Какая профессия лучше юрист или врач

Опубликовано: 02.10.2024

Профессии юриста и врача настолько похожи, что решил в итоге написать самостоятельную статью на эту тему.

Но это общие фразы, сплошная теоретизация.

А вот суть, ядро вопроса?

  1. Оба спеца – и врач, и юрист, работают с людьми. Ежедневное общение с разношерстной публикой.

Начиная работать хоть врачом, хоть юристом, со временем начинаешь видеть, что уровень развития народа оставляет желать лучшего. Масса всяких людей (особенно тех, кто материально небольшого достатка, живет на окраинах в хибарах, ведет полутунеядский образ жизни) зачастую вообще не соображают, что делают, не могут объяснить своих поступков, а уж про правовые последствия этих поступков вообще молчу.

Такие люди становятся клиентами юристов и врачей одновременно: морды друг другу набили на кухне после внутренних возлияний суррогатным пойлом и попали в травмпункт, с одновременной записью к дознавателю и участковому.

  1. Услуги как юридические, так и врачебно-медицинские бывают бесплатными.

Бесплатных адвокатов положено по закону предоставлять в уголовных делах. Да и по гражданским делам сейчас создали бесплатные юридические бюро.

Медицина же у нас вроде как бесплатна, хотя сейчас это уже скорее вызывает улыбку, чем является твердым утверждением.

Ну, и как следствие – качество бесплатных услуг зачастую оставляет желать лучшего. Интереса-то у исполнителей нет. Зачем напрягаться и упираться, если ты все равно получаешь твердую ставку от государства? Если оближешь клиента – больше не получишь. Вот и получаются такие ситуации: в суде адвокат встает и говорит:

– Раз мой подзащитный не признает вину, прошу его оправдать.

Как вам качество юридических услуг? И работу свою он формально выполнил – его фамилия занесена в протокол судебного заседания, он получит свои деньги в полном размере. И не перенапрягся, прямо скажем.

А уж про врачей и говорить не приходится. Каждый сталкивался в районных поликлиниках и больницах, каждый имеет в запасе соответствующие истории, либо свои, либо рассказанные друзьями.

Поймите правильно, я не говорю, что все бесплатные юристы и врачи плохие, нет. И у меня много случаев, когда штатные врачи делали свою работу отлично, за что им огромное спасибо. Но, к сожалению, и антагонисты имеются.

  1. А вот, как противовес, и платными бывают юристы с врачами. И даже высокооплачиваемыми.

Есть ведь и там, и там соответствующие «привилегированные» специализации. Например, пластические хирурги. В бесплатную отрасль медицины это не входит. Пластические операции делают платно. И цены на это удовольствие – совсем не из дешевых.

И юристы соответственно. Представители-арбитражники в хозяйственных крупных спорах. Банкротство, взыскание долгов. А уж по уголовным делам типа уклонения от уплаты налогов, мошенничества –и подавно.

  1. И юристы, и врачи рассматривают индивидуальные случаи.

Профессия врача

В каждом случае ставится свой диагноз. В каждом случае вырабатывается своя судебная стратегия ведения дела.

Врач без осмотра пациента не определит болезнь. Юрист без изучения документов не определит проблему (в этом плане довольно напряжно объяснять сей момент гражданам по телефону. Человек пытается объяснить свою проблему, юрист ему отвечает – подъезжайте, изучу документы. Человек: да там такая ситуация, мол, по договору мне должны были выполнять работы… Юрист прерывает – мне нужны именно документы, приезжайте. Человек: дак там работы должны были сделать… И так далее, пока терпение не лопнет).

Равно как и порочная практика лечения через аптеку. Человек к аптекарю приходит и говорит: «Дайте мне что-нибудь от головы…». А что может дать аптекарь без осмотра, без анализов? Куча болезней существует, при которых болит голова. Да не врач ведь аптекарь. О каком правильном лечении тут может идти речь?

Точно так же и с юристами. «Дайте нам бланк иска. Мы в суд подадим». При этом не задумываются о том, что каждая ситуация своеобразна, и неправильно составленный шаблонный иск может осложнить, а иногда даже загубить дело.

Меньше половины выпускников вузов довольны выбранной профессией, следует из опроса рекрутингового агентства «Контакт». Свое негативное отношение бывшие студенты связывают с тем, что вузы не помогают им в дальнейшем трудоустройстве — отсюда разочарование в профессии и неготовность применять знания на практике. «Инде» поговорил с теми, кому удалось найти работу по профессии, и узнал у них, с какими проблемами и разочарованиями они сталкивались, каково быть учителем в сельской школе, врачом при медакадемии и юристом в частной компании.


Полина Пантелеймонова, 26 лет

Клинический ординатор кафедры аллергологии Казанской медакадемии

Когда я была маленькой, я, как и все, хотела быть космонавтом и даже собиралась поступать в институт аэрокосмического приборостроения. Но где-то классе в седьмом поняла, что совершенно не хочу заниматься ни физикой, ни математикой, и даже если захочу, у меня все равно не получится. Папа всегда мечтал, чтобы я была врачом, его девиз был: «семье нужен врач».

Действительно серьезный разговор о моем будущем у нас с ним состоялся в девятом классе, когда я сдавала пробную ГИА и запорола геометрию. Тогда стало понятно, что точные науки — не совсем та сфера, где меня ждут. И отец сказал: «Что ж ты биологию не пошла сдавать? У тебя же все с ней получается». И я стала ходить на курсы при медицинском. Там я поняла, что лечить людей мне по-настоящему интересно.

В первый раз мы пошли на практику в онкологию — это был первый курс, зима, перед этим мы сдали несколько зачетов. Мы мыли и стригли пациентов, загружали их в черные полиэтиленовые пакеты, если они умирали, и катали ватные шарики. После такого впадаешь в отчаяние и думаешь: я же не могу уйти после первого семестра, надо хотя бы еще год продержаться, — и идешь на второй семестр. На втором семестре все продолжается, затем начинается летняя практика. И вот там, на летней практике, тебе впервые разрешают сделать укол в попу! И сразу чувствуешь, что вырос! Это несложно, но когда ты, такой маленький и восторженный, заходишь в кабинет, подходишь со шприцем к бабушке, она может тебе прямым текстом сказать: «Ты, ******** [мелюзга], укол мне будешь делать?! Мне и так плохо!» А если человек соглашается, чувствуешь, что вызвал доверие.


Я не думаю, что кому-то у нас на потоке диплом достался просто так. Я знаю, про высшее образование ходят такие байки, что, когда ты приходишь на работу, тебе говорят: «Забудь все, чему тебя учили в университете». Нет, в этой профессии ты пользуешься всем, что когда-то выучил, а если не выучил, то это становится проблемой — начинаешь судорожно догонять, доставать старые тетради или книги.

Когда я стала работать, самым болезненным моим разочарованием стало отношение пациентов к врачам. Некоторым людям кажется, что если они прочитают что-то в интернете, то они сразу станут семи пядей во лбу. Им невозможно объяснить, что ты не просто так протирал штаны шесть лет. Есть пациенты, которым кажется, что, как только врач заходит в палату, он сразу им что-то должен. То есть вот лежит человек — звезда — болеет, у него совершенно уникальное заболевание и сам он совершенно уникален. Врач не обязательно должен быть благодарен человеку просто за то, что он лежит в его больнице, в его отделении. Нет, человек просто лежит в больнице, случай не особенный, зато пациент уже может заявить, что врач недостаточно заинтересованно с ним общается. Всем кажется, что врачи живут на всем готовом, им постоянно дают взятки и они ходят зажравшиеся. Все эти люди, которые смотрели сериал «Интерны», думают, что мы постоянно сидим и ржем. Они не понимают, что черный юмор для нас — это единственное спасение. Я ненавижу сериал «Интерны». Ненавижу, когда начинают спрашивать: «А правда, что у вас там так?» Что «так»? Правда, что мы ходим в белых халатах или правда, что заведующий может оставить врача на дежурство? Да, заведующий в больнице царь и бог — он может оставить врача на сколько хочешь дежурств. То есть дедовщина процветает.

Мне кажется, когда у врача спрашивают, что ему нравится в его профессии, в ответ хотят услышать что-то вроде «я хотел бы спасти мир, придумать лекарство от СПИДа, помочь людям». Не хочу показаться эгоисткой, но в медицине мне просто нравится процесс. Да, наверное, мне нравится помогать людям — может быть, это даже тешит мое самолюбие, — но вообще мне просто нравится читать все эти книги по медицине, нравится, когда кто-то радуется, что ему полегчало, нравится, когда кто-то не умер, хотя мог бы.


Дамир Гусейнов, 33 года

Учитель географии в школе-интернате Сабинского муниципального района

Я пошел учиться просто чтобы получить высшее образование. Мне тогда было 27 лет, до этого я работал лет шесть в торговле. Практика у нас началась на четвертом курсе. Первый день — это, конечно, шок. Требование к уроку одно, а реальность — совсем другая. Из-за неопытности в голове мутно, и ты не можешь соблюсти все, чего требует от тебя государство. В теории необходимо заполнить журнал, обсудить новую тему, потом закрепить ее, ответить на вопросы, успеть дать домашнее задание. На реальном уроке все это сделать очень тяжело, а уж тем более когда это все происходит в первый раз. Поэтому делаешь так, как идет на автомате.

Бывает, начинаешь давать урок, вроде подготовился, вроде как имеешь в голове всю информацию, а дети задают такие вопросы, на которые ты не можешь с ходу ответить. Но это не проблема, я просто объясняю ученикам, что география — предмет обширный, просто невозможно знать все и сразу. Я даю им домашнее задание, а этот вопрос записываю себе и говорю: «Вот мое домашнее задание». Получается, что мы вместе отвечаем на домашнее задание на следующем уроке. Дети воспринимают это очень хорошо.


После того как я посетил практику, стало ясно, что я буду дальше работать учителем. Мне говорят, я чуть ли не единственный такой. Не знаю почему. Просто, когда я пришел в школу, понял, что получится. Сейчас для меня в работе самое сложное — необходимость соблюдения всех конкретных пунктов. Я понимаю, что их нужно соблюдать, но на первых порах уложиться довольно сложно. Сначала заполняю журнал, благо сейчас он электронный. Дальше проверяю домашнее задание. От меня требуют проверить домашку у каждого, то есть нужно минут за пять, максимум за десять у всех 17 детей узнать, а действительно ли они помнят прошлый урок. Успевать сложно, не всегда получается. Нам приходится тратить минут 15 от урока, чтобы я понял, кто сколько знает. Потом мы вместе пытаемся с помощью вопросов выйти на новую тему. За полтора года, что я работаю, освоить все азы тяжело. Поэтому я все воспроизвожу как у меня в голове есть, как меня учили.

Я бы ничего не стал менять в высшем образовании, меня полностью все устраивает. Вопрос только в том, как сделать так, чтобы выпускники педагогического шли работать по профессии. С одной стороны, 18 часов в неделю — это по три урока в день, это немного, можно работать. С другой стороны, ты не только преподаешь три урока, у тебя еще есть другие обязанности: подготовка к уроку, проверка тетрадей. За это все доплачивают, но порой цифры бывают такие. 5,75 или 10,20 рубля. Всего выходит около 7000 рублей аванса. Причем за оплату труда отвечает непосредственно директор, не роно, не Министерство образования, а именно директор. Если он видит, что человек работает, то он может добавить денег, но вполне может и убавить.

В основном, конечно, зарплата зависит от ставки. В прошлом году у меня было 19 часов в неделю. Я начал получать 18 500 рублей, но потом поменялись условия оплаты труда у учителей — убрали премии, добавили за часы. Нам сказали, что мы ничего не потеряем, но в итоге после этих перестановок моя зарплата снизилась до 16 тысяч. В этом году получилось так, что мою нагрузку сократили с 19 до 14 часов, а 14 — это уже неполная ставка. Зарплату я еще не получал, но, судя по авансу, это будет что-то вроде 12−13 тысяч. И это учитывая, что у меня есть еще «сельские» надбавки к зарплате, это где-то 20−25 процентов. В Казани таких надбавок нет. Но в селах и требования как в космосе. В Казани много детей, и, скажем, вероятность, что дети там хорошо себя покажут на ЕГЭ и ОГЭ, намного больше. Чем больше людей, тем больше вероятность хорошего результата. А в селах — маленькие школы, маленькое количество детей, и, естественно, учителя должны каждого ребенка тащить за уши, чтобы повысить результаты школы. В этом году, конечно, обещали, что не будут смотреть на результаты экзаменов, но все равно в конце учебного года все школы идут на совещания и меряются там результатами.


Диана Касимова, 24 года

Юридический представитель в частной компании

Поступить на юриста меня заставили родители, я же хотела стать журналистом. Я два года готовилась к поступлению на журфак СПбГУ, а потом узнала, что поступила в КФУ на юридический. Родители без моего ведома отправили документы из родного Ижевска в Казань по почте. Они, видимо, посчитали, что меня таким образом можно немного упорядочить. Этой цели они достигли — после юрфака я стала более серьезной и начала более осознанно подходить к своим решениям. Сейчас я не жалею, что все так произошло, но тогда я всех ненавидела — когда узнала, по дому летало все. Но так как Питер был намного дальше Казани, я подумала: почему нет? Потом, спустя пару лет, я услышала отзывы моих сверстников, которые все же поступили в СПбГУ, они говорили, что недовольны процессом обучения. К тому же я поняла, что юридический факультет — это образование вглубь, а журналистика — образование вширь. Но все равно по-настоящему я осознала, что юрфак был мне нужен, только после выпуска.

После первого курса мне помогли неофициально устроиться на лето общественным помощником в прокуратуру. Несмотря на то что я ненавидела все это — система, государство, — мне все равно было интересно, чем прокуратура занимается. Запомнилось, что там было очень много бумаги. На каждом столе несколько больших стопок. Шкафы открываешь — там тоже бумага. Везде бумага! Было ощущение, что прокуратура создана, чтобы эту бумагу правильно распределять. Сначала мне казалось, что эта работа — скучнейшая ***** [кабала], что люди обращаются в прокуратуру по каждой херне, но оказалось, что каждая херня — вовсе не херня. Особенно когда кто-то из твоих знакомых с этим сталкивается.


Меня отправили в отдел, который занимается ЖЭКом. В мои обязанности входили составление отчетов и сортировка документации. В моем отделе маркировали документы, то есть у нас было еще больше бумажной работы, чем у других. Работу я начинала в 8:30, официально она заканчивалась в 17:30, но на самом деле длилась до бесконечности — очень много бумажной работы. В прокуратуре один раз в квартал необходимо сдавать отчет в головную прокуратуру республики — без ошибок, с точными данными. Это статистика, а статистика — это сложно. Так они в прокуратуре сидят перед сдачей отчетности ночами напролет и все подбивают, перепроверяют. Нужно обязательно все успеть, поэтому рабочий день у них ненормированный, они часто и в выходные сидят. Вообще, на госслужбе ты можешь сидеть 24/7 и получать при этом 12 тысяч рублей.

После второго курса началась практика от университета, она длилась месяц: одна неделя в прокуратуре, одна в суде и две в частной компании. В прокуратуре у меня было то же самое, что и после первого курса, а в суде ты просто сидишь и подшиваешь дела. До судебного заседания суд принимает иски, они вшиваются в дело. Со временем в деле начинают фигурировать новые документы, их тоже нужно вшить в папку. Как правило, секретари все это сваливают в кучу, а потом сдают практикантам. И ты сидишь всю неделю подшиваешь, сортируешь в хронологическом порядке, нумеруешь каждую страницу, стараешься не сбиться (а сбиться очень легко, когда ты делаешь это целый день). Если там огромный том материалов дела — обычно по уголовному праву или что-нибудь связанное со строительством, — то его нужно буквально сверлить. У них в архиве для этого есть даже специальная дрель. Практика в суде должна была длиться с 8:30 до 17:30, но наш суд жалел практикантов и отпускал уже к обеду.

Частная компания, в которой я проходила практику, занималась тяжелой промышленностью. Мне дали ознакомиться с актами, которые у них там имелись, — трудовой распорядок, коллективные договоры и такое прочее. Ни в суды, ни в прокуратуру мы не ходили. Целую неделю меня просто знакомили с предприятием. Было не особо интересно.

У многих моих знакомых ожидания от учебы на юрфаке не оправдались. Потому что все думают, что вот сейчас окончу университет и буду всех делать в суде. Нет. Во-первых, сначала ты поработаешь за мизер. Чем больше ты работаешь, тем больше опыта, соответственно, больше зарплата. Во-вторых, сначала ты будешь работать с бумагами. Потом, может быть, будет интереснее. Я точно не ждала, что буду где-нибудь в ЕСПЧ бороться за права униженных и оскорбленных, у меня такого вообще не было. Я сразу после первого курса поняла, как все устроено на самом деле. Самое главное — вообще ничего не ожидать и воздушных замков не строить. Если изначально не было никаких ожиданий в голове, то потом ты трезво видишь и плюсы, и минусы. А еще нужно вовремя уходить с работы, где тебя многое не устраивает.

Сейчас я открыла ООО, совсем не связанное с юридической сферой. Если покатит эта деятельность, то буду заниматься ей, если не покатит, то сдам экзамен в адвокатуру и буду заниматься уголовными делами.

Мазур Е.Ю. Врач и юрист: точки соприкосновения профессий

Врач и юрист: точки соприкосновения профессий / Мазур Е.Ю. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2012. — №12. — С. 108-112.

библиографическое описание:
Врач и юрист: точки соприкосновения профессий / Мазур Е.Ю. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2012. — №12. — С. 108-112.

код для вставки на форум:

Sanus papuli – suprema lex.

(Благо народа – высший закон)

Медицина поистине есть самое благородное из всех искусств. (афоризм)

Известно, что профессии врача и юриста своими корнями уходят в глубь веков. Так, истоки становления профессии юриста восходят к римским жрецам – понтификам, которые были первыми хранителями обычаев и обычного права, т.е. фактически были первыми юристами [2]. В Древнем Риме в период царского и республиканского периода высшим жреческим институтом была Коллегия понтификов. В ней вырабатывались правила толкования, велись записи юридических прецедентов с целью наилучшего применения в судебной практике, давались компетентные юридические советы по отправлению религиозных культов, по «земным» делам различного рода.

К концу III в. до н. э. юриспруденция перестала считаться тайным искусством жрецов, и место понтификов заняли светские юристы, внесшие большой вклад в разработку юриспруденции, истолкование принципов права. Римские юристы умело сочетали теорию и практику, отлично знали запросы жизни, правовые и конфликтные ситуации, обусловленные условиями жизни в Риме. Они толковали право не по букве, а по смыслу, исходя из практической целесообразности, признавая римских граждан равноправными по закону и справедливости. Римские юристы относились к своей деятельности как к искусству. В отличие от судебных ораторов, за вознаграждение выступавших в судах, юристы бесплатно давали консультации, их удовлетворяли ощущение популярности, влияние, которые они приобретали в результате своей деятельности. Юристы Рима не только вели практическую деятельность по составлению исковых формул, обучению права, но и по толкованию законов. Толкуя нормы права, особенно в сфере имущественных отношений и судопроизводства, они дополняли, изменяли, отменяли устаревшие нормы права, составляли новые. Крупными правоведами Римской республики были Квинт Муций Сцевола, Клавдий Сатурнин, Лабеон и Капитон, Сальвий Юлиан, Павел и Ульпиан, Эмилий Папиниан, Модестин, Гай и др.

Что касается профессии врача, то истоки становления этой профессии возникли на самых ранних стадиях существования человечества. Великий физиолог и психолог И.П. Павлов утверждал, что медицинская деятельность – ровесница самого человека. В древности лечение связывалось с суевериями и религиозными обрядами. Так, в Древнем Риме известен бог врачебного искусства Эскулап, древние греки называли этого бога врачевания «великим и беспорочным» Асклепием. Когда Асклепий под руководством мудрого и ученого кентавра Хирона стал искусным врачом, то он не только исцелял болезни, но даже возвращал умерших к жизни. Согласно древней мифологии, вернуть к жизни сына царя Миноса Главка Асклепию помогла змея, принесшая целебную траву, что помогло воскресить сына царя. Возможно, этот факт послужил тому, что змея стала эмблемой медицины. Вообще же, змея символизирует мудрость. У многих народов образ змеи связывается с носительницей знаний, высшей мудрости, талантом и удалью. Недаром до нашего времени дошли поговорки:

«Будьте мудры, аки змии», «Доброе слово и змея разумеет», «Загони змею в бамбуковую трубку – она и там попытается извиваться», «Тянулась лягушка, чтобы как змея длинной стать, и лопнула», «Если человека ужалила змея, значит, он кого-то обидел» и т.п.

В Древней Греции в VIII–VI вв. до н. э. в полисный период происходило становление храмового врачевания, которое связано с усилением позиций религии, становлением храмов. Храмовое врачевание развивалось на фоне эмпирического врачевания, которое существовало еще издавна. В VII в. до н. э. в честь бога врачевания Асклепия были воздвигнуты первые святилища – асклепейоны (от греч. asclepieion). Однако доподлинно известно, что в Древней Греции существовала и светская, естественная медицина. Существуют многочисленные свидетельства, когда в наиболее трудных случаях заболевания приглашались известные светские врачеватели в храмы в качестве «консультантов» [3]. Известными врачевателями были Алкмеон из Кротона, Эврифон из Книда, Эмпедокл из Акраганта, Гиппократ, Праксагор и др. Каждый из них представлял свою врачебную школу, и многие поколения врачевателей различных полисов Древней Греции своими достижениями внесли огромный вклад в становление и развитие медицины. Всех их объединяло естественнонаучное понимание единства человека и окружающего мира, естественный взгляд на причины болезней, становление учения о телесных соках и темпераментах, развитие методов диагностики, прогностики и лечения у постели больного.

Таким образом, речь идет об историзме этих двух профессий как одной из множества точек соприкосновения профессий врача и юриста. Пожалуй, эти две профессии были настолько необходимы и уникальны для общества, что, появившись в глубокой древности, они заложили прочный фундамент для развития этих наук, и многочисленные яркие свидетельства тому мы находим в памятниках культуры Древнего Рима и Древней Греции.

Профессии врача и юриста всегда пользовались и пользуются уважением в обществе, они востребованы обществом, предоставляют человеку определенный статус. И главное, что их объединяет: они призваны защищать наиболее значимые, высшие ценности общества, такие как жизнь, здоровье, права и свободы человека, его честь и достоинство. Исследование, проведенное ВЦИОМ, свидетельствует о том, что в числе самых престижных профессий россияне называют профессии юриста и врача. Эти профессии по-прежнему занимают лидирующее положение в обществе. Ни одна страна, ни одно государство не могут обойтись без здоровой нации, без действенных законов, направленных на защиту здоровья, жизни человека, медицинскую помощь. В основе профессиональной деятельности врача и юриста заложены такие императивы, как справедливость, этические принципы, права человека, высокая эффективность, оперативность и ответственность. Кроме того, усложнение общественных отношений, дальнейшее развитие медицины и права требует от деятельности врача и юриста не только фундаментальных знаний, но и дальнейшего постоянного пополнения этих знаний на протяжении всего профессионального пути. Равно как врач не может использовать неэффективные лекарственные средства, методы лечения и диагностики, реабилитационные мероприятия и др., так и юрист в своей деятельности не может руководствоваться утратившим силу законом, упустить ссылку на какое-либо постановление либо применить неэффективную комбинацию норм права и т.д.

Следовательно, объединяет эти две профессии стабильная востребованность обществом, защита и сохранение жизни, здоровья, прав и свобод человека, сохраняющийся высокий социальный статус, постоянное профессиональное совершенствование.

Кроме того, эти две профессии объединяет еще и великая мудрость: высокий профессионализм имеет право на жизнь только при условии высокой нравственности. Как таковых критериев нравственности не существует, нравственность как норма права не определена, да и возможно ли вообще определить, какой человек более нравственен, какой менее. Суть этой точки соприкосновения профессий состоит в общей культуре человека: в его порядочности и честности, терпимости по отношению к своему клиенту, пациенту, настойчивости, уважении к личности другого. Культура же человека находится не вовне, а в самом человеке, в его сознании. Поэтому справедливо утверждение, что культура – это труд, напряжение, усилие, даже тягостность и, как следствие, основа самостояния человека [1].

  • высокий уровень развития кратковременной памяти и словесно-логической долговременной памяти;
  • высокий уровень развития понятийного мышления (владение, способность воспринимать и понимать различные термины и понятия);
  • высокий уровень концентрации и устойчивости внимания;
  • психоэмоциональная стабильность и способность переносить большие физические нагрузки;
  • вербальные способности (умение правильно, понятно, доступно и грамотно изъясняться);
  • коммуникативные навыки;
  • способность к всестороннему, адекватному восприятию ситуации;
  • склонность к исследовательской деятельности;
  • организованность, аккуратность, уверенность в себе, оперативность, хладнокровность в экстремальных ситуациях, честность, порядочность, терпеливость, выдержанность, доброжелательность, тактичность, внимательность, оптимистичность и объективность.

Сегодня стремительные различного рода трансформации в обществе отражают растущую реальную потребность специалиста в правовых знаниях. Чтобы «не растеряться» в подобных условиях, быть юридически грамотным, врачу необходим тот объем правовых знаний, который поможет ему адекватно заниматься своей профессиональной деятельностью. Знание своих прав, обязанностей, ответственности, законодательное обеспечение гарантий своей профессиональной деятельности, вопросы медицинского страхования – все это должно быть в поле правового видения врача. Это поможет избежать правонарушений, защитить от различного рода посягательств, защитить свои честь и достоинство, не только высокопрофессионально, с опорой на медицинскую деонтологию, но и юридически грамотно выстраивать отношения в системе «врач–пациент».

Кроме того, появление частных медицинских клиник требует от руководителя и врача знания правовых реалий. Порядок образования медицинского предприятия, вопросы лицензирования и аккредитации требуют определенной правовой базы. Более того, нормы права, которые регулируют налогообложение, определяют специфику трудовых отношений врача с работодателем, льготы медицинским работникам, а также нормы, регулирующие порядок заключения и исполнения договоров на оказание медицинских услуг, понятие и пределы врачебной тайны и др. – все это вопросы, принадлежащие разным отраслям права, но напрямую связанные со спецификой правового регулирования медицинской деятельности.

Таким образом, медицинская деятельность регулируется нормами права, и правовая грамотность, информированность будут способствовать предупреждению юридических проблем, а при возникновении облегчат их разрешение. В подтверждение этому мы хотим привести слова академика РАЕН, профессора, доктора медицинских наук, председателя правления общественной организации «Медицина и право» С.А. Корсакова, который считает, что медицинская деятельность любого врача (медицинского работника) базируется на трех китах: специальная подготовка, профессиональная этика и профессиональное законодательство [4].

Однако при возникновении юридических отношений, судебных разбирательств (и гражданских, и уголовных дел), например, причинение вреда жизни и здоровью в результате врачебной ошибки, врачу требуется специализированная высокопрофессиональная юридическая помощь, появляется необходимость в юристе, сведущем в медицинском праве. Вообще, медицинская (врачебная) ошибка – это одна из важнейших проблем медицинского права, и в данной статье нет цели анализа этой проблемы; мы хотим только подчеркнуть, что в настоящее время назрела необходимость подготовки специалистов-практиков, обладающих и медицинскими, и юридическими знаниями. «Разноплановый» юрист не может в полной мере учесть все нюансы медицинского разбирательства, в свою очередь, врач, даже обладающий определенным объемом правовой базы, в силу углубления в область профессиональных вопросов, которые требуют большой отдачи сил и энергии, не всегда в состоянии оценить риски, связанные с возникшими правоотношениями с пациентом. Думается, что такая отрасль права, как медицинская, которая в настоящее время находится в периоде становления, позволит «вырастить» специалистов, сведущих в делах права и медицины.

Таким образом, мы обозначили самые общие точки соприкосновения данных профессий, а именно – историзм профессий; защита и сохранение жизни, здоровья, прав и свобод, чести и достоинства человека; востребованность обществом; высокий социальный статус; постоянное профессиональное совершенствование; высокая нравственность и культура; социально-психологические качества и способности врача и юриста; законодательное обеспечение профессиональной деятельности, а также назревшая необходимость специалистов в области медицинского права.

похожие статьи

Состояние и перспективы развития государственной судебно-медицинской службы в Челябинской области / Пастернак А.Е., Коршунов Н.В., Анисимова Б.А. // Труды VIII Всеросс. съезда судебных медиков . 21–23 ноября 2018 г., Москва — М.: ООО «Принт», 2019. — №1. — С. 44-47.

Меньше половины выпускников вузов довольны выбранной профессией, следует из опроса рекрутингового агентства «Контакт». Свое негативное отношение бывшие студенты связывают с тем, что вузы не помогают им в дальнейшем трудоустройстве — отсюда разочарование в профессии и неготовность применять знания на практике. «Инде» поговорил с теми, кому удалось найти работу по профессии, и узнал у них, с какими проблемами и разочарованиями они сталкивались, каково быть учителем в сельской школе, врачом при медакадемии и юристом в частной компании.


Полина Пантелеймонова, 26 лет

Клинический ординатор кафедры аллергологии Казанской медакадемии

Когда я была маленькой, я, как и все, хотела быть космонавтом и даже собиралась поступать в институт аэрокосмического приборостроения. Но где-то классе в седьмом поняла, что совершенно не хочу заниматься ни физикой, ни математикой, и даже если захочу, у меня все равно не получится. Папа всегда мечтал, чтобы я была врачом, его девиз был: «семье нужен врач».

Действительно серьезный разговор о моем будущем у нас с ним состоялся в девятом классе, когда я сдавала пробную ГИА и запорола геометрию. Тогда стало понятно, что точные науки — не совсем та сфера, где меня ждут. И отец сказал: «Что ж ты биологию не пошла сдавать? У тебя же все с ней получается». И я стала ходить на курсы при медицинском. Там я поняла, что лечить людей мне по-настоящему интересно.

В первый раз мы пошли на практику в онкологию — это был первый курс, зима, перед этим мы сдали несколько зачетов. Мы мыли и стригли пациентов, загружали их в черные полиэтиленовые пакеты, если они умирали, и катали ватные шарики. После такого впадаешь в отчаяние и думаешь: я же не могу уйти после первого семестра, надо хотя бы еще год продержаться, — и идешь на второй семестр. На втором семестре все продолжается, затем начинается летняя практика. И вот там, на летней практике, тебе впервые разрешают сделать укол в попу! И сразу чувствуешь, что вырос! Это несложно, но когда ты, такой маленький и восторженный, заходишь в кабинет, подходишь со шприцем к бабушке, она может тебе прямым текстом сказать: «Ты, ******** [мелюзга], укол мне будешь делать?! Мне и так плохо!» А если человек соглашается, чувствуешь, что вызвал доверие.


Я не думаю, что кому-то у нас на потоке диплом достался просто так. Я знаю, про высшее образование ходят такие байки, что, когда ты приходишь на работу, тебе говорят: «Забудь все, чему тебя учили в университете». Нет, в этой профессии ты пользуешься всем, что когда-то выучил, а если не выучил, то это становится проблемой — начинаешь судорожно догонять, доставать старые тетради или книги.

Когда я стала работать, самым болезненным моим разочарованием стало отношение пациентов к врачам. Некоторым людям кажется, что если они прочитают что-то в интернете, то они сразу станут семи пядей во лбу. Им невозможно объяснить, что ты не просто так протирал штаны шесть лет. Есть пациенты, которым кажется, что, как только врач заходит в палату, он сразу им что-то должен. То есть вот лежит человек — звезда — болеет, у него совершенно уникальное заболевание и сам он совершенно уникален. Врач не обязательно должен быть благодарен человеку просто за то, что он лежит в его больнице, в его отделении. Нет, человек просто лежит в больнице, случай не особенный, зато пациент уже может заявить, что врач недостаточно заинтересованно с ним общается. Всем кажется, что врачи живут на всем готовом, им постоянно дают взятки и они ходят зажравшиеся. Все эти люди, которые смотрели сериал «Интерны», думают, что мы постоянно сидим и ржем. Они не понимают, что черный юмор для нас — это единственное спасение. Я ненавижу сериал «Интерны». Ненавижу, когда начинают спрашивать: «А правда, что у вас там так?» Что «так»? Правда, что мы ходим в белых халатах или правда, что заведующий может оставить врача на дежурство? Да, заведующий в больнице царь и бог — он может оставить врача на сколько хочешь дежурств. То есть дедовщина процветает.

Мне кажется, когда у врача спрашивают, что ему нравится в его профессии, в ответ хотят услышать что-то вроде «я хотел бы спасти мир, придумать лекарство от СПИДа, помочь людям». Не хочу показаться эгоисткой, но в медицине мне просто нравится процесс. Да, наверное, мне нравится помогать людям — может быть, это даже тешит мое самолюбие, — но вообще мне просто нравится читать все эти книги по медицине, нравится, когда кто-то радуется, что ему полегчало, нравится, когда кто-то не умер, хотя мог бы.


Дамир Гусейнов, 33 года

Учитель географии в школе-интернате Сабинского муниципального района

Я пошел учиться просто чтобы получить высшее образование. Мне тогда было 27 лет, до этого я работал лет шесть в торговле. Практика у нас началась на четвертом курсе. Первый день — это, конечно, шок. Требование к уроку одно, а реальность — совсем другая. Из-за неопытности в голове мутно, и ты не можешь соблюсти все, чего требует от тебя государство. В теории необходимо заполнить журнал, обсудить новую тему, потом закрепить ее, ответить на вопросы, успеть дать домашнее задание. На реальном уроке все это сделать очень тяжело, а уж тем более когда это все происходит в первый раз. Поэтому делаешь так, как идет на автомате.

Бывает, начинаешь давать урок, вроде подготовился, вроде как имеешь в голове всю информацию, а дети задают такие вопросы, на которые ты не можешь с ходу ответить. Но это не проблема, я просто объясняю ученикам, что география — предмет обширный, просто невозможно знать все и сразу. Я даю им домашнее задание, а этот вопрос записываю себе и говорю: «Вот мое домашнее задание». Получается, что мы вместе отвечаем на домашнее задание на следующем уроке. Дети воспринимают это очень хорошо.


После того как я посетил практику, стало ясно, что я буду дальше работать учителем. Мне говорят, я чуть ли не единственный такой. Не знаю почему. Просто, когда я пришел в школу, понял, что получится. Сейчас для меня в работе самое сложное — необходимость соблюдения всех конкретных пунктов. Я понимаю, что их нужно соблюдать, но на первых порах уложиться довольно сложно. Сначала заполняю журнал, благо сейчас он электронный. Дальше проверяю домашнее задание. От меня требуют проверить домашку у каждого, то есть нужно минут за пять, максимум за десять у всех 17 детей узнать, а действительно ли они помнят прошлый урок. Успевать сложно, не всегда получается. Нам приходится тратить минут 15 от урока, чтобы я понял, кто сколько знает. Потом мы вместе пытаемся с помощью вопросов выйти на новую тему. За полтора года, что я работаю, освоить все азы тяжело. Поэтому я все воспроизвожу как у меня в голове есть, как меня учили.

Я бы ничего не стал менять в высшем образовании, меня полностью все устраивает. Вопрос только в том, как сделать так, чтобы выпускники педагогического шли работать по профессии. С одной стороны, 18 часов в неделю — это по три урока в день, это немного, можно работать. С другой стороны, ты не только преподаешь три урока, у тебя еще есть другие обязанности: подготовка к уроку, проверка тетрадей. За это все доплачивают, но порой цифры бывают такие. 5,75 или 10,20 рубля. Всего выходит около 7000 рублей аванса. Причем за оплату труда отвечает непосредственно директор, не роно, не Министерство образования, а именно директор. Если он видит, что человек работает, то он может добавить денег, но вполне может и убавить.

В основном, конечно, зарплата зависит от ставки. В прошлом году у меня было 19 часов в неделю. Я начал получать 18 500 рублей, но потом поменялись условия оплаты труда у учителей — убрали премии, добавили за часы. Нам сказали, что мы ничего не потеряем, но в итоге после этих перестановок моя зарплата снизилась до 16 тысяч. В этом году получилось так, что мою нагрузку сократили с 19 до 14 часов, а 14 — это уже неполная ставка. Зарплату я еще не получал, но, судя по авансу, это будет что-то вроде 12−13 тысяч. И это учитывая, что у меня есть еще «сельские» надбавки к зарплате, это где-то 20−25 процентов. В Казани таких надбавок нет. Но в селах и требования как в космосе. В Казани много детей, и, скажем, вероятность, что дети там хорошо себя покажут на ЕГЭ и ОГЭ, намного больше. Чем больше людей, тем больше вероятность хорошего результата. А в селах — маленькие школы, маленькое количество детей, и, естественно, учителя должны каждого ребенка тащить за уши, чтобы повысить результаты школы. В этом году, конечно, обещали, что не будут смотреть на результаты экзаменов, но все равно в конце учебного года все школы идут на совещания и меряются там результатами.


Диана Касимова, 24 года

Юридический представитель в частной компании

Поступить на юриста меня заставили родители, я же хотела стать журналистом. Я два года готовилась к поступлению на журфак СПбГУ, а потом узнала, что поступила в КФУ на юридический. Родители без моего ведома отправили документы из родного Ижевска в Казань по почте. Они, видимо, посчитали, что меня таким образом можно немного упорядочить. Этой цели они достигли — после юрфака я стала более серьезной и начала более осознанно подходить к своим решениям. Сейчас я не жалею, что все так произошло, но тогда я всех ненавидела — когда узнала, по дому летало все. Но так как Питер был намного дальше Казани, я подумала: почему нет? Потом, спустя пару лет, я услышала отзывы моих сверстников, которые все же поступили в СПбГУ, они говорили, что недовольны процессом обучения. К тому же я поняла, что юридический факультет — это образование вглубь, а журналистика — образование вширь. Но все равно по-настоящему я осознала, что юрфак был мне нужен, только после выпуска.

После первого курса мне помогли неофициально устроиться на лето общественным помощником в прокуратуру. Несмотря на то что я ненавидела все это — система, государство, — мне все равно было интересно, чем прокуратура занимается. Запомнилось, что там было очень много бумаги. На каждом столе несколько больших стопок. Шкафы открываешь — там тоже бумага. Везде бумага! Было ощущение, что прокуратура создана, чтобы эту бумагу правильно распределять. Сначала мне казалось, что эта работа — скучнейшая ***** [кабала], что люди обращаются в прокуратуру по каждой херне, но оказалось, что каждая херня — вовсе не херня. Особенно когда кто-то из твоих знакомых с этим сталкивается.


Меня отправили в отдел, который занимается ЖЭКом. В мои обязанности входили составление отчетов и сортировка документации. В моем отделе маркировали документы, то есть у нас было еще больше бумажной работы, чем у других. Работу я начинала в 8:30, официально она заканчивалась в 17:30, но на самом деле длилась до бесконечности — очень много бумажной работы. В прокуратуре один раз в квартал необходимо сдавать отчет в головную прокуратуру республики — без ошибок, с точными данными. Это статистика, а статистика — это сложно. Так они в прокуратуре сидят перед сдачей отчетности ночами напролет и все подбивают, перепроверяют. Нужно обязательно все успеть, поэтому рабочий день у них ненормированный, они часто и в выходные сидят. Вообще, на госслужбе ты можешь сидеть 24/7 и получать при этом 12 тысяч рублей.

После второго курса началась практика от университета, она длилась месяц: одна неделя в прокуратуре, одна в суде и две в частной компании. В прокуратуре у меня было то же самое, что и после первого курса, а в суде ты просто сидишь и подшиваешь дела. До судебного заседания суд принимает иски, они вшиваются в дело. Со временем в деле начинают фигурировать новые документы, их тоже нужно вшить в папку. Как правило, секретари все это сваливают в кучу, а потом сдают практикантам. И ты сидишь всю неделю подшиваешь, сортируешь в хронологическом порядке, нумеруешь каждую страницу, стараешься не сбиться (а сбиться очень легко, когда ты делаешь это целый день). Если там огромный том материалов дела — обычно по уголовному праву или что-нибудь связанное со строительством, — то его нужно буквально сверлить. У них в архиве для этого есть даже специальная дрель. Практика в суде должна была длиться с 8:30 до 17:30, но наш суд жалел практикантов и отпускал уже к обеду.

Частная компания, в которой я проходила практику, занималась тяжелой промышленностью. Мне дали ознакомиться с актами, которые у них там имелись, — трудовой распорядок, коллективные договоры и такое прочее. Ни в суды, ни в прокуратуру мы не ходили. Целую неделю меня просто знакомили с предприятием. Было не особо интересно.

У многих моих знакомых ожидания от учебы на юрфаке не оправдались. Потому что все думают, что вот сейчас окончу университет и буду всех делать в суде. Нет. Во-первых, сначала ты поработаешь за мизер. Чем больше ты работаешь, тем больше опыта, соответственно, больше зарплата. Во-вторых, сначала ты будешь работать с бумагами. Потом, может быть, будет интереснее. Я точно не ждала, что буду где-нибудь в ЕСПЧ бороться за права униженных и оскорбленных, у меня такого вообще не было. Я сразу после первого курса поняла, как все устроено на самом деле. Самое главное — вообще ничего не ожидать и воздушных замков не строить. Если изначально не было никаких ожиданий в голове, то потом ты трезво видишь и плюсы, и минусы. А еще нужно вовремя уходить с работы, где тебя многое не устраивает.

Сейчас я открыла ООО, совсем не связанное с юридической сферой. Если покатит эта деятельность, то буду заниматься ей, если не покатит, то сдам экзамен в адвокатуру и буду заниматься уголовными делами.

Если вам в кайф ковыряться в человеческих внутренностях, то в медицинский, если вам в кайф копаться в человеческом дерьме. то подавайтесь в юристы. А если вам и там кайф и там, то идите в криминальную полицию.

Так всё зависит от того, чем вы хотите заниматься: лечить людей или заниматься бумажной работой и хождением по судам.

Это всё равно как: стать космонавтом или водителем.

Могу сказать, что хорошему специалисту хорошо будут платить в любой сфере, если он умеет себя грамотно преподнести и отстаивать свои права.

Обе данные специальности имеют широкие перспективы для профессионального роста, а значит и для улучшения своего материального положения. Все дело в том, какие у человека склонности и способности.

Немаловажным является и то, что отец или мать, другие родственники или ближайшие друзья работают в сфере медицины или в юриспруденции. В таком случае будут играть важную роль имеющийся опыт, полезные советы и необходимые в данной сфере связи родителя или другого человека.

Для определения более точного решения стоит воспользоваться услугами психолога, который имеет методики определения наиболее подходящего для человека направления профессиональной деятельности.

Если учитывать, что сейчас юристов очень много, конкуренция очень большая, плюс хорошие места уже все куплены. Я б посоветовала медицинский. Дольше учиться, но врачей хороших мало, а хорошим врачам еще и благодарности часто вручают пациенты. Но рмабота ответственная и серьезная. Поэтому если вы уверены что потянете, то вперед!

Я больше склонна к медицине, она всегда нужна, да и не меньше важна. С медицинским образованием точно человек не пропадет, а если выучиться на хирурга или стоматолога, то на хлеб всегда деньги будут. Юрист конечно, тоже хорошо, но их итак слишком много. Но не стоит забывать . что медицина она и есть медицина, можно такого насмотреться, и вот если готовы к этому, то почему бы и нет.

Если поступать на юридический то меньше шансов устроится на работу. А на медицинском больше преимуществ, потому что для врачей могут выделить жильё так как врачей не хватает, они стабильно получают зарплату, врачи востребованы. Вот у нас молодым врачам моложе 35 лет дали миллион рублей тем которые поехали по направлению работать в деревни и села на срок 5 лет, а это хороший стимул для них. Так что врачи больше ценятся чем юристы. А юристов у нас много очень, У меня тоже есть диплом юриста, но он уже лежит в шкафу 5-6 лет, так как в городе все места для юристов забиты.

Я хочу что бы работа доставляла не только материальную прибыль,но и была в радость.Бытует такое мнение,что бы работа доставляла удовольствие,нужно что бы она совпадала с вашими интересами и стала для вас хобби.Но вот где найти такую.Люблю общаться с людьми и не важно в какой обстановке.Я работала менеджером по оптовым продажам.Меня вполне устраивала и сама работа и зарплата,но вот коллективчик оставлял желать лучшего.

Программисты, верстальщики, сммщики, блогеры, дизайнеры, маркетологи, манагеры всех мастей - вот тренд 2018 года не не только. Все хотят работать в интернете или в тепленьких офисах, а работать руками и промышленность подымать с колен никто не хочет.

Выпускники отделения "экономическая география" чаще всего работают в консалтинговых и аналитических агентствах, корпорациях и на госслужбе.

Выпускники отделения "физическая география" работают инженерами-изыскателями, занимаются зондированием и дешифровкой космических снимков, также ландшафным дизайном. Есть среди выпускников и специалисты по геоинформационнным системам.

Это про моего мужа. В свое время бросил ВУЗ, не его, говорит. Но сейчас свой бизнес открыл. Дело не в высшем образовании, а в способности мыслить в нужную сторону, иметь так сказать особый склад ума, да и вообще иметь голову на плечах.

Совмещать работу и учебу лучше всего, когда это одна специальность.Тогда и на учебе вы будете вынимать все, что нужно по работе. И с работы вас будут легче отпускать, вы же будете повышать свою квалификацию. А если это разные области, то скажите какие, чтобы включить фантазию.Тогда нужно искать объединяющую точку, и уже отталкиваться от нее.

Читайте также: