Как можно было в средневековом китае получить должность чиновника

Опубликовано: 17.05.2024

На протяжении тысяч лет в Китае складывалась система тщательного отбора профессиональной администрации. Китайцы считали дело служения государственным интересам почетным, о получении должности при правителе мечтали, полагая, что это правильный путь к почитанию и заслуженному благосостоянию.

Когда первые европейские миссионеры приехали в Китай, они были под большим впечатлением от процветающей меритократии, тогда как на их родине коррумпированная система личной протекции была единственным способом получения высокопоставленной должности. В Древнем Китае кандидат на государственный пост должен был доказать свое профессиональное преимущество и мастерство на публичных экзаменах. При этом положение и достаток никак не влияли на возможность занять пост. Открытая и справедливая аттестация настолько впечатлила европейцев, что достаточно скоро эти идеи стали пропагандироваться и в Европе.

Мальчики начиная с раннего детства учат наизусть основы китайской письменности, осознают важность и необходимость обучения, знакомятся с основами арифметики и природными явлениями, учат моральный кодекс и историю династий, то есть овладевают базовыми понятиями и символами, необходимыми в повседневной жизни. Овладев первичными знаниями, мальчик выделяется среди массы неграмотных людей. Совершенствоваться в науках придется до тридцатилетнего возраста, чтобы подготовиться к высшей степени экспертизы знаний. Проверка способностей осуществляется в три этапа. Безусловно, в каждой системе случаются сбои, и на деле пройти сложную систему экспертизы могли с меньшими трудозатратами люди, имеющие высокопоставленного покровителя, или взяточники.

После сдачи экзаменов будущие чиновники присоединялись к придворным, ожидающим назначения, и выполняли черновые обязанности. После получения должности назначался испытательный срок. По отчету об эффективности работы определялось жалование, которое выплачивалось зерном, монетами или шелком.

Чиновники стремились получить рабочие места в центральном правительстве и мечтали работать в одном из девяти министерств государства. Работали чиновники на должности по три года, во избежание попытки создания коррупционной сети.

Гражданская служба в династии Хань

После падения правящей династии Цинь Китай мог бы развалиться на небольшие конфликтующие царства, если бы не появился правитель Лю Бан, который и основал династию Хань в 206 году. Она правила Китаем 400 лет.

Основа административной системы, созданной во времена Хань, поддерживалась всеми последующими династиями. Империя была разделена на 15 частей и 10 царств. В каждом регионе императором был назначен главный правитель. Царства были разделены на 1587 префектур. Префектуры делились на административные районы. Местные чиновники, назначаемые на уровне провинций, были ответственны за выбор людей для работы над императорскими задачами: сбор налогов, осуществление правосудия, поддержание связи с более крупным административным центром. В центре выполнение указов императора осуществлялось премьером и руководителем государственной службы. Под непосредственным началом императора и двух высокопоставленных чиновников были девять министерств. На министерском уровне занимались вопросами ритуалов и обрядов, к коим причислялись и астрономические изыскания, а также судейством, безопасностью, транспортом, уголовным правосудием, иностранными делами, казной, налоговыми сборами и императорскими расходами. Военные генералы равнялись по старшинству руководителям министерств.

В династии Хань впервые стали практиковать назначения по заслугам, а не по протекции. Были созданы двадцать должностей, из которых только самая старшая была наследуемой. Двенадцать из них были предназначены для должностных лиц не из числа знати. Если чиновник совершил преступление, он терял свою должность и становился рядовым членом общества, а его ближайшие родственники могли использоваться в качестве рабов. В то время в Китае порядка одного процента населения были на рабских правах, и не существовало механизма стать свободным человеком

Чиновники династии Тан

Ко времени правления династии Тан ушли последние пережитки старой феодальной системы. Аристократия состояла из многочисленных членов императорской семьи, которые правили обширными поместьями. Существовало девять уровней власти, три из которых были предназначены исключительно для членов семьи правителя. Первые уровни чиновников предназначались для сыновей и братьев императора. Зарплата для каждого класса была зафиксирована и представляла собой налоги, собранные с целого ряда семей. Для высшего класса она составляла налог с 10000 семей, а для низшего – с 300. Оставшиеся шесть уровней власти распределялись на усмотрение императора в качестве вознаграждения за заслуги.

На всех девяти уровнях высшей власти самостоятельно выбирали помощников.

Император Тай-Цзун занялся возрождением системы получения должностей по заслугам, чтобы искоренить покровительство и семейственность. В связи с этим и аристократия, и старшие должностные лица лишились доходов с собранных налогов. Чиновники имели мало полномочий и независимости. Это была централизованная система, работа которой была точно описана императором. Некоторые императоры взяли на себя власть, чтобы лично выбирать кандидатов на управляющие должности.

Император встречался с государственным советом ежедневно для того, чтобы обсудить насущные вопросы. Были созданы также кабинет и внутренняя канцелярия. Под юрисдикцию этих органов подпадали шесть министерств, занимающихся государственной службой: доходами, ритуалами и церемониями, обороной, правосудием и общественными работами.

Были учреждены пять рангов дворян. Китайцы получили новую систему наследования власти, согласно которой сын мог претендовать на должность на один уровень ниже отцовской. Сынам такая система послужила стимулом служить императору усерднее в надежде, что они достигнут степени своих отцов. Однако семья Конфуция была исключением из этого правила и занимала самый высокий ранг. Была также должность вице-короля, занимавший которую имел полный гражданский и военный контроль над провинцией или группой провинций. В каждой провинции появился казначей – смотритель за зерном и суперинтендант по вопросам соли, которая являлась государственной монополией и источником налогов, и главный судья.

Администрация была разделена на министерства, которые работали по всей стране и занимались вопросами финансов, ритуалов, обороны и юстиции.

Существовала также строгая иерархия женских должностей для службы в императорском дворце. Во времена династии Тан было 19 разновидностей работ, на которые могли претендовать женщины, взятые из большого числа наложниц.

Развитие Императорской службы

Но эта система со временем стала коррумпированной и неэффективной. Она по-прежнему в значительной степени была централизована, а автономии имели ряд ограничений. Доход чиновников сократился на столько, что им едва хватало средств для жизни. Для поддержания достойного уровня жизни чиновники брали взятки, за что сокращали налоги в пределах властных полномочий.

Низкая заработная плата привела к пренебрежению к обязанностям и бездеятельности, а также к жадности и коррупции. Это явилось существенным фактором крушения империи Цин. Система контроля на местах была настолько коррумпированной, что должным образом проводить необходимые реформы стало невозможно. Аттестационная система на занятие должности становилась подкупной, и богатые семьи покупали чины за своих сыновей.

Надзорные органы империи Цин

В императорской администрации Цин высшие посты занимали чиновники из числа маньчжурской знати. Их единственным источником дохода был императорский бюджет, и сотни чиновников получали жалование несмотря на то, что пользы от их работы было немного. Чиновники сопротивлялись реформам и хотели сократить расходы и размер императорской семьи.

Они действовали в собственных интересах, а не в интересах правителя или страны.

Импорт дешевого британского опиума оказал разрушительное воздействие на государственную службу, поскольку чиновники стали безнадежно зависимы, чем и парализовали работу администрации. Такая централизованная и строгая иерархическая система правительства требовала независимого контроля. При правлении династии Цинь была внедрена система цензоров для выполнения независимой оценки. Они сформировали отдельный департамент в государстве – суд цензоров, который курировал правосудие и работу должностных лиц, вплоть до императора.

Жизнь чиновника в Китае

После назначения жизнь чиновника была весьма напряженной. Как правило, он был направлен в отдаленную провинцию на срок три года. И удаленность службы от места жительства, и ограниченный срок были важными мерами по предупреждению коррупции. Чиновник едет служить без родителей, так как после занятия поста мнение его семьи может противоречить мнению императора, а это дилемма для любого приверженца конфуцианской философии.

Работа в качестве должностного лица предполагала гарантированный доход, уважение общества, освобождение от призыва на военную службу. При уходе на пенсию полагался единовременный бонус, а в редких случаях могло выплачиваться и содержание.

Работа не была трудной, и должностное лицо имело достаточное количество времени для схоластических увлечений, таких как каллиграфия, поэзия или музыка. Руководящий принцип власти гласит, что если были сделаны правильные назначения, то вся система будет работать как часовой механизм, для поддержания которого не требуется больших усилий. Тем не менее, первые китайские гости из Европы были удивлены неустанной напряженной работой чиновников и политиков, которая контрастировала с непринужденной жизнью в Китае.

Если работа должностного лица порицалась императором, он терял занимаемый пост, а иногда и жизнь, но довольно часто император заменял смертный приговор на ссылку в отдаленные провинции, такие как Синьцзян или Хайнань. В конце периода изгнания император посылал разжалованному чиновнику кольцо. Если кольцо было целое, они были прощены и могли продолжить карьеру, если же это было сломанное кольцо, то их карьера подходила к концу.

Традиции, связанные с должностными лицами Древнего Китая

Этикет официальной жизни была весьма регламентирован. Чиновнику было положено средство передвижения, одежда и личная печать. Когда правитель шел по улице, слуга должен был бить в барабан или гонг, чтобы очистить дорогу. Количество ударов в барабан указывало ранг. Это позволяло выказать должное уважение окружающим. Более низкий государственный чиновник должен был остановиться и уступить дорогу для любого вышестоящего должностного лица. Выйдя из своих носилок для официального приветствия, чиновник мог скрыть свое лицо за веером.

Все должностные лица имели печать министерства. Печать императора была сделана из нефрита, печати наместников и провинциальных чиновников были овальными и изготовлялись из серебра, затем макались в цветной воск. Осуществляющие учет соли имели медные печати и использовали киноварь в качестве чернил. Чиновники использовали квадратные печати, а в периоды траура применялся синий воск. Все депеши и важные документы одобрялись чиновником. Потеря печати была очень серьезным преступлением, которое часто приводило к увольнению или понижению в должности из-за возможного мошеннического использования.

Во времена правления маньчжурской династии Цин среди чиновников существовал строгий дресс-код. А в конце девятнадцатого века был придуман обычай использовать павлиньи перья в качестве средства отличия для людей выдающихся заслуг. Почестей можно было лишиться за любые проступки в любое время.

Желтая верхняя куртка являлась еще одной привилегией, оказанной управленцам за большие заслуги, в частности, на военном поприще в конце эпохи Цин. Обычно только царская семья могла носить желтую одежду. Высокопоставленным чиновникам было позволено носить желтые шелковые одежды с синими рукавами даже в присутствии императора.

Проведение кэцзюй в период династии Суй

Проведение экзамена в период Суй (581-618 гг.). Источник: si-sv

Сегодня в Китае желающие получить государственную должность сдают специальные экзамены на высокий результат. Лишь лучшие из лучших могут занимать чиновничьи посты, даже на низком уровне. Эта практика берет начало из древней экзаменационной системы «кэцзюй» (科举 kējǔ) и существует уже на протяжении более 1000 лет! Только испытаниями Китай обеспечивал справедливый и беспристрастный процесс отбора и гарантировал высокую компетентность действующих должностных лиц. ЭКД рассказывает, как отбирали кандидатов и удавалось ли кому-то списать.

Кэцзюй создали на замену несправедливой системе

Императорская экзаменационная система кэцзюй была создана в период Суй (581—618 гг.). Она заменила существующую прежде «систему девяти рангов» (九品 jiǔpǐn), по которой местные власти, исходя из собственных представлений, оценивали таланты и нравственные качества кандидатов, претендующих на государственный пост.

Согласно выставленным оценкам, испытуемые занимали освободившиеся государственные места и получали одно из девяти званий. Однако такой механизм часто подвергался влиянию знатных семей, что мешало справедливому и беспристрастному процессу отбора. Поэтому систему было решено заменить на кэцзюй, где решение о назначении принимало независимое центральное правительство.

Наибольшее развитие кэцзюй получил во время империи Тан (618—907 гг.). Тогда впервые начало складываться представление об образовательном процессе, появилась система, регулирующая отношения между учителем и учеником, а также установили время учебы, экзаменов и каникул. Если раньше для получения должности необходимо было иметь высокое происхождение, то с экзаменационной системой все стало более демократично. Практически каждый желающий мог попробовать свои силы. Другое дело, что далеко не все имели достаточно средств, чтобы просто доехать до места проведения испытания. Что уж говорить о качественной подготовке.

Проведение испытаний

Проведение испытаний. Источник: Walmart

За несколько столетий существования процедура проведения экзамена неоднократно менялась. Однако изменения носили скорее косметический характер и не затрагивали основную идею: пройти несколько испытаний. К периодам Мин (1368—1644 гг.) и Цин (1644—1912 гг.) эта система становится все более коррумпированной и устаревшей. Лица знатного происхождения могли подкупать экзаменаторов, а иногда даже пропустить один из этапов благодаря своим связям и положению. Поэтому неудивительно, что в 1905 году кэцзюй был отменен.

Экзамен был трехуровневым

В период Сун (960—1279 гг.) экзамен сформировался в виде трехуровневой системы. Первой ступенью считалось звание сюцай (秀才 xiùcái), испытание на которое проводилось раз в год в уездных центрах страны. Возрастных ограничений для участников не было. В истории даже были случаи, когда один и тот же экзамен вместе сдавали отец и сын. Кандидаты должны были написать сочинение по истории и философии и сочинить стихотворение. В случае успешного прохождения первого этапа экзаменуемые допускались к следующему.

Проведение экзамена кэцзюй в Сучжоу

Место проведения экзамена в Сучжоу. Источник: brewminate

Экзамен на степень цзюйжэнь (举人 jǔrén) проводился в провинциальных центрах каждые три года. Здесь участникам предстояло написать несколько сочинений по работам Конфуция и других известных мыслителей. Экзаменаторы проверяли знания в области истории, географии и государственного устройства страны. Оценивалось не только содержание работ, но и каллиграфические навыки кандидатов.

Самым трудным и ответственным считался этап на звание цзиньши (进士 jìnshì), проводившийся в столице раз в три года. Здесь мог присутствовать сам император. Успешное прохождение этой части экзамена предоставляло возможность поступить на государственную службу и претендовать на высокую должность в императорском чиновничьем аппарате.

Пройти весь экзаменационный путь удавалось лишь единицам. Зачастую высшей ступени достигали уже немолодые мужчины, иногда старше 70 лет. Тем не менее, высокие результаты даже за первые ступени экзамена обеспечивали определенными привилегиями и предоставляли возможность работать в органах местного самоуправления.

Выходить с экзамена не разрешали

Кэцзюй имел строгую процедуру проведения и очень жесткие требования к участникам. Каждый кандидат получал задание и отправлялся в маленькую кабинку, известную как каочан (考场 kǎochǎng) или каопэн (考棚 kǎopéng). Здесь располагалось две доски, на которых можно было сидеть, писать или спать. Обычно экзамен длился несколько дней, и покидать экзаменационное помещение за все это время было запрещено.

Экзаменуемые приносили с собой еду, воду, туалетные и письменные принадлежности, которые тщательно обыскивались на наличие вспомогательных материалов. Кандидаты должны были по памяти приводить точные цитаты конфуцианских канонов, по возможности избегая современных выражений и слов. Самый большой экзаменационный двор находился в Нанкине. Здесь могло разместиться 20,6 тыс. испытуемых.

Экзаменационный двор в Нанкине
Экзаменационный двор в Нанкине. Источник: Anashina Экзаменационные кабинки
Экзаменационные кабинки. Источник: Anashina

Участники не подписывали свои работы. Каждая была специально пронумерована, чтобы экзаменаторы могли беспристрастно оценить полученные ответы. В 14 веке была утверждена особая форма и структура для сочинений, получившая название «багувэнь» (八股文 bāgǔwén) и состоящая из восьми частей: вступление (破题 pòtí), прояснение темы (承題 chéngtí), общее рассуждение (起讲 qǐjiǎng), зачин рассуждения (起股 qǐgǔ), центральная часть рассуждения (中股 zhōnggǔ), окончание рассуждения (后股 hòugǔ), последний аргумент (束股 shùgǔ) и общий итог (大结 dàjié). Для каждого раздела существовали определенные требования и критерии, позволяющие оценить и проверить уровень начитанности и образованности экзаменующегося.

Экзаменационные кабинки в Пекине

Экзаменационные кабинки в Пекине. Источник: Worddisk

На экзамене списывали

Из-за того, что экзамены были очень сложными, уже тогда существовала практика списывания и мошенничества. Испытуемые писали тексты на внутренних подкладках одежды и обуви или даже на теле, а иногда просили другого человека пройти экзамен вместо себя. Некоторые использовали в качестве шпаргалок крошечные кусочки из золотой фольги, которые можно было с легкостью спрятать под чернильным камнем или среди туалетных принадлежностей, а также миниатюрные книги.

«Полные заметки к пяти классическим произведениям» (五经全注 Wǔjīng quán zhù) — одна из самых маленьких книг в мире, которая была написана для помощи сдающим кэцзюй. Она насчитывает 342 страницы и 300 тыс. иероглифов. Ее длина составляет 6,5 см, ширина — 4,8 см, а толщина — всего 1,5 см!

«Полные заметки к пяти классическим произведениям»

«Полные заметки к пяти классическим произведениям». Источник: kknews

Уже тогда использовались специальные чернила, которые исчезали после написания. Кандидаты записывали всю необходимую информацию на одежде, а когда заходили в кабинку, посыпали ткань грязью, и текст появлялся вновь. Наиболее состоятельные кандидаты также пытались подкупить экзаменаторов. Они писали в своей работе определенный набор слов, по которым можно было идентифицировать их работу, и проверяющий, увидев эти слова, сразу же ставил высокую оценку. Иногда им даже удавалось договориться с надсмотрщиком, чтобы тот принес в экзаменационную комнату нужную книгу.

Исписанная иероглифами рубашка

Исписанная иероглифами рубашка. Источник: Sohu

При обнаружении списывания наказывались все экзаменуемые. В этом случае никому из участников не давали степень, и все результаты аннулировались. Поэтому в интересах каждого было контролировать процесс проведения экзамена и доносить на нарушителей. Мошенников можно было пожизненно отстранить от участия в конкурсе, посадить в тюрьму и даже казнить.

Ответственность за случившееся несли и сами наблюдатели, которые не смогли быстро и своевременно отреагировать на нарушение. В 1859 году, в период Цин (1636—1912 гг.), один из проверяющих был публично казнен за неоднократное получение взяток от испытуемых.

Женщины участвовать не могли

Девушки к экзаменам не допускались. Они должны были заниматься домашним хозяйством и воспитанием детей. Тем не менее, были случаи, когда женщины пытались обхитрить проверяющую комиссию и выдавали себя за мужчин.

Однажды в период правления маньчжурского императора Цяньлун (乾隆 qiánlóng) (1735-1796 гг.) в Янчжоу провинции Цзянсу жил мужчина, который не обладал знаниями и амбициями, достаточными для участия в конкурсе. Однако его жена была крайне умной и образованной и очень хотела повысить социальный статус своей семьи. Тогда она взяла одежду своего мужа и отправилась на экзамен вместо него.

К сожалению, ей так и не удалось попробовать свои силы: обман тут же раскрылся. В результате, женщина посвятила себя воспитанию сыновей и обучила их всем секретам и хитростям подготовки. Благодаря ее пристальному контролю мальчики смогли успешно сдать кэцзюй и в будущем стали чиновниками.

Испытание кэцзюй

Испытание кэцзюй. Источник: brewminate

Считалось, что чиновники должны представлять собой исключительно «достойных и честных» людей. Поэтому к экзаменам также не допускались рабы, актеры, преступники и дети продажных женщин.

Подготовка начиналась с раннего детства

В возрасте 4-5 лет у детей появлялись личные наставники и преподаватели, которые учили их писать на классическом китайском языке, значительно отличающемся от разговорного. Мальчики заучивали конфуцианские тексты, учили историю, императорские указы и постановления, а также развивали навыки каллиграфии и знакомились со структурой восьмичленного сочинения «багувэнь». Нередко среди наставников оказывались ученые, которые не смогли самостоятельно сдать экзамены, но хорошо представляли их структуру и процесс проведения изнутри.

Кроме того, в феодальном Китае существовало большое количество государственных и частных школ, где в основном учились дети богатых родителей. Воспитанники приходили на занятия с рассветом и уходили поздним вечером. Им запрещались какие-либо игры и развлечения. С собой позволялось приносить только учебную литературу и письменные принадлежности. Во время праздников украшать классы также было запрещено. Считалось, что это отвлекает от учебы и мешает сосредоточиться.

Благодаря экзаменам появилось новое блюдо

В Китае есть блюдо, которое якобы придумали из-за кэцзюй. По легенде, во время периода Цин в уезде Мэнцзы провинции Юньнань жил ученый, который сутками напролет готовился к предстоящему испытанию. Чтобы уединиться, он ушел на остров посреди озера, куда каждый день по мосту приходила его жена и приносила еду. Муж был настолько увлечен подготовкой, что надолго забывал про еду, а, опомнившись, был вынужден есть уже холодные блюда.

Жена придумала принести мужу котелок с лапшой и жирным куриным буольоном. Толстый слой жира не пропускал тепло, поэтому лапша не успевала остыть. Так появился популярный в провинции Юньнань суп с рисовой лапшой (过桥米线 guòqiáo mǐxiàn). Его название дословно переводится «лапша, переходящая через мост». Сегодня в суп также добавляют различные овощи и приправы.

Суп с рисовой лапшой

Суп с рисовой лапшой. Источник: Chinatrips

Система кэцзюй не была идеальной

Несмотря на то, что создание экзаменационной системы изначально ставило перед собой благие намерения и было направлено на формирование профессионального чиновничьего аппарата, кэцзюй сталкивался с рядом серьезных недостатков. В первую очередь, экзамен был направлен на воспитание нравственных качеств участников и проверял знания классической литературы, а не научные или практические умения.

Экзамен не смог искоренить проблему коррупции и предвзятости в ходе оценивания кандидатов, а также требовал для подготовки больших финансовых затрат, которые позволить себе мог далеко не каждый. Тем не менее, именно эта система впоследствии стала использоваться в некоторых азиатских странах, таких как Япония или Вьетнам, а также оказала большое влияние на становление экзаменационной системы в Америке и Европе.

Проведение экзамена в императорском Китае

Проведение экзамена в императорском Китае

В Китае отголоски системы кэйцзюй сохраняются до сих пор. Как говорят сами китайцы, в стране действует меритократия. Это значит, что даже на самых низших выборных должностях происходит тщательный отбор кандидатов. На каждую должность назначаются самые достойные: учитывается уровень образования, членство в партии, проводятся различные конкурсные испытания и проверки.

По словам одного из жителей страны, если бы Дональд Трамп был китайцем, максимум, на какую должность он мог бы рассчитывать, — это глава деревни. И дело даже не в том, что в Китае отсутствуют прямые президентские выборы. Просто для того, чтобы занять такое высокое положение, необходимо начать с самых низов. Пройти все ступеньки карьерной лестницы и на каждой из них зарекомендовать себя лучшим специалистом. Например, губернатором провинции здесь может стать только бывший мэр, если возглавляемый им город вошел в список лучших городов с самыми высокими показателями.

Первые нормативные правила начертания иероглифов были составлены в VIII в. до Р.Х. Ши Чжоу. Графическая форма письменных знаков эпохи Чжоу относится к стилю да чжуань – «великая печать». Древнейшими памятниками такого письма являются надписи на каменных барабанах. После распада империи Чжоу (http://www.proza.ru/2010/10/19/279) складываются три основные письменные традиции. В царстве Цинь (http://www.proza.ru/2015/08/05/304) был принят раннечжоуский вариант стиля да чжуань. В шести остальных крупных царствах был принят стиль гувэнь («древние письмена»), основанный на соединении иньского и чжоуского письма. Особый вариант письма существовал в царстве Чу (http://www.proza.ru/2012/04/24/280). Цинь Шихуанди (http://www.proza.ru/2010/04/09/299) предпринял унификацию письменности на основе циньского письма. Это письмо получило название сяо чжуань – «малая печать». Официальный список включал в себя 3300 иероглифов. Утверждению этого стиля способствовало в том числе уничтожение при Цинь Шихуанди многих книг, написанных старым письмом. Однако это не мешало существованию некоторых других стилей. Так, например, применялся стиль лишу – «писцовое письмо», использовавшийся в деловых документах ханьской эпохи. Именно он лег в основу более позднего письма. Графически лишу знаменует переход от закругленных линей стиля чжуань к острым углам, а композиционно – от вертикально-прямоугольного расположения графических элементов иероглифов к квадратному или горизонтально-прямоугольному. Утверждению этого стиля способствовало появление нового писчего материала – бумаги (прежде деловые документы писали на узких бамбуковых планках). Письмо тушью сделало ненужным нож, который прежде использовали для подчистки знаков.
Во II в. Сюй Шэнь составил классический толковый словарь китайского языка «Толкование слов, разъяснение письмен», который включил в себя 9353 знака. Этот словарь послужил образцом для позднейших толковых словарей. В IV в. был создан словарь «Лес письмен», включавший почти 13 тыс. иероглифов. Словарь «Яшмовая книга» (543 г.) включал почти 17 тыс. знаков.
В эпоху Хань (http://www.proza.ru/2015/08/09/278) были созданы и некоторые другие классические памятники филологической науки. В их числе толковый словарь классических текстов «Эръя», разъясняющий значение древних терминов.
В конце царствования династии Поздняя Хань (http://www.proza.ru/2015/08/09/642) Лю Дэшэнь на основе «писцового» стиля разработал скорописный стиль, так называемое бегущее письмо (синшу), в котором каждый знак писался без отрыва кисти от бумаги. Чуть позже ученики Лю Дэшэня ввели в обиход так называемое уставное письмо (каишу), которое вскоре стало официальным стилем китайской письменности. В последующие столетия появился и собственно скорописный стиль так называемое травяное письмо (цаошу), отличавшееся еще более упрощенной и динамической манерой начертания знаков. Писать в этом стиле полагалось, не отрывая кисть от бумаги.
В Китае существовали так же особые виды священного тайного письма. Даосы получали от своих богов послания, написанные «небесным» или «облачным» письмом, похожим на «струи благовонного дыма».

2. Приспособления для письма

Средневековые китайские авторы часто упоминают «четыре драгоценности кабинета»: тушь, камень для растирания туши, кисть и бумагу.
Тушь изготовлялась из древесного угля с добавлением других компонентов. Лучшие сорта туши получали из сосновой сажи и хранили в виде брикетов. Разводили ее водой в каменной тушечнице.
Кисть изготовлялась из пучка меха, которому придавалась конусообразная форма, после чего он перевязывался внизу нитью, обмазывался канифолью и вставлялся в прорезь бамбуковой ручки, нередко украшенной резьбой и инкрустациями. На кисть надевался конический футляр. Лучшими считались кисти из тонкого волоса белого зайца, заслуженной славой пользовались также кисти из чжуншаньской кроличьей шерсти.
Уже в раннем Средневековье китайские мастера достигли высочайшего искусства в изготовлении бумаги. В художественных произведениях можно найти упоминания о «листочках почтовой бумаги с оттиснутыми золотыми цветами», о «бумаге с узором из золотых цветов», о «бумаге оттенка лучшей бирюзы», о «бумага цвета алой зари с тиснеными фениксами» и т.д. и т.п. Некоторые продолжали писать на драконьем шелке - «тончайшем на свете полотне».
Выбрасывать любые исписанные листки считалось верхом неприличия, их с почестями сжигали в специальных урнах.
Все предметы, используемые для письма, были окружены любовью. В них ценили не только их утилитарную значимость, но и внешнее изящество. В китайских новеллах и повестях то и дело упоминаются «тушечницы из белого нефрита», «яшмовые чашечки с водой» (использовавшиеся для увлажнения тушечницы), «безукоризненно ровные с зеленоватым отливом» камни для растирания туши, кисти «с яшмовыми ручками» или «ручками из носорожьего рога», «палочки ароматной туши», «резные стаканчики для кистей из слоновой кости» и т.п.

3. Обучение грамоте

Чтобы пробиться в сонм звезд Небесной империи, не жалели ни сил, ни времени, ни денег. Приучать ребенка к письму старались чуть ли не с младенчества. В знатных семьях первыми, а подчас и единственными игрушками ребенка были письменные принадлежности и листки с иероглифами. Под руководством учителя малыш постигал азы грамоты, закрашивая выведенные красной тушью знаки и в скором времени уже радовал старших собственноручно выведенной надписью из несложных, но с дальним прицелом подобранных иероглифов. После этого малыш мог браться за книги для начального чтения. Одной из них традиционно был перечень фамильных знаков, число которых достигало 400. Другая, самая популярная книга именовалась «Каноном трех иероглифов» и состояла из множества строк по три иероглифа в каждой. То были главным образом назидательные сентенции, составленные без скидки на нежный возраст. Третий букварь, так называемый «Канон тысячи иероглифов», представлял собой связный текст ровно в тысячу знаков, из которых ни один не повторялся. Он тоже знакомил юного ученика с традиционными представлениями о человеке и мире.
Девочек обучали музыке и пению, но не литературе и истории. Однако некоторые из них самостоятельно изучали иероглифы. Самый известный пример - Бань Чжао (ум. 116), сестра знаменитого историка Бань Бяо. Ее кисти принадлежат «Наставления для женщин» - классическое конфуцианское сочинение по данному вопросу. (Бань Чжао утверждала, что женское образование должно быть направленно исключительно на то, чтобы показать женщине, насколько она ниже мужчины, и продемонстрировать обязательность ее подчиненного положения мужу).

На шестом-седьмом году жизни для мальчиков начиналось классическое образование. Его приводили в школу, где он отвешивал поклоны изображению Конфуция и учителю, получал от последнего свое новое, школьное имя и приступал к занятиям.
Учеба сводилась к заучиванию наизусть конфуцианских канонов ( http://www.proza.ru/2011/08/27/269). Чтобы запомнить все эти книги, требовалось не менее шести лет упорных ежедневных занятий. Учитель зачитывал вслух изречение, после чего ученики хором и поодиночке декламировали его. В старой китайской школе изучались так же образцовые комментарии к канонам, правила стихосложения, отдельные исторические и литературные сочинения.
Школы обычно открывались либо отдельными людьми, прежде всего самими учителями, либо целыми деревнями и уездами. Располагались школы нередко в храмах или в отдельных небольших зданиях. Классной системы не существовало: все ученики, невзирая на возраст, занимались вместе, под руководством одного и того же учителя. Школьное помещение, обычно было душное, тесное и плохо освещенное. Ученики занимали места за столиками-партами и поступали в полное распоряжение учителя. Тот, как правило, был строг, а его бамбуковая палка никогда не бездействовала. Любые шалости, бег, веселье, громкие споры и разговоры на посторонние темы – все это категорически исключалось. Занятия в школе шли круглый год, за исключением праздничных дней и новогодних каникул. Начинали обычно в 7 утра, а заканчивали к 6 вечера с перерывом на обед с 12 до 2. Не было ни уроков, ни перемен: весь день ученики сидели на своих местах и должны были прилежно заниматься.
На протяжении первых семи-восьми лет школьники изучали только язык. Тщательно вызубрив текст «Троесловия», и еще не понимая смысла, ученики затем начинали учить знаки заученных слов, по четыре-шесть знаков в день. Они писали эти знаки на полупрозрачной бумаге по трафаретным листам или заполняли контуры иероглифов кистью по начертанному рядом образцу. Для упражнений использовались так же белые лаковые разграфленные на квадратики дощечки, на которых писали тушью (потом ее смывали водой).
Изучив 2-3 тысячи знаков, многие на этом заканчивали учебу и отсеивались. Только те, кто успешно сдавал экзамен за начальный курс специальному инспектору, мог продолжить учебу в уездном или провинциальном училище, где шло изучение классического конфуцианского канона.

5. Высшее образование

Высшее образование получали в казенных высших учебных заведениях, где преподаватели специализировались на передаче знаний по одному из пяти конфуцианских канонов. На каждый канон было по несколько преподавателей.
В качестве основного учебного материала использовалось составленное Кун Инда «Истинное толкование Пятикнижия». Фактически изучалось девять канонов: большие «Ли цзи», «Цзо чжуань»; средние – каноны древней поэтики «Мао ши» («Ши цзин»), «Чжоу ли», «И ли»; малые – «Чжоу и» («И цзин»), а также легистская «Книга правителя области Шан» ( http://www.proza.ru/2015/08/06/1631) и составленные последователями Конфуция жизнеописания деятелей старины. Каждый из двух больших канонов изучали по три года, средние – по два, а малые – по полтора года (обычно к изучению двух «больших» канонов присоединяли еще один на выбор, следовательно, обучение в высшей школе длилось не менее восьми лет).
Кроме канонов, в обязательное чтение входили «Трактат о сыновней почтительности» и «Лунь юй» (http://www.proza.ru/2011/07/01/199). Большое внимание, наряду с изучением конфуцианского канона, уделялось поэзии и стихосложению, а также праву, каллиграфии, медицине и математике (для обучения математике использовался учебник «Десятикнижие математического канона»). Однако вплоть до Х века в число обязательных предметов не входила история и литературные сочинения.
В результате юноша приобретал хорошее знание древних текстов, умение свободно оперировать цитатами из изречений мудрецов и умение составлять собственные сочинения, в свободном стиле излагавшие мудрость древних.

6. Ученые степени и экзамены

Главную роль в отборе чиновников играли экзамены на ученое звание. Ученых степеней было три: сюцай (ее можно было получить в уездном городе), цзюйжэнь (экзамены на нее держали в главном городе провинции) и цзиньши (экзамен на эту степень происходил в столице империи, иногда в присутствии самого императора).
Звание сюцай (совершенствующий дарования) получали все принимавшие участие в экзаменах, вне зависимости от показанных результатов. Со второй половины VII в. появляется степень минцзин (знаток канона).
Дворцовые экзамены на степень цзиньши были введены в самом конце VII в., при династии Тан. Сначала они проводились ежегодно, потом раз в три года. Сдача экзаменов сама по себе не обеспечивала получение должности. Необходимо было еще пройти испытание в Палате чинов, а с середины VIII в. – в Палате обрядов, отвечавшей за процедуру экзаменов (однако назначение на должность прошедших экзамены осталось за ведомством чинов).
Со второй половины VII в. в экзамен были включены помимо ранее существовавших сочинений на темы канонов и политики еще и литературные сочинения (они требовали не только механического зазубривания текстов, но и собственных рассуждений на современные политические, исторические, хозяйственные темы), а на степень минцзин – испытание в форме тецзин (восстановление страницы канонического текста по отдельной строке с помощью подсказки – наклеенных вразнобой на отдельном листе иероглифов). С VIII в. в число испытаний помимо вышеперечисленных вошли устный экзамен и письменный, включавший от 30 до 100 вопросов по каноническим писаниям.
Основным видом экзаменационного сочинения с XV в. стало восьмичленное сочинение. Оно писалось на экзаменах почти всех степеней и состояло из обязательных восьми частей, из которых каждая представляла собой развитие определенного тезиса. Сочинение в целом являлось своего рода иллюстрацией канонического изречения или конфуцианской морально-этической темы.
На государственных экзаменах на вторую и высшую ученые степени, во избежание злоупотреблений, сочинения экзаменовавшихся переписывались специальными переписчиками; на оригинале и на его копии фамилию экзаменовавшегося заклеивали. Только после того, как переписанный экземпляр сочинения был оценен экзаменатором, по шифру и номеру, которыми помечали переписываемый вариант и оригинал, находили конверт с оригиналом и устанавливали автора.
В экзаменационных турах на высшую степень цзиньши побеждали от нескольких человек до нескольких десятков (за два столетия этой степени удостоилось чуть более 3000 человек, а минцзин – 6000). Считалось, что стать минцзин следовало не позднее 30, а вот рассчитывать на степень цзиньши вряд ли стоило раньше 50 лет.
Лица, носившие степень цзюйжэнь и цзиньши, прикалывали к шапке золотой цветок.

Любой современный экзамен кажется просто развлечением по сравнению с суровыми испытаниями, которые приходилось проходить кандидатам на должность чиновников в императорском Китае. Три дня взаперти с тестами наедине! Зато все было предельно честно и справедливо.

Бедный, но умный? Дерзай!

Кэцзюй – такое название получила особая система отбора государственных служащих в Китае. Впервые ее внедрили около 1400 лет тому назад, во время правления династии Хань. Но просуществовали суровые тесты до начала ХХ века.Когда при дворе процветала коррупция и бюрократия, шанс стать чиновником могли получить только знатные и обеспеченные, простым китайцам оставалось только мечтать. Тогда правители решили, что пора менять подход и дать возможность проявить себя бедным, но верным и талантливым людям. Искать новые кадры принялись по всей стране, а для справедливого конкурсного отбора ввели унифицированную систему экзаменов.

Теперь должность мог получить любой мужчина, пусть даже из самой бедной семьи. При условии, что он сможет продемонстрировать свои знания и умения на высшем уровне. Для женщин все осталось по-прежнему, им путь к государственной службе был закрыт – пусть воспитывают детей.

Думать, писать, петь и стрелять – идеальный чиновник

Набор дисциплин оказался на удивление разнообразным. Арифметика, каллиграфия, знание традиций родной страны – это вполне объяснимо. Однако идеальный чиновник, в понимании правителей тех времен, должен был еще и превосходно музицировать, искусно стрелять из лука и мастерски ездить верхом. В итоге приходилось сдавать серию письменных экзаменов и устных испытаний по шести дисциплинам.

Чиновник должен уметь стрелять из лука

В Китае экзаменуемый получал свиток с перечнем вопросов, а затем его просто запирали в тесной келье. На три дня. Говорить, ходить и даже выйти по нужде запрещалось. За мошенничество могли упечь в тюрьму или казнить. Для обозначения авторства использовали специальные шифры, чтобы не было возможности подкупить проверяющих – они не знали, чью работу читают.

Докажи, что ты лучший

Одним экзаменом система не ограничивалась. Всего было три этапа: на местном уровне, затем провинциальный, а счастливчики добирались и до столичного.

Самые престижные должности при дворе могли получить лишь те, кто успешно прошел все три этапа. Они получали ученые степени, а их одежду украшали специальные нашивки квадратной формы с изображением разных животных. Кроме того, достигшие верхних ступеней карьерной лестницы могли носить особенные пояса и головные уборы.

Провалить дворцовый экзамен было, конечно, досадно. Но возможность дойти до этого уровня уже считалась престижной, кандидаты могли занять отличную должность, например, в органах местного самоуправления.

Перенять китайский опыт

Китайская система отбора чиновников многим показалась идеальной. Со временем ее стали использовать в Корее, Японии и Вьетнаме. Затем путешественники из Европы привезли рассказы о строгих экзаменах в свои страны и уже в 1693 году нечто подобное внедрили в Берлине. В 1971 году отбирать государственных деятелей по китайскому принципу попробовали во Франции, а в 1970 году – в Англии.

В самой Поднебесной до начала ХХ века систему не просто использовали, но всячески улучшали. К тому времени испытуемым предлагали писать длинные эссе, основанные на изучении философских манускриптов. Кэцзюй отменили, когда пала династия Цин. Ведь в революционном Китае чиновники должны были соответствовать иным требованиям.

Сегодня стать чиновником в Китае проще

Сегодня китайские чиновники тоже проходят тестирование, но для назначения на должность достаточно успешно завершить лишь один экзамен. Вместо музыки, стрельбы из лука и верховой езды современным кандидатам надлежит разбираться в различных отраслях науки и обладать способностями для эффективного управления коллективом. Что ж, времена меняются.

Любой современный экзамен кажется просто развлечением по сравнению с суровыми испытаниями, которые приходилось проходить кандидатам на должность чиновников в императорском Китае. Три дня взаперти с тестами наедине! Зато все было предельно честно и справедливо.

Бедный, но умный? Дерзай!

Кэцзюй – такое название получила особая система отбора государственных служащих в Китае. Впервые ее внедрили около 1400 лет тому назад, во время правления династии Хань. Но просуществовали суровые тесты до начала ХХ века.Когда при дворе процветала коррупция и бюрократия, шанс стать чиновником могли получить только знатные и обеспеченные, простым китайцам оставалось только мечтать. Тогда правители решили, что пора менять подход и дать возможность проявить себя бедным, но верным и талантливым людям. Искать новые кадры принялись по всей стране, а для справедливого конкурсного отбора ввели унифицированную систему экзаменов.

Теперь должность мог получить любой мужчина, пусть даже из самой бедной семьи. При условии, что он сможет продемонстрировать свои знания и умения на высшем уровне. Для женщин все осталось по-прежнему, им путь к государственной службе был закрыт – пусть воспитывают детей.

Думать, писать, петь и стрелять – идеальный чиновник

Набор дисциплин оказался на удивление разнообразным. Арифметика, каллиграфия, знание традиций родной страны – это вполне объяснимо. Однако идеальный чиновник, в понимании правителей тех времен, должен был еще и превосходно музицировать, искусно стрелять из лука и мастерски ездить верхом. В итоге приходилось сдавать серию письменных экзаменов и устных испытаний по шести дисциплинам.

Чиновник должен уметь стрелять из лука

В Китае экзаменуемый получал свиток с перечнем вопросов, а затем его просто запирали в тесной келье. На три дня. Говорить, ходить и даже выйти по нужде запрещалось. За мошенничество могли упечь в тюрьму или казнить. Для обозначения авторства использовали специальные шифры, чтобы не было возможности подкупить проверяющих – они не знали, чью работу читают.

Докажи, что ты лучший

Одним экзаменом система не ограничивалась. Всего было три этапа: на местном уровне, затем провинциальный, а счастливчики добирались и до столичного.

Самые престижные должности при дворе могли получить лишь те, кто успешно прошел все три этапа. Они получали ученые степени, а их одежду украшали специальные нашивки квадратной формы с изображением разных животных. Кроме того, достигшие верхних ступеней карьерной лестницы могли носить особенные пояса и головные уборы.

Провалить дворцовый экзамен было, конечно, досадно. Но возможность дойти до этого уровня уже считалась престижной, кандидаты могли занять отличную должность, например, в органах местного самоуправления.

Перенять китайский опыт

Китайская система отбора чиновников многим показалась идеальной. Со временем ее стали использовать в Корее, Японии и Вьетнаме. Затем путешественники из Европы привезли рассказы о строгих экзаменах в свои страны и уже в 1693 году нечто подобное внедрили в Берлине. В 1971 году отбирать государственных деятелей по китайскому принципу попробовали во Франции, а в 1970 году – в Англии.

В самой Поднебесной до начала ХХ века систему не просто использовали, но всячески улучшали. К тому времени испытуемым предлагали писать длинные эссе, основанные на изучении философских манускриптов. Кэцзюй отменили, когда пала династия Цин. Ведь в революционном Китае чиновники должны были соответствовать иным требованиям.

Сегодня стать чиновником в Китае проще

Сегодня китайские чиновники тоже проходят тестирование, но для назначения на должность достаточно успешно завершить лишь один экзамен. Вместо музыки, стрельбы из лука и верховой езды современным кандидатам надлежит разбираться в различных отраслях науки и обладать способностями для эффективного управления коллективом. Что ж, времена меняются.

Читайте также: