Кто управляет яхтой профессия

Опубликовано: 16.05.2024

работа шкипером на судне фото

С этой профессией часто возникает путаница. В яхтенном спорте шкипер — это командир корабля. Он руководит судном и командой во время парусных гонок. А вот его коллега на военном корабле, тоже шкипер, занимается другими задачами. Другими настолько, что тёзок можно считать двумя разными специалистами.

— Объясните уже кто такой шкипер!

Шкипер — это кто на корабле?

Всё зависит от корабля, на котором он служит:

На яхте. Самое распространённое место работы. Правда, не в России: у нас частные корабли — от мала до велика — явление нечастое, потому и профессия востребована слабо. Карьера специалиста обычно ограничена должностью шкипера парусной яхты в частном клубе, но некоторым всё же удаётся устроиться командирами круизных моторных судов;

На военном корабле. На таких судах шкипер — это уже должность старшего офицера, ответственного за сохранность и исправность имущества. Специальность актуальная и, более того, востребованная;

На торговом судне. На нём слово «шкипер» просуществовало до начала XX века, так называли капитана судна. Должность упразднили больше века назад, но термин прижился — так всё ещё обращаются к командирам на рыболовных и торговых кораблях.

— Получается, обязанности у шкиперов тоже разные?

Конечно! Общего у них, по большей части, — одно название и пять океанов. Объясняем на пальцах:

1. Руководит командой, контролирует исполнение поставленных задач

2. Управляет судном, прокладывает курс

3. Проверяет состояния яхты, необходимость проведения профилактических и ремонтных работ

1. Принцип работы судна, его характеристики, правила эксплуатации и безопасности

2. Нормативы по охране портовых фарватеров и сооружений

3. Принятую систему сигналов между судами

1. Следит за сохранностью и исправностью корабельного имущества

2. Проверяет качество нового инструментария и оборудования, проводит ремонтные работы

3. Координирует работу матросов.

1. Устройство судна, правила проведения ремонтных работ

3. Нормативные акты, касающиеся его непосредственных обязанностей, регламен на корабле

Кстати, на любом корабле шкипер может быть только один. Так что к чрезмерной нагрузке этим специалистам не привыкать.

— Хочу стать шкипером! Получится?

Скорее всего. Из образования достаточно курсов, а основные требования ко всем членам экипажа на кораблях схожие: организованность, дисциплинированность, ответственность, стрессоустойчивость и далее по списку.

Сложностей несколько. Во-первых, нужно провериться на морскую болезнь — с ней вам карьера шкипера точно не светит. Во-вторых, вместо горячих ванн и джакузи плавать какое-то время придётся в бассейне — этим навыком должен владеть любой шкипер. Заодно лучше провериться на заболевания, с которыми путь в эту профессию заказан любому:

Заболевания сердечно-сосудистой системы

Заболевания органов дыхания

Нарушения опорно-двигательного аппарата

Нарушения слуха и зрения

Нервные и психические расстройства

Кто такой шкипер

— Есть какие-то школы шкиперов, курсы?

И то, и другое! Выучиться на шкипера яхты можно в специальных школах. Они работают по трём международным системам:

Royal Yachting Association (RYA)

American Sailing Association (ASA)

International Yacht Master Training (IYT)

Бывают ли курсы для шкиперов?

Получите сертификат об обучении по любой из них и можете отправляться в плавание. Конечно, не на военном корабле — для этого всё же нужно образование в военном училище, а отбор туда жёсткий: одной теорией не обойдёшься, понадобится ещё и отличная физподготовка.

— Что насчёт перспектив, зарплаты?

Где лучше искать работу шкиперу?

На любой яхте — моторной, парусной — шкипер за главного. На худой конец он — помощник капитана. Зарплаты соответствующие, но с невероятным разбросом.

В России можно устроиться в небольшие яхт-клубы. Правда, больше чем на 30 000 — 70 000 ₽ рассчитывать не стоит, да и вакансии найти тяжело.

За границей условия другие:

Работа шкипером в составе флотилий — $700 в месяц

Заработок на перегоне яхт — до $200 в день

На суперяхтах зарплата — от $1800 до $10000 в месяц

На военном судне всё, конечно, иначе. Шкипер на нём хоть и старший офицер, но возможность дальнейшего карьерного роста это не отменяет. Он может стать штурманом, а со временем, при получении дополнительного образования, — даже капитаном.

Подытожим:

Обучение: Чтобы получить сертификат, позволяющий стать шкипером яхты до 24 метров с командой до 10 человек, достаточно пройти курсы стоимостью до 150 000 ₽ и продолжительностью около трёх недель.

Требования: Крепкое здоровье, для карьеры шкипера круизной яхты — английский.

яхтенный шкипер

Кто такой шкипер на судне?

Сегодня принципиальных различий между данными терминами не существует. Правда, в прошлом шкипер и капитан официально были различными морскими понятиями. Так, в России до начала ХХ века шкипером официально именовалось лицо, командующее несамоходным судном, чаще всего баржей либо невоенным парусником. Кроме того, в военном флоте существовала должность «шкипер» наряду с должностью «капитан». Причём обязанности этих двух должностных лиц никоим образом не дублировали друг друга. Капитан являлся непосредственным командиром корабля, в то время как шкипер отвечал за сохранность корабельного имущества.

капитан шкипер судна

В Европе же (в той же Голландии или Англии), в отличие от России, шкипером с самого начала именовали командира любого невоенного судна – будь то торговое судно или рыболовецкая шхуна. Лишь позднее, с 19 века, с приходом на море века железа и пара, слово «капитан» стало распространяться и на гражданский флот. Прежде всего, капитанами называли командиров больших престижных судов. Позднее это почётное неофициальное звание было закреплено официально. Вспомним хотя бы капитана Эдварда Смита с «Титаника». Сегодня же понятие шкипер практически полностью вытеснено в область судов малого класса – рыболовецких, грузовых, прогулочных. Так, оно прочно закрепилось и за командирами яхт.

Должностные обязанности шкипера

Шкипер парусной яхты может быть:

  1. Частным лицом, управляющим судном как взятым в чарт, так и собственным.
  2. Наёмным служащим, обладающим соответствующей квалификацией и работающим шкипером в соответствии с контрактом, заключённым с судовладельцем.

В современном яхтинге шкипер полностью выполняет обязанности командира (капитана) судна. Яхтенный шкипер полностью несёт единоличную ответственность за безопасность плавания – сохранность самого судна, целостность находящихся на его борту людей и грузов. В обязанности шкипера входит поддержание дисциплины и порядка на вверенной ему яхте. Все служебные распоряжения шкипера, находящиеся в пределах его полномочий, должны неукоснительно выполняться всеми членами экипажа и пассажирами. В отношении наёмной команды яхтенный шкипер выступает в роли непосредственного начальника. Приём на судно и увольнение любого члена экипажа не должно производиться без его уведомления.

Кроме того, во время плавания шкиперу делегируются полномочия исполнительной власти. К примеру, он имеет право арестовать (изолировать) любое лицо на яхте, если его действия создают опасность жизни и здоровью прочих людей, сохранности их имущества или яхтенного оборудования. Если на судне во время его нахождения в открытом море совершилось некое преступление, то шкипер яхты наделяется правами органов юстиции для проведения предварительного дознания и установления круга подозреваемых.

шкипер обязанности

Если дальнейшая борьба за живучесть невозможна и угрожает жизни людей, то он обязан организовать эвакуацию экипажа и пассажиров, сам в последнюю очередь покинуть борт яхты, прихватив с собою судовую документацию. Даже после гибели судна шкипер сохраняет все свои командирские права и обязанности в отношении экипажа, вплоть до самого возвращения в порт приписки. При приёме сигнала бедствия с другого корабля, шкипер обязан немедленно предпринять все действия по оказанию ему всего спектра необходимой помощи.

Получение шкиперского сертификата

Помимо должностных обязанностей, каждый шкипер обязан обладать необходимыми профессиональными навыками. Прежде всего, это хорошее знание английского языка, так как он является международным языком морского общения. Без знания английского, шкипер не сможет вести переговоры ни со встречными судами, ни с портовыми властями, не принимать послания от береговых навигационных служб.

Кроме того, яхтенный шкипер должен иметь определённый опыт хождения под парусом в качестве матроса, отлично разбираться в навигации и морских картах, уметь работать с парусным вооружением. Ну и, конечно, обладать физической силой и здоровьем, коммуникабельностью, а также крепкими нервами – без этого исполнять служебные обязанности в экстремальных условиях открытого моря будет очень непросто.

Чтобы получить право командовать яхтой, следует иметь соответствующую лицензию. К сожалению, в отличие от автомобильных прав, яхтенных прав единого международного образца сегодня до сих пор нет. Одной из причин этого является огромное разнообразие типов и классов маломерных судов, акваторий и условий навигации в них, специальных требований к шкиперам в зависимости от той или иной ситуации.

В России аттестацией шкиперов занимается одно из подразделений МЧС – Госинспекция по малоразмерным судам. В обязанности ГИМС также входит обязанность регистрации яхт и моторных лодок, таким образом, она является своеобразным морским/речным ГИБДД. Вот только выдаваемые инспекцией права на управление маломерными судами выдаются исключительно на русском языке. Поэтому взять по российской шкиперской лицензии яхту в чарт в дальнем зарубежье весьма затруднительно. В лучшем случае от вас потребуют нотариально заверенного перевода документа, а в худшем – лицензию признаваемых в данной стране шкиперских школ.

ГИМС

Наиболее «ходовыми» лицензиями яхтенных шкиперов являются документы, выдаваемые английской (RYA) и американскими яхтенными школами (ASA) и (IYT). В этих школах выдаются лицензии, в соответствии со стандартами IIC – Еврокомиссии ООН. Стандарты Ай-Ай-Си представляют собой первую, и наиболее удачную попытку унифицировать все шкиперские сертификаты в мире. Данный тип лицензий признаётся в большинстве стран Европы и Америки. В перечисленных школах можно получить сертификаты четырёх основных видов:

  • Яхтенный матрос.
  • Шкипер яхты с правом дневного плавания.
  • Шкипер с правом плавания в прибрежных водах (не далее 20-ти миль).
  • Шкипер дальнего плавания.

На каждую из этих категорий придётся сдавать отдельный экзамен, состоящий как из теоретической, так и из практической части. Обучение по системам RYA, IYT, IIC сегодня проводят многие российские частные яхтенные школы, выдавая сертификаты европейского образца.

В обязанности шкипера входит:

  • Прием, выдача, учет и хранение (при необходимости ремонт) сменно-запасных частей, средств материально-технического снабжения, расходных материалов корпусной части и службы быта при выполнении работ по корпусной части.
  • Составление заявок на материально-техническое снабжение.

В обязанности шкипера входит:

  • Прием, выдача, учет и хранение (при необходимости ремонт) сменно-запасных частей, средств материально-технического снабжения, расходных материалов корпусной части и службы быта при выполнении работ по корпусной части.
  • Составление заявок на материально-техническое снабжение корпусной части и службы быта.
  • Выполнение судовых такелажных и малярных работ, в том числе в машинных помещениях.
  • Несение вахты.

Обязанности шкипера

Морские специальности и сегодня продолжают оставаться востребованными, ведь именно по морю перевозят самые значительные объемы товаров в рамках международной торговли.

Тем не менее, для управления кораблем обязательно нужно обладать соответствующими знаниями и навыками, которые позволят исключить любые неприятные моменты в процессе и безопасно добраться до пункта назначения. Именно такие задачи возлагаются на шкиперов.

Данное слово сегодня практически не используется, так как его вытеснило более привычное для нас понятие капитан. Сам термин пришел в наш язык из Нидерландов, где sсhiрреr обозначает командира корабля и одновременно с тем владельца судна, занимающегося коммерческими рейсами.

Где сегодня можно встретить термин шкипер?

Чаще всего данное понятие применяют в мире яхтенного спорта. Яхтой же называют парусник или парусно-моторный корабль, водоизмещение которого не превышает 3000 тонн. Поэтому в отношении таких суден шкиперу обычно приходится использовать дополнительное уточняющее слово – яхтенный.

Нужно заметить, что в нашей стране профессия появилась только с падением СССР. Тем не менее, количество яхт в стране постоянно растет, поэтому должность пользуется существенной популярностью. Далеко не каждый владелец судна обладает необходимым временем для того, чтобы обучиться его вождению. По этой причине шкиперы проходят специальные курсы, после которых могут получить желаемую работу.

Естественно, для этого придется приложить немало усилий. Человеку потребуется стать обладателем яхтенных прав, что сделать не так просто, как может показаться со стороны. Но и это еще не все. Также потребуется иметь определенный опыт вождения соответствующих суден. Качество опыта детально изучается в процессе проверки.

Естественно, человек, который раньше водил прогулочный катер, не сможет обеспечить безопасность во время круиза по океану на дорогостоящей яхте, а также возглавить целый штат специалистов, обеспечивающих проведение подобного мероприятия.

Большинство стран на планете имеют выход к морю, поэтому очень внимательно следят за тем, кто выходит в открытые воды. Для этого существует специальная лицензия, а также методика ее выдачи. Ее наличие обязательно будет проверено представителями государственной охранной службы. Если по тем или иным причинам они не обнаружат интересующего их документа, то это может стать причиной серьезных проблем для владельца яхты.

В современном мире существует сразу несколько школ, где можно обучиться яхтенному делу:

  • Royal Yachting Ass;
  • International Yacht Master Training;
  • American Sailing Ass.

Но не нужно пугаться раньше времени. Для того, чтобы пройти обучение в любой из школ, не обязательно отправляться в Англию или Америку. Достаточно записаться на курсы, которые есть практически в каждой крупной стране с выходом к морю. Процесс подготовки осуществляется поэтапно.

На каждом этапе специалисты получают соответствующий сертификат, который говорит о мастерстве своего владельца. К примеру, Royal Yachting Ass предполагает четыре ступени, которые можно получить в процессе обучения. Естественно, тот, кто справился только с первым этапом, не сможет управлять суднами, к которым есть доступ у мастера, завершившего все этапы.

Высшая степень называется OCEAN MASTER. Ее можно получить только в том случае, если шкиперу удалось за время своей работы совершить не менее одного удачного перехода через океан, а также правильно сдать экзамен, где ключевым моментом является знание астронавигации.

Перед тем, как выбрать данную профессию, следует удостовериться в том, что вы полностью отвечаете ее требованиям. К примеру, человек должен обладать превосходным здоровьем. Он должен быть самостоятельным, а также уметь принимать ответственность, ведь без этого стать успешным шкипером практически невозможно.

Немаловажную роль играют и навыки управления персоналом. На крупной яхте в подчинении шкипера может находиться до десятка специалистов, и все они должны получать внимание и успешно справляться со своими обязанностями. Для современного шкипера ключевую роль играет знание международного языка общения. Кроме того, что на нем разговаривают многие потенциальные клиенты, на нем ведется и радиообмен.

Особенности профессии

Чтобы стать профессиональным шкипером, мало получить яхтенные права. Нужен опыт хождения на яхте. Причем одно дело – работа на прогулочном катере во время курортного сезона, и совсем другое – дальнее путешествие по океану на роскошной яхте во главе профессиональной команды.

Практически во всех странах, имеющих выход к морю, для управления яхтой требуется лицензия. За тем, есть ли она у командира яхты, следит государственная береговая охрана.

Сейчас в мире существуют три наиболее авторитетных системы яхтенных школ (систем обучения): британская – Royal Yachting Ass (RYA), американская – American Sailing Ass (ASA) и созданная в 1998 г. в США– International Yacht Master Training (IYT).

Пройти обучение по этим системам можно в разных странах. В том числе, в России. Подготовка по любой из этих систем проводится в несколько этапов. И на каждом этапе присваивается соответствующий сертификат.

Например, обучение по британской системе (RYA) имеет 4 этапа:

  • COMPETENT CREW (опытный яхтенный матрос).
  • DAY SKIPPER (яхтенный шкипер дневного плавания).
  • COASTAL SKIPPER (яхтенный шкипер прибрежного плавания).
  • OCEAN MASTER (яхтенный капитан дальнего плавания).

Ступень OCEAN MASTER предполагает, что за плечами у капитана как минимум один океанский переход и успешный экзамен по астронавигации.

Кто такой шкипер на судне?

Часто можно услышать вопрос – «Чем отличается шкипер и капитан? Являются ли эти слова синонимами, или данные лица имеют разные должностные обязанности?». Сначала разберёмся в происхождении обоих терминов, может здесь удастся обнаружить ответ на вопрос? Слово «шкипер» происходит от голландского «schipper», происходящего от «schip» — «корабль». То есть изначально под шкипером в Европе понимался именно командир судна. Слово же «капитан» имеет более широкое значение. Происходит оно от латинского «caput» — «голова», в смысле «глава», «командир», и имело первоначально чисто военный смысл, вовсе не привязанный к морю, что видно до сих пор в одноимённом армейском чине.

Сегодня принципиальных различий между данными терминами не существует. Правда, в прошлом шкипер и капитан официально были различными морскими понятиями. Так, в России до начала ХХ века шкипером официально именовалось лицо, командующее несамоходным судном, чаще всего баржей либо невоенным парусником. Кроме того, в военном флоте существовала должность «шкипер» наряду с должностью «капитан». Причём обязанности этих двух должностных лиц никоим образом не дублировали друг друга. Капитан являлся непосредственным командиром корабля, в то время как шкипер отвечал за сохранность корабельного имущества.

капитан шкипер судна

В Европе же (в той же Голландии или Англии), в отличие от России, шкипером с самого начала именовали командира любого невоенного судна – будь то торговое судно или рыболовецкая шхуна. Лишь позднее, с 19 века, с приходом на море века железа и пара, слово «капитан» стало распространяться и на гражданский флот. Прежде всего, капитанами называли командиров больших престижных судов. Позднее это почётное неофициальное звание было закреплено официально. Вспомним хотя бы капитана Эдварда Смита с «Титаника». Сегодня же понятие шкипер практически полностью вытеснено в область судов малого класса – рыболовецких, грузовых, прогулочных. Так, оно прочно закрепилось и за командирами яхт.

Важные качества

Отменное здоровье, самостоятельность, умение брать ответственность на себя, умение находить общий язык с командой.

Знания и умения

Первое требование – необходимо владеть английским языком как минимум на среднем уровне. Потому что международный язык радиообмена – английский. Без этого невозможно общаться с портовыми властями и береговыми службами других стран.

Кроме этого, необходимо знать устройство яхты, устройство парусов, которыми нужно умело управлять. Командир яхты должен уметь управлять яхтой, настраивать паруса, пользоваться судовым двигателем, уметь пользоваться картами, компасом, радиосвязью на яхте. Знать основы судовой медицины и пр.

И конечно, любой капитан должен уметь плавать и легко переносить морскую качку.

Рабочее место

Чартерные компании, предоставляющие возможность зафрахтовать яхту вместе с командой. Частные яхты.

Должностные обязанности шкипера

Шкипер парусной яхты может быть:

  1. Частным лицом, управляющим судном как взятым в чарт, так и собственным.
  2. Наёмным служащим, обладающим соответствующей квалификацией и работающим шкипером в соответствии с контрактом, заключённым с судовладельцем.

В современном яхтинге шкипер полностью выполняет обязанности командира (капитана) судна. Яхтенный шкипер полностью несёт единоличную ответственность за безопасность плавания – сохранность самого судна, целостность находящихся на его борту людей и грузов. В обязанности шкипера входит поддержание дисциплины и порядка на вверенной ему яхте. Все служебные распоряжения шкипера, находящиеся в пределах его полномочий, должны неукоснительно выполняться всеми членами экипажа и пассажирами. В отношении наёмной команды яхтенный шкипер выступает в роли непосредственного начальника. Приём на судно и увольнение любого члена экипажа не должно производиться без его уведомления.

Кроме того, во время плавания шкиперу делегируются полномочия исполнительной власти. К примеру, он имеет право арестовать (изолировать) любое лицо на яхте, если его действия создают опасность жизни и здоровью прочих людей, сохранности их имущества или яхтенного оборудования. Если на судне во время его нахождения в открытом море совершилось некое преступление, то шкипер яхты наделяется правами органов юстиции для проведения предварительного дознания и установления круга подозреваемых.

шкипер обязанности

При ряде иных экстренных ситуаций, например, при рождении на борту ребёнка или смерти человека — яхтенный шкипер обязан зарегистрировать сей факт в судовом журнале. Данная запись, в соответствии с действующим законодательством, имеет полную юридическую силу, наряду с официальными свидетельствами. Во время морских происшествий, создающих угрозу судну, шкипер яхты обязан организовать и лично возглавить действия по борьбе за живучесть своего судна.

Если дальнейшая борьба за живучесть невозможна и угрожает жизни людей, то он обязан организовать эвакуацию экипажа и пассажиров, сам в последнюю очередь покинуть борт яхты, прихватив с собою судовую документацию. Даже после гибели судна шкипер сохраняет все свои командирские права и обязанности в отношении экипажа, вплоть до самого возвращения в порт приписки. При приёме сигнала бедствия с другого корабля, шкипер обязан немедленно предпринять все действия по оказанию ему всего спектра необходимой помощи.

Получение шкиперского сертификата

Помимо должностных обязанностей, каждый шкипер обязан обладать необходимыми профессиональными навыками. Прежде всего, это хорошее знание английского языка, так как он является международным языком морского общения. Без знания английского, шкипер не сможет вести переговоры ни со встречными судами, ни с портовыми властями, не принимать послания от береговых навигационных служб.

Кроме того, яхтенный шкипер должен иметь определённый опыт хождения под парусом в качестве матроса, отлично разбираться в навигации и морских картах, уметь работать с парусным вооружением. Ну и, конечно, обладать физической силой и здоровьем, коммуникабельностью, а также крепкими нервами – без этого исполнять служебные обязанности в экстремальных условиях открытого моря будет очень непросто.

Чтобы получить право командовать яхтой, следует иметь соответствующую лицензию. К сожалению, в отличие от автомобильных прав, яхтенных прав единого международного образца сегодня до сих пор нет. Одной из причин этого является огромное разнообразие типов и классов маломерных судов, акваторий и условий навигации в них, специальных требований к шкиперам в зависимости от той или иной ситуации.

В России аттестацией шкиперов занимается одно из подразделений МЧС – Госинспекция по малоразмерным судам. В обязанности ГИМС также входит обязанность регистрации яхт и моторных лодок, таким образом, она является своеобразным морским/речным ГИБДД. Вот только выдаваемые инспекцией права на управление маломерными судами выдаются исключительно на русском языке. Поэтому взять по российской шкиперской лицензии яхту в чарт в дальнем зарубежье весьма затруднительно. В лучшем случае от вас потребуют нотариально заверенного перевода документа, а в худшем – лицензию признаваемых в данной стране шкиперских школ.

ГИМС

Наиболее «ходовыми» лицензиями яхтенных шкиперов являются документы, выдаваемые английской (RYA) и американскими яхтенными школами (ASA) и (IYT). В этих школах выдаются лицензии, в соответствии со стандартами IIC – Еврокомиссии ООН. Стандарты Ай-Ай-Си представляют собой первую, и наиболее удачную попытку унифицировать все шкиперские сертификаты в мире. Данный тип лицензий признаётся в большинстве стран Европы и Америки. В перечисленных школах можно получить сертификаты четырёх основных видов:

  • Яхтенный матрос.
  • Шкипер яхты с правом дневного плавания.
  • Шкипер с правом плавания в прибрежных водах (не далее 20-ти миль).
  • Шкипер дальнего плавания.

На каждую из этих категорий придётся сдавать отдельный экзамен, состоящий как из теоретической, так и из практической части. Обучение по системам RYA, IYT, IIC сегодня проводят многие российские частные яхтенные школы, выдавая сертификаты европейского образца.

К сведению

На сегодняшний день в каждой стране функционируют специальные организации, которые следят за соблюдением порядка на внутренних водах. На территории России – это Госинспекция по маломерным судам и Российская федерация парусного спорта, которые занимаются обучением водителей судов и выдают им специальные удостоверения.

На сегодняшний день не существует единой общепринятой для всех системы лицензирования управления яхтами.

Если говорить о существовании «международных яхтенных прав», то таких нет. Все дело в том, что разнообразие судов настолько велико, что для каждого отдельно взятого случая необходимы специальные навыки. Соответственно, единой принятой системы не может быть.

Аттестацией судоводителей, регистрированием и учетом маломерных судов занимается – Государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС), она входит в состав органов МЧС России. Если вы собираетесь или уже купили маломерное судно (судно парусное, катер, гидроцикл, моторную лодку), то вам для управления данным судном нужно получить удостоверение. Для этого следует обращаться в ГИМС.

Основной целью ВФПС, является развитие подготовка спортсменов. Ведь парус можно установить даже на доску для виндсёрфинга. Наша яхт школа зарегистрирована в реестре ВФПС.

Обучение теории продолжается около 35 часов, для удобства теории, возможно, обучиться не только в классе, но и удаленно. Практические занятия проходят в Москве, а также за границей в море.

После сдачи экзаменов вы сможете арендовать яхту почти в любом уголке мира, ведь мы выдаем официальный международно-распознаваемый сертификат. Затем по желанию вы сможете сдать экзамены в ГИМС и перейти к программам повышения квалификации, чтобы стать настоящим профессионалом.

Где может работать парусный капитан дальнего плавания, что ему придётся делать, как туда устроиться и сколько за это будут платить? Вот самые распространенные направления работы в профессиональной яхтенной индустрии — начиная с наименее требовательных к умениям и квалификациям.

1. Шкипер чартерной яхты.
Морской таксист: катает тех, кто арендовал лодку для отпуска на море, но не умеет ею управлять. Летом это самая распространенная яхтенная профессия на Средиземке. Как правило, чартерный шкипер работает на 3-4-каютных 35-54-футовых парусных яхтах, потому что аренда моторных стоит очень дорого и они сдаются со штатным экипажем. Постоянно живёт на арендованной яхте, спит обычно в салоне, так как каюты заняты гостями. В экипаже он один и полностью отвечает за управление, навигацию и безопасность. Готовить, убирать и мыть посуду он не должен, но обычно делает приятное экипажу :) Может быть нанят как арендатором яхты, на неделю, так и чартерной компанией, на 2-4 месяца сезона, часто без выходных. Такая работа очень изматывает эмоционально, потому что шкипер постоянно находится на яхте с гостями и у него почти нет личного времени.

Зарплата чартерного шкипера зависит от страны, условий чартера (оплачиваются ли авиабилеты, еда, предоставляется ли каюта) и продолжительности контракта. Поскольку сроки чартера измеряются в неделях, оплата тоже считается понедельно. Опытный чартерный шкипер получает 950-1050 евро, если берёт недельные заказы, и 500-700 евро, если работает на контракте от 10 недель. И в том, и в другом случае шкиперу оплачивают проезд и он может брать любую еду, купленную на яхту.

2. Шкипер флотилии, хостес флотилии, инженер флотилии.
Флотилия — это 5-20 яхт, следующих одним маршрутом. Во флотилиях участвуют неопытные яхтсмены, которые уже не хотят пользоваться услугами чартерного шкипера, но ещё не готовы уходить в самостоятельное плавание. Их собирают в группки, снабжают адмиральским судном и отправляют в организованный круиз. На адмиральском судне обычно работают три человека — шкипер, хостес и инженер.

Шкипер отвечает за управление головной яхтой и ежедневные брифинги для участников флотилии. Его задача — сделать переходы интересными и безопасными, поэтому он объясняет особенности региона, рассказывает про стоящие стоянки и корректирует маршрут по погоде. Если сегодня гости хотят попасть на остров со знаменитыми виноградниками, то шкипер флотилии должен найти там безопасную бухту и провести туда флот.

Хостес — это менеджер и гид флотилии. Как правило, девушка. Она отвечает за организацию: уборку яхт и закупку продуктов, встречу гостей, бронь ресторанов и марин, прокат мотоциклов, поиск сиделки на время концерта… Кроме того, хостес готовит и убирает на адмиральской яхте, помогает шкиперу швартоваться и работать с парусами. Если флот пришел на тот самый остров, а в магазинах как назло нет местного вина, то хостес должна найти хозяина виноградников, обаять его и добыть несколько бутылок.

Инженер отвечает за техническую исправность флота. Каждый день он обходит яхты и ремонтирует что-то по мелочи, а во время смены экипажей устраняет крупные поломки. На его плечах всё, от подтекающего душа и затупившегося ножа до порванного паруса и неисправной электроники. Если на яхте сломался холодильник и некуда ставить добытое хостес вино, инженер должен либо всё мигом починить, либо всю ночь сидеть с удочкой и охлаждать бутылку в море.

Несмотря на то, что на адмиральской яхте лежит ответственность за целой флот, шкипер, хостес и инженер флотилии получают копейки — 600-800 евро в месяц. Считается, что это работа для студентов или тех, кто сознательно променял деньги на 52 недели солнца в году. В то же время флотилия — входная дверь в мир большого яхтинга и самое вероятное место работы для выпускника профессиональных шкиперских курсов.

3. Перегонный экипаж.
Гораздо чаще, чем сам владелец яхты, на ней ходят совершенно чужие люди — перегонные экипажи.
Обычно это три человека (шкипер, старший помощник и матрос), которые доставляют яхту из пункта А в пункт Б точно в срок и в идеальном состоянии. Это может быть перегон от места постройки до домашней марины; из домашней марины к месту чартера; из финишного порта одной гонки в стартовый порт другой.

Российские владельцы нередко доверяют «приятелю, который увлекается яхтами», но в мире перегоны заказывают через специальные агентства. Перегон — это риски для обеих сторон. Подписывая контракт, шкипер обычно не видит, какой посудине доверяет свою жизнь, а владелец лишь надеется, что ему не поцарапают борт и не порвут генакер. Бывает, что перегонному экипажу нельзя готовить на яхте или приходится спать на матрасах, закрытых полиэтиленовыми чехлами. А главное, перегон должен состояться независимо от погоды, а яхта — остаться целой.

Изо всей перегонной команды зарплату получает только шкипер. Обычно она считается исходя из расстояния перегона. Одна миля стоит примерно 1,5 евро, получается 100-150 евро в день. Старпому и матросу оплачивают еду и билеты, но наличных не выдают: агентства берут на эти должности «за опыт» или отправляют в неоплачиваемые перегоны шкиперов-соискателей. Некоторые крупные компании берут шкипера на работу только после того, как он безупречно и бесплатно отработал 10 перегонов старпомом.

4. Экипаж суперъяхты.
Суперъяхта — это любое судно длиннее 24 метров. На ней редко бывает больше 12 гостей, но обслуживают их 10-30 человек. В понимании большинства яхтсменов, суперъяхта — это уже корабль (к тому же ещё и моторный!). Про должности на нём можно написать отдельную статью, поэтому тут я просто их перечислю.

Экипаж суперъяхты состоит из офицерского состава (капитан, старший помощник, инженер), палубной команды (боцман и его матросы) и интерьерной команды (стюардессы, стюарды, шеф и младшие повара). Все они живут на яхте и работают либо сезонами, либо сменами по 2-6 месяцев.

Суперъяхта — предел мечтаний сотен яхтенных шкиперов, но собственно яхтинга там мало. Многие суперъяхты проводят в порту куда больше времени, чем в море. Офицерский состав занимается не столько судовождением и навигацией, сколько согласованием, планированием и бюджетированием, а матросы — не столько отдачей якоря и настройкой парусов, сколько натиркой стальных поручней и расстановкой шезлонгов.

Интерьерная же команда создаёт ощущение пятизвёздочного отеля на воде: стюардессы гладят, стирают, убирают, закупают продукты, сервируют стол, сидят с детьми, делают массаж, а шеф-повар, бывает, готовит отдельно для каждого гостя. Работа на суперъяхте — от рассвета до рассвета и всегда с сияющей улыбкой на лице.

Без опыта и квалификаций на суперъяхту не попасть даже матросом, поэтому зарплата там — иллюстрация притчи про нового русского, художника и петуха. Даже палубный матрос получает 1500-2000 евро в месяц. Боцман, старпом и шеф-стюардесса — 3000-5000 евро, капитан, инженер, шеф-повар — 5000-10 000 евро.

5. Экспедиционные яхты.
Экспедиционные яхты — это большие парусные суда, которые используют в учебных, научных или благотворительных проектах. На борту есть профессиональный экипаж и пассажиры/стажёры — ученые, путешественники, кадеты. В отличие от российских «Крузенштерна» и «Седова», европейские экспедиционные суда небольшие, поэтому их называют яхтами.

Часто экспедиционные яхты проводят много времени в экстремальных условиях. Рейс может длиться год, и если судно ушло к Южному полюсу, то этот год жить придется при средней температуре −20С. С наскока устроиться на такую работу нельзя даже матросом: капитан набирает только тех, кто несколько раз бывал в экспедициях, и желательно — волонтёром на его судне. Что до офицеров, то они приходят на экспедиционные суда либо из профессиональных парусных гонок, либо из флота.

Зарплата на экспедиционных яхтах средняя. Капитаны получают 2500-4000 евро, матросы — 1000-1500 евро, волонтёры вообще могут 2-3 года работать бесплатно — их будут только кормить на корабле. Экспедиционные яхты тоже считаются работой ради образа жизни — только на этот раз не аборигена в набедренной повязке, а Индианы Джонса.

6. Гоночные яхты.
В парусных гонках крутится очень много денег, но заработать их совсем нелегко.
Парусный спорт, олимпийские классы — это другой мир, и тот, кто в нём не родился, скорее всего, не попадёт туда никогда. То же касается и международных соревнований: экипажи Volvo Ocean Race , America’s Cup через одного рекордсмены и чемпионы мира.

Спасает то, что на гоночной яхте совсем не обязательно быть шкипером. В профессиональных командах обычно 10-18 человек, и у каждого — своя роль: тактик, рулевой, шкотовые, мачтовые, баковые… Талантливый упорный яхтсмен может уцепиться за запасной, перегонный или береговой экипаж, даже если пришёл в парусный спорт взрослым. Кроме того, можно гоняться и быть на воде, тестируя для компаний-производителей новые паруса или формы корпусов. Но ключевым фактором в любом случае остаётся талант: на чартерного шкипера без него выучиться можно, на парусного гонщика — нет.

Базовые зарплаты экипажей Volvo Ocean Race — 3000-5000 евро, береговых экипажей или гонщиков-тестеров — 2000-3000 евро.

7. Яхтенные инструкторы (в России — капитаны-наставники).
Возвращаемся на землю :)

Яхтенные инструкторы тоже бывают чемпионами мира, но в большинстве своём это просто опытные шкиперы, инженеры или гонщики. Обычно у них есть специализации: кто-то преподаёт курсы первой помощи, выживания на море или пожаротушения, а кто-то — навигационную теорию и практику на воде.

Работа инструктора на воде похожа на работу чартерного шкипера. Он понедельно живёт и путешествует на лодке с 2-5 студентами, показывает им приёмы управления лодкой, следит за процессом принятия решений и каждый день придумывает ситуации, позволяющие раскрыть программу курса. Разница лишь в том, что чартерный шкипер умеет обращаться с яхтой и делает всё сам, а инструктор всегда находится на грани фола: головой отвечая за судно и экипаж, он вынужден давать студентам ошибаться, иначе они ничему не научатся.

Работа яхтенного инструктора оплачивается подневно, понедельно и помесячно.
Дневная ставка может достигать 200 евро, недельная — 1200 евро. При работе по контракту зарплата резко падает: работая на британскую компанию в Соленте, инструктор будет получать 2000-4000 евро в месяц, а работая на ту же британскую компанию летом где-нибудь на Средиземке — 600-1000 евро в месяц.

8. Работы вокруг яхтинга.
Чартерные и брокерские компании, яхтенные фотографы и журналисты, крюинговые агентства, дизайн, постройка, ремонт и обслуживание яхт… Как правило, сюда — или в яхтенные инструкторы — уходят со временем шкиперы. Но это работы рядом с водой, а не на воде, а потому — совсем другая история.

С каждым годом парусный спорт все больше набирает популярность. Стать яхтсменом и участником регат можно практически в любом возрасте: главное иметь желание и возможности. Конечно, будущий яхтсмен должен обладать хотя бы минимальной физической подготовкой и выносливостью, чтобы с легкостью справляться со стихией. Парусный спорт многогранен: яхтсмены могут участвовать в соревнования как в одиночку, так и в составе команды. Каждый участник регаты сможет найти себе достойного соперника или разделить командный дух. Рекомендую следующую статью к прочтению тем, кто задумался над тем, чтобы стать яхтсменом.

Кто такой яхтсмен

Яхтсмен — человек, занимающийся парусным спортом, ходящий на яхте самостоятельно или в составе экипажа.

Кто такой яхтсмен

Квалификация яхтсменов по праву управления лодкой складывается из условий управления яхтой, определенных технических характеристик, района и условий плавания. Не существует единой мировой классификации, тем не менее все уровни квалификации яхтсменов разных стран коррелированы между собой.

Квалификация яхтсменов:

  • яхтенный рулевой 2 класса ;
  • яхтенный рулевой 1 класса ;
  • яхтенный капитан.

Что умеют и знают яхтсмены

На лодке не так уж много места для багажа, так что яхтсмен привык брать с собой только самое необходимое. Вам точно не придется долго ждать его на выдаче багажа в аэропорту или воевать за свободную полку в номере отеля.

Яхтсмен привык спать на узких койках, а то и вовсе на палубе. Не будет ныть по поводу неудобной кровати в хостеле и не откажется при необходимости переночевать в спальном мешке. Длинные перелеты, задержки рейсов — не проблема, яхтсмен может прикорнуть и сидя.

Яхтсмен не ужаснется самой задрипанной ванной комнате. Ведь он привык справлять свою нужду прямо за борт, когда лодка на ходу, держась за какой-нибудь релинг. Так что можете отправляться с яхтсменом в любой Мухосранск — ничто не сломит его оптимизма и тяги к приключениям.

Яхтсмен привык молниеносно перетаскивать якоря и покидать док, чтобы избежать дополнительных расходов. Так что во время короткой остановки автобуса или поезда, а также задержки вылета, посылайте за пивом и чипсами именно яхтсмена: он найдет ближайший магазин, отоварится и вернется обратно раньше, чем вы успеете сказать «черничный пирог».

Марина — это одна большая туристическая ловушка, так что ушлый яхтсмен способен быстро сориентироваться на новом месте и понять, кто тут намеревается его обуть. Яхтсмен достаточно просто упомянуть в разговоре с аборигенами пару имен других яхтсменов — и бац! — вы уже почетные гости пляжной вечеринки.

яхта

Яхтсмен привык покупать местные товары и пользоваться локальными службами в портах. Так что когда нужна хорошая рекомендация, он просто идет в администрацию марины и болтает с докмейстером, который любезно советует самую дешевую и вкусную кафешку, лучший магазин свежего мяса и что-нибудь еще в том же духе.

Яхтсмен умеет находить дорогу по солнцу и звездам. Потерялись? Яхтсмен укажет путь. Нечем открыть бутылку вина? У яхтсмена всегда найдется при себе мультитул. Для счастья ему достаточно книги. Он не будет плакаться об отсутствии wifi, ему просто наплевать на это. Паруса сами собой не починятся, так что каждый яхтсмен знаком с ниткой и иголкой. Порвался рюкзак или любимые штаны? Отдайте их яхтсмену — он залатает.

Известные яхстмены

Алекс Томсон

Алекс Томсон – человек-легенда в мире парусных гонок. Каждый раз победы британца над морской стихией и проделываемые им невероятные трюки получают массу оваций, а его участие в гонках вызывает неподдельный интерес у поклонников парусного спорта.

Известный британский яхтсмен-профессионал родился в 1974 году в небольшом городке Северного Уэльса. В 25 лет он стремительно взлетел на вершину успеха, став известным как самый молодой шкипер, выигравший кругосветную парусную гонку.

Такой стремительный прорыв в победители не остался незамеченным, и привлёк к юному британскому яхтсмену внимание всемирно известного бренда Hugo Boss, ставшего спонсором дальнейшего профессионального развития спортсмена. С 2003 года и по сей день Алекс Томсон выступает под эгидой этой марки, и это наиболее продолжительное партнёрство в истории парусного спорта.

Будучи капитаном гоночной яхты Hugo Boss и участником кругосветных гонок, Алекс Томсон известен в мире парусного спорта не только многократными победами и рекордами, но и своими неординарными трюками. Дерзкому британцу уже неоднократно удавалось реализовать практически невозможное и наглядно продемонстрировать всем, что ему могут покориться любые вершины в мире парусного спорта и морского экстрима.

Всякий раз любящий бросать вызов судьбе яхтсмен придумывает очередную неординарную идею, как использовать свою яхту не только для преодоления маршрутов кругосветных гонок. Один из наиболее известных таких его трюков – прыжок в океан с верхушки 30-метровой высокоскоростной яхты во время её перемещения, послуживший рекламой водоотталкивающего костюма Hugo Boss, и именно в нём и осуществлял прыжок бесстрашный яхтсмен.

Евгений Александрович Гвоздёв

Дед собирался написать книгу, и после второй кругосветки приводил в порядок свои дневники. И нам досталось в наследие много интерсного и уникального материала, достойного отдельной страницы. Многие российские яхтсмены ждут, когда внучка Евегния Александровича закончит и выпустит книгу. Но и сейчас уже есть много опубликованных матриалов.

Евгений Гвоздёв первый и единственный в мире, кто совершил кругосветное плавание на швертботе; первый российский яхтсмен-одиночка, совершивший кругосветку, стартовав и финишировав в Российском порту; самый пожилой яхтсмен-кругосветчик. Вторую кругосветку он совершил на яхте длиной 3.65 метра, лишь на пять сантиметров лодка Сержа Теста, на которой Теста также обошёл вокруг света, была короче.

Общероссийская национальная премия «Яхтсмен года»

Премия была основана в 2009 году совместно журналом YACHT Russia и ВФПС и проводилась до 2013 года на основании устных договоренностей. В декабре того года соучредители подписали соглашение с целью содействовать «развитию парусного спорта и яхтинга в России путём консолидации усилий». Все минувшие годы это и делалось.

Премия завоевала всероссийскую популярность. Ее желали, за неё боролись, ею гордились. Она стала главной наградой в российском парусе. Достаточно назвать таких лауреатов как легендарные Тимир Пинегин, Валентин Манкин, Виктор Потапов, Борис Будников, Александр Музыченко, а из яхтсменов нынешнего поколения Екатерина Скудина, Евгений Неугодников, Анатолий Логинов, Владимир Просихин, Стефания Елфутина…

Тренеры, организаторы, журналисты, фотографы, путешественники, меценаты получали желанные статуэтки из рук не только официальных лиц, крупных бизнесменов и общественных деятелей российского государства.

Номинанты на премию выдвигались клубами, территориальными федерациями, командами и индивидуумами, а затем обсуждались на заседании авторитетного жюри. Так, в высокую комиссию прошлого года входили: президент, первый вице-президент, два вице-президента, главный тренер сборной страны, член Попечительского Совета, организатор одной из самых заметных регат новейшей истории России и издатель журнала.

Их вручали и почетные гости, к числу которых относились предыдущий президент ИСАФ Карло Кроче, действующий президент World Sailing Ким Андерсен, звезда мирового паруса Роберт Шайдт, владелец верфи Nautor Swan Леонардо Феррагамо. Почетным гостем на «Яхтсмен года 2017» приглашён человек-легенда Сантьяго Ланге.

Премия за эти годы стала местом встречи и единения самых разных сообществ российского паруса и людей, симпатизирующих нашему образу жизни. На премии в демократичной обстановке общались члены Президиума ВФПС, Наблюдательного и Попечительского Совета, владельцы команд, профессионалы паруса и яхтсмены-любители, спонсоры, меценаты, журналисты, тренеры, производители лодок и парусов…, словом все те, кто и составляет пресловутое парусное сообщество России.

Почему нужно заниматься парусным спортом

Во всем мире парусный спорт считается элитным спортом. Не «крутым», как иногда понимают у нас, а именно элитным: уделом людей образованных, умных, ответственных, с хорошими манерами. Ни для кого не секрет, что парусный спорт не так популярен как футбол. И профессиональные яхтсмены не так знамениты как футболисты. Однако, мы назовем вам 10 причин, по которым стоит записать ребенка на отделение парусного спорта.

Читайте также: