Интеграция стилей жизни какие профессии подходят

Опубликовано: 03.10.2024

Работая в той или иной организации, люди преследуют различные карьерные цели (имеют разные карьерные ориентации, потребности). В связи с этим Э. Шейн выдвинул теорию так называемых карьерных якорей: профессиональная компетентность, менеджмент, автономия, стабильность, служение, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство.

Профессиональная компетентность – это ориентация на достижение мастерства в своей области. Человек с такой ориентацией удовлетворен своей деятельностью, если достигает в ней успеха, но быстро теряет к ней интерес, если работа не позволяет ему реализовать и развивать имеющиеся способности. Такой человек ищет признания своих способностей и требует статуса, соответствующего его таланту. Управление другими людьми не представляет для него интереса, хотя он может это делать в пределах своей компетентности. Поэтому многие из этой категории людей отвергают работу менеджера, а управление рассматривают лишь как необходимое условие для продвижения в своей профессиональной карьере. Это самая многочисленная группа сотрудников в большинстве организаций, обеспечивающая принятие компетентных решений.

Менеджмент. Для сотрудника с такой карьерной ориентацией первостепенное значение имеет стремление к интеграции усилий других людей. Он готов взять на себя всю полноту ответственности за конечный результат. С возрастом и приобретением опыта эта ориентация проявляется сильнее. Человек с такой ориентацией будет считать, что не достиг целей своей карьеры, пока не займет должность, на которой сможет управлять различными сторонами деятельности предприятия: финансами, маркетингом, производством продукции и т. д.

Автономия (независимость). Главной заботой людей с такой ориентацией является освобождение от организационных правил, предписаний и ограничений. У них ярко выражена потребность делать все по-своему, самостоятельно решать, когда, сколько и над чем работать. Такие люди не хотят подчиняться правилам организации (рабочее место, форменная одежда и пр.). Если подобная ориентации выражена сильно, то человек готов отказаться от продвижения по службе или от других возможностей ради сохранения своей независимости. Люди данной ориентации могут работать в организации, которая обеспечивает достаточную степень свободы, но не будут испытывать преданность этой организации и станут сопротивляться любым попыткам ограничить их автономию.

Стабильность. Эта карьерная ориентация вызвана потребностью в безопасности и стабильности, для того чтобы жизненные события были предсказуемы. Выделены два ее вида: стабильность места работы и стабильность места жительства. Первая связана с поиском работы в такой организации, которая обеспечивает определенный срок службы, имеет хорошую в этом отношении репутацию (не увольняет работников), заботится о своих работниках после их увольнения и платит большие пенсии, выглядит надежной в своей отрасли. Человек с такой ориентацией перекладывает ответственность за управление своей карьерой на нанимателя. Он поедет куда угодно, если это понадобится компании. Человек с ориентацией на стабильность места жительства связывает себя с географическим регионом и меняет работу только тогда, когда это может предотвратить его «срывание» с места жительства. Люди, ориентированные на стабильность, откажутся от повышения, если оно грозит риском и временными неудобствами.

Служение. Основными ценностями для людей такого типа являются работа с людьми, служение человечеству, помощь людям, желание сделать мир лучше и т. д. Человек с такой ориентацией ради этого готов поменять место работы. Он откажется от продвижения или вообще не будет работать в организации, которая не соответствует его целям и ценностям. Люди с такой карьерной ориентацией чаще всего работают в области охраны окружающей среды, проверки качества продуктов или товаров, защиты прав потребителей и т. п.

Вызов. Главное стремление человека с такой ориентацией – конкуренция, победа над другими, преодоление препятствий, решение трудных задач. Человек ориентирован на то, чтобы бросать вызов. Социальная ситуация чаще всего рассматривается с позиции выигрыша/проигрыша. Процесс борьбы и победа для такого человека важнее, чем конкретная область деятельности или квалификация. Так, торговый агент может рассматривать каждый контракт с покупателем как игру, которую надо выиграть. Для людей такого типа важны разнообразие, новизна, вызов их самолюбию и способностям. Если деятельность слишком проста, она вызывает у них скуку.

Интеграция стилей жизни. Человек ориентирован на интеграцию различных сторон образа жизни. Он не хочет отдавать предпочтение ни семье, ни работе, стремится, чтобы они были сбалансированы. Такой человек больше ценит свою жизнь в целом, чем конкретную работу, карьеру или организацию.

Предпринимательство. Человек с такой ориентацией стремится создавать что-то новое, он хочет преодолевать препятствия и готов к риску. Он не желает работать на других, а хочет иметь собственное дело, свою марку, свой капитал. Главное для него – создать дело, организацию, построить их так, чтобы они были продолжением его самого, чтобы вложить в них свою душу. Он будет продолжать свое дело, даже если вначале потерпит неудачу и ему придется серьезно рисковать.

Частота выбора карьерных ориентаций в группах, которые различаются по профессиональному признаку, неодинакова, т. е. для каждой профессиональной группы существует своя специфика карьерных ориентаций (Почебут Л. Г., Чикер В. А.), табл. 2.3.

Таблица 2.3. Частота выборов карьерных ориентации, %

Надо отметить, что очень часто выполняемая человеком работа не приносит ему радости. По данным опроса, проведенного в Германии в 2003 году, лишь 12% работающих получали удовольствие от работы и были заинтересованы в ней (Faust, 2005). Это связано со многими причинами, и прежде всего с тем, насколько выполняемая человеком работа соответствует его интересам, потребностям, личностным особенностям.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Формирование сексуальной ориентации

Формирование сексуальной ориентации До сих пор, обсуждая сексуальное поведение, мы не задавались вопросом о том, почему сексуальное влечение обычно направлено на человека другого пола. Это воспринимается как нечто само собой разумеющееся, естественное, правильное,

9. Понятие профессиональной ориентации. Профессиональная самоориентация и самоидентификация. Факторы профессиональной ориентации

9. Понятие профессиональной ориентации. Профессиональная самоориентация и самоидентификация. Факторы профессиональной ориентации Под профессиональной ориентацией понимается система мероприятий, основной целью которой является оптимизация процессов осознанного

Экспресс-тест «Ценностные ориентации родителей»

Экспресс-тест «Ценностные ориентации родителей» Отметьте 7 высказываний, которые кажутся вам наиболее справедливыми: Большинство А – в качестве стратегии жизни вы выбрали финансовое благополучие.Большинство Б – в качестве стратегии жизни вы выбрали эмоциональное

1. Понятие профессиональной ориентации

1. Понятие профессиональной ориентации Профориентация направлена на складывание у личности признания в профессиональной сфере, обнаружение способности и т. д. для той или иной сферы деятельности – понимается совокупность экономических, социальных, медицинских,

3. Факторы профессиональной ориентации

3. Факторы профессиональной ориентации Выбор профессии человеком зависит от многих факторов – семейного положения, собственных интересов, склонностей и возможностей, места проживания, биографии. Изучение трудовой мотивации индивида позволяет прогнозировать его

Глава 8. Сексуальные ориентации

Глава 8. Сексуальные ориентации Разнообразие сексуальных ориентацийПримерно сколько мужчин и женщин исключительно гомосексуальны? Какой процент из них имеет сексуальные отношения с представителями того же пола? Сколько из них испытывают сексуальное влечение к

Методика «Ценностные ориентации»

Методика «Ценностные ориентации» Адаптированный вариант методики, разработанной М. Рокичем, служит для исследования системы ценностей личности. Автор делит эти ценности на терминальные, или ценности-цели, и инструментальные, или ценности-средства. Терминальные

Типы характера. Неплодотворные ориентации

Типы характера. Неплодотворные ориентации а) рецептивная ориентация При рецептивной ориентации человеку представляется, что «источник всех благ» лежит вовне, и он считает, что единственный способ обрести желаемое — будь то нечто материальное или привязанность, любовь,

Сочетание различных ориентации

Сочетание различных ориентации Описывая различные виды неплодотворных ориентации и плодотворную ориентацию, я подходил к ним как к обособленным явлениям ради того, чтоб яснее указать на их отличие друг от друга. Такая трактовка представляется необходимой из

Выбор в условиях ориентации на созидание

Выбор в условиях ориентации на созидание Находясь в режиме созидания, вы сознательно выбираете те результаты, которые хотите увидеть воплощенными в жизнь. Может показаться, что выбор – дело нехитрое, но это не так. Чтобы научиться принимать верные решения, придется

Якоря карьеры - тест на профориентацию

Профориентационный тест «Якоря карьеры» разработан американским психологом, основателем научного направления «Организационная психология», автором множества работ по организационной культуре, Эдгаром Шейном. По его мнению, кроме материального вознаграждения за труд, человек также стремиться удовлетворить свои ожидания от вида профессиональной деятельности, а его поведение и отношение к работе определяется большим количеством ценностей и установок, названных автором «якорями», т.к. именно они привлекают человека к той или иной профессии. Часто человек следует за якорями неосознанно, однако методика позволяет выявить степень выраженности каждого исследуемого якоря.

Всего Э. Шейн выделил 8 якорей или карьерных ориентаций: профессиональная компетентность, менеджмент, автономия (или независимость), стабильность, предпринимательство, служение, вызов и интеграция стилей жизни. Остановимся на каждом из них более подробно:

  1. Профессиональная компетентность – предполагает стремление людей к профессионализму в выбранной области, признанию успеха и достижений окружающими людьми, соответствующему статусу и т.п. В случае достижения потолка или постоянных неудачах такие люди могут разочароваться и потерять интерес к работе.
  2. Менеджмент – желание человека держать руку на пульсе предприятия, организовывать деятельность и управлять другими людьми со взятием на себя ответственности за принятые решения.
  3. Автономия (независимость) – на первое место ставится возможность работы по собственным, не навязанным сверху, правилам, будь то распорядок рабочего дня, дресс-код или другие искусственные ограничения. Главное, чтобы работа была выполнена качественно и в срок.
  4. Стабильность – в жизни человека должны преобладать уверенность в завтрашнем дне, предсказуемость и привычный жизненный уклад. Обладающие высоким желанием стабильности люди крайне неохотно идут на смену места работы или переезд на другое место жительства, даже если это принесёт им повышение в должности или заработной плате.
  5. Предпринимательство – желание создавать что-то новое, преодолевая возникающие на пути препятствия для получения финансовой независимости, свободы от требований работодателей. Обычно предпринимательство тесно связано с такими якорями, как: независимость, менеджмент, вызов.
  6. Служение – потребность быть причастным к улучшению окружающего мира, помощи людям или животным, стремление сделать мир лучше или просто работать в тесном контакте с единомышленниками.
  7. Вызов – огромное желание преодолевать встающие на карьерном пути трудности и выходить победителем из любой ситуации. Обойти конкурентов, заключить выгодную сделку, вылечить сложную болезнь – в любой профессии найдётся место для вызова и удовлетворения от его успешного решения.
  8. Интеграция стилей жизни – стремление человека к установке чёткого баланса между работой, семьёй и саморазвитием, где все стороны гармонично сочетаются и не мешают друг другу.

Методика «Якоря карьеры» подходит для взрослых людей, абитуриентов и школьников старших классов. Её прохождение занимает совсем немного времени, а автоматическая интерпретация результатов с подробным описанием каждого якоря и степени его выраженности позволяет обойтись без утомительного подсчёта и интерпретации вручную.

Тест и его результаты на этом сайте доступны абсолютно бесплатно . Не требуется регистрироваться, просматривать рекламу или отправлять смс.

Инструкция

Перед Вами 40 различных утверждений. Для каждого необходимо указать насколько оно важно именно для Вас по шкале от 1 до 10, где 1 - совершенно не важно, а 10 - исключительно важно.

Время прохождения теста: около 5 минут.

Также может быть известен под названиями: Определение профессиональных склонностей;

Вопросы

careertest.ru

Отличный тест на профориентацию от опытного психолога-профконсультанта, работающего со школьниками, студентами и взрослыми людьми с 2007 года в крупнейших государственных федеральных университетах России.

Самая необходимая базовая информация - рекомендуемые профессии и приоритеты профессиональной деятельности, доступна даже в бесплатной версии теста, тогда как полная дополняет результат подробным описанием личностных особенностей человека.

«Якоря карьеры», — это ценностные ориентации, социальные установки, интересы и т.п. социально обусловленные побуждения к деятельности, характерные для определённого человека. Карьерные ориентации возникают в начальные годы развития карьеры, они устойчивы и могут оставаться стабильными длительное время. При этом очень часто человек реализует свои карьерные ориентации неосознанно. Тест позволяет выявить следующие карьерные ориентации: профессиональная компетентность, менеджмент, автономия, стабильность, служение, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство.

Инструкция. Пожалуйста, ответьте на вопросы теста.

  1. Строить свою карьеру в пределах конкретной научной или технической сферы.
  2. Осуществлять наблюдение и контроль над людьми, влиять на них на всех уровнях.
  3. Иметь возможность делать все по-своему и не быть стесненным правилами какой-либо организации.
  4. Иметь постоянное место работы с гарантированным окладом и социальной защищенностью.
  5. Употреблять свое умение общаться на пользу людям, помогать другим.
  6. Работать над проблемами, которые представляются почти неразрешимыми.
  7. Вести такой образ жизни, чтобы интересы семьи и карьеры взаимно уравновешивали друг друга.
  8. Создать и построить нечто, что будет всецело моим произведением или идеей.
  9. Продолжать работу по своей специальности, чем получить более высокую должность, не связанную с моей специальностью.
  10. Быть первым руководителем в организации.
  11. Иметь работу, не связанную с режимом или другими организационными ограничениями.
  12. Работать в организации, которая обеспечит мне стабильность на длительный период времени.
  13. Употребить свои умения и способности на то, чтобы сделать мир лучше.
  14. Соревноваться с другими и побеждать.
  15. Строить карьеру, которая позволит мне не изменять своему образу жизни.
  16. Создать новое коммерческое предприятие.
  17. Посвятить всю жизнь избранной профессии.
  18. Занять высокую руководящую должность.
  19. Иметь работу, которая представляет максимум свободы и автономии в выборе характера занятий, времени выполнения и т.д.
  20. Оставаться на одном месте жительства, чем переехать в связи с повышением.
  21. Иметь возможность использовать свои умения и таланты для служения важной цели.

Интерпретация результатов теста
Краткое описание ценностных ориентацией в карьере.

1. Профессиональная компетентность
Быть профессионалом, мастером в своем деле.
Эта ориентация связана с наличием способностей и талантов в определенной области. Люди с такой ориентацией хотят быть мастерами своего дела, они бывают особенно счастливы, когда достигают успеха в профессиональной сфере, но быстро теряют интерес к работе, которая не позволяет развивать их способности. Вряд ли их заинтересует даже значительно более высокая должность, если она не связана с их профессиональными компетенциями. Они ищут признания своих талантов, что должно выражаться в статусе, соответствующем их мастерству. Они готовы управлять другими в пределах своей компетенции, но управление не представляет для них особого интереса. Поэтому многие из этой категории отвергают работу руководителя, управление рассматривают как необходимое условие для продвижения в своей профессиональной сфере.
2. Менеджмент
Управлять – людьми, проектами, бизнес-процессами и т.п.
Для этих людей первостепенное значение имеет ориентация личности на интеграцию усилий других людей, полнота ответственности за конечный результат и соединение различных функций организации. С возрастом и опытом эта карьерная ориентация проявляется сильнее. Возможности для лидерства, высокого дохода, повышенных уровней ответственности и вклад в успех своей организации являются ключевыми ценностями и мотивами. Самое главное для них – управление: людьми, проектами, любыми бизнес-процессами – это в целом не имеет принципиального значения. Центральное понятие их профессионального развития – власть, осознание того, что от них зависит принятие ключевых решений. Причем для них не является принципиальным управление собственным проектом или целым бизнесом, скорее наоборот, они в большей степени ориентированы на построение карьеры в наемном менеджменте, но при условии, что им будут делегированы значительные полномочия. Человек с такой ориентацией будет считать, что не достиг цели своей карьеры, пока не займет должность, на которой будет управлять различными сторонами деятельности предприятия.
3. Автономия (независимость)
Главное в работе – это свобода и независимость.
Первичная забота личности с такой ориентацией – освобождение от организационных правил, предписаний и ограничений. Они испытывают трудности, связанные с установленными правилами, процедурами, рабочим днем, дисциплиной, формой одежды и т.д. Они любят выполнять работу своим способом, темпом и по собственным стандартам. Они не любят, когда работа вмешивается в их частную жизнь, поэтому предпочитают делать независимую карьеру собственным путем. Они скорее выберут низкосортную работу, чем откажутся от автономии и независимости. Для них первоочередная задача развития карьеры – получить возможность работать самостоятельно, самому решать, как, когда и что делать для достижения тех или иных целей. Карьера для них – это, прежде всего, способ реализации их свободы, поэтому любые рамки и строгое подчинение оттолкнут их даже от внешне привлекательной вакансии. Такой человек может работать в организации, которая обеспечивает достаточную степень свободы.
4. Стабильность работы
Стабильная, надежная работа на длительное время
Эти люди испытывают потребность в безопасности, защите и возможности прогнозирования и будут искать постоянную работу с минимальной вероятностью увольнения. Эти люди отождествляют свою работу со своей карьерой. Их потребность в безопасности и стабильности ограничивает выбор вариантов карьеры.
Авантюрные или краткосрочные проекты и только становящиеся на ноги компании их, скорее всего, не привлекают. Они очень ценят социальные гарантии, которые может предложить работодатель, и, как правило, их выбор места работы связан именно с длительным контрактом и стабильным положением компании на рынке. Такие люди ответственность за управление своей карьерой перекладывают на нанимателя.
Часто данная ценностная ориентация сочетается с невысоким уровнем притязаний.
5. Стабильность места жительства
Главное – жить в своем городе (минимум переездов, командировок).
Важнее остаться на одном месте жительства, чем получить повышение или новую работу на новой местности. Переезд для таких людей неприемлем, и даже частые командировки являются для них негативным фактором при рассмотрении предложения о работе.
6. Служение
Воплощать в работе свои идеалы и ценности.
Данная ценностная ориентация характерна для людей, занимающихся делом по причине желания реализовать в своей работе главные ценности. Они часто ориентированы больше на ценности, чем на требующиеся в данном виде работы способности. Они стремятся приносить пользу людям, обществу, для них очень важно видеть конкретные плоды своей работы, даже если они и не выражены в материальном эквиваленте. Основной тезис построения их карьеры – получить возможность максимально эффективно использовать их таланты и опыт для реализации общественно важной цели.
Люди, ориентированные на служение, общительны и часто консервативны. Человек с такой ориентацией не будет работать в организации, которая враждебна его целям и ценностям.
7. Вызов
Сделать невозможное – возможным, решать уникальные задачи.
Эти люди считают успехом преодоление непреодолимых препятствий, решение неразрешимых проблем или просто выигрыш. Они ориентированы на то, чтобы “бросать вызов”. Для одних людей вызов представляет более трудная работа, для других это — конкуренция и межличностные отношения. Они ориентированы на решение заведомо сложных задач, преодоление препятствий ради победы в конкурентной борьбе. Они чувствуют себя преуспевающими только тогда, когда постоянно вовлечены в решение трудных проблем или в ситуацию соревнования. Карьера для них – это постоянный вызов их профессионализму, и они всегда готовы его принять. Социальная ситуация чаще всего рассматривается с позиции “выигрыша – проигрыша”. Процесс борьбы и победа более важна для них, чем конкретная область деятельности или квалификация. Новизна,разнообразие и вызов имеют для них очень большую ценность, и, если все идет слишком просто, им становиться скучно.
8. Интеграция стилей жизни
Сохранение гармонии между сложившейся личной жизнью и карьерой.
Для людей этой категории карьера должна ассоциироваться с общим стилем жизни, уравновешивая потребности человека, семьи и карьеры. Они хотят, чтобы организационные отношения отражали бы уважение к их личным и семейным проблемам.
Выбирать и поддерживать определенный образ жизни для них важнее, чем добиваться успеха в карьере. Развитие карьеры их привлекает только в том случае, если она не нарушает привычный им стиль жизни и окружение. Для них важно, чтобы все было уравновешено – карьера, семья, личные интересы и т.п. Жертвовать чем-то одним ради другого им явно не свойственно.
Такие люди обычно в своем поведении проявляют конформность (тенденция изменять свое поведение в зависимости от влияния других людей, с тем, чтобы оно соответствовало мнению окружающих)
9. Предпринимательство
Создавать новые организации, товары, услуги.
Этим людям нравится создавать новые организации, товары или услуги, которые могут быть отождествлены с их усилиями. Работать на других – это не их, они – предприниматели по духу, и цель их карьеры – создать что-то новое, организовать свое дело, воплотить в жизнь идею, всецело принадлежащую только им. Вершина карьеры в их понимании – собственный бизнес.

Американский психолог Дж. Холланд предложил методику определения типа личности и подходящих для него профессий. Он утверждает, что успех в профессиональной деятельности зависит именно от соответствия типа личности и профессии. Не только особенности характера, но и окружение, в котором постоянно пребывает человек влияют на его поведение. И чем лучше человеку подходит его профессия, тем лучше он раскрывает свои способности.



По типологии личности Дж. Голланда есть шесть психологических типов людей, и каждый характеризуется определенными особенностями. Определенному психологическому типу личности соответствуют профессии, в которых человек может наиболее успешно развиваться. Предлагаем вам ознакомиться с профессионально ориентированными типами личности по Дж. Холланду.

Реалистичный тип личности

Это, скорее, мужской тип. Такие люди предпочитают не романтические профессии с конкретными задачами. Личности такого типа часто работают водителями, инженерами, механиками, агрономами. Среди них практически не встретить руководителей. Несмотря на высокую степень эмоциональной зависимости, они могут добиться высот в спорте, физике и химии. Реалистичный тип личности редко задумывается о далеком будущем и строит планы, он полностью ориентируется лишь на сегодняшний день.

Интеллектуальный тип личности

Люди такого типа отличаются оригинальными аналитическими суждениями, они независимы от мнения окружающих, всегда имеют свою точку зрения. Часто выбирают для себя научную деятельность и преуспевают в ней. В частности, предпочитают заниматься географией, геологией, творческими профессиями, но и математиков среди интеллектуального типа немало. Эстетические ценности для таких людей всегда стоят выше, чем практические. Представители интеллектуального типа по Голланду – достаточно активные в повседневной жизни, но не любят чрезмерного общения с посторонними людьми, зачастую они – интроверты.

Социальный тип личности

Таких людей называют социальными консерваторами. Они обожают находиться в социуме, общаться, стремятся быть лидерами, могут похвастаться многочисленными знакомыми и друзьями. Представители социального типа достаточно просто адаптируются к жизненным обстоятельствам, но в тоже время они ранимые и чувствительные. Несмотря на общительность, социальный тип часто отталкивает окружающих людей своим стремлением поучать и воспитывать. Таким людям отлично подходят следующие сферы: педагогика, психология и медицина.

Конвенциальный тип личности

Этот тип отдает предпочтение четкому плану и алгоритму действий, пытается все структурировать и следовать инструкциям. Такие личности отлично справляются с рутинной работой. Правда, к решению вопросов они подходят шаблонно и стереотипно, подчиняются и зависимы от лидеров. Руководители и организаторы из таких людей, если и получаются, то достаточно слабые и посредственные. Предпочтительные специальности для конвенционального типа связаны со счетными способностями (финансист, экономист, секретарь, канцелярский работник).

Предприимчивый тип личности

Ему характерны импульсивность, энергичность, нежелание ждать на пути к достижению целей. Импульсивные личности активно стремятся к лидерству во всех сферах. И в профессиональной деятельности, и в общении с друзьями им важно быть признанными, слышать восхищение в свой адрес. В желании руководить и обладать высоким статусом часто становятся агрессивными. Занятия, которые требуют усидчивости и концентрации внимания, не для них. Для такого типа личности идеально подходит профессии репортера, дипломата, брокера. Многие представители предприимчивого типа становятся успешными директорами.

Артистический тип

Такие люди обладают оригинальным, нетипичным мышлением, никого не слушают в принятии важных решений, опираются лишь на свою интуицию. Как правило, представители артистического типа не живут по правилам и традициям, они устанавливают свои правила и следуют только им. Такие люди обожают все, что связано с творчеством: игра на различных музыкальных инструментах, рисование, вокал, танцы. Часто они становятся успешными в области гуманитарных наук. А вот точные предметы не для них. В тоже время благодаря отлично развитой моторике и восприятию, вербальному мышлению артистические личности часто становятся успешными. Им подходит история, разные сферы искусства, филология.

Если ваша профессия подходит вашему типу личности, то вы наверняка добьетесь успеха. Но важно знать, что для любой профессии важно иметь развитое внимание и способность концентрироваться. Если хотите стать более внимательным и научиться концентрироваться на задачах, пройдите курс Викиум «Развитие внимания».

Среди моделей первоначального выбора профессии наибольшее признание получила модель «соответствия» Дж. Голланда, согласно которой люди выбирают профессию, в наибольшей степени соотв-ю их личным качествам. Для личности, уже занятой в конкретной области деятельности, справедливо следующее утверждение: чем больше личность соотв-т профессии, тем более вероятно, что она останется в этой области.

Дж. Голланд выделил6 осн. личностных ориентаций, опред-х выбор карьер, к кот-м люди наиболее склонны:

1) реалистическая ориентация — склонность к занятиям, связ-м с физич. силой, манипулир-м инструментами и механизмами, требующим навыка, силы и координации. (лесоводство, фермерство и сельское хозяйство);

2) исследовательская ориентация — склонность к карьере, связанной скорее с интровертной деятельностью (размышление, организация, интерпретация).(биологи, химики, профессора);

3) артистическая ориентация — склонность к карьере, которая требует самовыражения, артистического созидания, выражения эмоций и индивидуальности. (художники, музыканты);

4) социальная ориентация — склонность к карьере, кот подразумевает скорее межличностное, чем интеллект-е или физ-е взаимод-е: дипломатическая служба, социальная работа;

5) инициативная ориентация — склонность к карьере, которая подразумевает вербальную активность, связанную с влиянием на других: менеджеры, адвокаты, пресс-секретари;

6)конвенциональная ориентация — склонность к карьере, обесп-й структурированную, регулируемую деят-ть, а также профессии, в которых необходимо, чтобы подчиненный сопоставлял свои персональные потребности с организационными: бухгалтеры и банкиры.

Большинство людей имеет более одной ориентации, и Дж. Голланд полагает, что чем более похожи или совместимы эти ориентации, тем меньше внутренний конфликт и легче принимать решение о выборе карьеры.

Важным элементом «Я-концепции» является так называемый якорь карьеры — интерес или ценность, от которой личность ни за что не откажется, если придется делать выбор.

1) Технико-функциональная компетентность. Наличие способностей и талантов в определенной области. Цель-достигнуть успеха, стать мастером своего дела.

2) Менеджерская компетентность. Ориентация на интеграцию усилий других людей. Наиболее важная форма признания-продвижение на позицию с большей ответственностью.

3) Автономия (независимость). Освобождение от орг правил, ограничений.

4) Стабильность. Потребность в безопасности, будущее д б предсказуемо. Стабильность места работы или места жительства.

5) Служение. Основные ценности: работа с людьми, служение человечеству, желание сделать мир лучше.

6) Вызов. Главное-конкуренция, победа над другими, решение трудных задач. «бросает вызов».

7) Интеграция стилей жизни. Баланс различных сторон жизни: семья, карьера, саморазвитие.

8) Предпринимательство. Человек стремится создать что-то новое, готов к риску. Нежелание работать на других.

Планирование и подготовка резерва руководителей.

Система подготовки резерва руководителей предполагает решение 3х задач:

1)выявл-е сотрудников организации, им-х потенциал для занятия рук-х должностей;

2) подготовка этих сотрудников к работе в руководящей должности;

3) обесп-е плавного замещения освободившейся должности и утверждения в ней нового сотрудника.

При работе с резервом руководителей большинство организаций выделяют 2 группы:

1) группа преемников или дублеров (кандидаты на замещение)

2) группа молодых сотрудников, имеющих лидерский потенциал

При оценке и отборе кандидата учитывают систему деловых и личностных характеристик: 1)гражданская зрелость: способность подчинять личные интересы интересам фирмы; умение прислушиваться к людям, быть самокритичным;

2) отношение к труду: чувство личной ответственности за порученное дело; чуткое и внимательное отношение к людям; трудолюбие; личная дисциплинированность и требовательность к соблюдению дисциплины другими; уровень эстетики работы;

3) уровень знаний: наличие квалификации, соответствующей занимаемой должности; знание объективных основ управления производством; знание возможностей современной техники управления и умение использовать ее в своем труде, общая эрудиция;

4) организаторские способности: умение организовать систему управления и свой труд; умение работать с подчиненными и с руководителями разных организаций; умение проводить деловые совещания; умение подобрать, расставить и закрепить кадры;

5) способность к руководству системой управления: умение своевременно принимать решения; способность обеспечить контроль их исполнения; умение быстро ориентироваться в сложной обстановке и разрешать конфликтные ситуации; умение владеть собой; уверенность в себе;

6) способность поддерживать передовое: умение увидеть новое; умение распознать и поддержать новаторов, энтузиастов и рационализаторов; инициативность; смелость и решительность в поддержании и внедрении нововведений; мужество и способность идти на обоснованный риск;

7) морально-этические черты характера: честность, добросовестность, порядочность, принципиальность; уравновешенность, выдержанность, вежливость; настойчивость, общительность, обаяние; скромность; простота;

8) другие характеристики :хорошее здоровье, стаж работы на данном предприятии (в том числе на руководящей должности); опрятность и аккуратность внешнего вида.

Основные этапы подготовки резерва: 1) определение ключевых должностей, оказывающих особое влияние на деятельность организации, и плана их замещения;2) определение характеристик будущих руководителей, т.е. компетенций, личных качеств, знаний, необходимых для эффективной работы в должности руководителя;3) отбор кандидатов в резерв руководителей: осущ-ся высшим рук-м совместно со службой управления персоналом. Отбор производится с учетом трех основных критериев:-соответствие индив-х хар-к кандидата профилю идеального рук-ля (метод экспертных оценок, тестирование);-соответствие рез-в работы в занимаемой в данный момент должности и в занимаемых ранее должностях;-степень готовности кандидата; 4)определение потребностей развития (на основе п. 3);5) подготовка планов развития (планы развития содержат конкретные мероприятия, направленные на ликвидацию разрыва между идеальным портретом и конкретными показателями оценки претендентов);6) реализация планов подготовки преемников;7) оценка прогресса развития, в результате чего происходит корректировка плана развития или изменение состава преемников;8) назначение на должность; обсуждение готовности преемников и решение о назначении руководство принимает заблаговременно до фактического освобождения ключевой должности;9) адаптация.

[1]Цит. по: Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2002.

[2]Бенчмаркинг – это постоянный процесс изучения и оценки товаров, услуг и опыта производства самых серьезных конкурентов либо тех компаний, которые являются признанными лидерами в своих областях» (См: Camp R. The Search for Industry Best Practices that lead to Superior Performances. USA – Milwaukee: Quality Press, 1989).

Читайте также: