Как может называться должность работника контрактной службы

Опубликовано: 05.07.2024

Галичевская Е. Н.

В статье расскажем о том, кто может быть руководителем контрактной службы, какие требования к функционалу и образованию предъявляет закон № 44-ФЗ, а так же какая ответственность предусмотрена для него положениями КоАП

Контрактная служба действует на основании оформленного Положения о контрактной службе (регламенте). Контрактная служба не может функционировать до утверждения такого положения. Этот документ определяет порядок действий службы, а также порядок взаимодействия с другими подразделениями заказчика и комиссией по осуществлению закупок. Подробнее о том, чем занимается контрактная служба — мы писали в статье « Создание контрактной службы по 44-ФЗ».

Положение о контрактной службе разрабатывает заказчик на основе Типового положения о контрактной службе, утвержденного приказом Минэкономразвития № 631 от 29 октября 2013 года (далее — Типовое положение).

В п. 9 Типового положения указано, что в контрактной службе всегда должен быть руководитель. Название должности заказчик может определить самостоятельно. Например, можно, назвать такую должность «руководитель контрактной службы». Каких-либо требований к названию должности руководителя контрактной службы в Типовом положении нет.

Если контрактная служба создается как отдельное структурное подразделение, ее руководителя назначают на должность приказом руководителя заказчика либо уполномоченного лица, исполняющего его обязанности.

Если контрактная служба создается без образования отдельного подразделения, ее возглавляет один из заместителей руководителя заказчика.

Может ли главный бухгалтер быть руководителем контрактной службы, без образования отдельного подразделения?

Контрактную службу, которая создается как контрактная служба без образования отдельного подразделения, возглавляет руководитель Заказчика или один из заместителей руководителя Заказчика. Таким образом, если главный бухгалтер не является заместителем руководителя, то быть руководителем контрактной службы без образования отдельного подразделения он не может.

Основные полномочия руководителя контрактной службы определяются в утверждаемом заказчиком положении (регламенте) о контрактной службе. Заказчик может детализировать эти полномочия в должностном регламенте (инструкции).

Утвердить документ, регламентирующий деятельность руководителя контрактной службы, необходимо к моменту приема на работу (службу) нового сотрудника или возложения обязанностей на сотрудника, ранее не выполнявшего их. Документ может быть оформлен в произвольной, письменной форме на бумажном носителе, где должно быть указано:

  1. наименование должности;
  2. информация о том, что сотрудник является руководителем контрактной службы;
  3. непосредственный руководитель (порядок подчинения);
  4. требования к образованию (иные квалификационные требования при их наличии);
  5. требования к знанию законодательства;
  6. конкретные полномочия по осуществлению закупок с учетом распределения функциональных обязанностей;
  7. права и обязанности;
  8. ответственность.

Составляет такой документ сотрудник кадровой службы или иное уполномоченное лицо, а утверждает его руководитель заказчика или уполномоченное им лицо.

Кто имеет право замещать руководителя контрактной службы в его отсутствие

Руководитель контрактной службы должен самостоятельно определить работника контрактной службы, который будет замещать его в период отпуска. Такой вывод следует из ст. 38, 112 Закона № 44-ФЗ и Типового положения. У руководителя контрактной службы может быть заместитель, который в случае временного отсутствия руководителя контрактной службы или по его поручению исполняют его функции.

Что входит в основные обязанности

Руководитель контрактной службы:

  • распределяет функциональные обязанности между работниками контрактной службы (п. 10 и п. 17 Типового положения).
  • представляет на рассмотрение главному лицу заказчика предложения о структуре и численности КС, о назначении и освобождении от должности.
  • формирует план работы КС и представляет его на рассмотрение заказчику. Ему же он должен давать ежемесячные, ежеквартальные и ежегодные отчеты, а при необходимости информацию о закупке на любой стадии.
  • организует в случае необходимости консультаций с поставщиками и участвует в таких мероприятиях. Это делается, чтобы определить состояние конкурентной среды на соответствующих рынках.
  • организует обязательное общественное обсуждение закупки и при необходимости готовит по его результатам изменения для внесения в планы закупок, планы-графики, документацию о закупках или обеспечение отмены закупки.
  • участвует в утверждении требований к закупаемым заказчиком отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе к их предельным ценам) и (или) нормативным затратам на обеспечение функций заказчика, а также организация их размещения в ЕИС.
  • участвует в рассмотрении дел об обжаловании действий (бездействия) заказчика, в частности обжаловании результатов определения поставщика.
  • разрабатывает проекты контрактов заказчика.
  • курирует все вопросы, связанные с банковской гарантией, а также организацию возврата средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения заявки или контракта.

Заказчик вправе возложить на руководителя контактной службы не только обязанности по организации и координации работы по планированию и проведению закупок, но и реализацию функций и полномочий службы. То есть за результат любого действия сотрудников контрактной службы отвечать будет руководитель.

Для эффективного решения задач стоит разработать детальный регламент. Он регулирует отношения при проведении закупок, определяет порядок действий работников контрактной службы и порядок взаимодействия службы с другими подразделениями заказчика.

Какой квалификацией должен обладать руководитель контрактной службы

Как следует из письма Минэкономразвития от 17.04.2017 № Д28и-1636, с 01.07.2016 установлены требования к квалификации работника и профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями. Требования профессиональных стандартов следует учитывать при составлении должностных регламентов работников контрактной службы, в том числе ее руководителя.

Руководитель контрактной службы должен обладать определенной квалификацией. В профессиональном стандарте он указан только в обобщенной трудовой функции «Организация работ по экспертизе и консультированию в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд». Эта трудовая функция предусматривает 8-й, высший, уровень квалификации (всего 4 уровня — от 5-го до 8-го).

Для ее исполнения необходимо соответствие требованиям к образованию и обучению:

  • высшее образование — специалист или магистратура;
  • дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок. Например, это могут быть Онлайн-курсы в Школе электронных торгов, которые обеспечивают подготовку таких сотрудников, дают возможность обучающимся не только актуализировать свои знания в области госзакупок, но и выработать дополнительные навыки, получить ответы на свои вопросы. Повышать квалификацию рекомендуется не реже одного раза в три года.

Требования к опыту практической работы — не менее 5 лет в сфере закупок, в том числе не менее 3 лет на руководящих должностях.

Ответственность руководителя контрактной службы

Руководитель контрактной службы — такой же сотрудник контрактной службы, как и любой другой, входящий в ее состав (п. 10 Типового положения). При нарушении законодательства он несет административную ответственность, предусмотренную статьями 7.29–7.32, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, как должностное лицо (ст. 2.4 КоАП РФ).

Необходимо повысить квалификацию? Онлайн-курс для руководителя организации (государственного, муниципального заказчика) «Повышение квалификации по программе «Управление государственными и муниципальными закупками по 44-ФЗ», для руководителей, 40 ак.часов». Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основе требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

В каждом госучреждении, осуществляющем закупки, должен быть контрактный управляющий или контрактная служба. При этом порядок оформления таких работников четко не установлен, что вызывает вопросы у работодателей. Как создается такая служба, кто может исполнять обязанности контрактного управляющего, на каких основаниях и как оформлять контрактного управляющего – расскажем в статье.

Контрактная служба.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает 100 млн руб., создают контрактные службы.

Чтобы определить, должен ли работодатель создать контрактную службу, нужно определить среднегодовой объем закупок. Он должен включать весь утвержденный на год объем финансового обеспечения для осуществления закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ. В данный объем включаются также средства для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в этом году (п. 16 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ).

Общие требования к контрактной службе определены Законом № 44-ФЗ и Типовым положением (регламентом) о контрактной службе, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 29.10.2013 № 631. В соответствии с этим Типовым положением контрактная служба создается одним из следующих способов:

создание отдельного структурного подразделения;

утверждение работодателем постоянного состава работников, выполняющих функции контрактной службы, без образования отдельного структурного подразделения.

Численность контрактной службы не может составлять менее двух человек.

Если контрактная служба создается как отдельное структурное подразделение, ее возглавляет руководитель структурного подразделения, назначаемый на должность приказом руководителя либо уполномоченного лица, исполняющего его обязанности. Контрактную службу без образования отдельного подразделения возглавляет руководитель или один из его заместителей.

Руководитель контрактной службы определяет должностные обязанности и персональную ответственность работников этой службы (п. 10 Типового положения).

Как формируется отдельное структурное подразделение – Законом № 44-ФЗ и Типовым положением не установлено, но можно предположить, что оно создается из новых либо из своих, но полностью освобожденных от прежних обязанностей работников. В любом случае это должны быть сотрудники работодателя, а не сторонние лица, оказывающие услуги.

Служба без образования структурного подразделения создается из работников организации.

К сведению:

Работники контрактной службы должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ).

Контрактная служба создается на основании Положения о контрактной службе, разработанного на основании Типового положения и приказа руководителя.

В приказе отражается:

информация о лице, которое назначается руководителем;

список сотрудников, входящих в состав службы без выделенного подразделения;

срок подготовки руководителем документов, определяющих должностные обязанности и персональную ответственность сотрудников контрактной службы.

Приказ утверждается не позднее начала финансового года, в котором совокупный годовой объем закупок превысит 100 млн руб., либо не позднее даты принятия решения об утверждении дополнительных объемов финансирования.

С приказом рекомендуется ознакомить задействованных лиц за два месяца до запланированной даты создания контрактной службы.

Контрактный управляющий.

В организациях, где совокупный годовой объем закупок менее 100 млн руб. (а таких большинство), назначается контрактный управляющий по 44 фз– должностное лицо, ответственное за осуществление одной или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта.

Контрактным управляющим может быть только должностное лицо заказчика (ч. 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ) с высшим или дополнительным профессиональным образованием в сфере закупок (ч. 6 ст. 38).

Можно выделить несколько вариантов назначения на должность контрактный управляющия.

Контрактный управляющий

Новый работник, оформленный на должность контрактный управляющий, введенную в штатное расписание

Работник организации, переведенный на должность контрактного управляющего, введенную в штатное расписание

Работник организации, совмещающий свою должность и вакантную должность контрактного управляющего

Работник организации, исполняющий обязанности контрактного управляющего дополнительно к своим

Введение должности управляющего в штатное расписание.

Итак, работодатель может ввести должность контрактного управляющего в штатное расписание. Причем это не обязательно должна быть целая ставка – можно установить и 0,5, и 0,3 ставки, и др.

Обратите внимание:

Закон № 44-ФЗ не содержит положений о том, что в штатное расписание заказчика, выступающего работодателем, необходимо вводить такие должности, как работник контрактной службы, контрактный управляющий. Должностное лицо, на которое возложены обязанности контрактного управляющего, является соответствующим субъектом независимо от на­именования указанной в штатном расписании должности (Письмо Минэкономразвития РФ от 18.02.2015 № ОГ-Д28-2128).

Изменения в штатное расписание вносятся на основании приказа работодателя.

Кроме этого, работодателю целесообразно утвердить должностную инструкцию контрактного управляющего, в которой определить его функции и полномочия. В инструкции, в частности, рекомендуется указать:

информацию о том, что контрактный управляющий по 44 фз отвечает за осуществление всех (или нескольких) закупок заказчика;

требования к образованию (иные квалификационные требования – при их наличии);

требования к знанию законодательства;

полномочия по осуществлению закупок;

права и обязанности;

Для установления функций и полномочий можно обратиться к ч. 4 ст. 38 Закона № 44-ФЗ, Типовому положению и профстандартам «Эксперт в сфере закупок» и «Специалист в сфере закупок».

Если в организации есть работник, получивший соответствующее образование в сфере закупок, но занимающий другую должность, который не возражает перейти полностью на должность контрактного управляющего, его можно перевести. Перевод осуществляется путем заключения дополнительного соглашения, издания приказа о постоянном переводе и внесения записи о переводе в трудовую книжку.

Назначение на должность управляющего.

Если должность контрактного управляющего штатным расписанием не предусмотрена или предусмотрена, но вакантна, управляющего нужно назначить из числа работников. Назначение осуществляется приказом работодателя. Образец см. ниже.

Государственное автономное учреждение «Горводоканал»

о назначении контрактного управляющего

  1. Назначить главного бухгалтера ГАУ «Горводоканал» Иванову И. Е. на должность контрактного управляющего, ответственного за закупки товаров, работ, услуг для обеспечения нужд ГАУ «Горводоканал», включая контроль исполнения контрактов.

  2. Возложить на Иванову И. Е. функции и полномочия, предусмотренные должностной инструкцией контрактного управляющего, утвержденной приказом руководителя ГАУ «Горводоканал» от 12.12.2019 № 55.

  3. Специалисту отдела кадров подготовить дополнительное соглашение к трудовому договору с Ивановой И. Е. до 14 января 2020 г.

  4. В соглашении установить следующее:
    • контрактный управляющий действует на основании настоящего приказа и должностной инструкции с 14 января 2020 г. бессрочно;

    • контрактный управляющий несет персональную ответственность в пределах возложенных на него полномочий.

  1. Секретарю Борисовой С. К. довести настоящий приказ до сведения Ивановой И. Е. под подпись.

  2. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на начальника отдела кадров Машкову С. С.

Начальник отдела кадров Машкова, С. С. Машкова

Главный бухгалтер Иванова, И. Е. Иванова

Заказчик вправе возложить на контрактного управляющего полномочия по проведению одной или нескольких закупок (ч. 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ). Поэтому управляющих может быть несколько. Соответственно в приказе нужно отметить, за сколько закупок конкретный управляющий отвечает. Удобнее, если один управляющий отвечает за все закупки. Но когда объем закупок большой, можно назначить управляющих для закупок по каждому виду товаров: оргтехники, запчастей, канцелярских товаров и т. д.

Затем с работником следует заключить дополнительное соглашение. При этом, если должность контрактного управляющего преду­смотрена штатным расписанием, оформляется совмещение должностей в порядке ст. 60.2 ТК РФ. Соглашением устанавливаются срок совмещения, объем дополнительной работы и размер доплаты за совмещение. Доплата может быть любая исходя из объема дополнительной работы.

Вменяя работнику дополнительные обязанности в случае, когда должность контрактного управляющего штатным расписанием не предусмотрена, необходимо учитывать, что согласно ч. 1 ст. 15, ч. 2 ст. 57 ТК РФ трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работы) является одним из условий трудового договора. Изменение условия трудового договора о трудовой функции работника допускается только по соглашению сторон этого договора и изменить данное условие в одностороннем порядке работодатель не вправе (ст. 72, ч. 1 ст. 74 ТК РФ).

Поэтому для расширения должностных обязанностей работника и включения в них обязанностей контрактного управляющего с ним также необходимо заключить дополнительное соглашение к трудовому договору о расширении должностных обязанностей. Изменения следует внести и в должностную инструкцию работника по его должности, подробно прописав все дополнительные обязанности – обязанности контрактного управляющего. За исполнение этих обязанностей работнику может быть установлена доплата.

Подводя итог, отметим еще раз, что если в организации должна быть образована контрактная служба – она может быть или в виде отдельного структурного подразделения, когда все его должности вводятся в штатное расписание, или в виде службы без образования структурного подразделения, когда обязанности специалистов по закупкам возлагаются на имеющихся работников организации.

Что касается контрактного управляющего, для него также может быть введена отдельная должность в штатное расписание. Иначе обязанности управляющего возлагаются на одного или нескольких работников организации.

Если должность, предусмотренная штатным расписанием, свободна, обязанности контрактного управляющего исполняются другим работником в порядке совмещения должностей. Если не предусмотрена – на работника с его согласия возлагаются дополнительные функции контрактного управляющего. При этом следует иметь в виду, что если изменение (расширение) трудовой функции осуществляется бессрочно, то от совмещения должностей работник может отказаться, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня в силу ч. 4 ст. 60.2 ТК РФ.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Приказом Минфина РФ от 31.07.2020 N 158н утверждено новое Положение (регламент) о контрактной службе. Руководитель контрактной службы распределяет функции и полномочия между работниками контрактной службы.
Каким образом это следует отразить в положении о контрактной службе, действующем в организации? Нужно ли расписывать функции каждого члена контрактной службы отдельно? Если несколько человек занимаются приемкой, но каждый в своей области, например, один человек принимает компьютеры, другой - коммунальные платежи, как следует распределять эти функции? Как это оформить: в самом положении; отдельным приложением к приказу; отдельным документом?


Согласно части 3 ст. 38 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. На основании п. 2.1 Типового положения (регламента) о контрактной службе, утвержденного приказом Минфина России от 31.07.2020 N 158н, в положении (регламенте) о контрактной службе, действующем в организации (далее - Положение), должно быть отражено, на кого возлагаются функции и полномочия контрактной службы. Если в организации не создано отдельное структурное подразделение, в Положении следует отразить, что функции и полномочия контрактной службы возлагаются на работников заказчика, состав которых утверждается заказчиком.
Конкретный порядок определения лиц, входящих в состав службы, и распределения между ними соответствующих полномочий не регламентирован законом, этот вопрос регулируется внутри организации. Заказчик вправе перечислить состав службы с указанием на должности, занимаемые работниками, а также определить конкретные полномочия каждого из ее участников в самом Положении. Однако это может значительно увеличивать объем документа, а также при возникновении потребности в перераспределении полномочий между лицами, входящими в состав службы, необходимо будет каждый раз вносить изменения в Положение, что, скорее всего, потребует внесения изменений в другие внутренние документы организации. Поэтому представляется целесообразным определять полномочия участников службы в отдельном распорядительном акте, например, в приказе. Такой приказ может содержать одновременно сведения о включении конкретных работников в состав службы с указанием фамилии, имени и отчества, занимаемой должности каждого лица, а также определенный перечень обязанностей, связанных с работой в контрактной службе, которые будет выполнять каждый из них. Вопросы распределения обязанностей между лицами в составе контрактной службы могут быть регламентированы также в приложении к приказу о включении работников в состав контрактной службы, который будет являться неотъемлемой частью приказа. Выбор варианта оформления остается за самим заказчиком.
Как мы поняли из вопроса, в штатном расписании организации не предусмотрено отдельных должностей работников контрактной службы, т.е. выполнять обязанности работников контрактной службы будут работающие на других должностях работники заказчика. Если изначально должность работника не предполагала выполнение функций и полномочий, предусмотренных ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ, то для привлечения работника к определенной работе в контрактной службе недостаточно будет издать приказ о включении его в состав контрактной службы, необходимо будет внести изменения в документы, определяющие его трудовую функцию.
В соответствии с частью второй ст. 57 ТК РФ трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы) является обязательным для включения в трудовой договор условием. Очевидно, что согласование сторонами условия о трудовой функции подразумевает достижение договоренности не только о ее наименовании, но и о содержании, то есть о круге трудовых обязанностей работника, составляющих работу по конкретной должности (профессии, специальности), либо работу конкретного вида. Эти обязанности могут быть закреплены:
- непосредственно в тексте трудового договора с работником либо в приложении к нему;
- в отдельном локальном нормативном акте, как правило, именуемом должностной (рабочей) инструкцией, на который сделана ссылка в трудовом договоре.
Выбор одного из указанных вариантов является компетенцией работодателя (смотрите также письма Роструда от 09.08.2007 N 3042-6-0, от 31.10.2007 N 4412-6).
Частью второй ст. 21 ТК РФ установлено, что работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, а статья 60 ТК РФ запрещает требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами. Когда стороны вместо перечисления конкретных трудовых обязанностей непосредственно в тексте трудового договора указывают в нем на необходимость для работника исполнять обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, соответствующие положения локального акта становятся согласованными сторонами условиями трудового договора. В таком случае изменения должностной инструкции, которые меняют круг трудовых обязанностей работника, невозможны без соблюдения процедуры внесения изменений в трудовой договор.
Трудовым кодексом РФ предусмотрено два порядка изменения определенных сторонами условий трудового договора. По письменному соглашению сторон можно изменить любые условия и в любой момент (ст. 72 ТК РФ). Изменение условий по инициативе работодателя также возможно, но со значительными ограничениями, установленными в ст. 74 ТК РФ. Однако, как прямо указано в ст. 74 ТК РФ, в одностороннем порядке не может быть изменена трудовая функция работника. Как разъяснил Конституционный Суд РФ, определение того, влечет ли изменение должностных обязанностей в должностной инструкции изменение трудовой функции и, как следствие, требуется ли в связи с этим согласие работника на такое изменение, осуществляется судами общей юрисдикции в ходе разрешения конкретного трудового спора (определения от 25.09.2014 N 1853-О и от 23.09.2010 N 1188-О-О). Иными словами, не всякий пересмотр закрепленных в должностной инструкции трудовых обязанностей является изменением трудовой функции работника. Все зависит от сути вносимых изменений.
При обобщении судебной практики по этому вопросу нами была выявлена следующая тенденция. Если положения новой должностной инструкции существенно расширяют круг должностных обязанностей, закрепляют такой перечень работ, который принципиально отличается от ранее установленного, либо добавляют обязанности, совсем не свойственные указанной в трудовом договоре должности (профессии), то такие положения могут быть внедрены исключительно путем подписания дополнительного соглашения сторон к трудовому договору в порядке, предусмотренном ст. 72 ТК РФ. Если же в результате вносимых в должностную инструкцию поправок меняется круг трудовых обязанностей, причем как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения, но при этом суть порученной работы остается неизменной, суды признают это изменением условий трудового договора, но не изменением трудовой функции работника. Соответственно, осуществить такие изменения работодатель вправе как по соглашению с работником в порядке ст. 72 ТК РФ, так и в порядке ст. 74 ТК РФ с предупреждением как минимум за 2 месяца и при наличии указанных в этой статье обстоятельств. В случае отказа работника от продолжения работы на новых условиях трудовой договор с ним подлежит прекращению по п. 7 части первой ст. 77 ТК РФ (при отсутствии подходящих вакансий или отказе работника от перевода). Если же обязанности в старой и новой должностных инструкциях отличаются только формулировками, изменения представляют собой более подробное изложение прежних обязанностей либо уточнение порядка их выполнения, к изменению условий трудового договора это не приводит. Работник обязан соблюдать новую должностную инструкцию после ознакомления с ее текстом, а за нарушение такой обязанности может быть привлечен к дисциплинарной ответственности*(1).
Следовательно, сам алгоритм действий работодателя в данном случае зависит от того, происходит ли изменение условий трудового договора при включении работника в состав контрактной службы, то есть добавляется ли новая функция или нет. Если положения должностной инструкции никак не затрагивают условия заключенного с работником трудового договора, когда обязанности в старой и новой должностных инструкциях отличаются только формулировками, изменения представляют собой более подробное изложение прежних обязанностей либо уточнение порядка их выполнения, то они могут быть изменены работодателем в одностороннем порядке. Согласия работника в таком случае не нужно. В таком случае можно издать приказ об утверждении должностной инструкции в новой редакции, ознакомить работника с данным приказом, а также ознакомить работника с новой должностной инструкцией.
Если положения новой должностной инструкции существенно расширяют круг должностных обязанностей, то такие положения могут быть внедрены исключительно путем подписания дополнительного соглашения сторон к трудовому договору в порядке, предусмотренном ст. 72 ТК РФ, то есть только с согласия работника. В таком случае работодателю необходимо составить дополнительное соглашение к трудовому договору, содержащее перечень изменений, подписать его с работником и ознакомить с новой должностной инструкцией. В случае несогласия работника указанные изменения не могут быть введены в отношении него. В таком случае приказ о возложении на работника полномочий, связанных с работой в контрактной службе, не должен распространяться на него, и работодатель не вправе требовать от работника выполнения такой работы.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

Ответ прошел контроль качества

25 января 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter


У заказчика по 44-ФЗ должна быть контрактная служба. Она может быть организована как в виде отдельного структурного подразделения, так и без его создания. Вне зависимости от этого у контрактной службы должен быть руководитель. В этой статье поговорим о том, кто может им быть, и что ему следует делать.

Создание службы

Перед началом работы контрактной службы необходимо утвердить положение о ней (далее — Положение). Оно разрабатывается на основе Типового положения из приказа Минэкономразвития № 631. В Положении закрепляется регламент, в соответствии с которым будет действовать контрактная служба, и порядок ее взаимоотношения с другими подразделениями заказчика. Составляется документ сотрудником кадровой службы, а подписывается руководителем заказчика.

В Типовом положении сказано, что у контрактной службы обязательно должен быть руководитель. Как должна называться должность такого сотрудника, отдельно не оговорено. Если служба создается без образования структурного подразделения, то возглавить ее должен либо руководитель заказчика, либо один из его заместителей.

Довольно часто возникает вопрос: может ли занимать должность руководителя контрактной службы глава какого-либо подразделения компании? Например, главный бухгалтер. Речь о ситуации, когда служба не выделяется в отдельное подразделение. Ответ таков — Главбух может возглавлять контрактную службу лишь в том случае, если является заместителем руководителя заказчика.

Подтверждение полномочий руководителя

В Положении о контрактной службе необходимо определить основные полномочия руководителя. Более детально их прописывают в должностной инструкции. К моменту приема на работу руководителя контрактной службы либо возложения его обязанностей на сотрудника организации Положение должно быть утверждено. В него следует включить следующие данные относительно руководителя:

  • название его должности;
  • порядок подчинения, непосредственный руководитель;
  • требования, которые предъявляются к лицу, занимающему должность: к образованию, дополнительной квалификации, а также знанию законодательства;
  • права и обязанности, а также ответственность руководителя контрактной службы;
  • полномочия, которыми он наделяется в рамках закупочной деятельности.

Кроме того, необходимо предусмотреть случаи, когда руководитель контрактной службы не сможет исполнять свои обязанности. Например, во время его отпуска. У руководителя для этой цели может быть заместитель. Либо он должен самостоятельно передать полномочия одному из сотрудников контрактной службы на время своего отсутствия.

Что должен делать руководитель контрактной службы? Круг его обязанностей довольно широкий. Вот лишь некоторые из них:

  • разработка структуры контрактной службы, подбор состава и численности сотрудников;
  • распределение функций и полномочий между сотрудниками;
  • планирование работы службы, подготовка отчетов, информирование руководства заказчика о процедуре закупки;
  • организация консультаций с поставщиками;
  • организации общественного обсуждения закупки (если требуется), а также внесение изменений в документы, если их необходимо внести по итогам обсуждения;
  • участие в разработке проектов контрактов;
  • курирование вопросов банковской гарантии, получения и возврата средств для обеспечения заявок;
  • участие в процессе обжалования закупки или ее результата.

Помимо всего прочего, заказчик может возложить на руководителя контрактной службы обязанности обеспечить ее работу. Другими словами, руководитель будет нести полную ответственность за деятельность службы и ее сотрудников.

Требование к руководителю

Все сотрудники контрактной службы, в том числе и руководитель, должны отвечать профессиональным стандартам. Что касается квалификации руководителя, то его трудовая функция, предусмотренная стандартом, заключается в следующем: организация работ по экспертизе и консультированию в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд. Для осуществления этой функции нужен наивысший уровень квалификации — восьмой.

Руководитель контрактной службы должен иметь:

  1. высшее образование (быть специалистом или магистром);
  2. дополнительное профобразование (профессиональная переподготовка, повышение квалификации);
  3. опыт работы не менее 5 лет в сфере закупок, из них не менее 3 — занимать руководящие должности.

Об ответственности руководителя

В соответствии с пунктом 10 упомянутого выше Типового положения о контрактной службе, ее руководитель является таким же сотрудником, как и любой другой. Если он допустит нарушение законодательства, то, будучи должностным лицом, понесет за это административную ответственность в соответствии со статьями 7.29–7.32, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 КоАП РФ.

В рамках госзаказа по 44-ФЗ заказчики назначают контрактного управляющего или формируют контрактную службу. Решающим моментом при выборе одного из этих вариантов является совокупный годовой объем закупок заказчика. В статье раскрываем понятие контрактного управляющего, требования к должности, функции и обязанности. Данный материал заинтересует представителей заказчика, а также тех, кто хочет устроиться на работу контрактным управляющим и ищет вакансию. Подскажем с чего начать.

Когда назначается контрактный управляющий?

Контрактный управляющий является ключевой фигурой в учреждении заказчика, он отвечает за проведение закупочных мероприятий и исполнение каждого контракта.

Эта должность вводится в штат, когда совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) заказчика менее 100 млн. руб. и нет контрактной службы (ч.2 ст.38 44-ФЗ).

Контрактная служба или контрактный управляющий?

Итак, если СГОЗ превышает 100 млн. руб., то создается контрактная служба (при этом создание спецподразделения не является обязательным) (ч.1 ст.38 44-ФЗ).

При СГОЗ менее 100 млн. руб. и отсутствии контрактной службы вводится должность контрактного управляющего (ч.2 ст.38 44-ФЗ). Т.е. при СГОЗ <= 100 млн. руб. заказчик обязан назначить управляющего или вправе создать контрактную службу.

Обязанности контрактного управляющего по 44-ФЗ

Обязанности контрактного управляющего прописаны в ч.4 ст.38 44-ФЗ:

  1. Разработка плана-графика и изменений для внесения в план-график, публикация данных сведений в ЕИС.
  2. Подготовка и отправка в ЕИС извещений о проведении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовка и направление приглашений на участие в выборе поставщика закрытыми способами.
  3. Ведение закупок и заключение контрактов.
  4. Принятие участия в рассмотрении дел об обжаловании итогов выбора исполнителей и подготовка информации для выполнения претензионно-исковой работы.
  5. Проведение необходимых консультаций с поставщиками на этапе планирования закупок и участие в них с целью анализа конкурентной среды на соответствующих рынках ТРУ, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
  6. И другие обязанности по 44-ФЗ.

С полным списком функций и полномочий контрактной службы (контрактного управляющего) можно ознакомиться в Разделе II типового положения, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 29.10.2013 г. № 631.

Важный момент! Контрактная служба действует в рамках положения, разработанного и утвержденного на базе типового положения, утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок (ч.3 ст.38 44-ФЗ). В ст.38 44-ФЗ ничего не говорится об обязанности заказчика разрабатывать и утверждать положение для контрактного управляющего.

Задачи специалиста

Главной задачей контрактного управляющего является организация и контроль закупок. Работа начинается с планирования и заканчивается контролем исполнения всех этапов контрактных работ и анализом эффективности результатов закупки. Деятельность сотрудника охватывает весь закупочный цикл, включая разрешение спорных ситуаций с поставщиками и госструктурами.

Вторая задача – работа по закону. Свои действия и решения специалист должен основывать на знаниях Конституции РФ, 44-ФЗ, ГК РФ, Бюджетного кодекса, НПА о контрактной системе, положения о контрактном управляющем, иных НПА РФ. Он должен быть грамотным и компетентным.

Третья задача появляется после выполнения первых двух задач: заключать контракты по максимально выгодным условиям. Сотрудник организует закупки с целью приобрести необходимые ТРУ по выгодной работодателю цене.

Контрактный управляющий должен совмещать все 3 задачи: экономия бюджетных средств при приобретении необходимых товаров, работ и услуг, организованной по правилам действующего законодательства.

Требования к должности

В ч.6 ст.38 44-ФЗ говорится, что контрактный управляющий должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Согласно ч.23 ст.112 44-ФЗ до 01.01.2017 г. управляющий может иметь профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на ТРУ для государственных и муниципальных нужд (т.е. обучение по 94-ФЗ).

Должностная инструкция

У Заказчика есть 3 пути, по которым он может назначить контрактного управляющего:

  1. Принять на это место нового сотрудника и заключить с ним трудовой договор. Либо оформить сотрудника на другую должность, но со схожими обязанностями и функциями.
  2. Перевести штатного работника на должность управляющего (или аналогичную должность) и заключить с ним соглашение об изменении условий трудового договора.
  3. Согласовать со штатным сотрудником возможность совмещения должностей по правилам ст.60.2 ТК РФ (при этом в соответствии со ст.151 ТК РФ лицу полагается доплата, а в его должностную инструкцию вносятся необходимые корректировки).

При назначении управляющего заказчик действует последовательно:

  • Новая должность вносится в штатное расписание;
  • Готовится должностная инструкция контрактного управляющего;
  • Издается приказ о назначении должностного лица, отвечающего за закупки (т.е. контрактный управляющий).

Инструкция состоит из следующих разделов:

  • Общие положения: порядок принятия на должность, порядок увольнения, общие сведения о должности и требования к управляющему;
  • Функции: общие функции для должностного лица;
  • Обязанности: действия управляющего;
  • Права: объем прав сотрудника;
  • Ответственность: что предусмотрено за правонарушения;
  • Заключительные положения: ссылки на профстандарты, порядок внесения корректировок в должностную инструкцию.

Ответственность должностного лица по 44-ФЗ

По ч.5 ст.38 44-ФЗ управляющий отвечает за правонарушения в рамках собственных полномочий. В должностной инструкции обязательно указываются должностные обязанности и ответственность за их неисполнение.

Для контрактного управляющего ответственность предусмотрена по трудовому законодательству (ст.232 ТК РФ) за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, и причинение материального ущерба работодателю.

Также предусмотрена административная, уголовная и гражданская ответственность за нарушения, совершенные в ходе собственной работы. Управляющим, допустившим административные правонарушения, предусмотренным ст.ст.7.29-7.32 КоАП РФ, ч.7, ч.7.1 ст.19.5 КоАП РФ, ст.19.7.2 КоАП РФ, вменяется административная ответственность как должностным лицам.

Согласно ч.2 ст.12 44-ФЗ для должностных лиц заказчиков предусмотрена персональная ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок.

Лица, провинившиеся по законодательству РФ и иных НПА о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ (ч.1 ст. 107 44-ФЗ).

Обучение и профстандарт

Деятельность заказчика, специализированной организации и контрольного органа должны производиться на профессиональной основе с привлечением квалифицированных работников, обладающих теоретическими знаниями и практическим навыками в сфере закупок.

Заказчики, специализированные организации обязаны поддерживать и повышать уровень квалификации и профобразования сотрудников, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством РФ (ч.2 ст.9 44-ФЗ).

Выше говорилось, что до 1 января 2017 г. контрактным управляющим могло быть лицо с профобразованием или дополнительным профобразованием в области размещения заказов на ТРУ (ч.23 ст.112 44-ФЗ).

В Приказе Минобрнауки РФ от 01.07.2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» говорится, что срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки – менее 250 часов.

Профессиональное обучение контрактных управляющих происходит в профильном образовательном учреждении (высшее и среднее специальное). Форма занятий может быть как очной, так и заочной. Курсы повышения квалификации можно пройти там же. Как правило, занятия предполагают и теорию, и практику.

На сегодняшний день актуальны занятия на «удаленке», благодаря чему экономятся время и силы занятых сотрудников. Для участия в занятиях на расстоянии нужно иметь свободное время, компьютер и интернет.

С 01.07.2016 г. вступили в силу положения статьи 195.3 ТК РФ о порядке применения работодателями профессиональных стандартов. Приказом Минтруда РФ от 10.09.2015 г. № 625н утвержден профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок». А приказом Минтруда РФ от 10.09.2015 г. № 626н – «Эксперт в сфере закупок».

Эти стандарты включены в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС) и Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР).

Специалист в сфере госзаказа должен иметь:

А эксперт:

Поиск вакансии

Где размещают вакансии контрактного управляющего? Разобраться в этом вопросе будет несложно. Для начала промониторьте популярные сайты по поиску работы: www.hh.ru; www.superjob.ru; www.rabota.ru; www.job.ru; www.avito.ru.

Кроме этого заказчики размещают объявления о поиске сотрудников на своих сайтах. Также можно зайти на сайты администраций.

Реже, но можно встретить такие объявления на специализированных форумах по госзаказам или в тематических группах и группах в соцсетях.

В организациях заказчиков часто происходит «текучка кадров». Сегодня на должности контрактного управляющего работает один человек, а завтра уже назначен другой. Это может быть новичок с соответствующим образованием. С первого дня работы ему предстоит с головой погрузиться в сферу госзаказа и разобраться во многих тонкостях и сложностях.

Если в учреждении заказчика предусмотрена только одна должность управляющего, то новичку не у кого будет спросить совета, коллеги не смогут ему ничем помочь. Контрактный управляющий должен быть «подкован» в теории и практике, вести «от и до» процесс закупки, уметь отстаивать интересы своего работодателя, например, в ФАС.

Читайте также: