Что такое темперамент влияние темперамента на выбор профессии классный час

Опубликовано: 02.07.2024

Сушкова Любовь Валерьевна

Мы будем говорить о выборе профессии, исходя из темперамента человека.

Возможности и результат.

Нанял барин двух приказчиков - Василия и Петра. Через месяц выдает им плату: Василию 5 рублей, а Петру - 3 рубля.

- Я и моложе, и выше, и проворнее, чем Василий. Да
и семья у меня больше. Так почему же мне меньше платите?

- Видишь обоз за околицей? Узнай, кто такие. Быстро вернулся Петр:

- Из Рязани будут.

- А куда направляются? Снова быстро вернулся Петр:

- А что везут? - интересуется барин. Вернувшись, Петр доложил:

- Рожь и пшеницу. Позвал барин Василия:

- Там обоз идет, узнай кто такие. Возвращается Василий:

- Это, хозяин, обоз рязанский будет. В Саратов на базар везут рожь и пшеницу. Есть еще и овес. Собираются продать там по сорок копеек за пуд. Я с ними сторговался по тридцать. Будем покупать, или пусть далее едут?

Барин многозначительно посмотрел на Петра.

Какой мы можем сделать вывод, прочитав эту притчу?

Даже обладая равными возможностями, разные люди имеют разные результаты.

Как вы думаете, от чего это зависит? С чем это связано?

Ещё в глубокой древности учёные, наблюдая за поведением людей, обратили внимание на большие индивидуальные различия в этом направлении. Одни очень подвижные, эмоционально возбудимые, энергичные. Другие медлительные, спокойные, невозмутимые. Одни общительные, легко вступают в контакты с окружающими, жизнерадостные, другие замкнутые, скрытные. При этом имелись в виду чисто внешние проявления, не принимая во внимание умён человек или ограничен, трудолюбив или ленив, смел или труслив, правдив или лжив, чем он занимается, каковы его интересы и т.д.

Например, два человека делают одну и ту же работу и делают её одинаково хорошо, но один трудится увлечённо, со страстью, нетерпеливо, проявляет инициативу, а другой – неторопливо, методично, основательно, деловито, строго по инструкции, кропотливо, тщательно.

Как вы думаете от чего это зависит?

От характера человека, от заинтересованности в работе, от личных особенностей самого человека.

Верно. Всё, что вы назвали относится к определённым свойствам личности, а точнее к темпераменту человека.

Подлинно научное объяснение темперамента даёт учение Ивана Петровича Павлова о типах высшей нервной деятельности.

Что такое темперамент?

Темперамент – врожденное свойство личности, то есть природно обусловленное, дано человеку от рождения и неизменимо в течение всей жизни.

Существует 4 типа темперамента: сангвиники, флегматики, холерики, меланхолики.

Итак, кто же к какому типу относится?

Ребята, давайте посмотрим, какого темперамента больше всего у нас в классе.

Сангвиники. Тип нервной системы по И. П. Павлову: сильный, уравновешенный, подвижный.

Ребята, кто из вас может отнести себя к сангвиникам?

Профессии для сангвиника. Стабильная работоспособность, практически не зависящая ни от внешних, ни от внутренних факторов, позволяет сангвиникам успешно реализоваться во многих профессиях, где используется как физический, так и умственный труд. Коммуникативные навыки помогают в профессиях сферы услуг, позволяют стать хорошим руководителем. Сангвиники легко адаптируются к любому графику работы, с готовностью принимают любые нововведения в деятельности.

Подойдут сангвинику профессии педагога, администратора, журналиста, продавца, официанта, экономиста, технолога, адвоката, менеджера по персоналу и, безусловно, ряд других. Работа, требующая повышенного внимания к деталям и постоянной сосредоточенности ( диспетчер, ювелир, токарь и т. п.), хоть и доступна для сангвиника, но будет ему, вероятнее всего, неинтересна. Сангвиники обычно становятся хорошими руководителями в самых разных сферах.

Таким образом, профессией, наименее подходящей сангвинику, может быть, например, профессия делопроизводителя или радиомонтажника. Сангвинику будет не так просто работать в ситуации, когда нет четко сформулированных задач и правил деятельности, когда необходима большая доля творчества и инициативы.

В целом этот тип темперамента наиболее универсален с точки зрения выбора профессии – сангвиник может найти себя практически в любой деятельности, в соответствии со своими интересами, способностями, полученными навыками.

Флегматики. Тип нервной системы по И. П. Павлову: сильный, уравновешенный, инертный.

Ребята, кто из вас может отнести себя к флегматикам?

Профессии для флегматика. Флегматик – рекордсмен по работоспособности, он как никто другой может долго и качественно выполнять любую монотонную работу, работу, требующую тщательности. Невозмутимость флегматика полезна во всех сферах деятельности, где требуется хладнокровно проанализировать ситуацию и принять решение. Флегматик незаменим в производстве, администрировании и везде, где требуется поддерживать процессы в стабильном состоянии.

Флегматику хорошо подойдут профессии диспетчера, лаборанта, агронома, инженера, ветеринара, системного администратора, ювелира, корректора, оператора баз данных и, безусловно, ряд других занятий. Несмотря на низкую общительность флегматика, ему вовсе не противопоказаны профессии, связанные с общением, лишь бы это не были профессии, где требуется его активная роль (например, менеджер по продажам), – врачом, системным администратором, бухгалтером и т. п. флегматик может быть вполне успешно.

Таким образом профессии, противопоказанной флегматику, может быть, например, профессия ведущего шоу или секретаря. То есть – любая деятельность, вынуждающая его часто импровизировать, деятельность в условиях изменяющейся среды, требующая постоянного переключения себя на новых людей и перестройки себя под новые задачи.

Для флегматика важна работа по четкому графику, в соответствии с понятными алгоритмами, ясно поставленными задачами и точными сроками их реализации.

Холерики. Тип нервной системы по И. П. Павлову: сильный, неуравновешенный, подвижный.

Ребята, кто из вас может отнести себя к холерикам?

Профессии для холерика. Холерики добиваются больших успехов в тех профессиях, где значим человеческий фактор, где важно уметь устанавливать контакты и располагать к себе. Холерик легко включается в новую для себя деятельность, быстро приспосабливается к переменам. И, наоборот, с трудом переносит однообразную монотонную деятельность, быстро уставая от нее. Холерику трудно дается необходимость досконального изучения какого-то предмета или оттачивания нужного навыка. Для поддержания работоспособности на высоком уровне ему требуется постоянное эмоциональное подкрепление, поддержание интереса к работе, новые идеи. Высокая устойчивость к стрессам позволяет холерикам быть хорошими руководителями.

Подойдут холерику профессии репортера, ведущего радио и телевидения, режиссера, менеджера по продажам, специалиста по PR, гида-переводчика, дизайнера, рекламного и страхового агента и, безусловно, ряд других. Из холериков часто получаются хорошие предприниматели , бизнесмены . Холерик может быть успешным в широком круге профессий, если его деятельность будет выстроена по проектному типу (специалист берется за определенную задачу, решает ее от начала до конца, и потом берется уже за совершенно новую задачу). Важно выбирать профессии и место работы, где эффективность оценивается не по отработанному времени, а по результатам: холерику проще работать по своему собственному графику.

А теперь меланхолики. Тип нервной системы по И. П. Павлову: слабый, неуравновешенный, инертный.

Ребята, кто из вас может отнести себя к меланхоликам?

Профессии для меланхолика. Меланхолики успешны в деятельности, требующей внимания к деталям и наблюдательности, но не связанной с большим количеством общения. Предметом труда меланхолика может стать техника, информация, художественные образы.

Меланхолик может состояться и как писатель, художник или кинокритик , и как программист, бухгалтер или архитектор. Много меланхоликов среди талантливых ученых. Меланхолики нелегко переносят деятельность, где часты форс-мажоры и различные перемены, малейший стресс может сильно повредить их работоспособности.

Меланхолику подойдут профессии аудитора, аналитика, программиста, литературного редактора и, безусловно, ряд других. К примеру, из меланхолика может получиться отличный психолог , если он посвятит себя не групповым тренингам и обучению персонала, а индивидуальным консультациям, исследовательской и диагностической работе. Ему стоит выбирать профессии, эффективность деятельности которых оценивается не по количественным, а прежде всего по качественным показателям. Профессия меланхолика может внешне восприниматься как монотонная, но важно, чтобы она давала постоянную пищу его интеллектуальным и творческим способностям.

Таким образом профессии, категорически не подходящей меланхолику, может быть, например, профессия рекламного агента. Большое количество общения с незнакомыми людьми, частые ситуации отказа и отвержения, поверхностность представления информации – всё это категорически не подходит людям данного типа. При этом в той же самой сфере меланхолик может вполне состояться как разработчик эффективной рекламной кампании.

Посмотрите, кто из великих людей были по темпераменту.

Сангвиники: Герцен А. И., Бомарше П., Бонапарт Н.

Флегматики: Крылов И. А., Кутузов М. И., И. Ньютон.

Холерики: Петр I, Пушкин А. С., Суворов А. В.

Меланхолики: Гоголь Н. В., Лермонтов М. Ю., Чайковский П. И.

Следует признать, что темпераменты «в чистом виде» почти не встречаются в жизни. Гораздо чаще в людях сочетаются черты разных темпераментов. Также нет «плохих» и «хороших» темпераментов.

Хорошо выраженным холерическим темпераментом обладал великий русский полководец А.В. Суворов.

Вместе с тем у него проявлялись и некоторые черты сангвиника. Он отличался высокой подвижностью, а его действия – стремительностью и внезапностью. Вспомним знаменитые суворовские переходы, когда он неожиданно для врага менял направление движения своих и внезапно появлялся в тех местах, где его не ждали. Суворов был весьма решителен и не останавливался перед риском. В то же время в трудные минуты он был уравновешенным, что позволяло ему просчитывать все этапы любой военной операции.

Внешней противоположностью Суворову был выдающийся полководец Отечественной войны 1812 г. М.И. Кутузов.

Медлительный, спокойный, уравновешенный, неторопливый в решениях, Кутузов был ярким представителем флегматического темперамента. Особенно его темперамент проявился на военном совете в Филях 1 сентября 1812 г., созванном фельдмаршалом после Бородинского сражения. Кутузов, спокойно и внимательно выслушав всех генералов, принял трудное для себя решение – оставить Москву без боя.

В русской литературе мы встречаем холерика А.С.Пушкина.

Биографии выдающихся людей науки, техники, литературы и искусства убеждают в том, что исключительных результатов в каждой из этих областей творчества достигали люди разных темпераментов.

Итог. А что сказал Вильгельм Вундт?

Вильгельм Вундт сказал: В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни – меланхоликом, относительно впечатлений, глубоко затрагивающих наши интересы, - холериком и, наконец, в исполнении раз принятых решений – флегматиком.

А теперь давайте проверим, что вы усвоили на сегодняшнем занятии.

Подумайте и ответьте на следующие вопросы.

Какие утверждения верны.

1) Современную классификацию темперамента создал …

2) Сильный, уравновешенный тип нервной системы делится на …

- неуравновешенный и слабый;

- подвижный и неподвижный.

3) Формирование типа нервной системы зависит от:

- влияние окружающей среды;

- наследственности и окружающей среды.

К какому типу темперамента подходит данный поступок?

  • Больше всего мне запомнилось сегодня…
  • В сегодняшней встрече мне не удалось…
  • Пожалуй, для себя я возьму…

Окончательный выбор только за тобой, выбирая профессию, ты выбираешь судьбу . Главное – интерес . Запомни: способности формируются в деятельности . Привыкай работать, трудиться .

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

«Темперамент и моя будущая профессия» Классный час

Темперамент – врожденное свойство личности, то есть природно обусловленное, дано человеку от рождения и неизменимо в течение всей жизни. Иван Петрович Павлов физиолог

Сангвиник Флегматик сильный уравновешенный подвижный Холерик сильный уравновешенный инертный Меланхолик сильный неуравновешенный подвижный слабый неуравновешенный инертный Тип нервной системы по И.П.Павлову

Круг Айзенка Меланхолик Обидчивый Тревожный Впечатлительный Пессимистический Необщительный Холерик Раздражительный Агрессивный Оптимистический Лидирующий Активный Сангвиник Общительный Разговорчивый Доступный Живой Беззаботный Инициативный Флегматик Пассивный Старательный Вдумчивый Миролюбивый Надежный Спокойный

Сангвиник Тип работы: высокая работоспособность, легко сосредотачивает внимание, может параллельно выполнять несколько дел. Легко загорается интересом к новой работе, но быстро угасает, загорается новым видом работы. Проявляет организаторские способности. Хорошие работники на ответственных и опасных местах. Не способен вникать в детали и не переносит однообразия и монотонности. Быстро может осваивать новую специальность. Рекомендуемые профессии: менеджер, учитель, врач, м/с общего профиля, психолог, воспитатель, организатор, продавец, официант, инженер-технолог и др. Обладает социальными умениями и нуждается в социальных контактах. Рекомендации по выбору профессии с учетом темперамента

Флегматик Тип работы: нетороплив в учебе и работе. Много внимания уделяет подготовительному периоду. Достигает успеха за счет упорства и терпеливости, продуманной организации труда. Склонен выполнять монотонную работу. Из них получаются высококлассные экономисты, бухгалтеры, делопроизводители. Способность флегматиков неторопливо и без паники проанализировать положение делает их незаменимыми в стрессовых ситуациях. Возможно, не следует выбирать работу, где требуется постоянное общение с людьми, а вот «общение» с компьютерами для него подходит больше. Рекомендуемые профессии: машинопись, бухгалтерия, экономика, механик, электрик, инженер, агроном, водитель, научные – ботаник, астроном, физик, математик.

Меланхолик Тип работы: их работоспособность зависит от настроения. В работе меланхоликам необходимы постоянная поддержка и регулярный отдых. Меланхолики – тонкие и наблюдательные люди, способные замечать такие детали в поведении людей, которые те хотят скрыть. Возможно, не следует выбирать работу, где требуется постоянное общение с людьми, а вот «общение» с компьютерами для него подходит больше. Рекомендуемые профессии: педагоги, деятели искусства, художник, швея-модельер, маляр, копировщик рисунков, композитор, писатель, ветеринарный врач, геолог, агроном, зоотехник, бухгалтер, машинопись, автослесарь, слесарь, токарь, радиомеханик и др. Склонность к творчеству, практическому труду, наблюдательности.

Они сангвиники Герцен А.И. Бомарше П. Бонапарт Н.

Они флегматики Крылов И.А. Кутузов М.И. И. Ньютон

Они холерики Пётр I Пушкин А.С. Суворов А.В.

Они меланхолики Гоголь Н.В. Лермонтов М.Ю. Чайковский П.И.

В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни – меланхоликом, относительно впечатлений, глубоко затрагивающих наши интересы, – холериком и, наконец, в исполнении раз принятых решений – флегматиком. Вильгельм Вундт

Какие утверждения верны? Современную классификацию темперамента создал… А) К. Линней Б) Гиппократ В) И.П. Павлов

Сильный, уравновешенный тип нервной системы делится на… А) неуравновешенный и слабый; Б) подвижный и неподвижный.

Формирование типа нервной системы зависит от: А) влияния окружающей среды; Б) наследственности; В) наследственности и окружающей среды.

К какому типу темперамента подходит данный поступок?

К какому типу темперамента подходит данный поступок?

К какому типу темперамента подходит данный поступок?

К какому типу темперамента подходит данный поступок?

1.Больше всего мне запомнилось сегодня… 2.На сегодняшней встрече мне не удалось… 3.Пожалуй, для себя я возьму… Закончите высказывания:

Окончательный выбор только за тобой, выбирая профессию, ты выбираешь судьбу . Главное – интерес; Запомни: способности формируются в деятельности. Привыкай работать, трудиться . Совет:

Спасибо за внимание

Источники: Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Издательство «Лань», 2003. – 656с Практическая психология для преподавателей. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997.- 328с Сайт: http//psychotype.ru Сайт: http//psylife.ru Сайт: http//wwweffecton.ru Сайт: http//wwwrusmedserver.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ: «ТЫ И ТВОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ»

КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ: «ТЫ И ТВОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ».

Данный классный час должен помочь учащимся осознать важность выбора будущей профессии; познакомить с основными критериями выбора профессии и объяснить значимость каждого из них; привлечь родителей уча.


Классный час по теме "Ты и твоя будущая профессия"

Разработка классного часа для обучающихся 9 класса.


Классный час по теме "Я и моя будущая профессия"

В презентации представлен материал для проведения классного часа по теме выбора профессии в старших классах.

Информация для классных руководителей.


Классный час на тему "Ты и твоя будущая профессия"

Основные понятия определений по теме классного часаФормула "Хочу-Могу-Надо"Типы профессийТест с ключем.


Классный час по профориентации «Я и моя будущая профессия»

Оказать учащимся помощь в выявлении и осознании своего типа темперамента.

1. Формирование представления о сущности, типах темперамента и его роли в профессиональной деятельности человека.

2. Формирование у учащихся положительного отношения к себе как субъектам будущей профессиональной деятельности. 3. Развитие рефлексивных умений и объективной самооценки.

Воспитатель.

Выбор профессии - очень важный и ответственный шаг на жизненном пути.

Выбрать нужно ту профессию, заниматься которой будешь с радостью, сможешь оптимально использовать свои возможности, своим трудом будешь приносить пользу людям и, что немаловажно, сумеешь заработать необходимый в твоей жизни капитал.

Право на индивидуальную реакцию есть и у взрослого человека, и у младенца. Природа создала нас непохожими друг на друга. Вовремя осознав это, вы сможете лучше понять своего ребенка.

Он жизнелюб и оптимист, охотно рискует и идет на компромиссы, деловит и собран. Сангвиник прекрасно сходится со сверстниками, быстро адаптируется в незнакомом месте, мгновенно усваивает новую информацию. Он любит подвижные игры, очень любознателен. Быстро засыпает и всегда просыпается в хорошем настроении. Наказания переносит легко, быстро о них забывает. Его живая речь изобилует словами в превосходной степени и сопровождается импульсивными жестами. Это вообще самый "удобный" для воспитания темперамент. Однако, увлекшись каким-либо делом, малыш не может правильно рассчитать силы, быстро устает и часто меняет надоевшие занятия. Воспитывая сангвиника, учите его терпению и упорству и следите, чтобы его оптимизм и жизнерадостность не переросли в легкомыслие и непостоянство.

Это неутомимый, бесстрашный, задиристый ребенок. Часто горячится и вступает в конфликты. Нередко испытывает страх и гнев, непредвиденные ситуации воспринимает в штыки. К замечаниям относится спокойно, а вот физическим наказания сопротивляется. Предпочитает шумные игры, баловство, постоянно нуждается в зрителях и новых впечатлениях. Новую информацию схватывает на лету и тут же забывает. Говорит громко и быстро. К новой обстановке привыкает легко. А вот засыпает с трудом, и никогда не предугадаешь, в каком настроении проснется. Попытайтесь снизить скорость его порхания по жизни, организуя остановки и паузы; помогайте выбрать хобби, тогда фонтан его бурной энергии будет использован в познавательных целях; занимайте ребенка спокойными играми, совершенствующими внимание и наблюдательность; учите его обдумывать решения, рассчитывать силы, всегда быть сдержанным и настойчивым.

Он очень спокойный, медлительный, обстоятельный, сдержанный, даже мало эмоциональный, не любит рисковать. Этот ребенок любит спокойные игры. Он не бывает лидером среди сверстников. Новую информацию усваивает медленно, но зато навсегда. Долго адаптируется к новшествам, перемен не любит. А вот засыпает быстро, спит спокойно, но просыпается медленно и долго ходит вялый. Постарайтесь развить в малыше любознательность и инициативность; ускоряйте его черепашьи темпы (в этом вам помогут любые игры на скорость, и ловкость); показывайте ему пример ярко выраженного, эмоционального поведения: сами активно радуйтесь и огорчайтесь, он обязательно это у вас переймет.

Он робкий, замкнутый и нерешительный, тревожится по мелочам, очень мнителен и сентиментален. Новую информацию усваивает с трудом, все время отвлекается и быстро устает. Двигается неуверенно, говорит тихо, но выразительно. Как правило, выдает реакцию, неадекватную силе раздражителя. Спать укладывается долго, засыпает быстро, утром легко встает. Очень тяжело привыкает к новым местам и потому не любит ходить в садик и школу. Меланхолику нужно учиться самостоятельности и смелости; ему нельзя приказывать, категоричные обращения и отрицательные оценки и без того вялые действия; с таким малышом надо обсуждать увиденное и услышанное, акцентирую внимание на положительных сторонах.

2. Темперамент и выбор профессии

Темперамент влияет на скорость запоминания, быстроту восприятия новой информации, живость ума, длительность концентрации внимания, способность не отвлекаться, длительно хранить в памяти определенные сведения. Темперамент задает темп деятельности, ее ритм, характеристики реагирования на внешние воздействия. Для выявления структуры темперамента используется тест английского психолога Г. Айзенка.

Зачем нужны знания о типах темперамента? Чтобы лучше понимать себя и других, принимать те особенности человека, которые даны от природы. А когда мы лучше понимаем себя и других, меньше возникает ошибок, конфликтов и т.п. А это так важно в наше неспокойное время.

Наверное, вам интересно узнать, какой же тип темперамента преобладает лично у вас. Для этого мы проведем тест.

Определение типа темперамента

1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы отвлечься, пережить сильные ощущения?

2. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут вас понять, одобрить, посочувствовать?

3. Считаете ли вы себя беззаботным человеком?

4. Очень ли трудно вам отказаться от своих намерений?

5. Обдумываете ли вы свои дела неспешно, предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать?

6. Всегда ли вы сдерживаете свои обещания, даже если вам это не выгодно?

7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?

8. Быстро ли вы обычно действуете и говорите?

9. Возникало ли у вас когда-нибудь чувство, что вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?

10. На «спор» вы способны решиться на все?

11. Смущаетесь ли вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который вам симпатичен?

12. Бывает ли когда-нибудь, что, разозлившись, вы выходите из себя?

13. Часто ли бывает, что вы действуете необдуманно, под влиянием момента?

14. Часто ли вас беспокоит мысль о том, что вам не следовало что-либо делать или говорить?

15. Предпочитаете ли вы чтение книг встречам с людьми?

16. Верно ли, что вас легко задеть?

17. Любите ли вы часто бывать в компании?

18. Бывают ли у вас такие мысли, которыми вам бы не хотелось делиться с другими?

19. Верно ли , что иногда вы на столько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете усталость?

20. Стараетесь ли вы ограничить круг своих знакомств не большим числом самых близких друзей?

21. Много ли вы мечтаете?

22. Когда на вас кричат, отвечаете ли вы тем же?

23. Считаете ли вы все свои привычки хорошими?

24. Часто ли у вас появляется чувство, что вы в чем–то виноваты?

25. Способны ли вы иногда дать волю своим чувствам беззаботно развлекаться в веселой компании?

26. Можно ли сказать, что нервы у вас часто бывают, натянуты до предела?

27. Слывете ли вы за человека живого и веселого?

28. Когда дело сделано, часто ли вы мысленно возвращаетесь к нему и думаете, что могли бы сделать лучше?

29. Чувствуете ли вы себя не спокойно, находясь в большой компании?

30. Бывает ли, что вы передаете слухи?

31. Бывает ли, что вам не спится из-за того, что в голову лезут разные мысли?

32. Если хотите что-то узнать, вы предпочитаете найти это в книге, но не спросить у людей?

33. Бывает ли у вас сильное сердцебиение?

34. Нравиться ли вам работа, требующая сосредоточенности?

35. Бывают ли у вас приступы дрожи?

36. Всегда ли вы говорите правду?

37. Бывает ли вам неприятно находиться в компании, где подшучивают друг над другом?

38. Раздражительны ли вы?

39. Нравится ли вам работа, требующая быстроты действия?

40. Верно ли, что вам часто не дают покоя мысли о разных неприятностях и ужасах, которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?

41. Верно ли, что вы неторопливы в движениях и несколько медлительны?

42. Опаздываете ли вы когда-нибудь на работу или на встречу с кем-либо?

43. Часто ли вам снятся кошмары?

44. Верно ли, что вы так любите поговорить, что не упускаете любого случая побеседовать с новым человеком?

45. Беспокоят ли вас какие-нибудь боли?

46. Огорчились бы вы, если бы долго не могли видеться с друзьями?

47. Вы нервный человек?

48. Есть ли среди ваших знакомых те, которые вам явно не нравятся?

49. Вы уверенный в себе человек?

50. Легко ли вас подростков задевает критика ваших недостатков или вашей работы?

51. Трудно ли вам получить настоящее удовольствие от мероприятий, в которых участвует много народа?

52. Беспокоит ли чувство, что вы чем-то хуже других?

53. Могли бы вы внести оживление в скучную компанию?

54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?

55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?

56. Любите ли вы подшутить над другими?

57. Страдаете ли вы бессонницей?

Специальный тест для подростков!

Обработка результатов.

Если сумма баллов

от 0 до 10, то вы интроверт – замкнуты внутри себя;

От 15 до 24 – вы экстраверт – общительны, обращены к внешнему миру;

От 11 до 14 – вы амбиверт – общаетесь, когда вам это нужно.

От 0 до 10, то вы эмоционально устойчивы;

От 11 до 16 – вы эмоциональны впечатлительны;

От 17 до 22 – появляются отдельные признаки расшатанности нервной системы;

Всех людей можно разделить на 2 большие группы: экстраверты ("обращенные вовне") и интроверты ("обращенные внутрь себя").

Экстраверты Экстраверты — это тип личности (или поведения), который ориентирован в своих проявлениях вовне, на окружающих(сангвиники, холерики).

Для экстравертов характерно поведение, при котором человек стремится к:

общению с людьми, вниманию со стороны окружающих, участию в публичных выступлениях, участию в многолюдных мероприятиях и вечеринках.

Экстраверты "заряжаются" энергией от внешнего мира — от действий, людей, мест и вещей. Они — расточители энергии. Длительные периоды бездействия, внутреннего созерцания, или одиночества, или общения только с одним человеком лишают их ощущения смысла жизни. Экстравертам необходимо дополнять время, которое они проводят в действии, интервалами просто бытия, иначе они потеряются в круговерти лихорадочной деятельности. Экстраверты могут многое предложить нашему обществу: они легко самовыражаются, сконцентрированы на результатах, обожают толпу и действие.

Экстраверты подобны солнечным батареям. Для них состояние одиночества или нахождение внутри подобно пребыванию под тяжелыми, плотными облаками. Солнечным батареям для подзарядки нужно солнце — экстравертам для этого нужно быть на людях.

Экстравертность — темперамент с постоянной схемой действия. Ее нельзя изменить. Вы можете работать с ней, но не против нее.

Экстраверт может быть превосходным тамадой, организатором (часто на общественных началах), чиновником, управляющим людьми, артистом или конферансье.

Тип личности (или поведения), ориентированный внутрь или на себя. Интроверты малообщительны, сдержаны, отделены от всех, в своих поступках ориентируются в основном на собственные представления, серьезно относятся к принятию решения, контролируют свои эмоции. К интровертам относятся флегматики и меланхолики. Для интровертов характерно поведение, больше связанное с комфортным одиночеством, внутренними размышлениями и переживаниями, творчеством или наблюдением за процессом.

Воспитатель.

- Что нового вы сегодня узнали?

- Где вам пригодятся полученные знания?

Я думаю, что с помощью знаний, полученных на этом занятии, вы сможете без труда определить темперамент своих родных, близких, и просто людей, с которыми вам придется общаться в жизни. Помните о том, что на свете нет одинаковых людей, все мы разные и каждый человек интересен по-своему

В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни – меланхоликом, относительно впечатлений, глубоко затрагивающих наши интересы, – холериком и, наконец, в исполнении раз принятых решений – флегматиком. /Вильгельм Вундт/.

Темперамент – врожденное свойство личности, то есть природой обусловленное, дано человеку от рождения и неизменно в течение всей жизни.

Полностью зависит от особенностей высшей нервной деятельности.

Иван Петрович Павлов - физиолог

Тип нервной системы по И. П. Павлову

Сангвиник - сильный уравновешенный подвижный

Флегматик – сильный уравновешенный инертный

Холерик - сильный неуравновешенный подвижный

Меланхолик - слабый неуравновешенный инертный

«КРУГ» Айзенка

Обидчивый Тревожный Впечатлительный Пессимистический Необщительный

Пассивный Старательный Вдумчивый Миролюбивый Надежный Спокойный

Раздражительный Агрессивный Оптимистический Лидирующий Активный

Общительный Разговорчивый Доступный Живой Беззаботный Инициативный

Рекомендации по выбору профессии с учетом темперамента

Тип работы: высокая работоспособность, легко сосредотачивает внимание, может параллельно выполнять несколько дел. Легко загорается интересом к новой работе, но быстро угасает, загорается новым видом работы. Проявляет организаторские способности. Хорошие работники на ответственных и опасных местах. Не способен вникать в детали и не переносит однообразия и монотонности. Быстро может осваивать новую специальность. Чтобы подчиненный-сангвиник хорошо работал, надо перед ним непрерывно ставить новые и интересные задачи, при этом желательно систематический контроль и проверка. Его можно заинтересовать материальными условиями труда и перспективой. Сангвиник сам знает себе цену и не ищет подтверждения своей значимости у начальства. Рекомендуемые профессии: менеджер, учитель, врач, м/с общего профиля, психолог, воспитатель, организатор, продавец, официант, инженер-технолог и др. Обладает социальными умениями и нуждается в социальных контактах. Организаторские способности.

Тип работы: нетороплив в учебе и работе. Много внимания уделяет подготовительному периоду. Достигает успеха за счет упорства и терпеливости, продуманной организации труда. Склонен выполнять монотонную работу. Неохотно берет на себя обязанности лидера, неинициативен. При изменении условий работы у них резко снижается производительность труда. Из них получаются высококлассные экономисты, бухгалтеры, делопроизводители. Способность флегматиков неторопливо и без паники проанализировать положение делает их незаменимыми в стрессовых ситуациях. С подчиненными-флегматиками необходимо держать активный контакт, привлекать их к деятельности, заинтересовывать и поощрять их инициативу. Возможно, не следует выбирать работу, где требуется постоянное общение с людьми, а вот «общение» с компьютерами для него подходит больше. Не подойдет деятельность,связанная с необходимостью быстрого переключения: если это медицина, то они, скорее, будут хорошими терапевтами, чем хирургами; если это экономика – то роль главного бухгалтера получится значительно лучше, чем менеджера. Рекомендуемые профессии: машинопись, бухгалтерия, экономика, механик, электрик, инженер, агроном, водитель, научные – ботаник, астроном, физик, математик.

Тип работы:их работоспособность зависит от настроения: периодически высокая, но при пониженном тонусе – низкая, он может быстро уставать. Противопоказана деятельность, требующая значительного напряжения, связанная с неожиданностями и осложнениями. Трудно приспосабливается в новом трудовом коллективе. В работе меланхоликам необходимы постоянная поддержка и регулярный отдых. Меланхолики – тонкие и наблюдательные люди, способные замечать такие детали в поведении людей, которые те хотят скрыть, что можно использовать в профессиональной деятельности. Возможно, не следует выбирать работу, где требуется постоянное общение с людьми, а вот «общение» с компьютерами для него подходит больше. Нежелательно работать водителем на общественном транспорте (в связи с торможением нервной системы). Рекомендуемые профессии: педагоги, деятели искусства, художник, швея-модельер, маляр, копировщик рисунков, композитор, писатель, ветеринарный врач, геолог, агроном, зоотехник, бухгалтер, машинопись, автослесарь, слесарь, токарь, радиомеханик и др. Склонность к творчеству, практическому труду, наблюдательности.

Какие утверждения верны?

Современную классификацию темперамента создал…А) К. Линней Б) Гиппократ В) И. П. Павлов

Сильный, уравновешенный тип нервной системы делится на…

А) неуравновешенный и слабый; Б) подвижный и неподвижный.

Формирование типа нервной системы зависит от:

А) влияния окружающей среды; Б) наследственности; В) наследственности и окружающей среды.

- содействовать стремлению к выбору военной профессии.

Использование современных образовательных технологий:

Название современных образовательных технологий, применяемых в воспитательном процессе

Этапы мероприятия, на которых технологии применяются

– подбор заданий, сбор информации,

Технология деятельного метода

- самоопределение к деятельности

- Основная часть: свободный диалог

Подведение итогов работы

Игра «Самая-самая профессия»

Методическое оснащение: мультимедиа проектор, экран, компьютер,карточки для выполнения заданий.

Этапы подготовки и проведения:

- подбор информации по обозначенной теме

-подготовка видео-ряда «Типы темперамента»

2.1 Знакомство с видами темперамента.

2.2 Задание 1. Тест «Каков твой темперамент?» Приложение № 1

2.2 Задание 2. «Темперамент в военной профессии»

3. Подведение итогов

Игра «Самая-самая профессия»

1. Вступительное слово классного руководителя:

Добрый день, товарищи кадеты . Каждый из вас не раз думал о выборе профессии и многие уже определились с выбором. А, как вы считаете, от чего зависит выбор профессии?

Ответы кадет

(Предполагаемые ответы: от интереса, способностей, востребованности на рынке труда, но самое главное, нельзя забывать, что каждая профессия предъявляет определённые требования).

Кл. руководитель: Работа играет важную роль в жизни каждого человека и оказывает большое влияние на его состояние и самочувствие. Исследователи показали, что удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращает частоту физических и психических проблем. Поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор.
В течение жизни может появиться желание или необходимость изменить профессию или квалификацию. А для этого необходимо быть готовым к тому, что знаний и умений, полученных в период обучения, не хватит на все время трудовой жизни. Человеку в течение жизни не раз придется переучиваться, заниматься самообразованием и самовоспитанием.
Следовательно, вопрос о поиске, выборе и овладении профессией является центральным в жизни каждого человека.
По преданию, записанному Платоном, семь мудрецов Древней Греции, сойдясь в Храме Аполлона в Дельфах, написали на нем: «Познай самого себя». (Это говорит о том, что прежде, чем выбрать профессию нужно знать себя: что я хочу, что могу и что надо). Ещё в глубокой древности учёные, наблюдая за поведением людей, обратили внимание на большие индивидуальные различия в этом направлении. Одни очень подвижные, эмоционально энергичные. Другие медлительные, спокойные, невозмутимые. Одни общительные, легко вступают в контакты с окружающими, жизнерадостные, другие замкнутые, скрытные. При этом имелись в виду чисто внешние проявления, не принимая во внимание умён человек или ограничен, трудолюбив или ленив, смел или труслив, правдив или лжив, чем он занимается, каковы его интересы и т.д.

Например, два человека делают одну и ту же работу и делают её одинаково хорошо, но один трудится увлечённо, со страстью, нетерпеливо, проявляет инициативу, а другой – неторопливо, методично, основательно, деловито, строго по инструкции, тщательно. Как вы думаете от чего это зависит?

Ответы кадет.

(Предполагаемые ответы: От характера человека, от заинтересованности в работе, от личных особенностей самого человека)

Кл. руководитель: Верно. Всё, что вы назвали относится к определённым свойствам личности, а точнее к темпераменту человека.

Тема классного часа « Мой темперамент и выбор профессии». Сегодня мы подискутируем о видах темперамента и как темперамент отражается в обучении в военных вузах и военной профессии в целом.

Кл. руководитель: В пятом веке до нашей эры в Греции жил великий ученый Гиппократ. Опыт и наблюдательность помогли ему описать ныне всем известные типы людей: сангвиника, холерика, флегматика и меланхолика. Четыре темперамента Гиппократ сравнивал с четырьмя стихиями: огонь, земля, вода, воздух. Гармония четырех стихий создает жизнь на земле, гармония четырех начал в человеке позволяет ему жить полноценной жизнью.

Темперамент – врожденное свойство личности, то есть природно-обусловленное, дано человеку от рождения и неизменимо в течение всей жизни. (Иван Петрович Павлов – физиолог)

Научную классификацию темпераментов дал И.П. Павлов. В основе того или иного темперамента лежит быстрота и характер уравновешенности нервных процессов возбуждения и торможения.

Видео-ролик «Типы темперамента»

2. Основная часть

Кл. руководитель: Итак, психологи условно выделили 4 основных типа темпераментов:

Сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный)

Холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный)

Флегматик (сильный, уравновешенный, инертный)

Меланхолик (слабый, неуравновешенный, инертный)

Для сангвиника характерны подвижность, активность, впечатлительность, быстрая реакция на изменение обстановки, способность легко справляться с работой; в учебной деятельности ‒ способность к быстрому запоминанию учебного материала. Однако, присутствуют такие отрицательные качества, как отсутствие усидчивости, настойчивости, неспособность доводить начатое дело до конца, стремление заниматься несколькими видами деятельности одновременно без видимых результатов.

Черты характера сангвиника – доброжелателен, не обидчив, отличается общительностью. Чувства очень подвижны, легко переходит от удовольствия к неудовольствию и наоборот.

Способности сангвиника – предпочитает подвижную работу, не любит однообразия. Учебный материал "схватывает" быстро, но не глу­боко. Быстро реагирует на замечания, легко осваивается в новой обстановке.

В личностном плане представитель этого типа обычно жизнерадостен и жизнелюбив, что способствует формированию общего положительного фона жизнедеятельности.

У холерика нервные процессы очень сильные, но не уравновешены, преобладает возбуждение, для него характерна решительность; он довольно быстро оценивает факты и обстановку и энергично решает задачу, инициативен, способен предложить нестандартный вариант решения проблемы, оживить процесс.

Черты характера холерика – обычно это неуравновешенный человек, у него преобладают процессы возбуждения. В его поведении и деятельности может проявляться несдер­жанность, резкость, вспыльчивость и гнев, грубость, нетерпимость, раздражительность, выражение постоянного недовольства, быстрая смена настроения. Это отрицательные стороны человека с холери­ческим темпераментом.

Способности холерика – быстр в решениях, энергичен, инициативен, легко ориентируется в обстановке, Порученное дело, если оно соответствует его интересам, выполняет увлеченно, не склонен к колебаниям.

В поведении флегматик отличается уравновешенностью, его невозможно вывести его из этого состояния.

Черты характера флегматика – все его нервные процессы достаточно сильны, уравновешены, однако они малопод­вижны. Этот человек в своих поступках редко выходит из состоя­ния уравновешенности. Такое спокойное поведение располагает к нему товарищей. Не обидчив и работоспособен.

Способности флегматика – высокий уровень работоспособности, способность к высокой степени напряжения в работе, стремление всегда доводить начатое дело до конца . Решая задачу, он долго ее обдумывает, но, приняв решение, выполняет спокой­но, неотступно. Взявшись за дело, доводит его до конца. Поэ­тому академик И.П. Павлов говорил, что флегматик ‒ это труженик жизни, который может одинаково успешно выполнять и интересную и малоинтересную работу.

К отрицательным сторонам относят малоподвижность, медлительность, это проявляется в мышлении и в поведении. Приступая к решению поставленной задачи, он будет довольно долго ее обдумывать и искать все возможные пути решения, однако его решения будут отличаться фундаментальностью. В деятельности его отличают пассивность и безразличность к делам коллектива.

Черты характера меланхолика – преобладают тенденция к углублению в себя, замкнутости, неуверенности, что влечет за собой проблемы в общении с окружающими. Низкий уровень общительности делает его уязвимым для любого внешнего воздействия, мнительным. Положительное у курсантов этого типа темперамента — высокая чувствительность органов чувств, душевность, высокий уровень восприимчивости к воспитательным воздействиям, тонкое понимание людей, способность проявить сочувствие и прийти на помощь ближнему, талант внимательно и спокойно выслушивать собеседника.

Способности меланхолика – способность проявить сочувствие и прийти на помощь ближнему, талант внимательно и спокойно выслушивать собеседника. Характеризуется низкой работоспособностью, особенно в неблагоприятных условиях.


Задание 1. «Каков ваш темперамент?»

Воспитанникам предлагается определить тип своего темперамента. Тестирование. Им необходимо отметить знаком «+» те характе­ристики темперамента, которые для них обычны, повседневны. (Приложение 1)

Задание 2. «Темперамент в военной профессии»

Воспитанникам даются рекомендации типа работы в соответствии с видом темперамента, и предлагается в соответствии с таблицей подобрать вид военной профессии. Обсуждение.

Вид военной профессии

Высокая работоспособность, легко сосредотачивает внимание, может параллельно выполнять несколько дел. Легко загорается интересом к новой работе, но быстро угасает. Проявляет организаторские способности. Хорошие работники на ответственных и опасных местах. Не способен вникать в детали и не переносит однообразия и монотонности. Быстро может осваивать новую специальность. Чтобы подчиненный –сангвиник хорошо работал, надо перед ним непрерывно ставить новые и интересные задачи, при этом желательно систематический контроль и проверка. Его можно заинтересовать материальными условиями труда и перспективой. Обладает социальными умениями и нуждается в социальных контактах. Задатки сангвиника полезны всюду, где нужны мобильность, умение быстро переключаться на другие дела. Приспособительная гибкость сангвиника легко перенесет , например, частые разъезды, смену мест, людей.

Нетороплив в учебе и работе. Много внимания уделяет подготовительному периоду. Достигает успеха за счет упорства и терпеливости, продуманной организации труда. Склонен выполнять монотонную работу. Неохотно берет на себя обязанности лидера, неинициативен. При изменении условий работы у них резко снижается производительность труда. Способность флегматиков неторопливо и без паники проанализировать положение делает их незаменимыми в стрессовых ситуациях. Не подойдет деятельность, связанная с необходимостью быстрого переключения: если это медицина, то они, скорее, будут хорошими терапевтами, чем хирургами; если это экономика – то роль главного бухгалтера получится значительно лучше, чем менеджера. Флегматик способен решать задачи в сфере организации и управления, но с большей склонностью к стратегической деятельности. Обстоятельность тяжелого на подъем флегматика сослужит службу в деле, где нужны педантичность, умение сосредоточиться, углубиться. Предпочитает профессии, где «не горел бы на посту», а работал спокойно, без рывков. У флегматиков есть склонность к систематической работе, умение концентрироваться на поставленной задаче, вдумчивость.

Их работоспособность зависит от настроения: периодически высокая, но при пониженном тонусе – низкая. Противопоказана деятельность, требующая значительного напряжения, связанная с неожиданностями и осложнениями. Трудно приспосабливается в новом трудовом коллективе. В работе меланхоликам необходимы постоянная поддержка. Меланхолики – тонкие и наблюдательные люди, способные замечать такие детали в поведении людей, которые те хотят скрыть, что можно использовать в профессиональной деятельности. Также возможно, не следует выбирать работу, где требуется постоянное общение с людьми, а вот «общение» с компьютерами для него подходит больше. Нежелательно работать водителем на общественном транспорте (в связи с торможением нервной системы). Склонность к творчеству, практическому труду, наблюдательности. Меланхолик мало приспособлен к самостоятельной управленческой работе. Ему больше подходит работа точная, в сочетании с дипломатичностью в отношениях с людьми. Чуткий, боящийся «открыть свое лицо» меланхолик, больше чем кто-либо, ответственен за исполнение задания, предполагающего высокую работоспособность и спокойную обстановку.

Среди военных хорошо выраженным холерическим темпераментом обладал великий русский полководец А.В. Суворов.
Вместе с тем у него проявлялись и некоторые черты сангвиника. Он отличался высокой подвижностью, а его действия – стремительностью и внезапностью. Вспомним знаменитые суворовские переходы, когда он неожиданно для врага менял направление движения своих и внезапно появлялся в тех местах, где его не ждали. Суворов был весьма решителен и не останавливался перед риском. В то же время в трудные минуты он был уравновешенным, что позволяло ему просчитывать все этапы любой военной операции.

Внешней противоположностью Суворову был выдающийся полководец Отечественной войны 1812 г. М.И. Кутузов.
Медлительный, спокойный, уравновешенный, неторопливый в решениях, Кутузов был ярким представителем флегматического темперамента. Особенно его темперамент проявился на военном совете в Филях 1 сентября 1812 г., созванном фельдмаршалом после Бородинского сражения. Кутузов, спокойно и внимательно выслушав всех генералов, принял трудное для себя решение – оставить Москву без боя.

Следует признать, что темпераменты «в чистом виде» почти не встречаются в жизни. Гораздо чаще в людях сочетаются черты разных темпераментов, и лишь один из них является доминирующим. Также нет «плохих» и «хороших» темпераментов. Уже сам факт их существования на протяжении тысячелетий подтверждает их жизнеспособность и целесообразность.

Вильгельм Вундт сказал: В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни – меланхоликом, относительно впечатлений, глубоко затрагивающих наши интересы, - холериком и, наконец, в исполнении раз принятых решений – флегматиком.

3. Подведение итогов.

Особенности темперамента необходимо учитывать при выборе профессии, но не следует путать темперамент с характером. Вежливость и грубость, тактичность и бестактность, правдивость и лживость, доброта и жестокость, искренность и лицемерие, доброжелательность и зависть, принципиальность и беспринципность, трудолюбие и лень, аккуратность и неряшливость – все это черты характера, которые не заложены от природы, а формируются на протяжении всей жизни. Умным или глупым, честным или лживым, талантливым или бездарным может быть человек с любым темпераментом. Успешность человека зависит не от его темперамента, а от способностей, знаний, навыков и направленности личности.

Совет: окончательный выбор только за тобой, выбирая профессию, ты выбираешь судьбу. Главное – интерес. Запомни: способности формируются в деятельности. Привыкай работать, трудиться.

4. Рефлексия


Что нового вы сегодня узнали ?
Нужны ли нам знания, полученные на занятии?

Игра «Самая-самая профессия»

Кл. руководитель предлагает некоторые необычные характеристики профессий, воспитанники должны по очереди называть те профессии, которые, по их мнению, в наибольшей степени данной характеристике под­ходят. К примеру, характеристика — самая денежная профессия, — какие профессии являются самыми-самыми денежными.

Кл. руководитель называет первую характеристику, а участники сразу же по очереди (по кругу) предлагают свои варианты. Если у кого-то возникают сомнения, что названа самая-самая (или близкая к самой-самой), то можно задавать уточняющие вопросы.

Далее называется следующая характеристика и т.д. Всего таких характеристик должно быть не более 5—7. Кл. руководитель выписывает 3—5 наиболее “прозвучавших” вариантов на доске, после чего организуется небольшое обсуждение и выделение “самой-самой” профессии.

Важным элементом данного игрового упражнения является обсуждение. Все должны проявить уважение к мнениям различных участников, поскольку оценки могут (и должны) быть субъективными. Тем временем, выделение некоторых “самых-самых” профессий должно опираться на объективные знания о них. К примеру, если называется самая денежная профессия — депутат, то можно уточнить у воспитанника, а знает ли он, сколько зарабатывают депутаты (по сравнению с другими высокооплачиваемыми профессиями)? Можно в ходе обсуждения совместными усилиями определить, какую профессию вообще можно считать де­нежной и т.п.

Кл. руководитель. Закончить классный час мне бы хотелось восточной мудростью: «Свобода может быть у того, кто сам выбирает свое дело». Товарищи кадеты, благодарю вас за интересный диалог, за ваши мнения!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип занятия: микропрактикум, комбинированный.

Методы обучения: беседа, объяснение, тестирование.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Беседа с учащимися.

Каждый из вас не раз думал, кем он станет, когда вырастет, где будет работать. Пройдёт немного времени и вам предстоит занять рабочие места за компьютером, на строительной площадке, в суде или магазине.

-А, как вы считаете, от чего зависит выбор профессии? (от интереса, способностей, но самое главное, нельзя забывать, что каждая профессия предъявляет определённые требования).

Ещё в глубокой древности учёные, наблюдая за поведением людей, обратили внимание на большие индивидуальные различия в этом направлении. Одни очень подвижные, эмоционально возбудимые, энергичные. Другие медлительные, спокойные, невозмутимые. Одни общительные, легко вступают в контакты с окружающими, жизнерадостные, другие замкнутые, скрытные. При этом имелись в виду чисто внешние проявления, не принимая во внимание, умён человек или ограничен, трудолюбив или ленив, смел или труслив, правдив или лжив, чем он занимается, каковы его интересы и т.д.

Например, два человека делают одну и ту же работу, и делают её одинаково хорошо. Но один трудится увлечённо, со страстью, нетерпеливо, проявляет инициативу, а другой – неторопливо, методично, основательно, деловито, строго по инструкции, кропотливо, тщательно.

-Как вы думаете, от чего это зависит? (От характера человека, от заинтересованности в работе, от личных особенностей самого человека) Верно. Всё, что вы назвали, относится к определённым свойствам личности, а точнее к темпераменту человека.

Слайд №2 Темперамент – это…

Слайд №3 Фото Павлова

Подлинно научное объяснение темперамента даёт учение Ивана Петровича Павлова о типах высшей нервной деятельности.

Слайд №4 Типы нервной системы.

4 основных типа темперамента

Сангвиник

Холерик

Флегматик

Меланхолик

3. Фронтальное исследование. Тест Айзенка.

III. Практическая работа.

Итак, кто же к какому типу относится. Результаты тестирования.

Итак, Ребята, давайте посмотрим, какого темперамента больше всего у вас в классе. Встаньте сангвиники и т.д. по слайду.

4. Следует признать, что темпераменты «в чистом виде» почти не встречаются в жизни. Гораздо чаще в людях сочетаются черты разных темпераментов. Также нет «плохих» и «хороших» темпераментов.

-Я хочу дать рекомендации каждому представителю определённого типа

темперамента. Как нужно выбирать профессию с учётом вашего темперамента

Слайд №6 - Слайд №9 (дети читают с места рекомендации)

Беседа

Хорошо выраженным холерическим темпераментом обладал великий русский полководец А.В. Суворов.

Вместе с тем у него проявлялись и некоторые черты сангвиника. Он отличался высокой подвижностью, а его действия – стремительностью и внезапностью. Вспомним знаменитые суворовские переходы, когда он неожиданно для врага менял направление движения своих и внезапно появлялся в тех местах, где его не ждали. Суворов был весьма решителен и не останавливался перед риском. В то же время в трудные минуты он был уравновешенным, что позволяло ему просчитывать все этапы любой военной операции.

Внешней противоположностью Суворову был выдающийся полководец Отечественной войны 1812 г. М.И. Кутузов.

Медлительный, спокойный, уравновешенный, неторопливый в решениях, Кутузов был ярким представителем флегматического темперамента. Особенно его темперамент проявился на военном совете в Филях 1 сентября 1812 г., созванном фельдмаршалом после Бородинского сражения. Кутузов, спокойно и внимательно выслушав всех генералов, принял трудное для себя решение – оставить Москву без боя.

В русской литературе мы встречаем холерика А.С.Пушкина.

Биографии выдающихся людей науки, техники, литературы и искусства убеждают в том, что исключительных результатов в каждой из этих областей творчества достигали люди разных темпераментов.

IV. Закрепление.

Викторина. Какие утверждения верны?

Слайд №13 - Слайд №15

Верные утверждения: 1в; 2б; 3в.

Слайд №16 - Слайд №19

Рассмотрите рисунки. Укажите, где какой темперамент изобразил художник. Своё решение обоснуйте. (1-холерик, 2-флегматик, 3-меланхолик, 4-сангвиник)

V. Итог.

-Что нового вы сегодня узнали ?

-Ребята, скажите, нужны ли нам знания, полученные на занятии?

Вильгельм Вундт сказал: В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни – меланхоликом, относительно впечатлений, глубоко затрагивающих наши интересы, - холериком и, наконец, в исполнении раз принятых решений – флегматиком.

Игра «Самая-самая»

  • …зелёная профессия,
  • …сладкая профессия,
  • …волосатая профессия,
  • …детская профессия,
  • …смешная профессия

Просмотр содержимого документа
«Влияние темперамента на выбор профессии »

Влияние темперамента на выбор профессии

познакомить с типами темпераментов;

дать представление о влиянии темпераментов на профессиональную деятельность;

способствовать повышению у учащихся знаний о мире профессионального труда.

воспитывать у учащихся качества: вежливость, порядочность, тактичность, не взирая на тип темперамента.

показать на примерах, что при любом типе темперамента можно достичь высот профессионализма.

Тип занятия: микропрактикум, комбинированный.

Методы обучения: беседа, объяснение, тестирование.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Беседа с учащимися.

Каждый из вас не раз думал, кем он станет, когда вырастет, где будет работать. Пройдёт немного времени и вам предстоит занять рабочие места за компьютером, на строительной площадке, в суде или магазине.

-А, как вы считаете, от чего зависит выбор профессии? (от интереса, способностей, но самое главное, нельзя забывать, что каждая профессия предъявляет определённые требования).

Ещё в глубокой древности учёные, наблюдая за поведением людей, обратили внимание на большие индивидуальные различия в этом направлении. Одни очень подвижные, эмоционально возбудимые, энергичные. Другие медлительные, спокойные, невозмутимые. Одни общительные, легко вступают в контакты с окружающими, жизнерадостные, другие замкнутые, скрытные. При этом имелись в виду чисто внешние проявления, не принимая во внимание, умён человек или ограничен, трудолюбив или ленив, смел или труслив, правдив или лжив, чем он занимается, каковы его интересы и т.д.

Например, два человека делают одну и ту же работу, и делают её одинаково хорошо. Но один трудится увлечённо, со страстью, нетерпеливо, проявляет инициативу, а другой – неторопливо, методично, основательно, деловито, строго по инструкции, кропотливо, тщательно.

-Как вы думаете, от чего это зависит? (От характера человека, от заинтересованности в работе, от личных особенностей самого человека) Верно. Всё, что вы назвали, относится к определённым свойствам личности, а точнее к темпераменту человека.

Слайд №2 Темперамент – это…

Слайд №3 Фото Павлова

Подлинно научное объяснение темперамента даёт учение Ивана Петровича Павлова о типах высшей нервной деятельности.

Слайд №4 Типы нервной системы.

4 основных типа темперамента

3. Фронтальное исследование. Тест Айзенка.

III. Практическая работа.

Итак, кто же к какому типу относится. Результаты тестирования.

Итак, Ребята, давайте посмотрим, какого темперамента больше всего у вас в классе. Встаньте сангвиники и т.д. по слайду.

4. Следует признать, что темпераменты «в чистом виде» почти не встречаются в жизни. Гораздо чаще в людях сочетаются черты разных темпераментов. Также нет «плохих» и «хороших» темпераментов.

-Я хочу дать рекомендации каждому представителю определённого типа

темперамента. Как нужно выбирать профессию с учётом вашего темперамента

Слайд №6 - Слайд №9 (дети читают с места рекомендации)

Хорошо выраженным холерическим темпераментом обладал великий русский полководец А.В. Суворов.

Вместе с тем у него проявлялись и некоторые черты сангвиника. Он отличался высокой подвижностью, а его действия – стремительностью и внезапностью. Вспомним знаменитые суворовские переходы, когда он неожиданно для врага менял направление движения своих и внезапно появлялся в тех местах, где его не ждали. Суворов был весьма решителен и не останавливался перед риском. В то же время в трудные минуты он был уравновешенным, что позволяло ему просчитывать все этапы любой военной операции.

Внешней противоположностью Суворову был выдающийся полководец Отечественной войны 1812 г. М.И. Кутузов.

Медлительный, спокойный, уравновешенный, неторопливый в решениях, Кутузов был ярким представителем флегматического темперамента. Особенно его темперамент проявился на военном совете в Филях 1 сентября 1812 г., созванном фельдмаршалом после Бородинского сражения. Кутузов, спокойно и внимательно выслушав всех генералов, принял трудное для себя решение – оставить Москву без боя.

В русской литературе мы встречаем холерика А.С.Пушкина.

Биографии выдающихся людей науки, техники, литературы и искусства убеждают в том, что исключительных результатов в каждой из этих областей творчества достигали люди разных темпераментов.

IV. Закрепление.

Викторина. Какие утверждения верны?

Слайд №13 - Слайд №15

Верные утверждения: 1в; 2б; 3в.

Слайд №16 - Слайд №19





Рассмотрите рисунки. Укажите, где какой темперамент изобразил художник. Своё решение обоснуйте. (1-холерик, 2-флегматик, 3-меланхолик, 4-сангвиник)

-Что нового вы сегодня узнали ?

-Ребята, скажите, нужны ли нам знания, полученные на занятии?

Вильгельм Вундт сказал: В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни – меланхоликом, относительно впечатлений, глубоко затрагивающих наши интересы, - холериком и, наконец, в исполнении раз принятых решений – флегматиком.

Читайте также: