Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере что это за профессия

Опубликовано: 03.10.2024

Магистры
Будущая профессия относится к сфере связи, информационных и коммуникационных технологий, науки и образования. Выпускники курса – это специалисты, совмещающие навыки программирования с гуманитарными знаниями. Магистры нужны компаниям, занимающимся нейросетями, обучением машин, проектированием и построением искусственного интеллекта. Выпускники становятся аналитиками, программистами, гейм-райтерами – проектировщиками обучающих компьютерных игр. Специалисты могут заниматься созданием виртуальных музеев, роботов, распознающих речь, электронных словарей.

Навыки

В соответствии с паспортом компетенций после выпуска магистры могут:

  • администрировать базы данных;
  • использовать программы машинного обучения;
  • применять методы цифровой лингвистики и интеллектуального анализа информации;
  • разрабатывать программы систем ИИ;
  • использовать технологии искусственного интеллекта для обучения машин и информационных систем;
  • моделировать новые алгоритмы и модели лингвистического анализа текста.

Дисциплины

Рабочая программа состоит из обязательной и вариативной частей. К первой относятся общие для всех студентов направления модули. Магистранты изучают иностранный язык, обработку и анализ данных, технологии искусственного интеллекта, методологию, математическое моделирование. К вариативной части плана относятся дисциплины, которые соответствуют профилю образовательной программы. Что могут изучать студенты:

  • высокопроизводительные вычисления;
  • программные пакеты для анализа данных;
  • проектирование информационных систем;
  • алгоритмы машинного обучения;
  • прикладную лингвистику;
  • системы искусственного интеллекта;
  • человеко-компьютерное взаимодействие;
  • интеллектуальный анализ web-данных;
  • архитектуру управленческих систем.

Практика

ФГОС предусматривает обязательное прохождение учебной и производственной практик. Студенты отрабатывают прикладные навыки на базе университета или направляются в IT-компании, которые занимаются обработкой различных видов информации и построением интеллектуальных систем. За время стажировки магистранты осуществляют проектно-технологическую, научно-исследовательскую, эксплуатационную деятельность. Результатом практики помимо отчетов становятся самостоятельные НИР.

Куда пойти учиться

Получить степень магистра интеллектуальных систем можно в гуманитарном или техническом вузе страны. Примеры учебных заведений:

  • Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова;
  • Российский государственный гуманитарный университет;
  • Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики;
  • Уральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина;
  • Вятский государственный университет.

Стоимость одного года обучения: 100–250 тысяч рублей.

Программы

Студенты
Образовательные программы связывают лингвистические и инженерные науки. Студенты учатся проектировать интеллектуальные системы в гуманитарной сфере.

Примеры профилей описаны ниже.

Визуал и майнинг данных в анализе медико-социологической информации (МГМУ им. И. М. Сеченова)

По этому профилю вуз готовит специалистов, способных проектировать информационные системы управления, внедрять их в гуманитарную сферу, производить диагностику, совершенствовать методики разработки программного обеспечения. Выпускники работают в медицинских учреждениях и фармацевтических компаниях на позициях аналитика, оператора, маркетолога, специалиста по связям с общественностью.

Когнитивное и программное обеспечение интеллектуальных роботов и программирование интеллектуальных систем (РГГУ)

Профиль связан с робототехникой. Студенты изучают когнитивный подход в проектировании искусственного интеллекта, создают информационные процессы, системы, анализируют данные. Стажируются магистранты в исследовательских институтах.

Какие экзамены нужны для поступления

Междисциплинарный вступительный экзамен проходит письменно в виде компьютерного теста или устно в форме собеседования (зависит от политики вуза). Проверяются знания по математике и программированию. В конкурсе учитывается портфолио достижений абитуриента, в которое можно включать сведения о наградах, отраслевых публикациях, сертификаты о дополнительных курсах. Порядок поступления узнавайте в выбранном университете.

Формы обучения

Государственный стандарт допускает три формы обучения. За два года студенты могут пройти курс очно или за два с половиной – очно-заочно и заочно. В срок включены все модули учебного плана, каникулы, сдача экзаменов и защита ВКР.

Кем работать

После выпуска молодые специалисты устраиваются в сферу лингвистического обеспечения информационных и интеллектуальных систем. Магистры находят работу в IT-компаниях, организациях, связанных с текстовой, числовой, графической обработкой данных. Выпускники могут претендовать на должность разработчиков, администраторов, программистов, аналитиков, специалистов по искусственному интеллекту. Некоторые становятся преподавателями в вузах.

Математические и экспериментальные методы в естествознании имеют многовековую историю и эффективную проверку в достижениях науки и техники. Гуманитарные дисциплины, в том числе социология, психология, антропология, юриспруденция, история и примыкающая к ним лингвистика, не имеют фундаментального логико-математического аппарата для представления знаний и данных, формализации рассуждений и порождения гипотез относительно изучаемых явлений.

Современные компьютерные технологии позволяют анализировать большие массивы данных (факты гуманитарных дисциплин), а это означает, что созданы методы компьютерного анализа данных и порождения гипотез о явлениях социальной жизни и естественных языков.

Создание и применение этих методов означает, что гуманитарные дисциплины становятся экспериментальными науками, имеющими техническое устройство для экспериментальных исследований – компьютер, оснащенный технологиями обработки данных (их анализа и порождения гипотез).

Применение точных методов в гуманитарных дисциплинах с использованием компьютера означает:

  1. создание формализаций гуманитарных знаний,
  2. создание и применение логических процедур – автоматизированных рассуждений (индуктивных обобщений фактов, выводов по аналогии, аргументации принимаемых решений, принятия гипотез посредством объяснений имеющихся фактов).

Но: представление знаний и фактов в компьютере (создание баз знаний и фактов), разработка средств проведения рассуждений (решатели задач), создание дружественного пользовательского интерфейса (обзор результатов, графика, диалог на естественном языке, научение работе с компьютерной системой) означает, что создана интеллектуальная система, имеющая следующую архитектуру:

  • (1) база данных + база знаний,
  • (2) решатель задач,
  • (3) комфортный пользовательский интерфейс.

Таким образом, интеллектуальная система имитирует и усиливает интеллектуальную деятельность исследователя: социолога, управленца, врача, криминалиста, лингвиста, что является основной целью важного раздела компьютерной науки – искусственного интеллекта.

Поэтому интеллектуальные системы – основной продукт - искусственного интеллекта, необходимы для изучения социальных процессов, ибо без интеллектуальных систем гуманитарные дисциплины лишаются экспериментальных оснований. Однако применения интеллектуальных систем в гуманитарной сфере возможны лишь при создании кадрового корпуса специалистов – выпускников «Отделения интеллектуальных систем в гуманитарной сфере» РГГУ. Их солидная теоретическая и практическая подготовка основана на изучении целого ряда образовательных циклов:

  1. логико-математический цикл
    • математический анализ,
    • алгебра,
    • теория вероятностей и математическая статистика,
    • математическая логика,
    • теория алгоритмов,
    • дискретная математика,
    • элементы вычислительной математики,
    • математическая лингвистика,
    • аксиоматические системы и теория моделей,
    • логика интеллектуальных систем;
  2. программирование (все 4 года обучения)
    • введение в методы программирования,
    • объектно-ориентированное программирование,
    • программирование в базах данных,
    • визуальное программирование,
    • логическое программирование;
  3. лингвистический цикл
    • морфология,
    • лексика,
    • анализ текста;
  4. информационные системы и проектирование информационных систем;
  5. интеллектуальные системы и методы искусственного интеллекта;
  6. введение в робототехнику и интеллектуальные роботы;
  7. два иностранных языка
    • английский,
    • другой европейский;
  8. гуманитарные дисциплины
    • социология,
    • психология,
    • история.

Специальность «интеллектуальные системы в гуманитарной сфере» фактически позволяет приобрести квалификацию «программист-аналитик компьютерных систем в гуманитарной сфере», что дает возможность нашим выпускникам работать в различных областях гуманитарных дисциплин, в которых применяются компьютерные системы, а именно:

  • в компьютерной лингвистике,
  • в социологии,
  • в криминалистике,
  • в управлении.

Важной сферой применения методов искусственного интеллекта являются информационные системы и интернет-технологии, интеллектуализация которых весьма актуальна, поэтому наши выпускники востребованы в компьютерных фирмах (например, многие из них работают в Яндексе, ABBYY и других фирмах, создающих продукты информационных технологий). Наши выпускники работают также программистами-аналитиками в Фонде общественного мнения и в других корпорациях, создающих экспертные системы.

По различным темам, связанным с интеллектуальными системами, кандидатские диссертации защитили 17 наших выпускников (при этом следует учесть, что преподавание интеллектуальных систем было начато лишь с начала 90-х годов).

Наши выпускники способны создавать комплексы программ для анализа текстов, разрабатывать архитектуру баз данных и баз знаний, разрабатывать методы автоматического анализа данных и знаний, принимать участие в коллективном производстве междисциплинарных интеллектуальных систем.

Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере – не мода, а настоятельная потребность современной компьютерной цивилизации, а потому специальность «интеллектуальные системы в гуманитарной сфере» – специальность XXI века. Она под силу каждому, кто готов трудиться, интересуется математическими дисциплинами и хочет использовать компьютер не только как средство для игр, но и как инструмент познания и успешной карьеры.

Руководитель Отделения интеллектуальных систем в гуманитарной сфере РГГУ, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, д.т.н., профессор В.К. Финн

Специальность «интеллектуальные системы в гуманитарной сфере» сочетает в себе обширные и востребованные знания общих и специальных предметов с учетом региональных особенностей учебного заведения, включает методы и алгоритмы анализа данных, знания по экспертным системам, инструментам обработки текстов, способам представления знаний.

интеллектуальные системы в гуманитарной сфере

Направления применения полученных знаний, обширны: лингвистическое и программное обеспечение интеллектуальных, информационных и автоматизированных систем, компьютерные системы перевода текста и распознавания образов. Продуктивными и востребованными являются области оптимизации веб-ресурсов, работа с контекстом и базами данных.

Содержание дисциплины

В программу подготовки входят блок общеобразовательных предметов (история, философия, социология, менеджмент, высшая математика), общелингвистические переводческие дисциплины, специальные математические предметы и прикладные курсы по программированию и информационным технологиям.

Студентам предлагают специальный математический анализ и его прикладные сферы, теорию вероятностей в практическом применении, математическую логику в контексте анализа и принятия решений, математическую лингвистику.

Большое внимание уделяется формализации и представлению информации, изучению теории реляционных отношений и баз данных, логическому программированию, информационным и интеллектуальным системам, компьютерной лингвистике.

интеллектуальные системы в гуманитарной сфере кем работать

Важный элемент обучения - практический курс иностранного языка, обычно английского.

Направления профессиональной деятельности

Диплом по специальности «интеллектуальные системы в гуманитарной сфере» предоставляет своему владельцу обширный спектр областей приложения полученных знаний, от участия в разработке реальных высокотехнологичных информационных и интеллектуальных систем принятия решения, машинного перевода и распознавания образов до частных прикладных задач, таких как:

  • применение и развитие интеллектуальных систем;
  • проектирование баз знаний, правил автоматизации рассуждений;
  • экспертные системы, методики и алгоритмы принятия решений;
  • исследовательская деятельность и моделирование знаний и операций с ними;
  • разработка алгоритмов обнаружения и обработки информации в интернет;
  • другие направления автоматизированной обработки информации.

Решить, получив специальность "интеллектуальные системы в гуманитарной сфере", кем работать, очень просто. Развитие информационных технологий сделало специалистов такого профиля крайне востребованными, и карьерный рост от простого специалиста до руководителя подразделения или компании может измеряться не годами, а месяцами.

Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере: отзывы и мнения выпускников

Специальность предусматривает получение обширных практических и востребованных знаний, а также расширенный курс английского языка. Структура изучаемых предметов построена таким образом, что социальная составляющая настраивается на понимание логики программирования и компьютерных систем, но не затрагивает их по существу.

Выпускник по профилю «интеллектуальные системы в гуманитарной сфере» не становится программистом и, соответственно, не тратит время на изучение специальных предметов, анализ проблем и решений, которыми, между тем, учится эффективно управлять и понимать их сущность.

интеллектуальные системы в гуманитарной сфере отзывы

Практически все отзывы положительные, но отмечается необходимость много и внимательно учиться. Выпускники обоснованно считают себя "недопрограммистами", но ведь их программистами и не делают: профиль "интеллектуальные системы в гуманитарной сфере" - это совершенно другой уровень программирования. Эта работа больше относится к умению анализировать и программировать социальную сферу, поведение отдельной личности.

Области применения и перспективы специальности

Дипломы специалистов по ИТ-технологиям, особенно по практическому программированию и разработке, - одни из самых почетных, но специальность «интеллектуальные системы в гуманитарной сфере» с каждым днем становится всё популярнее.

Высшее учебное заведение, как и образование в целом, инерционно, программы курсов всегда декларируют однотипные программы обучения и области профессиональной пригодности выпускников.

Но, выпуская программирующих «недопрограммистов» по специальности «интеллектуальные системы в гуманитарной сфере», российская образовательная система «интуитивно», хотя на самом деле абсолютно объективно, сформулировала ответ на растущую насущную потребность в специалистах особенной ориентации: анализ поведения человека в компьютерной, прежде всего, в информационной системе.

Это не просто перспективная сфера деятельности. Это ответ на растущий уровень угроз, который основывается не на банальных вирусах и действиях хакеров, а на планомерном, многоуровневом, многостороннем влиянии на действующие информационные системы.

специальность интеллектуальные системы в гуманитарной сфере

Сегодня защита бизнеса, защита корпоративных интересов компании, частной собственности, персональных данных стала крайне актуальной. Нужны специалисты, которые могут определять поведение клиента и квалифицировать его как допустимое или вредоносное.

Работник компании может получать доступ в ее информационную среду с различных устройств, и обычные методы защиты здесь не срабатывают. Требуется комплексный подход, необходимо уметь строить социальный портрет компании и уметь в динамике анализировать его состояние, обнаруживать отклонения. Перспектива для «недопрограммистов» - просто колоссальная.

Конкурсная группа: 45.03.04 Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере

Платных для иностранцев - 7

Иностранный язык - 60

Русский язык - 60

  • Минимальный балл поступившего по конкурсу в первом этапе по сумме баллов ЕГЭ и баллов за индивидуальные достижения
  • Средний балл поступивших на бюджетную форму за три вступительных испытания отнесенный к 100 баллам

Цифровые гуманитарные исследования

Интеллектуальный анализ данных

  • 208 тыс. руб в год для граждан Российской федерации
  • 228 тыс. руб в год для иностранных граждан


ДОКУМЕНТЫ

ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ

Образовательная программа направлена на подготовку специалистов широкого профиля, владеющих способами сбора и обработки больших объемов данных, построения математических моделей, анализа и интерпретации полученных результатов, и способных проводить теоретические и прикладные исследования по анализу и поддержке решений в конкретных областях экономики, информатики, логистики, управления и социальной сфере. Обучение предполагает активную самостоятельную, научно-исследовательскую и проектную работу бакалавров под руководством опытных педагогов Университета ИТМО и специалистов предприятий-партнеров.

АКТУАЛЬНОСТЬ И ЗНАЧИМОСТЬ ПРОГРАММЫ

Подготовка бакалавров направлена на обеспечение IT-сектора экономики Российской Федерации специалистами в области проектирования, разработки и внедрения интеллектуальных систем, т.е. систем, основанных на знаниях и предназначенных для осуществления поддержки деятельности лиц, принимающих решения. Как показывает анализ агентств по трудоустройству, в России и Санкт-Петербурге недостаточно подготовлено таких IT-специалистов.

При этом в гуманитарной сфере, как в слабоформализованной области, востребованы интеллектуальные системы и технологии, ориентированные на автоматизацию методов извлечения новых знаний посредством методов и алгоритмов машинного обучения, направленных на обработку и анализ данных, процессов, документов. Это является особенностью представляемой образовательной программы, по которой выпускники способны работать в таких направлениях трудоустройства, как разработка комплексов программ для анализа текстов, архитектуры баз данных и баз знаний, методов автоматического извлечения знаний и анализа данных, и готовы принимать участие в коллективном производстве междисциплинарных интеллектуальных систем.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Подготовка квалифицированных специалистов, обладающих креативным мышлением и навыками в области проектирования и разработки интеллектуальных систем. Компетенции, выработанные преподавателями Университета ИТМО совместно с работодателями, определяют содержание образовательной программы, освоив которую, выпускники будут готовы к профессиональной деятельности в области анализа, разработки и внедрения интеллектуальных систем для гуманитарной сферы: экономики, социологии, образования, биоинформатики, лингвистики.

ДИСЦИПЛИНЫ

Программирование

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с изучением парадигмы программирования; современных технологий разработки программного обеспечения (ПО); процесса разработки ПО; возможностей современных языков программирования и стандартных библиотек. Рассматриваются следующие вопросы: основы работы с переменными; работу с математическими операторами, условных операторов, встроенных функций для работы с числами; базовый интерфейс Python; основы документирования программ на основе базовых конструкций языка; обработки со строковыми данными; работы с регулярными выражениями; списков и кортежей; базовый интерфейс Python по обработке данных; основы документирования программ для обработки данных; словарей и множеств; основные методы для получения и обработки даты и времени; базовый интерфейс Python по обработке даты и времени; основы документирования программ для обработки даты и времени; пользовательских функций, лямбда-функций; использования пакетов; базовый интерфейс Python по написанию пользовательских функций; основы документирования программ с пользовательскими функциями.

Математическая логика и теория алгоритмов

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с изучением основных структур, объектов и задач математической логики и теории алгоритмов; методов работы с формализованными логическими теориями; принципов построения машины Тьюринга.

Логическое программирование

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с изучением сущности логического программирования; роли логического программирования в создании интеллектуальных систем; основных понятий языка «Пролог», области использования языка; существующих версий, преимуществ и недостатков языка «Пролог»; структуры программы на Турбо-Прологе, синтаксиса и семантики предикатов; понятий «высказывания» и «предикаты»; интеллектуальных и экспертных систем; особенностей представления различных типов данных на языке «Пролог» и работы с ними; способов анализа информации и определения имеющихся в ней фактов, правил, переменных, отношений и предполагаемых целей работы системы; исчисления высказываний; описания на естественном языке логических моделей фрагментов предметной области решаемой задачи в терминах объектов предметной области, их свойств и отношений между собой.

Базы данных

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с основными принципами организации баз данных информационных систем; способами построения баз данных; основными методами и проблемами представления и обработки знаний в информационных системах.

Операционные системы

Содержание дисциплины включает следующие вопросы: принципы организации операционной системы, место и роль операционной системы в информационно-технологической инфраструктуре, в обеспечении функционирования прикладных информационных систем; распространенные архитектурные решения в операционных системах, методы и алгоритмы управления ресурсами вычислительной системы; организацию многозадачного и многопоточного выполнения вычислений; организацию памяти и обеспечение доступа к устройствам ввода-вывода; организацию файлового хранения информации; архитектуру систем виртуализации, применение систем виртуализации.

Заведующая кафедрой общего и славянского языкознания классического университета пояснила «Новому компаньону», кто и чему будет учиться на новой специальности «Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере»

25 апреля 2013 г.


— Елена Валентиновна, «инженер по знаниям» (он же — инженер-интерпретатор, он же — когнитолог) — не самая известная специальность на отечественном рынке труда. Что побудило вуз заняться этим направлением?

— На самом деле в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) это направление появилось лет 15 назад и долгое время только там и существовало.

Но именно вакансия «инженер по знаниям» в ближайшее время будет одной из самых перспективных. Специалистов таких пока ещё мало, а потребность в них уже достаточно высока.

— Что представляет собой специальность «Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере» (ИСГС)?

— Прежде надо уточнить, что такое интеллектуальные системы. Это разновидность программного обеспечения, которая на основе баз данных и баз знаний решает различные задачи, в зависимости от конкретных информационных потребностей пользователя. По сути, это программы, моделирующие разумное поведение человека. Сюда входят и создание самих массивов данных для анализа, и алгоритмы анализа, принятия решений, и алгоритмы извлечения информации.

Сфера применения компьютерных технологий для структурирования информации и принятия решений очень широка. Выпускникам будет выдаваться диплом бакалавра по направлению «Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере».

— Но ведь сегодня есть большое количество программистов, которые, собственно, уже решают подобные задачи. Почему в гуманитарной сфере надо учить этому особо?

— Для чистого «технаря» гуманитарная сфера очень специфична. Ему зачастую просто не объяснить, что вы хотите получить на выходе, поскольку он не понимает ни методы подхода к этой категории информации, ни методы её анализа. Для того, чтобы подобные задачи решать, необходимо объединить усилия начитанного программиста и лингвиста (социолога, психолога, криминалиста и т. д.), который хоть что-то понимает в программировании. А это невероятно сложная задача.

Люди, которые получают специальное образование, будут совмещать эти знания в одном лице.

Три гуманитарные науки — лингвистика, психология и социология — это три «кита», три составляющих гуманитарного образования специалиста ИСГС.

Гуманитарная сфера включает в себя все формы социальной жизни, которые имеют отношение к человеку, к его обслуживанию, к его включению в социум. Это здравоохранение, социология, психология, экономика, криминалистика, лингвистика (наверное, в самую последнюю очередь, как обслуживающая дисциплина).

Специалист, который работает с информацией, должен с лингвистической точки зрения воспринимать текст, а с социологической и психологической позиций должен понимать создателя этого текста.

— Ко всему, что вы перечислили, надо подключить и знание информационных технологий?

— Безусловно. И, что очень важно, знание иностранного языка. Мы делаем упор на английский, потому что это современный язык технологий. Он нужен специалисту и как способ знакомства с техническими новинками, и для обработки текстов, которых на английском огромное количество. То есть как предмет получения знаний и как предмет исследования.

— Но обычный человек, как правило, тяготеет либо к гуманитарным, либо к точным наукам. Наверное, будет непросто найти абитуриента, сочетающего в себе способности «физика» и «лирика»?

— Сейчас во всех сферах человеческой деятельности очень много междисциплинарных связей. Это очевидный тренд. Кроме того, давно замечено, что люди, которые хорошо обучаются иностранным языкам, прекрасно овладевают и математикой. Это сопряженные когнитивные процессы.

В науке особенно развиты междисциплинарные направления. К примеру, генетика совмещает в себе биологию, химию, инженерию, информационные технологии. Современные профессионалы обязаны быть «междисциплинарными». И наша специальность — одна из таких.

— Где и кем сможет работать бакалавр такой специализации?

— По статистике, в Пермском крае чуть не половина населения имеет отношение к гуманитарным, социальным сферам деятельности. И все эти сферы деятельности постепенно вводятся в интеллектуальное информационное пространство.

Активными потребителями услуг такого специалиста могут стать средний и крупный бизнес (разработка программных продуктов, повышающих конкурентоспособность), банки (разработка систем интеллектуального анализа данных), торговля, включая интернет-магазины, образование, аналитические и информационные отделы фирм и государственных предприятий.

Специалист по ИСГС может быть администратором баз данных и знаний, разработчиком обучающих компьютерных игр, программистом-аналитиком и программистом-разработчиком компьютерных и интеллектуальных систем в гуманитарной сфере. Он может разрабатывать прикладные программы для социологических исследований, экспертные системы в криминалистике, продвигать и оптимизировать сайты компаний. Кроме того, выпускник, умеющий анализировать информацию и управлять ею, может найти себя в рекламе и PR-технологиях.

— Какие предметы будут изучать студенты?

— Есть три основных блока. Это гуманитарные науки, где делается упор на лингвистику в её социально-психологических аспектах, потому что человек должен уметь грамотно анализировать текстовую информацию. Это математические дисциплины, в основном базовые, которые нужны для программирования на разных типах языков, и собственно само программирование плюс архитектура интеллектуальных систем. Это большой блок английского языка — делового, научного, технического, ну и, естественно, базового.

Эти три блока дополняются спецкурсами, научными практиками, которые направлены на исследование текстовых характеристик и на создание баз данных и интеллектуальных систем уже на основе этих исследований.

Со студентами будут работать преподаватели не одной кафедры и даже не одного факультета.

В учебном процессе тесно взаимодействуют физики, математики, филологи. Привлекаются также социологи и психологи. Мы будем сотрудничать с кафедрой компьютерных систем и телекоммуникаций (завкафедрой — профессор Михаил Марценюк), которая имеет большой опыт работы в сфере интеллектуальных систем и баз данных для негуманитарных областей.

У нас есть контакты и с ведущими вузами — СПбГУ, МГУ, РГГУ и другими, с методиками которых мы уже познакомились.

— А кто, на ваш взгляд, отважится поступить на этот факультет?

— Молодые люди, которые думают о своём будущем и при поступлении в вуз смотрят на вакансии рынка труда. Сайты крупнейших IT-компаний, работающих в сфере прикладной лингвистики и финансирующих исследования в области информационного поиска, пестрят заявками на таких специалистов. Им требуются специалисты от низшего уровня до топ-менеджеров. Причём зарплата даже на низшем уровне очень приличная.

Полученные знания можно применять в огромном количестве популярных областей. Сегодня правительство РФ требует установки тесного информационного контакта государственных структур с населением, чтобы люди с помощью компьютера могли получить в госорганах различные справки и услуги. Решение этой задачи потребует огромного количества соответствующих специалистов во всех регионах. А в крупных индустриальных центрах — в первую очередь.

— Чем обусловлен выбор такого направления для вуза?

— Открытие специальности, ориентированной на самые современные технологии, естественно для ПГНИУ, который стремится находиться на переднем крае науки и образования. Тем более что развитие информационно-телекоммуникационных систем признано приоритетным направлением развития науки, технологий и техники в России, а технологии обработки, хранения, передачи и защиты информации — критическими технологиями. Университет не может стоять в стороне.

— Вам не страшно?

— Всегда страшно, когда берёшься за новое. Но говорят же: «глаза боятся, а руки делают». Зато интересно, у людей появляется вдохновение.

Новое направление — в тренде научных исследований. Междисцип-линарные исследования предполагают совсем другие объёмы финансирования со стороны государства и выводят вуз на совершенно другой уровень — международный. Это фронт, передовая.

Все лингвисты, которые слышали о новой специальности, вне зависимости от возраста говорят: «Я бы поучился». В общем, в отличие от фундаментальной лингвистики, это прикладная специальность. И мы намеренно делаем шаг в этом направлении.

Я изучала математическую лингвистику в университете Санкт-Петербурга в середине 1980-х годов. Мы работали на огромных ЭВМ, где о быстродействии можно было только мечтать. По-этому, когда речь заходила о программах перевода с одного языка на другой, о программах анализа звучащей речи, нам говорили: «Вы до этого не доживёте». Сегодня всё это уже существует, и мы ещё живы. Технологии развиваются стремительно.

Читайте также: