Люди этой профессии часто говорят в час по чайной ложке что это за профессия

Опубликовано: 02.10.2024

Составила и провела: учитель начальных классов Куликова Л.П.

Классный час «Азбука профессий».

Цель: п ознакомить учащихся с понятием « профессия », расширить знания учащихся о профессиях, оказывать помощь в выборе профессии.

1.Формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям.

2.Способствовать развитию умения логически мыслить, анализировать, обобщать полученную информацию, развивать речь, внимание, память, воображение, творческие способности.

3Воспитывать интерес к миру профессий, пробудить интерес к собственной личности, формировать положительное отношение к людям разных профессий.

Методы: словесный (изложение нового материала), наглядный (изучение наглядного материала), упражнения, загадки, стихотворения, игра.

Оборудование: проектор, словари, карточки со словами, с предложениями, газеты.

Ход занятия:

Задачи на каждом этапе

Этапы классного

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

формирование умения называть тему, выполнив задание.

Познакомить учащихся с понятием «профессия».

-Тему классного часа вы сформулируете сами, разгадав загадки.

-Назовите тему классного часа.

Сегодня мы с вами поговорим о труде, о профессиях людей.

Мы все хорошо знаем, что каждый человек на земле должен трудиться, так как без труда нельзя прожить. Чтобы стать хорошим специалистом, человек должен много знать и много уметь. Ведь всё создаётся только благодаря трудовой деятельности.

Главный труд для нас – это учёба. Но уже каждый из нас задумывается над тем, какую профессию он выберет, когда подрастёт.

Но прежде, чем продолжить занятие, ответьте, что означает слово “профессия”? Значение слова можно узнать в «Толковом словаре» (На партах лежат словари).

Его работа в глубине, на самом дне,

Его работа в темноте и тишине.

Пусть труд его нелёгок и непрост,

Как космонавт, плывёт он среди звёзд. (Водолаз)

Он опускается в забой

Его работа под землёй. (Шахтёр)

Ему нужны такие вещи:

Молоток, тиски и клещи,

Ключи, напильник и ножовка,

А всего нужней – сноровка. (Слесарь)

Мастер, мастер, помоги –

Забивай покрепче гвозди –

Мы пойдём сегодня в гости. (Сапожник)

Изорвал её мальчишка.

Я больную пожалею,

Я возьму её и склею. (Переплётчик)

Вот на краешке с опаской

Он железо красит краской.

У него в руках ведро,

Сам расписан он пестро. (Маляр)

На работе день деньской

Управляет он рукой,

Поднимает на руках

Сто пудов под облака. (Крановщик)

-Наш классный час будет посвящён профессиям людей.

G:\DCIM\100PHOTO\SAM_0691.JPG

(Ответы детей) “Профессия – это основной род занятий, трудовой деятельности человека; ремесло, специальность”.

G:\DCIM\100PHOTO\SAM_0693.JPG

2Показать с помощью инсценировки о трудности выбора профессии.

3.Организовать отдых учащихся, способствовать развитию умения логически мыслить.

-А сейчас, послушайте стихотворение, и ответьте, почему мальчику было трудно ответить на вопрос.

И так почему Серёже было трудно ответить на вопрос?

Выбор профессии – сложное дело. Когда человек выбирает профессию, он принимает важное решение. Поэтому постарайтесь узнать как можно больше о разных профессиях, присматривайтесь и выбирайте то, что интересно вам.

Сейчас отдохнём. Все встали.

- Если услышите строительную профессию, то покажите движение, как вы забиваете гвозди. Если спортивную, то прыгните вверх.

Называю слова : архитектор, тренер, физрук, каменщик, крановщик, пловец,

маляр, лыжник бульдозерист.

-Мне бы вырасти немножко,
Вот настолько подрасти,
Я бы сразу стал….
-Сережка!
Ты бы стал коров пасти?

-Вот и нет, я стал бы,
Стал бы….
-Космонавтом? Моряком?

-Нет. Я стал бы,
Стал бы, стал бы……

-Я бы стал
- Ну, что ты тянешь?
Сам не знаешь, кем бы стал
Инженером финской дамбы?
На заводе б лил металл?

Стал бы, стал бы…
- Ты Сережка хитрый жук!

-Нет. Я просто не хвастун
Я сначала подрасту
Стану и тогда скажу.

-Он был маленький.

G:\DCIM\100PHOTO\SAM_0695.JPG


G:\DCIM\100PHOTO\SAM_0699.JPG

Выполняют нужное движение.

4. Оценить ситуацию из жизни, какими качествами должны обладать люди разных профессий, пробудить интерес к собственной личности.

Инсценировка ситуации из жизни.

А сейчас посмотрите ситуацию и скажите, правильно ли поступила девочка.

-Какими качествами обладает девочка?

- А в нашем классе есть такие ребята?

-Должны мы быть похожими на неё?

-Хотели бы вы дружить, общаться, трудиться с такими ребятами?

-И так давайте подведём итог, какими качествами должны обладать люди разных профессий?

Надоело, мама, мне братом заниматься

На качелях я хочу в парке покататься!

Убери в квартире!

На твоём столе давно

Горы мусора и пыли.

Если очень нужно вам –

Три часа уже решаю

Едем мы на дачу.

Без тебя на даче

Наш котёнок плачет.

Я на дачу не хочу!

Что на даче делать?

Ведь полоть я не могу,

А малина не созрела!

G:\DCIM\100PHOTO\SAM_0701.JPG

Предполагаемые ответы: трудолюбие, ответственность,

5.Расширить знания и представления детей о профессиях, формирование положительного отношения к людям разных профессий.

Сейчас предлагаю вам просмотреть презентацию о профессиях.

Просмотрев презентацию, ответьте на вопрос:

-Всегда ли легко людям разных профессий?

- Как вы считаете, как нужно относиться к людям разных профессий?

-Где вы применяете эти качества?

Смотрят презентацию. ( Приложение 1 .)

Предполагаемые ответы детей

-Нет. Например, спасатель рискует своей жизнью, врач несет ответственность за здоровье пациента ….

-С уважением, пониманием, терпением, благодарностью….

-В магазине благодарим продавцов, в общественных местах уступаем место, помогаем донести тяжёлые сумки, дома помогаем родителям…

6.Формирование уважительного отношения к людям разных профессий родного края.

-В нашем районе есть люди, которыми можно гордиться.

В этом вы можете убедиться, просмотрев местные газеты.

-Хотели бы вы быть похожими на этих людей.

-Просматривают газеты, находят информацию, читают. (Приложение 2)

G:\DCIM\100PHOTO\SAM_0707.JPG

7.Обобщить полученную информацию, развивать память, воображение

Конкурс «Угадай профессию ».

-Сейчас проведём конкурс «Угадай профессию».

-Молодцы! Угадали все профессии.

Стричь под одну гребёнку. – Парикмахер.

На живую нитку. – Портной.

Сложить оружие. – Военный.

Брать на прицел. – Охотник.

Закидывать удочку. – Рыбак.

В час по чайной ложке. – Врач.

Играть первую скрипку. – Музыкант.

Петь с чужого голоса. – Певец.

Открывать Америку. – Путешественник.

Ждать у моря погоды. - Рыбак.

Попасть в ловушку. – Охотник.

Закусить удила. – Конюх.

Сгущать краски. – Художник.

Ход конём. – Шахматист.

С больной головы на здоровую. – Врач.

Клевать носом. - Охотник.

8 .Формирование умения работать в группах, развитие внимания, мышления.

Работа в группах.

А сейчас по желанию разойдитесь по группам (по 4 человека). Каждая группа получит листочек со словами. Необходимо переставить буквы в предложенных словах так, чтобы получились названия профессий:

- Молодцы. Хорошо потрудились.

Переставляют буквы в предложенных словах так, чтобы получились названия профессий:
Рвач – (медицинский работник) – врач.
Тёрка – (теоретическая кинематографическая профессия) – актёр.
Марля – (рабочий) – маляр.
Фиакр – (цирковая профессия) – факир.
Старина – (медицинский работник) – санитар.
Водосток – (животноводческая профессия) – скотовод.
Травинка – (продавец старины) – антиквар.

G:\DCIM\100PHOTO\SAM_0704.JPG

9.Формирование умения работать в парах, воспитывать интерес к миру профессий.

«Угадай профессию по предмету»

-Сейчас разойдитесь по парам.

Ваша цель записать профессии, которые не могут обойтись без этих предметов, и записать ответы. Выдаю листочки, на которых записаны предметы (сахар, кисточка, компьютерная мышь, ткань и ножницы, диск), учащиеся записывают профессии.

Сахар - повар, кондитер, пекарь, бармен, буфетчица, дрессировщик (за правильную команду дает животному сахар);

Кисточка - художник, декоратор, мультипликатор, маляр, кондитер (мажет пирожки взбитыми яйцами, чтобы получилась румяная корочка;

Мышь компьютерная - программист, декоратор, архитектор, учитель, директор, секретарь;

Ножницы и ткань - модельер, дизайнер, портной, швея, закройщик, декоратор, изготовитель мягкой мебели;

Диск CD (DVD ) - диск-жокей , программист, водитель любого транспорта (когда в пути слушает музыку), учитель, кино-профессии .

G:\DCIM\100PHOTO\SAM_0705.JPG

10.Развивать творческие способности учащихся.

Из набора вещей выбери спецодежду повара, врача и одень её.

На столе лежат разные вещи, вам нужно выбрать спецодежду повара, врача и одеть желающим.

Выбирают одежду, желающие одевают.

G:\DCIM\100PHOTO\SAM_0706.JPG

11.Способствовать развитию умения анализировать свою деятельность, оказывать помощь в выборе профессии.

- Наш праздник подошёл к концу. Все хорошо потрудились. Молодцы!

Сегодня вы узнали о разных профессиях, о том, как правильно выбирать свое дело в жизни. Задача эта нелегкая, к ней надо готовиться уже сейчас. А, чтобы профессия радовала, приносила удовольствие, нужно, чтобы она соответствовала вашему складу характера, мышления, психики. Для этого надо узнавать себя, изучать себя, наблюдать за собой, знать свои сильные и слабые стороны. А итогом нашей работы будут ваши рисунки и сочинения на тему «Кем я хочу быть, когда вырасту».

Много ли вы знаете фразеологизмов? Понятны ли их значения и сколько примеров вы можете назвать?

Фразеологизмов в русском языке более полутора тысяч. И это только те, которые изучены лингвистами. Их многообразие невозможно передать, ведь фразеологизмы применяются в житейских ситуациях, ими обозначают черты характера, погодные условия и прочее.

Чаще употребляют другие термины для определения этого явления - их называют идиомами, что отчасти верно. Идиома - это разновидность фразеологизма. Об этом будет рассказано чуть позже. Фразеологизмы часто называют крылатыми выражениями.

Известный российский литературный критик Виссарион Григорьевич Белинский, живший в позапрошлом веке, высказывался по поводу устойчивых фраз. Он называл их "физиономией" русского языка. Также в его понимании фразеологизм - это инструмент речи, отличающийся уникальностью.

в час по чайной ложке значение фразеологизма

В этой статье вы добавите в свою копилку фразеологизмов ещё одно русское устойчивое выражение - "в час по чайной ложке". Мы также собрали для вас синонимы и антонимы этой фразы.

Что такое фразеологизм?

Так в языкознании называют устойчивые выражения, значение которых выводится из суммы всех слов, входящих в него. Иными словами, фразеологизм передаёт значение только в том случае, если не нарушается его состав.

Данное явление отличается от простых словосочетаний. Лингвисты выделяют ряд признаков, по которым их принято различать. Самым важным является целостность. Та самая способность функционировать, т. е. передавать значение в языке.

по чуть чуть

Убедитесь сами на примере. В русском языке мы знаем фразеологизм "вешать нос", который означает "опечалиться". Он пришёл к нам из мира музыки, где употреблялся в прямом значении. "Повесить нос на квинту", - так звучала фраза. При игре скрипачи тянулись к первой струне, квинте, носом, что создавало печальный вид. Позже это высказывание перешло во фразеологизм, который приобрёл нынешнее значение на основании метафоры. Смысл его доступен нам из словарей, поскольку образность исчезла со временем.

Принято делить фразеологизмы по группам. Между этими типами довольно нечёткие границы, поскольку этот языковой феномен сложный и непостоянный.

  • В первую группу входят те самые идиомы, в которых слова друг к другу крепко "приросли". Их так и называют - сращения. Пример такого типа - "бить баклуши".
  • Во второй группе более свободные формы. Слова разбавляются местоимениями, прилагательными и др. От сращений их отличает наличие образности. Этот тип носит название единств. Примером единства является фраза "попасть в (чьи-то/твои/мошеннические) сети".
  • В третьей группе вольные фразеологизмы. Их название - сочетания. В их составе есть слова, ведущие себя свободно и поддающиеся изменениям. Пример этого типа высказывания - "заклятый враг".

Значение

Фразеологизм "в час по чайной ложке" относится, скорее, к единствам. Оно не утратило прежнюю образность, поэтому мы можем даже не пользоваться словарём, чтобы приблизительно понять его смысл.

Одно из значений фразеологизма "в час по чайной ложке" - "медленно действовать". Так говорят мамы своим детям, когда те долго кушают, собираются в школу или делают уроки.

в час по чайной ложке синоним

Другое значение - "нерешительно, с паузами". В этом смысле фразу употребляют, когда человек долго тянет с выполнением какого-то дела.

И еще одно значение фразеологизма "в час по чайной ложке" - это действие, выполняемое с предписанным повторением. Эту фразу в этом смысле уместно употребить, если человек вынужден ходить в конкретную инстанцию, оформлять документы и пр.

Происхождение

Фразеологизм вышел из области медицины и вошёл в речь с иным значением, основанным на метафоричности. Изначально говорили, а точнее, писали, "через час по чайной ложке". Как вы уже догадались, это был обыкновенный рецепт с показаниями к применению лекарства.

Вот вам выписывают рецепт и вы вынуждены сидеть и смотреть на время. Час кажется вечностью! Вот именно эти ощущения нескончаемости довольно короткого промежутка времени легли в основу фразеологизма.

Чайная ложка - тоже элемент, благодаря которому достигается образность. Дело в том, что этот столовый прибор маленького объёма. Час и чайная ложка вместе создают образ "делать долго и по чуть-чуть".

Синонимы

"В час по чайной ложке" - это не единственный фразеологизм, с помощью которого можно передать его значения. Просмотрите слова и фразеологизмы со сходным значением и примеры с ними ниже.

В значении "медленно":

  • "Битый час". Наиболее употребляемый фразеологизм в этом значении, который связан с русскими часами с боем, появившимися в 16-м веке.
  • "Черепашьим шагом". Имеет значение "по чуть-чуть" и основано на ассоциации (черепаха - медлительность). Пример: "На отдыхе время шло черепашьим шагом".
  • "Тянуть канитель". Последним словом называли нить из металла, изготовление которой было долгим и скучным. Пример: "Опять ты тянешь канитель! Сделай наконец уроки и будь свободен!"
  • "Как мокрое горит". Этот редкий фразеологизм лучше всего раскрывает своё значение в контексте: "Когда я только пришёл в офис, старался успевать за коллегами, но в итоге делал всё медленно, как мокрое горит".

в час по чайной ложке одним словом

В значении "повторение действия":

  • "Бить в одну точку". Выражение похоже по смыслу, но имеет другой оттенок. Его значение - "повторять одно действие несколько раз".

Антонимы

"В час по чайной ложке" в значении "медленно" подразумевает противоположные по смыслу лексические единицы. Познакомьтесь с некоторыми из них:

  • "Сломя голову". Известное всем выражение, т. к. употребляется чаще всего. Произошло от русского слова "сорвиголова", которым называли храбрецов.
  • "Со скоростью звука/света". Тоже очень популярное выражение. Базируется на ассоциации (скорость звука/света - быстрота).

в час по чайной ложке антоним

  • "Во всю прыть". Последнее слово - это производное от прилагательного "прыткий", что значит "быстрый".
  • "Не успеешь и глазом моргнуть/и оглянуться".
  • "Семимильными шагами". Это интересный фразеологизм, прямо противопоставленный выражению "в час по чайной ложке". Одним словом можно передать значение так: "сверхбыстро".

Примеры употребления

Фразеологизмы русского языка неотрывно связаны с культурой народа, в том числе и с литературой. Просмотрите цитаты разных авторов и попытайтесь проследить функционирование фразеологизма:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Расширить знания о профессиях. Помочь будущему выпускнику.

Просмотр содержимого документа
«Игра – викторина. “Угадай профессию”»

Игра – викторина.

“Угадай профессию”

Цель: Провести веселую игру – викторину о профессиях. Расширить знания о профессиях, об области профессиональной деятельности взрослых.

Помочь будущему выпускнику расширить кругозор в этой области. Развивать речь.

Оборудование: таблички, картинки, плакаты.

I Организационный момент.

В). Сели все правильно. Смотрим на меня. Сегодня на занятии проведем игру – викторину “Угадай профессию”.

В). Что будем делать на занятии?

У). Проведем игру – викторину “Угадай профессию”.

В). Будем хорошо слушать, говорить, играть.

Дежурные звуки: п, б, с, ц.

II Слухоречевая зарядка.

В). Выбор профессии у вас впереди. Но вы уже задумываетесь над этой проблемой. Чтобы найти работу, нужно знать, какие работы есть на свете. В мире насчитывается более 40 тысяч профессий. Исчезают старые профессии, появляются новые. Об этом наш сегодняшний разговор.

В). Объясните смысл высказывания.

1. “Если вы удачно выберите труд и вложите в него всю свою душу, то счастье вас отыщет”. (Ушинский).

2. “Скажи, о чем ты мечтаешь, и я скажу, кто ты”. (Немирович-Данченко).

Описание игры. Участники игры разбиваются на две команды . Командам поочередно раздаются вопросы. За правильный ответ присваивается определенное количество баллов. (даётся жетон)

Давайте разобьемся на две команды.

Первая команда. Вторая команда.

I Разминка.

В). Все профессии принято подразделять в зависимости от типов отношений человека и предмета труда.

В). Какие типы профессий вы знаете?

1. Человек – природа

2. Человек – техника

3. Человек – человек

4. Человек – знаковая система

5. Человек – художественный образ

Задание разминки состоит в следующем. Названную профессию правильно отнести к одному из перечисленных типов.

(В данном тексте профессии уже распределены по группам. Назвать профессии из этого списка вразнобой, обращаясь к командам по очереди. Участники говорят, к какому типу относится названная профессия.)

Группы профессий по типу взаимоотношений человека и объекта действия.

1. “Человек - человек”: секретарь, проводник пассажирского вагона, официант, парикмахер, контролёр – кассир, гид-переводчик, методист музейной работы, адвокат, участковый инспектор, юрисконсульт, врач – эпидемиолог, санитарка, патронажная сестра, пионервожатый, педиатр, хирург, кардиолог, администратор, мастер, начальник, педагог, краевед, медсестра, стюардесса, продавец.

2. “Человек - природа”: инженер – геолог, взрывник, метеоролог, техник – топограф, мастер – сыродел, тестовод, пекарь, лесник, эколог, микробиолог, зоотехник, животновод, охотовед – зверовод, садовод, полевод, овощевод, астроном, свинарь, цветовод, птицевод, рыбовод, телятница, пчеловод, мастер машинного доения.

3. “Человек - техника”: электромонтер, машинист экскаватора, монтажник железобетонных конструкций, слесарь – сантехник, каменщик, арматурщик, техник – строитель, столяр, машинист – локомотива, техник – путеец, водитель троллейбуса, моторист – рулевой, бортинженер, пилот, инженер, диспетчер, станочник, токарь, радиомеханик, кузнец, радиомастер, газорезчик.

4. “Человек - знак”: оператор ЭВМ, программист, техник – математик, штурман гражданской авиации, аэросъёмщик, чертежник, катограф, экономист, астроном, оператор связи, химик, фармацевт и провизор, радиооператор, стенографистка, машинистка, телефонист, бухгалтер, переводчик, редактор, телеграфист, наборщик.

5. “Человек – художественный образ”: скульптор, художник – живописец, искусствовед, гравёр, портной, кружевница, стеклодув, гончар, паркетчик, фотограф, композитор, пианист, артист, дирижёр, музыкант, литератор, оформитель, дизайнер, модельер, стилист, флорист, чеканщик.

II. “Профессиональный словарь”.

В). Я предлагаю вам определить, к каким профессиям относятся те группы слов, которые я вам сейчас буду зачитывать. Взять из коробки лист со словами о профессии.

1. Рисунок, проект, план, город, гармония, чертеж, конструкции, строительство, здания, памятники. (Архитектор) .

2. Ткань, раскрой, лекало, костюм, ножницы, ателье. (Портной).

3. Верстак, рубанок, станок, древесина, мебель, мастерская. (Столяр).

4. Театр, зрители, сцена, премьера, аплодисменты, костюм, грим. (Артист).

5. Ясли, детский сад, игра, прогулки, сон, утренник, хоровод, наглядное пособие. (Воспитатель детского сада).

6. Белый халат, больной, поликлиника, диагноз. (Врач).

7. Правопорядок, преступник, закон, охрана, пост, погоня, смелость, сила, безопасность. (Милиционер).

9. Газета, новости, современность, люди, оперативность, редакция, факты. (Корреспондент, журналист).

10. Красота, волосы, ножницы, прическа, стиль, шампунь, краска, клиент. (Парикмахер).

11. Деньги, посетители, клиенты, вклад, сберегательная книжка, документы, аккредитивы, личный счёт. (Контролёр в банке).

12. Телефон, кабель, станция АТС, абоненты, аппаратура, коммуникации. (Инженер электросвязи).

13. Ремонт, трубопровод, отопление, трубопровод, авария, техническая грамотность, слесарный инструмент. (Слесарь - сантехник).

14. Стройка, кирпич, бетон, глазомер, конструкции, свежий воздух, кельма (лопаточка с изящно изогнутой ручкой), стена, кладка. (Каменщик, строитель).

15. Платформа, вокзал, пассажиры, локомотив, кабина, рельсы, светофор, пневматический кран, вагоны, ответственность. (Машинист локомотива).

16. Земля, природа, поле, теплица, сад, сорта, растения, уход, плоды, зерно, удобрения, урожай. (Агроном).

17. Тесто, мука, печь, хлеб, пышность, аромат, вкус, чистота, тепло. (Пекарь).

18. Излучение, описание, местность, карты, масштабы, штатив, чертёжная доска, съёмка, экспедиции, глазомер. (Техник - топограф).

III. “Конкурс пословиц”.

В). О какой профессии говорят эти пословицы и поговорки.

1. Жить – Родине служить.

2. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. (Военнослужащий).

1. Куй железо, пока горячо.

2. Не огонь железо калит, а сила.

3. Тяжело молоту, тяжело и наковальне. (Кузнец).

1. Худой сетью рыбы не наловить.

2. Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. (Рыбак).

1. Жать не дремать.

2. Коси, коса, пока роса, роса долой – и мы домой.

3. Зерно в косу – торопись жать полосу.

4. Кто с агротехникой дружит, об урожае не тужит. (Хлебороб).

1. Не котел варит, а стряпуха.

2. Кашу маслом не испортишь.

3. Что в котёл положишь, то и вынешь. (Повар).

1. Не игла шьёт, а руки.

2. Как шьётся, так и носится. (Портной).

1. От здоровья не лечатся.

2. Застарелую боль лечить трудно.

3. Болен – лечись, здоров – берегись. (Врач).

1. Обратная дорога всегда короче.

2. Умный товарищ – половина дороги. (Шофёр).

IV “Конкурс загадок”.

1. Он смастерит вам шкаф, буфет,

И стол, и стул, и табурет,

Скажите, кто же он такой,

Работник этот золотой. (Столяр).

2. Ходит в лес он на работу,

Древний бор – его забота.

Он на месте не сидит –

За порядком в нём следит. (Лесник).

3. Он срубит баню, срубит дом,

Потом полы настелет в нём,

Соорудит вам плотик.

Такой работник - (Плотник).

4. Он с пилой всегда на “ты”,

Валит сосны и дубы

Кто же он ребята? (Вальщик леса).

5. Хорошо он знает дело

Топором владеет смело,

Дружит со своей пилой,

Валит лес. Кто он такой? (Вальщик леса).

Кто там по наковальне бьет,

Металл оттягивает, гнёт,

Подковы для коня куёт.

Кто этот сильный молодец?

Его профессия – (Кузнец).

V “Кто что делает?”

Конкурс “Узнай профессию человека”.

В). Команды сейчас будут отгадывать профессии по описанию:

1. В лесу, в пустыне, в горах, в городах и даже в море тянутся линии электропередач. Они приносят нам свет, тепло, а главное – электроэнергию. Проведением профилактических и аварийных ремонтов на электрическом оборудовании, содержанием в порядке электросетей, трасс воздушных и кабельных линий заняты представители этой профессии. Строгое выполнение правил техники безопасности – обязательное условие этой профессии. (Электромонтёр).

2. К труженикам этой профессии относятся слова М.В.Ломоносова: “…в земных недрах пространство, и богатство царствует натура. Металлы и минералы сами во двор не придут – требуют глаз и рук для своего прииску.” Высокие медицинские требования представляются к людям этой профессии, т.к. в течение всей рабочей смены они вынуждены находиться глубоко под землей. (Горняк, шахтёр).

3. Везде, где ведётся строительство жилых домов, промышленных зданий и различного рода сооружений, высятся ажурные стрелы грузоподъёмных устройств. Высота их достигает 50 и более метров, а грузоподъёмность – несколько десятков тонн. Вот что говорят о своей работе один из профессионалов: “Надо одинаково уметь подать груз. Я ставлю груз с отклонением ±5 см. Конечно, такая точность, приходят не сразу, нужны большая практика и желание достичь высокого мастерства. (Крановщик).

4. Само слово закрепилось в нашем лексиконе, хотя пришло оно с запада. Слово означает “руководство людьми”. Функции этой профессии изменяются по мере развития науки, техники, производства. Сегодня – это функции планирования, организации и контроля. Наличие знаний в области управления, экономики, права, психологии и умение применять их в жизни – вот что требуется от современного специалиста этой профессии. (Менеджер).

5. Это главное действующее лицо фондовой биржи, являющееся посредником в торговых сделках. Человек этой профессии обязан знать всё о ценных бумагах. При определении профессиональной пригодности имеют такие качества личности, как эмоциональная уравновешенность, высокая степень адаптивности, т.к. это одна из самых стрессовых профессий. (Дилер).

6. Многие общественные здания из металла и стекла. В их конструкции большую долю занимают стёкла. Большие окна создают ощущение простора, праздника, радости. И эту работу для нас делают люди “хрупкой и праздничной” профессий. (Стекольщик).

7. Представитель этой профессии, начиная работу над созданием декоративного ансамбля, только в воображении видит её результат. Работник обладает развитым глазомером и цветовым зрением. Нужно знать принципы планировки насаждений, внешнее строение растений. (Цветовод).

8. Специалисты как-то подсчитали: в среднем на каждых четырёх человек планеты Земля приходится по корове. Корова кормила человечество на ранних этапах его развития и будет кормить дальше. Состав молока представляет собой удачное сочетание элементов, которое почти невозможно подобрать искусственным путём. Труженики этой профессии заняты “добычей” этого ценного продукта питания. (Доярка).

9. Люди этой профессии первыми прибывают на место преступления, они все знают об отпечатках пальцев и о почерке человека. Любой специалист этой профессии знает что у мужчин длина шага 65 – 90 см, у женщин и стариков 50 – 70 см, а если длина шага метр и больше, значит человек бежит. (Криминалист).

10. В настоящее время в России эта профессия завоевала особую популярность. Получить её совсем не сложно. А вот во Франции желающий получить эту профессию подвергается экзамену, устанавливаются личные качества: активность, самообладание, хладнокровие. Выясняется воспитанность, обходительность, уровень духовной культуры, умственные способности. Представитель этой профессии имеет дело с ценностями и деньгами. (Продавец).

VI Конкурс. “Ответь на вопросы” по названной профессии.

1. К группе каких профессий относится описание профессии? (ч-ч, ч-п, ч-т, ч-з, ч-х)

2. Это мужская работа или женская?

3. Что является предметом труда профессии?

(Растения, животные, технические системы, виды энергии, люди, условные знаки, коды, формулы, произведения искусства).

4. Что является результатом профессии?

(Какую продукцию выпускает обладатель профессии? Какую выполняет работу?)

VII Конкурс. “Расскажи о профессиях своих родственников”.

VIII Конкурс. По отрывкам из песен нужно отгадать профессии, которым

посвящены песни.

1. Сюда мы ребятишками

С пеналами и книжками

Здесь десять классов пройдено,

И здесь мы слово “Родина”

Впервые прочитали по слогам (Учитель)

Песня “Школьный вальс”.

2. Мы уйдём, - чемпионы и просто спортсмены

Вам с другими придется с нуля начинать,

Вы таланту и мужеству знаете цену.

Пусть другие научатся вас понимать…(Спортивный тренер)

Песня “Да разве сердце позабудет”.

3. На границе тучи ходят хмуро.

Край суровый тишиной объят.

У высоких берегов Амура

Часовые Родины стоят. (Пограничники)

Песня “Три танкиста”.

4. И дыхание станет ровней,

И страданья отступят куда-то,

Лишь нагнуться к постели твоей

Люди в белых халатах.

Люди в белых халатах

У постели склонились твоей. (Врачи)

Песня “Люди в белых халатах”.

5. Всё выше, выше и выше

Стремим мы полёт наших птиц;

И в каждом пропеллере дышит

Спокойствие наших границ. (Лётчики)

6. Я уехала в знойные степи,

Ты ушёл на разведку в тайгу,

Надо мною лишь солнце палящее светит

Над тобою – лишь кедры в снегу…. (Геологи)

7. Судьба моя, мечта моя, далёкие пути,

Да вечное движение, да ветры впереди.

Глаза пристанционные зелёные сверкнут,

До отправления поезда осталось пять минут. (Проводник вагона)

Песня “До отправления поезда осталось пять минут”.

IX Конкурс. “Назови профессию по картине и расскажи о ней”.

1. Рыбак 11. Водолаз 21. Официантка

2. Пожарник 12. Резчик по дереву 22. Кузнец

3 . Строитель 13. Пекарь 23. Инженер - изыскатель

4. Певец 14. Военный 24. Учёный - полярник

5. Врач 15. Музыкант 25. Моряк

6 . Спасатель 16. Учитель 26. Реставратор

7. Художник 17. Дрессировщик 27. Каменщик

8 . Милиционер 18. Тренер 28. Инженер точной аппаратуры

9 . Спортсмен 19. Токарь 29.Маникенщица

10. Укладчик ж/д путей 20. Изыскатель 30.Повар

Х Конкурс. “Ответь на вопрос”.

1. Чему бы ты хотел научиться?

2. Твоё любимое занятие в свободное время?

3. О каком своём увлечении ты можешь рассказать?

4. Чему ты можешь научить своих одноклассников?

5. Какую профессию ты хочешь получить в жизни?

6. Чем тебе нравится эта профессия?

В конце игры подсчитать заработанные командами баллы (жетоны). И объявить победителей игры.

Классный час "О профессиях"

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами погово­рим о том, что является очень важным в жизни каждого человека. Но сначала, скажите, пожалуйста, а кем работают ваши папы и мамы? (ответы детей)

Ведущий подсказывает, называет профессии родителей, если дети называют только действия родителей на работе.

Ведущий: Вот какие разные у ваших пап и мам профессии. Именно о профессиях мы сегодня с вами будем говорить. Что такое профессия? Профессией называют дело, которому человек учится, потом занимается им каждый день.

Сколько нужного на свете

Люди делают вокруг:

Те плетут морские сети,

Те с рассветом косят луг,

Варят сталь, штурмуют космос,

За станком в цеху стоят,

Миллионы умных взрослых

Учат грамоте ребят,

Кто-то нефть в тайге качает

Из глубин земных пластов,

А другие листья чая

Аккуратно рвут с кустов.

Ежедневно дел в достатке

Для тебя и для меня.

Будет все всегда в порядке,

Если трудится Земля.

Все люди на земле чем-нибудь занимаются, что-то делают. А для того, чтобы делать свое дело хорошо, человек должен знать что и как делать. Для этого человек должен сначала учиться, т.е. овладеть какой-либопрофессией, а потом применять полученные навыки и знания в работе. Когда вы вырастите, вам тоже нужно будет выбрать профессию, дело, которым вы будете заниматься. А для этого вам нужно знать какиепрофессии бывают. Вот сегодня о некоторых профессиях мы с вами поговорим.

Ведущий: Отгадайте загадку:

Кто в дни болезней

И лечит нас от всех

Слайд №2 (врач)

Ребята, а что делает врач, чем он занимается? (ответы детей)

Когда головка горяча,

Мы поскорей зовем врача.

Болит животик перед сном –

Опять врача мы позовем.

Он лечит папу с мамой

Меня, хоть я упрямый,

Он лечит всю семью.

Путь гром гремит

Врач – наш хороший,

Врач очень трудная и древняя профессия. Врач должен много знать о строении человеческого тела, о работе его внутренних органов, уметь разбираться в признаках болезни, а ведь болезней очень много! У врачей есть помощники – специальные приборы, например, рентген. Он нужен врачам, чтобы понять причину болезни. Но приборы эти очень сложные, и врач должен уметь с ними обращаться.

Ребята, как называется место, где работают врачи? (Ответы детей)Правильно, больница.

Ролевая игра «Прием у врача».

Один из участников становится врачом. Остальные становятся больными, приходят к врачу на прием, а тот прослушивает их фонендоскопом.

Ведущий: Отгадайте загадку:

В ресторане их найду я -

Эти люди в колпаках

Над кастрюлями колдуют

С поварешками в руках.

Слайд №3 (повар)

Ребята, а чем занимается повар? (ответы детей)

Всегда приятно людям есть,

Когда вкусна еда.

А у хороших поваров

Еда вкусна всегда.

Они, наверное, обед

Творят, как колдуны,

И, кажется, секретов нет.

А блюда все вкусны.

Жаркое, рыба, винегрет,

Окрошка, и борщи,

Салат, котлеты, и омлет,

Всегда всё свежее у них,

Ну как должно и быть,

Еда не может подгореть

И не должна остыть.

Я раз обедать приходил,

Такой я супчик ел!

Что ложку чуть не проглотил,

Тарелку чуть не съел!

Вот потому к ним и спешат,

Обедать к ним идут.

И долго их благодарят

За этот вкусный труд.

Повар – это человек, который готовит вкусную еду для других людей. Приготовление пищи – это целое искусство, которому нужно учиться. Существуют великие повара, известные рестораны, тысячи кулинарных книг, в которых напечатаны различные рецепты приготовления блюд.

Ребята, а где работают повара? (Ответы детей) В ресторанах, столовых, кафе. Ваши мамы тоже повара, ведь они готовят вам разные вкусные блюда. Скажите, ребята, какое ваше любимое блюдо, приготовленное мамой? (Ответы детей)

Ведущий: Ребята, отгадайте загадку:

Почту – письма и журналы-

По домам разносит он.

Ходит он во все кварталы

И заходит в каждый дом. (почтальон)

Слайд №4 (почтальон)

Ребята, а что делает почтальон? (Ответы детей)

Его мы встречаем,

Как гостя желанного,

Открытка для Паши,

Письмо для Наташи,

Журнал про вязанье

Для бабушки нашей.

Для мамы и папы

По свежей газете…

Нам почту принёс

Почтальон на рассвете.

А мы разобрали её

И дружно «спасибо!»!

Почтальон – это человек, который разносит почту. Без почтальонов мы бы не получали журналы, газеты, письма. Для того, чтобы принести вам почту почтальон встает очень рано и с тяжелой сумкой через плечо ходит от дома к дому, не боясь ни плохой погоды, ни хулиганы. Вот какие это смелые и выносливые люди!

Ребята, а где работают почтальоны? (Ответы детей) Правильно, на почте.

Ролевая игра «Почтальон».

Один участник становится почтальоном, получает сумку с детскими журналами и разносит их по домам, т.е. раздает всем остальным детям.

Ведущий: Ребята, отгадайте загадку:

Может делать он буфеты,

Стулья, тумбы, табуреты.

В стружках весь его верстак.

Вот работать надо как!

Слайд №5 (столяр)

Ребята, а чем занимается столяр? (Ответы детей)

Дело спорилось с утра:

Он строгал, пилил, сверлил,

Гвоздик молотком забил,

А шуруп блестящий верткий –

Быстро завернул отверткой.

Так он смастерил буфет,

Стол, комод и табурет.

А потом их шлифовал,

Ярким лаком покрывал

И приделывал к ним ручки,

Ножки и другие штучки.

Столяр – это человек, который делает из дерева разные замечательные вещи: мебель (стулья, столы, кровати), может сделать скворечник для птиц или конуру для собаки. Столяры делают мебель красивой и удобной. Это настоящие волшебники, в руках которых любая деревяшка превращается в удобное кресло, мягкий диван или вместительный шкаф. Вот какая это замечательная профессия!

Ребята, как вы думаете, где работает столяр? (Ответы детей) Мебельные фабрики, заводы, строительство деревянных домов.

Ролевая игра «Забей гвозди».

На столе располагают доску с вбитыми наполовину гвоздями. Ребятам нужно закончить работу столяра, т.е. забить гвозди.

Ведущий: Для того чтобы заниматься своим делом, настоящим профессионалам нужны разные устройства: корабль – моряку, поезд – машинисту, машина – шоферу, умелые руки и разные предметы требуются повару, портнихе и другим.

Я предлагаю вам, ребята, выбрать инструменты, которые нужны в каждой конкретной профессии.

Игра «Подбери инструмент».

На столе разложены инструменты, на экране поочерёдно появляются люди различных профессий. Дети должны выбрать соответствующий профессии инструмент.

Слайд №6 (врач)

Врач – фонендоскоп, шприц.

Слайд №7 (повар)

Повар – кастрюля, поварешка.

Слайд №8 (парикмахер)

Парикмахер – ножницы, расчёска.

Слайд №9 (столяр)

Столяр – молоток, гвозди.

Слайд №10 (учитель)

Учитель – тетради, указка.

Слайд №11 (почтальон)

Почтальон – сумка, журнал.

Слайд №12 (портниха)

Портниха – ткань, нитки с иголкой.

Слайд №13 (художник)

Художник – краски, кисточка.

Слайд №14 (заключительный)

Ведущий: Ребята, сегодня вы познакомились с несколькими замечательными профессиями. Может кто-то из вас, когда вырастет, станет врачом, поваром или столяром. Неважно, какую профессию вы выберете, главное, чтобы она вам нравилась, была вам по душе.

1. Шалаева Г.П. Кем мне быть? Большая книга профессий. – М.: АСТ, СЛОВО, 2010. – 192 с.

Цель: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и о мире труда и профессий, подготовить школьников к сознательному выбору профессии.

Задачи:

  • сформировать у учащихся активной позиции по отношению к выбору будущей профессии;
  • сформировать у учащихся знаний о мире труда и профессий, требованиях профессии к личности;
  • научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
  • научить анализировать свои возможности и способности формирование общественно значимых мотивов выбора профессии;
  • подготовить к профессиональному самоопределению.

Оборудование: проектор, компьютер.

Ход мероприятия

До начала мероприятия учащиеся делятся на 5 команд путем жеребьевки и занимают места за столами (мероприятие проводится для учащихся двух классов). В жюри – учителя школы.

Учитель: «В последнее время на российском рынке труда складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, в промышленности остро не хватает рабочих кадров, а с другой стороны, по данным Минздравсоцразвития, 16% молодых специалистов с высшим образованием являются безработными.

Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог – именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Что же такое профессия?

На экране вы видите 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами?»

(Дети дают ответы.)

Подведем итоги. Перед вами краткие определения этих понятий, а вы посмотрите, насколько вы оказались близки к истине.

(Профессия – это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития).

Специальность – вид занятий в рамках одной профессии.

Квалификация – это уровень профессионального мастерства.

Должность – это место, занимаемое человеком в организации.

Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека. Профессия, специальность, квалификация – это то, что продает человек на рынке труда. Сегодня мы поговорим о различных профессиях и о выборе профессии.

Посмотрите, каждый из вас занял место вокруг одного из пяти столов. Каждый сидящий за столом, таким образом, становится участником команды.

Задание 1. «УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ»

Каждая команда вытянет одну букву алфавита, придумает на эту букву профессию и покажет её особенности другим группам (пантомимой, жестами, мимикой). Остальные команды должны отгадать название профессии. (Представитель от каждой команды подходит к столу, где разложены все буквы алфавита, вытягивает любую; команда совещается, показывает, остальные группы отгадывают профессию).

Учитель: Ребята, каждая профессия, как и всякое живое явление, имеет свойства стареть, исчезать, получать новое содержание. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Сейчас пришло время для нового задания.

Задание 2: Вы получите карточки с названиями профессий, которые вы должны разбить на группы.

Первая группа профессий «Самые модные профессии».

Вторая группа – «Профессии, которые почти или совсем исчезли».(забытые)

Третья группа – «Профессии, которые всегда нужны».

Четвертая группа – «Самые отважные профессии».

Пятая «Появились только в XX веке»

(Включается музыка, дети обсуждают, составляют списки.)

Посмотрим, так ли у вас получилось.

На слайде и проверяем примерные списки профессий:

Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтянник, пластический хирург, президент, спикер, эколог

Профессии, которые почти или совсем исчезли: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик, кучер, фонарщик, пряха, прачка, белошвейка, стряпчий, трубочист, почтмейстер, городовой, купец.

Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик.

Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный и т. п.

«Появились только в XX веке» программист, оператор ЭВМ, менеджер, секретарь – референт, оператор станков с числовым программным управлением (ЧПУ), тракторист – машинист широкого профиля, лётчик, крановщик, космонавт, эмбриолог, электромонтёр .

А теперь несколько вопросов о профессиях, которые помогут понять вам, насколько широк ваш кругозор в этой области

Задание 3. «Вопросы»

Назовите орудие труда, используемое в работе музыканта, сталевара, врача.

Ответ: ложка. Музыканты-ложечники; врач в домашних условиях проверяет зев больного обычной ложкой: сталевары берут пробу стали специальной ложкой.

Кто из царей знал 14 ремесел? Назовите имя царя и несколько ремесел, которыми он владел. (ответ: Петр I – плотник, кораблестроитель, кузнец, токарь, оружейный мастер, моряк и др.)

Кто был профессионалом: в литературе и медицине? (ответ: А. П. Чехов)

Кто был профессионалом в музыке и химии? (ответ: А. П. Бородин)

Кто был профессионалом: в литературе и дипломатии. (ответ: А. С. Грибоедов).

Кем бы могли работать в наши дни:

  • Волк из сказки «Волк и семеро козлят» (ответ: пародистом)
  • Красная Шапочка (ответ: социальным работником)
  • Герой мультфильма «Каникулы в Простоквашино» кот Матроскин (ответ: коммерсантом, животноводом, председателем колхоза).

Выдь на Волгу, чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется,
То бурлаки идут бечевой.

Кем работают сегодня представители этой профессии? (ответ: мотористами-рулевыми.)

Представители этой профессии говорят: «Работа у нас такая — доставлять людям радость». В одной пословице эта профессия сравнивается с профессией врача. Назовите эту профессию и пословицу.

(Ответ: профессия – повар. Пословица: «Добрый повар стоит доктора».)

Вопрос-шутка. Что общего у ЭВМ с коровой?

Ответ: профессия человека, их обслуживающего, называется оператор (оператор ЭВМ и оператор машинного доения).

«Моя профессия на ваш взгляд может показаться легкой, но от нее зависит работа целого коллектива. Эта профессия требует постоянного движения и крепких нервов. Не всегда меня знают в лицо, так как чаще встречаются с моей спиной. Назовите мою профессию». Ответ: дирижер.

Назовите профессию, содержание которой полностью меняется, как только она переходит из мужских рук в женские.

(Ответ: профессия машинист — машинистка.)

Учитель: Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять. Послушайте легенду. Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор". Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос.

Вопрос командам: Почему? (Отвечают ребята).

Учитель: В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время развития науки, техники, телевидения, компьютеров далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии.

Вопрос: Как вы думаете, почему? (Отвечают ребята).

Учитель: Главная причина этого кроется в выборе профессиональной деятельности, не отвечающей интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе.

Задание 4. Сейчас каждая команда получит карточку с пятью предложениями, которые необходимо закончить. А потом мы посмотрим, что у вас получилось.

"Закончить предложения":

  1. Люди работают ради…
  2. Настоящий труд – это…
  3. При выборе профессии люди часто не учитывают…
  4. В любом профессиональном труде самое важное…
  5. Счастье – это…

Учитель: Вы написали всё правильно, а теперь давайте, сравним ваши высказывания с мыслями на эту же тему философов, экономистов, политиков. (На слайдах)

1. Люди работают ради удовлетворения своих потребностей, ради самовыражения собственного "Я".

2. Настоящий труд – это самоотдача и творчество.

3. При выборе профессии люди часто не учитывают понятия, которые выражаются тремя словами: хочу, могу, надо.

А. Хочу – своё желание.

Б. Могу – свои возможности, способности, знания, состояние здоровья.

В. Надо – потребности рынка труда.

4. В любом профессиональном труде самое важное – знания, и умение их применять на практике.

5. Однажды на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ: "Счастье – это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой". Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком.

Мы много лет проработали в школе и всегда интересовались дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече мы задаем вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получали ответ: примерно каждый третий (!) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе:

  • «Давят» родители.
  • Идут за модой.
  • Ничего не знают о профессии, которую выбрали.
  • Выбирают «за компанию».
  • Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.
  • Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.
  • Подражают героям кино и телесериалов.

Здесь перечислены самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Но как же тогда правильно выбрать профессию?

Оказывается, что правильным может быть только осознанный выбор профессии. Осознанный выбор – это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в это профессии именно в данный момент (надо).

  • хочу – это все, что мне нравится, к чему лежит душа;
  • могу – это все, что мне по силам, по способностям;
  • надо – это все, что нужно для общества, страны.

Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Соотношение между «хочу» и «могу» – в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.

Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры – треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы – их надо зачеркнуть, если их не хватает – дорисовать недостающие. Время выполнения – 30 с. (Дети рисуют фигурки.)

Теперь подсчитайте количество треугольников. А теперь посмотрите ключ к тесту на слайде.

  • Первый тип: 6-8 треугольников – тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.
  • Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.
  • Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.
  • Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.
  • Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.
  • Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.

Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.

Заключительное слово.

Сегодня вы узнали о разных профессиях, о том, как правильно выбирать свое дело в жизни. Задача эта нелегкая, к ней надо готовиться уже сейчас. А чтобы профессия радовала, приносила удовольствие, нужно, чтобы она соответствовала вашему складу характера, мышления, психики. Для этого надо узнавать себя, изучать себя, наблюдать за собой, знать свои сильные и слабые стороны. Только тогда вы не ошибетесь и сделаете правильный выбор.

А теперь подведем итоги. Напишите сиквейн к слову профессия. А жюри в это время подводит итоги нашей игры.

Выбор профессии – это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы, ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».

Читайте также: