Гидроэнергетик профессия кто это

Опубликовано: 17.05.2024

Инженер гидросооружений – инженер, специализирующийся на проектировании или эксплуатации сооружений для использования воды или для защиты от неё (гидроэлектростанций, плотин, каналов и т.п.). Профессия подходит тем, кого интересует физика, математика и черчение (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам). В 2020 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Примеры специализации

  • Речные гидротехнические сооружения. Эта специализация подразумевает проектирование плотин, речных портов и причалов, судоходных каналов, шлюзов. Технический контроль при возведении сооружений и их использовании (эксплуатации).
  • Гидроэлектрические и насосные станции и гидроэнергетические установки. Проектирование гидросилового оборудования насосных станций, ГЭС и ГАЭС и т.д. контроль их монтажа, эксплуатации. Инженер этой специализации может заниматься и малой гидроэнергетикой.
  • Эксплуатация, ремонт и восстановление городских водных объектов. Проектирование, возведение, эксплуатация, ремонт городских гидротехнических сооружений (в том числе подземных), оборудования инженерно-экологической защиты, оборудования для использования энергии водных объектов и пр.
  • Водные пути, порты и сооружения на морском шельфе. Проектирование, строительство и эксплуатация портов и причалов, берегозащитных сооружений, морских шлюзов и пр.

Содержание

  • 1 История гидротехники 1.1 Сад эль Кафара
  • 1.2 Мариб
  • 1.3 Гидростроитель Юй

Гидроте́хника

(от
гидро
и
техника
) — отрасль науки и техники, охватывающая вопросы использования, охраны водных ресурсов и борьбы с вредным действием вод при помощи гидротехнических сооружений (см. Дамба).

Гидротехника имеет следующие основные применения (в зависимости от обслуживаемой отрасли водного хозяйства):

  • Гидроэнергетика
    (использование кинетической энергии воды);
  • транспорт
    (обеспечение судоходства и лесосплава по водным путям);
  • сельское хозяйство
    (орошение, обводнение и осушение сельскохозяйственных земель);
  • водоснабжение
    населения, транспортных и промышленных предприятий;
  • разведение рыбы
    (создание водоёмов для нереста рыбы, её искусственного разведения и др.);
  • рекреация
    (реки, озера, пруды — излюбленное место отдыха людей);
  • защита
    населённых пунктов, промышленных объектов, линий транспорта, связи, различных сооружений от вредного действия водной стихии.
  • преобразование окружающей среды
    — строительство плотин изменяет режим движения воды (изменение скорости движения воды приводит к тому, что горные реки могут превратиться в равнинные, очиститься от взвешенных частиц; изменится льдообразование; другой биоценоз: другие сорта рыб), скопления больших масс воды делает климат более влажным, мягким, приводит к наведённой сейсмичности.

В большинстве случаев использование вод носит комплексный характер, то есть одновременно решается несколько водохозяйственных задач. Примерами многостороннего использования водных ресурсов могут служить канал имени Москвы, Волго-Донской комплекс, гидроузлы на реках Волга, Днепр, Дон, Енисей и др.

Знания и навыки

Инженеру гидросооружений необходимо знать:

  • методы проектирования и проведения технико-экономических расчетов;
  • принципы работы, технологии монтажа оборудования и конструкций;
  • свойства материалов;
  • приняты в отрасли стандарты и др.

Однако необходимый багаж знаний и умений инженера зависит от его специализации. Например, специалисту по сооружениям на морском шельфе помимо чисто инженерных дисциплин необходимы представления познания в океанологии, знакомство с водолазным делом и пр.

Инженер-гидротехник


Инженер-гидротехник — это инженерно-технический работник, основной задачей которого, является строгий контроль за состоянием гидротехнических сооружений (ГТС) предприятия и других взаимосвязанных вспомогательных систем.

Содержание:

История профессии

Первые признаки становления профессии инженер-гидротехник связаны с развитием водного хозяйства.

В IX— VIII вв. до н.э. гидротехнические сооружения строились для орошения посевов, а в феодальный период, с появление гидротехнических изобретений, началась постройка малых сооружений, к примеру: водяных мельниц, небольших сооружений для регулирования русл рек, для водоснабжения городов и замков.

Развитие торговли и ремесел потребовало улучшения судоходных условий рек, и в Европе в XIV в. н. э. были построены первые судоходные шлюзы.

Особенности

Работа инженером-гидротехником несет в себе ответственность за качество и своевременность выполнения возложенных на него задач, использование предоставленных прав, в соответствии с рабочей инструкцией и действующим законодательством.

Обязанности

Основные обязанности инженера:

  • Производить осмотр водозаборных и водосбросных сооружений технического водоснабжения предприятия, осуществлять контроль состояния бетонных и земляных ГТС и установленных на них КИА.
  • Контролировать состояние депрессионной кривой по пьезометрическим скважинам.
  • Участвовать в проведении геодезических работ на гидросооружениях.
  • Участвовать в работе комиссий по осмотру ГТС перед осенне-зимним периодом (ОЗП), до и после прохождения паводков.

Также должен определять основные направления деятельности для группы наблюдения за ГТС (обходчики трасс и участков ГТС):

  • организовывать выполнение работ по замеру уровней и температуры воды в канал, в дренажных системах и пьезометрических скважинах, отбор проб этих вод на химический анализ;
  • контролировать выполнение работ по замеру фильтрационных расходов на ГТС;
  • участвовать в составлении годовых и перспективных планов проведения работ на ГТС и других объектах предприятия;
  • участвовать в разработке и осуществлении мероприятий по охране и рациональному использованию природных ресурсов.

В области задач по составление технической документации по наблюдениям и контролю за состоянием системы ГТС:

  • Вести учет и паспортизацию оборудования, зданий и сооружений. Вносить в паспорта оборудования и сооружений изменения, которые появляются после их ремонта, реконструкции и модернизации.
  • Своевременно оформлять акты дефектации и обследования гидротехнических сооружений.
  • Составлять годовые отчеты по результатам наблюдений за состоянием ГТС и выполненным работам.
  • Подготавливать первичную документацию для проведения комплексного обследования ГТС централизованной межведомственной комиссией.

В области задач по подготовке технических заданий на выполнение сторонними организациями проектных и исследовательских работ:

  • Проводить анализ проектных решений по строительно-монтажным и ремонтным работам на ГТС.
  • Определять направления для улучшения режима работы внешнего ГЗУ и повышение надежности ГТС.
  • Систематизировать, анализировать и обобщать результаты инструментальных и визуальных наблюдений, а также данные сторонних организаций с целью прогнозирования и оптимизации режимов работы гидротехнических сооружений: расходов, уровней, температуры воды, переработки береговой черты, ледостава, образования шуги, гололеда и т.д.

Обучение на Инженера-гидротехника (Инженера гидросооружений)

Специальность «Гидротехническое строительство», номер специальности 05.23.07, (квалификация «Инженер») можно получить во многих профильных вузах.

Курсы

МАСПК (Межрегиональная Академия промышленного и строительного комплекса)

День рождения ученого в области гидротехники и мелиорации

10 марта свой день рождения отметил проректор по инновационному развитию Российского государственного аграрного университета n МСХА имени К.А. Тимирязева», доктор технических наук, профессор Козлов Дмитрий Вячеславович n одним из известнейших ученых в области гидравлики и инженерной гидрологии, гидротехнического и водохозяйственного строительства. Окончив в 1986 году с «отличием» факультет гидротехнического и гидромелиоративного строительства Московского гидромелиоративного института (МГМИ) по специальности «Гидротехническое строительство речных сооружений и ГЭС», Дмитрий Вячеславович весь свой жизненный профессиональный путь посвятил служению отрасли, подготовке кадров в области гидротехники и мелиорации. Сегодня под его руководством реализуются крупные проекты университета по международному сотрудничеству в области образования, в том числе программы: учебно-производственных практик совместно с Пенджабским аграрным университетом (Индия), «Природные ресурсы и охрана окружающей среды» с углубленным изучением английского языка при содействии Университета штата Мэриленд (США) и включенной подготовки бакалавров и магистров по направлению «Строительство» с Шандуньским гидротехническим институтом (КНР). Козлов Д.В. является автором более 200 публикаций, имеет 4 патента; разработал новое направление в гидротехнике n инженерное ледоведение. Под его научным руководством защищено 9 кандидатских диссертаций, в настоящее время он руководит двумя аспирантами и является научным консультантом одного докторанта. Вклад в развитие отрасли был отмечен почетными грамотами Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации. Он n почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, почетный работник водного хозяйства, почетный работник агропромышленного комплекса Российской Федерации. С 2020 года Дмитрий Вячеславович избран президентом Сети водохозяйственных организаций стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии. Департамент мелиорации Минсельхоза России поздравляет Козлова Дмитрия Вячеславовича с днем рождения и желает крепкого здоровья, успехов и новых свершений в работе, мира, добра и благополучия!

Гидротехники, кто такие, чем занимаются, какую работу выполняют?

Самое важное полезное ископаемое – это вода. Совсем не нефть, как думают некоторые. Нефть, возможно, позволяет разбогатеть, но только вода позволяет выжить. Поэтому все древние цивилизации и все города возникали на берегах полноводных рек. И люди издавна научились подчинять движение рек своим нуждам. Как креативно сформулировали в советское время, «идет вода Кубань-реки куда велят большевики» Большевики, конечно, повелевали в свое удовольствие и на радость всему прогрессивному человечеству. Но все же воды текли и текут по своим, объективным, законам. И заставить их приносить пользу – задача гидротехников.

Инженер-гидротехник или инженер гидросооружений – это инженер-строитель, специализацией которого является проектирование или эксплуатация гидротехнических сооружений. Гидротехнические сооружения (плотины, дамбы, каналы) строят для того, чтобы использовать воду или для того, чтобы защититься от нее.

Первое из гидросооружений, приходящее на ум, когда говорится об использовании воды – это, конечно, плотины гидроэлектростанций. На больших реках – это грандиозные сооружения, рядом с которыми не чувствуешь себя муравьем, а, наоборот, гордишься достижениями человечества, которое научилось ставить такие гигантские преграды на пути сильных рек. А в том, чтобы убедиться, что река – сильная, достаточно прийти к плотине весной, когда спускают лишнюю воду и видишь перед собой реальный водопад.

На небольших реках плотины скромные, но свою работу по добыванию киловатт-часов они делают и здесь. Когда-то, после Отечественной войны, на небольших реках и даже почти что на ручьях строили так называемые колхозные электростанции. Небольшая турбинка давала достаточно энергии и для освещения, и для рабочих механизмов и даже для того, чтобы вещало радио и колхозникам капали на мозги последние известия. Об этом, как о героических свершениях советского народа, ваяли романы и писали псевдонародные песни. Нынче при желании можно очень недорого купить гидротурбину с электрогенератором в Китае, получить посылку по почте и на дачной речушке построить небольшую гидроэлектростанцию, которая посредством экономии электроэнергии окупит себя… лет через шесть.

Не довольны? Но у гидроэлектростанций срок окупаемости еще выше: от семи до десяти лет. Это одни из самых капиталоемких сооружений. Поэтому чаще всего их строительством занимается государство. Или, по крайней мере, субсидирует сооружение крупных ГЭС частными компаниями.

Гидротехники занимаются не только сооружением гидроэлектростанций, но и сооружением каналов. Каналы нужны для транспортировки воды из тех мест, где ее много, в те места где ее не хватает. Такие каналы называются оросительными. Оросительные каналы – это, вероятно, самые первые гидротехнические сооружения, благодаря которым возникли первые островки человеческой цивилизации в Древнем Египте, в Междуречье и в Китае.

В советские времена прославилась стройка коммунизма – Каракумский канал. Даже конфеты такие выпускали «Каракум», название которой в переводе с туркменского языка звучит не слишком аппетитно: «Черный песок». Этот канал благополучно выполнил свою миссию: разнес воду для орошения больших площадей, чтобы там выращивали больше хлопка. Но экстенсивное хозяйство невыгодно и даже катастрофично. Река Аму-Дарья, разобранная на орошение, уменьшила свой сток в Аральское море. В результате это озеро, когда-то четвертое в мире по площади, почти исчезло с лица земли. Да и в России сходная проблема, мелеет река Дон. Как видим, инженеры-гидротехники, чтобы не натворить бед, должны владеть немалыми экологическими знаниями.

В советское время был построен еще один очень важный оросительный канал, Северо-крымский. Благодаря ему мертвые степи в северной части Крыма, где нет ни речек, ни пресных подземных источников, стали рисовыми плантациями. Мало того, в степи возникли рыбные хозяйства, где в прудах, да и в самом канале, выращивали пресноводную рыбу, в основном, карпов. Канал тянулся на много сотен километров из Херсонской области до Джанкоя и дальше на Керчь. По нему днепровская вода шла не только на орошение, но и заполняла специальные водохранилища для уменьшения водного дефицита в Керчи и в Судаке. По поводу Крыма и Украины в последние годы говорилось много всякого-разного. Но справедливости ради следует заметить, что строительство Северо-Крымского канала было жизненно важно для полуострова, что велось оно за счет бюджета Украины и что отводили в него воду из Днепра.

Каналы нужны не только для орошения, но и для мелиорации тоже. Такие каналы позволяют осушить и сделать пригодными для сельского хозяйства большие ранее заболоченные территории. А в Нидерландах провинция Зеландия приросла немалыми территориями после строительства дамб и осушения моря за этими дамбами. Тоже работа гидротехников!

Гидротехникам есть работа и в городе. Здесь они заняты проектированием и строительством городских гидротехнических сооружений, в том числе, и водоводов. А в портах гидротехники проектируют и сами порты, и новые причалы в уже существующих портах, и различные берегозащитные сооружения. Лет тридцать назад всякого рода экологи доказывали, что построенная в Финском заливе дамба для защиты Санкт-Петербурга от наводнений вредна и должна быть демонтирована. Время показало, что защитники природы слишком нервничали, а дамба не только не ухудшила экологическую обстановку в устье Невы, но даже улучшила ее.

Инженеры-гидротехники могут работать при сооружении всех перечисленных гидросооружений в морских и речных портах и на гидроузлах. Кроме того, знающий гидротехник может быть полезен в проектных организациях. К сожалению, в нынешней России проектные гидротехнические институты можно перечислить по пальцам одной руки. В Москве, на развилке Ленинградского и Волоколамского шоссе в 1960-е годы построили огромный небоскреб для института «Гидропроект» имени С.Я.Жука, который, среди прочего, проектировал сибирские гидроэлектростанции . Сейчас большую часть этого здания из стекла и бетона занимает банк.

Инженер-гидротехник – это, в первую очередь, инженер. То есть, человек с техническим, аналитическим складом ума. Следовательно, он должен хорошо знать математику и без проблем «общаться» с компьютером. Специфика профессии такова, что гидротехнику надо много знать и о твердом, и о текучем. А посему – немалый курс сопротивления материалов и гидравлики при обучении будущему гидротехнику гарантирован.

А еще инженер-гидротехник должен обладать творческим мышлением, то есть пытаться решить любую поставленную задачу. Может быть упорством и поиском, а может быть творческим взлетом. Но, так или иначе, вода должна работать и не должна мешать людям жить.

инженер-гидротехник за работой

Гидротехник – это специалист, занимающийся проектированием и последующим техническим обслуживанием инженерных сооружений, использующих воду или защищающих от воды. Например, гидроэлектростанции, плотины, каналы и т.д.

Описание профессии гидротехника

У профессии гидротехника богатая история. Люди начали использовать специальные гидротехнические сооружения для полива посевов еще в IX веке до нашей эры, а в период средневековья большое распространение получили так называемые малые гидротехнические сооружения – водяные мельницы, сооружения для регулирования русла реки и для снабжения водой городов.

Для России работа гидротехника особенно важна, учитывая, что 2/3 всей земли находятся в зоне рискованного земледелия и малопригодны для пахоты из-за заболоченности. Если бы не гидромелиорация, то хозяйственное освоение было бы невозможно.

Инженеры-гидротехники занимаются созданием оросительных систем. В отдельных случаях – проводят осушение почвы. Основная цель при этом одинакова – сделать почву пригодной для земледелия и возведения зданий.

Гидротехник занимается организацией гидромелиоративных работ, проектирует и строит водохозяйственные объекты, а также контролирует их правильную эксплуатацию.

Направления работы гидротехника

У гидротехников разные специализации. Они могут работать не только в сельском хозяйстве:

Специалист по речной гидротехнике специализируется на создании искусственных сооружений на воде. Также он обеспечивает технический надзор во время процесса сооружения и дальнейшей эксплуатации причалов, плотин и т.д.

Профессионалы, работающие на гидроэлектростанциях, насосных станциях проектируют гидросиловое оборудование, ГЭС, ГАЭС, проводят технический надзор за монтажом и эксплуатацией.

Гидротехники также проектируют системы водозабора и водоснабжения для городов.

Специалисты по морской гидротехнике отвечают за проектирование и техническое обслуживание береговых сооружений, морских шлюзов, портов и причалов.

В сельском хозяйстве гидротехник занят гидромелиорацией, снабжением водой земель и обводнением.

Гидротехник занимается обеспечением безопасности таких инженерных систем, как портовые, судоходные, водотранспортных сооружений, занимается их проектированием, строительством.

Профессиональные требования к гидротехнику

В обязанности гидротехника входит:

    производство работ при строительстве, капитальном ремонте и реконструкции гидротехнических сооружений мелиоративных систем, систем сельскохозяйственного водоснабжения, обводнения и водоотведения, рыбоводных хозяйств;

обеспечение эксплуатации гидротехнических сооружений в гидромелиорации, сельскохозяйственном водоснабжении и рыбоводстве;

обеспечение соответствия результатов работ требованиям технических регламентов, национальных стандартов, а также проектной и рабочей документации;

контроль состояния гидротехнических сооружений;

техническая диагностика гидротехнических сооружений.

Гидротехник должен уметь:

    применять необходимые контрольно-измерительные приборы и инструменты;

анализировать статистическую информацию;

подготавливать необходимую документацию;

планировать собственную работу и работу подчиненных.

Для выполнения своих профессиональных обязанностей гидротехнику требуются следующие знания:

конструкции и принципы работы гидротехнических сооружений;

контрольно-измерительные приборы и принципы их размещения;

методы обработки данных натурных наблюдений;

виды и методы оценки критериев безопасности гидросооружений;

обеспечение и учет текущего ремонта материально-техническими средствами;

организация и управление производством ремонтно-эксплуатационных работ;

ведение строительного контроля при выполнении работ;

приемка объектов по окончанию работ.

При этом гидротехнику необходимы не только специальные знания и проектное мышление, но и выносливость, стрессоустойчивость, умение работать в коллективе, аналитические способности.

У профессии гидротехника есть и свои ограничения по здоровью. На эту работу вряд ли будут способны люди с инвалидностью, болезнями органов дыхания и иными проблемами.

Вакансии для гидротехника на рынке труда и уровень зарплаты

Профессия гидротехника считается достаточно востребованной в нашей стране.

Средняя заработная плата составляет от 40 000 до 85 000 рублей в месяц в зависимости от нахождения компании-работодателя и требуемого опыта.

Где может работать гидротехник

Обычно гидротехники заняты на работе в таких компаниях как:

морские и речные порты;

Где учат на гидротехников

Гидротехник, как правило, имеет высшее образование со специализацией в гидромелиорации, сельскохозяйственном водоснабжении и обводнению. Наиболее престижные вузы расположены в Москве и Санкт-Петербурге.

Плюсы и минусы профессии гидротехника

    работа преимущественно на свежем воздухе, вдали от загрязненных городов;

есть возможности для карьерного роста;

специальность подходит тем, у кого есть склонность к проектированию и строительству.

    ненормированный рабочий день;

сложные условия труда, требующие определенной физической подготовки.

Пройти обучение

Межрегиональная Академия промышленного и строительного комплекса (МАСПК) приглашает слушателей пройти обучение на курсах профессиональной переподготовки по направлению «Гидротехническое строительство». Ресурсы Академии позволяют дистанционно обучать тысячи специалистов из всех регионов России. Наши учебные программы составляются при участии ведущих специалистов в своей сфере и регулярно актуализируются, что позволяет нашим выпускникам успешно реализоваться в профессии.
Межрегиональная академия дополнительного профессионального образования (МАДПО) проводит регулярный набор на курсы дополнительного профессионального образования по специальности «Гидротехническое строительство». Мы предлагаем пройти профессиональную переподготовку и повышение квалификации в дистанционном формате по индивидуально согласованному графику, современную учебно-методическую базу и документы установленного образца по завершении обучения.
Национальная академия современных технологий (НАСТ) реализует программы дополнительного образования и приглашает специалистов пройти профессиональную переподготовку по направлению «Гидротехническое строительство». Учебные программы Академии предполагают задействование дистанционных технологий, что позволяет нашим слушателям получать образование без отрыва от основной деятельности в наиболее комфортном режиме.


Галка Вадим Вадимович, директор по управлению персоналом ОАО «РусГидро», отвечает на вопросы Сергея Жишкевича, главного редактора портала «Управление производством».

- В каких специалистах сейчас заинтересована Ваша компания, выпускникам каких учебных заведений оказывается предпочтение? - Исходя из специфики деятельности компании, и в настоящее время и в будущем нам будут нужны квалифицированные работники, которые непосредственно отвечают за безопасную и надежную эксплуатацию и строительство объектов компании. Я, конечно, имею в виду производственный персонал. Для обеспечения компании такими специалистами 1 сентября 2010г. приказом Председателя Правления ОАО «РусГидро» Дода Е.В. была утверждена Концепция опережающего развития кадрового потенциала компании «От новой школы – к рабочему месту» и Программа её реализации. В рамках реализации Концепции создана и внедрена постоянно действующая система «Корпоративных лифтов», которая позволит обеспечить краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную потребность компании в молодых специалистах, мотивированных на работу в ней и подготовленных с учетом корпоративных требований. На первой ступени «Корпоративный лифт – Новая Школа» обеспечиваются условия для информирования школьников о важности профессии гидроэнергетика, формируются условия для эффективного развития инженерных способностей, подготовки по основным и дополнительным образовательным программам с погружением школьников в деятельность и специфику компании, профориентации, поступления в профильные ВУЗы. Подготовка и отбор будущих специалистов для работы на предприятиях ОАО «РусГидро» производится на втором этапе «Корпоративный лифт – Высшее учебное заведение». В процессе реализации этого этапа осуществляется взаимовыгодное сотрудничество компании со средними и высшими учебными заведениями, направленное на создание эффективных механизмов отбора и оценки абитуриентов в соответствии с целевым заказом компании, сопровождение целевой подготовки будущих работников Компании, формирование условий для непрерывного развития научного и инженерно-технического потенциала Компании и профильных вузов. Адаптация и развитие молодых специалистов, принятых на работу в РусГидро, организация системы наставничества и передачи знаний, формирование эффективной среды развития компетенций будет осуществляться на третьем этапе «Корпоративный лифт - Компания». Таким образом, реализация Концепции позволит создать институциональную среду для развития инженерных компетенций и мотивации к профессии у будущих гидроэнергетиков, начиная с младшей школы и заканчивая трудоустройством в компании после ВУЗа. Если говорить о конкретных ВУЗах: у нас заключены или находятся в стадии заключения соглашения о партнерстве с ведущими профильными ВУЗами. Также мы активно сотрудничаем с региональными профильными ВУЗами и планируем и далее развивать это сотрудничество, поскольку объекты компании находятся преимущественно в регионах. В рамках реализации Концепции компания активно поддерживает развитие Саяно-Шушенского филиала Сибирского федерального университета, так как это единственный ВУЗ в России который готовит именно гидроэнергетиков в рамках специальности «Гидроэлектростанции».

- Какие требования предъявляет компания к своим будущим сотрудникам? - В компании существует система конкурсного отбора на должности специалистов и руководителей, которая позволяет путем формирования баз данных кандидатов на должности отобрать для замещения вакансий наиболее достойных кандидатов. И если Вы откроете корпоративный портал компании, то увидите объявления о формировании баз данных кандидатов на должности в разных филиалах компании, например:

  • «Филиал ОАО «РусГидро» - «Нижегородская ГЭС» формирует базу данных сразу на две должности Отдела комплексных информационных систем: начальника отдела и инженера».
  • «Филиал Открытого акционерного общества «РусГидро» - «Каскад Кубанских ГЭС» формирует базу данных на должность ведущего инженера Группы электротехнического оборудования Производственно-технической службы».
  • «Филиал Открытого акционерного общества «РусГидро» - «Загорская ГАЭС» формирует базу данных на должность инженера по эксплуатации Службы надежности и техники безопасности».

И наряду с требованиями к квалификации самым главным требованием к кандидатам является наличие желания работать в отрасли и любовь к профессии гидроэнергетика.

- А в каких городах предстоит им работать? - Географически объекты компании расположены по всей стране от Камчатки до Москвы - в самых различных по численности и развитости инфраструктуры населенных пунктах, в таких достаточно крупных городах как г. Пермь или г. Новосибирск и в таких небольших поселках как Черемушки, где находится Саяно-Шушенская ГЭС.

- Какие условия материального и нематериального стимулирования компания может предложить своим новым сотрудникам? - В Компании принят один из самых, если не самый лучший в России типовой коллективный договор. Компенсации и льготы, которые предлагает РусГидро касаются всех целевых групп – и самих работников, и их детей, и пенсионеров. В частности детям работников, которые успешно обучаются в ВУЗах по профильным специальностям, выплачиваются корпоративные стипендии, компенсируется проезд к месту учебы и обратно, оплачивается практика.

- Есть ли в компании специальные программы для молодых специалистов? И есть ли в компании возможности для интересной, активной жизни и помимо работы? - Молодые специалисты имеют право пользоваться всеми корпоративными льготами, компенсациями и гарантиями, распространяющимися на работников компании – дополнительные оплачиваемые отпуска; материальная помощь в случае рождения ребенка, регистрации брака, к отпуску; программы НПО, добровольного страхования, санаторно-курортного лечения и отдыха, жилищная программа. В рамках жилищной программы, молодой специалист в возрасте до 30 лет, не имеющий отдельного жилья в собственности, имеет максимальный приоритет в списке участников программы на получение корпоративной поддержки в улучшении жилищных условий (компенсация процентов по ипотечным кредитам, целевой беспроцентный займ, компенсация расходов по найму жилья). Кроме того, компания уделяет большое внимание досугу молодежи – практически во всех филиалах есть свои спортивные команды, принимающие участие в местных соревнованиях, арендуются спортзалы и бассейны, организуются тематические праздники – День воды, День рыбака, День семьи и т.д., сопровождающиеся выездом на природу.

- Какие карьерные перспективы их ожидают – какие программы для кадрового резерва уже существуют, как попадают в кадровый резерв компании? Есть ли в компании руководители высшего звена, которые когда-то начинали в компании как молодые специалисты? - В компании существуют перспективный и актуальный кадровый резерв. Актуальный резерв состоит из работников, отобранных и проходящих целевую подготовку для замещения планируемой вакансии в течение не более чем 3 лет. Как правило, в него включаются работники, имеющие достаточный опыт работы по направлению деятельности. Выпускник вуза, пришедший работать в компанию, имеет шанс попасть, в первую очередь, в перспективный кадровый резерв, который формируется из молодых работников до 30 лет. Для этого нужно быть ориентированным на построение карьеры в компании, отдавать себе отчет в том, что зачисление в кадровый резерв означает желание и возможность использовать свое время, в том числе и свободное, на развитие управленческих компетенций и профессиональных знаний и навыков и быть готовым пройти открытый конкурсный отбор. В настоящее время перспективный резерв компании проходит подготовку, по результатам которой в отношении резервистов может быть принято одно из следующих решений – назначение на вакантную вышестоящую должность, зачисление в актуальный кадровый резерв, включение в состав проектных групп. Что касается руководителей высшего звена, компания активно «растит» свои кадры, я имею ввиду таких руководителей как Богуш Б.Б, Член Правления, Юсупов Т.М., директор по эксплуатации, Клочков Р.В., начальник Департамента планирования ремонтов, технического перевооружения и реконструкции и многие другие.

- Заинтересована ли компания в тех, кто еще учится? Какие программы есть для работы со студентами последних курсов? - То, что компания заинтересована не только в студентах, но и в школьниках очевидно по той работе, которая проводится в рамках реализации Концепции «От Новой школы к рабочему месту». В качестве примера можно привести сотрудничество между компанией и Сибирским федеральным университетом. В 2010 г. между ОАО «РусГидро» и вузом заключено соглашение о стратегическом партнерстве. В рамках этого соглашения представители компании участвуют в ученых и учебно-методических советах ВУЗа, а также в формировании учебных программ и образовательных стандартов, в наблюдательных, попечительских советах и других органах управления, в государственных экзаменационных, аттестационных комиссиях и в анализе качества подготовки специалистов. В рамках научно-исследовательской деятельности реализуются совместные проекты на актуальные для компании темы НИР и НИОКР, проводятся конкурсы научно-исследовательских работ студентов, планируется предоставление грантов на проведение преподавателями и аспирантами ВУЗа прикладных и фундаментальных исследований. Также будет развиваться направление работ по организации практики и стажировок на объектах РусГидро и зарубежных объектах. Что касается школы, разработаны учебно-методические материалы для проведения уроков в школах, проведены семинары для учителей в 7 регионах присутствия компании. В семинарах приняли участие 300 учителей, из более 70 школ, в которых учатся дети работников филиалов компании и жителей поселков, находящихся непосредственно рядом с гидроэлектростанциями ОАО «РусГидро». Создаются настольные и виртуальные игры и мультфильмы о гидроэнергетике, Центр развития детского, молодежного инженерного творчества в пгт. Черемушки, там же по последнему слову техники оборудован интерактивный класс в прогимназии «Эврика». Совместно с ведущими ВУЗами организована и проведена энергетическая олимпиада «Энергия образования». В 2011 году планируем открыть два профильных класса для учащихся старших классов с целью подготовки к поступлению в энергетические ВУЗы и формирования мотивации работать в компании.

- Что необходимо сделать, чтобы попасть на работу в компании, и к кому стоит обращаться за более подробной информацией? - Чтобы попасть в компанию, нужно быть небезразличным к гидроэнергетике и иметь желание реализоваться в профессии при наличии компетенций в соответствии с требованиями к должностям компании. С информацией о работе в компании можно познакомиться на корпоративном портале РусГидро. Также вопросами взаимодействия с ВУЗами и трудоустройства занимается специалисты Отделов управления персоналом филиалов компании.

Краткая информация о компании:

ОАО «РусГидро» - крупнейшая российская генерирующая компания по установленной мощности. ОАО «РусГидро» - лидер в производстве энергии на базе возобновляемых источников, развивающий генерацию на основе энергии водных потоков, морских приливов, ветра и геотермальной энергии.

Установленная мощность ОАО «РусГидро» составляет 26,1 ГВт, включая Саяно-Шушенскую ГЭС имени П.С. Непорожнего (6 400 МВт), на которой в настоящее время ведутся восстановительные работы.

С учетом крупнейшей в России Саяно-Шушенской ГЭС компания объединяет 68 объектов возобновляемой энергетики, в том числе 9 станций Волжско-Камского каскада общей установленной мощностью более 10 166,7 МВт, первенца большой гидроэнергетики на Дальнем Востоке Зейскую ГЭС (1 330 МВт), Бурейскую ГЭС (2 010 МВт), Новосибирскую ГЭС (455 МВт) и несколько десятков гидростанций на Северном Кавказе, в том числе Кашхатау ГЭС (65,1 МВт), введенную в эксплуатацию в Кабардино-Балкарской Республике в конце 2010 года. Также в состав РусГидро входят геотермальные станции на Камчатке и высокоманевренные мощности Загорской гидроаккумулирующей электростанции (ГАЭС) в Московской области, используемые для выравнивания суточной неравномерности графика электрической нагрузки в ОЭС Центра. В 2011 г. в Группу РусГидро вошло ЗАО «Международная энергетическая корпорация», основным активом которой является Севано-Разданский каскад ГЭС в Республике Армения - 7 станций совокупной установленной мощностью 561 МВт. Кроме того, холдинг «РусГидро» объединяет научно-исследовательские, проектно-изыскательские, инжиниринговые организации, а также розничные энергосбытовые компании.

Помимо эксплуатации действующих гидроэлектростанций и объектов ВИЭ ОАО «РусГидро» продолжает реализацию инвестиционных проектов строительства ГЭС в различных регионах Российской Федерации. Самыми крупными из них являются проекты строительства Богучанской ГЭС (3000 МВт), сооружение которой ОАО «РусГидро» совместно с ОК «РУСАЛ» ведет на р. Ангара в Красноярском крае; вторая очередь каскада Зарамагских ГЭС (352 МВт) на р. Ардон в Республике Северная Осетия - Алания; Загорская ГАЭС-2 (840 МВт) в Сергиево-Посадском районе Московской области; Усть-Среднеканская ГЭС (570 МВт) в Магаданской области; Нижне-Бурейская ГЭС (320 МВт, контррегулятор Бурейской ГЭС) в Амурской области и другие.

В 2010 г. был завершен первый этап восстановления Саяно-Шушенской ГЭС, в рамках которого была возобновлена работа четырех гидроагрегатов (ГА) станции мощностью 640 МВт каждый: ГА №6 был включен в сеть 24 февраля, ГА №5 - 22 марта, ГА №4 - 2 августа, ГА №3 - 22 декабря. По итогам 2010 года СШГЭС выработала более 10 млрд кВт*ч электроэнергии. С 2011 года РусГидро начинает реализацию второго этапа восстановления станции, в ходе которого до 2013 года на СШГЭС будут установлены шесть абсолютно новых гидроагрегатов. На завершающем этапе в 2013 - 2014 году новыми гидроагрегатами будут также заменены четыре ГА, восстановленных в 2010 году. Срок службы нового оборудования увеличится до 40 лет, при этом максимальный КПД новых турбин составит 96,6%, улучшатся их энергетические и кавитационные характеристики. В итоге СШГЭС будет полностью оснащена абсолютно новым и современным оборудованием, обладающим улучшенными рабочим характеристиками и соответствующим всем требованиям надежности и безопасности.

Важнейшими принципами эксплуатации гидроэнергетических объектов, входящих в состав ОАО «РусГидро», являются обеспечение их технической безопасности и системной надежности. С целью максимизации надежности работы оборудования и безопасности гидротехнических сооружений на всех действующих станциях ОАО «РусГидро» реализует программу технического перевооружения и реконструкции (ТПиР), которая разработана с учетом фактического и прогнозного состояния оборудования, зданий и сооружений, а также требований отраслевых и корпоративных стандартов.

плотина гидростанции

Инженер-гидротехник - это инженерно-технический работник, основной задачей которого, является строгий контроль за состоянием гидротехнических сооружений (ГТС) предприятия и других взаимосвязанных вспомогательных систем.

Содержание:

История профессии

Первые признаки становления профессии инженер-гидротехник связаны с развитием водного хозяйства.

В IX— VIII вв. до н.э. гидротехнические сооружения строились для орошения посевов, а в феодальный период, с появление гидротехнических изобретений, началась постройка малых сооружений, к примеру: водяных мельниц, небольших сооружений для регулирования русл рек, для водоснабжения городов и замков.

Развитие торговли и ремесел потребовало улучшения судоходных условий рек, и в Европе в XIV в. н. э. были построены первые судоходные шлюзы.

Особенности

Работа инженером-гидротехником несет в себе ответственность за качество и своевременность выполнения возложенных на него задач, использование предоставленных прав, в соответствии с рабочей инструкцией и действующим законодательством.

Обязанности

Основные обязанности инженера:

  • Производить осмотр водозаборных и водосбросных сооружений технического водоснабжения предприятия, осуществлять контроль состояния бетонных и земляных ГТС и установленных на них КИА.
  • Контролировать состояние депрессионной кривой по пьезометрическим скважинам.
  • Участвовать в проведении геодезических работ на гидросооружениях.
  • Участвовать в работе комиссий по осмотру ГТС перед осенне-зимним периодом (ОЗП), до и после прохождения паводков.

Также должен определять основные направления деятельности для группы наблюдения за ГТС (обходчики трасс и участков ГТС):

  • организовывать выполнение работ по замеру уровней и температуры воды в канал, в дренажных системах и пьезометрических скважинах, отбор проб этих вод на химический анализ;
  • контролировать выполнение работ по замеру фильтрационных расходов на ГТС;
  • участвовать в составлении годовых и перспективных планов проведения работ на ГТС и других объектах предприятия;
  • участвовать в разработке и осуществлении мероприятий по охране и рациональному использованию природных ресурсов.

В области задач по составление технической документации по наблюдениям и контролю за состоянием системы ГТС:

  • Вести учет и паспортизацию оборудования, зданий и сооружений. Вносить в паспорта оборудования и сооружений изменения, которые появляются после их ремонта, реконструкции и модернизации.
  • Своевременно оформлять акты дефектации и обследования гидротехнических сооружений.
  • Составлять годовые отчеты по результатам наблюдений за состоянием ГТС и выполненным работам.
  • Подготавливать первичную документацию для проведения комплексного обследования ГТС централизованной межведомственной комиссией.

В области задач по подготовке технических заданий на выполнение сторонними организациями проектных и исследовательских работ:

  • Проводить анализ проектных решений по строительно-монтажным и ремонтным работам на ГТС.
  • Определять направления для улучшения режима работы внешнего ГЗУ и повышение надежности ГТС.
  • Систематизировать, анализировать и обобщать результаты инструментальных и визуальных наблюдений, а также данные сторонних организаций с целью прогнозирования и оптимизации режимов работы гидротехнических сооружений: расходов, уровней, температуры воды, переработки береговой черты, ледостава, образования шуги, гололеда и т.д.

В области задач по контролю за выполнением строительно-монтажных и ремонтных работ подрядными организациями на ГТС:

  • Контролировать качество ведения строительно-монтажных и ремонтных работ на гидротехнических сооружениях и их соответствие проектным решениям.
  • Участвовать в поузловой приемке строящихся объектов цеха от подрядных организаций.

Важные качества

Инженер-гидротехник должен обладать навыками присущие любому инженерно-техническому работнику:

  • высокая ответственность и дисциплина;
  • хорошая память;
  • дискурсивное мышление;
  • коммуникабельность.

Навыки и знания

Профессия инженер-гидротехник обязан знать:

  • Схемы и технические характеристики сооружений.
  • Методические, нормативные и другие руководящие материалы, касающиеся ремонта, эксплуатации и контроля гидротехнических сооружений.
  • Инструкцию по эксплуатации гидротехнических сооружений предприятия.
  • Другие нормативные и распорядительные документы, относящиеся к его профессиональной деятельности.

Перспектива и карьера

Карьерный рост зависит от профессионализма, опыта работы и структуры предприятия в направлении гидротехнических сооружений.

При наличии выше упомянутых качеств перпектива стать руководителем подразделения ГТС и выше.

Обучение

Ведущий инженер - гидротехник: полное высшее образование по специальности «Гид-ромелиорация» (магистр, специалист). Стаж работы по профессии инженера-гидротехника I категории - не менее двух лет.

Инженер-гидротехник I категории: полное высшее образование по специальности «Гидромелиорация» (магистр, специалист): для магистра - без требований к стажу работы; специалиста – стаж работы по специальности инженера-гидротехника II категории – не менее двух лет.

Инженер–гидротехник II категории: полное высшее образование по специальности «Гидромелиорация» (специалист). Стаж работы по специальности инженера – гидротехника – не менее одного года.

Инженер–гидротехник: полное высшее образование направления подготовки «Водные ресурсы» (специалист) без требований к стажу работы.

Наиболее востребованными специалистами на гидроэлектростанциях являются инженеры-механики, инженеры-электрики, инженеры-гидротехники, инженеры-гидрологи и инженеры по специализации гидравлические машины, гидроприводы и гидропневмоавтоматика.

Чем же они занимаются ?

Для начала немного о самих ГЭС. Гидроэлектростанции — электростанции, которые в качестве источника энергии используют энергию водного потока. Принцип работы гидростанции достаточно прост. Цепь гидротехнических сооружений обеспечивает необходимый напор воды, поступающей на лопасти гидротурбины, которая приводит в действие генераторы, вырабатывающие электроэнергию. Необходимый напор воды образуется посредством строительства плотины и создания водохранилища (для концентрации воды в определенном месте), или естественным током воды. Непосредственно в самом здании гидроэлектростанции располагается энергетическое оборудование, различное по назначению. В машинном зале расположены гидроагрегаты, непосредственно преобразующие энергию напора воды в электрическую энергию. На территории ГЭС установлено всевозможное дополнительное оборудование, устройства управления и контроля за работой гидроэлектростанции, трансформаторные и распределительные устройства, многое другое.

Ценность гидроэлектрической станции состоит в том, что для производства электрической энергии, они используют возобновляемые природные ресурсы. Вода — это возобновляемый и наиболее экологичный источник энергии, использование которого позволяет снижать вредные выбросы в атмосферу и сохранять запасы топлива для будущих поколений. Кроме своего прямого назначения — производства электроэнергии — гидроэнергетика решает дополнительно ряд важнейших для общества и государства задач. Прямая выгода от них включает создание систем питьевого и промышленного водоснабжения, развитие судоходства, создание ирригационных систем в интересах сельского хозяйства, регулирование стока рек, позволяющее осуществлять борьбу с паводками и наводнениями, обеспечивая безопасность населения. Каждая введенная в эксплуатацию гидроэлектростанция становится точкой роста экономики региона своего расположения, вокруг нее возникают производства, развивается промышленность, создаются новые рабочие места.

В г. Балаково с 1967 года действует Саратовская гидроэлектростанция, которая входит в десятку крупнейших ГЭС России и Европы по установленной мощности (1360 МВт). С января 2008 года Саратовская ГЭС является филиалом ОАО «РусГидро» — крупнейшей в России генерирующей компании, объединяющей 53 объекта возобновляемой энергетики. ОАО «РусГидро» является лидером в производстве энергии на основе возобновляемых источников, развивает генерацию на основе энергии водных потоков, морских приливов, ветра и геотермальной энергии. Работа инженеров необходима на каждом из четырех этапов развития станции: проектирование, строительство, эксплуатация и ремонт. На каждом из этапов появляется «узкая специализация» инженеров, предусматривающая большой объем необходимых знаний, умений и навыков.

Вместе с решением о возведении новой гидроэлектростанции появляется множество задач, которые необходимо решить до этапа непосредственного строительства. Необходимо грамотно спроектировать все гидротехнические сооружение, тщательно обследовать территорию, на которой будет происходить застройка, предугадать и спрогнозировать все возможные проблемы и сложности, чтобы заранее их предупредить.

Инженеры-гидрологи отвечают за очень важную работу на этапе проектирования новой станции. Они выполняют организацию и проведение гидрологических наблюдений на реках под строительство новой станции.

После того, как будет готов окончательный проект станции, все необходимые данные собраны и проанализированы, начинается этап строительства. Когда его основная часть завершена, начинаются осуществляться подготовительные работы к запуску станции. Инженеры проводят пуско-наладочные работы, контролируют монтаж технологического оборудования, наружных и внутренних инженерных сетей, систем коммуникации.

Большую часть работы на этом этапе выполняют инженеры-механики. Они отвечают за состояние оборудования на станции. В своей работе им не обойтись без знаний организации и технологии гидроэнергетического производства, без понимания того, как осуществляются процессы автоматизированной работы станции. Следующим этапом развития станции является запуск и дальнейшая эксплуатация гидроэлектростанции.

Инженеры-электрики осуществляют организацию, поддержку технического обслуживания и ремонта электрооборудования объектов гидроэлектростанции.

Инженеры-гидротехники участвуют в разработке мероприятий по повышению безопасности гидротехнических сооружений, внедряют новые методы контроля над гидротехническими сооружениями. Они участвуют в разработке перспективных и годовых планов капитальных ремонтов и мероприятий по улучшению технического состояния, совершенствованию и развитию гидротехнических сооружений, обеспечивающих их надежную и безопасную эксплуатацию.

Инженеры по специализации гидравлические машины, гидроприводы и гидропневмоавтоматика участвуют в создании сложных гидравлических машин. Они проектируют гидротурбины и системы их автоматизированного управления. Также выполняют монтаж, наладку и эксплуатацию гидравлических машин и устройств.

Эти специальности можно получить, обучаясь в технических и энергетических институтах, по следующим направлениям: нетрадиционные и возобновляемые источники энергии, электрические станции, гидроэлектростанции, энергомашиностроение, релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем, гидравлические машины, гидроприводы и гидропневмоавтоматика, гидротехническое строительство.

Высшие учебные заведения, где можно получить образование по перечисленным специальностям (и их официальные сайты):

Читайте также: