Фотографическая память хорошо развита у людей каких профессий

Опубликовано: 30.06.2024

Фотография Стоит ли тренировать фотографическую память?

Положительная тенденция развивать свою память порождает массу противоречивых статей и мифов о том, какие виды памяти важнее для человека и способны ли мы их развивать. Информация о работе нашего мозга постоянно обновляется в ходе исследований и получения новых данных, однако, действительно существует условное деление памяти по типу получаемой информации и способности к ее воспроизведению.

Масса источников предлагает обзавестись феноменальной фотографической памятью, используя незамысловатые тренажеры, однако носителей такой способности вовсе не стает больше и их можно перечислить в рамках небольшой работы. Почему же так происходит и какой секрет в себе таит фотографическая память? Об этом и будет данная статья, а также мы коснемся вопросов тренировки памяти и ее практической пользы.

Врожденные феномены памяти

Некоторых людей по праву относят к особой группе за их способности к запоминанию информации, однако такой дар вовсе не является плодом их усердных тренировок, они попросту с ним родились. Именно поэтому принято считать, что феноменальные типы памяти являются исключительно врожденными и не поддаются эффективной тренировке. Впрочем, не стоит расстраиваться, ведь такая способность является не только приятным даром, но и тяжелой ношей, так как при этом у ее носителей нарушены процессы забывания, что ведет к значительной нагрузке на мозг.

Эйдетическая память

Это та самая пресловутая фотографическая память, когда человек после кратковременного созерцания графической информации, способен в точности и деталях ее воспроизвести или использовать ее. Примечательно, что такой тип памяти отмечается не только у взрослых людей, но даже чаще у детей, однако такое явление остается очень редким и выражается единичными случаями в мировой практике.

Ученые предполагают, что уникальность фотографической памяти продиктована толстыми нервными пучками, идущими от глазного аппарата к центрам в мозгу, способными передавать огромный поток детальной информации, однако эта особенность присуща каждому человеку, а уникальной способностью к точному запоминанию обладает меньше 1% людей. Вполне резонно предположить, что секрет кроется именно в процессе затухания памяти, а не в особенностях получения информации, однако точный ответ на этот вопрос требует намного больше времени и исследований.

Абсолютная автобиографическая память

Еще один подвид врожденной феноменальной памяти, ее обладатели с очень высокой точностью могут вспомнить практически всю свою жизнь и смогут назвать дату и приблизительное время того или иного своего занятия. Такая способность столь же редко встречается, как и фотографическая память и по наблюдениям нейрофизиологов, ее нельзя целенаправленно развить посредством умственных упражнений.

Всяческие программы, предлагающие по их окончании обзавестись уникальной памятью, как минимум неэффективны, и секрет кроется в нарушенном процессе угасания воспоминаний. Не стоит расстраиваться из-за невозможности приобретения такого «дара», ведь часто мы стремимся поскорее что-то забыть, а эти люди сделать так не могут. Такая нагрузка на нервную систему чрезмерна и даже если бы нашелся способ получить желаемую память, большинство не выдержало бы эмоционально.

Уникальные носители фотографической памяти

В мировой истории не так уж много личностей, продемонстрировавших необыкновенные способности своей памяти. Возможно, на самом деле таких людей было больше, просто они не смогли реализовать такой дар и попасть в историю.

  • Известный воинственный деятель Александр Македонский не только обладал способностями к стратегии, но и мог в лицо узнать любого из своей армии, он помнил их имена и краткую информацию о каждом, а это приблизительно 30 тысяч человек.
  • Древний мыслитель и философ Сенека также отличился выдающимся умением, в то время, когда о мнемотехниках никто и не слышал, он мог повторить около 2 тысяч несвязанных между собой слов, услышанных всего лишь один раз.
  • Еще один философ и исследователь глубоких жизненных вопросов Сократ, по сохранившемся данным, знал в лицо и помнил имена всех жителей Афин того времени, а это по разным источникам близко к 20 тысячам человек.
  • В наше время также встречаются подобные умения, стала известной на весь мир работница колл-центра в Австралии Паула, которая знает на память в районе 130 тысяч телефонных номеров организаций, помнит их адреса и краткую информацию.

Как вы наверное заметили, тренировать такую память неэффективно, так как она присуща небольшому числу людей с рождения, однако это вовсе не значит, что вы не сможете улучшить свою память в этом направлении, всегда можно и нужно заняться своей зрительной памятью, это неотъемлемая часть комплексного саморазвития.

Работа зрительной памяти и ее польза

Зрительные образы имеют огромное преимущество над слуховыми и тактильными, глаза могут передавать намного больше информации, к тому же такая способность поддается тренировке и может быть подспорьем для некоторых манипуляций с памятью.

Лучшая сохранность информации

В нашей статье о видах памяти по содержанию, вы наверное заметили, что только кратковременная память использует аудио образы, в том числе и прочитанной информации, более длительное время хранения непременно требует визуализированного полного образа. Часто, достаточно связать услышанное с каким либо увиденным образом, не обязательно тематическим, и эта информация воссоздается в памяти намного легче и точнее.

Способность воссоздания деталей

Наш мозг имеет возможности шире нашего представления, например нам кажется, что мы можем запомнить только базовые характеристики увиденного объекта, однако те, кто хоть немного времени уделяют развитию зрительной памяти, смогут из зрительного образа воссоздать еще и мелкие детали, которые были упущены нашим вниманием.

Обязательная база для мнемотехник

Желающие обладать феноменальными способностями памяти, успешно используют различные мнемотехники, которым мы уделили отдельную статью, однако без достаточного развития зрительной памяти и отдела пространственной ориентации, такие способности развивать просто невозможно. Это еще один аргумент в пользу занятий собственной памятью.

Эксперименты с вымышленными событиями

В рамках исследований работы с вымышленными образами, были проведены наблюдения над группами людей, доносящими ложные события собеседнику. В случае, когда разговор проходил в форме опроса, где наблюдаемому задавались вопросы о событии, а он лишь кратко отвечал, большинство уже не смогли воссоздать своей истории через двое суток.

Та группа, где участники сами вели рассказ, подкрепляя его деталями и логическими доводами, справилась намного лучше и детальная история сохранилась в памяти на долгое время.

Вывод из этого наблюдения прост: чем больше уделить внимания информации, тем на дольше она сохраниться, образовав стойкий и детальный образ, именно такой, как нужен нашей долгосрочной памяти.

Тренировка зрительно-образной памяти

Предлагаем вашему вниманию четыре признанных и наиболее эффективных техник тренировки своей зрительной памяти. Вы сможете выбрать наиболее подходящий для вас вариант или использовать техники поочередно для получения максимального эффекта.

Черная комната

Методика может напомнить сцену из фильма о тайных агентах, где на допросе герой сидит в темной комнате с одной лампой, а перед ним только стол. Это идеальное пространство, лишенное отвлекающих факторов, максимально позволяющее сконцентрироваться на предмете запоминания. В качестве такого предмета предлагается взять простой лист бумаги формата А4 с напечатанной информацией.

Техника следующая: вы садитесь за стол, на котором только этот лист и выключаете свет, после этого включаете свет на определенное время и концентрируетесь на этом листе, снова выключаете свет и по памяти воссоздаете в темноте этот лист в своей голове, пытаетесь прочитать то что на нем. Для удобства источником света может послужить настольная лампа. Такое упражнение направлено на развитие зрительной памяти и концентрации, что приближенно напоминает фотографическую память.

Таблица Шульте

Данная таблица представлена в разделе тренажеров, и хотя она позиционируется как упражнение на внимательность, в изначальном варианте без усложнений, она позволяет увидеть все поле таблицы и запомнить расположение цифр на нем. Данная тренировка эффективна для развития зрительной памяти.

Метод художника

Данной методикой пользуются многие художники, увлекающиеся пейзажной живописью, однако она стала известной благодаря И.Айвазовскому, который для воссоздания реалистичных волн на полотне, долгое время наблюдал за морем, а потом, закрыв глаза, пытался воссоздавать эту картину в памяти.

По его методу можно наблюдать любую картину происходящего, главное замечать множество деталей, а потом, закрыв глаза, тренироваться воссоздавать то же самое в памяти.

Предметы на столе

Для упражнения понадобится два идентичных набора предметов любого характера и размера, помещающихся на столе. Один из них нужно хаотично бросить или разложить на стол, другие же понадобятся чтобы повторить расположение первых в другом месте.

Сначала вы наблюдаете за положением предметом и мельчайшими деталями их размещения, после чего уходите в другую комнату и пытаетесь повторить ту же картину другим набором предметов. По началу, можно повторно давать себе время наблюдения и корректировать расположение второй группы.

Как видите, фактически, невозможно тренировать феноменальные типы памяти, вызванные особенностью функций головного мозга, однако занимаясь тренировкой памяти и саморазвитием, можно добиться желаемого результата, хоть это и будет называться другими терминами, главное чтобы польза от этих умений качественно изменила вашу жизнь.

Эйдетизм , который часто называют « фотографической памятью », может быть определен как способность воспроизводить изображения, звуки или объекты с очень высоким уровнем детализации. Возможно, вам приходилось встречать людей, которые, прочитав текст всего один раз, могут повторить его с поразительной точностью через некоторое время. Тем не менее, этот феномен и великая тайна человеческого мозга наблюдается лишь у небольшого процента детей, и крайне редко сохраняется у взрослых. В данной статье психолог CogniFit ("КогниФит") Ноэми Вега Руис расскажёт вам, в чём состоит суть этого феномена памяти. В конце статьи вы найдёте небольшой тест, который поможет вам выяснить, обладаете ли вы фотографической памятью.

Что такое эйдетизм или фотографическая память? Немного теории

Люди, имеющие развитую эйдетическую память, в деталях запоминают такие вещи, как, где человек сидел, что он делал, как выглядел, какие именно слова он произнёс. Они могут сохранять в памяти каждое слово или символ книг объемом до 500 страниц, или даты фактов, которые случились несколько месяцев и даже лет назад, с минимальным усилием.

Если человеку, который обладает эйдетизмом (или фотографической памятью), вы лишь на мгновение покажете изображение, которое он ранее не видел, он сможет мысленно восстановить в памяти это изображение до мельчайших деталей, как, например, количество окон здания, сколько было представлено людей и т.д.

Кроме того, характерной чертой людей с эйдетической памятью является то, что их глаза двигаются так, как будто они сканируют изображения или книги, которые видят в данную минуту.

Бывают случаи , в которых этот тип памяти проявляется спонтанным образом , и человек запоминает с удивительной точностью конкретные вопросы, но при этом он не в состоянии сохранить информацию, полученную из другого источника.

В настоящее время нет никакого научного объяснения этому феномену. Более того, в научном сообществе разворачиваются большие дебаты, которые особенно были популярны в последние десятилетия прошлого столетия, относительно того, существует ли на самом деле эйдетизм.

Самое последнее из существующих исследований на тему эйдетизма было проведено исследователями из Университета Малаги. Учёные утверждают, что феномен фотографической памяти или эйдетизм может быть связан с увеличением производства особого белка, который получил название «RGS-14» . Этот белок оказывает влияние на область мозга, отвечающую за обработку визуальной информации, увеличивая в значительной мере способности долговременной памяти.

Память, как мы все знаем, является когнитивной способностью, которая отвечает за удержание, хранение и восстановление информации (при обращении к хранилищу воспоминаний). Существуют различные типы памяти. Эйдетизм возникает на основе экстраординарных способностей, как в кратковременной , так и в долговременной памяти .

Фотографическая память: дети и взрослые с аутизмом и синдромом Аспергера

Было замечено, что эйдетизм или фотографическая память более развита у детей, чем у взрослых . По-видимому, дети имеют более широкие возможности сохранять информацию, и более точное эйдетическое сканирование изображений, чем взрослые.

Несколько исследований показали, что у детей соединения между правым полушарием мозга (интуитивное мышление) и левым (рациональное мышление) претерпевают изменения в возрасте примерно четырёх лет.

Мозг ребенка функционирует иначе, чем мозг взрослого человека . И кажется, что техники фотографической памяти у детей утрачиваются вместе с навыками интуитивного мышления в возрасте около четырёх лет . Именно поэтому только от 2 до 10% детей в раннем возрасте демонстрируют наличие развитой эйдетической памяти.

Вывод, к которому пришли учёные, состоит в следующем: дети, по мере того, как они становятся старше, изучают новые методы обработки информации и развивают свою память . Это объясняет тот факт, что эйдетизм так редко встречается у взрослых.

А вы хорошо знаете свои способности? Насколько у вас развита память, внимание, концентрация и другие когнитивные навыки? Проверьте себя прямо сейчас и улучшите свои показатели с помощью персональной когнитивной тренировки от CogniFit ("КогниФит") ! Начните прямо сейчас!

Большинство исследований показывает, что взрослые не обладают способностью строить эйдетические изображения. По-видимому, это происходит потому, что с возрастом у нас развивается склонность кодировать информацию любого типа, как визуальную, так и вербальную. Это, в свою очередь, затрудняет формирование эйдетического изображения. То есть, мы стараемся классифицировать информацию и придать ей конкретное значение таким образом, чтобы было легче сохранить её в памяти и при необходимости в будущем обратиться к этому воспоминанию.

Как ранее упоминалось, на данный момент учёные полагают, что эйдетизм чаще встречается у детей и подростков, а также, что с возрастом утрачивается способность запоминать детали в таком объеме. Есть ещё один любопытный факт, который следует принять во внимание. Дело в том, что исследователи выявили много случаев фотографической памяти у людей с синдромом Аспергера и аутизмом.

Аутисты с фотографической памятью

Вы когда-нибудь видели фильм «Человек дождя», где главные роли играют Дастин Хоффман (Dustin Hoffman) и Том Круз (Tom Cruise)? Если пока ещё нет, то мы рекомендуем вам его посмотреть. Он поистине невероятный! И кроме того, он прекрасно иллюстрирует феномен эйдетической памяти.

Персонаж, которого играет Дастин Хоффман, был создан по образу Кима Пика (Kim Peek). Это 53-летний мужчина, которому диагностировали расстройство аутистического спектра. Ким Пик запомнил каждую страницу из 9000 прочитанных книг.

Пик говорит, что у него уходит от 9 до 12 секунд, чтобы прочитать страницу, и утверждает, что каждый из его глаз читает страницу независимо от другого.

Другой любопытный случай был выявлен у Стивена Уилтшира ( Stephen Wiltshire ), который всего за десять минут может запечатлеть в памяти каждую деталь окружающей среды, даже в местах с большим количеством визуальных стимулов, таких как Пикадилли в Лондоне. Затем он рисует всё увиденное с большим количеством деталей исключительно на основе своей памяти.

Стивену был поставлен диагноз аутизм в возрасте трёх лет, и с этого момента он начал демонстрировать свой природный талант к живописи. Изначально его привлекали изображения животных и автобусов, но позже его интерес переключился на здания и более сложные объекты. На его сайте вы можете увидеть рисунки, сделанные им в разные периоды жизни. Они поистине впечатляют!

Тест на наличие эйдетической или фотографической памяти

В заключение статьи, мы предлагаем вам пройти короткий тест. Вы хотите узнать, обладаете ли вы хорошей фотографической памятью? Засеките 30 секунд и внимательно посмотрите на следующее изображение:

Я работаю официантом уже 15 лет, рабочий день начинается в 16:00 и длится до 6 утра. Работаю посменно — 2/2, иногда 3/1.

В нашей профессии память очень важна. Официант должен хорошо знать меню. Например, в нашем заведении 8 блюд из мяса, 6 горячих и 10 закусок. В итоге меню состоит примерно из 30 блюд. По названиям я помню все, а по ингредиентам большинство. Если гости приходят в первый раз, то я сразу говорю, что входит в этот салат или горячее. В каждом блюде разное количество ингредиентов, например, ассорти с колбаской включает в себя 5: баранина, говядина, курица, конина, а также квашеная капуста. Поначалу были сложности с запоминанием ингредиентов, даже сейчас, когда в меню много блюд, бывает сложно запомнить.

На банкете самое малое число обслуживаемых одним официантом гостей — 10. Каждый день количество гостей разное, но есть и постоянные гости. Их всех запоминаю на лицо, следовательно, работает фотографическая память.

Расскажу про один забавный случай,связанный с клиентами и блюдами. Как-то я обслуживал гостя, и он заказал сок. Я принес ему заказ, но он отказался, сказав, что попросил виски с колой. Я был в замешательстве. Оказалось, что за столом сидели близнецы, и тот, который, заказал сок,в этот момент как раз удалился на несколько минут.

Баядилова Нурсулу Ахметовна, 51 год, родной город — Тараз, библиотекарь

Я выбрала эту профессию по собственному желанию, поступила в шымкентский Институт культуры имени Аль-Фараби на библиотечно-библиографический факультет. Начала рабочую жизнь в Восточно-Казахстанской области, в районной библиотеке. Работаю уже больше 30 лет.

Мне нравятся книги и общение с читателями. Сейчас я работаю в библиотеке «Отрар» ЕНУ им. Л.Н.Гумилева. Студенты для меня как родные дети, хотят развиваться, и в этом им надо помочь.

Общий фонд нашей библиотеки 1 миллион 600 тысяч книг, на данный момент я работаю в отделе художественной литературы, у нас 85 000 книг. Из них около 400 книг я знаю наизусть, то есть название книги, автора и расположение. Мне легко запоминать книги, это моя специальность. Например, когда приходит студент за книгой или учебником, я смотрю в каталог и сразу вспоминаю, где какая книга лежит и сколько их экземпляров.

Очень важно развивать память. Когда-то тетя дала мне совет по запоминанию: «Едешь, к примеру, в автобусе, не проезжай просто мимо, а запоминай все, что находится рядом, читай объявления, запоминай цифры». Наверное, так я развила свою память. Когда работала в шымкентской городской библиотеке,бывало такое, что отключали свет, а мы все равно, благодаря нашей памяти, находили нужные книги.

Мне очень нравится моя профессия. Раньше у нас было мало экземпляров книг, а сейчас они в большом количестве. Меня это радует, ведь это значит, что книги достанутся всем.

Шаповалова Мария, 32 года, родной город — Астана, бухгалтер

Основная моя деятельность — это подготовка документации: цифры, акты, счет-фактуры. Я начинала с должности кассира в 2006 году и со временем поднялась по карьерной лестнице.

Хорошая память требуется каждому. Отличной памятью я не отличалась никогда, но, например, всегда помню, какой клиент с какой компанией работает, на какую сумму сделка, какие услуги у нас покупает и в каком количестве.

Никаких секретов запоминания нет. Записывайте все, составляйте таблицы, это особенно мне помогает. Бывает такое, что я не могу найти по документам 5 тенге, но, подняв все записи и таблицы, сразу понимаю, где я что-то пропустила.

Наша работа монотонна и требует сосредоточенности, но она мне очень нравится. Я люблю проводить «расследования» и искать ту самую «копеечку», чтобы дебет с кредитом сошлись.

Лашкарева Ольга Васильевна, 52 года, родной город — Шымкент, преподаватель политической экономии

Я окончила Ростовский Государственный университет и больше 28 лет работаю в вузе со студентами. Не только передаю свои знания, но вместе со студентами познаю что-то новое. Мне нравится, когда студент понимает преподавателя, уважает то, что ты делаешь и ценит это. Я могла работать экономистом, но посчитала, что мое призвание — работать преподавателем, помогать студентам.

Я читаю лекции примерно 120 студентам на экономическом факультете и из них запоминаю примерно 80 человек. Это, конечно, зависит от того, какое количество раз я их увидела.

Думаю, у меня развита именно зрительная, фотографическая память, нежели память на имена и фамилии. Обычно запоминаются именно те студенты, которые выделяются. Одни отвечают на вопросы, активно дискутируют, показывают себя на практических занятиях. Другие, наоборот — постоянно опаздывают, не записывают лекции — их также запоминаешь.

Вначале моего трудового пути запоминать было легче, потому что не нужно было столько всего держать в голове. Мы, преподаватели, не только занимаемся обучением, также наша деятельность — это научная работа, мы пишем статьи, участвуем в конференциях, семинарах.

Нет никаких советов и лайфхаков по запоминанию. Любой, кто внимательно относится к студентам, так или иначе запомнит. Любите свою профессию, и вы запомните все, что вам нужно.

У каждого преподавателя есть интересные истории,связанные со студентами. Однажды у меня выпускался студент, и у него была защита дипломной работы, я задала ему вопрос, но не с той целью, чтобы его «завалить», а наоборот, чтобы у комиссии осталось о нем хорошее впечатление. Прошло около 6-7 лет, и как-то я останавливаю такси, а за рулем тот самый студент. Естественно, прошло много времени, и я его вспомнила, но не сразу. Но когда мы узнали друг друга, я услышала от него очень искренние слова благодарности за знания, и самое интересное, за тот вопрос на защите.

Каждый день человек сталкивается с множеством образов, информацией, эмоциями и впечатлениями. О том, чтобы это оставалось без напряжения в памяти мечтают многие. Память – это кладезь и богатство, и ее значение в нашей жизни невозможно переоценить.

Многие считают, что способность запоминать без лишних усилий – врожденный дар, ген, который мы имеем как данность. Однако, это не совсем так.

Описание феномена

В психологии есть понятие, как фотографическая память (или эйдетическая память) – что означает способность человека запоминать информацию посредством визуальных образов, не осмысливая ее.

Информация остается в сознании как «картинка», при возникновении ассоциаций или осознанном желании вспомнить, она оживает.

В чем разница между обычной и фотографической памятью?

  • Обычная память действует по принципу «наполнения» свободных ресурсов, поэтому события нашей жизни мы помним с каждым годом хуже, т.к со временем сознание наполняется новыми впечатлениями и старые вытесняются. Также, специфика обычной памяти в том, что она фиксирует значимые события, или эмоционально окрашенные.
  • Эйдетическая память – фиксирует образ и, соответственно, он не смешивается с новыми событиями. Образ не зависит от настроения или ассоциаций-когда вы пытаетесь что-то вспомнить, вы видите перед собой образ целиком и можете воспроизвести в памяти даже мелочи.

Исследование феномена

Первым в психологии о понятии «эйдетизм» рассказал ученый из Сербии В. Урбанчич, а в 20-х г. прошлого столетия Э.Йеншем проведены первые экспериментальные исследования. Им была разработана классификация по степени выраженности феномена. Затем, эйдетика изучалась российскими и зарубежными психологами - М. П. Кононовой, м, С. Л. Рубинштейном, В. А. Артёмовым, А.Р. Лурией. В частности, А. Р. Лурия и совместно работающие с ним ученые, доказал, что образы из памяти могут быть сильнее реальных образов восприятия, а иногда даже влиять на физиологию человека и менять его состояние.

Упражнения

В психологии считается, что фотопамять характерна для детей до 16 лет. Затем эта способность утрачивается, но ее можно улучшить и сохранить на долгие годы, но для этого придется потрудиться.

Как развить фотографическую память? Специалисты советуют уделять этому в день не менее 15 минут минимум на протяжении месяца. Спустя месяц тренировка внимания может осуществляться реже, но окончательно бросать занятия не стоит.

Принцип эффективности упражнений для развития эйдетической памяти – систематичность. Один пропущенный день может стоить вам долгих тренировок.

  1. Упражнение «непрерывное наблюдение». Этот метод заключается в непрерывном сосредоточении внимания на предмете в течение 5 минут. Вы можете моргать, но нельзя отводить взгляд. Рассмотрите детали в мельчайших подробностях, стремитесь удерживать внимание на нужном объекте. Такое упражнение доступно онлайн.
  2. Упражнение «ритмичное наблюдение». Посмотрите внимательно на предмет или текст в течение нескольких секунд, сохраняя ровное дыхание. Закройте глаза, сделайте глубокий выдох и отдалите образ предмета из сознания. Затем сделайте вдох и снова внимательно изучайте предмет. Повторить это упражнение 50 раз. В сети есть похожие упражнения онлайн.
  3. Упражнение «мысленное видение». Посмотрите внимательно на предмет (текст) в течение нескольких минут, стремясь запомнить каждую мелкую деталь. Закройте глаза и пробуйте воспроизвести картинку перед собой с мельчайшими подробностями. Поначалу образ будет мутный, и части предмета утеряны, но со временем восприятие станет четче и более приближенным к реальности. Когда вы научитесь запоминать предметы – пробуйте проделывать тоже с картинами и текстами, каждый раз усложняя задачу. Этот метод еще называют-метод Айвазовского. Данная эйдотехника в том числе и тренировка внимания.
  4. Упражнение «видеоскоп». Сосредоточенно посмотрите на предмет или текст в течение минуты. Затем переведите взгляд на другой предмет и так же изучите его. Закройте глаза и в воображении соедините эти два предмета. Эффективность упражнения повышается при повторении 5-7 раз с разными предметами, формируется так называемая видеопамять.
  1. Упражнение «Таблица Шульте». Суть этого упражнения – быстро и последовательно находить числа в таблице, где они изначально расположены хаотичным образом. Этот метод-тренировка внимания, наблюдательности, задействована зрительная память, так как происходит запоминание не только места нужной ячейки, но и других ячеек. Такое упражнение еще и интересное-можно играть наперегонки и помимо сосредоточения внимания формируется скорость реакции.
  2. Упражнение «Игра в спички». Бросьте хаотично на стол несколько спичек, затем посмотрите внимательно на них и запомните в мельчайших подробностях как они расположены. Затем отвернитесь и с помощью других спичек и в другом месте воспроизведите их положение.
  3. Упражнение «мгновение, остановись». Этот метод можно делать в любое время – на учебе, работе или прогулке. Выберете предмет, посмотрите на него внимательно и, закрыв глаза, нарисуйте его в своем воображении.
  4. Упражнение «пустое сознание». Нарисуйте точку, расположите перед собой. Смотрите на нее до тех пор, пока не начнут возникать мысли. Когда вы почувствовали их приближение–закройте глаза и сконцентрируйтесь на предмете, стараясь его представить наиболее полно, не допуская себе возникновения мыслей. Идея этого упражнения в том, что наличие мыслей (или «шумов», как их называют психологи), приводит к ухудшению качества запоминания и яркость изображения стирается.

Если позволяет время, лучше сделать в один промежуток времени поэтапно несколько упражнений из этого списка, но, если нет возможности, даже малая тренировка со временем даст результат, поэтому можете каждый день делать простейший метод под номером семь.

Возможности эйдетизма

Фотографическая память дает множество возможностей для человека – стоит вспомнить людей, обладавших этим талантом:

  • Максим Горький – обладал навыком скорочтения и запоминал прочитанные книги на долгие годы;
  • Алексей Толстой – прежде чем написал свои книги, «видел» их содержание и текст образно;
  • Лев Вершинин – со студенческих лет знал наизусть текст Советской Исторической Энциклопедии;
  • Рональд Рейган – с одного взгляда мог запомнить целиком какой-либо текст.

Развитая эйдетическая память открывает перед человеком новые возможности – успехи в учебе, профессии, хобби напрямую зависят от того, насколько быстро и качественно вы запоминаете новую информацию.

Однако, в своем стремлении развить фотографическую память и стать эффективнее, умнее и лучше не забывайте, что важно не навредить себе. Чрезмерное увлечение эйдетизмом в конечном итоге может грозить «затмеванием» внутренними образами реальности.

Для того чтобы разгадать секрет фотографической памяти, мы должны понимать, как в принципе работает память каждого из нас. Существует научная гипотеза о том, что эмоции, слова, события, образы, люди, места, запахи, вкусы и сны формируют память человека уже после третьего месяца внутриутробного развития. Это работает как механизм для записи, хранения и классификации информации. Когда мы видим или узнаем что-то новое, это записывается в память через одно из пяти чувств, а затем становится тем, что мы называем воспоминаниями. Они формируют сеть нервной ткани мозга. Чем больше воспоминаний накапливается, тем больше мы забываем или, по крайней мере, вспоминаем сложнее. Новые связи между нейронами (сформированные последними воспоминаниями) являются наиболее доступными и активируются быстрее, именно поэтому мы вспоминаем легче ту информацию, которая зашифрована в них.

Это и есть естественный механизм нашей памяти – научиться забывать, чтобы узнавать новое. На первый взгляд, звучит совсем не логично, но это действительно один из ключевых принципов нашей памяти, сформулированный известным профессором Стэнфордского университета Робертом Бьорком.

bwbjork_robert_web1

Профессор Стенфордского университета. Доктор философских наук . Почетный профессор психологии в UCLA ( Distinguished Professor ). Создатель парадигмы направленного забывания ( Directed Forgetting Paradigm ). Специализации Роберта Бьорка: память и обучение.

Это можно проиллюстрировать следующим примером. Представьте, что вы не помните, где припарковали машину. Если бы наш мозг не имел такого механизма забывания, при первой же попытке вспомнить место парковки, вы бы получили все воспоминания, связанные с парковкой автомобиля в вашей жизни. Поиск в памяти был бы похож на электронный поиск файлов с ключевыми словами «парковка автомобиля». Конечно, это запутало бы еще больше, а полученную информацию все равно невозможно было бы использовать, чтобы найти машину. Таким образом, мозг производит классификацию информации и воспоминаний, делая менее важную информацию недоступной и оставляя ту информацию, которая наиболее важна для ежедневного выживания.

В отличие от обычной памяти фотографическая память фиксирует изображение любой сцены жизни, книжной страницы, лица (любой информации, которую можно воспринять зрительно) точно так же, как это делает фотоаппарат. При этом несущественные детали не удаляются, изображение не меняется с течением времени, а ранние изображения не вытесняются новыми. Можно сказать, что память «считывает» изображение так, как если бы оно находилось перед глазами каждый раз, когда вы пытаетесь вспомнить. Также фотографическая память может хранить тысячи разных изображений абсолютно нетронутыми, независимо от прошедшего времени. Теоретически, человек, обладающий такой памятью, может хранить целый архив документов и книг в голове – и использовать его в любое время. Если представить фотографическую память на линии графика с двумя противоположными концами, то на одном из них расположилась бы амнезия, а на другом фотографическая память. Подавляющее большинство людей находятся где-то между и имеют обыкновенную память, и только у единиц развивается фотографическая память.

memory2

В истории существует лишь несколько подтвержденных случаев обладания фотографической памятью. Например, Ким Пик, вдохновивший писателя Барри Морроу и режиссера Барри Левинсона на создание фильма «Человек дождя», мог прочитывать книжные страницы за 4 секунды и запоминать всю информацию. В конце жизни он помнил более 12 000 страниц.

kimpeek

Американец с феноменальной памятью: запоминал до 98% прочитанной информации, за что получил прозвище «Ким-пьютер». Прототип героя Дастина Хоффмана в фильме «Человек дождя».

Ученый Джон фон Нейман мог запомнить текст любой сложности, включая ссылки и номера страниц, и в любой момент прочесть по памяти какой угодно параграф, словно книга все еще была перед его глазами.

john von neumann

Венгеро-американский математик. Сделал важный вклад в квантовую физику, квантовую логику, функциональный анализ, теорию множеств, информатику, экономику и другие отрасли науки. Создатель архитектуры современных компьютеров, а также теории игр и концепции клеточных автоматов. Участник Манхэттенского проекта.

Хотя свидетельства существования фотографической памяти неоспоримы, ученые не находят четких объяснений этому явлению, но при этом практически все согласны с тем, что фотографическую память нельзя развить с помощью тренировок или специальных упражнений.

Тем не менее, существуют специальные техники, которые позволяют значительно улучшить память за очень короткое время и практически навсегда запомнить большой объем информации: несвязанных данных, цифр, текстов, иностранных слов. Это возможно благодаря методам мнемоники (слово «mneumonica» происходит из греческого языка и означает «искусство запоминания»).

Практически все мнемонические методы основаны на создании для запоминаемой информации ассоциаций с очень яркими, гротескными образами, которые сложно стереть из памяти.

4 шага для запоминания ассоциативным методом:

  1. Кодировать информацию в яркие образы.
  2. Создавать гротескные ассоциативные связи между образами.
  3. Запоминать последовательность связей через гротескный сюжет или сцену.
  4. Мысленно визуализировать сюжет или сцену для закрепления последовательности связей.

Этот метод используется для запоминания такой информации как не связанные между собой данные, длинные номера, исторические даты. Освоив эту технику, вы можете запомнить все эти данные в считанные секунды и практически навсегда сохраните их в памяти. Чудо? Нет, это просто еще одна врожденная способность нашего мозга – возможность создавать ассоциативные связи между воспоминаниями.

Память запоминает простые образы, которые используются в качестве точек опоры, чтобы воссоздать более сложные изображения или сцены. Говоря на языке информатики, такие образы являются корневым каталогом для нашей памяти.

Чем более простыми и гротескными являются образы, в которые кодируется информация, тем лучше они будут удерживаться в памяти и никогда не смешаются с похожими изображениями. Можно проиллюстрировать применение этого метода на практике с помощью наглядного примера. Вам необходимо запомнить, каким клиентам вашей фирмы и в каком порядке нужно позвонить в течение дня. Даже если вы запомните имена клиентов, все еще будет трудно вспомнить, в какой последовательности вы должны пообщаться с ними. Предположим, вы потратите немалое время для того, чтобы выучить последовательность телефонных звонков, но уже на следующий день не сможете точно вспомнить всю информацию, а через неделю забудете даже последовательность из четырех клиентов. Если же вы проявите креативность и создадите яркие образы, которые ассоциируются с каждым из клиентов, а затем придумаете ассоциативную связь, то без труда вспомните все спустя месяц и даже год.

Предположим, в списке телефонных звонков клиенты находятся в такой последовательности: Мария (домохозяйка), Петр (адвокат в юридической фирме), Люсия (продавец цветов), Андрес (пилот самолета), Моника (секретарь консалтингового холдинга), Николас (инженер), Изабель (водитель автобуса), Кармен (профессор психологии).

  • Шаг первый: кодируем информацию в образы.

Мария (домохозяйка): можно представить себе девушку в купальнике с огромной МАРкой на спине (начальные буквы слова помогают запомнить имя), летящую на метле вдоль берега (метла ассоциируется с ведением домашнего хозяйства). Редко можно увидеть на море девушку с метлой, не так ли? Это и есть гротескный образ, который воспринимается нашим сознанием очень легко. Его не спутать с реальным изображением из жизни.

Теперь нужно построить гротескный образ для следующего клиента, Петра. Можно представить одетого в старинную мантию мужчину с ПЕТухом в руке (ассоциация по начальным буквам имени). Одежда, в которой мы представляем Петра, сразу ассоциирует его с профессией адвоката. Чтобы еще лучше запомнить образ, можно добавить больше деталей (например, необычная прическа или выражение лица).

  • Шаг второй: создаем ассоциативную связь между созданными образами.

Например, Петр хочет поймать и защитить Марию, так как ее разыскивает инквизиция по подозрению в колдовстве. Это гротескная связь, которая вряд ли бы была возможна в реальном мире, поэтому наша память не сможет спутать ее с реальным событием.

  • Шаг третий: запоминаем последовательность связей путем построения сюжета.

Теперь нужно придумать конкретное действие, которое свяжет персонажей в определенной последовательности. Это должно быть именно действие, а не статичное изображение, если мы хотим надолго запомнить всю цепочку клиентов в определенной последовательности. Например, мы можем представить, что Петр бежит вдоль береговой линии, выпустив впереди себя петуха, чтобы догнать Марию, которая летит впереди на метле.

  • Шаг четвертый: мысленно визуализируем сцену.

Представляем придуманный сюжет как кино на экране. Получившаяся сцена должна быть яркой, со всеми деталями, которые мы придумали для персонажей. Это позволит запомнить всю цепочку на очень долгое время, если не навсегда.

Метод может показаться сложным, но если каждый раз, когда необходимо запомнить не связанную информацию с разными параметрами (как в описанном примере), вместо зубрежки использовать образы и связи, вы сможете развить свою креативность настолько, что на продумывание сюжета будет уходить несколько минут. Кроме улучшения памяти, это еще и развивает творческие способности, что высоко ценится сегодня в любой профессии.

photomemory

Другой метод мнемоники называется метод локации ( Method of Loci ), или метод дворца памяти ( Memory Palace ) . Его суть в том, что необходимо представить себе очень хорошо знакомое помещение или маршрут и «расставить» данные, которые нужно запомнить, в определенных местах помещения или маршрута, использовав гротескные образы. Пример: предположим, вы должны запомнить список и последовательность покупок. Представьте себе дорогу (место), которую вы знаете во всех деталях. Это может быть ваша комната, дом, путь на работу или в университет. Затем расставьте все объекты из списка покупок на определенных местах, связав их гротескными образами с объектами, которые там уже находятся. Например, «разместите» корову со стаканом молока у двери вашего дома, мысленно «развесьте» стаканчики с йогуртом на заборе. Представьте плавающую рыбу в затопленной автобусной остановке. Вообразите, что, садясь в машину, вы видите цыпленка вместо пассажира на переднем сиденье и т. д. Теперь проделайте в уме известный вам путь из дома на работу: вы выходите, видите забор, идете по улице, видите остановку, садитесь в машину, едете в офис. Создав гротескные образы, вы уже наверняка не запутаетесь, что и в какой последовательности нужно купить.

Уточним, что этот метод хорошо работает, только если вы почти наизусть знаете дорогу или место, которое используете для создания гротескных сцен и запоминания информации. Несмотря на кажущуюся простоту, благодаря этому методу можно запоминать практически неограниченное количество данных в определенной последовательности.

Техники мнемоники многообразны и не ограничиваются методами, о которых мы рассказали. Существуют более сложные методики, такие как численно-буквенный код, ассоциации с помощью рифм и т. п. Они требуют гораздо больше времени и усилий для освоения, но вместе с тем позволяют запоминать большие объемы информации в самых разных областях. Но даже сделав первый шаг и научившись применять ассоциации, вы почувствуете, что память намного улучшилась, стала более ясной. Вы также сможете без труда визуализировать идеи, а это очень полезно в бизнесе и карьере.

Читайте также: