К представителям каких профессий можно отнести студентов по характеру проявления психофизических качеств

Опубликовано: 02.07.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

К какой группе профессий относятся следующие из них инженеры, врачи, техники, программисты, научные работники, операторы, преподаватели?

а) к профессиям, связанным с легкими однообразными движениями
б) к профессиям, связанным с тяжелым физическим трудом, с большими энергетическими затратами
в) к профессиям, связанным с умственным трудом

Как отличаются расходы энергии в покое у тренированных и нетренированных людей?

а) общий расход энергии у тренированного организма ниже, чем у нетренированного, на 10% (15%)
б) общий расход энергии у нетренированного организма ниже, чем у тренированного, на 10% (15%)
в) общий расход энергии у тренированного организма ниже, чем у нетренированного, на 40% (50%)
г) общий расход энергии у нетренированного организма ниже, чем у тренированного, на 40% (50%)

Сколько калорий необходимо потреблять в течение рабочего дня (8-10 ч) мужчине, занимающемуся умственным и физическим трудом?

А) 56 г белков, 118 г жиров, 500 г углеводов (около 3000 ккал.)
Б) 500 г белков, 118 г жиров, 56 г углеводов (около 3000 ккал.)
В) 118 г белков, 500 г жиров, 56 г углеводов (около 3000 ккал.)
Г) 118 г белков, 56 г жиров, 500 г углеводов (около 3000 ккал.)

Какой симптом наблюдается при I степени переутомления, когда временами ощущается тяжесть в голове?

А) вегетативные сдвиги
Б) расстройство сна
В) появление ранее отсутствовавшей усталости при умственной нагрузке
Г) эмоциональные сдвиги

Какая форма грудной клетки чаще всего наблюдается у спортсменов?

А) уплощенная
Б) цилиндрическая
В) коническая

Как называются комплексы специальных гимнастических упражнений, применяемых в режиме рабочего дня, или связанное с ним время с целью повышения общей и специфической работоспособности при производственно-трудовой деятельности, а также с профилактической, восстановительной и компесаторно-корригирующей целью?

А) водная гимнастика
Б) производственная гимнастика
В) физкультурная пауза
Г) физкультурная минутка

Какой формы самостоятельных занятий по физической культуре не существует?

А) вечерней гигиенической гимнастики
Б) утренней гигиенической гимнастики
В) самостоятельных тренировочных занятий
Г) упражнений в течение учебного дня

Какие факторы, сопутствующие умственной деятельности студентов, снижают эффективность кровообращения в головном мозге, ухудшают его кровоснабжение?

А) напряженная работа в условиях дефицита времени
Б) отрицательные эмоции
В) длительное пребывание в положении сидя за столом
Г) нервно-психическое напряжение
Д) все перечисленные

Какой метод оценки физического развития основан на том, что физическое развитие различных частей тела взаимосвязано между собой; эта связь может быть положительной, когда при увеличении, например роста, увеличивается вес тела, и отрицательной, при которой одно увеличение вызывает уменьшение другого?

А) метод корреляции
Б) метод антропометрических стандартов
В) метод антропометрических индексов

Что такое должная величина МПК (ДМПК)?

А) средние значения нормы для данного возраста и веса
Б) средние значения нормы для данного роста и веса
В) средние значения нормы для данного возраста и пола

Роль каких методических принципов значительно возрастает в оздоровительно-реабилитационной физической культуре?

А) принципов наглядности и индивидуализации
Б) принципов индивидуализации и постепенного повышения нагрузок
В) принципов постепенного повышения нагрузок достижения хорошей физической формы

Что такое профессиональный (зрелищно-коммерческий) спорт

А) спорт, который представляет собой регулярные занятия и участие в соревнованиях представителей различных возрастных групп в доступных им видах спорта с целью укрепления здоровья, коррекции физического развития и телосложения, повышения общей и специальной работоспособности, овладения отдельными жизненно необходимыми умениями и навыками, активного отдыха, достижения физического совершенства
Б) спорт, который предполагает систематическую плановую многолетнюю подготовку и участие в соревнованиях в избранном виде спорта с целью достижения максимально возможных спортивных результатов, победы на крупнейших спортивных соревнованиях
В) коммерческо-спортивная деятельность, предусматривающая экономическую эффективность и высокую информационно-развлекательную ценность спортивно-зрелищных мероприятий

Какой вариант профессионально-прикладной физической подготовки применителен по отношению к представителям тех профессий, где значение ППФП очень велико (например, в подготовке летного состава в авиации, подводников, космонавтов и т.п.)?

А) первый вариант ППФП
Б) второй вариант ППФП
В) третий вариант ППФП
Г) четвёртый вариант ППФП
Д) пятый вариант ППФП

Какой спорт представляет собой на сегодняшний день единственную модель деятельности, при которой у выдающихся рекордсменов функционирование почти всех систем организма может проявляться в зоне абсолютных физиологических и психологических пределов здорового человека?

А) спорт высших достижений
Б) профессиональный спорт
В) массовый спорт
м

Когда появились первые оздоровительные лагеря?

А) в 1930-1931 годах
Б) в 1940-1941 годах
В) в 1956-1957 годах

Что такое физическое совершенство?

А) часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей
Б) процесс физического образования и воспитания, выражающий высокую степень развития индивидуальных физических способностей
В) органическая часть общего воспитания; социально-педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, гармонического развитие форм и функций организма человека

Какой режим работы мышц более эффективен для силовой подготовки?

А) уступающий
Б) преодолевающий
В) статический
Г) комбинированный

Что является целью физического воспитания в вузе?

А) содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов
Б) обучение студентов двигательным умениям и навыкам, управлению движением тела во времени и пространстве
В) вооружение студентов теоретическими знаниями по использованию двигательных умений и навыков в различных условиях жизни и деятельности

Какой вариант сочетания профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) и общей физической подготовки (ОФП), предлагаемый В. И. Ильиничем, является промежуточным и применим к тем профессиям, где условно роль ОФП и ППФП примерно равны?

А) первый вариант
Б) второй вариант
В) третий вариант
Г) четвёртый вариант

Какого вида педагогического контроля не существует?

А) поэтапного контроля
Б) текущего контроля
В) оперативного контроля
Г) контроля над техникой упражнений

Что имеет важнейшее значение для рационального построения профессионально-прикладной физической подготовки?

А) обеспечение органической взаимосвязи, единства общей и специальной физической подготовки
Б) наличие специальной физической подготовки
В) наличие общей физической подготовки

К представителям каких профессий можно отнести студентов по характеру проявления психофизических качеств?

А) к представителям профессий, чей труд не вызывает постоянного умственного напряжения и не требует длительного внимания
Б) к представителям профессий, чей труд иногда вызывает умственное напряжение, но требует длительного внимания
В) к представителям профессий, чей труд вызывает постоянное умственное напряжение и требует длительного внимания

Что такое производственная гимнастика?

А) физические упражнения, проводимые при появлении первых признаков утомления
Б) физические упражнения для устранения застойных явлений в мышцах
В) физические упражнения в режиме рабочего дня для повышения профессиональной работоспособности, снятия утомления и профилактики профессиональных заболеваний
Г) физические упражнения перед началом работы для сокращения времени врабатывания

Как называется программа из 30 упражнений для женщин, выполняемых в основном в изометрическом режиме к вызывающих активность глубоко расположенных мышечных групп?

А) шейпинг
Б) ритмическая гимнастика
В) калланетика
Г) аквааэробика

С чем неразрывно связаны природные и социально-биологические факторы, влияющие на организм человека?

А) с вопросами экологического характера
Б) с вопросами социального характера
В) с вопросами физиологического характера
Г) с вопросами экономического характера

Чем отличается физическое упражнение от трудового двигательного действия?

А) физическое упражнение выполняется в соответствии с закономерностями физического воспитания и направлено на физическое совершенствование, а трудовое двигательное действие ? в соответствии с закономерностями производства и направлено на предмет труда
Б) при выполнении физического упражнения нагрузки строго дозированы
В) физическое упражнение направлено на достижение высокого спортивного результата, а трудовое движение ? на предмет труда

Что из перечисленного не является составной частью двигательной активности человека?

А) физическая активность, осуществляемая во время обучения, общественно полезной и трудовой деятельности
Б) физическая активность, осуществляемая в процессе научно-исследовательской деятельности
В) физическая активность в процессе физического воспитания

Что из перечисленного не относится к видам производственной физической культуры (ПФК) во внерабочее время?

А) оздоровительно-профилактическая гимнастика (ОПГ)
Б) занятия в спортивных секциях
В) занятие массовым спортом
Г) занятия в группах здоровья (ГЗ)

Чем характеризуется метод изокинетических усилий?

А) постоянной скоростью движения
Б) силовой работой с предельными нагрузками
В) выполнением кратковременных максимальных напряжений, без изменения длины мышц

Какое значение спорта способствует развитию интереса к крупнейшим международным соревнованиям, особенно к Олимпийским Играм, которые транслируются по телевидению?

А) воспитательное значение спорта
Б) спорт как средство удовлетворения зрелищных запросов человека
В) агитационное значение спорта
Г) престижное значение спорта

Решение вопросов подготовки специалистов к конкретным видам деятельности осуществляется через физическое воспитание, имеющее важную роль в приспособлении занимающихся к новым и известным формам современного труда. При этом физическое воспитание осуществляется с учётом особенностей будущей профессии. В связи с этим, профессионально-прикладная физическая подготовка является одним из основных направлений системы физического воспитания.

Профессионально-прикладная физическая подготовка – это подсистема физического воспитания, наилучшим образом обеспечивающая формирование и совершенствование свойств и качеств личности, имеющих существенное значение для конкретной профессиональной деятельности.

Современный труд требует значительного напряжения умственных, психических и физических сил, повышенной координации движений работников в любой сфере труда. Но каждая профессия диктует свой уровень развития психофизических качеств, свой перечень профессионально-прикладных умений и навыков.

Цель ППФП – психофизическая готовность к успешной профессиональной деятельности.Чтобы достичь эту цель, необходимо создать у будущих специалистов психофизические предпосылки и готовность:

- к ускорению профессионального обучения;

- к достижению высокопроизводительного труда в избранной профессии;

- к предупреждению профессиональных заболеваний и травматизма, обеспечению профессионального долголетия;

- к использованию средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления общей и профессиональной работоспособности в рабочее и свободное время;

- к выполнению служебных и общественных функций по внедрению физической культуры и спорта в профессиональном коллективе.

Конкретные задачи ППФП студентов определяются особенностями их будущей профессиональной деятельности и состоят в том, чтобы:

- формировать необходимые прикладные знания,

- осваивать прикладные умения и навыки;

- воспитывать прикладные психофизические качества;

- воспитывать прикладные специальные качества.

Прикладные знания имеют непосредственную связь с будущей профессиональной деятельностью, их можно получить в процессе физического воспитания, на лекциях по учебной дисциплине «Физическая культура», во время кратких методических бесед и установок на методико-практических и учебно-тренировочных занятиях, путем самостоятельного изучения литературы. Следует отметить, что знания о закономерностях повышения спортивной работоспособности имеют единую психофизиологическую основу со знаниями о достижении и поддержании высокой профессиональной работоспособности человека в сфере труда.

Например, спортсмены-альпинисты в ходе своей спортивной практики получают сведения о влиянии горной гипоксии (недостаток кислорода) на организм человека, о путях ее преодоления и т.д. Эти же знания необходимы геодезистам, геологам, работающим в горах. Можно привести еще массу подобных примеров о прикладных знаниях, которые приобретаются в спортивной практике и могут быть использованы специалистами различного профиля в своей работе.

Прикладные умения и навыки обеспечивают безопасность в быту и при выполнении определенных профессиональных видов работ, способствуют быстрому и экономичному передвижению при решении производственных задач (плавание, ходьба на лыжах, гребля, управление автомототранспортом, езда на лошади и др.).

Естественно, что этими умениями и навыками лучше владеет человек, занимающийся прикладными видами спорта: туризмом, автомотоспортом, водными видами и различными видами конного спорта и т.д.

Прикладные психофизические качества – это обширный перечень необходимых для каждой профессиональной группы прикладных физических и психических качеств, которые можно формировать при занятиях различными видами спорта.




Прикладные физические качества – быстрота, сила, выносливость, гибкость и ловкость необходимы во многих видах профессиональной деятельности, где специалистам для качественного выполнения работы требуется или повышенная общая выносливость, или быстрота, или сила отдельных групп мышц, или ловкость. Заблаговременное акцентированное формирование этих прикладных качеств в процессе физического воспитания до профессионально требуемого уровня и является одной из задач ППФП.

Прикладные психические качества и свойства личности, необходимые будущему специалисту, могут формироваться как на учебно-тренировочных занятиях, так и самостоятельно. Нельзя сделать человека смелым, мужественным, коллективистом с помощью одних разговоров. Его обязательно надо ставить в условия, когда требуется проявить эти качества. Именно на спортивных тренировках, при регулярных самостоятельных занятиях физической культурой могут быть созданы условия, при которых проявляются такие волевые качества, как настойчивость, решительность, смелость, выдержка, самообладание, самодисциплина.

Направленным подбором упражнений, выбором видов спорта, спортивных игр можно акцентированно воздействовать на человека, способствуя формированию конкретных психических качеств и свойств личности, определяющих успешность профессиональной деятельности.

Например, инженеру-строителю для выполнения контрольных и других профессиональных обязанностей необходимо иногда подниматься на строящееся высотное здание или сооружение. Но, ввиду отсутствия опыта, далеко не все могут по временно сооруженным переходам, щитам и лесенкам без поручней подняться на значительную высоту. Так где же лучше привыкать к этой непривычной высоте – на стройке под насмешливым взглядом рабочих или заблаговременно в годы учебы в учебном заведении?

О том, что эту, казалось бы, простейшую жизненную задачу нужно решать еще на занятиях по ППФП, дает представление очень наглядный и убедительный пример, который привел в одной из своих работ профессор Н.Г. Озолин. Говоря о том, что при формировании какого-либо умения или навыка надо занимающегося постепенно подводить при обучении к выполнению упражнения в «рабочей» обстановке, он подчеркнул, что можно без труда выработать у занимающихся прочный навык хождения по бревну, лежащему на земле, но мало кто из них сразу же пойдет по бревну, поднятому на высоту нескольких метров. Боязнь упасть, излишняя мышечная напряженность не позволяют сразу проявить выработанный навык. Нужна специальная тренировка с постепенным усложнением задачи – постепенным повышением высоты установки бревна. А то, что гимнасты, прыгуны в воду быстрее и лучше справятся с вышеприведенной задачей, чем, например, штангисты, пловцы или бегуны, вполне очевидно не только для специалистов. Этот пример показывает возможность и необходимость в ряде случаев воспитания прикладных психических качеств посредством именно специально подобранных физических упражнений при подготовке человека к избранной им профессиональной деятельности.

Многие спортивные и особенно игровые моменты могут моделировать возможные жизненные ситуации в производственном коллективе при выполнении профессиональных видов работ. Воспитанная в спортивной деятельности привычка соблюдать установленные нормы и правила поведения (чувство коллективизма, выдержка, уважение к соперникам, трудолюбие, самодисциплина) переносятся в повседневную жизнь, в профессиональную деятельность. Сознательное преодоление трудностей в процессе регулярных занятий физической культурой и спортом, борьба с нарастающим утомлением, ощущениями боли и страха воспитывают волю, самодисциплину, уверенность в себе.

Прикладные специальные качества – это способность организма противостоять специфическим воздействиям внешней среды: холода и жары, укачивания в автомобиле, на море, в воздухе, недостаточного парциального давления кислорода в горах и др. Такие способности можно развивать путем закаливания, дозированной тепловой тренировки, специальными упражнениями, воздействующими на вестибу­лярный аппарат (кувырки, вращения в различных плоскостях), укреплением мышц брюшного пресса, упражнениями на выносливость, при которых возникает двигательная гипоксия и т.д.

Формировать специальные качества можно в процессе ППФП не только с помощью специально подобранных упражнений, но и при регулярных занятиях соответствующими в каждом случае (прикладными) видами спорта. Следует иметь в виду и особенности так называемой неспецифической адаптации человека. Установлено, что хорошо физически развитый и тренированный человек быстрее акклиматизируется в новой местности, легче переносит действие низкой и высокой температуры, более устойчив к инфекциям, проникающей радиации и т.д.

При решении конкретных задач профессионально-прикладной физической подготовки будущих специалистов следует всегда помнить, что такая подготовка осуществляется в тесной связи с общей физической подготовкой, которая является основой практического раздела учебной дисциплины «Физическая культура» в вузе. Однако исследования показали, что только общая физическая подготовка будущих специалистов не может полностью решить задачи специальной подготовки к определенной профессии.

Профессионально-прикладная физическая подготовка должна опираться на хорошую общефизическую подготовленность студентов. Соотношение общей физической и профессионально-прикладной подготовки может изменяться в зависимости от профессии. Для представителей профессий с большой долей умственного труда хорошей общей физической подготовки почти достаточно, чтобы иметь психофизическую готовность к будущей профессии. Хотя в последних исследованиях физиологов труда отмечается, что возможные головокружения, раннее проявление остеохондроза шейного отдела позвоночника у многих представителей умственного труда возникают от детренированности вестибулярного аппарата, от длительного неподвижного наклона головы вперед. Все это требует знаний и навыков самостоятельного применения специально подобранных физических упражнений для профилактики или лечения этих неблагоприятных явлений.

В других случаях общая физическая подготовка не может обеспечить необходимого уровня психофизической готовности к профессиональному труду. Здесь обязательно требуется специальная и объёмная профессионально-прикладная физическая подготовка по всем параметрам, которая нередко нуждается в самостоятельном дополнительном курсе ППФП сверх отведенных учебных часов на дисциплину «Физическая культура».

Профессиональная направленность физической культуры личности – это основа, объединяющая все остальные ее компоненты. Критериями, по которым можно судить о сформированности физической культуры личности, выступают объективные и субъективные показатели. Опираясь на них, можно выявить существенные свойства и меру проявления физической культуры в деятельности. К ним относятся:

1) степень сформированности потребности в физической культуре и способы ее удовлетворения;

2) интенсивность участия в физкультурно-спортивной деятельности (затрачиваемое время, регулярность);

3) характер сложности и творческий уровень этой деятельности;

4) выраженность эмоционально-волевых и нравственных проявлений личности в физкультурно-спортивной деятельности (самостоятельность, настойчивость, целеустремленность, самообладание, коллективизм, патриотизм, трудолюбие, ответственность, дисциплинированность);

5) степень удовлетворенности и отношение к выполняемой деятельности;

6) проявление самодеятельности, самоорганизации, самообразования, самовоспитания и самосовершенствования в физической культуре;

7) уровень физического совершенства и отношение к нему;

8) владение средствами, методами, умениями и навыками, необходимыми для физического совершенствования;

9) системность, глубина и гибкость усвоения научно-практических знаний по физической культуре для творческого использования в практике физкультурно-спортивной деятельности;

10) широта диапазона и регулярность использования знаний, умений, навыков и опыта физкультурно-спортивной деятельности в организации здорового стиля жизни, в учебной и профессиональной деятельности.

Таким образом, о сформированности физической культуры личности можно судить по тому, как и в какой конкретной форме проявляются личностные отношения к физической культуре, ее ценностям. Сложная система потребностей личности, ее способностей предстает здесь как мера освоения физической культуры общества и мера творческого самовыражения в ней.

В соответствии с критериями можно выделить ряд уровней прояв­ления физической культуры личности.

Предноминальный уровень складывается стихийно. Причины его лежат в сфере сознания в отношении студентов и связаны с неудовлетворенностью предлагаемой педагогами программой, содержанием занятий и внеучебной деятельности, ее смысловым и общекультурным потенциалом; осложненными межличностными отношениями с педагогом. У студентов отсутствует потребность в познавательной активности, а знания проявляются на уровне знакомства с учебным материалом. Отрицается связь физической культуры со становлением личности будущего специалиста и процессом его профессиональной под­готовки. В мотивационной сфере доминирует негативная или индифферентная установка. На учебных занятиях такие студенты пассивны, сферу внеучебной деятельности отвергают. Уровень их физических возможностей может быть различным.

Номинальный уровень характеризуется индифферентным отношением студентов к физической культуре и спонтанным использованием ее отдельных средств и методов под влиянием товарищей по учебной группе, досугу, эмоционального впечатления от спортивного зрелища, теле- или киноинформации. Знания ограничены, бессистемны; смысл занятий видится лишь в укреплении здоровья, частично в физическом развитии. Практические умения ограничены простейшими элементами – утренняя зарядка (эпизодически), отдельные виды закаливания, активный отдых; направленность – личная. Иногда студенты этого уровня могут принимать участие в некоторых видах физкультурно-спортивной деятельности репродуктивного характера по просьбе педагога. Уровень здоровья и физической подготовленности таких студентов имеет широкий диапазон. В послевузовском периоде они не проявляют инициативы в заботе о своем здоровье, физическом состоянии.

В основе потенциального уровня – положительно осознанное отношение студентов к физической культуре в целях самосовершенствования и профессиональной деятельности. Они имеют необходимые знания, убеждения, практические умения и навыки, позволяющие грамотно выполнять разнообразную физкультурно-спортивную деятельность под контролем и при консультативной помощи педагогов и опытных товарищей. Познавательная активность проявляется как в сфере спортивных зрелищ, так и в освоении научно-популярной литературы.

Направленность «на себя». Большое значение придают эмоциональному общению и самовыражению в процессе занятий. Используют частичное физическое самовоспитание, руководствуясь личными мотивами. Проявляют активность в общественной физкультурной деятельности лишь при побуждении извне (педагоги, общественность, деканат). После окончания вуза проявляют физкультурно-спортивную активность, лишь попадая в благоприятную среду.

Творческий уровень характерен для студентов, убежденных в ценностной значимости и необходимости использовать физическую культуру для развития и реализации возможностей личности. Этим студентам присуща основательность знаний по физической культуре, они владеют умениями и навыками физического самосовершенствования, организации здорового образа жизни, использования средств физической культуры для реабилитации при высоких нервно-эмоциональных нагрузках и после перенесенных заболеваний; они творчески внедряют физическую культуру в профессиональную деятельность, в семейную жизнь. После окончания вуза проявляют инициативу самодеятельности во многих сферах жизнедеятельности.

Границы выделенных уровней подвижны. Они свидетельствуют о наличии противоречий, основным из которых является несоответствие между современными требованиями к профессионально-личностному развитию будущего специалиста и его реальным уровнем. А это является движущей силой развития его физической культуры.

Сущность профессиональной направленности физического воспитания заключается в эффективном использовании средств физической культуры с целью преимущественного развития физических качеств и навыков, характерных для той или иной профессии.

В основе спортивных занятий и физического труда по ППФП лежит двигательный процесс, по совпадению психофизических, личностных характеристик можно определить прямое родство каждого вида спорта с той или иной профессией. Занятия специальными упражнениями и рекомендуемыми видами спорта совершенствуют определенные функции организма, нужные для приобретения высокой квалификации.

Профессионально важные физические качества, двигательные навыки и психофизиологические функции формируются и совершенствуются в процессе обучения избранной профессии и в процессе самого труда. Однако наиболее успешно этот процесс, а также овладение специальностью в целом происходит при умелом сочетании профессионального обучения со специальной физической тренировкой.

Поэтому высокий уровень развития определенных физических и психических качеств, характерных для избранной профессии, будет способствовать:

быстрейшему овладению высокой квалификацией;

повышению работоспособности и устойчивости организма к возможным отрицательным воздействиям производства.

Высокий профессиональный уровень требует значительной общей, а в большинстве случаев специфической физической подготовки.

Физкультура, составной частью которой является профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП), - это неотъемлемый элемент научной организации труда (НОТ).

Решающим фактом повышения производительности общественного труда является технический прогресс. В тоже время в специальной экономической литературе и, особенно в практике наблюдается преувеличение значения вещественных элементов процесса труда и некоторая недооценка роли живого труда.

В современных условиях производства уменьшение доли живого труда относительно общего объема средств производства, не снижает общего значения производительности труда, в силу того, что в процессе производства участвует огромная масса овеществленного труда (ЭВМ, поточные линии и др.). Поэтому каждая минута потери времени вследствие пониженной работоспособности или из-за недостаточной двигательной и эмоциональной подготовленности операторов, существенно снижает общественную производительность труда.

Вследствие этих неблагоприятных для производства факторов возникает потребность в формировании у специалистов, управляющих производственным процессом профессиональных двигательных навыков и устойчивых психофизиологических функций еще на стадии профессионального обучения, инструментом чего является ППФП.

При расчетах эффективности применения средств физической культуры и спорта в целях повышения производительности труда правомочно учитывать, главным образом, повышение индивидуальной, а не общественной производительности труда.

Производительность труда и его интенсивность - две стороны единого процесса, направленные на увеличение продукта труда. И в том и в другом случае увеличивается масса продукта. Но если в первом случае стоимость единицы изделий уменьшается, то во втором - остается неизменной.

Физические возможности человека, физиологическая граница интенсивности его труда весьма эластичны и могут быть изменены под влиянием направленного применения средств физической культуры и спорта, т.е. в результате всесторонней физической и ППФП.

Знание основных факторов и проблем повышения производительности труда способствует правильной постановке задач ППФП будущих специалистов в комплексе существующих социально-экономических проблем повышения продуктивности труда.

Задачи стоящие перед ППФП:

1) обеспечение средствами физической культуры и спорта;

2) психофизическая готовность молодых специалистов к осуществлению нормальной интенсивности труда;

3) создание предпосылок для успешного профессионального обучения и повышения квалификации;

4) поддержание и восстановление работоспособности в рабочее время и после трудового дня.

Решение этих задач способствует выполнению комплексных мероприятий системы научной организации труда (НОТ).

Выдающийся русский физиолог Н. Е. Введенский сформулировал пять принципов продуктивности работы, которые необходимо учитывать при организации труда.

Первый принцип. Во всякую трудовую деятельность нужно входить постепенно, поскольку начало работы совпадает по времени с периодом врабатывания.

Второй принцип. Для высокой работоспособности необходимы мерность и ритм работы.

Третий принцип. Нужна привычная последовательность и систематичность деятельности.

Четвертый принцип. Следует правильно чередовать труд и отдых, а также сменять одни формы труда другими.

Пятый принцип. Успешная работа включает систематическое (ежедневное) выполнение работы в одни и те же часы суток.

Вопросу профессиональной физической подготовки специалистов различных профессий должно уделяется большое внимание. Это обусловлено высокими требованиями современного производства, а так же необходимостью снижения травматизма среди рабочих и особенно среди молодых специалистов. К наиболее распространенным причинам, повлекшим различные несчастные случаи, относятся:

неумение приспосабливаться к новым или внезапным ситуациям;

неправильная оценка скорости и расстояния;

неустойчивость и неправильное распределение внимания;

В результате утомления:

замедляются мышление и движения,

нарушаются точность, ритмичность, координация рабочих действий.

Подобный процесс происходит, когда функции организма, ответственные за профессиональную пригодность, не развиты или не тренированы. Чувство утомления снижает производительность труда.

Исследования показали, что спортсмены, как правило, значительно превосходят своих сверстников, не занимающихся спортом, и в быстроте различения мелких предметов, и в тактильной чувствительности пальцев, и в подвижности нервных процессов. Они лучше координированы, более внимательны, меньше утомляются. Следовательно, эти качества приобретаются и развиваются тренировкой. Вместе с тем, многое зависит и от вида спорта (у спортсменов, занимающихся спортивными играми и легкой атлетикой, физиологические показатели, необходимые для профессии сборщиков изделий из мелких деталей, оказались более высокими, чем у гимнастов и лыжников).

Спорт может совершенствовать то или иное профессиональное качество, доводя его до совершенства, влиять на работоспособность.

Для каждой профессии невозможно составить рекомендации по использованию тех или иных упражнений и видов спорта.

Однако, многие профессии требуют от человека сходных качеств, которые можно тренировать по одной методике.

В научной литературе приводятся многочисленные классификации профессионального труда, основанные на выделении разных ведущих признаков (в том числе по энергозатратам).

Наиболее полную классификацию профессий, представляющую интерес для ППФП, предложил Ф. Т. Ткачев. Она включает 15 групп профессий.

Согласно данной классификации к умственной работе относят профессии, которые отличает:

однообразие рабочей позы (чаще всего сидячей);

крайняя ограниченность в движениях;

большая нагрузка на мыслительные и обслуживающие их психические процессы (восприятие, память, внимание и др.).

На основе имеющихся условий и характера трудовой деятельности можно составить профессиограммы:

комплекс требований к организму (психофизические качества, двигательные навыки),

влияния условий работы на анализаторы (слуховой и зрительный).

Профессиограмма для ППФП включает:

1. Характеристику производственного процесса с описанием приемов работы, характеристику типичных аварий и травм, организации труда.

2. Описание санитарных условий труда (микроклимат, требования к освещению, вентиляции) и профессиональных вредностей (запыленности, загазованности, уровня шума и вибрации и др.). При этом следует отмечать не только особенности данного производства, но и то типичное, что присуще вообще данной профессии.

3. Требования к физическим качествам, навыкам. Причем их следует располагать в порядке возрастания значимости для процесса обучения профессии, работы.

4. Функциональные требования к психофизиологическим функциям.

5. Психофизиологические характеристики профессии, то есть краткое отражение роли личностных факторов в производительном процессе, (характеристики просто необходимы для операторских специальностей, работ, связанных с риском для жизни).

По степени тяжести и напряженности все виды труда подразделены на четыре категории:

1) легкие и мало напряженные виды;

2) средней тяжести и напряженный труд;

3) тяжелый и значительно напряженный;

4) очень тяжелый и очень напряженный.

Для характеристики тяжести труда основными показателями служат мощность работы и величина статической нагрузки;

Для характеристики напряженности - показатели внимания, плотности сигналов, перерабатываемой информации, эмоциональное напряжение.

Категория труда должна определяться по любому основному фактору или по двум дополнительным.

Для 1-й категории характерна поза свободная.

Для 2-й категории – вынужденные наклоны до 30° 50–100 раз за смену, или нахождение в наклонном положении до 30° 10–25% рабочего времени, либо ходьба на расстояние до 4 км за смену (при нестационарном рабочем месте).

Для 3-й категории – вынужденные наклоны до 30° 100–300 раз в смену, или нахождение в таком наклонном положении 26–50% рабочего времени, либо ходьба до 7 км за смену.

4-я категория характеризуется вынужденными наклонами до 30° более 300 раз за смену, или нахождение в наклонном положении до 30° более половины рабочего времени, либо ходьба свыше 7 км за смену.

1-я категория – работа по индивидуальному плану;

2-я – работа по графику с возможной его корректировкой в процессе работы;

3-я – работа с повышенной ответственностью в условиях дефицита времени;

4-я – личный риск, опасность, ответ­ственности за безопасность других.

1-я категория – нет необходимости принимать решение;

2-я – решение простых альтернативных задач по инструкции;

3-я – решение неотложных задач по алгоритму;

4-я – творческая деятельность.

Объем оперативной памяти:

1-я категория – необходимо запомнить менее двух элементов на протяжении смены;

2-я – запомнить до двух элементов за 2 ч;

3-я – запомнить 3–5 элементов в течение 2 ч и более;

4-я – запомнить на протяжении смены более 5 элементов.

По степени напряженности зрения работа подразделяется на:

По степени напряженности слуха:

1-я категория – помех нет, разборчивость слов 100%;

2-я – имеются помехи, на фоне которых слышна речь на расстоянии до 2,5 м, разборчивость слов 70–80%;

3-я – имеются помехи, на фоне которых слышна речь на расстоянии до 2 м, разборчивость слов 30–60%;

4-я – имеются помехи; на фоне которых речь слышна на расстоянии до 1,5 м, разборчивость слов ниже 30%.

В характеристике микроклимата производственной среды можно выделить восемь классов:

неблагоприятные условия в связи с технологическими требованиями производства (охлаждающий микроклимат);

то же (нагревающий микроклимат);

неблагоприятные условия в связи с работами на открытом воздухе (охлаждающий микроклимат);

то же (нагревающий микроклимат);

особо неблагоприятные условия;

аварийные и вынужденные условия работы при температуре воздуха - 40° при штиле, или - 25° при скорости ветра более 10 м/сек, или свыше 45° или 35° и 100% относительной влажности.

Такой дифференцированный подход к описанию основных профессиональных факторов дает возможность составить профессиограмму более точно.

Теперь необходимо определить ту спортивную деятельность, которая по характеру двигательной активности будет соответствовать профессии, определить те средства, которые помогут развить и воспитать необходимые трудовые качества.

Виды спорта в разной степени развивают показатели физического развития, физической подготовленности, психофизиологические функции.

Свое профессионально-прикладное значение спорт лучше всего оправдывает тогда, когда он способствует развитию определенных двигательных и психофизиологических качеств, обретению навыков, которые наиболее характерны для данной производственной специальности, табл. 4–5.

3. Организация занятий, методика подбора средств ППФП.

4. Профессионально-прикладная физическая подготовка работников сельского хозяйства

В народе были широко распространены ходьба на лыжах, катание на коньках и санках, плавание, гребля, верховая езда и др. ППФП в Советской России стала активно развиваться в 20-е годы XX века. В эти годы особенно большое внимание уделяется прикладной трудовой и военной физической подготовке. Центральным институтом труда (ЦИТ) в рамках Всевобуча (всеобщего военного обучения) была проведена работа по созданию «трудовой гимнастики», направленной на совершенствование производственного обучения и подготовки рабочих. В 30-е годы был разработан и введён комплекс «Готов к труду и обороне», который был направлен на укрепление здоровья и повышение производительности труда. Основоположником теоретических основ ППФП в нашей стране был профессор В.В. Белинович (50- е-60-е гг. ХХ в).

Спортивная подготовка в системе физического воспитания

. Таким образом, целью моего реферата стало подробное изучение спортивной подготовки в системе физического воспитания занимающихся физической культурой. Задачами, реферата стали рассмотрение структуры . подготовки спортсменов (включая техническую и физическую, тактическую и психическую ее .

1. Место ППФП в системе физического воспитания

? развитие ведущих для данной профессии физических качеств;

? формирование и совершенствование прикладных двигательных навыков;

? повышение устойчивости организма к внешним воздействиям условий труда;

? воспитание специфических для данной профессии волевых и других психических качеств;

? повышение функциональной устойчивости и приспособление организма человека к неблагоприятным воздействиям условий труда (вибрация, шум и т.п.);

? содействие формированию физической культуры личности, укрепление ее психики.

Решение задач ППФП для конкретной профессии возможно только после разработки профессиограммы. В ее содержание включаются подробное описание условий труда, его характера и специфики.

Чтобы лучше представить себе возможности ППФП, остановимся несколько подробнее на ее составляющих.

Профессиональная деятельность преподавателя физической культуры

. Профессиограмму педагога физической культуры можно раскрыть на основании компетентностного подхода. Понятие профессиональной компетентности преподавателя можно определить как владение необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих составляющие его педагогической деятельности, .

Прикладные психические качества и свойства личности. Каждая профессия предъявляет свои требования и к психическим качествам: вниманию (переключение, концентрация, широта распределения); мышлению (оперативное, аналитическое); памяти (кратковременная, долговременная); эмоциональной устойчивости; способности работать при действии помех; выдержке и самообладанию; целеустремленности; самостоятельности; стойкости; общительности; умению ладить с людьми и т.п. Так, профессиографические исследования, выполненные на членах буровых бригад (Броун С. И.,1984) показали, что приоритетное значение придается функции внимания (концентрации, широты, переключения), а также- эмоциональной устойчивости, координации движений и другим качествам.

Поэтому в профессиональной работе по ряду профессий применяется профессиональный отбор, который подразумевает систему мероприятий, позволяющую выявить людей, способных более успешно овладевать профессией. Например, профессиональный отбор особенно важен при отборе специалистов для работы в экстремальных условиях (морское бурение, операторы химического производства, полевые геологи и многие другие).Многие виды спорта вырабатывают соответствующие качества. К примеру занятия борьбой, боксом, мотоспортом способствуют выработке смелости и решительности, марш-броски и кроссы длительностью 1-2 часа совершенствуют волю занимающихся. Занятия игровым видами спорта существенно повышают общительность (коммуникабельность) человека.

1. Афанасьева, С.В., Холопов, А.В. ППФК в аграрном вузе//Актуальные проблемы и перспективы развития физической культуры в высших учебных заведениях Минсельхоза России. Материалы Всероссийской научно- практической конференции с участием международных делегатов стран СНГ 10-13 ноября 2010 года. Тюмень,2010.-с.24-26.

Психологический портрет учителя физической культуры

. навыками, необходимыми для педагогической деятельности вообще и тренерской, в частности, для подготовки учеников. Требования к учителю физической культуры: 1. Обучение должно быть . проявлять эмоциональную устойчивость, выдержку, самообладание, инициативность и настойчивость. Основной целью профессионального саморазвития является развитие у человека целого комплекса профессионально необходимых .

Примеры похожих учебных работ

Условия психологической подготовки специалистов по физической культуре и спорту

. профессиональной деятельности и поведения Опыт Способы решения психологических проблем в спортивной деятельности; ценности и ценностные ориентации; традиции, нормы, правила и законы жизнедеятельности специалиста по физической культуре и спорту, .

Формирование у младших школьников в процессе образования ответственности за свой .

. учебный труд в учебно-воспитательном процессе; 3. воспитании у учащихся стремления к самостоятельному проявлению ответственности в учебной деятельности. . 7-8 лет для оценки поступков важен лишь физический аспект последствия, но не мотивы действия. .

Система высшего профессионального образования в сфере физического воспитания и спорта .

. деятельность в 1850-х годах. Первое женское гимнастическое общество Финляндии и Северных стран создано в 1867 году, и первый национальный союз в области финской физической культуры и спорта .

Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом

. разных видах физических упражнений становятся нормой. В основе достижения профессиональными спортсменами спортивного результата и его роста лежат адаптационные процессы, происходящие в организме. Тренировочная и соревновательная деятельность является .

Нетрадиционные виды физических упражнений и спорта

. профессиональных спортсменов. Из различных комплексов физических упражнений вытекают виды спорта. Спорт представляет собой специфический род физической . организма, его активность, нормализовать деятельность функциональных и регулирующих систем .

Особенности содержания воспитательной деятельности педагога в современной профессиональной .

. деятельность, направленная на организацию других видов деятельности [5;7]. Воспитывать можно с одинаковым успехом через труд, учение, общение, художественное творчество, спорт . можно судить о профессиональной деятельности учителя, является .

2.7. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов

2.7.1. ППФП в системе физического воспитания студентов

В условиях научно-технического прогресса проблема соотношения средств физической культуры и учебной деятельности студентов приобретает важное экономическое значение, заключающееся в использовании физического воспитания для подготовки к конкретному профессиональному труду и повышении его производительности. В этой связи особое значение в системе физического воспитания студентов приобретает профессионально-прикладная физическая подготовка.

Профессионально-прикладная физическая подготовка – это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры для подготовки к определенной профессиональной деятельности. Цель ППФП – психофизическая готовность к успешной профессиональной деятельности.

Конкретные задачи ППФП студентов определяются особенностями их будущей профессиональной деятельности и состоят в том, чтобы:

- формировать необходимые прикладные знания;

- осваивать прикладные умения и навыки;

- воспитывать прикладные физические качества.

Прикладные знания имеют непосредственную связь с будущей профессиональной деятельностью, которые студенты получают на лекционных занятиях по курсу «Физическая культура». Знания о закономерностях достижения и поддержании высокой профессиональной работоспособности в трудовой деятельности имеют важное прикладное значение.

Прикладные умения и навыки обеспечивают быстрое овладение необходимыми трудовыми операциями, безопасность в быту и при выполнении определенных видов работ.

Прикладные физические качества – это перечень необходимых для каждой профессиональной группы физических качеств, которые можно формировать при занятиях различными видами спорта.

Формировать специальные качества можно в процессе ППФП не только с помощью специально подобранных упражнений, но и при регулярных занятиях соответствующими в каждом случае (прикладными) видами спорта. Следует иметь в виду и особенности так называемой неспецифической адаптации человека. Установлено, что хорошо физически развитый и тренированный человек быстрее акклиматизируется в новой местности, легче переносит действие низкой и высокой температуры, более устойчив к различного рода инфекциям, проникающей радиации и т.д.

При решении конкретных задач профессионально-прикладной физической подготовки будущих специалистов следует обращать внимание на то, что такая подготовка осуществляется в тесной связи с общей физической подготовкой, которая является основой практического раздела учебной дисциплины «Физическая культура» в вузе. В тоже время, только общая физическая подготовка не может полностью решить задачи специальной подготовки к определенной профессии.

Профессионально-прикладная физическая подготовка должна опираться на хорошую общефизическую подготовленность студентов. Соотношение общей и профессионально-прикладной подготовки может изменяться в зависимости от профессии. Для представителей гуманитарных профессий хорошей общей физической подготовленности вполне достаточно для психофизической готовности к будущей профессии. В других случаях (юридические, технические специальности и др.) общая физическая подготовка не может обеспечить необходимого уровня готовности к профессиональному труду. Здесь обязательно требуется специальная и объемная профессионально-прикладная физическая подготовка по всем параметрам, которая нередко нуждается в самостоятельном дополнительном курсе ППФП сверх отведенных часов на дисциплину «Физическая культура».

В ходе учебного процесса уровень подготовленности студентов по разделу профессионально-прикладная физическая подготовка контролируется специальными нормативами, что особо оговорено в учебной программе. Обычно эти нормативы отличаются у студентов различных факультетов и имеют отличия в зависимости от семестра и курса обучения. Уровень подготовленности по ППФП оценивается отдельно и входит в комплексную оценку по учебной дисциплине «Физическая культура» наряду с оценками за теоретические знания, общую физическую подготовленность, методические и двигательные умения и навыки.

Организация ППФП студентов в вузах предполагает использование специализированной подготовки в учебное и внеучебное время. Для этого в основном учебном отделении могут быть организованы специализированные учебные группы по ППФП, а в спортивном – учебные группы по прикладным видам спорта. Студенты, занимающиеся в специальном отделении, осваивают те элементы ППФП, которые доступны им по состоянию здоровья.

ППФП студентов на учебных занятиях проводится в форме теоретических и практических занятий.

ППФП во внеучебное время необходима студентам, имеющим недостаточную общую и специальную психофизическую подготовленность.

Формы ППФП во внеучебное время следующие:

- секционные занятия в вузе по прикладным видам спорта вне вуза;

- самодеятельные занятия по прикладным видам спорта вне вуза;

- соревнования по прикладным видам спорта.

Одна из форм ППФП – массовые физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия.

2.7.2. Факторы, определяющие ППФП студентов

Двигательную деятельность человека, его трудового активность определяют такие компоненты, как мышечная сила, выносливость, быстрота, координация движений, способность к концентрированному и устойчивому вниманию, реакция выбора и другие психофизические качества. Общепризнано, что все эти составляющие так же, как и профессиональные свойства личности, в определенных условиях и пределах тренируемы. Психофизиологическое понятие «трудовая деятельность» по психофизическим компонентам аналогично понятию «спорт». Так же сходны и принципиальные требования и условия их совершенствования.

Итак, конкретное содержание ППФП опирается на психофизиологическое тождество процесса и физической культуры и спорта. Благодаря именно этому тождеству на занятиях физической культурой и спортом можно моделировать отдельные элементы трудовых процессов.

Основные факторы, определяющие конкретное содержание ППФП:

- формы (виды) труда специалистов данного профиля;

- условия и характер труда;

- режим труда и отдыха;

- особенности динамики работоспособности специалистов в процессе труда и специфика их профессионального утомления и заболеваемости.

Формы (виды) труда. Основные формы труда – физический и умственный. Разделение труда на «физический» и «умственный» носит условный характер. Однако такое разделение необходимо, ибо с его помощью легче изучать динамику работоспособности специалистов в течение рабочего дня, а также подобрать средства физической культуры и спорта в целях подготовки к предстоящей работе по профессии.

Условия труда (продолжительность рабочего времени, комфортность производственной сферы) влияют на подбор средств физической культуры и спорта для достижения высокой работоспособности и трудовой активности человека, а следовательно, определяют конкретное содержание ППФП специалистов в определенной профессии.

Характер труда также определяет ППФП, ибо для того, чтобы правильно подобрать и применить средства физической культуры и спорта, важно знать, с какой физической и эмоциональной нагрузкой работает специалист, как велика зона его передвижения и т.д. Следует учитывать, что характер труда специалистов одного и того же профиля может быть разным даже при работе в одних и тех же условиях, если они выполняют неодинаковые виды профессиональных работ и служебных функций. В таких случаях у специалистов совершенно разные психофизические нагрузки, поэтому нужны разные прикладные знания, умения и навыки, разнонаправленные рекомендации по применению средств физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха.

Режим труда и отдыхавлияет на выбор средств физической культуры, чтобы поддерживать и повышать необходимый уровень жизнедеятельности и работоспособности. Рациональным режимом труда и отдыха на любом предприятии считается такой режим, который оптимально сочетает эффективность труда, индивидуальную производительность, работоспособность и здоровье трудящихся.

При разработке соответствующих разделов ППФП необходимо знать и учитывать организационную структуру и особенности производственного процесса, а также проводить совместный анализ рабочего и внерабочего времени, поскольку между основным трудом и деятельностью человека в свободное время существует объективная связь.

Динамика работоспособности специалистов в процессе труда – интегральный фактор, определяющий конкретное содержание ППФП студентов. Чтобы смоделировать отдельные элементы процесса труда путем подбора физических упражнений, необходимо знать особенности динамики работоспособности специалистов при выполнении различных видов профессиональных работ. Для этого нужно построить «кривую» работоспособности на основе фиксированных показателей: через определенные отрезки времени замеряют те или иные показатели исполнителя: величину выработки, время, затраченное на операцию, и т.п., а также психофизиологический показатели пульса, кровяного давления, мышечной силы, тремора, частоты дыхания, показатели внимания, скорости, зрительно-слухомоторные и психические реакции и др. «Кривая» работоспособности определяется и для одной рабочей смены, и для рабочей недели (месяца), и для годичного периода работы. Она может служить началом в разработке рекомендаций по направленному применению средств физической культуры как в процессе ППФП, так и в режиме труда и отдыха.

2.7.3. Средства ППФП студентов

Подбор средств ППФП осуществляется с учетом особенностей учебного процесса на каждом факультете и специфики будущей профессиональной деятельности студентов.

Средства ППФП студентов классифицируются следующим образом:

- прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных видов спорта;

- прикладные виды спорта;

- оздоровительные силы природы и гигиенические факторы;

- вспомогательные средства, обеспечивающие качества учебного процесса по разделу ППФП.

Основным средством ППФП студентов является физическое упражнение. При их подборе следует учитывать, чтобы их психофизиологическое воздействие соответствовало формируемым физическим качествам.

Напряженная умственная деятельность студентов в процессе обучения в сочетании с недостаточной двигательной активностью приводит к снижению общей и умственной работоспособности и состояния здоровья.

Уровень умственной работоспособности, безусловно, зависит от состояния здоровья и общей работоспособности, а способность человека длительно выполнять умственную или физическую работу определяется выносливостью, обуславливаемой, прежде всего, функциями сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Важным фактором, определяющим совершенствование сердечно-сосудистой и дыхательной систем молодого организма студентов, является оптимальное сочетание умственных нагрузок и разнообразных средств физической культуры.

Из многочисленных физических упражнений наиболее целесообразными и доступными в применении следует считать циклические упражнения, такие как бег, ходьба, туризм, плавание. Эффективны подвижные и спортивные игры, которые характеризуются множеством циклических и ациклических движений и высокой эмоциональностью.

Умелое сочетание циклических упражнений со спортивными играми дает положительные сдвиги не только в развитии выносливости, но и других физических качеств (быстрота, ловкость, сила, гибкость).

При акцентированном воспитании физических качеств в содержании учебных занятий обычно увеличивается объем специальных упражнений, развивающих одно или несколько качеств, и устанавливаются соответствующие учебные нормативы. Такой подбор упражнений и элементов из отдельных видов спорта производится опытным путем по принципу соответствия их особенностям профессиональных качеств и двигательных навыков. Для этого сначала составляется так называемая профессиограмма, и затем на ее основе – спортограммма (комплекс упражнений и набор видов спорта, соответствующих конкретной профессии).

Каждый вид спорта способствует совершенствованию определенных физических и психических качеств. И если эти качества, умения и навыки, осваиваемые в ходе спортивного совершенствования, совпадают с профессиональными, то такие виды спорта считают профессионально-прикладными.

Элементы состязательности, сопряженные с повышенными физическими и психическими нагрузками, позволяют широко использовать спорта в процессе профессионально-прикладной физической подготовки студентов. Однако занятия прикладными видами спорта не единственный способ решения всего комплекса вопросов ППФП студентов из-за недостаточной избирательности и неполного охвата задач этой подготовки будущего специалиста к любой конкретной профессии.

Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы – обязательные средства ППФП студентов, особенно для воспитания специальных прикладных качеств, обеспечивающих продуктивную работу в различных географо-климатических условиях. С помощью специально-организованных занятий можно достичь повышенной устойчивости организма к холоду, жаре, солнечной радиации, резким колебаниям температуры воздуха. Содержание таких занятий связано с обучением приемам закаливания организма и выполнения гигиенических мероприятий, а также мероприятия по ускорению восстановительных процессов в организме (специальные водные процедуры, различные бани и др.).

Вспомогательные средства ППФП, обеспечивающие ее эффективность, это различные тренажеры, специальные технические устройства и приспособления, с помощью которых можно моделировать отдельные условия и характер будущего профессионального труда.

Следует различать тренажеры, применяемые на занятиях по учебной дисциплине «Физическая культура», и профессиональные тренажеры. Принципиальное назначение первых в том, что с их помощью закладываются функциональные основы, расширяется диапазон двигательных умений, способствующих быстрому освоению профессиональных действий, умений и навыков. В профессиональных же тренажерах обрабатываются именно профессиональные действия и умения в облегченных или усложненных условиях, а это является уже задачей не кафедры физического воспитания, а выпускающих кафедр университета.

Читайте также: