Где не нужна история профессии

Опубликовано: 02.10.2024

Вы закончили школу - и теперь вполне можете работать и зарабатывать. Есть множество профессий, которые не требуют "корочки" ни высшего, ни даже среднего профессионального образования.

Все профессии, где у вас не спросят про образование, можно разделить на 3 категории.

Низкооплачиваемые и низкоквалифицированные профессии

Для этих профессий важнее всего быть вовремя на рабочем месте. От представителей этих профессий требуются внимательность, дисциплинированность, пунктуальность, аккуратность.
Обещают, что в недалеком будущем часть профессий этой категории исчезнет. Их "выдавят" новые технологии и роботы. Но мы думаем, что в нашей стране эти профессии еще долго будут актуальны:

✔ Почтальон - сотрудник почтового отделения, который разносит посылки, письма, прессу адресатам.
Зарплата: от 17 000 до 35 000 рублей
✔ Вахтер - специалист, который следит за соблюдением общественного порядка на вверенной ему территории/объекте, предотвращает хищение имущества.
Зарплата: от 15 000 рублей
✔ Няня/бебиситтер/гувернантка - обычно женщина, которая ухаживает за чужими детьми. Для профессиональной няни нужно педагогическое образование, но в ряде случаев можно устроиться и без него.
Зарплата: от 15 000 до 60 000 рублей

✔ Кассир - работник, который отвечает за кассу, принимает и учитывает деньги в магазине, ресторане, кинотеатре или банке.
Зарплата: от 25 000 до 70 000 рублей
✔ Продавец-консультант - сотрудник магазина, который продает товары и услуги, рассказывает об особенностях и преимуществах товара.
Зарплата: от 25 000 до 150 000 рублей.
✔ Помощник воспитателя в детском саду ("нянечка") - сотрудник детского сада, который ухаживает за детьми, отвечает за чистоту в группе.
Зарплата: от 15 000 до 60 000 рублей
✔ Бармен - работник бара, который обслуживает посетителей за барной стойкой.
Зарплата: от 15 000 до 85 000 рублей

✔ Курьер - сотрудник, который доставляет деловую корреспонденцию, посылки, заказы.
Зарплата: от 15 000 до 85 000 рублей
✔ Грузчик - рабочий, который отвечает за погрузку и выгрузку товара.
Зарплата: от 20 000 до 75 000 рублей
✔ Официант - сотрудник кафе, ресторанов, который обслуживает посетителей за столиками.
Зарплата: от 15 000 до 100 000 рублей
✔ Рабочий на стройке - работник, которого привлекают для неквалифицированного физического труда во время строительных работ.
Зарплата: от 15 000 до 50 000 рублей
✔ Хостес - сотрудник, в задачи которого входит встреча гостей в ресторанах, отелях, на больших выставках и конференциях.
Зарплата: от 50 000 до 130 000 рублей
✔ Администратор в офисе - сотрудник, в задачи которого входит общение с клиентами, встреча гостей, а также материально-техническое оснащение офиса.
Зарплата: от 25 000 до 100 000 рублей
✔ Вожатый - сотрудник детского лагеря или школы, который отвечает за безопасность и организацию детского досуга во время смены.
Зарплата: от 10 000 до 35 000 рублей

✔ Водитель такси - сотрудник или физическое лицо, который занимается доставкой пассажиров на автомобиле. Корочка об образовании здесь не нужна, но водительские права обязательны.
Зарплата: от 35 000 до 120 000 рублей
✔ Мойщик машин - работник автомойки, который моет автомобили.
Зарплата: от 15 000 до 75 000 рублей
✔ Дворник/уборщик (куда без него) - работник, который поддерживает чистоту на улице/в помещении.
Зарплата: от 10 000 до 60 000 рублей

Профессии, где опыт и портфолио важнее, чем корочка

В этих профессиях можно просто начать делать дело и развиваться, хотя на практике, конечно, все не так просто. Лучшие и самые востребованные постоянно учатся, проходят профессиональные курсы.

✔ Актер - исполнитель ролей в спектаклях и кино. Вы удивитесь, но среди обладателей Оскара большая часть не имеет актерского образования.
Зарплата: от 50 000 рублей
✔ Модель - человек, который позирует для фотографий, видеосъемок и участвует в показе одежды.
Зарплата: от 40 000 рублей
✔ Youtube-блогер - профессионально ведет видеоблог на платформе Youtube и зарабатывает на этом деньги.
Зарплата: от 100 рублей
✔ Репетитор - педагог, который преподает "в частном порядке", дома или онлайн.
Зарплата: от 10 000 рублей
✔ Стилист - специалист, который формирует общий стиль для клиента - подбирает одежду, прическу, макияж.
Зарплата: от 45 000 рублей
✔ Писатель, копирайтер - разработчик, составитель рекламных и информационных текстов для компаний, автор книг и статей. Образование в этой профессии не главное, но без таланта или, как минимум, способностей, точно не обойтись.
Зарплата: от 45 000 рублей
✔ Фотограф - специалист, который создает фотоснимки для журналов, газет, фотобанков или частных клиентов.
Зарплата: от 25 000 до 100 000 рублей

Специфические профессии, которым научат на работе

Есть востребованные и популярные профессии, где работа начинается с "учебки" или специальных курсов, где дают нужную теорию и практику. Например:

✔ Машинист в метро - специалист, который обеспечивает управление электропоездом и перевозку пассажиров по подземным и надземным линиям метрополитена.
Зарплата: от 25 000 до 95 000 рублей
✔ Полицейский - сотрудник МВД, который уполномочен следить за соблюдением общественного порядка, а также охранять жизнь, здоровье и имущество граждан.
Зарплата: от 25 000 до 80 000 рублей
✔ Пожарный - сотрудник МЧС, состоящий на службе в подразделении пожарной охраны и ответственный за тушение пожаров.
Зарплата: от 25 000 до 90 000 рублей
✔ Спасатель - сотрудник МЧС, задача которого спасать людей в случае катастроф и экстремальных ситуаций.
Зарплата: от 25 000 до 60 000 рублей
✔ Стюард - специалист авиакомпании, который отвечает за комфортные условия полета для пассажиров.
Зарплата: от 35 000 до 120 000 рублей
✔ Водитель трамвая - специалиста, который управляет трамваем и перевозит пассажиров.
Зарплата: от 35 000 до 40 000 рублей

Мы рассказали о профессиях, для трудоустройства в которых вам не потребуется диплом. Тем не менее, только через образование и постоянное самообучение лежит путь к самым интересным профессиям и материальному благополучию. Если хотите добиться большего, продолжайте учиться!

Автор: Ольга Биккулова, специалист ЦТР "Гуманитарные технологии"


Если вы хотите получать свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.


Преподаватель истории

История – специальность гуманитарного направления педагогического профиля, предметной областью которой является система знаний о жизнедеятельности человеческого общества в его прошлом и настоящем. Преподаватель истории – квалификация специалиста с высшим педагогическим образованием, профессиональной областью которого является история.

Современный преподаватель истории – это специалист, понимающий роль учебных предметов истории и обществознания в развитии индивидуальности ученика, осознающий ценности исторического опыта для познания настоящего и прогнозирования будущего. Задача учителя истории – научить школьников понимать историю, исторические процессы, которые происходят и происходили в нашей стране и мире. Педагог не просто доносит информацию до учащихся, но и прививает культурные и моральные ценности, способствует формированию мировоззрения личности.

Профессия требует высокого уровня коммуникативных и организаторских способностей, хорошей памяти, логического мышления, гибкости и самостоятельности мышления, высокого уровня концентрации внимания. Для профессии важны такие качества, как эмоцио­нально-волевая устойчивость, наблюдательность, внимательность, эрудированность, широкий кругозор, любознательность, интерес к историческим событиям и явлениям. Преподаватель должен быть терпеливым, творческим, коммуникабельным и креативным.

Преподаватели истории востребованы в образовательных учреждениях (школы и гимназии, птузы, ссузы, вузы); учреждениях культуры (музеи, архивы, библиотеки); вне­школьных организациях (детские центры творчества и досуга).

Историк

Историк изучает прошлое человечества во всем его многообразии, используя знания о всевозможных исторических фактах и процессах, воссоздает картину жизни государства, народов и отдельных людей в разные времена. Устанавливает закономерности развития общества и выявляет причинно-следственные связи между произошедшими событиями. Проводит исследования в различных областях исторической науки, теоретических или прикладных ее дисциплинах, занимается сбором и анализом фактов, событий, процессов на основе исторических источников, архивных данных, устранением недостоверных данных.

Для эффективной работы историку необходимы аналитические способности; логическое мышление; высокий уровень развития концентрации и устойчивости внимания; хорошая память (память на числа и символы, цифры и даты); способность воспринимать большое количество информации; склонность к исследовательской деятельности. Большое значение имеют такие качества, как эрудированность, любознательность, самостоятельность, способность аргументировано отстаивать свое мнение.

Историки могут работать в сфере образования, заниматься научно-исследовательской деятельностью, культурно-просветительской и организационно-управленческой работой.

Политолог

Политология – наука, призванная изучать мир в его всеобщности и многообразии, политику и все связанные с ней явления как разновидность продуктивной деятельности человека. Политология связана с историей, ведь чтобы анализировать политические процессы, происходящие в современном обществе, нужно знать, как эти процессы проходили в прошлом.

Политики – это те, кто принимает политически значимые решения, воплощает их в жизнь и несет за них ответственность. А политологи – те, кто такие решения разрабатывает и рассчитывает стратегию развития страны. Это признанные эксперты в сфере политической, социальной и хозяйственной жизни общества, которые имеют соответствующее образование и профессиональный опыт, позволяющие обоснованно и компетентно трактовать события в государстве.

Политолог оценивает аспекты развития политического процесса в историческом контексте, учитывает традиции, современные тенденции и политическую культуру. Он исследует современную политическую обстановку и одновременно сравнивает ее с похожими явлениями мировой истории. Такое сравнение помогает ему проследить связь политических событий с другими сферами жизни. Специалист может дать эффективную оценку явлению, которое исследуется, а также сделать прогноз развития политических процессов.

Главная задача политолога – предугадать последствия будущих политических событий на основе имеющихся знаний, политических идей и традиций прошлых лет, собственного опыта и опыта других государств.

Профессия политолога требует аналитического ума, умения делать прогнозы и анализировать, отличной памяти на события, даты, личности. В работе помогут коммуникативные способности, умение грамотно излагать мысли и быстро ориентироваться в событиях, хладнокровность, высокие моральные качества, харизма.

Работа политолога востребована в государственных органах, общественных и политических организациях, компаниях, занимающихся избирательными технологиями и политическим консалтингом.

Юрист

Знание истории необходимо специалистам в области юриспруденции. Система государства и права не возникла внезапно, она развивалась в течение столетий под влиянием происходящих в обществе изменений. Чтобы уверенно оперировать современными законами, необходимо понимать, откуда они взялись. Именно поэтому будущие юристы обязательно изучают историю государства и права.

Юрист – специалист в отрасли права, который занимается его изучением, обучением праву, исследованиями в данной отрасли и практическим применением навыков. Юрист разрабатывает проекты договоров, проверяет их на соответствие законодательству и отсутствие «подводных камней», визирует договора при их заключении, регистрирует. Специалист обязан согласовывать все внутренние и внешние документы, обеспечивать учет претензий и следить за их удовлетворением. В обязанности юриста входит урегулирование договорных споров, подготовка исковых заявлений, представление интересов организации в суде. Специалист готовит заявки на получение лицензий или разрешений для осуществления деятельности.

Профессия юриста требует от соискателя таких качеств, как аналитический ум, логическое мышление, уверенность в себе, коммуникабельность, отличная память, наблюдательность, готовность к стрессовым ситуациям, повышенная степень ответственности, внимательность к мелочам, способность к убеждению, трудолюбие и упорство.

Должность юриста востребована в различных юридических инстанциях – суде, прокуратуре, министерстве юстиции, МВД. Без юриста не обойтись в коммерческих фирмах, органах власти, государственных ведомствах. Часто юристы ведут частную практику или открывают собственные юридические бюро.

Понятие «юрист» включает целый спектр профессий: адвокат, судья, прокурор, нотариус, юрисконсульт, следователь. Поэтому практическая деятельность юриста подразумевает несколько направлений.

Юристконсульт относится к правовому отделу организации, учреждения, компании. Его обязанность – контролировать соблюдение законодательства, защищать права и интересы компании.

Прокурор – государственный служащий, осуществляющий прокурорский надзор, представляющий сторону обвинения в суде, координирующий деятельность по предотвращению преступлений. Работа прокурора делится на две части: представление стороны обвинения в суде и надзорно-следственная деятельность.

Адвокат оказывает профессиональную юридическую помощь гражданам и организациям. Защищает их интересы в суде. Консультирует по различным правовым вопросам. Роль адвоката – быть независимым участником судебного процесса.

Судья обладает всей полнотой власти, вершит суд согласно статьям существующих законов.

Юрист-международник – специалист юридического отдела компании, обеспечивающий деятельность с иностранными контрагентами. Профессия считается одной из самых престижных в юриспруденции.

Архивариус

Профессия архивариуса тесно взаимодействует с историей. ­Архивариус (актуариус, архивист) – сотрудник архива, отвечающий за систематизацию и учет документальных материалов, поступивших в архив и доверенных на хранение. Основная задача архивариусов – собрать, сохранить документальные богатства страны с целью их последующего использования в интересах народа и государства.

Архивариус организовывает хранение и обеспечивает сохранность документальных материалов, поступивших в архив. Он регистрирует и принимает на хранение документы, осуществляет систематизацию и размещение дел, их учет. По запросам музеев, различных организаций и частных лиц архивариусы выявляют материалы по тем или иным историческим событиям. На основе сведений, имеющихся в архивных документах, они готовят ответы на поступающие запросы, выдают архивные копии документов. Архивариусы также принимают участие в экспертизе ценности архивных документов.

Профессия архивариуса требует высокого уровня концентрации внимания; развитого логического мышления; способности анализировать и систематизировать большое количество информации. В данной профессии важно наличие склонности к работе с документацией, способности заниматься длительное время монотонной кропотливой работой, стремления доводить начатое дело до конца. Успеху в деятельности будут способствовать внимательность и усидчивость, терпеливость и собранность, ответственность и организованность, скрупулезность и педантичность, аккуратность и самоконтроль.

Архивариусы востребованы в организациях и учреждениях, где есть большой документооборот: в архивах, страховых и финансовых компаниях, банках, на государственных предприятиях.

Искусствовед

Тем, кто мечтает освоить профессию, связанную с искусством, также предстоит изучение истории, поскольку специалисту-искусствоведу необходимы знания по истории искусств со времен их зарождения и до наших дней.

Искусствоведение – комплекс научных дисциплин, изучающих искусство (преимущественно изо­бразительное, декоративно-прикладное и архитектуру) и художественную культуру общества в целом, отдельные виды искусства и их отношение к действительности. Включает в себя теорию искусств, их историю и художественную критику.

Искусствовед – научный специалист, изучающий историю и содержание различных художественных произведений, чаще всего произведений изобразительного искусства. Это очень древняя профессия с богатым прошлым.

Искусствовед является экспертом в определенной области искусства. Искусствоведы, специализирующиеся на определенной эпохе, художественном направлении или творчестве конкретного художника, могут выступать в качестве экспертов по оценке картин, скульптур, предметов декоративно-прикладного искусства. Они оценивают художественную ценность произведения (определяют возможный возраст, эпоху, авторство), учитывая художественную манеру, исторический контекст создания произведения и т.п. Иногда для оценки подлинности произведения этого недостаточно. В этом случае привлекают специалистов научных лабораторий, исследующих физические свойства, химический состав, технологию предметов искусства.

Деятельность искусствоведа подразумевает глубокое изучение и анализ произведений искусства. Изучаются экспонаты музеев и частных коллекций. Чтобы стать профессионалом в этой области, необходимо глубоко изучать и анализировать, ценить и любить произведения искусства, постоянно совершенствовать свои знания. Изучая образцы прошлого, просматривая огромное количество произведений, искусствовед оттачивает свой профессиональный вкус.

Профессия искусствоведа требует от специалиста преимущественно интеллектуальных затрат. Для успешной работы человеку необходим широкий кругозор в области искусства, хорошая память, аналитические способности, творческое мышление, склонность к исследовательской деятельности, умение выражать свои мысли, чувство гармонии, развитый эстетический и художественный вкус.

Искусствоведы работают в музеях, художественных галереях, выставочных залах, научно-исследовательских институтах и других организациях культуры и искусства.

Культуролог

Культура есть совокупность результатов человеческой деятельности, средство передачи информации последующим поколениям.

Культуролог – научный специалист, изучающий общество через его историю, культуру, религию. Он изучает особенности, историю развития и формирования различных видов искусства, архитектуры и быта различных народов.

Деятельность культуролога условно делится на четыре направления: научно-исследовательскую работу, преподавание, экскурсионную деятельность, написание научно-популярных статей и книг. Научная работа – основная. Культуролог изучает историю формирования и особенности быта различных народностей: проводит исследования, ставит эксперименты, фиксирует результаты в научных статьях и книгах. Специалист занимается изучением отдельных элементов культуры, субкультур отдельных возрастных, профессиональных, социальных групп и сообществ. Также он изучает уровень развития общества, культурной жизни и деятельности людей, их духовного потенциала.

Культуролог занимается также экскурсионной деятельностью, пишет статьи и книги, читает лекции в учебных заведениях. Таких специалистов привлекают в качестве экспертов по вопросам культуры в различные учреждения, организации, СМИ.

Для эффективной работы культурологу необходимы аналитические способности, логическое мышление, развитое воображение, отличная память, склонность к исследовательской работе, способность самостоятельно и своевременно принимать решения. В профессии не обойтись без коммуникабельности, внимательности, ответственности, высокой работоспособности, креативности.

Специалисты-культурологи могут найти применение в различных сферах профессиональной деятельности, в том числе в научно-исследовательских и проектных организациях, связанных с изучением культуры, сохранением и освоением культурного наследия, в журналистике, рекламных PR-агентствах, в государственных учреждениях и общественных организациях, занимающихся управлением культурой и охраной памятников истории и культуры, в культурных образовательных учреждениях.

Религиовед

Религиовед – это специалист в области взаимоотношений между различными религиозными конфессиями, церковью и государством, верующими и неверующими, объективно оценивающий место и роль религии в обществе, культуре, разнообразных сферах духовно-этичес­кой жизни.

Религиоведы объективно оценивают положение религии в определенном обществе, в развитых культурах и многих других сферах нашей жизни. Знание различных конфессий позволяет предотвращать и решать конфликтные ситуации, способствует взаимопониманию и укреплению взаимоотношений между людьми различных религиозных взглядов.

Специалисты-религиоведы проводят исследования, пишут аналитические научные статьи, проводят лекции и семинары, консультируют представителей власти. Как профессионал, религиовед выступает в основном в двух ипостасях: исследователя и преподавателя. В обоих случаях он может быть востребован и как эксперт.

В профессии важными качествами являются высокий уровень интеллекта, аналитическое мышление, толерантность, усидчивость, предрасположенность к кабинетной работе.

Человек, получивший диплом по направлению «религиоведение», может работать научным сотрудником в исследовательских духовных и светских учреждениях; преподавателем религиоведческих дисциплин; экспертом, исследователем религиозного искусства; специалистом в области социологических исследований.

Этнограф

Этнограф – научный специалист, изучающий этнические общности и народы, их быт, культуру, происхождение, передвижение и расселение. Выбирая определенные народы и этносы, он изучает их религиозные, политические и экономические особенности, обычаи. Основными направлениями изучения являются повседневные традиции, хозяйственная деятельность, первобытнообщинный строй, язык, религиозные верования. Объектами изучения, как правило, выступают предметы материальной культуры: жилище, одежда, оружие, украшения, предметы быта.

Этнограф наблюдает за жизнью народа, проводит анкетирование представителей этноса. Специалист может работать с историческим наследием, организовывать антропологические экспертизы, составлять этнографические карты.

В профессии этнографа важны такие качества, как аналитический склад ума, склонность к исследованиям и путешествиям, способность к анализу, умение грамотно излагать мысли. Эффективной работе будут способствовать аккуратность, самостоятельность и педантичность.

Работа этнографа необходима в музеях, историко-исследовательских учреждениях, туристических фирмах, СМИ.

Археолог

Археолог – это ученый, изучающий быт и культуру древних людей по различным артефактам. Артефакт в археологии – это созданный или обработанный человеком предмет. Артефакты также называют вещественными источниками. К ним относятся постройки, орудия труда, домашняя утварь, украшения, оружие и другие свидетельства человеческой деятельности. Если же на артефактах есть письмена, они именуются письменными источниками. Вещественные источники (в отличие от письменных) молчаливы. Они не содержат упоминаний об исторических событиях, а многие были созданы задолго до появления письменности. Задача археолога – создать картину прошлого по найденным фрагментам, опираясь на уже имеющиеся знания и находки, с учетом расположения находок. Их невозможно рассматривать вне контекста, т.е. в отрыве места, обстановки, глубины залегания, предметов, найденных по соседству и пр. Археолог отыскивает свидетельства прошлого, а затем исследует их в лаборатории, классифицирует, реставрируют и т.д.

В профессии важны способность к анализу и обобщению, трудолюбие, организованность, аккуратность, собранность, упорство, наблюдательность, интерес к истории и археологии, склонность к исследованиям и путешествиям.

Лев Левицкий

Историческое образование учит критическому мышлению, работе с источниками, анализу и прогнозированию. Правда, не все выпускники истфака знают, где их знания могут пригодиться, если не в преподавании или археологии. Кем работать, если нравится история? Знакомьтесь: 10 неочевидных профессий, которые можно выбрать после истфака.

1. Государственный служащий

Конечно, для этого есть политологи и госуправленцы. Но историки выигрывают у них более фундаментальным понимаем картины мира, развитым критическим мышлением, умением работать с документами. Историческое образование обязательно включает историю политических, правовых и социальных учений, поэтому историки хорошо разбираются в политике и ее механизмах.

Государственные служащие — это все, кто работает в государственных органах, от министров и глав субъектов до помощников депутатов. Попасть на госслужбу проще всего через стажировку. Например, правительство Москвы ежегодно приглашает студентов на работу. Такая стажировка позволяет понять, кем работать, если нравится история — ведь можно попробовать себя в разных департаментах и определить, какое направление вам ближе.

Если вы пока не знаете, какую профессию выбрать, воспользуйтесь бесплатной консультацией в нашем центре. Что это такое? Все просто: вы расскажете о себе и о своих интересах. А специалист посоветует, на какие специальности обратить внимание, в какой вуз поступать, какие ЕГЭ сдавать. Так вы сэкономите время на подготовку и сможете выбрать образование, которое точно окажется для вас интересным и полезным!

2. Комьюнити-менеджер

У историков неплохо получается заниматься комьюнити-менеджментом — управлении сообществом. Главное — развитые социальные навыки и хорошее понимание «психологии толпы». Эти навыки историки приобретают на занятиях по психологии, социологии, источниковедению. Комьюнити-менеджеры должны грамотно выстраивать отношения бренда с целевой аудиторией. А историческое образование — отличный фундамент для специализированных знаний по этой теме.

Профессия коммьюнити-менеджера востребована уже сейчас. В дальнейшие годы ее популярность будет только расти! Всё больше и больше людей подходят осознанно к покупке товаров и услуг. Клиенты не хотят поддерживать бизнес, если за ним стоит человек с плохой репутацией. И, наоборот, охотно покупают продукты тех людей и брендов, которые нравятся им лично.

Лучший способ стать комьюнити-менеджером после истфака — пройти онлайн-курс по маркетингу, чтобы лучше разбираться в этой сфере. Также можно попробовать получить опыт на некоммерческих проектах в ходе обучения. Например, поработать в студенческих организациях. Совет: не ограничивайтесь комьюнити-менеджментом! историк может разобраться в любой профессии, связанной с медиа, ведь в вузе его учат анализировать информацию и представлять ее в формате, подходящем для аудитории.

3. Специалист по историческим костюмам и антуражу

Да-да, есть такая должность при театрах и киностудиях! Даже 90-е, которые, кажется, были не так уж давно, превратились в историю. Режиссёрам нужен специалист, который бы проконсультировал их по костюмам, предметам и декорациям. В чем заключается его работа? Например, не дать герою пробежать в военном фильме с автоматом, которого ещё не существовало, и не позволить героине пройтись в платье, которое было уже не модным в 1780-м году.

Конечно, для этого необходима специальная квалификация. Лучший способ получить ее — постажироваться в музее, куда вполне реально попасть даже во время учебы. Там сотрудники научат вас разбираться в артефактах разных эпох. Немного практики — и вы уже разбираетесь в платьях, шинелях и каретах. Некоторые историки консультируют исключительно по определённому периоду или только по оружию. Поэтому, если вы занимаетесь историческими исследованиями в какой-то узкой области, можете получать дополнительный доход, помогая режиссерам!

4. Администратор музея

Создание выставок, управление музейным архивов, пополнение коллекции, найм реставраторов — для всего этого необходимы знания историка. Часто историки открывают собственные музеи и работают не по найму, а как предприниматели — и довольно успешно.

Если вы думаете, что работать в музеях скучно, вы ошибаетесь! Возможно, вам не интересны «классические» военные музеи или музеи искусства. Но в современном мире можно найти или даже открыть музей практически чего угодно, начиная от кукол Барби и заканчивая автомобилями. И да — куклы Барби тоже превратились историю, им уже 61 год ?

Как попасть в музей? Обычно с этим не бывает проблем — обучение на истфаке подразумевает музейную практику. Остается собрать за время практики полезные контакты, устроиться на стажировку и набираться опыта!

5. Менеджер городских мероприятий

Часто городские мероприятия связаны с историей: день города, день Победы или любой другой исторический праздник. Везде нужен историк, который сможет организовать по-настоящему интересное меропритие. Нужно придумать программу и оформление, пригласить специалистов, организовать развлечения и тематическую еду.

Как стать менеджером мероприятий? Первый вариант — через стажировку в госорганах, которые занимаются праздниками. Например, Министерство культуры. Второй вариант — через музеи, так как организаторы мероприятий часто сотрудничают с ними. Не помешает опыт — обязательно поучаствуйте в организации студенческих праздников, пока учитесь в вузе!

6. Менеджер в сфере образования

Необязательно работать в образовательном заведении, если вы с содроганием вспоминаете школьные годы. Образовательных стартапов в наше время очень много: от онлайн-тренажеров до школ, которые учат необычным и востребованным навыкам. В таких проектах рады историкам! Идеально, если у вас будет опыт в образовательной сфере. Например, практика в школе или работа репетитором.

7. Работник департамента культурного наследия

В каждом городе или регионе есть такой департамент. Он занимается охраной объектов, которые представляют собой историческую ценность. Кому, как не историку знать, как важны для истории города определённые здания и памятники? Только такие специалисты могут защитить исторический облик города, сохранив его для потомков. Другая важная задача — познакомить население с этим наследием. Тут историк возьмет на себя функции комьюнити-менеджера, придумывая просветительские проекты.

Лучший способ устроиться на такую работу, как и в случае с организацией мероприятий — стажировка на госслужбе. Зато здесь вы лучше понимаете, в какое именно подразделение или департамент вам нужно попасть. На стажировке постарайтесь получить контакты будущих начальников и предложить им свое видение ситуации в городе.

8. Историк-реставратор

Конечно, для этой профессии необходимо получить дополнительные навыки, да и не только историки работают реставраторами. Но исторический бекграунд для такой работы – несомненное преимущество. Именно вы сможете корректно определить, как выглядел объект культурного наследия, обращаясь к источникам и применяя критическое мышление.

9. Работник миграционной службы

Здесь понадобятся знания историков-религиоведов и историков-этноведов. Чтобы правильно выстроить процесс адаптации мигрантов, необходимо хорошо разбираться в их культурных особенностях. Важно учитывать все проблемы, которые могут возникнуть, и правильно их предотвратить.

Нет, вам не нужно будет стоять с собакой на границе. Вы будете создавать программы адаптации для мигрантов, изучать их потребности, помогать с работой и образованием. Лучший путь в эту профессию — стажировка в ФМС или региональном правительстве.

10. Журналист

Журналистика и история — одна из наиболее классных комбинаций, которая возможна в гуманитарной сфере. Работы на стыке медиа и истории всегда завоевывали внимание людей. Это и «Намедни» Леонида Парфенова в 2000-х, и проекты «Арзамаса», Юрия Дудя, «Редакции» в наши дни. Запросы на историко-медийные проекты есть у музеев, брендов, технологических компаний, потому что они позволяют управлять вниманием людей, создавая лояльную аудиторию.

Самое приятное, что дополнительно учиться не нужно. Если у вас есть историческое образование, смело отправляйтесь на стажировку в медиа. Вас примут с удовольствием и научат профессиональным навыкам. Если есть возможность, поработайте в студенческих СМИ в годы учебы. Имея за плечами опыт в медиа, можно сразу попасть в более престижное место.

Это были 10 направлений, в которые можно пойти после исторического образования. И это далеко не полный список! Главные преимущества историка — критическое мышление, умение анализировать и перерабатывать информацию, работать с текстами и документами.

У термина «профессия» латинское происхождение, что означает говорить публично, заявлять. Изначально первобытные люди не разделяли труд, поэтому и не было специальностей. Развитие общества привело к появлению рыночных отношений и специализаций по видам труда. Между людьми возник обмен продуктами своего ремесла. Накопление знаний и навыков в отдельных группах и передача их в поколениях привело к возникновению профессий.

Не каждая трудовая деятельность может считаться профессиональной.

Для этого должны соблюдаться 2 условия:

  • наличие уровня мастерства, профессиональной подготовки, навыков и знаний, подтверждённых документом об образовании;
  • профессионал должен уметь производить товар, пользующийся спросом на рынке. Профессиональное мастерство является источником дохода.

В России свыше 7 тысяч профессий, а в мире приблизительно 40 тысяч. Постоянно появляются новые виды специальностей и исчезают старые (гончар, кузнец, ткач, трубочист).

Построить будущее проще, если учиться на прошлом. В большей или меньшей степени с историей связано любое гуманитарное направление. Исторические знания необходимы юристам, политологам, журналистам, социологам, краеведам, этнографам.

Наиболее востребованы работники:

  • учитель истории;
  • историк;
  • юрист;
  • политолог;
  • искусствовед;
  • архивариус;
  • культуролог;
  • этнограф;
  • археолог;
  • религиовед.

Это далеко не полный перечень, ведь информация из прошлого помогает произвести анализ настоящего и спрогнозировать будущее.

Учитель истории

История — это область, изучающая и систематизирующая знания о событиях общества в прошлом и настоящем. Работник этого гуманитарного направления должен иметь высшее педагогическое образование в области истории. Современный историк понимает, насколько важны исторические знания в развитии личности ученика, которые закладывают фундамент понимания настоящего и прогнозирование предстоящих событий.

Преподаватель должен научить понимать и разбираться в исторических процессах, происходящих в стране и мире. В задачи педагога входит не только передача исторического опыта учащимся, но и обучение культурным и моральным ценностям, которые сформируют определённое мировоззрение.

Чтобы работать преподавателем истории, необходимо обладать организаторскими и коммуникативными качествами, логически и гибко мыслить, иметь хорошую память и высокий уровень концентрации. Помимо эмоциональной и волевой устойчивости, быть истинным любителем исторических событий, любознательным, иметь широкий кругозор, творческий подход и терпеливость.

Преподаватель может работать в образовательных учреждениях — школах, гимназиях, вузах, а также культурно-исторических центрах — музеях, библиотеках и архивах.

Востребованы специалисты во внешкольных организациях, таких как детские центры досуга и творчества.

Описание должности историк

Изучением человеческого прошлого занимается историк. Специалист рассматривает факты и процессы, воссоздаёт картину жизнедеятельности государств, обычаи народов разных эпох. Профессия историк даёт возможность не только изучать, но и устанавливать закономерность общественного развития, причинно-следственных связей в происходящих явлениях.

Историк-учёный исследует науки в разных направлениях, собирает и анализирует факты, взятые из всевозможных источников и архивных данных, устраняет неточности информации. Чтобы эффективно работать, историк должен применять логическое мышление, уметь хорошо концентрироваться и запоминать большое количество информации — даты, цифры, символы. У человека должны присутствовать способности к исследовательской деятельности.

На уровень работы влияют такие качества, как самостоятельность, способность отстоять своё мнение на основе аргументов. По профессии можно работать в образовательной сфере, вести научно-исследовательскую деятельность или участвовать в культурно-просветительской работе.

Область политологии

Изучением мира, политических явлений, являющихся разновидностью деятельности человека, занимается политология. Наука берёт за основу политические процессы прошлых лет, чтобы анализировать современную политику.

Политические деятели — это фигуры, которые принимают политически значимые решения для страны, несут за них ответственность и претворять их в жизнь. Разработкой принимаемых решений этими лицами и расчётом стратегического развития страны занимаются политологи. Именно они считаются экспертами в социальной, политической и хозяйственной сфере общества.

Политолог должен иметь соответствующее образование и опыт для компетентной и обоснованной трактовки развития событий в государстве. За основу часто берутся политические аспекты истории, дополнительно рассматриваются современные возможности. Исследование политической обстановки в настоящем и сравнение с аналогичными историческими явлениями в мире — задачи политолога. Он должен уметь предугадать будущие последствия политических явлений.

Для профессии потребуется аналитический склад ума, способность прогнозировать и анализировать, хорошая память. Специалист должен грамотно доносить мысли, иметь хладнокровность, харизму, хорошо ориентироваться в событиях, отвечать высоким моральным качествам.

Работают по профессии в организациях политического характера, госорганах, предприятиях, направленных на политический консалтинг.

Юридические направления

Исторический опыт требуется в юриспруденции. Правовые отношения в государстве строились на протяжении столетий под воздействием различных событий в обществе. Знание о происхождении законов позволяет уверенно их использовать, поэтому юристы обязательно изучают историю государства и права.

Юрист — это специалист, взаимодействующий с областью права, который изучает и обучается этому направлению. Кроме прочего, применяет на практике полученные навыки. Юридический работник разрабатывает договорные проекты в соответствии с законодательством, затем их визирует, регистрирует.

Юрист носит обобщённое понятие, включающее несколько профессий: прокурор, адвокат, юрисконсульт, международный юрист. Чтобы работать в этой области, человеку необходимо уметь логически мыслить, обладать отличной наблюдательностью и памятью, быть уверенным в себе, ответственным, стрессоустойчивым, трудолюбивым и скрупулёзным в мелочах.

Роль искусствоведов

Искусствоведение занимается изучением области, куда входят архитектура, декоративно-прикладное и изобразительное искусство. Научная дисциплина изучает в целом культурное направление общества, где затронуты теоретические знания, историческое происхождение и художественная критика.

Искусствовед исследует исторические факты, содержание произведений изобразительного искусства. Профессия относится к самым древним. Работники исследуют определённую эпоху или творчество художника, могут стать экспертами в оценке картин, скульптурных произведений, определять, какую ценность несёт произведение искусства.

Искусствоведы обладают ра́звитым интеллектом, широким кругозором в направлении искусства. Им необходимо постоянно совершенствовать свои знания, изучая произведения прошлого. Работают специалисты в музеях, институтах научного исследования, выставочных галереях.

Специальность религиовед

Специалист, решающий вопросы взаимоотношений между государством, церковью, религиозными организациями, верующим и неверующим классом людей, называется религиоведом. Представители этой профессии оценивают, какую роль играет религия в определённом обществе.

Изучение различных вероисповеданий в истории позволяет разрешать конфликтные ситуации, укреплять взаимопонимание между людьми различной веры. В религиоведении определена отдельная ветвь в изучении мифологии, как аспекта познания мира древних людей и систематизации знаний через сказания и предания.

Религиоведы занимаются исследовательской и аналитической работой, пишут научные статьи, выступают в роли консультантов для работников властных структур. Профессионалы-религиоведы могут стать преподавателями или исследователями, выступать в качестве экспертов.

Работник должен обладать высоким интеллектом, усидчивостью, аналитическим умом, толерантностью. Человек с дипломом религиоведа может работать исследователем религиозного течения, быть научным сотрудником, преподавать дисциплины религиоведения.

Поступление в вузы

Во многих вузах чтобы поступить на определённый факультет, нужно сдать экзамен по предмету история. Некоторые из профессий являются очень востребованными в современном обществе.

Список включает следующие направления:

  1. Гостиничное дело и туризм. Сюда входят туроператоры, переводчики, event-менеджеры.
  2. Издательское дело и журналистика. Востребованы профессии журналиста, художественного редактора, критика в литературе, издателя и технического редактора.
  3. СМИ, реклама, PR. Это менеджеры по рекламе, продюсеры, HR-менеджеры, PR-менеджеры.
  4. Юриспруденция. Популярны должности адвокатов, юристов, судей, нотариусов, прокуроров.
  5. Архивоведение и документоведение. Работники делопроизводства, библиотекари, архивариусы, секретари.
  6. Социальные работники. Социологи, педагоги-организаторы.
  7. Политика, политология, международные отношения. Пресс-секретарь, политолог, дипломат, переводчик.

Кроме перечисленных специальностей, есть ещё множество других, где предмет история включён в качестве дополнительного.

Куда поступать, если сдаёте обществознание и историю

Уже в январе следующего года одиннадцатиклассники должны будут выбрать, какие экзамены сдавать. Выбор повлияет и на последующее поступление в вуз. Где понадобятся результаты ЕГЭ по обществознанию и истории, а также какие профильные олимпиады проводятся по этим предметам, рассказывают преподаватели «Фоксфорда»: кандидат философских наук, доцент НИУ ВШЭ Иван Александрович Карпенко и завкафедрой истории и экономики «Фоксфорда» Ольга Вадимовна Малова.

Обществознание

Обществознание — междисциплинарный предмет, оно связано практически со всеми предметами гуманитарного цикла. В рамках обществознания изучаются концепции из философии, политологии, социологии, экономики и права. Во время изучения обществознания для объяснения теории используются примеры из истории и литературы. Получается, что хотя самого предмета «обществознание» в вузе нет, он нужен для успешного изучения разных вузовских дисциплин.

Что входит в обществознание:

ФилософияСоциология
ПолитологияУправление
ЭкономикаПраво
ПсихологияКонфликтология
ЛингвистикаКультурология
ГрадостроительствоТуризм

Самые распространённые комбинации с обществознанием при поступлении в вузы

Обществознание + математика

Эта комбинация встречается на тех направлениях, которые связаны с экономикой, бизнес-информатикой, менеджментом, государственным и муниципальным управлением, управлением персоналом, градостроительством.

Обществознание + история

Второе по популярности сочетание. Оно требуется для поступления на такие направления, как культурология, политология, туризм, социология и социальная работа, издательское дело, юриспруденция.

Иван Александрович Карпенко: «На уроках обществознания школьники изучают законы и другие нормативные акты, законодательные системы, основные отрасли права. Эти базовые знания впоследствии очень помогают осваивать университетскую программу соответствующего направления».

Обществознание + иностранный язык

Эта комбинация часто встречается на таких направлениях, как реклама и связи с общественностью, лингвистика, гостиничное и таможенное дело, правоохранительная деятельность, социология и культурология.

Обществознание + литература

Встречается на таких направлениях, как филология, журналистика, театр, кино и телевидение, дизайн, издательское дело, информационно-аналитическая деятельность, менеджмент социально-культурной сферы, искусствоведение.

Иван Александрович Карпенко: «Знание литературы в любом случае необходимо, если вы собираетесь сдавать обществознание. Во второй части ЕГЭ по обществознанию для решения практических задач творческого характера и написания эссе примеры из литературы можно использовать для аргументации».

Обществознание + биология

Чаще всего эти экзамены сдают, чтобы поступить изучать педагогику и психологию.

Связь обществознания и биологии тоже очень тесная. Например, биологическая эволюция Чарльза Дарвина оказала воздействие на философию и науку, а эволюционные концепции изучаются в вузах в рамках обществоведческих теорий.

Связь обществознания с другими предметами гуманитарного цикла облегчает подготовку к ЕГЭ: знания, полученные на других предметах, пригодятся на экзамене по обществознанию, и наоборот.

Обществознание и олимпиады

Для участия практически во всех олимпиадах гуманитарного направления требуется знать обществознание. Право льготного поступления в вузы дают дипломы Всероссийской олимпиады школьников и других олимпиад из Перечня Минпросвещения.


Какие бывают льготы. Каждый вуз сам определяет условия, на которых принимает победителей и призёров. Это может быть:

  • зачисление без вступительных испытаний;
  • 100 баллов ЕГЭ по профильному предмету;
  • максимальный балл по ДВИ (дополнительным вступительным испытаниям).

Учитываются победы за 11 класс, за 10–11 или сразу за 9–11. Также вуз сам устанавливает соответствие профиля олимпиады направлению подготовки — то есть по каким предметам олимпиад на какие образовательные программы вуз принимает льготников.

Правила льготного поступления с дипломом олимпиады устанавливают сами вузы. Иногда с олимпиадой 2-го или 3-го уровней можно поступить без экзаменов или получить 100 баллов ЕГЭ. Конкретную информацию необходимо узнавать в приёмной комиссии вуза.

Вузы также устанавливают или не устанавливают требование подтвердить диплом олимпиады баллами ЕГЭ. В большинстве крупных вузов такое подтверждение требуется. Обычно нужно получить на ЕГЭ не менее 75 баллов по профильному предмету, но иногда планка может быть установлена на уровне 80 баллов.

Перечневые олимпиады по обществознанию 2020–2021

1 уровеньМежрегиональная олимпиада школьников «Высшая проба»;
олимпиада школьников «Ломоносов»;
олимпиада школьников «Покори Воробьёвы горы!»;
олимпиада школьников Санкт-Петербургского государственного университета.
2 уровеньГосударственный аудит;
Московская олимпиада школьников;
олимпиада школьников Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации;
олимпиада МГИМО МИД России для школьников (профиль олимпиады — гуманитарные и социальные науки);
Междисциплинарная олимпиада школьников имени В. И. Вернадского (профиль олимпиады — гуманитарные и социальные науки).
3 уровеньВсероссийская олимпиада школьников «Миссия выполнима. Твое призвание-финансист!»;
Всероссийская Толстовская олимпиада школьников;
Межрегиональная олимпиада школьников на базе ведомственных образовательных организаций;
Многопрофильная олимпиада школьников Уральского федерального университета «Изумруд»;
олимпиада «Океан знаний».

Иван Александрович Карпенко: «Обществознание и предметы, которые в него входят, дают возможность получить хорошее гуманитарное образование, которое везде пригодится. Это культура, знания, эрудиция, и они нужны не только в любой профессии, но и всем для общего развития».

История

ЕГЭ по истории для поступления в вузы требуется реже, чем обществознание. История — в большей степени теоретическая научная дисциплина, в отличие от обществознания, которое теснее связано с конкретными сферами и профессиями.

Ольга Вадимовна Малова: «Часто спрашивают, зачем вообще учить историю в школе в таком объёме или зачем вообще её изучать, если многие исторические события можно трактовать по-разному и трактовки со временем изменяются. Но знание истории необходимо любому школьнику, особенно тому, кто собирается поступать на какое-либо гуманитарное направление. Без знания истории невозможно понять взаимосвязи событий: история объясняет, как то, что было когда-то, связано с тем, что произошло потом. Она даёт обширное количество фактов и знаний, почву для рассуждений, исследований и выводов».

Направления, где нужна история:

историяюриспруденция
социальная работаполитология
антропология и этнологиямеждународные отношения
культурологияреклама и связи с общественностью
искусствоведение и музееведениетуризм
документоведение и архивоведениеиздательская деятельность
регионоведениежурналистика
религиоведение/теологиялингвистика

Это неполный список, а все направления могут быть связаны с научной деятельностью, преподаванием, археологией, архивным делом.

Основные сочетания с историей при поступлении

История + обществознание

Направления с таким набором экзаменов мы уже разобрали выше, когда говорили об обществознании.

История + иностранный язык

Это сочетание экзаменов требуется при поступлении на такие направления, как международные отношения, перевод и переводоведение, зарубежное регионоведение, преподавание иностранных языков, туризм.

История и олимпиады

Победа на олимпиаде по истории может гарантировать льготы при поступлении в обширном списке вузов. Важно и то, что в этом году перечень олимпиад довольно широк.


1 уровеньМежрегиональная олимпиада школьников «Высшая проба»;
олимпиада школьников «Ломоносов» (2 профиля по предмету: история, международные отношения и глобалистика);
олимпиада школьников Санкт-Петербургского государственного университета.
2 уровеньВсероссийская Толстовская олимпиада школьников;
Межрегиональная олимпиада школьников «Будущие исследователи — будущее науки»;
олимпиада «В начале было слово…»;
Московская олимпиада школьников;
олимпиада РГГУ для школьников;
Открытая региональная межвузовская олимпиада вузов Томской области (ОРМО);
олимпиада школьников «Покори Воробьёвы горы!»;
олимпиада школьников Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации;
Турнир имени М.В. Ломоносова;
олимпиада МГИМО МИД России для школьников (профиль — гуманитарные и социальные науки).
3 уровеньМногопрофильная олимпиада школьников Уральского федерального университета «Изумруд»;
Олимпиада школьников федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)» «В мир права»;
Всероссийская олимпиада школьников «Миссия выполнима. Твоё призвание — финансист»;
олимпиада «Океан знаний».

Ольга Вадимовна Малова: «Информация об олимпиадах по обществознанию касается и профиля „История“. Здесь всё то же самое — Всерос и олимпиады из Перечня Минпросвещения трёх уровней. Ещё можно обратить внимание на олимпиады по профилю „Культурология“ и „История искусства“, они тоже бывают полезны при поступлении на определённые направления».

Что нужно запомнить:

  1. Обществознание — междисциплинарный предмет, в него входят знания из философии, социологии, политологии, экономики, права, психологии и других предметов гуманитарного цикла, которые изучаются в вузах.
  2. Чаще всего обществознание необходимо сдавать вместе с математикой, историей, иностранным языком, литературой, реже — с биологией. Конкретный набор экзаменов определяет вуз.
  3. Обществознание тесно связано со всеми этими дисциплинами, что облегчает подготовку.
  4. Сдавать обществознание нужно на большинство гуманитарных и творческих направлений ведущих вузов страны: экономика, менеджмент, юриспруденция, журналистика, реклама и связи с общественностью, политология, социология, туризм, театр и кино, дизайн.
  5. Участвуя в олимпиадах по обществознанию, нужно учитывать уровень олимпиады. Разные уровни перечневых олимпиад дают разные льготы при поступлении в вузы. Перечень конкретных льгот определяет вуз, поэтому информацию нужно уточнять в приёмной комиссии.
  6. Изучать историю необходимо, если есть желание поступать на гуманитарные направления. История помогает понять взаимосвязь между событиями, знакомит с цифрами и фактами, необходимыми для примеров, рассуждений и исследований.
  7. Экзамен по истории при поступлении чаще всего сочетается с обществознанием и иностранным языком.
  8. Историю обычно требуется сдавать, помимо педагогических профильных направлений, на такие направления, как юриспруденция, социальная работа, антропология, культурология, политология, туризм.
  9. Перечневые олимпиады по истории также бывают трёх уровней. Помимо профиля «История», можно обратить внимание на профиль «Культурология» и «История искусства». Конкретный перечень льгот определяет вуз.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Читайте также: