Выбрать какую то профессию и описать действия которые выполняет данный специалист

Опубликовано: 30.06.2024

Противоречивые ответы на насущные вопросы о выборе профессии

Читать: 5 мин.

Мы постоянно отвечаем на вопросы о выборе профессии: в личной беседе со школьниками и родителями, на Профлектории, на тренингах и в профлагере. Поэтому мы решили написать большую статью, где соберем интересные мысли о выборе профессии и образования. В ней вы найдете неординарные рекомендации и практические советы для самостоятельной профориентации.

Как правильно выбрать профессию? Как выбрать специальность после 9 и после 11 класса? Есть ли разделение профессий на те, что для девушек, и те, что для молодых людей? Как выбрать профессию по востребованности? Помогают ли тесты в выборе профессии или все-таки бездушная машина не может понять глубины человеческой души?
На ваши вопросы отвечают профэксперты:



Кирилл Кузнецов,
кандидат психологических наук,
руководитель отдела профориентационного консультирования.
Стаж – 15 лет.

Любит горные лыжи, прошел с экспедицией по Сибири 300 км, по Москве передвигается на мотоцикле.



Екатерина Лукьянова,
руководитель отдела online-консультирования в Центре "Гуманитарные технологии".
Стаж – 18 лет.

Говорит по-испански, играет на гитаре, по первому образованию
инженер-радиоэлектронщик.



Вячеслав Высоцкий,
кандидат психологических наук, доцент кафедры развития образования ФГАОУ Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ.
Стаж – 25 лет.

Любит путешествия и русскую литературу XX века, участвовал в обсуждении вопросов школьного образования в Совете Европы в Брюсселе.

Как выбрать профессию

Сложнейший вопрос в жизни каждого человека! Потому что, когда мы выбираем профессию, мы выбираем будущее. Причем не только свое, но и своих близких. Хотелось бы, чтобы будущая профессия приносила и удовольствие, и финансовое благополучие, и пользу окружающим.
Но, как назло, выбор профессии нужно сделать очень рано – в подростковом возрасте. Подросток мало знаком с миром профессий и еще ни разу в жизни не работал, поэтому для него выбор профессии оказывается вдвойне трудным.

Вячеслав Высоцкий: Когда мы выбираем профессию, мы пытаемся предсказать будущее, не обладая опытом. Что в этом случае делать? Копить опыт и пользоваться всеми доступными средствами для получения информации. Чем больше усилий вы приложите к поиску профессии, тем больше будет отдача.

Мы, как специалисты по профориентации, советуем подойти к выбору профессии как к проектной работе. Что такое проект знают теперь не только взрослые, но и школьники. Это законченная исследовательская работа. Исследователь ставить проблему, собирает и анализирует данные, проводит эксперименты и делает выводы.
Поставьте себе задачу – найти свое место на рынке труда. И начинайте свое исследование.

Кирилл Кузнецов: Перестаньте "выбирать" профессию, подумайте, чем вы можете быть полезны миру. В чем вы хороши? Что вы сами хотите делать? И почему за это вам должны платить деньги?

Проект по выбору будущей профессии можно построить по проверенной схеме, которая состоит из трех этапов:
① Узнаю
② Выбираю
③ Пробую

На первом этапе вы разбираетесь в своих способностях и стремлениях. Для понимания себя подойдут различные психологические и профориентационные тесты, мнение близких, преподавателей, карьерных экспертов. Не нужно делать какой-либо источник информации основным, не ставьте приоритетов. Собирайте информацию в комплексе: что нравится и не нравится делать, любите ли общаться с людьми, к каким дисциплинам есть способности.
На втором этапе вы начинаете разбираться в мире профессий и своих образовательных возможностях. Читайте интернет-ресурсы о профессиях, ходите на образовательные выставки и дни открытых дверей, читайте книги и смотрите фильмы о профессионалах. Записывайте свои впечатления и мысли. В результате второго этапа у вас соберется список интересных вам профессий, подумайте и запишите, что именно вас привлекло в каждой профессии.
А на третьем этапе ваша задача – попробовать понравившиеся профессии. Мы знаем, что это нелегко сделать в 15 лет. Но у вас в руках остается несколько доступных инструментов: кружки и образовательные курсы (в том числе онлайн), стажировки для школьников, школьные экскурсии на предприятия, профориентационный лагерь.

Екатерина Лукьянова: Знакомиться с профессиями школьнику необходимо через кружки. Если ходить в кружки, секции и на курсы, то к выпуску из школы вы приобретете бесценный субъективный опыт. Вы будете знать, какими занятиями готовы продолжать заниматься, а какими - нет.

Как выбрать специальность и вуз

Кирилл Кузнецов: У каждого свои факторы выбора. Ты учитываешь тысячи мелочей, когда подбираешь вуз и специализацию. Например, к нам приходят ребята, которые хотят учиться только в МГУ. А есть ребята, которым необходим вуз с общежитием для приезжих из ближайших городов, ведь не всем таким студентам дают место в общежитии. Моя рекомендация: выписать для себя самые значимые моменты и каждый вуз и факультет оценивать по своей собственной шкале.

Екатерина Лукьянова: Общемировая тенденция на рынках труда и образования такова, что человек не выбирает профессию и образование раз и навсегда. Это только первый выбор. Поэтому выбор становится чуть проще. Но всегда помните, что фундаментальное образование - медицинское или инженерное - трудно или почти невозможно получить вторым. Оно слишком энергозатратно для получения. Поэтому, если вы выбираете между несколькими специальностями, лучше начать с фундаментальной.

Вячеслав Высоцкий: Да, фундаментальные специальности практически невозможно получить с помощью переподготовки. Тем не менее, если нравится медицина, почему бы не работать в этой сфере, например, с клиентами или в качестве пресс-секретаря, бухгалтера, программиста, робототехника.

Тесты на выбор профессии

Как вы относитесь к тестам? Везде только тестирование! Чего стоят только ЕГЭ и ОГЭ! Как тестом можно что-то проверять? Как с помощью теста выбирать профессию? Он же одинаковый для всех, он же не учитывает индивидуальности!
Вот в этом и есть сильная сторона тестирования – хорошо разработанная методика тестирования близка к объективности.

Кирилл Кузнецов: Психолог без нормированной методики, которая выверена на цифрах и статистике, может привнести в консультацию много лишнего, субъективного. Посоветовать что-то из своего личного опыта - это непрофессионально. Можно не использовать компьютерный тест, можно беседовать со школьником, опираясь на выбранную методику, просто времени уйдет больше.

Екатерина Лукьянова: Тест – это инструмент, который помогает психологу работать. Благодаря тесту мы быстро получаем базовую информацию и оказываемся на более выгодной позиции, чем без него. А затем мы начинаем беседовать с подростком, родителями и, если нужно, с преподавателями. В беседе человек полностью открывается.

Вячеслав Высоцкий: Тест – это один из элементов комплексного подхода. Если есть возможность пройти тестирование, нужно пройти и положить в копилку к другой информации, которую человек уже собрал.

Если вы хотите получить достоверный результат, выбирайте качественные профтесты – из большого количества вопросов, многокомпонентные, статистически обоснованные. У нас именно такие тесты. Над разработкой наших профориентационных тестов работают психологи, педагоги и тестологи, специалисты в области педагогических измерений.

Какую специальность выбрать после 9 класса

Есть такой распространенный миф, что, если человек ушел из школы после 9 класса, то будет работать на низкооплачиваемой непрестижной работе. На самом деле среднее профессиональное образование - это просто иной образовательный путь.

Екатерина Лукьянова: В профессиональную образовательную организацию (колледж, техникум, училище) нужно идти с ясной идеей. Ты точно решил стать поваром, потом работать в ресторане и учиться на заочном в вузе. Тогда тебе подходит такой образовательный путь. Главное не рассматривать колледж как обход ЕГЭ.

За какими специальностями стоит идти в профессиональные образовательные организации?
✔ Творческие (дизайнеры, мультипликаторы, музыканты)
✔ Практические (повара, монтажники, радиотехники)
✔ Военно-спортивные (полиция, МЧС)

Колледж помогает раньше начать трудовую деятельность и зарабатывать деньги. Но если цель – стать востребованным специалистом, строить карьеру и расти в доходах, то после колледжа необходимо идти дальше – в вуз. Это означает, что образовательный путь сильно удлиняется. Реалии рынка таковы, что среднего профессионального образования будет постоянно недостаточно. Дизайнер после колледжа, конечно, проиграет дизайнеру после вуза.

Кирилл Кузнецов: В колледже будет практика, которой так не хватает, когда учишься в школе. Я рекомендую после 9 класса уходить в колледжи и техникумы, если вы в дальнейшем планируете поступать в вуз, в котором ожидается дополнительное вступительное испытание (ДВИ).

Вячеслав Высоцкий: У СПО есть несколько очень существенных минусов. Во-первых, это ранняя профориентация, то есть до 8 класса нужно нарисовать четкий план действий и все 10 раз перепроверить. Во-вторых, бросить колледж почти невозможно, потому что тогда подросток не получит диплом о полном среднем образовании. Без образования невозможно будет трудоустроиться нигде. В-третьих, образовательный путь так удлиняется, что не всем хватает сил продолжать дистанцию еще и в вузе. Редкие колледжи имеют договоры с вузами и предлагают поступление сразу на 2-й курс вуза, но чаще всего абитуриенту после колледжа все равно придется сдать ЕГЭ.

Если вы собираетесь в 9 классе уходить из школы "от безысходности", потому что в школе вам говорят, что вы не сдадите ЕГЭ, лучше остаться и продолжать учиться. У вас останется еще 2 года для профориентации и для размышлений о будущей профессии. Отсрочка сыграет вам на руку. В 11 классе вы сможете взять широкий круг профильных предметов для ЕГЭ и сдать на проходной балл в один из вузов.

Какую специальность выбрать после 11 класса

После 11 класса для вас будут открыты все дороги. И чуть меньше дорог, если ваши результаты по профильным предметам ЕГЭ окажутся невысокими. Вы сможете получить и высшее, и среднее профессиональное образование.

Министерство просвещения опубликовало статистику, какие специальности выбирали абитуриенты прошлых лет. Из 5 000 абитуриентов:
✔ науки об обществе (22,3%)
✔ инженерия и технологии (15,6%)
✔ математика и естественные науки (15,5%)
✔ гуманитарные науки (11%)
✔ медицинские (10,9%)

Выбирайте то, что близко вам. Не оглядывайтесь на статистику.

Вячеслав Высоцкий: На нашем уникальном постсоветском пространстве высшее образование – это социальный лифт. Поэтому большинство одиннадцатиклассников стремятся его получить.

Кирилл Кузнецов: По большому счету, все менее и менее важно, какую ты специальность выбираешь. Рынок труда через 20 лет может быть неузнаваем. Воспитывай в себе профессионала, начинай работать как можно раньше и развивай предпринимательские способности.

Екатерина Лукьянова: Если к 11 классу не знаешь, какую специальность выбрать в медицине или ИТ, то есть внутри отрасли, и если ты в целом умный человек, выбирай хорошее образование и престижный вуз. Так ты даешь себе отсрочку для самоопределения примерно до 3 курса.

Какую специальность выбрать девушке

Выбор профессии не должен быть связан с принадлежностью человека к мужскому или женскому полу. Девушки вполне могут выбирать технические, военные или "нефтяные" специальности и стать профессионалами в своей области. Но по закону труд женщин нельзя применять в работах с вредными и опасными условиями. Из-за этих ограничений девушек не возьмут в танкисты, дальнобойщики или шахтеры.

Кирилл Кузнецов: Если девушка не нашла подходящей профессии, то можно выбирать универсальные направления – педагогическое или медицинское. Они, наверняка, пригодятся в жизни, хотя бы в семье.

Екатерина Лукьянова: Если все-таки определять какие-то специальности как более "женские", то я бы порекомендовала психологию и педагогику.

Какую специальность выбрать парню

Если девушка и может найти свое призвание в семье, а не в работе, то для молодого человека, чаще всего, профессиональная деятельность – основной способ реализации. Юноша может выбирать из всего спектра профессий, самых разных профилей:
✔ информационно-технологического (программист, тестировщик, специалист по автоматизации технологических процессов, менеджер интернет-проектов)
✔ инженерно-технического (сервисный инженер, физик-ядерщик, машинист, строитель)
✔ финансово-экономического (финансовый консультант, SMM-менеджер, маркетолог)
✔ естественно-научного (биолог, генетик, метеоролог, фармацевт)
✔ производственно-технологического (технолог производства, сварщик, инженер по охране труда)
✔ социально-гуманитарного (журналист, конфликтолог, телерадиоведущий, логопед)
✔ творческого (киноартист, художник, критик, декоратор)
✔ военно-спортивного (полицейский, пожарный, военный летчик, инструктор по фитнесу)

Вячеслав Высоцкий: Я, конечно, против гендерного разделения специальностей. Но рекомендую молодому человеку выбирать "карьерную" специальность, то есть ту, в которой нет предела развитию и карьерному росту. С мужчины общество спрашивает как с деятеля и работника.

Кирилл Кузнецов: Мужскими считают инженерные, IT, военные специальности. Обычно молодой человек присматривается, какую техническую или нефтяную специальность выбрать. Но интересно, что в направлениях, где традиционно больше женщин, – педагогика, психология, филология – мужчины добиваются значительных карьерных высот.

Какая специальность самая востребованная

Традиционно на рынке лидируют специальности в сфере высоких технологий. Сейчас и в ближайшем будущем будут востребованы IT-направление, роботехника, биофизика.

Кирилл Кузнецов: 60% работников в Москве занято в сфере услуг, а значит, маркетинг и менеджмент будут очень востребованы. Сейчас специалистов в этих областях нужно все больше. Несмотря на распространение IT и автоматизации, стоит помнить про региональную специфику: ближайшие десятилетия будут нужны нефтяники, шахтеры, лесозаготовители.

Вячеслав Высоцкий: По прогнозам второй половины XX века, к 2000 году должен был случиться бум космических путешествий. Но сейчас эта отрасль даже не на подъеме. Поэтому прогнозировать будущее профессий почти невозможно. Выбирайте единственно верный путь – это путь к себе.

И в конце…
Помните, что не бывает универсальных решений. Каждый человек находит дорогу к профессии самостоятельно. В выборе он учитывает тысячи существенных и несущественных факторов. Поэтому исследуйте свои возможности и обстановку на рынке труда. И все усилия обязательно оправдаются.
Если вы хотите правильно начать профессиональное самоопределение для своего ребенка, приходите к нам на бесплатный Профлекторий. Это семинар, где наши профконсультанты рассказывают родителям, как помочь подростку в выборе профессии, и отвечают на трудные вопросы профориентации.

Автор: Ольга Биккулова, ЦТР "Гуманитарные технологии"

Если вы хотите получать свежие статьи о выборе профессии, подпишитесь на нашу рассылку.

Особенности профессии. При приёме на работу, менеджер по персоналу, ориентируется на несколько факторов. Во-первых, это профессиональные качества человека и профессиональный тип личности. Во-вторых, это физические и психологические данные.

Особенности профессии

Описываем особенности профессии. Эта статья сделана в помощь к тесту «Какую профессию выбрать?», в которой определяется, предрасположенность человека к профессиональному типу личности.

Автомеханик - выполняет ремонт и обслуживание автомобилей. Максимальный рост до механика, начальника автотранспортного предприятия.

Физиотерапевт — восстанавливает двигательные функции человека с помощью физических упражнений и массажа. Работают, как в больнице, так и на дому. Профессиональный рост не ограничен.

Специалист по защите информации — особенности профессии в том, что требуется защищать интеллектуальную собственность организаций. Рост до начальника службы защиты информации.

Логист — осуществляет контроль за движением товаров, информации, людей. Задача доставить всё в срок в нужное место, с минимальными затратами.

Оператор связи — обеспечивает бесперебойную связь. Контролирует и консультирует пользователей связи.

Кинооператор — человек управляющей киноаппаратурой. Должен чувствовать картинку объёмно, понимать тонкости световых эффектов.

Водитель — человек управляющий транспортным средством, тяжёлая и опасная профессия.

Продавец — человек занимающийся продажами.

Инженер-конструктор — разрабатывает и проектирует конечную продукцию, от мебели до ракет.

Менеджер по продажам — продавец, занимающийся оптовыми продажами товаров и услуг.

Диспетчер — управляет движением транспорта и оборудования. Принимает и отправляет сообщения.

Дизайнер компьютерных программ — отвечает за внешнее оформление программ. Художник игр и приложений.

Ветеринар — занимается лечением и вакцинацией животных.

Эколог — изучение окружающего мира, взаимодействия живых организмов. Так же, занимается условиями жизни человека.

Биолог-исследователь — изучает растения и животных. Занимается поиском новых видов.

Нет лучшей работы чем сон.

Фермер — предприниматель, земледелец. Занимается сельским хозяйством.

Лаборант — исследование всего на свете под микроскопом.

Дрессировщик — обучение животных на выполнение определённых действий.

Агроном — специалист сельского хозяйства. Осуществляет контроль почвы, семян, удобрения.

Санитарный врач — осуществляет контроль за стерильностью, чистотой помещений и оборудования.

Ещё профессии

Селекционер — развивает и усовершенствует растения, животных и микроорганизмы.

Заготовитель сельхозпродуктов — осуществляет и отвечает за сбор и хранение сельхозпродукции.

Микробиолог — узкая специализация биологии, изучающая микроскопические организмы.

Ландшафтный дизайнер — дизайнер придомовых территорий, парков, скверов.

Массажист — лечит механическими воздействиями на тело человека.

Воспитатель — работник детского сада, осуществляющий уход и обучение детей.

Преподаватель — особенности профессии преподаватель. Имеет обширные знания, занимается обучением.

Предприниматель — человек имеющий своё дело с целью получения материальной выгоды.

Администратор — управляющий. Осуществляет контроль за коллективом, оборудованием, предприятием.

Режиссер — творческий специалист, занимается созданием фильмов, спектаклей, церемоний.

Официант — обслуживание посетителей в ресторане.

Врач — занимается предупреждением и лечением заболеваний.

Психолог — психотерапевт. Изучает психические аспекты личности с целью дальнейшего лечения психических заболеваний.

Торговый агент — связующее звено между поставщиком и магазином.

Страховой агент — занимается оформлением и продажей страховых полисов.

Хореограф — придумывает и ставит сценические танцы.

Ювелир-гравер — нанесение на ювелирные изделия различных надписей и картин.

Журналист — занимается сбором и подготовкой информации для СМИ.

Искусствовед — изучает искусство, художественные произведения, архитектуру.

Продюсер — администратор в кино индустрии. Занимается юридическими, подготовительными аспектами.

Редактор — работает с текстами. Проверяет и справляет содержание в зависимости от требований.

Музыкант — специалист в области музыки.

Дизайнер интерьера — создаёт красивые и удобные помещения.

Экскурсовод — специалист по проведению экскурсий.

Композитор — сочинитель музыкальных произведений.

Арт-директор — художественный и творческий руководитель концертов.

Музейный работник — человек занимающий любую должность в музее.

Актер театра и кино — исполнитель ролей по задумке режиссёра.

Верстальщик — специалист разбивающий тексты на отдельные страницы с добавлением иллюстраций.

Гид-переводчик — экскурсовод иностранных делегаций.

Лингвист — человек изучающий языки речи.

Антикризисный управляющий — назначаемый руководитель заведомо убыточных организаций.

Корректор — исправляет грамматические, пунктуационные и стилистические ошибки в тексте.

Художественный редактор — занимается художественным и техническим оформлением изданий.

Наборщик текстов — перепечатывает бумажные издания в электронный формат.

Юрисконсультант — консультирует в области юриспруденции.

Программист — разработчик программного обеспечения.

Брокер — проводит операции с ценными бумагами (акциями).

Бухгалтер — следит за финансами предприятия и отчитывается перед государством.

Литературный переводчик — переводит литературные произведения.

Де́ятельность

Де́ятельность — процесс (процессы) сознательного активного взаимодействия субъекта (разумного существа) с объектом (окружающей действительностью), во время которого субъект целенаправленно воздействует на объект, удовлетворяя какие-либо свои потребности, достигая цели.

Из-за чрезвычайной сложности и непрерывной изменчивости внешних условий уже на ранних стадиях филогенеза возникают психические формы управления практическим взаимодействием живого существа с окружающей средой. Особое значение имеет развитие ориентировочно-исследовательской деятельности.

Основным видом человеческой деятельности, сыгравшим решающую роль в происхождении и развитии физических и духовных свойств человека, является труд. С трудом генетически связаны и многие другие виды любой деятельности (игра, учение). На основе труда в ходе социально-исторического развития возникает труд умственный как особая, общественно необходимая теоретическая деятельность.

Эволюция!

В процессе эволюции животных их практическое взаимодействие с окружающей действительностью, а вместе с тем их ориентировочно-исследовательская деятельность становятся всё сложнее и разнообразнее. Но на всех ступенях своего развития деятельность животных сохраняет достаточно узкоприспособительный инстинктивный характер, они способны ориентироваться лишь на внешнюю, непосредственно воспринимаемую или наглядно представляемую сторону окружающих предметов и явлений.

Деятельность, в зависимости от цели, может носить созидательный или разрушительный характер. Деятельность регулируется системой ценностей, а управляется мотивационными процессами.

Деятельностью можно назвать любую активность человека или организации, которой придаётся некоторый смысл. Лицо, занимающееся какой либо деятельностью — деятель: государственный деятель, деятель искусства, деятель политики, военный деятель и так далее. Синонимами к слову «деятельность» являются: труд, дело, работа, занятие, движение и другие.

Общие сведения

В деятельности, как положительной, так и отрицательной, можно выделить (предполагается наличие) следующие, выполняемые в общем случае, процессы:

  1. принятия решения
  2. вовлечения в деятельность
  3. целеполагания
  4. проектирования плана (программы) действий
  5. осуществления плана (программы) действий
  6. анализа результатов действий и сравнение их с поставленными целями
  7. процессов организационных, в том числе создание структур, процессов управления и планирования

Возможно использование других оснований для структурного представления деятельности, определяемых задачами и целями исследования. Модели деятельности в этом случае строятся из соображений удобства, полезности и достаточности.

Первым в советской психологии автором и разработчиком разноуровневой концепции организации поведения, психологии деятельности, психологии личности и психологической теории развития субъекта в деятельности и в общении, которая развивалась позднее С. Л. Рубинштейном, В. С. Мерлиным и А. Н. Леонтьевым, Б. Г. Ананьевым, Г. В. Суходольским был М. Я. Басов.

Обычно в этот момент родители или психолог-профориентолог хватаются за голову и начинают придерживать дергающийся глаз. В этом материале мы публикуем совет эксперта проектов «Родительский университет: PRO-Родители!» ГК «Просвещения» и ГЕРОИ — Марии Косинец, психолога, профориентолога и создателя программы профориентации для школьников «Мой выбор».

Зачем нужен осознанный выбор?

Чтобы сделать осознанный выбор будущего, каждому подростку предстоит столкнуться с перечнем вопросов. Но что значит осознанный?

Плотно связанный с представлением, что выбранная вами профессия будет пронизывать всю жизнь, поможет реализовать мечты и амбиции, а не только заработать.

Выбор профессии – это выбор образа жизни. Учитель, бухгалтер, экономист – вы с легкостью можете представить, из чего складывается их день?

Каждая профессия несет определенную специфику. Мы выбираем не только зарплату, которую “гарантирует” профессия, но и распорядок дня. Будут ли выходные, будет ли работа, которую придется забирать на дом, будут ли нервные перегрузки. Исходя из статистики, 4 из 10 студентов отчисляются и переходит на другие направления, ведь только после знакомства и обучения они понимают, что выбранная ими сфера – совсем не то, чему хотелось бы уделять время.

smiling-blond-guy-girl-with-braces-showing-way-pointing-fingers-right.jpg

Говорят, что один из трех студентов не в курсе, сколько стоит его обучение. Мы с Леной в курсе. А ты?

Кроме причин психологического характера, добавляется финансовая. Подросток может не знать, а взрослые – забыть, что перечень бесплатного обучения гарантированного государством по профессиональным программам органичен одной специальностью в ступени СПО и ВО.

Над детьми в любом случае довлеет ситуация: родители, учителя, одноклассники – так или иначе стараются склонить к выбору. Параллельно с этим меняется мир – к нам приходит автоматизация, меняется и сам рынок профессий.

Все 20 вопросов могут быть разделены на два направления: профориентация и самоопределение. Кстати, что это?

Умение смотреть вглубь себя, определять, что интересно, чего они хотят от жизни, и как эти вещи соотносятся между собой.

Начнем мы именно с них – с вопросов, которые помогают ребятам сформировать свой список желаний.

1. Какие критерии при выборе работы для меня важны?

Кому-то важен карьерный рост, кому-то деньги, командировки или возможность проводить день с семьей. Выписывайте все критерии в столбик — это и будет основой, через которую можно смотреть на профессиональный мир.

2. Какие формы и виды деятельности для меня в приоритете?

Важно разделять индивидуальную и групповую деятельность: кому-то комфортно работать одному, а кому-то помогать коллегам. Обычно уже сейчас, в учебной деятельности, видна эта разница.

К ответу на этот же вопрос относятся:

  • Умственный или физический труд.
  • Мало или много общения со время работы
  • Роль организатора или исполнителя
  • Применение четких и стандартных решений или творческий подход

Когда мы соберем вот эти показатели, станет ясно, из чего возможно выбирать, потому что большой спектр специальностей вообще отпадает.

Например: Я хочу быть журналистом, но не хочу работать с людьми. Хочу быть актером, но люблю только индивидуальную деятельность. Получится? Нет.

students-standing-with-open-books-looking-camera.jpg

Сейчас мы с Пашей на третьем курсе. И только в этом семестре узнали, что ежедневно делают HR-менеджеры. Не надо так.

3. Хочу, могу и надо. + Не хочу и могу научиться

Если мы определяем только наши «хочу», выбор профессии может зайти в тупик, так как мечты и возможности необходимо соотносить.

Пусть подросток подумает, что он готов делать с точки зрения «могу».

Например: Кто-то не в состоянии заниматься монотонной работой, но хочет быть юристом. Получится? Нет.

Качества, которые характеризуют рабочую деятельность, — крайне важный элемент выбора. И здесь подростку потребуется помощь взрослого, способного смотреть правде в глаза.

Например: Кто-то имеет физические особенности, по зрению не проходит на военную деятельность. Не на всю, но на какую-то. Профессиональный отбор нужно также мягко учитывать.

Еще один важный вопрос – работа на перспективу. Если ребенок выбирает для себя профессию на основе того, что он может на настоящий момент, он себя сильно ограничивает. Есть масса навыков, которым можно научиться прямо сейчас. Создайте и этот список.

4. Формат интересующей меня работы

Работать в современном мире нужно тоже по-разному.

  • Компания
  • Фриланс
  • Собственный бизнес

Например: Если ребенок хочет быть “судьей”, но одновременно “фрилансером” – ничего не выйдет. Точно так же, как учитель не может приходить только во вторник и четверг. Репетитор – может. И юрист консультант – может.

5. В каких схемах и областях мне интересно работать?

Разделение на естественные и гуманитарные науки сильно упрощает. Ребятам надо объяснить, что ни одна профессия не связана на 100% с конкретным школьным предметом. Прямая связь с дисциплиной может пугать ребенка.

Например: Я хочу быть журналистом, но не хочу сдавать литературу, мне говорят, что я в ней плох. Но ведь журналист работает и с людьми, и с творчеством, и с информацией, а если пишет про науку или технику — добавляет ее.

Чем шире информация о пересечении внутри выбранной области, тем проще выбрать.

6. Действительно ли я знаю, из чего выбираю?

Ребята всегда выбирают из некоторого ограниченного списка специальностей, знакомых со школы, и важно максимально его расширять.

Осознанный выбор — это не выбор из 10 знакомых работ, это изучение того, что есть в мире. На YouTube масса разборов разной профессиональной деятельности, а в интернете – подборок современных профессий.

youngster-with-laptop-classroom.jpg

YouTube – это возможность посмотреть на разные профессии, не устраиваясь на работу.

7. Есть ли смежные специальности с интересующим меня направлением?

Фокусировать все свое внимание на одной конкретной специальности может быть ошибочным подходом. Часто ребенок решает: мне нужна физика и информатика по ЕГЭ, а больше я ничего учить не будут, литературу, биологию, географию закрою “для галочки”.

В итоге ребенок себя ограничивает, и не имеет возможности, даже в случае желания, изменить подход оперативно и без потерь.

Изучение школьных предметов помогает ребятам расширить представление о мире, о том, чем можно заниматься. Возможно, если бы мы преподносили школьную программу именно так, уровень мотивации и ее смысл были бы другими.

8. Чем занимаются представители интересующей меня профессии?

Иногда бывает, что подросток посмотрел фильм про адвоката и ему понравилось. Но дело в том, что в кино обычно показывается всего одна сторона: без подробностей и трудностей. А, возможно, наоборот, без повседневной рутины.

Понимание должно быть максимальным: вот я отучусь, приду на работу и… Что и?

Например: Некоторым детям удивительно, что учителя заполняют документы после того, как школьники уходят домой. Учитель — это не только работа с подростками, это еще и бумажная работа. Если вы к такому не готовы, задумайтесь сразу.

9. Из скольких источников я знаю про интересующую меня профессию?

Только интернет, только слова одного человека, только фильм – это не вариант.

Про одну и ту же профессию можно рассказать так, что 100% захочется стать ее представителем и так, что 100% захочется держаться подальше.

Часто школы приглашают родителей или партнеров рассказать о своей работе в рамках профориентационного трека. Но всегда важно понимать: такой человек может а) быть ситуативно неудовлетворен работой б) ситуативно вдохновлять и что-либо упускать из внимания.

Чем больше знает ребенок, тем меньше субъективное влияние на его выбор.

10. Могу ли я попробовать сейчас интересующую меня профессию?

Речь не о том, чтобы трудоустроиться на несколько месяцев сразу, хоть это и желательный исход. Не всю работу можно попробовать в 15 или со стандартным уровнем подготовки.

Тем не менее, любую деятельность можно разбить на компетенции или навыки и попробовать себя через них.

Например: Будущий юрист может попробовать почитать законы и посмотреть, не вызывает ли это отторжение. Журналист — написать в блог по законам жанра, а не просто как пост в Инстаграм.

11. Есть ли рабочие места на интересующую меня профессию в моем регионе?

На этом этапе может произойти корректировка целей. Вариантов, в принципе, не так много: а) сменить вектор, если я принципиально хочу остаться в своем регионе; б) подготовиться к переезду.

С приходом в нашу реальность цифры, некоторую работу можно перевести в онлайн, так что и переезжать не придется. Но на начальном уровне занятости соискателю очень редко дают возможность работать удаленно.

two-young-people-using-smartphone-girl-guy-texting-with-serious-faces.jpg

Алиса! А нужны вообще генетики в Салехарде?

12. Если рынок труда перенасыщен, что я буду делать?

В любой период существуют востребованные специальности, как следствие – рынок ими перенасыщен. Решение всегда есть, но окончательный выбор подростка будет зависеть от степени его мотивации.

Например: Программист – очень востребованная и очень популярная профессия. К тому же, в ней крайне много направлений и задач. Но ребята, кто готов работать на таком перенасыщенном рынке, должны сразу же обогащать себя, прокачивать навыки. Здесь чтобы быть востребованным, нужно быть в три раза более конкурентоспособным.

13. Какие знания, умения и навыки важны для данной профессии?

Вопрос связан отчасти с предыдущим. Мы выбрали профессию, она соответствует всем нашим желаниям и целям, теперь необходимо рассмотреть саму деятельность.

Готовы ли вы «прокачиваться» в такую сторону? Готовы ли начать приращение навыка прямо сейчас и потом – постоянно – в будущем? Есть профессии, “застой” в которых означает выбывание из гонки.

14. Перспективна ли эта профессия, не исчезнет ли она к завершению образования?

Изучите рынок труда, изучите университетские программы. Важно понять, будет ли эта деятельность необходима через 5 лет. Чтобы время, потраченное на образование, не было потрачено впустую.

15. Соответствует ли эта профессия всем моим пожеланиям? (1-5 пункт)

С этого момента необходимо вернуться в начало и перепроверить исходные данные. Дело в том, что желания могут корректироваться в любой момент – и это нормально.

Например: Иногда ребятам выбирают групповую деятельность, потому что она снимает индивидуальную ответственность. Якобы снимает. Изучите выбранную вами профессию еще раз.

Каждая наша проба – особенно вопрос № 10 – дает понимание, чего именно ты хочешь хочешь.

Например: Пока ты ни разу не пробовал управлять командой, ты не поймешь, можешь ли и, что важнее, нравится ли тебе отвечать за макро-процессы, но не делать что-либо руками.

16. Понимаете ли вы все минусы и плюсы интересующей профессии?

У любой профессии и любой деятельности есть минусы и плюсы. 24 часа и 7 дней в неделю нельзя получать удовольствие, как бы нас ни уверяли в обратном.

Всегда будут задачи, которые нам нравятся, и задачи, которые нам не нравятся. Осознанный выбор — это понимание всех минусов и согласие с ними.

Выпишите на лист и то, и другое, чтобы понять: перевешивают ли конкретные плюсы – минусы?

two-young-female-students-standing-with-books-bags-hallway.jpg

У тебя получилось больше плюсов хотя бы в одной профессии? Кажется, у нас не все данные, Маш.

17. Представьте, что вы занимаетесь выбранной профессией 5-10 лет

Каждый день, на протяжении длительного срока, 8 часов в день подросток будет заниматься определенной работой. Готов ли он к такому? Достаточно ли многообразны задачи внутри выбранной профессии?

18. Знаете ли вы, где и как вы можете получить интересующую вас профессию?

Мечты – это прекрасно, но в вашем плане должна быть реальность. Если после школы у вас есть возможность переехать в другу страну и там получать степень “гендерного исследователя” – это хорошо. Если нет, стоит поискать смежные профессии.

19. Какие экзамены мне предстоит сдавать? И как повысить шансы на поступление?

Необходимо разобраться не только с ЕГЭ, но и с системой поступления. Узнать, будут ли дополнительные вступительные испытания. Это особенно актуально в творческих специальностях.

Иногда для таких испытаний нужны заранее подготовленные материалы. Например, для поступления на журфак, нужны статьи в газетах. Если вы выяснили об этом весной 11 класса, можно не успеть подготовить пакет требуемых документов.

team-students-completing-task.jpg

Подготовка к Олимпиадам – мой шанс получить 100 баллов за предмет ЕГЭ. И отличная тренировка для вступительного экзамена.

20. Когда я начну выбирать?

Для большей определенности и спокойствия решите, какие сроки получения ответа вы ставите себе на каждый вопрос.

Абсурдно оставлять все 19 тем на май месяц выпускного класса. Поспешные решения или выбор по остаточному принципу чаще всего не ведут к успеху. Перед нами и так период большого стресса, а эффективно делать параллельно столько задач невозможно.

Оптимальным сроком для старта профориентационной (самоопределение) кампании является 7-8 класс. К началу 11 класса детям рекомендуется понимать, какое направление они выбирают.

Экстренные меры не всегда хороши. Например, найти первый попавшийся в интернете тест и окончательно запутаться после ответа на 7 вопросов из серии “Нравится ли вам?”.

Что еще поможет определиться?

Каждый ответ сужает список специальностей, каждая проба помогает определиться. Но что делать, если все 20 вопросов пройдены? Максимально кратко:

  1. Читайте про профессии в интернете
  2. Задавайте ребенку конкретные вопросы, не ограничиваясь общими фразами «нравится или не нравится»
  3. Смотрите ролики с представителями профессий
  4. Общайтесь с людьми, которые работают по интересующей специальности
  5. Пробуйте себя в профессии, хотя бы через отработку навыков.

Если вы читаете этот текст и вы – подросток, то запомните: к рекомендациям родителей и педагогов стоит относиться с легкостью, так как их общая цель одна — счастливое будущее. Ваше будущее. Так что ваша общая задача – быть в свободном диалоге без директив.

Материал подготовлен на основе онлайн-лектория, организованного проектом “Родительский университет: PRO-Родители” ГК “Просвещение”, проектом ГЕРОИ и при поддержке Фонда Яны Поплавской.

Фото: Jonathan Borba / Unsplash

Согласно исследованию Бюро трудовой статистики США, люди от 35 до 44 лет работают на одном месте около пяти лет, а работники от 25 до 34 — только 2,8 года. Под воздействием Четвертой промышленной революции на рынке труда увеличивается спрос на мультикультурных и мультиязычных специалистов, работающих на стыке нескольких профессий. Например, инфостилист «Атласа новых профессий» будет работать с человеческими потребностями, программированием и мультимедиа. Адаптироваться к требованиям рынка и выбрать подходящую профессии поможет постоянное профессиональное самоопределение.

Профессиональное самоопределение — самостоятельная оценка своих возможностей, ограничений, склонностей, интересов и их сравнение с требованиями рынка. Самоопределение длится всю жизнь, поэтому потребность в нем будет возникать постоянно и зависит от людей, среды, вашей мотивации, зрелости и готовности.

Профессиональное самоопределение помогает найти смысл в работе, ответить на вопрос: «Кто вы как профессионал и какую пользу приносите миру?» При этом ответственность за выбор профессии лежит только на вас.

Елена Витчак, профессор, руководитель бизнес-практики по построению карьерной траектории, мотивации и управлению людьми Московской школы управления «Сколково»:

«Профессиональная ориентация – это всего лишь некоторый вектор движения по карьере. Вы можете не угадать с профориентацией, но стать хорошим специалистом в своей области. По мере накопления знаний и навыков рекомендую формировать понимание личной ценности. Есть прекрасные исследования о том, что на любой должности мы проходим определенные этапы. Есть теория S-кривой, которую я очень люблю. Она четко показывает, что сначала вы пройдете период новичка, затем увлечения — накачки навыков, а потом попадете на профессиональное плато. На плато мастерства сначала будете чувствовать себя гуру, а затем обязательно начнете скучать. В этом непростом мире карьеры выживут только те, кто регулярно будет перебрасывать себя на новую кривую развития. Это сложно, но неизбежно — придется отказываться от уже приобретенного. Сейчас то время, когда на свою карьеру нужно смотреть, как на главный предпринимательский проект всей жизни. К сожалению, этому нигде не учат, но каждый из нас — главный инвестор своих сил и времени».

Фото:Пресс-служба МШУ СКОЛКОВО

Профессиональное самоопределение происходит на всех этапах становления личности. Психологи выделяют пять таких этапов:

1. Оптация. В подростковом возрасте вы формируете профессиональные намерения — осознанное отношение к профессии. Выбираете учебное заведение и планируете кем-то стать, вспоминая школьные предметы, кружки и секции, которые посещали.

2. Профессиональная подготовка. С поступлением в учебное заведение: университет, колледж, училище, вы получаете больше свободы и новую социальную роль — студент. Приобретаете новые знания, умения и опыт для решения простых профессиональных задач. Этап профессиональной подготовки может закончиться за 1—2 месяца, если начнете работать сразу после школы и без специального образования.

3. Профессиональная адаптация. После окончания учебного заведения социальная ситуация меняется: вы попадаете в разновозрастный коллектив с определенной системой профессиональных отношений, меняете свою роль и принимаете новые социально-экономические условия. На этом этапе вы входите в профессию: осваиваете инструменты, самостоятельно выполняете профессиональные задачи и приобретаете опыт.

Фото:Brooke Cagle / Unsplash

4. Первичная и вторичная профессионализация. Осваивая профессию, вы формируете новое отношение к себе, работе и жизни. Сравниваете ожидания от профессии и сложившуюся ситуацию. На первой стадии профессионализации выбираете оптимальные и надежные способы выполнения задач. Повышая квалификацию, находите собственную технологию делать работу эффективно. Расширяете обязанности, меняете должности и переходите на вторую стадию профессионализации.

5. Профессиональное мастерство. Только часть работников с развитой потребностью в самореализации и творческим потенциалом становятся мастерами. На этой стадии вы получаете творческую свободу, ищете новые способы делать работу лучше, меняете сложившуюся систему взаимоотношений в коллективе. Полностью самореализуетесь и достигаете вершины профессионального развития.

Фото:Unsplash

На каждом этапе социальная ситуация меняется. Происходит переоценка ценностей и перестройка личности. Изменения порождают психологическое напряжение, трудности, конфликты с людьми и самим собой.

Что влияет на выбор профессии

Профессиональное самоопределение связано с теорией самодетерминации. Ее разработали американские психологи из Рочестерского университета — Эдвард Деци и Ричард Райан в 80-х годах. Согласно этой теории, в основе нашей внутренней мотивации лежат три базовые потребности:

  • Компетентность — мастерство в своем деле и стремление контролировать результат работы;
  • Автономность — возможность самому решать, как выполнять работу и действовать в соответствии со своим внутренним «я»;
  • Связанность — желание взаимодействовать и быть на связи с другими людьми.

Потребности определяют психологическое здоровье и благополучие человека. Если они удовлетворены — вы растете и развиваетесь. Кэл Ньюпорт подробно разбирает влияние компетентности, автономности и связанности на удовлетворенность профессией и жизнью в своей книге «Хватит мечтать, займись делом!». Автор считает, что «работа мечты» — миф. Вместо поиска идеальной профессии нужно научиться хорошо работать и стремиться к удовлетворению этих потребностей.

Согласно Pink, распространенные причины, по которым люди меняют профессию:

  1. хотят больше зарабатывать;
  2. чувствуют, что достигли карьерного потолка;
  3. надоела рутина;
  4. не устраивает атмосфера в коллективе;
  5. заинтересовала другая сфера;
  6. мигрируют в другую страну или город;
  7. хотят соблюдать баланс между работой и личной жизнью.

Елена Витчак, профессор, руководитель бизнес-практики по построению карьерной траектории, мотивации и управлению людьми Московской школы управления «Сколково»:

«Молодые люди начинают задумываться о смене работы очень быстро. Недавно меня спросили: достаточно ли двух недель, чтобы понять, твоя это работа или нет. Для них уже не существует слово «карьера» в единственном числе, они этим живут: могут менять должности, уходить на более низкие или работать параллельно, работать на фрилансе. В итоге привычные молодым людям резюме выглядят как нетипичные, рваные карьерные траектории. Я вижу ценностные конфликты в разновозрастных командах. Сглаживать их — огромная работа.

На самом деле, чтобы адаптироваться на новом рабочем месте, человеку нужно порядка шести месяцев. Молодое поколение не терпит, часто меняет места работы и профессии. Поколение предпенсионного возраста терпят до последнего, потому что не понимает, что будет дальше и боятся изменений. Людей к этому почти нигде не готовят, но изменения неизбежны. Я остаюсь при своем мнении – человек должен сам заниматься собой и своей карьерой. Это и есть главный вызов эпохи».

Фото:Dmitry Ratushny / Unsplash

Евгений Климов, советский и российский психолог, академик Российской академии образования сформулировал семь основных факторов выбора профессии:

  1. Информированность — насколько вы знакомы с подробностями разных профессий.
  2. Уровень притязаний — цель, которую вы хотите достичь, при выборе определенной профессии: деньги, слава, польза миру, самореализация.
  3. Мнение родителей — модели поведения родителей, их мнение о профессии, профессиональные династии.
  4. Мнение друзей — выбор сверстников, их кейсы и отношение к профессии.
  5. Склонность и интересы — то, что вы хотите узнать и сделать.
  6. Способности — то, что у вас получается.
  7. Потребности рынка — востребованные профессии на рынке, тенденции изменений.

В соответствии с этим психологи выделяют три блока ключевых факторов, которые помогают определиться с профессией.

  1. «Хочу» — интересы, склонности и пожелания в профессиональной сфере. Интересы — что хотите знать, склонности — что хотите делать. Интересы и склонности могут не совпадать, тогда только в одном блоке появится конфликт и выбрать подходящую профессию будет трудно. Например, вам интересна археология, но вы не любите ходить в экспедиции.
  2. «Могу» — уровень знаний, способности, возможности и навыки.
  3. «Надо» — требования рынка.

На пересечении трех блоков находится подходящая профессия — навыки будут востребованы, а цели и желания совпадут с требованиями рынка.

Что еще помогает выбрать профессию

Выбрать подходящую профессию помогают формы профессионального самоопределения — тесты, стажировки и перерыв.

Пройдите тест. Тестирование подойдет в самом начале, когда вам нужно определить отправную точку профессионального самоопределения. Используйте только научно обоснованные тесты. Например, тест 16Personalities основан на сотне научных исследований типов личности и их влияния на нашу жизнь. Результаты теста расскажут о ваших сильных и слабых сторонах и поможет их правильно использовать. 16Personalities доступен на 37 языках, в том числе на русском.

Сходите на стажировку. Практика профессиональной деятельности полезна не только школьникам и студентам первых курсов. Опыт настоящей работы помогает разобраться с блоками «Могу» и «Хочу», а также завести полезные знакомства. Если вы планируете менять профессию, сначала примерьте на себя новые обязанности. Лучше всего устроиться на стажировку и расспросить специалистов этой сферы об их работе.

Возьмите перерыв. Некоторые школьники берут год перерыва, чтобы определиться с будущим и попробовать себя в новых профессиях. Взрослому человеку трудно позволить себе год перерыва (саббатикал), но взять небольшую паузу бывает полезно. Перерыв спасет от эмоционального и профессионального выгорания и поможет разобраться в том, что вам действительно нужно. Главное — тратить время с пользой.

Будущего никто не знает, просто надо любить дело и быть способным к нему как умом, так и телом. Только если любишь дело и можешь его освоить, не станешь лениться, — ты станешь настоящим профи.

Какие востребованные профессии можно получить после 9 класса

После 9-го класса вы не можете пойти в институт, зато можно поступить в колледж. В колледж обычно принимают без экзаменов, по среднему баллу аттестата. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

В творческих колледжах есть творческий конкурс: нужно нарисовать, станцевать, сыграть на музыкальном инструменте. В спортивных и военных колледжах проверяют физическую подготовку.

Есть и колледжи для детей с особенностями развития.

Внимание! Колледжи бывают при вузе. Если вы поступаете в колледж при вузе, то вам гарантировано поступление по внутреннему экзамену, без ЕГЭ — на первый курс института. Надо только сдать не на двойку этот внутренний экзамен.

Некоторые государственные вузы принимают к себе по внутреннему экзамену даже выпускников чужих колледжей. Так что колледж в очень многих случаях — например, если вам неинтересно большинство из школьных предметов — прямо-таки спасение для девятиклассника. И не только потому что в него можно «приткнуться», но главным образом потому, что он дает ПРОФЕССИЮ!

Услышьте меня, дети! Не надо идти туда, куда все побежали гурьбой и всем поколением — потому что «востребовано», потому что это «профессия будущего».

Будущего никто не знает, просто надо любить дело и быть способным к нему как умом, так и телом. Только если любишь дело и можешь его освоить, не станешь лениться, — ты станешь настоящим профи.


Во всех сферах жизни нужны спецы: и на стройке, и на электростанции, и в животноводстве, и в саду-огороде, и на заводе, и в море, и в полиции, и в морге, и в церкви, и в педагогике, в информационных технологиях, на государственной службе.

Какие востребованные специальности можно получить в колледжах

Очень многие. А вы уж сами выбирайте, что вам по душе и по уму! Просто перечислю профессии, которые востребованы и сегодня и, похоже, робот их не сожрет, а он их потому не сожрет, что эти профессионалы не простым делом занимаются.

  • Технические: наладчики оборудования (компьютерные сети, электрика, сантехника, медицинская техника, автотехника, авиатехника, холодильники, эскалаторы в метро, станки, связь), сварщики, электромонтажники.
  • Транспортные:водители поездов и проводники в поездах.
  • Архитектурно-строительные:архитекторы, строительные техники, маляры, штукатуры, столяры, плотники, сварщики.
  • Медицинские:медицинские сестры, фельдшеры, фармацевты.
  • Педагогические: педагоги дошкольные и школьные.
  • Информационно-технологические:разработчики компьютерных программ.
  • Пищевики:технологи пищевого производства (и ресторанного, и промышленного), повара.
  • Работники сферы гостеприимства:гостиничные менеджеры, менеджеры в туризме.
  • Люди искусства: графические дизайнеры, фотографы, музыканты, дизайнеры одежды, реставраторы, звуко- и светорежиссеры и т. п.
  • Люди бизнеса: логисты, продавцы, маркетологи и рекламные специалисты.
  • Работники сферы красоты:парикмахеры, визажисты, гримеры…
  • Полицейские, военнослужащие, пожарные, сотрудники МЧС

Все они очень востребованы!

Какие востребованные профессии можно получить после 11 класса

Незаметно для нас, ребята, существуют и будут существовать очень многие специалисты, чьим трудом мы пользуемся, но самих этих специалистов обычно мы не видим.

Я перечисляю всё то, что востребовано:

  • Инженеры. Они разрабатывают или чинят, эксплуатируют оборудование разных видов: энергетическое, электронное, нефтяное, авиационное, железнодорожное, холодильное, станки, автомобили, медицинское оборудование, оборудование связи. Они конструируют и строят дома, мосты и дороги. Они создают новые материалы — металлы, сплавы, клеи. Они ищут полезные ископаемые и добывают их. Инженерия — земная профессия, она нас обеспечивает домами, транспортом, связью и теплом. А домами надо управлять.
  • Специалист ЖКХ — есть такая профессия. Не думайте, что туда сдают физику. Нет. Только математику и обществознание с русским языком.


Самое интересное — на стыке!

Да, самое интересное возникает на стыке наук и на стыке искусств, практик.

Например, маркетолог, промышленный дизайнер и инженер могут соединиться в такой современной профессии, как специалист по продукту (продуктолог). Продукт надо и разработать, и красиво оформить, и вывести на рынок.

А как прийти в эту профессию? Можно начать с инженерии или промышленного дизайна. Впрочем, продукты бывают ведь разные: съедобные и из тканей, они могут быть лекарственными.

Но нет такого у нас образования в вузе — продуктолог (в европейских странах есть магистратура). А вакансий на рынке полно.


Как же быть, если профессии будут меняться?

Новые профессии — они не совсем новые, они обогащенные или усеченные старые профессии. Профессии мгновенно возникают по требованию жизни.

Вот, например, SMM-специалист (он пишет в соцсетях ради продвижения товара и услуги). Эта профессия возникла сразу же, как только появились соцсети. А кем был раньше тот, кто превратился в smm-щика? Он был пиар-менеджером, журналистом, литературным редактором, филологом.

Однако сегодня любой желающий ежедневно писать и ставить картинки в соцсети, служить при этом продвижению товаров может пройти курсы smm и работать.

А что же делать вам, старшеклассники?

Ваша, ребята, задача — войти в правильный профессиональный коридор, например, инженерный, медицинский, политологический или психологический… Много есть общих коридоров. А потом уж внутри этого самого коридора двигаться, присоединяя к своей базовой профессии навыки, чтобы оказаться сложносочиненным спецом. Например, если вы выучились на психолога, вы сможете стать психологом в рекламе или вести психологический блог, подбирать персонал для компаний, стать профориентологом (это всё не другие профессии, а углубления в рукава и карманы профессии психолог).

Да, сегодня нужно постоянно доучиваться (слава богу, есть где!) — на кратких курсах (вот не ради диплома, а ради умений). Но это нестрашно: всё время учиться — это интересно!

Если не вести себя гибко на рынке труда — пропадешь, отстанешь.

Как выбрать профессию?

Выбор профессии — дело глубоко интимное. То есть личное и никак не коллективное.

Есть мода на профессии — аналитик данных, биоинфоматик, нейропсихолог, финансовый брокер и т. д. Будьте поосторожнее с модными профессиями, пожалуйста.

Пускай хоть все туда пойдут, на них не смотрите. Работать придется именно вам (каждый день!). Поэтому ваш склад ума и физический аппарат (руки, ноги, глаза, уши, спина) — все должно соответствовать выбираемой деятельности.

А как узнать — что я смогу и чего я не смогу?

Это можно узнать, только действуя с предметами. Вот берешь предмет и с ним что-то делаешь. Например, растение. Поливаешь его, удобряешь, пересаживаешь, наблюдаешь за ним, ждешь плодов, лечишь болезни, читаешь про них, в магазине выбираешь инструменты, рассаду. Пока вы это все делаете, узнаете про себя две важные вещи: 1) получается ли у вас и 2) нравится ли это вам.

Вот так же нужно поступить и с техникой, химикатами, текстами, музыкой и пирогами… Всё пробуйте и все время наблюдайте за собой: а хочу ли я это делать за деньги, причем каждый день. Причем только это и ничего, кроме этого.

Прислушивайтесь к себе, а не к друзьям.

Но есть такие свойства, которые можно оценить со стороны. Вот если вы хотите в артисты пойти, покажитесь профессиональному режиссеру. Пусть он скажет, достаточно ли у вас энергии, притягательности, своеобразия. И на сцене пробуйте себя — на школьной. Если людям интересно на вас смотреть, они это не скроют от вас.


Когда выбирать профессию?

Лет с 14 можно уже. Если, конечно, ребенок готов к выбору.

Это важно — готовность к выбору. Как понять, что ребенок готов к выбору профессии?

  1. Нужно, чтобы у ребенка был опыт.

Вот если ребенка посадить в чулан сразу после рождения и не давать ему игрушек, не общаться с ним, потом профессию не выберешь ни за что. А вы должны дать ему много разного опыта для ума и тела.

С раннего возраста дайте ребенку как можно больше всего попробовать: и конструктор, и животных, и руками пусть все делает, и рисует, и спорт, конечно. Записывайте свои наблюдения. Это пригодится потом на профессиональной профориентации со специалистом.

Наблюдайте за ребенком — что у него получается лучше всего, чему он рад, где его сердце и душа. Например, если ребенок рано начал говорить и хорошо запоминает тексты и легко рифмует — это признаки гуманитарного ума.

Приучайте ребенка к труду — и к физическому и к умственному, приучайте его к самообладанию. Следите, чтобы из него не получился в чистом виде наслажденец.

2. Ребенок должен иметь силы сопротивляться вам и учителям.

Если ребенок не может понять своих элементарных желаний, то плохо дело. Вы, родители, сильно передавили или вы все делали за своего сына и дочь.

Итак, у ребенка должен быть опыт взаимодействия с предметами, привычка к труду (привычка себя принуждать к труду) + возможность хотеть или не хотеть что-либо и сообщить об этом своем желании или нежелании.

Какую профориентацию выбрать

Есть тесты. Например, на нашем сайте ПрофГид есть тесты для школьников/подростков/студентов и взрослых.

Но есть и живая профориентация. Она проходит в моем кабинете в центре профориентации «ПрофГид», в Москве. Жаль, конечно, что я не имею возможности дать ребенку поработать на станке прямо при мне или испечь пирог. Но зато я прошу принести творческие работы. И это тоже классно.

На моей живой профориентации всё-превсё спрошу — и когда говорить начал ребенок, и как родился, и попрошу нарисовать котенка, и задачку логическую решить, сочинение написать, и проверю знания по школьными предметам, и проверю английский, и расспрошу родителей про домашние обязанности, и многое-многое другое спрошу. За 10 минут определяю — человек инженер или нет. Весь разговор длится часа два. Это вот такая живая профориентация. Никаких чудес. Только работа.

Можно и по скайпу работать, конечно. Тоже хорошо.

С уважением, ваша Эльмира Давыдова. Основатель центра профориентации ПрофГид, кандидат психологических наук, профориентолог, автор книги «Как помочь ребенку выбрать профессию».

Читайте также: