Исследовательская работа выбор профессии сложно ли это

Опубликовано: 02.10.2024

Данная исследовательская работа предполагает найти ответ на вопрос «Сложно ли выбрать профессию?» Нацелить обучающихся на определение выбора профессии с учетом ее востребованности. Изучить литературу, провести опросы среди учащихся. Проведенные исследования подтвердили гипотезу о том, что у осознанно выбравших профессию людей больше шансов успешно реализоваться в жизни.

1. Автор работы: Щёголева Ирина ученица 8 класса МБОУ Досатуйской средней общеобразовательной школы.

2. Полное наименование исследовательской работы: «Выбор профессии. Сложно ли это?»

3. География исследовательской работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Досатуйская средняя общеобразовательная школа. 674313 Забайкальский край, Приаргунский район, п. Досатуй, ул. Юбилейная, 1

4. Постановка проблемы: Выпускники не могут сделать выбор профессии.

5. Цель: Установление соответствия между выбором профессии старшеклассников нашей школы и востребованностью этой профессии на рынке труда.

Собрать информацию по изучаемой теме.

Выявить профессиональные предпочтения обучающихся 9-11 классов.

Нацелить обучающихся на определение выбора профессии с учетом ее востребованности.

7. Сроки реализации исследовательской работы: сентябрь 2017 г. - декабрь 2017 г.

8. Предполагаемое количество участников:

9 класс - 10 человек

10 класс - 7 человек

11 класс - 8 человек

Всего: 25 человек

9. План работы:

Мероприятия

Начало Сентябрь 2017г

Конец сентября 2017г

Сбор данных и обработка информации

Работа над проектом и создание презентации

10. Этапы реализации исследовательской работы:

11. Методы исследования:

1. Теоретический: изучение литературы по теме; поиск информации, работа с интернет-ресурсами.

2. Экспериментальный: метод опроса, интервью, анкетирование.

12. Практическая значимость работы: Результаты исследовательской работы «Рекомендации по выбору профессии» могут быть использованы: классными руководителями во внеурочной деятельности и в проведении классных часов по профориентации.

13. Научная новизна исследования: Выполненная работа представляет собой исследование подготовленности обучающихся школы к выбору профессии.

14. Ожидаемые результаты: Старшеклассники выбирают профессию с учетом востребованности её на рынке труда.

15. Планы на будущее: Сравнив профессиональный выбор выпускников, найти себе достойную профессию.

План исследований

Постановка проблемы: Выпускники не могут сделать выбор профессии.

Тема: «Выбор профессии. Сложно ли это?»

Актуальность: Чаще всего человек определяется с выбором своей профессии в 14-17 лет. Именно поэтому к выбору профессии обращено особое внимание старшеклассников школы.

Гипотеза: если выпускники осознанно выберут профессию, то у них больше шансов успешно реализоваться в жизни.

Методы исследования: 1. Теоретический: изучение литературы по теме; поиск информации, работа с интернет-ресурсами.

2. Экспериментальный: метод опроса, интервью, анкетирование.

Этапы реализации исследовательской работы:

В ходе исследования мы работали со следующей литературой:

1. Выбери профессию. - Пособие для подростков. - М. - Просвещение. 2000 г.

2. Сенека. Нравственные письма к Луцилию. Издательство: Азбука, 2016 г.

4. Епифанова Нина Романовна. Конференция для старшеклассников «Я в мире профессий» http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/

5. Интерактивный портал Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края http://zabzan.ru/

Актуальность. Выбор профессии в ранней юности – один из важнейших. Как же найти ту единственную, которая была бы по душе, приносила удовольствие и давала возможность жить благополучно в материальном плане? Тема работы: «Выбор профессии. Сложно ли это?»

В жизни наступает момент, когда нужно определиться, кем быть. «Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?» - пожалуй, этот вопрос входит в пятерку самых популярных вопросов, которые взрослые любят задавать совсем маленьким детям. «Все профессии важны, все профессии нужны!» Выбор профессии – это достаточно серьезный вопрос, к которому стоит подходить обдуманно. Правильный выбор профессии - залог дальнейшего успеха в карьере. Понятие «правильный выбор» подразумевает, прежде всего, возможность эффективного использования человеком личностного потенциала в профессиональной деятельности. В наше время от выбора профессии зависит не только материальное благосостояние, но и психологическое, душевное состояние человека. Чаще всего человек определяется с выбором своей профессии в 14-17 лет. Именно поэтому к выбору профессии обращено особое внимание старшеклассников школы.

Цель: Установление соответствия между выбором профессии старшеклассников нашей школы и востребованностью этой профессии на рынке труда.

Задачи: 1. Собрать информацию по изучаемой теме.

Выявить профессиональные предпочтения обучающихся 9-11 классов.

3. Нацелить обучающихся на определение выбора профессии с учетом ее востребованности.

Гипотеза: если выпускники осознанно выберут профессию, то у них больше шансов успешно реализоваться в жизни.

Методы исследования: 1. Теоретический: изучение литературы по теме; поиск информации, работа с интернет-ресурсами.

2. Экспериментальный: метод опроса, интервью, анкетирование.

Практическая значимость работы: Результаты исследовательской работы «Рекомендации по выбору профессии» могут быть использованы: классными руководителями во внеурочной деятельности и в проведении классных часов по профориентации.

Научная новизна исследования: Выполненная работа представляет собой исследование подготовленности обучающихся школы к выбору профессии.

Ожидаемые результаты: Старшеклассники выбирают профессию с учетом востребованности её на рынке труда.

Планы на будущее: Сравнив профессиональный выбор выпускников, найти себе достойную профессию.

II . Основная часть

Мотивы выбора профессии

«Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» - сказал Сенека (римский философ). Ученые-социологи подсчитали, что примерно 40% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности избирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, способностям, внутренним убеждениям. Это влечет за собой разочарования, даже психические расстройства… Велик и экономический урон государства. Ежегодно оно теряет миллиарды рублей, так как более трети выпускников школ поступают учиться и работать по специальностям, не соответствующим их индивидуальным запросам и потребностям общества.

Причины, побуждающие выбрать ту или иную профессию много, их можно разделить на внешние и внутренние. Внешние причины связаны с влиянием окружающей среды: мнением родителей, друзей, сверстников, желанием добиться внешнего успеха или страхом осуждения. За внутренние причины отвечаешь ты сам – их определяют твои способности, склонности, привычки и характер, и только они.

Лидер списка мотивов - престиж профессии. Мотив неплохой, но едва ли при выборе профессии можно опираться только на него. Можно получить профессию, которая не принесет удовлетворения.

Почетное второе место при выборе профессии занимает высокий заработок.

Интерес к содержанию самой профессии, то есть внутренняя причина ее выбора, находится лишь на третьем месте, а жаль. Тот, для кого работа будет в радость, становится просто любимым делом, и работать будет более продуктивно и постоянно самосовершенствоваться. Как сказал Конфуций: «Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни».

Условия труда тоже играют свою роль в выборе той или иной профессии. Впрочем, переменив место работы, иногда можно существенно изменить и условия труда, - некоторые профессии это позволяют.

Еще одна причина – доступность обучения. Одно дело – получать высшее образование в городе, который находиться рядом, где живешь, другое – ездить за тридевять земель. Но ставя во главу угла доступность обучения, ты существенно ограничиваешь список профессий.

Востребованные профессии

Врач, учитель, юрист, актер, ученый… «А кем стану Я?»

В мире существует более 50 тыс. профессий. В российский «Единый тарифно-квалификационный справочник» включено 7000 профессий и специальностей.

В мире существуют профессии, которые встречаются крайне редко. К таким относится профессия сурдопереводчика. Чтобы работать по этой специальности, надо знать профессиональный язык жестов, с помощью которого и происходит общение с глухими людьми.

В области парфюмерии редкой специальностью является нюхач. Для этой профессии необходимо обладать отменной памятью на ароматы, так как нюхач отвечает за оценку новых запахов, создание парфюмерных композиций.

Достаточно редкая профессия – титестер. Так называют профессионального дегустатора чая. Он способен определить место произрастания, качество и сорт чая. Эти специалисты занимаются тем, что составляют чайные купажи.

А самая редкая профессия в мире это смотритель райского острова. Одна из туристических компаний искала человека, который на протяжении шести месяцев проживал бы на острове в вилле, плавал в бассейне, нырял с аквалангом, фотографировал, играл в гольф и вёл свой блог, пропагандируя отдых на острове.

Рейтинг самых востребованных профессий в районе.

В Приаргунском районе востребованные профессий такие как: врач, прокурор, учитель, менеджер, работник РЖД, МЧС, полиционер, программист.

Рейтинг самых востребованных профессий в крае.

В Забайкальском крае востребованные профессий такие как: врач, учитель, инженер, программист, дальнобойщик, военные, строитель, архитектор, дизайнер.

Сенека (римский философ) сказал «Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». Выбор профессии был и остается непростым делом, что вполне понятно: выбирая будущую деятельность, молодой человек выбирает и место в обществе, и свою судьбу.

Знают ли старшеклассники нашей школы, к какой пристани им держать путь? Для выяснения этого я провела анкетирование учеников 9, 10, 11 классов.

Практическая работа

Предполагаемое количество участников:

9 класс - 10 человек

10 класс - 7 человек

11 класс - 8 человек

Всего: 25 человек

На вопрос «Легко ли вам дался выбор?»

Результат опроса: (Приложение 1)

9 класс: Да - 4 (40%), Нет – 6 (60%)

10 класс: Да - 5 (71%), Нет – 2 (29%)

11 класс: Да – 4 (50%), Нет – 4 (50%)

Сравнивая полученные результаты, можно сделать вывод: для учащихся 9 и 11 классов выбор будущей профессии оказался более сложным делом, чем учащимся 10 классов. Чем ближе к цели, тем все больше сомнений возникает в выборе профессии.

Меня заинтересовало «Почему, так сложно определиться с выбором профессии?».

В интервью с 9-11 классами сформулировали причины трудности выбора профессии:

не сформирована профессиональная направленность собственной личности (слабо изучены свои собственные склонности, интересы);

неуверенность в собственных знаниях, следствием чего является страх не оправдать свои надежды и надежды родителей;

несоответствие желаний и возможностей (не только материальных, но и физических);

недостаточная информированность о преимуществах и недостатках профессии.

Чем же возможно облегчить профессиональный выбор выпускников школы? Вот как они сами отвечают на этот вопрос:

введение в школе курса по профориентации с 6-7 класса;

прохождение тестов по профориентации, с последующим анализом результатов психологом (ведь психолог может правильно объяснить полученные результаты);

проведение деловых игр «Один день в профессии»;

экскурсии на предприятия и в учреждения;

беседы со специалистами.

Как обычно бывает, проблема выбора профессии волнует не только нас самих, но и родных, близких, а чаще, конечно, родителей.

«Кто повлиял на выбор вашей профессии?»

9 класс: Сами – 8 (80%), Родители – 2 (20%), Друзья – 0 (0%)

10 класс: Сами – 2 (22%), Родители – 3 (56%), Друзья – 2 (22%)

11 класс: Сами – 6 (75%), Родители – 2 (25%), Друзья – 0 (0%)

Как мы видим, что родители оказывают существенное влияние на профессиональный выбор детей. Именно родители в 28 % случаев оказали наибольшее влияние на выбор конкретной профессии своих детей. Конечно, забота старших о будущей профессии своего ребенка понятна; они несут ответственность за то, как складывается его жизнь. Но иногда правильному выбору профессии мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить.

Важно сделать СВОЙ выбор и не перепутать его с чужим, а родители должны помочь детям лучше разобраться в своих склонностях и возможностях.

На современном этапе рынок труда определят ряд требований к профессиональным компетенциям, одно из которых наличие высшего образования.

«Требует ли ваша профессия высшего образования?»

9 класс: Да - 9 (90%), Нет - 1 (10%), Не знаю – 0 (0%)

10 класс: Да - 5 (72 %), Нет -1 (14%), Не знаю - 1 (14%)

11 класс: Да - 7 (86%), Нет - 0 (0%), Не знаю - 1 (14%)

Мы видим что, 20 человек решили получить высшее образование.

На вопрос «Сделали вы выбор в учебном заведении?»

Выпускники этого года хотят поступить: Юриспруденцию, Медицинский колледж, Железнодорожный колледж, Кадеты, некоторые еще не определились.

«Какая профессия ждет вас будущем?»

9 класс: Помощник машиниста, охотовед, электрик, гинеколог, военный, инженер горных работ, политик, еще 3 человека не определились с выбором профессии.

10 класс: Адвокат, организатор детских праздников, следователь, патологоанатом, врач, еще один человек не определился с выбором профессии.

11 класс: Юрист, инженер, космонавт, МЧС, врач, еще 3 человека не определились с выбором профессии.

В заключении можно сделать выводы о профессиональном выборе наших старшеклассников. В мире существует огромное количество профессий, они охватывают различные сферы человеческой деятельности, постоянно изменяются вместе с развитием общества, науки и техники. Поэтому выбор профессии – сложный выбор. Для учащихся 9 и 11 классов выбор будущей профессии оказался более сложным делом. Важно сделать СВОЙ выбор и не перепутать его с чужим, а родители должны помочь детям лучше разобраться в своих склонностях и возможностях. Для учащихся 9-11 классов мы составили « Р екомендации по выбору профессии» (Приложение 2)

1 Научно-исследовательская работа Трудности выбора профессии у старшеклассников. Выполнил: Сединин Максим ученик 10 класса МАОУ «СОШ 47» г.перми Руководитель: Зуева Светлана Викторовна, учитель истории и обществознания 2017 год

2 Оглавление Введение. 3 Теоретическое рассмотрение вопроса. 4 Рынок профессий в Пермском крае. 4 Разнообразие профессий. 5 Аналитическая часть. 7 Типичные ошибки при выборе профессии. 7 Как избежать ошибок при выборе профессии. 9 Проектная часть Социологический опрос Процесс выбора профессии Заключение Список используемой литературы Приложения

3 Введение В старших классах средней школы большинство подростков озадачены выбором профессии. От правильности этого выбора зависит дальнейшая судьба человека. Актуальность данной темы не вызывает сомнений, так как количество профессий постоянно растёт, а значит выбрать себе подходящую профессию становится всё сложнее. Я выбрал данную тему, потому что сам сейчас являюсь учеником 10 класса и, также как все мои сверстники, столкнулся с проблемой выбора профессии. Я до сих пор окончательно не определился с будущей профессией, поэтому думаю, что эта работа будет полезна, как моим одноклассникам, так и мне самому. В настоящее время большинство выпускников школ имеют слабое представление о своей будущей профессии, а также о знаниях и навыках, которые им в ней пригодятся. Это приводит к тому, что люди разочаровываются в выбранной ими профессии и либо всю жизнь работают на нелюбимой работе, либо идут получать другую специальность. В обоих случаях люди тратят несколько лет своей жизни на получение образования, которое не оправдывает их ожиданий. Целью данной работы является определение и анализ оптимального алгоритма выбора профессии. Из данной цели вытекают следующие задачи: 1). Рассмотреть все возможные виды профессий. 2). Проанализировать рынок профессий в Пермском крае. 3). Выявить ошибки, которые допускаются при выборе профессии. 4). Провести социологический опрос. 5). Детально разобрать процесс выбора профессии. 3

4 При написании данной работы были проведены социологические опросы и исследования, а также проанализированы научные статьи и работы по данной проблематике. 4

5 1 Теоретическое рассмотрение вопроса 1.1 Рынок профессий в Пермском крае В данной работе я буду рассматривать рынок труда на примере Пермского края и города Перми. При выборе профессии стоит учитывать специализацию своего региона и то, какие отрасли в нём развиты, чтобы в будущем стать востребованным специалистом и не иметь трудностей с поиском работы в своём городе. Пермские работодатели во многом поддерживают российские тенденции на рынке труда. В Пермском крае присутствуют несколько ведущих отраслей промышленности: нефтегазопереработка, нефтехимия, деревообработка, машиностроение, электроэнергетика и пищевая промышленность. Следовательно, в данном регионе, пользуются спросом специалисты, работающие в этих отраслях. Так же, как и в целом по России, в Перми требуются медики, педагоги, программисты и IT-специалисты. Но это совсем не значит, что нужно отказываться от выбора других профессий, так как настоящие профессионалы своего дела всегда будут востребованы. Средняя заработная плата в Пермском крае составляет рублей, а количество открытых вакансий колеблется в районе Больше половины свободных вакансий Пермского края находятся в городе Перми, на втором месте - Березники, а на третьем Чайковский. 5

6 Распределение вакансий в Пермском крае Пермь 2% 2% 2% 3% 3% 19% 57% Березники Чайковский Усолье Соликамск Александровск Кунгур 3% 4% 5% Краснокамск Добрянка Остальное 1.2 Разнообразие профессий При выборе профессии стоит учитывать два основных критерия: личностные качества и профессиональную пригодность. Это означает, что человек должен не только хотеть трудиться в определенной сфере, но также обладать определенными способностями для самореализации в ней. Самое элементарное разделение профессий по видам деятельности это разделение на технические и гуманитарные профессии. Способности, соответствующие определённому роду деятельности, могут быть ярко выраженными, но иногда встречаются люди, которые обладают качествами, характерными как для технических, так и для гуманитарных наук. В любом случае, существует огромное множество профессий, в которых требуются самые разнообразные качества, поэтому не существует человека, которому нельзя подобрать подходящую профессию. Прежде чем выбрать для себя конкретную будущую профессию, нужно определиться с направлением, к которому она будет относиться. Обычно выделяют пять направлений: Человек-Человек, Человек-Художественный образ, Человек-Техника, Человек-Знаковая система, Человек-Природа. Данная классификация кажется мне слишком обобщённой. 6

7 Виды профессий Технические Экономические Творческие Военные Медицинские Педагогические Юридические Лингвистические Транспортные Аграрные и животноводческие Сферы безопасности Примеры профессий Автомеханик, автослесарь, инженер, механик, металлург, электрик, строитель, энергетик Экономист, бухгалтер, товаровед, риэлтор, менеджер, маркетолог Актёр, дизайнер, художник, фотограф, парикмахер, модельер, режиссёр Военный лётчик, военный связист, танкист, артиллерист, десантник, морпех Врачи любой специализации, медицинская сестра, фельдшер, фармацевт, акушер Школьный учитель, воспитатель детского сада, психолог, гувернёр Адвокат, прокурор, судья, юрист, социальный работник Филолог, писатель, переводчик, журналист, лингвист, переводчик, редактор Дальнобойщик, пилот, моряк, машинист поезда, стюардесса Агроном, эколог, геолог, ветеринар, кинолог, фермер Охранник, полицейский, пожарный, криминалист, таможенник, работник МЧС 7

8 2 Аналитическая часть 2.1 Типичные ошибки при выборе профессии Выбор профессии это сложное и ответственное дело, к которому стоит подходить серьёзно и принимать только взвешенные решения. Легкомысленное отношение к выбору профессии может привести к ошибке, из-за которой человек может потратить несколько лет на обучение профессии, которая ему не подходит. Далее описываются наиболее распространённые ошибки, которые допускаются при выборе профессии. 1. Неумение анализировать собственные способности и склонности. Для того чтобы стать выдающимся специалистом в какой-либо области, необходимо иметь определённые способности и склонности, которые помогут вам достичь высоких результатов. Иногда люди не могут определить свои склонности, из-за чего выбирают профессию, в которой не могут полностью самореализоваться и проявить свои таланты. 2. Влияние популярности и престижности профессии. Многие люди выбирают популярные или престижные профессии, не задумываясь о том, будут ли они получать удовольствие от этой работы и смогут ли они в ней полностью реализовать свои возможности, а главное, будет ли их специальность востребованной. 3. Увлечение внешней стороной профессии. Выбирая профессию, люди обычно представляют её такой, какой они хотят её видеть. При этом некоторые особенности или трудности выбранной профессии обычно не учитываются или даже остаются неизвестными. В результате человек может разочароваться в профессии, на обучение которой он потратил несколько лет. 4. Выбор профессии под влиянием друзей. В школе у детей появляются друзья и знакомые, с которыми они привыкают 8

9 учиться и общаться каждый день. Поэтому, когда приходит время выбирать профессию, многие идут учиться на одинаковые профессии, только для того, чтобы не разлучаться со своими друзьями. Ни к чему хорошему такой выбор обычно не приводит. 5. Несамостоятельность выбора профессии. Родители часто решают за ребёнка его судьбу, заставляя его продолжать семейное дело или учиться профессии, которая приносит большой доход. Зачастую, в подобных ситуациях ребёнку не нравится профессия, которой он обучается и, получив образование, он идёт работать не по своей специальности. 6. Сравнение школьного учебного предмета с соответствующей профессией. Знания, приобретённые в школе, являются лишь общей и поверхностной информацией о различных науках. Поэтому хорошая успеваемость по определённым предметам в школе ещё не гарантирует успех в профессии, связанной с данными предметами. Выбирая будущую профессию, стоит, прежде всего, ориентироваться на конкретные знания, которые в ней пригодятся, а не на школьные предметы, связанные с ней. 7. Недостаточная информированность о мире профессий. На сегодняшний день в мире существует огромное количество профессий. О некоторых профессиях человек может даже не знать, а ведь возможно, что одна из них может идеально для него подходить. 8. Недооценка своих физических способностей. Для некоторых профессий требуется идеальное здоровье, которого с рождения нет у многих людей. Человеку, имеющему проблемы со здоровьем, лучше сразу отбросить подобные профессии и искать варианты, которые ему подходят. 9

10 9. Выбор профессии приравнивается к выбору уровня образования. Существует распространённое заблуждение, что для получения любой высокооплачиваемой и престижной работы необходимо иметь высшее образование. Это утверждение неверно, так как для получения хорошей работы в первую очередь требуются знания и способности, а не диплом о высшем образовании. 10

11 2.2 Как избежать ошибок при выборе профессии В большинстве случаев, школьникам, которые выбирают себе профессию, советуют пройти профессиональные пробы, на которых им предлагают познакомиться с интересующей их профессией. Целью данных проб является получение практического опыта работы и выявление у школьников склонностей к работе по определённой специальности. На практике профессиональные пробы не отличаются высокой эффективностью и редко способствуют выбору профессии. Это объясняется тем, что участникам профпроб в итоге не предоставляется возможность понастоящему попробовать себя в конкретной профессии, так как это в принципе невозможно, из-за отсутствия у них необходимых знаний и навыков. Обычно все профпробы сводятся к общению с представителями какой-либо профессии или посещению предприятий, на которых они работают. Такие мероприятия обычно не дают желаемого результата, потому что полностью не показывают все объективные качества и особенности профессии. Однако людям, определившимся со своей будущей профессией, однозначно стоит пройти профессиональные пробы этой профессии, чтобы лучше её узнать. 11

12 3 Проектная часть 3.1 Социологический опрос В опросе участвовало 40 человек в возрасте лет, из них 25 юношей и 15 девушек. Всем опрашиваемым были заданы вопросы: 1). Вы уже окончательно определились с выбором профессии? 2). Чем вы руководствуетесь при выборе профессии? 3). Что сильнее всего повлияло на ваш выбор профессии? По итогам данного социологического опроса составлены диаграммы Состояние определённости выбора профессии Ещё не определился 32,5% 10% 22,5% 35% Частично определился (выбрал только область деятельности) Определился, но может передумать Окончательно определился 12

13 Главный фактор, влияющий на выбор профессии 17% 46% 23% 14% Родители Друзья Престижность профессии и зарплата Собственные склонности Действия, сыгравшие решающую роль в выборе профессии 13% 17% 37% 23% 10% Прохождение профпроб в школе Поиск информации о профессиях в интернете Общение со знакомыми на данную тему Прохождение профориентационных тестов Анализ собственных способностей и склонностей По результатам социологического опроса видно, что большинство опрошенных ещё не определились со своей будущей профессией и стараются выбрать себе специальность, основываясь на внешних факторах, а не на анализе своих способностей и склонностей. 13

14 3.2 Процесс выбора профессии Для решения проблемы выбора профессии я сделал собственный план, который может помочь неопределившемуся человеку, выбрать себе оптимальную будущую профессию. 1. Решение начать выбирать профессию. Обычно проблема выбора профессии встаёт перед учеником в 9-10 классе. Большинство детей оказываются не готовы к принятию самостоятельного и обдуманного решения данной проблемы. Но, чтобы в дальнейшем получать образование, необходимо хотя бы частично определиться с направлением будущей профессии. Серьёзно решиться выбирать профессию это первый и самый главный шаг к её получению! 2. Сбор информации, способной помочь в выборе профессии. Для того чтобы правильно выбрать себе профессию необходимо сначала выяснить, какие профессии сейчас пользуются большим спросом на рынке труда, какие профессии самые высокооплачиваемые и какие профессии являются самыми перспективными. Это поможет вам избежать ситуаций, при которых ваша специальность станет неактуальной или невостребованной. 3. Построение образа будущей профессии, основанное на анализе собственных способностей и склонностей. Для того чтобы выбрать профессию, необходимо сначала понять, что вы хотите получать от этой профессии кроме денег (возможность общаться с новыми и интересными людьми, самосовершенствоваться, узнавать что-то новое, путешествовать, изобретать что-то новое и т. д.). Далее попробуйте перечислить все сильные стороны своего характера и все свои увлечения, а после этого подумайте, в каких профессиях вам это может пригодиться. 4. Поиск подходящих профессий, их оценка и выбор оптимального варианта. Теперь остаётся выбрать профессию, которая соответствует вашим 14

15 желаниям, позволяет вам проявить свои сильные стороны и будет совпадать с вашими увлечениями (только в этом случае у вас будет возможность полностью самореализоваться в выбранной профессии). Желательно, чтобы эта профессия была также актуальна в будущем, востребована на рынке труда и высокооплачиваема. В большинстве случаев, все эти требования не сочетаются в одной профессии, но профессия, где большинство этих требований соблюдаются, и будет являться для вас оптимальным вариантом! Заключение Анализируя всё вышесказанное, можно заключить, что выбор профессии это одно из самых важных решений в жизни. Именно из-за важности данного выбора стоит отнестись к нему серьёзно и ответственно. Главное правило, которым стоит руководствоваться при выборе профессии - это обращение внимания, в первую очередь, на свои интересы и склонности, а не на внешние факторы и мнение окружающих. Ещё Конфуций сказал: «Выбери себе работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни». Эта мудрость объясняет, почему выбор профессии должен быть осознанным, взвешенным и его обязательно нужно принять самостоятельно, ведь никто не знает вас так хорошо, как вы сами! 15

16 Список используемой литературы 1). Климов Е.А. «Психология профессионального самоопределения» - Москва: Издательство «Просвещение», ). Кон И. С. «Психология старшеклассника» - Москва: Издательство «Просвещение», ). Парнов Д. «Кем быть? Секреты выбора профессии» - Москва: Издательство «Книжный мир», ). Робинсон К. «Найти своё призвание» - Москва: Издательство «Манн, Иванов и Фербер», ). Соловьёв А. «Выбор профессии» - Москва: Издательство «Эксмо», ). Урутина Т. М., Агеева Л. Г. «Типичные трудности и ошибки при выборе профессии у старшеклассников» - Москва: Издательство «Молодой учёный»,

17 Приложение 1 Приложения Распределение вакансий в Пермском крае 19,5 2 1,6 2,3 2,9 2,9 3,1 4,1 4,5 57,2 Пермь Березники Чайковский Усолье Соликамск Александровск Кунгур Краснокамск Добрянка Остальное Приложение 2 Состояние определённости выбора профессии Ещё не определился 32,5% 10% 22,5% 35% Частично определился (выбрал только область деятельности) Определился, но может передумать Окончательно определился 17

18 Приложение 3 Главный фактор, влияющий на выбор профессии 17% 46% 23% 14% Родители Друзья Престижность профессии и зарплата Собственные склонности Приложение 4 Действия, сыгравшие решающую роль в выборе профессии 13% 17% 37% 23% 10% Прохождение профпроб в школе Поиск информации о профессиях в интернете Общение со знакомыми на данную тему Прохождение профариентационных тестов Анализ собственных способностей и склонностей 18

Нажмите, чтобы узнать подробности

Постановка проблемы: Выпускники не могут сделать выбор профессии.

Актуальность: Чаще всего человек определяется с выбором своей профессии в 14-17 лет. Именно поэтому к выбору профессии обращено особое внимание старшеклассников школы.

Цель работы: Установление соответствия между выбором профессии старшеклассников нашей школы и востребованностью этой профессии на рынке труда.

Мы поставили себе задачи:

Собрать информацию по изучаемой теме.

Выявить профессиональные предпочтения обучающихся 9-10 классов.

Нацелить обучающихся на определение выбора профессии с учетом ее востребованности.

Количество участников:

9 класс - 3 человека

10 класс - 3 человека

Всего: 6 человек

Научная новизна исследования: Выполненная работа представляет собой исследование подготовленности обучающихся школы к выбору профессии.

Гипотеза: Если старшеклассники выберут профессию с учетом востребованности её на рынке труда, то у них больше шансов успешно реализоваться в жизни.

Актуальность. Выбор профессии в ранней юности – один из важнейших моментов нашей жизни. Наступает момент, когда нужно определиться, кем быть. Правильный выбор профессии - залог дальнейшего успеха в карьере, деятельности. Чаще всего человек определяется с выбором своей профессии в 14-17 лет. Именно поэтому к выбору профессии обращено особое внимание старшеклассников школы.

II. Основная часть

Мотивы выбора профессии

Ученые-социологи подсчитали, что примерно 40% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности избирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, способностям, внутренним убеждениям.

Лидером списка мотивов выбора профессии- это её престиж . Мотив неплохой, но едва ли при выборе профессии можно опираться только на него.

Почетное второе место при выборе профессии занимает высокий заработок.

Интерес к содержанию самой профессии, то есть внутренняя причина ее выбора, находится лишь на третьем месте. Тот, для кого работа будет врадость и работать будет более продуктивно и постоянно самосовершенствоваться. Условия труда тоже играют свою роль в выборе той или иной профессии.

Еще одна причина – доступность обучения в денежном смысле и одно дело – получать высшее образование в городе, который находиться рядом, где живешь, другое – ездить за тридевять земель.

Востребованные профессии

Знают ли старшеклассники нашей школы, к какой пристани им держать путь? Для выяснения этого мы провели анкетирование учеников 9, 10, классов.

Практическая работа

Среди учащихся 9-10 классов был проведён опрос.

На вопрос « выбрали ли вы профессию?»

9 класс: Да - 33 %, Нет – 66 %

10 класс: Да - 66 %, Нет – 33%

По полученным результатам, можно сделать вывод: для учащихся 9 и 10 классов выбор будущей профессии оказался всё-таки сложным делом.

Нас заинтересовало «Почему, так сложно определиться с выбором профессии?».

В интервью с 9-10 классами мы сформулировали причины трудности выбора профессии:

не сформирована профессиональная направленность (слабо изучены свои собственные склонности, интересы);

неуверенность в собственных знаниях, следствием чего является страх не оправдать свои надежды и надежды родителей;

недостаточная информированность о преимуществах и недостатках профессии.

Чем же возможно облегчить профессиональный выбор выпускников школы? Вот как они сами отвечают на этот вопрос:

введение в школе курса по профориентации.

прохождение тестов по профориентации, с последующим анализом результатов

экскурсии на предприятия и в учреждения;

беседы со специалистами.

На современном этапе рынок труда определят ряд требований к профессиональным компетенциям, одно из которых наличие высшего образования.

«Требуется ли высшее образование?»

9 класс: Да - 66%, Нет - 33%.

10 класс: Да - 100 %.

Мы видим что, большая часть учеников 9 класса и все учащиеся 10 класса считают, что высшее образование необходимо.

На вопрос «Сделали вы выбор учебного заведения?» ответили:

9 класс: 1 человек-Медицинское училище, 1- Сельскохозяйственный институт, 1-Сельскохозяйственный техникум, 1-в педагогический институт, некоторые еще не определились.

Для учащихся 9 и 10 классов выбор будущей профессии оказался сложным делом. Важно сделать СВОЙ выбор и не перепутать его с чужим, а родители должны помочь детям лучше разобраться в своих склонностях и возможностях. Для учащихся 9-10 классов мы составили «Рекомендации по выбору профессии»:

- Прежде всего, хорошенько обдумать, чего ты хочешь от профессии.

- В какой сфере деятельности тебе было интересно работать.

- Какой образ жизни ты планируешь вести, насколько важна для тебя высокая заработная плата.

Обязательно учти свои способности. Не стоит мечтать о карьере программиста, имея тройку по алгебре.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




ТРУДНОСТИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Автор работы награжден дипломом победителя III степени

В старших классах средней школы большинство подростков озадачены выбором профессии. От правильности этого выбора зависит дальнейшая судьба человека. Актуальность данной темы не вызывает сомнений, так как количество профессий постоянно растёт, а значит выбрать себе подходящую профессию становится всё сложнее.Я выбрал данную тему, потому что сам сейчас являюсь учеником 10 класса и, также как все мои сверстники, столкнулся с проблемой выбора профессии. Я до сих пор окончательно не определился с будущей профессией, поэтому думаю, что эта работа будет полезна, как моим одноклассникам, так и мне самому.

В настоящее время большинство выпускников школ имеют слабое представление о своей будущей профессии, а также о знаниях и навыках, которые им в ней пригодятся. Это приводит к тому, что люди разочаровываются в выбранной ими профессии и либо всю жизнь работают на нелюбимой работе, либо идут получать другую специальность. В обоих случаях люди тратят несколько лет своей жизни на получение образования, которое не оправдывает их ожиданий.

Целью данной работы является определение и анализ оптимального алгоритма выбора профессии.

Из данной цели вытекают следующие задачи:

1). Рассмотреть все возможные виды профессий.2). Проанализировать рынок профессий в Пермском крае.3). Выявить ошибки, которые допускаются при выборе профессии.4). Провести социологический опрос.5). Детально разобрать процесс выбора профессии.

При написании данной работы были проведены социологические опросы и исследования, а также проанализированы научные статьи и работы по данной проблематике.

1 Теоретическое рассмотрение вопроса

1.1 Рынок профессий в Пермском крае

В данной работе я буду рассматривать рынок труда на примере Пермского края и города Перми. При выборе профессии стоит учитывать специализацию своего региона и то, какие отрасли в нём развиты, чтобы в будущем стать востребованным специалистом и не иметь трудностей с поиском работы в своём городе.

Пермские работодатели во многом поддерживают российские тенденции на рынке труда. В Пермском крае присутствуют несколько ведущих отраслей промышленности: нефтегазопереработка, нефтехимия, деревообработка, машиностроение, электроэнергетика и пищевая промышленность. Следовательно, в данном регионе, пользуются спросом специалисты, работающие в этих отраслях. Так же, как и в целом по России, в Перми требуются медики, педагоги, программисты и IT-специалисты. Но это совсем не значит, что нужно отказываться от выбора других профессий, так как настоящие профессионалы своего дела всегда будут востребованы.

Средняя заработная плата в Пермском крае составляет 20 000 рублей, а количество открытых вакансий колеблется в районе 74 000 .

Больше половины свободных вакансий Пермского края находятся в городе Перми, на втором месте - Березники, а на третьем – Чайковский.

1.2 Разнообразие профессий

При выборе профессии стоит учитывать два основных критерия: личностные качества и профессиональную пригодность. Это означает, что человек должен не только хотеть трудиться в определенной сфере, но также обладать определенными способностями для самореализации в ней.

Самое элементарное разделение профессий по видам деятельности – это разделение на технические и гуманитарные профессии. Способности, соответствующие определённому роду деятельности, могут быть ярко выраженными, но иногда встречаются люди, которые обладают качествами, характерными как для технических, так и для гуманитарных наук. В любом случае, существует огромное множество профессий, в которых требуются самые разнообразные качества, поэтому не существует человека, которому нельзя подобрать подходящую профессию.

Прежде чем выбрать для себя конкретную будущую профессию, нужно определиться с направлением, к которому она будет относиться. Обычно выделяют пять направлений: Человек-Человек, Человек-Художественный образ, Человек-Техника, Человек-Знаковая система, Человек-Природа. Данная классификация кажется мне слишком обобщённой.

Автомеханик, автослесарь, инженер, механик, металлург, электрик, строитель, энергетик

Экономист, бухгалтер, товаровед, риэлтор, менеджер, маркетолог

Актёр, дизайнер, художник, фотограф, парикмахер, модельер, режиссёр

Военный лётчик, военный связист, танкист, артиллерист, десантник, морпех

Врачи любой специализации, медицинская сестра, фельдшер, фармацевт, акушер

Школьный учитель, воспитатель детского сада, психолог, гувернёр

Адвокат, прокурор, судья, юрист, социальный работник

Филолог, писатель, переводчик, журналист, лингвист, переводчик, редактор

Дальнобойщик, пилот, моряк, машинист поезда, стюардесса

Аграрные и животноводческие

Агроном, эколог, геолог, ветеринар, кинолог, фермер

Охранник, полицейский, пожарный, криминалист, таможенник, работник МЧС

2 Аналитическая часть

2.1 Типичные ошибки при выборе профессии

Выбор профессии – это сложное и ответственное дело, к которому стоит подходить серьёзно и принимать только взвешенные решения. Легкомысленное отношение к выбору профессии может привести к ошибке, из-за которой человек может потратить несколько лет на обучение профессии, которая ему не подходит. Далее описываются наиболее распространённые ошибки, которые допускаются при выборе профессии.

1. Неумение анализировать собственные способности и склонности.Для того чтобы стать выдающимся специалистом в какой-либо области, необходимо иметь определённые способности и склонности, которые помогут вам достичь высоких результатов. Иногда люди не могут определить свои склонности, из-за чего выбирают профессию, в которой не могут полностью самореализоваться и проявить свои таланты.

2. Влияние популярности и престижности профессии. Многие люди выбирают популярные или престижные профессии, не задумываясь о том, будут ли они получать удовольствие от этой работы и смогут ли они в ней полностью реализовать свои возможности, а главное, будет ли их специальность востребованной.

3. Увлечение внешней стороной профессии.Выбирая профессию, люди обычно представляют её такой, какой они хотят её видеть. При этом некоторые особенности или трудности выбранной профессии обычно не учитываются или даже остаются неизвестными. В результате человек может разочароваться в профессии, на обучение которой он потратил несколько лет.

4. Выбор профессии под влиянием друзей.В школе у детей появляются друзья и знакомые, с которыми они привыкают учиться и общаться каждый день. Поэтому, когда приходит время выбирать профессию, многие идут учиться на одинаковые профессии, только для того, чтобы не разлучаться со своими друзьями. Ни к чему хорошему такой выбор обычно не приводит.

5. Несамостоятельность выбора профессии. Родители часто решают за ребёнка его судьбу, заставляя его продолжать семейное дело или учиться профессии, которая приносит большой доход. Зачастую, в подобных ситуациях ребёнку не нравится профессия, которой он обучается и, получив образование, он идёт работать не по своей специальности.

6. Сравнение школьного учебного предмета с соответствующей профессией.Знания, приобретённые в школе, являются лишь общей и поверхностной информацией о различных науках. Поэтому хорошая успеваемость по определённым предметам в школе ещё не гарантирует успех в профессии, связанной с данными предметами. Выбирая будущую профессию, стоит, прежде всего, ориентироваться на конкретные знания, которые в ней пригодятся, а не на школьные предметы, связанные с ней.

7. Недостаточная информированность о мире профессий.На сегодняшний день в мире существует огромное количество профессий. О некоторых профессиях человек может даже не знать, а ведь возможно, что одна из них может идеально для него подходить.

8. Недооценка своих физических способностей. Для некоторых профессий требуется идеальное здоровье, которого с рождения нет у многих людей. Человеку, имеющему проблемы со здоровьем, лучше сразу отбросить подобные профессии и искать варианты, которые ему подходят.

9. Выбор профессии приравнивается к выбору уровня образования.Существует распространённое заблуждение, что для получения любой высокооплачиваемой и престижной работы необходимо иметь высшее образование. Это утверждение неверно, так как для получения хорошей работы в первую очередь требуются знания и способности, а не диплом о высшем образовании.

2.2 Как избежать ошибок при выборе профессии

В большинстве случаев, школьникам, которые выбирают себе профессию, советуют пройти профессиональные пробы, на которых им предлагают познакомиться с интересующей их профессией. Целью данных проб является получение практического опыта работы и выявление у школьников склонностей к работе по определённой специальности. На практике профессиональные пробы не отличаются высокой эффективностью и редко способствуют выбору профессии. Это объясняется тем, что участникам профпроб в итоге не предоставляется возможность по-настоящему попробовать себя в конкретной профессии, так как это в принципе невозможно, из-за отсутствия у них необходимых знаний и навыков. Обычно все профпробы сводятся к общению с представителями какой-либо профессии или посещению предприятий, на которых они работают. Такие мероприятия обычно не дают желаемого результата, потому что полностью не показывают все объективные качества и особенности профессии. Однако людям, определившимся со своей будущей профессией, однозначно стоит пройти профессиональные пробы этой профессии, чтобы лучше её узнать.

3 Проектная часть

3.1 Социологический опрос

В опросе участвовало 40 человек в возрасте 16-17 лет, из них 25 юношей и 15 девушек. Всем опрашиваемым были заданы вопросы:1). Вы уже окончательно определились с выбором профессии?2). Чем вы руководствуетесь при выборе профессии?3). Что сильнее всего повлияло на ваш выбор профессии?

По итогам данного социологического опроса составлены диаграммы

По результатам социологического опроса видно, что большинство опрошенных ещё не определились со своей будущей профессией и стараются выбрать себе специальность, основываясь на внешних факторах, а не на анализе своих способностей и склонностей.

3.2 Процесс выбора профессии

Для решения проблемы выбора профессии я сделал собственный план, который может помочь неопределившемуся человеку, выбрать себе оптимальную будущую профессию.1. Решение начать выбирать профессию. Обычно проблема выбора профессии встаёт перед учеником в 9-10 классе. Большинство детей оказываются не готовы к принятию самостоятельного и обдуманного решения данной проблемы. Но, чтобы в дальнейшем получать образование, необходимо хотя бы частично определиться с направлением будущей профессии. Серьёзно решиться выбирать профессию – это первый и самый главный шаг к её получению!2. Сбор информации, способной помочь в выборе профессии. Для того чтобы правильно выбрать себе профессию необходимо сначала выяснить, какие профессии сейчас пользуются большим спросом на рынке труда, какие профессии самые высокооплачиваемые и какие профессии являются самыми перспективными. Это поможет вам избежать ситуаций, при которых ваша специальность станет неактуальной или невостребованной.3. Построение образа будущей профессии, основанное на анализе собственных способностей и склонностей.Для того чтобы выбрать профессию, необходимо сначала понять, что вы хотите получать от этой профессии кроме денег (возможность общаться с новыми и интересными людьми, самосовершенствоваться, узнавать что-то новое, путешествовать, изобретать что-то новое и т. д.). Далее попробуйте перечислить все сильные стороны своего характера и все свои увлечения, а после этого подумайте, в каких профессиях вам это может пригодиться.4. Поиск подходящих профессий, их оценка и выбор оптимального варианта.Теперь остаётся выбрать профессию, которая соответствует вашим желаниям, позволяет вам проявить свои сильные стороны и будет совпадать с вашими увлечениями (только в этом случае у вас будет возможность полностью самореализоваться в выбранной профессии). Желательно, чтобы эта профессия была также актуальна в будущем, востребована на рынке труда и высокооплачиваема. В большинстве случаев, все эти требования не сочетаются в одной профессии, но профессия, где большинство этих требований соблюдаются, и будет являться для вас оптимальным вариантом!

Заключение

Анализируя всё вышесказанное, можно заключить, что выбор профессии – это одно из самых важных решений в жизни. Именно из-за важности данного выбора стоит отнестись к нему серьёзно и ответственно. Главное правило, которым стоит руководствоваться при выборе профессии - это обращение внимания, в первую очередь, на свои интересы и склонности, а не на внешние факторы и мнение окружающих. Ещё Конфуций сказал: «Выбери себе работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни». Эта мудрость объясняет, почему выбор профессии должен быть осознанным, взвешенным и его обязательно нужно принять самостоятельно, ведь никто не знает вас так хорошо, как вы сами!

Список используемой литературы

1). Климов Е.А. «Психология профессионального самоопределения» - Москва: Издательство «Просвещение», 2004.

2). Кон И. С. «Психология старшеклассника» - Москва: Издательство «Просвещение», 1980.

3). Парнов Д. «Кем быть? Секреты выбора профессии» - Москва: Издательство «Книжный мир», 2014.

4). Робинсон К. «Найти своё призвание» - Москва: Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2014.

5). Соловьёв А. «Выбор профессии» - Москва: Издательство «Эксмо», 2013.

6). Урутина Т. М., Агеева Л. Г. «Типичные трудности и ошибки при выборе профессии у старшеклассников» - Москва: Издательство «Молодой учёный», 2015.

Рейтинг самых востребованных профессий в стране, крае, районе.

Анализ информации центра занятости населения Волчихинского района.

Результаты анкетирования старшеклассников.

Рекомендации по выбору профессионального самоопределения выпускников

«Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» - сказал Сенека (римский философ)

В жизни наступает момент, когда нужно определиться, кем быть. Выбор профессии - это достаточно серьезный вопрос, к которому стоит подходить обдуманно. Правильный выбор профессии - залог дальнейшего успеха в карьере. Понятие «правильный выбор» подразумевает, прежде всего, возможность эффективного использования человеком личностного потенциала в профессиональной деятельности. В наше время от выбора профессии зависит не только материальное благосостояние, но и психологическое, душевное состояние человека. У осознанно выбравших профессию людей больше шансов успешно реализоваться в жизни. Чаще всего человек определяется с выбором своей профессии в 14-17 лет. Именно поэтому к выбору профессии обращено особое внимание старшеклассников школы.

Цель моей работы: установление соответствия между выбором профессии старшеклассников нашей школы и востребованностью этой профессии на рынке труда.

Собрать информацию по изучаемой теме.

Выявить профессиональные предпочтения обучающихся 10- 11 классов

Нацелить учащихся на определение выбора профессии с учетом ее востребованности.

Объектом моего исследования стали: профессиональные приоритеты обучающихся 10-11 классов.

Я использовала методы исследования:

Я выдвинула гипотезу: что учащиеся 10-11 классов осуществляют свой профессиональный выбор с учетом востребованности этой профессии на рынке труда.

Новизна: исследования проводятся впервые

Область исследования: социология

Практическая значимость: данная исследовательская работа может быть использована для проведения классных часов, дискуссий «Я в мире профессии», родительских собраний, деловой игры и др.

Этот выбор в ранней юности - один из важнейших.

"Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?", - пожалуй, этот вопрос входит в пятерку самых популярных вопросов, которые взрослые любят задавать совсем маленьким детям. «Все профессии важны, все профессии нужны!» Врач, учитель, юрист, актер, ученый… «А кем стану Я?»

В мире существует более 50 тыс. профессий. В российский «Единый тарифно-квалификационный справочник» включено 7000 профессий и специальностей.

В мире существуют профессии, которые встречаются крайне редко.

К таким относится профессия сурдопереводчика. Чтобы работать по этой специальности, надо знать профессиональный язык жестов, с помощью которого и происходит общение с глухими людьми.

В области парфюмерии редкой специальностью является нюхач. Для этой профессии необходимо обладать отменной памятью на ароматы, так как нюхач отвечает за оценку новых запахов, создание парфюмерных композиций.

Достаточно редкая профессия - титестер. Так называют профессионального дегустатора чая. Он способен определить место произрастания, качество и сорт чая. Эти специалисты занимаются тем, что составляют чайные купажи.

А самая редкая профессия в мире это смотритель райского острова. Одна из туристических компаний искала человека, который на протяжении шести месяцев проживал бы на острове в вилле, плавал в бассейне, нырял с аквалангом, фотографировал, играл в гольф и вёл свой блог, пропагандируя отдых на острове.

Как же найти ту единственную, которая была бы по душе, приносила удовольствие и давала возможность жить благополучно в материальном плане.

Сенека (римский философ) сказал «Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным»

Знают ли старшеклассник нашей школы, к какой пристани им держать путь? Для выяснения этого я провела анкетирование учеников 10-11 классов. Задав им вопрос: «Определились ли они с выбором будущей профессии?»

Вот какой результат я получила

Исследовательская работа Выбор профессии. Сложно ли это

Из 20 уч-ся 10 классов 17(85 %) определились с выбором профессии

Исследовательская работа Выбор профессии. Сложно ли это

В 11 классе из 26 - 25 выбрали уже себе профессию (96%)

1 ещё не определились с выбором (4%)

Выбор профессии был и остается непростым делом, что вполне понятно: выбирая будущую деятельность, молодой человек выбирает и место в обществе, и свою судьбу.

На вопрос «Легко ли вам дался выбор?»

Исследовательская работа Выбор профессии. Сложно ли это

Исследовательская работа Выбор профессии. Сложно ли это

Сравнивая полученные результаты, можно сделать вывод: для учащиеся 11-х классов выбор будущей профессии оказался более сложным делом, чем учащимся 10-х классов. Чем ближе к цели, тем все больше сомнений возникает?

Меня заинтересовало «Почему, так сложно определиться с выбором профессии?».

В интервью одиннадцатиклассники сформулировали причины трудности выбора профессии:

- не сформирована профессиональная направленность собственной личности. (слабо изучены свои собственные склонности, интересы)

- не уверенность в собственных знаниях, следствием чего является страх не оправдать свои надежды и надежды родителей

- не соответствие желаний и возможностей (не только материальных, но физических)

- не достаточная информированность о преимуществах и недостатках профессии.

Чем же возможно облегчить профессиональный выбор выпускников школы? Вот как они сами отвечают на этот вопрос:

- введение в школе курса по профориентации с 6-7 класса

- прохождение тестов по профориентации, с последующим анализом результатов психологом ( ведь психолог может правильно объяснить полученные результаты)

-проведение деловых игр «Один день в профессии»

- экскурсии на предприятия и в учреждения

-беседы со специалистами

Как обычно бывает, проблема выбора профессии волнует не только нас самих, но и родных, близких, а чаще, конечно, родителей.

Кто повлиял на выбор вашей профессии?

Исследовательская работа Выбор профессии. Сложно ли это

Я сам(а) сделал(а) этот выбор - 83%

Исследовательская работа Выбор профессии. Сложно ли это

Я сам(а) сделал(а) этот выбор - 67%

Как мы видим , что родители оказывают существенное влияние на профессиональный выбор детей. Именно родители в 23 % случаев оказали наибольшее влияние на выбор конкретной профессии своих детей. Конечно, забота старших о будущей профессии своего ребенка понятна; они несут ответственность за то, как складывается его жизнь. Но иногда правильному выбору профессии мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить.

Важно сделать СВОЙ выбор и не перепутать его с чужим, а родители должны помочь детям лучше разобраться в своих склонностях и возможностях.

На современном этапе рынок труда определят ряд требований к профессиональным компетенциям, одно из которых наличие высшего образования.

Требует ли ваша профессия высшего образования?

Исследовательская работа Выбор профессии. Сложно ли это

Исследовательская работа Выбор профессии. Сложно ли это

Мы видим что, 100% десятиклассников решили получить высшее образование, а вот учащиеся 11-х классов подошли более реалистично к выбору уровня образования.

Более 70% учащихся 11классов планируют получить высшее образование на платной основе, при условии неполучения бюджетных мест.

На вопрос « В ВУЗе какого региона вы хотели бы получить образования?» Большинство учащихся 10-11 классов нашей школы ответило, что будут обучаться в Алтайском крае.

8 учащихся планируют обучение в ВУЗах других регионов: 2 человек выбрали ВУЗы Кемеровской области, 4 - Новосибирской, 1 - Московской , 1 - Орловской области.

Высшее образование в Алтайском крае дают 12 государственных вузов, а также несколько филиалов и представительств вузов из других регионов.

Крупнейшие университеты и институты расположены в Барнауле.

Мотивы выбора профессии.

Лидер списка мотивов - престиж профессии. Мотив неплохой, но едва ли при выборе профессии можно опираться только на него. Можно получить профессию, которая не принесет удовлетворения.

Почетное второе место при выборе профессии занимает высокий заработок:

Интерес к содержанию самой профессии, то есть внутренняя причина ее выбора, находится лишь на третьем месте, а жаль. Тот, для кого работа будет в радость, становится просто любимым делом, и работать будет более продуктивно и постоянно самосовершенствоваться. Как сказал Конфуций: «Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни».

Условия труда тоже играют свою роль в выборе той или иной профессии. Впрочем, переменив место работы, иногда можно существенно изменить и условия труда, - некоторые профессии это позволяют.

С целью получения информации о мотивах профессионального выбора я провела анкетирование учащихся 10-11 классов. Чем же руководствовались сегодняшние выпускники и выпускники следующего года при выборе профессии?

Исследовательская работа Выбор профессии. Сложно ли это

Исходя из полученных данных, следует, что из 18 опрошенных десятиклассников 50% сказали, что они выбрали профессию, о которой мечтали. 8 человек выбрали востребованную профессию. А 1 человек выбрал высокооплачиваемую профессию.

Исследовательская работа Выбор профессии. Сложно ли это

Из 26 опрошенных одиннадцатиклассников востребованную профессию выбрали 17 человек, 10 человека выбрали профессию их мечты, а 5 высокооплачиваемые профессии.

Анализируя мотивы выбора профессии старшеклассников можно сделать вывод, что 6 человек выбрали высокооплачиваемую профессию, 19 - профессию своей мечты и востребованную на рынке труда профессию выбрали 25 учащихся.

Рейтинг самых востребованных профессий в стране.

Рейтинг самых востребованных профессий в крае.

Специалист по персоналу

Специалист индустрии красоты

3) Инструктор по лечебной физкультуре

4) Инженер по контрольно-измерительным приборам и автоматике

5) Главный энергетик

6) Медицинская сестра

7)Инженер по качеству

Механизатор (докер-механизатор) комплексной бригады на погр. - разгр. раб.

Рабочий по уходу за животными

Рабочий по благоустройству населенных пунктов

Оператор машинного доения

Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования

Анализируя эти данные, я увидела, что только медицинские специальности входят в десятку самых востребованных профессий и в России и крае. Т.к мы живем в сельской местности, наиболее востребованы специальности , согласно данным КГКУ ЦЗН Волчихинского района на 16 марта 2015г в нашем районе оказались - механизаторы, рабочие по уходу за животными, операторы машинного доения, а так же врачи, учителя.

Какие же специальности выбрали учащиеся 10-11 классов нашей школы

Исследовательская работа Выбор профессии. Сложно ли это

Какую они ждут заработную плату от выбранной профессии?

Исследовательская работа Выбор профессии. Сложно ли это

А вот какие заработные платы предлагают работодатели нашего района

Механизатор (докер-механизатор) комплексной бригады на погр. - разгр. раб.

Читайте также: