Дизайнер эмоций что это профессия

Опубликовано: 02.10.2024

В современном мире цифровая плотность растет с каждым днем: практически ежечасно люди начинают пользоваться все большим количеством различных сервисов и приложений. Эти изменения напрямую влияют на развитие телекоммуникаций, заставляя компании постоянно совершенствовать технологии и определять все новые векторы развития отрасли. Почему российским компаниям уже сейчас необходимо не только копить большие данные, но и учиться ими пользоваться, какую роль в этом могут сыграть стартапы и зачем нужны дизайнеры эмоций, цифровые лингвисты и продюсеры смыслового поля — об этом студентам Университета ИТМО рассказали PR-директор Северо-Западного филиала «Мегафона» Кермен Манджиева и руководитель Единого центра управления сетью компании Валентин Полозенко.


«Атлас профессий будущего»: от пиарщика до дизайнера эмоций

Лекция-диалог «60 минут со звездой» состоялась в минувшую субботу, 11 февраля, в рамках Дня технологического предпринимательства и инноваций «Портал в будущее: Эпизод 2 — Экономика знаний» на факультете технологического менеджмента и инноваций (ФТМИ) Университета ИТМО. Специалисты компании «Мегафон» не только рассказали о собственных успешных проектах и «кухне» крупнейших телекоммуникационных гигантов, но и представили подробный анализ развития отрасли на ближайшую перспективу.

Над чем сейчас бьются крупнейшие мировые и российские технологические компании и какие специалисты будут востребованы в сфере телекоммуникаций уже в течение ближайших пяти лет? По словам PR-директора Северо-Западного филиала компании «Мегафон» Кермен Манджиевой, время, когда IT и медиа были отдельными, не пересекающимися друг с другом отраслями, постепенно уходит. Подобная тенденция прослеживается и в «Атласе новых профессий», который еще в 2014 году выпустило Агентство стратегических инициатив (АСИ). В этом списке можно увидеть такие новые специальности, как, например, IT-проповедник, цифровой лингвист, киберисследователь или даже продюсер смыслового поля и дизайнер эмоций.

«Это целый пласт профессий, который формально отнесен к IT-сектору, но на самом деле эти новые специальности плотно взаимодействуют с коммуникациями и медиа. Это еще раз говорит о том, что уже в ближайшем будущем отрасль будет нуждаться в специалистах, компетенции которых находятся на стыке гуманитарной и IT-сфер. Например, есть в этом атласе такая профессия, как цифровой лингвист. Это тот человек, который умеет переводить информацию со специализированного языка IT-специалистов на общеупотребимый и понятный для любого человека язык. Зачем это нужно? Цифровой лингвист сможет разработать лингвистические системы семантического перевода (с учетом контекста и смысла), обработать текстовую информацию (в том числе путем семантического поиска в Интернете) и предложить новые интерфейсы общения между человеком и компьютером на естественных языках», — отмечает Кермен Манджиева.

Аналогичную идею уже давно реализует ряд крупных корпораций, в том числе компания «Мегафон». Например, уже сегодня любой позвонивший в call-центр оператора сможет поговорить не только с живым человеком, но и со своего рода аналогом Siri. Разработка «Яндекса» — виртуальный робот-консультант по имени «Елена» благодаря технологии компьютерной обработки речи понимает задаваемые вопросы, помогает получить нужную информацию и управлять услугами. «Елена» работает 24 часа в сутки семь дней в неделю и может обрабатывать более 100 запросов в час, а недавно она стала лучшим сотрудником компании.

«Даже еще несколько лет назад мы и подумать не могли, что наш электронный консультант, который обрабатывает в контактном центре звонки, станет лучшим сотрудником. Раньше такое казалось невозможным, сейчас это вполне нормально. „Елена“ разгружает 30% звонков, которые поступают на обычного человека. Она распознает речь и может встраивать смыслы. А-ля Siri, с которой можно пообщаться в iOS. Таких роботов используют и другие компании, но их пока не так много. Поэтому мы понимаем, что роботы становятся частью нашей жизни — за такими технологиями будущее», — продолжает Кермен Манджиева.

Кермен Маджиева, PR-директора Северо-Западного филиала компании «Мегафон». Фото: Александр Крючков
Кермен Маджиева, PR-директора Северо-Западного филиала компании «Мегафон». Фото: Александр Крючков

Развитие технологий по распознаванию речи, роботизация и необходимость систематизировать и управлять все возрастающими потоками информации — все это, по словам спикера, создает необходимость в новых профессиях. Поэтому не исключено, что уже в ближайшем будущем компаниям действительно потребуются продюсеры смыслового поля и дизайнеры эмоций.

За громкими, на первый взгляд, названиями кроется вполне конкретный функционал. Так, продюсер смыслового поля отвечает за формирование общей картины мира, в соответствии с которой будут строиться подвластные ему медиапотоки.

Что-то подобное мы могли увидеть в романе Виктора Пелевина «S.N.U.F.F», где подробно описаны так называемые «культурные сомелье». Как добавляет Кермен Манджиева, другими прототипами этой профессии могут выступать уже существующие сервисы вроде «Электронного пиарщика», которые по запросу смогут подобрать среди огромного количества информационных поводов нужный и предложить необходимый пресс-релиз.

Казалось бы, при чем здесь Трамп?

Не новыми являются и функции профессии «дизайнер эмоций». Уже сегодня специалисты, которые пока не носят такого названия, делают то, что в будущем могут развить и дополнить их последователи. Яркий пример, который приводит Кермен Манджиева, — нашумевшая предвыборная кампания Дональда Трампа. По оценке Forbes, в то время как демократы основной упор делали на традиционные СМИ, Трамп вкладывался в digital-продвижение в четыре раза энергичнее ($ 58 млн против $ 16 млн). Кроме того, словно продолжая знаменитый афоризм философа Маршалла Маклюэна («the medium is the massage»), его команда сделала упор на сегментации аудитории и адресации уникального, по-разному окрашенного посыла каждой из выделенных групп.

«Его команда смогла очень успешно „прокачать“ в digital-сфере разные виды аудитории, разбираясь, допустим, в профиле каждого человека. Исходя из того, кто он, какой национальности, пола, где проживает и так далее, они высылали ему сообщение с той или иной эмоциональной окраской. Они выделили примерно 200 различных сегментов пользователей и отправляли им вроде бы одинаковое по сути, но по-разному эмоционально окрашенное сообщение в 200 разных вариантах, — рассказывает Кермен Манджиева. — С одной стороны, эта история во многом о медиа и сфере развлечений, но с другой, сектор IT в этом ключе также играет очень важную роль. Не зная IT, не управляя digital, не понимая этих процессов, в будущем вы вряд ли сможете быть сильным специалистом в этом направлении».

Как узнать о человеке по десяти «лайкам» и зачем это нужно?

Каждую минуту пользователи Сети по всему миру оставляют сотни тысяч комментариев, «постят» миллионы картинок и ставят миллиарды «лайков». Они скачивают сотни новых приложений и хотят пользоваться новыми сервисами, невольно рассказывая компаниям о своих передвижениях, предпочтениях и желаниях. Вся эта хаотичная информация, как отмечает директор Единого центра управления сетью (ЕЦУС, в международной терминологии — GNOC) компании «Мегафон» Валентин Полозенко, составляет основу для формирования больших данных (Big Data), которые уже собирают ведущие технологические и телекоммуникационные гиганты по всему миру.

Университет ИТМО. Валентин Полозенко
Университет ИТМО. Валентин Полозенко

«Один из главных векторов развития в современной сфере телекоммуникаций — это Big Data. В нашей отрасли это самая главная фишка, о которой все говорят, но пока почти никто не знает, что с ней конкретно делать, — говорит эксперт. — Цифровая плотность постоянно растет. Люди пользуются гораздо большим количеством сервисов, поэтому все больше компаний могут аккумулировать эту информацию. Для чего? Это не всегда очевидно. Анализируя данные, они могут либо предоставить какой-то сервис, либо предоставить его качественнее, либо предоставить в определенный момент, когда он нужен, либо напрямую тому, кому он действительно нужен, и так далее«

Уже сейчас в мире существуют отдельные сервисы и алгоритмы, которые даже по «лайкам» в соцсетях способны определить индивидуальные черты каждого человека. Например, еще несколько лет назад группа исследователей из Кембриджского и Стэндфордского университетов создала программу «myPersonality». В ходе работы над проектом его авторы проанализировали историю «лайков» более 86 220 добровольцев. Результаты статистической обработки огромного массива собранной информации показали, что всего лишь по 10 «лайкам» в соцсети Facebook программа может узнать о человеке больше, чем его сослуживцы, а по 300 — лучше, чем его супруга или супруг.

Однако, чтобы перевести такие исследования и их результаты в плоскость конкретных бизнес-проектов и маркетинговых стратегий, по словам Валентина Полозенко, компаниям предстоит решить еще немало проблем. Во-первых, структурировать этот хаос. Во-вторых, научиться пользоваться полученными данными или, иными словами, понимать, какую услугу предложить клиенту, зная о его предпочтениях.

«Мы понимаем, что эти данные важны, и сейчас задача заключается в том, чтобы их копить. Но в чем проблема? Информация не структурирована, данные абсолютно разные, и нет ни таблиц, ни готовых моделей их сбора. Какие данные понадобятся, чтобы какую-то фишку придумать? Заранее неизвестно», — говорит он.

Между тем, уже сегодня есть успешные кейсы применения Big Data, что называется, от «А» до «Я» — от сбора и анализа до внедрения конкретных инноваций, продолжает эксперт. Например, благодаря данным, собранным испанской телекоммуникационной компанией Telefónica, ряд туристических компаний в Барселоне перестроил инфраструктуру и сервис в прибрежных курортных направлениях. Зная, куда идут туристы, прибывающие в город на круизных лайнерах, сегментируя их по национальному и возрастному признаку, компании смогли предложить разным группам клиентов разные продукты и повысить прибыль.

Чтобы развивать подобные успешные примеры в России, сегодня в сфере телекоммуникаций актуальной становится профессия, функционал которой пока можно объединить под рабочим названием Big Data-scientist. Как отмечает Валентин Полозенко, такой специалист должен обладать как минимум тремя основными группами навыков, которые нельзя уложить в устоявшийся комплекс компетенций современных IT-специалистов.

«Нужно иметь так называемые hacking skills, то есть чувствовать технологии настолько, чтобы, как хакер, понимать, что и где можно увидеть и достать. Второе — это математические и статистические знания. Данных ведь огромное количество, и нужно понимать, как их посчитать и выявить закономерности. И наконец, третье — это реальный опыт и понимание, что нужно людям. Это необходимо, чтобы четко представлять, куда можно применить результаты своего анализа», — уточняет он.

А вот искать специалистов с такими расширенными компетенциями и черпать новые идеи большие компании в будущем будут скорее всего из стартапов, прогнозирует эксперт. Ведь именно в небольших компаниях, которые, пусть и не обладают опытом крупнейших на рынке IT- или телекоммуникационных гигантов, имеют свой взгляд на инновации и зачастую готовы предложить новые, неожиданные решения, отмечает он.

День технологического предпринимательства и инноваций «Портал в будущее: Эпизод 2 — Экономика знаний»
День технологического предпринимательства и инноваций «Портал в будущее: Эпизод 2 — Экономика знаний»

Форсайт за два часа: насколько реально создать универсальный «электронный ID»?

Самостоятельно попрактиковаться в оценке трендов и генерации идей студенты Университета ИТМО смогли в ходе форсайт-сессии «Телекоммуникации будущего. Что будет с вами и вашими гаджетами через 5, 10, 15 лет», организованной Центром научно-технологического форсайта Университета ИТМО совместно с компанией «Мегафон» . Всего за два часа пяти командам предстояло не только подумать о том, что важно и актуально сейчас, но и создать продукты, которые, возможно, будут востребованы в ближайшем будущем. Каждой команде помогал один эксперт — сотрудник компании «Мегафон». Совместно студенты должны были проанализировать основные векторы развития технологий и сервисов, а также посмотреть, как в связи с этими изменениями, потребностями и тенденциями в течение ближайших 5−10 лет будет меняться рынок труда.

Победителем стала команда, которая предложила своего рода универсальный «электронный ID» — устройство, которое соединит в себе различные функции: от ключей и средства оплаты до хранения персональных данных пользователя — СНИЛС, ИНН, полиса и прочей информации. Среди других идей — создание универсальных сервисов по хранению вещей, а в перспективе — глобальная система по предоставлению таких опций любому пользователю (например, от машины на прокат до квартиры, в которой можно переночевать, чтобы не возвращаться домой из центра на окраину города, когда мосты уже развели). По словам студентов, такие устройства и сервисы открывают пользователям новые возможности использования уже существующих гаджетов, функционал которых пока разбросан по разным устройствам. Не должна стать проблемой, по мнению участников команды-победителя, и аккумуляция большого количества персональных данных всего на одном гаджете — появление новых технологий должно дать толчок развитию систем информационной безопасности, полагают они.

По решению жюри — представителей компании «Мегафон» — участники команды-победителя получили возможность посетить Единый центр управления сетью компании в Петербурге, где они на практике смогут узнать, как в режиме реального времени осуществляется мониторинг Сети по всей стране. Талантливые студенты, которые хотят продолжить свое развитие в сфере телекоммуникаций, уже в ходе этой экскурсии могут сделать первый шаг на пути к дальнейшему трудоустройству в компании, подчеркнул Валентин Полозенко.

Фото: Александр Крючков
Фото: Александр Крючков

Кроме того, в рамках «Дня технологического предпринимательства и инноваций» для учителей прошел семинар «Как подготовить чемпиона?», а старшеклассники и, возможно, будущие бакалавры Университета ИТМО смогли попрактиковать свои маркетинговые навыки в интеллектуальном детективе «В поисках Леонардо». Его организаторы предложили школьникам (160 человек из 33 школ) стать учениками Леонардо да Винчи и всего за пять минут создать инновационный товар из обычных повседневных предметов — телевизора, ложки, кровати, телефона, зонтика, рубашки и многих других.

«Ребята создавали совершенно крутые наработки — у нас появились bedstereo copter для сна в облаках, smart-рубашка, полотенце-планшет и другие совершенно необычные предметы. И это очень круто, ведь именно этому и учит маркетинг — создавать новое из привычного», — рассказала магистрант первого курса кафедры маркетинга и коммуникаций Университета ИТМО Дарья Шатохина.

Дизайнер эмоций – это специалист, который создает определенное настроение и формирует позитивные чувства и ощущения. Это очень творческая профессия, которая нужна в самых разных сферах – от уроков в школе до рекламы и организации мероприятий. Ты сможешь работать с людьми или с технологиями, но в любом случае твоя задача крайне увлекательная – вызывать у окружающих улыбки и оптимизм.

Как возникла эта профессия?

В 2000-х годах американский дизайнер Аарон Уолтер заметил, что в интернете все чаще встречаются однотипные сайты, которые неинтересны пользователю. Он придумал идею нового оформления веб-страниц – такого, которое будет вызывать у человека позитивные чувства и создавать определенное настроение при посещении сайта. А затем написал об этом книгу, которая так и назвалась – «Эмоциональный веб-дизайн», в которой рассказал о том, как привлекать клиентов с помощью положительных эмоций. И постепенно в сфере продаж стала выделяться отдельная специальность «создателя эмоций».

Чем занимаются дизайнеры эмоций?

Главная задача дизайнера эмоций – оживить и сделать привлекательным и позитивным любое пространство и процесс с участием человека. Давай рассмотрим те сферы, где пригодится умение создавать положительные эмоции.

Веб-дизайн

Как ты уже прочел выше, дизайн эмоций начался с новых принципов оформления страниц в Сети. Долгое время пользователи интернета сталкивались с однообразными, сделанными словно по шаблону ресурсами – онлайн-магазинами, информационными порталами, сайтами компаний и брендов. Однако скука и монотонность не лучшие способы привлечь клиентов, желающих купить твой продукт. И оказалось, что яркий, привлекательный, вызывающий улыбку и приятные ощущения дизайн притягивают пользователей: они задерживаются на сайте и в итоге приобретают продукт или услугу, который тот продает.

Организация мероприятий (event-бизнес)

Даже важную деловую конференцию можно провести с праздничным настроением – если продумать то, как позитивно и дружелюбно взаимодействовать с коллегами и участниками. Не говоря уж о таких очевидно веселых событиях, как день рождения, свадьба, вечеринка, концерт, открытие магазина или выставки. Дизайнер эмоций поможет сделать любое событие особенным, ярким, запоминающимся – он продумает речи выступающих так, чтобы они вызывали улыбки и удовольствие, выберет подходящее помещение, обратит внимание на то, как оно оформлено, и что нужно сделать, чтобы у гостей начинали блестеть глаза. Творческий подход во всем – таков девиз дизайнера эмоций, но тут главное не переборщить, поэтому для каждого события такой специалист продумывает единую концепцию и план.

Дизайн помещений и пространств

В наше время не принято относиться к учебе и работе как к чему-то тягостному и строгому. Чтобы оформить офис компании или класс в школе, лобби в гостинице или конференц-зал в позитивном и творческом ключе, понадобится помощь дизайнера эмоций. Уют, спокойствие, комфорт, легкость, радость – вот какие эмоции будут испытывать посетители таких помещений, после того как с ними поработает этот специалист. А можно пригласить дизайнера эмоций зарядить позитивом свою квартиру или сад в загородном доме. В мире, который создает дизайнер эмоций, нет места скуке, унынию и серости – только солнце и яркие краски!

Педагогика

Дизайнер эмоций может работать и со словами. От того, что и с какой интонацией мы что-то говорим, зависит настрой того, к кому мы обращаемся. Например, когда воспитатель в саду или учитель в школе рассказывает что-то по своему предмету, дизайнер эмоций может помочь ему сделать свою речь такой, чтобы она вызывала учащихся радость, удовольствие – а значит, и интерес и желание узнавать дальше.

Что тебе нужно уметь, чтобы стать дизайнером эмоций?

«Дизайнер хорошего настроения», с одной стороны, должен знать основы психологии и физиологию человека, с другой – владеть художественными компьютерными программами и технологиями, позволяющими ему создавать различные образы. Конечно же, должна быть чистая и красивая речь и великолепное владение языком. Следует развивать эстетический вкус и восприятие цветов и их оттенков, знать и понимать, как они влияют на чувства человека. Очень важны такие качества, как доброта, отзывчивость и чуткость, а еще искренность, ведь нельзя дарить миру радость, если ты сам не любишь счастье и смех.

Мир так быстро меняется, что определить, какие профессии станут наиболее востребованы через десять лет, а то и через пять, крайне сложно. И на кого тогда стоит учиться? Бытует мнение, что скоро исчезнут, например, почтальоны, турагенты, библиотекари, бухгалтеры, копирайтеры, лекторы, операторы call-центров, лифтеры, билетеры, стенографисты, менеджеры по кредитам. Попробуем разобраться, какие профессии придут им на смену.

Основные отрасли

Агентство стратегических инициатив совместно с Московской школой управления «Сколково» на основании опроса 2500 российских и международных экспертов разработали «Атлас новых профессий». Это альманах перспективных отраслей и профессий, в котором дается оценка, какие отрасли будут активно развиваться в ближайшие 15–20 лет, какие в них будут рождаться технологии и продукты. И, как следствие, какие специалисты в новой экономической реальности потребуются работодателям.

В атлас включены наиболее востребованные до и после 2020 года в российской экономике профессии по 25 отраслям: медицина, строительство, безопасность, авиация, культура и искусство, образование, туризм и гостеприимство, медиа и развлечения, космос, наземный транспорт, биотехнологии, энергогенерация и накопление энергии, водный транспорт, добыча и переработка полезных ископаемых, металлургия, легкая промышленность, индустрия детских товаров и сервисов, финансовый сектор, менеджмент, социальная сфера, ИТ-сектор, новые материалы и нанотехнологии, робототехника и машиностроение, энергосети и управление энергопотреблением, сельское хозяйство.

Профессии будущего

Если перейти к примерам, то в медицине востребованы будут ИТ-медики, генетические консультанты, операторы медицинских роботов, молекулярные диетологи, ИТ-генетики, консультанты по здоровой старости, разработчики киберпротезов и имплантов — всего 16 профессий.

В отрасли «строительство» вскоре потребуются специалисты по модернизации строительных технологий, проектировщики инфраструктуры «умного дома», проектировщики 3D-печати в строительстве. В отрасли «авиация» через 10 лет будут востребованы такие профессии, как проектировщик дирижаблей, проектировщик интерфейсов беспилотной авиации, технолог рециклинга летательных аппаратов.

В отрасли «культура и искусство — личный тьютор по этическому развитию, sienceхудожник, арт-оценщик. В отрасли «образование» — ментор стартапов, игромастер, тьютор, экопроповедник, игропедагог.

Нужные навыки

В следующем разделе атласа приведены навыки и умения, которыми должны будут обладать специалисты. Так, разработчик систем энергопотребления должен обладать системным мышлением, уметь управлять проектами, бережливо относиться к производству, быть клиентоориентированным и иметь экологическое мышление. От проектировщика домашних роботов требуется системное мышление, навыки управления проектами и межсетевой коммуникации, знание программирования и робототехники.

Для отрасли «космос» — МГТУ им. Н. Э. Баумана и Московский авиационный институт. Для отрасли «социальная сфера» — МГУ им. М. В. Ломоносова, НИУ Высшая школа экономики, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, Московский психолого-социальный университет, Московский социально-экономический институт. Так что дерзайте!

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Дмитрий Судаков, руководитель проекта «Атлас новых профессий»:

— Книга создавалась для того, чтобы рассказать подросткам, что мир меняется, он интереснее и разнообразнее, чем зачастую рассказывают в школе и дома. Мы хотели раскрыть ребятам, каким будет мир через десять лет. Применять информацию из атласа можно по-разному: встраивать в уроки, рассказывать о новых профессиях на кружках допобразования. В дополнение к атласу мы разработали большой комплект профориентационных игр, чтобы педагоги могли объяснять ребятам, какие профессии будут востребованы в будущем. Хотя я считаю, что само понятие «профессия» бюрократично. Спроси любого человека, есть такая профессия «имиджмейкер», большинство ответит: «Да». На самом деле такой профессии у нас в классификаторе занятости нет. Зато есть профессия «мездрильщик», но 90 процентов людей не знают, кто это такой. И подобных примеров масса. Поэтому мы придумывали зачастую провокационные названия новых профессий, которые цепляли бы глаз и показывали возможное разнообразие деятельности. Сейчас мы готовим третью редакцию, где переработаем логику подачи материала. В новой редакции, помимо перечня новых профессий, будет представлено, как специалисты разных направлений могут взаимодействовать, какие кейсы выполнять вместе. Эта редакция увидит свет в конце этого года.

СПРАВКА

Вторая часть атласа посвящена «профессиям-пенсионерам», то есть тем, которые в ближайшие пять-десять лет потеряют свою актуальность. В списке 57 профессий, в частности: бухгалтер, корректор, бильд-редактор, лектор, дублер-каскадер, нотариус, юрисконсульт, риелтор, экскурсовод, системный аналитик, переводчик, провизор.


В ближайшие пять лет большинство самых массовых профессий уйдут в небытие. Водителей, бухгалтеров и финансистов заменят роботы – пугают нас HR-исследования. Почему массовая автоматизация – это не страшно, как не остаться без работы в эпоху компьютеризации и за счет чего молодые специалисты могут конкурировать с опытными профессионалами, корреспонденту «АиФ-Черноземье» рассказала директор макрорегиона Юг компании HeadHunter Ирина Веретенникова.

С дипломом или без?

Ирина Евсюкова, «АиФ-Черноземье»: Месяц назад десятки тысяч дипломированных бакалавров и магистров окончили вузы и отправились покорять рынок труда. Еще через месяц их места в аудиториях займут новоявленные студенты. Но рынок труда меняется, насколько сегодня работодателям важен диплом о высшем образовании?


Ирина Веретенникова: Наличие диплома о высшем образовании по-прежнему важно для работодателя. Но в последнее время часто на первом собеседовании диплом не спрашивают. Какой вуз вы окончили, какую получили специальность, каков средний балл в дипломе – раньше это было очень важно. Студенты пересдавали экзамены, чтобы оценки были повыше. Сегодня все понимают, что здесь есть масса нюансов. Возможно, человек параллельно с обучением работал, и ему некогда было пересдавать экзамены на «отлично», зато он уже владеет профессией. Или случилось так, что молодой человек неправильно выбрал вуз и во время или после обучения решил сменить профессию.

- Если уже наличие самого диплома сегодня становится не самой важной вещью на собеседовании, то нужно ли студентам не спать ночами и бороться за красный диплом?

- Краснодипломники все же – отдельная каста соискателей. Хотя сегодня мы наблюдаем, что многие ребята в резюме даже не указывают, что у них красный диплом. Это удивляет и показывает отношение выпускников к оценкам – они сами считают, что это не так важно. Но ведь красный диплом – это ваше первое крупное самостоятельное достижение, а для работодателя – показатель, что вы можете поставить себе цель и ее достигнуть. По своему опыту могу сказать: те ребята, у которых есть красный диплом, по крайней мере, подтверждают свою целеустремленность. Конечно, всегда есть исключения, но в большинстве случаев – краснодипломники оправдывают свои оценки. Это совершенно не исключает того, что люди с синими дипломами могут быть такими же успешными сотрудниками. Сейчас во многих компаниях есть корпоративное обучение: новеньких сотрудников учат на испытательном сроке тому, чего не дали вузы. Даже опытным соискателям подчас нужно такое обучение – ведь в разных компаниях разный продукт, разный бизнес, многое зависит и от деятельности компании, и от коллектива, и от руководства. Поэтому на собеседованиях все больше обращают внимание на ваше желание и умение обучаться. Сотруднику, который говорит «Я все знаю, все умею и учиться не буду» будут меньше рады, чем тому, кто готов расти и развиваться вместе с компанией.


- Если везде есть корпоративное образование, то есть ли разница для работодателя, какой у тебя диплом – синий, красный или о получении СПО (среднего профессионального образования)?

- Эта история зависит от конкретно взятого работодателя или руководителя - готов ли он вообще разговаривать о том, чтобы у него в команде были люди без высшего образования. Одно дело, если мы говорим о слесарях или машинистах экскаватора - специалистах, которые работают руками, другое дело – офисные сотрудники. Есть руководители, которые хотят видеть у себя в офисе только людей с дипломами вузов. К такому руководителю просто не попасть по-другому. Может быть, они не спросят диплом на первом собеседовании, но потребуют при приеме на работу. Можно найти работодателя, которому это не важно, но подойдет ли вам этот работодатель?

В идеале, если мы не планируем работать, проще говоря, руками, то высшее образование стоит получить. Другой вопрос – нужен ли диплом магистра или бакалавра. Я думаю, идти в магистратуру нужно, если вы хотите идти в науку или получаете ответственную профессию – врача, например. При этом во многих профессиях для выполнения своей работы достаточно диплома бакалавра – так думают и работодатели. В вакансиях, размещенных на сайте hh.ru, мы не наблюдаем требования степени магистра – это первый признак того, что работодатель не видит разницы для себя, кого брать на работу – бакалавра или магистра. Считается, что за четыре года человек научился искать и систематизировать информацию, получил основное представление о профессии, базовые теоретические знания о профессии, а остальному он научится на первом месте работы. IT-компании, например, в вакансиях пишут, что берут на работу выпускников бакалавриата – хотят чтобы ребята-программисты не теряли два еще года, а сразу шли работать.


Гибкие навыки и профстандарты

- В европейских странах многие молодые люди сегодня предпочитают не тратить время на университеты, которые к тому же очень дорогостоящие, а рано начинают карьеру и спустя те же пять лет добиваются приличного рабочего места. Может ли такая тенденция прийти в Россию?

- За границей это началось с IT-компаний, в которых считают, что если человек талантлив, то зачем терять время на вуз? Тем более, что в сфере IT университеты все равно отстают от потребности рынка – слишком уж быстро меняются программы, языки программирования и так далее. И у нас есть талантливые самородки, которые просто не укладываются в схему обучения в вузе. Они бросают вузы и идут получать знания на практике. Но в России с 1 июля введен закон о профстандартах, согласно которому, например, человек не может быть в руководящей должности без менеджерского образования. И теперь непонятно, что будет с талантливыми самоучками, которые есть в любой сфере? Компании будут штрафовать, если их штат не будет соответствовать требованиям закона.

Другая проблема в том, что у нас очень несбалансированный рынок труда. Востребованы одни специалисты, а выпускают больше других, например, юристов и экономистов. К чему это приведет? К большему количеству штрафов для работодателей, и к созданию компаний, которые будут переобучать людей. Но будут ли эти тренеры сами компетентны для обучения других? Сейчас пока этот момент не отрегулирован. А тем времен закон в силу уже вступил. В первую очередь, он коснулся бюджетных учреждений. Коммерческие компании пока только присматриваются к этому вопросу и думают, что делать – либо за свой счет переобучать сотрудника, либо расстаться с ним и взять соответствующего профстандартам. А зачем расставаться с сотрудником, который со всем справляется?

- Современные компании, принимая на работу новых сотрудников, не скрывают, что помимо знаний им необходимы так называемые гибкие навыки (от англ. soft skills - управление временем, лидерство, решение проблем, критическое мышление и так далее). Если эти навыки нужны уже большинству работодателей, почему им не обучают в университетах на спецтренингах?

- Тут история такая, что кому нужно, тот и платит. У вуза есть определенная программа обучения, она утверждена министерством, и менять ее достаточно сложно. Плюс у вузов не всегда получается быстро подстроиться под современные реалии. И как будет университет с его преподавателями-теоретиками, учить скиллам, которые нужны в реальной работе? Тогда нужно привлекать преподавать в вузы практиков. Здесь выход в другом. Если молодой человек понимает, что после вуза он хочет быстро трудоустроиться, то его первая работа должна случиться не после выпуска, а во время обучения. Третий-четвертый курс – это время, когда можно успеть эти навыки получить, в первую, очередь, на различных стажировках. Мы проводили исследования среди молодежи о том, как они относятся к стажировкам в 2014 году, до кризиса на рынке труда, и в 2017-м. Если в 2014 году 35% молодых ребят собирались на стажировку, то в 2017 году их количество увеличилось до 56%. Кроме того, если раньше ребята шли на стажировку, чтобы не только получить ценный опыт и знания, но и подзаработать, сегодня на второе место вышла цель устроиться в компанию, зарекомендовать себя или получить сертификат, рекомендации, которые помогут трудоустроиться в будущем. Это показывает, что молодые специалисты понимают, что они конкурируют на рынке труда с соискателями с опытом работы. А как они могут конкурировать? Зайти в компанию не на этапе поиска работы, а на этапе стажировки. Это возможность и получить нужный опыт, и показать себя с лучшей стороны.

Стажировка и даже первая работа – это еще не время зарабатывать деньги, это время учиться. Важно не ставить себе высокий ценник, нужно соглашаться на меньшие деньги и даже на работу, возможно, с более разнообразным функционалом. Нужно делать все, что предлагает работодатель – это даст вам те самые «скиллы» - навыки, которые в дальнейшем помогут выиграть вашу работу мечты.

Трудолюбивые «иксы» и самоуверенные «игреки»

- Есть американская теория о разделении сегодняшних работающих людей на поколения X и Y, кардинально различающихся друг от друга. Расскажите о ней подробнее. Работает ли она применимо к российской ситуации?

- Теория поколений придумана американцами, которые заметили, что когда мы вырастаем, мы не становимся похожими на своих родителей. «Иксами» назвали людей, родившиеся между 1963-1983 годами, «игреками» - между 1983-м и 2003-м. «Иксы» пережили несколько кризисов, они привыкли рассчитывать только на себя и готовы работать и по шесть дней неделю, и по десять часов в сутки, чтобы зарабатывать и обеспечивать семью. А молодые «игреки» насмотрелись на «иксов», замученных работой, и так жить не хотят. Они обласканы родителями, не росли в эпоху дефицита, привыкли к более комфортным жизненным условиям, поэтому претендуют на такие условия и от работодателя. Например, им нужно, чтобы их все время хвалили на работе, повышали в должности, мотивировали работать. Когда этого не происходит, они просто разочаровываются и уходят. Более того, сейчас появилось такое понятие как кандидат-однодневка. Молодой человек отрабатывает первый день, и, если ему не дали наставника, сразу не вовлекли в рабочий процесс и не заинтересовали, он не придет на следующий. «Иксам» нужно было драться за рабочее место. «Игрек» не сомневается, что будет востребован и себя найдет. И демографическая яма 90-х добавляет ему этой уверенности. Зато их можно заинтересовать нематериально: интересными проектами, командой, ощущением комфорта, руководителем, который постоянно делится опытом и действительно часто хвалит. Представители этого поколения на «ты» со всеми гаджетами и компьютерами, и в этом их преимущество, ведь сегодня практически в любой профессии нужно владеть определенными программами.

Если опыт работы – не главное для работодателя, он будет обращать внимание на другие вещи – на скорость набора текста, на грамотную устную и письменную речь, умение коммуницировать, быстро найти информацию. Кстати, последнее выгодно отличает «иксов» от «игреков». Даже если он чего-то не знает, он быстро найдет ответ: «Окей, Гугл». И это не хуже, чем хранить все знания в своей голове. Работодателю важно, чтобы вы решали поставленную задачу, не важно, как. Поэтому в мире сегодня существует следующая тенденция – 70% вакансий не предполагает наличие предыдущего опыта работы. Если человек владеет информацией, готов к обучению и коммуникации, то у него есть все шансы получить хорошую работу.

Вкалывают роботы

- Рынок труда очень сильно поменяется из-за стремительной автоматизации всего. Роботам не нужно есть, пить, прерываться на отдых, они могут работать и ночью, и в непогоду, что например, важно для сельского хозяйства. Конечно, роботы все еще дорогостоящие сотрудники, но так как они работают 24/7, то очень быстро себя окупают. Везде, где можно заменить человека, они его заменят. Профессии-старожилы – бухгалтеры, финансисты, экономисты, юристы, медсестры – до 2020 года исчезнут. В России, может быть, это произойдет не так быстро, но все эти профессионалы в том виде, в каком они существуют сейчас, будут не востребованы. Профессии будущего, так или иначе, связаны с автоматизацией. Например, биоинженер, специалист по робототехнике, кибербезопасности, по альтернативной энергетике, биоинформатике, инженер 3D печати или дизайнер виртуальной реальности. Все они связывают машины и программы с потребностями человека.

- Но все это специальности для физиков. А как быть лирикам?

- Лирикам нужно уходить в сферу услуг – все, что связано с общением людей с людьми. Хотя говорят, что машины уже могут различать эмоции и язык жестов, все же человек – существо социальное, ему нужно общение. Но даже тут есть смежные специальности. Например, в недалеком будущем вполне возможна такая профессия, как менеджер космического туризма.

- А что же делать юристам и экономистам, которых массово выпускают вузы?

- На каждом мероприятии HeadHunter мы говорим об этой проблеме. В этих сферах и так высокая конкуренция. Не надо отдавать детей на эти специальности! Конечно, вуз не откажется от этих направлений, потому что на них есть спрос. Менять ситуацию можно лишь информированием рынка о реальном положении дел. Родители живут по старой схеме, а мир изменился. Если даже не произойдет резкого изменения, ребятам, которые окончат эконом или юрфак, придется переучиваться. И это уже происходит, ведь далеко не все юристы и экономисты сейчас находят работу.

- Как же не стать невостребованным специалистам в эпоху автоматизации?

- В идеале нужно владеть несколькими профессиями. Если раньше ценились узкие специалисты, то сейчас чем больше специальностей в руках, тем больше у вас шансов не потерять работу. Если вы что-то умеете делать руками, вполне вероятно это можно обратить в профессию. Вряд ли в ближайшем будущем стричь или делать нам массаж будут автоматы.

Автоматизация труда – это все же положительное явление. Например вполне может привести к сокращению рабочего дня или рабочей недели. Свободное время, которое у нас появится, нужно будет куда-то деть. Для кого-то это активный отдых, для кого-то - спорт, для кого-то искусство – поэтому в сферу услуг будет вливаться все большее количество денег, и там будут добавляться рабочие места.


Архитектор виртуальности, или дизайнер виртуальных миров

Пока что возможности попасть в виртуальный мир ограничиваются приспособлениями и играми с дополненной реальностью, но в скором времени могут стать доступны виртуальные путешествия и посещение виртуальных событий. Поэтому понадобятся специалисты, которые могут создавать такие виртуальные миры и подстраивать их под интересы пользователей. Архитектору виртуальности необходимо сочетать навыки дизайнера и программиста, а также понимать индивидуальные запросы тех, кто будет отдыхать или даже жить в созданном им мире. Учиться этому можно уже сейчас, а при наличии базового IT-образования — устроиться на стажировку в компанию, которая разрабатывает виртуальные продукты.

Где учиться

Бакалавриат: Виртуальные технологии и дизайн, Айдахский университет, США

Бакалаврская программа с упором на дизайн видеоигр и создание виртуальных симуляций, а также их применение в сфере развлечений, бизнесе и образовании.

Магистратура: Умные медиа и виртуальная реальность, Хемницкий технический университет, Германия

Программа про все сразу: современные медиа, искусственный интеллект и применение виртуальной реальности в трансмедийном мире.

Практический курс по созданию приложений с дополненной и виртуальной реальностью для тех, кто уже немного разбирается в теме.

Бесплатный курс для новичков — ученикам не требуются навыки программирования. По итогам обучения можно научиться создавать простейшие приложения с виртуальной реальностью.


Биоэтик

Появление современных технологий часто приводит к этическим дискуссиям. Например, о необходимости искусственного интеллекта или гуманности уничтожения роботов. Развитие биологии и медицины тоже не обходится без сложных вопросов: можно представить, сколько споров вызовет клонирование человека или вмешательство в генетический код. Поэтому без специалистов, которые будут разбираться в правовых и этических аспектах, помогут научным лабораториям отстоять свои достижения и не выйти за рамки здравого смысла, не обойтись. Учиться лучше за границей — за последние годы появилось много профильных программ.

Где учиться

Бакалавриат: Биоэтика, Торонтский университет, Канада

Здесь студентов учат соотносить философию и биологию и просчитывать влияние научного прогресса на людей. Здесь же, в Торонтском университете, есть магистратура по биоэтике.

Магистратура: Биоэтика, Пенсильванский университет, США

В США это одна из лучших программ по биоэтике, которая точно даст хорошую базу.

Гарвардский курс с упором на правовые аспекты применения достижений медицины и биологии.


Киберследователь, или специалист по кибербезопасности

Строго говоря, такие профессии уже существуют. Специалисты по компьютерной безопасности есть в большинстве крупных компаний. Они выявляют возможные уязвимые точки в информационных системах, устраняют их и защищают данные от возможных атак. Киберследователи раскрывают преступления, совершенные в сети (кражи, незаконные продажи), и не только. В их обязанности может входить поиск информации о подозреваемых, анализ их личных данных, а иногда и проведение разрешенных кибератак. Растет потребность и в других специалистах по информационной безопасности, например в консультантах по безопасности личного профиля. Все эти профессии в целом не требуют какого-то особенного диплома, достаточно иметь образование программиста и соответствующие навыки.

Где учиться

Бакалавриат: Компьютерная безопасность и криминалистика, Университет Шеффилд Холлэм, Великобритания

Здесь студентам дают практические навыки борьбы с преступностью в сети: от настройки систем безопасности до определения личности преступника и взлома данных.

Выпускники магистратуры смогут не только обеспечивать собственную информационную безопасность, но и работать в частных организациях и правительственных структурах.

Восьминедельный курс Технологического института Рочестера знакомит студентов с техниками и инструментами киберрасследований.


Дизайнер эмоций

Где учиться

Бакалавриат: Интерактивный дизайн медиа, Вашингтонский университет, США

Программа научит вызывать определенные впечатления у аудитории с помощью различных технологических продуктов — от видео до интерактивных приложений.

Магистратура: Взаимодействие человека и медиа, Университет Твенте, Нидерланды

Студентов обучают созданию ориентированных на клиента технологий с элементами искусственного интеллекта, которые могут реагировать на эмоции пользователя. Также изучается и обратное воздействие, при котором программы вызывают у пользователя определенные эмоции.

Курс научит студентов понимать желания пользователей и подстраивать свой проект под них, получая положительный эмоциональный отклик и финансовую выгоду.


Генетик-консультант

Еще одна уже существующая профессия. Исследования генома сейчас стоят очень дорого, поэтому слабо распространены и недоступны для большинства людей. Можно надеяться, что в будущем консультация генетика по поводу наследственных заболеваний или онкологии станет незаменимой частью диагностики и лечения. Анализ генов позволит консультантам составлять индивидуальные планы лечения, а также предотвращать болезни на ранней стадии. По идее, станет более распространен и анализ семейных карт, и исследования неизлечимых генетических мутаций.

Где учиться

Бакалавриат: Генетика, Манитобский университет, Канада

Базовый междисциплинарный курс по генетике с основами генетического консультирования и диагностики.

Магистратура: Генетическое консультирование, Бостонский университет, США

Студентов обучат не только передовым технологиям генетического анализа, но также и необходимым для генетиков-консультантов навыкам общения с пациентами и профессиональной этике.

Курс Университета Нового Южного Уэльса поможет новичкам разобраться в причинах и видах генетических нарушений, их лечении, развитии персонализированной медицины и основах генетической диагностики.


Проектировщик роботов

Куда же в будущем без роботов? Пожалуй, робототехника уже сейчас развивается быстрее большинства современных технологий. Вероятно, вскоре роботы станут привычной частью домашнего хозяйства, как пылесос или чайник. С каждым годом повышается спрос на новых специалистов-робототехников. Таким работникам необходимы навыки программирования и желательно иметь диплом по робототехнике и автоматизированным технологиям. Базовое образование робототехника можно получить в России — например, в МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Где учиться

Бакалавриат: Робототехника, Университет Ольборга, Дания

В Университете Ольборга даются комплексные знания по робототехнике, механике, электронике, технологиям компьютерного зрения и передаче данных.

Магистратура: Искусственный интеллект и робототехника, Римский университет Ла Сапиенца, Италия

Учебный план этой программы включает теоретические и практические занятия, посвященные созданию и программированию роботов, искусственному интеллекту, машинному обучению и компьютерному видению.

Общий курс Пенсильванского университета для начинающих — шесть блоков, от основ робототехники до этических вопросов.


Урбанист-эколог

Где учиться

Бакалавриат: Городское садоводство, Квинслендский университет, Австралия

Выпускники этого факультета будут проектировать и развивать зеленые городские пространства: парки, спортивные поля, зеленые дома и городские огороды.

Магистратура: Урбанизм, ландшафт и экология, Высшая школа дизайна Гарвардского университета, США

Программа Гарвардской школы дизайна — это не исключительно экологический урбанизм, а скорее современный сознательный урбанизм, в который забота об окружающей среде включена по умолчанию.

Курс рассказывает о преимуществах населенных пунктов с устойчивым развитием на примере реальных скандинавских и европейских городов.

Читайте также: