Грабарь профессия кто такой

Опубликовано: 26.04.2024

грабарь
гра́ба́рь
"землекоп, могильщик", также грабар, севск. Заимств. через укр. гра́ба́р, польск. grabarz из ср.-в.-н. grabære – то же; см. Преобр. 1, 153.

Смотреть что такое ГРАБАРЬ в других словарях:

ГРАБАРЬ

ГРАБАРЬ

грабарь сущ., кол-во синонимов: 2 • землекоп (5) • экскаватор (17) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: землекоп, экскаватор

ГРАБАРЬ

Грабарь (Владимир Эммануилович) — юрист. Род. в 1865 г. Окончил курс на юридическом факультете Московского университета. Служил в московском коммерческом суде; был классным воспитателем в Константиновском межевом институте в Москве. Состоит профессором международного права в Юрьевском университете. Главные его труды: "Война и международное право" (вступительная лекция, Юрьев, 1893); "Job. Wilh. Neumayr von Ramsla. Beitrag zur Geschichte der staatswissenschafihchen Literatur im Zeitalter des Hugo Groot" (Юрьев, 1897), "Римское право в истории международно-правовых учений. Элементы международного права в трудах легистов XII — XIV вв." (Юрьев, 1901; одна из глав помещена в "Revue g è n. de dr. int. public" 1900 г. под заглавием: "L‘ époque de Bartole dans l‘histoi re du droit international"); "Неудачная попытка национализации международного права" (Юрьев, 1901; все эти работы были напечатаны в "Учен. Зап. Юрьевск. Унив."); "Объявление войны в современном международном праве" (СПб., 1904); "De Legabis et Legationibu s tractatus varius. Сборник материалов по литературной истории посольского права до 1625 г." (Юрьев, 1905). В "Словаре Юридических и Государственных Наук" Г. редактирует отдел международного права. В настоящем Словаре Г. поместил статьи: "Каченовский", "Конгрессы", "Конференции", "Консулы", "Консульские юрисдикции", "Нейтралитет", "Право войны", "Призы и призовое судопроизводство", "Ратификация", "Репрессалии" и др.<br><br><br>. смотреть

ГРАБАРЬ

Граба́рьИгорь Эммануилович (1871, Будапешт – 1960, Москва), русский живописец, пейзажист, портретист; искусствовед, реставратор, музейный деятель. Член. смотреть

ГРАБАРЬ

ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович (1871-1960), живописец и искусствовед, народный художник СССР (1956), академик АН СССР (1934), действительный член АХ СССР . смотреть

ГРАБАРЬ

1) Орфографическая запись слова: грабарь2) Ударение в слове: граб`арь3) Деление слова на слоги (перенос слова): грабарь4) Фонетическая транскрипция сло. смотреть

ГРАБАРЬ

ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович (1871-1960), российский живописец и искусствовед, народный художник СССР (1956), академик АН СССР (1943) и действительный член Академии художеств СССР (1947). Жизнерадостные, пронизанные светом пейзажи ("Мартовский снег", 1904), натюрморты, портреты ("Н. Д. Зелинский", 1932). Руководитель издания первой научной "Истории русского искусства" (1909-16); монографии о русских художниках. Один из основоположников музееведения, реставрационного дела и охраны памятников искусства и старины. Государственная премия СССР (1941).<br><br><br>. смотреть

ГРАБАРЬ

ГОРОДНИКОВ ГРАБАРЕВ ГРАБАРОВ ГРАБАРЬФамили профессиональные, указывающие на род заняти: городник - строитель, грабарь - землекоп, грабар(бнлор.) - . смотреть

ГРАБАРЬ

корень - ГРАБАРЬ; нулевое окончание;Основа слова: ГРАБАРЬВычисленный способ образования слова: Бессуфиксальный или другой∩ - ГРАБАРЬ; ⏰Слово Грабарь со. смотреть

ГРАБАРЬ

-я́ и гра́барь, -я, м. обл. Землекоп. Вихляев был хороший прораб и среди своих грабарей и сезонников пользовался общей любовью. Гладков, Энергия.Синон. смотреть

ГРАБАРЬ

граба́рь, -я́; мн. -и́, -е́йСинонимы: землекоп, экскаватор

ГРАБАРЬ

др.-армян. лит. язык. Сложился в период образования царем Арташесом армян. госуд. во 2 в. до н.э., когда население, по свидет. др.-греч. географа Страбона, было одноязычным. Первым др.-армян. памятником на Г. явл. «История Армении» Мовсеса Хоренаци (5 в.). смотреть

ГРАБАРЬ

граба́рь, грабари́, грабаря́, грабаре́й, грабарю́, грабаря́м, грабаря́, грабаре́й, грабарём, грабаря́ми, грабаре́, грабаря́х (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») . Синонимы: землекоп, экскаватор. смотреть

ГРАБАРЬ

ГРАБАРЬ Владимир Эммануилович (1865-1956), российский ученый, доктор юридических наук, профессор. Брат И. Э. Грабаря. Основополагающие труды по теории и истории международного права.<br><br><br>. смотреть

ГРАБАРЬ

- Владимир Эммануилович (1865-1956) - российский ученый, докторюридических наук, профессор. Брат И. Э. Грабаря. Основополагающие труды потеории и истории международного права. смотреть

ГРАБАРЬ

Ударение в слове: граб`арьУдарение падает на букву: аБезударные гласные в слове: граб`арь

ГРАБАРЬ

ГРАБАРЬ Владимир Эммануилович (1865 - 1956), российский юрист. Брат И.Э. Грабаря. Основополагающие труды по теории и истории международного права.

ГРАБАРЬ

ГРАБАРЬ

"землекоп, могильщик", также грабар, севск. Заимств. через укр. грабар, польск. grabarz из ср.-в.-н. grabre – то же; см. Преобр. 1, 153.

ГРАБАРЬ

ГРАБАРЬ м. немецк. зап. землекоп; так и сами себя называют белорусские землекопы, и у нас так же зовут их грабарями.

ГРАБАРЬ

ГРАБАРЬ

excavatorСинонимы: землекоп, экскаватор

ГРАБАРЬ

Начальная форма - Грабарь, единственное число, именительный падеж, мужской род, одушевленное

ГРАБАРЬ

Раб Граб Брага Бра Арба Араб Агар Ага Аба Рага Бар Гарь Грабарь

ГРАБАРЬ

ГРАБАРЬ грабаря, м. (обл.). Землекоп.

ГРАБАРЬ

грабарь граб`арь, -`я и гр`абарь, -я

ГРАБАРЬ

М məh. yerqazan, torpaqqazan (fəhlə).

ГРАБАРЬ

ГРАБАРЬ

грабарь заминков, заминкан

ГРАБАРЬ

grāvracis, zemes racējs

ГРАБАРЬ

ГРАБАРЬ ВЛАДИМИР ЭММАНУИЛОВИЧ

Грабарь, Владимир Эммануилович (10 янв 1865 — не ранее 1905) — юристПсевдонимы: Вл. Г.; Г.; Гр., В.; Гр., Вл.; Г—рь, В.; Г—рь, Вл.Источники:• Масанов . смотреть

ГРАБАРЬ ВЛАДИМИР ЭММАНУИЛОВИЧ

юрист. Родился в 1865 г. Окончил курс на юридическом факультете Московского университета. Служил в московском коммерческом суде; был классным воспитателем в межевом институте в Москве. Состоит профессором международного права в Юрьевском университете. Литературную деятельность начал в 1888 г. в *Русских Ведомостях*. Главные труды: *Joh. Wilh. Neumayr von Ramsla* (Юрьев, 1897); *Римское право в истории международноправовых учений* (Юрьев, 1901; магистерская диссертация); *Неудачная попытка национализации международного права* (Юрьев, 1901); *Объявление войны в современном международном праве* (СПб., 1904); *De Legatis et Legationibus tractatus varius*; *Сборник материалов по литературной истории посольского права до 1625 г.* (Юрьев, 1905); *Начало равенства государств в современном международном праве* (СПб., 1912). Под его редакцией вышло три русских издания книги Фр. Листа *Международное право* (Юрьев, 1902, 1909 и 1912 годы). Помещал статьи в *Журнале Министерства Народного Права*, *Вопросы философии и психологии*, *Праве*, *Revue de droit internat.* и *Revue gen. de droit internat. public.* В *Словаре Юридических и Государственных Наук* Грабарь редактировал отдел международного права. С 1893 г. состоит сотрудником настоящего словаря. См. также статьи: Камаровский Леонид Алексеевич . смотреть

ГРАБАРЬ ВЛАДИМИР ЭММАНУИЛОВИЧ

Грабарь, Владимир Эммануилович - юрист. Родился в 1865 г. Окончил курс на юридическом факультете Московского университета. Служил в московском коммерческом суде; был классным воспитателем в межевом институте в Москве. Состоит профессором международного права в Юрьевском университете. Литературную деятельность начал в 1888 г. в "Русских Ведомостях". Главные труды: "Joh. Wilh. Neumayr von Ramsla" (Юрьев, 1897); "Римское право в истории международноправовых учений" (Юрьев, 1901; магистерская диссертация); "Неудачная попытка национализации международного права" (Юрьев, 1901); "Объявление войны в современном международном праве" (СПб., 1904); "De Legatis et Legationibus tractatus varius"; "Сборник материалов по литературной истории посольского права до 1625 г." (Юрьев, 1905); "Начало равенства государств в современном международном праве" (СПб., 1912). Под его редакцией вышло три русских издания книги Фр. Листа "Международное право" (Юрьев, 1902, 1909 и 1912 годы). Помещал статьи в "Журнале Министерства Народного Права", "Вопросы философии и психологии", "Праве", "Revue de droit internat." и "Revue gen. de droit internat. public." В "Словаре Юридических и Государственных Наук" Грабарь редактировал отдел международного права. С 1893 г. состоит сотрудником настоящего словаря.<br>. смотреть

ГРАБАРЬ ВЛАДИМИР ЭММАНУИЛОВИЧ

ГРАБАРЬ Владимир Эммануилович (1865-1956) - российский ученый, доктор юридических наук, профессор. Брат И. Э. Грабаря. Основополагающие труды по теории и истории международного права.<br>. смотреть

ГРАБАРЬ ВЛАДИМИР ЭММАНУИЛОВИЧ

Грабарь Владимир Эммануилович [10 (22). 1. 1865, Вена, — 26. 11. 1956, Москва], советский учёный, специалист в области теории и истории международного . смотреть

ГРАБАРЬ ВЛАДИМИР ЭММАНУИЛОВИЧ

юрист. Род. в 1865 г. Окончил курс на юридическом факультете Московского унив. Служил в московском коммерческом суде; был классным воспитателем в Конст. смотреть

ГРАБАРЬ ВЛАДИМИР ЭММАНУИЛОВИЧ (18651956)

ГРАБАРЬ Владимир Эммануилович (1865-1956), российский ученый, доктор юридических наук, профессор. Брат И. Э. Грабаря. Основополагающие труды по теории и истории международного права. смотреть

ГРАБАРЬ ВЛАДИМИР ЭММАНУИЛОВИЧ (18651956)

ГРАБАРЬ Владимир Эммануилович (1865-1956) , российский ученый, доктор юридических наук, профессор. Брат И. Э. Грабаря. Основополагающие труды по теории и истории международного права. смотреть

ГРАБАРЬ ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ

Грабарь, Игорь Эммануилович (13 марта 1871 — 1960) — художник и искусствоведПсевдонимы: Гр.; Гр., И.; Гр., Иг.; Гр., Игорь; Граб., И.; Грба, Игорь; И. смотреть

ГРАБАРЬ ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ

ГРАБАРЬ ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ

(25.3.1871–16.5.1960), художник, искусствовед, нар. художник СССР (1956), действительный чл. АН СССР (с 27.9.1943) и АХ СССР (1947), лауреат Сталинской премии (1941). Окончил юрид. ф-т Петербургского ун-та (1893). Учился в Петербургской АХ (1894–96), в Мюнхене в школе А. Ажбе (1896–98). Работал в Петербурге (с 1889) и в Москве (с 1903); чл. объединений «Mиp искусства» и Союз рус. художников; пейзажист. В 1905–06 участвовал в издании рев. сатирич. журналов «Жупел» и «Адская почта». С нач. 1890-х гг. Г. выступает с худ. – критич. статьями. По инициативе и под руководством Г. была издана первая науч. «История рус. искусства» (т. 1–6, 1909–16). В 1913–25 возглавлял Третьяковскую галерею. После прихода к власти большевиков был одним из организаторов и рук. охраны памятников искусства и старины, одним из основоположников сов. музееведения и реставрац. дела. Инициатор создания, в 1918–30 дир., с 1944 науч. рук. Центр. реставрац. мастерских. Играл видную роль в худ. жизни страны. Возглавлял различные комиссии, занимавшиеся конфискацией картин из усадеб и икон из монастырей. С конца 1920-х гг. работал над портретами деятелей советской культуры, в т. ч. Н.Д. Зелинского (1932), С.С. Прокофьева (1941), С.А. Чаплыгина (1935) и др. Также написал ряд конъюнктурных работ, в т. ч. «В.И. Ленин у прямого провода» (1933), «Крестьяне-ходоки на приеме у В.И. Ленина» (1938). В худ. кругах Г. не раз критиковали за приспособленчество, называя «Угорь Обмануилович Гробарь». В нач. 1943 выступил с идеей компенсации потерь сов. музеев за счет конфискации произведений искусств из музеев Германии и ее союзников, возглавил Бюро экспертов, к-рое составляло списки лучших произведений из музеев Европы, готовил «трофейные бригады», отправлявшиеся на фронт, и принимал эшелоны с произведениями искусства. С 1944 дир. Ин-та истории искусств АН СССР. Жена – Валентина Михайловна Мещерина. смотреть

ГРАБАРЬ ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ

ГРАБАРЬ ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ

Грабарь Игорь Эммануилович (1871-1960), советский живописец и искусствовед. Народный художник СССР (1956), действительный член АН СССР (1943) и . смотреть

ГРАБАРЬ ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ

ГРАБАРЬ ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ

ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович (1871-1960) - российский живописец и искусствовед, народный художник СССР (1956), академик АН СССР (1943) и действительный член Академии художеств СССР (1947). Жизнерадостные, пронизанные светом пейзажи ("Мартовский снег", 1904), натюрморты, портреты ("Н. Д. Зелинский", 1932). Руководитель издания первой научной "Истории русского искусства" (1909-16); монографии о русских художниках. Один из основоположников музееведения, реставрационного дела и охраны памятников искусства и старины. Государственная премия СССР (1941).<br>. смотреть

ГРАБАРЬ ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ

Граба́рь Игорь Эммануилович (1871, Будапешт — 1960, Москва), живописец, искусствовед, народный художник СССР (1956), действительный член АН СССР (1943). смотреть

ГРАБАРЬ ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ

Грабарь Игорь Эммануилович (25. 3. 1871, Будапешт, — 16. 5. 1960, Москва), советский живописец и искусствовед, народный художник СССР (1956), действите. смотреть

ГРАБАРЬ ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ (18711960)

ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович (1871-1960), российский живописец и искусствовед, народный художник СССР (1956), академик АН СССР (1943) и действительный член Академии художеств СССР (1947). Жизнерадостные, пронизанные светом пейзажи ("Мартовский снег", 1904), натюрморты, портреты ("Н. Д. Зелинский", 1932). Руководитель издания первой научной "Истории русского искусства" (1909-16); монографии о русских художниках. Один из основоположников музееведения, реставрационного дела и охраны памятников искусства и старины. Государственная премия СССР (1941). смотреть

ГРАБАРЬ ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ (18711960)

ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович (1871-1960) , российский живописец и искусствовед, народный художник СССР (1956), академик АН СССР (1943) и действительный член Академии художеств СССР (1947). Жизнерадостные, пронизанные светом пейзажи ("Мартовский снег", 1904), натюрморты, портреты ("Н. Д. Зелинский", 1932). Руководитель издания первой научной "Истории русского искусства" (1909-16); монографии о русских художниках. Один из основоположников музееведения, реставрационного дела и охраны памятников искусства и старины. Государственная премия СССР (1941). смотреть

Наташа ruba_riba подарила мне замечательные книги «Русские сады» М. В.Нащокиной .
В книжках выдвигается очень интересная и вполне аргументированная новая теория на историю стилистики русских садов, но об этом хочу отдельно написать.
А сейчас о частном. О грабарах. Я и слова такого не знала.

Оказывается в 19 веке существовала целая каста , особая профессия –грабарь.
Грабари владели техникой любых земляных работ: рыли пруды, канавы, насыпали плотины, пропалывали и сравнивали луга, отделывали парковые опушки и поляны, очищали парк от мешающей поросли , вскапывали сады и огороды, добывали торф для улучшения садовой земли .
Вам это ничего не напоминает? По-моему грабары –это прямая предтеча современных озеленителей, ландшафтников.
Чтобы поверить в это это достаточно почитать отрывки « Писем из деревни» А.Н. Энгельгарда, которые и приводится в книге.

«Расчищая на луга заросшие пустоши, я хотел так расчистить поляны между рощами, чтобы пустоши превратились в красивый парк. Стоит такая расчистка не дороже, а между тем и самому приятней, и для скота хорошо, если всюду есть чистые проходы, наконец, и ценность имения возвышается. Линии лужаек на пустошах определялись рощами, но необходимо было сделать опушки красивыми, оставить кое-где деревья на полянах, осушить низкие места, сделать просеки или дорожки, по которым пастух мог бы опережать стадо, и пр. Наняв для расчистки пустошей граборов с тем, чтобы они, расчищая, выбирали все годное на дрова, срезали кочки, давали, где нужно, канавки, я объяснил рядчику, чего бы мне хотелось достигнуть. Он понял с двух слов.
— Понимаю. Чтобы, значит, поляны были для травы, чтобы скот на виду у пастуха шел, чтобы красиво было. Понимаю: чтобы в роде гульбища было.
— Ну, да, да.
— Понимаю. А деревья какие на лужайке оставлять?
— Которые покрасивее.
— Раскидистые, значит, которые ни на какое дело не годятся.
— Разумеется. Да ты работал где-нибудь в парках?
— Работали, знаем, чтобы в роде, значит, гульбища. Дорожек только не будет. Понимаем.
— Ну, да.
— Понимаем, отделаем. Вот эту низину мы на этой неделе к субботе отделаем. Пожалуйте тогда посмотреть. Будете довольны. Знаю, что ребятам по стаканчику поднесете.
В субботу я пришел посмотреть расчистки. Поражен был — просто прелесть. Поляна уже обозначилась, опушки рощ были подчищены и выровнены, лом везде подобран, кусты и лишние деревья на поляне вырублены, кочки срезаны. Загляденье. Грабор тотчас же заметил, что я доволен.
— Вот сюда еще пожалуйте. Я здесь на лужке, в закоулке, сосенку подпустил, сосенка-то она не того, чтобы очень, пораскидистее бы нужно, да что делать, какая есть, все-таки хорошо будет на березе темным отдавать — вот отсюда посмотрите.
Действительно, на красивой лужайке, окруженной березовыми зарослями, была оставлена небольшая сосна, темная зелень которой превосходно оттеняла освещенную вечерним солнцем светлую зелень молодых берез. Грабор сам любовался и сиял удовольствием.
— Это еще теперь осень, весною лучше будет, — заметил он, — да и воздух от сосны духовитый. Там над рвом на бичажку я еще дубок оставил, славный дубок, пряменький, на всякую поделку годен. Нет раскидистых дубов, а раскидистый бы лучше, и ни в какое дело не годится, целее бы был. Ну, да попытаем на счастье оставить.
— Да где ты этому всему научился? — восхищался я, осматривая расчистки, — ишь как вывел!
— Уж научились — знаем, как господам нужно.
— У немца где-нибудь работал, парк разбивали?
— Работали и у немцев тоже. В Петлине работали, дерева там сажали всякие. Да мы у самой Шепелихи работали, а уж та ли барыня не чудила. Чего-чего там не делала, на полях пруды рыли, дерном откосы обкладывали, дорожки по полям проводили, цветы сажали, горы насыпали. Уж так чудила, так чудила, аглицкую парку из всего имения сделать хотела, чтобы всюду чисто было, духовито. Коровы с колоколами. Уж на что ваша Брендиха чудит, каждый год кусты с места на место пересаживает, а про Шепелиху и говорить нечего. Чудная барыня, нужно чуднее, да не найдешь. Денег сколько хочешь — одних граборов больше ста человек артель, да и цены-то какие — 60 копеек поденщина. Жаль, умерла эта барыня, много граборам работы давала. Как умерла, все работы прекратились… А вот тут канавку нужно дать, — остановился грабор.»

Грабарь в Энциклопедическом словаре:
Грабарь - Владимир Эммануилович (1865-1956) - российский ученый, докторюридических наук, профессор. Брат И. Э. Грабаря. Основополагающие труды потеории и истории международного права. Игорь Эммануилович (1871-1960) - российский живописец иискусствовед, народный художник СССР (1956), академик АН СССР (1943) идействительный член Академии художеств СССР (1947). Жизнерадостные,пронизанные светом пейзажи (''Мартовский снег'', 1904), натюрморты, портреты(''Н. Д. Зелинский'', 1932). Руководитель издания первой научной ''Историирусского искусства'' (1909-16); монографии о русских художниках. Один изосновоположников музееведения, реставрационного дела и охраны памятниковискусства и старины. Государственная премия СССР (1941).

Значение слова Грабарь по словарю Ушакова:
ГРАБАРЬ
грабаря, м. (обл.). Землекоп.

Значение слова Грабарь по словарю Даля:
Грабарь
м. немецк. зап. землекоп; так и сами себя называют белорусские землекопы, и у нас так же зовут их грабарями.

Определение слова «Грабарь» по БСЭ:
Грабарь - Владимир Эммануилович [10 (22). 1. 1865, Вена, - 26. 11. 1956, Москва], советский учёный, специалист в области теории и истории международного права, доктор юридических наук (1918), профессор. Окончил юридический факультет Московского университета в 1888, в 1893-1918 доцент, а затем профессор международного права Юрьевского (ныне Тартуского) университета, с 1918 профессор Воронежского университета, а затем МГУ, научный сотрудник института права АН СССР и Всесоюзного института юридических наук. Основные работы (на русском и иностранных языках) по вопросам теории международного права и особенно по истории международного права.
Лит.: Дурденевский В., Владимир Грабарь, в кн.: Грабарь В. Э., Материалы к истории литературы международного права в России (1647-1917), М., 1958; Ладыженский А. М., Памяти В. Э. Грабаря (к столетию со дня рождения), «Известия высших учебных заведений. Правоведение»,
1965, № 3, с. 177-79).
Н. В. Миронов. Грабарь - Игорь Эммануилович (25. 3. 1871, Будапешт, - 16. 5. 1960, Москва), советский живописец и искусствовед, народный художник СССР (1956), действительный член АН СССР (1943) и АХ СССР (1947). Учился в Петербургской АХ (1894-96) у В. Е. Савинского, Н. А. Бруни и И. Е. Репина, в Мюнхене в школе А. Ажбе (1896-98; после её преобразования в 1898 в школу А. Ажбе и Грабаря преподавал там же). Неоднократно путешествовал по странам Западной Европы, посетил США, Египет и Турцию. Работал в Петербурге (с 1889) и в Москве (с 1903). Член объединений
«Mиp искусства» и Союз русских художников. В ранний период испытал влияние югендстиля («Дама с собакой», 1899, Третьяковская галерея). В 1901-08 в ходе работы Г. над жизнерадостными, пронизанными светом пейзажами, отличающимися необычайно эмоциональным восприятием русской природы, постепенно сформировалась его живописная манера, основанная на творческом освоении принципов Импрессионизма
(«Сентябрьский снег», 1903, «Белая зима. Грачиные гнёзда», 1904, «Февральская лазурь», 1904, «Мартовский снег», 1904, - все в Третьяковской галерее). В этот же период Г. создаёт ряд картин-натюрмортов; стремясь передать бесконечное разнообразие и изменчивую игру освещения, красоту и поэзию материального мира, окружающего человека, Г. пользуется густыми, рельефными мазками, обращается к живописным приёмам, близким к Неоимпрессионизму
(«Хризантемы», 1905, «Неприбранный стол», 1907, - обе в Третьяковской галерее). С 1906 в пейзажах Г. усиливается декоративное начало (серия этюдов «День инея», 1906, Ярославо-Ростовский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник). В 1905-06 Г. участвовал в издании революционных сатирических журналов «Жупел» и «Адская почта».
В 1909-14 по проекту Г. была построена больница (ныне санаторий «Захарьино») под Москвой. С начала 1890-х гг. Г. выступает с художественно-критическими статьями (с 1899 в журнале «Мир искусства»).
По инициативе и под руководством Г. была издана первая научная «История русского искусства» (т. 1-6, 1909-16; редактор и автор важнейших разделов). Г. сыграл большую роль в распространении в России научных принципов искусствознания (окончательно сложившихся уже в советское время) и организации комплексного метода изучения истории искусства, при котором она рассматривается в тесной связи с общим развитием национальной культуры и общественной мысли. В дореволюционный период Г. создал ряд монографических исследований о творчестве русских художников.
В 1913-25 возглавлял Третьяковскую галерею, где в 1914-15 перестроил экспозицию на научных началах и издал каталог (1917). После Великой Октябрьской социалистической революции Г. стал одним из организаторов и руководителей охраны памятников искусства и старины, одним из основоположников советского музееведения и реставрационные дела, инициатором создания Центральных реставрационных мастерских (в 1918-30 директор, с 1944 научный руководитель). С деятельностью Г. - реставратора и учёного - связано открытие и исследование многих произведений древнерусского искусства 11-14 вв. (иконы, монументальные росписи) и заложены основы его научной истории. В пейзажной живописи Г. советского времени непосредственная эмоциональность импрессионистического этюда сменяется стремлением к картине, создающей обобщённый и законченный образ родной природы
(«Ясный осенний вечер», 1923, «Зимний солнечный день», 1941, - обе в Третьяковской галерее). С конца 1920-х гг. Г. работал над портретами деятелей советской культуры (портреты: Н. Д. Зелинского, 1932, С. С. Прокофьева за работой над оперой «Война и мир», 1941, - оба в Третьяковской галерее; М. В. Морозова, 1934, Курская картинная галерея; С. А. Чаплыгина, 1935, Музей-усадьба «Абрамцево»).
Выполнил также историко-революционные картины «В. И. Ленин у прямого провода»
(1933) и «Крестьяне-ходоки на приёме у В. И. Ленина» (1938; обе - в Центральном музее В. И. Ленина, Москва). В советское время Г. опубликовал ряд монографических исследований и статей о русском искусстве. Г. - редактор и один из авторов
«Истории русского искусства» (т. 1-13, 1953-69). Директор института истории искусств АН СССР (с 1944). Преподавал в Московском университете (профессор с 1921), Московском Художественном институте (1937-43, директор), институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской АХ (в 1943-46 директор). Государственная премия СССР (1941). Награжден 2 орденами Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.
Соч.: И. И. Левитан. Жизнь и творчество, М., 1913 (совместно с С. Глаголем); Репин, т.1- 2, М. - Л., 1937; Моя жизнь. Автомонография, М.- Л., 1937; В. А. Серов, М., 1965; О древнерусском искусстве, М., 1966; О русской архитектуре, М., 1969.
Лит.: Подобедова О. И., И. Э. Грабарь, М., [1964] (имеется полный список трудов И. Э. Грабаря).
И. Э. Грабарь. «Автопортрет с палитрой (в белом халате)». 1934. Третьяковская галерея. Москва.

И. Э. Грабарь. «Февральская лазурь». 1904. Третьяковская галерея. Москва.


Фото: ссылка

Полтора века назад в Будапеште, в семье русино-венгерского юриста Эммануила Ивановича и галицкой русофилки Ольги Адольфовны родился человек, которому суждено было встать во главе движения, сохранявшего русскую культуру в самый мятежный век истории России. Всё детство Игоря семья Грабарей скиталась по Европе, вынужденная скрываться от властей Австро-Венгрии, пока не осела в Рязанской губернии. Юный Игорь вместе со своим братом Владимиром хотел стать юристом, но ещё на ранних этапах изучения юриспруденции он ощутил тягу к живописи. Результатом этого стала долгая и успешная карьера художника и близкое общение с самыми видными деятелями искусства своей эпохи. Революцию Грабарь застал в статусе не только именитого художника, но и флагмана искусствоведения того времени. Первая версия "Истории русского искусства", написанная Игорем Эммануиловичем в 1910 году, всё ещё не утратила академической актуальности, а монография, посвящённая работам Валентина Серова, была написана вскоре после смерти художника и полна глубоких выводов, ставших следствием близкого знакомства автора и объекта исследования. Революция изменила жизнь Грабаря – он остро ощутил необходимость противостоять стихии хаоса и разрушениям, вызванным Гражданской войной. В июне 1918 года Грабарь стал инициатором создания Всероссийской комиссии по сохранению и раскрытию памятников древнерусской живописи. В период крушения старых порядков, отказа от прежних ценностей и уничтожения любых напоминаний о «мире насилья» Грабарь сумел собрать вокруг себя цвет отечественной научной реставрации того времени: и выдающихся ученых-искусствоведов, и опытных реставраторов-практиков. Целью работы Комиссии стала организация охранных и реставрационных работ на всей территории РСФСР. В этом деле Грабарь взял на себя, пожалуй, самую тяжёлую задачу – он старался убедить молодую и яростную советскую власть, полную решимости разрушать и жечь, в том, что церковная живопись имеет не только религиозное, но и историческое значение, что сохранение памятников старины важнее тотального искоренения несовместимого с марксизмом православия. Составляя программу действий, Игорь Грабарь считал необходимым начать с проведения планомерных обследований древних городов – центров русской средневековой культуры. В первую очередь предполагалось исследовать «пределы былой суздальской земли» – территорию Владимирской, Ярославской, Московской и Нижегородской губерний. Как писал сам Грабарь,

«. Я перенёс всю энергию на дело создания органа, который мог бы внести порядок в общемузейное дело России и наладить охрану памятников искусства и старины. Это дело увлекло меня всецело. Одновременно в широком масштабе я веду дело научных реставраций, архитектурных и живописных».

За относительно недолгое время в обстановке политических потрясений Грабарю удалось сформировать дееспособную организацию и впервые в истории России создать систему государственного управления сферой охраны и реставрации практически всех видов памятников искусства. Кроме иконописно-реставрационной мастерской при Коллегии по делам музеев при содействии И.Э. Грабаря был создан целый ряд реставрационных мастерских. В 1922 году Комиссия была преобразована в Центральные реставрационные мастерские (ЦРМ), а в 1924-м созданы единые Центральные государственные реставрационные мастерские (ЦГРМ) с филиалом в Ярославле.

Осуществлению планов работы мастерских помешало резкое ухудшение и до того непростых отношений реставраторов с властями. Само стремление сохранять памятники прошлого вызывало подозрения у представителей партийного руководства. Ещё в период Гражданской войны Грабарю нередко приходилось прибегать к заступничеству Натальи Седовой, супруги Льва Троцкого. Для получения самых необходимых реставраторам материалов была нужна помощь Седовой и Луначарского. С конца 1920-х сотрудники музеев и реставраторы начинают ощущать на себе возрастающее идеологическое давление. 20 августа 1928 года выходит постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О музейном строительстве в РСФСР», которое наряду с обоснованными рациональными предложениями об увеличении финансирования музеев и о подготовке кадров музейных работников провозглашало борьбу с «неудовлетворительным с точки зрения задач социалистического строительства» идеологическим содержанием музейного дела.

Это постановление послужило началом кампании по постепенному сворачиванию деятельности ЦГРМ, драматическим образом отразившемуся на судьбе многих сотрудников.

В 1929 году, когда заместителем директора ЦГРМ стал член ВКП(б) художник Владимир Якуб, началось фактическое устранение Игоря Грабаря от руководства Мастерскими. В сложившейся ситуации Грабарь был вынужден подать прошение об отставке, объясняя своё решение желанием сосредоточиться на научной работе и занятиях живописью.

В 1934 году ЦГРМ были закрыты, а многие реставраторы репрессированы. Мотивировалось это тем, что под видом восстановления памятников церковной живописи реставраторы занимались религиозной пропагандой. Казалось, что главное детище Грабаря пущено по ветру, а все усилия по его созданию за несколько месяцев обратились в ничто. Но самый страшный поворот русской истории XX века стал моментом перерождения разрушенных мастерских.

«Я чувствую, что не исполнил бы своего долга, если бы, уезжая на неопределенное время – будем надеяться, что не на долгое, – из Москвы, не обратился бы к Вам с горячей просьбой пересмотреть вопрос о непонятной ликвидации большого советского дела – Постоянной реставрационной комиссии при Комитете [по делам искусств при СНК СССР]».

В 1944 году Грабарь в очередной раз стал центром консолидации разрозненного и разбитого сообщества советских реставраторов. Вытаскивая с фронтов и из тюрем, находя в нищете, забвении и опале, он вновь собирает старую гвардию для осуществления самого важного задания в их жизни. Реставраторы шли следом за наступающими красноармейцами и принимались за работу в ещё не остывших руинах городов – их война только начиналась. Грабарь стал художественным руководителем возрождённой мастерской, при этом не оставляя научной и исследовательской деятельности. Ещё шла война, когда Грабарь добился учреждения Института искусствознания, собравшего под одной крышей учёных, позже ставших авторами монументального исследования – второй версии "Истории русского искусства". Разросшееся до 13 томов научное издание стало главным наследием Грабаря-учёного – наиболее подробная ретроспектива развития русского искусства со времён древних славян и до советского периода по сей день считается самым всеобъемлющим и всесторонним описанием становления русской художественной культуры.

Главный же magnum opus Грабаря-художника, Грабаря-реставратора и Грабаря-организатора стоит на пересечении Бауманской улицы и улицы Радио. Центральная художественно-реставрационная мастерская, которой руководил Грабарь, ныне зовётся Всероссийским художественным научно-реставрационным центром. С 1961 года Центр носит имя своего основателя – академика И.Э. Грабаря. Основная ценность ВХНРЦ сегодня – наряду с богатой историей и обширным списком отреставрированных экспонатов, в число которых входит "Троица" Андрея Рублёва и Боголюбская икона Божией Матери, – мастера реставрации, работающие в Центре.

Основные принципы системы подготовки кадров заложил ещё сам Игорь Грабарь. Своими внешними чертами она напоминает уклады средневековых гильдий и мастерских. Происходит постепенное и планомерное взращивание молодых специалистов под постоянным присмотром опытных наставников. Это обеспечивает преемственность поколений мастеров, которая позволяет отслеживать своеобразную родословную, восходящую к собранному Грабарём кружку энтузиастов. Игорь Эммануилович Грабарь положил начало отечественной школе научной реставрации, которая в своём современном виде оказалась востребована по всему миру. Реставраторы ВХНРЦ помогали спасать памятники в пострадавшей от наводнения Флоренции, реставрировали сокровища Дрезденской галереи. Работали в Италии, на Кубе, в Греции и в Египте. В мастерских Центра постоянно проходят стажировки реставраторы как российских, так и зарубежных музеев. Сегодняшний Реставрационный центр имени Грабаря является флагманом государственной политики в области реставрации движимых памятников истории и искусства. Центр представляет собой сложную, разветвлённую структуру, включающую в себя 12 реставрационных мастерских, научные лаборатории, отдел научной экспертизы, архив и фототеку. Созданы филиалы ВХНРЦ в Архангельске, Вологде и Костроме. Ежегодно Центр сотрудничает более чем с 300 музеями со всей России, а через руки реставраторов проходит более тысячи исторических памятников. Продолжением традиций, заложенных Грабарём, является и просветительская деятельность. Так, в здании на улице Радио проходят регулярные выставки, где представлены экспонаты, отреставрированные в мастерских Центра. Специалисты проводят мастер-классы и экскурсии, в ходе которых делятся секретами реставрационного искусства. 2020 год вынудил часть этих активностей переместить в онлайн – так появились виртуальные экскурсии и реставрационные видеоконференции. Сегодня всё постепенно возвращается к норме, и на улице Радио вновь работает выставка «Восток – дело тонкое», посвящённая опыту работы с наследием Японии, Китая и Калмыцкого Ханства.

Илл. Борис Кустодиев. "И.Э. Грабарь среди членов объединения "Мир искусства". (1916 г.)

Игорь Эммануилович Грабарь (Igor Emmanuilovich Grabar; родился 25 марта 1871 г. — умер 16 мая 1960 г.) — знаменитый русский и советский живописец первой половины XX века. Творчество Игоря Грабаря относится к традициям русского импрессионизма и постимпрессионизма. Среди картин этого автора много портретов и натюрмортов, но особенно известны его оригинальные зимние пейзажи. Также художник прославился как блестящий реставратор, искусствовед, просветитель и реформатор Третьяковской галереи.

Игорь Грабарь. Картина «Автопортрет», 1942

Биография Игоря Грабаря

Игорь Грабарь. Картина «Иней», 1904

Игорь Грабарь окончил лицей с золотой медалью и стал учиться на юриста в петербургском университет. Несмотря на скуку, он окончил этот факультет в срок, а во время учебы подрабатывал иллюстратором в журнале «Нива» и писал отзывы о художественных выставках. Твердо решив стать профессиональным живописцем, в 1894 году он начал учебу в Императорской Академии, где занимался у Ильи Репина.

Игорь Грабарь. Картина «Сирень и незабудки», 1905

Академическое образование в тот период разочаровывало молодых художников, поэтому через два года Грабарь уехал в Мюнхен, чтобы заниматься в частной школе Антона Ажбе (Anton Azbe) и пройти курсы архитектора. Компанию ему составили двое однокурсников — Алексей Явленский и Марианна Веревкина. Довольно быстро Игорь Грабарь продемонстрировал настолько выдающиеся успехи, что стал сначала помощником, а потом и равноправным партнером Ажбе. Но в 1901 году он решил вернуться в Россию.

Игорь Грабарь. Картина «Хризантемы», 1905

Сразу после возвращения живописец начал активно выставляться с мирискусниками и другими объединениями. Его работы тепло встречались критиками и быстро находили покупателей. Вскоре пришла и международная известность. Период с 1903 по 1907 гг. считается самым плодотворным в творчестве этого художника. Именно тогда были созданы многие из самых известных его работ.

Игорь Грабарь. Картина «Сказка инея и восходящего солнца», 1908

В дальнейшем в живописи наступил спад, поскольку Грабарь переключился на редакторскую и просветительскую деятельность. Он принял участие в создании многотомной «Истории русского искусства», где опубликовал ценные сведения о старинной русской архитектуре. С 1913 по 1925 год он руководил Третьяковской галереей, которую существенно преобразовал. При нем были расширены залы, выставлявшиеся ранее бессистемно картины развесили по монографическому и историческому принципу, был составлен каталог с подробным описанием тысяч экспонатов, отреставрированы и атрибутированы многочисленные шедевры.

Игорь Грабарь. Картина «Васильки» (Портрет жены художника и ее сестры), 1914

Игорь Грабарь. Картина «На озере», 1926

После революции Игорь Грабарь получил несколько ответственных должностей, в частности, распределял национализированные произведения изобразительного искусства. В период сталинских репрессий он покинул все посты и ушел на пенсию, вернувшись к живописи. В военные и послевоенные годы художник вновь оказался востребованным: оценивал потери музеев в результате военных действий, реставрировал икону Андрея Рублева «Троица», редактировал «Историю русского искусства».

Игорь Грабарь. Картина «Разъяснивается», 1928

Игорь Грабарь. Картина «Март», 1939

Поздние годы жизни живописец провел на даче в Абрамцево. Умер он 16 мая 1960 года в возрасте 89 лет. Игорь Грабарь был счастливо женат на Валентине Мещериной, умершей годом ранее. Их дети, Ольга и Мстислав, выбрали далекие от искусства профессии биохимика и математика.

Игорь Грабарь. Картина «Абрамцево. Плетень», 1944

Игорь Грабарь. Картина «Зимний пейзаж», 1951

Самые известные картины Игоря Грабаря

Картины Игоря Грабаря отличаются яркостью красок и особой техникой исполнения, близкой к пуантилизму. Больше всего он любил писать зимние пейзажи, а летом часто обращался к натюрмортам с цветами и фруктами. Вот несколько самых известных произведений этого автора:

  • «Февральская лазурь» (1904). Сам художник называл эту картину главной в своем творчестве. Она стала новым словом в русской пейзажной живописи после Исаака Левитана.
  • «Мартовский снег» (1904). Девушка с коромыслом, ставшая смысловым центром картины, появилась на ней случайно. Автор изначально писал лишь пейзаж, но увидел эту девушку, попросил ее задержаться на десять минут и включил в композицию.
  • «Яблоки» (1905). В этой работе, как и в других натюрмортах Грабаря, чувствуется влияние французских импрессионистов. Художник использовал всего четыре цвета, но смог составить из них широкую палитру.
  • «Светлана» (1933). Портрет был написан за один день и стал очень популярным. Кто изображен на нем — неизвестно. Долго ходили слухи, что героиня — дочь Сталина, но это маловероятно.
  • «Иней. Восход солнца» (1941). Снег и иней привлекали художника в течение всей жизни, что подтверждается этим поздним пейзажем. Игоря Грабаря по праву называют певцом русской зимы.

Игорь Грабарь. Картина «Февральская лазурь», 1904

Игорь Грабарь. Картина «Мартовский снег», 1904

Игорь Грабарь. Картина «Яблоки», 1905

Игорь Грабарь. Картина «Светлана», 1933

Игорь Грабарь. Картина «Иней. Восход солнца», 1941

Произведения русских и зарубежных мастеров удобно приобретать на международных аукционах, которые регулярно проходят на сайте Very Important Lot. Онлайн-платформа предлагает приобрести шедевры антиквариата для своей коллекции или в подарок. Также здесь можно приобщиться к творчеству талантливых современных художников. Любители искусства имеют возможность недорого купить картину, рисунок или скульптуру напрямую у автора.

Читайте также: