Изолировщик судовой что за профессия

Опубликовано: 04.07.2024

Главная картинка статьи Профессия Изолировщик: суть работы, уровень зарплаты, где выучиться

Изолирование материалов (в первую очередь металла) - очень важный технологический процесс. Он помогает в разы повысить срок службы готового изделия, повысить прочность и герметичность, утеплить здание. Изготовление изоляционных материалов по этой причине отдельная и очень важная отрасль производства. Тем не менее ещё важнее не столько производство, сколько грамотное применение изоляции. И в этом деле не обойтись без специально обученных людей - изолировщиков

Описание профессии

Изолировщик - это специалист, осуществляющий защиту трубопроводов, технологических конструкций и прочего оборудования от воздействия окружающей среды. Так как в нашей стране местами очень суровый климат, обойтись без специализированных изолировщиков при построении подземных и надземных сооружений совершенно невозможно.

Однако при этом специальность изолировщика не так популярна среди студентов. А это означает, что действительно ценных сотрудников на сегодняшний день довольно мало. При этом требуются они абсолютно во всех фирмах, занимающихся строительными услугами.

Обязанности изолировщиков

Для того, чтобы стать действительно достойным специалистом в данной области, необходимо обладать большим багажом знаний в сфере физики (особенно теплофизике, гидравлике) и обладать базовыми знаниями в математике. Соответственно, изолировщики должны четко понимать и знать суть своей работы и иметь понятия о материалах, с которыми им приходится иметь дело.

Помимо необходимых знаний, в основные обязанности изолировщика входят:

Четкое и верная подготовка обрабатываемых труб/линий.

Умение наносить антикоррозийные материалы на трубы разных материалов и диаметров.

Выявление и устранение неполадок обрабатываемого оборудования.

Проведения контроля за качеством и слоем наносимого материала.

Также изолировщики должны обладать следующими качествами:

физическое здоровье и выносливость;

хорошо развитый глазомер;

Стоит понимать, что такая работа может проводиться как в помещениях, так и в открытых пространствах. Поэтому обладание крепким здоровьем – обязательная черта.

Типы изолировщиков

В зависимости от того, какой деятельность занимается изолировщик, существует два основных типа данной специальности:

Специалисты, занимающиеся гидроизоляцией, осуществляют защиту любых оборудований от попадания в них всевозможных жидкостей. Он обязан обеспечить качественную изоляцию, что скажется на прочности и долговечности объекта.

Термоизолировщики, в свою очередь, производят изоляцию горячих поверхностей, занимаются покрытием рулонных материалов на месте стыков. Специалисты обязаны соблюсти все нормы и правила по воздвижению объекта с целью увеличения его срока существования.

Где обучиться профессии

В нашей стране получить специальность изолировщика можно в специализированных государственный учебных заведениях. Поступить на такое направление можно по средствам вступительных испытаний. Основными учебными заведениями, дающими возможность получения профессии, являются профессиональные училища (техникумы).

Помимо государственных специализированных учебных заведений, удостоверение изолировщика можно получить и по средствам прохождения специализированных курсов. Такое обучение, в среднем, стоит около 5 тысяч рублей и длится около месяца. Здесь же можно повысить квалификацию и пройти переподготовку.

Однако, не стоит думать, что после получения удостоверения можно напрочь забыть об обучении. Стремительно развивающиеся технологии требуют от специалистов определенных знаний в области всевозможных новинок

Разряды изолировщиков

В современном мире выделяются 5 разрядов изолировщиков:

Изолировщик 2 разряда. Квалификация подразумевает под собой исполнение отдельных работ по термоизоляции. Специалист этого уровня должен знать классификацию основных материалов, способы их использования и элементарные правила установки.

Изолировщик 3 разряда. Эта квалификация предполагает выполнение простейших работ по термоизоляции. Здесь изолировщик должен знать особенности покрытия различных поверхностей, способы креплений, правила работы в соответствующих цехах, свойства материалов, применяемых при работе.

Изолировщик 4 разряда. По ЕТКС представляет собой выполнение работ средней сложности на объектах. Для этого уровня характерны знания разновидностей возможных материалов, видов крепления, способов изоляции и монтажа.

Изолировщик 5 разряда. Исполнение сложных изоляционных работ. Здесь необходимо на высшем уровне знать качества и способы изготовления всех видов материала, разновидности способов крепления, раскроя и создания шаблонов для сложных конструкций.

Изолировщик 6 разряда. Исполнение особо сложных термоизоляционных работ как на горячих, так и на холодных элементах. Помимо всех предыдущих навыков, специалисты данного уровня должны знать о особо сложных способах крепления, свойства и возможное применение всех изоляционных материалов, технологию наладки системы ОДК.

Средняя заработная плата изолировщика в России

Не надо считать, что рабочие профессии в наше время обесценились. За счет того, что желающих обучаться по специальности изолировщика достаточно мало, а новые сооружения отдаются в эксплуатацию каждый день, специалисты из данной области ценятся довольно высоко. На сегодняшний день средняя заработная плата изолировщика в России начинается от 30 тысяч рублей.

Немаловажным фактом служит и то, что у изолировщиков есть возможность движения по карьерной лестнице. От обычного рабочего можно дойти до главного изолировщика ряда объектов. А это означает, что и рост заработной платы также возможен.

Плюсы и минусы профессии изолировщика

К плюсам данной профессии можно отнести:

Постоянно растущий, благодаря появлению новых объектов, спрос.

Достойная заработная плата.

Возможность получения повышений и премий.

Легкие испытания при поступлении.

Однако, и эта профессия не исключает минусов. Одним из основных недостатков является невозможность работы людям, имеющие проблемы со здоровьем следующих органов:

Характеристика работ. Выполнение по чертежам и эскизам сложных работ по изоляции судовых помещений с большим доизоляционным насыщением плиточными материалами. Монтаж изоляции на сложных поверхностях трубопроводов и механизмов. Раскрепление и ремонт монтируемой изоляции. Обмазывание жидкими и пастообразными изолирующими материалами несложных поверхностей труб и механизмов и ремонт поврежденных участков. Изоляция сложных поверхностей щитами и пакетами. Разметка на изоляционном материале и нарезка мест установки доизоляционного насыщения. Изоляция горячих поверхностей котлов, коллекторов, теплообменных аппаратов и паропроводов. Изготовление деталей изоляции профильного набора на фрезерных станках. Изготовление плит и скорлуп из фенольного пенопласта, базальтового волокна и пенопласта полистирольного. Ознакомление со сложными чертежами, технологической и другой документацией на выполняемые работы. Изготовление шаблонов, выкроек, выполнение эскизов (по замерам с места) для раскроя изоляционных материалов. Подготовка и подналадка в процессе работы оборудования и приспособлений для изготовления деталей изоляции профильного набора и изготовления плит и скорлуп из фенольного пенопласта. Выполнение противопожарной изоляции асбестовермикулитовыми и асбестоперлитовыми плитами на силикатном клее поверхностей (исключая сферические, цилиндрические, конические) и ремонт устанавливаемой изоляции. Нанесение мастичной изоляции на трубопроводы и арматуру. Многослойная изоляция поверхностей помещений, крышек и цилиндров теплоизоляционными материалами из пенопласта полистирольного. Изоляция на судах трубопроводов, фланцевых соединений, арматуры и механизмов волокнистыми материалами и стеклотканью с пропиткой ее связующим на основе эпоксидных смол. Изоляция труб несложной конфигурации в цехе методом напыления пенополиуретана. Настил керамических плиток. Снятие теплоизоляции из пенопласта полистирольного для доступа к кабельным проводкам и нагревательным элементам в процессе ремонта при условии несъемной изоляции.

Должен знать: все виды судовой изоляции и способы ее крепления; последовательность выполнения работ по изоляции сложных поверхностей и ее ремонту; технологию выполнения многослойной изоляции трубопроводов и механизмов, противопожарной изоляции асбестовермикулитовыми, асбестоперлитовыми плиточными материалами, изоляции поверхностей пластмассовыми пластинами "Агат", стеклотканью с пропиткой ее связующим на основе эпоксидных смол; основные свойства изоляционных материалов, применяемых в судостроении и судоремонте; режим полимеризации применяемых клеев; технологическую документацию на выполняемые работы; правила чтения сложных чертежей; способы проверки качества приклеивания изоляционных материалов; технологию и способы изоляции горячих поверхностей котлов, коллекторов, теплообменных аппаратов и паропроводов; применяемое оборудование, приспособления, контрольно-измерительные инструменты при выполнении изоляционных работ, работ по изготовлению деталей изоляции профильного набора, плит и скорлуп из фенольного пенопласта и способы их подналадки в процессе работы; технологию и режимы выполнения мастичной изоляции; типы штукатурки в зависимости от применяемых изоляционных материалов и способы ее нанесения; правила изготовления шаблонов, выкроек и выполнения эскизов для раскроя изоляционных материалов; правила ремонта изоляции.

1. Арматура, механизмы, трубы - мастичная изоляция горячих поверхностей.

2. Борта, переборки, подволоки плоские и криволинейные с большим количеством насыщения - изоляция по месту плиточными материалами, асбодревесными щитами и т.п.

3. Валы диаметром свыше 250 мм, кожухи, обтекатели - изоляция стеклотканью.

4. Днища, борта, настил второго дна, фундаменты, монтажные стыки - изоляция пластикатом на судне.

5. Кладка кирпичная котлов - замена.

6. Кладовые провизионные, пищеблок - установка многослойной плиточной изоляции (фенолоформальдегидной).

7. Компенсаторы и другие вибрирующие части - комбинированная изоляция матами, фасонными плитами, полотном или шнуром с разборкой, установкой хомутов, кожухов, креплений.

8. Лопатки и насадки гребных винтов - исправление дефектов наклеиванием стеклоткани.

9. Матрацы особо сложной конфигурации с наполнителями - изготовление со снятием шаблонов по месту, установка.

10. Набор полособульбовый и тавровый - изоляция фенолоформальдегидными плитами и полистирольным пенопластом; ремонт поврежденной изоляции.

11. Пищеблоки и санитарные помещения - подготовка поверхностей и облицовка плитками.

12. Плиты и скорлупы из фенольного пенопласта - изготовление.

13. Поверхности судовых помещений сложные (кроме цилиндрических, сферических, конических) с большим количеством насыщения - нанесение противопожарной изоляции асбестовермикулитовыми и асбестоперлитовыми плитами.

14. Поверхности фасонные горячих и холодных, трубопроводов, теплообменных аппаратов, агрегатов и т.д. - изоляция в цехе и на судне формованными изделиями, сегментами, скорлупами и плиточными материалами.

15. Поверхности плоские - изоляция пластмассовыми плитами "Агат".

16. Поверхности, пересеченные трубопроводами и арматурой - изоляция пакетами из плиточных материалов.

17. Трубы забойные, фланцевые соединения, клапаны, вентили - изоляция волокнистыми материалами на судне.

18. Трюмы - подготовка поверхности и укладка керамических плиток.

Используя информацию данной статьи и методику создания должностной инструкции, разработайте должностную инструкцию. Для оценки Вашей работы, создайте тему на форуме. Мы всегда поможем и оценим.

В повседневной жизни не часто встречаешь словосочетание "изолирование материалов". Людей, которые этим занимаются, называют изолировщиками. Важным технологическим процессом является изолирование. Это способствует улучшению срока службы изделия, повышает прочность и герметичность. Так что за профессия изолировщик?

изолировщик на термоизоляции профессия

Описание специальности

При большой востребованности таких специалистов удивительно, что профессия изолировщика не сильно пользуется популярностью среди студентов. В связи с этим ясно, что на рынке труда данных профессионалов остро не хватает.

изолировщик обучение

Типы изолировщиков

С тем, что за профессия изолировщик, мы уже разобрались, но осталось еще много аспектов, которые являются загадкой. Есть два главных типа изолировщиков:

  • гидроизолировщик;
  • термоизолировщик.

Первый тип - изолировщик на гидроизоляции. Как следует из названия, это специалист, который занимается гидроизоляцией, выполняет защиту поверхностей всех устройств от контакта с ними самых различных жидкостей. Такой человек обеспечивает надежную изоляцию, что, бесспорно, влияет на долговечность предмета, подвергающегося изолированию.

Второй тип - изолировщик на термоизоляции. Данные специалисты занимаются изоляцией теплых и горячих поверхностей, а также покрытием рулонных материалов на стыках. Специалист-термоизолировщик должен придерживаться всех норм и правил по установке объекта для увеличения периода эксплуатации объекта.

изолировщик что за профессия

Разряды профессии

В России существует пять разрядов изолировщиков: второй, третий, четвертый, пятый, шестой. Второй разряд профессии - допускаются отдельные виды работ по термоизоляции. Мастер этого класса обязан знать виды основных материалов и разделение их по типам, как их использовать и стандартные нормы установки.

Третий разряд профессии - выполнение отдельных видов термоизоляционных работ. Изолировщик должен разбираться в разных типах поверхностей, вариантах их крепления, норм выполнения работы, в свойствах материалов, задействованных при выполнении работ.

Четвертый разряд профессии - работы средней степени сложности. Специалист обладает знаниями разновидностей различных материалов, способов крепления и монтажа конструкции.

Пятый разряд профессии - выполнение сложных видов работ. Высокая осведомленность о качестве и способах выполнения абсолютно всех разновидностей работ, разработке шаблонов для сложных конструкций.

Шестой разряд профессии - работа на горячих и холодных элементах, выполнение сложных работ по термоизоляции. Кроме всего вышеперечисленного, обязательно требуется знание способов установки, особенно сложных креплений, свойств и вариантов применения материалов изоляции.

изолировщик пленочник

Обязанности специалиста по изоляции

Чтобы хорошо реализоваться в этой области, необходимо знать не только то, что это за профессия изолировщик, но и профессионально разбираться в физике, а также обладать немалыми знаниями в области математики. Из этого следует, что изолировщик обязан не только отлично знать суть своей специальности, но и владеть полной информацией о материалах, с которыми он сталкивается при работе. Кроме необходимого образования, к обязанностям и качествам, которыми должен обладать специалист данной профессии, относятся:

  • способность без вреда заточить режущие инструменты;
  • подготовка к обработке труб или линий;
  • здоровый организм и выносливость;
  • способность преждевременно выявить и устранить недочеты или повреждения обрабатываемой конструкции;
  • трудолюбие и ответственность;
  • контроль качества и толщина слоя наносимого материала;
  • хороший глазомер;
  • навык нанесения антикоррозийного материала на трубы всех размеров и диаметров.

При выборе этой специальности необходимо четко осознавать, что данная работа проводится как в закрытых помещениях, так и на открытом воздухе. Крепкий иммунитет здесь обязателен.

Обучение специальности

В России осуществляется обучение по специальности изолировщика в специализированных учебных заведениях. Профессиональные технические училища - главные учебные заведения, которые дают диплом о получении образования по специальности изолировщик.

Имеется возможность пройти обучение на изолировщика в рамках специализированных курсов и получить "корочку" изолировщика за 30 дней. Но получение такого удостоверения не освобождает от дальнейшего обучения, так как далее будет необходимо иметь разряды. Курсы стоят приблизительно пять тысяч рублей и длятся один месяц. Здесь же проходят переподготовку на повышение разряда. Теперь вы знаете, что за профессия изолировщик, и где на нее учиться.

изолировщик разряд

Средний заработок в России

Не стоит думать, что за профессию изолировщика платят мало, ведь бытует мнение, что рабочие профессии в нашей стране значительно упали в цене. Из-за того, что желающих на подобную специальность не так уж и много, а новые здания и сооружения ежедневно сдаются в эксплуатацию, профессионалы в данной индустрии высоко ценятся. На сегодняшний день в среднем оплата труда начинается от тридцати тысяч рублей. А вот, например, зарплата изолировщика-пленочника (изолировщик, который выполняет работы по антикоррозионной пленочной изоляции) в два раза выше.

1.2. Изолировщик судовой 4-го разряда назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.

1.3. Изолировщик судовой 4-го разряда относится к категории рабочих и подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Компании.

1.4. На должность изолировщика судового 4-го разряда назначается лицо, имеющее среднее образование, соответствующую подготовку по специальности и стаж работы не менее 1 года.

1.5. Изолировщик судовой 4-го разряда должен знать:

1.6. В своей деятельности изолировщик судовой 4-го разряда руководствуется:

  • нормативными актами и методическими материалами по вопросам выполняемой работы;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • приказами и распоряжениями руководителя Компании и непосредственного руководителя;
  • настоящей должностной инструкцией;
  • правилами по охране труда, технике безопасности, производственной санитарии и противопожарной защите.

1.7. В период временного отсутствия изолировщика судового 4-го разряда, его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].

2. Должностные обязанности

Изолировщик судовой 4-го разряда обязан осуществлять следующие трудовые функции:

2.1. Выполнение по чертежам и эскизам сложных работ по изоляции судовых помещений с большим доизоляционным насыщением плиточными материалами.

2.2. Монтаж изоляции на сложных поверхностях трубопроводов и механизмов.

2.3. Раскрепление и ремонт монтируемой изоляции.

2.4. Обмазывание жидкими и пастообразными изолирующими материалами несложных поверхностей труб и механизмов и ремонт поврежденных участков.

2.5. Изоляция сложных поверхностей щитами и пакетами.

2.6. Разметка на изоляционном материале и вырезка мест установки доизоляционного насыщения.

2.7. Изоляция горячих поверхностей котлов, коллекторов, теплообменных аппаратов и паропроводов.

2.8. Изготовление деталей изоляции профильного набора на фрезерных станках.

2.9. Изготовление плит и скорлуп из фенольного пенопласта, базальтового волокна и пенопласта полистирольного.

2.10. Ознакомление со сложными чертежами, технологической и другой документацией на выполняемые работы.

2.11. Изготовление шаблонов, выкроек, выполнение эскизов (по замерам с места) для раскроя изоляционных материалов.

2.12. Подготовка и подналадка в процессе работы оборудования и приспособлений для изготовления деталей изоляции профильного набора и изготовления плит и скорлуп из фенольного пенопласта.

2.13. Выполнение противопожарной изоляции асбестовермикулитовыми и асбестоперлитовыми плитами на силикатном клее поверхностей (исключая сферические, цилиндрические, конические) и ремонт устанавливаемой изоляции.

2.14. Нанесение мастичной изоляции на трубопроводы и арматуру.

2.15. Многослойная изоляция поверхностей помещений, крышек и цилиндров теплоизоляционными материалами из пенопласта полистирольного.

2.16. Изоляция на судах трубопроводов, фланцевых соединений, арматуры и механизмов волокнистыми материалами и стеклотканью с пропиткой ее связующим на основе эпоксидных смол.

2.17. Изоляция труб несложной конфигурации в цехе методом напыления пенополиуретана.

2.18. Настил керамических плиток.

2.19. Снятие теплоизоляции из пенопласта полистирольного для доступа к кабельным проводкам и нагревательным элементам в процессе ремонта при условии несъемной изоляции.

В случае служебной необходимости изолировщик судовой 4-го разряда может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, по решению непосредственного руководителя, в порядке, предусмотренном законодательством.

3. Права

Изолировщик судовой 4-го разряда имеет право

3.1. Давать подчиненным ему сотрудникам поручения, задания по кругу вопросов, входящих в его функциональные обязанности.

3.2. Контролировать выполнение производственных заданий, своевременное выполнение отдельных поручений подчиненными ему сотрудниками.

3.3. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам своей деятельности и деятельности подчиненных ему сотрудников.

3.4. Взаимодействовать с другими службами предприятия по производственным и другим вопросам, входящим в его функциональные обязанности.

3.5. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися деятельности Подразделения.

3.6. Предлагать на рассмотрение руководителя предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей Должностной инструкцией обязанностями.

3.7. Выносить на рассмотрения руководителя предложения о поощрении отличившихся работников, наложении взысканий на нарушителей производственной и трудовой дисциплины.

3.8. Докладывать руководителю обо всех выявленных нарушениях и недостатках в связи с выполняемой работой.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы изолировщика судового 4-го разряда осуществляется:

4.3. Основным критерием оценки работы изолировщика судового 4-го разряда является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы изолировщика судового 4-го разряда определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.

5.2. В связи с производственной необходимостью изолировщик судовой 4-го разряда может выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).

С инструкцией ознакомлен ___________/____________/ «____» _______ 20__ г.

Выполнение простых работ по изоляции и ремонту изоляции систем и оборудования судов, плавучих конструкций и их составных частей
Выполнение простых подготовительных и вспомогательных работ по изоляции судовых помещений, систем и оборудования судов, плавучих конструкций и их составных частей, демонтаж изоляции
2
Выполнение работ по изоляции судовых помещений без насыщения, систем и оборудования судов, плавучих конструкций и их составных частей
2
Выполнение работ по ремонту (восстановлению) изоляции судовых помещений без насыщения, систем и оборудования судов, плавучих конструкций и их составных частей
2
Выполнение работ средней сложности по изоляции и ремонту изоляции систем и оборудования судов, плавучих конструкций и их составных частей
Выполнение подготовительных и вспомогательных работ средней сложности по изоляции судовых помещений, систем и оборудования судов, плавучих конструкций и их составных частей, демонтаж изоляции
3
Выполнение работ по изоляции судовых помещений с небольшим насыщением, систем и оборудования судов, плавучих конструкций и их составных частей
3
Выполнение работ по ремонту (восстановлению) изоляции судовых помещений, помещений с небольшим насыщением, систем и оборудования судов, плавучих конструкций и их составных частей
3
Выполнение сложных работ по изоляции систем и оборудования судов, плавучих конструкций и их составных частей
Выполнение сложных подготовительных и вспомогательных работ по изоляции и демонтажу изоляции судовых помещений, систем и оборудования судов, плавучих конструкций и их составных частей
3
Выполнение работ по изоляции судовых помещений с большим доизоляционным насыщением, систем и оборудования судов, плавучих конструкций и их составных частей
3
Выполнение работ по ремонту (восстановлению) изоляции судовых помещений с большим доизоляционным насыщением, систем и оборудования судов, плавучих конструкций и их составных частей
3
Выполнение особо сложных и ответственных работ по изоляции и ремонту изоляции систем и оборудования судов, плавучих конструкций и их составных частей
Выполнение особо сложных и ответственных подготовительных и вспомогательных работ по изоляции судовых помещений, систем и оборудования судов, плавучих конструкций и их составных частей
4
Выполнение работ по изоляции бортов и подволоков с большим количеством насыщения и смешанной системой набора, котлов, котлоагрегатов, турбин, пароперегревателей и дымоходов (к которым предъявляются повышенные требования) термостойкими материалами на специальной мастике
4
Выполнение работ по ремонту (восстановлению) изоляции бортов и подволоков с большим количеством насыщения и смешанной системой набора, котлов, котлоагрегатов, турбин, пароперегревателей и дымоходов (к которым предъявляются повышенные требования) термостойкими материалами на специальной мастике
4

35.1 Строительство и ремонт судов
45.32 Производство изоляционных работ

7514. Профессии рабочих по обслуживанию и ремонту оборудования морских и речных судов

Комментарии

Специалисту

  • Проф. стандарт «Специалист по оформлению трудовых отношений»
  • О добровольной сертификации
  • Нормативно-правовое обеспечение
  • Сертификация кадровиков
  • Оценка квалификации
  • Мнение эксперта

Мнение эксперта

1. Как работодателям подготовиться к введению профстандартов (в частности, какие изменения вносить в локальные нормативные акты и должностные инструкции (квалификационные характеристики))?

Вопрос. Как работодателям подготовиться к введению профстандартов?

Пока идет сам процесс принятия профессиональных стандартов, готовиться работодателям никак не надо. Необходимо контролировать выход профессионального стандарта по тем профессиональным направлениям (должностям и профессиям), которые есть в данной организации. Работодатель может принять участие в общественном обсуждении такого стандарта или уже принять его как данность после утверждения Минтрудом.

После выхода профессионального стандарта работодателю необходимо в первую очередь обратить внимание на дату, с которого он вводится в действие и изучить квалификационные требования, прописанные в нем, а также как описана трудовая функция и трудовые действия.

Вся эта информация необходима работодателю для корректировки должностных инструкций (при их наличии) или иных документов, которые у работодателя регулирую эти вопросы (например, положения о структурных подразделениях, положения по аттестации рабочих мест, положения по оплате и др.)

2. Последствия приема на работу в государственное учреждение работника, не соответствующего профессиональному стандарту.

Вопрос. Последствия приема на работу в государственное учреждение.

Если вопрос относительно того насколько жестко коммерческие организации могут придерживаться принятых профессиональных стандартов сейчас является дискуссионным (так как в коммерческой организации работодатель может придумывать самостоятельные наименования должностей и профессий, правда только при условии, что по ним нет государственных гарантий, ограничений, компенсаций), то в государственных учреждениях профессиональные стандарты будут применяться как обязательные для определения наименования должностей и прописания квалификационных характеристик.

В связи с принятием профессиональных стандартов согласно ст. 195.1. Трудового кодекса при необходимости вносятся корректировки в единые тарифно-квалификационные справочники (как например, уже произошло с такой должностью как «инженер по охране труда» которая исключена из ЕТКС) – которые как раз и являются обязательными для организаций, бюджетной сферы.

3. На сколько Профстандарты будут соответствовать ситуации названий должностей на рынке труда? Сейчас существует очень много менеджеров, чьих должностей нет в ЕТКС и ЕКС, соответственно трудовую функцию и соответствие занимаемой должности работодатели определяют с помощью должностных инструкций, что тоже выход. Решится ли эта ситуация с помощью новых Профстандартов или они будут опаздывать за изменениями, как ЕТКС?

Профессиональные стандарты определят требования к стандартизированным функциям, которые есть в подавляющем большинстве компаний, например, расчет заработной платы, подбор персонала, ведение кадровых документов и т.д. а новые прогрессивные позиции, как правило, появляются точечно, при появлении в работе неких новационных функций, поэтому ни профессиональные стандарты, ни ЕТКС не могут успеть за ними, так как последние выполняют описательную роль того, что уже существует на рынке и достаточно сильно распространено до уровня – типовых, стандартных функции.

Но так как у работодателя нет запрета на создание новых должностей, профессий, в связи с появлением новых задач, работ, функций – то соответственно профессиональные стандарты и ЕТКС, что очень важно, не вредят и не мешают их появлению.

4. Что изменится с введением профстандарта? Станет ли жизнь работника и работодателя легче или труднее?

Вопрос. Что изменится с введением профстандарта?

В чем то станет легче, в чем то труднее. Однозначно проще работодателю будет теперь разрабатывать должностные инструкции, определять квалификационные требования к работникам при приеме на работу, проводить оценку и аттестацию работников.

В чем станет сложнее, так это в первых организационных мероприятиях по приведению в соответствие внутренних кадровых документов требованиям принятых профессиональных станадартов.

5. Профстандарт четко устанавливает функции, которые обязан выполнять работник, требования к его квалификации, становится новой базой для формирования систем аттестации, сертификации персонала и оплаты труда.
Соглашусь, что конкретные критерии, жестко сформулированные в стандарте, помогут выявить пробелы в образовании кандидата на работу (ведь принимая на работу специалиста, мы прежде всего ориентируемся на документы, представленные кандидатами: диплом об образовании, документы о прохождении повышения квалификации и т.д.) или и в компетенциях уже работника организации. И тогда будет ясно, какая помощь кому требуется: стажировка, переподготовка, временный перевод на другую должность в период прохождения обучения и только в крайнем случае отстранение от должности (но тут нужна будет основательная мотивировка, создание аттестационной комиссии и др. процедуры).

Успокаивает то, что обещанное введение профстандартов – пролонгированный процесс, что через постепенное введение и применение профстандартов на практике будут выявляться пробелы, недочеты и выстраиваться методическая база обучающих центров и образовательных учреждений всех уровней для подготовки специалистов в соответствии и с профстандартами. Одно но: что недобросовестный работодатель предпримет с «неугодными» ему работниками, которые «как бы» не будут соответствовать профстандартам?

Так как прямого основания для прекращения трудового договора с таким работником Трудовой кодекс не устанавливает, все равно вот так вот просто уволить работника в связи с «несоответствие профессиональному стандарту» работодатель не сможет. Максимум через процедуру проведения аттестации работника, которая не такая уж простая и очень часто оспариваемая в судебном порядке.

6. Удивило (если не шокировало) следующее: «…для осуществления воспитательной работы учитель должен обладать восемнадцатью различными умениями и навыками, для успешного развития ребенка – двадцатью» . Не слишком ли много для одного человека?
И будет ли объективным справедливым и законным отказать в работе человеку, который, по мнению аттестационной комиссии, не обладает некоторыми из них?
И вопрос: а являются ли таковыми специалистами и сами представители аттестационной комиссии. Риторический вопрос: «а судьи кто?»

Относительно «а судьи кто» меня так же очень интересует вопрос, на одном из последних заседаний В.В. Путин высказал намерение на создание специальных центров оценки профессиональному уровню. Это кстати, достаточно распространенная практика во многих западных странах. До создания таких центров оценку будут производить внутренние аттестационные комиссии работодателя и в случае дальнейшего конфликта между работником и работодателем одним из вопросов, скорее всего и будет касаться состава аттестационной комиссией.

При этом, аттестационная комиссия обязана производить оценку по квалификационным характеристикам, знаниям, умениям, а не личным характеристикам соискателя или работника. Поэтому, конечно, кто будет производить такую оценку – принципиально важный вопрос. В любом случае, любой работник или соискатель может оспорить решение аттестационной комиссии вынеся его на усмотрение комиссии по трудовым спорам, инспекции труда или суда, если не будет согласен с тем является ли решение комиссии объективным и достоверным.

Поэтому во многих отраслях сейчас и набирает обороты добровольная сертификация специалистов. В частности, наш Институт этот проект запускает в этом году и любой желающий сможет пройти такую сертификацию подтвердив свой профессиональный уровень.

В данном случае, понятно, что такая отраслевая сертификация будет производится именно теми, кто работает в данной сфере и вопрос некого «необъективизма» скорее всего будет минимизирован. Понятно, что спрос рождает предложение и наверное будут и те, кто будет производить эту сертификацию просто за деньги. Плати деньги – и ты сертифицирован. Вот тут то как раз по прошествии некого времени рынок и выстроит свое отношение к определнным сертификациям, кому верить, кому нет, некий «квотум доверия».

Мы в своей сертификации сразу задаем высокую планку, чтобы человек, имеющий наш сертификат действительно имел и подтвердил свой профессиональный уровень.

7. Как Вы думаете, надо ли будет вносить в трудовые договоры и книжки работников записи об изменении их профессии или должности, если таковые изменятся в соответствии с классификатором профессиональной деятельности?

На сегодняшний момент вопрос и технология создания (признания) такого центра только разрабатывается. Все еще в проекте и пока говорить о чем-то рано, в том числе о тех требованиях, которые будут устанавливаться к данному центру или центрам (если их будет несколько).

Добровольная сертификация – это сертификация при организациях, которые такую сертификацию проводят (у них есть такой вид деятельности).. Это, как правило, организации эксперты в своей отрасли, которые сертифицируют конкретного человека, подтверждая его высокий уровень квалификации в определенной сфере, например «профессиональный бухгалтер», «профессиональный аудитор» и т.д. .

В данном случае как раз студенту, который только закончил учебное заведение сертифицироваться вряд ли удастся, так как в сложившейся практике при сертификации требуется подтверждение достаточного практического опыта и успешно реализованных проектов.

8. Я увидела, что Валентина Васильевна Митрофанова в составе рабочей группы по разработке проф. стандартов. Я обучаюсь как раз в ее Институте профессионального кадровика. Отсюда вопрос: будет ли котироваться на рынке труда наш диплом о переквалификации? И подходить под профстандарт кадровика?

Естественно будет. При этом, наш Институт профессионального кадровика входит в состав рабочей группы по профессиональному направлению «Управление персоналом» и по обобщенной трудовой функции «Кадровое делопроизводство» именно мы писали трудовую функцию и трудовые действия. Естественно, что наши учебные программы разрабатываются с учетом требований рынка и возможностей сразу на практике применять все полученные знания.

Если для занятия определенной должности необходимо будет иметь дополнительные программы профессиональной переподготовки (более 500 часов) – то наш диплом и закроет данные требования. Наше обучение является лицензированным и диплом о профессиональной переподготовке будет подтверждать наличие специального образования у работника и его соответствие квалификационным характеристикам.

Если для занятия определенной должности будет требоваться повышение квалификации (от 72 часов), то любой специалист сожжет пройти у нас обучение и получить удостоверение о повышении квалификации, либо пройти программу профессиональной переподготовки, которая по количеству часов превысит даже установленные требования профессионального стандарта о повышении квалификации.

9. Минтруда России прорабатывает подходы к созданию базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров. На ваш взгляд, сколько таких центров будет создано в России? Как скоро они появятся в сфере образовании?. Требования к такому центру достаточно жесткие. «При отборе организации целесообразно применение следующих основных критериев:

  • Участие в международных организациях, проектах, доступ к международным профессиональным стандартам, моделям компетенций и методикам проектирования образовательных программ.
  • Наличие положительного опыта работы с бизнесом, в том числе, опыта адаптации учебных программ под задачи бизнеса и опыта координации процесса обучения на конкретных кейсах.
  • Высокий уровень квалификации преподавательского состава, наличие преподавателей с практическим опытом работы на производстве в последние 5 лет.
  • Наличие действующей системы дистанционного обучения, а также опыта создания дистанционных курсов и проведения вебинаров.
  • Наличие соглашений с ведущими производителями промышленного и технологического оборудования.
  • Наличие апробированных бизнесом методик и опыта разработки диагностических материалов, профессиональных стандартов, моделей компетенций, регламентов оценки компетенций, рамок квалификаций.
  • Наличие широкого количества учебных программ и опыта их реализации по рабочим профессиям».


Замминистра Любовь Ельцова отметила создание « …системы эффективной оценки качества подготовки выпускников и добровольная сертификация квалификаций» .

Что такое «добровольная сертификация квалификаций» - определение уровня квалификации специалиста-выпускника?

На сегодняшний момент вопрос и технология создания (признания) такого центра только разрабатывается. Все еще в проекте и пока говорить о чем-то рано, в том числе о тех требованиях, которые будут устанавливаться к данному центру или центрам (если их будет несколько).

Добровольная сертификация – это сертификация при организациях, которые такую сертификацию проводят (у них есть такой вид деятельности).. Это, как правило, организации эксперты в своей отрасли, которые сертифицируют конкретного человека, подтверждая его высокий уровень квалификации в определенной сфере, например «профессиональный бухгалтер», «профессиональный аудитор» и т.д. .

В данном случае как раз студенту, который только закончил учебное заведение сертифицироваться вряд ли удастся, так как в сложившейся практике при сертификации требуется подтверждение достаточного практического опыта и успешно реализованных проектов.

10. Как Вы думаете, надо ли будет вносить в трудовые договоры и книжки работников записи об изменении их профессии или должности, если таковые изменятся в соответствии с классификатором профессиональной деятельности?

Если в конкретной организации в связи с изменением классификатора профессиональной деятельности будут вводиться новые должности (профессии) и упраздняться существующие или они будут переименовываться, то да, естественно такая запись должна быть внесена в трудовую книжку в обязательном порядке. Эта запись будет внесена как запись о переводе.

Читайте также: