Гбпоу какие профессии есть

Опубликовано: 25.09.2024

Специальности колледжей и техникумов

Перечень профессий, получаемый в колледжах с пояснениями (справочник профессий)

Перечень основных профессий, получаемый в колледжах и техникумах с краткими пояснениями (справочник профессий) - составлен по наиболее востребованным направлениям среднего профессионального образования России

Изучаемые специальности (профессии) в колледжах (техникумах)
Архитектура Автомеханик ;
Аудиовизуальная техника и звукотехническое обеспечение аудиовизуальных программ Автоматизированные системы обработки информации и управления
Автоматизация технологических процессов и производств
Банковское дело
Вычислительные машины, комплексы, системы и сети
Государственное и муниципальное управление Гостиничный сервис
Гравер
Дизайн
Документационное обеспечение управления и архивоведение Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
Земельно-имущественные отношения
Издательское дело
Киномеханик
Контролер сберегательного банка, каcсир Косметика и визажное исскуство
Медицинская оптика Маркетинг
Машинист крана (крановщик) Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов
Моделирование и конструирование швейных изделий
Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств и вентиляции Мастер столярно-плотничных и паркетных работ
Менеджмент Мастер отделочных строительных работ
Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения Мастер столярного и мебельного производства
Организация перевозок и управление на транспорте Обработчик алмазов (гранильное производство)
Оператор электронно-вычислительных машин Оператор электронно-вычислительных машин
Организация обслуживания в общественном питании Оператор на наборно-компьютерной технике
Продавец, контролер-кассир Парикмахерское искусство
Портной Повар, кондитер
Печатник Переплетчик
Пожарный Пожарная безопасность
Право и организация социального обеспечения Правоведение
Радиоаппаратостроение Реклама
Секретарь Слесарь
Строительство и эксплуатация зданий и сооружений Слесарь по ремонту строительных машин
Садово-парковое и ландшафтное строительство Станочник (металлообработка)
Слесарь по ремонту автомобилей (электрик, моторист) Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество
Сервис на транспорте (по видам транспорта)
Театрально-декорационное искусство
Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта Технология машиностроения
Техническое обслуживание вычислительной техники и компьютерных сетей Технология продукции общественного питания
Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования Техника и искусство фотографии
Технология художественной обработки алмазов
Товароведение Туризм
Художник
Экономика и бухгалтерский учет Электромеханик по лифтам

Образование в Москве
Copyright © При копировании материалов сайта обратная гиперссылка на ресурс ''Образование в Москве'' - обязательна!

Все большее количество выпускников 9 классов выбирают не оставаться в школе до 11 класса, а идти получать профессию в колледже. По результатам мониторинга приемной кампании, численность молодых людей, желающих освоить рабочую профессию или специальность в колледже, растет с каждым годом – более 59% выпускников 9 классов делают такой выбор. Мы решили рассказать, на какие направления подготовки стоит обратить внимание, если вы решили получать образование в колледже.

В этой статье:

Почему получение образования в колледжах становится популярным?

Колледж – учебное заведение для молодых людей, желающих освоить рабочую профессию и стать специалистом среднего звена.

Популярность колледжей начала активно расти после внедрения с систему среднего профессионального образования новых образовательных стандартов по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям (приказ Минтруда России от 2 ноября 2015 г. N 831 "Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования").

Как отмечается в приказе, данные новшества связаны с развитием новых рынков и инновационных технологий, цифровизацией экономики и социальными инновациями.

Какие есть специальности в колледжах?

Бесспорными конкурентными преимуществами колледжей по сравнению с университетами являются:

  • Доступность. Получить образование в колледже можно абсолютно бесплатно, ведь прием туда осуществляется практически без конкурса. Некоторые колледжи, правда, проводят конкурсы аттестатов, где отличный аттестат может быть вашим золотым билетом в профессиональное образование. Большинство колледжей выделяют бюджетные места с учетом прогнозируемого количества выпускников 9 и 11 классов по востребованным в регионах профессиям и специальностям. Поэтому процесс зачисления в колледж является намного менее стрессовым мероприятием по сравнению с поступлением в вузы.
  • Практикоориентированность. Если студенты вузов начинают познавать всю прелесть выбранной профессии только к 3-4 курсу, то студенты колледжей могут похвастаться практически моментальным погружением в профессию. Колледж дает возможность проходить практику с самых первых дней обучения, так что по окончании колледжа у студента за плечами будет солидный опыт работы. А сейчас все чаще при приеме на работу работодателя интересуют фактические знания и опыт в конкретной отрасли, а не диплом.
  • Широкий выбор специальностей. В колледже можно получить практически любую профессию – от автомеханика до разработчика приложений. После окончания колледжа проще поступить в институт.

50 наиболее востребованных профессий среднего специального образования

Министерство труда и социальной защиты составило перечень наиболее востребованных профессий, которыми можно овладеть в колледже. Перечень был составлен с учетом того, на сколько быстро и успешно представителям данных профессий удается найти работу.

Проверьте список – вдруг и вы найдёте среди этих профессий свою:

  1. Автомеханик
  2. Администратор баз данных
  3. Графический дизайнер
  4. Косметолог
  5. Лаборант химического анализа
  6. Мастер декоративных работ
  7. Мастер столярно-плотницких работ
  8. Метролог
  9. Мехатроник
  10. Мобильный робототехник
  11. Наладчик-ремонтник промышленного оборудования
  12. Оператор беспилотных летательных аппаратов
  13. Оператор станков с программным управлением
  14. Оптик-механик
  15. Парикмахер
  16. Плиточник-облицовщик
  17. Повар-кондитер
  18. Программист
  19. Разработчик Web и мультимедийных приложений
  20. Сантехник
  21. Сборщик электронных систем (специалист по электронным приборам и устройствам)
  22. Сварщик
  23. Сетевой и системный администратор
  24. Слесарь
  25. Специалист в области контрольно-измерительных приборов и автоматики (по отраслям)
  26. Специалист по аддитивным технологиям
  27. Специалист по гостеприимству
  28. Специалист по информационным ресурсам
  29. Специалист по информационным системам
  30. Специалист по неразрушающему контролю (дефектоскопист)
  31. Специалист по обслуживанию и ремонту автомобильных двигателей
  32. Специалист по обслуживанию телекоммуникаций
  33. Специалист по производству и обслуживанию авиатехники
  34. Специалист по тестированию в области информационных технологий
  35. Специалист по техническому контролю качества продукции
  36. Специалист по технологии машиностроения
  37. Специалист по холодильно-вентиляционной технике
  38. Техник авиационных двигателей
  39. Техник по автоматизированным системам управления технологическими процессами
  40. Техник по биотехническим и медицинским аппаратам и системам
  41. Техник по защите информации
  42. Техник по композитным материалам
  43. Техник по обслуживанию роботизированного производства
  44. Техник-конструктор
  45. Техник-механик в сельском хозяйстве
  46. Техник-полиграфист
  47. Технический писатель
  48. Токарь-универсал

В колледже можно получить хорошие базовые знания и научиться ориентироваться в профессии. По окончании колледжа многие студенты успешно вливаются в профессиональную деятельность, а некоторые продолжают обучение в вузах. Так что в любом случае колледж — отличный старт!

electrician 1080554 1280

Получить качественное и престижное образование – мечта практически каждого ребенка и родителя. Учитывая возрастающий спрос на престижные специальности, для многих заветной мечтой остается высшее образование, но здесь важно учитывать мотивацию самого ребенка, наличие багажа знаний, уровень интеллектуального развития.

Для детей, которые не хотят заканчивать 11 классов образовательной школы, прекрасным решением является поступление в колледж, к тому же попасть в такое учебное заведение под силу практически каждому желающему.

Отличие колледжей от других учебных заведений

Это средне-специальное учебное заведение, в котором готовят специалистов и практиков среднего звена практически по всем популярным направлениям – аграрное, гуманитарное, экономическое, финансовое, юридическое, медицинское, театральное и т.д. Обучение в среднем продолжается 3-4 года.

В средне-специальное учебное заведение можно поступать как на базе среднего образования (после 9 классов), так и после получения полного среднего образования – после 11 классов. После окончания ССУЗа студенты получают дипломы о среднем профессиональном образовании и определенную квалификацию. Студенты могут смело идти на работу либо продолжить обучение в ВУЗе, поступив сразу на второй курс. Колледжи в основном являются структурными подразделениями ВУЗов, и они ориентированы на успешное поступление студентов в их заведения. В отличие от техникумов, занятия организованы по вузовской системе, учебный год разделен на семестры, есть сессии, лекции, практикумы и семинары.

Почему обучение в ССУЗах становится все более популярным?

  • Упрощенная система поступления. Получить образование в колледже доступно абсолютно всем. Для этого не требуется сдача ЕГЭ либо специальных экзаменов. Процесс поступления менее стрессовое мероприятие и значительно облегчен.
  • Грамотно организованный учебный процесс. Студенты, поступившие после 9 класса, смогут за год освоить программу 10-11 класса, со второго курса полностью приступить к изучению профильных предметов. Все подается в сжатой, доступной форме, занятия проходят парами, что поможет также настроиться на систему обучения в ВУЗе.
  • Доступность обучения. В учебном заведении предусмотрена возможность обучаться абсолютно бесплатно и при этом получать стипендию за успешную учебу. Но если не удалось попасть на бюджетное место, не стоит расстраиваться, стоимость обучения в разы ниже, чем в университетах или институтах.
  • Наличие практики по специальности. Обучение в ссузе в первую очередь нацелено на приобретение практических навыков, поэтому со второго курса активно проходит учебная и производственная практика. Студенты станут участниками производственных процессов, смогут более детально ознакомиться со всеми нюансами работы, оборудованием, увидеть профессию изнутри.

ТОП-50 популярных направлений в колледжах

  1. Автослесарь
  2. Дизайнер
  3. Лаборант химического анализа
  4. Декоратор
  5. Косметолог
  6. Программист
  7. Повар
  8. Парикмахер
  9. Столяр-плотник
  10. Оператор станков с программным управлением
  11. Плиточник-облицовщик
  12. Кондитер
  13. Метролог
  14. Сантехник
  15. Сварщик
  16. Системный администратор
  17. Мехатроник
  18. Оператор беспилотных летательных аппаратов
  19. Оптик-механик
  20. Дефектоскопист
  21. Разработчик веб программ
  22. Полиграфист
  23. Специалист в области измерительных приборов и автоматики
  24. Авиатехник
  25. Специалист по обслуживанию телекоммуникаций
  26. Специалист в области машиностроения
  27. Механик
  28. Токарь-универсал
  29. Кровельщик
  30. Монтажник связи
  31. Техник-конструктор
  32. Наладчик биотехнических и медицинских аппаратов
  33. Мастер по холодильно-вентиляционному оборудованию
  34. Машинист
  35. Техник по обслуживанию роботизированного производства
  36. Технический писатель
  37. Оператор пульта управления
  38. Моторист бетоносмесительных установок
  39. Мастер отделочных и строительных работ
  40. Монтажник радиоэлектронной аппаратуры
  41. Радиооператор
  42. Механик протезно-ортопедических изделий
  43. Лаборант-эколог
  44. Мастер по изготовлению стеклоизделий
  45. Аппаратчик в производстве химических волокон
  46. Мастер по обслуживанию трубопроводов
  47. Пекарь
  48. Бурильщик морского бурения скважин
  49. Мастер производства молочной продукции
  50. Изготовитель мясных полуфабрикатов

Профессии взяты из примера и приказа Минобрнауки Российской федерации «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования».

Получить престижное образование в столице, на сегодняшний день не проблема. Колледж Инновационных Технологий и Сервиса «Галактика» предоставляет качественное современное образование на базе 9 и 11 классов.

КИТиС «Галактика» - первый шаг на пути к успешной карьере

«Галактика» осуществляет свою образовательную деятельность в соответствии с нормативными актами Российской Федерации. В ссузе тщательно подобран преподавательский состав. Кабинеты оснащены современной учебно-методической базой, что позволяет предоставлять качественное обучение с последующим трудоустройством.

Популярные направления в ссузах:

  • Экономика и бухгалтерский учет;
  • Туризм;
  • Коммерция;
  • Прикладная эстетика;
  • Операционная деятельность в логистике;
  • Медицинская оптика;
  • Право и организация социального обеспечения;
  • Профилактическая стоматология.

В «Галактике» предусмотрена очная и заочная форма обучения, а также дистанционное обучение. Студентами смогут стать не только россияне, но и граждане других стран.

Если вы еще раздумываете над выбором учебного заведения, советуем посетить день открытых дверей. В учебном заведении можно получить не только востребованные профессии СПО, но и получить успешный старт в будущей карьере.

14 мая 2014 г., 18 ноября 2015 г., 25 ноября 2016 г., 3 декабря 2019 г., 20 января 2021 г.

ГАРАНТ:

См. также справку о федеральных государственных образовательных стандартах

Коды укрупненных групп специальностей.

Наименования укрупненных групп специальностей. Наименования специальностей

Квалификация(и) специалиста среднего звена

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Техник-картограф Специалист по картографии

ИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО, ТЕХНОЛОГИИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ СТРОИТЕЛЬСТВА

Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Строительство и эксплуатация инженерных сооружений

Производство неметаллических строительных изделий и конструкций

Водоснабжение и водоотведение

Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов

Строительство и эксплуатация городских путей сообщения

Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции

Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения

Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий

Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство

Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома

Специалист по управлению,

эксплуатации и обслуживанию многоквартирного дома

ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА

Компьютерные системы и комплексы

Техник по компьютерным системам

Специалист по компьютерным системам

Техник по компьютерным сетям

Специалист по администрированию сети

Программирование в компьютерных системах

Информационные системы (по отраслям)

Техник по информационным системам

Специалист по информационным системам

Прикладная информатика (по отраслям)

Специалист по прикладной информатике

Сетевое и системное администрирование

Сетевой и системный администратор

Специалист по администрированию сети

Информационные системы и программирование

Администратор баз данных Специалист по тестированию в области информационных технологий

Специалист по информационным системам

Специалист по информационным ресурсам

Разработчик веб и мультимедийных приложений

Организация и технология защиты информации

Техник по защите информации

Старший техник по защите информации

Информационная безопасность телекоммуникационных систем

Техник по защите информации

Старший техник по защите информации

Информационная безопасность автоматизированных систем

Техник по защите информации

Старший техник по защите информации

Обеспечение информационной безопасности телекоммуникационных систем

Техник по защите информации

Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем

Техник по защите информации

ЭЛЕКТРОНИКА, РАДИОТЕХНИКА И СИСТЕМЫ СВЯЗИ

Специалист по радиоаппаратостроению

Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям)

Эксплуатация оборудования радиосвязи и электрорадионавигации судов

Радиотехнические комплексы и системы управления космических летательных аппаратов

Техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования (по видам транспорта)

Радиотехнические информационные системы

Средства связи с подвижными объектами

Специалист по телекоммуникациям

Многоканальные телекоммуникационные системы

Специалист по телекоммуникациям

Радиосвязь, радиовещание и телевидение

Специалист по телекоммуникациям

Сети связи и системы коммутации

Специалист по телекоммуникациям

Специалист почтовой связи

Электронные приборы и устройства

Специалист по электронным приборам и устройствам

Инфокоммуникационные сети и системы связи

Специалист по обслуживанию телекоммуникаций

Монтаж, техническое обслуживание и ремонт электронных приборов и устройств

Специалист по электронным приборам и устройствам

ФОТОНИКА, ПРИБОРОСТРОЕНИЕ, ОПТИЧЕСКИЕ И БИОТЕХНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ

Авиационные приборы и комплексы

Утратила силу с 1 сентября 2020 г. - Приказ Минпросвещения России от 3 декабря 2019 г. N 655

Информация об изменениях:

Радиоэлектронные приборные устройства

Электромеханические приборные устройства

Оптические и оптико-электронные приборы и системы

Биотехнические и медицинские аппараты и системы

Монтаж, техническое обслуживание и ремонт медицинской техники

Протезно-ортопедическая и реабилитационная техника

Производство и эксплуатация оптических и оптико-электронных приборов и систем

Монтаж, техническое обслуживание и ремонт биотехнических и медицинских аппаратов и систем

Техник по биотехническим и медицинским аппаратам и системам

ЭЛЕКТРО- И ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКА

Тепловые электрические станции

Теплоснабжение и теплотехническое оборудование

Электрические станции, сети и системы

Технология воды, топлива и смазочных материалов на электрических станциях

Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем

Электроснабжение (по отраслям)

Специалист по электроснабжению

Электроизоляционная, кабельная и конденсаторная техника

Монтаж и эксплуатация линий электропередачи

Электрические машины и аппараты

Специалист по электрическим машинам и аппаратам

Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

ЯДЕРНАЯ ЭНЕРГЕТИКА И ТЕХНОЛОГИИ

Атомные электрические станции и установки

Утратила силу с 1 сентября 2020 г. - Приказ Минпросвещения России от 3 декабря 2019 г. N 655

Информация об изменениях:

Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)

Техническая эксплуатация оборудования для производства электронной техники

Техническая эксплуатация гидравлических машин, гидроприводов и гидропневмоавтоматики

Специальные машины и устройства

Техническая эксплуатация оборудования в торговле и общественном питании

Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям)

Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

Специалист по технологии машиностроения

Мехатроника и мобильная робототехника (по отраслям)

Специалист по мобильной робототехнике

Техническая эксплуатация и обслуживание роботизированного производства

Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)

Техническое обслуживание и ремонт систем вентиляции и кондиционирования

Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям)

Технология металлообрабатывающего производства

Аналитический контроль качества химических соединений

Утратила силу с 1 сентября 2020 г. - Приказ Минпросвещения России от 3 декабря 2019 г. N 655

Информация об изменениях:

Химическая технология неорганических веществ

Специалист электрохимического производства

Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий

Специалист производства тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий

Химическая технология органических веществ

Технология производства и переработки пластических масс и эластомеров

Утратила силу с 1 сентября 2020 г. - Приказ Минпросвещения России от 3 декабря 2019 г. N 655

Информация об изменениях:

Переработка нефти и газа

по переработке нефти и газа

Специалист коксохимического производства

Технология пиротехнических составов и изделий

Технология аналитического контроля химических соединений

Технология производства изделий из полимерных композитов

ПРОМЫШЛЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ И БИОТЕХНОЛОГИИ

Специалист биохимического производства

Технология хранения и переработки зерна

Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий

Технология сахаристых продуктов

Технология бродильных производств и виноделие

Технология консервов и пищеконцентратов

Технология молока и молочных продуктов

Технология мяса и мясных продуктов

Технология жиров и жирозаменителей

Технология продукции общественного питания

ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРИРОДООБУСТРОЙСТВО

Рациональное использование природохозяйственных комплексов

Специалист по охране окружающей среды

Защита в чрезвычайных ситуациях

Природоохранное обустройство территорий

Организация оперативного (экстренного) реагирования в чрезвычайных ситуациях

Специалист по приему и обработке экстренных вызовов

ПРИКЛАДНАЯ ГЕОЛОГИЯ, ГОРНОЕ ДЕЛО, НЕФТЕГАЗОВОЕ ДЕЛО И ГЕОДЕЗИЯ

Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

Бурение нефтяных и газовых скважин

Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ

Специалист по земельно-имущественным отношениям

Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности

Специалист по информационным системам обеспечения градостроительной деятельности

Специалист по аэрофотогеодезии

Специалист по геодезии

Гидрогеология и инженерная геология

Геология и разведка нефтяных и газовых месторождений

Специалист по разведке нефтяных и газовых месторождений

Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых

Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых

Техник - горный разведчик

Специалист - горный разведчик

Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых

Открытые горные работы

Специалист по горным работам

Подземная разработка месторождений полезных ископаемых

Специалист по горным работам

Обогащение полезных ископаемых

Металлургия черных металлов

Специалист по металлургии черных металлов

Металлургия цветных металлов

Специалист по металлургии цветных металлов

Литейное производство черных и цветных металлов

Специалист по литейному производству

Металловедение и термическая обработка металлов

Специалист по термической обработке металлов

Обработка металлов давлением

Специалист по обработке металлов давлением

Специалист сварочного производства

Порошковая металлургия, композиционные материалы, покрытия

Специалист по порошковой металлургии

ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА

Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)

Автомобиле- и тракторостроение

Специалист по автомобиле- и тракторостроению

Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)

Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (по видам транспорта, за исключением водного)

Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог

Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей

АВИАЦИОННАЯ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

Производство летательных аппаратов

Специалист производства летательных аппаратов

Производство авиационных двигателей

Специалист производства авиационных двигателей

Утратила силу с 1 сентября 2020 г. - Приказ Минпросвещения России от 3 декабря 2019 г. N 655

Информация об изменениях:

АЭРОНАВИГАЦИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВИАЦИОННОЙ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей

Обслуживание летательных аппаратов горюче-смазочными материалами

Техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексов

Летная эксплуатация летательных аппаратов

Управление движением воздушного транспорта

Производство и обслуживание авиационной техники

Техник по производству авиационной техники

Техник по обслуживанию авиационной техники

Специалист по производству и обслуживанию авиационной техники

Техническое обслуживание авиационных двигателей

Эксплуатация беспилотных авиационных систем

Оператор беспилотных летательных аппаратов

ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ И ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

Эксплуатация внутренних водных путей

Специалист по судостроению

Старший техник-судоводитель с правом эксплуатации судовых энергетических установок

Монтаж и техническое обслуживание судовых машин и механизмов

Эксплуатация судовых энергетических установок

Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики

УПРАВЛЕНИЕ В ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

Техническое регулирование и управление качеством

Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте)

Автоматические системы управления

Системы и средства диспетчерского управления

Контроль работы измерительных приборов

Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям)

ТЕХНОЛОГИИ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Конструирование, моделирование и технология изделий из кожи

Технология кожи и меха

Конструирование, моделирование и технология изделий из меха

Конструирование, моделирование и технология швейных изделий

Технология текстильных изделий (по видам)

Производство изделий из бумаги и картона

Технология обработки алмазов

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

Медицинский лабораторный техник

НАУКИ О ЗДОРОВЬЕ И

Медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению)

Медицинская сестра по массажу /

Медицинский брат по массажу

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ НАУКИ

СЕЛЬСКОЕ, ЛЕСНОЕ И РЫБНОЕ ХОЗЯЙСТВО

Лесное и лесопарковое хозяйство

Специалист лесного и лесопаркового хозяйства

Технология комплексной переработки древесины

Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции

Механизация сельского хозяйства

Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Ихтиология и рыбоводство

Обработка водных биоресурсов

Садово-парковое и ландшафтное строительство

Охотоведение и звероводство

Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования

ВЕТЕРИНАРИЯ И ЗООТЕХНИЯ

Старший ветеринарный фельдшер

НАУКИ ОБ ОБЩЕСТВЕ

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Бухгалтер, специалист по налогообложению

Страховое дело (по отраслям)

Специалист страхового дела

Операционная деятельность в логистике

Коммерция (по отраслям)

Менеджер по продажам

Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Специалист банковского дела

СОЦИОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Специалист по социальной работе

Право и организация социального обеспечения

Право и судебное администрирование

Специалист по судебному администрированию

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Специалист по рекламе

Специалист издательского дела

СЕРВИС И ТУРИЗМ

Организация обслуживания в общественном питании

Стилистика и искусство визажа

Сервис на транспорте (по видам транспорта)

Специалист по сервису на транспорте

Сервис по химической обработке изделий

Сервис домашнего и коммунального хозяйства

Специалист по домашнему и коммунальному хозяйству

Утратила силу с 1 сентября 2020 г. - Приказ Минпросвещения России от 3 декабря 2019 г. N 655

Информация об изменениях:

Специалист по туризму

Технология эстетических услуг

Специалист в области прикладной эстетики

Технология парикмахерского искусства

Специалист по гостеприимству

Поварское и кондитерское дело

Специалист по поварскому и кондитерскому делу

ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Воспитатель детей дошкольного возраста

Воспитатель детей дошкольного возраста с дополнительной подготовкой (с указанием программы дополнительной подготовки)

Преподавание в начальных классах

Учитель начальных классов

Учитель начальных классов с дополнительной подготовкой (с указанием программы дополнительной подготовки)

Педагогика дополнительного образования

Педагог дополнительного образования (с указанием области деятельности)

Специальное дошкольное образование

Воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием

Воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием и дополнительной подготовкой (с указанием программы дополнительной подготовки)

Коррекционная педагогика в начальном образовании

Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования

Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования с дополнительной подготовкой (с указанием программы дополнительной подготовки)

Профессиональное обучение (по отраслям)

Мастер производственного обучения (техник, технолог, конструктор-модельер, дизайнер и др.)

ИСТОРИЯ И АРХЕОЛОГИЯ

Документационное обеспечение управления и архивоведение

Специалист по документационному обеспечению управления, архивист

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

Педагог по физической культуре и спорту

Тренер/Учитель физической культуры

Адаптивная физическая культура

Педагог по адаптивной физической культуре и спорту / Учитель адаптивной физической культуры

Тренер по виду спорта

ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА

Мировая художественная культура

Специалист в области мировой художественной культуры, преподаватель

Специалист в области мировой художественной культуры, преподаватель, экскурсовод

КУЛЬТУРОВЕДЕНИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ

Народное художественное творчество (по видам)

Руководитель любительского творческого коллектива, преподаватель

Социально-культурная деятельность (по видам)

Организатор социально-культурной деятельности

Менеджер социально-культурной деятельности

Библиотекарь, специалист по информационным ресурсам

СЦЕНИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА И ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Артист балета, преподаватель

Искусство танца (по видам)

Артист балета ансамбля песни и танца, танцевального коллектива, преподаватель


Не успеем мы и наши дети оглянуться, как девятый класс скоро будет уже позади. И именно сейчас для девятиклассников настает момент, когда родители вместе с ребенком решают, стоит ли продолжать учебу в школе или поступить в колледж? А многие рассматривают этот вариант и в 11 классе, вместо вуза.

В последнее время родители и учащиеся стали охотнее стали задумываться о поступлении в учебные заведения среднего профессионального образования. И неспроста - ведь все чаще одним из требований к молодым специалистам становится наличие опыта.

А получить его можно в полной мере при обучении именно в техникуме, училище или колледже.


Для начала разберемся, что входит в общее понятие «среднее профессиональное образование».

Чем отличаются колледж, училище и техникум

С 2012 года техникумы, училища, колледжи и профессиональные лицеи называют организациями среднего профессионального образования, сокращенно СПО. Обучают в них как на профессиональных квалифицированных рабочих, так и на специалистов среднего звена.

Профессиональные технические училища. Учащиеся поступают в ПТУ обычно после 9 класса, хотя возможен и вариант после 11. Знания ребята осваивают по школьной программе, плюс нарабатывают опыт по профилю. Обучение длится три года, учащийся получает профессиональное образование начальной степени и рабочую квалификацию. В ПТУ обучают, например, на повара, электромонтера, швею, специалиста почтовой связи.

В техникумах, помимо освоения школьной программы, студенты осваивают прикладные навыки. Обучение длится 2-3 года. В результате выпускник имеет категорию младшего специалиста вместе с аттестатом о среднем профессиональном образовании.

В колледжах у учащихся более глубокая теоретическая и практическая подготовка. При этом в колледжи чаще берут после 11 класса, хотя могут быть исключения. Выпускник получает диплом о среднем образовании вместе со званием старшего специалиста. Часто такие учреждения сотрудничают с конкретными вузами, куда выпускник может поступить на бакалавриат. Отметим, что в колледже обычно обучение самое долгое.

Таким образом, это разные учебные заведения. Они различаются глубиной подачи теории и практики, наличием сотрудничества с вузами, программами и тем, какая квалификация будет отмечена в дипломе.


В каких случаях стоит выбрать среднее профессиональное образование

Есть несколько причин, по которым обучение в колледже будет преимуществом для ребенка. Возможно, какая-то из них актуальна для вашей ситуации.

  • Подросток точно знает свои интересы и хочет освоиться в конкретной профессии. В таком случае не стоит терять два года в школе, если выбор уже сделан.
  • Он активно интересуется той специальностью, которую предлагает среднее профессиональное образование. Если вы видите явный интерес своего ребенка к той области, которая есть в колледжах, стоит поговорить с ним и предложить возможный вариант дальнейшего обучения.
  • Если у подростка низкая учебная мотивация или сложные отношения в школе, стоит рассмотреть вариант такого образования. Став студентом колледжа, он попадает в иную учебную среду. У учащихся больше общих интересов, а отношение к ним преподавателей более деловое, уважительное.
  • Теоретическая, научная сфера не входит в ближайшие планы учащегося. Вы видите, что подросток хочет минимум теории и больше практики? Стоит обсудить с ним перспективу поступления в колледж.
  • У подростка есть желание или необходимость быстрее начать зарабатывать, стать независимым, возможно, раньше начать строить карьеру.

Итак, есть ситуации, в которых обучение в средних специальных учебных заведениях имеет преимущество. Взвешенное решение стоит принимать исходя не только из ситуации на рынке труда, но из интересов и потребностей самого ребенка.


Преимущества средних специальных учебных заведений

Некоторые из достоинств ПТУ или колледжа могут оказаться важными для принятия решения, но не всегда сразу очевидными. Давайте рассмотрим их.

  1. Не все профессии осваиваются в вузах. Например, не существует высшего образования у художников по гриму для кино и театра. В Новосибирске на гримера можно обучиться в Новосибирском колледже парикмахерского искусства. Так же дело обстоит с кондитерами и поварами. Конечно, можно стать технологом пищевого производства, получив высшее образование, но это другая профессия. На поваров и кондитеров учат, например, в Новосибирском колледже питания и сервиса, Новосибирском лицее питания. А на судового повара можно обучиться в Новосибирском речном колледже!
  2. Обучение в колледже даст ясное понимание, готов ли подросток посвятить свою жизнь именно этой профессии. Кроме того, он увидит профессию изнутри и поймет, совпало ли действительное с желаемым. Если вдруг нет, то, после окончания двух курсов, если ученик поступал после 9 класса, он может взять справку с оценками по школьным предметам и вместе с выпускниками школ сдать ЕГЭ. Но, кроме результатов ЕГЭ, нужен будет еще аттестат о среднем образовании. Имея его плюс оценки по ЕГЭ, можно подавать документы в любой вуз или колледж.
  3. Даже если учеба не оправдала ожиданий, в любом случае выпускник уже будет иметь профессию, а его сверстники в вузе только перейдут на третий-четвертый курс.
  4. Шансов поступить в вуз больше при обучении в колледже при этом же вузе. ЕГЭ в этом случае сдавать не надо, т.к. достаточно будет только самих вузовских экзаменов. В некоторых вузах предусмотрен сокращенный вариант обучения для тех, кто учился в колледжах при вузах - обучение сокращается за счет родственных специальностей.
  5. На современном рынке все больше ценится работник с опытом. А вот без практики сейчас сложно устроиться даже выпускнику вуза. Работодатели все чаще ищут специалистов, которые «потрогали железо» на практике, знают нюансы работы и могут пойти сразу на более высокую должность. А тех, кто пришел после вуза, просят сначала показать, что они умеют.
  6. На сегодняшний день мастера, имеющие высокую квалификацию, часто получают больше, чем менеджеры среднего звена. Например, в Новосибирске водитель автобетоносмесителя имеет зарплату 90 000 р., сварщик на крупном производстве – 107 000 р. Разрыв зарплат между выпускниками вузов и СПО постепенно сокращается.

Стереотипы восприятия «техникумов» остаются в прошлом. Современный мир иначе смотрит на обучение в средних специальных заведениях, а их выпускники ценятся не меньше выпускников вузов.
В 2012 году Россия присоединилась к проекту WorldSkills. Эта ассоциация повышает статус и стандарты профессионального образования рабочих профессий по всему миру. Она помогает учащимся и профессионалам выходить на такой уровень квалификации, который позволяет работать по профессии в любой точке мира. Это повышает престиж рабочих профессий.


Конкурс все больше

Конкурс на рабочие специальности растет с каждым годом. В начале 2000-х в колледжи шел только каждый третий учащийся после 9 класса, а в 2019 году – уже около половины. Количество учащихся, поступающих на специалистов среднего звена по России с 2010\11 и до 2019\20 учебного года, стабильно растет. В 2010 году численность студентов в училищах и колледжах была 2125,7 тысяч человек, а в 2019 году – 2576,2 тыс.чел.

Все чаще родители и сами дети стали считать важным показателем престижности профессии окончательный результат – варианты трудоустройства и размер заработной платы. Эти факторы и в самом деле играют далеко не последнюю роль в построении карьеры, да и жизни в целом.

Некоторые колледжи Новосибирска и области

В Новосибирске и области более 60 средних специальных учебных заведений. Мы приводим, как пример, лишь некоторые из них. Пройдя по ссылкам, можно узнать об условиях зачисления и обучения в них более подробно.


Колледж телекоммуникаций и информатики (КТИ)

КТИ – структурное подразделение Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики (СибГУТИ).

Специальности: сети связи и системы коммутации, многоканальные телекоммуникационные системы, радиосвязь, радиовещание и телевидение, прикладная информатика, информационные системы.

Обучение на базе 9 классов – в течение 3 лет и 6 мес., на некоторых специальностях – 3 г. 10 мес.
На базе 11 классов – от 2 лет 6 мес. до 2 лет 10 мес., в зависимости от специальности.

После окончания колледжа у выпускника есть выбор: выйти на работу либо продолжить обучение в сокращенные сроки по заочной форме в СибГУТИ. Закончив институт, выпускник получит диплом государственного образца о высшем образовании по направлениям «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» или «Менеджмент».


ГБПОУ НСО «Новосибирский авиационный технический колледж имени Б.С.Галущака»

Специальности на базе 9 классов: технология машиностроения, медицинская оптика, эксплуатация беспилотных авиационных систем, информационные системы и программирование, аддитивные технологии, производство и обслуживание авиационной техники. Обучение длится 3 года и 10 месяцев.

Имея 11 классов, можно пойти учиться на те же специальности, кроме аддитивных технологий. Срок обучения – 2 года и 10 месяцев.

Конкурс на место в 2020 г., в среднем: 3 человека (2,98).

Колледж сотрудничает с заводами и компаниями Новосибирска, например, АО «Аэропорт Толмачево», филиал ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России, Новосибирская аптечная сеть и другие.

Новосибирский техникум железнодорожного транспорта (НТЖТ)

Специальности на базе 9 и 11 классов: автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте, строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство, организация перевозок и управление на транспорте.

После окончания техникума ученики получат профессии: электромеханик, электромонтер, монтер пути, оператор дефектоскопной тележки, дежурный по переезду, сигналист, приемосдатчик груза и багажа, оператор станционного технологического центра, дежурный по станции, составитель поездов.

Обучение на базе 9 классов длится 3 г. и 10 мес., на базе 11 классов – 2 г. и 10 мес.

Конкурс на место в 2020 г., в среднем: 3,44 чел. на место среди окончивших 9 классов, бюджет. А на специальность «Организация перевозок и управление на транспорте» в этом году было 11,2 чел. на место, также на базе 9 классов, бюджет.

Новосибирский колледж почтовой связи и сервиса (ГБПОУ НСО «НКПСиС»)

Специальности на базе 9 классов: оператор связи, электромонтажник–наладчик, специалист по телекоммуникациям.

На базе 11 классов: специалист почтовой связи, специалист по телекоммуникациям.

В 2019 г. году конкурс на специальность «оператор связи» был 2,56 чел. на место.

Колледж сотрудничает с филиалом ФГУП «Почта России», Новосибирским электровозоремонтным заводом, Институтом ядерной физики им. Г.И.Будкера.

Новосибирское государственное художественное училище (НГХУ)

Специальности: дизайн, живопись на базе 9 классов.

Профессии: дизайнер, преподаватель; художник – живописец, преподаватель.

Срок обучения – 3г. 10 мес.

Конкурс на место в 2020 г.: дизайн 7,96 чел. на место, живопись 3,96 чел. на место.

Партнер училища – Новосибирский академический молодежный театр «Глобус».

Новосибирский колледж пищевой промышленности и переработки (НКППиП)

На базе 9 классов обучают по специальностям: оператор процессов колбасного производства, пекарь, кондитер сахаристых изделий, наладчик оборудования в производстве пищевой продукции. Срок обучения – 2 г. 10 мес.

На базе 11 классов есть одна специальность: технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий (2 г. 10 мес.)

После окончания колледжа выпускнику присваивается одна из квалификаций: техник-технолог, оператор линии приготовления фарша, пекарь, кондитер.

Колледж участвует в проекте WorldSkills.

Предприятия, сотрудничающие с колледжем: АО ПК «Новосибхлеб», ООО «Гастромаркет», ООО ТХ «Сибирский Гигант» и другие.

В Новосибирске и области очень много учреждений среднего профессионального образования, а еще больше - специальностей, которые они предлагают, а значит, у учащихся есть широкий выбор.

Мы постарались показать, что часто, получив образование в средне-специальном учебном заведении, молодой человек вряд ли что-то потеряет: ведь после двух лет обучения в колледже он точно будет знать, та ли это профессия, которую он хотел в школе, может продолжить обучение в вузе или пойти работать по специальности.

Конечно, такое решение лучше принимать вместе родителям и будущему выпускнику, и поиск оптимального для него/нее учебного заведения желательно начинать заранее.

Поделитесь, пожалуйста, опытом, как вы принимали или принимаете решение о поступлении в колледж, училище или техникум?

Читайте также: