В каких странах учитель уважаемая профессия

Опубликовано: 26.09.2024


Думается, никто не станет отрицать, что учителя – представители самой благородной, нужной и очень благодарной профессии. Хороших учителей мы помним всю жизнь.

Между тем, сегодня главным мерилом успешности и престижности профессии является не её «благородность», а достойная оплата труда.

Отто фон Бисмарк когда-то говорил, что отношение государства к учителю свидетельствует либо о силе государства, либо о его слабости. Вот мы и решили выяснить – как относятся к представителям самой благородной профессии в разных странах мира.

ЗАРПЛАТА

Согласно исследованию, проведённому статистическим агентством OECD, самые высокие зарплаты учителям платят в Люксембурге – там оплата труда лишь только начинающего учителя составляет $79 тыс. в год (в пересчёте на нашу национальную валюту – 165 тыс. грн в месяц).

Большие зарплаты платят также учителям в Германии и в Дании. Там на начальном этапе заработок учителя не сильно отличается от возможного максимума, который составляет $75 тыс. в год (156 тыс. грн в месяц).

Оплата труда педагогов в Канаде, в США и в Новой Зеландии достигает максимума к концу карьеры или после 15-летнего стажа – это около $65 тыс. в год (135 тыс. грн в месяц).

Кстати, в США школьный учитель зарабатывает столько же, сколько зарабатывает полицейский. Однако никаких премий и надбавок учителям в Америке не платят – там считают, что бонусы к зарплате никак не могут повлиять на качество работы педагога.

А вот школьный учитель в Великобритании получает около $45 тыс. в год, и при этом может рассчитывать на надбавки: если он занимается управленческой работой, обучает детей с особенностями развития или живёт в Лондоне, где уровень жизни выше, чем в остальной Англии.

В Южной Корее наблюдается прямая зависимость зарплаты от стажа: учитель-новичок зарабатывает «всего» $30 тыс. в первый год стажировки, однако к тому времени, когда у него будет 10-летний стаж, его зарплата вырастет аж до $50 тыс., а в дальнейшем будет стремиться к $84 тыс. в год.

Работа учителя в Японии считается очень престижной, поэтому стать здесь педагогом нелегко. Для этого, кроме профильного образования, кандидату на должность школьного учителя необходимо сдать экзамен, который определит – насколько пригоден человек к преподавательской деятельности, после чего ему ещё надо будет получить соответствующую лицензию. После этого можно подавать документы в префектуру: учитель в Японии закрепляется именно за ней, а не за школой.

Конкурс на место в японских школах – 20-30 человек на место, но и зарплата – соответствующая: $65 тыс. в год.

Кроме ставки японские учителя получают множество надбавок, которые выплачиваются, например, если у педагога есть семья и дети, если в его классе – высокая успеваемость, если он работает в районе с высоким уровнем жизни и т.д. А если у педагога нет собственного жилья – ему выплачивают ещё 10% от месячного жалованья на аренду жилья.

Самые низкие зарплаты в Европе – у восточноевропейских учителей.

В Польше – $27 тыс., в Словакии – $22 тыс., в Эстонии – $17 тыс. в год.

НАГРУЗКА

Количество рабочих часов и фактический объём работы учителей в разных странах не одинаков. Более того, здесь нет чёткой привязки высокой заработной платы к объёму выполняемой работы.

В Люксембурге педагоги получают большие зарплаты за не самый большой объём рабочего времени, который составляет около 800 часов в год (16 часов в неделю).

А вот учителя в Колумбии, Чили, Мексике и США проводят на работе больше времени, чем в любой другой стране. Колумбия занимает первое место в этом списке – 1200 часов в год.

Также отличается нагрузка по количеству учеников на одного преподавателя.

Если в Норвегии и Швеции в среднем на одного учителя приходится 9 учеников начальной школы, то в Центрально-Африканской Республике их насчитывается около 80 человек.

В Бразилии на каждого учителя приходится в среднем 32 ученика, в то время как в Португалии всего 7.

Нагрузка на учителя в США составляет 40 часов в неделю. При этом в его обязанности входит не только проверка домашних заданий и подготовка к урокам, но и общение с родителями через сайт школы или по электронной почте.

Не очень велика загруженность преподавателей в Германии – в среднем 4-5 пар в неделю. Остальное время уходит на научную работу. Причём непрерывная научная деятельность – написание статей, книг, реализация проектов – это отличительная особенность немецких вузов. Любой немецкий университет является центром развития новейших технологий и зарабатывает на них не только славу, но и деньги.

В Израиле средняя нагрузка на учителя составляет 25 часов в неделю. Однако молодые педагоги, чтобы зарабатывать больше, вынуждены брать дополнительную работу и трудиться по 40 часов. Но есть у израильских учителей и приятный бонус: каждые 6 лет они могут взять отпуск на целый год, который оплачивается государством!

Контроль за работой школьных учителей в Израиле практически отсутствует. Учителю не нужно выполнять ежедневных планов, а качество его работы оценивается только в конце года – по выборочной системе министерской контрольной.

В Финляндии рабочий день в большинстве школ длится с 8:00 до 15:00, а средняя нагрузка на учителя составляет 32 часа в неделю. Остальное время учителя консультируют учеников, готовятся к занятиям и разрабатывают совместно с детьми творческие проекты.

Большое внимание в этой стране уделяется повышению профессионализма учителей, но педагоги обязаны это делать самостоятельно – посредством самообразования.

Кроме того, в финских школах существует должность педагога, который помогает ученикам определиться с будущей профессией: в его задачи входит суметь определить наклонности ребёнка и подобрать ему соответствующее учебное заведение после выпуска из школы.

В Великобритании у учителей достаточно много свободы: английское министерство образования только разрабатывает учебный план, а уже педагог сам решает, как его выполнять и какими учебниками при этом пользоваться.

Нагрузка на английского учителя составляет 1256 часов в год. Разумно распределить их в течение всего учебного года – задача администрации школы, но в большинстве школ рабочий день там длится с 8:30 до 15:30.

Настоящий бич британских педагогов – бумажная волокита: учителя обязаны иметь план работы на день, предоставлять директору отчёт об оценках учеников и даже делать отчёты для родителей!

Зато педагоги Туманного Альбиона освобождены от проведения родительских собраний: вместо этого они обязаны в индивидуальном порядке уделять внимание родителям по 10-15 минут в любой момент, когда они этого потребуют.

Абсолютными рекордсменами в разрезе занятости являются японские учителя. По результатам Международного сравнительного исследования педагогического корпуса (TALIS), проведённого среди преподавателей школ средней ступени в 34 странах и регионах мира, японские учителя оказались безусловными лидерами по продолжительности рабочего дня.

Образовательная система в Японии делится на три средних школы: младшую, среднюю и старшую. Чем дети старше – тем больше их образованием занимаются мужчины-учителя. Так, в младшей школе трудится около 40% педагогов-мужчин, в средней уже 60%, а в старшей – 80%.

Стандартный рабочий день японского учителя – с 8:00 до 16:00. Но, как правило, педагоги задерживаются на работе до 18:00. Средняя рабочая неделя японского педагога составляет 54 часа.

В Стране восходящего солнца учителя трудятся с раннего утра до позднего вечера по будням, но вынуждены выходить на службу и в выходные – по причине большого количества часов, отводящихся на внеурочную деятельность (кружки, секции и клубы по интересам), за которую несут ответственность педагоги.

ОТПУСКА И ПЕНСИИ

Как правило, отпуск преподавателя привязан к летним школьным каникулам.

При средней 40-часовой рабочей неделе американского учителя его летний отпуск соответствует продолжительности каникул у детей – два месяца.

А вот у французских педагогов стандартная нагрузка чуть ли ни в два раза меньше, чем у американских, зато отпуск – более четырёх месяцев в году! Также они после шести лет работы в одной школе могут взять отпуск длиною в год – с сохранением рабочего места. Большинство учителей во Франции являются госслужащими. Имея стаж 40 лет, они могут выйти на пенсию. Каждый квартал «переработки» даёт им прибавку 0,75% к будущей пенсии – то есть 3% за год.

Выйдя на пенсию, преподаватель во Франции может рассчитывать на вполне приличную сумму – €1800-2100 в месяц (около 60 тыс. грн).

В Польше до 31 декабря 2008 года учителя с 30-летним стажем работы в школе имели право на досрочный выход на пенсию. Однако после проведения пенсионной реформы ситуация изменилась. Теперь эта категория лиц должна выходить на заслуженный отдых, как и все остальные труженики: в 60 лет – для женщин и 65 лет – для мужчин.

Однако для работников школьных учреждений, отработавших 30 лет, но продолжающих трудиться, предусматривается увеличение их начального капитала на пенсионном счёте.

В Израиле для получения учительской пенсии в полном объёме необходимо проработать в школьной системе 36 лет. Пенсионный порог у мужчин там – 67 лет, у женщин – 62 года.

У испанских преподавателей нет особых социальных льгот – кроме двухмесячного отпуска, который совпадает с летними каникулами. На пенсию они выходят в возрасте 65 лет, и в этом случае пенсия всегда выплачивается в полном размере.

Большинство же учителей добровольно уходит на отдых в 60 лет, и если их общий трудовой стаж составляет 30 лет, то они также получают полноценную пенсию.

Размер ежемесячных выплат зависит от внесённых за годы жизни средств в страховой фонд. Кроме того, пенсионеру положено единовременное пособие. Если он исправно платил в страховой фонд в течение 28 лет, ему полагается минимальная надбавка. Максимальная надбавка выплачивается в случае, если отчисления продолжались 35 и более лет. А размер пенсионной выплаты определяется местными властями.

ПРАВО УЧИТЬ


Как мы уже упоминали, учителя Люксембурга находятся в самом привилегированном положении, но на такую работу не принимают всех желающих – тем более из других стран. Преподавать в школах Люксембурга могут только те, кто имеет люксембургский диплом степени бакалавра в области образования и владеет люксембургским языком.

В Германии педагогов готовят для начальной и средней школы, а также – для гимназий. Те, кто собирается преподавать именно в гимназиях, поступают в университет. Там они осваивают научную методику преподавания и тщательно изучают свои предметы.

Немецкие школьные учителя должны иметь немецкий диплом и дипломную специализацию как минимум по двум предметам разной направленности.

А вот чтобы стать учителем в США, мало закончить университет: нужно ещё получить лицензию на преподавание. А если педагог решил переехать преподавать в другой штат, то лицензию нужно оформлять заново.

В Канаде, чтобы стать педагогом, необходимо владеть в совершенстве английским и французским языками, а также иметь степень бакалавра в области образования и сертификат, дающий право преподавать. К тому же в Канаде существует система профсоюзов для учителей, где они могут проходить курсы профессионального развития и повышать квалификацию.

В Финляндии педагоги в школах работают по контракту, который заключается на один учебный год – 190 дней.

По истечении контракта, летом, все учителя нанимаются заново. При этом они вынуждены проходить конкурс, который может насчитывать до 12 человек на место!

Кстати, в пенсионном возрасте (60 лет), учителя уже не работают, а предпочтение в финских школах отдается молодым учителям.

Понятие «любимый учитель» в финских школах отсутствует, а преподаватель здесь воспринимается как работник сферы обслуживания. Также, если руководство школы заметит, что учитель отдаёт предпочтение одному ученику перед другим, его могут уволить.

Во Франции нужно раз в 2-3 года подтверждать степень учителя (всего существует 12 степеней). Уровень квалификации и работу преподавателя там проверяет инспектор, назначаемый региональной академией образования.

В Румынии тоже нужно получить лицензию на преподавание. В ходе лицензирования сдаются экзамены. Те, кто сдаёт экзамены на высокий балл, могут преподавать в городских школах. Если баллы средние и ниже – педагога отправляют работать в село.

В системе образования Польши – достаточно сложная система профессионального роста.

После прихода в школу молодой специалист с вузовским дипломом получает статус «учителя-стажёра». К стажёру прикрепляется наставник – из числа опытных преподавателей, который через 9 месяцев выскажет своё мнение о достижениях новичка и перспективах повышения его в должности.

Набравшись опыта, стажёр сдаёт экзамен на профпригодность комиссии во главе с директором школы. В ходе собеседования каждый из её членов выставляет оценки – от 0 до 10 баллов. При наборе в среднем 7 баллов экзаменуемый получает должность учителя по контракту. Через два года молодой педагог может претендовать на очередное звание – штатный учитель. Для этого он должен сдать соответствующий экзамен.

ОТНОШЕНИЕ К УЧИТЕЛЮ

Британский фонд Varkey выяснил, в каких странах больше всего уважают учителей.

Было опрошено около 30 тыс. человек, после чего был опубликован «Глобальный индекс статуса учителя».

Чтобы выяснить, как относятся к преподавателям в разных странах, респондентам задавались вопросы, связанные с доходами и социальным статусом учителей, уважением к ним по сравнению с другими профессиональными группами (врачи, библиотекари, инженеры, офисные работники).

В исследовании также проводилось сравнение с показателями стран в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA-2015).

По результатам глобального опроса, проведенному в 35-ти странах, самый высокий статус педагоги имеют в Китае, Греции, Турции и Южной Корее.

Самый низкий – в Италии, Чехии, Бразилии и Израиле.

В частности, в Израиле ученики могут безнаказанно хамить педагогу, спать на уроках, мусорить в классах и полностью игнорировать его замечания. Кроме того, здесь считается абсолютно нормальным, если родители ученика придут в школу и выскажут учителю в глаза всё, что они о нём думают.

Стоит отметить, что опрос показал, что профессия учителя считается почётной в странах с самыми высокими и самыми низкими зарплатами.

Интересный факт: профсоюз американских учителей страхует своих членов на $1 млн. – на случай судебных разбирательств. А уж получить повестку в суд американскому учителю проще простого: если ученики (особенно в школах для темнокожих) не полюбили своего учителя, они будут расставлять ему всяческие «ловушки», чтобы обвинить его, например, в сексуальных домогательствах или расизме.

В целом профессия учителя в восточных странах имеет более высокий статус, чем в странах Запада.

А ЧТО У НАС?

В Украине желающих поступить в педагогический ВУЗ с каждым годом всё меньше и меньше. А те, кто всё-таки его оканчивает, стремятся всеми правдами и неправдами избежать работы в школе.

Нет желающих сеять разумное, доброе, вечное … И, судя по всему – и не будет. Потому что более бесправного и эксплуатируемого работника, чем украинский учитель, ни в одной другой отрасли не найдёшь.

Школа ещё в советские времена стала организацией с феодальной системой. А сейчас…

Знаете ли вы, что 80% работы преподавателю не оплачивается? Есть ставка. Как правило, это 18 часов в неделю.

Есть нагрузка – это количество часов, которые тебе дают.

Есть доплата за проверку тетрадей. В моё время она составляла не больше 5% от ставки, а если у тебя 3-5 классов, то занимала эта проверка часов 5 в день.

Подготовка к урокам не оплачивается совсем. Между тем, чтобы подготовиться к уроку, нужно не меньше получаса (а бывает – и 2-3 часа). Да ещё план написать требуется от руки, по форме, чтобы и задачи, и цели, и этапы урока отразить.

Сейчас ещё новшество появилось: пока завуч план не заверит, на урок идти не имеешь права. А календарный план?

А план самообразования?

А план воспитательной работы, в котором не только тематику классных часов и собраний будь любезен заранее написать, но и с кем, и о чём ты будешь индивидуально в течение года беседовать?

А ещё всеобуч – пройдись по квартирам в свободное время, перепиши, кто где учится, получи подтверждение, что учится действительно и т.д.

А выборы? Как вы думаете, кто ходит по домам, переписывая потенциальных избирателей? И как вы думаете, хоть копейку они за это получают?

Но хуже всего – справки и отчёты.

«Мы не работаем, – жалуются учителя, – мы отписываемся».

Контрольную провёл – отчитайся: сколько пятёрок, сколько двоек, каков процент успеваемости, процент качества…

Мне, как учителю, эти отчёты не нужны. Я и так знаю, кто как у меня учится, кто на что способен. И случайная двойка у Маши может быть вызвана банальным ПМС, завтра она всё исправит. Но нет! Раз уж попала двойка в журнал, пятёрку за четверть я ей не имею права вывести!

А потому приходится вести двойную бухгалтерию. Реальные оценки – в собственную тетрадочку, а Журнал – это святое, исправлять в нём ничего нельзя, темы записываем исключительно по календарному плану. Не дай Бог несоответствие!

Учителя можно оценить по-разному.

Можно по результатам: контрольным, проверочным, тестам, наконец.

Можно по уровню мастерства.

Можно по отношению учеников.

А можно по степени его покладистости: чтоб сказанное было «под есть сделано». Для администрации такой учитель – удобнее всего. Поэтому всё нестандартное, яркое, позволяющее себе «своё суждение иметь» из школы просто выдавливается.

Прежде всего, это – мужчины, которые могут дать отпор.

Инструменты проверенные: нагрузка (меньше ставки нельзя, а больше – на усмотрение администрации), расписание (скажем, 3 урока можно поставить подряд, а можно с тремя окнами), внеплановое посещение уроков – найти к чему придраться можно всегда. Проигнорировать же присутствие проверяющего не всякий сможет: руки трясутся и голос срывается.

А ещё можно при детях распечь учителя – почему парты грязные, в журнале оценок мало, дневники не проверены, и вообще – в каком вы виде!

Возникает вопрос: как назвать бесправного человека, который работает большую часть времени бесплатно, подвергается унижениям, вынужден раболепствовать перед вышестоящими и вымещает это унижение на тех, кто слабее?

А потом мы дружно ругаем школу…

МАКСИМАЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА УЧИТЕЛЕЙ

И СРЕДНЕЕ КОЛИЧЕСТВО РАБОЧИХ ЧАСОВ

Подготовила Регина Войтенко, наш собственный корреспондент

Организация экономического сотрудничества и развития ОЭСР (Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD) провела широкомасштабное изучение особенностей учительского труда в странах, являющихся членами ОЭСР, которое получило название «Международное исследование систем преподавания и обучения (Teaching and Learning International Survey, TALIS)».

Во время доклада о полученных результатах неоднократно звучало одобрение британской системы образования по сравнению с другими странами мира. При этом все присутствующие: от руководителя «Ofsted» (Office for Standards in Education, Children's Services and Skills – государственного учреждения, инспектирующего все зарегистрированные школы в Великобритании) Майкла Вилшоу до предыдущего министра образования Маукла Гоува выражали восхищение системой образования Сингапура, где молодые ученики показывают особо высокие результаты в изучении математики.

Также было отмечено, что в настоящее время наилучшее соотношение цены и качества предоставляет система образования Финляндии, в которой благодаря отличной работе учителей ученики получают высокие баллы в мониторинговых исследованиях «Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся» (Programme for International Student Assessment, PISA). Данные тестовые исследования оценивают грамотность школьников в разных странах мира и их умение применять знания на практике. И это при том, что в Финляндии учителя получают довольно невысокие зарплаты, а обучают относительно большие классы.

Подчеркивалось, что для соответствия Финляндии по количеству PISA-баллов Великобритании необходимо увеличить количество школьников на каждого учителя и сократить зарплаты почти на 10 %. Однако авторы исследования не советовали вносить такого рода изменения, отмечая, что при анализе важно учитывать еще и другие культурные факторы, например, такие как отношение семьи к образованию.

С точки зрения эффективности после Финляндии, занявшей первое место, далее расположились Корея, Чехия и Венгрия. Системы образования Бразилии и Индонезии, согласно исследованию, продемонстрировали наименьшие показатели соотношения цены и качества.

Учитывая доступность полученных результатов, автор отобрал некоторые данные для наглядной иллюстрации того, насколько варьируют особенности работы учителей во всем мире.

Оплата учительского труда

Среди 30-ти стран-членов ОЭСР самый высокий годовой оклад получают учителя в Швейцарии. В среднем он составляет 68000 долларов. Это выше, чем средняя зарплата по стране, которая составляет около 50000 долларов. Вслед за Швейцарией странами с высокой зарплатой учителей являются Нидерланды, Германия и Бельгия.

По сравнению с лидирующими странами учителя Великобритании зарабатывают меньше среднего годового дохода по стране, равного примерно 44000 долларов, получая при этом чуть более 40000 долларов и занимая, таким образом, 13-е место из 30-ти упомянутых стран. Но, тем не менее, британские учителя получают все же больше, чем в других европейских странах. Например, во Франции средняя зарплата учителя составляет 33000 долларов, а в Греции учителя зарабатывают в среднем 25000 долларов.

Заработная плата учителей в долларах (данные ОЭСР)

Нижеприведенные данные, собранные за более чем 15 лет, отображают среднегодовой доход учителей разных стран (в тысячах долларов).

Швейцария – 68,82; Нидерланды – 57,87; Германия – 53,73; Бельгия – 51,47; Корея – 47,34; Ирландия – 47,3; Япония – 45,93; Австралия – 44; Финляндия – 42,81; Дания – 41,71; Испания – 41,52; США – 41,46; Великобритания – 40,91; Австрия – 37,41; Новая Зеландия – 34,76; Португалия – 34,59; Франция – 33,57; Норвегия – 33,13; Словения – 32,48; Швеция – 31,61; Италия – 31,46; Исландия – 29,48; Греция – 25,75; Израиль – 19,55; Чехия – 18,61; Турция – 17,18; Китай – 16,41; Бразилия – 14,94; Венгрия – 14,46 и Индонезия – 2,83.

Страны с наибольшим количеством учителей в школе

По данным исследования, в Бразилии в среднем приходится 32 ученика на одного учителя, в то время как в Португалии – всего семь. Норвегия и Греция также имеют относительно небольшие классы. В свою очередь, Великобритания в списке стран, имеющих наибольшее количество учащихся на одного педагога, и занимает по этому показателю 14-е место.

GEMS-исследования (GEMS Education Solutions) показали, что, если правительство Великобритании хочет достичь эффективности образования Финляндии, оно может увеличить количество учащихся в школе в среднем с 13 до 16-ти школьников на одного учителя.

Количество учеников на одного учителя

Нижеприведенные данные отображают ситуацию в 30-ти странах-членах ОЭСР по количеству учеников в государственных школах, приходящихся на одного учителя.

Бразилия – 32,1; Китай – 27,6; Корея – 18,2; Индонезия – 17,4; Финляндия – 16,5; Турция – 16,4; Нидерланды – 16,4; США – 15,3; Ирландия – 14,8; Швеция – 14,4; Словения – 14,1; Германия – 13,7; Новая Зеландия – 13,5; Великобритания – 13,4; Япония – 13,1; Дания – 12,7; Австралия – 12,6; Чехия – 12,4; Венгрия – 12; Израиль – 11,7; Швейцария – 11,6; Исландия – 10,9; Италия – 10,8; Франция – 10,4; Австрия – 10,2; Испания – 10,1; Бельгия – 9,9; Греция – 9,7; Норвегия – 9,2; Португалия – 7,6.

Страны, в которых учителя имеют наибольшее уважение

Данное исследование характеризовалось опросом тысячи человек в каждой из стран-участниц, которым задавали следующие вопросы: по их мнению, получают ли учителя справедливую зарплату и стали бы они поощрять своих детей, чтобы те в будущем работали учителями?

Пессимистично были восприняты полученные данные о степени уважения учителей в Европе, которые резко контрастировали с таковыми по Азии. Так, в Китае 75 % тех, кто участвовал в опросе, сказали, что учителя в их стране пользуются уважением у учеников.

Часы работы учителей

Исследование TALIS (Teaching and Learning International Survey) показало, что в Великобритании учителя во время учебного года работают в среднем 46 часов в неделю, что на восемь часов больше, чем соответствующие международные 38 часов. К тому же британские учителя меньше времени проводят в классе, а большую его часть посвящают другим задачам. Финские же учителя, как правило, имеют 32-часовую рабочую неделю, а учителя в Италии в течение недели работают только 29 часов.

Статистические данные TALIS

Лидером по количеству женщин среди учителей является Латвия – 88,7 %, за ней следуют Эстония – 84,5 %, Словакия – 81,8 %, Болгария – 81,2 %, Италия – 78,5 %, Чехия – 76,5 %, Израиль – 76,3 %, Польша – 74,9 % и др. Меньше всего женщин среди учителей в таких странах, как Нидерланды – 54,6 %, Мексика – 53,8 % и Япония – 39 %.

Средний возраст учителей варьирует следующим образом: максимум отмечается в Италии (48,9 года), Эстонии (47,9 года), Болгарии (47,4 года), а учителя более молодого возраста преподают в школах Малайзии (38,9 года), Абу-Даби (ОАЭ) (38,7 года) и Сингапура (36 лет).

Хороший педагогический стаж имеют учителя в Латвии (22 года), Эстонии (21,6 года), Болгарии (21,5 года), Италии (19,8 года), Португалии (19,4 года) и Испании (18,3 года). Чуть менее опытными оказались учителя из Абу-Даби (ОАЭ) (12,8 года), Англии (12,4 года) и Сингапура (9,7 года).

Непосредственно на преподавание в течение недели у учителей уходит больше времени в Чили (26,7 часа), Бразилии (25,4 часа), Мексике (22,7 часа), Финляндии (20,6 часа), Англии (19,6 часа), Франции (18,6 часа) и меньше всего в Нидерландах (16,9 часа), Румынии (16,2 часа) и Норвегии (15 часов). TALIS проанализировали и другие занятия учителей в рабочее время, как то: планирование, командная и административная работа, консультирование учеников, общение с родителями и опекунами, участие во внешкольных мероприятиях и др.

Некоторые дополнительные факты об учителях

Больше всего денег на образование выделяет правительство США (809 миллиардов долларов), за ними следуют Япония (160 миллиардов долларов), Германия (154 миллиарда долларов), Бразилия (146 миллиардов долларов), Франция (123 миллиарда долларов) и Великобритания (123 миллиарда долларов).

По данным ООН, к 2015 году дополнительно понадобится еще 8 миллионов учителей.

Международные данные утверждают, что 68 % учителей – это женщины, а средний возраст учителя – 48 лет.

Средняя рабочая неделя учителя составляет 38 часов. В Японии, где учителя работают дольше, показатель составляет 54 часа.

Хотя здесь считается моветоном расспрашивать кого-либо о заработках, я все-таки решился воспользоваться давним знакомством и узнать, на какие деньги собирается существовать Анна-Луиза в ближайшие годы.

Судя по внушительной папке с различными документами, таблицами и прочими бумагами, которую моя собеседница, вздохнув, водрузила перед собой, прежде чем удовлетворить мое выходящее за рамки приличия любопытство, она действительно очень серьезно готовилась к новому этапу жизни.

Итак, последние несколько лет, будучи преподавателем в средних и старших классах, Анна-Луиза достигла высшей ступени в оплате своего труда, а если конкретно, то 2850 евро "грязными". К этой сумме надо добавить еще три процента, то есть около 90 евро. Они ей полагаются в качестве жилищного пособия: Париж входит в географическую зону с высокой стоимостью проживания. Есть еще две зоны. В одной вообще никакого жилищного пособия не предусмотрено, в другой - один процент от зарплаты. Еще 95 евро получала ежемесячно за классное руководство, то есть ее доход зашкаливал за три тысячи евро, а если точнее - 3035 евро.

Если бы в свое время Анна-Луиза получила статус "агреже", то есть дополнительно к имевшемуся у нее высшему педагогическому образованию сдала специальные экзамены по своей специальности, что дало бы возможность преподавать не только в школе, но и на начальных вузовских курсах, то ее заработок был бы процентов на 30 - 35 больше. Но не сложилось. Семья, дети, прочие заботы.

Так вот, как и все госслужащие, а во Франции подавляющее большинство учителей входят в эту категорию, Анна-Луиза уже два года назад при стаже в 40 лет могла выйти на пенсию. Правда, два "переработанных" года ей зачтутся со знаком "плюс": каждый квартал "сверху" дает прибавку в 0,75 процента к будущей пенсии, то есть за два года - целых шесть процентов. Если учесть, что на круг пенсия во Франции при соблюдении всех норм и при полном стаже колеблется в вилке между 65 и 70 процентами от "лучших" в плане заработка 21- 25 лет карьеры служащего, то Анна-Луиза может рассчитывать на вполне приличную пенсию в пределах 1800 - 2100 евро.

Кстати, недельная нагрузка в средних и старших классах вполне терпима - 18 часов для обычных учителей и 15 - для "агреже".

Существует также отдельная надбавка за работу в школах в так называемых "особых образовательных зонах", то есть в районах с неблагополучной социальной средой, к примеру, в кварталах, где живут выходцы их иммигрантской среды. Зарплата каждого учителя, рискнувшего там применить свой педагогический талант, автоматически увеличивается на без малого сотню евро.

Профессию школьного учителя в Испании нельзя назвать высокостатусной, но и непрестижной она не является. Работники начальных учебных заведений в среднем получают около 1500 евро в месяц, но имеют шансы довести свой заработок до 2000.

Такие возможности есть у работников государственных школ. Однако, чтобы занять должность с подобным окладом, многочисленные претенденты каждые два-три года подвергаются квалификационному экзамену. Победители определяются как по результатам тестов, так и по бэкграунду претендента - какие курсы он окончил, какие дипломы имеет, какой у него трудовой стаж и т.д. Кстати, в нынешнем году профессия учителя стала менее престижной ровно на пять процентов - именно на столько упали зарплаты бюджетников из-за финансового кризиса.

К слову, размер заработной платы учителей зависит и от их загрузки. В среднем она составляет 40 рабочих часов в неделю. В пяти первых классах школы дети учатся восьми предметам у одного учителя пять дней в неделю, так что такие преподаватели зарабатывают достаточно много.

Есть два способа стать учителем в испанской школе. Первый - это поступить в 14 лет на курсы "Обучение профессиональных учителей". Они длятся четыре года. Если же в 14 лет вы видели свое будущее совсем иным, но потом поняли, что работа с детьми - это самое подходящее вам занятие, то не беда. Если же вы все-таки решили стать учителем, получив уже высшее образование по другой специальности, вам нужно пройти двухгодичные курсы и начинать работать в школе.

Вместе с тем система школьного образования в Испании далека от образцовой. Согласно проверке, проведенной в 2005 году комиссией Евросоюза, южноевропейская страна заняла последнее место в ЕС по уровню подготовки выпускников государственных школ. Однако никакой ответной реакции со стороны испанского руководства не последовало.

Никаких особых социальных льгот, кроме, пожалуй, двухмесячного отпуска, школьные учителя не получают. На пенсию они выходят также в общем порядке. Возраст обязательного выхода на пенсию - 65 лет. В этом случае пенсия всегда выплачивается в полном размере. Большинство же добровольно уходит на покой в возрасте 60 лет, и если их общий трудовой стаж составляет 30 лет, то они тоже получают полноценную пенсию. Размер ежемесячных выплат зависит от внесенных за годы жизни средств в страховой фонд.

Кроме того, пенсионеру положено единовременное пособие. Если он исправно платил в страховой фонд в течение 28 лет, ему полагается минимальный бонус. Максимальный бонус выплачивается в случае, если отчисления продолжались 35 или более лет. Его сумма определяется местными властями.

Тем, кто не согласился на добровольный уход на покой, а дождался обязательного, условия получения бонуса те же самые, что и при добровольном выходе на пенсию.

Если спросить китайцев, какая профессия самая древняя, то не спешите услышать "ожидаемый" ответ - жрицы любви. Уверен, большинство скажет чиновник или учитель, что в Древнем Китае было почти одно и то же.

Ведь чтобы занять какую-либо должность, нужно было сдать сложнейшие экзамены, и никуда без учителя не деться. Да что говорить, если до сих пор великого мыслителя Конфуция называют "учителем десяти тысяч поколений". И в честь него по всей стране построены храмы, которые покровительствуют не только ученикам, но и их наставникам.

Конечно, в течение столетий произошло много изменений. Были и такие периоды, например, во время "культурной революции", когда многие учителя признавались антиобщественными элементами и даже преступниками. Но после всех потрясений в Китае вновь культ учебы и соответственно преподавателей.

Конечно, надо признать, что по общественному положению высшую ступеньку занимают профессоры вузов. Но, как признают сами родители, именно школьный учитель оказывает решающее значение в дальнейшей судьбе их детей. Именно итоги школьных экзаменов напрямую влияют на то, в какой вуз сможет поступить ребенок. А самое главное - сможет ли он учиться почти бесплатно, либо же родителям придется оплачивать 100 процентов расходов на обучение.

Поэтому наиболее престижным для учителей считается работа в высшей школе - с 10 по 12 класс. Правительство Китая недавно приравняло таких преподавателей к государственным служащим, определив минимальный размер месячной зарплаты примерно в 590 долларов США. К тому же существуют различные социальные выплаты, правда, не очень высокие, а также социальные льготы на медицинское обслуживание, отпуск и прочее. Нормированный рабочий день - не более восьми часов в день.

Размер основной зарплаты может показаться не очень высоким, зато солидную прибавку приносят частные уроки. Официально в Китае они не разрешены, но без них никуда. Причем очень редко такие уроки проходят один на один - учитель и ученик. Обычно "репетиторство" одновременно с двумя-тремя подопечными. Размер оплаты за такую работу зависит от квалификации учителя, предмета, города. Например, нередко можно встретить учителей в Пекине или Шанхае, ежемесячный доход которых составляет около 15 тысяч долларов. Естественно, выпускникам педагогических вузов сразу не светят такие заработки. Большинство молодых специалистов по распределению отправляются работать в сельские школы. Отработав положенный контракт, молодой учитель имеет шанс получить место в городской школе. Правда, никто не гарантирует получения жилья, в лучшем случае - место в общежитии. Зато со временем учителя имеют возможность на получение льготных кредитов по ипотеке, особенно в небольших городах.

Профессия школьного педагога в Израиле совсем не престижна. И в самом деле, откуда взяться этому самому престижу, если зарплата начинающего учителя после получения первой академической степени едва дотягивает до трех с половиной тысяч шекелей (чуть больше тысячи долларов).

Известный израильский педагог и публицист Зеэв Фрайман прямо пишет на одном из здешних русскоязычных сайтов: "Особенно позорной эта сумма выглядит по сравнению с зарплатой иностранного рабочего". Действительно, приезжий таиландец, который трудится на полях кибуцов, получает в месяц почти четыре тысячи в местной валюте. Конечно, гастарбайтер трудится, как говорится, от зари до зари. Учительская же ставка в средней школе 24 часа, а в начальной - 30. Но ведь немало времени у педагога уходит на подготовку к урокам и внеклассную работу. Да что там говорить, ответственность человека, избравшего работу в школе, сравнима лишь с профессией медицинского работника.

В то же самое время средняя зарплата по стране превышает восемь тысяч шекелей. Правда, учитель со стажем и хотя бы со второй академической степенью зарабатывает более шести тысяч шекелей. Теперь о стаже, который большинством учителей, выходцев из бывшего СССР, именуется "пресловутым". Дело в том, что для получения пенсии в полном объеме необходимо проработать в школьной системе 36 лет. Одновременно заметим, что здесь пенсионный порог у мужчин - 67 лет, а у женщин - 62 года. Выхода на пенсию по выслуге лет не практикуется, но после 50 лет ставка снижается на два часа, а после 55 - еще на два часа. Зарплата при этом сохраняется в полном объеме.

Но немало "русских" педагогов (точности ради заметим, что не только "русских", а вообще из репатриантов) приезжает на Землю обетованную далеко не в молодом возрасте. Интересно, что при определении текущей

зарплаты учителям-репатриантам "неизраильский стаж" засчитывается, а при начислении пенсии - нет. Поэтому "русские" учителя и в принципе педагоги-репатрианты не самого молодого возраста вынуждены были создать собственное объединение, которое борется за "уравнивание пенсионных прав". Председатель этого объединения Михаил Свойский, бывший петербуржец, учитель музыки, в беседе с "РГ" подчеркнул, что "если кнессет в ближайшее время примет поправки к закону, уравнивающие дорепатриантский педагогический стаж, то главная заслуга в этом будет принадлежать "русскому" депутату Марине Солодкиной, которая его и лоббирует".

Социальные льготы учителей мало чем отличаются от привилегий других государственных служащих. Иными словами, государственные образовательные структуры, как и другие ведомства, ежемесячно перечисляют на личный банковский счет учителя "пенсионные", "оздоровительные", а в случае работы в недостаточно обустроенных районах еще и средства из специального фонда. Но вот квартирного учительского фонда здесь не существует ни на государственном, ни на местном уровне. Так что молодому учителю, который успел завести семью, жильем разжиться не так-то просто.

Работа учителем в сфере начального и среднего образования в Америке - занятие не из легких.

Мало того что в отдельных штатах в средних и старших классах приходится иметь дело с дерзкими, а зачастую и просто опасными для здоровья подростками из неблагополучных семей, так еще и зарплата педагогов в общественных школах по меркам США является сравнительно невысокой.

Средняя зарплата учителя публичной школы в США варьируется в зависимости от штата и стоимости проживания в нем. Так, в Вашингтоне годовая зарплата педагога составляет от 42 до 68 тысяч долларов и рассчитывается с учетом квалификации учителя, а в среднем "столичные" учителя получают около 59 тысяч долларов в год. А в американской глубинке - например, в штате Южная Дакота, средняя зарплата значительно меньше - около 35 тысяч долларов в год, а начинающий учитель здесь может рассчитывать и вовсе не более чем на 25 тысяч "годовых".

Впрочем, значительным плюсом в работе американского учителя является возможность получить различные льготы, например, недорогую и качественную медицинскую страховку и повышенную пенсию. Учителя, работающие в государственных школах, должны сдавать специальные квалификационные экзамены, по результатам которых им предоставляется лицензия на право преподавания, для учителей частных школ это не обязательно. Такие лицензии в основном "привязаны" к конкретным штатам и дают право на преподавание только в его границах. Однако при желании учитель также может сдать необходимые нормативы и получить общенациональную лицензию, действующую на всей территории США, что соответствующим образом сказывается на его зарплате.

Всего в Америке, по данным Национального центра статистики образования, насчитывается около 3,5 миллиона школьных учителей: из них 3,1 миллиона работают в государственных школах, а остальные в частных. Любопытно, что большинство школьных преподавателей - женщины, а мужчин в системе среднего образования меньше 25 процентов.

Средняя продолжительность рабочей недели американского учителя составляет 40 часов, летний отпуск соответствует продолжительности каникул у детей и продолжается 2 месяца, что, кстати, значительно больше, чем у представителей других профессий в Америке.

Премьер Дональд Туск назвал школьных учителей солью земли нашей. Несмотря на столь лестную оценку, в классификации профессий в Польше, разбитых Главным статистическим управлением на девять больших групп, учителя зарабатывают меньше, нежели представители других специальностей.

Статистика свидетельствует, что 75 процентов начинающих работать в школах преподавателей вскоре ищут иное место приложения сил. Поэтому правительство принимает меры, чтобы удержать учительские кадры повышением зарплат.

Так, средняя зарплата учителя в Польше с 2005 по 2009 годы выросла на 32 процента и составила 3360 злотых (1 доллар - 3,17 злотых). Интересно, что в период с 2005 по 2008 годы учительское вознаграждение было более высоким, чем в среднем по стране. Однако в последние годы зарплаты в промышленности росли быстрее. По данным польского министерства образования, зарплата "учителя-стажера", только начинающего профессиональную карьеру, составляет 1800 злотых. Дипломированный учитель получает в два раза больше.

Учительская ставка составляет 18 часов. Работающие сверх этого преподаватели, естественно, получают больше. По подсчетам специалистов, в среднем в дошкольных и школьных учреждениях увеличение зарплат за счет дополнительных часов составляет около восьми процентов, а в спецшколах - 14 процентов.

Причем заработная плата учителей разнится и от региона. Заработки преподавателей в Поморском воеводстве, например, выше, нежели у коллег в Куявско-Поморском.

Кроме того, работающие в сельской местности учителя имеют дополнительные льготы. Речь идет о так называемой "сельской" добавке к зарплате, а также о возможности получить временное жилье при школе.

До 31 декабря 2008 года учителя, имевшие 30-летний стаж работы в школе, имели право на досрочный выход на пенсию. Однако после проведения пенсионной реформы ситуация изменилась. Теперь эта категория лиц должна выходить на заслуженный отдых, как и все остальные труженики - в 60 лет для женщин и 65 - для мужчин. Однако для работников школьных учреждений, отработавших 30 лет, но продолжающих трудиться, предусматривается увеличение их начального капитала на пенсионном счете. Это приведет к повышению пенсии в будущем. Тем самым правительство хотело бы поощрить как можно более длительную профессиональную активность учителей.

В польской школе достаточно сложная система профессионального роста. После прихода в школу молодой специалист, как правило, с вузовским дипломом получает статус "учителя-стажера". Прежде чем приступить к занятиям, он должен представить директору школы индивидуальный план своего продвижения по службе. К стажеру "прикрепляется" наставник из числа опытных преподавателей, который через девять месяцев выскажет свое мнение о достижениях новичка и перспективах повышения его в должности.

Набравшись опыта, стажер сдает экзамен на профпригодность комиссии во главе с директором школы. В ходе собеседования каждый из ее членов выставляет оценки от 0 до 10 баллов. При наборе в среднем 7 баллов экзаменуемый получает должность "учителя по контракту". Через два года молодой преподаватель может претендовать на очередное звание - "штатный учитель". Для этого он предоставляет руководству школы план профессиональной подготовки, а затем сдает соответствующий экзамен. А еще через два года и девять месяцев при благоприятном развитии событий можно рассчитывать на должность "дипломированного учителя", который в школьной иерархии считается уже опытным специалистом.

Средняя зарплата школьного педагога в Финляндии составляет две с половиной тысячи евро в месяц. По местным меркам это приличные деньги. Поэтому финские учителя не могут рассчитывать на какие-либо льготы или бесплатное предоставление жилья.

Педагоги живут, как все обычные граждане страны, - пользуются проездными на общественном транспорте, отдыхают на недорогих курортах. Многие даже отдают половину своей зарплаты на арендуемое жилье или выплату ипотечных кредитов, процентные ставки на которые, как правило, не превышают трех процентов.

Работая учителем в Финляндии, разбогатеть невозможно. И тем не менее эта профессия пользуется уважением среди населения. Поэтому не удивительно, что страна до сих пор не испытывала нехватки в школьных педагогах. Молодые люди, решившие посвятить себя школе и детям, без страха перед будущим поступают в педагогические университеты. Среди 120 тысяч школьных преподавателей Финляндии нет ни одного, который не обладал бы степенью мастера наук или ученым званием профессора по своему предмету.

Высокий уровень образования учителей позволяет им самостоятельно планировать работу и выбирать методы преподавания.

Учитель и ученицы в школе города Ван в Турции

Hürriyet, Турция © AP Photo, Burhan Ozbilici

Базирующийся в Великобритании фонд «Варки», известный по «Международной премии учителя», которая считается «Нобелевской премией» в этой области, провел исследование в 35 странах, опросив около 30 тысяч человек, и опубликовал «Глобальный индекс статуса учителя». Чтобы выяснить, как относятся к учителям в разных странах, респондентам задавались вопросы, связанные с доходами и социальным статусом учителей, уважением к ним по сравнению с другими профессиональными группами.

Турция — в первой десятке

Турция заняла седьмое место следом за Южной Кореей. За нами расположились Индия и Новая Зеландия. В исследовании также проводилось сравнение с показателями стран в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA — 2015). Турция вместе с Индонезией оказались странами, в которых существует самый высокий уровень признания учителей, несмотря на низкие показатели в рамках PISA. А в таких странах, как Сингапур, Финляндия, Япония и Канада, в которых отмечаются высокие образовательные достижения учащихся, уровень уважения к учителям ниже, чем в Турции.

Ученики начальной школы в Хельсинки

Учитель наравне с врачом

В ходе исследования также спрашивалось, с какой профессией можно сопоставить учителей по статусу. В то время как в Турции учителей ставили в один ряд с «врачами», основная масса участников исследования давала ответ «библиотекарь». При этом в странах, которые расположились на первых строчках данного индекса, большинство респондентов поставили преподавателей на одну доску с врачами. А в таких ведущих в образовательной сфере странах, как Сингапур, Канада, Япония и Финляндия, на передний план вышел ответ «социальный работник».

В азиатских странах уважение высокое

Первые десять стран:

9. Новая Зеландия

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Лучшие

Все комментарии

Боеслав
За Гуманизм
Боеслав
За Гуманизм
Боеслав
За Гуманизм
Боеслав
За Гуманизм
Боеслав
За Гуманизм
Боеслав
За Гуманизм
За Гуманизм
Боеслав
За Гуманизм
Боеслав
За Гуманизм
Боеслав
За Гуманизм
chaldonc
За Гуманизм
Suxar
Боеслав
За Гуманизм
Боеслав
Synoptic
albertobukhov
Веблен
в ответ (Показать комментарийСкрыть комментарий)
  • Популярное
  • Обсуждаемое

При полном или частичном использовании материалов ссылка на ИноСМИ.Ru обязательна (в интернете — гиперссылка).
Использование переводов в коммерческих целях запрещено

Сетевое издание — Интернет-проект ИноСМИ.RU зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 57642
Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).
Главный редактор: Дубосарский А.И.
Адрес электронной почты редакции: info@inosmi.ru
Телефон редакции: +7 495 645 66 01
Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Произошла ошибка. Пожалуйста, повторите попытку позже.

Здравствуйте, !

Здравствуйте, !

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на русском языке.

Комментарии пользователей размещаются без предварительного редактирования.

Комментарий пользователя может быть подвергнут редактированию или заблокирован в процессе размещения, если он:

  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, ущемляет права меньшинств, нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации
  • порочит честь и достоинство других лиц или подрывает их деловую репутацию;
  • распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия;
  • преследует коммерческие цели, содержит спам, рекламную информацию или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений («флуд»);
  • смысл текста трудно или невозможно уловить;
  • текст написан по-русски с использованием латиницы;
  • текст целиком или преимущественно набран заглавными буквами;
  • текст не разбит на предложения.

В случае трехкратного нарушения правил комментирования пользователи будут переводиться в группу предварительного редактирования сроком на одну неделю.

При многократном нарушении правил комментирования возможность пользователя оставлять комментарии может быть заблокирована.

Пожалуйста, пишите грамотно – комментарии, в которых проявляется неуважение к русскому языку, намеренное пренебрежение его правилами и нормами, могут блокироваться вне зависимости от содержания.


Профессия учителя — одна из самых распространенных в мире, ведь нет на земном шаре страны, где государство не заботится об образовании своих граждан. Между тем образовательные системы в мире существенно отличаются — а значит, есть отличия и в буднях простых педагогов. Например, самая большая нагрузка на учителей в Бразилии, где на одного наставника приходится 32 ученика, а вольготнее всего себя чувствуют педагоги Португалии: здесь на каждого приходится всего семеро "грызунов науки".

Учительский авторитет в разных странах тоже неодинаков. Так, одни из самых уважаемых педагогов в Китае, в Израиле к наставнику ученики относятся с пренебрежением, а в США подопечные могут организовать настоящую травлю своего педагога! Италия — страна самых опытных педагогов: средний возраст учителя здесь — 49 лет! А самые молодые в Сингапуре — 36 лет.

Чем же отличаются рабочие будни и зарплаты заграничных учителей от украинских. Ведь наш педагог зарабатывает около 3,2 тыс. грн. в месяц, работая 36 часов в неделю, кроме того, он должен проводить родительские собрания и составлять кучу учебных планов.

ГЕРМАНИЯ: без цветов и фамильярности

Средняя зарплата школьного учителя в Германии составляет около 3,5 тыс. евро (88 тыс. грн). А вот преподаватели в вузах зарабатывают намного больше — 4—4,5 тыс. евро (100—115 тыс. грн). Загруженность преподавателей не слишком велика. Обычно у преподавателя 4—5 пар в неделю. Остальное время уходит на научную работу. Причем непрерывная научная деятельность — написание статей, книг, реализация проектов — это отличительная особенность немецких вузов. Любой немецкий университет является центром развития новейших технологий и зарабатывает на них не только славу, но и деньги.

Существуют исключительно уважительные отношения: к студентам обращаются на вы и без фамильярности, студенты обращаются к преподавателю точно так же. В вузах отсутствует коррупция: никому даже в голову не придет принести учителю или преподавателю букет цветов!

Профессия учителя в Германии считается достаточно уважаемой.

ИЗРАИЛЬ: хамы и помощницы

Заработная плата учителя в Израиле, по местным меркам, невелика: в месяц педагоги земли обетованной получают 6,5—10 тыс. шекелей (около 40—60 тыс. грн), что меньше оклада их европейских коллег на 37%. Повысить зарплату возможно за счет трудового стажа и прохождения необходимого количества часов на курсах повышения квалификации.

Средняя нагрузка на учителя составляет 25 часов в неделю. Но молодые педагоги, чтобы получить больше, вынуждены брать дополнительную работу и трудиться по 40 часов. Но есть у израильских учителей и приятный бонус: каждые 6 лет они могут взять отпуск на целый год, который оплачивается государством.

Контроль за работой школьных учителей в Израиле практически отсутствует. Учителю не нужно выполнять ежедневных планов, а качество его работы оценивается только в конце года, по выборочной системе министерской контрольной.

Авторитет школьного педагога в Израиле не является непререкаемым: по результатам исследования некоммерческого фонда The Varkey Foundation, среди развитых государств Израиль стал страной, где учитель пользуется наименьшим уважением. Ученики могут хамить педагогу, спать на уроках, мусорить в классах и полностью игнорировать его замечания. Кроме того, нормальным здесь считается, если родители ученика придут в школу и запросто выскажут учителю в глаза все, что о нем думают. Особенностью школьной системы образования является то, что у педагога в классе может быть помощник: его роль могут выполнять девушки из религиозных семей, которые таким образом проходят альтернативную службу в армии (воинская повинность в этой стране обязательная и для парней, и для девушек).

США: "ловушки" и страховка

В Штатах средняя зарплата школьного учителя составляет $4—5 тыс. (около 90—116 тыс. грн) в месяц. Столько же, например, зарабатывают и полицейские. Про надбавки американские учителя и не слышали: здесь не считается, что бонусы к зарплате могут повлиять на качество их работы.

США — страна судебных исков, поэтому профсоюз учителей страхует своих членов на случай подобных разбирательств на сумму $1 млн. А получить повестку в суд американскому учителю проще простого: если ученики, особенно в школах для афроамериканцев, не полюбили своего учителя, то будут расставлять ему всяческие "ловушки", чтобы поймать педагога и обвинить его, например, в сексуальных домогательствах или расизме. Тот же профсоюз обеспечивает учителю отчисления на пенсионный счет, а медицинская страховка, предоставляемая учителю, покрывает 70% его затрат на медуслуги.

В обязанности американского учителя входит не только проверка домашних заданий и подготовка к урокам, но и общение с родителями через сайт школы или по электронной почте. При этом нагрузка на учителя составляет 40 часов в неделю. Отдыхают педагоги два месяца летом, ведь учебный год длится с сентября по июнь.

Кстати, чтобы стать учителем в этой стране, мало закончить университет: нужно получить лицензию на преподавание. А если педагог решил переехать преподавать в другой штат, то лицензию нужно оформлять заново.

АНГЛИЯ: бумажки и отчеты

Школьный учитель в Великобритании получает 2000—2500 фунтов стерлингов в месяц (70—87 тыс. грн). Кроме того, педагоги могут рассчитывать на надбавки: если занимаются управленческой работой, обучают детей с особенностями развития или живут в Лондоне, где уровень жизни выше, чем в остальной Англии.

У учителей в этой стране много свободы: английское министерство образования только разрабатывает учебный план, а уже педагог сам решает, как его выполнять и какими учебниками при этом пользоваться. Нагрузка на английского учителя составляет 1256 часов в год. Разумно распределить их в течение всего учебного года — задача администрации школы, но в большинстве школ рабочий день длится с 8:30 до 15:30.

Настоящий бич британских педагогов — бумажная волокита: учителя обязаны иметь план работы на день, предоставлять директору отчет об оценках учеников и даже делать отчеты для родителей! В 1997 году английские учителя даже бастовали, чтобы сократить количество обязательных отчетностей, но послабления им добиться не удалось. Зато педагоги Туманного Альбиона освобождены от проведения родительских собраний: вместо этого они обязаны в индивидуальном порядке уделять внимание родителям по 10—15 минут в любой момент, когда они потребуют.

ЯПОНИЯ: мужчины и льготы

Работа учителя в Японии считается престижным занятием, поэтому стать здесь педагогом нелегко. Для этого, кроме профильного образования, необходимо сдать экзамен, который определит, пригоден ли человек к преподавательской деятельности, и получить лицензию. После этого можно подавать документы в префектуру: учитель в Японии закрепляется именно за ней, а не за школой. Конкурс на место в японских школах — 20—30 человек на место, но и зарплата не самая маленькая — $2,5—5 тыс (58—116 тыс. грн) в месяц.

Кроме ставки, японские учителя получают множество надбавок. Они выплачиваются, если у педагога есть семья и дети, имеются и премии в половину годового оклада (к примеру, высокая успеваемость в его классе. — Авт.). Если учитель работает в районе с высоким уровнем жизни, он вправе претендовать на надбавку, а если у педагога нет собственного жилья, им выплачивают еще 10% от месячного жалованья на аренду жилья.

Японцы — известные трудоголики, поэтому и нагрузка на учителей здесь одна из самых высоких в мире — 54 часа в неделю. Стандартный рабочий день японского учителя — с 8:00 до 16:00. Но, как правило, педагоги задерживаются на работе до 18:00. Образовательная система в Японии делится на три средних школы: младшую, среднюю и старшую. Чем дети старше, тем больше их образованием занимаются мужчины-учителя. Так, в младшей школе около 40% педагогов-мужчин, в средней уже 60%, а в старшей — 80%.

ФИНЛЯНДИЯ: работа по найму и надбавки

Работа учителя в Финляндии разительно отличается от работы его коллеги в Украине. И самое существенное отличие — в заработной плате: школьный педагог здесь получает от 2,5 до 5 тыс. евро (около 62—135 тыс. грн). Правда, чтобы получать эти деньги, школьный учитель обязан иметь степень магистра в педагогике. Основная часть зарплаты — ставка, которая меняется в зависимости от должности учителя: педагог младших классов, старших, учитель-предметник. К ставке прибавляется персональная часть зарплаты, которая зависит от эффективности учителя, его опыта и уровня образования. Есть надбавки и за переработки.

Примечательно, что педагоги Финляндии работают в школах по контракту, который заключается на один учебный год — 190 дней. По истечении контракта, летом, все учителя нанимаются заново, при этом они вынуждены проходить конкурс, который может насчитывать до 12 человек на место! Кстати, в пенсионном возрасте (60 лет) учителя уже не работают, а предпочтение в финских школах отдается молодым учителям. Понятие "любимый учитель" в финских школах отсутствует, а преподаватель здесь воспринимается как работник сферы обслуживания. Также, если руководство школы заметит, что учитель отдает предпочтение одному ученику перед другим, его могут уволить.

Рабочий день в большинстве школ длится с 8:00 до 15:00, а средня нагрузка на учителя составляет 32 часа в неделю. Остальное время учителя консультируют учеников, готовятся к занятиям и разрабатывают совместно с детьми творческие проекты. Большое внимание уделяется повышению профессионализма учителей, но педагоги обязаны это делать самостоятельно, посредством самообразования. Кроме того, в финских школах существует должность педагога, который помогает ученикам определиться с будущей профессией: в его задачи входит суметь определить наклонности ребенка и подобрать ему соответствующее учебное заведение после выпуска из школы.

ИСПАНИЯ: учеба с травкой

Средняя зарплата испанского учителя составляет 2—2,5 тыс. евро в месяц, а нагрузка на педагогов составляет 40 часов в неделю. Рабочий день учителя длится с 9:00 до 16:00. Но даже если весь день у учителя не забит преподаванием, остается куча работы: проверка и подготовка уроков, контроль успеваемости, общение с родителями.

Испания — страна, в которой легализована марихуана, и даже учителя этим пользуются. Нередко во дворе школы можно увидеть преподавателя, который курит травку: они употребляют ее в качестве успокоительного. В общем, можно даже куст растения держать дома — это никого не смущает.

Большой популярностью в Испании пользуются международные школы. Работать в такой школе престижно. Там над учителями никто из учеников не подшучивает, даже любые попытки пресекаются на корню! Главное — это мир и взаимоуважение. Также ни один учитель не может себе позволить и пальцем тронуть ребенка, как это часто бывает в испанских школах. За это тут уволят без разговоров, да еще и оставят такую рекомендацию, что работу потом не найдешь. Частные школы в основном ориентированы на Англию: все результаты экзаменов отсылаютм туда на проверку.

Читайте также: