Используя психологическую классификацию воинских должностей определите на какие

Опубликовано: 17.05.2024

Цели урока. Познакомить учащихся и изучить правила профессионального психологического от­бора при первоначальной постановке на воинский учет; ознако­мить с психологической классификацией воинских должностей.

Изучение нового материала. Вступительное слово учителя.

Одним из основных мероприятий первоначальной постанов­ки гражданина на воинский учет является профессиональный психологический отбор. Именно он даёт ответ на главный вопрос о дальнейшем выполнении гражданином воинской обязанности — в каком качестве и в каких войсках будет служить гражданин РФ.

Многие из ребят уже прошли первоначальную постановку на во­инский учет и имеют довольно четкое представление о том, что пред­ставляет из себя професси­ональный психологический отбор. На сегодняшнем уроке мы с вами подробно рассмотрим порядок прохождения профессионального психологического отбора, еще и некоторые важные теоретические вопросы, касающиеся этих мероп­риятий.

Вопросы для активизации знаний.

1. В чем состоит цель проведения профессионального психологи­ческого отбора при первоначальной постановке на воинский учет?

2. Как влияют итоги профессионального психологического отбора на то, каким образом гражданин будет исполнять воинскую обязанность?

3. Изучение нового материала. Вступительное слово учителя.

Действительно, не одними только духовными и нравственными силами воина достигается победа в бою. Нужна еще и сила физиче­ская. Да и не только сила, но и ловкость, выносливость, другие фи­зические качества, без которых невозможно представить настоящего военного.

Обратимся к руководству «По профессиональному психологиче­скому отбору в Вооруженных силах Российской Федерации» (фраг­менты).

I. Общие положения

3. Мероприятия по профессиональному психологическому отбору прово­ дятся штатными и нештатными подразделениями профессионального психо­ логического отбора (далее именуются — подразделения профотбора) и специ­ алистами по профессиональному психологическому отбору.

4. Профессиональный психологический отбор в Вооруженных силах являет­ ся одним из видов профессионального отбора и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на достижение качественного комплектования воинских должностей на основе обеспечения соответствия профессионально важных социально-психологических, психологических и психофизиологи­ ческих качеств граждан, призываемых или добровольно поступающих на во­ енную службу, и военнослужащих требованиям военно-профессиональной деятельности.

5. Задачами профессионального психологического отбора являются: военно-профессиональная ориентация граждан и военнослужащих на овладение военно-учетными специальностями солдат, матросов, сержантов старшин (далее именуются — военно-учетные специальности), обучение в военно-учебных заведениях по соответствующим специальностям и поступление на военную службу по контракту;

определение профессиональной пригодности граждан и военнослужащих к подготовке (обучению) по военно-учетным специальностям, военной службе на воинских должностях, обучению в военно-учебных заведениях, поступлению на военную службу по контракту и выработка рекомендаций по их отбору для подготовки (обучения) по военно-учетным специальностям и определению по воинским должностям;

9. По результатам профессионального психологического отбора выносится одно из следующих заключений о профессиональной пригодности граждан и военнослужащих к подготовке (обучению) по военно-учетным специальностям и военной службе на конкретных воинских должностях (далее
именуется — профессиональная пригодность):

а)рекомендуется в первую очередьпервая категория.
Относимые к этой категории граждане и военнослужащие по уровню развития профессионально важных качеств полностью соответствуют требованиям воинской должности (воинских должностей), что позволяет им в установленные сроки овладеть военно-учетной специальностью, иметь по результатам инспекторских, итоговых, контрольных проверок и выпускных экзаменов преимущественно отличные оценки, получить классную квалификацию;

б)рекомендуетсявторая категория.
Относимые к этой категории граждане и военнослужащие по уровню развития профессионально важных качеств в основном соответствуют требованиям воинской должности (воинских должностей), что позволяет им в установленные сроки овладеть военно-учетной специальностью, иметь по результатам инспекторских, итоговых, контрольных проверок и выпускных экзаменов преимущественно хорошие оценки;

в)рекомендуется условнотретья категория.
Относимые к этой категории граждане и военнослужащие по уровню развития профессионально важных качеств минимально соответствуют требованиям воинской должности (воинских должностей), с трудом овладевают военно-учетной специальностью в установленные сроки, имеют по результатам инспекторских, итоговых, контрольных проверок и выпускных экзаменов преимущественно удовлетворительные оценки. Допускаются к обучению или профессиональной деятельности при недостатке кандидатов;

г)не рекомендуетсячетвертая категория.
Относимые к этой категории граждане и военнослужащие по уровню развития профессионально важных качеств не соответствуют требованиям воинской должности (воинских должностей). [. ]

10. При вынесении заключений о профессиональной пригодности граждан учитывается также уровень их нервно-психической устойчивости.

Оценка нервно-психической устойчивости выносится по четырем уровням:

— высокая нервно-психическая устойчивость;

— хорошая нервно-психическая устойчивость;

— удовлетворительная нервно-психическая устойчивость;

— неудовлетворительная нервно-психическая устойчивость или нервно-психическая неустойчивость.

12. Граждане и военнослужащие, имеющие четвертую категорию профес­сиональной пригодности, не могут быть:

— направлены для подготовки по военно-учетным специальностям в об­щественные объединения и учебные воинские части;

— направлены на обучение в военно-учебные заведения;

— приняты на военную службу по контракту на соответствующие воин­ские должности.

Граждане и военнослужащие, имеющие четвертую категорию професси­ональной пригодности по классам основных сходных воинских, должностей, назначаются на воинские должности, для выполнения которых не требуются особые профессионально важные качества (прочие воинские должности), ус­тановленные Психологической классификацией воинских должностей, за­мещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами (приложение № 1 к настоящему Руководству). [. ]

14. Заключения о профессиональной пригодности граждан и военнослужащих учитываются:

военными комиссарами — при направлении граждан для подготовки по военно-учетным специальностям в общественных объединениях;

призывными комиссиями — при принятии решений о направлении граждан для сдачи конкурсных вступительных экзаменов в военно-учебные заведения. [. ]

15. Результаты социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования, заключения о профессиональной при­годности и другие данные на граждан и военнослужащих заносятся в соответ­ствующие разделы карты профессионального психологического отбора. [. ]

29. Мероприятия по профессиональному психологическому отбору с гражданами, подлежащими призыву на военную службу, осуществляются поэтапно: в период первоначальной постановки граждан на воинский учет; в период от первоначальной постановки граждан на воинский учет до их явки на заседание призывной комиссии.

30. Военные комиссары после составления списков граждан, подлежа­щих первоначальной постановке на воинский учет, направляют по месту учебы или работы этих граждан анкету и запрос на сведения о личностных качествах.

31. В период первоначальной постановки граждан на воинский учет не­штатная группа профотбора военного комиссариата проводит их военно-про­фессиональную ориентацию, социально-психологическое изучение, психо­логическое и психофизиологическое обследование. [. ]

Результаты социально-психологического изучения, психологиче­ского и психофизиологического обследования, заключение о профес­сиональной пригодности и решение о предназначении заносятся в разделы I — III , V , VI карты профессионального психологического отбора и журнал учета работы нештатной группы профотбора воен­ного комиссариата (по форме, приложение № 4 к настоящему Руководству). Карта профессионального психологического отбора, подписанная военным комиссаром, вместе с другими документами граж­данина, призванного на военную службу, направляется на сборный пункт субъекта Российской Федерации.

Психологическая классификация воинских должностей, занимаемых сержантами, старшинами, солдатами и матросами

Основные профессионально важные психологические качества

Примеры воинских должностей

Командные (организаторские)

Развитые организаторские и позна­вательные (интеллектуальные) способности. Умение ориентиро­ваться в сложной обстановке, выделять главное и принимать правиль­ные решения в короткий срок. Инициативность, самообладание, ответственность, требовательность, самостоятельность. Ясная и раз­борчивая речь

Командир боевой машины. Командир орудия

Командир боевого поста

Операторские (сенсорно-гностические)

Точность и быстрота зрительного (слухового) восприятия, точный глазомер. Устойчивость и концент­рация. Опера­тивная память. Быстрота мышле­ния, умение выделить в информа­ции главное. Координация движений руками

Оператор (РЛС, ЗРК, ПТРК, энергосистем, постов управления, АСУ, ЭВТ и др).

Наводчик орудия (танка, САО и др.)

Наводчик-оператор (БМП, БМД, противолодочных бомбовых установок и др.)

Радиометрист. Снайпер и др.

Связи и наблюдения (сенсорные)

Острый слух (зрение). Точность слухового (зрительного) восприя­тия. Устойчивость внимания. Опе­ративная память. Развито чувство ритма, выносливость и подвиж­ность нервной системы. Правиль­ная дикция, разборчивый почерк. Подвижность кистей и пальцев рук

Радиотелеграфист, радист, радио­телефонист. Телеграфист. Наблю­датель. Акустик, гидроакустик. Сигнальщик

Водительские (сенсомоторные)

Распределение и устойчивость вни­мания. Быстрая сенсомоторная ре­акция. Подвижность нервных про­цессов. Двигательная память. Ко­ординация движений руками и ногами

Водитель. Механик-водитель (тан­ка, БМП, БМД, САУ и др.) Машинист тепловоза. Рулевой. Крановщик и др.

Специального назначения (моторно-волевые)

Координация движений, ловкость, физическая сила и выносливость, решительность, смелость, самооб­ладание.

Специалисты воздушно-десант­ных, десантно-штурмовых, разве­дывательных подразделений, мор­ской пехоты и др.

Технологические (специалисты по обслуживанию и ремонту техники)

Развитое наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Об­щеобразовательная и техническая грамотность

Аккумуляторщик. Дизелист. Мо­торист. Механик. Мастер (радио­мастер, телефонный мастер и др.) Электрик. Электромонтер и др.

Особых профессионально важных психологических качеств не требу­ется

Стрелок. Помощник гранатометчи­ка. Заряжающий и др.

Подведение итогов урока.

Вопросы для закрепления знаний.

1. Какие нормативно-правовые акты регламентируют проведение профессионального психологического отбора?

2. Кто проводит профессиональный психологический отбор при первоначальной постановке на воинский учет?

3. Каким образом и где отражаются итоги профессионального психологического отбора?

4. Как влияют результаты профессионального психологического отбора на определение порядка прохождения военной службы гражданином?

Домашнее задание.

1. Ситуационная задача. Используя психологическую классификацию воинских должностей, определите, на какие должности может быть назначен гражданин И., если он не имеет развитых организаторских способностей, но в его профессионально-психологической характеристике указано что его психологические качества следующие: «Точность и быстрота зри­тельного (слухового) восприятия, точный глазомер. Оперативная память. Быстрота мышления, умение выделить в информации главное. Координация движений руками».

Тест по ОБЖ Воинская обязанность для учащихся 11 класса с ответами. Тест состоит из двух вариантов в каждом по 14 заданий.

1 вариант

а) особый вид государственной службы, исполняемой в Воо­руженных Силах, других войсках, органах и воинских формированиях
б) система знаний о подготовке и ведении военных действий
в) установленный законом почетный долг граждан с оружи­ем в руках защищать свое Отечество, нести службу в ря­дах Вооруженных Сил, проходить вневойсковую подго­товку и выполнять другие связанные с обороной страны обязанности

2. Граждане Российской Федерации проходят военную службу:

а) по призыву и в добровольном порядке (по контракту)
б) только по призыву
в) только в добровольном порядке (по контракту)
г) в порядке воинской повинности

3. Комиссия по постановке граждан на воинский учет преду­смотрена в следующем составе:

а) заместитель руководителя местной администрации, воен­ный комиссар района, руководитель органа внутренних дел района, секретарь комиссии, врачи-специалисты
б) военный комиссар района или его заместитель, представи­тель местной администрации, специалист по профессио­нальному психологическому отбору, секретарь комиссии, врачи-специалисты
в) заместитель военного комиссара района, специалист по профессиональному психологическому отбору, секретарь комиссии, врачи-специалисты

4. Какие из указанных ниже причин (при условии докумен­тального подтверждения) являются уважительными для не­явки по вызову военкомата)?

а) заболевание или увечье, связанное с утратой трудоспособ­ности
б) тяжелое состояние здоровья близких родственников (отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки, усыновителя) либо участие в их похоронах
в) нахождение в отпуске или в командировке
г) препятствие, возникшее в результате действия непреодо­лимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина
д) свадьба близкого родственника
е) иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом
ж) участие в спортивном соревновании

5. Профессиональный психологический отбор граждан, призы­ваемых на военную службу, осуществляется с целью:

а) определения индивидуального физического развития при­зывников, так как с первых дней военной службы они испытывают значительные нагрузки
б) обеспечения соответствия индивидуально-психологических качеств граждан, призываемых на военную службу, современным требованиям в Вооруженных Силах Российской Федерации
в) определения качества освоения дополнительных образова­тельных программ по военной подготовке

а) первой
б) второй
в) третьей
г) четвертой

7. Согласно психологической классификации воинских должно­стей на командные должности целесообразно готовить и на­значать граждан, имеющих следующие гражданские специ­альности:

а) бригадир
б) токарь
в) радиооператор
г) учитель
д) пожарный
е) воспитатель

8. С каким результатом необходимо молодому солдату пробе­жать 3 км, чтобы выполнить норматив для нового пополне­ния воинских частей?

а) 14 мин.
б) 14 мин. 15 сек.
в) 14 мин. 30 сек.
г) 3 мин. 45 сек.

а) 11 раз
б) 10 раз
в) 9 раз
г) 8 раз

10. Перечислите наиболее массовые военно-прикладные виды спорта, культивируемые в Вооруженных Силах Российской Федерации.

а) автомобильный (мотоциклетный)
б) гребно-парусный
в) футбол
г) плавание прикладное
д) хоккей с мячом
е) военно-спортивное ориентирование
ж) парашютный спорт
з) стрельба пулевая
и) стрельба из лука

а) не годен к военной службе
б) годен к военной службе
в) ограниченно годен к военной службе
г) временно не годен к военной службе

а) не годен к военной службе
б) годен к военной службе
в) ограниченно годен к военной службе
г) годен к военной службе с незначительными ограниче­ниями

а) регулярный отдых, предоставляемый в соответствии с за­конодательством всем военнослужащим
б) краткосрочный отпуск из расположения воинской части
в) установленное законом освобождение от дальнейшего несения службы в рядах Вооруженных Сил Российской Фе­дерации, других войсках, воинских формированиях и ор­ганах

14. До какого возраста могут пребывать в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации солдаты, матросы, сержанты и старшины?

а) до 35 лет
б) до 40 лет
в) до 45 лет
г) до 50 лет

2 вариант

а) только в Вооруженных Силах Российской Федерации
б) в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, органах, воинских формированиях, в воинских подразделениях федеральной противопожарной службы, в создаваемых на военное время специальных формирова­ниях
в) в Вооруженных Силах Российской Федерации, войсках гражданской обороны, внутренних войсках, органах Федеральной службы безопасности
г) в Вооруженных Силах Российской Федерации, воинских­ формированиях и других войсках

а) с 1 января по 1 апреля в год достижения ими возраста 17 лет
б) с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 16 лет
в) с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет

3. Считаются уклонившимися от исполнения воинской обязан­ности и подлежащими административной ответственности граждане:

а) не явившиеся по вызову военного комиссариата в указан­ный срок по уважительной причине, подтвержденной до­кументом
б) не явившиеся по вызову военного комиссариата в указан­ный срок без объяснения причин
в) явившиеся по вызову военного комиссариата с нарушени­ем указанного срока (опозданием) по уважительной при­чине, подтвержденной документом
г) явившиеся по вызову военного комиссариата с опозда­нием

4. Укажите родственников, тяжелое состояние которых являет­ся уважительной причиной для неявки в указанный срок по вызову военного комиссариата:

а) отец, мать
б) жена, муж
в) сын, дочь
г) родной брат, родная сестра
д) двоюродный брат, двоюродная сестра
е) племянник, племянница
ж) дедушка, бабушка
з) усыновитель
и) родной дядя, родная тетя

5. По результатам профессионального психологического отбора определяется оценка о профессиональной пригодности граж­данина к исполнению обязанностей в сфере военной деятель­ности. Она может быть такой:

а) рекомендуется в первую очередь
б) рекомендуется во вторую очередь
в) рекомендуется
г) рекомендуется в основном
д) рекомендуется условно
е) рекомендуется с ограничениями
ж) не рекомендуется

а) первой категории профессиональной пригодности (полно­стью соответствует требованиям воинских должностей)
б) второй категории профессиональной пригодности (в ос­новном соответствует требованиям воинских должностей)
в) третьей категории профессиональной пригодности (мини­мально соответствует требованиям воинских должностей)

7. Согласно психологической классификации воинских должностей, замещаемых сержантами, старшинами, солдатами и матросами, на должности специального назначения целесообразно отбирать кандидатов, имеющих гражданские специальности:

а) машиниста автокрана
б) кузнеца
в) водолаза
г) пожарного
д) монтажника
е) учителя
ж) горнорабочего
з) спасателя
и) каскадера
к) оператора ЭВМ

а) 30 мин.
б) 31 мин.
в) 29 мин.
г) 32 мин.

9. Какое минимальное расстояние необходимо проплыть в спортивной форме, чтобы выполнить норматив для нового пополнения воинских частей?

а) 20 м
б) 30 м
в) 40 м
г) 50 м

а) обязательная подготовка к военной службе
б) специальная подготовка к военной службе
в) необходимая подготовка к военной службе
г) добровольная подготовка к военной службе
д) принудительная подготовка к военной службе
е) полная подготовка к военной службе

11. По результатам медицинского освидетельствования врачами­ специалистами могут быть вынесены следующие заключения о годности к военной службе

а) годен к военной службе
б) пригоден к военной службе
в) годен к военной службе с незначительными ограничениями
г) минимально годен к военной службе
д) ограниченно годен к военной службе
е) неограниченно годен к военной службе
ж) временно не годен к военной службе
з) не годен к военной службе

а) дисциплинированность
б) субординация
в) исполнительность
г) уважительное отношение

13. Запас Вооруженных Сил Российской Федерации предназначен:

а) для подготовки населения к ведению партизанских дейст­вий в случае необходимости
б) для развертывания армии при мобилизации и ее пополне­ния во время войны
в) для создания резерва различных специалистов, необходи­мых в народном хозяйстве

14. Граждане, состоящие в запасе, могут призываться на военные сборы продолжительностью:

а) до 2 месяцев, но не чаще одного раза в 2 года
б) до 3 месяцев, но не чаще одного раза в 3 года
в) до 2 месяцев, но не чаще одного раза в 3 года
г) до 3 месяцев, но не чаще одного раза в 2 года

Ответы на тест по ОБЖ Воинская обязанность
1 вариант
1-в
2-а
3-б
4-абге
5-б
6-б
7-аге
8-а
9-в
10-абгежз
11-б
12-г
13-в
14-г
2 вариант
1-б
2-в
3-бг
4-абвгжз
5-авдж
6-б
7-вгджзи
8-в
9-г
10-аг
11-авджз
12-б
13-б
14-в

1 . Категории граждан, подлежащих призыву на воен­ную службу.

2. Районная (городская) призывная комиссия и ее функции. 3. Отсрочки от призыва на военную службу и порядок их предоставления.

Цели урока . Изучить организацию призыва на военную службу, отсроч­ки от призыва на военную службу и порядок их предоставления.

Оборудование. Учебник, схемы, закон РФ «О воинской обязанности и военной

Содержание (цель) этапа

Отметить присутствующих и объ­явить тему урока

Вступительное слово учителя

Заинтересовать учащихся, наце­лить их на изучение новой темы

Проверка домаш­него задания

Проверить усвоение материала пре­дыдущего урока

Изложение материала урока в фор­ме беседы

Обобщение нового материала

Выводы из изложенного учителем материала урока

Сообщение домаш­него задания

Объяснить домашнее задание

Число, месяц, Тема: Организация призыва на военную службу.

Проверка домашнего задания.

1 . Ситуационная задача. По итогам медицинского освиде­тельствования гражданину С. была присвоена категория год­ности «Г». Может ли гражданин С, которому исполнится 17 лет 20 апреля, быть призван в ходе весеннего призывав следующем году?

Ответ: Да. Хотя гражданину С. необходимо в течение года пройти ле­чение, а затем медицинское освидетельствование, он может быть призван, т.к. призыв заканчивается 30 июня.

2. Ситуационная задача. Используя психологическую классифика­цию воинских должностей, определите, на какие должности может быть на­значен гражданин И., если он не имеет развитых организаторских способ­ностей, но в его профессионально-психологической характеристике указано, что его психологические качества следующие: «Точность и быстрота зри­тельного (слухового) восприятия, точный глазомер. Быстрота мышления, Координация движений руками».

Ответ: оператора, наводчика-оператора, наводчика, снайпера, на фло­те — наводчика-оператора, комендора, радиометриста.

3. Ситуационная задача. (Повышенной сложности). Гражданин: А., которому на момент прохождении медицинского освидетельствования не исполнилось 17 лет, не согласился с результатами медицинского освидетельствования. А. — сирота, его воспитывает опекун. Обучается он в школе-ин­тернате и находится на государственном обеспечении. Кто имеет право подать жалобу на призывную комиссию — сам А., его опекун, директор шко­лы-интерната, где обучается А.?

Ответ: опекун А., т.к. он является его законным представителем. Сам А.[ еще не дееспособен, а директор интерната законным представителем А. не является. Жалобу следует подавать в суд по месту жительства (регистрации) А. I

4. Ответьте на вопросы:

Какие нормативно-правовые акты регламентируют медицин­ское освидетельствование граждан?

Дайте определение военно-врачебной экспертизе и медицинскому освидетельствованию граждан. В чем их сходство и раз­личие?

Кто проводит медицинское освидетельствование граждан при; первоначальной постановке на воинский учет?

Как и где можно обжаловать решение призывной комиссии о| присвоении категории годности к военной службе?

Какие нормативно-правовые акты регламентируют проведение профессионального психологического отбора?

Кто проводит профессиональный психологический отбор при первоначальной постановке на воинский учет?

Каким образом и где отражаются итоги профессионального психологического отбора?

Как влияют результаты профессионального психологического, отбора на определение порядка прохождения военной службы гражданином?

Изучение нового материала. Вступительное слово учителя.

Призыв на военную службу — одно из важнейших ме­роприятий в системе реализации воинской обязанности Само понятие «призыв на военную службу» появилось в нашем язы­ке относительно недавно — чуть более ста лет назад. Связано оно с военной реформой 60—70-х гг. XIX в. Тогда в нашей стране была введена всеобщая всесословная воинская повинность.

После короткого перерыва с февраля по июль 1918 г. в нашей стране вновь вводится всеобщая воинская обязанность, но только для трудящихся закон СССР «О всеобщей воинской обязанности» 1936 г. сделал воинскую обязанность всеобщей.

Отношение к службе в армии, а следовательно, и к призыву в ее ряды меняется. Сейчас кажется сказкой, что Максим Перепелица, герой популярнейшей до сих пор комедии, мог плакать перед общим собранием колхоза потому, что его этот самый колхоз не пустил в ар­мию. Но это было именно так. Сейчас уклонистов от призыва несмет­ное число, но общество относится к этому спокойно, более того, офи­циально существуют общественные организации, поддерживающие уклонистов. Это привело к великому позору нашего народа — ловле призывников с помощью милиции.

Так что призыв призыву рознь. Как он должен быть организован по закону, мы и рассмотрим в ходе сегодняшнего урока.

Вопросы для активизации знаний .

Что такое призыв на военную службу?

Кто подлежит призыву на военную службу?

Могут ли служить в Вооруженных силах Российской Федера­ции иностранцы и лица без гражданства?

В какие периоды происходит призыв на военную службу?

Какие органы государственной власти и управления занимают­ся призывом на военную службу?

Как организован призыв?

Что такое отсрочки от военной службы и кому они предостав­ляются?

Беседа. В дополнение к материалам, изложенным в параграфах 2.7 и 2.8 учебника (с. 56—62):

Извлечение из Закона Российской Федерации «О воинской обя­занности и военной службе»:

Статья 22. Граждане, подлежащие призыву на военную службу

1. Призыву на военную службу подлежат:

а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в за­пасе (далее — граждане, не пребывающие в запасе);

б) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, окончив­шие государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (спе­циальностям) негосударственные образовательные учреждения выс­шего профессионального образования и зачисленные в запас с при­своением воинского звания офицера (далее — граждане, зачислен­ные в запас с присвоением воинского звания офицера).

2. На военную службу не призываются граждане, которые в соот­ветствии с настоящим Федеральным законом освобождены от испол­нения воинской обязанности, призыва на военную службу, гражда­не, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации.

Решение о призыве граждан на военную службу может быть* принято только после достижения ими возраста 18 лет.

Статья 23. Освобождение от призыва на военную службу. Граждане, не подлежащие призыву на военную службу

1. От призыва на военную службу освобождаются граждане:

а) признанные не годными или ограниченно годными к военной!
службе по состоянию здоровья;

б) проходящие или прошедшие военную службу в Российской Фе­дерации;

в) проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;

г) прошедшие военную службу в другом государстве;

2. Право на освобождение от призыва на военную службу имеют граждане:

а) имеющие предусмотренную государственной системой аттестации ученую степень;

б) являющиеся сыновьями (родными братьями): военнослужащих, проходивших военную службу по призыву погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей воен­ной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов; граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после от­числения с военных сборов или окончания военных сборов.

3. Не подлежат призыву на военную службу граждане:

а) отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;

б) имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;

в) в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.

Статья 24. Отсрочка от призыва граждан на военную службу

1.Отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам:

а) признанным в установленном настоящим Федеральным зако­ном порядке временно не годными к военной службе по состоянии здоровья, — на срок до одного года;

б) занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, род­ным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновите­лем, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону содержать указанных граждан, а также при условии, что последние не находят­ся на полном государственном обеспечении и нуждаются по состо­янию здоровья в соответствии с заключением федерального учрежде­ния медико-социальной экспертизы по месту жительства граждан, призываемых на военную службу, в постоянном постороннем уходе;

2. Право на получение отсрочки от призыва на военную службу имеют граждане:

а) обучающиеся по очной форме обучения в: государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию негосударственных образовательных учреждени­ях основного общего и среднего (полного) общего образования, — на время обучения, но до достижения указанными гражданами возрас­та 20 лет;

б) государственных, муниципальных или имеющих государст­венную аккредитацию по соответствующим направлениям подготов­ки (специальностям) негосударственных образовательных учрежде­ниях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, — на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ.

Право на предусмотренную настоящим подпунктом отсрочку от призыва на военную службу для получения профессионального обра­зования сохраняется за гражданами в случае их повторного поступ­ления в образовательное учреждение того же уровня (при условии их обучения не более трех лет в предыдущем образовательном учрежде­нии того же уровня) или однократного перевода в образовательное учреждение того же уровня, а также в случае однократного исполь­зования ими академического отпуска.

Право на предусмотренную настоящим подпунктом отсрочку от призыва на военную службу не распространяется на граждан, отчис­ленных из образовательных учреждений за нарушение их уставов или правил внутреннего распорядка.

Граждане вправе воспользоваться предусмотренной настоящим подпунктом отсрочкой от призыва на военную службу не более двух раз (для получения образования данного и более высокого уровня);

б) получающие послевузовское профессиональное образование по очной форме обучения в государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим на­правлениям подготовки (специальностям) негосударственных обра­зовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях, имеющих лицензии на ведение образовательной деятельности по образовательным программам послевузов­ского профессионального образования, — на время обучения и защи­ты квалификационной работы;

в) имеющие высшее педагогическое образование и постоянно ра­ботающие на педагогических должностях в государственных, муни­ципальных или имеющих государственную аккредитацию по соот­ветствующим направлениям подготовки (специальностям) негосу­дарственных сельских образовательных учреждениях, — на время этой работы;

г) постоянно работающие врачами в сельской местности, — на время этой работы;

д) которым это право дано на основании указов Президента Рос­сийской Федерации.

Статья 25. Сроки призыва граждан на военную службу

1. Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запа­се, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федера­ции за следующими исключениями:

а) граждане, проживающие в отдельных районах Крайнего Севе­ра или отдельных местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, призываются на военную службу с 1 мая по 15 июля или с 1 ноября по 31 декабря. Перечень указанных районов и местностей, а также сроки призыва на военную службу граждан, проживающих
в этих районах и местностях, определяются Генеральным штабом Вооруженных сил Российской Федерации;

б) граждане, проживающие в сельской местности и непосредст­венно занятые на посевных и уборочных работах, призываются на военную службу с 15 октября по 31 декабря;

в) граждане, являющиеся педагогическими работниками образо­вательных учреждений, призываются на военную службу с 1 мая по 15 июля.

Статья 26. Организация призыва граждан на военную службу

1. Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запа­се, включает:

явку на медицинское освидетельствование и заседание призыв­ной комиссии;

явку в военный комиссариат (военный комиссариат субъекта Рос­сийской Федерации) для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате (военном комиссари­ате субъекта Российской Федерации) до отправки к месту прохожде­ния военной службы.

Призыв на военную службу указанных граждан организуют воен­ные комиссариаты и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах.

На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.

Порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными закона­ми, указами Президента Российской Федерации, Положением о при­зыве на военную службу, утверждаемым Правительством Россий­ской Федерации и другими нормативными правовыми актами Рос­сийской Федерации.

Статья 27. Состав призывной комиссии

1.В состав призывной комиссии включаются:

по согласованию глава местной администрации или иной предста­витель местной администрации — председатель призывной комиссии;

военный комиссар — заместитель председателя комиссии;

врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствова­нию граждан, подлежащих призыву на военную службу;

представитель соответствующего органа внутренних дел;

представитель соответствующего органа управления образова­нием;

представитель соответствующего органа службы занятости на­селения (в части вопросов, касающихся альтернативной граждан­ской службы).

2. В состав призывной комиссии могут включаться представители других органов и организаций.

Статья 28. Обязанности призывной комиссии и военного ко­миссара по призыву граждан на военную службу и порядок работы призывной комиссии

1. При призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по органи­зации медицинского освидетельствования указанных граждан и при­нятию в отношении их одного из следующих решений:

о призыве на военную службу;

о направлении на альтернативную гражданскую службу;

о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;

об освобождении от призыва на военную службу;

о зачислении в запас;

об освобождении от исполнения воинской обязанности.

2.В случае уклонения граждан от призыва на военную службу призывная комиссия или военный комиссар направляют соответст­вующие материалы прокурору по месту жительства указанных граждан для решения вопроса о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.При принятии решения о призыве на военную службу граж­дан, не пребывающих в запасе, призывная комиссия определяет вид и род войск Вооруженных сил Российской Федерации, другие вой­ска, воинские формирования и органы, в которых указанные граж­дане будут проходить военную службу.

5.На призывную комиссию возлагаются также обязанности по организации медицинского освидетельствования граждан, изъявив­ших желание поступить в военные образовательные учреждения профессионального образования, и принятию решения о направле­нии их для сдачи конкурсных вступительных экзаменов или об от­казе в таком направлении.

6. Призывная комиссия принимает соответствующие решения на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов, Положения о призыве на военную службу и иных норма­тивных правовых актов Российской Федерации.

7.Председатель призывной комиссии объявляет решение гражда­нину, в отношении которого оно принято, и по требованию гражда­нина выдает ему копию решения.

8.Решение призывной комиссии может быть обжаловано гражда­нином в установленный законодательством Российской Федерации срок со дня получения гражданином копии указанного решения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Феде­рации или в суд. Жалоба гражданина должна быть рассмотрена в пя­тидневный срок со дня ее поступления в призывную комиссию соот­ветствующего субъекта Российской Федерации. В этом случае вы­полнение решения призывной комиссии приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъ­екта Российской Федерации или вступления в законную силу реше­ния суда.

Статья 31. Обязанности граждан, подлежащих призыву на во­енную службу

1. Граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться по повестке военного комиссариа­та на медицинское освидетельствование, заседание призывной ко­миссии или для отправки в воинскую часть для прохождения воен­ной службы, а также находиться в военном комиссариате (военном комиссариате субъекта Российской Федерации) до отправки к месту прохождения военной службы.

2. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответст­венными за военно-учетную работу должностными лицами (работни­ками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые по­следствия невыполнения гражданами изложенных в них требований.

В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежа­щим призыву на военную службу, указанными работниками, руко­водителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагает­ся на соответствующие органы внутренних дел на основании пись­менного обращения военного комиссара.

Профессиональный психологический отбор давно стал неотъемлемой частью комплектования вооруженных сил многих стран. Он направлен на:

S отсев лиц, психологически не пригодных к военной службе;

S распределение новобранцев в соответствии с особенностями психики, знаниями и опытом по родам войск и специальностям;

S комплектование боевых экипажей с учетом психологической совместимости военнослужащих.

Решение этих задач помогают оптимально использовать людские ресурсы в Вооруженных силах.

По результатам профессионального психологического отбора выносится одно из следующих заключений профессиональной пригодности гражданина или военнослужащего для подготовки (обучения) и военной службы на конкретных воинских должностях:

а) рекомендуется в первую очередь — первая категория профессиональной пригодности (полностью соответствует требованиям воинских должностей);

б) рекомендуется — вторая категория профессиональной пригодности (в основном соответствует требованиям воинских должностей);

в) рекомендуется условно — третья категория профессиональной пригодности (минимально соответствует требованиям воинских должностей, допускается обучение профессиональной деятельности при недостатке кандидатов);

г) не рекомендуется — четвертая категория профессиональной пригодности (не соответствует требованиям воинских должностей).

Заключение о профессиональной пригодности граждан представляют комиссии по постановке граждан на воинский учет для определения возможного их использования на военной службе.

Кроме того, каждому гражданину сообщаются сведения о специальностях различных составов военнослужащих и воинских должностях, занимаемых этими военнослужащими. Исходя из выявленных индивиду-

ально-психологических качеств, им персонально даются рекомендации о предпочтительности овладения той или иной специальностью или обучения в военноучебных заведениях, разъясняются условия поступления в военно-учебные заведения, на военную службу по контракту и порядок прохождения военной службы.

Воинские должности, комплектуемые сержантами и старшинами, солдатами и матросами, насчитывают сотни наименований. Однако несмотря на это, многие из них имеют что-то общее, позволяющее классифицировать их по признакам сходства.

По общему предназначению и общим уставным обязанностям военнослужащих все воинские должности сходны между собой. Без этих общих признаков сходства нельзя иметь полную характеристику ни одной воинской должности.

Существует психологическая классификация воинских должностей солдат, матросов, сержантов и старшин, которой руководствуются специалисты профотбора. Согласно этой классификации, указанные воинские должности по сходству профессионально выраженных качеств разделены на семь классов. С учетом того, что каждому классу военных должностей соответствуют определенные виды учебной, спортивной и другой деятельности, некоторые гражданские специальности, увлечения и интересы человека, особенности его характера, была составлена специальная таблица. Она позволяет, с известной долей вероятности, выяснить, на какой воинской должности или специальности призывник сможет лучше проявить себя в условиях армейской жизни.

Должностью принято считать служебные обязанности и место их выполнения. Она является первичным структурным образованием воинского подразделения.

Должностные обязанности и место их выполнения определяют требуемый уровень общеобразовательной,

специальной (профессиональной) подготовленности должностных лиц, наличие у них необходимых индивидуально-психологических качеств.

У многих юношей, готовящихся к военной службе, наверняка есть желание проходить ее в конкретном виде Вооруженных сил или роде войск в определенной должности. В первую очередь, как было всегда, молодежь просится на службу в Воздушно-десантные войска или на флот. Кто-то желает быть танкистом или артиллеристом. Но реальное осуществление этих желаний зависит от здоровья призывника и его профессиональной пригодности. Профессиональный отбор способствует выявлению индивидуальных особенностей человека, соответствия его личных возможностей требованиям военной профессии.

Среди воинских должностей особо необходимо выделить должности командиров отделений, экипажей, станций, боевых расчетов, постов и т. п. Они являются самыми многочисленными среди должностей командного профиля и считаются основными в деле руководства, обучения и воспитания солдат и матросов.

Для того чтобы успешно исполнять обязанности командира, человек должен выработать у себя ряд необходимых качеств. Ему надо иметь хорошую, разностороннюю физическую подготовку, обладать ясной и разборчивой речью, уметь кратко и логически обоснованно излагать свои мысли, доходчиво и четко ставить задачу подчиненным. Он должен знать основы педагогики и основные принципы обучения и воспитания, а также методы формирования у подчиненных необходимых для службы качеств. Ему должны быть известны основы управления воинским коллективом, порядок оценки обстановки, уяснения поставленных задач, принятия решения, организации и контроля исполнения.

Кроме того, командир должен воспитывать у себя ряд психологических качеств:

• способность сознательно и беспрекословно подчиняться требованиям законов, воинских уставов, приказам командиров;

• умение быстро переключаться с одной работы на другую и направлять свою деятельность на достижение конечного результата;

• упорство и последовательность в преодолении трудностей при выполнении задач;

• умение владеть собой в любой обстановке и организовать подчиненных на исполнение поставленной задачи.

2. Операторские воинские должности

Современное оружие и боевая техника представляют собой сложный комплекс различных систем. Нормальная работа этих систем обеспечивается оператором – специалистом, управляющим с пульта работой сложного оборудования.

Деятельность оператора на разных системах различна, но каждый ее вид имеет одни и те же операции: прием, оценка и переработка информации, принятие решения, действия по реализации этого решения, контроль результатов исполнения.

В зависимости от содержания и характера обязанностей различают несколько видов операторских должностей: операторы-технологи, операторы-диспетчеры, операторы-исследователи и др.

Оператором-технологом является, к примеру, наводчик-оператор. Он решает задачи, связанные с процессом придания оружию определенного положения в пространстве перед выстрелом для обеспечения попадания в цель. Этот процесс включает в себя выбор цели, установку прицельных данных и наводку оружия.

Операторы-диспетчеры координируют из единого пункта управления состояние и работу технических средств. Так, например, операторы контрольно-измерительных постов главных энергетических установок подводных лодок контролируют режим работы и исправность этих установок.

Операторы-исследователи изучают обстановку, т. е. факторы и условия, в которых осуществляется подготовка и ведение боевых действий. К ним относятся операторы-наблюдатели, операторы ввода информации.

Деятельность операторов сопряжена со значительными психологическими нагрузками, так как требует быстроты и безошибочности при выполнении действий и операций. Они должны обладать крепким здоровьем, высоким уровнем профессиональной тренированности, умением длительное время поддерживать высокую работоспособность. Операторам также необходим ряд профессионально важных качеств: развитая оперативная и долговременная память; способность к длительной концентрации внимания; умение выделить в информации главное; точность и быстрота восприятия; хорошая координация движений; эмоциональная устойчивость; аккуратность и ответственность.

3. Воинские должности связи и наблюдения

Связь – основное средство управления войсками и оружием.

В зависимости от используемых средств и среды распространения сигналов связь делится на проводную, радиосвязь, радиорелейную (радиосвязь по линии, образованной цепочкой приемно-передающих радиостанций – ретрансляторов; осуществляется на дециметровых и сантиметровых волнах), тропосферную (радиосвязь, при которой используется переизлучение деци– и сантиметровых радиоволн электрически неоднородной тропосферой), космическую (через космические аппараты), оптическую, лазерную и связь подвижными средствами (фельдъегерско-почтовую). Деятельность связистов сопряжена со значительными физическими и эмоциональными нагрузками, которые могут неизмеримо возрастать особенно в условиях информационной войны. Для успешного исполнения обязанностей на должностях связи и наблюдения военнослужащим необходимы следующие профессионально важные качества: острый слух и зрение; развитая оперативная память; правильная дикция и разборчивый почерк; хорошее владение русским языком; подвижность кистей и пальцев рук; развитое чувство ритма; выносливость нервной системы.

4. Водительские воинские должности

Одной из основных черт современной армии является высокая мобильность войск, которая обеспечивается наличием большого количества различной самодвижущейся техники (автомобили, танки, бронетранспортеры, подводные и надводные корабли, железнодорожные, транспортные средства). Поэтому водительские должностные обязанности определяются многообразием, назначением и особенностями эксплуатации самодвижущихся машин. Однако в деятельности водителей есть и много общего. Все они должны обладать следующими качествами: умение водить самодвижущуюся военную технику днем и ночью, в любое время года, в различных погодных условиях и в боевой обстановке; соблюдение установленных правил движения; своевременное проведение технического обслуживания, осмотра, ремонта и регулировки материальной части; уверенно управлять техникой и контролировать ее работу в условиях быстроменяющейся обстановки.

Для успешного исполнения водительских обязанностей каждый военный водитель должен быть физически здоровым, закаленным и выносливым. В профессиональном отношении водитель должен иметь прочные знания по устройству, правилам движения, эксплуатации и обслуживания подвижного средства. Кроме того, каждый военный водитель должен обладать высокой нервно-психической устойчивостью; развитой зрительной и слуховой памятью; быстрой реакцией и хорошей координацией движений; умением сохранять работоспособность; нормальным цветоощущением.

5. Воинские должности специального назначения

Воинские должности специального назначения – это должности разведчиков, саперов, пожарных, водолазов и др. Деятельность на этих должностях осуществляется в особо напряженных, часто в экстремальных условиях и связана с очень высокими эмоциональными и физическими нагрузками.

Военнослужащие, проходящие службу на должностях специального назначения, должны в действиях группой строжайше следовать указаниям непосредственного начальника. В самостоятельных действиях они должны избегать шаблона, задачу выполнять с учетом конкретной обстановки, воины должны уметь мастерски применять штатное оружие, технику, специальное снаряжение, действовать быстро, решительно, проявлять инициативу и находчивость.

Для успешного исполнения своих обязанностей военнослужащие этой категории должны иметь крепкое здоровье, отличную физическую подготовку, высокие морально-боевые качества: мужество, самоотверженность, чувство ответственности, коллективизма, войскового товарищества. Они должны воспитывать в себе сообразительность, самообладание и выдержку, наблюдательность и точный глазомер, умение быстро перерабатывать большой объем информации и принимать верные решения.

6. Технические воинские должности

Поддержание в боевой готовности и исправном состоянии вооружения и военной техники обеспечивают военнослужащие, занимающие технические воинские должности.

Специалисты технических специальностей должны уметь выявлять причины неисправностей техники и устранять их; осуществлять ремонт и настройку механизмов; выявлять и устранять дефекты и неисправности деталей, узлов, блоков в процессе их регулировки и эксплуатации. Они должны знать основы механики, квантовой физики, электроники, оптики, уметь читать чертежи, разбираться в показаниях приборов; знать конструктивные особенности обслуживаемой техники. Для успешного исполнения обязанностей эти специалисты должны обладать рядом профессиональных качеств: развитой оперативной памятью, нормальным цветоощущением, склонностью к работе с техническими устройствами.

7. Прочие воинские должности

К военнослужащим, проходящим службу на этих должностях, не предъявляется каких-либо специфических требований, но все они должны обладать такими профессионально важными качествами, как смелость, решительность, мужество, самообладание, исполнительность, дисциплинированность, быстрота двигательной реакции, точный глазомер, физическая выносливость.

Читайте также: