно повысить до самого высокого.

Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), 2014
Часть №2 выпуска №2 ЕТКС
Слесарь по ремонту автомобилей

Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), 2014
Выпуск №1 ЕТКС
Оператор заправочных станций

автомеханик за работой фото

Среди множества технических специальностей чаще всего, пожалуй, простому смертному приходится контактировать с двумя людьми: водопроводчиком и автомехаником. Первый является к вам в дом, когда вы затопили соседей из-за лопнувшей трубы. Ко второму вы едете сами, когда в машине начинает что-то стучать или скрипеть.

Как бы там ни было, любая движущаяся техника рано или поздно выходит из строя, требует обслуживания и замены расходных материалов. А, значит, профессия автомеханика будет нужна всегда.

Работа автомеханика и его основные обязанности

В официальных документах эта профессия называется «Слесарь по ремонту автомобилей», что вполне закономерно.

Работа слесаря по ремонту автомобилей напрямую связана с обработкой металла, деталей и различных механизмов. Хороший автомеханик может изготовить некоторые детали с нуля, либо качественно заменить отдельные сложные компоненты.

Хотя узлов и агрегатов в современном автомобиле настолько много, и они зачастую крайне сложны, так что автомеханик редко способен обслужить все в одиночку. Отсюда возникает с десяток смежных профессий. Вот лишь некоторые из них:

Специалист по диагностике. Он проводит первый осмотр автомобиля, прозванивает цепи электропитания, проверяет основные параметры (давление, уровень масла и т.д.), снимает показания с датчиков (компьютерная диагностика) и делает заключение о возможных поломках.

Автоэлектрик. Данная специальность имеет совершенно иную квалификацию (слесарь-электрик по ремонту электрооборудования). Специалист полностью обслуживает всю электротехническую систему оборудования (датчики, система зажигания, аккумуляторы и т.д.).

Специалист по ремонту двигателей (моторист). Занимается восстановлением и регулировкой работы двигателей, коробок передач и всех агрегатов, связанных с подачей топлива.

Слесарь по ходовой. Занимается ремонтом подвески, тормозной системы и прочих узлов ходовой части машины.

Вулканизаторщик и монтировщик шин. Чинят колеса (диски, покрышки, камеры), занимаются балансировкой.

В действительности специализаций следи автомехаников ещё больше. Кто-то хорошо чинит отечественные машины, кто-то иностранные. Третьи специализируются на автомобилях определенной марки, четвертые – хорошо делают тюнинг и умеют чуть ли не с нуля строить гоночные аппараты. Пятые и вовсе чинят только тяжелую технику, грузовики или автобусы. Все зависит от места работы и интересов работника.

Однако во всех случаях для работы слесарем по ремонту автомобилей требуются обширные навыки и познания в движущейся технике.

Чем шире будут знания специалиста – тем выше будет его востребованность на рынке труда.

Дополнительная сложность в том, что хорошему автомеханику требуется физическая сила и выносливость для работы, поэтому профессия эта преимущественно мужская. Хотя, конечно, встречаются и девушки-автомеханики, особенно если речь идет о каких-то тонких работах, не требующих особой физподготовки.

Так или иначе в круг обязанностей слесаря по ремонту автомобилей входит:

замена масла, расходников и прочего оборудования;

регулировка клапанов и прочих механизмов двигателя;

изготовление вручную некоторых элементов и деталей (к примеру, хомутиков и креплений, кронштейнов, выточка болтов и т.д.);

проверка правильности сборки узлов и агрегатов;

диагностика всех систем (тормоза, электрика, двигатель, трансмиссия и т.д.).

Условия труда автомехаников

Работа автомеханика предполагает постоянный контакт с металлическими деталями, смазочными жидкостями, острыми и движущимися частями. Образ чумазого от масла мастера на СТО в общих чертах соответствует действительности, хотя все зависит от того, за какие агрегаты он отвечает.

Однако, чем бы ни занимался слесарь по ремонту автомобилей, ему всегда нужно соблюдать технику безопасности. Нужно пользоваться средствами защиты: перчатками, очками, надевать спецодежду и обувь.

Режим работы слесаря по ремонту автомобилей слишком индивидуален. Все зависит от конкретного предприятия. Если речь о государственных авторемонтных заводах – там обычно стандартная пятидневка, либо 12-часовые смены. В частном секторе и сервисных центрах компаний тоже преимущественно посменная работа (включая дневные и ночные смены), а зарплата напрямую зависит от количества выполненных заказов.

В отдельных случаях автомеханик может работать на себя или брать подработки.

По работе слесарь по ремонту автомобилей также часто контактирует с заказчиками. Это неотъемлемая часть профессии. Так что профессия автомеханика, как ни странно, требует не только ремонтных навыков, но и умения находить общий язык с людьми.

В целом, конечно, работу слесаря по ремонту автомобилей не назовешь простой. Здесь и тяжелые физические нагрузки, и выматывающие смены, и работа с документацией, и, порой, неадекватные клиенты.

Обучение автомехаников: среднее специальное образование и курсы переподготовки

Профессию автомеханика достаточно сложно освоить. Она требует и мастерства, и опыта, и обширных теоретических познаний.

Получить первоначальную подготовку можно как в среднем специальном учебном заведении, так и в вузах технической направленности. Как правило, это институты, связанные с автомобильной и автодорожной отраслями.

Впрочем, на рынке труда работодатель все равно будет отдавать предпочтение соискателям с реальными навыками, а не с дипломом, так что наличие высшего образования вряд ли можно назвать серьезным преимуществом.

Альтернативный вариант – курсы профессиональной переподготовки для автомехаников, которые зачастую организовывают крупные авторемонтные комбинаты, либо частные учебные центры. Предпочитают готовить специалистов с нуля, либо переучивать и специализированные сервисные центры.

Разряды слесарей по ремонту автомобилей

В ЕТКС перечислено семь разрядов слесарей по ремонту автомобилей с 1-го по 7-й. На начальном этапе автомеханику даже не требуется специальное образование. Он занимается самыми элементарными операциями (замена масла, разборка маслофильтров, воздушных фильтров, замена расходников) причем под руководством более опытного мастера.

На высшей ступени квалификации (7 разряд) слесарь по ремонту автомобилей в своей работе умеет практически всё от диагностики до регулировки и ремонта сложных узлов и агрегатов.

Вакансии слесарей по ремонту автомобилей, зарплата

Автомеханики – это профессия, которая будет востребована всегда. Вакансий автомехаников всегда в избытке на сайтах объявлений. При этом, конечно, заработная плата сильно зависит от того, что умеет работник.

Опытным и квалифицированным автомеханикам за работу предлагают до 100 тысяч рублей. Начинающим вряд ли предложат больше 30 тысяч рублей.

Плюсы и минусы профессии автомеханика

У любой рабочей специальности есть как плюсы, так и минусы. Работа слесаря по ремонту автомобилей не исключение. В плюсы здесь можно записать:

(утв. постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31 января 1985 г. N 31/3-30) (с изменениями от 12 октября 1987 г., 18 декабря 1989 г., 15 мая, 22 июня, 18 декабря 1990 г., 24 декабря 1992 г., 11 февраля, 19 июля 1993 г., 29 июня 1995 г., 1 июня 1998 г., 17 мая 2001 г., 31 июля 2007 г., 20 октября 2008 г., 17 апреля 2009 г.)

ЕТКС Выпуск 2 - часть 1, часть 2

(утв. постановлением Минтруда РФ от 15 ноября 1999 г. N 45) (с изменениями от 13 ноября 2008 г.)

ЕТКС Выпуск 3

(утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 6 апреля 2007 г. N 243) (с изменениями от 28 ноября 2008 г., 30 апреля 2009 г.)

ЕТКС Выпуск 4

(утв. постановлением Минтруда РФ от 12 августа 2003 г. N 61)

ЕТКС Выпуск 5

(утв. постановлением Минтруда РФ от 17 февраля 2000 г. N 16)

ЕТКС Выпуск 6

(утв. постановлением Минтруда РФ от 14 ноября 2000 г. N 81)

ЕТКС Выпуск 7

(утв. постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 27 декабря 1984 г. N 381/23-157) (с изменениями от 12 июня 1990 г., 20 октября 2008 г.)

ЕТКС Выпуск 8

(утв. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.06.2006 N 492)

ЕТКС Выпуск 9 - часть 1, часть 2, часть 3

(утв. постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 16 января 1985 г. N 18/2-55) (с изменениями от 7 июня 1988 г., 12 июня, 13 декабря 1990 г., 12 марта 1999 г., 3 октября 2005 г.)

ЕТКС Выпуск 10

(утв. постановлением Минтруда РФ от 11 октября 2000 г. N 72)

ЕТКС Выпуск 11

(приложение к постановлению Минтруда РФ от 18 марта 2002 г. N 18)

ЕТКС Выпуск 12

(утв. постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 22 марта 1984 г. N 82/6-38)

ЕТКС Выпуск 13

(утв. постановлением Минтруда РФ от 17 апреля 2000 г. N 32)

ЕТКС Выпуск 14

(утвержден постановлением Минтруда России от 5 марта 2004 г. N 37.)

ЕТКС Выпуск 15

(утв. Постановление Минтруда РФ от 05.03.2004 N 39)

ЕТКС Выпуск 16

(утв. постановлением Минтруда РФ от 5 марта 2004 г. N 38)

ЕТКС Выпуск 17

(утв. постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 8 февраля 1983 г. N 20/4-41) (с изменениями от 20 октября 2008 г.)

ЕТКС Выпуск 18

(утв. постановлением Минтруда РФ от 26 июля 2002 г. N 52) (с изменениями от 20 октября 2008 г.)

ЕТКС Выпуск 19

(утв. постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 26 апреля 1985 г. N 113/10-32)

ЕТКС Выпуск 20

(утв. постановлением Минтруда РФ от 21 января 2000 г. N 5) (с изменениями от 12 сентября 2001 г.)

ЕТКС Выпуск 21

(утв. постановлением Минтруда РФ от 7 марта 2001 г. N 23)

ЕТКС Выпуск 22

(утв. постановлением Минтруда РФ от 26 марта 2002 г. N 24)

ЕТКС Выпуск 23

(утв. постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 24 апреля 1985 г. N 109/10-17)

ЕТКС Выпуск 24

(утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 марта 2006 г. N 208)

ЕТКС Выпуск 25

(утв. постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 20 марта 1985 г. N 79/6-86)

ЕТКС Выпуск 26

(утв. постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 17 июля 1985 г. N 228/15-90)

ЕТКС Выпуск 27

(утв. Постановление Минтруда РФ от 20.02.2004 N 20)

ЕТКС Выпуск 28

(утв. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2010 N 3)

ЕТКС Выпуск 29

(утв. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.05.2009 N 286)

ЕТКС Выпуск 32 - часть 1, часть 2

часть 1 (утв. Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 31.05.1984 N 163/10-53), часть 2 (утв. Постановлением Минтруда РФ от 14.11.2000 N 80)

ЕТКС Выпуск 33

(утв. Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 04.07.1985 N 218/14-78)

ЕТКС Выпуск 35

(утв. постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 19 ноября 1984 г. N 333/22-73)

ЕТКС Выпуск 36 - часть 1, часть 2

часть 1 (утв. постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 7 июня 1984 г. N 171/10-109) (с изменениями от 3 февраля 1988 г., 14 августа 1990 г., 21 ноября 1994 г., 31 июля 1995 г.) часть 2 (утв. постановлением Минтруда РФ от 5 февраля 2004 г. N 8)

ЕТКС Выпуск 37 - часть 1, часть 2

часть 1 (утв. постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 23 июля 1984 г. N 216/14-3) часть 2 (утв. постановлением Минтруда РФ от 29 августа 2001 г. N 65)

ЕТКС Выпуск 40 - часть 1, часть 2

часть 1 (утв. постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 10 января 1985 г. N 7/2-13) часть 2 (утв. постановлением Минтруда РФ от 17 мая 2001 г. N 41) (с изменениями от 12 июля 2002 г.)

ЕТКС Выпуск 41 - часть 1, часть 2

часть 1 (с изменениями от 9 сентября 1986 г., 21 ноября 1994 г.) часть 2 (утв. постановлением Минтруда РФ от 28 мая 2002 г. N 37) (с изменениями от 11 ноября 2008 г.)

ЕТКС Выпуск 43

(утв. постановлением Минтруда РФ от 13 марта 2000 г. N 23)

ЕТКС Выпуск 44

(утв. Постановление Минтруда РФ от 14.07.2003 N 51)

ЕТКС Выпуск 45 - часть 1, часть 2

часть 1 (утв. постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 23 июля 1984 г. N 218/14-5) часть 2 (утв. постановлением Минтруда РФ от 24 февраля 2004 г. N 22)

ЕТКС Выпуск 46

(утв. постановлением Минтруда РФ от 3 июля 2002 г. N 47)

ЕТКС Выпуск 47

(утв. постановлением Минтруда РФ от 14 июля 2003 г. N 52)

ЕТКС Выпуск 48

(утв. постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 32)

ЕТКС Выпуск 49

(утв. постановлением Минтруда РФ от 5 марта 2004 г. N 33)

ЕТКС Выпуск 50

(утв. постановлением Минтруда РФ от 12 октября 2000 г. N 73)

ЕТКС Выпуск 51

(утв. постановлением Минтруда России от 5 марта 2004 г. N 30)

ЕТКС Выпуск 52

(утв. Приказ Минтруда России от 18.02.2013 N 68н)

ЕТКС Выпуск 53

(утв. постановлением Минтруда РФ от 13 апреля 2000 г. N 30)

ЕТКС Выпуск 55

(утв. постановлением Минтруда РФ от 30 января 2002 г. N 4)

ЕТКС Выпуск 56

(утв. постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 6 декабря 1983 г. N 283/24-82) (с изменениями от 3 октября, 26 декабря 1988 г., 11 ноября, 19, 25 декабря 1996 г., 28 мая 1997 г., 8, 29 июня 1998 г., 11 ноября 2008 г.)

ЕТКС Выпуск 57

(утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 21 марта 2008 г. N 135)

ЕТКС Выпуск 58 - часть 1, часть 2

часть 1 (утв. постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 27 апреля 1984 г. N 122/8-43 с изменениями от 11 ноября 2008 г.) часть 2 (утв. постановлением Минтруда РФ от 16 июля 2003 г. N 54)

ЕТКС Выпуск 59

(утв. постановлением Минюста РФ от 26 апреля 2004 г. N 63)

ЕТКС Выпуск 60

(утв. постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 23 июля 1984 г. N 217/14-4)

ЕТКС Выпуск 61

(утв. постановлением Минтруда РФ от 5 марта 2004 г. N 40)

ЕТКС Выпуск 64

(утв. постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 4 мая 1983 г. N 88/10-32)

ЕТКС Выпуск 66

(утв. постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 31 октября 1984 г. N 320/21-22)

ЕТКС Выпуск 69

(утв. постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 18 сентября 1984 г. N 272/17-70) (с изменениями от 9 сентября 1986 г., 22 июля 1988 г., 29 января 1991 г., 29 июня 1995 г., 11 ноября 2008 г.)

ЕТКС Выпуск 70

(утв. постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 19 июля 1983 г. N 156/15-28)

ЕТКС Выпуск 71

(утв. постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 24 июля 1985 г. N 239/16-26)

ЕТКС Выпуск 72

(утв. постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 24 октября 1985 г. N 352/22-55)

ЕТКС Выпуск 30

(Утратил действие. Разделы: "Гидролизное производство и переработка сульфитных щелоков. Ацетонобутиловое производство. Производство лимонной и виннокаменной кислот. Производство дрожжей" перенесены в ЕТКС выпуск №29)

ЕТКС Выпуск 31

(Утратил действие. Раздел: "Производство медикаментов, витаминов, медицинских, бактерийных и биологических препаратов и материалов" перенесён в ЕТКС выпуск №29)

ЕТКС Выпуск 34

(Утратил действие. Раздел: "Химико-фотографическое производство" перенесён в ЕТКС выпуск №32)

ЕТКС Выпуск 38

(Утратил действие. Раздел: "Производство асбестовых технических изделий" перенесён в ЕТКС выпуск №36)

ЕТКС Выпуск 39

(Утратил действие. Раздел: "Производство изделий из коры пробкового дерева" перенесён в ЕТКС выпуск №37)

ЕТКС Выпуск 42

(Утратил действие. Раздел: "Производство строительных материалов" перенесён в ЕТКС выпуск №40)

ЕТКС Выпуск 54

ЕТКС Выпуск 62

ЕТКС Выпуск 63

ЕТКС Выпуск 65

ЕТКС Выпуск 67

ЕТКС Выпуск 68

Правильно работать со справочником помогут материалы КонсультантПлюс:

ЕТКС 2020 рабочих профессий — это единый тарифно-квалификационный справочник, в нем указаны квалификационные требования. Используется для тарификации, аттестации, при разработке должностных инструкций и для других целей, речь о которых пойдет в статье.

Многие инструменты управления кадрами советского времени актуальны и сейчас, хотя некоторые из нормативных документов морально устарели, принцип их построения и применения может использоваться вполне успешно, особенно это касается производства и народного хозяйства. Нередко в речи кадровиков встречаются фразы «ЕТКС-2020», «справочник 2020 рабочих профессий». Различные списки, классификаторы, перечни квалификационных требований — в их составление вложено много труда, это обширный материал и он заслуживает внимания. Разберемся, что понимается под ЕТКС.

Что такое ЕТКС и для чего он нужен

Этот документ представляет собой перечень должностей с квалификационными требованиями к рабочим, которые их занимают. ЕТКС 2020 рабочих профессий используется при определении квалификации рабочего, присвоении разрядов, проведении аттестаций. Аббревиатура расшифровывается как Единый тарифно-квалификационный справочник.

Это достаточно объемный документ, основные части которого изначально были утверждены постановлениями Правительства еще в советское время, в 80-х годах. С тех пор он много раз перерабатывался и редактировался. В версии, существующей на настоящий момент, 72 выпуска, которые поделены на разделы. В них должности объединены по какому-либо признаку: виду деятельности, отрасли народного хозяйства, где они применяются.

  • для тарификации. То есть в соответствии с ним можно определить сложность работ, выполняемых работником и, в том числе, для установления ставки заработной платы;
  • для проведения аттестации и определения, соответствует ли работник занимаемой должности и квалификационным требованиям. Обычно с учетом этого документа разрабатываются должностные инструкции;
  • для определения правильного наименования конкретной должности. С этим нередко возникают сложности у руководителей, не имеющих специальных знаний;
  • для разработки программ курсов повышения квалификации.

Как пользоваться справочником

Разобраться в том, как построен Единый тарифно-квалификационный справочник 2020 профессий рабочих, и как им пользоваться, несложно. Зная нужный выпуск и раздел, их можно выбрать из перечня. Кроме того, можно искать просто по наименованиям выпусков: они дают четкое представление о включенных должностях и квалификационных требованиях.

Далее выберите конкретное наименование из списка и перейдите к описанию квалификационных показателей. Сюда включаются:

  • общая характеристика выполняемых трудящимся обязанностей, какие функции на него возлагаются;
  • описание компетенций сотрудника, занимающего подобную должность.

Для каждой профессии указаны разряды, то есть специалист 1-го разряда более квалифицирован и делает более сложную работу.

Если сложно сориентироваться в перечне выпусков, для поиска нужного классификатора воспользуйтесь инструментом поиска вверху страницы:


Результатом поиска будет список подходящих профессий, включающий вписанное в поле поиска слово.


Обязателен ли к применению

Возникает вопрос: обязателен ли сейчас тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, 2020 г.? Ответ дан в Трудовом кодексе РФ: статья 143 определяет принципы тарифной системы оплаты труда. Общий принцип, установленный ТК РФ, таков: чем сложнее обязанности, тем выше оплата. Установлено, что тарификация и присвоение разрядов проводятся на основании Единого тарифного квалификационного справочника или с учетом профессиональных стандартов.

ЕТКС или профессиональный стандарт

Как указано в ТК РФ, Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих применяется наряду с профессиональными стандартами. Работодатель вправе сам решать, какой из указанных документов использовать.

При оформлении трудового договора и трудовой книжки, иных документов и справок о трудовой деятельности важно прописывать наименование занимаемой должности в точном соответствии с указанными нормативными документами. Это важно, потому что если она входит в список 1 или 2 или для таких работников установлены какие-либо льготы, например, при выходе на пенсию, наименования надо применять точно, как в справочнике или профессиональном стандарте, в противном случае Пенсионный фонд может отказать в зачислении этого периода деятельности в специальный стаж, и придется его доказывать в суде.

При бесцеховой структуре управления - механик участка либо механик ремонтной мастерской.

Должностные обязанности. Обеспечивает безаварийную и надежную работу всех видов оборудования, их правильную эксплуатацию, своевременный качественный ремонт и техническое обслуживание, проведение работ по его модернизации и повышение экономичности ремонтного обслуживания оборудования. Осуществляет технический надзор за состоянием и ремонтом защитных устройств на механическом оборудовании, зданий и сооружений цеха. Организует подготовку календарных планов (графиков) осмотров, проверок и ремонта оборудования, заявок на централизованное выполнение капитальных ремонтов, на получение необходимых для планово-предупредительных и текущих ремонтов материалов, запасных частей, инструмента и т.п., составление паспортов на оборудование, спецификаций на запасные части и другой технической документации. Участвует в приемке и установке нового оборудования, проведении работ по аттестации и рационализации рабочих мест, модернизации и замене малоэффективного оборудования высокопроизводительным, во внедрении средств механизации тяжелых ручных и трудоемких работ. Организует учет всех видов оборудования, а также отработавшего амортизационный срок и морально устаревшего, подготовку документов на их списание. Изучает условия работы оборудования, отдельных деталей и узлов с целью выявления причин их преждевременного износа, осуществляет анализ причин и продолжительности простоев, связанных с техническим состоянием оборудования. Разрабатывает и внедряет прогрессивные методы ремонта и восстановления узлов и деталей механизмов, а также мероприятия по увеличению сроков службы оборудования, сокращению его простоев и повышению сменности, предупреждению аварий и производственного травматизма, снижению трудоемкости и себестоимости ремонта, улучшению его качества. Подготавливает для предъявления органам государственного надзора подъемные механизмы и другие объекты государственного надзора. Осуществляет техническое руководство смазочно-эмульсионным хозяйством, внедряет прогрессивные нормы расхода смазочных и обтирочных материалов, организует регенерацию отработанных масел. Участвует в проверке оборудования цеха на техническую точность, в установлении оптимальных режимов работы оборудования, способствующих его эффективному использованию, в разработке инструкций по технической эксплуатации, смазке оборудования и уходу за ним, по безопасному ведению ремонтных работ. Рассматривает рационализаторские предложения и изобретения, касающиеся ремонта и модернизации оборудования, дает заключения по ним, обеспечивает внедрение принятых предложений. Организует учет выполнения работ по ремонту и модернизации оборудования, контролирует их качество, а также правильность расходования материальных ресурсов, отпущенных на эти цели. Обеспечивает соблюдение правил и норм охраны труда, требований экологической безопасности при производстве ремонтных работ. Руководит работниками подразделений предприятия, осуществляющими ремонт оборудования и поддержание его в работоспособном состоянии.

Должен знать: постановления, распоряжения, приказы, методические, нормативные материалы по организации ремонта оборудования, зданий, сооружений, организацию ремонтной службы на предприятии, Единую систему планово-предупредительного ремонта и рациональной эксплуатации технологического оборудования, перспективы технического развития предприятия, технические характеристики, конструктивные особенности, назначение, режимы работы и правила эксплуатации оборудования предприятия, организацию и технологию ремонтных работ, методы монтажа, регулировки и наладки оборудования, основы технологии производства продукции предприятия, порядок составления паспортов на оборудование, инструкций по эксплуатации, ведомостей дефектов, спецификаций и другой технической документации, правила сдачи оборудования в ремонт и приема после ремонта, организацию смазочно-эмульсионного хозяйства, требования рациональной организации труда при эксплуатации, ремонте и модернизации оборудования, передовой отечественный и зарубежный опыт ремонтного обслуживания на предприятии, основы экономики, организации производства, труда и управления, основы трудового законодательства, основы экологического законодательства, правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по специальности на инженерно-технических должностях не менее 3 лет или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по специальности на инженерно-технических должностях не менее 5 лет.

Вакансии для должности Механик по общероссийской базе вакансий -> Найти


• В скоростной век автомобилей без профессии автомеханика не обойтись. Кто как не он найдёт причину неисправности и устранит её. В автосервисах такой специалист может выполнять самые различные виды работ. В настоящее время автомобильные организации занимаются как устранением небольшой неисправности автомобиля и косметическим ремонтом, так и полным восстановлением разбитой машины.

Международный информационный листок опасностей по профессии «автомеханик»

• документ от Института промышленной безопасности, охраны труда и социального партнёрства, Международной организации труда (ILO), Комитета по охране труда Соединённого Королевства и так далее

• Этот информационный листок — один из Международных Информационных Листков по Профессиям. Он предназначен для тех, кто профессионально интересуется здоровьем и безопасностью на рабочем месте: производственных врачей и медсестер, инженеров по технике безопасности, гигиенистов, специалистов по обучению и информации, инспекторов, представителей работодателей и трудовых коллективов, ответственных за технику безопасности и других компетентных лиц.

«Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС)», 2017 год Часть №2 выпуска №2 ЕТКС

Раздел ЕТКС «Слесарные и слесарно-сборочные работы»

• в справочнике содержится подробное описание специфики работ специалистов разных разрядов, по направлению «Слесарь по ремонту автомобилей».

Профессия автомеханика: все плюсы и минусы

• Хороший рассказ о тонкостях профессии от портала www.syl.ru

• Современный мир практически нереально представить себе без автомобиля. Эта машина, изобретенная человеком уже более ста лет назад, прочно вошла в нашу жизнь и всячески облегчает ее нам, решая многие проблемы и вопросы, связанные не только с транспортировкой различных грузов, но и перевозкой людей. Модельный ряд автомобилей сегодня очень обширен, а количество модификаций сложно сосчитать. Именно поэтому профессия автомеханика с каждым днем становится все более популярной в молодежной среде. Об этой специальности и пойдет подробная речь в данной статье.

Определение

Автомеханик – профессия, которой владеют высококвалифицированные специалисты в области ремонта и технического обслуживания автомашин. Эти мастера пристально следят за исправным состоянием «железных коней», используя при этом специальное оборудование и приспособления, но самое главное их оружие – это, конечно же, их знания.

Историческая справка

Профессия автомеханика, обучение которой сегодня осуществляют многие профильные учебные заведения, появилась уже в далеком от нас XVIII веке, когда в мире были построены первые автомобили. Настоящий бум в развитии автослесарного дела пришелся на 1930-е годы, поскольку именно в это время началось стремительное производство машин, что, разумеется, привело к нарастанию потребности в соответствующих работниках по их обслуживанию и ремонту. Немаловажную роль сыграл в этом и легендарный американец по имени Генри Форд, который поспособствовал созданию конвейера и тем самым дал толчок массовому выпуску автомобилей. С каждым годом работа по профессии автомеханика усложнялась, и в 1950-х годах она начала разделяться уже на узкие специализации.

Классификация

В связи с тем, что автомобиль – это, по сути, совокупность сложнейших с технической точки зрения механизмов и электроники, то вполне объяснимо разделение в среде автомехаников на такие направления деятельности:

• Моторист. Этот человек работает исключительно с двигателями. Данный мастер имеет все необходимые познания по устройству и ремонту любого типа моторов, обладает навыками по устранению их поломок и неисправностей.

• Автоэлектрик. Электрические элементы машины – сложнейшие компоненты, гарантирующие обеспечение выполнению огромного количества функций. Автомобильный электрик, в свою очередь, разбирается со всеми электрическими схемами своего «подопечного»: диагностирует отклонения в работе электросистем и приводит их к нормальной работе. При этом мастеру очень часто приходится работать в крайне неудобных условиях.

• Маляр. Проведение лакокрасочных работ в автомобильной среде – это особая, можно сказать даже элитарная деятельность, которая буквально обязывает исполнителя владеть всеми специальными навыками по нанесению краски на кузов машины. Важно знать, что каждый автомобиль может иметь различные проблемы с покрытием, а это уже вносит коррективы в технологию ликвидации нарушений слоя краски.

• Вулканизаторщик. Этот мастер проводит все необходимые вулканизационные работы. Его умения способны решить множество вопросов в ремонте машины.

• Автожестянщик. Специалист данной направленности занимается исключительно кузовным ремонтом. На его совести выполнение вытяжения и рихтовки кузова после аварий. Как показывает практика, эти профессионалы всегда востребованы в сфере обслуживания авто.

• Диагност. Другое название – мастер по диагностическому оборудованию. Его задачей является абсолютно точная идентификация причины случившейся поломки автомобиля и переадресация его к узкопрофильному специалисту для устранения проблемы.

Общие обязанности

Невзирая на разделение на отдельные специализации, автомеханик – профессия, обязывающая человека уметь:

• Тактично и обходительно общаться с обратившимися к нему людьми, вникать в суть проблемы с их автомобилем.

• Подбирать самые разнообразные запасные части и детали. При этом настоящий профессионал сможет сам чётко и без труда решить, какой вариант все-таки лучше подобрать: подержанный или новый.

• Определять четкий и понятный график проведения плановой проверки автомобиля клиента.

• Проверять технические характеристики машины.

• Разрабатывать и внедрять на практике мероприятия, направленные на улучшение эксплуатационных свойств авто и продление срока его службы .

• Оформлять заявки на покупку запасных частей.

• Оформлять всю необходимую техническую документацию и сопровождать ее.

Достоинства

Автомеханик – профессия, которая наделена достаточно большим количеством положительных качеств. В их числе:

• Весьма высокий спрос на данных специалистов. Во-первых, это объясняется неуклонным ростом производства автомобилей, а во-вторых, сегодня очень много молодых людей склоняют к выбору гуманитарных профессий (менеджеры, юристы и т. д.) и потому в некоторых регионах ощущают острый дефицит автомехаников. Также люди по данной профессии могут работать практически на любом предприятии, где есть автомобильная техника, требующая ухода. То есть, проще говоря, данным мастерам безработица не грозит.

• Достаточной высокий уровень дохода, что, опять-таки, объясняется востребованностью специальности.

• Возможность получить новые интересные знакомства. Здесь все просто: слава о хорошем автомеханике распространяется очень быстро, и настоящий мастер своего дела за короткий промежуток времени может стать известным не только в пределах своего места работы, но и, к примеру, в целом городе или даже области.

• Потенциальная независимость от работодателя. Существует достаточно много примеров из жизни, когда толковый автомеханик благодаря своим навыкам зарабатывал приличные деньги и открывал собственный бизнес.

• Учебная программа профессии автомеханика способствует развитию логического мышления и умению общаться с людьми, так как помимо ремонта машин мастеру приходится общаться еще и с их владельцами.

Недостатки

Однако, как и другие виды человеческой жизнедеятельности, автомеханик – профессия, также имеющая и некоторые отрицательные моменты. Среди них значатся такие пункты:

• Работа по данной специальности обязывает мастера иметь хорошую физическую подготовку и быть готовым к выполнению изнурительных, монотонных задач.

• На дыхательную систему будут негативно влиять самые различные пары и смеси: бензин, масло, солярка, растворители, дым от сварки и прочие. Кроме того, шум и вибрация тоже будут оказывать отрицательное воздействие на здоровье.

• В некоторых случаях выполнять должностные обязанности будет необходимо на открытом воздухе в некомфортных или даже плохих погодных условиях.

И наконец, самое важное – автомеханик несет на себе большую долю ответственности за сохранение жизни и здоровья автовладельца, который доверил ему свою машину, ведь от того, насколько качественно будет выполнено ее техническое обслуживание, будет во многом зависеть и безопасность самого клиента.

Профессиональные риски

Профессия автомеханика (описание профессии приводится в статье), как и любая работа, несет в себе опасности. Для того чтобы сберечь свое здоровье и даже жизнь, специалисту требуется строго соблюдать меры безопасности во время выполнения своих обязанностей. Так, например, перед тем как поднять автомобиль на гидравлическом подъемнике, следует убедиться, что лапы-подхваты этого устройства хорошо закреплены под машиной. Ремонтные работы необходимо производить исключительно исправным инструментом. Любые сварочные работы выполнять всегда при отключенном двигателе и откинутых клеммах аккумулятора. Заключение Конечно же, ремонт автомобилей – это дело, которое на практике далеко не каждому под силу. Многие люди не только не имеют желания овладевать навыками по обслуживанию машин, но и просто элементарно не наделены для этого соответствующими склонностями от природы. Однако есть надежда, что после прочтения данной статьи молодые люди скажут: «Моя будущая профессия – автомеханик».

ВОПРОС-ОТВЕТ

Всё, что вы хотите знать о профессии «Автомеханик» и не боитесь спросить. На ваши вопросы отвечают квалифицированные специалисты*.

* Вопрос появляется в списке после его проверки модератором. Срок ответа 1-5 дней.

Читайте также: