В чем суть долга и ответственности социального работника перед профессией и профессиональной группой

Опубликовано: 04.07.2024

В систему целей современной социальной работы входит осуществление масштабных социальных преобразований в интересах человека и общества. Поэтому социальные функции социальной работы имеют в современном мире большее значение, нежели функции приватные. Одним из ее значимых результатов можно считать повышение социальной и профессиональной активности части населения, ранее вынужденно бывшей пассивной, повышение качества социального и индивидуального функционирования членов общества. Это осуществляется за счет полноценного включения в социальную жизнь бывших клиентов социальных служб, повышения качества их жизнедеятельности.

Социальные работники, занятые своей профессиональной деятельностью, не только оказывают конкретную помощь клиентам, не только решают проблемы общества, но и утверждают в нем свою профессию как неотъемлемую сферу жизнедеятельности общества, как необходимую для благополучия и стабильности общества и государства работу. Долг и ответственность социального работника перед своей профессией заключаются в познании ее социального смысла, гуманистических оснований, развитии и совершенствовании ее как специфического вида профессиональной социальной деятельности. Он включает в себя реализацию ее социального и гуманистического потенциала в обществе, утверждение социальной работы в общественном сознании и практике как необходимого общественного института, имеющего высокую престижность и значимость. Гуманистический потенциал социальной работы требует, чтобы специалист принимал меры по его защите и наращиванию, ограждению от попыток трансформировать социальную работу в сервисную деятельность, связанную с непосредственным оказанием разнообразных услуг не по потребности клиента, а по его запросу. С учетом того, что социальная работа в нашем обществе находится в стадии становления, долг социального работника перед профессией заключается в содействии ее оптимальному развитию и становлению, постоянном совершенствовании как ее отдельных компонентов, так и всей деятельности в целом на основе претворения творческого подхода.

Реализация потенциала профессии в обществе не будет эффективной без соответствующего отношения к ней каждого из представителей профессиональной группы. Относиться к своей профессии как к деятельности большой социальной ценности и значимости, необходимому в современном обществе социальному институту, как к средству реализации позитивных, социально значимых способностей, потребностей, социальных и профессиональных идеалов, быть пропагандистом этих идеалов, способствовать утверждению их в общественном сознании — долг социального работника перед своей профессией.

Сегодня словосочетание «социальная работа» перестало быть неологизмом, однако уровень и качество знаний общества об этой профессии все еще недопустимо низки и узки, а порой и неверны. Поэтому долгом социального работника перед своей профессией является содействие реализации ею рекламно-пропагандистской функции, распространение в обществе объективных знаний о ней, реклама социальных услуг. Формирование общественного мнения о социальной работе как о профессиональной деятельности высокой социальной ценности и значимости является одним из компонентов долга социального работника.

Престиж профессии — это престиж ее представителей, оценка результатов социальной значимости их деятельности и морального облика обществом, причем с учетом того, что в общественном сознании производится в большей степени оценка не потенциала, а действительного значения профессиональной деятельности. Борьба социального работника за повышение престижа и статуса профессии в обществе является его профессиональным долгом перед профессией. В этой связи социальный работник обязан повышать эффективность деятельности, поддерживать моральную чистоту профессии, заботиться о собственном моральном облике, не допуская никаких проявлений узковедомственных интересов в ущерб интересам дела, подмены ценностей профессии ценностями группы специалистов, отступлений от принципов и норм этики социальной работы. Борьба социального работника за повышение престижа и статуса профессии должна строиться как борьба за максимальное приближение действительного состояния профессиональной деятельности к желаемому и социально необходимому, стремление реализовать весь ее гуманистический социальный потенциал.

Социальная работа является профессиональной деятельностью не только одного конкретного социального работника, но и всего коллектива учреждения социальной защиты, всей совокупной профессиональной группы. От качества взаимодействия специалистов, характера отношений между ними во многом зависит эффективность деятельности. Поэтому долг и ответственность каждого социального работника перед профессиональной группой заключается в поддержании стабильности и сплоченности коллектива, в котором он работает, и всей профессиональной группы, создание атмосферы коллективизма, товарищества и взаимной поддержки, поскольку усилия коллектива как единого целого приносят результаты, неизмеримо более высокие, нежели усилия одиночек.

Совокупная профессиональная группа социальных работников состоит из разных людей, но есть и нечто общее, объединяющее их в коллектив, целостную профессиональную группу — это в первую очередь цели, которые они перед собой ставят, и достижения которых добиваются сообща, консолидируя усилия. Важнейшим фактором, объединяющим социальных работников в коллектив, является единство моральных принципов, профессиональных ценностей. Все противоречия, которые могут возникать и неизбежно возникают в процессе повседневной практической деятельности, должны разрешаться в интересах не личностей, а в интересах достижения общих целей и на основе единых моральных принципов и системы ценностей.

Профессиональным долгом социального работника по отношению к коллегам, коллективу, в котором он работает, совокупной профессиональной группе является подчинение своих действий и поведения единым для всего коллектива и профессиональной группы идеалам, ценностям и целям, содействие коллегам в усвоении, присвоении и реализации этих ценностей и целей, обеспечение согласованности действий всех членов коллектива. За это социальный работник несет ответственность перед коллегами и всей профессиональной группой.

Каждый социальный работник несет ответственность за эффективность деятельности всего коллектива. Поддержка деятельности коллег, подчеркивание ее значимости и важности, уважение их профессионального опыта, оказание им всесторонней помощи на основе собственного профессионального и жизненного опыта и знаний, открытость, честность, доброжелательность, высокая требовательность к коллегам и еще более высокая — к себе самому — долг социального работника перед ними. Однако выполнение профессионального долга невозможно без критического, беспристрастного отношения к отступлениям от профессиональной морали и ценностей, небрежному выполнению профессиональных обязанностей, о ком бы из коллег ни шла речь.

Социальная работа — молодая в нашем обществе профессия. Однако несмотря на ее молодость, уже становится очевидным, что в обществе высокоразвитой и эффективной, социально ори­енгированной рыночной экономики, которым стремится стать российское общество, без социальной работы невозможно про­движение по пути социального прогресса. Социальная работа в современном мире, в отличие от благотворительности, призвана не только и не столько оказывать индивидуальную помощь гражда­нам в решении проблем, сколько решать масштабные социальные задачи посредством оказания гражданам помощи, адекватной их положению и состоянию с позиций объективного социального и индивидуального блага.

Одновременно в систему целей современной социальной работы входит осуществление масштабных социальных преобразований в интересах человека и общества. Поэтому социальные функции со­циальной работы имеют в современном мире большее значение, не­жели функции приватные. Одним из ее значимых результатов можно считать повышение социальной и профессиональной активности части населения, ранее вынужденно бывшей пассивной, повышение качества социального и индивидуального функционирования членов общества. Это осуществляется за счет полноценного включения в социальную жизнь бывших клиентов социальных служб, повышения качества их жизнедеятельности.

Социальные работники, занятые своей профессиональной дея­тельностью, не только оказывают конкретную помощь клиентам, не только решают проблемы общества, но и утверждают в обществе свою профессию как неотъемлемую сферу жизнедеятельности обще­ства, как необходимый для благополучия и стабильности общества и государства вид профессиональной деятельности. Это особенно актуально в современной России.

Долг и ответственность социального работника перед своей профессией заключаются в познании ее социального смысла, ее гуманистических оснований, развитии и совершенствовании ее как специфического вида профессиональной социальной деятельности. Он включает в себя реализацию ее социального и гуманистического потенциала в обществе, утверждение социальной работы в обще­ственном сознании и практике как необходимого социального ин­ститута, имеющего высокую престижность и значимость.

Гуманистический потенциал социальной работы требует, чтобы специалист принимал меры по его защите, актуализации и развитию, ограждению от попыток трансформировать социальную работу в сервисную деятельность, связанную с непосредственным оказанием разнообразных услуг не в связи с объективной потребностью клиента, а по его запросу независимо от наличия или отсутствия объектив­ной потребности в услугах. Гуманистический потенциал социальной работы требует обеспечения доступности социальных услуг, что не всегда совпадает со стремлениями сделать значительную часть услуг платной, а значит, недоступной для определенной части населения, нуждающегося в помощи специалистов.

Теория и практика социальной работы, в особенности теория, все еще находятся в нашем обществе в стадии становления. Процесс поступательного развития социальной работы был приостановлен отчасти в связи с очередным этапом экономического кризиса. Это обусловливает наличие некоторых особенностей в ее состоянии. От­части недостаточную эффективность практики социальной работы можно объяснить недостаточной развитостью ее теории. С учетом того, что теория и практика социальной работы в нашем обществе находятся в стадии становления, долг социального работника перед профессией заключается в содействии ее оптимальному развитию и становлению, постоянном совершенствовании как ее отдельных компонентов, так и всей деятельности в целом на основе реализации творческого подхода. Разработка и обоснование теории социальной работы, способной не только отразить все многообразие актуальной практики, но и способствовать ее развитию и совершенствованию — долг социального работника перед профессией.

Реализация потенциала профессии в обществе не будет эффек­тивной без соответствующего отношения к ней каждого из пред­ставителей профессиональной группы вне зависимости от ранга в профессиональной иерархии. Относиться к своей профессии как к деятельности большой социальной ценности и значимости, необходи­мому в современном обществе социальному институту, как к средству реализации своих позитивных, социально значимых способностей, потребностей, социальных и профессиональных идеалов, быть ак­тивным пропагандистом этих идеалов, способствовать утверждению их в общественном сознании — долг социального работника перед своей профессией.

Сегодня словосочетание «социальная работа» постепенно пере­стает быть неологизмом, однако уровень и качество знаний общества об этой профессии все еще недопустимо низки и узки, а порой и в корне неверны. Поэтому в первую очередь долгом социального ра­ботника перед своей профессией является содействие реализации ею рекламно-пропагандистской функции, распространение в обществе объективных знаний о ней, реклама социальных услуг, раскрытие и экспонирование ее гуманистического потенциала. Формирование общественного мнения о социальной работе как о профессиональной деятельности высокой социальной ценности и значимости является одним из компонентов долга социального работника.

Рекламно-пропагандистская функция социальной работы предпо­лагает также распространение и утверждение в общественном созна­ния гуманистических идей. Осуществление всеми членами общества социальной работы в отношении своего социального окружения может оказать существенное положительное влияние на общие результаты совокупной профессиональной и непрофессиональной деятельности, что, несомненно, окажет положительное влияние на уровень и каче­ство удовлетворения социальных потребностей общества.

Несомненно важным для результативности профессиональной деятельности является решение вопроса о ее престиже и статусе. Престиж профессии — это престиж ее представителей, результат оценки социальной значимости их деятельности и морального облика обществом. Борьба социального работника за повышение престижа и статуса профессии в обществе является его профессиональным долгом перед профессией.

Но социальному работнику необходимо учитывать, что в обще­ственном сознании производится в большей степени оценка не потенциала, а реального социального эффекта профессиональной деятельности, достигнутых ею результатов. Поэтому сетования по поводу имеющихся трудностей и попытки объяснить ими невысокую эффективность деятельности, обещания достигнуть высоких резуль­татов в будущем могут дать результат не желаемый, а обратный, тем более что в современном российском обществе практическая каждая из профессий и профессиональных групп испытывает определенные трудности. В этой связи социальный работник обязан постоянно по­вышать эффективность деятельности, поддерживать моральную чи­стоту профессии независимо от наличных социально-экономических и культурно-духовных условий.

Во многом общественное мнение о профессии определяется мнением индивидов о ее представителях. Поэтому долг социального работника состоит в том, чтобы заботиться о собственном мораль­ном облике, не допуская никаких проявлений узковедомственных интересов в ущерб интересам дела, подмены ценностей профессии ценностями группы специалистов, отступлений от принципов и норм этики социальной работы. Борьба социального работника за повы­шение престижа и статуса профессии должна строиться как борьба за максимальное приближение действительного состояния профес­сиональной деятельности к желаемому и социально необходимому, т. е. должному, стремление реализовать весь ее гуманистический созидательный потенциал.

Специфическое содержание и основные черты долга социального работника определяются тем, что он занят конкретной специфической социальной деятельностью пo решению проблем общества, социальных групп и отдельных индивидов, и вытекают из содержания его профессиональной деятельности.

Осознание социальным работником своего профессионального долга есть отражение его объективных обязанностей в идеях, убеждениях, чувствах, привычках, во внутренних мотивах профессиональной деятельности и воплощение их в практической повседневной деятельности.

Таким образом, профессиональный долг обусловлен совокупностью объективных и субъективных факторов, определяющих поведение специалиста.

Чувство долга побуждает социального работника соизмерять все свои поступки, действия и отношения в конкретных ситуациях с требованиями и нормами профессиональной морали.

Социальная работа как вид профессиональной деятельности и социальный институт возникают в ответ на объективную общественную необходимость. Соответственно, обязанности социального работника и функции социальной работы являются отражением объективной социальной реальности.

Обязанности человека в отношении общества одновременно и объективны, и субъективны. Первое означает, что эти обязанности существуют независимо от того, признает их человек или нет. Они вытекают из самого факта жизни человека в обществе. Второе означает, что личность признает наличие этих обязанностей и добровольно возлагает их на себя. Содержание профессионального долга, таким образом, вытекает из требований, предъявляемых обществом к деятельности и поведению людей, выполняющих от имени общества определенные функции и занятых в данной профессиональной сфере. Это содержание профессионального долга может быть документировано в большей или меньшей степени, но оно существует объективно.

Не всякая функциональная обязанность социального работника может рассматриваться как его долг. Те обязанности, ко­торые навязываются социальному работнику извне под влия­нием ситуации или вышестоящими должностными лицами и не идущие на пользу клиенту и обществу, не могут рассматри­ваться как его долг, но вместе с тем они могут быть выполнены. Мерилом ответственности социального работника за выполне­ние такого рода обязанностей в данном случае являются его моральное чувство, честь и достоинство, гражданское чувство ответственности и дисциплинированность исполнителя.

При определенных условиях объективный и профессиональный долг становится фактически внутренним нравственным долгом социального работника как личности и как представителя профессии. Моральный долг – как глубоко осознанная необходимость определенной линии поведения, диктуемой потребностями достижения блага в системе «человек – среда» – для социального работника является продолжением профессионального долга и неотъемлемым атрибутом профессии.

Для профессионального социального работника требования профессионального долга во многом совпадают с его личными интересами, в силу чего он осознает долг как необходимость, внутреннюю потребность, моральную обязанность.

Веления профессионального долга, ставшие внутренними убеждениями социального работника, являются определяющим духовным стимулом его деятельности.

Осознание социальным работником своего профессионального долга означает:

– высокий профессионально-квалификационнный уровень как гарант качества работы;

– четкое знание своих профессиональных обязанностей, добросовестное и неукоснительное их выполнение;

– профессиональную деятельность строго в рамках нормативно-правовой базы;

– глубокую убежденность в необходимости выполнения своих профессиональных обязанностей, поскольку этого требуют интересы общества, коллектива учреждения социальной защиты и клиента;

– сознательное и активное участие в профессиональной деятельности с целью достижения блага общества, трудового коллектива и клиента;

– заинтересованность в повышении эффективности работы своего коллектива и своей индивидуальной работы;

– высокую организованность и сознательную дисциплину, привычку к должному поведению;

– наличие волевых качеств, необходимых для выполнения своего профессионального долга;

– стремление постоянно совершенствоваться в профессии, осваивать новые знания, приобретать опыт практической деятельности.

Таким образом. можно сказать, что деонтология показывает, какие требования предъявляет общество к социальному работнику как к специалисту, гражданину и человеку.

Резюме

· Долг – это необходимость выполнять свои нравственные обязанности, подчиняться воле более значимой, чем собственная.

· Долг – это совокупность требований, предъявляемыx человеку обществом (коллективом, организацией), которые выступают перед ним как его обязанности, и соблюдение которых является его внутренней моральной потребностью.

· Долг представляет собой осознание личностью безусловной необходимости исполнения того, что заповедуется моральным идеалом, что следует из морального идеала.

· Выполнение долга самоценно.

· Нравственный долг – это наше сознательное и свободное подчинение моральному повелению.

· Моральный долг относится в первую очередь к себе самому. Именно к себе должен человек предъявлять наивысшие моральные требования, не стремясь при этом уличать других в несовершенстве.

· Понятие «деонтология» сyщественно уже понятия «профессиональная этика». Если этика раскрывает сущность профессионального долга, то деонтология выявляет специфику его реализации в конкретных видах взаимоотношений.

· В отличие от профессиональных обязанностей профессиональный долг воспринимается специалистом нe как нечто, навязанное извне, а как внутренняя нравственная потребность, глубокая убежденность в необходимости определённых действий.

· Категория «профессиональный долг» выражает общественные и профессиональные связи специалиста, нравственные обязанности специалиста по отношению к обществу, коллегам, клиентам и их социальному окружению и является отражением внутренней, моральной необходимости следования выполнения своих обязанностей, необходимости следования определенной линии поведения, диктуемой, прежде всего внешними по отношению к личности специалиста интересами.

· В категории «долг» наиболее ярко проявляется социальный характер деятельности социального работника и нормативный характер профессиональной этики. Специфическое содержание и основные черты долга социального работника определяются тем, что он занят конкретной специфической социальной деятельностью пo решению проблем общества, социальных групп и отдельных индивидов, и вытекают из содержания его профессиональной деятельности.

· Долг внутренне закономерно связан с ответственностью, выражающей соответствие моральной деятельности личности ее долгу с точки зрения ее возможностей. Если долг специалиста состоит в том, чтобы в конкретной ситуации осознать и практически реализовать требования профессиональной морали, то ответственность его определяется с точки зрения выполнимости долга.

· Деятельность социального работника сопряжена с высокой степенью самостоятельности и моральной ответственности, представляющей собой сознательное отношение к профессиональному долгу.

· Применительно к социальной работе деонтология – это комплекс профессиональных, правовых и морально-этических правил, составляющих понятие профессионального долга социального работника.

· Деонтология социальной работы – это комплекс норм, установлений и предписаний о долге и профессиональных обязанностях, ответственности социального работника (трудового коллектива учреждения социальной защиты) перед обществом и государством, перед социальной работой как профессией и социальным институтом, перед коллегами и перед клиентом социальной службы.

· Для профессионального социального работника требования профессионального долга во многом совпадают с его личными интересами, в силу чего он осознает долг как необходимость, внутреннюю потребность, моральную обязанность.

Контрольные вопросы

1. Что такое долг?

2. Какие две стороны включает в себя понятие долга?

3. Что представляет собой моральный долг человека?

4. Что изучает деонтология?

5. В чем особенность профессиональных моральных норм?

6. Чем деонтология отличается от профессиональной этики?

7. В чем суть профессионального долга?

8. К каким видам профессиональной деятельности общество предъявляет повышенные моральные требования?

9. В чем сущность профессионального долга и профессиональной ответственности в социальной работе?

10. Что представляет собой деонтология социальной работы?

11. В чем особенность профессионального долга социального работника?

Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 1106 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Понятие "деонтология" (от гр. deonthos - нужное, должное; logos - слово, понятие, учение) ввёл английский философ-утилитарист Бентам. Этот тер­мин использовался Бентамом для обозначения теории морали в целом. Позднее за этим понятием закрепился иной смысл. Под деонтологией стали понимать раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и долж­ного. Эти разделы этического знания существуют не только в теоретической этике, но занимают важное место в любой профессиональной этике.

В этом смысле деонтологию можно выделить как относительно само­стоятельный раздел в этике социальной работы. Деонтология социальной работы - это совокупность норм о профессиональном долге и ответственно­сти социального работника перед обществом и государством, перед соци­альной работой как профессией и социальным институтом, перед коллегами и клиентами социальной службы.

Профессиональная деятельность не сводится к механическому выполне­нию профессиональных обязанностей. Обязанности должны стать мораль­ным долгом, профессионал должен выполнять их по внутреннему убежде­нию.

Долг и ответственность социального работника перед обществом и государством

В Конституции Российской Федерации записано, что главной целью го­сударства является обеспечение блага его граждан. Существует много на­правлений в деятельности государства по достижению этой цели. Одно из них - это создание института социальной работы. На этот институт возло­жена задача оказания помощи особой категории граждан, имеющих объек­тивные и субъективные ограничения жизнедеятельности, затруднения в реа­лизации своих жизненных прав. В отличие от деятельности других государ­ственных чиновников социальный работник решает проблемы, исходя из личностных качеств клиентов, проявляющихся в частных ситуациях.

Итак, долг социального работника состоит в том, чтобы все свои профес­сиональные знания, душевные качества использовать для выполнения госу­дарственной социальной политики.

Современное развитие государственной социальной политики свиде­тельствует о том, что государство не готово к тому, чтобы взять всю ответ­ственность за благополучие всех граждан. Дефицит ресурсов не позволяет пока это сделать. Однако дело не всегда заключается в недостатке ресурсов. Социальный работник должен участвовать в определении социальной поли- : тики, принимать участие в её корректировке, исходя из реальных проблем, которые он знает не понаслышке.

На социального работника возложена не только ответственность за дей­ствия и последствия действий самого социального работника, но и ответст­венность за деятельность его клиента.

Итак, социальный работник должен добиваться улучшения моральной и социальной ситуации в обществе.

Долг и ответственность социального работника перед профессией

Профессия социального работника в нашей стране - молодая. Если пер­вые законодательные акты о подготовке социальных работников США, Ве­ликобритании, других странах Западной Европы стали появляться в конце 19 века, и в начале 20 века была развёрнута широкая подготовка социальных работников, то в России начало этим процессам было положено в конце 20 века. Безусловно, в настоящее время широкие слои населения имеют скуд­ную информацию о том, что уже сделано профессионалами в этой области для граждан, проживающих в России.

Престиж профессии в значительной мере зависит от того, каково отно­шение к ней у государства, как государство оплачивает труд социальных ра­ботников, что напрямую зависит от качества социальной политики. Поэтому важную роль в повышении престижа профессии будут иметь социально- политические преобразования, имеющие целью обеспечить каждого гражда­нина достойной социальной защищённостью.

Во многом престиж профессии, определяемый отношением к ней клиен­тов (всего населения), также зависит от содержания социальной политики государства. Если государство берёт курс на построение государства с соци­ально-ориентированной экономикой, то это будет служить объективным фактором повышения престижа профессии социального работника.

Однако во многом престиж профессии во все времена зависит также от отношения к этой профессии каждого из представителей профессио­нальнойгруппы. Престиж профессии - это престиж её представителей, ко­торые своей деятельностью способствуют росту авторитета профессии в об­ществе. Поучительным было бы перенять идею протестантского сознания об отношении к работе, о которой писал М.Вебер. Священным долгом для себя должен считать каждый человек, занятый той или иной професси­ей - максимальное усердие в ней.Деятельность социальных работников, способствующая развитию авторитета профессии, складывается из следую­щих составляющих:

Квалифицированная практическая работа, основанная на профес­сиональных знаниях,которые постоянно пополняются. Социальный работ­ник, как записано в кодексе, должен основывать свою деятельность «на про­фессиональных знаниях» и быть «всегда в курсе новых профессиональных знаний». Как следует из этого положения, профессионализм(глубокое вла­дение знаниями и практическими умениями) рассматривается в этическом кодексе как требование, наполненное нравственным смыслом.Более того, в профессиональной деятельности не допускается возможности рабо­тать, как говорится «спустя рукава». В международном этическом кодексе категорически утверждается, что социальный работник обязан все свои знания и навыки реализовыватьв практической деятельности.

Безусловно, профессиональные знания и навыки не могут быть получены «раз и навсегда». Они могут устаревать, что обусловливает необходимость в их своевременной критической оценке. Важным профессиональным качест­вом социального работника является стремление к развитию и совершенст­вованию своих знаний, методов социальной работы. Наличие такого качест­ва вменяется в обязанность социальному работнику профессионально­этическим кодексом. Социальный работник должен владеть методами полу­чения новых знаний, обладать способностью к аналитической деятельности, к творческому осмыслению существующей теории и практики социальной работы.

Наличие моральной ответственности не только за свой участок работы, но и за деятельность организации, в которой социальный ра­ботник трудится.Это достигается благодаря участию социальных работни­ков в коллективных формах ведения социальной работы. Такие формы рабо­ты позволяют обмениваться теоретическими знаниями и практическим опы­том. Социальный работник всегда является представителем какой-либо ор­ганизации и, следовательно, выполняет те задачи, реализует те цели, кото­рые выработаны этой организацией. Не случайно в отечественном кодексе содержится указание - различать «заявления и действия», к которым прибе­гает социальный работник, на те, которые делаются им как частным лицом и как представителем профессии. Как представитель профессии, социальный работник несёт личную ответственность за политику своей организации. На­личие моральной ответственности за деятельность своей организации отнюдь не означает наличие в ней «круговой поруки», так как социальному ра­ботнику вменяется в обязанность «работать над совершенствованием, кор­ректировкой политики своей организации», повышением эффективности той службы, в которой он работает.

Недопущение неквалифицированной и запрещённой практики со­циальной работы.Социальный работник должен использовать все возмож­ные средства для того, чтобы в профессиональной деятельности утверждать профессионально-этические и правовые принципы. Соответствие профес­сиональной деятельности этим принципам является свидетельством того, что практика социальной работы не может считаться неквалифицированной и запрещённой. (Рассмотрение правовых основ социальной работы является самостоятельной проблемой, которая выходит за пределы данного исследо­вания).

Какие требования вытекают из принципа недопущения неквалифициро­ванной практики социальной работы? Первое, что нельзя не отметить: как правило, неквалифицированная практика социальной работы может быть преодолена, благодаря конструктивной критике некомпетентных дейст­вий своих коллег.Критические оценки должны способствовать развитию и совершенствованию форм и методов социальной работы. Если же критика не является продуктивной, то обязанность социального работника состоит в том, чтобы «предпринимать действияпо соответствующим каналам про­тив неэтичного поведения своих коллег».Тем самым здесь выражено вто­рое требование, позволяющее не допустить неквалифицированную практику социальной работы.

Участие в добросовестной рекламе и информационных кампаниях,формирующих положительное общественное мнение о достойных предста­вителях этой профессии, а также о социальном её предназначении. Важность этого требования обусловлена повышением роли средств массовой инфор­мации в обществе. Нельзя переоценить роль радио, телевидения, газет в на­шей жизни. Социальный работник, способствуя повышения авторитета про­фессии, должен использовать эти источники информации в целях рекламы, а также продвижения информационных материалов о деятельности соци­альных служб, о лучших представителях профессии. Признание обществом высокого статуса профессии имеет не только моральное значение. Это мо­жет способствовать положительному влиянию на приток лучших представи­телей молодёжи в профессию.

Однако это направление деятельности социального работника предпола­гает соблюдение определённых этических требований. Прежде всего, это ка­сается соблюдения нормы запрета на недобросовестную рекламу, в которой искажается квалификация, компетентность, результаты социальной практи­ки. При этом в отдельных случаях, когда в средствах массовой информации появляется несправедливая критика профессии, то задачей социального ра­ботника является защита профессии.

Социальная работа — молодая в нашем обществе профессия, находящаяся в стадии становления. Однако несмотря на ее молодость, уже стало очевидным, что в обществе с высокоразвитой и эффективной, социально направленной рыночной экономикой (каким стремится стать российское общество) без социальной работы невозможно продвижение по пути прогресса. Социальные работники, занятые своей профессиональной деятельностью, не только оказывают конкретную помощь клиентам, не только решают проблемы общества, но и утверждают в обществе свою профессию как неотъемлемую сферу жизнедеятельности общества, как необходимую для благополучия и стабильности общества и государства работу.

Повышение престижа социальной работы как профессии напрямую зависит от того, каково мнение о ней клиентов и государства, учреждений, общественных организаций и отдельных граждан, и именно этим мнением определяется во многом будущее профессии. Долг социального работника перед своей профессией требует реализации ее гуманистического потенциала в обществе, утверждения социальной работы как необходимого общественного института, имеющего высокую престижность и значимость в глазах общества.

Однако реализация потенциала профессии в обществе не будет эффективной без соответствующего отношения к ней каждого из представителей профессиональной группы. Относиться к своему труду как к главному делу своей жизни, как к деятельности большой социальной ценности и значимости, как с средству реализации своих способностей, потребностей и социальных идеалов, быть проводником этих идеалов, способствовать утверждению их в общественном сознании — важнейший принцип деонтологии социального работника и его долг перед профессией.

Для каждого члена трудового коллектива профессиональным долгом является завоевание высокого авторитета не только перед коллегами, но и перед клиентами и их близкими, уважения у представителей различных государственных и общественных организаций, общества в целом. Сегодня словосочетание «социальная работа» перестало быть неологизмом, однако уровень и качество знаний общества об этой профессии все еще недопустимо низки. Поэтому долгом социального работника перед своей профессией является в первую очередь пропаганда знаний о ней, реклама социальных услуг, формирование положительного общественного мнения об этом роде деятельности.

Однако общественное мнение не станет положительным, если социальная работа не будет выполнять возложенных на нее обществом функций. Создавая какой-либо социальный институт, общество связывает с его функционированием и развитием определенные ожидания, которые затем выражаются в функциях, исполнение которых возлагается на данный институт. В связи с тем, что потребностью представителей каждой профессиональной группы является общественное одобрение и признание высокого статуса профессии, вся деятельность конкретного социального работника в стенах учреждения и вне этих стен должна быть подчинена решению тех задач, которые стоят перед социальной работой как специфическим общественным институтом, должна быть направлена на выполнение требований профессиональной этики и долга, на обеспечение признания обществом профессиональных ценностей и ценности самой профессии как важнейшего, необходимого социального института.

Престиж профессии — это престиж ее представителей, оценка обществом их деятельности и морального облика, их социальной значимости, причем в общественном сознании производится в большей степени оценка не потенциала, а действительного значения профессиональной деятельности.

Борьба социального работника за повышение престижа и статуса профессии в обществе является его профессиональным долгом. В этой связи социальный работник обязан поддерживать моральную чистоту профессии, заботиться о собственном моральном облике, не допуская никаких проявлений узковедомственных интересов в ущерб интересам дела, подмены ценностей профессии ценностями группы специалистов, отступлений от принципов и норм этики социальной работы. Борьба социального работника за повышение престижа и статуса профессии должна основываться на максимальном приближении действительного состояния профессиональной деятельности к ожидаемому и социально необходимому, стремлении реализовать весь ее гуманистический социальный потенциал.




Признание обществом и отдельными его представителями социальной значимости и ценности социальной работы имеет не только моральное значение. Высокий статус милосердия, воплощением которого является социальная работа, может помочь учреждениям социальной защиты решить наболевшие финансовые вопросы, вызвав приток спонсорских средств и тем самым, расширить возможности учреждений социальной защиты, что окажет положительное влияние на реализацию потребностей клиентов. Пример бескорыстного служения социальных работников долгу может оказать также положительное влияние на решение проблемы кадров, их количества и качества.

Социальная работа — одна из тех редких профессий, которые призваны влиять на общественную нравственность через непосредственные контакты с населением — своими клиентами и их близкими.в процессе работы — и опосредованно — с помощью пропаганды профессиональных ценностей и личных примеров специалистов. Являясь примером гуманного отношения к человеку, самоотверженности, доброты и милосердия, честности и справедливости, социальный работник выступает проводником идей гуманизма, утверждения их в обществе как нормы человеческой жизнедеятельности; тем самым он способствует утверждению в обществе ценностей социальной работы, ее идеалов и выполняет свой долг перед профессией.

Читайте также: