Концертмейстер что это за профессия

Опубликовано: 17.05.2024

Мир музыкального искусства насчитывает множество профессий. Одна из них – концертмейстер.

Описание профессии

Работа концертмейстера не сводится к простому аккомпанированию на фортепиано или другом инструменте певцам, как это было в 17 веке во времена становления профессии. Сегодня такие музыканты – это в первую очередь прекрасные исполнители, которые обладают тонким слухом и развитым чувством ансамбля, умеют эффектно подать солиста во время представления. Кроме того, концертмейстер – это еще и распорядитель музыкального действа, и одновременно помощник дирижера.

На сегодняшний день сформировалось несколько разновидностей профессии концертмейстера:

  • ведущий инструменталист ансамбля, руководитель оркестровой группы инструментов;
  • пианист-аккомпаниатор, который сопровождает выступление инструменталистов либо вокальных исполнителей;
  • преподаватель;
  • концертмейстер оперы.

Главной группой в составе симфонического оркестра принято считать струнные инструменты. Их концертмейстер помогает дирижеру управлять всем оркестром. Это почетная и крайне ответственная должность. Когда исполнение произведения завершено, дирижеру обычно аплодируют. Он, демонстрируя желание разделить успех со всеми музыкантами, обменивается рукопожатием с концертмейстером, выражая таким образом свою благодарность.

Концертмейстер-аккомпаниатор
Концертмейстер-аккомпаниатор сопровождает выступление солиста. На репетициях они вместе занимаются разработкой художественной концепции и уточнением всех нюансов исполнения. Работа концертмейстера заключается не только в виртуозной игре. Также он должен оказывать помощь солистам оперы в изучении их партий, тщательно контролировать уровень качества исполнения. Если появляются сложности, он обязан подсказывать и корректировать недочеты. Словом, концертмейстер – это не простой музыкант. Ему нужно быть еще и педагогом, психологом и хорошим организатором.

Обучение

Для работы обязательно нужно высшее профессиональное образование по основной либо смежной специальности. Поступать можно на такие направления подготовки: «Дирижирование», «Композиция», «Музыкально-инструментальное искусство», «Искусство концертного исполнительства», «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство».

Вузов, где готовят будущих концертмейстеров, в России предостаточно. В качестве примера перечислим некоторые из них:

  1. Санкт-Петербургский университет. Факультет искусств.
  2. Казанская консерватория им. Жиганова. Фортепианный факультет.
  3. Тамбовский университет им. Державина. Факультет культуры и искусств.
  4. Курский университет. Факультет искусств и арт-педагогики.
  5. Российская академия музыки им. Гнесиных. Фортепианный факультет.
  6. Российский педагогический университет им. Герцена. Институт музыки, театра и хореографии.
  7. Волгоградская консерватория (институт) им. Серебрякова. Факультет высшего профессионального образования.
  8. Санкт-Петербургская консерватория им. Римского-Корсакова. Фортепианный факультет.
  9. Северо-Кавказский институт искусств. Исполнительский факультет.
  10. Волгоградский институт искусств и культуры. Факультет искусств.
  11. Московская консерватория им. Чайковского. Фортепианный факультет.
  12. Оренбургский институт искусств им. Л. и М. Ростроповичей
    Оренбургский институт искусств им. Л. и М. Ростроповичей. Музыкальный факультет.
  13. Тамбовский музыкально-педагогический институт им. Рахманинова. Факультет музыкального исполнительства и музыковедения.
  14. Сибирский институт искусств им. Хворостовского. Музыкальный факультет.

Для поступления в любое из перечисленных или другое музыкальное высшее учебное заведение абитуриент должен сдать ЕГЭ по русскому языку и литературе. Также предусмотрен творческий конкурс, условия которого следует узнавать в самом вузе.

Круг обязанностей

Спектр обязанностей концертмейстера достаточно широк и зависит от места его работы. Основная функция заключается в профессиональном исполнении музыкального произведения любой сложности. В учебном заведении он вместе с преподавателем разрабатывает тематические программы и планы. Такой специалист ведет занятия (как групповые, так и индивидуальные) с учащимися. Главная задача – сформировать у них навыки исполнительства и игры в составе ансамбля, развить художественный вкус, повысить эрудицию, воспитать стремление к творческой индивидуальности.

Кроме того, концертмейстер:

  • исполняет фортепианные произведения на уровне, достойном маэстро;
  • аккомпанирует инструменталисту, солисту, хору или ансамблю;
  • транспонирует свой аккомпанемент и объединяет его с сольной партией;
  • подбирает на слух мелодию;
  • быстро читает незнакомые произведения с листа для аккомпанемента.

Успешная деятельность невозможна без регулярного пополнения багажа знаний в сферах исполнительства и педагогики, а также свободного владения фортепиано. Независимо от места работы концертмейстер обязан постоянно развиваться – обретать новые и оттачивать уже имеющиеся умения и навыки. Для этого нужна практика – чем больше, тем лучше. Он должен уметь полностью раскрывать художественные образы исполняемого произведения, применяя полученные знания теории и опыт.

  • внимательно слушает солиста, мысленно поет и дышит в унисон с ним, не заглушая его партию своим аккомпанементом;
  • при необходимости исполняет целые партии солиста, ансамбля или хора;
  • при ошибке не тормозит, а, собравшись, доводит выступление до конца в паре с солистом.

Личностные качества

Для успешной работы концертмейстеру необходимы:

  • музыкальный талант;
  • хорошо развитые сенсорные системы;
  • эмоциональность;
  • артистизм;
  • внимательность;
  • отличная память;
  • эрудированность;
  • любознательность;
  • рациональность;
  • аналитический склад ума.

Кроме того, концертмейстер должен уметь различать главное и второстепенное, а также быстро реагировать, если что-то идет не по плану. Вот, например, представим себе концерт в Большом театре. Внезапно у солиста вылетает из головы фрагмент музыкального текста. Он останавливается или начинает путаться. В такой момент концертмейстеру нужно своевременно подхватить партию солиста и грамотно довести выступление до финала. Если во время игры произойдет остановка – это равноценно полному провалу.

Уровень заработной платы

По информации сайтов с вакансиями, выше всего труд концертмейстера ценят на территории Чукотского автономного округа. Средняя зарплата там составляет порядка 50 тысяч рублей. На втором месте – Сахалинская область. Там представитель этой профессии получает 40 тысяч рублей. Замыкает тройку лидеров Камчатский край. Специалисту здесь предлагают чуть более 33 тысяч рублей.

В среднем по России подавляющее большинство работодателей (70 %) готовы платить концертмейстеру до 20 700 рублей. Примерно четверть обещают заработную плату в размере от 20 700 до 38 600 рублей. И лишь 6 % указывают в вакансии суммы от 38 600 до 56 500 рублей.

Трудоустройство и карьерный рост

Концертмейстер может устроиться на работу в детскую музыкальную школу, консерваторию, на факультет искусств в высшее учебное заведение или в симфонический оркестр. Самые талантливые представители этой профессии могут выступать вместо дирижера. Один из наиболее ярких примеров – австрийский скрипач Вилли Босковски, знаменитый концертмейстер Венского филармонического оркестра. Чтобы приблизиться к столь высокому уровню, понадобится не только талант и диплом, но еще и постоянное самообразование. Достичь этого способны единицы. Большинство может сделать успешную педагогическую карьеру, трудоустроившись для начала в музыкальную школу.

Амбициозный специалист будет легко продвигаться по карьерной лестнице. По крайней мере, у него есть все шансы занять руководящую должность – например, возглавить факультет и даже консерваторию, стать частью известного оркестра.

Востребованность профессии

Несмотря на тотальную компьютеризацию и внедрение искусственного интеллекта, исчезновение профессии концертмейстера не грозит. Музыкальное искусство – дело тонкое. Без непосредственного участия человека в этой сфере еще долго не смогут обойтись. А настоящие профессионалы и раньше, и сегодня – на вес золота.

Одним словом, безработица концертмейстера вряд ли затронет. Консерватория, школа (общеобразовательная и музыкальная), дворец детского творчества, центр досуга – все эти учреждения нуждаются в квалифицированном специалисте. В вузах музыкального профиля представитель этой профессии вообще нарасхват. Он нужен на занятиях по любому направлению подготовки.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия концертмейстер подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Музыкальный мир предлагает множество различных профессий, одна из них – концертмейстер. Это, по сути, аккомпаниатор, но круг его обязанностей велик, так же как и спектр умений и способностей. Велика роль концертмейстера в педагогической деятельности, в работе ансамблей, особые обязанности ложатся на его плечи в оперном искусстве. Расскажем о том, из чего состоит работа концертмейстера, и о том, какими качествами он должен обладать.

деятельность концертмейстера

Понятие «концертмейстер»

Есть мнение, что концертмейстер – это простая профессия, в которую идут люди, не способные стать солистами. Но на самом деле эти музыканты должны обладать гораздо большим арсеналом способностей и умений, так как им недостаточно просто быть хорошими исполнителями, но и нужно иметь чувство ансамбля, уметь эффектно подать солиста и т. д. Концертмейстер сопровождает других музыкантов, учеников, музыкальные представления. Уже само название профессии говорит о том, что этот человек – мастер ведения концертов, он является объединяющим началом концертного действия.

концертмейстер это

История профессии

Становление профессии концертмейстера происходит в 17-м веке, когда появляются специальные пианисты, которые сопровождают выступления певцов. Эта специализация вырастает из практики домашних концертов, когда в гостиных проводились камерные концерты музыкантов и их сопровождали специально подготовленные для этого пианисты. Постепенно профессия кристаллизуется и обрастает новыми нюансами и обязанностями. Аккомпаниаторы становятся востребованными в музыкальной педагогике, в оперном искусстве, в симфонических оркестрах. Сегодня концертмейстер – это помощник дирижера и распорядитель концерта. Постепенно формируются несколько разновидностей этой профессии: собственно аккомпаниатор, пианист-концертмейстер, педагог и оперный концертмейстер. Рассмотрим специфику каждого вида.

работа концертмейстера

Аккомпаниатор

Концертмейстер, сопровождающий вокалиста, предоставляет ему музыкальный фон. Однако это простая профессия только на первый взгляд. На плечи аккомпаниатора ложится задача поиска гармоничного сосуществования партии клавирного сопровождения и солирующего голоса или инструмента. Концертмейстер этой разновидности решает задачу создания акустического ансамбля, для этого ему необходимо быть единомышленником солиста, его партнером. Но при необходимости аккомпаниатор должен становиться лидером, руководителем концерта, он направляет вокалиста, ведет его и одновременно подчеркивает красоту звучания солиста. Концертмейстер должен быть по уровню таланта и мастерства не ниже солиста, у них должно быть единое дыхание. Нередко аккомпаниатор выручает вокалиста, помогает ему в непредвиденных и трудных ситуациях. Не напрасно многие вокалисты ищут «своего» концертмейстера и годами работают с одними и теми же партнерами.

концертмейстер ноты

Концертмейстер-пианист

Концертмейстер – это всегда виртуозный музыкант, ведь ему приходится решать несколько творческих задач одновременно. Нередко аккомпаниаторы работают и как пианисты, а вот далеко не каждый, даже очень талантливый, исполнитель может стать концертмейстером.

Со второй половины 19-го века, когда начинает формироваться профессиональное исполнительское искусство, выделяется отдельная специальность – пианист, тогда же начинают формироваться специфические критерии оценки мастерства аккомпаниатора. И совмещать эти две профессии удавалось не всем. Существуют обывательские представления, что каждый, кто владеет пианистической техникой, с легкостью может стать аккомпаниатором. Они, естественно, не соответствуют действительности. Концертмейстер-пианист, нередко работающий в оркестре или ансамбле, должен тонко чувствовать групповое творчество, уметь направлять партии других музыкантов, управлять течением мелодии.

Становлению русской школы аккомпаниаторов немало способствовали выдающиеся композиторы: М. Глинка, С. Рахманинов, М. Мусоргский, А. Рубинштейн. Они внесли в культуру концертмейстерства такие черты, как плавное звукоизвлечение, образность, идеальная техника. Благодаря их деятельности происходит переоценка значимости фигуры аккомпаниатора и его мастерства. Из второстепенного действующего лица он превращается в полноценного партнера ансамбля.

ставка концертмейстера

Концертмейстер-педагог

Исторически деятельность концертмейстера была связана также с педагогикой. Аккомпанирование на уроках вокала и хореографии – это особое мастерство и искусство. Концертмейстер – важная фигура в педагогическом процессе. Тонкий слух аккомпаниатора позволяет уловить ошибки ученика. Пианист помогает студенту лучше показать возможности своего голоса, раскрыть глубину произведения, найти верную интерпретацию. Аккомпаниатор-педагог должен не только обладать техникой и музыкальным чутьем, но и педагогическими способностями, он должен уметь проникнуть в психологию ученика, найти с ним контакт.

Концертмейстер оперы

Еще одно важное амплуа концертмейстера – это работа в опере. В этом статусе сливаются сразу несколько ролей. Во-первых, концертмейстер является репетитором для певца, помогает ему найти верное звучание, контролирует точность исполнения. Поэтому у него должен быть тонкий слух и большая музыкальная эрудиция. Во-вторых, он является руководителем струнной группы в оркестре, помощником и опорой дирижера. Проводником творческого замысла постановщика к оркестру также является концертмейстер. Ноты – это лишь фактура, которую еще нужно сыграть с определенным темпом, настроением, душой. Вот это глубокое содержание и передает концертмейстер и четко контролирует его поддержание во время спектакля.

инструкция концертмейстера

Качества концертмейстера

Хороший аккомпаниатор обязательно обладает интуицией, имеет быструю реакцию и умение мгновенно перестраиваться. Ведь в случае ошибки солиста во время концерта он должен быстро подстроиться под артиста, не сбив ритма выступления. Концертмейстер должен быть контактным человеком. При работе с ансамблем или солистом чрезвычайно важно взаимодействие между участниками. Во время концерта музыканты ориентируются не только на движения дирижера, но и на взгляды и мимику концертмейстера.

Востребованность концертмейстеров

Профессия аккомпаниаторов остается престижной и востребованной на рынке. Это связано с тем, что хороший концертмейстер – это штучный товар, уникальное сочетание таланта и школы. Сегодня ставка концертмейстера есть в каждом учебном музыкальном заведении, в театрах, оркестрах, концертных организациях. Многочисленные исполнители хотят работать с личными аккомпаниаторами, которые хорошо знают их манеру и возможности. Поэтому за хороших специалистов часто идет охота и борьба.

обязанности концертмейстера

Должностная инструкция концертмейстера

В разных организациях на аккомпаниатора возлагаются разные обязанности. Однако в целом должностная инструкция концертмейстера включает такие требования, как умение читать с листа, транспонировать музыкальные произведения, педагогические навыки. Аккомпаниатор должен знать партии, в которых он участвует, соблюдать дисциплину и нести ответственность за исполнение своих обязанностей. На концертмейстера возлагаются организационные, педагогические и психологические обязанности.

Известные аккомпаниаторы

Как мы выяснили, работа концертмейстера творческая, сложная, многозадачная. Далеко не каждый исполнитель может стать хорошим аккомпаниатором, поэтому специалисты ценятся на вес золота. Многие вокалисты годами работают с одними концертмейстерами, между ними складываются дружеские, почти родственные отношения. Самыми известными представителями этой профессии являются М. Бихтер, Д. Мур, Б. Мандрус, Д. Ашкенази, М. Неменова-Лунц.

концертмейстер за роялем

Если упрощать, то концертмейстером принято называть музыканта, который своей игрой на фортепиано сопровождает солирующую партию. Чаще всего концертмейстер работает с хором или певцом-исполнителем, однако, возможны и музыканты:

Когда появились концертмейстеры

Впервые о профессии концертмейстера стало известно в XVII веке, когда большую популярность приобрели сольные выступления. Тогда певцы стали брать себе в напарники пианистов, которые могли бы подыгрывать им, но при этом не забирать своей игрой все внимание публики. Также бытует мнение, что зачатки профессии были заложены в традиции домашних музыкальных вечеров.

С течением времени данная профессия оформляется, обрастает обязанностями и требованиями. Поэтому на текущий период времени этот род деятельности достаточно востребован.

Особенности профессии концертмейстер

Концертмейстер – это музыкальный деятель, который берет на себя обязанность по сопровождению основного исполнителя. В определенной степени он может выступать педагогом для начинающего музыканта. Чтобы работать концертмейстером необходимо иметь высокий уровень общей музыкальной грамотности. Хороший специалист знает особенности:

инструментального и ансамблевого исполнения.

В связи с этим в профессии с момента ее возникновения сформировались также более узкие направления деятельности. Некоторые из них:

Главная обязанность аккомпаниатора состоит в том, чтобы найти гармоничное звучание между своим инструментом и солирующим. А для этого нужен большой талант и понимание особенностей звучания различных инструментов, типов голосов.

Концертмейстер-пианист – это музыкант, который имеет определенные категории и возможности для собственного звучания и применения своих талантов. Более того, многие представители данной профессии самостоятельно перерабатывают музыкальные композиции, поскольку многие из них не рассчитаны на поддержку фортепиано.

Еще одной важной сферой для концертмейстера является опера. И в связи с этим возникла и узкопрофильная деятельность в профессии - концертмейстер оперы. Особенность данной профессии состоит в том, что с одной стороны концертмейстер оперы – это помощник дирижера и некий руководитель группы музыкантов, а с другой – он также носит обязанности репетитора для исполнителей.

Профстандарт профессии концертмейстера

Обязанности концертмейстера

В связи с тем, что по факту концертмейстер может брать на себя обязанности организатора, педагога и даже психолога, то перечень обязанностей зависит от места работы.

Общими обязанностями следует считать:

поддержку солирующего исполнителя;

выполнение работы репетитора, наставника для солирующего исполнителя;

участие в разработке репетиционных планов, программы выступлений.

Что должен знать концертмейстер

Для того, чтобы работать концертмейстером, необходимо соответствовать жестким требованиям:

высшее музыкальное образование;

общая музыкальная грамотность;

навыки педагога и психолога;

опыт работы в музыкальном коллективе и игры на музыкальных инструментах.

В Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКСД) перечислено, что должен знать концертмейстер:

Законы и нормативные акты Российской Федерации, которые затрагивают концертную деятельность и различные отрасли музыкального искусства (включая историю музыки, вокальное искусство, музыкальный театр, хореографию и т.д.);

Основные направления современной музыки;

Репертуар концертной организации, в которой трудоустроен концертмейстер;

Методы вокальной педагогики, ансамблевого и хорового пения;

Принципы концертмейстерской работы по балету;

Основы организации концертного дела;

Правила внутреннего распорядка коллектива;

Правила пожарной безопасности и охраны труда.

Помимо прочего хорошему концертмейстеру требуется отличный музыкальный слух, умение находить ошибки в исполнении, исправлять их или подсказывать музыканту во время выступления.

Где может работать концертмейстер

В зависимости от профиля деятельности и от интересов самого концертмейстера он может успешно работать как в театре или консерватории, так и в детской музыкальной школе.

Если концертмейстера привлекают выступления на сцене, то ему необходимо много и усиленно работать. Его профессия – это не только высокие стандарты, но и большая ответственность. В связи с этим существует относительно небольшое число концертмейстеров, которые добились известности и большого успеха.

Если же больше всего в этой деятельности привлекают идеи творчества и наставничества, то работа при музыкальных образовательных учреждениях станет наиболее подходящей. Кроме того, необходимо понимать, что концертмейстер имеет возможность не просто привить любовь к музыке, но раскрыть талант ребенка, дать ему векторы для дальнейшего развития.

Где выучиться на концертмейстера?

Чтобы работать концертмейстером необходимо иметь высшее музыкальное образование. Получить необходимую подготовку возможно, например, по классу «Фортепиано» в консерватории.

При этом стоит отметить, что подготовка музыкантов начинается еще в детстве, когда они поступают на начальное образование в ДМШ. И в принципе процесс образования у музыкантов, а особенно у концертмейстеров, непрерывен, ведь им необходимо держать свое мастерство на достаточно высоком уровне.

Средняя зарплата концертмейстера

Величина дохода концертмейстера зависит от многих факторов. Например, он места работы. Так, специалист, осуществляющий свою профессиональную деятельность в музыкальной школе в среднем зарабатывает около 25 000 рублей.

Если же речь идет о концертмейстерах, которые работают в оркестрах или оперных театрах, то средний уровень их заработной платы может варьироваться от 15 000 до 25 000 рублей.

Черкашина Елена Николаевна

В данном материале рассказвается об особенностях и задачах работы концертмейстера, а так же история возникновения данной профессии.

ВложениеРазмер
kontsertmeyster_zadachi_i_osobenosti.doc 49 КБ

Предварительный просмотр:

Концертмейстер. Задачи и особенности профессии.

В музыкальном мире множество различных профессий: пианист, баянист, гитарист и т.д., но всё это солисты и только одна из них – концертмейстер, объединяет их все.

В классе инструменталиста или вокалиста педагога сидит еще и концертмейстер. Это пианист, который аккомпанирует, Однако эта профессия проста на первый взгляд, На плечи аккомпаниатора ложиться задача поиска гармонического сосуществования партии фортепиано и солирующего голоса или инструмента.

Полька, вальс и романс, это те жанры в которых концертмейстеру надо добиться играть разными типами аккомпанемента, чтобы он дышал одновременно с сольной партией. Концертмейстер – это всегда виртуозный музыкант – пианист, он должен точно чувствовать групповое творчество, уметь направлять партии других музыкантов и управлять течением мелодии. Аккомпанемент должен совпадать одновременно с естественным дыханием произведения, подчиняя линии солиста, его темп, ритм и динамику.

Концертмейстер - аккомпаниатор, самая распространенная профессия среди музыкантов и круг его обязанностей велик; и на концертной эстраде, и в хоровом коллективе, и в оперном театре, и в хореографии, и на преподавательском поприще. Без концертмейстера не обходятся музыкальные и общеобразовательные школы, дворцы творчества, эстетические центры, музыкальные училища, колледжи и вузы. Многие музыканты к аккомпанированию относятся свысока, якобы игра по нотам не требует большого мастерства. Позиция эта ошибочная. Не каждый солист может быть отличным концертмейстером, потому что эти музыканты должны обладать большим арсеналом способностей и одновременно быть хорошими исполнителями. Нужно иметь чувство ансамбля, уметь эффектно падать солиста, уметь импровизировать и т.д. Солист и концертмейстер в художественном смысле являются членами единого, целостного музыкального организма. Искусство концертмейстера требует высокого музыкального мастерства, художественной культуры и призвания..

Выбирая эту профессию, нужно обладать многими качествами. Во-первых, любить выступать на сцене. Во-вторых, любить общаться с людьми, или с детьми, если работаете в школе. У концертмейстера не должно быть боязни сцены. Солист играет, как он чувствует, а концертмейстер должен слышать мелодию, и воплощать в аккомпанементе весь замысел композитора.

Концертмейстер — «пианист, помогающий вокалистам, инструменталистам, артистам балета разучивать партии и аккомпанирующий им на репетициях и в концертах». Деятельность аккомпаниатора-пианиста подразумевает обычно лишь концертную работу, тогда как понятие концертмейстер включает в себя нечто большее: разучивание с солистами их партий, умение контролировать качество их исполнения, знание их исполнительской специфики и причин возникновения трудностей в исполнении, умение подсказать правильный путь к исправлению тех или иных недостатков. Таким образом, в деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические и психологические функции и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях.

Если обратиться к истории данного вопроса, то можно отметить, что многие
десятилетия понятие «концертмейстер» обозначало музыканта, руководившего
оркестром, затем группой инструментов в оркестре.

Концертмейстерство как отдельный вид исполнительства появился во
второй половине Х1Х века, когда большое количество романтической камерной
инструментальной и песенно-романсовой лирики потребовало особого умения
аккомпанировать солисту. Этому также способствовало расширение количества
концертных залов, оперных театров, музыкальных учебных заведений. В то время концертмейстеры, как правило, были «широкого профиля» и умели делать многое: играли с листа хоровые и симфонические партитуры, читали в различных ключах, транспонировали фортепианные партии на любые интервалы и т. д.

Со временем эта универсальность была утрачена. Это было связано с всё
большей дифференциацией всех музыкальных специальностей, усложнением и
увеличением количества произведений, написанных в каждой из них.
Концертмейстеры стали специализироваться для работы с определенными исполнителями. Стоит вспомнить яркие примеры сотрудничества Шуберта с Фогелем, Мусоргского с Леоновой, Рахманинова с Шаляпиным, Метнера с с Шварцкопф. В 19 веке конечной целью всех консерваторских классов, как в Петербурге, так и в Москве, была подготовка выпускников–так называемых свободных художников–к многообразной практической деятельности в сфере музыки. Великие советские пианисты, такие как Нейгауз, Рихтер, Гинзбург, Растропович считали полезным появляться на сцене в качестве концертмейстеров. В настоящее время в России стали проводиться конкурсы-фестивали концертмейстеров, на которых, помимо состязаний музыкантов, обсуждается проблема не соответствия сложнейших задач, стоящих перед концертмейстером Искусству аккомпанемента и вопросам концертмейстерской деятельности специально посвящены исследования Н.Крючкова «Искусство аккомпанемента как предмет обучения», А.Люблинского «Теория и практика аккомпанемента» и Е.Шендеровича «В концертмейстерском классе».

Интересно, что в настоящее время термин «концертмейстер» чаще
используется в контексте фортепианной методической литературы. Термин же
«аккомпаниатор»- в методической литературе адресован музыкантам-
народникам, прежде всего баянистам. Музыкальная энциклопедия вообще не дает понятия «аккомпаниатор». В ней есть статьи «аккомпанемент» и
«концертмейстер». Тенденция к синонимии двух терминов наблюдается в работах пианистов-практиков. Так В. Чачава в предисловии к книге о Дж. Муре пишет: «Обычно аккомпаниатор является и концертмейстером в строгом смысле этого слова — он не только исполняет произведение с певцом, но и работает с солистом на предварительных репетициях».

По мысли Е. Шендеровича, современный пианист, посвятивший себя подобной деятельности, является одновременно и ведущим, и ведомым, и педагогом-наставником, и покорным исполнителем воли своего солиста, а в целом- его «другом и соратником».

В детской школе искусств работа концертмейстера занимает почетное место. Педагог приобщает ребенка к миру прекрасного, помогает ему выработать навыки игры в ансамбле и расширяет кругозор в музыке.
Поэтому лавными задачами методической работы являются следующие:

1.Создать индивидуальный и неповторимый облик концертмейстера, выявляя его психологические качества

2. Показать вариант работы концертмейстера без нотного текста, опираясь на способности, навыки и умение подбирать на слух.

3. Показать вариант работы концертмейстера с нотным текстом, опираясь на способности, навыки и умение чтения с листа.

Цель концертмейстера – научиться создавать совместно с солистом целый, яркий, эмоциональный образ в музыкальном произведении.
Перед концертмейстером ставятся следующие задачи:

I. Развивающие:
1 Аккомпанировать с листа
2 Подбирать произведения различных жанров по слуху;
3 Делать аранжировку и сочинять аккомпанемент.
4 Транспонировать в другую тональность
5 Петь под свой аккомпанемент с листа;
6 Разучивание сольного репертуара.

1 Повышать уровень квалификации, в мастер - классах, семинарах, конкурсах.

2 Изучать методическую литературу.

III. Воспитательные:
1 Развивать такие качества, как: усидчивость, твердость характера и самодисциплина.
2 Создавать тесную связь между концертмейстером и музыкальным развитием учащегося.

Какие же навыки нужны концертмейстеру в работе над произведением?

1. Умение пользоваться удобными вариантами фактуры и аранжировками
2. Помочь солисту раскрыть образ произведения;
3. Оттенить солирующую партию;
4. Построить вертикаль;
5. Бегло читать с листа
6. Анализировать форму произведения;
7. Навык быстрого запоминания нотного текста.

Концертмейстер - одна из самых востребованных профессий в педагогической практике. Польза аккомпанирования огромна. Бела Барток, венгерский композитор 20 века, не без основания считает, что музыкальный кругозор педагога расширяется при аккомпанировании. Следует отметить что, приобретение первоначальной практики аккомпанемента безусловно активизирует музыкальное сознание и помогает развитию красочных слуховых представлений. Авторская интерпретация музыкального произведения складывается из совместной творческой работы солиста и концертмейстера Здесь потребуются профессиональная чуткость, чтобы подчеркнуть индивидуальность солиста и умение совместно раскрыть образ произведения.

Хорошо аккомпанировать не менее трудно, чем солировать на инструменте. В процессе работы пианист развивает в себе навыки концертмейстера, которые являются необходимым дополнением к исполнительским умениям и навыкам. Игру концертмейстера можно назвать профессиональной, когда он становится с солистом «единым целым».

Подытожив вышесказанное, можно сделать вывод о том, что
концертмейстер должен обладать поистине универсальными качествами. Он
должен быть хорошим пианистом и ансамблистом, должен сам обладать
дирижерскими качествами (уметь подчиняться и подчинять себе) и образным
музыкальным мышлением (представлять себе тембры инструментов
симфонического оркестра, тембры голосов хора и передавать их своей игрой).

Красавицы исполняли романсы, а пианист-аккомпаниатор украшал звуками инструмента пение, делая его ярче и помогая певицам. Тем, кто планирует для себя выбор музыкальной профессии, интересно будет подробнее узнать, кто такой концертмейстер, где на него учиться и какая у него зарплата.

Описание профессии

Простыми словами, представитель данной профессии — это аккомпаниатор, или музыкант, который сопровождает своей игрой на инструменте основную музыкальную партию или действо.

Несмотря на то что изначально чаще всего концертмейстер ассоциируется с пианистом, представителями этой профессии равноправно являются также и аккомпаниаторы, владеющие другими музыкальными инструментами (гармонью, баяном, гитарой и другими) и исполняющие на них музыкальное сопровождение основной партии .

Сам термин, согласно сведениям из Википедии, берет свое происхождение из немецкого языка и дословно переводится как «мастер концерта». Этимология слова уже как будто говорит о том, что представителем этого ремесла должен быть человек высокого профессионального мастерства, хороший организатор и артист.

С течением времени и развитием искусства деятельность представителя профессии значительно расширилась и получила более высокий уровень значимости, нежели сопровождение домашнего пения.

Параллельно со становлением мировой оперы и симфонического исполнительства концертмейстерство приобретало новые роли, более серьезные и ответственные.

Основные разновидности профессиональной деятельности

На сегодня существует несколько направлений концертмейстерской деятельности, которые можно обобщенно классифицировать по четырем основным видам:

  1. Концертмейстер-аккомпаниатор (исполнитель).
  2. Концертмейстер оперы.
  3. Концертмейстер оркестра.
  4. Концертмейстер-педагог.

Концертмейстер-исполнитель аккомпанирует сольной партии вокалиста или инструменталиста, а также их групп, например, хора или ансамбля, и другим творческим единицам.

Роль пианиста-исполнителя здесь очень важна как с технической, так и с художественной точки зрения, так как в процессе исполнения произведения с сопровождением важна слаженность и гармоничность звучания фортепиано и остальных музыкальных элементов.

Несмотря на то что роль аккомпаниатора второстепенна на фоне соло, значение и качество ее не менее важны для восприятия произведения слушателями.

Нередко концертмейстеры настолько тонко чувствуют произведения и самих певцов, что даже направляют вторых в случае их малоопытности.

Работают аккомпаниаторы с различными музыкальными коллективами:

  • вокальными;
  • инструментальными;
  • хореографическими.

Роль концертмейстера оперы подразумевает больший уровень ответственности, так как это уже выступления в оперном театре, обычно чуть ли не в одном на крупный город, а следовательно, и другой уровень профессионального мастерства. В опере представитель профессии выступает помощником дирижера в сложной комплексной структуре оперного действа, его главным ассистентом, который сохраняет основную идею постановки и продолжает доносить ее до артистов на репетициях в отсутствие дирижера.

В симфоническом оркестре, как и в опере, от концертмейстера требуется высокий уровень профессионализма, а также опыта и таланта, ведь он руководит инструментальной струнной группой, чаще всего первых скрипачей, проводит репетиции, а на выступлениях исполняет непосредственно главную партию. Степень ответственности музыканта в оркестре так же высока, как и в опере.

Концертмейстер-педагог. Педагогика — более спокойная ниша для профессиональных аккомпаниаторов, однако требующая таланта и любви к своей профессии не в меньшей, а где-то даже и в большей степени.

Ведь от педагогического работника в этом ключе требуется обучать и взращивать новые будущие таланты в своей области, от которых в определенном смысле зависит судьба культуры и искусства последующих лет.

Где можно учиться

Для того чтобы овладеть профессией концертмейстера в качестве, например, пианиста-аккомпаниатора, необходимо получить высшее профессиональное образование в музыкальной сфере (по специализации «Фортепианное исполнительство»), что само по себе подразумевает владение инструментом и наличие музыкальных данных, ведь система музыкального образования является традиционно трехступенчатой:

  • музыкальная школа;
  • музыкальный колледж или училище (средней профессиональный уровень);
  • вуз либо консерватория.

Диплом о среднем профессиональном образовании также дает право преподавания, но профессиональный уровень будет недостаточно высок.

В теории, концертмейстером можно стать, окончив музыкальный вуз и по смежной специальности («Дирижирование» или «Композиция», например), ведь фортепиано является обязательным предметом на большинстве музыкальных факультетов и отделений. Однако стоит понимать, что в этом случае уровень владения инструментом и музыкального чутья должен быть чрезвычайно высок.

Здесь можно говорить уже о концертмейстерстве как о призвании, но такие примеры, скорее, исключение из общего правила. В любом случае поступающему необходимо пройти вступительные испытания по программе.

Город Санкт-Петербург, например, куда едут учиться многочисленные абитуриенты со всей страны, предлагает сразу несколько вариантов для овладения концертмейстерским мастерством и получения государственного диплома. Это и Санкт-Петербургский государственный педагогический университет им. Герцена, и Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Римского-Корсакова, и факультет искусств СПБГУ.

В столице профессию можно получить в Государственной московской консерватории им. Чайковского, в РАМ им. Гнесиных.

Среди городов России можно выбрать любую консерваторию. В Курске, например, на концертмейстера обучают на факультете искусств и арт-педагогики в университете.

Уровень зарплаты

Концертмейстерство, несмотря на стереотип о небольших зарплатах у музыкантов, может стать вполне достойной по уровню оплаты профессией даже в России. В зарубежных странах, конечно, музыкальная профессия ценится в разы выше, и это касается не только концертмейстерства, а всех сфер данной деятельности.

Уровень дохода концертмейстера в нашей стране будет складываться из ставки, часов, категории (если это работник детской музыкальной школы или училища), нагрузки и уровня умений в целом. Частные школы предлагают более высокую оплату в час по сравнению с государственными.

Разница в оплате здесь связана с рядом нюансов, зачастую — с неофициальным оформлением на работе. Однако такой вид деятельности может послужить неплохой подработкой при наличии свободного времени.

Если говорить о числах, то примерный разброс оплаты труда концертмейстера в России — от 20 000 до 50 000 рублей и даже выше, в зависимости от нагрузки, личного профессионального уровня и региона.

Востребованность концертмейстера сегодня

Востребованность концертмейстера, как любого музыканта в современном мире, зависит от ряда факторов. Это:

  • уровень профессионального исполнительского мастерства;
  • художественное чутье;
  • артистизм;
  • тонкий музыкальный слух;
  • музыкальная грамотность.

Будучи, казалось бы, в тени сольной партии, аккомпаниатор, тем не менее должен мастерски владеть игрой, читкой нотного материала с листа, техникой транспонирования тональностей в быстром режиме. Случается, что как раз от концертмейстера будет зависеть общее впечатление о произведении, если вокалист начинающий.

Зачастую хорошие аккомпаниаторы обладают способностью чувствовать исполнителя главной партии, читать его исполнительские мысли по жестам и одному только взгляду, что позволяет добиться слаженности музыкального тандема между ними.

Психологические и личностные качества в деятельности концертмейстера не менее важны для успеха. Это умение взаимодействовать, находить подход к другому исполнителю, быть открытым к творческому поиску.

В концертмейстерской педагогике нужно уметь работать с детьми, понимать особенности детской психологии. Большое значение имеет творческий потенциал, ведь в обязанности концертмейстера входит донесение смысла музыкального произведения до конечного слушателя.

Спектр мест трудоустройства аккомпаниаторов весьма широк:

  • музыкальные школы;
  • дворцы культуры;
  • профессиональные учебные заведения музыкальной направленности различного уровня;
  • театры и филармонии;
  • оркестры и ансамбли.

На сегодняшний день практически в каждом учреждении, работающем в сфере искусства и культуры, есть как минимум одна концертмейстерская ставка, но чаще более одной. В детские учебные заведения постоянно требуются хорошие аккомпаниаторы, владеющие различными инструментами.

Некоторые представители профессии, несмотря на ее, казалось бы, несколько теневое воплощение, становятся всемирно известными. Так, именитыми аккомпаниаторами стали Б. Мандрус, М. Бихтер, М. Неменова-Лунц, Д. Мур, Д. Ашкенази. В музыкальном мире также распространена практика совместной работы высокопрофессионального известного исполнителя со своим личным концертмейстером, для которого это будет, конечно же, символом успешной реализации на профессиональном поприще.

Таким образом, профессия концертмейстера имеет свою специфику и ответвления, требует высшего профессионального музыкального образования по определенному направлению и ряда личных качеств, а также определенной доли таланта и упорства для того, чтобы достойно ею овладеть и хорошо зарабатывать.

Читайте также: