Где живет айрис и какова ее профессия

Опубликовано: 04.07.2024

Ответ : Айрис — балерина. Она живет в Париже.

В авиационном подразделении служат Потапов, Щедрин, Семенов, Коновалов и Самойлов. Их специальности (они перечислены не в том же порядке, что и фамилии): пилот, штурман, бортмеханик, радист и синоптик. Об этих людях известно следующее:

  • 1. Щедрин и Коновалов не умеют управлять самолетом.
  • 2. Потапов и Коновалов готовятся стать штурманами.математика для школьников, олимпиада по математике для школьников
  • 3. Щедрин и Самойлов живут в одном доме с радистом.математика для школьников, олимпиада по математике для школьников
  • 4. Семенов был в доме отдыха вместе со Щедриным и сыном синоптика.
  • 5. Потапов и Щедрин в свободное время любят играть в шахматы с бортмехаником.
  • 6. Коновалов, Семенов и синоптик увлекаются боксом.математика для школьников, олимпиада по математике для школьников
  • 7. Радист боксом не увлекается.
Начнем решение задачи с построения логического квадрата. Элементы первого множества (фамилии) записываем в строках, а элементы второго множества (профессии) расположим по колонкам. И вот что у нас получаеться:
Пилот Штурман Бортмеханик Радист Синоптик
Потапов
Щедрин
Семенов
Коновалов
Самойлов
А теперь проведем анализ условия задачи, сделаем на его основе выводы и зафиксируем их в таблице. Из условия 1 следует, что ни Щедрин, ни Коновалов пилотом быть не могут. Поставим на соответствующих клетках (на пересечении фамилии и профессии) знак «минус». Из условия 2 ясно, что ни Потапов, ни Коновалов пока еще не штурманы. Занесем в таблицу и это. Условие 3 приводит к выводу, что радист не Щедрин и не Самойлов. Запишем. Условие 4 говорит о том, что фамилия синоптика не Щедрин и не Семенов. Отметим и это. Условие 5 подсказывает, что бортмеханик не Потапов и не Щедрин. Записав это в таблицу, мы увидим, что в строке «Щедрин» знаками «минус» заполнены все клетки, кроме одной, говорящей о том, что Щедрин может быть только штурманом, и никем иным. Отметим этот вывод и поставим в соответствующей клетке знак «плюс». А поскольку, согласно условию задачи, речь идет только об одном штурмане, то и в столбце «штурман» в оставшихся незаполненных клетках проставляем знаки «минус». И вот что получается на данный момент:
Пилот Штурман Бортмеханик Радист Синоптик
Потапов - -
Щедрин - + - - -
Семенов - -
Коновалов - -
Самойлов - - -
Продолжим анализ. Из условия 6 видно, что синоптик – не Коновалов и не Семенов. Отмечаем это в таблице. Условие 7, сопоставленное с условием 6, показывает, что радист – не Коновалов и не Семенов. Ставим в соответствующие клетки знак «минус». Теперь в строке «Коновалов» осталась одна клетка, в которой не стоит знак минус, следовательно, Коновалов – бортмеханик. Отмечаем этот вывод знаком «плюс», а в других незаполненных клетках в столбце «бортмеханик» проставляем знаки «минус», так как других бортмехаников по условию задачи нет.
Не стоит знак «минус» и в верхней клетке, в столбце «радист». Эта клетка расположена в строке «Потапов». Значит, Потапов – радист. Отметим это знаком «плюс» и заполним знаками «минус» другие свободные клетки в строке «Потапов» (ведь никем, кроме радиста, он быть не может).
Теперь из таблицы видно, что пилот – Семенов, а синоптик – Самойлов. Решение задачи завершено. Вот заполненная до конца таблица:
Ответ :
Пилот Штурман Бортмеханик Радист Синоптик
Потапов - - - + -
Щедрин - + - - -
Семенов + - - - -
Коновалов - - + - -
Самойлов - - - - +

Три одноклассника — Влад, Тимур и Юра, встретились спустя 10 лет после окончания школы. Выяснилось, что один из них стал врачом, другой физиком, а третий юристом. Один полюбил туризм, другой бег, страсть третьего — регби.
Юра сказал, что на туризм ему не хватает времени, хотя его сестра — единственный врач в семье, заядлый турист. Врач сказал, что он разделяет увлечение коллеги.
Забавно, но у двоих из друзей в названиях их профессий и увлечений не встречается ни одна буква их имен.Определите, кто чем любит заниматься в свободное время и у кого какая профессия.

Решение. Здесь исходные данные разбиваются на тройки (имя — профессия — увлечение).

Из слов Юры ясно, что он не увлекается туризмом и он не врач. Из слов врача следует, что он турист.

Буква "а", присутствующая в слове "врач", указывает на то, что Влад тоже не врач, следовательно врач — Тимур. В его имени есть буквы "т" и "р", встречающиеся в слове "туризм", следовательно второй из друзей, в названиях профессии и увлечения которого не встречается ни одна буква его имени — Юра. Юра не юрист и не регбист, так как в его имени содержатся буквы "ю" и "р". Следовательно, окончательно имеем:

Ответ. Влад — юрист и регбист, Тимур — врач и турист, Юра — физик и бегун.

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо берега большого;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.

Сколько в данном отрывке понятий, а сколько суждений? (9-понятий, 7-суждений)

Что такое понятие?(форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов)

На доске расположены различные геометрические фигуры:

Разделите геометрические фигуры на три группы. Возможны три основания деления: форма, цвет, размет.

Сколько способов решения задач нами уже рассмотрено:

- средствами алгебры логики;
- табличный;
- с помощью рассуждений. (Далее рассматриваются решения задач с помощью таблицы)

Задача 1. В симфонический оркестр приняли на работу трех музыкантов: Брауна, Смита и Вессона, умеющих играть на скрипке, флейте, альте, кларнете, гобое и трубе.

  1. Смит самый высокий;
  2. Играющий на скрипке меньше ростом играющего на флейте;
  3. Играющие на скрипке и флейте и Браун любят пиццу;
  4. Когда между альтистом и трубачом возникает ссора, Смит мирит их;
  5. Браун не умеет играть на трубе, ни на гобое.

На каких инструментах играет каждый из музыкантов, если каждый владеет двумя инструментами?

Решение. Составим таблицу и отразим в ней условия задачи, заполнив соответствующие клетки цифрами 0 и 1 в зависимости от того, ложно или истинно соответствующее высказывание.

Так как музыкантов трое, инструментов в шесть и каждый владеет только двумя инструментами, получается, что каждый музыкант играет на инструментах, которыми остальные не владеют .

Из условия 4 следует, что Смит не играет ни на альте, ни на трубе, а из условий 3 и 5, что Браун не умеет играть на скрипке, флейте, трубе и гобое. Следовательно, инструменты Брауна-альт и кларнет. Занесем это в таблицу, а оставшиеся клетки столбцов “альт” и “кларнет” заполним нулями:

скрипка флейта альт кларнет гобой труба
Браун 0 0 1 1 0 0
Смит 0 0
Вессон 0 0

Из таблицы видно, что на трубе может играть только Вессон.

Из условий 1 и 2 следует, что Смит не скрипач. Так как на скрипке не играет ни Браун, ни Смит, то скрипачом является Вессон. Оба инструмента, на которых играет Вессон, теперь определены, поэтому остальные клетки строки “Вессон” можно заполнить нулями:

скрипка флейта альт кларнет гобой труба
Браун 0 0 1 1 0 0
Смит 0 0 0 0
Вессон 1 0 0 0 0 1

Из таблицы видно, что играть на флейте и гобое может только Смит.

скрипка флейта альт кларнет гобой труба
Браун 0 0 1 1 0 0
Смит 0 1 0 0 1 0
Вессон 1 0 0 0 0 1

Ответ: Браун играет на альте и кларнете, Смит – на флейте и гобое, Вессон – на скрипке и трубе.

Задача 2. Три одноклассника- Влад, Тимур и Юра, встретились спустя 10 лет после окончания школы. Выяснилось, что один из них стал врачом, другой физиком, а третий юристом. Один полюбил туризм, другой бег, страсть третьего-регби.

Юра сказал, что на туризм ему не хватает времени, хотя его сестра – единственный врач в семье, заядлый турист. Врач сказал, что он разделяет увлечение коллеги.

Забавно, но у двоих из друзей в названиях их профессий и увлечений не встречается ни одна буква их имени.

Определите, кто чем занимается в свободное время и у кого какая профессия.

Решение: Здесь исходные данные разбиваются на тройки(имя-профессия- увлечение)

Из слов Юры ясно, что он не увлекается туризмом и он не врач. Из слов врача следует, что он турист.

Имя Юра
Профессия Врач
Увлечение Туризм

Буква “а” присутствует в слове “врач”, указывает на то, что Влад тоже не врач, следовательно врач- Тимур. В его имени есть буква “т” и “р”, встречающиеся в слове “туризм”, следовательно второй из друзей, в названиях профессий и увлечения которого не встречается ни одна буква его имени- Юра. Юра не юрист и не регбист, так как в его имени содержится буква “ю” и “р”. Следовательно, окончательно имеем:

Имя Юра Тимур Влад
Профессия Физик Врач Юрист
увлечение бег туризм регби

Ответ: Влад-юрист и регбист, Тимур-врач и турист, Юра-физик и бегун.

Задача 3. Три дочери писательницы Дорис Кей – Джуди, Айрис и Линда, тоже очень талантливы. Они приобрели известность в разных видах искусств – пении, ьалете и кино. Все они живут в разных городах, поэтому Дорис часто звонит им в Париж, Рим, Чикаго.

  1. Джуди живет не в Париже, а Линда – не в Риме;
  2. Парижанка не снимается в кино;
  3. Та, кто живет в Риме, певица;
  4. Линда равнодушна к балету.

Где живет Айрис, и какова ее профессия?

Париж Рим Чикаго Пение Балет Кино
0 1 0 Джуди 1 0 0
1 0 0 Айрис 0 1 0
0 0 1 Линда 0 0 1

Ответ: Айрис балерина. Она живет в Париже.

Задача 4 . Три девочки – Роза, Маргарита и Анюта представили на конкурс цветоводов корзины выращенных ими роз, маргариток и анютиных глазок. Девочка, вырастившая маргаритки, обратила внимание Розы на то, что ни у одной из девочек имя не совпадает с названием любимых цветов.

Какие цветы вырастила каждая из девочек?

Ответ: Аня вырастила маргаритки, Роза-анютины глазки, Маргарита – розы.

Задача 5. Пятеро одноклассников: Ирена, Тимур, Камилла, Эльдар и Залим стали победителями олимпиад школьников по физике, математике, информатике, литературе и географии.

- Победитель олимпиады по информатике учит Ирену и Тимура работе на компьютере;
- Камилла и Эльдар тоже заинтересовались информатикой;
- Тимур всегда побаивался физики;
- Камилла, Тимур и победитель олимпиады по литературе занимаются плаванием;
- Тимур и Камилла поздравили победителя олимпиады по математике;
- Ирена сожалеет о том, что у нее остается мало времени на литературу.

Победителем какой олимпиады стал каждый из этих ребят?

Ответ: Ирена-математика, Тимур-география, Камилла-физика, Эльдар-литература, Залим-информатика.

Задача 6. Серафима, Софья, Назар, Прокофий и Никита – родственники. Кем, вероятнее всего, Никита может приходится Серафиме, если известно, что:

- Серафима – сестра Софьи;
- Назар – сын Прокофия;
- Софья – тетя Назара;
- Прокофий – дядя Никиты.

Задача 7. Даша, Лиля, Лариса, Сережа и Вера надували для праздника разноцветные шары. У троих ребят получились синие круглые шары, у двоих – зеленые продолговатые. Кто из ребят надувал синие шары, если известно, что:

- Сережа и Лариса надували шары разного цвета;
- У Даши и Лили получились шары разной формы;
- У Лили и Ларисы выходили шары разной формы;
- Вера и Сережа старались надуть шары одного цвета.

В соответствующей таблице типа ООО в каждой строке и каждой графе будет находиться только одна 1, фиксирующая наличие связи между объектами. Это свойство можно использовать при решении логических задач.

Однажды в Артеке за круглым столом оказалось пятеро ребят родом из Москвы, Санкт-Петербурга, Новгорода, Перми и Томска: Юра, Толя, Алеша, Коля и Витя. Москвич сидел между томичем и Витей, петербуржец — между Юрой и Толей, а напротив него сидели пермяк и Алеша. Коля никогда не был в Санкт-Петербурге, а Юра не бывал в Москве и Томске, а томич с Толей регулярно переписываются.

Нужно определить, в каком городе живет каждый из ребят.

Анализ этого текста позволяет выделить два класса объектов: «мальчик» и «город». Нужно установить взаимно однозначное соответствие (выявить пары) между объектами этих классов. Наличие свойства у пары объектов «мальчик живет в городе» будем обозначать 1, а его отсутствие — 0.

Отметим в таблице свойства пар, следующие из условия задачи:

Таблица 2.15


После этого остается проследить, чтобы в каждой строке и каждой графе обязательно была одна и только одна 1:

Таблица 2.16


Таким образом, Юра живет в Новгороде, Толя — в Москве, Алеша — в Томске, Коля — в Перми, Витя — в Санкт-Петербурге.

Маша, Оля, Лена и Валя — замечательные девочки. Каждая из них играет на каком-нибудь музыкальном инструменте и говорит на одном из иностранных языков. Инструменты и языки у них разные. Маша играет на рояле. Девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке. Оля играет на виолончели. Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет английским. Лена не играет на арфе, а виолончелистка не говорит по-итальянски. Нужно определить, на каком инструменте играет каждая из девочек и каким иностранным языком она владеет.

В задаче рассматриваются объекты классов «девочка» (объекты с именами «Маша», «Оля», «Лена» и «Валя»), « музыкальный инструмент » ( « рояль », « скрипка », « виолончель», «арфа») и «иностранный язык» («французский», «немецкий», «английский», «итальянский»). Пары образуются из объектов классов «девочка» — «музыкальный инструмент», «девочка» — «иностранный язык», «музыкальный инструмент» — «иностранный язык», причем между объектами этих классов существует взаимно однозначное соответствие:


В условии задачи явно указано наличие (отсутствие) связи между некоторыми объектами рассматриваемых классов.

Можно построить две отдельные таблицы типа ООО для пар «девочка — музыкальный инструмент» и «девочка — иностранный язык». Более удобно соединить их в одну таблицу. Наличие свойства у пары объектов «девочка играет на музыкальном инструменте» («девочка владеет иностранным языком») будем обозначать 1, а его отсутствие — 0.

    Маша играет на рояле;
    Оля играет на виолончели;
    Лена не играет на арфе.

Таблица 2.17


Теперь, учитывая связи, зафиксированные в первой части таблицы, приступим к заполнению ее второй части:

Девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке.

Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет английским.

Таблица 2.18


Таким образом, увлечения Маши — рояль и английский, Оли — виолончель и немецкий, Лены — скрипка и французский, Вали — арфа и итальянский.

Коротко о главном

  1. в этих классах одинаковое количество объектов;
  2. каждый объект первого класса связан заданным свойством только с одним объектом второго класса.

В соответствующей таблице типа ООО в каждой строке и каждой графе будет находиться только одна 1, фиксирующая наличие связи между объектами. Это свойство можно использовать при решении логических задач.

В презентации рассматриваются следующие способы решения логических задач:

1. с помощью таблицы

2. с помощью рассуждений

3. с помощью законов логики (упрощение логических выражений)

Три дочери писательницы Дорис Кей — Джуди, Айрис и Линда, тоже очень талантливы. Они приобрели известность в разных видах искусств — пении, балете и кино. Все они живут в разных городах, поэтому Дорис часто звонит им в Париж, Рим и Чикаго.

1. Джуди живет не в Париже, а Линда — не в Риме;

2. парижанка не снимается в кино;

3. та, кто живет в Риме, певица;

4. Линда равнодушна к балету.

Где живет Айрис, и какова ее профессия?

Вадим, Сергей и Михаил изучают различные иностранные языки: китайский, японский и арабский.

На вопрос, какой язык изучает каждый из них, один ответил: "Вадим изучает китайский, Сергей не изучает китайский, а Михаил не изучает арабский". Впоследствии выяснилось, что в этом ответе только одно утверждение верно, а два других ложны.

Какой язык изучает каждый из молодых людей?

В поездке пятеро друзей — Антон, Борис, Вадим, Дима и Гриша, знакомились с попутчицей. Они предложили ей отгадать их фамилии, причём каждый из них высказал одно истинное и одно ложное утверждение.

Дима сказал: "Моя фамилия — Мишин, а фамилия Бориса — Хохлов".

Антон сказал: "Мишин — это моя фамилия, а фамилия Вадима — Белкин".

Борис сказал: "Фамилия Вадима — Тихонов, а моя фамилия — Мишин".

Вадим сказал: "Моя фамилия — Белкин, а фамилия Гриши — Чехов".

Гриша сказал: "Да, моя фамилия Чехов, а фамилия Антона — Тихонов".

Какую фамилию носит каждый из друзей?

Содержимое разработки

Повторение: упростите следующие выражения… не А или не В или не С или А или В или С

Повторение: упростите следующие выражения…

  • не А или не В или не С или А или В или С

Логические задачи 3 способа решения: С помощью таблицы; С помощью рассуждений С помощью законов логики (упрощение логических выражений).

Логические задачи

3 способа решения:

  • С помощью таблицы;
  • С помощью рассуждений
  • С помощью законов логики (упрощение логических выражений).

Три дочери писательницы Дорис Кей — Джуди, Айрис и Линда, тоже очень талантливы. Они приобрели известность в разных видах искусств — пении, балете и кино. Все они живут в разных городах, поэтому Дорис часто звонит им в Париж, Рим и Чикаго.

  • Джуди живет не в Париже, а Линда — не в Риме;
  • парижанка не снимается в кино;
  • та, кто живет в Риме, певица;
  • Линда равнодушна к балету.

Где живет Айрис, и какова ее профессия?

  • Вадим, Сергей и Михаил изучают различные иностранные языки: китайский, японский и арабский.
  • На вопрос, какой язык изучает каждый из них, один ответил: "Вадим изучает китайский, Сергей не изучает китайский, а Михаил не изучает арабский". Впоследствии выяснилось, что в этом ответе только одно утверждение верно, а два других ложны.
  • Какой язык изучает каждый из молодых людей?

В поездке пятеро друзей — Антон, Борис, Вадим, Дима и Гриша, знакомились с попутчицей. Они предложили ей отгадать их фамилии, причём каждый из них высказал одно истинное и одно ложное утверждение:

  • Дима сказал: "Моя фамилия — Мишин, а фамилия Бориса — Хохлов".
  • Антон сказал: "Мишин — это моя фамилия, а фамилия Вадима — Белкин".
  • Борис сказал: "Фамилия Вадима — Тихонов, а моя фамилия — Мишин".
  • Вадим сказал: "Моя фамилия — Белкин, а фамилия Гриши — Чехов".
  • Гриша сказал: "Да, моя фамилия Чехов, а фамилия Антона — Тихонов".
  • Какую фамилию носит каждый из друзей?

Министры иностранных дел России, США и Китая обсудили за закрытыми дверями проекты соглашения о полном разоружении, представленные каждой из стран. Отвечая затем на вопрос журналистов: "Чей именно проект был принят?", министры дали такие ответы:

  • Россия — "Проект не наш, проект не США";США — "Проект не России, проект Китая";Китай — "Проект не наш, проект России".
  • Один из них (самый откровенный) оба раза говорил правду; второй (самый скрытный) оба раза говорил неправду, третий (осторожный) один раз сказал правду, а другой раз — неправду.
  • Определите, представителями каких стран являются откровенный, скрытный и осторожный министры.

Три свидетеля дорожного происшествия сообщили сведения о скрывшемся нарушителе.

  • Боб утверждает, что тот был на красном рено,
  • Джон сказал, что нарушитель уехал на синей тойоте, а
  • Сем показал, что машина была точно не красная и, и по всей видимости, это был форд.
  • Когда удалось отыскать машину, выяснилось, что каждый из свидетелей точно определил только один из параметров автомобиля, а в другом ошибся.
  • Какая и какого цвета была машина у нарушителя?

Решение логических задач

С помощью законов логики (упрощение логических выражений)

Обычно используется следующая схема решения: изучается условие задачи ; вводится система обозначений для логических высказываний ; конструируется логическая формула , описывающая логические связи между всеми высказываниями условия задачи; определяются значения истинности этой логической формулы; из полученных значений истинности формулы определяются значения истинности введённых логических высказываний, на основании которых делается заключение о решении .

Обычно используется следующая схема решения:

  • изучается условие задачи ;
  • вводится система обозначений для логических высказываний ;
  • конструируется логическая формула , описывающая логические связи между всеми высказываниями условия задачи;
  • определяются значения истинности этой логической формулы; из полученных значений истинности формулы определяются значения истинности введённых логических высказываний, на основании которых делается заключение о решении .

Трое друзей, болельщиков автогонок "Формула-1", спорили о результатах предстоящего этапа гонок. — Вот увидишь, Шумахер не придет первым, — сказал Джон. - Первым будет Хилл. — Да нет же, победителем будет, как всегда, Шумахер, — воскликнул Ник. — А об Алези и говорить нечего, ему не быть первым. Питер, к которому обратился Ник, возмутился: — Хиллу не видать первого места, а вот Алези пилотирует самую мощную машину. По завершении этапа гонок оказалось, что каждое из двух предположений двоих друзей подтвердилось, а оба предположения третьего из друзей оказались неверны.

  • Кто выиграл этап гонки?

Введем обозначения для логических высказываний:

Ш — победит Шумахер;

Х — победит Хилл;

А — победит Алези.

Реплика Ника "Алези пилотирует самую мощную машину" не содержит никакого утверждения о месте, которое займёт этот гонщик, поэтому в дальнейших рассуждениях не учитывается.

Зафиксируем высказывания каждого из друзей:

Учитывая то, что предположения двух друзей подтвердились, а предположения третьего неверны, запишем и упростим истинное высказывание. Высказывание истинно только при Ш=1, А=0, Х=0. Ответ. Победителем этапа гонок стал Шумахер.

Учитывая то, что предположения двух друзей подтвердились, а предположения третьего неверны, запишем и упростим истинное высказывание.

Высказывание истинно только при Ш=1, А=0, Х=0.

Ответ. Победителем этапа гонок стал Шумахер.

Пример 2. Три свидетеля дорожного происшествия сообщили сведения о скрывшемся нарушителе. Боб утверждает, что тот был на красном рено, Джон сказал, что нарушитель уехал на синей тойоте, а Сем показал, что машина была точно не красная и, и по всей видимости, это был форд. Когда удалось отыскать машину, выяснилось, что каждый из свидетелей точно определил только один из параметров автомобиля, а в другом ошибся. Какая и какого цвета была машина у нарушителя? Решите задачу, используя законы логики и преобразование логических выражений.

Пример 2. Три свидетеля дорожного происшествия сообщили сведения о скрывшемся нарушителе.

  • Боб утверждает, что тот был на красном рено,
  • Джон сказал, что нарушитель уехал на синей тойоте, а
  • Сем показал, что машина была точно не красная и, и по всей видимости, это был форд.
  • Когда удалось отыскать машину, выяснилось, что каждый из свидетелей точно определил только один из параметров автомобиля, а в другом ошибся.
  • Какая и какого цвета была машина у нарушителя?

Решите задачу, используя законы логики и преобразование логических выражений.

Логические высказывания: 1: Р или К 2: Ф или не К 3: Т или С F = (P+К) & (Ф + ¬ К) & (T + C) = 1 <истина>Раскрываем скобки и упрощаем: … .. = Р & ¬ К & C, следовательно… Ответ: синий Рено

Логические высказывания: 1: Р или К 2: Ф или не К 3: Т или С

F = (P+К) & (Ф + ¬ К) & (T + C) = 1

  • Раскрываем скобки и упрощаем:

… .. = Р & ¬ К & C, следовательно…

Ответ: синий Рено

Самостоятельно : Упростите логические выражения с учетом правильной последовательности выполнения логических операций: (A v ¬A) & B A & (A v B) & (C v ¬B) A & ¬B v B & C v ¬A & ¬B A v ¬(A & B) ¬ (A & B & ¬ (A & B))

Самостоятельно : Упростите логические выражения с учетом правильной последовательности выполнения логических операций:

  • (A v ¬A) & B
  • A & (A v B) & (C v ¬B)
  • A & ¬B v B & C v ¬A & ¬B
  • A v ¬(A & B)
  • ¬ (A & B & ¬ (A & B))

Задача 1: Артур , Богдан , Виктор и Геннадий принимали участие в забеге. Артур сказал : «Я прибежал вторым, Богдан – третьим»; Богдан сказал : «Я – вторым, Виктор – четвёртым; Виктор говорил: «Я прибежал третьим, Геннадий – вторым»; Геннадий утверждал , что он пришёл четвёртым, а Артур – первым. Каждый участник соврал в одном утверждении и сказал правду в другом. Кто прибежал четвёртым?

Артур , Богдан , Виктор и Геннадий принимали участие в забеге.

Артур сказал : «Я прибежал вторым, Богдан – третьим»;

Богдан сказал : «Я – вторым, Виктор – четвёртым;

Виктор говорил: «Я прибежал третьим, Геннадий – вторым»;

Геннадий утверждал , что он пришёл четвёртым, а Артур – первым.

Каждый участник соврал в одном утверждении и сказал правду в другом.

Кто прибежал четвёртым?

Задача 2: В конкурсе по математике Анна , Борис , Вадим , Гриша , Дима , Елена , Женя и Зоя заняли первые восемь мест. Учитель спросил у них: «Как вы думаете, кто занял первое место?» Аня ответила: «Первое место заняла или Елена или Зоя». Борис утверждал, что первое место должно быть у него. Вадим возразил: «Победитель – Женя», а Гриша заметил: «Ты, Борис, точно не победитель». Дима предположил, что победителем не может быть ни Елена, ни Зоя. Елена была не согласна с Аней. Женя сказал, что победитель точно не Вадим, а Зоя была точно уверена, что победили Елена или Зоя. Учитель сказал, что трое их них правы. Кто занял первое место в конкурсе?

В конкурсе по математике Анна , Борис , Вадим , Гриша , Дима , Елена , Женя и Зоя заняли первые восемь мест. Учитель спросил у них: «Как вы думаете, кто занял первое место?»

Аня ответила: «Первое место заняла или Елена или Зоя». Борис утверждал, что первое место должно быть у него. Вадим возразил: «Победитель – Женя», а Гриша заметил: «Ты, Борис, точно не победитель». Дима предположил, что победителем не может быть ни Елена, ни Зоя. Елена была не согласна с Аней. Женя сказал, что победитель точно не Вадим, а Зоя была точно уверена, что победили Елена или Зоя.

Учитель сказал, что трое их них правы.

Кто занял первое место в конкурсе?


-80%

Задачи по логике:

Материалы с сайта www.tspu.tula.ru

1 .
В симфонический оркестр приняли на работу трёх музыкантов: Брауна , Смита и Вессона , умеющих играть на скрипке , флейте , альте , кларнете , гобое и трубе .

1. Смит самый высокий;

2. играющий на скрипке меньше ростом играющего на флейте;

3. играющие на скрипке и флейте и Браун любят пиццу;

4. когда между альтистом и трубачом возникает ссора, Смит мирит их;

5. Браун не умеет играть ни на трубе, ни на гобое.

На каких инструментах играет каждый из музыкантов, если каждый владеет двумя инструментами?

Решение.
gg Составим таблицу и отразим в ней условия задачи, заполнив соответствующие клетки цифрами 0 и 1 в зависимости от того, ложно или истинно соответствующее высказывание.
gg Так как музыкантов трoе, инструментов шесть и каждый владеет только двумя инструментами, получается, что каждый музыкант играет на инструментах, которыми остальные не владеют.
gg Из условия 4 следует, что Смит не играет ни на альте, ни на трубе, а из условий 3 и 5, что Браун не умеет играть на скрипке, флейте, трубе и гобое. Следовательно, инструменты Брауна — альт и кларнет. Занесем это в таблицу, а оставшиеся клетки столбцов "альт" и "кларнет" заполним нулями:

gg Из таблицы видно, что на трубе может играть только Вессон.
gg Из условий 1 и 2 следует, что Смит не скрипач. Так как на скрипке не играет ни Браун, ни Смит, то скрипачом является Вессон. Оба инструмента, на которых играет Вессон, теперь определены, поэтому остальные клетки строки "Вессон" можно заполнить нулями:

Из таблицы видно, что играть на флейте и на гобое может только Смит.

Ответ: Браун играет на альте и кларнете, Смит — на флейте и гобое, Вессон — на скрипке и трубе.

2.
Три одноклассника — Влад , Тимур и Юра , встретились спустя 10 лет после окончания школы. Выяснилось, что один из них стал врачом , другой физиком , а третий юристом . Один полюбил туризм , другой бег, страсть третьего — регби .

Юра сказал, что на туризм ему не хватает времени, хотя его сестра — единственный врач в семье, заядлый турист. Врач сказал, что он разделяет увлечение коллеги.

Забавно, но у двоих из друзей в названиях их профессий и увлечений не встречается ни одна буква их имен.

Определите, кто чем любит заниматься в свободное время и у кого какая профессия.

3.
Три дочери писательницы Дорис Кей — Джуди , Айрис и Линда , тоже очень талантливы. Они приобрели известность в разных видах искусств — пении , балете и кино . Все они живут в разных городах, поэтому Дорис часто звонит им в Париж , Рим и Чикаго .

1. Джуди живет не в Париже, а Линда — не в Риме;

2. Парижанка не снимается в кино;

3. Та, кто живет в Риме, певица;

4. Линда равнодушна к балету.

Где живет Айрис, и какова ее профессия?

4.
Три девочки — Роза , Маргарита и Анюта представили на конкурс цветоводов корзины выращенных ими роз , маргариток и анютиных глазок . Девочка, вырастившая маргаритки, обратила внимание Розы на то, что ни у одной из девочек имя не совпадает с названием любимых цветов.

Какие цветы вырастила каждая из девочек?

5.
Однажды произошел такой разговор:

Мама: "Вчера мне сказали, что Саша , сын Николая Ивановича, уже окончил институт, а ему еще только 21 год ".

Папа: "Ты что-то напутала, дорогая. Сына Николая Ивановича зовут Костя , и ему еще только недавно исполнилось 18 лет ".

Дочь: "Я не знаю семьи Николая Ивановича, но помню, подруга утверждала, что его сыну 25 лет , и при этом назвала его другим именем, не Сашей ".

Определите имя и возраст сына Николая Ивановича, полагая, что в каждой из полученных информаций содержатся верные сведения либо только о возрасте либо только об имени .

Решение.
gg Составим таблицу, в которой названия строк - участники спора, а названия колонок - сведения о сыне Николая Ивановича.
gg Сделаем предположение, что мам сказала правду, что сына зовут Саша, тогда ее высказывание о том, что ему 21 - ложь (т.к. одно из условий должно быть ложным). Зделаем соответствующие записи в таблицу: Саша -"1", 21 -"0".

gg Т.к. сына зовут по предположению Сашей и ему не 21 год, то отец говорит неправду, что его зовут Колей ("0") и правду, что ему 18 лет ("1").
gg Но тогда высказывание дочери о том, что его зовут не Сашей тоже не верно ("0") и не верно, что ему 25 лет, а это противоречит условию:

Значит предположение, что сына зовут Сашей не верно. Заполняя таблицу заново мы получим:

Ответ: сына Николая Ивановича зовут Колей и ему 21 год.

6.
Вадим , Сергей и Михаил изучают различные иностранные языки: китайский , японский и арабский . На вопрос, какой язык изучает каждый из них, один ответил: "Вадим изучает китайский, Сергей не изучает китайский, а Михаил не изучает арабский". Впоследствии выяснилось, что в этом ответе только одно утверждение верно, а два других ложны. Какой язык изучает каждый из молодых людей?

7.
В поездке пятеро друзей — Антон , Борис , Вадим , Дима и Гриша , знакомились с попутчицей. Они предложили ей отгадать их фамилии, причём каждый из них высказал одно истинное и одно ложное утверждение:

Дима сказал: "Моя фамилия — Молотов , а фамилия Бориса — Хрущев ".
Антон сказал: "Молотов — это моя фамилия, а фамилия Вадима — Брежнев ".
Борис сказал: "Фамилия Вадима — Тихонов , а моя фамилия — Молотов".
Вадим сказал: "Моя фамилия — Брежнев, а фамилия Гриши — Чехов ".
Гриша сказал: "Да, моя фамилия Чехов, а фамилия Антона — Тихонов".

Какую фамилию носит каждый из друзей?

8.
Министры иностранных дел России , США и Китая обсудили за закрытыми дверями проекты соглашения о полном разоружении, представленные каждой из стран. Отвечая затем на вопрос журналистов: "Чей именно проект был принят?", министры дали такие ответы:

Россия — "Проект не наш, проект не США";
США — "Проект не России, проект Китая";
Китай — "Проект не наш, проект России".

Один из них (самый откровенный) оба раза говорил правду; второй (самый скрытный) оба раза говорил неправду, третий (осторожный) один раз сказал правду, а другой раз — неправду.

Определите, представителями каких стран являются откровенный, скрытный и осторожный министры.

Читайте также: