Исчезнет ли профессия учитель с развитием новых информационных технологий

Опубликовано: 03.07.2024

Цифровизация школы. К чему она может привести?

Цифровизация образования. Что нас ждет в ближайшем будущем?

Споры вокруг введения массового дистанционного обучения достигли точки кипения. Пандемия COVID-19 оказалась катализатором процесса цифровизации образования, который задумывался гораздо ранее. Что это принесет России?

Еще в 2017 году консалтинговая компания McKinsey включила Россию в пятерку стран с лучшими темпами цифровизации. По данным McKinsey, с 2011 по 2015 год объем цифровой экономики в нашей стране увеличился на 59% (это в 8,5 раза быстрее, чем рост в других отраслях). А к 2025 году ее доля в ВВП может утроиться и достичь 10 трлн рублей.

Отказ от офисов

Чтобы понять, как работает цифровая экономика, можно привести всего один пример. Внедрение электронного полиса ОСАГО привело к закрытию тысяч офисов страховых компаний по всей стране, что дало большую экономическую выгоду этим компаниям, т.к. исключила затраты на содержание офисов. Каждый второй полис автолюбители теперь покупают удаленно. В этом году их число может составить - 30 млн штук! Это лишь один из многих примеров преимущества применения цифровых технологий для экономики государства.


Какие преимущества дает цифровизация в сфере образования и дает ли вообще?

Основополагающими документами цифровой трансформации российского общества являются «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы», утвержденная Указом Президента РФ от 9 мая 2017г. No 2032, и программа «Цифровая экономика Российской Федерации», принятая распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. No1632-р3.

До этого был принят еще ряд документов, направляющих общую стратегию развития страны в сторону всестороннего развития цифрового компонента. Это напрямую затронуло и сферу образования. Случившаяся пандемия коронавируса значительно ускорила эти процессы.

COVID-19 — подходящее время для экспериментов в образовании

Начавшаяся в середине марта попытка дистанционного обучения оказалась неудачной. Масса сложных моментов, несостыковок, недостаток компетенций у школ и учителей по проведению удаленных занятий, технологическая отсталость большинства российских регионов — все это крайне негативно повлияло на результаты. Но, как говорится в пословице, «лиха беда начало. ». Была проведена первая масштабная попытка перевода учебного процесса на цифровые рельсы.

«Не надо бояться никаких экспериментов. Сейчас самое подходящее время для того, чтобы проводить эксперименты в области администрирования образования» — об этом сказал замминистра Рособрнадзора Борис Чернышов.

— Первые неудачи в дистанционном обучении не должны останавливать Минпросвещения для продолжения совершенствования этого направления.

Минпросвещения видит причины этих неудач и предпринимает активные действия для их устранения. На это лето у него большие планы по подготовке школ к возможному началу нового учебного года в дистанционном режиме.

✅ Консерваторы и реформаторы

Отношение к образовательным реформам у многих в нашей стране, как к больному ребенку — очень бережное и осторожное. Главный принцип — не навреди! Но не все так осмотрительны.

Наша страна оказалась поделена на два лагеря — сторонников и противников ускоренного внедрения цифрового образования (дистанционного, онлайн и др.). Условно назовем их консерваторами и реформаторами.

Лагерь реформаторов представляет наиболее заметная фигура — бывший министр экономического развития и торговли России, а ныне президент и председатель правления крупнейшего банка — Сбербанка России — Герман Греф. Оппонирует ему тоже известная личность — актер и режиссер Никита Михалков.

● Сторонники цифрового реформирования системы образования

Если обратиться к доводам сторонников реформирования, то, на первый взгляд, они вполне логичны.

Прогресс не стоит на месте, развивается коммуникационный и информационный сервис. Революционные возможности предоставляет интернет — коммуникативная среда будущего. Уже сейчас современные технологии позволяют в корне изменить существовавшие ранее принципы работы и учебы практически по всем направлениям.

Именно по такому пути идет весь мир, в то время как Россия использует технологии прошлого века — считают Герман Греф и его сторонники.

Если взять нашу систему образования, то здесь вообще полный застой. Ни для кого не секрет, что на протяжении последнего десятилетия образование и наука испытывают жесточайший кризис. Некогда передовые достижения СССР давно позади, а новых «прорывов» нет и не предвидится. Среднее школьное и вузовское образование находятся в глубоком кризисе, следствием которого явилось сильное отставание в технологическом и научном плане от развитых стран.

Особенно сильный контраст заметен на фоне Китая. Двадцать лет назад он был отсталой в экономическом и технологическом плане страной, а сейчас занимает второе место в мире по степени экономического развития. Его школьники считаются самими умными в мире.

Сторонники реформирования образования считают, что настала пора решительно пересмотреть взгляды на образование, начиная с детского сада и заканчивая вузами.

Современные образовательные учреждения должны выполнять миссию «открытия» цифрового мира для детей. Уже в детском саду дети должны полноценно знакомиться с разными гаджетами, знать, что такое интернет и современные коммуникации, уметь ими пользоваться. К приходу в школу они должны быть готовы использовать все преимущества современной цифровой цивилизации.

Школа — один из главных образовательных институтов, от которого зависит, что будет представлять собой человек после его окончания. Будет ли это продвинутый в современных технологиях, способный к восприятию всего прогрессивного и нового, стремящийся к продолжению образования человек или, наоборот, полуграмотный, получивший аттестат или диплом для «корочки».

Применение передовых цифровых технологий в школьном образовательном процессе — непременное условие получения качественного образования и формирования из школьника современного и успешного человека.

К таким технологиям можно отнести все, которые способствуют максимальной ассимиляции школьника в общемировое цифровое пространство, в том числе и получение знаний посредством дистанционного образования.

При таком варианте традиционная школа уже не будет занимать такое важное место в цепи образования. Более того, все старые методы преподавания, которые не менялись на протяжении столетий, должны быть решительно заменены современными, в соответствии с научно-техническим прогрессом.

Потребуются и новые кадры учительско-преподавательского состава, способные работать в таких условиях. Их должны готовить современные, адаптированные под цифровую среду вузы.

Именно в таком направлении движется весь цивилизованный мир. Тот, кто этого не видит, рискует навсегда остаться в прошлом веке.

● Аргументы противников «цифровизации» общества.

Как считают «консерваторы», целый ряд решений последнего времени направлен на формализацию и упрощение (в негативном смысле) нашей образовательной системы.

А именно:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) разрушил единое образовательное пространство. Если раньше требования к качеству и содержанию образования были чётко прописаны и обеспечивали высокий общий уровень знаний и грамотности для каждого учащегося страны, то теперь это исключено.
  • ЕГЭ выхолостил смысловую часть образования и формализовал весь процесс обучения, превратив его в профанацию, натаскивание на примитивные безграмотные тесты.
  • Присоединение к Болонскому процессу, привело к трансформации высшей школы — подстраиванию под потребности глобального рынка труда за счет потери качества.
  • Коммерциализация сферы образования превращает ее в рынок образовательных услуг.
  • Перевод образования на цифровые платформы (дистанционное, онлайн образование) - окончательно разрушит единую систему образования, формировавшуюся десятилетиями, уничтожит научную школу и профессорско -преподавательский состав.

Как считает Никита Михалков, основная мысль стратегии развития цифрового образования — «убить школу и учителей».

Возможное начало 1 сентября нового (2020/2021) учебного года в дистанционном режиме — еще один шаг в этом направлении.
Михалков обращает внимание на то, что по замыслу авторов цифровизации образования к 2025 году должен исчезнуть диплом об образовании и авторский учебник, а ещё через 20 лет предполагается «убить» общеобразовательные школы, тексты (книги и статьи) как «доминирующую форму знаниевой коммуникации». Учитель должен будет исчезнуть ещё раньше, его заменит «искусственный интеллект в роли наставника».


✅ Цифровая утопия?

То, о чем говорила группа Германа Грефа по поводу неизбежной цифровизации образования и кардинального реформирования старой системы, — заслуживает безусловного внимания. Однако здесь не учитывается один важный фактор, который может наложить существенные ограничения на столь радужную картину.
Дело в том, что предлагаемые варианты образования очень далеки от стандартов технического развития современной России, ее возможностей. Все рассуждения группы Грефа основываются на технологически развитом обществе, затраты на которое может себе позволить государство.

К сожалению, российские реалии, в которых уровень доступа к цифровым технологиям может существенно отличаться от региона к региону (когда многие дети не имеют не то что доступа к широкополосному интернету, но и личного компьютера), ставят идеи Грефа в разряд «красивой, но несбыточной на данный момент сказки».

Первые попытки организовать дистанционное обучение, спровоцированные пандемией коронавируса, показали всю глубину проблемы. И проявилась она на всех уровнях, начиная от неспособности школ правильно организовать дистанционное образование и заканчивая элементарным отсутствием интернета во многих местах нашей огромной страны, т.е. нашей технологической отсталостью.


Большую проблему представляет собой бедность населения, когда максимум, чем могут родители обеспечить своего ребенка, это телефон, посредством которого дети и пытались наладить свое «дистанционное образование»!

В таких условиях реальной жизни ни о каком «цифровом рывке» не может быть и речи.

Ко всему этому надо добавить, что слом старой, классической системы образования требует больших финансовых затрат со стороны государства и тщательно продуманной стратегии реформирования, основанной на точных расчетах.

Всего этого пока нет, а вот попытки начать плохо подготовленный переход «в цифровую эпоху» может закончиться не рывком к прогрессу, а полным развалом нашего образования, массовыми увольнениями учителей и социальной напряженностью в обществе!

Следите за нашими публикациями.

В Государственной Думе состоится обсуждение нового закона "о дистанционном образовании", принятие которого перевернет наши представления о классическом общем образовании и отразится на будущем большой части населения нашей страны — школьниках, педагогах, родителях и всей системе образования. Что представляет собой этот закон и чем он так важен?

Единого мнения всех учителей о качестве того или иного учебника, нет и быть не может Кому-то нравится один учебник, кому-то другой по стилю и содержанию. Любой учебник, например, который мне ближе, по истории естествознания - несовершенный. С учетом того, что многое поменялось со времени советской модели учебного процесса, учебник претерпел существенные изменения. Тут к нему претензий масса.

Если говорить о цифровизации, то это отдельный долгий разговор. Но если коротко: никто в здравом уме, ответственный за этот процесс не говорит о замене учителей на виртуальных наставников ни в коей мере. Все, что мы говорим о цифре в образовании, это исключительно разговор об инструменте, который должен дополнить арсенал диалога между учителем и учениками. То, что сейчас делается и предлагается – это первый опыт, и нужен долгий процесс совершенствования ныне существующих цифровых сфер в образовании. Мы только начали этот путь, и есть много задач, которые приходится решать. Самое главное – вовлечение в эту работу и учителей и родительское сообщество. Главное – тех профессионалов, которые многого в своих областях достигли. Поэтому, учительская профессия никуда не денется, к ней просто предъявляются обновленные требования.

Добавление комментария

Комментарии

Инициатива группы депутатов, в которой мы предлагаем вернуть в качестве итоговой аттестации классический экзамен – очередная, стоящая в ряду других попытка остановить движение по наклонной российского школьного образования, которое мы наблюдаем последние лет десять. Попытка остановить тренд болонской системы образования, навязанный нам, наряду с другими западными образцами опыта, мышления, ценностей. То, что я, в числе многих, не принимал с самого начала. Тогда подсказывало чутьё, а сейчас уже опыт доказывает нашу правоту.
У нас есть еще возможность остановиться и пойти своим, классическим путем в образовании, который был заложен задолго до советской власти, а при ней был упрочен и продемонстрирован всему миру. Сегодня многие передовые европейские страны, такие, как Англия, с удовольствием применяют советскую модель образования. На мой взгляд, отказ от этой системы был, мягко говоря, ошибкой.

ЕГЭ-образование это не раз доказало, особенно на примере многочисленного числа обычных детей, не имеющих возможности заниматься с репетитором, у которых в их населенных пунктах и Интернета нет. Какие бы они баллы ни получали, они – троечники по меркам советского образования. И вот это поколение троечников, которое и на ступени высшего образования, тоже хромающего, недополучило знания, выходит в жизнь.

Поэтому, мы предлагаем остановиться. Конечно, возврат к классическим экзаменам – не единственное, не главное условие во всей образовательной цепочке, но необходимое. Самое печальное, что эта сфера серьезно недофинансируется, если в советские времена расходы на неё составляли до 10% от ВВП (по нынешним меркам), то сейчас – всего 3%. О каком качестве образования можно говорить при таком подходе?

Для того чтобы попасть в утвержденный перечень учебников, каждый из них проходит, как минимум, три экспертизы: научную, педагогическую и общественную. По идее, при трехступенчатой проверке, ничего ошибочного там быть не должно. Но, возможно, что-то и попадает.
Необходимо разделить вопросы содержания образования и его формы, применяемые технологии. Я, безусловно, сторонник классического содержания образования. Каждый год появляются новые литературные произведения, перечитать все наши дети не в состоянии. Но для того, чтобы потом разбираться во всем новом, уметь их критически осмыслить, необходимо прочитать хотя бы Державина, Пушкина, Лермонтова, желательно, Баратынского Тютчева.

Что же касается технологий, то использование современных технологий в том числе, цифровых, при правильном подходе может усилить возможности образования. Но может и навредить образованию, если эти технологии использованы неправильно.

Во всем мире сейчас развиваются цифровые университеты. В любой продвинутой стране их десятки. В России пока нет ни одного. Наше современное законодательство не позволило ни одному университету, который хотел стать электронным, получить государственную аккредитацию или лицензию. Есть портал Coursera с более чем 25 миллионами пользователей, из них примерно миллионом – российских. На нём можно бесплатно посмотреть лекции хороших профессоров, значительная их часть переведена на русский язык. Так вот, такие порталы работают как кадровые агентства. В мире идет борьба за человеческие ресурсы. И когда молодой человек показывает хорошие способности, его быстро приглашают либо в иностранный университет, либо в иностранную высокотехнологичную компанию. И он работает на развитие человеческого потенциала уже не в своей стране, а в чужой. Чаще всего это Соединённые штаты Америки.

Герман Греф, с которым я в кои-то веки согласен, утверждает, что потери от утечки умов намного больше, чем наши потери от оттока капитала и РФ, которые по разным оценкам, превышают 2 триллиона долларов.

Но если пытаться всё преподавание заменить электронным обучением, когда ведущие университеты будут создавать электронные курсы, всех профессоров в обычных университетах поувольнять, то вреда от такого будет гораздо больше, чем пользы.

учитель обществознания и истории, депутат комитета по образованию Мосгордумы

Индивидуальное обучение: дети будут получать образование через смартфон

Среднее количество учеников в школах России от 20 до 30 человек. Однако в Индии, где квадрат на душу населения значительно ниже, в классах ютятся по 60 школьников. Да и в отдельных регионах нашей страны схожая ситуация. В селе Хомутово Иркутской области в коридорах, рассчитанных на 190 человек, толпятся все 560.

Учителя в переполненных классах быстро сдают физически и морально. Индивидуальный подход к обучению в стандартных школах просто невозможен. Система образования отталкивается от сильнейшего ученика, когда как отстающим предлагают внеклассные занятия или работу с репетитором.

Прогрессивные преподаватели выкручиваются. Одним из первых опробовал смартфон в обучении преподаватель американского университета Джорджии Ашок Гоэль. Сначала лекции для 300 студентов, так еще и после них – тысячи вопросов о пройденом.

Есть и более простые способы связать технологии и обучение и заинтересовать детей. В Новосибирске учительница истории Елена Вервейн давала подопечным задания через Instagram. Причем ответы надо было писать под ее постами.

В будущем цифровые учителя станут заменой преподавателю в классе, создавая индивидуальный образовательный подход. Причем «виртуальный препод» даже сможет подбадривать ученика за правильно выполненное задание и отругать за лень.

Основатель TMT Investments Герман Каплун считает, что переход к учителям-роботам будет тяжелым. Постепенно родители свыкнутся с мыслью о том, что дети перестанут ходить в школу и получают образование из смартфона или планшета.

«Частично в сферу образования придут роботы, но мне кажется, что родители будут против того, чтобы их детей учили именно «железки», – уверен Каплун. – Телеобучение будет расти огромными темпами, и лет через 10-15 в развитых странах значительный процент детей перестанет ходить в школу на регулярной основе. Обучающий курс лекций можно прослушать и по компьютеру или телевизору. А программа обучения станет индивидуальной».

Есть и более простые способы связать технологии и обучение и заинтересовать детей. В Новосибирске учительница истории Елена Вервейн давала подопечным задания через Instagram. Причем ответы надо было писать под ее постами.

Новая реальность обучения: VR сделает историю и биологию самыми крутыми предметами

Раньше качественное среднее образование можно было получить только в школе. Где бы она ни находилась. Даже сейчас в Китае многие дети из деревень преодолевают невероятные испытания, чтобы добраться до школы. Нужно сильное желание учиться, чтобы шастать по обветшалым мостам, скалам и переправляться через горы по канатным дорогам.

В России порой школьникам не менее весело. Ученики калининградского района вынуждены каждый день пересекать опасную реку на лодке. Школьники вологодского района три километра пробираются через лес.

Виртуальная реальность пока развивается благодаря видеоиграм и паркам аттракционов. Однако потенциал технологии куда выше. Обучение – одно из самых перспективных направлений. Виртуальная реальность меняет сам процесс обучения, делая его более бодрым и интересным для детей.

Арлингтонская школа с научным уклоном использует Oculus Rift для занятий по истории. Вместо не всегда эффективных поездок в городские музеи, ученики могут «окунуться» в историю благодаря VR-шлему. Средняя цена устройства, конечно, пока кусается – около 250 долларов. Зато ребенок мгновенно окажется за километры от школы – хоть в Древней Греции, хоть в саванне, где рядом будут ходить львы и слоны. Ученики школ Балтимора «путешествуют» в шлеме по заповедникам Амазонки Рассматривая животных или растения, каждый школьник получает справку об увиденном.

VR, ко всему прочему, поможет в обучении детям с ограниченными возможностями. Также это касается и детей с синдромом аутизма, некомфортно чувствующих себя в обществе. Силезский технологический университет в Польше проводит терапевтические упражнения с аутичными учениками, использующими технологию виртуальной реальности.

Репетитор не нужен: технологии помогут разнообразить и удешевить обучение

Помимо чат-ботов, студенты и школьники США используют другие технологии для обучения.

Google Home, Amazon Echo (Alexa) и Siri помогают ученикам быстро находить ответы на вопросы, минуя вкладку «Википедии» в браузере. Российский аналог — голосовой помощник Алиса разъясняет основы математики, иностранных языков и программирования.

Приложение Mybuddy обучает дошколят английскому через планшет. Благодаря технологии распознавания речи, ребенок развивает разговорный английский. Однако для получения углубленных знаний, люди пока предпочитают занятия с репетитором.

Стоимость часа занятий с частным учителем в Москве 1000-2500 рублей. Однако помимо привычных личных посещений уже десять лет, как ученики находят педагогов с помощью сервисов типа SkyEng или Coursera. Занятия проходят по скайпу и помогают подтянуть знания и получить специальность. Цена курса варьирует от 50 до 1000 долларов, в зависимости от выбранного курса.

Пока Parla бесплатна для обучения азам английского, планируется углубленные курсы для юристов, программистов и других специальностей, где требуется терминология. В планах разработчиков сделать обучение доступным для каждого обладателя самого примитивного смартфона. Подобные технологии помогут получить образование жителям бедных стран.

В будущем цифровые учителя смогут стать заменой педагогу из плоти и крови. Однако массовая стандартизация образовательной программы, также приведет к росту популярности учителей-людей. Просто им придется стать «Учителями 2.0». Чтобы остаться востребованными, преподаватели должны подарить ученикам уникальный подход.

Skyteach

Однажды искусственный интеллект решит, что человечество ему не нужно, и затеет войну, которая заранее проиграна (привет, «Терминатор»!). Или искусственный интеллект отнесется к человечеству со всей любовью и уважением, постепенно заменит во всех экономических сферах (политические, социальные, общественные сами «отвалятся») – будет ухаживать, как за овощами на грядке (привет, «Валли»!). Какой вариант темного будущего, на ваш взгляд, хуже?

Достаточно печально уже то, что интернет наводнен прогнозами в духе «100500+ профессий, которые исчезнут вчера». И – сюрприз! – учитель, преподаватель, репетитор среди этих профессий. Так что же, онлайн-преподавателю английского языка переучиваться, пока есть время и хоть какие-то деньги? Или паниковать рано? Попытаемся разобраться.

Преподавателю не быть

У паникеров есть основания бить тревогу: искусственный интеллект захватывает одну за другой сферы экономики и жизни в целом. Если уж к станкам на заводах встали роботы, программы пишут для нас музыку и новости, а, заскучав, можно поболтать ( серьезно – поболтать! ) с Алисой – то каждый вдумчивый профессионал забеспокоится о том, предстоит ли ему смена жизненной траектории.

Обучаться английскому становится все проще без участия педагога. Если у студента достанет мотивации, трудолюбия и коммуникабельности, чтобы определить цель, выяснить маршрут к ней, разобраться во всем многообразии способов обучения, а затем упорно «грызть» приложения, подключить к делу чат-ботов, осознанно погружать себя в языковую среду, – то с английским рано или поздно сложится.

Существует и такое мнение, что английский язык вскоре станет настолько универсальным и повсеместным, что во всех странах люди начнут его изучать с рождения – как билингвы, параллельно с национальным, или вовсе заменят им национальные языки. Подобную ситуацию очень убедительно описал дважды кандидат на Букеровскую премию Дэвид Митчелл в своей книге «Облачный атлас». Если это произойдет, то нужда в преподавателях отпадет.

Преподавателю все-таки быть

Футурологи не так единодушны, как кажется. Есть среди них и такие, кто считает, что у профессии преподавателя есть будущее, причем светлое. Темп жизни ускоряется, требования к специалистам растут, и современному человеку постоянно нужно чему-то новому учиться, а значит, нужны талантливые и квалифицированные учителя.

Компания McKinsey провела в 2017 году исследование профессиональных трендов. По результатам составила шкалу профессий, который исчезнут, и профессий, которые останутся. Вопреки более мрачным прогнозам, аналитики McKinsey предсказали преподавателям долгую жизнь в профессии, так как успешное, результативное обучение людей требует эмпатии, творческого подхода и человеческого контакта. А от роботов этого ждать пока, мягко говоря, рано. Да и ощущение ответственности перед живым человеком за свои успехи и результаты тоже никто не отменял.

Тренды в преподавании

Уже сейчас можно отметить, что:

  • Преподавание уходит в онлайн и даже в социальные сети.
  • Задачу знакомства с предметами и темами, которые нужно «просто выучить» и «просто запомнить» берут на себя гаджеты и технологии.
  • Акцент смещается с «обучения ради обучения» на «обучение ради цели», ради конкретных задач, навыков и компетенций, а значит, и преподаватель становится больше репетитором, наставником или коучем, чем просто учителем, который «учит».
  • Технологии приводят к постепенному удешевлению обучения (в том числе обучения английскому), потому для сохранения достойного заработка преподавателям придется создавать «дополнительную ценность».
  • Происходит переход от обучения у эксперта ( teacher-centric ) к обучению вместе с экспертом или с помощью нескольких экспертов ( learning-centric ).
  • Обучающиеся английскому языку «молодеют»: все больше родителей отправляют детей учить английский с рождения.
  • (Тренд вытекает из предыдущего) От преподавателя английского языка для взрослых ожидают более высокого уровня владения предметом, так как к нему приходят студенты с лучшими «стартовыми условиями», чем прежде. И речь не только о бывших малышах, которых с рождения погружают в языковую среду, но и об обывателях, которые слушают музыку на английском, встречаются с большим количеством английской лексики в интернете, учатся программировать с помощью команд на английском.

Что с этим делать

Не претендуем на истину в последней инстанции и лишь предлагаем варианты, не обязательно связанные между собой.

Коучинг

Учиться, вроде, нужно, но как-то не хочется, некогда и социальные сети не пускают. Пора звать педагога-психолога-коуча, который копнет глубже, найдет правильные слова, напомнит о мотивации.

Проектирование образовательного маршрута

Английский язык можно выучить разными способами, а потому пригодится специалист, который подскажет, как это лучше сделать именно тебе.

Смежные предметы

Согласно прогнозам, уже лет через 20 каждый из нас будет специалистом минимум в 3-4 направлениях (если, конечно, хочет успешно зарабатывать на хлеб с рикоттой). В каком именно направлении двигаться – решать вам. Это может быть преподавание других предметов (математика, программирование и проч.). Это может быть расширение специализации – раньше работали только со взрослыми, теперь и с детьми.

Образовательные профессии будущего

Американский футуролог Томас Фрей в своем выступлении на конференции TED предсказал, что в ближайшее время более 2 млрд. людей потеряют рабочие места. В дальнейших выступлениях на экономических форумах, в статьях и в интервью он высказался и про профессию педагога в частности.

Так, по мнению Фрея, учитель скоро исчезнет за ненадобностью. Но на смену ему придут тренер (как коуч – человек, помогающий достичь конкретного результата, связанного с английским языком), проектировщик образовательных курсов, а также сотрудник образовательных лагерей (то есть изучения английского «в полях»).

Смежные и новые профессии: найдите себя в Атласе!

Необязательно гадать на цифровой гуще: можно обратиться за советам к экспертам. Так, один из перспективных вариантов, согласно Атласу профессий (это проект, придуманный в Сколково), – цифровой лингвист, то есть человек, который налаживает взаимодействие между человеком и компьютером/программой, обучает искусственный интеллект понимать смыслы и контекст.

Если ввести параметры «поиск профессии – в сфере Образование – после 2020 года» в Атласе новых профессий, мы получим :

  • разработчик инструментов обучения состояниям сознания,
  • игропедагог,
  • разработчик образовательных траекторий,
  • тренер по майнд-фитнесу,
  • организатор проектного обучения,
  • тьютор,
  • игромастер,
  • модератор (как эксперт по налаживанию группового взаимодействия ради изучения английского языка),
  • координатор образовательной онлайн-платформы.

(Если интересны другие направления, поэкспериментируйте сами.)

Футурологи, экономисты и интернет-завсегдатаи единодушны в одном: соломку лучше подстилать. Вот только непонятно, где, как, и стоит ли этим заняться прямо сейчас, или лет 20 подождать – а там приспособиться.

Как считаете, будет еще существовать профессия преподавателя английского языка через 20 лет? А через 100?

Фото: Интерпресс/Photoxpress

Создать реестр невостребованных профессий — с такой инициативой в адрес правительства РФ выступил на этой неделе ректор МИРАЭ — Российского технологического университета Станислав Кудж. По его оценке, уже к 2022 году из-за развития технологий и инноваций работу потеряют многие люди, в том числе имеющие высшее профессиональное образование по тем специальностям, которым вузы учат до сих пор. Кудж считает необходимым провести анализ, составить прогноз и определить потребность в специалистах на 5, 10 и 20 лет вперед. Итогом должен стать документ — реестр профессий, требующих вузовского образования, и находящихся под угрозой исчезновения в ближайшие 20 лет.

РБК Петербург спросил экспертов о том, поддержат ли в регионе эту инициативу, и как быстро на самом деле исчезают профессии на рынке труда в городе.

Дмитрий Чернейко, председатель Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга:


«Реестры, которые должны фиксировать будущее — это утопично. Два года назад во многих таких списках профессии курьеров и водителей назывались исчезающими. Вдруг наступила пандемия, и занятость по позициям курьеров и водителей показала самый высокий рост. Более того, спрос на эти позиции не снижается и, судя по всему, в ближайшие лет 10 сохранится.

Одной профессии на всю жизнь не хватит

Что значит реестр? Будет некое нормативное решение Министерства труда, обязательное к исполнению? А вдруг туда закрадется ошибка? Вопрос точного прогнозирования профессиональных компетенций на 20 лет — это нерешаемая задача сегодня. Нужны другие системные решения. Надо заниматься кадровым проектированием, корректными прогнозами на 5-10 лет, чтобы мы успевали, корректируя программы, выпустить людей на рынок труда, которые имеют правильные базовые навыки и готовы дальше развиваться. Но самое важное — выстраивать диалог между образованием и бизнесом. Сегодня новые знания и навыки рождаются в бизнес-процессе, а не в лаборатории, не на кафедре в университете и не на классическом заводе.

«Два года назад профессии курьеров и водителей назывались исчезающими»

Одним из прорывных примеров такого диалога можно назвать соглашение между крупной фармацевтической компанией, одним из ведущих физико-математических лицеев города и университетом. Они создали факультет под совершенно новые компетенции для фармацевтической промышленности. Детей, прошедших профориентацию, обучают не только физике и математике, но и химии, биологии на высоком уровне, у них много практики. Детей учат под конкретные позиции на этом предприятии. Учась в школе, они уже знают, где будут работать. И это не фармацевты или провизоры, а люди с обширными знаниями в разных областях. Они могут моделировать поведение молекулы, знают физиологию человека.

Крупные компании, если у них есть финансовая возможность, создают свою систему подготовки и переподготовки прямо на производстве, либо открывают базовые кафедры в разных университетах. О чем это говорит? О том, что сами по себе образовательные учреждения не успевают реагировать на изменения спроса. Образование в целом должно очень сильно поменяться. Диалог должен быть общим не только для крупных компаний, но и для малого, среднего бизнеса и даже для самозанятых. Сегодня эти категории почти не имеют инструментов влияния на систему профессионального образования.

«Детей учат под конкретные позиции на этом предприятии. Учась в школе, они уже знают, где будут работать»

Как не стать «хромой лошадью»

ВШЭ недавно провели исследование и выяснили, что в первую очередь в стране хромает производительность труда, потому что люди, получив первичное образование, не попадают дальше в очень развитую систему дополнительного профессионального образования — life long learning, то есть обучение на протяжении всей жизни. И получается, что они застывают в своих старых компетенциях. Это тоже очень опасная штука. Первое высшее образование не даст профессию на всю жизнь.

Происходит постепенный процесс выхода человека как непосредственного исполнителя из процесса производства. Поэтому все меньше будет требоваться людей, которые могут работать только руками. Но что бы мы ни говорили про автоматизацию, все равно она требует сопровождения — нужны сотрудники, способные обеспечивать работу этой самой автоматической техники, управлять производственными цепочками, налаживать, переналаживать, монтировать, контролировать.

Новых позиций, которые будут все более востребованными, очень много: операторы обрабатывающего центра или системы прототипирования, роботизированной системы — это позиции, которых раньше просто не существовало. Не случайно в последние примерно 10 лет мы наблюдаем совершенно четкий тренд — дети чаще выбирают среднее профессиональное образование. Они понимают, что приобретение конкретной профессии, практически полезных компетенций позволит зарабатывать нормальные деньги.

«Поверьте, у нас недостаточно хороших экономистов, юристов и финансистов. Здесь, как в спорте высоких достижений, для того, чтобы вырастить олимпийского чемпиона, надо иметь определенную пирамиду»

Что касается высшего образования, то сейчас часто озвучиваются мнения об избытке юристов и экономистов. Но я с этим не могу согласиться. У нас недостаточно хороших экономистов, юристов и финансистов. Здесь, как в спорте высоких достижений, для того, чтобы вырастить олимпийского чемпиона, надо иметь определенную пирамиду. Другое дело, что зачастую человек считает себя получившим высшее экономическое образование, а на самом деле он ничего не знает».

Александр Ружинский, директор по развитию Центра опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП) Санкт-Петербурга:


«Большинство знаний, которые тебе дают в вузе, устаревают к тому моменту, когда ты получаешь диплом. Неважно, красный он или нет. Поэтому необходима осознанная государственная политика в отношении этих процессов. Здесь не та ситуация, когда невидимая рука рынка может все расставить по местам. К примеру, если говорить о Центре опережающей профессиональной подготовки Санкт-Петербурга, то это часть федерального проекта. Такие ЦОППы открыты по всей России. Их задача — быстро и на опережение готовить людей, необходимых рынку.

«Большинство знаний, которые тебе дают в вузе, устаревают к тому моменту, когда ты получаешь диплом»

Сейчас есть огромная пропасть между образованием и рынком — особенно в системе среднего профессионального образования (СПО). Все эти колледжи, у которых появилась отличная материально-техническая база, к сожалению, пока не научились чувствовать, каких людей нужно готовить для рынка.

Скоропортящиеся знания

На этой неделе в ЦОППе завершили программу обучения команд агентов изменений в системе СПО. Каждая команда создала новую компетенцию, ранее не существовавшую, и защитила ее на большом городском публичном мероприятии. Одна из них — цифровой логист. В этой отрасли гигантский кадровый голод, потому что она очень быстро развивается. Мы отвезли эту команду на распределительный центр Х5 Retail Group и показали руководителям логистических центров. Чтобы вы понимали, это огромное пространство с роботами, люди там ходят в экзоскелетах — в общем, там будущее уже наступило. Ребята пообщались с действующими рыночными специалистами и те заявили, что готовы брать людей с такой компетенцией сразу с учебной скамьи.

При этом в обычной программе СПО цифровые логисты еще не упоминаются, а есть, например, специальность «кладовщик».

Вопиющая трата времени

Без всякого сомнения общая система образования должна быть перестроена. Сегодня дети по большей части бездарно проводят 10 лет в школе и не понимают, к какой профессии им готовиться. Тенденция по переводу детей на частное или домашнее образование, которая особенно актуализировалась во время пандемии, — очень яркий симптом. В генетике школьного образования сегодня, к сожалению, лежит понимание, что школа — место пребывания, способ избавиться от ребенка и поехать на работу. По большому счету, 5 лет высшего образования — это тоже вопиющая трата бесценного времени. Гораздо более разумно искать возможности учиться и работать одновременно, желательно сразу в том профессиональном направлении, к которому ты себя готовишь.

Сейчас есть отличные государственные инициативы, помогающие школьникам определиться со своей профессией уже в старших классах. Например, «Профстарт». Ведь важно не только, чтобы школьник выбрал занятие по душе, но и не сделал неправильный карьерный выбор, не обладая актуальной информацией о профессии.

«Тенденция по переводу детей на частное или домашнее образование — очень яркий симптом»

Если говорить о взрослых состоявшихся людях, у нас очень показательным был конец прошлого года, когда ЦОПП проводил программу переобучения лиц, пострадавших от пандемии. Мы в достаточно сжатые сроки, в коротких программах на бюджетном финансировании переобучили около 3 тысяч человек. И среди них — огромный объем интересных кейсов. Например, учительница младших классов пришла к нам и переобучилась на сварщика. Оказывается, ей всю жизнь было интересно работать с металлом. Она нашла себе работу, которой довольна, в мастерской. И таких примеров много».

СПРАВКА:

Наименее и наиболее востребованные специальности в Петербурге

По данным Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга, наименее востребованными специальностями в системе среднего профессионального образования последние 5 лет являются:

«Порошковая металлургия, композиционные материалы», «Технология парикмахерского искусства», «Литейное производство черных и цветных металлов», «Автомобиле- и тракторостроение».

Наиболее востребованы специальности:

«Строительство и эксплуатация городских путей сообщения» (13,76 человек на место); «Информационные системы и программирование» (10,72 человек на место); «Туризм» (6,44 человек на место); »Сетевое и системное администрирование» (6,81 человек на место).

В вузах высокий конкурс по всем специальностям. Особенно популярны педиатрия (до 425 человек на место), дизайн (до 231 человека на место), международные отношения (до 220 человек на место).

В 2021 году Комитет по науке и высшей школе прогнозирует высокий конкурс на технические специальности и всплеск интереса к медицинскому профилю. Существенно увеличены контрольные цифры приема на очное бюджетное обучение по следующим направлениям:

Читайте также: