Как называется род трудовой деятельности человека a профессия b квалификация c призвание

Опубликовано: 06.05.2024

4. Назовите одну из отраслей тяжелой промышленности, производящую всевозможное оборудование, орудия труда, приборы, а также предметы потребления и продукцию:
а) Машиностроение +
б) Индустрия
в) Автоматизация

5. Профессия этого человека заключается в помощи в выборе фасона изделия, зарисовки выбранного варианта, снятии необходимых мерок и т.д.:
а) Портной
б) Швея
в) Закройщик +

6. Человек этой профессии умеет готовить различные виды теста, кремы, начинки, шоколадные массы:
а) Повар
б) Кондитер +
в) Пекарь

7. Какая отрасль народного хозяйства обеспечивает обращение товаров и их движение из сферы производства в сферу потребления:
а) Продажа
б) Коммерция
в) Торговля +

8. Это предприятие общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные:
а) Ресторан +
б) Бар
в) Кафе

9. Это технологии, преобразующие живой, творческий процесс в продукт – произведение, в момент приобщения к котором другие люди вступают в контакт с его творцом:
а) Искусство
б) Театр
в) Арттехнологии +

10. Назовите искусство, которое отображает мир с помощью пластических поз, танцевальных движений, жестов, мимики артистов:
а) Гимнастика
б) Хореография +
в) Фигурное катание

11. Особенности этой технологии, это высокая плотность потока излучения в зоне обработки, дающая необходимый термический эффект за короткое время (длительность импульса 1 мсек и менее):
а) Лазерные технологии +
б) Волоконная оптика
в) Плазменные технологии

12. Как называется человек, занимающийся единством внешнего вида и предназначения объекта, соблюдая его эстетическую привлекательность и если получится, функциональность:
а) Проектировщик
б) Дизайнер +
в) Архитектор

13. Профессиональные качества человека, работающего в этой сфере, это высокий уровень аналитического мышления, большой объем долговременной памяти, терпеливость, наблюдательность:
а) Наука +
б) Юриспруденция
в) Образование

14. Ситуация, в которой любой желающий что-либо купить или продать может выбирать между различными поставщиками или покупателями:
а) Борьба
б) Соперничество
в) Конкуренция +

15. Этот человек – социальная фигура, без которой рыночная экономика будет малоэффективной:
а) Предприниматель +
б) Администратор
в) Владелец

16. Вид трудовой деятельности личности, требующий определенного образования, подготовки и навыков, опыта:
а) Специальность
б) Профессия +
в) Работа

17. Этой современной технологии присущи: высокий научно-технический уровень, научно обоснованная структура посевных площадей, система севооборотов и внесения удобрений, система мер по защите почвы от эрозии:
а) Плодоводство
б) Растениеводство
в) Земледелие +

18. Термин, характеризующий результат производственной, хозяйственной деятельности:
а) Реализация
б) Продукция +
в) Поставка

19. Человек этой профессии, лицо, которое вывело, выявило и усовершенствовало сорт растения, породу животного или штамм микроорганизма:
а) Лаборант-эколог
б) Зооинженер
в) Селекционер +

21. Это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты:
а) Зарплата +
б) Доход
в) Профит

22. Предполагаемый результат, обеспечивающий развитие личности и ее жизнедеятельности:
а) Мечта профессиональной деятельности
б) Цель профессиональной деятельности +
в) Итог профессиональной деятельности

23. Одна из особенностей, присущая профессиональной деятельности:
а) Количество отдыха
б) Замкнутость
в) Окружение +

24. Одна из особенностей, присущая профессиональной деятельности:
а) Наименование труда
б) Обстановка +
в) Абстрагированность

25. Одна из особенностей, присущая профессиональной деятельности:
а) Количество проделланой работы
б) Количество отдыха
в) Условия отдыха и работы +

26. Одна из особенностей, присущая профессиональной деятельности:
а) Абстрагированность
б) Объект и предмет труда +
в) Наименование труда

27. Успешное овладение профессиональной деятельностью прежде всего зависит от понимания:
а) Ее содержания +
б) Мира
в) Жизнедеятельности

28. Профессиональная деятельность появилась с возникновением таких отношений:
а) Философских
б) Дружеских
в) Товарно-денежных +

29. Профессиональная деятельность тесно связана с такой культурой:
а) Технологической +
б) Массовой
в) Предпринимательской

30. Специфическая для каждой исторической эпохи система связанных между собой видов трудовой деятельности:
а) Объединение труда
б) Разделение труда +
в) Выбор труда

Термин «профессия» происходит из латинского и французского языков и имеет примерно такое значение: «говорить публично, объявлять, заставлять».

Профессия – род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы. Профессиональная деятельность – основной источник дохода. Наименование профессии определяется характером и содержанием труда или служебных функций, применяемыми орудиями труда.

С развитием производительных сил общества, применением более современных орудий труда и технологий производства, возникновением новых видов производства и отраслей науки углубляется разделение труда – выделяются специализированные профессии (забойщик, бетонщик).

Некоторые профессии отмирают (землекоп); другие – появляются (машинист экскаватора). Многие профессии подразделяются на специальности: врач-терапевт, врач-хирург.

Каждый человек в РФ может выбрать профессию в соответствии с наклонностями, культурными и духовными запросами и с учетом интересов государства.

Профессия как трудовая деятельность имеет определенную структуру:

1) заданные цели, представления о результате труда;

2) заданный предмет (исходный материал; это не обязательно вещь, но и ситуация неопределенности, любая система, например социальная, знаковая, художественно-эстетическая);

3) система средств труда;

4) система профессиональных служебных обязанностей;

6) производственная среда, предметные и социальные условия труда.

Рассмотрим перечисленные пункты более подробно.

1) Цели, представления о конечном результате профессиональной деятельности зафиксированы в культуре посредством образцов соответствующей работы, их описания, формулировки общих и специальных требований к ним.

Но не в каждой деятельности образец задают при помощи должностных инструкций, государственных стандартов или соответствующей документации. Во многих «случаях таким живым образцом профессиональной деятельности выступает компетентный специалист, признанный авторитет в своей профессиональной области. Молодой работник стремится перенять не только конкретные трудовые действия данного специалиста, но и стиль его профобщения и поведения, а также целостный образ жизни даже вне рабочего времени.

Кроме того, во многих профессиях невозможно точно и алгоритмизированно описать представление о конечном результате труда (управленческие и творческие профессии).

Необходимо различать цели профессии или трудовой деятельности и цели специалиста, который будет эту деятельность осуществлять, занимая данное должностное место. Если данное место является вакантным, цели указанной профдеятельности объективны и могут быть строго фиксированы. Но в тот момент, когда это место займет конкретный специалист, цели его деятельности станут субъективными, усвоенными и принятыми данным специалистом.

Такое рассогласование объективных и субъективных профцелей может быть как положительным, так и отрицательным. В первом случае специалист осуществляет творческую деятельность, создает нечто новое и преобразует собственную профсферу. И если до его прихода нормы работы в данной профессии были приняты в определенных заданных границах, то в результате деятельности новатора такие границы расширяются с появлением новых возможностей для других работников.

Во втором случае работник должен пройти курс профобучения, с тем чтобы «повысить» уровень собственного профессионализма до объективно заданных требований профдеятельности, в которой он работает.

2) Предмет труда – система взаимосвязанных признаков, свойств вещей, процессов, явлений, функций как материального, так и нематериального порядка, как бы противостоящих по отношению к человеку (специалисту). Чтобы реализовать собственную профдеятельность, он должен изменить, преобразовать предмет труда (создать нечто новое, ранее отсутствовавшее или не имеющее места в реальности). Предмет труда фиксируется при помощи документации организации рабочего пространства и т.п. Но не всегда можно описать предмет труда.

В педагогической деятельности предметом труда учителя начальных классов выступает ребенок, точнее, уровень его развитости и воспитанности. В процессе обучения в начальной школе учитель формирует у ребенка навыки правописания счета, чтения, произвольной деятельности – внимания, самоконтроля, самооценки. Таким образом, предметом труда для учителя выступает психика ребенка – его личностные, интеллектуальные, эмоциональные функции и процессы.

3) Средства профдеятельности – это вещественные средства труда и невещественные, вспомогательные (внимание и внешние и внутренние функциональные) средства трудовой деятельности, при помощи которых человек взаимодействует с предметом своего труда сообразно поставленной цели, изменяет и преобразовывает его.

Вещественные средства труда – аппаратурные средства дли приема, переработки и передачи информации; средства для осуществления практических действий в биологических, технических, неживых природных, знаковых системах; ручные, простые и механизированные средства труда, оборудование.

Внешние функциональные средства труда – выразительные средства поведения и речи человека как субъекта профдеятельности. В работе руководителя, диктора, артиста данные невещественные средства труда имеют большое значение.

Это может быть также организм человека профессионала (тренер спорта).

Внутренние функциональные средства труда отражаются
в нормативной инструктивно-методической документации, характеризующей ту или иную профдеятельность, а также профзнания, умения и навыки, индивидуальный стиль профдеятельности, профсамосознание и профсамооценка.

Между этими факторами существует тесная взаимосвязь: чем менее выражены внешние средства профдеятельности и чем они проще в техническом отношении, тем более сложной оказывается система внутренних средств, тем более высокие требования со стороны профессии предъявляются к уровню образованности, квалификации, интеллектуального и эмоционального развития работника, специалиста-профессионала.

4) Профессиональные служебные обязанности часто отражены в должностной инструкции и предписывают основные формы активности работника как обязательные, составляющие содержание его профдеятельности.

5) Система прав представлена в нормативных документах, принятых в системе законодательства, и отражает права работника в отношении здоровых и безопасных условий труда, оплаты труда, возможностей бесплатного повышения квалификации, пользования медпомощью, различными формами бытовой помощи, участия в жизнедеятельности работающей команды и трудового коллектива.

Нормативные акты о собственном труде должен знать каждый специалист и умело ими пользоваться.

6) Предметные и социальные условия труда составляют среду на рабочем месте профессионала:

а) предметные условия:

- витальные (жизненно важные);

- санитарно-гигиенические (температура, влажность и давление, воздушные среды, пыль, шумы и различные звуковые условия, разные виды лучистой энергии, инфекции, вероятность получения физических и психических травм);

б) социальные условия – социальная значимость данной профессии, социально-психологический климат в трудовом коллективе и в организации (фирме, банке) в целом, коллективные трудовые и профессиональные традиции, корпоративная культура в данной профессиональной сфере и т.д.

Мир профессий

Профессия – это род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы.

В настоящее время наиболее популярной и распространенной в практической психологии и педагогике является классификация профессий, разработанная Е.А. Климовым. В ее основу положен критерий «объекта труда», т.е. того, на что или на кого направлена активная, преобразующая деятельность человека – профессионала. Выделяют пять основных объектов профессиональной деятельности человека: это природа, техника, знаковая система, человек, художественный образ. Соответственно обозначенным объекта труда выделяют 5 профессиональных сфер.

Профессии типа «Человек – природа»

Этопрофессии, труд в которых направлен на растительные организмы, животных, а также на микроорганизмы. При выборе профессии данного типа необходимо учесть, что обычно живая природа выступает для человека всегда с положительной стороны, поскольку она связана с отдыхом. Но стремление к отдыху не есть еще желание работать в данной профессиональной сфере. Производственная сфера «человек – природа» включает в себя такие виды труда, как рабочий, лесовод, агроном, садовод, биолог и т.п. Человек, выбирающий эту профессию, должен обладать интуицией, уметь строить прогноз относительно живых объектов природы, а также проявлять заботливость и работоспособность.

Профессии типа «человек – техника»

Основу данной профессиональной направленности составляют такие школьные предметы, как химия, физика, математика, черчение. К техническим относятся профессии, связанные с добычей, обработкой грунтов и горных пород (проходчик, шахтер), профессии по обработке металлических промышленных материалов, изделий и полуфабрикатов (плотник, столяр, обувщик и т.п), профессии по обработке метала, наладке и обслуживанию машин, аппаратуры. От человека, выбравшего эту профессию, требуется, чтобы он интересовался техникой и любил ее, имел склонность к ручному труду.

Профессия типа «человек – человек»

Это профессия связана с обучением, развитием, воспитанием, руководством и контролем за деятельностью людей. В данной области деятельности помогут ориентироваться такие школьные предметы, как история, литература, граждановедение. Профессиональную сферу «ч.-ч.» составляют профессии педагога, воспитателя, психолога, юриста, руководителя, менеджера и т.п. Главное содержание труда в данной сфере состоит в том, что здесь нужно уметь активно взаимодействовать с людьми, общаться.

Профессия типа «Человек – знак»

Профессии этого типа связаны с созданием и оформлением документов (секретарь, делопроизводитель), с операциями с цифрами (бухгалтер, кассир, экономист, чертежник и т.п.). Успешный в данной профессии работник любит числа, знаки, символы.

Профессия типа «человек – художественный образ»

Эта профессия связана с изобразительной, «актерско-сценичес-кой» деятельностью. Очевидно, что это не только профессия художника, музыканта, певца, танцора, композитора, филолога, но и все те профессии, которые непосредственно связанны с данными ведущими специальностями или обслуживают их (работники в области декоративно-прикладного искусства, настройщики музыкальных инструментов, редакторы и т.п.). Достижение успеха в данной профессиональной сфере возможно при природной одаренности.

Информирование о профессиональном самоопределении. Мир профессий насчитывает свыше 50000 профессий и не является чем-то застывшим. Он динамичен: появляются и развиваются новые виды деятельности, отмирают и исчезают устаревшие, дробятся или объединяются реально существующие.

Сориентироваться и разобраться в огромном мире профессий поможет их классификация, предложенная профессором Е.А. Климовым и построенная по четырем признакам:

1) по предмету труда;

2) орудиям (средствам) труда;

4) условиям труда.

По предмету труда профессии делятся на 5 видов:

- человек – техника (главный предмет труда – технические объекты, материалы, виды энергии);

- человек – природа (ведущий предмет труда – живая природа);

- человек – знаковая система (ведущий предмет труда – знаки, цифры, коды);

- человек – человек (главное содержание труда – взаимодействие между людьми);

- человек – художественный образ (ведущий предмет труда – творчество, художественный образ и способы его построения).

Тип профессии «Человек – техника»

Предмет труда: технические системы, машины, механизмы, агрегаты.

Общие требования к работникам: физическая и психологическая выносливость; стойкая работоспособность; уравновешенность; физическая сила; хорошее слуховое, зрительное и мышечное восприятие; распределенное внимание; достаточно высокое интеллектуальное развитие.

Цели труда: ручные, машины, автоматы.

Условия труда: в закрытом помещении с нормальным микроклиматом, в закрытом помещении с резким изменением микроклимата, на высоте, на открытом воздухе.

Примеры профессий: наладчик, автослесарь, водитель, радиомонтажник, инженер-конструктор, швея-мотористка.

Тип профессии «Человек – знаковая система»

Предмет труда: условные обозначения, шифры, коды, языки, формулы; речь, письменность, символы, схемы, графики, ноты.

Общие требования к работникам: дисциплинированность; пунктуальность; стойкая работоспособность; аккуратность; оперативная память; устойчивое концентрированное внимание; способность оперировать представлениями.

Цели труда: разбираться, проверять, обрабатывать, оказывать воздействие, преобразовывать, изобретать, придумывать, находить новые варианты и образцы.

Орудия труда: ручные; автоматизированное и механическое оборудование, функциональные средства человека.

Условия труда: микроклимат бытового помещения, повышенная ответственность.

Примеры профессий: технический редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель; переводчик, программист, пользователь ПЭВМ, экономист, кассир; лингвист, конструктор, чертежник, штурман, закройщик, радист, стенографист, телефонист.

Тип профессии «Человек – художественный образ».

Предмет труда: художественные образы, закономерности создания и восприятия художественных образов.

Общие требования к работникам: впечатлительность; эмоциональность; трудоспособность; оперирование средствами эстетического воздействия; художественные способности.

Цели труда: преобразовывать, организовывать, оказывать влияние, воздействовать, находить новые способы и варианты.

Орудия труда: ручные, функциональные средства человека, механизированное оборудование.

Условия труда: повышенная моральная ответственность, микроклимат бытового типа, необычные условия, на открытом воздухе.

Примеры профессий: художник, скульптор, журналист, модельер, писатель, хореограф, композитор, парикмахер, закройщик-портной, дизайнер, ювелир, актер, гравер, реставратор, цветовод-декоратор, живописец по росписи фарфора, шлифовщик по камню…

Тип профессии «Человек – природа».

Предмет труда: земля, вода, атмосфера, полезные ископаемые, различные живые организмы и биологические процессы.

Общие требования к работникам: любовь к животным и растениям; физическая выносливость; высокая работоспособность; терпимость; инициативность; способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы; хорошее воображение; оперативное наглядно-образное мышление.

Цель труда: приобретать, придумывать, находить новые варианты и образцы, конструировать, распознавать, различать, оценивать, разбираться, проверять, преобразовывать, обрабатывать, оказывать воздействие, перемещать.

Орудия труда: ручные, механические, автоматизированное оборудование.

Условия труда: на открытом воздухе, в необычных условиях, в помещениях с микроклиматом бытового типа, а также в условиях, требующих повышенной моральной ответственности.

Примеры профессий: агроном, агрохимик, зоотехник, цветовод, ветеринар, биолог, микробиолог, эколог, садовод, овощевод, птицевод.

Тип профессии «человек – человек».

Предмет труда: человек, группы людей, коллективы (бригада, класс, хор и т.д).

Общие требования к работникам: высокие моральные качества; доброжелательность; вежливость; психологическая сдержанность; воспитанность; выдержка.

Цели труда: распознавать, разбираться, проверять, организовывать, оказывать влияние, изобретать, придумывать, находить новые варианты.

Орудия труда: функциональные средства человека (голос, жесты, мимика и др.), ручные орудия, машинное оборудование.

Условия труда: повышенная моральная ответственность, микроклимат бытового помещения, на открытом воздухе.

Примеры профессий: учитель, воспитатель, тренер, врач, медсестра, юрист, следователь, военнослужащий, менеджер, официант, продавец, проводник, стюардесса, библиотекарь, экскурсовод.

Чтобы правильно выбрать профессию, необходимо задуматься над формулой, которую условно назвали «хочу» – «могу» – «надо» – «буду делать».

Первое неизвестное формулы – «хочу».

Выбирая профессию, определите, что Вам интересно и чем бы Вы хотели заниматься каждый день на своем предполагаемом рабочем месте. Ответив на этот вопрос, Вы узнаете первое неизвестное в предлагаемой формуле.

Второе неизвестное формулы – «могу».

Если вы обладаете теми важными качествами, которые профессия предъявляет к человеку, то сможете достигнуть высокого уровня профессионального мастерства.

Третье неизвестное в формуле – «надо».

Это востребованность профессии на рынке труда. Помните, что жизнь не стоит на месте и рынок труда меняется очень быстро, а вместе с изменениями в экономической ситуации происходят изменения в профессиях и потребностях в них.

Классификация — это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам.

В мире существует тысячи различных профессий. Человеку до­вольно трудно ориентироваться в таком количестве, и поэтому разобраться в море профессий без классификации нелегко.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ - объединение сходных профессий в различные группы по каким-либо признакам.

Существует несколько различных классификаций профессий.

1. Профессии можно разделить на две группы по характеру тру­да (физического и умственного, или исполнительского и творческого).

2. Профессии различаются также по уровню квалификации, требующемуся от специалиста:

а) профессии, требующие высшего образования (инженер, врач);
б) профессии, требующие высокой квалификации от работни­ка, получаемой в системе среднего специального образова­ния (оператор, бухгалтер);
в) массовые профессии, требующие квалификации (агент, про­давец);
г) профессии, не требующие квалификации (подсобный рабо­чий, грузчик).

3. Существует и классификация профессий по уровню жестко­сти требований, предъявляемых к человеку, когда профессии делятся на массовые (которыми может овладеть практически любой человек) и те, где от человека требуются определенные качества (космонавт, дегустатор, артист).

4. Есть классификация профессий по отраслям хозяйства (на­пример, промышленность, строительство, транспорт и др.).

5. Наиболее известная и интересная классификация по типам профессий была предложена известным академиком Е. А. Климовым и детально разработана его сотрудниками.

ТИП ПРОФЕССИЙ — группа профессий, сходных по предмету труда.

Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть, на предмет труда. Предмет труда — это то, на что направлен труд человека.

Поскольку профессий в мире огромное множество, то и пред­метов труда большое разнообразие. Все эти предметы труда разделены на пять больших групп. Предметом труда могут быть люди, техника, информация, художественные произведения или природа.

В соответствии с предметом труда выделяется и пять типов профессий.

1. Тип «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК».

Предметом профессий этого типа являются люди. В процессе своей деятельности одни люди постоянно и непосредственно об­щаются с другими людьми, то есть главное содержание труда сво­дится к взаимодействию между людьми. К этому типу относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием, обучением и воспитанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой. Это такие профессии, как врач, медсестра, воспитатель, учитель, продавец, проводник, участковый инспектор.

2. Тип «ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА»

Он включает в себя профессии, связанные с созданием, монта­жом, сборкой и наладкой, эксплуатацией технических устройств, средств, ремонтом техники. Это могут быть такие профессии, как каменщик, сварщик, инженер, водитель, токарь, швея, слесарь-ре­монтник, электромонтер.

3. Тип «ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА».

Этот тип объединяет профессии, связанные со знаковой инфор­мацией (с текстами, с цифрами, формулами и таблицами, с черте­жами, картами, схемами, со звуковыми сигналами). Это такие про­фессии, как переводчик, библиотекарь, программист, бухгалтер, кассир, штурман, радист.

4. Тип «ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»

К данному типу можно отнести профессии, связанные с созда­нием, проектированием, моделированием художественных произ­ведений. Профессии — художник, журналист, композитор, ювелир, актер, закройщик, реставратор.

5. Тип «ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА».

К нему можно отнести профессии, связанные с изучением жи­вой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных. Это такие профессии, как микробиолог, агрохимик, геолог, лесовод, овощевод, зоотехник, ветеринар.

Для того, чтобы освоить определенную профессию и затем ус­пешно трудиться, ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ КОНКРЕТНЫМИ КАЧЕСТВАМИ, отвечающими тем требованиям, которые предъявляет эта профессия к человеку. Одни профессии требуют от него силы и ловкости, другие — преимущественно ума и аккуратности, третьи — общительности и сдержанности. Некоторые профессии требуют от человека практически одинаковых качеств, поэтому их можно объединить в группы, которые можно представить в качестве своего рода «профессиональ­ных государств», занимающих на карте определенное положение. Поэтому очень важно, выбирая профессию, знать эти требования.

1) Профессия типа «человек – человек» предъявляет высокие требования к таким качествам работника, как умение устанавливать. и поддерживать деловые контакты, понимать состояние лю­дей, умение разбираться в человеческих взаимоотношениях, на­ходить общий язык с людьми, оказывать влияние на других, иметь хорошую память (имена и лица многих людей), проявлять выдержку, терпение, спокойствие и доброжелательность, обладать развитыми речевыми способностями.

2) Тип профессий «человек — техника» требует высокого уровня развития наглядно-образного и практического мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.

3) Чтобы успешно работать в какой-либо из профессий типа «человек — знаковая система», необходимо уметь мысленно погружаться в мир сухих обозначений, символов и сосредотачиваться на них. Поэтому особенные требования профессии этого типа предъявляют к вниманию (длительному и сосредоточенному) и усидчивости. Они требуют от человека также способности к отвле­ченному мышлению, оперированию числами.

4) Важнейшее требование, которые предъявляют профессии типа «человек — художественный образ» — это наличие способности к искусствам творческое, богатое и яркое воображение, развитый и художественный вкус, талант, эстетическая чувствительность, об­разное мышление.

5) Человек, работающий в сфере «человек — природа» должен любить природу, живых существ, быть спокойным и уравновешенным. От него требуется хорошая наблюдательность, выносливость и терпимость к недостатку комфорта.

Если о предмете труда говорит тип профессий, то о степени слож­ности и уровне квалификации работника, т. е. о характере труда, свидетельствует класс профессий.

КЛАСС ПРОФЕССИЙ — группа профессий, сходных по характеру труда.

По характеру труда выделяются два класса профессий: испол­нительский и творческий.

Исполнительский класс. Профессии этого класса связаны с выполнением решений, ра­ботой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем (кассир, телефонист, водитель, продавец, ма­шинист). В большинстве случаев профессии этого класса не требу­ют высшего образования.

Творческий класс. Профессии творческого класса связаны с анализом, исследова­нием, испытанием, контролем, планированием, организацией и управлением, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений; они требу­ют независимого и оригинального мышления, высокого уровня умственного развития и, как правило, высшего образования (врач, менеджер, программист, учитель, юрист).

Любая профессия может быть одновременно отнесена на осно­вании предмета труда к одному из пяти типов и на основании ха­рактера труда к одному из двух классов, поэтому их можно пред­ставить в табл. 1.

Таблица 1
Классификация профессий

Типы профессий по предмету труда Классы профессий по характеру труда
Исполнительские Творческие
1 2 3
«Человек—человек» Воспитатель детского сада
Медсестра
Полицейский
Продавец
Социальный работник
Официант
Менеджер
Психолог
Секретарь-референт
Учитель
Адвокат
Следователь
«Человек—техника» Монтажник
Плотник
Слесарь
Токарь
Швея
Штукатур
Электромонтер
Инженер
Конструктор
Технолог
Космонавт
«Человек—знаковая система» Кассир
Оператор ПК
Наборщик
Телефонист
Оператор связи
Стенографистка
Бухгалтер
Сейсмолог
Переводчик
Программист
Экономист
«Человек—художественный образ» Закройщик
Парикмахер
Повар
Портной
Фотограф
Гравер
Дизайнер
Архитектор
Музыкант
Хореограф
Художник
Скульптор
Модельер
«Человек—природа» Животновод
Садовник
Фермер
Озеленитель
Лесовод
Агроном
Ветеринар
Геолог
Биолог
Химик

Деление профессий на типы и классы является достаточно условным. Не всегда можно четко, с уверенностью утверждать, к какому именно типу относятся та или иная профессия. Например, профессиональному юристу чаще всего приходится работать с людьми, поэтому его профессию можно смело отнести к типу «человек - человек». Однако в значительной мере юристу приходится иметь дело с текстовой информацией: документами, законами» т. п. Поэтому деятельности юриста могут быть присущи также особенности профессий типа «человек — знаковая система».

Или медсестра, которая должна прежде всего уметь общаться с боль­ными людьми, но, кроме того, она должна иметь навыки ухода за больными и использования технического оборудования, а также знать основы анатомии, физиологии и патологии человека, химии и фармакологии, быть внимательной при работе с документами, данными анализов, показателями аппаратуры.

Кроме того, общие профессиональные категории могут включать в себя несколько специализаций. Так, человек, получивший юридическое образование и имеющий специальность юриста, может в дальнейшем выбрать один из нескольких путей своей профессиональной карьеры. Например, он может стать адвокатом, следователем, юрисконсультом, нотариусом или криминалистом. И если труд адвоката направлен в основном на людей, то нотариус чаще имеет дело с документами, а криминалист - с информацией.

Поэтому, зная только общее названия целой категории профессий, трудно бывает с уверенностью отнести их к какому-то одному типу. Так, существует довольно большое число разных специализаций агентов, продавцов, врачей, менеджеров, учителей, инженеров.

Как можно использовать таблицу при выборе профессии?

С одной стороны, зная название профессии и определив ее место в таблице, можно узнать, какие требования предъявляет эта профессия к человеку. Например, профессия бухгалтера относится к профессиям типа "человек-знаковая система" творческого класса, следовательно, требует от человека высокого уровня развития способностей к отвлеченному мышлению, оперированию числами, вниманию и усидчивости, анализу информации, планированию и контролю.

С другой стороны, зная степень развития способностей человека, можно определить для него психологически наиболее подходящие тип и класс профессий. Например, если Вы легко вступаете в контакт, быстро знакомитесь с людьми, без проблем налаживаете отношения с другими, спокойны и доброжелательны, хорошо владеете своей речью, то в наибольшей степени Вашим способностям соответствуют профессии типа "человек-человек"

Наконец, для любой профессии таблица позволяет подобрать другие психологически наиболее сходные, близкие специальности. Например, если какая-либо профессия, которая подходит Вам по интересам и возможностям, не устраивает Вас с точки зрения условий труда, лучше всего выбирать смежную профессию, входящую в тот же самый тип и класс.

В процессе оформления трудовых договоров многие сталкиваются с такими понятиями как «профессия», «должность», «специальность», «квалификация», «специализация», что вносятся в документы. А дальше с новоиспеченного сотрудника начинают требовать выполнение обозначенных в трудовом соглашении норм.

Чтобы разобраться, чем отличается специальность от профессии, предлагаем подробно рассмотреть на примерах отличительные особенности каждого понятия.

Что такое специальность

Специальность – конкретное направление подготовки, после успешного освоения которой учащемуся присваивается специальная квалификация (младший специалист, бакалавр, либо специалист, магистр). Под этим термином также понимается отдельная образовательная программа, по которой передаются специфические знания.

Чем определяется специальность

По сути это узконаправленная деятельность в рамках одной профессии. К примеру, есть профессия врача (общее направление). Специальность в этом случае будет означать уточненное направление деятельности медицинского работника (врач хирург, терапевт, анестезиолог, дерматолог и другие).

Специальность не стоит путать со специализацией.

Специализация – это получение специальных навыков, знаний, умений в отдельно взятой области знаний. По сути, это выделение конкретного направления будущей деятельности в рамках отдельно взятой специальности. К примеру, если ваша специальность журналист печатных СМИ, то в качестве специализации будут доступны фотожурналистика, периодическая печать, деятельность информационных агентств.

Поэтому относительно специальности целесообразно выделить такие моменты:

  • чтобы ее получить в обязательном порядке необходимо пройти специальное обучение;
  • специализация подтверждается свидетельством, дипломом;
  • человеку приваривается квалификация;
  • может распространяться на различные типы профессий.

Помните, специальность получают в ВУЗах, либо других специальных учебных заведениях, после прохождения курса обучения и сдачи экзаменов (защите диплома).

Что такое профессия

Профессия – направление (род) деятельности, для выполнения которой необходимо иметь определенные знания, опыт, практические навыки. Получить их можно в процессе специальной подготовки, либо обучения. По своей природе профессии – это направление деятельности, объединяющее множество различных специальностей.

К профессиям относят такие направления: учитель, врач, юрист, водитель, экономист, строитель, инженер, водитель и другие. Каждую из профессий можно развернуть на множество специальностей. К примеру учитель может быть математики, химии, биологии, языка, физкультуры и т.д. То же водитель может оказаться мотоциклистом, водителем грузовика, автобуса, легкового автомобиля. И если специальность требует достаточно узкого направления подготовки, то профессия включает в себя общие обширные знания, охватывающие конкретно взятое направление.

Среди наиболее распространенных направлений, в которые объединены профессии, выделят:

  1. Технические. В основе находятся фундаментальные знания точных наук и физических (химических) процессов.
  2. Экономические. Ориентированы на элементарные правила математики и психологию людей.
  3. Строительные. Здесь также преобладают точные науки (математика, физика, химия, а также специфические объединённые знания).
  4. Педагогические. Базируются на психологии, искусству коммуникации, специальным углубленным знаниям в конкретной области.
  5. Медицинские. Изучается биология человека, анатомия, химия, другие связанные с жизнедеятельностью людей навыки и знания.

Помните, профессия – это направление деятельности, которое каждый конкретный человек выбирает самостоятельно. В дальнейшем профессия постепенно переходит в выбор специальности, а дальше в практическую специализацию.

Должность

Должность – служебное положение в компании, в рамках которого на сотрудника возлагаются обязанности и обязательства, что он обязан выполнять в процессе своей трудовой деятельности, обусловленной трудовым договором. Обычно иерархия должностей указывается в штатном расписании компании.

Чтобы занять определенную должность работник обязан иметь необходимую специальность, практический опыт работы (иногда специализацию), подтвержденные навыки, рекомендации (не обязательно).

Должности могут быть:

Что такое должность

  1. Рабочими. На них требуются граждане, с минимальным опытом работы, навыками, образованием (дворник, уборщица, курьер). Возможно обучение непосредственно на производстве.
  2. Инженерно-техническими, экономическими. Здесь требуются сотрудники, имеющие определенную квалификацию, а также специализацию по направлениям деятельности.
  3. Руководящими. Обычно на эти должности претендуют наиболее всесторонне подготовленные в конкретном коллективе сотрудники, имеющие организационные, коммуникационные, а также лидерские качества.

К примеру, если человек имеет специальность «юрист», он может занимать в компании должность «младшего юриста», «юриста», «ведущего юриста», «начальника юридического отдела», «руководителя юридической компании».

Переход с одной должности на другую называют «карьерным ростом».

Помните, чтобы достичь карьерных высот в рамках конкретной специальности, квалификации, необходимо постоянно совершенствовать свои навыки, получать богатый практический опыт и пользоваться этими знаниями в процессе работы.

Квалификация

Квалификация – это полученный в процессе обучения и подтвержденный установленным порядком уровень подготовки. Показывает, насколько глубоко и профессионально человек разбирается в конкретном вопросе. В процессе обучения в ВУЗах выпускникам, успешно прошедшим выпускные испытания присваивают квалификации (с припиской по направлению обучения):

  • бакалавра;
  • специалиста;
  • магистра.

К примеру, по окончанию строительного университета, его выпускники получают квалификацию «бакалавр строитель», «специалист архитектор», «магистр строитель».

Квалификация присваивается не только по окончанию ВУЗа. Ее могут получить работники непосредственно на производстве (например, повышающие разряды слесарей, столяров, техников, сантехников, электриков), либо в специализированных заведениях (пример, обучение водителей для открытия новых категорий прав).

Но в любом случае это делается через специальное испытание (экзамен), с последующим предоставлением официального документа (свидетельства, приказа, удостоверения).

Помните, квалификация показывает готовность человека выполнять работу определённой сложности, где требуется специфические углубленные знания, а также практические навыки.

Профессиональная принадлежность

Профессиональная принадлежность – это обобщённое направление деятельности, к которому относит себя конкретный сотрудник. Чтобы лучше понять значение этого словосочетания, его можно разбить рассматривать как «направление деятельности, к которому вы себя относите».

Что такое профессиональная принадлежность

Здесь важно понять, что в процессе обучения конкретной специальности, а также получения квалификации, человеку прививаются общие знания, которые можно использовать по этой профессии. Таким образом, при определенном уровне дополнительной подготовки (стажировки, прохождение специальных курсов, тренингов, семинаров), сотрудник сможет быстро адаптироваться и приспособиться выполнять новую работу.

К примеру, если после окончания обучения гражданин получил квалификацию «детский психолог», его профессиональная принадлежность будет психология (а иногда и педагогика). Поэтому, ему могут предложить трудоустройство психологом в ВУЗе. В этом случае для получения недостающих знаний не требуется радикальная переподготовка (как в случае, если психолога хотят сделать с инженера, либо юриста со строителя).

Помните, профессиональная принадлежность определяет предрасположение человека к конкретному направлению деятельности, а также наличия у него определенных знаний в этой сфере.

Основные отличия и пример

Теперь на конкретных примерах предлагаем рассмотреть основные отличия этих терминов, чтобы в дальнейшем не путаться на практике.

Иванов С.П. работает в компании на должности «начальник юридического отдела». Имеет диплом «специалиста юриста» по направлению «международное право». В этом случае:

  • профессия – юрист;
  • специальность – международное право;
  • квалификация – специалист юрист;
  • должность – начальник юридического отдела;
  • профессиональная направленность – юрист.

Сидоров Д.П. занимает должность «архитектор» в строительной компании. По образованию он «инженер строитель». Здесь:

  • профессия – строитель;
  • специальность – инженер строитель;
  • квалификация – специалист (по направлению инженер строитель);
  • должность – архитектор;
  • профессиональная направленность – строитель.

Помните, базовые знания терминологии, четкого значения каждого термина важно для рекрутера. Это позволяет минимизировать риски назначения для выполнения несвойственной и незнакомой для человека работы, даст возможность избежать ошибок, браков, убытков в компании.

Специальность VS Профессия. Кем вы станете когда вырастете?

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.


Разбираемся, в чем отличия между специальностью, профессией, квалификацией и должностью.

Что такое специальность

На первый взгляд кажется, что между этими терминами практически нет никакой разницы. Но на самом деле это совершенно разные понятия. Сегодня мы постараемся объяснить разницу между ними на наглядном примере.

Специальность — это довольно узконаправленная отрасль. Определенный набор знаний и умений, полученный во время обучения и подтвержденный документом. Например, юрист может быть: адвокатом, судьей, следователем или нотариусом. Экономист же может стать, к примеру, бухгалтером или финансистом.

Специальность

Что такое профессия

Профессия — это определенный род трудовой деятельности, который приносит доход и требует необходимый багаж знаний, умений и нужную квалификацию. Охват каждой профессии может быть довольно широк, обычно он объединяется в такие категории, как юридические, экономические, художественные, педагогические и др.

Что такое квалификация

Квалификация — это степень профессиональной подготовки. Квалификация определяет, на каком уровне находятся знания и умения специалиста. И присваивается с учетом оценивания различных профессиональных навыков независимой комиссией.

Что такое должность

Должность

Если все предыдущие термины были больше про образование, то должность — это непосредственно ваша работа. Это служебное положение, которое вы занимаете, работая в той или иной компании. Например, директор, секретарь и т.д.

Основные отличия, пример

Итак, разобравшись в терминологии, давайте рассмотрим основные отличия между этими понятиями.

Разница между профессией и специальностью:

  • Способ получения знаний. Если для того, чтобы получить специальность, необходимо пройти определенное обучение, то профессию можно получить и на практике. Для этого нужно обладать либо талантом, либо определенными навыками (например, физическими, художественными или музыкальными).
  • Необходимость подтверждения. Профессия может как соответствовать вашему образованию, так и быть совершенно из другой области. Она не требует аттестации или экзаменов. Специальность же обязательно нужно подтверждать (защита диплома, тестирование или государственные экзамены).
  • Доход. Профессия приносит человеку реальный доход, специальность — это лишь подтвержденные документом государственного образца знания и умения.

Разница между специальностью и квалификацией:

  • Специальность — это комплекс знаний и навыков, а квалификация — это уровень мастерства. То есть подтвердить первую можно дипломом, а вторую — практикой.
  • Специальность получается после прохождения обучения, а повышение квалификации — после начала профессиональной деятельности. Чем выше стаж и навыки работника, тем выше его квалификация.
  • Специальность остается у человека навсегда, а квалификация может меняться.

Отличия между профессией и должностью:

  • Профессия — это род трудовой деятельности, должность — это служебное положение лица в компании.
  • Должность закрепляется приказом, распоряжением или пометкой в трудовой книжке, а профессия чаще всего подтверждается документом о высшем или профессиональном образовании.

Давайте рассмотрим простой и наглядный пример:

Некто Мария Ивановна отучилась на журфаке. После этого она устроилась на работу на телеканал и заняла должность редактора новостей. Далее она прошла курсы профессиональной подготовки по тележурналистике и получила квалификацию тележурналиста. Теперь Мария Ивановна может работать в кадре в качестве корреспондента. Таким образом, наша героиня имеет специальность «Журналистика», профессию журналиста, квалификацию тележурналиста и должность корреспондента.

Если у вас нет времени на написание контрольной, курсовой или дипломной работы, сервис ФениксХелп всегда поможет выполнить любую задачу в срок.

Читайте также: