Интенсивный напряженный ритм работы какие профессии

Опубликовано: 04.07.2024

В нашей жизни тяжело избежать стрессов. Они везде! Ведь слишком насыщенным стал наш образ жизни, много излишней информации, ненужного общения, высокие скорости передвижения. И если дома сохранять мир и спокойствие ещё в наших руках, то на работе зачастую избежать нервных потрясений не удается. Где-то начальство недовольно, партнёр подвёл, сроки поджимают и многое-многое другое.

Но если вдруг вы почувствовали, что ваш уровень стресса от работы зашкаливает, то не плохо было бы проанализировать и задать себе вопрос: а действительно ли есть из-за чего так сильно переживать и что такого страшного может случиться?

10. УЧИТЕЛЬ

Помимо того, что дисциплина учащихся сильно подрывает психологическое здоровье учителя, вся работа в целом в этой профессии стрессовая.

Учитель за урок решает множество задач, ему надо уложиться в 45 минут, чтобы донести материал, уследить за вовлечённостью каждого ученика, оценить усвоение знаний, объективно оценить, так же куча бумаг, подготовка к экзаменам и открытые уроки.

А к детям нужен особый индивидуальный подход, поэтому в таком ритме очень быстро приходит эмоциональное выгорание.

9. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ

Почти любой бизнес работает за счёт кредитов и инвестиций, поэтому важно рассчитать каждый шаг, чтобы не потерять деньги и обеспечить достойный доход не только себе, но и своим работникам.

А сформировать команду, организовать все процессы, вырабатывать стратегию и тактику развития предприятия, все это требует невероятных усилий и любые сложности будут уничтожать множество нервных клеток руководителя предприятия.

8. ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ

Так исторически сложилось, что Россия слишком уж привлекательна для других государств, и чтобы защитить свои границы, нам приходится не дожидаясь нападений, показывать свою мощь и силу на стороне. Поэтому наши военнослужащие постоянно находятся в состоянии боевой готовности, а каждое учение — это риски, не говоря о военных операциях. Большая ответственность и в высшем военном руководстве, так как они фактически ежедневно творят мировую историю.

Армия многочисленна, и конечно не каждый военнослужащий несёт на своих плечах ответственность, принимает решения и рискует своей жизнью, но в любом случае они первые, кто будет отдавать жизнь и защищать нас.

7. ШАХТЕР

Работа шахтером — это прежде всего труд в особо тяжёлых условиях. При этом даже с современными аналитическими приборами и высокочувствительнымм датчиками нет гарантии, что где-то не произойдет взрыв и этот спуск под землю не окажется последним. Долгая работа под землей, без солнечного света, а также пыльный воздух сильно сказывается на здоровье горняков.

Такая работа сильно изматывает организм физически, но и морально приходится не намного легче.

6. ВРАЧ

Врач в наши дни не просто благородная, ответственная, значимая профессия, но и мало защищённая. Как-то многие считают, что им врачи только по своему профессиональному долгу много чем обязаны, а при этом у них помимо контакта с пациентом множество другой работы и действуют то они в рамках регламента.

В нашем бюрократическом обществе тяжело найти ту грань между индивидуальным подходом и протоколами лечений. Нет конечно, не всегда во всем виноваты пациенты, и врачи не застрахованы от ошибок. И вот это все конечно добавляет стресса медикам, а если затронуть врачей и фельдшеров скорой помощи, реаниматологов, хирургов и всех тех, в чьих руках жизни людей, то становится ясно, почему эта профессия одна из самых психологически тяжелых.

5. ТАКСИСТ

Как и любая профессия, которая подразумевает близкий контакт с людьми, работа таксиста является крайне нервной. Не со всеми людьми легко найти общий язык, кому-то не будет нравиться слишком медленная езда, кому-то слишком быстрая, кто-то посчитает нужным давать “ценные указания” о том, как надо вести автомобиль.

Немало споров всегда вызывает стоимость поездки, а многие и вовсе отказываются оплачивать услуги, а то и вовсе кидаются в драку. Не все пассажиры имеют приличный вид и трезвое состояние. А в современных автомобильных пробках вождение автомобиля — это занятие психологически напряжённое, поэтому таксистам приходится особенно стрессово, так что стоит иногда им простить замечания по поводу “хлопнувшей дверцы”.

4. ПОЛИЦЕЙСКИЙ

Охраняя закон и порядок полицейские подвергают риску как свою жизнь, здоровье, так и ежедневно сталкиваются с насилиями, авариями и убийствами. Картины смерти, телесных повреждений и человеческих трагедий выходят за рамки обычного человеческого опыта.

Вдобавок ко всему — ненормированный рабочий день, куча бумажной волокиты, все это даёт дополнительный вклад в расстройство психоэмоционального состояния. Поэтому полицейские подвержены ежедневно стрессам, как никто другой.

3. ЛЕТЧИК

В небе нет права на ошибку, точнее цена ошибки будет дорога и они практически не исправимы. Это на земле у водителя есть возможность для торможения и остановки, а у летчика в небе любая незапланированная ситуация ведёт к риску катастрофы и разумеется это огромный стресс. Летчиков готовят к действиям во всех этих моментах и учат тому, как надо справляться с нервами, чтобы они не мешали правильным действиями, но бесследно для психики полеты не проходят.

2. ПОЖАРНЫЙ

Хоть и в народе ходят шутки про то, что пожарные на рабочем месте спят, но любой их выезд на горящий объект всегда несет опасность.

Подвержены риску и сами пожарные, так как им приходится жертвовать собственным здоровьем и жизнью, но так же и не легко психологически переносить то человеческое горе, с которым они сталкиваются в своей работе. Ведь часто пожары уносят не только имущество, но и жизни людей. Тушение пожаров не только физически сложное занятие, но и безусловно морально.

1. ДИСПЕТЧЕР АЭРОПОРТА

Про тех, кто находится “за кулисами”, мало вспоминают. Но если мы задумаемся о том, как взлетают, движутся и заходят на посадку самолёты, кто управляет и контролирует все эти маршруты и какая на них ответственность, то сразу станет ясно, что именно от работы диспетчера зависит безопасность полетов.

Как избежать стресса в этих профессиях, ведь они, как получается, не только самые нервно-напряженные, но и самые необходимые, именно эти люди обеспечивают нашу безопасность, здоровье, обучают наших детей?

Здесь универсального приема быть не может, но, наверное, главное, чтобы человек шел в профессию по призванию, осознанно, любил свое занятие, и тогда справляться со сложностями и вновь идти помогать людям будет значительно проще.

Мы же можем быть благодарны тем людям, которые ежедневно подвергают себя риску, стрессам и выполняют непростую работу. Это очень важные профессии, без которых сложно представить современный мир.

Этот и другие обзоры смотрите на нашем сайте СпасибоВсем.ру

Тема в разделе "Напишите ЭССЕ", создана пользователем Amazonka13.

Amazonka13 ботан

vamp12 почемучка

1)Офицант

2) Пилот
3)Продавец кваса (летом) или овощей (зимой)
4) Сварщик
5) Продовец в круглосуточном магазине
6) Строитель
7) Шеф-поваром

Продавец.

Диджей, токарь-универсал.

Тракторист (комбайнер, сборщики ягод) (лето. жара).

Программист, архитектор.

Сторож.

Шахтёр, электрик.

Спасатель, ГИБДД, учитель.

Moncler новичок

Антропогенный фактор- мелиорация, загрязнение окр. среды.
Абиотические- температура, давление, влажность.
Биотические- конкуренция, симбиоз, паразитизм, хищничество.
Ограничивающие факторы-1) любые факторы тормозящие рост популяции в экосистеме.
2) факторы среды, значение которых сильно отклоняется от оптиума.

anikram ученик

Учреждению срочно потребовалась машинистка. Одна из сотрудниц учреждения предложила взять на эту работу свою знакомую Скворцову. Из-за срочного характера работы директор предложил Скворцовой начать работу немедленно, пообещав в ближайшее время оформить с ней трудовой договор. Однако через неделю директор сказал Скворцовой, что найдена более опытная машинистка, и отказался с ней заключать трудовой договор. Правомерны ли действия директора?

Mosya школьник

Я думаю да, тк наверное считается, что она якобы на испытательном сроке в неком образе. поэтому он вправе гнать ее и находить другую

вопрос к юристам, а не к школьникам. Но мне кажется, директор нарушил

закон не заключив трудовой договор. Т. к. Скворцова приступила к работе,

то фактически договор начал действовать. Директор должен заключить договор

со Скворцовой, а уже затем на законных основаниях его расторгать.

SamantaSmith зубрила

Проанализируйте с точки зрения трудового законодательства следующую ситуацию:

14-летний учащийся школы, находящейся рядом с железнодорожной станцией, самостоятельно устроился на работу по разгрузке вагонов в ночное время.

ДОПУЩЕНЫ ЛИ НАРУШЕНИЯ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ДАННОЙ СИТУАЦИИ? ЕСЛИ ДА, ТО КАКИЕ?

Vorobey отличник

Согласно трудового законодательства подросткам (14-18 лет) запрещено работать в ночное время (с 22 часов вечера до 6 часов утра).

Допущены. Во первых: разгрузка вагонов, то есть поднимание тяжести

Во вторых: в ночное время ( т. к. ребенок (ученик школы в это время должен спать).

В третьих: работать рядом с железнодорожной станции

sanni стажер

Дайте правовую оценку ситуации

1) Ученик 8-го класса школы № 5 Аксенов по устному распоряжению директора комбината бытового обслуживания был принят инспектором в справочное бюро ( с режимом работы – 5 дней в неделю по 5 часов). Через два дня к директору обратилась мать мальчика и попросила уволить сына, считая что он был принят на работу незаконно (без ее согласия) и должен продолжать учебу в школе.
Правильно ли был оформлен прием на работу подростка? Имеет ли право мать требовать увольнения несовершеннолетнего сына и кому должна быть выдана заработная плата за отработанное время?
2)К директору магазина обратился 14-летний школьник Сергей. Он просил принять его на работу в свободное от занятий время. Директор предложил Сергею прийти вместе с родителями, чтобы получить их согласие. Сергей объяснил, что родители не разрешают ему работать, но он хочет работать, чтобы оказвать материальную помощь семье.
Как должен был поступить директор магазина? Каков порядок приема несовершеннолетних в возрасте от 14 лет?

TeQuiLLa ученик

. В первом случае, права мама мальчика, т. к. несовершенно летние устраиваются на работу с согласием родителей/опекунов. Но зарплату должны выдать мальчику.

Во втором случае, директор может устроить на работу мальчика только после того, как получит согласие от законного представителя ребёнка. Если директор всё таки возмёт мальчика на работу, то будет преследоваться по закону.

DRUGaYA ученик

Практическое мышление Различие между теоретическим и практическим мышлением заключается в том, что они по-разному связаны с практикой: не в том, что одно из них имеет связь с практикой, а другое — нет, а в том, что характер этой связи различен. Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач: организовать работу данного завода, разработать и осуществить план сражения и т. п. , тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей: принципов организации производства, тактических и стратегических закономерностей. Работа практического ума непосредственно вплетена в практическую деятельность и подвергается непрерывному испытанию практикой, тогда как работа теоретического ума обычно подвергается практической проверке лишь в своих конечных результатах. .. Теоретический ум отвечает перед практикой лишь за конечный результат своей работы, тогда как практический ум несет ответственность в самом процессе мыслительной деятельности. Ученый-теоретик может выдвигать разного рода рабочие гипотезы, испытывать их иногда в течение очень длительного срока, отбрасывать те, которые себя не оправдывают, заменять их другими и т. д. Возможности пользоваться гипотезами у практика несравненно более ограниченны, так как проверяться эти гипотезы должны не в специальных экспериментах, а в самой жизни, и — что особенно важно — практический работник далеко не всегда имеет время для таких проверок. Жесткие условия времени — одна из самых характерных особенностей работы практического ума. Сказанного уже достаточно, чтобы поставить под сомнение одно очень распространенное убеждение, а именно убеждение в том, что наиболее высокие требования к уму предъявляют теоретические деятельности: наука, философия, искусство. Кант в свое время утверждал, что гений возможен только в искусстве. Гегель видел в занятиях философией высшую ступень деятельности разума. Психологи начала XX в. наиболее высоким проявлением умственной деятельности считали, как правило, работу ученого. Во всех этих случаях теоретический ум рассматривался как высшая возможная форма проявления интеллекта. Практический же ум, даже на самых высоких его ступенях — ум политика, государственного деятеля, полководца, — расценивался с этой точки зрения как более элементарная, более легкая, как бы менее квалифицированная форма интеллектуальной деятельности. Вопросы и задания: 1) Какие различия теоретического и практического мышления выделяет Б. М. Теплов? 2) Каким видам деятельности в большей мере соответствует практический тип мышления? 3) Продолжите перечень названных во фрагменте видов деятельности. По какому принципу вы включаете тот или иной вид деятельности в данный список? 4) Согласны ли вы с ученым в оценке значения практического мышления? О чем бы вы могли поспорить? Какие аргументы вы можете привести в пользу своей точки зрения?

1. Дорисуй стрелки на схеме. Красным цветом обозначь наиболее важные связи, синим — менее важные, чёрным — те, что мешают на пути к успеху.

Красные стрелки – настойчивость, трудолюбие, целеустремленность, желание узнавать что-то новое, напористость, усердие, удача, честность.

Синие стрелки – требовательность, умение сочувствовать, тактичность.

Черная стрелка – неуступчивость.

2. Объясни, какая связь существует между словами «успеть» и «успех».

Успех — достижение поставленных целей в задуманном деле, положительный результат чего-либо, общественное признание чего-либо или кого-либо.

Успеть - 1) в нужное время, в срок сделать что-либо, прибыть куда-либо; 2) достигнуть успеха, добиться чего-либо.

Успех - сам процесс, успеть - результат процесса.

3. В рамочки вклей фотографии, рисунки и коллажи, иллюстрирующие твое представление о жиненном успехе.

4. В сказке Г.-Х. Андерсена «Калоши счастья» рассказывается о том, как фея Счастья и фея Печали поспорили, что приносят людям калоши счастья.

Фея Счастья утверждала, что калоши обладают замечательным свойством: того, кто их наденет, они смогут мгновенно перенести в любое место и любую эпоху, и от этого он почувствует себя совершенно счастливым.
Фея Печали утверждала, что обладатель калош счастья будет самым несчастным человеком на земле и благословит ту минуту, когда избавится от этих калош.

Чью сторону в споре займёшь ты? Напиши, для чего тебе нужны калоши счастья.

Займу сторону феи печали, т. к. такие калоши нужны не для путешествий, а для того, чтобы получить значимое счастье.

В чём ты согласен с феями? В чём готов с ними поспорить?

Я согласен с феей Счастья в том, что путешествовать это хорошо, но невозможно все время проводить в путешествии, необходимо заниматься и другими делами, иначе путешествовать наскучит, и не будет приносить счастья.

5. Заполни таблицу и сделай вывод из представленной в ней информации.

Факторы, воздействующие на здоровье Примеры профессий, видов деятельности, которым присущи эти факторы
Интенсивный, напряжённый ритм работы врач
Шум и вибрация строитель
Продолжительное пребывание на жаре или в холоде, на открытом воздухе пахарь , погонщик скота
Длительная нагрузка на зрение ай-ти менеджер, офисный работник
Необходимость работать в ночное время дежурный, охранник
Повышенная опасность травматизма пожарные, полицейские
Физические нагрузки, продолжительное нахождение на ногах тренер


6. Придумай басню, мораль которой уже сформулировал И. А. Крылов: «Берись за то, к чему ты сроден, коль хочешь, чтоб в делах успешен был конец».

У всякого талант есть свой; Но часто, на успех прельщаясь чужой, Хватается за то иной, В чем он совсем не годен. А мой совет такой: Берись за то, к чему ты сроден, Коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец. Какой-то смолоду Скворец Так петь щегленком научился, Как будто бы щегленком сам родился. Игривым голоском весь лес он веселил, И всякий Скворушку хвалил. Иной бы был такой доволен частью; Но Скворушка услышь, что хвалят соловья, - А Скворушка завистлив был, к несчастью, - И думает: "Постойте же, друзья, Спою не хуже я И соловьиным ладом". И подлинно запел, Да только лишь совсем особым складом: То он пищал, то он хрипел, То верещал козленком, То непутем Мяукал он котенком; И, словом, разогнал всех птиц своим пеньем. Мой милый Скворушка, ну что за прибыль в том? Пой лучше хорошо щегленком, Чем дурно соловьем.

7. Используя уже имеющиеся буквы, разгадай кроссворд, в котором зашифрованы качества личности, необходимые для достижения жизненного успеха.

8. Напиши короткий рассказ на тему «Кем я хочу стать».

Я часто мечтаю о своем будущем: какое оно будет? Надо много и упорно учиться, чтобы стать капитаном дальнего плавания. я уже сейчас готовлюсь к этой профессии: изучаю карту, читаю литературу о великих мореплавателях и географических открытиях. Мой любимый герой капитан Немо Жюля Верна. На моей книжной полке много и технической литературы. я много читаю о парусных судах, о современных гражданских и военных судах. Очень интересным является подводный флот. У подводников очень сложная техника, им приходится служить в трудных условиях, но они видят самые глубины океана. Но капитан должен знать не только географию. На современных кораблях установлены сложнейшие приборы, чтобы ими управлять, нужно знать математику, физику, биологию. Для этого нужно получить основы знаний в школе, а затем учиться дальше. Я обязательно выучусь на капитана, буду бороздить мировой океан.

Напряженность труда (НТ) – характеристика рабочего процесса. Определяется на основании целого ряда критериев. Используется при аттестации рабочего места.

Вопрос: Какие данные об условиях труда на рабочих местах вписывать в трудовые договоры с работниками, если в организации не проводились ни аттестация рабочих мест, ни специальная оценка условий труда?
Посмотреть ответ

Что представляет собой напряжённость труда?

НТ – значение, отражающее нагрузку на ЦНС при исполнении должностных обязанностей. Показатель дает представление о нагрузке на нервную систему, эмоциональное состояние, органы чувств. Особенно он показателен для управленцев, пилотов и водителей. Представители этих профессий испытывают наибольшую нагрузку именно на ЦНС. Фактор физического утомления во внимание не принимается. Напряженность труда – это один из критериев при профессиональном отборе. Показатель также применяется при обустройстве комфортного рабочего места.

Классы напряжённости труда

Рассматривают три класса НТ:

  1. Оптимальный. Предполагает слабый показатель напряжённости труда. Такие условия обеспечивают наилучший уровень производительности.
  2. Допустимый. Предполагает среднюю ступень напряженности. Данные условия не противоречат нормативам. Предполагается, что накопленное напряжение будет устраняться в процессе выходных. НТ второго класса не должна причинять вред здоровью сотрудника в перспективе.
  3. Напряженный. Предполагает превышение установленных нормативов. Данная работа отличается наличием вредных производственных условий. Третий класс напряжённости труда – это неблагоприятное влияние на организм сотрудника в перспективе.

Вопрос: В организации руководителю подразделения установлены надбавки к заработной плате за качество и напряженность. Если работник отсутствует на работе по причине нетрудоспособности или находится в отпуске, как начисляются надбавки: с учетом отработанного времени или без учета?
Посмотреть ответ

Третий класс подразделяется еще на три категории:

  • 3.1. Присутствуют отклонения от принятых нормативов. Они могут спровоцировать изменения обратимого характера, повышают риск развития болезней.
  • 3.2. Существующие вредные условия могут спровоцировать устойчивые нарушения. Есть высокий риск развития болезней, вероятность непродолжительной утраты трудоспособности. Возможно появление первой стадии профессиональной патологии.
  • 3.3. Отличается повышенным уровнем вредных воздействий. Существует очень высокая вероятность появления и развития патологий.

Класс напряженности влияет на организацию условий труда, обустройство рабочего места.

Разновидности нагрузок

Каждая из нагрузок характеризуется особыми критериями оценки.

Интеллектуальные нагрузки

Выделяют следующие показатели:

При оценке принимается во внимание целый комплекс параметров. Рассмотрим некоторые признаки усложненных задач:

  • В процессе применяются рассуждения.
  • Руководством поставлена общая цель.
  • При решении задачи требуется построить план.
  • Задача подразделяется на множество этапов.
  • Последовательность действий избирается работником.

Это характерные черты, присущие именно сложному труду.

Сенсорные нагрузки

Сенсорные нагрузки подразумевают нагрузку на органы чувств. Выделяются следующие параметры:

  • Продолжительность наблюдения. Выражается в процентном соотношении от длительности смены.
  • Частота поступающих сигналов (звуки, свет) за час. Наибольшая напряженность по данному параметру наблюдается у таких профессий, как авиадиспетчер, телеграфист.
  • Количество объектов, подлежащих одновременному наблюдению. Для каждой профессии число таких объектов будет разным. К примеру, для авиадиспетчеров предельное количество объектов составляет 13.
  • Размер предмета, подлежащего наблюдению. Чем меньше этот объект, тем больше нагрузка на глаза.
  • Труд с участием оптического оборудования (процент от общей длительности смены). Чем больше этот процент, тем выше нагрузка.
  • Наблюдение за экраном терминала (количество часов в день). Фиксируется продолжительность работы с экраном.
  • Нагрузка на слуховой анализатор. Находится в зависимости от разборчивости поступающих сигналов, наличия «белого шума». Также во внимание принимается уровень шума.
  • Нагрузка на голосовой аппарат. Подсчитывается количество часов, в которые сотрудник разговаривает (в связи с исполнением служебных обязанностей).

Большое количество параметров определяется в процентном соотношении.

К примеру, одна смена рабочего составляет 10 часов. Это 100%. Непосредственная нагрузка на глаза длится в течение 2 часов. То есть сенсорная нагрузка составляет 20% от смены.

Эмоциональные нагрузки

Различают следующие значения нагрузок:

  • Ответственность за итоги своего дела.
  • Степень риска для жизни сотрудника.
  • Ответственность за безопасность людей.

Наибольшие эмоциональные нагрузки фиксируются у крупных руководителей.

Монотонность нагрузок

Выделяют следующие параметры монотонности нагрузок:

  • Количество однообразных приемов для решения задачи.
  • Время на исполнение одного задания.
  • Длительность активных действий (в процентах от всей смены).
  • Монотонность процесса (предполагает длительность пассивного наблюдения).

Наибольшие нагрузки наблюдаются у участников конвейерного производства.

Режим работы

Можно выделить следующие параметры:

  • Фактическая длительность рабочего дня.
  • Сменность труда.
  • Наличие перерывов для отдыха сотрудника и их длительность.

Во внимание принимается, опять же, совокупность всех параметров.

Как оценить напряжённость труда?

Оценка напряжённости труда выполняется в соответствии со следующими принципами:

  • Рабочая специальность анализируется с точки зрения всех приведенных значений. Запрещено использовать приведенные показатели выборочно.
  • Класс условий труда находится по каждому из приведенных значений.
  • В том случае, если рабочая специальность лишена одного из параметров (к примеру, сотруднику не нужно наблюдать за экранами), по ней ставится 1 класс НТ. Просто пропустить параметр нельзя.

Рассмотрим критерии, по которым за специальностью закрепляется определенный класс:

Умственный труд - работы, связанные с приёмом и переработкой информации и требующие напряжения сенсорного аппарата внимания, памяти, активации процессов мышления, эмоциональной сферы. В современных условиях: разнородность информации, дефицит времени, личная ответственность приводит к эмоциональному перенапряжению, ССЗ, нервным заболеваниям.

Виды умственного труда: 1. операторский – управление машиной, технологическими процессами. А) операторы-наблюдатели Б) операторы-исполнители В) операторы-технологи. Характеризуется большой ответственностью, перенапряжением. 2. управленческий – руководители предприятий, преподаватели. Характеризуется большим объемом информации, дефицитом времени, личной ответственностью, широким кругом знаний. 3. творческий – артисты, композиторы, научные работники. Напряжение внимания, памяти. 4. труд мед. работников.Характеризуется большой ответственностью. 5. труд учащихся и студентов.

Напряжение основных психических функций (память, внимание, восприятие), наличие стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты). Физиологические особенности умственного труда: обостряется внимание, память, сопровождается вегетативными изменениями, повышается кровообращения мозга, изменяется биоэлектрическая активность мозга, повышается ЧСС, АД, ЧД, повышается уровень сахара. В начале работы улучшаются внимание, запоминание, скорость выполнения «тестовых задач» и профессиональная работоспособность. Длительная умственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на психическую деятельность: ухудшаются функции внимания (объем, концентрация, переключение), памяти (кратковременной и долговременной), восприятия (появляется большое число ошибок).

Напряженность труда – эмоциональная нагрузка на организм при труде, требующая преимущественно интенсивной работы мозга по получению и переработке информации.

Критерии напряженности: внимание, длительность сосредоточенного наблюдения, плотность сигналов в 1 ч, эмоциональное напряжение, сменность, продолжительность рабочего дня, наличие регламентированных перерывов и их продолжительность, монотонность нагрузок. Общая оценка напряженности трудового процесса оценивается по 23 показателям.

Условия, способствующие повышению умственного труда: в работу следует «входить» постепенно. необходимо соблюдать определенный ритм работы последовательность и систематичность в работе правильное чередование умственного труда и отдыха упражнение и тренировка комплексы психофизиологических нагрузок

2. Вибрация как неблагоприятный фактор производственной среды. Физические параметры вибрации и их гигиеническое значение. Классификация. Действие на организм. Принципы организации производственного контроля.

Вибрация - это колебательные движения системы с упругими связями. По способу передачи человеку-оператору выделяют локальную и общую вибрации.

Локальная вибрация

Ее источниками являются ручные машины, органы управления машинами и оборудованием, ручные немеханизированные инструменты и приспособления, а также обрабатываемые детали, которые работающие удерживают в руках. Работа с этим оборудованием связана с воздействием на организм человека вибрации, передающейся через руки, ступни ног или другие части тела.

Локальная вибрация классифицируется по следующим признакам:

• по способу передачи человеку-оператору, при этом выделяют вибрации, передающиеся через руки, через ступни ног, а также воздействующие на другие части

• по временным характеристикам - выделяют постоянные и непостоянные вибрации, в т.ч. импульсные, состоящие из одного или нескольких вибрационных воздействий, каждый длительностью менее 1 с;

• по спектральным характеристикам - выделяют диапазоны с преобладанием максимальных уровней в октавных полосах 8-16 Гц (низкочастотный), 31,5-63 Гц (среднечастотный) и 125-1000 Гц (высокочастотный);

• по направлению действия - выделяют вибрацию, действующую вдоль осей ортогональной системы координат Х, У, Z

Нормируемыми параметрами локальной вибрации являются:

- частотные (спектральные) характеристики - среднеквадратические значения виброскорости или виброускорения в абсолютных единицах (в м/с или м/с 2 соответственно) или их логарифмические уровни (в дБ), измеряемые в октавных полосах среднегеометрических частот в диапазоне от 8 до 1000 Гц;

- одночисловой частотно-взвешенный показатель - корректированное значение виброскорости или виброускорения или их логарифмический уровень (интегральная оценка по частоте нормируемого параметра);

- интегральная оценка по частоте нормируемого параметра с учетом времени воздействия вибрации - эквивалентное корректированное значение виброскорости или виброускорения или их логарифмический уровень (эквивалентный по энергии уровень нормируемого параметра).

Физиологические механизмы действия вибрации

Действие вибрации на организм вызывает различные изменения в деятельности центральной и периферической нервной систем. Особенно чувствительными к действию вибрации являются отделы симпатической нервной системы, регулирующие тонус периферических сосудов, а также отделы периферической нервной системы, связанные с вибрационной и тактильной чувствительностями. При воздействии вибрации снижаются все виды кожной чувствительности, ухудшается скорость проведения импульса по нерву, развиваются парестезии.

При воздействии вибраций низких частот (ниже 35 Гц) наблюдается преимущественно картина атонии капилляров или спастико-атоническое их состояние. Нарушения периферической гемодинамики при действии локальной вибрации зависят от места ее преимущественного приложения. Длительное воздействие низкочастотной вибрации обусловливает в основном развитие ангиодистонического синдрома и костно-мышечных нарушений, а высокочастотной вибрации - вызывает преимущественно ангиоспазм и вегетосенсорные полиневропатии.

Технические - включают максимальное снижение массы инструмента в целях снижения физической тяжести работ.

Организационно-технические мероприятия включают:

• Защиту временем - режимы труда, которые должны обеспечивать общее ограничение времени воздействия вибрации в течение рабочей смены.

• Средства индивидуальной защиты (антивибрационные рукавицы, противошумные наушники или вкладыши, теплая специальная одежда; при обводнении и охлаждающем действии воды - водонепроницаемая одежда, рукавицы и обувь).

Медико-профилактические мероприятия включают: проведение предварительных и периодических медицинских осмотров; физиотерапевтические меры; витаминопрофилактику; санаторно-курортное лечение и др.

Общая вибрация классифицируется по следующим признакам:

По источнику возникновения вибраций выделяются:

транспортно-технологическая вибрация, воздействующая на человека на рабочих местах в машинах, перемещающихся по специально подготовленным поверхностям производственных помещений, промышленных площадок, горных выработок.

По направлению действия общую вибрацию подразделяют на действующую вдоль осей ортогональной системы координат Х, У, Z

По характеру спектра общую вибрацию подразделяют на низкочастотную общую вибрацию (с преобладанием максимальных уровней в октавных полосах 1-4 Гц), среднечастотную вибрацию (8-16 Гц) и высокочастотную вибрацию (31,5 и 63 Гц).

По временным характеристикам общие вибрации разделяют на постоянные вибрации и непостоянные вибрации

Общая вибрация действует на опорно-двигательную систему и ЦНС.

Вибрация может прямым путем мешать выполнению рабочих операций или косвенно влиять на работоспособность за счет снижения уровня функционального состояния человека. Вибрацию рассматривают как сильный стресс-фактор, оказывающий отрицательное влияние на психомоторную работоспособность, эмоциональную сферу и умственную деятельность человека и повышающий вероятность возникновения несчастных случаев.

При всех видах вибрационной болезни нередко наблюдаются изменения со стороны центральной нервной системы в виде вегето- сосудистой дисфункции на неврастеническом фоне, которые могут быть связаны с комбинированным действием вибрации и интенсивного шума, постоянно сопутствующего вибрационным процессам. По той же причине у работников виброопасных профессий с большим стажем возникают невриты слуховых нервов, при выраженных стадиях заболевания наблюдается понижение слуха не только на высокие, но и на низкие тоны.

Профилактика.

Наиболее действенными средствами защиты человека от вибрации являются: устранение непосредственного контакта с вибрирующим оборудованием путем применения дистанционного управления, промышленных роботов, механизации и автоматизации процессов, замены технологических операций; снижение интенсивности вибрации непосредственно в источнике В комплексе мероприятий по снижению неблагоприятного действия вибрации на организм человека важная роль отводится режимам труда и отдыха

К мерам организационного характера, направленным на сокращение времени контакта с вибрационным оборудованием, относится создание комплексных бригад со взаимозаменяемостью профессий.

СИЗ: антивибрационные рукавицы или перчатки, коврики, обувь, подметки.

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ ВИБРАЦИИ

- гигиеническую оценку биологически значимых физических параметров вибрации с учетом сопутствующих факторов; учитываются влияние времени экспозиции, прерывистый и непрерывный характер вибрационного воздействия;

- оценку состояния здоровья по данным изучения общей и профессиональной заболеваемости, клинических, физиологических и психофизиологических исследований;

- экспериментальные исследования на вибростендах влияния общей вибрации и вибросиловых характеристик ручных машин (локальная вибрация) на добровольцах;

КЛАССИФИКАЦИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ

При контакте работающих с источниками как постоянной (часть смены), так и непостоянной вибрации (общей, локальной) для оценки условий труда измеряют (или рассчитывают с учетом продолжительности этого контакта) эквивалентный корректированный уровень виброскорости или виброускорения в дБ.

Определенные эквивалентные корректированные уровни виброскорости или виброускорения в дБ сравнивают с величинами действующих нормативов СН 2.2.4/2.1.8.566-96 «Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий». И далее по превышению ПДУ (на . дБ) определяют степень вредности и опасности условий труда (см. табл. 5.7).

При сочетанном действии локальной вибрации и охлаждающего микроклимата (работа в условиях охлаждающего микроклимата) класс вредности условий труда по вибрационному фактору повышается на одну ступень.

Читайте также: