Бизнес информатика что это за профессия

Опубликовано: 02.07.2024

Совсем недавно встречался со своими бывшими (универ закончен в прошлом году), но любимыми преподавателями со своей кафедры Бизнес-информатики, выслушал их мнение по поводу образования, абитуриентов, нынешних студентов, дипломников и иже с ним. Вот и подумал, что неплохо бы описать, каково учиться на бизнес информатике (далее БИ), и что Вы можете получить на выходе из университета кроме бумаги в обложке с гордым именем "Диплом".

Статья больше направлена на тех, кто еще думает, куда можно будет в будущем подать документы, а также на тех, кто уже прошел, но не начал учиться.

Сразу оговорюсь - есть специальный ВУЗ, где готовят разработчиков видеоигр. Про него я ничего не знаю, т.к. никогда не общался с его представителями или выпускниками. Сам в качестве хобби также разрабатываю видеоигры, так сказать, для души, так что отношусь скептически к этому ВУЗу, уж очень много вопросов.

Итак, рассмотрим перечень направлений, которые Вам придется изучить, для того, чтобы быть квалифицированным специалистом :

Математические дисциплины

Вы ведь пришли сюда изучать программирование и экономику, верно? Так вот, чтобы добраться до понимания, как это все устроено, для начала будьте добры:

Пройти расширенный курс матанализа . На экономическом факультете сильнее всего будут "дрючить" именно Вас. Вы пройдете все круги ада, чтобы забыть половину из пройденного материала - он Вам врядли понадобится, поверьте мне на слово. Сюда включим различные дифференциальные уравнения (у нас был год!), и другую муть.

Матан - это сложно. Для кого-то менее сложно, чем для других, но поверьте - много зависит не только от Вас, но и от преподавателя. И не забывайте, что кроме него, параллельно будет идти множество других программ со своими заморочками. Часто студенты "вылетают" из-за матана. Не злите препода, делайте ненавистные лабы, будьте паиньками - и удержитесь.

Матан это еще не все - теория вероятности тоже будет более замороченной, часто по внутренним учебникам ВУЗа. Она нужна для экономики - прогнозирование достаточно сложная штука (но весьма полезная).

Экономические дисциплины

Ох уж эта экономика. Давайте начистоту - она кажется скучной. Она такая и есть. До определенного момента. А потом что-то "щелкает" и Вы начинаете ее понимать. Почему здесь так, а тут неверно. Почему линии тренда это еще не вся статистика. Что такое сегментация, рынки, налоги и мнооооогое другое. Бухучет - отдельная тема, я до сих пор помню все номера статей и как делать "самолетики". Как вспомнил, сразу глаз задергался))

Если вкратце обо всех них - Вы поймете экономику со стороны не обывателя, а того, кто с ней постоянно взаимодействует. Все эти рынки, бюрократия - все будет как минимум дано (не факт что разжевано и понято). Также у нас были отдельные дисциплины по изучению государственных бюджетов (на что их можно тратить, нормативные акты и пр.), а также политология.

Программирование

Тут уже все более скудно. Все-таки, предмет направлен на подготовку специалистов, связывающих между собой чисто программеров, которые живут в своем мирке из терминов, языков программирования, технологий, и обычных бухгалтеров, "эффективных" менеджеров (ох как я их не люблю), директоров предприятий, которые знать не знают что кроме экселя есть другие средства анализа, и пр.

Отмечу здесь такую дисциплину как Нейронные сети . Вот так, с большой буквы. Уж больно меня там "покатали")))

Профильные дисциплины

Под эту категорию я подвел различные предметы, "понадерганные" из других направлений: менеджмент, управление проектами и еще несколько полезных вещей, например, деловая этика (на самом деле, деловая этика учит взаимодействовать с людьми напрямую, что для студента очень полезно как для личности).

Управление проектами даст основы понимания методологий бизнес-процессов. К своему стыду, из названий я помню IDEF0, но умею применять их все, особенно если 10 минут погуглю и вспомню нюансы. Бизнес-процессы очень важны при составлении логики проектов, ПО для различных предприятий, например. Также нас учили в рамках этой же дисциплины вести документацию. Было бы неплохо,если бы учли средства постановки задач для айтишников, пользование GIT и пр. но нет, как говорится, мы и сами научимся. Эти знания очень мне помогли .

Менеджмент был тоже достаточно интересным предметом, где изучались методологии управления ресурсами. Ресурсы бывают самыми разными, и ответвлений здесь много - например, управление персоналом вывели в отдельную дисциплину. В других случаях это могут быть логистические задачи, разного рода ситуативные кейсы, когда нужно было принять какое - то решение на основе приведенной ситуации. В общем, тоже интересно, познавательно и вообще полезно.

Общие дисциплины

Ну, и кроме всех этих дисциплин Вам придется наряду со всем курсом изучать т.н. "общие" предметы. Английский (немецкий и др.), религиоведение ( да, представьте, и такое было ), всякие общеобразовательные предметы, которые Вы могли считать ненужными. Тут и ОБЖ (на самом деле БЖ, безопасность жизнедеятельности), и физкультура ( эх, не хватает ее теперь ), история . Они отличаются от дисциплин колледжей - информации намного больше, дается она более полно. Включу сюда, пожалуй, и маркетинг, как вещь, которую надо знать всем, в общих чертах.

Что в дипломе?

Из тех, что посложнее - конкретные анализы и прогнозирование внушительных объемов , различные схемы сложных бизнес-процессов и проекты внедрения программных продуктов . Эти темы уже наиболее приближены к "боевым" условиям.

Например, мой диплом был про внедрение CRM системы на предприятие (завод) с этапами анализа, общения с "заказчиком", разработки бизнес-процессов, их оптимизация с помощью возможностей CRM, и само внедрение - программная часть, обучение персонала. Ну и, конечно, аналитика - у меня была проблема в скорости взаимодействия между головным офисом и самим производственным комплексом, а также низкая дисциплина работников головного офиса в отсутствие надзора. Скорость взаимодействия удалось увеличить в несколько раз, а нерадивые сотрудники сразу стали дисциплинированнее с внедрением механизма "я на месте"))) У моей одногруппницы вообще был очень сложный диплом по скоринговым моделям банковской сферы.

Кем пойти работать? Точнее, куда возьмут?

И будьте готовы, что от Вашего красного диплома в половине случаев отмахнутся, а в другой половине вообще его не спросят - сейчас работодателей, особенно частные фирмы, интересует только Ваша квалификация и желание работать.

А сам то где?

Сам я работаю удаленно , снимаю квартиру (живу в провинциальном городе, но все же региональном центре, в полмиллиона человек), занимаюсь разработкой и внедрением CRM . Общаюсь с представителями Microsoft`а, езжу на тренинги в Москву по своему усмотрению для повышения квалификации. Платят, кстати, совсем немного. Отработал год, доволен не всем, но квалификацию повышаю регулярно. Приходится иногда и с клиентами общаться, и программировать, и проблемы решать. И знаете - все, что я получил в университете , даже часть матанализа, даже религиоведение и пресловутые нейросети - все пригодилось .

Кажется, что прошел всего год, но оглядываясь назад, я понимаю - ни этот год на работе, ни 4 года в университете не пошли зря . Они стоят тех усилий, что я вкладывал. Не был отличником - существо я ленивое и иногда подтупливающее, но все в итоге понял, а уж "в бою" схватывается ой как быстро.

P.S. В универе я начал курить на нервной почве. Не пренебрегал и энергетиками. Не надо так. Кушайте правильно, не курите, не пейте. Двигайтесь, ходите в спортзалы. Мир вокруг Вас гораздо интереснее, чем просто упиться до соплей или гонять весь день в игрули.

Прошло уже почти два года с момента публикации этой статьи. Я не ожидал, что она хоть кому-то будет интересна, и столько людей будут задавать самые разные вопросы. Продолжайте это делать - я слежу за комментариями и буду рад помочь, если смогу.

За эти два года поменялось немногое. Я все так же работаю в той же самой конторе. Больше я не занимаюсь менеджментом или архитектурой, теперь моя задача - разработка и код. Я пишу UI на React+Typescript+MobX. Я пишу бекенд на CSharp/ASP.Net и Node JS. Я много общался с крупными разработчиками и заказчиками. И скажу, что все еще считаю очень многие знания, которые получил в университете, полезными для себя. Так что дерзайте, ребята)

Подписываться и лайкать не призываю, поскольку статьи пишу левой задней конечностью раз в месяц, но, может быть, найдете тут полезную для себя информацию)

Бизнес-информатика - специальность совершенно новая для нынешних студентов. Поэтому довольно многие, услышав слово "бизнес", тут же бегут поступать туда. Но не стоит делать поспешных выводов. Давайте поговорим о том, что представляет собой факультет бизнес-информатики. Также узнаем, какая от него польза.

бизнес информатика специальность

Новшества

Бизнес-информатика - специальность, которая заняла одно из передовых мест в последнее время среди абитуриентов. Конечно, ведь в ее описании можно заметить, что человек, отучившийся на данном направлении, довольно многое будет уметь. А что касается работы, так это вообще не обсуждается - конечно, такие специалисты будут очень цениться, особенно в IT-технологиях. В ВШЭ бизнес-информатика преподается уже несколько лет. Можно сказать, что это "первооткрыватели" данного направления.

Выделив "бизнес-информатику" среди всех направлений, студент, конечно же, "поведется" на заманчивое название и подаст на нее документы на поступление. Отсюда появляется огромная конкуренция. Но все ли так хорошо, как кажется? И так ли востребована бизнес-информатика - специальность, которая пока еще толком не известна никому из обучающихся?

Трудности выбора

Факультет бизнес-информатики, как уже было неоднократно сказано, является довольно новым направлением. Конечно же, многим студентам (да и родителям) хочется знать, что же изучают в ходе подобного обучения. Вот здесь и начинаются первые проблемы, с которыми сталкивается студент.

бизнес информатика кем работать

Первое, что может шокировать - это предметы, необходимые для поступления. Как правило, бизнес-информатика, специальность новая и неизведанная, требует от ребят сдачи русского языка, математики и. обществознания. Заманчивое предложение, особенно для тех, кто собирался поступать на обычного экономиста. Большинство абитуриентов меняют свое мнение в сторону новшеств. Но со временем начинаются вопросы: "Бизнес-информатика, кем работать-то с таким образованием?" Сначала давайте посмотрим, что изучают специалисты, которых готовят по данному направлению.

Математика или.

Как только студент приходит на первые же лекции по бизнес-информатике, он, как правило, попадает в неловкое положение. Все дело в том, что это направление трактуется больше как экономическое образование. На деле же все обстоит несколько иначе.

С первых лекций ребят поджидают уже на первом курсе много чисто математических дисциплин. Здесь и математический анализ, и дискретная математика, и информатика, и история вычислительной техники. Человек, не готовый к тому, что бизнес-информатика - специальность неизведанная, может попросту удивиться, откуда здесь столько математики. Но на этом все не заканчивается.

 факультет бизнес информатики

Дальше, на том же первом курсе, студентам начинают преподавать много информационных предметов, а также учат программированию. Сюда же можно отнести и то, что иностранные языки (особенно английский) начнут преподавать под видом "делового разговорного". На самом деле студенты будут все время вынуждены переводить тексты, пересказывать их и вести беседы с преподавателем на тему: "Кем я хочу работать". От школьного уровня "недалеко" уехали. Здесь, конечно, важна самостоятельная работа. Бизнес-информатика отнимает у студентов довольно много времени по количеству проводимых в день лекций, что практически не оставляет времени на отдых. Поэтому во время занятий студент должен работать самостоятельно (так бывает в большинстве случаев), чтобы понять, что "происходит" вокруг него.

Отдельное место отведено под информатику и программирование. Здесь изучается вся история развития данных дисциплин, после чего появляются разные базы данных, задачи по составлению и использованию программ и так далее. Но, к сожалению, на должном уровне программирование не преподается. На хорошее изучение данного направления необходимо как минимум 4 года полноценной работы. Бизнес-информатика - направление, которое заваливает студентов разными предметами. А что касается экономики и гуманитарных наук, которые так обещали? Давайте посмотрим, что еще вынуждены будут изучать ребята.

Немного гуманитария

Поступив на специальность, которой мы сейчас занимаемся, студент свято верит в то, что он получит престижное элитное образование, а изучаться будут экономические науки. С первого курса ждет некоторое разочарование тех, кто выбрал факультет "Бизнес-информатика". Кем работать, если учат только математическим дисциплинам, - это вопрос вопросов. Немного погодя обучение начинает "скатываться" в сторону экономики.

бизнес информатика специальность кем работать

Здесь появляется макро- и микроэкономика, финансовая математика, охрана безопасности жизнедеятельности, психология, экономическая теория, 1C-предприятие и так далее. Математика, после изучения дифференциальных направлений и общей теории систем с теорией вероятностей, потихоньку уходит на второй план. Студентам также будет дано изучать менеджмент и маркетинг. Постепенно бизнес-информатика начинает отодвигать и информатику. Приблизительно к 3 курсу она вовсе покинет измучившихся студентов.

Так, толком не изучив математику и информационные технологии, ребята перескакивают на экономику. Вот такая непонятная бизнес-информатика специальность. "Кем работать будете после выпуска?" - может задать вопрос первокурсникам и второкурсникам преподаватель по любой экономической специальности. А студенты только разводят руками. Действительно, что же делать после получения диплома?

Был бы математиком, но.

Естественно, математик! Как же такое сразу не пришло в голову. Отучиться 5 лет на новом направлении, которое, по словам ректоратов, готовит элиту, чтобы потом работать в школе учителем математики? Что ж, вариант. Правда, слишком уж дорогой. Обучение в год на данном направлении варьируется от 100 и до 200 тысяч рублей в зависимости от географического положения. Так что, если вам хочется работать учителем математики, идите на что-то более "узкое".

вшэ бизнес информатика

Программистом бы мне.

Хорошо, математика отошла на второй план. Что еще преподают? Информатику и программирование! Точно! Если не знаете, кем работать, можно податься в сферу IT-технологий, как обещают многим студентам ректоры. Как только студенты загораются такой идеей, их мечты тут же рушатся - всего два года изучения программирования и один год - информатики. О, как много знаний они дадут!

Для того чтобы стать полноценным программистом, необходимо изучать предмет минимум 4 года, причем ежедневно и постоянно. Об информатике можно сказать то же самое. Тем не менее, вузы "рекламируют" бизнес-информатику как специальность, после которой выпускники смогут работать там, где только пожелают. На практике дело обстоит иначе. Обещания и представления об элитности данной специальности разбиваются в пух и прах. Те, кто уже проучились какое-то время, довольно часто называют бизнес-информатику "недоспециальностью". Но почему? Ведь, раз уж с математикой и программированием "не срослось", существует еще и экономика!

"Недоэкономист"

И все же, какой будет будущая работа? Бизнес-информатика включает в себя довольно много экономических дисциплин после изучения математических. Но здесь дела обстоят еще хуже. Все дело в том, что экономикой тоже необходимо "плотно" заниматься, чтобы достичь хорошего результата. А на данном направлении преподают "всего по чуть-чуть". Кусок отрывают от математики, еще часть - от программирования, остальное - от экономики.

И в голове начинает царить хаос. Немного знаний по управлению персоналом, психологии, математике, программированию, экономике, маркетингу и так далее. Что получается? Выходит так, что ни один предмет полноценно не преподают. На рынке труда существует и без того много более узких специалистов, которые имеют далеко не такие поверхностные знания, которые дают на бизнес-информатике. Выходит, что и обещанные зарплаты от 35 000 рублей - это просто сказка для незнающих. Естественно, существует шанс, что вы будете работать, как вам и обещают, в сфере внедрения IT-технологий в бизнесе, но это удастся сделать разве что "по знакомству" и "не по специальности". Что же остается для бизнес-информатика? Кем работать после выпуска?

 бизнес информатика направление

Нелегкая жизнь

Как уже говорилось, выпускника ожидает огромная конкуренция на рынке труда, а не золотые горы, которые так обещают. Человеку, окончившему факультет бизнес-информатики, придется на самом деле нелегко. Но что же делать?

Все, что остается - это популярные сферы работы. Например, менеджер или продавец-консультант. Как раз здесь обычно и работают студенты и выпускники бизнес-информатики. На "элитные" места претендовать они не смогут, так как громкое имя направления подразумевает, что ребята берут "отовсюду по чуть-чуть". Не лучший вариант. Также студенты могут работать операторами в колл-центрах и разными офисными рядовыми работниками. Так, в конце концов, ребят ждет огромное разочарование, особенно если они обучаются на платной основе.

Есть замена

работа бизнес информатика

Что же делать тем, кому хочется работать по специальности и не хватать отовсюду по чуть-чуть? Существует такое направление, как информационный менеджмент. Это, по сути, та же бизнес-информатика, только звучит она менее "престижно", да и изучаются там больше и упорнее экономические дисциплины.

Так, поступив на информационный менеджмент, студент становится полноценным экономистом, который способен конкурировать на рынке труда. Да, вероятность того, что он начнет зарабатывать по 50 тысяч в месяц и ничего при этом не делать, практически сводится к нулю. Тем не менее, свои 25 000 рублей за работу по специальности выпускник получать будет гарантированно. У тех, кто отучился на бизнес-информатике, порой даже практика проходит в качестве кассиров, менеджеров по продажам и консультантов. Получается, что бизнес-информатика - специальность довольно обманчивая, переделанная из другой, чтобы "вытягивать деньги" из студентов и их родителей. Впрочем, таких примеров очень много.

Специалисты, получившие степень бакалавра по этой специальности, смогут работать специалистами в группах развития IT-компаний, а также использовать полученные навыки в качестве менеджеров разных сервисов и систем.

Благодаря полученным знаниям в области экономики, права и менеджмента, работник может управлять вопросами, связанными с проектированием, внедрением и детальным анализом КИС.

Рассматривать эту специальность с одной стороны неправильно, ведь здесь знания миксуются, благодаря чему будущие специалисты смогут легко переключаться для выполнения заданий из разных отраслей. Можно выделить несколько популярных профилей, которые чаще всего встречаются в учебных заведениях по обучению бакалавров в этой сфере. К ним относятся:

Существует две формы обучения по этой специальности. Стандартная очная форма пользуется популярностью в большинстве вузов, срок обучения — 4 года. За это время студенты проходят базовые науки и углублённый курс информатики с практическими занятиями. Некоторые вузы обеспечивают практику учащимся на ведущих бизнес-предприятиях страны, для того чтобы студенты могли повысить уровень полученных знаний. Заочная форма предлагает обучение сроком на 5 лет без стажировки. Второй вариант подойдёт тем, кто учится в нескольких учебных заведениях или параллельно трудоустроился.

Основы по специальности «бизнес-информатика» также преподаются в колледжах и лицеях, но курс упрощён и не даёт таких знаний, как при обучении в институте или вузе. Освоить это направление в колледже можно за 3−3,5 года.

Требования к абитуриентам

Факультеты информатики с уклоном на бизнес являются довольно новыми направлениями, для их изучения нужно сдавать вступительные экзамены по русскому языку, математике и обществознанию. За кодом 380305 в интернете можно найти перечень учебных заведений, которые проводят набор на эту специальность. Хотя направление трактует себя как экономическое, на первом курсе студенты изучают много математических предметов:

  • математический анализ;
  • дискретную математику;
  • информатику;
  • историю вычислительной техники.

Кроме этого, преподаются и информационные курсы вместе с основами программирования. Изучение английского на уровне делового разговорного более упрощено: студенты будут заниматься переводом несложных текстов и составлять сочинения на тему «Кем я хочу работать», «Как я вижу свою будущую профессию». Образование включает в себя и самостоятельную работу, ведь теоретическая часть сначала занимает практически всё время.

Что касается информатики и программирования, то они занимают ключевые позиции в плане обучения. Их преподают на протяжении всех 4 лет. Благодаря этому будущий специалист сможет не только хорошо овладеть профессией, но и научиться быстро разбираться в технических новинках.

Кроме этих наук, изучаются гуманитарные и экономические предметы, дополняющие необходимый для специалиста спектр знаний. А также будущий специалист должен обладать высоким уровнем аналитического мышления, уметь быстро переключаться от выполнения одного задания на другое для достижения максимального результата. Ключевым требованием к работнику в сфере информационных технологий является качественное владение материалом и умение выполнять даже сложные виды программирования.

Предметный микс

При обучении на бакалавриате необходимо пройти курсы макроэкономики, финансовой математики, основ безопасности жизнедеятельности, психологии, экономической теории. Важными элементами обучения на факультете business informatics являются науки менеджмента и маркетинга. Сам предмет бизнес-информатики входит в процесс обучения студентов до третьего курса, потом его альтернативой будут программирование и математические курсы.

Конечно, большинство скептиков утверждают, что 4 лет недостаточно для качественного обучения выбранной профессии, тем более с таким количеством предметов. Но благодаря практическим занятиям и большой части теоретического материала, вынесенного на самостоятельную обработку, возможно достичь высокого результата.

Математический анализ и дифференциальные уравнения преподаются на курсе всего год. Этого достаточно, чтобы ориентироваться в основах предмета и использовать полученные знания на практике. После обучения начинаются другие предметы, связанные с будущей профессией. Гуманитарные науки занимают не такое почётное место, как точные, но также необходимы для всестороннего обучения студентов. Заниматься можно и в электронном формате, большинство самостоятельных работ и практических занятий оформлены именно в таком виде, чтобы можно было выполнять задачи независимо от места нахождения.

Что касается платы за науку, то сумма выше средней и варьируется от 100 до 200 тысяч рублей в год, в зависимости от типа вуза. Некоторые учебные заведения делают скидки абитуриентам, результат ЕГЭ которых довольно высокий. После окончания учёбы можно пойти искать работу куда угодно, начиная от крупных государственных предприятий и заканчивая частными иностранными фирмами.

Для работы в другой стране часто требуется подтверждение квалификации и проверка опыта с помощью дополнительных тестов или стажировки непосредственно на новом месте работы. Зарплата у специалиста по бизнес-информатике довольно высокая, ведь это современный профиль, который постоянно развивается и требует внедрения молодых умов с интересными результативными идеями. Выпускникам предлагаются работы в таких сферах:

  • бизнес-менеджмент;
  • консультирование;
  • кассир.

Для того чтобы найти нужную должность, необходимо протестировать свои знания и использовать их на практике. Бизнес-информатика поможет реализовать потенциал и обеспечить себе качественную жизнь.

Комплексная специальность

Впервые факультет информатики экономического направления был открыт в 2002 году. Перед этим была высшая бизнес-школа, где проводилось обучение специалистов данного профиля. Позже к основным дисциплинам добавились другие нужные предметы, помогающие глубже вникнуть в суть специальности.

Потребность в кадрах этого профиля стала остро ощущаться ещё с развитием информационных технологий. Например, в США подобный курс запустили на 12 лет раньше, что дало свои результаты и помогло хорошо развить сферу информатики. Общая концепция направления и отдельные ветви разрабатывались с нуля. Хотя была возможность применять уже имеющиеся заграничные курсы, но все же было решено использовать те ведомости и материалы, что уже употреблялись на практике обучения в других сферах и были опробованы студентами. Так, методом проб и ошибок была сформирована эта специальность, собрав в себе разные науки.

Какой бы ни была цель обучения, после прохождения курса остаётся хороший комплекс навыков, которые могут пригодиться в будущем или стать основой для новых поисков и обучения. Специальные программы и их системы будут полезными не только для отдельных владельцев бизнеса, но и для государственных предприятий. А также после окончания этого факультета студенты смогут заниматься качественным проектированием бизнес-моделей с активным использованием сетевого пространства.

Это важный фактор в формировании уровня продаж. Кроме создания таких платформ, специалисты должны постоянно следить за работой ресурсов и обеспечивать дополнительное программирование, когда это будет нужно.

Менеджмент и юриспруденция могут применяться для деятельности в интернете или реальной жизни, в зависимости от типа предприятия или выбранной фирмы. Специалисты, окончившие факультет бизнес-информатики, могут работать в сфере информационной безопасности, создавая специальные системы для отслеживания нарушителей. Эта работа часто связана с правоохранительными органами и хорошо оплачивается.

В сфере интернет-коммуникаций важно прогнозирование и диагностика с учётом аналитических данных. Поэтому специалисты узкого профиля бизнес-информатики могут найти себе рабочее место и в такой среде на отдалённом формате. Кстати, работа может подойти не только парням, но и девушкам, ведь гендерная принадлежность не имеет никакого значения. Главное в работе сферы информационных технологий — знания, высокий уровень квалификации и умение аналитично мыслить для достижения высоких результатов.

Профильным обязательным предметом для поступления выступает математика. По этому предмету проводятся вступительные экзамены или засчитываются результаты ЕГЭ. Дополнительно вуз предлагает три предмета для проведения вступительных испытаний, из которых абитуриент может выбрать два, которые ему наиболее близки. Чаще всего выбор делают среди русского и английского языка, обществознания. Некоторые вузы могут самостоятельно выбрать два дополнительных предмета.

Содержание статьи:

Бизнес-информатика представляет одну из наиболее молодых специальностей, которые осваивают сегодняшние студенты. Однако несмотря на свое недавнее появление, специальность характеризуется прекрасными возможностями и перспективами, как в плане обучения, так и дальнейшей профессиональной деятельности и высокооплачиваемой должности. Это определенно новая профессия, которая стала необходима в тех областях, где необходимы одновременно знания основ менеджмента, экономики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Специалисты, получившие диплом по данному направлению, требуются во всех сферах бизнеса.

Краткое описание специальности

Специалисты, которые окончили высшее учебное заведение в степени бакалавра по специальности бизнес-информатики, могут работать как сотрудники компании в составе одной из групп, занимающейся ее развитием, а также могут выступать в качестве менеджеров различных сервисов и систем. Этот специалист, овладевший экономическими знаниями, а также в области права, менеджмента и ИКТ. Он управляет вопросами, затрагивающими проектирование, внедрение, анализ и сопровождение КИС.

Специальность подразумевает несколько направлений подготовки. Как правило, выделяют следующие профили, которые можно встретить в большинстве вузов, обучающих бакалавров бизнес-информатики:

Крупные вузы Москвы

  • Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
  • Московский университет им. С.Ю. Витте
  • Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
  • Одинцовский гуманитарный университет
  • Евразийский открытый институт
  • Славяно-Греко-Латинская Академия

Сроки и формы обучения

Специальность предполагает несколько форм обучения. Наиболее распространена очная форма обучения, которую предлагает большинство вузов. Длительность освоения специальности в данном случае составляет 4 года. При выборе заочной, очно-заочной форм обучения или заочной выходного дня длительность учебы увеличивается до 5 лет.

Некоторые учебные заведения принимают абитуриентов, завершивших обучение на базе колледжей и техникумов по данному профилю. В этом случае обучение очно длится 3 года, а в остальных случаях – 3,5 года.

Предметы, изучаемые студентамиМужчина работает за ноутбуком

На первых курсах большая часть предметов, изучаемых студентами, относится к категории естественнонаучных дисциплин, а также обеспечивает базовую подготовку в сфере информационных технологий:

  • проектирование информационных систем (ИС),
  • архитектура,
  • информатика,
  • операционные системы,
  • базы данных,
  • программирование,
  • прикладная информатика в экономике и другие.

В первые годы также большое значение уделяется дисциплинам общего математического, экономического и гуманитарного направления:

  • математическая логика,
  • линейная алгебра,
  • экономическая теория,
  • дискретная математика,
  • матанализ,
  • сетевая экономика,
  • финансовый учет,
  • теория вероятности,
  • социология,
  • психология и другие.

В последние два года обучения в курс включаются специальные дисциплины, которые наиболее приближены к специальности и позволяют получить знания, необходимые именно специалистам данного профиля обучения. Среди таких дисциплин можно отметить следующие:

  • логистика,
  • информационная безопасность,
  • управление персоналом,
  • эконометрика,
  • архитектура корпоративных ИС (КИС),
  • правовая информатика и другие.

Обучение: получаемые знания и навыки

В первые годы обучения студенты получают преимущественно теоретические знания и умения. Это знакомство с методиками, необходимыми для подготовки организации (предприятия) к автоматизации, связанные с проектированием, внедрением ИС, работой ИКТ-службы, а также управлением, разработкой и использованием ИС. Далее идет практическая работа, которая выражается в тренингах, проводимых с целью научить студентов работать с разнообразными средствами и системами (MS Project, MathCad, Delphi и другими), т.е. делать то, что изначально изучалось в теории.

Будущая профессия: кем работать?

На сегодняшний день рынок труда очень нуждается в специалистах бизнес-информатики. Около десяти тысяч рабочих мест в нашей стране ежегодно ждут выпускников вузов, чтобы предоставить им выгодные должности, и каждый год ощущается острая нехватка таких специалистов. Кроме того, бакалавры могут попробовать найти работу и в зарубежных странах, где также нужны специалисты этого профиля. Прежде всего, речь идет о странах-участницах Болонской декларации, но и не только.

Работу можно найти во всех областях, связанных с ИКТ. Это любые предприятия государственного и частного уровня, НПО, ОАО и ЗАО, научные конструкторские и проектные организации, органы, занимающиеся социальной работой и любые другие предприятия, где требуются специалисты, владеющие полученными знаниями.

Бакалавр в бизнес-информатике может занимать такие должности, как программист, специалист отдела, руководитесь IT- отдела.

Продолжение обучения по специальности

Многие высшие учебные заведения предлагают выпускникам, окончившим обучение по бакалавриату бизнес-информатика, продолжить обучение в магистратуре.

Кто такой бизнес-информатик и как обучиться профессии?

Все время появляются совершенно новые специализации и направления деятельности людей. Сейчас необходимо узнать максимально четко, кто такой бизнес-информатик, что это за профессия, как обучиться профессии и кем придется работать. Не менее важная информация — на какие вузы и факультеты поступать, что сдавать по специальности, какие отзывы об этом направлении подготовки дают прежние выпускники.


Что это за специальность?

Бизнес-информатик — действительно новая, а не перелицованная под новым названием разновидность специалистов. Абитуриенты обращают на этот профиль все больше внимания. Он уже успел стать одним из сотни самых востребованных направлений подготовки в отраслевых вузах и университетах. Однако необходимо дать такой профессии описание, проанализировать ее основные черты. Только тогда решение абитуриентов будет полностью осознано.

Нельзя сказать, что бизнес-информатика — откровенно ненужная специальность. Ее преподают даже в ВШЭ и в ряде других солидных учебных заведений, дорожащих своей репутацией. Но даже в рекламной информации от ведущих университетов, в том числе и зарубежных, подчеркивается, что это — не техническая специализация. Она больше всего имеет отношение к сфере управления. На круглых столах и мероприятиях для поступающих в вузы часто рассказывают, что информатика в сфере бизнеса открывает путь к вершинам управленческой карьеры. Нередко отсылают к биографиям тех, кто занял солидные посты в той или иной организации, ведомстве.

Однако тему реальной актуальности этой профессии стоит рассмотреть чуть дальше. Сейчас же имеет смысл разобраться, что она из себя представляет в учебном плане. Программы подготовки на уровне бакалавра в разных вузах если и отличаются, то очень слабо. Учиться очно после 11 классов придется 4 года; 5 лет будет длиться обучение по:

  • вечерней;
  • заочной;
  • очно-заочной схеме.


Почти везде перечень преподаваемых дисциплин более или менее идентичен. Около трети учебного времени отведено под дисциплины общего профиля, преподаваемые в любом вузе, независимо от специализации. В первые два года упор делается на освоение высшей математики. Затем от теории переходят к экономическим дисциплинам. Не обходится дело и без английского, и без обучения информационным технологиям.

Что касается собственно бизнес-дисциплин, в том числе и занятий по стержневой, казалось бы, бизнес-аналитике, то они почти везде ведутся на 4 курсе. Тогда же у студентов появляется, наконец, шанс от академических дел перейти к освоению практических навыков. Попасть на стажировки в реально серьезную компанию сложно. Руководство фирм можно понять: ему нужны люди, у которых будет более серьезная база или по вычислительным наукам и информатике, или собственно по бизнесу, или хотя бы по общей экономике.

Потому можно сказать так: потенциал у этой профессии есть. Но подготовка в большинстве вузов оставляет желать лучшего, не дает особых перспектив трудоустройства. Часто практику приходится проходить даже в торговых сетях или где-то еще на подсобных должностях. Учащимся придется прилагать самостоятельные усилия, чтобы от «универсала-верхогляда», «нахватавшегося всего понемногу» уйти и освоить реально полезные навыки дополнительно. Лишь в немногих вузах, где налажено сотрудничество с фирмами национального и мирового уровня (та же ВШЭ), ситуация со стажировками и общей подготовкой лучше.

Учебные заведения, предлагающие подготовку по этому профилю, располагают разветвленной сеткой филиалов. Потому особых проблем в выборе ближайшего центра подготовки быть не должно.

В зависимости от категории учебного заведения, стоимость подготовки может сильно отличаться; разница часто касается и проходных баллов по бюджетным программам. Конкурс очень велик, а количество мест сравнительно невелико.

Читайте также: