Причины выбора профессии у старшеклассников

Опубликовано: 12.05.2024

В современном обществе растет уровень требований к специалистам различных профессий. Популярность любой профессии всегда зависела от происходящих событий в социуме и спроса на рынке труда. Но существует ряд профессий, актуальность которых для людей всегда будет присутствовать, к ним можно отнести врачей, учителей, инженеров и т.д. Профессиональное самоопределение старшеклассников часто проходит неосознанно, под влиянием родителей и друзей, что приводит к текучести кадров на предприятиях, к неустроенности профессионального выбора юношей. Отрицательные последствия неверно выбранной профессии из-за индивидуально-психологических особенностей затрагивают как саму личность, так и ее ближайшее окружение. Они выражаются в депрессивных состояниях, негативном восприятии мира, агрессии, подавленности. Этим и обусловливается необходимость информирования старшеклассников по вопросам профессионального самоопределения, формирования осознанных мотивов в выборе профессии.

Мотивацию как основополагающее понятие психологии изучали такие известные зарубежные и отечественные авторы, как 3. Фрейд, Х. Хеккаузен, Дж. Аткинсон, Г. Оллпорт, К. Левин, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, В. Г. Асеев, А. Н. Леонтьев, П. М. Якобсон, А. К. Маркова и др. Вариативность понятий «мотив» и «мотивация» обусловливает сложность изучения данного аспекта [7].

В зарубежной психологии раскрытие содержания понятия «мотив» зависит от концептуальных положений, на которых находится тот или иной исследователь. По мнению З. Фрейда, источник человеческой активности заложен в бессознательных влечениях [13]. Г. Оллпорт пришел к заключению, что любое действие, любая человеческая активность может превратиться в мотив [11]. Как отмечает К. Левин, понятие «квазипотребность» понимается с точки зрения динамического состояния, которое возникает у человека при осуществлении какого-нибудь намерения [9, с. 120]. Х. Хекхаузен пишет, что люди различаются по индивидуальным проявлениям тех или иных мотивов [14].

В отечественной психологии мотив является сложной многоуровневой системой, регулятором жизни индивида, его деятельности. Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливают множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения. По мнению В. И. Ковалева, высшим уровнем регуляции жизни индивида является сознательно-волевой. Мотивационная сфера включает в себя автоматически осуществляемые установки, направленность, область идеального, которое направляет человека на деятельность [8, с. 120–130].

В своих научных исследованиях С.Л. Рубинштейн трактовал мотив как осознанное побуждение для поведения и деятельности [12, с. 100–140]. А.Н. Леонтьев определяет мотив как предмет, который способен удовлетворить потребность человека [10].

Анализируя психолого-педагогическую литературу по проблеме мотивации, можно отметить, что, несмотря на разнообразие зарубежных и отечественных подходов к изучению мотивов, большинство авторов трактуют их как совокупность, систему психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека.

Старший школьный возраст является интересным с точки зрения психологии по формированию различных мотивов. Он является одним из ключевых возрастов в формировании будущей жизни личности. На данном этапе юноши выбирают для себя приоритеты в жизни, профессиональную направленность. Также происходит жизненное самоопределение, стремление к осознанию себя как целостной личности.

Проблема осознанного выбора профессии старшеклассниками является актуальной и достаточно сложной в современном обществе. На мотив выбора профессии старшеклассниками оказывают влияние мотивы родителей, социальные ситуации, происходящие в обществе, особенности региона и т. д. Успешность выбора профессии зависит от того, насколько юноша сможет соотнести свои интересы, способности с умением видеть свою жизнь во временной перспективе, понимать и осознавать истинные мотивы своего решения. Необходима целенаправленная работа по осознанию своих индивидуальных возможностей, по формированию механизма принятия решений. Только в таких условиях старшеклассник сможет сделать самостоятельный выбор.

Многообразие профессий велико и во многих случаях, как отмечает А.А. Вербицкий, ими может овладеть каждый [4]. Чтобы человек выбрал профессию, он должен расстаться с множеством выборов, которым он обладал лишь в возможности, так как реально он может не все, а лишь что-то. Так возникает проблема выбора будущей профессии [5].

М.М. Абдуллаева указывает, что выбор профессии не разовое действие, а длительный процесс, поэтому его чаще всего называют процессом профессионального самоопределения [1].

В.Г. Асеев отмечает, что большинство старшеклассников в 15–16 лет психологически не готовы самостоятельно выбирать профессию, большинство из них испытывают страх в выборе профессии, пытаются переложить ответственность выбора на родителей [2].

Р.С. Вайсман указывает на то, что готовность к выбору профессии должна формироваться педагогами с первых шагов обучения в школе. Еще в начальных классах детей знакомят с профессиями, качествами, нужными для различного рода профессиональной деятельности. В дальнейшем организуется помощь подросткам психологами и педагогами в активном самоизучении, дальнейшем знакомстве с миром профессий, изучении рынка труда. В старших классах поднимаются темы о путях получения профессии, ошибках при ее выборе. Данная работа помогает ученикам ощущать педагогическую поддержку и сопричастность со стороны педагогов в выборе дальнейшей судьбы [3].

Подводя итоги анализа психолого-педагогической литературы, отметим, что проблема осознанного выбора профессии старшеклассниками является актуальной и достаточно сложной в современном обществе. Все это обусловило проведение нами экспериментального исследования.

Объект исследования: мотивы выбора профессии

Предмет исследования: особенности мотивов выбора профессии старшеклассниками.

Цель работы: изучение особенности мотивов выбора профессии старшеклассниками в профильном образовательном учреждении и общеобразовательном учреждении.

Наше экспериментальное исследование проходило на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 18» г.о. Саранск, Республика Мордовия и МОУ «Ялгинская средняя общеобразовательная школа» г.о. Саранск, Республика Мордовия. В исследовании принял участие 31 старшеклассник. Выбор этих двух учреждений обусловлен тем, что МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 18» является школой, осуществляющей профильное обучение. В данной школе проводится факультатив на тему «Моя будущая профессия». В результате этого ученики данной школы получают знания о будущей профессии, у них формируются способности осознанного выбора профессии и внутреннего мотива.

Для простоты оформления документации учеников МОУ «Ялгинская средняя общеобразовательная школа» в количестве 16 человек обозначили как «экспериментальная группа № 1» (ЭГ № 1), а учеников МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 18» в количестве 15 человек мы обозначили как «экспериментальная группа № 2» (ЭГ № 2). Однако по списку учеников в этих классах было больше, но в связи с повышенной частотой заболевания не все ученики смогли принять участие в эксперименте.

Для реализации поставленных задач в эксперименте использовались личностные опросники (методика «Мотивы выбора профессии» под редакцией Р.В. Овчаровой, методика «Мотивы выбора профессии» под редакцией С.С. Гриншпун, методика Дж. Голланд «Определение профессионального типа личности») и методы математической обработки результатов исследования (U-критерий Манна—Уитни). Наше экспериментальное исследование опиралось на методологию системно-контекстной психодиагностики (СКП-диагностика) [6].

Количественный анализ результатов исследования, полученный с помощью методики «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова), показал, что ведущий тип мотивации при выборе профессии у большинства старшеклассников в ЭГ № 1 (68,75 %) - внешний положительный мотив, т. е. материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж. Средние показатели внешний отрицательный мотив и внутренний социально значимый мотив по 12,5%. У ЭГ № 1 отсутствует внутренний индивидуально-значимый мотив.

Ведущий тип мотивации при выборе профессии у участников ЭГ № 2 – внутренний социально-значимый мотив (60% учащихся), т.е. работа имеет для учеников личную значимость, большую роль играет удовлетворение от работы благодаря ее творческому характеру, возможности общения с коллективом. Средние показатели у внутреннего индивидуально-значимого мотива 33 %, т.е. внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления. Низкие показатели у внешне положительного мотива – 26,7%, т.е. у материального стимулирования, данный мотив имеет меньшую значимость для личности.

Количественный анализ результатов исследования, полученный с помощью методики «Мотивы выбора профессии» (С.С. Гриншпун), показал, что в структуре мотивационной сферы у большинства старшеклассников ЭГ № 1 преобладают мотивы престижности профессии (43,75%), т.е. профессия выбирается исходя из соображений ее популярности в обществе. Средние показатели у мотива материального благополучия – у 37,5 % учащихся, т.е. востребованности материального благополучия, получения денежного вознаграждения в ущерб удовлетворенности от работы, оно уходит на дальний план. Низкие показатели у мотива делового характера — 6,25%, т. е. у учеников низкий показатель поиска информации, деловых контактов и взаимодействия с определенными людьми, организации работы какого-либо подразделения и т.д. Ориентация на конкретный деловой результат и служит индикатором наличия так называемой деловой мотивации.

В структуре мотивационной сферы у большинства старшеклассников ЭГ № 2 преобладает мотив творческой реализации в труде – у 60% испытуемых, ученики хотят получать удовольствие от творческой реализации своей личности в работе. Средние показатели у мотива делового характера (27%), низкие показатели у мотива престижности профессии и мотива материального благополучия. В ходе психолого-педагогического исследования было выявлено, что большинство учеников ЭГ № 2 руководствуются больше творческим потенциалом и реализацией себя в профессии, чем материальным благополучием и престижем профессии в социуме.

Количественный анализ результатов исследования, полученный с помощью методики «Определение профессионального типа личности» (Дж. Голланд), показал, что высокие показатели профессиональных типов у старшеклассников ЭГ № 1 по шкале артистический (62,5%), т.е. они не выносят жесткой регламентации, предпочитая свободный график работы. Средние показатели профессиональных типов у старшеклассников (62,5%) по шкале социальный, т.е. в среднем старшеклассники этого типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы, способны понять эмоциональное состояние другого человека. Низкие показатели профессиональных типов у старшеклассников контрольной группы (81,25%) по шкале реалистичный, т.е. ученики ЭГ № 1 неадекватно оценивают свои возможности, много мечтают и не сопоставляют свои индивидуальные возможности и требования профессий.

Высокий уровень профессиональных типов у старшеклассников ЭГ № 2 развиты на высоком уровне – у 93,3% учащихся по шкале реалистичный, т.е. старшеклассники, относящиеся к этому типу, предпочитают выполнять работу, требующую силы, ловкости, подвижности, хорошей координации движений, навыков практической работы, адекватно оценивают свои индивидуальные возможности и требования профессий. Средний показатель профессиональных типов у 33,4% испытуемых ЭГ № 2 по шкале интеллектуальный и предпринимательский. Низкий уровень профессиональных типов у большинства испытуемых (93,3%) ЭГ № 2, по шкале артистичный. Таким образом, старшеклассники не «летают» в облаках, выполняют реальную практическую работу, руководствуясь своими навыками и способностями.

Таким образом, данные психолого-педагогического исследования показали, что у старшеклассников ЭГ № 2 мотивы выбора профессии являются внутренними, осознанными: старшеклассники руководствуются своими индивидуальными возможностями, осознанно подходят к выбору профессии благодаря использованному в работе факультативу «Моя будущая профессия».

Для определения эффективности апробированной нами программы психолого-педагогической особенности мотивов выбора профессии мы использовали метод статистической обработки — U-критерий Манна—Уитни.

Результаты вычисления показали, что существует отличие в особенностях мотивов выбора профессии старшеклассниками, есть разница между ЭГ № 1 и ЭГ № 2 на 1%-ном уровне. Так, Uэмп по методике «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова) составляет Uэмп=23** а по методике «Мотивы выбора профессии» (С.С. Гриншпун) Uэмп=49,5** при Uкрр ≥ 0,05=72; р ≥ 0,01=56. По методике «Определение профессионального типа личности» (Дж. Голланд) только по одной шкале «Предпринимательский» не найдены статистические различия (Uэмп=98,5 при Uкрр ≥ 0,05=72; р ≥ 0,01=56). Все остальные шкалы имеют статистически значимые различия на 1%-ном уровне.

Подводя итоги психолого-педагогического исследования, можно отметить, что старшеклассникам общеобразовательной школы присущи внешние мотивы выбора профессии, они руководствуются мнением родителей, не знают особенностей профессий, у них нет осознанного выбора, есть материальная значимость профессии. А у школьников профильной школы преобладают внутренние мотивы выбора профессии, ученики руководствуются своими индивидуальными особенностями личности, их профессиональный выбор является более осознанным, чем в общеобразовательной школе.

Данное различие, на наш взгляд, обусловлено тем, что если школьнику не формировать осознанный мотив выбора профессии, то ему будет присущ внешний мотив выбора профессии. Он будет руководствоваться мнением родителей, не будет знать особенностей профессий. В своем выборе школьник будет руководствоваться материальной значимостью профессии. В случае если у школьника будет сформирован осознанный мотив выбора профессии, то у него будет сформирована внутренняя мотивация в выборе профессии. И в заключение хотелось бы дать методические рекомендации к выбору профессии старшеклассникам.


Урутина, Т. М. Типичные трудности и ошибки при выборе профессии у старшеклассников / Т. М. Урутина, Л. Г. Агеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 15 (95). — С. 555-558. — URL: https://moluch.ru/archive/95/21337/ (дата обращения: 26.05.2021).

Выбор профессии — одно из самых главных решений в нашей жизни. Именно он определяет то, кем мы будем, какой стиль жизни выберем.

Основными факторами выбора профессии традиционно считаются следующие: темперамент, интересы, мнение родителей и друзей, способности, уровень подготовки, материальное стимулирование и престиж профессии, состояние здоровья и др.

В настоящее время результаты опросов и индивидуальных бесед со старшеклассниками свидетельствуют о том, что большинство старшеклассников испытывают трудности при выборе будущей профессии.

Итак, какие же ошибки совершают старшеклассники в процессе профессионального самоопределения?

Первое, что следует отметить, — это недостаточная информированность о мире профессий, о её перспективах и востребованности специалистов в обществе. По данным исследований, учащиеся 9 класса могут в среднем назвать от 40 до 50 профессий, в то время как в мире их насчитывается более десяти тысяч. Кроме того, при выборе профессии многие учащиеся даже не задумываются о дальнейших возможностях трудоустройства. Например, сейчас самыми популярными являются профессии экономиста и юриста, однако ввиду большого количества желающих работать по данным специальностям, сокращается число возможных рабочих мест.

Второе — выбор профессии под влиянием друзей. Это, пожалуй, одна из самых распространенных ошибок у старшеклассников. Такое часто происходит, если подросток недостаточно уверен в себе и не готов взять на себя ответственность за свой выбор. Впоследствии избранная профессия может не отвечать способностям человека и вскоре это может привести к недовольству, разочарованию. Ведь профессии, которые подходят друзьям, могут не соответствовать нашим личностным особенностям, склонностям и интересам.

Третье — увлечение внешней стороной профессии, что условно можно обозначить как поиск экстремальных ощущений. Очень часто учащихся привлекает лишь внешняя сторона профессии. В силу свойственной им эмоциональности, они выбирают на их взгляд особенные, яркие, необычные профессии: такие как следователь, археолог, актер, стюардесса и т. д. При этом они упускают из виду такие факторы как ненормированный рабочий день, психофизиологические показатели, большое количество работы с документацией и др.

Четвертое — влияние престижности, популярности профессии. Сильным фактором, влияющим на выбор профессии, является общественное мнение в отношении некоторых профессий. Здесь нужно помнить, что престижность зависит от круга общения, причем довольно быстро меняется со временем. Большинство учащихся редко задумываются об этом. В результате этого на рынке труда отмечается избыток так называемых «престижных» профессий и дефицит по-настоящему востребованных.

Пятое-несамостоятельность выбора профессии. Многие родители в силу сложившихся семейных традиций или собственных убеждений пытаются навязать ребенку свое мнение в выборе будущей профессии. К примеру, все в семье врачи и ребенку автоматически присваивается эта профессия.

Шестое — отождествление школьного учебного предмета с соответствующей профессией. Зачастую какой-либо предмет нравится настолько, что юноша или девушка обязательно хотят связать с ним будущую профессиональную деятельность. Однако в этом случае следует задуматься. Возможно, нравится не сам предмет, а то, как его преподносит учитель. Или же, юноше нравится литература, и он собирается в педагогический вуз, упуская из виду, что он не любит и не умеет взаимодействовать с детьми.

Седьмое — неумение анализировать особенности собственной личности. При выборе профессии многие подростки даже не знают с чего начать, с какой стороны подойти к этому вопросу. У них отсутствует представление о собственных способностях, интересах, склонностях. В таких случаях рекомендуется обратиться к помощи психолога, который с помощью психодиагностики, индивидуальных бесед поможет определиться в выборе будущей профессиональной деятельности.

Восьмое — выбор профессии равен выбору уровня образования. Очень часто при выборе профессии учащиеся просто хотят получить как таковое высшее образование, неважно по какой специальности. Ведь очень часто от родителей можно услышать такое высказывание: «Ты получи сначала высшее образование, а потом делай, что хочешь».

Девятое — недооценка своих физических способностей, существенных при выборе профессии. Иногда случается, что интерес к профессии и личностные способности, противоречат физическим возможностям. Например, человеку с хроническими заболеваниями легких нельзя работать на заводе. Или же, несмотря на способность к техническим наукам, человеку, страдающему близорукостью, не рекомендуется работать с чертежами, за компьютером и т. д. [2, с. 57].

Для проверки представленных теоретических данных было проведено эмпирическое исследование. В экспериментальную группу вошло 25 человек в возрасте 17–18 лет, из них 9 юношей и 16 девушек. В качестве психодиагностического инструментария были выбраны методики: «Мотивы выбора профессий» Р. В. Овчаровой и «Готов ли ты к выбору профессии» В. Б. Успенского [3].

Результаты, полученные в ходе диагностики ведущих мотивов выбора профессии, показали, что 56 % испытуемых при выборе профессии руководствуются внешними отрицательными мотивами, т. е. выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, по наставлению и рекомендации родителей; 28 % руководствуются внешними положительными мотивами, т. е. материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, и всего лишь 16 % при выборе профессии руководствуются внутренними мотивами, исходящими, из потребностей самого человека.

Результаты психодиагностики ведущих мотивов выбора профессии изображены на рисунке 1.


Рис. 1. Результаты исследования мотивов выбора профессии

Результаты диагностики готовности к выбору профессии показали, что у 32 % респондентов выявлен низкий уровень подготовленности к выбору будущей профессии, у 52 % средний; и только у 16 % — высокий.

Результаты психодиагностики готовности к выбору профессии представлены на рисунке 2.


Рис. 2. Результаты исследования готовности к выбору профессии

Таким образом, резюмируя результаты эмпирического исследования, можно сделать вывод, что в настоящее время старшеклассники слабо ориентируются в основах профессионального самоопределения, а именно с чего начать, кто может помочь и т. д. Большинству старшеклассников трудно разобраться в своих способностях, качествах и чертах характера, интересах. Их представления о собственной личности часто остаются на уровне бытовых суждений и при выборе профессии ими движут не внутренние, а внешние мотивы.

Выбор профессии очень сложный и ответственный шаг, поэтому подходить к нему нужно обдуманно и со всей серьезностью.

Можно выделить несколько простых правил, которым рекомендуется следовать выпускнику при выборе будущей профессии:

- во-первых, изучить самого себя: разобраться в своих интересах, склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях;

- во-вторых, подумать и оценить свои сильные и слабые стороны;

- в-третьих, ознакомиться с профессиями, которые соответствуют имеющимся интересам, способностям, возможностям.

Затем, когда первые три шага уже позади, и выделились явные лидеры среди профессий перейти ко второму шагу.

Побеседовать с представителями избираемых профессий, по возможности побывать на их рабочем месте, ознакомиться с условиями и характером труда.

Ознакомиться с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.

Сопоставить свои личные качества и возможности с характером той профессии, которая была выбрана.

В процессе профессионального самоопределения старшеклассника огромную роль играет школа.

В 1–4 классах должны решаться задачи по ознакомлению с наиболее распространенными видами трудовой деятельности, уважения к представителям любой профессии, воспитанию любви к труду.

В 5–9 классах предполагается ознакомление ребят с содержанием и характеристикой основных профессий района, условиями и организацией труда в различных сферах деятельности, с требованиями к избираемой профессии и путями её приобретения.

В 10–11 классах должно проводиться углубленное изучение профессии, изучение психофизиологических и медицинских показателей личности, возможности получения образования и трудоустройства.

Наиболее активными для профориентации являются учащиеся 5–9 классов. Планирование работы с этим возрастом должно предусматривать, прежде всего, активные формы обучения.

Можно предложить комплекс мероприятий по пяти типам профессий (классификация Е. А. Климова) [1,160 с.]:

«Человек-природа»: при этом типе можно проводить различные лабораторные и практические работы по биологии, работа на пришкольном участке, в живом уголке, работа в саду, в огороде, уход за животными.

«Человек-техника»: также можно проводить лабораторные, практические работы по физике, химии, электротехнике, выполнение работ на уроках технического труда, в технических кружках, техническое моделирование, ремонт бытовой техники.

«Человек-человек»: разбор характеристик литературных героев, исторических личностей, разбор помыслов, поведения окружающих, выполнение работ на уроках труда, общественно — организаторская работа среди сверстников, шефская воспитательная работа среди младших, участие в коллективных мероприятиях, спортивных играх.

«Человек — знаковая система»: работа за компьютером, выполнение вычислений, работа с документами, а также выполнение подсчетов, чертежей, схем.

«Человек — художественный образ»: разбор художественных особенностей произведений литературы, искусства, выполнение заданий на уроках рисования, участие в художественной самодеятельности, в соответствующих кружках, студиях [4].

Таким образом, можно сделать вывод — выбор профессии является очень сложным и ответственным шагом в жизни каждого человека. И поэтому подходить к нему надо, обдуманно, взвесив все «за» и «против», чтобы потом не сожалеть и не испытывать чувство разочарования за свой выбор.

1. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения.-М.: Просвещение, 2004.-305 с.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




ТРУДНОСТИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Автор работы награжден дипломом победителя III степени

В старших классах средней школы большинство подростков озадачены выбором профессии. От правильности этого выбора зависит дальнейшая судьба человека. Актуальность данной темы не вызывает сомнений, так как количество профессий постоянно растёт, а значит выбрать себе подходящую профессию становится всё сложнее.Я выбрал данную тему, потому что сам сейчас являюсь учеником 10 класса и, также как все мои сверстники, столкнулся с проблемой выбора профессии. Я до сих пор окончательно не определился с будущей профессией, поэтому думаю, что эта работа будет полезна, как моим одноклассникам, так и мне самому.

В настоящее время большинство выпускников школ имеют слабое представление о своей будущей профессии, а также о знаниях и навыках, которые им в ней пригодятся. Это приводит к тому, что люди разочаровываются в выбранной ими профессии и либо всю жизнь работают на нелюбимой работе, либо идут получать другую специальность. В обоих случаях люди тратят несколько лет своей жизни на получение образования, которое не оправдывает их ожиданий.

Целью данной работы является определение и анализ оптимального алгоритма выбора профессии.

Из данной цели вытекают следующие задачи:

1). Рассмотреть все возможные виды профессий.2). Проанализировать рынок профессий в Пермском крае.3). Выявить ошибки, которые допускаются при выборе профессии.4). Провести социологический опрос.5). Детально разобрать процесс выбора профессии.

При написании данной работы были проведены социологические опросы и исследования, а также проанализированы научные статьи и работы по данной проблематике.

1 Теоретическое рассмотрение вопроса

1.1 Рынок профессий в Пермском крае

В данной работе я буду рассматривать рынок труда на примере Пермского края и города Перми. При выборе профессии стоит учитывать специализацию своего региона и то, какие отрасли в нём развиты, чтобы в будущем стать востребованным специалистом и не иметь трудностей с поиском работы в своём городе.

Пермские работодатели во многом поддерживают российские тенденции на рынке труда. В Пермском крае присутствуют несколько ведущих отраслей промышленности: нефтегазопереработка, нефтехимия, деревообработка, машиностроение, электроэнергетика и пищевая промышленность. Следовательно, в данном регионе, пользуются спросом специалисты, работающие в этих отраслях. Так же, как и в целом по России, в Перми требуются медики, педагоги, программисты и IT-специалисты. Но это совсем не значит, что нужно отказываться от выбора других профессий, так как настоящие профессионалы своего дела всегда будут востребованы.

Средняя заработная плата в Пермском крае составляет 20 000 рублей, а количество открытых вакансий колеблется в районе 74 000 .

Больше половины свободных вакансий Пермского края находятся в городе Перми, на втором месте - Березники, а на третьем – Чайковский.

1.2 Разнообразие профессий

При выборе профессии стоит учитывать два основных критерия: личностные качества и профессиональную пригодность. Это означает, что человек должен не только хотеть трудиться в определенной сфере, но также обладать определенными способностями для самореализации в ней.

Самое элементарное разделение профессий по видам деятельности – это разделение на технические и гуманитарные профессии. Способности, соответствующие определённому роду деятельности, могут быть ярко выраженными, но иногда встречаются люди, которые обладают качествами, характерными как для технических, так и для гуманитарных наук. В любом случае, существует огромное множество профессий, в которых требуются самые разнообразные качества, поэтому не существует человека, которому нельзя подобрать подходящую профессию.

Прежде чем выбрать для себя конкретную будущую профессию, нужно определиться с направлением, к которому она будет относиться. Обычно выделяют пять направлений: Человек-Человек, Человек-Художественный образ, Человек-Техника, Человек-Знаковая система, Человек-Природа. Данная классификация кажется мне слишком обобщённой.

Автомеханик, автослесарь, инженер, механик, металлург, электрик, строитель, энергетик

Экономист, бухгалтер, товаровед, риэлтор, менеджер, маркетолог

Актёр, дизайнер, художник, фотограф, парикмахер, модельер, режиссёр

Военный лётчик, военный связист, танкист, артиллерист, десантник, морпех

Врачи любой специализации, медицинская сестра, фельдшер, фармацевт, акушер

Школьный учитель, воспитатель детского сада, психолог, гувернёр

Адвокат, прокурор, судья, юрист, социальный работник

Филолог, писатель, переводчик, журналист, лингвист, переводчик, редактор

Дальнобойщик, пилот, моряк, машинист поезда, стюардесса

Аграрные и животноводческие

Агроном, эколог, геолог, ветеринар, кинолог, фермер

Охранник, полицейский, пожарный, криминалист, таможенник, работник МЧС

2 Аналитическая часть

2.1 Типичные ошибки при выборе профессии

Выбор профессии – это сложное и ответственное дело, к которому стоит подходить серьёзно и принимать только взвешенные решения. Легкомысленное отношение к выбору профессии может привести к ошибке, из-за которой человек может потратить несколько лет на обучение профессии, которая ему не подходит. Далее описываются наиболее распространённые ошибки, которые допускаются при выборе профессии.

1. Неумение анализировать собственные способности и склонности.Для того чтобы стать выдающимся специалистом в какой-либо области, необходимо иметь определённые способности и склонности, которые помогут вам достичь высоких результатов. Иногда люди не могут определить свои склонности, из-за чего выбирают профессию, в которой не могут полностью самореализоваться и проявить свои таланты.

2. Влияние популярности и престижности профессии. Многие люди выбирают популярные или престижные профессии, не задумываясь о том, будут ли они получать удовольствие от этой работы и смогут ли они в ней полностью реализовать свои возможности, а главное, будет ли их специальность востребованной.

3. Увлечение внешней стороной профессии.Выбирая профессию, люди обычно представляют её такой, какой они хотят её видеть. При этом некоторые особенности или трудности выбранной профессии обычно не учитываются или даже остаются неизвестными. В результате человек может разочароваться в профессии, на обучение которой он потратил несколько лет.

4. Выбор профессии под влиянием друзей.В школе у детей появляются друзья и знакомые, с которыми они привыкают учиться и общаться каждый день. Поэтому, когда приходит время выбирать профессию, многие идут учиться на одинаковые профессии, только для того, чтобы не разлучаться со своими друзьями. Ни к чему хорошему такой выбор обычно не приводит.

5. Несамостоятельность выбора профессии. Родители часто решают за ребёнка его судьбу, заставляя его продолжать семейное дело или учиться профессии, которая приносит большой доход. Зачастую, в подобных ситуациях ребёнку не нравится профессия, которой он обучается и, получив образование, он идёт работать не по своей специальности.

6. Сравнение школьного учебного предмета с соответствующей профессией.Знания, приобретённые в школе, являются лишь общей и поверхностной информацией о различных науках. Поэтому хорошая успеваемость по определённым предметам в школе ещё не гарантирует успех в профессии, связанной с данными предметами. Выбирая будущую профессию, стоит, прежде всего, ориентироваться на конкретные знания, которые в ней пригодятся, а не на школьные предметы, связанные с ней.

7. Недостаточная информированность о мире профессий.На сегодняшний день в мире существует огромное количество профессий. О некоторых профессиях человек может даже не знать, а ведь возможно, что одна из них может идеально для него подходить.

8. Недооценка своих физических способностей. Для некоторых профессий требуется идеальное здоровье, которого с рождения нет у многих людей. Человеку, имеющему проблемы со здоровьем, лучше сразу отбросить подобные профессии и искать варианты, которые ему подходят.

9. Выбор профессии приравнивается к выбору уровня образования.Существует распространённое заблуждение, что для получения любой высокооплачиваемой и престижной работы необходимо иметь высшее образование. Это утверждение неверно, так как для получения хорошей работы в первую очередь требуются знания и способности, а не диплом о высшем образовании.

2.2 Как избежать ошибок при выборе профессии

В большинстве случаев, школьникам, которые выбирают себе профессию, советуют пройти профессиональные пробы, на которых им предлагают познакомиться с интересующей их профессией. Целью данных проб является получение практического опыта работы и выявление у школьников склонностей к работе по определённой специальности. На практике профессиональные пробы не отличаются высокой эффективностью и редко способствуют выбору профессии. Это объясняется тем, что участникам профпроб в итоге не предоставляется возможность по-настоящему попробовать себя в конкретной профессии, так как это в принципе невозможно, из-за отсутствия у них необходимых знаний и навыков. Обычно все профпробы сводятся к общению с представителями какой-либо профессии или посещению предприятий, на которых они работают. Такие мероприятия обычно не дают желаемого результата, потому что полностью не показывают все объективные качества и особенности профессии. Однако людям, определившимся со своей будущей профессией, однозначно стоит пройти профессиональные пробы этой профессии, чтобы лучше её узнать.

3 Проектная часть

3.1 Социологический опрос

В опросе участвовало 40 человек в возрасте 16-17 лет, из них 25 юношей и 15 девушек. Всем опрашиваемым были заданы вопросы:1). Вы уже окончательно определились с выбором профессии?2). Чем вы руководствуетесь при выборе профессии?3). Что сильнее всего повлияло на ваш выбор профессии?

По итогам данного социологического опроса составлены диаграммы

По результатам социологического опроса видно, что большинство опрошенных ещё не определились со своей будущей профессией и стараются выбрать себе специальность, основываясь на внешних факторах, а не на анализе своих способностей и склонностей.

3.2 Процесс выбора профессии

Для решения проблемы выбора профессии я сделал собственный план, который может помочь неопределившемуся человеку, выбрать себе оптимальную будущую профессию.1. Решение начать выбирать профессию. Обычно проблема выбора профессии встаёт перед учеником в 9-10 классе. Большинство детей оказываются не готовы к принятию самостоятельного и обдуманного решения данной проблемы. Но, чтобы в дальнейшем получать образование, необходимо хотя бы частично определиться с направлением будущей профессии. Серьёзно решиться выбирать профессию – это первый и самый главный шаг к её получению!2. Сбор информации, способной помочь в выборе профессии. Для того чтобы правильно выбрать себе профессию необходимо сначала выяснить, какие профессии сейчас пользуются большим спросом на рынке труда, какие профессии самые высокооплачиваемые и какие профессии являются самыми перспективными. Это поможет вам избежать ситуаций, при которых ваша специальность станет неактуальной или невостребованной.3. Построение образа будущей профессии, основанное на анализе собственных способностей и склонностей.Для того чтобы выбрать профессию, необходимо сначала понять, что вы хотите получать от этой профессии кроме денег (возможность общаться с новыми и интересными людьми, самосовершенствоваться, узнавать что-то новое, путешествовать, изобретать что-то новое и т. д.). Далее попробуйте перечислить все сильные стороны своего характера и все свои увлечения, а после этого подумайте, в каких профессиях вам это может пригодиться.4. Поиск подходящих профессий, их оценка и выбор оптимального варианта.Теперь остаётся выбрать профессию, которая соответствует вашим желаниям, позволяет вам проявить свои сильные стороны и будет совпадать с вашими увлечениями (только в этом случае у вас будет возможность полностью самореализоваться в выбранной профессии). Желательно, чтобы эта профессия была также актуальна в будущем, востребована на рынке труда и высокооплачиваема. В большинстве случаев, все эти требования не сочетаются в одной профессии, но профессия, где большинство этих требований соблюдаются, и будет являться для вас оптимальным вариантом!

Заключение

Анализируя всё вышесказанное, можно заключить, что выбор профессии – это одно из самых важных решений в жизни. Именно из-за важности данного выбора стоит отнестись к нему серьёзно и ответственно. Главное правило, которым стоит руководствоваться при выборе профессии - это обращение внимания, в первую очередь, на свои интересы и склонности, а не на внешние факторы и мнение окружающих. Ещё Конфуций сказал: «Выбери себе работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни». Эта мудрость объясняет, почему выбор профессии должен быть осознанным, взвешенным и его обязательно нужно принять самостоятельно, ведь никто не знает вас так хорошо, как вы сами!

Список используемой литературы

1). Климов Е.А. «Психология профессионального самоопределения» - Москва: Издательство «Просвещение», 2004.

2). Кон И. С. «Психология старшеклассника» - Москва: Издательство «Просвещение», 1980.

3). Парнов Д. «Кем быть? Секреты выбора профессии» - Москва: Издательство «Книжный мир», 2014.

4). Робинсон К. «Найти своё призвание» - Москва: Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2014.

5). Соловьёв А. «Выбор профессии» - Москва: Издательство «Эксмо», 2013.

6). Урутина Т. М., Агеева Л. Г. «Типичные трудности и ошибки при выборе профессии у старшеклассников» - Москва: Издательство «Молодой учёный», 2015.

Ни один выбор в нашей жизни не совершается абсолютно самостоятельно, независимо ни от кого. Мы живем в обществе, а не в изолированном пространстве. Принимая любое решение, мы советуемся с кем-то, вспоминаем опыт наших близких, знакомых, их поведение в похожей ситуации, анализируем наши возможности, обстоятельства, складывающиеся в нашей жизни. Выбор профессии – не исключение. На него также влияет множество факторов. Главная задача выбирающего при этом – тщательно проанализировать все эти факторы и принять грамотное, самостоятельное решение. Российский академик Е. А. Климов описал следующие восемь факторов выбора профессии:

Наличие склонностей (интересов).Человек более успешен в той деятельности, которая ему интересна. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем нравится заниматься, что доставляет удовольствие. Например, если человеку нравится организовывать других людей, занимать лидирующие позиции, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с коллективом (менеджер, педагог,тренер).

Наличие способностей. Одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. А для этого нужны определённые способности. Так, чтобы играть на скрипке, мало любить музыку, нужны ещё и музыкальные способности.

Притязания (предпочтения). На выбор во многом влияют актуальные установки и ценности человека, т.е. то, что для него имеет первостепенное значение в данный период жизни или важно в качестве основной жизненной цели. В одном случае человек выбирает профессию, в другом – место работы, в третьих – решающее значение имеет место жительства, в четвертых – климатические и погодные условия и т. д. Все эти виды выбора взаимодействуют, вступают в различные, порой конфликтные, отношения.

Мнение родителей, семьи. Зачастую близкие люди стремятся принять активное участие в выборе профессии старшеклассником. Например, в семье, где несколько поколений посвятили свою жизнь медицине, естественно желание родителей видеть своего сына или дочь в белом халате. Мнением людей старшего поколения и их опытом не стоит пренебрегать, но, в то же время, это не единственный фактор выбора.

Мнение сверстников. Например, юноша выбрал для себя очень важную и "вечную" профессию – решил стать портным, но стесняется говорить об этом в классе: "немодная" профессия. Вполне возможно, что окружающие не знают об этой профессии всего того, что знает тот, кто выбирает Мнение одноклассников, друзей, товарищей, конечно важно, так как оно отражает степень популярности в современном обществе тех или иных профессий. Но профессиональный выбор – это свободный и личный выбор.

Личный профессиональный план – это основная карта лабиринта под названием "Профессиональный выбор". Для его успешного прохождения должна быть главная цель, т. е. то, что человек предполагает делать в будущем, каким хочет быть, кем быть, с кем быть, что хочет достигнуть, каковы его идеалы жизни и деятельности на данный момент развития. Для того, чтобы ее достигнуть, необходимо иметь представление о цепочке ближайших действий – "жизненную перспективу" – первая область профессиональной деятельности, которая может мыслиться, впрочем, и как единственная; специальность, работа, возможные профессиональные учебные заведения, желаемые трудовые посты после окончания учебы – как видится в мечтах "рабочий день"; перспективы повышения профессионального мастерства, "роста", построения "карьеры". Изучение справочной литературы, беседы со знающими людьми, самообразование, поступление в определенное профессиональное учебное заведение позволят составить представления о путях и средствах достижения ближайших жизненных целей. Не менее важны и представления о внешних условиях достижения намеченных целей, т.е. трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей. Запасные на случай возникновения непреодолимых трудностей в реализации основных вариантов позволят предотвратить неприятные ситуации и избавит от лишних переживаний.

Знания о профессии. Прежде чем сделать выбор типа профессий, надо основательно познакомиться со многими из них. К сожалению, незнание современных профессий чаще всего становится камнем преткновения в проблеме профессионального самоопределения. Лучший путь обзорного ознакомления с профессиями – изучение их специальных описаний – профессиограмм. Профессиограммы знакомят не только с тем, что делает, как, с помощью каких орудий и средств трудится тот или иной рабочий, но и с тем, какие личные качества от него требуются.

Потребности обществаимеют обыкновение постоянно изменяться. Поэтому для того, чтобы не выбрать профессию, которая окажется потом неприменимой, необходимо регулярно обновлять свои познания о ситуации на рынке труда, востребованности тех или иных профессий.

Любое важное дело начинается с постановки цели. Грамотно поставленная цель – половина успеха. Грамотно – значит, с учетом своих желаний, предпочтений, а главное – реальных возможностей. Важно установить этапы (шаги, ступени) достижения цели, сроки для каждого этапа, определить те моменты, где вы можете рассчитывать только на себя, и те, где вам может понадобиться помощь и поддержка со стороны других людей.

Алгоритм постановки целей и планирование их достижения в профессиональном самоопределении носит название личный профессиональный план. Он имеет три составные части, которые иногда еще называют тремя "китами выбора профессии". Называются они "ХОЧУ", "МОГУ" и "НАДО".

"ХОЧУ" – это наши интересы и склонности, профессиональные и карьерные предпочтения. С одной стороны, это те профессиональные области, сферы производства, конкретные профессии, занятия, которые нам интересны. С другой – это наши жизненные и профессиональные ценности, то, чего мы хотим получать от своей деятельности. Для кого-то из нас главное, чтобы результаты труда были полезны для окружающих, кому-то важен заработок, кому-то – возможность постоянного карьерного роста.

Первое, что стоит сделать, приступая к выбору профессии – задать себе вопросы: что мне по-настоящему интересно? О чём мне нравится читать, смотреть фильмы, разговаривать? Отвечая на эти вопросы, мы очерчиваем круг своих интересов.

Интерес – специфическая направленность личности на определенный предмет; сосредоточенность на нём мыслей, вызывающая стремление ближе ознакомиться с ним, глубже в него проникнуть, не упускать его из поля зрения.

Интересы могут проявиться достаточно рано в детстве, сформировавшись под влиянием окружающей среды, близких людей. Допустим в семье спортсменов-горнолыжников у ребенка велика вероятность развития интереса к покорению снежных вершин, а девочка, которую мама-парикмахер с детства водит с собой на работу, скорее всего, уже с начальной школы будет делать прически всем своим подружкам и одноклассницам. Но вот закрепляются те или иные интересы в зависимости от особенностей нашего характера, темперамента. Так, мальчик-флегматик, совершенно не склонный к риску и авантюризму, вряд станет горнолыжником даже в семье потомственных спортсменов.

Интерес к тому или иному предмету (науке, музыке, спорту) в сочетании с соответствующими чертами личности побуждает к определенной деятельности. Тем самым интерес порождает склонность или переходит в нее. Если интерес – это направленность на определенный предмет, то склонность – направленность на соответствующую деятельность. Например, ранний интерес к технике (наблюдение за процессом ремонта или сборки аппаратуры, просмотр телепередач о технических новинках) может впоследствии перейти в желание заниматься этим самостоятельно и профессионально. Наличие интересов означает "хочу знать", склонность – "хочу делать". Именно склонности, родившиеся из интересов, являются основой для дальнейшего профессионального выбора.

Определить свои интересы и склонности можно путем наблюдения за собой, анализа своих увлечений, хобби, бесед с родителями, знакомыми, учителями (им может быть многое заметно со стороны) и с помощью специальных психологических тестов.

В ГБОУ «Шебекинская гимназия-интернат» диагностикой и тестированием, направленными на выявление способностей и склонностей к той или иной сфере деятельности воспитанниц занимается социально-психологическая служба школы. Помимо этого оказывает помощь в выборе профессионального направления элективный курс «Слагаемые выбора профиля обучения».

Для выявления факторов, которые оказывают влияние на выбор профессионального направления старшеклассниц было проведено анкетирование среди обучающихся 11-х классов.

В опросе приняли участие 31 человек.

  1. Чем бы Вы хотели заняться после окончания школы?
    1. обучаться в ССузе – 3 чел.(9,7%)
    2. обучаться в ВУЗе - 27 чел. (87%) 
    3. работать – 5 чел.(16%)
    4.  хочу отдохнуть и развлечься – 4 чел.(13%) 
    1. да - 24 чел.(77,4%)
    2. нет – 7 чел.(22,6%)
    1. социальная престижность – 8 чел.(25,8%)
    2. зарплата – 10 чел.(32,3%)
    3. возможность сделать карьеру – 9 чел.(29%)
    4. возможность развить свои способности – 6 чел.(19,4%)
    5. интеллектуальный характер профессии – 7 чел.(22,6%)
    6. возможность командовать другими – 5 чел.(16%)
    7. творческий характер профессии – 10 чел.(32,3%)
    8. возможность приносить пользу людям – 14 чел.(45,2%)
    9. возможность общения с людьми – 17 чел.(54,8%)
    10. сложность профессии – 3 чел.(9,7%)
    1. родители - 5 чел.(16%) г) школа, учителя – 4 чел.(12,9%)
    2. наследственные задатки - 8 чел.(25,8%) д) сверстники, друзья – 5 чел.(16%)
    3. материальное положение в семье – 3 чел.(9,7%) е) СМИ – 6 чел.(51,6%)
    4. иной вариант: только мой выбор– 11 чел.(35,5%)
    1. г. Белгород -17 чел.(54,8%)
    2. г. С-Петербург – 2 чел.(6,5%)
    3. г. Москва – 3 чел.(9,7%)
    4. г. Воронеж – 3 чел.(9,7%)
    1. Престиж – 8 чел.(25,8%)
    2. Желание – 6 чел.(19,4%)
    3. Близость к дому – 6 чел.(19,4%)
    4. Посоветовали – 2 чел.(6,5%)
    1. изучаете индивидуальные особенности своей личности – 5 чел.(16%)
    2. интересуетесь требованиями к выбранной профессии - 24 чел.(77,4%)
    3. знакомитесь с учебными заведениями и правилами приема – 24 чел.(77,4%)
    4. начали самостоятельно углубленно изучать предметы, необходимые для поступления – 15 чел.(48,4%)
    5. начали усиленно заниматься с репетиторами – 8 чел.(25,8%)
    1. да, легко - 6 чел.(19,4%)
    2. возможно – 25 чел.(80,6%)
    3. невозможно, т.к. в настоящее время эта профессия не требуется на рынке труда - 0
    1. Интерес – 8 чел.(25,8%)
    2. Способности – 4 чел.(12,9%)
    3. Заработок – 1 чел.(3,2%)
    4. Желание – 4 чел.(12,8%)
    5. Карьера – 1 чел.(3,2%)
    1. родители – 9 чел.(29%)
    2. родственники – 5 чел.(16%)
    3. друзья – 10 чел.(32,3%)
    4. СМИ – 23 чел.(74,2%)
    5. педагоги – 8 чел.(25,8%)
    6. знакомые – 10 чел.(32,3%)
    7. самостоятельно – 2 чел.(6,5%)
    1. Одобряют – 19 чел.(61,3%)
    2. Не одобряют – 4 чел.(12,9%)
    3. «это твой выбор» - 4 чел.(12,9%)
    1. Пользу – 18 чел.(58%)
    2. Знания – 4 чел.(12,9%)
    3. Квалифицированного специалиста – 4 чел.(12,9%)
    1. Престиж – 2 чел.(6,5%)
    2. Любимое дело – 10 чел.(32,3%)
    3. Самореализация – 9 чел.(29%)
    4. Польза – 4 чел.(12,9%)
    5. Знания – 1 чел.(3,2%)
    6. Материальное обеспечение – 5 чел.(16%)

    Успешность выбора профессии в значительной степени определяется психологической готовностью учащегося к выбору профессии, связанной:

    • с формированием профессиональной направленности личности,
    • адекватной самооценкой способностей,
    • реалистичным уровнем притязаний,
    • устойчивыми профессиональными намерениями,
    • достаточной информированностью о профессиях.

    Профессиональное самоопределение- длительный и многоступенчатый процесс выбора профессии личностью, отражающийся в ее профессиональных планах. Это один из главных компонентов социализации личности.

    На уровне школы работа по изучению и формированию мотивационных факторов личности учащегося должна быть системной, то есть в ней должны участвовать и администрация школ, и педагоги, и школьные психологи, и социальные педагоги, и, обязательно, сами учащиеся. Кроме того, в профориентационной работе активно должны участвовать и родители школьников.

    Проблема выбора профессионального и жизненного пути встаёт перед человеком в том возрасте, когда он до конца не осознаёт всех отдалённых последовательных жизненных выборов, связанных с работой, созданием семьи, социальным продвижением, материальным благосостоянием и духовным развитием. С него начинается самостоятельный жизненный путь человека. Первое, очень важное и самостоятельное решение приходится принимать, опираясь не на жизненный опыт, который приходит с годами, а скорее, на представления о своём будущем общества, в котором им предстоит жить.

    В связи с этим при профессиональном выборе у подростков зачастую возникают отрицательные эмоциональные состояния, в частности состояния брошенности, растерянности, принуждения, обусловливающие стремление уйти от решения проблемы профессионального выбора, откладывая его на неопределённое время или перекладывая ответственность на других: родителей, друзей, знакомых.

    Психологи выделяют 4 типа подростков, выбирающих будущую профессию:

    • 1 тип - безразличный, меркантильный;
    • 2 тип - нерешительный, фантазирующий;
    • 3 тип - послушный, безответственный;
    • 4 тип - целеустремлённый, уверенный.

    Как показывают результат опроса одиннадцатиклассниц, к 4 типу относится лишь незначительная их часть.

    Ошибки при выборе профессии:

    1. Ориентация подростка сразу на профессию высшей квалификации (учёный, дипломат, директор, управляющий банка и т.д.).
    2. Пренебрежение к профессиям, которые являются не престижными, хотя и значимыми в жизни.
    3. Отсутствие своего мнения в выборе профессии и принятие решения, не по собственной воле, а по требованию родителей или других людей.
    4. Перенос отношения к конкретному человеку, который является представителем данной профессии, на саму профессию.
    5. Увлечение только внешней или какой-либо одной стороной профессии.
    6. Перенос отношения к учебному предмету на профессию, связанную с этим учебным предметом.
    7. Выбор профессии, связанный с выбором данной профессии друзьями.
    8. Отсутствие умений разобраться, оценить свои способности, возможности в выбранной профессии;
    9. Выбор профессии, определяемый материальными соображениями семьи и самого ребёнка.
    10. Высокая или низкая самооценка собственных личностных качеств, которая формирует неадекватность в выборе этой или иной профессии.

    Таким образом, особенности выбора профессии у старшеклассников состоят в том, что они стремятся выбрать тот вид деятельности, который соответствовал бы их пониманию собственных возможностей. Поскольку зачастую понимание собственных возможностей у школьников не адекватно показателям, то на пути выбора их ожидают неудачи.

    Объективно и полно оценить себя старшеклассники не в состоянии. В самооценке у них нет единой тенденции: одни склонны переоценивать себя, другие наоборот. Своевременная помощь, оказанная школьнику в выборе профессии, не только помогает ему организовать непосредственно учебную деятельность (когда он осознанно изучает школьные предметы, которые могут ему пригодиться в будущей взрослой трудовой жизни), но и привносит элементы спокойствия в отношение школьника к своему будущему (когда оптимистичная жизненная и профессиональная перспектива уберегает подростка от соблазнов сегодняшней жизни).

    Такая работа побуждает школьника задуматься о себе, о своем будущем, дает толчок к активизации самопознания, способствует формированию у школьника мотивационных факторов выбора профессии.

    Авторы: Медведева Елена Андреевна,
    Янушко Анастасия Андреевна
    МКОУ КСШ №2 им.Горького,
    11 класс, г.Каргат
    Научный руководитель:
    Лучинина Наталья Николаевна,
    учитель технологии
    первой квалификационной категории
    Контактный телефон: 8-913- 717-84-27

    г. Новосибирск, 2015

    2.1.Что такое профессия и как появились профессии? . 6

    2.2. Что такое рынок труда и сколько существует профессий? . 7

    2.3. Какие профессии считаются востребованными на рынке труда, а какие нет? . 8

    2.5 Профессии, которые будут жить вечно….……………………………….12

    2.8. Рейтинг престижности профессий………………………………………. 14

    2.9. Самые доходные и менее прибыльные профессии……………………. 15

    2.10. Особенности профессионального выбора обучающихся 9-ых, 11-ых классов.………………………………………………………………………….15

    2.11. Анкетирование «Профессиональные намерения выпускников»……..16

    2.12. Сравнительный анализ востребованности выбираемых подростками профессий и положение этих профессий на рынке труда по Новосибирской области и по Каргатскому району……………………………………………..17

    4.Список использованной литературы………………………………………. 20

    «Книгу переворошив,

    намотай себе на ус –

    все работы хороши,

    выбирай на вкус!»

    В. Маяковский. «Кем быть?»

    Выбор профессии для человека - это великое начинание. Очень важно в ситуации первого серьезного жизненного выбора, выбора профессии, который может определить всю дальнейшую жизнь, понять, что правильных и неправильных решений, вообще, одинаковых для каждого, просто не бывает. Каждый человек очень индивидуален, эту мысль подтверждают и слова Аристотеля «Благо любого человека заключается в той деятельности, которая отличает его от других и делает его тем, что он есть». В настоящее время согласно Международному Стандарту классификации профессий во всём мире насчитывается около 10 тысяч профессий. При этом с появлением новых технологий это количество постоянно увеличивается.

    По­скольку в жизни все взаимосвязано, правильно выбранная профес­сия оказывает влияние на все сферы жизни. Отрица­тельные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество. По данным ученых, правильный выбор профессии в 2-2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10-15 % увеличивает производи­тельность труда и в 1,5-2 раза уменьшает стоимость обучения кад­ров.

    Молодому человеку нужно самоопределиться. Самоопределение - процесс очень тонкий. Разом самоопределиться нельзя. В любой момент может возникнуть необходимость остановиться, подумать, осознать себя, воё отношение к тому, что происходит, понять, чего же хочется именно в данный момент.

    Перед такой проблемой - проблемой выбора профессии, стоят выпускники 9-х и 11-х классов школ всего нашего района.

    Мы решили заняться этой проблемой и провели исследования по теме «Старшеклассники и выбор профессии».

    Каждая из профессиональных сфер - это свой особый мир, со своими ценностями, требованиями и условностями. В идеальном случае в системе «человек - профессия» они должны подходить друг к другу как ключ к замку.

    Актуальность выбранной темы:

    Ученые-социологи подсчитали, что примерно 40% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в про­фессиональной деятельности выбирают профессию, не соответст­вующую их интересам, склонностям, способностям, внутренним убеждениям.

    Эта проблема стояла перед молодежью всегда, а в настоящее время она становится особенно актуальной, так как в связи с но­выми социально-экономическими условиями в России и быстро изменяющимся рынком труда большинство выпускников школы не имеют ясной жизненной перспективы, более трети выпускни­ков школ поступают учиться и работать по специальностям, не со­ответствующим их индивидуальным запросам и потребностям об­щества.

    Экономическая ситуация в нашей стране способствует более интенсивному перераспределению специалистов из одной области труда в другую. О множестве новых профессий молодежь практи­чески не имеет информации, да и традиционные профессии пре­терпевают изменения, что требует от современного человека уме­ния быстро перестроиться, быть мобильным, если надо — поменять специальность, предприятие, должность.

    В России дисбаланс между кадрами, которые требуются на производстве, и представителями так назы­ваемых престижных профессий, которых сегодня избыток, достиг на сегодняшний момент критической отметки.

    Постановка проблемы: Почему же это происходит? Одна из причин - это противоречие между представлениями школьников о рынке труда и профессий и реальным положением этих профессий на рынке труда не только нашей страны, но зачастую и нашего региона.

    Цель работы: изучение уровня знаний современных школьников о мире профессий и рынке труда.

    В связи с указанной целью были поставлены следующие задачи:

    Изучить рынок труда и профессий.

    Определить профессиональные намерения обучающихся 9-ых и 11-ых классов.

    Провести сравнительный анализ востребованности выбираемых подростками профессий и положение этих профессий на рынке труда по Новосибирской области и Каргатского района.

    Объект изучения: положение профессий на рынке труда, профессиональные намерения выпускников 9-х и 11-х классов.

    Предмет исследования: выбор профессии обучающимися и рынок труда.

    Методы исследования:

    Анализ научно – методической литературы;

    Основная часть.

    Что такое профессия и как появились профессии?

    Давно, у первобытных людей, когда еще не существовало разделения труда, не было и разных профессий. Каждый человек вынужден был всем заниматься сам. Впрочем, кое-какое разделение труда все-таки было - между мужчинами и женщинами. Мужчины, как правило, охотились на животных, строили жилище, делали оружие, орудия, лодки. Женщины - собирали съедобные растения, готовили пищу, делали одежду, растили детей.

    Потом по мере развития общества стали возникать рыночные отношения между людьми и появилась специализация людей по видам труда. Одни люди становились охотниками, другие - рыбаками, третьи - земледельцами, четвертые - строителями, пятые – ткачами. Они обменивались друг с другом продуктами своего труда. Накопленные в каждой группе людей знания и навыки передавались из поколения в поколение. Появилось разделение труда, возникли профессии.

    Понятие профессия происходит от латинского profiteer , означающее «объявлять своим делом», «говорить публично», «заявлять». Во времена Древнего Рима так называли род занятий, которому человек себя посвящал и о котором заявлял публично. В современном обществе под профессией понимают такое занятие человека, которое:

    требует специальной подготовки, обучения. Те виды работы, которыми сразу может заниматься любой человек, взятый «с улицы» (скажем, расклейщик объявлений или разносчик конвертов по почтовым ящикам) – это еще не профессия. Профессия характеризуется наличием определенного уровня квалификации, мастерства, умения, профессиональной подготовки, специально полученных знаний и навыков, которые часто подтверждаются специальными документами о профессиональном образовании: дипломами, свидетельствами, аттестатами, сертификатами.

    практикуется человеком регулярно. Чаще всего профессия подразумевает возможность и необходимость регулярного, а не эпизодического труда. К примеру, если человек занимается преподаванием и время от времени пишет еще и статьи по тому предмету. Который преподает, то его профессия «преподаватель» а не «автор статей»;

    служит источником средств к существованию. Профессия является своего рода товаром, который человек может продавать на рынке труда. Причем, товаром, который пользуется спросом, за который другие люди готовы платить. То есть профессиональная деятельность может служить источником доходов человека.

    2.2. Что такое рынок труда и сколько существует профессий?

    Обучающимся 9-ых и 11-ых классов было предложено задание: в течение неограниченного времени записать профессии, которые знают. Получилось в пределах 20-30. А сколько же их всего? В «Международном стандарте классификации профессий» описаны 9333 профессии [1,стр.9]. Российский «Единый тарифно – квалификационный справочник» включает в себя около 7000 профессий и специальностей, но многие из них весьма редкие, и даже их названия порой воспринимаются как нечто анекдотическое (например, в этом справочнике есть профессия «заточник карандашей, стержней и палочек») [1,стр.9].

    По мере технического прогресса и изменения общественного устройства появляется и множество новых профессий. К тому же в настоящее время сильно меняется не только количество, состав профессий, но и их соотношение на рынке труда.

    Рынок труда – это отношения между покупателями и продавцами, определяющие условия найма и использования рабочей силы.

    Те, кто ищет работу, вы­ступают в роли продавцов, предлагающих свои профессиональные знания, умения, готовность и желание выполнять определенную работу. Работодатели же выступают в роли покупателей, готовых платить деньги за приобретение возможности выполнять те трудо­ вые функции, в которых они нуждаются. Вполне естественно, что всякий работодатель при этом стремится приобрести качественный и вместе с тем недорогой товар, а желающий найти работу — выста­вить свои профессиональные качества в наиболее выигрышном свете, чтобы их «купили» подороже.

    2.3. Какие профессии считаются востребованными на рынке труда, а какие нет?

    Хотелось бы оговориться, что на рынке труда продаются и поку­паются не сами по себе люди (это уже рабовладельчество какое-то получилось бы), а именно возможности выполнять определенные трудовые функции. Поэтому если кто-то оказался на рынке труда невостребованным — из этого не следует, что отвергли его самого как личность. Возможно, предлагаемый им товар в виде какой-либо профессии не пользуется спросом, возможно, цена назначена слишком высокая, возможно, «срок годности вышел»: скажем, человек получил образование несколько лет назад, с тех пор не работал по специальности и не повышал квалификацию, и его профессиональные знания и уме­ ния просто-напросто устарели. А быть может, у этого товара оказа­ лась непривлекательная «упаковка»: профессиональная-то подготовка у человека хорошая, а вот представить себя в выигрышном свете он не умеет. В любом случае это повод не для обиды на судьбу, а для серьезного размышления о причинах неудач и о том, как придать своему товару лучшие потребительские качества.

    На рынке труда, как и на любом другом рынке, какие-то товары могут оказаться в дефиците (спрос на определенных специалистов превышает предложение), а какие-то, наоборот, в избытке. Соответ­ственно цена на первые возрастет, на вторые — снизится. Поэтому на относительно более высокую зарплату обычно могут претендовать представители тех профессий, которых на данный момент требуется больше, чем фактически имеется в наличии.

    На первый взгляд, на рынке труда все меняется стремительно и непредсказуемо, но между тем рынок труда - сфера прогнозируемая. Как показали исследования социологов, в десятку самых востребованных профессий [ 8 ].ближайшего будущего попадут:

    Инженеры, IT-специалисты и разработчики компьютерного аппаратного обеспечения, специалисты в области нанотехнологий, специальности на стыке электроники и биотехнологий, маркетинг и продажи, специалисты, связанные с сервисом, логистикой, экологией, химией, медицинские специальности, связанные с поиском средств продления жизни. (Приложение I )

    Министр образования и науки РФ Ливанов назвал самые невостребованные профессии.

    Дмитрий Ливанов, запретил российским вузам заниматься перераспределением бюджетных мест, выделяемых согласно потребностям рынка труда. По его словам, задача вузов – сориентировать абитуриентов на те бюджетные места, которые будут востребованы экономикой.

    «Перераспределение невозможно. Если мы начнем перераспределять в сторону невостребованных профессий бюджетные места, это значит, что мы обманываем людей, создаем у них иллюзию, что государство в перспективе трудоустроит их», — сказал Ливанов на совещании с ректорами российских вузов.

    Министр напомнил, что среди невостребованных экономикой специальностей — экономисты, юристы. Сегодня в России учится 7,5 миллиона студентов, из них — 1,8 миллиона экономисты и 750 тысяч — юристы, добавил он. «Нет для них рабочих мест», — подчеркнул Ливанов[8,9].

    Информация о наиболее востребованных профессиях (специальностях) заявленная на 14 февраля 2014 года по Новосибирской области.

    Читайте также: