Изменились ли сегодня принципы по которым люди выбирают профессию учителя

Опубликовано: 04.05.2024

Престиж профессии учителя, к сожалению, хромает. Успеха, признания и уважения достигают немногие преподаватели. Частая ситуация — отсев педагогов: после отработки по распределению молодёжь особо не задерживается, уходя в частные центры или другую профессию. Чтобы с тобой этого не произошло и ты не зря потратил четыре года в университете, рассказываем о сложных моментах трудовых будней педагога. Мы выделили пять фактов, которые пугают молодых специалистов. Как говорится, предостережён — значит вооружён.

Зарплаты в сфере образования далеко не высокие

Хоть Министерство образования и ставит цель поднять к 2025 году зарплаты учителей до заветной 1000 BYN , ситуация с оплатой труда далеко не такая. Это как нельзя лучше показывает статистика Белстата, представленная в мае 2019 года. Оказалось, что зарплату меньше 300 BYN в стране получали 62 077 человек. Из них, как бы это не звучало, в лидерах — работники сферы образования (19 114). А вот зарплатой в 1000 BYN и выше мог похвастаться не каждый. Даже если не вдаваться в аналитику, достаточно заглянуть на любой сайт по поиску работы и просмотреть вакансии учителя. Более частые варианты — 500−800 BYN за ставку до вычета налогов. Хочешь зарабатывать больше — бери дополнительный часы, факультативы, классное руководство и вообще оставайся жить в школе.


Если нет природного дара общаться с детьми, придётся туго

Современные школьники настолько продвинуты, что они не будут учить предмет, если преподаватель скучный, не заинтересовывает их как педагог и как личность. Поэтому если у тебя нет природного дара общаться с детьми и психолог из тебя никакой, то, наверное, в школе ты не задержишься. В таком случае отсутствие уважения, интереса к предмету, нарушение дисциплины со стороны детей гарантированы. А это чревато эмоциональным выгоранием. Ведь сложно вести урок, когда один из учеников каждые пять минут предлагает купить холодильник или отказывается отвечать домашнее задание. Не знал о таком? Это примеры из реальной практики.

Настольная книга любого учителя
Настольная книга любого учителя — «Педагогическая поэма» Антона Макаренко, которому удалось вырастить достойных людей из детей, попавших в колонию для малолетних преступников

У педагога много бумажной работы

Будь готов создать на компьютере много папок, куда будешь сохранять конспекты уроков, карточки с заданиями, презентации, календарно-тематическое планирование, «всеобуч». А если ты ещё и классный руководитель, то вдобавок готовь список класса, его социально-педагогическую характеристику, акты посещения семьи ученика, план рассадки, план мероприятий на каникулы и многие другие документы. И это ещё не всё. Нужно будет проверять рабочие тетради. У каждого класса, хотя бы два раза в неделю. Поверь, это очень много.

Классные руководители должны быть доступны 24 часа в сутки

В продолжение темы классного руководства, хочется предупредить о кое-каких вещах. Эту должность, по сути, можно назвать родительской. Учитель автоматически становится опекуном для 20−30 школьников и должен отвечать за них чуть ли не 24 часа в сутки. За их поведение в школе и за её пределами, за достижения или проступки, за отношения в классе, за отсутствие на уроках и так далее. Это вполне понятные вещи и делаются ради безопасности учеников, но не каждый человек способен работать в таком ритме и нести огромную ответственность за жизнь, обучение и воспитание чужих детей. Такая интенсивная работа требует много физических и моральных сил. А ведь у учителя есть ещё и личная жизнь.

Требования к учителям растут

Работа учителя глазами бывших специалистов

Педагог — это стиль жизни

Эти минусы приведены не с целью отговорить тебя быть учителем. Просто мы раскрыли подводные камни работы в сфере образования, о которых узнаёшь, когда впервые приходишь в школу после университета. В каждой профессии есть свои нюансы. И остаются верные своему выбору те, кто мирится с минусами и продолжает развиваться. Чтобы тебе было проще определиться, стоит ли идти в педагогику, посмотри интервью с учителями, почитай новостные статьи и блоги преподавателей. Если ты хочешь быть педагогом и тебя не пугают трудности, которые мы перечислили выше, дерзай! Возможно, ты новый Макаренко и тебе удастся вдохновлять учеников и помогать им находить себя в этой жизни. Пускай у тебя всё получится!

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.

1. Психологическая структура и функциональные компоненты педагогической деятельности.

2. Психологические модели педагогической деятельности.

3. Эффективность педагогической деятельности.

4. Понятие успешности педагогической деятельности. Мотивация успеха профессиональной педагогической деятельности. Понятие качества педагогической деятельности. Психологические факторы и условия повышения качества педагогической деятельности.

5. Проблема формирования стиля педагогической деятельности.

6. Психологический анализ урока, его значение в деятельности педагога.

7. Проблемы развития познавательной сферы школьников в процессе обучения.

Выполнение практических заданий:

Задание 1. Мотивы педагогической деятельности

Становление личности учителя-профессионала во многом определяется профессионально-педагогической направленностью личности. Наиболее активной её формой является склонность, выступающая как потребность в педагогической деятельности. Представляя собой избирательное отношение к действительности и систему мотивов, направленность пробуждает и способствует формированию педагогических способностей. Мотивы определяют смысл педагогической деятельности.

В предложенной ниже таблице содержатся утверждения, определяющие в той или иной степени мотивы выбора профессии педагога. Попробуй оценить у себя степень выраженности того или иного мотива педагогической деятельности по пятибалльной системе:

5 – очень сильно и постоянно проявляется;

4 – проявляется сильно, но периодически;

3 – проявляется несильно и непостоянно;

2 – проявляется изредка (порыв, момент);

1 – почти никогда не проявляется или проявляется слабо.

Мотивы выбора профессии педагога

№ п/п Содержание оценок Баллы
1. Интерес к профессии педагога
2. Общение с учителями
3. Желание общаться с детьми
4. Возможность реализовать себя творчески
5. Потребность в самообразовании
6. Желание обучать конкретному предмету
7. Стремление посвятить себя воспитанию детей
8. Стремление реализовать свои педагогические способности
9. Желание внести какие-то изменения в школу
10. Желание сделать карьеру
11. Тяга к исследовательской деятельности в этой области
12. Стремление понимать людей, оказывать им помощь
13. Стремление продолжить семейную традицию – быть учителем
14. Желание подражать любимому педагогу
15. Стремление сделать жизнь детей более счастливой
16. Другие мотивы, которые не указаны в таблице

После заполнения таблицы студенты определяют виды и степень выраженности мотивов педагогической деятельности:

-мотивы, характеризующие внутреннюю потребность в профессии педагога (желание обучать и воспитывать детей, делать их жизнь более значимой и интересной);

-мотивы, определяющие частичную педагогическую направленность (потребность в частных моментах: осознание педагогических способностей, стремление понимать людей, желание внести изменения в школу);

-мотивы, не содержащие педагогической направленности (интерес к учебному предмету, тяга к исследовательской деятельности, потребность в самообразовании).

После анализа задания проводится дискуссия на тему: «Почему люди выбирают профессию учителя?».

Студентам предлагается в свободной форме высказать своё мнение, порассуждать на заданную тему. Если вначале возникают затруднения, возможно использование следующих стимулирующих вопросов:

1. Изменились ли сегодня принципы, по которым люди выбирают профессию учителя?

2. Что было бы, если бы никто не захотел быть учителем?

3. Можно ли, на ваш взгляд, работать педагогом без желания (или не любя детей)?

Когда дискуссия приобретает форму активного диалога, можно перевести её на обсуждение проблемы «Почему вы выбрали профессию педагога?».

Беседа заканчивается, когда каждый желающий выскажет свою позицию.

Задание 2. Жизненный и профессиональный кодекс педагога

Данное задание развивает способности к рефлексии и вербализации жизненных и профессиональных ценностей и принципов.

Согласные и гласные буквы алфавита (кроме Е, Й, Ъ, Ь, Ы, Ю, Щ) делятся между участниками группы. Задача участников – сформулировать несколько значимых лично для них и для общества в целом жизненных и профессиональных правил, которые начинались бы на те буквы алфавита, которые им достались.

Соблюдая порядок букв русского алфавита, участники зачитывают сформулированные ими правила. Так получается единый жизненный и профессиональный кодекс педагога. Например: «Б» - быть всегда внимательным и чутким к проблемам других людей; «И» - искать себя во всём, везде; «М» - можно существовать, но жить – этому надо постоянно учиться и т.д.

Задание 3. Анализ моделей педагогического взаимодействия

Проанализируйте модели педагогического взаимодействия учителя с учениками и определите результат каждой из них в отношении развития учащихся, заполнив последнюю строку таблицы.

Критерии анализа Модели педагогического взаимодействия
Модель невмешательства («руки прочь») Учебно-дисциплинарная модель «твёрдой руки» Личностно-ориентированная модель взаимодействия «возьмёмся за руки»
Цель взаимодействия Хочу, чтобы меня оставили в покое Дать знания, сформировать умения и навыки Развитие индивидуальности ребёнка
Лозунг взаимодействия «Сам справится» «Думай и делай как я» «Мы вместе»
Способы общения Холодное наблюдение, уход, напряжение, раздражение Требования, угрозы, наказания, запреты, нравоучения Понимание и принятие личности ребёнка
Тактика Мирное сосуществование Диктат или опека Сотрудничество
Личностная позиция педагога Не брать на себя ответственность Удовлетворить требования контролирующей инстанции Исходить из интересов ребёнка и перспектив его развития
Результат взаимодействия ? ? ?

Задание 4. Суфийская мудрость и структура педагогической деятельности

Проанализируйте заповеди Суфийской мудрости, опираясь на структуру педагогической деятельности.

Структура педагогической деятельности (по А.К.Марковой)

Суфийская мудрость (VIII в.). 8 заповедей:

1. Обращайся с учениками как с собственными детьми, относись к ним с радостью и добром.

2. Следуй примеру дающего закон: он не должен ждать вознаграждения за работу и не должен принимать ни оплаты, ни благодарности.

3. Не отказывай ученику в совете и не позволяй работать на такой степени трудности, к какой он не готов.

4. Прямые запреты разрушают покров благоговения и вызывают упрямство.

5. Учитель, обучающий определённой науке, не должен пренебрежительно отзываться о другой науке.

6. Учитель должен ограничивать ученика посильными для его ума действиями.

7. Учитель должен давать ученикам только то, что подходит их ограниченному пониманию. Даже самые скудоумные среди людей обычно радуются совершенству своего ума.

8. Учитель должен делать сам то, чему он учит, и не давать своим делам изобличать во лжи свои слова.

В данном проекте доказана важность и необходимость профессии учителя в современном мире, её актуальность.

Были проведены интересные исследования, проанализированы неожиданные результаты, которые помогают увидеть и понять данную профессию для каждого человека по-своему.

Главная цель проекта - привлечь внимание молодых людей, заканчивающих школу к профессии учителя и рассмотреть часто встречающиеся проблемы, которые поджидают молодых людей, решивших связать свою жизнь с педагогикой.

Проведённое интервью с учителем английского языка так же помогает получить представление об этой профессии, ведь самые честные и искренние отзывы можно получить не на сайтах или в газетах, а только у самого педагога.

В проекте доказано, что УЧИТЕЛЬ - творческая профессия, которая требует от человека эрудиции, знания психологии, учителю английского языка - свободного владения иностранным языком и владения актёрским мастерством.

Практическая направленность проекта – привлечь внимание молодежи к проблемам кадров в школе, чтобы в ближайшие годы увеличилось количество молодых преподавателей, ведь уже сейчас встаёт серьёзный вопрос о том, кто же будет учить детей, если все нынешние учителя предпенсионного и пенсионного возраста уйдут на заслуженный отдых.

ВложениеРазмер
Учитель - основа всех профессий 548.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования мэрии городского округа Тольятти

ГОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет»

Городской Конгресс молодых исследователей

Исследовательская работа на тему

«Учитель – основа всех профессий»

ФИО Новоселова Ирина ,

ученица 10 «Б» класса МОУ гимназии №39 «Классическая»

г.о. Тольятти, Самарская обл.

ФИО Чигринева Татьяна Дмитриевна,

преподаватель английского языка МОУ гимназии №39 «Классическая»

Осипова Светлана Леонидовна,

преподаватель информатики МОУ гимназии №39 «Классическая»

г.о. Тольятти, Самарская обл.

Познакомиться с профессией учителя и узнать, насколько важной она является в современном мире.

1. Провести исследование на популярность профессии учителя среди молодых людей

2. Составить «идеальный портрет учителя»

3. Составить список всех минусов и плюсов в профессии учителя

4. Провести пробный урок в своей гимназии (День учителя)

Мои ориентиры в выборе профессии? (почему я хочу стать учителем)

Выбор профессии - чуть ли не самый главный фактор того, как сложится последующая жизнь и как человек в ней будет себя чувствовать. Ведь всем хочется не только зарабатывать деньги, но и реализовать свой потенциал и получать настоящее удовольствие от своей деятельности.

Молодежь, выбирая профессию, часто опирается на критерии престижности, выгодности. Но нужно помнить, что часто высокая оплата требует больших интеллектуальных, психических или физических усилий. Сами по себе большие деньги и должность не гарантируют удовольствия от работы и от себя самого.

Возьмём самый распространённый пример: часто выпускники стремятся поступить в педагогический вуз, мотивируя это тем, что у учителей большой отпуск, совсем не задумываясь над тем, каких больших сверхурочных затрат времени и сил требует учительский труд.

Однако многие, в том числе и я, выбирают профессию преподавателя, мотивируясь желанием давать знания, общаться с людьми, учить молодое поколение тому, чему когда-то учили нас наши учителя. Это и стало моим самым главным ориентиром в выборе этой профессии.

Главным примером успешной работы преподавателя стала моя классная руководительница Чигринёва Татьяна Дмитриевна, преподающая английский язык в нашей гимназии. Именно благодаря её интересным, весёлым и очень живым урокам я полюбила английский язык, и с тех пор, я, беря пример с Татьяны Дмитриевны, уже точно для себя решила стать учителем иностранного языка.

С другой стороны существует масса сложностей и определённых нюансов, которые могут усложнить осуществление моей мечты - стать педагогом. Делая этот проект, я постараюсь разобрать самые часто встречаемые проблемы, возникающие при выборе этой профессии, и попробую взвесить свои силы и возможности для достижения своей цели.

Актуальность профессии учителя в наши дни (Учитель – это модно?)

Профессия учителя - одна из самых уважаемых, почетных и ответственных профессий. Можно сказать, что учитель создает будущее страны, т.к. от его труда во многом зависит разносторонность развития знаний молодого поколения, его убеждения, мировоззрение, нравственные качества.

Однако в наши дни, молодые люди всё чаще выбирают работу не связанную с преподаванием (например: бухгалтер, юрист, экономист, финансист и т.п.), хотя ещё несколько лет назад профессия учителя была самой востребованной профессией в мире, и выпускники университетов стремились занять эту почётную должность. Недостатка учителей в школах и гимназиях практически не было.

Но время идёт, и сейчас ситуация на рынке труда кардинально изменилась. На данный момент статистика утверждает, что в перечень самых востребованных профессий в Тольятти за 2009 год, входят преподаватели различных наук – то есть, учителя.

«Рейтинг наиболее востребованных профессий в Тольятти »

«Рейтинг наиболее востребованных профессий в Автограде текущей осенью заметно изменился. В последние годы самый высокий вузовский конкурс наблюдался на факультетах экономики, права, психологии, рекламы и менеджмента. Однако в этом году произошел явный сдвиг. Как сообщает "Пресс-Волга", сейчас в список специальностей-лидеров входят юриспруденция, стоматология, образование , экономика и финансы, медицина, менеджмент и IT-технологии. При этом важна узкая специализация, которая становится общей тенденцией на рынке труда. В числе тех, кому в будущем будет нелегко найти престижную и высокооплачиваемую работу, эксперты назвали специалистов социальной сферы, науки и системы здравоохранения…»

Как видно из статьи, профессия учителя вновь становится востребованной, а стало быть, и популярной среди молодёжи. Проведя небольшой опрос среди молодых людей от 15 до 20 лет, были получены следующие результаты:

Хотели бы Вы стать учителем?

1. “Да, и я уже собираюсь поступать на эту специальность”, - 45% ответили Да

2. “Возможно, но я не уверен (а)” - 26%

3. “Вряд ли. Мне эта профессия кажется слишком тяжёлой” - 13%

4. “Ни за что! Слишком много нервов и маленькая заработная плата” – 16%

Исходя из результатов опроса, можно смело утверждать, что остаться без работы люди, закончившие педагогический факультет, не смогут. Однако убеждение молодых людей в том, что учитель получает очень небольшую заработную плату, когда-то было верным.

Зарплата, которую получают педагоги, зависит не только от их квалификации, и числа часов отданных на уроки, но и от стремления учителя, выделиться своими успехами и успехами своих учеников.

В ряде регионов России будет введена новая система оплаты труда учителей, в соответствии с которой зарплата преподавателей будет зависеть от успеваемости их учеников.

Ещё один фактор, из-за которого многие абитуриенты опасаются идти по этой стезе - это то, что учитель это очень сложная профессия, с точки зрения психологии. Каждый день педагогу приходиться улавливать настроение детей, ведь понятно, что учить их бесполезно, если они этого не хотят. Каждый новый урок – новая обстановка: кто-то запросто запоминает новый материал и с радостью демонстрирует свои знания, а кто-то наоборот, и рта не раскроет без надобности.

Бывают и «трудные» ученики, но с ними учителю тоже нужно наладить хорошие отношения. Ответственность за них - это так же большая нагрузка, не считая того, что если педагог не сумеет проконтролировать поведение детей и обратить всё их внимание на учёбу, то он может получить выговор от директора или вышестоящего лица.

Всё это – большой нервный стресс, человеческие переживания, накапливаемые годами, которые в какой-то момент могут выйти наружу.

Однако даже эти факты не останавливают многих абитуриентов идти на педагогические факультеты, и, на мой взгляд, это достойно уважения.

Особенности профессии (Каждый ли может стать педагогом?)

Педагог - мастер своего дела - это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах общей и особенно, детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитание

Педагогическая деятельность требует особого призвания. Воспитанием и обучением могут заниматься люди со склонностью и любовью к этому делу. Учитель должен любить и передавать свои знания другим, увлекаться самим процессом обучения и воспитания человека. Успех педагогической деятельности во многом зависит от коммуникативных способностей учителя, от его умения наладить правильные взаимоотношения с детьми.

Работа учителя предъявляет большие требования к его вниманию. Учитель работает со всем классом, и ему необходимо держать в поле зрения многих учеников. Он должен уметь замечать все изменения в их поведении.

Наиважнейшая же задача современного педагога - помогать воспитанникам приспособиться к меняющейся социокультурной ситуации современного общества. Современное воспитание подрастающего поколения должно строиться именно на гуманизме, а не на культивировании силы, нетерпимости к людям других взглядов, иных национальностей и вероисповедания.

Чтобы преподавать нужно особое мастерство .

Слагаемые педагогического мастерства:

  • умение организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний;
  • умение учить на уроках. Опытный педагог добивается от учеников усвоения программного материала именно на уроке: для него домашнее задание – это способ углубления, закрепления, расширения знаний. Секрет успеха опытных учителей – в умении управлять деятельностью учащихся;
  • умение активизировать учеников, развивать их способности, самостоятельность, пытливость, заставлять детей думать на уроке;
  • умение эффективно проводить воспитательную работу в процессе обучения, формировать у школьника высокую нравственность, чувство патриотизма, трудолюбие, самостоятельность;

Педагогическая техника – это комплекс знаний, умений, навыков, необходимых учителю для того, чтобы эффективно применять, на практике избранные им методы педагогического сотрудничества.

Владение педагогической техникой требует специальных знаний по педагогике и психологии и особой практической подготовки. Прежде всего, педагог овладевает искусством общения с детьми; умеет выбирать нужный тон и стиль общения с ними. В отношениях с детьми важна простота и естественность. Составной элемент педагогической техники – умение воспитателя управлять своим вниманием и вниманием детей.
Педагогическое общение – установление контакта с детьми. Его можно определить и как профессиональное взаимодействие педагога с учениками, направленное на установление доверительных отношений между ними. Здесь играют роль культура речи, правильное дыхание, постановка голоса, умение управлять своим голосом, своим лицом, держать паузу, владеть мимикой, жестом .

Как и остальные профессии, профессия учителя требует особого таланта. Не каждый человек сможет искренне любить детей и стремиться давать им знания. Все особенности данной профессии, могут не сочетаться с характером человека или с его личностными качествами. Поэтому, распространённое мнение, что быть учителем не так уж и сложно, абсолютно не верны.

Интервью с учителем

Для того чтобы лучше познакомиться с выбранной мной профессией, я попросила Чигринёву Татьяну Дмитриевну, учителя английского языка с большим стажем дать мне интервью.

Я: - Татьяна Дмитриевна, интересно было бы узнать, как Вы начали свою трудовую деятельность в роли учителя?

Т.Д.: – Получилось так, что по возрасту я не отличалась от учеников старших классов, и поэтому, немного волновалась, ведь всегда ученики к молодым учителям относятся не так серьёзно. Из-за этого возникали проблемы с дисциплиной. И начиная работать учителем, я поняла, что если хочу давать необходимые знания, должна быть жёсткая дисциплина. И как только я поняла это, мне удалось очень быстро организовать учеников повернуться лицом к предмету.

Я: - Известно, что профессия учителя отнимает много душевных и физических сил. Так что же всё-таки побудило Вас выбрать именно эту профессию?

Т.Д: – Ну, во-первых, когда мы выбирали профессию, мы искали то, что нам нравится. Мне нравился английский. Естественно, в начале, как и все молодые люди, я и не мечтала, быть учителем - хотела быть переводчиком… Но, потом, еще, будучи студенткой, я подрабатывала на курсах английского языка для малышей, для взрослых и мне очень понравилось преподавать. Возможно, именно это и послужило толчком для выбора моей дальнейшей профессии педагога.

Я: - А помните ли Вы свой первый урок в роли учителя?

Т.Д.: - Я очень волновалась, но ученики слушались, потому что им было любопытно: - ведь новый человек ведёт у них урок. Но я очень хорошо помню, что мне не понравилось их произношение, и сразу же захотелось научить их правильному английскому произношению. В этом, как раз, и проявилось моё стремление учить, преподавать.

Я: - Все знают, что совсем не каждый может быть преподавателем из-за отсутствия тех или иных качеств, скажем: терпение, желание давать знания и так далее. А считаете ли Вы, что у Вас присутствуют те черты характера, которые необходимы для данной профессии?

Т.Д.: – (улыбаясь) Ну конечно! Иначе бы я столько не продержалась! Безусловно, нужно хорошее знание психологии человека, а именно ребёнка, подростка. Вот это знание психологических особенностей позволяет умело проводить воспитание учеников. Кроме того, конечно же, понимание своих учеников, умение поставить себя на их место.

Я человек очень строгий, и терпеливый - если ученик не понимает материал, я могу сидеть с ним и день и ночь, пока он его не усвоит. Если говорить о качествах, то у меня присутствуют качества руководителя, организатора.

Я: - Если бы сейчас была возможность, заново выбрать профессию, чтобы Вы выбрали и почему?

Т.Д.: – Наверное… Я бы вновь занялась преподаванием. Любовь к английскому языку и желание учить детей, всё равно заставили бы меня стать учителем или репетитором.

Я: - Значит, можно сделать вывод, что Вы любите свою профессию?

Т.Д.:- Безусловно. (улыбаясь) Особенно после каникул – отдохнув, с таким удовольствием преподаю, общаюсь. Нравится, конечно, это ведь очень интересная профессия. Я уже рассказывала, что в молодости, собиралась стать актрисой. Но я не пошла поступать в театральное училище, а пошла поступать в педагогический институт на факультет иностранных языков. И считаю, что, мои, наверное, природные актёрские данные, которые у меня есть, очень пригождаются мне в работе, потому что я думаю: учитель должен быть интересным, эмоциональным, особенно, это касается учителя английского языка. Ведь если этот человек не эмоциональный, то и уроки будут казаться занудными.

Я:- Спасибо большое, Татьяна Дмитриевна, за такой приятный и интересный разговор! Теперь я точно знаю, что же такое – быть учителем.

Т.Д.: - Рада была помочь!

Мой первый урок в роли учителя

В нашей гимназии № 39 ежегодно отмечается «День Учителя», во время которого, ученики получают прекрасную возможность, поближе познакомиться с профессией учителя и попробовать себя в роли педагога.

Для меня, это так же была возможность опробовать свои силы в преподавании, и оценить себя со стороны – умею ли я находить общий язык с учениками.

Английский язык – сам по себе сложен в изучении, но проведя два урока в младших классах, я поняла, что труднее всего его не учить, а преподавать. Нужно уметь сконцентрировать всё внимание детей на уроке, найти с ними общий язык. Нужно ещё и держать в уме – что каждый ребёнок индивидуален, и, стало быть, нужен свой особый подход.

Во время первого урока, я немного нервничала, ведь дети могли просто напросто не слушать меня или посчитать, что раз я ещё старшеклассница, то, стало быть, не так строга как остальные преподаватели.

Однако всё мои страхи не оправдались – ученики из 7-го класса оказались очень внимательными и послушными, материал усваивали на лету. Очень понравилось, что дети отнеслись к уроку с особой серьёзностью, зная, что урок у них будет заменять незнакомый человек. Общаться с ними было приятно и комфортно.

В общем, на меня это произвело хорошее впечатление, ведь даже после этого праздника, некоторые «ученики» до сих пор в шутку называют меня учительницей.

Дополнительная информация (Тестирование)

Для того чтобы определить, подхожу ли я по личным качествам и по характеру на роль учителя, я решила пройти тест на профориентацию.

Фото: Shutterstock

С сентября 2021 года в школах России должны появиться учителя-методисты и учителя-наставники — эти изменения планируются в рамках новой системы аттестации преподавателей, разработанной министерством просвещения. Цель нововведений, по словам министра Сергея Кравцова, — повысить престиж профессии, создать условия для непрерывного профессионального развития педагогов и обеспечить высокое качество образовательных результатов.

Рост потребности в высококвалифицированных специалистах обострит конкуренцию как в сфере академического образования, так и в области EdTech-проектов, число которых за последние месяцы существенно выросло. Преимущество при трудоустройстве будут получать преподаватели, которые смогут быстрее адаптироваться к новым тенденциям.

Татьяна Строганова, заместитель заведующего кафедрой менеджмента инноваций НИУ ВШЭ, академический руководитель магистерской программы «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании»:

«Вызванный коронавирусом кризис стал тем самым драйвером, который побудил многих людей сменить работу, специальность, сферу деятельности. Соответственно, подскочил спрос на программы дополнительного профессионального обучения. Среди образовательных компаний началась жесткая борьба за клиентов, к которой присоединились традиционные вузы. Основным конкурентным преимуществом стало качество преподавательского состава: востребованы оказались те специалисты, которые могут подать материал максимально доступно, полно, интересно и чаще всего в сжатые сроки. Пандемия выдвинула новые требования к педагогу нового поколения — владеть цифровыми компетенциями, быть гибким, способным адаптировать урок к любым условиям и форматам, уметь держать внимание аудитории в любой ситуации».

Новые роли преподавателей

Новые запросы к системе образования, глубокое проникновение гаджетов и интернета в повседневную жизнь, растущая популярность концепции непрерывного обучения (lifelong learning), набирающий обороты формат blended learning — лишь некоторые из факторов, трансформирующих традиционную модель взаимодействия между педагогом и учеником. Расскажем о трех ключевых трендах, приводящих к появлению новых ролей преподавателей.

  • Обучение на цифровых платформах — учитель-координатор

По данным Global Market Insights, в 2019 году, еще до пандемии, объем мирового рынка онлайн-обучения достиг $200 млрд, а в ближайшие пять лет рост должен составить не менее 8% в год. Особенно быстро будет развиваться ниша массовых открытых онлайн-курсов (МООК): по оценкам консалтинговой фирмы Mordor Intelligence, на 29% ежегодно.

Цифровое образование отвечает потребностям современных учеников: как показал опрос McKinsey, представителям поколения Z — старшеклассникам и студентам начальных курсов вузов — комфортнее обучаться удаленно. Хотя классическое школьное образование невозможно сделать дистанционным на 100%, онлайн-формат, как утверждает ЮНЕСКО, помогает решить целый ряд проблем — как минимум, связанных с неравным доступом к образованию в некоторых регионах мира. Правда, и здесь есть свои нюансы.

Фото:Honey Yanibel Minaya Cruz / Unsplash, Rastislav Bado / Shutterstock

Екатерина Латыпова, руководитель направления по работе с учителями платформы «Учи.ру»:

«Онлайн-формат одновременно и демократизирует образование для всех, у кого есть доступ в интернет, и увеличивает неравенство в доступе к качественным программам. Но гибкость в учете потребностей при дистанционном обучении, конечно, неоспорима. Такой формат становится поддержкой для детей с ограничениями по здоровью или для тех, кто не может посещать школу по другим причинам: например, из-за частых переездов родителей или творческой деятельности — это касается юных спортсменов или музыкантов».

Онлайн-обучение дает студенту больше контроля над процессом: значительная часть материала отдается на самостоятельное освоение, что позволяет выбирать удобные график и темп работы, а также последовательность тем и их выбор. В результате преподаватель из фигуры, диктующей, что именно делать в данный момент, превращается в координатора, чья задача — сопровождать процесс, отслеживая успехи студента и корректируя курс в соответствии с ними. Иначе говоря, ответственность за усвоение материала отдается ученику, педагог же помогает идти в нужном направлении, останавливаясь на проблемных моментах.

Самостоятельность в онлайн-обучении стала важным фактором и в сфере корпоративного образования, где тенденция перехода на удаленный формат наметилась уже давно. В ходе опроса LinkedIn 60% сотрудников из разных сфер отметили, что возможность личного выбора является для них существенным критерием привлекательности онлайн-курсов.

  • Смешанное обучение — учитель-наставник

Смешанное обучение, или blending learning (сочетание онлайн и офлайн-форматов) — подход не новый. На Западе он практикуется уже достаточно давно, и даже сами учителя повышают свою квалификацию с помощью омниканальных методов — это подтвердили 62% опрошенных TeachUp.

В России blended learning уверенно отвоевывает свои позиции: уже в следующем учебном году планируется апробация формата в 14 регионах страны в рамках внедрения ЦОС — Цифровой образовательной среды.

Поскольку при смешанной модели ученики также самостоятельно отрабатывают материал, учителю нужно фокусироваться на более глубокой проработке темы, чтобы донести ее до всех студентов. На первый план здесь выходит индивидуальный подход, учитывающий особенности каждого обучающегося. Преподаватель выступает в роли компетентного наставника, чья главная задача — понять запросы и особенности ученика, чтобы предложить ему персональную траекторию освоения материала.

Фото:Shutterstock

Александр Альперн, основатель и CEO Webinar Group:

«Онлайн-обучение дает не только новые образовательные форматы, но и меняет роль преподавателей. Возьмем, к примеру, условный университет, где работает лучший в стране профессор по математическому анализу: онлайн его лекции могут слушать студенты со всей России. В таком случае, очный преподаватель в другом вузе может стать наставником, который помогает студентам усваивать материал и применять его на практике. Кроме того, цифровые технологии позволяют снять с учителя надзорную функцию: так, мы сейчас работаем над технологией, которая идентифицирует студента по изображению с камеры, чтобы отследить факты подсказок или списывания».

  • Фокус на практических навыках — учитель-практик

На протяжении последних 20 лет в академическом сообществе ведутся споры о создании обучающих программ на компетентной основе. Приоритетом международных организаций становится сближение образования и актуальных запросов рынка. Например, Всемирный экономический форум разработал программу «Образование 4.0», цель которой — внедрение практико-ориентированного обучения еще на этапе средней школы. Это соответствует и запросам современных учеников: по данным опроса «Учи.ру» школьники хотят получать навыки, которые можно применить в реальной жизни. В России этот подход уже закрепился на уровне ФГОС в виде исследовательских и проектных технологий обучения.

Если для школы проектное обучение, нацеленное на рынок — скорее вопрос отдаленного будущего, то в университетской среде некоторые вузы уже сейчас становятся трендсеттерами нового подхода. Так, выпускники ряда учебных заведений могут представлять на рассмотрение аттестационной комиссии не дипломную работу, а собственный стартап. Одним из первых такую практику внедрили РЭУ им. Плеханова, МФТИ, ТПУ, ИТМО и РАНХиГС, а в будущем году эту инициативу опробуют еще 40 российских вузов. Студенту нужно фактически создать реальный бизнес-проект, который позволит ему не только сформировать портфолио и получить доход, но и принять участие в федеральной программе, нацеленной на развитие предпринимательства в стране.

Андрей Коршунов, руководитель магистратур «Финтех» и «DigitalPro», директор центра Корпоративных программ ИБДА РАНХиГС:

«Концепцию стартапа в качестве дипломной работы мы в РАНХиГС запустили еще в 2019 году. Чтобы получить допуск к защите, проекты должны соответствовать целому ряду требований. Сюда относится, в частности, наличие потенциального инвестора, планируемая выручка не менее 100 тыс. рублей в месяц, для специалистов или магистров — регистрация ИП или юрлица в категории МСП, а главное — инновационная составляющая. По сути, студенты открывают реальную компанию в реальных условиях — это стирает грань между вузом и «настоящей» жизнью. После окончания обучения выпускники готовы к выходу на рынок и борьбе за свое место на нем».

Разумеется, в практико-ориентированном обучении роль преподавателя меняется: он сам становится практиком. Эксперты приходят из «бизнеса» и дают студентам реальные кейсы.

Часто преподавание для такого человека — не основной род деятельности. Работа на производстве, в компаниях, «в поле» — вот чем занимаются преподаватели-практики.

Рабочие программы по дисциплинам, экзаменационные ведомости, отчеты зачастую — «темный лес» для таких преподавателей. Они пришли делиться своим опытом и не представляют, как заполнять различные бумаги.

Этот тип преподавателей необходимо по возможности освободить от методической работы, от заполнения документов.

Какие еще роли преподавателя существуют?

Эксперты «Юрайт.Академии» выделяют еще несколько ролей преподавателей. Для максимальной эффективности их работы стоит определенным образом организовывать их занятость и по-разному строить коммуникацию.

  • Преподаватель-лектор

Это хороший оратор, и ему нравится работать со студентами. Он «зажигает» аудиторию, ему не сложно читать поточные лекции на 100 человек, вести семинарские занятия. Зачастую такой лектор — выдающийся популяризатор науки, медиазвезда. Он способен обеспечить профориентацию, усилить мотивацию, вдохновить и еще немного вести YouTube-блог с десятками тысяч просмотров. Но он далек от исследовательской рутины, что также следует учитывать.

Фото:Filip Bunkens / Unsplash

  • Преподаватель-ученый

Научные исследования и публикации — мечта для преподавателя-ученого. Этой группе интересны углубленная работа с аспирантами, тишина лабораторий, архивов и библиотек. Зачастую это — выдающиеся специалисты в своей области. Они охотно возьмут на себя научное руководство. Таким преподавателям интересно открывать новое, писать научные статьи и книги.

По стандартам преподавателю необходимо отработать определенное количество аудиторных часов. Часто под них специально разрабатывают узкие спецкурсы, чтобы отрабатывались эти часы. Но иногда стоит снизить аудиторную нагрузку на преподавателей-ученых и дать им возможность заниматься тем, что им нравится — наукой.

  • Преподаватель-методист

Мнения по методической работе расходятся: кто-то считает, что ее нужно убрать совсем, чтобы преподаватель мог сконцентрироваться на учебном процессе, другие считают, что методическая работа необходима для профессионального развития, а некоторым педагогам разработка новых программ и методик даже нравится.

Такой преподаватель может брать на себя методическую работу преподавателя-практика, помогать в составлении курсов преподавателю-лектору и забирать часть работы у преподавателя-исследователя.

  • Преподаватель-администратор

Общение со всеми инстанциями, министерствами, получение грантов, — за все это несет ответственность администратор. Он занимается урегулированием конфликтов и обеспечивает соответствие регулярной работы с Федеральными государственными образовательными стандартами.

У преподавателей должна быть возможность выбора траектории своего преподавательского развития. Администрации необходимо выстраивать систему уравновешивания ролей. Если для каждой роли будет продумана система бонусов и мотивации, огромное количество фейковых публикаций и практики бесполезной аудиторной работы сойдут на нет.

У разных функциональных групп также должны быть равные условия, иначе все будут уходить в исследования, потому что там больше надбавок и дают гранты.

Преподаватели разные, им нужны разные стандарты, наименования и функционал, чтобы они могли успешно развиваться и эффективно работать. Такое разделение будет полезно и для студентов, которые будут понимать, к кому можно обратиться, чтобы решить вопрос с документами, а к кому — с просьбой быть научным руководителем.

Требования к учителю будущего

Новые роли подразумевают и изменение пула навыков. Учителя и преподаватели будущего должны овладеть новыми компетенциями:

  • Цифровая грамотность

По данным совместного исследования «Учи.ру» и Vinci Agency, в пост-коронавирусном мире будет расти спрос на педагогов с хорошим знанием принципов онлайн-обучения, а также адаптацией к цифровому миру. Сейчас индекс отношения учителей к технологическим инновациям составляет 76 пунктов из 100, по оценкам Национального центра финансовых исследований (НАФИ). В рамках этого индикатора измерялись знание современных технологических тенденций, навыки работы с современными гаджетами и приложениями и др.

  • Аналитические способности
  • Умение учиться

ООН включила реализацию принципа lifelong learning в число приоритетных задач наравне с другими глобальными вызовами современности (такими, как преодоление голода или загрязнения окружающей среды). Многие навыки в современном мире стремительно устаревают, и это в полной мере касается и самих специалистов сферы образования. Поэтому умение непрерывно (и зачастую самостоятельно) учиться станет одним из основных требований к преподавателям.

Фото:из личного архива

  • Эмоциональный интеллект

Под этим понятием подразумевают эмпатию, мотивацию, социальные навыки. Эмоциональный интеллект позволяет наладить контакт с людьми вне зависимости от контекста. Это особенно важно для учителя будущего, так как его роль все больше включает гибкую коммуникацию с учениками, организацию эффективной работы в группе или индивидуальный подход к каждому студенту. Сегодня появляются первые инициативы по развитию soft skills у педагогов. Так, проект благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» помогает педагогам получить необходимые компетенции для развития личностного потенциала детей дошкольного и школьного возраста.

  • Организационные навыки и проектное мышление

Современные образовательные подходы, например, смешанное обучение по моделям «Ротация станций» или «Перевернутый класс», а также гибкое обучение, обучение по запросу в высшем и корпоративном образовании, требуют развитых организационных навыков. Проектное мышление важно, поскольку все больший упор делается на междисциплинарные знания и исследовательский подход. Собственно, сама по себе преподавательская деятельность становится проектной: она нацелена на реальный результат в виде усвоения знаний, которые ученик может применить на практике, вместо абстрактных отработанных часов или выполненных планов.

Еще около 100 лет назад известный британский шахматист Уильям Артур Уорд сказал: «Средний учитель рассказывает. Хороший учитель объясняет. Очень хороший учитель демонстрирует. Великий учитель вдохновляет». В контексте современного образования, среднему учителю уже почти не осталось места.

В Telegram-канале «Списать не получится» мы еще больше рассказываем о трендах в образовании и о том, как учиться в течение всей жизни и делать это с удовольствием. Подписывайтесь!

Как изменится роль учителя к 2030 году, какие ценности принесут с собой молодые педагоги и что необходимо им для успешной работы? Аналитическая компания Economist Intelligence Unit в партнерстве с Microsoft провела исследование, в котором приняли участие 1034 учителя, только начинающих свою карьеру, чтобы оценить их взгляды, мнения и прогнозы относительно будущего образования. Публикуем краткий обзор и выводы исследования.

Знания, умения, гибкость, страсть к профессии и преданность ученикам – главные качества педагога. А невероятные усилия, которые учителя всего мира предприняли в последние месяцы для быстрой адаптации к дистанционному обучению, заслуживают особого признания. Изоляция влечет за собой необходимость поддержания виртуальных связей, и педагоги находят инновационные способы, для того чтобы удовлетворить социальные, эмоциональные и академические потребности учащихся, даже будучи связанными с ними только через мониторы компьютеров. И в большинстве случаев это им удается, несмотря на трудности.

Изменения в системах образования во всем мире происходят очень быстро, а потому важно понять, что думают о будущем сами педагоги, чтобы спрогнозировать изменения в профессии учителя к 2030 году.

Методика исследования

Для исследования «Персонал 2030 года – учителя будущего» были использованы результаты интервью и опросов из предыдущих работ, в том числе «Белые книги», «Класс-2030 и обучение, готовящее к жизни», «Эмоции и познание в эпоху искусственного интеллекта». Все они были подготовлены, чтобы получить представление о взглядах нового поколения педагогов на их профессию.

Исследователи работали с группами учителей, чей голос часто остается неуслышанным, – это студенты, работающие во время учебы в вузе или колледже, и молодые специалисты с опытом преподавания менее двух лет. Было опрошено более 1000 учителей из 10 разных стран: Австралии, Бразилии, Канады, Финляндии, Германии, Польши, Южной Кореи, Объединенных Арабских Эмиратов, Великобритании и США. 52% опрошенных – это учителя-студенты, а 48% – молодые педагоги.

Главные проблемы новых учителей

Преподавание как профессия постепенно становится все моложе. Новое поколение учителей уделяет большое внимание общемировым ценностям, этике и чувству социальной справедливости. Около 50% респондентов хотели бы уделять больше времени преподаванию глобальных проблем, таких как изменение климата, социальному и эмоциональному обучению. Для них работа должна включать в себя как цель, так и страсть.

Из-за возросшей мобильности населения планеты и миграционных процессов этническое, культурное и экономическое разнообразие в школах возрастает. 92% новых учителей говорят, что классы становятся все более разнообразными, но при этом только 38% считают, что их подготовка была достаточной для преподавания в мультикультурных группах детей.

60% новых учителей ожидают дальнейшего расширения использования технологий в школе и главной целью этого процесса видят помощь учащимся в развитии навыков будущего, но только 38% считают, что их обучение позволило им полноценно использовать цифровые технологии в работе.

Что необходимо новым учителям

По словам учителей, более всего им необходимо ощущение профессиональной поддержки. Конкурентоспособные оклады и уважение к профессии важны, но более всего им нужна среда, в которой отвлекающие административные факторы сводятся к минимуму, и которая поощряет развитие. Глубокое сотрудничество между учителями, например, посредством наставничества и создания сетей обмена информацией, где каждый будет чувствовать себя равным остальным, является одним из лучших способов помочь педагогам учиться друг у друга и улучшать практические навыки.

Между тем, всего 9% учителей говорят, что они предоставляют коллегам обратную связь и обмениваются с ними своими наблюдениями и наработками. Только 21% педагогов участвуют в совместных мероприятиях по профессиональному обучению или наставничеству один и более раз в месяц.

События последних месяцев ускорили темпы изменений в образовании, поскольку школы оказались вынуждены осваивать и внедрять дистанционные технологии обучения. И, заглядывая в будущее, мы понимаем, что никогда ранее не было так важно повышать уровень подготовки и благосостояния учителей, престиж профессии, расширять возможности взаимного сотрудничества и обмена информацией между педагогами. Также важно убедиться, что у учителей есть решения для реальных проблем, связанных с увеличением разнообразия в классе, а также методы и инструменты для использования современных технологий удаленного и смешанного обучения. Если учителя получат помощь и поддержку в этих направлениях, то у них будет больше времени для самого важного: помогать ученикам достигать большего.

Полный текст исследования доступен по ссылке .

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .

Читайте также: