Кого отстранили от должности в правительстве россии

Опубликовано: 02.10.2024

Правительство России в полном составе подало в отставку

Премьер-министр Дмитрий Медведев 15-го января объявил об отставке Правительства России. Об этом, как передает ТАСС, он заявил во время встречи главы государства Владимира Путина с Кабинетом министров. Беседа состоялась после того, как Президент в ежегодном послании Федеральному собранию озвучил предложения по изменению Конституции РФ. Владимир Путин подписал Указ об отставке Правительства, а на должность премьер-министра вместо Дмитрия Медведева предложил кандидатуру главы Федеральной налоговой службы (ФНС) Михаила Мишустина.

«Мы все были свидетелями послания Президента Российской Федерации. Владимир Владимирович обозначил не только очень важные приоритеты работы в нашей стране на ближайший год, но и обозначил целый ряд фундаментальных изменений в Конституцию Российской Федерации», — напомнил Дмитрий Медведев. По его словам, «эти изменения, когда они будут приняты (а, по всей вероятности, это будет после обсуждения), внесут существенные изменения не только в целый ряд статей Конституции, но и в целом в баланс властей». «Власти исполнительной, власти законодательной, власти судебной», — уточнил он.

«В этом контексте очевидно, что мы, как Правительство Российской Федерации, должны предоставить Президенту нашей страны возможность принимать все необходимые решения для этого. В этих условиях я полагаю, что было бы правильным, чтобы в соответствии со статьей 117 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации в действующем составе подало в отставку», — заявил Дмитрий Медведев, поблагодарив коллег по Кабинету министров за работу.

Исполнение обязанностей

Владимир Путин положительно оценил работу Правительства Дмитрия Медведева. «Я со своей стороны тоже хочу вас поблагодарить за все, что было сделано на этом этапе нашей совместной работы, хочу выразить удовлетворение теми результатами, которые были достигнуты», — сказал Президент на встрече с Кабинетом министров. «Не все удалось сделать, но все никогда не получается в полном объеме», — подчеркнул глава государства.

Владимир Путин поручил уходящему Правительству исполнять свои обязанности до формирования нового Кабинета. «Прошу вас исполнять обязанности в полном объеме до формирования Правительства в новом составе», — сказал глава государства.

Кроме того, Владимир Путин заявил, что намерен провести встречи с каждым министром и вице-премьером нынешнего состава Правительства. «Надеюсь, что мы с вами в ближайшее время увидимся, я встречусь с каждым из вас. Мы увидимся в самое ближайшее время», — сказал он.

Позже Владимир Путин подписал указ об отставке Кабинета министров, а затем во время рабочей встречи с главой ФНС Михаилом Мишустиным предложил ему занять должность премьер-министра. Получив согласие, Президент внес кандидатуру Михаила Мишустина на рассмотрение в Государственную Думу, сообщила пресс-служба Кремля.

Новая должность для Дмитрия Медведева

Вместе с тем Владимир Путин сообщил о намерении ввести новую должность заместителя председателя Совета безопасности и назначить на этот пост Дмитрия Медведева. «Считаю возможным и сделаю это в ближайшее время, введу должность заместителя председателя Совета безопасности. Председателем Совета безопасности, как известно, является Президент», — сказал он, подчеркнув, что «Дмитрий Анатольевич всегда занимался этими вопросами (обороноспособности и безопасности – прим.)».

Владимир Путин напомнимл, что Дмитрий Медведев в свое время был Президентом РФ, в течение практически 8 лет возглавлял Правительство. «Наверно, это самый длительный срок пребывания на этой должности в новейшей истории», — прокомментировал Президент.

Он заметил, что если для назначения Дмитрия Медведева потребуется внести изменения в действующие законы, нормативные акты, то это будет сделано в ближайшее время. «В ближайшее время я буду просить депутатов также поддержать, но надо, чтобы юристы дали соответствующие оценки», — заключил Владимир Путин.

Совет Безопасности Российской Федерации является конституционным органом, осуществляющим, в частности, подготовку решений главы государства в вопросах стратегии развития страны, обеспечения защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности.

Председателем Совета безопасности по должности является Президент РФ. В состав этой структуры входят также секретарь (с 2008-го года этот пост занимает Николай Патрушев), постоянные члены и члены, включаемые Президентом РФ.

Уходящий состав

Нынешнее Правительство под председательством Дмитрия Медведева было сформировано 18-го мая 2018-го года. Его состав включает 10 заместителей главы Правительства, в том числе одного первого вице-премьера, и 22 министров.

Первым вице-премьером и министром финансов был назначен Антон Силуанов, вице-премьерами — Максим Акимов, Дмитрий Козак, Виталий Мутко, Юрий Борисов, Татьяна Голикова, Ольга Голодец, Алексей Гордеев, а также полномочный представитель Президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев и руководитель аппарата Правительства Константин Чуйченко.

В составе Кабинета были следующие руководители федеральных министерств:

  • МВД возглавлял Владимир Колокольцев;
  • МЧС — Евгений Зиничев;
  • МИД — Сергей Лавров;
  • Министерство обороны — Сергей Шойгу;
  • Министерство юстиции — Александр Коновалов;
  • Министерство здравоохранения — Вероника Скворцова;
  • Министерство культуры — Владимир Мединский;
  • Министерство науки и высшего образования — Михаил Котюков;
  • Министерство природных ресурсов и экологии — Дмитрий Кобылкин;
  • Министерство промышленности и торговли — Денис Мантуров;
  • Министерство просвещения — Ольга Васильева;
  • Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики — Александр Козлов;
  • Министерство РФ по делам Северного Кавказа — Сергей Чеботарев;
  • Министерство сельского хозяйства — Дмитрий Патрушев;
  • Министерство спорта — Павел Колобков;
  • Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства — Владимир Якушев;
  • Министерство транспорта — Евгений Дитрих;
  • Министерство труда и социальной защиты — Максим Топилин;
  • Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций — Константин Носков;
  • Министерство экономического развития — Максим Орешкин;
  • Министерство энергетики — Александр Новак.

Дмитрий Медведев стал абсолютным рекордсменом в новейшей истории России по времени работы во главе Кабинета министров — дольше 7 лет и 8 месяцев: 2 тыс. 808 дней с момента утверждения на пост председателя Правительства 8-го мая 2012-го года.

Конституционная реформа

В ходе ежегодного послания Федеральному собранию 15-го января Президент предложил внести изменения в Конституцию РФ, которые, в итоге, могут несколько сместить баланс ветвей власти.

Что касается исполнительной и законодательной ветвей, то Владимир Путин считает необходимым ввести новый порядок утверждения членов Правительства, расширив тем самым полномочия парламента.

Если сейчас Президент просто получает согласие Государственной Думы на назначение вице-премьера, а затем по представлению главы Правительства назначает также его заместителей и всех министров, то с изменением Конституции Государственная Дума будет утверждать кандидатуру председателя Правительства, а после по представлению премьер-министра — и кандидатуры всех членов Кабинета.

Отклонить утвержденные кандидатуры Президент при этом не сможет. За ним останется только право назначать руководителей силовых ведомств, и то по итогам консультаций с Советом Федерации. Такой же принцип будет введен и для региональных прокуроров (сейчас они назначаются по согласованию с Законодательным собранием субъекта РФ), что должно обеспечить их независимость от местных властей.

Вместе с тем глава государства подчеркнул, что такое изменение не означает, что Российская Федерация станет парламентской республикой.

«Убежден, что наша страна с ее огромной территорией, сложным национально-территориальным устройством, многообразием культурно-исторических традиций не может нормально развиваться и, скажу больше, просто существовать стабильно в форме парламентской республики. Россия должна оставаться сильной президентской республикой», — уточнил Владимир Путин.

Так, измененная Конституция все-таки сохранит за Президентом право отстранять от должности вице-премьера и других членов Правительства в случае ненадлежащего исполнения обязанностей или в связи с утратой доверия.

В отношении судебной ветви власти Владимир Путин предложил расширить поле деятельности Конституционного суда, наделив его возможностью проверять законность принятых законопроектов до их подписания главой государства и вступления в силу.

В то же время он считает, что Федеральное собрание, которое сейчас может отрешить судью Конституционного суда по представлению самого суда, должно делать это по представлению Президента. То же самое касается и членов Верховного суда.

При этом Владимир Путин предложил, по сути, внести в Конституцию новый орган власти — Государственный Совет, который с 2000-го года действует при Президенте и имеет лишь консультативные полномочия.

Кроме того, глава государства считает необходимым закрепить более жесткие требования к тем, кто занимает высшие государственные должности: депутаты, сенаторы, главы регионов, вице-премьер, его заместители и министры, судьи не должны иметь иностранного гражданства, вида на жительства и т.п., что позволяет постоянно проживать на территории иностранного государства.

Такое же требование должно предъявляться к кандидатам в президенты. При этом Владимир Путин подчеркнул, что иностранное гражданство должно отсутствовать не только на момент выборов, но и вообще когда бы то ни было ранее. Президентом страны также сможет стать только тот, кто на протяжении не менее 25 лет постоянно проживал на территории России.

Однако самым значительным обещает стать поправка в Конституции, которая ограничит президентство двумя сроками, а не двумя сроками подряд, как сейчас закреплено в главном законе. Владимир Путин не исключил такой возможности.

«Знаю также, что в нашем обществе обсуждается конституционное положение о том, что одно и то же лицо не должно занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Не считаю этот вопрос принципиальным, но согласен с этим», — отметил Владимир Путин, чей срок в должности Президента является уже четвертым по счету.

В то же время глава государства подчеркнул, что окончательное решение по внесению изменений должно быть принято только после голосования граждан: они должны выразить свое мнение по каждому вопросу в пакете поправок.


Кабинет без Димона

Серьезными кадровыми решениями президент России Владимир Путин занялся в 2020 году почти сразу после новогодних каникул. 15 января, после оглашения послания главы государства Федеральному собранию в отставку ушло правительство Дмитрия Медведева.

Впрочем, репутацию Михаила Мишустина, который стал новым главой правительства, тоже назвать незапятнанной нельзя: сразу после назначения журналисты нашли у его семьи недвижимость на 1,5 млрд рублей, а затем была опубликована целая серия расследований о возможной причастности зятя премьера Александра Удодова к налоговым махинациям в то время, когда Мишустин возглавлял ФНС.

Что касается Медведева, то для него Путин создал пост заместителя главы Совбеза, а позднее в качестве бывшего президента страны он получил иммунитет от уголовного преследования и право на пожизненное кресло в Совете Федерации.

Кавказская ссылка

Само надзорное ведомство при Юрии Чайке постоянно сотрясали коррупционные скандалы — от сообщений о продаже прокурорских погон из целого ряда российских регионов до свидетельств коррупции и клановости от сотрудников центрального аппарата надзора. Переломить ситуацию был призван новый генпрокурор Игорь Краснов, на которого СМИ ничего компрометирующего пока не нашли.

Регионы без доверия

В июле также в связи с утратой доверия был отправлен в отставку губернатор Хабаровского края Сергей Фургал. Ранее он был арестован по обвинению в организации убийств бизнесменов в 2004-2005 годах. Сам Фургал вину не признает, считая свое дело политическим.

Еще целый ряд региональных руководителей покинули свои посты “по собственному желанию”: это глава Мордовии Владимир Волков, губернатор Белгородской области Евгений Савченко, губернатор Камчатского края Владимир Илюхин, глава республики Коми Сергей Гапликов, глава республики Дагестан Владимир Васильев, губернатор Архангельской области Игорь Орлов, глава Калужской области Анатолий Артамонов.

Ликвидация конкурента

В апреле коррупционный скандал разразился в МВД, он стоил должности заместителю министра, главе Следственного департамента Александру Романову. Владимир Путин подписал указ об отстранении Романова от должности без указания причин, а затем Владимир Колокольцев уволил его из органов внутренних дел в связи с грубым нарушением служебной дисциплины.

Увольнению Романова предшествовало задержание двух его заместителей генералов полиции Александра Краковского и Александра Бирюкова. Их обвинили в злоупотреблении полномочиями при смене меры пресечения бизнесмену Альберту Худояну, арестованному за мошенничество. По версии следствия, Бирюков и Краковский обеспечили выход предпринимателя из СИЗО, рассчитывая на будущее вознаграждение.

Судебные интриги

Репутация теперь уже бывших замов Лебедева была, мягко говоря, неоднозначной. Свириденко за последний год стал героем сразу нескольких скандалов. Среди них — сообщения о недвижимости его семьи стоимостью около 2 млрд рублей, информация о причастности к громкой истории об отъеме активов у Павла Грудинина, а также задокументированные спецслужбами факты его вмешательства в судебные процессы с участием госбанков и Агентства по страхованию вкладов. Что касается Нечаева, то его выдвижению на второй срок предшествовала целая серия журналистских расследований, посвященных внушительному парку элитных автомобилей внука судьи Ярославу Гафурову, а также трудоустройству на доходные места других родственников Нечаева — дочери, сына и зятя.

Но была между Нечаевым и Свириденко и существенная разница: кандидатуру первого Вячеслав Лебедев всячески поддерживал, а от последнего пытался избавиться всеми способами, вплоть до аудиенции у главы государства.

Повторная чистка

Последний пришел в федеральную власть в мае 2018 года с поста губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа. Повышению не помешал шлейф коррупционных скандалов, тянущийся за Кобылкиным из региона: от схемы по выводу за рубеж бюджетных средств, выделенных на компенсации расходов на горячую воду льготникам, до двойной оплаты из бюджета детских садов, от истории с исчезновением 1 млрд рублей, выделенного на развитие научной деятельности в ЯНАО, до “золотого унитаза”, купленного для губернаторской резиденции.

Во всем виноват

А вас, Медведев, я попрошу отставиться — уход с должности самого долгоиграющего премьера современной России стал одновременно и абсолютно ожидаемым, и полностью неожиданным событием. Ожидаемым потому, что всем уже давно было ясно: если у Дмитрия Медведева когда-либо в принципе был ресурс политической и экономической полезности в качестве главы правительства, этот ресурс был полностью растрачен уже годы тому назад.

Запоздалый конец премьера

Неожиданным - потому, что добровольно уступивший когда-то власть Путину Дмитрий Анатольевич казался непотопляемым и неприкосновенным. Но, сколько веревочке ни виться, у нее все равно есть конец. 15 января 2020 года ко всеобщему облегчению этот конец наступил.

Начало нового рабочего года, начало нового десятилетия, начало новой переходной эпохи в российской политике — разве можно представить себе более удачный момент для смахивания с ключевых позиций на шахматной доске отыгранных и отслуживших свое фигур? Путин в очередной раз продемонстрировал свое фирменное животное политическое чутье и чувство момента.

Дмитрий Медведев с самого начала был не очень подходящим человеком для должности премьер-министра. Глава правительства — второй пост в государстве, его обладателю совершенно заслуженно полагаются многие сановные цацки и привилегии: машины, вертолеты, охрана, госдачи и прочее, и прочее. Но при всем при этом работа премьера - не для белоручек. На этой должности надо вкалывать, вникать в тысячи разных деталей и нюансов, понукать и заставлять, видеть новые горизонты. Дмитрию Анатольевичу всё это никогда не было близко.

Почему же тогда он просидел на своей должности без малого целых 8 лет? Я вижу две причины. Во-первых, обжёгшись на Михаиле Касьянове, Путин никогда особо не любил активных и самостоятельных премьеров (если речь, конечно, не шла о нем самом). Во-вторых, обстановка в стране в течение многих лет была такой, что Россия могла себе позволить сибарита в премьерском кресле.

Да, начиная с 2014 года, а то и с более раннего периода, на нашу экономику очень жестко давил Запад. Но для выстраивания обороны в те ранние годы противостояния США и Европы премьер-реформатор не был обязателен. Вся система обороны была фактически выстроена министрами финансов Кудриным и Силуановым, чья политика последовательного накапливания резервов позволила нашей стране относительно безболезненно выдержать натиск западных санкций.

Но в какой-то момент всё изменилось, и вопрос отсутствия в России полноценного правительства встал во весь рост. Традиционная проблема страны — отсутствие денег на поднятие жизненного уровня народа, жизненно важные инфраструктурные проекты, здравоохранение и образование.

В свое время у меня была возможность с близкого расстояния наблюдать за работой правительств Черномырдина, Кириенко и Примакова. Помню, как они мучительно выкручивались на фоне пустой государственной казны. Даже спустя больше чем два десятилетия я во всех подробностях помню, например, рассказ действовавшего на тот момент руководителя аппарата правительства о его поездке на рынок. Прибыв на место, он поинтересовался у своего водителя: не хочет ли тот тоже закупиться, и услышал в ответ: «Хочу, но не могу, нам уже который месяц не платят зарплату».

Сейчас у России и близко нет подобной проблемы. Деньги в государственной казне есть — и в количестве, которое является почти рекордным за весь период существования нашего современного государства. Но, как показал горький опыт правительства Медведева, накопить большие финансовые резервы - это еще не всё, надо еще уметь этими резервами распорядиться. И вот как раз с этой загвоздкой работавшее в условиях фактического отсутствия премьер-министра правительство Медведева не справилось.

Ушедший в отставку кабинет министров не смог запустить в России здоровые темпы экономического роста. Теперь уже бывшее правительство показало свой очень низкий КПД в плане эффективного расходования государственных средств в социальной и других сферах. Чем ближе к нам был 2024 год, тем более нетерпимой становилась такая ситуация. И вот закономерный финал.

Путин в очередной раз сыграл на опережение. ВВП не стал дожидаться такого очевидного рубежного момента для смены правительства, как грядущие выборы в Государственную думу, а одним ударом вернул себе политическую инициативу.

Медведев ушел — на почетную, но выглядящую пока достаточно декоративно новую должность заместителя главы Совета безопасности. Но вот в плане работы правительства всё самое интересное только начинается. Уволить опостылевшего и поднадоевшего всем премьера в политическом плане легко и приятно. Но сформировать новую энергичную и эффективную правительственную команду — задача принципиально иного уровня сложности. С нетерпением жду, как Путин с ней справится. У страны нет времени праздновать уход Медведева. Жителям России нужна не премьерская голова на блюде, а реальные улучшения в их жизни.


"ДП" рассказывает подробнее о последствиях и событиях, которые произошли после оглашения послания президента.

Правительство России уходит в отставку

Предложения президента

В своем обращении к Федеральному собраниюВладимир Путин заявил, что необходимо внести правки в нынешнюю Конституцию и передать полномочия по утверждению правительства от президента к Госдуме. Кроме того, Дума должна будет утверждать кандидатуру премьер-министра, причем президент не будет иметь права отклонять утвержденную кандидатуру. За президентом останется право отстранять от своих обязанностей премьера или министра, кроме того, за ним сохранится управление вооруженными силами и правоохранительными органами.

Также президент сможет снимать с должности судей Верховного и Конституционного судов в случае должностного несоответствия, при этом они будут подчиняться Совфеду. Конституционный суд сможет блокировать любые законопроекты, противоречащие Конституции, до подписания президентом.

Президентом России сможет стать человек, проживший в России более 25 лет, который имел только российское гражданство и не имел двойного гражданства. Кроме того, предлагается закрепить в Конституции утверждение, что международное право не должно иметь полного приоритета над российскими законами.

Помимо этого, президент захотел закрепить в Конституции статус и роль Государственного совета, который, по его мнению, показал высокую эффективность.

Для того чтобы принять все эти предложения, Владимир Путин инициировал проведение референдума и опрос мнения граждан России.

Что было после оглашения послания

Путин предложил на пост премьер-министра главу ФНС Михаила Мишустина

Через 2 часа после окончания оглашения послания Владимир Путин встретился с премьер-министром Дмитрием Медведевым. В ходе встречи Медведев объявил, что российское правительство в полном составе подает в отставку.

"Вы все были свидетелями послания президента Российской Федерации. Владимир Владимирович как президент обозначил не только очень важные приоритеты работы в нашей стране на ближайший год, но и обозначил целый ряд фундаментальных изменений в Конституцию Российской Федерации. Эти изменения, когда они будут приняты, — а, по всей вероятности, это будет сделано после обсуждения, как и было сказано, — внесут существенные изменения не только в целый ряд статей Конституции, но и в целом в баланс власти — власти исполнительной, власти законодательной, власти судебной. В этом контексте очевидно, что мы как правительство Российской Федерации должны предоставить президенту нашей страны возможность принимать все необходимые решения для этого. И в этих условиях я полагаю, что было бы правильно, чтобы в соответствии со статьей 117 Конституции Российской Федерации правительство Российской Федерации в действующем составе подало в отставку", — сказал Медведев (цитата по сайту Кремля).

Еще через 3 часа президент провел встречу с главой ФНСМихаилом Мишустиным, которому предложил занять пост премьер-министра. Как сообщает пресс-служба Кремля, Путин внес кандидатуру Мишустина на рассмотрение в Госдуму. Мишустин принял предложение президента.

Также Владимир Путин подписал указ об отставке правительства, который вступил в силу 15 января, со дня его подписания.

Как сообщил, в свою очередь, заместитель председателя нижней палаты парламента, руководитель фракции "Единая Россия" Сергей Неверов, кандидатуру Мишустина Госдума рассмотрит в четверг, 16 января. При этом запланированное на этот же день заседание кабмина было перенесено.

Кто такой Мишустин

Михаил Мишустин родился в Москве в 1966 году. Он возглавил Федеральную налоговую службу в апреле 2010 года. Ранее, с 2006 по 2008 год, он возглавлял Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами.

Известно, что Мишустин — действительный государственный советник РФ I класса, доктор экономических наук.

Карьера Мишустина начиналась совершенно не в политическом поле и не на госслужбе. После окончания Московского станкоинструментального института он работал директором тестовой лаборатории в Международном компьютерном клубе (до 1995 года). Позже он добился должности заместителя генерального директора Международного компьютерного клуба и председателя правления Международного компьютерного клуба.

Клуб занимался развитием в России компьютерных технологий, организовывал Московский компьютерный клуб — площадку для общения и делового сотрудничества производителей компьютеров и программ с одной стороны и представителей госструктур и бизнеса — с другой.

После Международного компьютерного клуба он перешел на госслужбу в ФНС. Через непродолжительное время он стал заместителем министра в только что созданном Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам, где он проработал с 1998 по 2004 год.

Затем, покинув Министерство РФ по налогам и сборам, Мишустин занял кресло руководителя Федерального агентства кадастра объектов недвижимости. Проработав на этом посту 2 года, в 2007 году он был назначен на должность руководителя Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами.

В 2008 году Мишустин решил оставить госслужбу и перейти в бизнес. В марте этого же года он стал президентом крупной международной группы компаний UFG Capital Partners и одновременно занял пост управляющего партнера UFG Asset Management.

Через 2 года Мишустин снова получил госдолжность и стал руководителем Федеральной налоговой службы.

ТАСС-ДОСЬЕ. 15 января 2020 года правительство России во главе с премьер-министром Дмитрием Медведевым подало в отставку. Глава кабинета заявил, что считает такой шаг необходимым на фоне предложений президента об изменении конституции.

О том, как проходили отставки прежних составов правительства РФ (исключая случаи роспуска кабинета министров в связи с инаугурацией избранного президента) - в материале ТАСС.

Основания для отставки правительства

Согласно действующей Конституции РФ 1993 года, решение об отставке правительства принимает только глава государства. Российское законодательство - конституция и федеральный конституционный закон "О правительстве РФ" от 17 декабря 1997 года - предусматривает пять оснований для отставки кабинета министров:

  • перед избранным президентом страны;
  • добровольно;
  • по инициативе президента;
  • в связи с отставкой председателя правительства;
  • в связи с вотумом недоверия Госдумы РФ (принимается по инициативе большинства депутатов либо в ответ на вопрос о доверии кабинету, поставленный перед Думой премьер-министром).

С 1993 года кабинет министров был распущен президентом пять раз (по два раза в 1998 и 1999 годах, а также в 2004 году) и дважды сложил полномочия добровольно (2007 и 2020 годы). В остальных случаях отставка происходила в связи с инаугурацией избранного главы государства (вотум недоверия правительству Госдума не выносила ни разу).

Отставка второго правительства Виктора Черномырдина (1998)

23 марта 1998 года президент Борис Ельцин подписал указ об отставке кабинета министров Виктора Черномырдина и возложил на себя полномочия премьера. Официальной причиной такого решения было названо желание сформировать более энергичную и работоспособную команду для обеспечения экономического подъема и решения социальных проблем. Однако по закону о правительстве исполнять обязанности премьер-министра мог только один из его заместителей. Для разрешения правовой коллизии президент отменил пункт указа об исполнении главой государства обязанностей премьера и назначил министра топлива и энергетики Сергея Кириенко первым вице-премьером и и. о. председателя правительства. Кандидатура Кириенко была внесена в Госдуму для утверждения на посту премьер-министра страны. Депутаты дважды - 10 и 17 апреля - высказались против назначения Сергея Кириенко. Однако президент в третий раз внес его кандидатуру на рассмотрение Госдумы. Согласно Конституции, очередной отказ парламентариев повлек бы за собой роспуск нижней палаты парламента, поэтому 24 апреля депутаты одобрили предложенную кандидатуру (251 - за, 25 - против, 39 - воздержались). В тот же день глава государства издал указ о назначении Кириенко председателем правительства.

Отставка правительства Сергея Кириенко (1998)

23 августа 1998 года глава государства объявил об отставке Сергея Кириенко вместе со всем составом правительства. Это решение было принято после того, как кабинет министров и Центробанк РФ объявили 17 августа о техническом дефолте по своим долговым обязательствам и перестали поддерживать курс национальной валюты. Исполнение обязанностей председателя кабинета министров, в нарушение закона о правительстве, было возложено не на одного из вице-премьеров, а на экс-премьера Виктора Черномырдина, который на тот момент возглавлял движение "Наш дом - Россия". Президент аргументировал свое решение тем, что для разрешения кризиса нужны "политические тяжеловесы". После того как Госдума дважды - 31 августа и 7 сентября - отказалась утверждать Черномырдина главой правительства, Борис Ельцин внес в Думу на пост нового премьера кандидатуру главы МИД РФ Евгения Примакова. 11 сентября нижняя палата дала свое согласие на его назначение (за - 317, против - 63, 15 воздержались). В тот же день глава государства подписал соответствующий указ.

Отставка правительства Евгения Примакова (1999)

12 мая 1999 года президент отправил в отставку правительство Евгения Примакова. В своем телеобращении к гражданам страны Борис Ельцин объяснил свое решение необходимостью исправления кризисной ситуации в экономике и социальной сфере. Глава государства возложил временное исполнение обязанностей руководителя кабинета на первого вице-премьера, министра внутренних дел Сергея Степашина. 19 мая его кандидатура была одобрена большинством депутатов с первого раза (за - 301, против - 55, воздержались - 14). В тот же день Борис Ельцин подписал указ о назначении Сергея Степашина председателем правительства.

Отставка правительства Сергея Степашина (1999)

Меньше чем через три месяца, 9 августа 1999 года, в своем телеобращении президент РФ Борис Ельцин заявил, что принял решение об отставке правительства Сергея Степашина и обратился к Госдуме с предложением утвердить на посту главы кабинета директора Федеральной службы безопасности, секретаря Совбеза РФ Владимира Путина. Ельцин сообщил, что видит его своим преемником и рассчитывает, что Путину удастся "консолидировать общество". В тот же день директор ФСБ был назначен первым вице-премьером и одновременно врио главы кабинета министров. 16 августа президент назначил Владимира Путина премьер-министром после одобрения Госдумой его кандидатуры (за - 233, против - 84, воздержались - 17). 31 декабря 1999 года Борис Ельцин досрочно ушел в отставку с поста президента, возложив исполнение обязанностей главы государства на Владимира Путина. В связи с этим с 10 января 2000 года непосредственное руководство деятельностью кабинета министров осуществлял первый вице-премьер Михаил Касьянов. На досрочных выборах 26 марта 2000 года Владимир Путин был избран президентом РФ. При этом он оставался во главе правительства до своей инаугурации 7 мая 2000 года.

Отставка правительства Михаила Касьянова (2004)

24 февраля 2004 года президент Владимир Путин объявил об отставке правительства Михаила Касьянова, врио главы кабинета был назначен вице-премьер Виктор Христенко. По словам Путина, решение не было связано "с оценкой итогов деятельности прежнего состава правительства" и было "продиктовано желанием еще раз обозначить свою позицию в вопросе о том, каков будет курс развития страны" после очередных президентских выборов, назначенных на 14 марта 2004 года. 1 марта глава государства внес в Думу кандидатуру полпреда РФ при Европейских сообществах в Брюсселе Михаила Фрадкова для назначения на пост председателя правительства. 5 марта за проголосовали 352 депутата, против - 58, воздержались - 24. В тот же день Михаил Фрадков был назначен премьер-министром.

Добровольная отставка второго правительства Михаила Фрадкова (2007)

12 сентября 2007 года премьер-министр Михаил Фрадков заявил о добровольной отставке правительства. Он объяснил это желанием обеспечить главе государства "свободу в выборе решений, включая кадровые", накануне думских и президентских выборов. Согласно комментариям к Основному закону под редакцией председателя Конституционного суда Валерия Зорькина, отставка была заранее согласована с главой государства. В тот же день, 12 сентября, президент Владимир Путин принял отставку кабинета и внес в Госдуму кандидатуру руководителя Федеральной службы по финансовому мониторингу Виктора Зубкова для утверждения в должности премьер-министра. 14 сентября за нового премьера проголосовал 381 депутат, против - 47, воздержались - 8. В тот же день президент подписал указ о назначении Виктора Зубкова председателем правительства.

Читайте также: